Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать
Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.
Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?
Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.
Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.
Сколько православных в России?
Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.
Почему?
Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).
Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?
В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов
В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов
Сколько православных в мире?
Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.
Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:
На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.
Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.
Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000
см.также: Католичество и православие: различия, самое главное
Православных в мире — около 300 миллионов.
Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):
- Русская православная церковь — 90–120 миллионов
- Румынская православная церковь — 18 800 000
- Элладская православная церковь — 9 000 000
- Сербская православная церковь — 8 000 000
- Болгарская православная церковь — 6 350 000
- Грузинская православная церковь — 3 600 000
А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.
Источник: https://uznavay.pro/skolko-v-rossii-tserkvey-i-drugie-tsifryi-kotoryie-interesno-znat/
Самый большой христианский храм в мире
В мире существует два православных собора, которые вправе называться самыми крупными. Восхищает своими габаритами храм Святого Саввы в сербской столице. Его длина составляет более 90 метров, а ширина доходит до 81 метра. Площадь – 7400 квадратных метров. Постройка выполнена в македонском стиле и расположена на месте сожжения мощи Святого Саввы османскими захватчиками.
Возводить храм стали перед началом Второй Мировой Войны. Во время вооруженного противоборства стран его строительство остановилось. Оно возобновилось только через полвека. На сегодня собор практически отстроен, остались лишь мелкие отделочные работы.
Центральный купол храма весит четыре тонны. На нем располагается позолоченный крест высотой 12 метров. Несколько лет назад вокруг Собора Святого Саввы собралось более 900 тысяч человек. В тот день проходило молебное последование о душе патриарха Павла.
Самым крупномасштабным собором для православных христиан в России является Храм Христа Спасителя. Он был открыт на пороге 2000-го года. Общая площадь составляет восемь тысяч квадратных метров. Есть у него и свои архитектурные особенности:
- фасады состоят из мраморных горельефов;
- входные двери из бронзы украшены ликами святых;
- площадь расписных стен составляет более 22 тысяч квадратных метров, девять их них позолочены.
Во время экскурсионного маршрута туристы посещают смотровую площадку, зал для культурных мероприятий, галерею. Для быстрого перемещения на четвертый этаж построены лифты. Со смотровой площадки превосходно видны центр Москвы и Кремль.
Самый большой католический храм
Католический римский собор Святого Петра по праву считается самым крупным и известным строением эпохи возрождения. Его возведение началось в середине 16 века и завершилось только через 120 лет. Над созданием трудилось несколько поколений известных мастеров. Среди них Микеланджело Буонарроти, Санти Рафаэль, Донато Браманте. Длина церковного здания – 220 метров, ширина – 150 метров. На прилегающей площади могут находиться сразу 400 тысяч верующих.
Расположено здание на западе Ватикана. На входе людей встречают фигуры апостолов Павла и Петра. 45-метровый фасад украшен скульптурами Иоанна Крестителя, Иисуса.
Главный купол собора в высоту достигает 138 метров. Его украшают цитаты Иисуса из Евангелия. Держат строение черты огромные колонны. В конце коридора стоит фигура Святого Петра, к которой должен прикоснуться каждый верующий человек.
Самый большой протестантский храм
В мире существует множество протестантских церквей и примыкающих к ним объединений. Одним из самых больших соборов, в котором люди проповедуют данное направление христианства, является Храм Соломона вРио-де-Жанейро. Его инаугурация состоялась летом 2014 года. Он построен по заказу организации «Царствие Божье», которую основал Эдир Маседо. Сегодня этот человек входит в список самых богатых людей в мире.
Размеры храма впечатляют. Длина его – 126 метров, ширина – 104 метра. Высота составляет 55 метров. Всего в храме 12 этажей, где могут расположиться около 10 тысяч верующих.
Протестантский храм сравним по площади с пятью полями для футбола. Внутри него располагаются два больших экрана, которые демонстрируют происходящее в здании. На одно только вечернее освящение было затрачено семь миллионов евро. Всего на строительство ушло около 113 миллионов долларов.
Самый вместительный христианский храм
Самым просторным православным храмом на земле считается Цминда Самеба в Грузии. Это первое место, которое стремятся посетить туристы, прибывшие в Тбилиси. При возведении храма была использована иерусалимская земля. В 2002 году здесь провели первое богослужение. Удачное расположение позволяет увидеть церковное здание из любой точки грузинской столицы.
В Главном Кафедральном Соборе могут находиться сразу пятнадцать тысяч человек. Для сравнения: Храм Христа Спасителя вмещает на пять тысяч меньше.
Цминда Самеба включает в себя:
- девять часовен, пять из них подземные;
- центральный храм;
- колокольню;
- отель;
- кафе для туристов;
- резиденцию высших духовных лиц;
- канцелярскую семинарию.
Таким образом, собор является целым комплексом для православных христиан.
Если говорить о самом просторном католическом храме, то здесь лидирует Собор святого Петра. В нем могут находиться одновременно 60 тысяч человек.
Самый высокий христианский храм
Звание самого высокого храма заслужил Ульмский собор в Германии. Он достигает в вышину более 160 метров. Строительство здания проходило на протяжении пяти веков. Окончательно возвели его в 1890 году. В 1543 году собор стал лютеранским. Здание построено в готическом стиле. Есть у него свои особенности:
- массивные своды;
- зубчатые стены;
- острые очертания;
- серые тона;
- химеры;
- удлиненные окна.
