Кто построил Успенский собор во Владимире

Часть 4. Владимирские древности

Кто построил Успенский собор во Владимире
Успенский собор во Владимире

ДВАЖДЫ ПОСТРОЕННЫЙ

Закончив осмотр Дмитриевского собора, двигаемся к Успенскому. Путь пролегает вдоль здания присутственных палат. Причем идти можно как с внешней, то есть обращенной к пойме Клязьмы, стороны, так и с внутренней. С внутренней выставлены любопытные фотографии города Владимир XIX века. Ни машин, ни асфальта, только мощенные улицы, купеческая застройка да памятники старины. Смотреть рекомендуется.

Успенский собор – по-настоящему кафедральный. Это не частная личная церковь Всеволода, коей является Дмитриевский храм. Здесь изначально служили епископы, позже митрополиты. Собор возводился Андреем Боголюбским, замыслившим сделать из Владимира новый стольный град. А стольный град обязан иметь храм, не уступающий ни киевской, ни новгородской Софиям.

Впрочем первоначальный, возведенный в 1160 году (стройка шла четыре года, и я не очень понял, относится 1160-й к освящению или к закладке) Успенский собор Софиям таки уступал. Был он одноглавым наподобие Дмитриевского или Покрова на Нерли. То есть по центру сводов возвышался всего один барабан с одним куполом. Зато стены были изукрашены резьбой в традициях владимирского зодчества.

К слову о русском зодчестве. Нам, конечно, неизвестны имена строителей XII века, но ученые полагают, что изначально, при Андрее Боголюбском в роли архитекторов выступали иностранные мастера. Греки? Для строительства зданий из плинфы – возможно. Но для белокаменных построек могли приехать архитекторы с запада. Очень уж характерные совпадения у владимирских и немецких церквей. Резьбой же, как и черными работами занимались уже непосредственно местные.

План Успенского собора Андрея (черные квадратики) и план обстройки его при Всеволоде

Год 1185 на Руси более всего известен походом на половцев полка Игорева. На Владимирщине в дальний поход не ходили, но заняться было чем, ибо «погоре бо мало не весь город». Охватил пожар и Успенский собор. Выгорели дубовые связи, побежали трещины, закоптились стены.

Здорово, наверное, расстроился великий князь Всеволод. Но пожар – это не только большой убыток или разорение, это еще и возможность зажить по-новому. Сохранное здание тронуть рука не поднимается, а после такой напасти и перестроить можно. Действительно догнать и перегнать Софии.

По какой-то причине Всеволод не стал призывать иностранных архитекторов. То ли связи оборвались, то ли свои поднаторели. Но в летописи нарочито отмечено: «не ища мастеров от немець». Призвал князь своих, доморощенных зодчих и велел им что-то сделать с этим обгоревшим и потрескавшимся остовом.

И сделали. Инженерное решение и по нашим временам не хилое – забрать прежний храм в каменный футляр нового, обвести внешними стенами, подпереть дополнительными столпами, а старые столпы усилить.

Правда, пострадала так и не восстановленная каменная резьба эпохи Боголюбского. Да и стены вышли гораздо толстые. Узкие окна стали больше похожи на туннели и пропускали в разы меньше света. Впрочем, памятуя судьбу Рождественского собора в Боголюбово, погибшего от расширения окон, остается радоваться, что никто не стал прорубать проемы пошире. Свечей на освещение, думается, уходила прорва.

Пять прясел по фронту собора

В целом Успенский собор полностью укладывается в суздальскую белокаменную традицию. Опять мы имеем дело со зданием, в плане близким к квадрату. Три разделенные на прясла стены. Из-за размера храма прясел по пять штук с каждой стороны. Разделены они колоннами, оканчивающимися у земли соколиными когтями.

Прясла между собой не равны. Это хорошо видно по аркатурному поясу. Где-то мы видим семь, где-то шесть, а где-то и вовсе четыре полуколонны. Выше аркатурного пояса традиционные поребрики, еще выше узкие окна и совсем наверху озолоченные полукружья закомар.