Сегодня туристы взбираются на самое высокое сооружение церковного здания по каменной лестнице. Для этого надо преодолеть 768 ступеней. Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на крыши домиков и священную реку славян – Дунай.
Есть и другие христианские храмы, достойные звания самого высокого. В 1248 году в Европе началось строительство Кельнского Собора. Его возведение завершилось через 632 года. Сегодня высота здания составляет около 155 метров. Самый большой фасад в мире также принадлежит ему.
Самый длинный христианский храм
Собор Святого Вита, который находится в Праге, смотрится довольно величественно, хотя его высота не достигает 100 метров. Зато длина главного коридора составляет 124 метра. Здание представляет собой шедевр готической архитектуры. Это символ столицы Чехии, который ведет свою историю с 1344 года. Сегодня он служит резиденцией архиепископа.
Строительство церковного здания длилось шесть веков. Роскошный интерьер включает в себя золотые стены, разнообразные скульптуры и цветные витражи. Пространство внутри представляет собой крест. Свод цилиндрической формы, который расположен на вышине 33 метров, подпирают 28 колонн. По всему периметру проходит трифорий – декоративная галерея. Туристы отмечают, что вид храма не надоедает. Каждый раз он вызывает восхищение.
Самый древний христианский храм
Первые христиане строили храмы на славянских землях. Немногие сооружения сохранились к нашему времени. Есть те, которые стоят и сегодня, правда, в перестроенном виде. К самому древнему христианскому храму относят церковь на площади Византия, который был позже переименован в Константинополь.
Ее возведение началось во времена императора Юстианиана (в 6 веке). В первые две сотни лет своего существования церковь подвергалась разрушениям в результате войн и пожаров. В 1537 году строители возвели базилику из качественного мрамора.
После захвата Константинополя турками храм был превращен в мечеть.
Сегодня это музей, всемирно известный памятник Византийской Империи, который носит название Собор Айя София. Он входит в число объектов всемирного наследия Unesco. Несколько сотен лет он оставался самым большим в мире христианства. Высота его равна дому с 33-мя этажами, диаметр купола – 31 метр.
Самый крупный христианский храм из стекла
В Калифорнии построен протестантский собор, вмещающий более 2500 человек. Он находится недалеко от Лос-Анджелеса и представляет собой гигантскую церковь, высота которой сравнима с 12-ти этажным домом. Уникальный проект возведен из 10 тысяч зеркальных панелей. Они прикреплены к стальному каркасу с помощью силиконового клея. Таким образом, ни одно стекло не прикручено болтами. Несмотря на это, сооружение способно выдержать 8-ми бальное землетрясение.
Хрустальный Собор был построен в 1980 году. Проект обошелся в восемнадцать миллионов долларов. В 2010 году храм был продан за 27,5 миллиона долларов римской католической церкви из-за долгов общины. Вскоре было принято решение переименовать его в Собор Христа.
Самый глубокий христианский храм
Собор Сипакиры представляет собой подземное церковное здание для католиков, построенное в соляных выработках. Глубина сооружения – около двухсот метров. Уникальное строение находится в центре Колумбии.
Стены храма на три четверти состоят из чистой соли и высечены прямо в скале. Судя по историческим справкам, его разработка началась в пятом веке и была связана с развитием культуры индейцев. Общая площадь здания составляет 32 гектара.
Действующий храм вмещает в себя до трех тысяч человек.
Туристы спускаются в него на шахтном лифте, высота которого составляет 25 метров. В древнем соляном сооружении они могут увидеть множество скульптур из мрамора и соли. Особенно популярна экскурсия «Путь шахтера». Желающие надевают каски с фонарями и проходят по узеньким коридорам. Для лучшего эффекта производят имитацию взрыва под землей. Туристам предлагается отколоть кусочек твердой породы себе на память с помощью кирки.
Собор Сипакиры – это одна из самых популярных святынь на южном континенте Америки. Его считают восьмым чудом света и величайшим достижением строительного искусства колумбийских мастеров.
Источник: https://ktotak.ru/blog/samyj_bolshoj_khristianskij_khram_v_mire/2018-07-04-90
Православные страны: список. Распространение православия по странам
Православные страны составляют большой процент от общего количества государств на планете и территориально раскиданы по всему миру, но больше всего сконцентрированы они в Европе и на Востоке.
Не так много религий в современном мире, которые сумели сохранить свои правила и главные догмы, большое число сторонников и верных служителей своей веры и церкви. Именно к таким вероисповеданиям относится православие.
Православие как ветвь христианства
Само слово «православие» толкуется как «правильное славление Бога» или «правильное служение».
Эта религия относится к одной из самых распространенных вероисповеданий мира – христианству, и возникла она после распада Римской империи и разделения церквей в 1054 году нашей эры.
Основы вероучения христианства
Эта религия основана на догмах, которые истолкованы в Священном писании и в Священном предании.
Первое включает в себя книгу Библию, состоящую из двух частей (Нового и Старого Заветов), и апокрифы, представляющие собой священные тексты, которые не вошли в Библию.
Второе состоит из семи вселенских соборов и трудов отцов церкви, жившие во втором-четвертом столетиях нашей эры. К этим людям относятся Иоанн Златоуст, Афанасий Александровский, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин.
Во всех православных странах соблюдают главные догматы этой ветви христианства. К ним относятся следующие: триединство Бога (Отец, Сын и Святой Дух), спасение от страшного суда через исповедание веры, искупление грехов, боговоплощение, воскресение и вознесение Бога Сына – Иисуса Христа.