Резьбы действительно крайне мало. Что-то напоминающее ее свисает по низам полуколонн аркатурного пояса. Но после Дмитриевского собора эта бедность уже не смотрится. Может быть, в этом есть какой-то смысл. Всё-таки Дмитриевский собор имел характер личной княжеской церкви, а Успенский – кафедральный, созданные под епископа и с прицелом (чем черт не шутит?) на митрополита. Потому здесь господствует строгость и благолепие, а не увеселительная резьба.

Женские лики вокруг оконного проема

Здание Андрея Боголюбского было украшено богато. Подтверждением тому служит множество резных камней, найденных вокруг Успенского храма. И они – лишь малая часть из камней, не пошедших в перестройку.

Большая же часть каменных блоков была использована вторично. У каких-то камней стёсывали рисунок (остатки резьбы давно найдены и даже частично идентифицированы сюжеты), какие-то камни вставляли в стены гладкой (прежней тыльной) стороной наружу. Новая резьба не создавалась.

В итоге по стенам осталась крохотная толика прежнего великолепия – соколиные когти на колоннах, кое-где львиные рожи да женские лики вокруг окон (и то не везде – видать, не хватило их при реконструкции). В остальном всё строго, чисто, белоснежно, но без изюминки. Потому и не лег Успенский собор мне на душу так, как лег Дмитриевский.

Внутри Успенского собора

НЕКРОПОЛЬ УСПЕНСКОГО СОБОРА

Если в случае Дмитриевского или Покровского храмов всё самое интересное находится снаружи, то у Успенского собора вся прелесть внутри. И прелесть, и покойники.

Если верить написанному, то только внутри здания располагаются гробницы (по гречески вделанные в ниши гробницы именуются аркосолиями), по крайней мере, десяти человек.

Среди них великие Владимирские князья Андрей Боголюбский, Константин и Юрий Всеволодовичи – сыновья Всеволода Большое Гнездо, в свое время изрядно полившие Русь кровью.

Успенский собор наполовину действующий, наполовину музейный. До часу дня там работают священники, после часа экскурсоводы. Чтобы получить скучную экскурсию с некритичным пересказом местных легенд, нужно заплатить 350 рублей. Просто попасть внутрь – 150 рублей.

Но в принципе и это необязательно. Можно пристроиться в хвост экскурсионной группе и проникнуть паровозиком. Бдительность у тетенек на входе от обилия посетителей притупляется, и они уже не отлавливают всех халявщиков. Я заплатил 150 рублей, в собор отправился в хвосте колонны экскурсантов, и билета у меня никто не спросил.

Список похороненных размещен у стены справа от входа. Правда, полюбоваться на самих покойников вы не сможете, поскольку их гробницы задернуты зелеными покрывалами. Нет, ну я еще понимаю простые смертные – пусть себе покоятся (если они там и вправду присутствуют), но посмотреть на мощи?

Гробница Константина Всеволодовича

Единственный открытый гроб размещен по центру здания. Ну как открытый – застекленный. И стекло периодически покрывается следами поцелуев верующих. В гробу находятся мощи святого Юрия (Георгия) Всеволодовича. Того самого «замечательного» великого князя Владимирского, при котором монголы пожгли Русь.

Сам князь, предварительно не оказавший помощи Рязани (мог реально оказать или нет – другой вопрос, главное – и не пытался), потерявший не за понюх Владимир со всей семьей, был разбит и убит в сражении на реке Сить 4 марта 1238 года.

Дальше всё по-православному просто. Нашли его тело без головы, похоронили в Ростове. Позже нашли и голову, положили в гроб. В 1239 году тело с головой перевезли во Владимир в Успенский собор. Голова внезапно приросла к туловищу, правая рука трупа вознеслась вверх (ну так, приподнялась слегка). Мощи оказались нетленными. В XVII веке князя канонизировали.

Собственно, в застекленном гробу мощей не видно. Всё закрыто одеждой. Только почерневшая правая рука торчит из-под одежды. Покоится на рукояти меча.

Да, формально фотографировать внутри нельзя, но если хочется, то можно. Только без вспышки.

Мощи Юрия Всеволодовича

Здесь можно было бы позудеть на тему того, как православные умудряются канонизировать не самых положительных князей. И ладно бы лишь ссылались на такие «формальности» как чудеса да нетление. Но нет, этого мало. Откроешь какой-нибудь православный текст и умилишься:

«Великий Всеволод был один из достойнейших князей русских, украшенный добрыми качествами души и доблестями гражданскими. По сказаниям русских летописей, он добрых миловал, злых казнил, не уважал лица сильных и не давал никого в обиду, не напрасно нося меч, ему Богом данный.»

А что, летописцы, они такие, честные и неподкупные, скажут как отрежут, охарактеризуют так на века. Или вот еще любят ссылаться на тексты из «Жития», созданного в XVII веке. Ну, оно конечно, тогдашние монастырские писатели, они всё знали, им верить можно безусловно.

Но самое интересное во всех этих канонизациях – загробное классовое неравенство. Казалось бы, монголы полно народу поубивали в том Владимире в 1238 году. Но «владимирскими мучениками» объявили только княжескую семью. Э, да что там.

Фрески Успенского собора

Наибольшую историко-художественную ценность во внутреннем убранстве собора имеют, конечно, фрески. Традиционно автором наиболее значимых считается Андрей Рублев. И опять же традиционно многие из них были сокрыты под иконостасом или поздними наслоениями и вскрыты уже при советской власти. Реставрационные работы ведутся до сих пор. Не идет фрескам на пользу современная атмосфера.

Утверждается, что есть на стенах элементы фресок домонгольского периода. На схеме в храме даже показано, где они размещаются. Но я по своей неграмотности, хоть убейте, не смог идентифицировать фрески, скажем, 1161 или 1189 годов. Да, признаться, и не стремился. Большой эстетики в них не вижу, но историческая ценность, как по мне, так безусловна.

Успенский собор во Владимире

Вдосталь нагулявшись по Успенскому собору, битком набитому туристами, выходим на улицу, отходим на почтительное расстояние, бросаем прощальный взгляд и спешим к символу Владимира Золотым воротам.

Источник: http://internetwar.ru/sobor-uspeniya/

Успенский собор Владимира

Кто построил Успенский собор во Владимире

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.

До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов.

Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями.

Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции.

От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Фрески Успенского собора

В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

Общая площадь сохранившихся в Свято-Успенском соборе Владимира древних фресок составляет около 300 квадратных метров.

Сохраненные фрески, Андрей и Валерия

Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое Литургия в храме

Памятник Владимиру и святителю Федору, Андрей и Валерия

Что посмотреть рядом

Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

Вблизи расположены:

Как добраться до Успенского собора Владимира

До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.

До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 108, 110, 123, 139.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

  • с автобусов — № 1С, 6С, 17, 27;
  • маршрутные такси — № 5, 36;
  • с троллейбусов — № 2, 7, 8.

На сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 15 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

Нашли неточность? Сообщите нам.

Olga

июнь 2019

Коммерционализация храма! Брать с православных паломников плату за вход в храм, если нет службы, да ещё и перекрывать вход к святыням, если не заказали экскурсию в 300 руб с чел. — НЕ БОГОУГОДНО

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21803

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Кто построил Успенский собор во Владимире

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история и описание

Упадок и возрождение Успенского собора

Реликвии Успенского собора

Успенский собор на карте

Краткая история

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.

Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.

Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.

Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.

Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.

Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.

Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor

Успенский кафедральный собор во Владимире

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

История

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным.

Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке.

Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

https://www.youtube.com/watch?v=p_S4GscqTxE

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Строительство

Первоначально Успенский собор был шестикупольным, трехапсидным, его построили из качественного белого камня. По данным раскопок он имел три притвора, а цоколь был построен непрофиллированным отливом.

После пожара, в 1185 году, князь Всеволод Большое гнездо увеличил алтарную часть, а по углам добавились четыре дополнительные главы. Благодаря перестройке Успенский собор обрел большую вместительность.

Практически в таком виде без учета реставраций здание сохранилось и до сегодняшнего дня.

Архитектурные особенности

Большинство церквей двенадцатого века строились в русском стиле, а материалом для строительство чаще служило дерево. Успенский собор изначально, при первых князьях, принял палатный вид архитектуры, из-за чего все нефы имеют равную величину. Существуют непроверенные данные о том, что в пространстве между стенами главы, находящейся в центре, располагается тайник, в котором пряталась государственная казна.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Сегодня Успенский собор посещают как одну из главных достопримечательностей города, однако в нем по сей день продолжаются службы, на которые также возможно попасть. Здание располагается по адресу: г. Владимир, улица Большая Московская, д. 56. При необходимости с представителями собора возможно связаться по номеру (4922) 32‑52-01 и e-mail: [email protected].