Все эти правила и догмы были утверждены в 325 и в 382 году на двух первых Вселенских соборах. Православная церковь провозгласила их вечными, непререкаемыми и сообщенными человечеству самим Господом Богом.
Православные страны мира
Религию православие исповедует примерно от 220 до 250 миллионов человек. Это количество верующих составляет десятую часть от всех христиан планеты. Православие распространено по всему миру, но наибольшее процентное содержание людей, которые исповедуют эту религию, в Греции, Молдавии и Румынии – 99,9%, 99,6% и 90,1% соответственно. Другие православные страны имеют немного меньший процент христиан, но он тоже высокий у Сербии, Болгарии, Грузии и Черногории.
Наибольшее количество людей, вероисповедание которых — православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.
Православной страной считается та, в которой признано православие как государственная религия.
Страной, в которой наибольшее количество православных, считается Российская Федерация. В процентном соотношении она, конечно же, уступает Греции, Молдавии и Румынии, но численностью верующих значительно превышает эти православные страны.
- Греция – 99,9%.
- Молдова – 99,9%.
- Румыния – 90,1%.
- Сербия – 87,6%.
- Болгария – 85,7%.
- Грузия – 78,1%.
- Черногория – 75,6%.
- Белоруссия — 74,6 %.
- Россия — 72,5 %.
- Македония — 64,7 %.
- Кипр — 69,3 %.
- Украина — 58,5 %.
- Эфиопия — 51 %.
- Албания — 45,2 %.
- Эстония — 24,3 %.
Распространение православия по странам в зависимоти от количества верующих выглядит следующим образом: на первом месте Россия с количеством верующих 101 450 000 человек, Эфиопия имеет православных 36 060 000, Украина – 34 850 000, Румыния – 18 750 000, Греция – 10 030 000, Сербия – 6 730 000, Болгария – 6 220 000, Беларусь – 5 900 000, Египет – 3 860 000, и Грузия — 3 820 000 православных.
Народы, которые исповедуют православие
Рассмотрим распространение этого верования среди народов мира, а по статистике, больше всего православных среди восточных славян. К ним относятся такие народы, как русские, белорусы и украинцы. На втором месте по популярности православия как родной религии южные славяне. Это болгары, черногорцы, македонцы и сербы.
Молдаване, грузины, румыны, греки и абхазцы также в большей части православные.
Православие в Российской Федерации
Как обозначалось выше, страна Россия — православная, численность верующих самая огромная в мире и распространяется на всю ее большую территорию.
Православная Россия славится своей многонациональностью, в этой стране проживает большое количество народов с разным культурным и традиционным наследием. Но большинство этих людей объединяет их вера в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.
К таким православным народам Российской Федерации относятся ненцы, якуты, чукчи, чуваши, осетины, удмурты, марийцы, ненцы, мордва, карелы, коряки, вепсы, народы республики Коми и Чувашии.
Православие в Северной Америке
Считается, что православие – вера, которая распространена на территории Восточной части Европы и небольшой части Азии, но и в Северной Америке эта религия также присутствует, благодаря огромным диаспорам из русских, украинцев, белорусов, молдаван, греков и прочих народов, переселенных из православных стран.
Большинство жителей Северной Америки — христиане, но они принадлежат к католической ветке этой религии.
В Канаде и США отношение к религии немного отличается.
Много канадцев считают себя христианами, но при этом крайне редко посещают церковь. Конечно, разница немного присутствует в зависимости от региона страны и городской или сельской местности. Известно, что городские жители менее религиозны, нежели деревенские люди. Религия Канады в основном христианская, большую часть верующих составляют католики, на втором месте другие христиане, значительную часть составляют мормоны.
Концентрация двух последних религиозных течений очень отличается от региона страны. К примеру, в приморских провинциях живет много лютеран, когда-то поселенных там британцами.
А в Манитобе и Саскачеване проживает много украинцев, которые исповедуют православие и являются приверженцами Украинской православной церкви.
В США менее ревностные христиане, но, по сравнению с европейскими, они чаще посещают церковь и совершают религиозные обряды.
Мормоны в основном сконцентрированы в Альберте, вследствие миграции американцев, которые являются представителями этого религиозного течения.
Основные таинства и обряды православия
Это христианское течение имеет в своей основе семь основных действий, каждое из которых что-то символизирует и укрепляет человеческую веру в Господа Бога.
Первое, которое совершают еще в младенчестве, – это крещение, осуществляется оно через погружение человека в воду три раза. Такое количество погружений делается в честь Отца, Сына и Святого Духа. Этот ритуал означает духовное рождение и принятие человеком православного вероисповедания.
Второе действие, которое совершается только после крещения, – это евхаристия или причащение. Осуществляется через поедание небольшого куска хлеба и глотка вина, символизирующих вкушение тела и крови Иисуса Христа.
Также православным доступна исповедь, или покаяние. Это таинство заключается в признании всех своих грехов перед Богом, которые человек говорит перед священником, а тот, в свою очередь, отпускает грехи от имени Бога.
Символом сохранения полученной чистоты души, которая была после крещения, является таинство миропомазания.
Ритуал, который совершается совместно двумя православными, – это венчание, действие, при котором от имени Иисуса Христа молодожены напутствуются на долгую семейную жизнь. Обряд проводит священник.
Соборование – таинство, во время которого больного человека смазывают елеем (деревянным маслом), считающимся священным. Это действие символизирует схождение на человека Божьей благодати.