Время работы: с 7 утра до 20 часов вечера, выходной – понедельник.

Добраться до храма возможно на автобусе №12С, №15, №22, №25, №26 или №28, а также на троллейбусе №1 или №5. Остановка – «Соборная площадь».

Источник: https://pravednik.info/uspenskij-kafedralnyj-sobor-vo-vladimire.html

Успенский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

Успенский собор — это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

Адрес Успенского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Режим работы Успенского собора во Владимире в 2019 г

Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой — обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.

Часы работы музея:

  • С 13:00 до 16:45
  • Выходной день — понедельник

Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2019 г

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

  • Для взрослых — 150 рублей
  • Для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для детей с 16 лет и студентов — 100 рублей
  • Фотосъемка в храме запрещена!

Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» — Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней»

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Перестройка Успенского собора

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Дальнейшая история

В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется центральная часть храма

В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

Официальный сайт Успенского собора во Владимире

Храм находится в совместном ведении:

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Источник: https://TripGuide.ru/page_136.htm

Успенский собор во Владимире

В 1158 году при князе Андрее Боголюбском  Владимир стал стольным градом и, в том же году, началось строительство Успенского собора на крутом берегу речки Клязьмы, у самой кромки обрыва. В 1160 году строительство было завершено, а внутренняя роспись храма фресками была закончена в 1161 году. Задумывался Успенский собор не только как основной храм на северо-востоке Руси, но и как центральный собор Владимирской епархии, отдельной от Киева.

Успенский собор

Во всём блеске и величии!

Собор получился воистину грандиозным. Одновременно он мог вместить в себе две тысячи человек! После снятия строительных лесов с собора весь люд ахнул! Его главный купол сверкал золотом и возвышался не менее, чем Софийский собор в Киеве! Богатые барельефы каменных стен украшали женские и львиные маски, вензеля и церковные сюжеты: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников Севастийских», «Вознесение Александра Македонского».

Пол в храме был устелен блестящими словно золото, медными листами! На многие вёрсты вокруг сверкал он своими куполами и как бы возвышался над всем остальным городом. Многообразие золотой и серебряной утвари, украшенной драгоценными каменьями, было просто невообразимым! Летописцы сравнивали Успенский собор по красоте и величию с Иерусалимским храмом Царя Соломона. Своей постройкой Успенский собор определил на долгое время вперёд ход развития белокаменного зодчества на Руси.

Неспокойные годы юности

Молодость собора была тревожной. В 1183 году он сильно выгорел при пожаре, так что пришлось возводить новые стены из известняка и связывать их арками со старыми.

При восстановлении собора его внутренняя часть была значительно расширена и стала вмещать одновременно аж три тысячи человек, вместо двух. Всеволод третий сделал и без того пышное убранство собора ещё более красочным и насыщенным драгоценностями.

Он окружил основной храм двухэтажной галереей с четырьмя главами. Собор стал пятиглавым.

Купола Успенского Собора Во Владимире

Ещё одна напасть приключилась с собором в период монголо-татарского ига. В 1238 году монголо-татары осадили город и подошли к Успенскому собору, в котором укрывались жители Владимира, семья князя и владимирский еписком Митрофан. Собор был обложен брёвнами, хворостом и подожжён. Впоследствии собор был разграблен. Нападение монгольского царевича Талыча в 1410 году унесло из собора многие ценности.

Драгоценные фрески Успенского собора

Страшный суд Успенский собор

На протяжении 12-13 веков Успенский собор расписывался неоднократно, но от росписей тех времён почти ничего не осталось. Это было время многих пожаров и грабежей

Фрески Андрея Рублёва Страшный суд Иаков Авраам и Исаак в раю

В 1408 году во Владимир прибыли из Москвы знаменитые иконописцы – Даниил Чёрный и Андрей Рублёв. Они фактически заново расписали собор и создали новый иконостас с иконами своей кисти.

Этот иконостас разобрали рублёвский иконостас в 1773-1774 годы и заменили новым, который мы можем наблюдать и поныне.

На сегодняшний день фрески этих мастеров во многом утрачены, но оставшиеся примеры росписи являются драгоценностями Успенского собора, а иконы со старинного иконостаса в 1922 году перевезли в Третьяковскую галерею.

Икона «Сретение» из иконостаса Успенского собора во Владимире Совместный труд Андрея Рублева и Даниила Черного Около 1408 г

Восстановление первозданного вида Успенского собора

К 18 столетию храм сильно обветшал, его доселе гордый стан испещрили трещины. Были приняты срочные меры по его спасению. Но восстановили Успенский собор с большими искажениями. Лишь научная реставрация 1888–1889 годов привела его в первоначальный вид.

Древняя княжеская усыпальница

Успенский собор был усыпальницей многих Русских князей. В нём похоронен Андрей Боголюбский, его дети — Изяслав и Глеб, Всеволод третий, а также Юрий Долгорукий и другие. Также здесь похоронены владимирские епископы и митрополиты.

Наследие предков сегодня

Интерьер Успенского Собора

Успенский собор был создан неизвестными мастерами 12-го столетия. Они на века запечатлели своё миропонимание в женских и львиных каменных масках барельефов, вензелях и узорах. Многое пережил на своём веку Успенский собор! Многое он помнит и многое может рассказать!

В наши дни Успенский собор вмещает в себя православный храм, а также является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это кафедральный собор Владимирской епархии. Успенский собор внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор – это то, что точно стоит посетить во Владимире!

Источник: https://turizmbezgranic.ru/uspenskij-sobor-vo-vladimire/

Дмитриевский собор во Владимире: год создания, кто построил, где находится, краткое описание, интересные факты, Успенский собор

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

https://www.youtube.com/watch?v=weul6XUVV74

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей.

За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями.

Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.

Это были:

  1. Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
  2. Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.

Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

Как проходят богослужения

В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.

В остальное время здесь музей.

Режим работы:

  • понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
  • пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
  • суббота – с 10 до 18 часов.

Музей работает с апреля по октябрь.

Как добраться до храма

Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.

До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.

История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

о внешнем убранстве собора

Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html

Успенский собор во Владимире — шедевр древнерусского зодчества

Успенский собор во Владимире – яркий образец высочайшего мастерства древнерусских зодчих, духовное наследие Владимира и всей России. Он расположен в самом центре города, рядом с центральным парком.

С одной стороны, недалеко от него, находится другой выдающийся образец древнерусской архитектуры — Дмитриевский собор, а с другой, чуть поодаль от Успенского собора, располагаются исторические памятники: знаменитая городская достопримечательность — Золотые врата, Водонапорная башня во Владимире, в которой расположен музей «Старый Владимир», и великолепный Патриарший сад. Напротив Успенского собора воздвигнут памятник величайшему русскому иконописцу – преподобному Андрею Рублеву.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет строился храм Христа Спасителя

История создания

Строительство Успенского собора началось еще в середине 12 века князем Андреем Боголюбским, который задумал возвести храм, равного которому еще не было на Руси. Для осуществления грандиозного замысла были приглашены выдающиеся зодчие со всех земель – Галича, Киева, Германии и Греции. Собор был выстроен из известняка и украшен великолепной белокаменной резьбой.

В последующие годы храм много раз восстанавливали и перестраивали. Так, в конце 12 века он был сильно поврежден вспыхнувшим пожаром. Стараниями князя Всеволода Большое Гнездо собор был восстановлен. Зодчие расширили храм, внутреннее убранство заменили более роскошным и обнесли новыми стенами из камня, соединенными арками со старыми.

В 13 веке войска хана Батыя ворвались в город и подожгли собор вместе с находившимися в нем людьми. Огонь повредил церковную роспись, но сам храм выстоял.

После победы в Куликовской битве началось восстановление соборов и церквей. В начале 15 века князь Василий I пригласил знаменитых мастеров иконописи – Андрея Рублева и Даниила Черного. Они расписали храм новыми уникальными фресками, из которых сохранились отдельные фрагменты.

В 18 веке при Екатерине II интерьер храма был обновлен, появился барочный иконостас. А в самом начале 19 века рядом с собором выстроили высокую четырехъярусную колокольню с золотым шпилем, которая в 60-е годы 19 века была соединена с ним Георгиевским приделом.