Существует у православных еще одно таинство, которое доступно только священникам и епископам. Оно называется священство и состоит в передаче новому священнику от епископа особой благодати, срок действия которой пожизненный.
Источник: https://FB.ru/article/358159/pravoslavnyie-stranyi-spisok-rasprostranenie-pravoslaviya-po-stranam
История Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе
ТАСС-ДОСЬЕ. 7 октября 2019 года Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) принял решение о принятии в свою юрисдикцию приходов Архиепископии русских церквей в Западной Европе, которые ранее обратились с соответствующей просьбой к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву).
ТАСС — об истории Архиепископии и ее современном состоянии.
Создание Архиепископии
Приход к власти в России большевиков в 1917 году вызвал массовую эмиграцию из страны. Русские беженцы, оказавшиеся в странах Западной Европы, основали в местах своего расселения множество православных приходов. Для руководства ими 1 октября 1920 года.
Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (образовано епископами Русской церкви на территории, подконтрольной Вооруженным силам Юга России генерала Антона Деникина) назначило архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского). 8 апреля 1921 года Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) подтвердил это решение.
Его указами была создана Временная администрация русских приходов в Западной Европе, ее главой назначен архиепископ (с 1922 года — митрополит) Евлогий. В течение 1920-х годов общины, бывшие под управлением митрополита Евлогия, оставались в юрисдикции Русской православной церкви Московского патриархата и именовались ее «Западноевропейской епархией» или «Западноевропейской митрополией».
Приходы располагались на территории Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Чехословакии, Австрии, Швейцарии, Италии, Болгарии, Румынии, Марокко. С конца 1922 года кафедральным храмом Западноевропейской митрополии является собор Святого князя Александра Невского в Париже (Франция). В 1926 году большинство русских приходов Западноевропейской епархии в Германии перешло в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ).
Отношения с Московской патриархией, РПЦЗ и переход в юрисдикцию Константинопольской церкви
В 1927 году под давлением советских властей заместитель патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший Московский патриархат после ареста других церковных иерархов, опубликовал декларацию о лояльности коммунистической власти. От заграничного духовенства он потребовал аналогичных заявлений.
Архиерейский синод РПЦЗ, а также большинство находившихся в эмиграции иерархов разорвали отношения с Москвой. Однако митрополит Евлогий с оговорками подчинился распоряжению Сергия и сохранил формальное подчинение Московской патриархии.
Такое решение привело к разрыву с РПЦЗ и переходу в эту юрисдикцию некоторой части русских приходов из Западноевропейской митрополии (отношения с РПЦЗ были восстановлены в 1934 году).
Несмотря на формальные заявления о лояльности советскому правительству, митрополит Евлогий в своих публичных выступлениях осуждал массовые репрессии против верующих в СССР. 21 марта 1930 года он заявил, что митрополит Сергий находится под давлением советского правительства, поэтому «наши пути расходятся, ибо все, что носит печать Советов, для нас неприемлемо».
10 июня 1930 года Сергий отстранил митрополита Евлогия от управления Западноевропейской митрополией. Однако тот отказался подчиниться и заявил о выходе из юрисдикции Московской патриархии. Глава митрополии обратился с ходатайством о переходе в Константинопольский (Вселенский) патриархат.
17 февраля 1931 года Константинопольский патриарх Фотий II (Маниатис) издал томос (указ) о принятии подчиненных митрополиту Евлогию приходов в Константинопольский патриархат в качестве самостоятельной русской православной церковной организации со статусом экзархата (самоуправляемой церковной области в составе поместной церкви).
При этом как символ сохранения связи с Русской церковью в приходах экзархата на богослужениях поминалось «все епископство православное Церкви Российской».
В 1945 году митрополит Евлогий, обнадеженный сокращением репрессий в СССР и патриотической риторикой советских властей, принял решение вернуться в подчинение Московского патриархата. Однако большинство клириков и прихожан не разделяли его позицию. 7 сентября 1945 года в ответ на обращение митрополита Священный синод РПЦ вынес постановление о воссоединении Западноевропейского экзархата с РПЦ.
При этом не был до конца урегулирован вопрос о выходе экзархата из юрисдикции Вселенского патриархата. 8 августа 1946 года митрополит Евлогий скончался, а 16-20 октября того же года съезд представителей клира и мирян принял резолюцию ходатайствовать перед Константинополем о сохранении экзархата в его юрисдикции. 6 марта 1947 года Вселенский патриарх Максим V (Вапордзис) утвердил это решение.
Архиепископия во второй половине ХХ — начале XXI веков
С 1950-х годов значительную часть паствы Западноевропейского экзархата составляли европейцы, перешедшие в православие из католичества и протестантизма. В связи с этим в храмах экзархата перешли на новоюлианский календарь, стали совершать службы на французском, голландском и др. европейских языках.
В 1965 году в связи с улучшением отношений между Константинополем и Москвой патриарх Афинагор I (Спиру) принял решение об упразднении Западноевропейского экзархата и рекомендовал его духовенству перейти под юрисдикцию РПЦ.
В ответ 30 декабря 1965 года глава экзархата архиепископ Георгий (Тарасов) провозгласил его независимой и самостоятельной Архиепископией Православной церкви Франции и Западной Европы. Это решение было поддержано общим собранием клира и представителей мирян.
Константинопольский патриархат, а также Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви негласно признали провозглашение независимости. Московская патриархия расценила действия архиепископа Георгия как не каноничные.
В 1971 году в ответ на ходатайство архиепископа Георгия Константинопольский патриарх Афинагор I своим указом вновь включил Архиепископию русских приходов в Западной Европе в свою юрисдикцию. При этом Архиепископия, сохранив внутреннюю автономию, не получила статуса экзархата, а была подчинена митрополиту Константинопольской патриархии, управлявшему приходами во Франции. РПЦ не признала правомочность решения Константинополя.
В мае 1995 года состоялось восстановление общения между РПЦ и Архиепископией русских приходов в Западной Европе.
В 1999 году Константинопольский патриарх Варфоломей I (Архондонис) вернул Архиепископии статус экзархата.
Конфликт с Константинопольской патриархией в 2018-2019 годах, переход в юрисдикцию РПЦ
27 ноября 2018 года Священный синод Константинопольского патриархата без объяснения причин принял решение об упразднении экзархата Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Было заявлено, что приходы экзархата в каждой из европейских стран передаются в ведение местных епископов Константинопольской церкви.
Источник: https://tass.ru/info/6971323
Православные церкви всего мира
Православие (в переводе с греческого слова «ортодоксия») образовалось в виде восточной ветви христианства после того, как в начале V века произошло разделение могущественной Римской империи на две части – Восточную и Западную.
До конца эта ветвь оформилась после раскола церквей на православную и католическую в 1054 году. Образование разного рода религиозных организаций практически напрямую связано с политической и социальной жизнью общества.
Православные церкви стали распространяться в основном на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.
Особенности веры
В основу православия положены Библия и Священное предание. Последнее предусматривает принятые законы Вселенских и Поместных соборов, которых за всё время было только семь, а также труды святых отцов церкви и канонических богословов. Чтобы понять особенности веры, нужно изучить её истоки.
Известно, что на первых Вселенских соборах 325 и 381 гг. был принят Символ веры, в котором кратко излагалась вся сущность христианского вероучения. Все эти основные положения православные церкви назвали вечными, неизменными, непостижимыми для разума обычного человека и сообщёнными Самим Господом.
Сохранение их в неприкосновенности и стало главной обязанностью религиозных деятелей.
Православные церкви
Личное спасение души человеческой зависит от выполнения обрядового предписания Церкви, таким образом, происходит приобщение к Божественной благодати, подаваемой посредством таинств: священства, миропомазания, крещения в младенчестве, покаяния, причастия, венчания, елеосвящения и т. д.
Православные церкви проводят все эти таинства в богослужениях и молитвах, они также большое значение придают религиозным праздникам и постам, учат соблюдению заповедей Божьих, которые дал Моисею сам Господь, и выполнению его заветов, описанных в Евангелии.
Основное содержание православия заключается в любви к ближнему, в милосердии и сострадании, в отказе сопротивления злу насилием, что, в общем, составляет понятные общечеловеческие нормы жизни. Ставится акцент и на перенесении безропотного страдания, посланного Господом, для того, чтобы очиститься от греха, пройти испытание и укрепить веру. На особом почитании у Бога святые православной церкви: страдальцы, нищие, блаженные, юродивые, отшельники и пустынники.
Организация и роль православной церкви
Единого главы в церкви или духовного центра в православии нет. Согласно религиозной истории, есть 15 автокефальных самостоятельных в своём управлении церквей, из которых 9 имеют во главе патриархов, а остальные – митрополитов и архиепископов. Кроме этого, существуют и автономные церкви, независимые от автокефалии по системе внутреннего управления. В свою очередь, автокефальные церкви делятся на епархии, викариатства, благочиния и приходы.
Патриархи и митрополиты руководят жизнью церкви вместе с Синодом (при патриархии коллегиальный орган из высших церковных лиц), и избираются они пожизненно на Поместных соборах.
Управление
Православным церквям свойственен иерархический принцип управления. Всё духовенство делится на низшее, среднее, высшее, чёрное (монашество) и белое (остальные). Каноническое достоинство этих православных церквей имеет свой официальный перечень.
Православные церкви делятся на вселенское (мировое) православие, куда входят четыре самых древних патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, и на новообразованные поместные церкви: Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Афинская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская.
Сегодня существуют также и автономные церкви: у Московского патриархата – Японская и Китайская, у Иерусалимского – Синайская, у Константинопольского – Финская, Эстонская, Критская и прочие другие, не признанные мировым православием юрисдикции, которые считаются неканоническими.
История русского православия
После крещения в 988 году Киевской Руси князем Владимиром, образованная Русская православная церковь долгое время относилась к Константинопольскому патриархату и была его митрополией.
Он назначал митрополитов из греков, но в 1051 году во главе РПЦ встал русский митрополит Илларион. Перед падением Византии в 1448 году РПЦ получила независимость от Константинопольского патриархата.
Во главе церкви встал московский митрополит Иона, а в 1589 году впервые на Руси появился свой патриарх Иов.
Московская епархия РПЦ (её ещё называют Московская православная церковь) была создана в 1325 году, сегодня она насчитывает более полутора тысяч храмов. К монастырям и приходам епархии принадлежат 268 часовен. Многочисленные округа епархии объединены в 1153 прихода и 24 монастыря. В епархии, кроме этого, есть три единоверческих прихода, полностью подчинённые архиерею Московской епархии РПЦ митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювиналию.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1415996630498544145/pravoslavnye-tserkvi-vsego-mira/
В ожидании томоса: краткий словарь церковных терминов, которые помогут вам быть в теме
Украинское информационное пространство в последние месяцы серьезно насыщено церковными терминами. Какие-то из них вы «где-то слышали», какие-то вполне могли услышать впервые
112.ua
Украина готовится к получению Томоса и дальнейшему созданию Единой украинской автокефальной поместной церкви. Вселенский патриархат признал незаконной «передачу» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году.