Успенский собор – прекраснейший памятник древнерусского искусства

Прекрасный и величественный Успенский собор во Владимире с пятью золотыми куполами, самый большой купол в центре, виден издалека. Позолоченные купола с большими ажурными крестами, блистающие на солнце, своей формой напоминают шлемы древнерусских богатырей.

Незабываемое впечатление производит находящаяся на переднем плане высоченная четырехъярусная колокольня, соединенная с храмом. Ее высота вместе с изысканным золоченым шпилем составляет более 70 метров. В первом ярусе колокольни находится небольшая часовенка имени иконы Пресвятой Богородицы «Достойно есть». Часовенка действующая, в ней проводятся службы и можно поставить свечки. Рядом с Успенским собором воздвигнут поклонный крест, посвященный 2000-летию Рождества Христова.

Внутренняя часть собора поражает своим масштабом, великолепием и роскошью убранства. Здесь сохранились фрагменты фресок великого Андрея Рублева.

В храме покоятся мощи богоугодников и чудотворцев русского государства – князей Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского и Георгия Всеволодовича Владимирского, а также частица мощей Александра Невского.

К особо почитаемым иконам храма следует отнести образы Пресвятой Божией Матери: Владимирской, Боголюбской и Максимовской. В соборе утром и вечером проводятся богослужения.

Практическая информация

Во время богослужений вход в собор бесплатный. Женщинам обязательно иметь юбки и платки, их можно взять при входе в храм.

Ежедневно, кроме понедельника, с 13:00 до 16:45 в соборе отводится экскурсионному времени для организованных групп и индивидуальных путешественников. Билеты продаются в экскурсионной лавке.

Справа от территории собора расположен красивый и ухоженный центральный городской парк и смотровая площадка, откуда открывается сногсшибательная панорама города. Здесь грандиозное сооружение предстает с другого ракурса, позволяющего еще более оценить красоту и великолепие одного из самых значимых храмов на Руси – Успенского собора во Владимире.

Источник: https://www.topkurortov.com/uspenskij-sobor-vo-vladimire/

Достопримечательности Владимира: Успенский собор, Золотые ворота

Владимир – древний город центральной части России, расположенный на реке Клязьме. Исторические достопримечательности Владимира (из списка всемирного наследия ЮНЕСКО) и территориальная близость к Москве обеспечили городу невероятную популярность у туристов.

Наряду с Суздалем, Сергиевым Посадом, Переяславлем Залесским, Ростовом Великим, Ярославлем, Ивановом и Костромой город Владимир входит в традиционное Золотое кольцо России. Его называют «воротами» Золотого кольца. Также популярен маршрут из Владимира в Боголюбово – небольшой населенный пункт во Владимирской области со знаменитым храмом Покрова на Нерли.

Что посмотреть во Владимире и окрестностях, куда сходить. Список самых интересных и красивых мест города с фото читайте в статье.

Несколько фактов о Владимире

  • Город Владимир расположен на левом берегу Клязьмы, за что его называли раньше — Владимир-на-Клязьме. Еще одно название, бывшее в употребление — Владимир-Залесский.
  • За свою более чем 1000-летнюю историю Владимир пережил немало потрясений. Хотя на земле, принадлежащей сейчас городу, находят следы древних племен (меря), затем кривичей, первые упоминания о населенном пункте можно найти в Ипатьевской летописи (990 год).
  • Официальной же датой основания города считается 1108 год, когда Владимир Мономах заложил на этом месте деревянную крепость.
  • В середине XII века город приобретает статус столицы Северо-Восточной Руси и достигает расцвета.
  • В годы правления Всеволода Большое Гнездо он именуется Владимиром Великим.
  • В XIII и XV веках город неоднократно подвергался набегам татаро-монголов, в том числе хана Тохтамыша. Правили Владимиром удельные князья от Орды, что не способствовало сохранению культурных традиций.
  • После возвышения Москвы и централизации земель вокруг нее Владимир входит в состав Московского княжества и переходит в разряд провинциальных городов. С этих пор город многократно перестраивался: в XIV−XVII веках появляются слободы за крепостными стенами, а в XVIII − каменные церкви.
  • В 1778 году город обзаводится музеями, театрами и другими культурными объектами, так как становится центром Владимирской губернии.
  • Сейчас Владимир – крупный промышленный и туристический центр России.
  • Население Владимира — 358 тыс. человек.
  • Расстояние от Владимира до Москвы — 190 км.