Кроме того, появилась информация, что с патриарха УПЦ КП Филарета уже сняли анафему.
При этом митрополит РПЦ Иларион угрожает, что если Украина все же получит Томос, то РПЦ может разорвать все отношения с Константинополем.
Такая краткая вводная еще каких-то полгода назад вполне могла серьезно озадачить обывателя наличием большого количества непонятных слов.
Сейчас же тема Томоса и церкви прочно укрепилась в топе главных новостей страны, однако некоторые термины лишний раз пояснить никак не помешает.
Потому далее будет небольшой ликбез, предназначенный для лучшего понимания темы, которая, похоже, еще задержится в главных новостях Украины.
Начнем с главного.
Что такое Томос?
Это указ предстоятеля поместной православной церкви по важному вопросу церковного устройства.
В частности, путем издания Томоса некоторая часть «материнской» церкви может получить автономию в управлении или автокефалию.
Что такое «материнская» церковь?
Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников
«Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.
На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.
В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:
«Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».
Что такое автокефалия?
Это статус поместной церкви. Он предполагает административную независимость от других поместных церквей.
Автокефальная церковь возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом.
Если немного подробнее: автокефальная православная церковь – это поместная православная церковь с закрепленной за ней канонической территорией. Автокефальная церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви.
Не путать с автономией. Предстоятель автономной церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных церквей.
Кто такие патриархи, архиепископы и митрополиты?
Все три названия – это церковные саны.
Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей.
В любой автокефальной церкви патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.
Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви.
Митрополит — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях) — административных центрах провинций Римской империи.
Что такое Поместный собор? Что такое Архиерейский собор? Какая между ними разница?
Поместный собор — собор епископов и других клириков, мирян, поместной церкви или определенной ее области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.
Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно архиереи.
Кто такие архиереи?
В иерархии санов современной церкви — духовные лица, имеющие третью по значимости степень священства (епископскую).
Кто такие экзархи?
Не так давно стало известно, что Вселенский патриархат назначил экзархами в Украине представителей духовенства из Канады и США.
Так вот. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).
Что такое анафема?
Анафема – отлучение христианина от общения с верными Церкви людьми и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
Как известно, решение «об отлучении Филарета от церкви» и анафеме принял Архиерейский собор РПЦ.
Что такое епархия?
Церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.
Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/v-ozhidanii-tomosa-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov-kotorye-pomogut-vam-byt-v-teme-461789.html
Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.
Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.
— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.
Как считает Росстат
Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.
Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.
В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.
Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.
Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.
Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.
По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.
Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.
Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.
Как считает Православная церковь
Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.
На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений.
К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).
С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.
Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.
Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.
К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года
Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).
Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?
Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.
Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.
Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.
Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч.
В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч.
И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.
Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч.
Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек.
Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.
И ещё немного цифр
Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы.
Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год.
В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.
Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.
Если эта статья показалась Вам интересной или полезной, поделитесь ею с друзьями:
Источник: https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/
10 стран с наибольшим числом православных
Православие подразделяется на две основные конфессии: Православная Церковь и Древневосточная Православная Церковь.
Православная Церковь является второй по величине общиной в мире после Римско-Католической церкви. Древневосточная Православная Церковь имеет похожие догматы, что и Православная Церковь, но на практике существует различие в религиозных обрядах, которые более разнообразны, чем в у консервативной Православной Церкви.
Православная церковь доминирует в Белоруссии, Болгарии, Кипре, Грузии, Греции, Македонии, Молдавии, Черногории, Румынии, России, Сербии и Украине, тогда как Древневосточная Православная Церковь преобладает в Армении, Эфиопии и Эритреи.
10. Грузия (3,8 млн.)
Грузинская Апостольская Автокефальная Православная церковь насчитывает около 3,8 млн. прихожан. Она относится к Православной Церкви. Православное население Грузии является самым наибольшим в стране и управляется Священным Синодом Архиереев.
Действующая Конституция Грузии признает роль церкви, но определяет ее независимость от государства. Этот факт противоположен историческому устройству страны до 1921 года, когда Православие было официальной государственной религией.
9. Египет (3,9 млн.)
Большинство христиан Египта являются прихожанами Православной Церкви, составляя около 3,9 млн. верующих. Самая большая церковная конфессия — Коптская Православная церковь Александрии, которая является последователем Армянской и Сирийской Древневосточных Православных Церквей. Церковь в Египте была основана в 42 году н.э. апостолом и евангелистом Святым Марком.
8. Белоруссия (5,9 млн.)
Белорусская Православная Церковь являются частью Православной Церкви и насчитывает до 6 миллионов прихожан в стране. Церковь пребывает в полном каноническом общении с Русской Православной Церковью и является крупнейшей конфессией в Белоруссии.
7. Болгария (6,2 млн.)
Болгарская Православная Церковь насчитывает около 6,2 млн. независимых верующих Вселенского Патриархата Православной Церкви. Болгарская Православная Церковь является старейшей в славянском регионе, основанная в V веке в Болгарской Империи. Православие также является крупнейшей религией в Болгарии.
6. Сербия (6,7 млн.)
Автономная Сербская Православная Церковь, относящаяся к автокефальной Православной Церкви, является лидирующей сербской религией с количеством почти 6,7 миллиона прихожан, представляющих 85% населения страны. Это больше, чем большинство этнических групп в стране вместе взятых.
Существует несколько Румынских Православных Церквей в некоторых частях Сербии, основанных мигрантами. Большинство сербов отождествляют себя с приверженностью к Православной Церкви, а не по этнической принадлежности.
5. Греция (10 млн.)
Количество христиан, которые исповедуют Православное учение, близко к 10 млн. населения Греции. Греческая Православная Церковь включает в себя нескольких православных конфессий и сотрудничает с Православной Церковью, проводит литургии на языке оригинала Нового Завета — греческом Койне. Греческая Православная Церковь строго следует традициям Византийской Церкви.
4. Румыния (19 млн.)
Большинство из 19 миллионов прихожан Румынской Православной Церкви являются частью автокефальной Православной Церкви. Количество прихожан составляет примерно 87% населения, что дает повод иногда называть румынский язык правоверным (Ortodoxie).
Румынская Православная Церковь была канонизирована в 1885 году, и с тех пор строго соблюдает православную иерархию, существующую на протяжении веков.
3. Украина (35 млн.)
В Украине около 35 миллионов членов православного населения. Украинская Православная Церковь обрела независимость от Русской Православной Церкви после распада СССР. Украинская церковь пребывает в каноническом общении с Православной Церковью и имеет наибольшее количество прихожан в стране, что составляет 75% от общей численности населения.
Несколько церквей по-прежнему относятся к Московскому Патриархату, но украинские христиане по большей части не знают, к какой конфессии они принадлежат. Православие в Украине имеет апостольские корни и было объявлено государственной религией несколько раз в прошлом.
2. Эфиопия (36 млн.)
Эфиопская Православная Церковь является крупнейшей и старейшей церковью как среди населения, так и структуры. 36 миллионов прихожан Эфиопской Православной Церкви находятся в каноническом в общении с Древневосточной Православной Церковью и были частью Коптской Православной Церкви вплоть до 1959 года. Эфиопская Православная Церковь является независимой и самой крупной из всех Древневосточных Православных Церквей.
1. Россия (101 млн.)
Россия имеет наибольшее число православных христиан во всем мире на общую сумму около 101 миллиона прихожан. Русская Православная Церковь, также известная под названием Московский Патриархат, — это автокефальная православная церковь, находящаяся в каноническом общении и полном единении с Православной Церковью.
Считается, что в России проявляется нетерпимость к христианам, и число православных христиан постоянно оспаривается. Небольшое количество россиян верят в Бога или даже исповедуют православную веру. Многие граждане называют себя православными христианами, потому что они были крещены в церкви еще детьми или упоминаются в официальных правительственных отчетах, но не практикуют религию.
Рекомендуем посмотреть:
В ролике будет подробно рассказано об основных религиях, исповедуемых в мире, с множеством исторических фактов.
Источник: https://batop.ru/10-stran-s-naibolshim-chislom-pravoslavnyh
Пасхальные богослужения в православных храмах могут пройти без верующих
В Русской православной церкви нет единого мнения, можно ли отказаться от массовых богослужений во время главного для христиан праздника — Пасхи. В этом убедился корреспондент Федерального агентства новостей, пообщавшись с разными священниками и православными экспертами.
Пасха наступит в положенный срок
Позицию РПЦ изложил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе. Собственно, она сводится как раз к тому, что окончательное решение пока не принято.
«Мы не комментируем пока решений относительно Пасхи, поскольку идет Великий пост. Тем не менее могу сказать, что верующие не раз встречали Пасху в куда более трагичные времена, чем сейчас. Поэтому православные должны быть сосредоточены на том, чтобы достойно прожить Великий пост в молитве и воздержании», — заявил Кипшидзе в комментарии ФАН.
Он добавил, что Пасха наступит в положенный срок, и это главное для верующих.
«Пасха — не чемпионат мира по футболу. Она наступает уже почти 2000 лет и наступит вновь. Поэтому подлинно верующий человек в любом случае встретит этот праздник в молитве и радости», — резюмировал представитель патриархии.
Между тем, в православной Греции с 11 марта действует запрет на посещение храмов православными мирянами. В связи с этим 2 апреля Священный синод Элладской православной церкви попросил греческое правительство разрешить провести Пасхальные богослужения за закрытыми дверями. Предполагается, что для остальных верующих будет организована онлайн-трансляция, что поможет им почувствовать причастность к богослужению.
Священный синод ЭПЦ также заявил о намерении провести массовые богослужения в день отдания Пасхи — с 26 на 27 мая. Данное сообщение некоторые СМИ восприняли как новость о «переносе Пасхи», что в корне неверно: главный православный праздник наступит вскоре после схождения Благодатного огня 19 апреля.
Что касается России, то президент Владимир Путин в своем обращении 2 апреля заявил о том, что дает широкие полномочия главам регионов самим определять степень жесткости карантина. И они этим правом уже пользуются.
Так, на Кубани в связи с угрозой распространения коронавируса распоряжением властей с 5 апреля и до «особого распоряжения» будет действовать запрет на публичные богослужения в православных церквях. Об этом сообщил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.
Правда, божественные литургии за закрытыми дверями священникам без паствы проводить все же разрешат. В некоторых православных храмах будет налажена онлайн-трансляция богослужений. Также предполагается, что ограниченное число верующих все же смогут причащаться во время богослужений.
Из всех опрошенных ФАН наиболее непримиримую позицию по отношению к запрету массовых богослужений на Пасху занял известный православный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы о. Сергий (Рыбко).
«Насколько я знаю, патриарх Кирилл настроен на то, чтобы отстоять права верующих на совершение в храмах божественной литургии. Если будет прямой запрет властей, это вызовет резкое недовольство многих верующих», — заявил клирик в разговоре с корреспондентом ФАН.
Пандемия паники
По мнению православного публициста, главного редактора портала «Русская народная линия» Анатолия Степанова, сегодня имеет место «пандемия паники».
«Эта паника то ли по законам информационного общества, то ли из каких-то специальных соображений поднята мировыми СМИ»,— заявил Степанов в интервью ФАН.
Но есть и опасный реальный вирус, который приводит к печальным последствиям. Собственно, об этом говорил и святейший патриарх Кирилл — болезнь есть, и не надо проявлять легкомыслия, напомнил православный эксперт.
«В этой ситуации РПЦ согласна с мерами, которые предпринимаются светскими властями, — по крайней мере, в том варианте, как их изложил Владимир Путин. Другое дело, что всегда есть самодеятельность местных властей. Например, в Карелии, где до сих пор не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом среди жителей, власти предложили закрыть все храмы. Это, мягко говоря, с удивлением было принято верующими», — рассказал Анатолий Степанов.
При этом надо понимать, что прямого запрета на посещение храмов со стороны священноначалия РПЦ нет. Церковь исходит из того, что надо поберечь свою паству, большую часть которой составляют пожилые люди. А именно они наиболее уязвимы перед коронавирусом.
«Самое главное, что службы в храмах не прекращаются. Механизма запретить посещать храмы власть не предлагает. У храмов не дежурят полицейские патрули, которые заворачивали бы людей домой. Власти с пониманием относятся к позиции РПЦ», — считает главный редактор «Русской народной линии».
Что будет дальше, верующие по всей России ждут с большой тревогой. Одно дело — ограничения посещения храмов в разгар Великого поста. Тут есть даже некоторое богословское обоснование, которое сравнивает пост с уходом в пустыню, отметил Степанов.
А вот что будет в Великий Четверг и на саму Пасху, когда многие православные стремятся причаститься и считают обязательным участие в богослужении? Этот вопрос беспокоит многих верующих.
«Думаю, что до конца этой недели будет какое-то особое разъяснение насчет Благовещения, которое тоже является очень важным праздником для верующих. Оно ежегодно празднуется 7 апреля. И вот по тому, как будут организованы богослужения на Благовещение, можно будет предположить, как они пройдут на Пасху», — надеется собеседник ФАН.
Вероятно, в итоге будет принято компромиссное решение. Например, богослужения будут проводиться на улице. Во многих поместных православных церквях это уже стало практикой.
«В Сербской православной церкви в храм пускают по несколько человек для причастия, — остальные люди молятся на улице. Эта проблема обсуждается и в Болгарской православной церкви. В любом случае, совсем не заходить в храм на Пасху нельзя, поскольку он в это время олицетворяет собой ту могильную пещеру, в которой находилось тело Христово», — резюмировал собеседник ФАН.
Если закроют храмы
По словам директора школы в селе Ивановское-на-Лехте, священника Владимира Мартышина, надо спокойнее относиться к тем мерам, которые предлагаются для сдерживания пандемии коронавируса.
«Надо понимать, что в храме заражение возможно. Я не говорю сейчас о святынях или причастии. Но рука священника или его нарукавники — это не святыни. Поэтому прикладываться к ним сейчас не стоит», — выразил свое мнение собеседник ФАН.
В данный момент, по его словам, важно максимально соблюдать все предписания властей, чтобы на Пасху не пришлось совсем закрывать церкви.
«Мы и раньше всегда просили прихожан соблюдать меры предосторожности. Например, в нашем приходе церкви Илии Пророка много прихожан с детьми. И мы часто просим родителей воздержаться от того, чтобы приходить в храм, когда их дети болеют ветрянкой», — рассказал о.Владимир.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Пестрецово священник Александр Авдеев, ссылаясь на установки священноначалия, рассказал ФАН о том, что богослужения на Пасху в сельских приходах пройдут в любом случае.
«Даже если закроют храмы, служить будем на улице. Есть предписание, чтобы мы ограничили число верующих на пасхальной службе, но до какой степени — пока непонятно», — рассказал о. Александр.
Ранее настоятель Никольского храма в Павшинской пойме города Красногорска, популярный православный блогер Павел Островский рассказал Федеральному агентству новостей, что на данный момент запрещать богослужения на Пасху в России не планируется.
«В самом крайнем случае священники будут служить в храмах без прихожан, а потом будут причащать людей по домам. Наверно, при этом будут даны какие-то специальные инструкции», — предположил собеседник ФАН.
3 апреля руководитель департамента национальной политики и межрегиональных связей Москвы Виталий Сучков заявил, что власти Москвы окажут содействие Русской православной церкви в организации видеотрансляций богослужений в столице.
По его словам, святейший патриарх Кирилл обратился в том числе в правительство Москвы за помощью в организации видеотрансляции богослужений. И мэрия готова в этом помочь РПЦ.
Пока речь идет только о тех прихожанах, которые сами приняли решение не посещать пасхальные богослужения.
Вместе с тем рабочая группа при патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции опубликовала , согласно которому пастырские обязанности духовенства будут исполняться в полном объеме.
Источник: https://riafan.ru/1264753-paskhalnye-bogosluzheniya-v-pravoslavnykh-khramakh-mogut-proiti-bez-veruyushikh