Достопримечательности Владимира

Достопримечательности Владимира включают как древние сакральные памятники зодчества, так и постройки более позднего периода; усадьбы, музеи, театры, парки, памятники в честь известных исторических личностей, смотровые площадки, планетарий и т. д. Самые важнейшие из них включены в Список всемирного наследия Юнеско — это триумфальная арка Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Сайт: www.vladmuseum.ru Адрес: Большая Московская ул., 56. Часы работы: с 13.00 до 16.45, понедельник — выходной. Стоимость билета: 150 руб., школьникам и студентам старше 16 лет — 75 руб., детям до 16 лет бесплатно.

Успенский собор во Владимире — это уникальный памятник зодчества XII века, представляет собой пятиглавый белоснежный собор с золотыми куполами. Он был построен в 1158–1160 годы на берегу реки Клязьма, в период правления Андрея Боголюбского. Успенский собор — это главная достопримечательность Владимира, включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На протяжении многих лет Успенский собор был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Здесь венчались на великое княжение московские и владимирские князья, самые известные среди них — Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита. Здесь хоронили великих князей и архиереев. В некрополе Успенского собора более 40 захоронений — здесь похоронен сам князь Андрей Боголюбский, его сыновья, братья, а также князь Всеволод Большое Гнездо и его сын.

В Успенском соборе сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, в частности композиция «Страшный суд» (1408 г.). Рядом с храмом установлен памятник Андрею Рублеву. Считается, что в Успенском соборе находится самое большое количество работ гениального иконописца.

Памятник Андрею Рублеву

Именно Владимирский Успенский собор послужил образцом итальянскому архитектору Аристотелю Фьораванти для создания Успенского собора Московского Кремля.

Сейчас Успенский собор — это действующий храм и одновременно музей, относящийся к Вдадимиро-Суздальскому музею-заповеднику (ВСМЗ). Здесь хранится одна из главных православных святынь – Владимирская икона Богоматери. Двойной статус музея-храма предусматривает посещение как верующих, так и туристов. Для туристов посещение платное, для верующих бесплатно — во время богослужений.

Золотые ворота

Адрес: Большая Московская ул., 1А

Золотые ворота – сохранившаяся часть въездных ворот, возведенных по периметру города в XIX веке по указу князя Андрея Боголюбского.

Функция их была как защитной, так и декоративной, парадной: это объясняет название ворот, так как изначально они были покрыты золоченой медью. Ранее арку украшала чудотворная икона, которая также защищала город от недругов.

В наше время Золотые ворота – часть Владимиро-Суздальского заповедника. В этом здании из белого камня располагается музей воинской доблести с древними артефактами.

Дмитриевский собор

Адрес: Большая Московская ул., 60

Дмитриевский собор был возведен в конце XII века по указу Всеволода Большое Гнездо и посвящен Дмитрию Солунскому, частица одеяния и икона с изображением которого хранятся в здании.

Изящное четырехстолпное строение в византийском стиле снаружи украшено резьбой и барельефами, а внутри частично сохранилась древняя настенная роспись. Собор неоднократно горел, был объектом мародерства, реставрировался В результате были утеряны ценные фрески и церковные атрибуты. В целях сохранения памятника ему был присвоен статус музея, богослужения в нем не проводятся.

Источник: https://dostop.ru/vladimirskaya-oblast/dostoprimechatelnosti-vladimira.html

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится».

Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м.

Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх.

По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С. В. Заграевского.

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика.

Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда.

На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Н. Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов(в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым, Н. Н. Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показали верность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Перестройка собора в 1186—1189 годах

Успенский собор, юго-западная сторона Общий вид Успенского собора с колокольней, лето 2011 г.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

Дальнейшая история собора

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тыс. рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

На протяжении XVIII—XIX вв. претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены специальные контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня, представляющая собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А.

Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 гг. проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублева; в 1886—1891 гг. собор отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены более аутентичными шлемовидными.

В XX веке собор также несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 70-х — начале 80-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, по возможности отрегулировали температурно-влажностный режим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий