Что значит Успенский собор

Успенский собор в Свияжске. Досье

Что значит Успенский собор

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 июля 2017 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО был включен Успенский собор в Свияжске (Республика Татарстан).

Он стал третьим по счету объектом в Татарстане, вошедшим в список, после Казанского Кремля и древнего города Болгар.

Свияжск

Свияжск — село в Зеленодольском районе Татарстана, расположенное на одноименном острове в устье реки Свияга, в 30 км от Казани. Основано в 1551 г. царем Иваном Грозным как крепость.

Площадь современного Свияжска составляет 62 га, численность населения — 259 тыс. человек.

Собор Успения пресвятой Богородицы

Собор Успения пресвятой Богородицы (Успенский собор) — самый большой храм Свияжска. Входит в состав Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря — действующего монастыря Казанской епархии Татарстанской митрополии Русской православной церкви. Успенский собор был заложен весной 1556 г., через год после основания монастыря, освящен — в 1561 г.

Однокупольный храм построен из белого тесаного камня в стиле псковско-новгородских храмов XIV-XV вв. Предположительно, строился псковскими мастерами под руководством зодчих Ивана Ширяева и Постника Яковлева. За более чем четырехсотлетнюю историю собор неоднократно реконструировали и переделывали. В XVII в. к нему была пристроена трапезная, а в середине XVIII в. купол храма заменили на новый в стиле украинского барокко.

Тогда же надстроили 12 кокошников (полукруглые наружные декоративные элементы), благодаря чему верхняя часть сооружения стала казаться более легкой. Четыре из них украшены небольшими куполами, остальные в XX в. были увенчаны восьмиконечными крестами-звездами. Уже в XIX в. было пристроено крыльцо.

Фрески собора

Внутри собора сохранился полный цикл стенной фресковой живописи XVII в. Помимо Свияжска, такая роспись есть только в соборе Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Площадь фресок — 1 тыс. 80 кв. м., их автор неизвестен. По технике исполнения и колориту красок они существенно отличаются от псковской, новгородской, ярославской и др.

стенной росписи. Среди фресок — композиции «Отечество» на куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Саваофа». Здесь же находится единственная сохранившаяся в России фреска с изображением святого Христофора в виде воина с лошадиной головой (в XVIII в.

большинство образов святого с песьей или лошадиной головой были уничтожены).

Также среди самых знаменитых фресок — «Шествие праведных в рай», которая находится в алтарной части собора. Предполагается, что на ней изображены Иоанн Грозный и митрополит Московский Макарий — их фигуры замыкают шествие праведников. Это единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого Иоанна Грозного.

Сохранился также пятиярусный золоченный иконостас собора XVIII в., иконы которого хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан.

Фрески храма реставрировались в 1890-е гг., в 1911 г., а также в период с 1964 по 1984 г. В 2016 г. на археологические и реставрационные работы в Успенском соборе, а также Троицкой церкви и Татарской слободке Свияжска было выделено 18,8 млн руб.

  • Российские объекты в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Досье

Источник: https://tass.ru/info/4403074

Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства

Что значит Успенский собор

1001molitva.ru > Святые места > Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства

Успенский собор Московского кремля — одна из самых красивых и древних духовных достопримечательностей столицы России.

В ней венчались на престол царевичи династии Романовых, женились и крестились их дети и внуки. В статье расскажем больше об этом удивительном месте.

  • Кто и когда построил Успенский собор
  • Интересные факты строительства
  • Краткое описание икон Успенского собора
  • Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы
  • Особенности внутреннего убранства храма

Кто и когда построил Успенский собор

Первый Успенский собор появился задолго до первых русских царей. Он был деревянной церковью. При воцарении на престол Ивана Калиты деревянную постройку снесли, построив каменное здание, поскольку старое сильно утратило свои свойства и постепенно рушилось.

Ридольфо Аристотель Фьораванти (1415 — 1486) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.

Вначале собор был сконструирован неправильно русскими зодчими и обрушился. Тогда принцесса София, уже при правлении Ивана III обратила внимание на работы итальянских мастеров и пригласила их построить храм божий.

Во главе итальянских зодчих стоял Фиораванти. Он конструировал храм с 1475 года и после 4 лет строительства храм начал работать и работает по сегодняшний день.

Интересные факты строительства

Вокруг Успенского собора в Москве ходит много легендов и мифов, поскольку его возведение было окутано множеством тайн и вопросов.

Например: зачем после 25 лет удачной эксплуатации деревянной церкви в конце 12 века строить каменный храм? Почему за образец собора был взять храм в Юрьеве-Польске?

Зачем после 150 лет эксплуатации каменного храма возводить новый? Почему псковские зодчие не прикоснулись к строительству храма? Почему за возведение окончательного строения был вызван католик-еретик?

Ученые отвечают на эти вопросы с недостаточной уверенностью, давая пищу для размышлений потомкам. Так, перестройка деревянной церкви на каменную была связана с подчеркиванием статуса царя, а другая перестройка Ивана III возможно связана с итальянскими корнями византийской принцессы Софии (в детстве она жила в Риме и возможно переняла католическую веру от него).

На вопрос, почему псковские зодчие не стали строить храм, исследователи говорят о вероятности подмены святых православных мощей, а на вопрос о причине взятия Георгиевского собора в Юрьеве-Польске отвечают, что вероятно это связано с перевозом Владимирской иконы Божией матери в Успенский собор или с преемственностью Московского государства от Владимира.

Краткое описание икон Успенского собора

В Успенском соборе находятся одни из древнейших икон. Среди самых известных и почитаемых относятся творения Андрея Рублева с Феофаном Греком, произведения Дионисия, иконопись при первом русском царе Иване Грозном.

Также там находится новгородская двухсторонняя икона Божией Матери и Святого Георгия периода 11-12 века.

Самые главные иконы в иконостасе собора являются иконы деисусного чина, расположенные по центру. Это лики Иисуса, архангелов, евангелистов, Иоанна крестителя и апостолов. Рядом с ними находится икона Успения, и икона Божьей матери.

Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы

Успенский собор располагается на территории Кремля. Поэтому попасть в него можно только через врата Кремля, оплатив вход. Стоимость билета на всю территорию Кремля составляет без скидок 350 рублей.

Работает комплекс с 9 до 16 часов, а сам храм с 10 до 17 часов. Выходной — в четверг. Добраться до храма можно на метро или автобусе.

Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya.html

Успенский собор Московского Кремля

Что значит Успенский собор

«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы.

Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий.

А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.

Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.

Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации.

В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви.

Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.

История создания Успенского собора Московского Кремля

Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.

Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!

Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.

Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.

К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.

Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.

Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя.

К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств.

Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.

Годы создания Успенского собора в том виде, в каком он сохранился до наших дней: 1472 — 1479 годы. Кто построил: итальянский архитектор и инженер Аристотель Фьораванти.

Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.

При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».

В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.

В середине XVII века заново расписываются стены храма — за 10 месяцев художники создают около 250 сюжетных композиций, рисуя больше 2 тысяч фигур! Все они формируют основной иконостас: 69 икон помещаются в 5 рядов, и общая высота композиции достигает 16 метров.

Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.

К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.

В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.

Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.

Иконы

Главный иконостас расположен напротив западных ворот. Ансамбль, состоящий из 69 икон, был создан в 1653 году несколькими художниками из Костромы и Ярославля всего за 10 месяцев. Структурирован в 5 рядов.

Верхний, праотеческий ряд включает не только изображение праотцов в полный рост со свитками, но и икону святой Троицы. Пророческий уровень составляют 17 образов. Праздничный ряд заполнен иконами на сюжеты основных событий Нового завета.

Деисусный ряд включает образы апостолов, икону с молитвой святых на Страшном Суде, икону «Спас Вседержитель». В нижнем ряду — «Спас Златая риза» и «Спас Ярое око».

У южной стены располагаются наиболее древние иконы, в том числе «Митрополит Петр с житием». Считается, что она написана последователем Андрея Рублева Дионисием. Иконостас у северной стены содержит иконы авторства служителей Соловецкого монастыря. Их привезли в 1923 году. Наиболее известны образы «Достойно есть» и «Богоматерь Боголюбская, с житием Зосимы и Савватия Соловецких».

Расписание богослужений

Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.

Фрески

Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.

Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в Беларуси

Архитектура

Облик Успенского собора удивляет отличием от традиционной для русских и византийских церквей крестово-купольной модели. В привычном варианте можно было бы наблюдать сочетание различных по объему частей здания. Фасад же Успенского собора состоит из одинаковых по ширине и высоте прясел, завершающихся дугами закомар, что рождает ощущение монолитности.

На уровне окон нижнего яруса расположен «пояс» здания — архитектурно-колончатый фриз. В отличие от других церквей, он не столь объемен и выразителен и прекрасно дополняет сдержанный стиль собора.

В композиции присутствует асимметрия, которую легко увидеть, если взглянуть на храм со стороны южного фасада. Главы собора, а также южные и северные ворота смещены в направлении востока. При этом расположенные с восточной стороны апсиды не такие объемные, как в византийской традиции, и прикрыты пилонами. Все вместе усиливает впечатление массивности, основательности, слитности.

Как добраться

Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.

Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя).

Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).

Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).

Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.

Панорама Успенского собора Московского Кремля:

об Успенском соборе в Москве:

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11831

Интересные факты об Успенском Соборе

Успенские соборы находятся в европейской части России – Москве и Владимире. Эти храмы являются памятниками древнерусской архитектуры и культовыми центрами России.

Успенский собор Московского Кремля

Был сооружен во времена правления Ивана Калиты, в XV веке. И, несмотря на то, что в скором времени столицей России стал Санкт-Петербург, собор не потерял своего величия в стране и за рубежом.

Храм удивительной красоты спроектировал Аристотель Рудольфо Фьораванти – архитектор из Болоньи (Италия). Он фантастическим образом смог объединить все усилия русских и западных мастеров. Кстати, все передовые технологии на то время были учтены и применены в строительстве.

На настоящий момент Успенский собор является ведущей достопримечательностью столицы, там хранятся православные фрески XV века, которые любой путешественник и турист может увидеть своими глазами.

Увлекательные факты:

  • Фокус Успенского собора, который можно познать самим. Площадь храма можно измерить самостоятельно. Все дело в том, что храм распределен на 12 квадратов с одинаковыми сторонами. Все гениальное проще простого.
  • Воссоздания собора. Первоначально он был построен при Иване III, в 1326 году. Практически через полвека случилась большая природная катастрофа – пожар, который разрушил храм до основания. А позже, отстроенная заново постройка подверглась землетрясению (его мощность по шкале равна 6 баллам). Таким образом, храм возобновляли 2 раза.
  • Поистине историческое место. Успенский собор в Москве является древнейшим во всем городе. В этом месте проходили венчания на царский трон, коронации императоров и государей. В XIX веке, в 1896 году там в последний раз за историю России короновали императора Николая II и его жену – Александру Федоровну.
  • Успенский собор охватывает весь мир. Всего в России на данный момент находятся около 35 храмов с таким же названием (и это только официально зарегистрированных). Например, в Таганроге, Владимире, Великом Устюге, Чебоксарах, и других городах нашей страны есть завораживающие церкви и соборы такого же строения. Также, аналогичные постройки находятся и в других странах. Например, в Великобритании, Венгрии, Болгарии, и Беларуси.
  • Необычное зодчество. Архитектура храма, а именно образы на стенах и потолках в буквальном смысле «космические». Арки символизируют необъятные небеса и облака. Их поддерживают столбы, устремленные вверх.
  • Влияние Наполеона. Драгоценности храма разворовали войска Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Были украдены старинные фрески, серебряные украшения, а самое главное – роскошная люстра, которую, к счастью, смогли «спасти». В данный момент она занимает свое заслуженное место в соборе – висит на потолке, и впечатляет своей мощностью.
  • Какие уникальные реликвии хранятся? В Московском Успенском соборе находятся такие святыни, как: Владимирская икона Божьей Матери, Мощи святых Петра и Иона, иконы «Троица», и «Святой Георгий», образ апостолов Петра и Павла, и многие другие.

Кафедральный Успенский собор во Владимире

Данный храм был построен раньше, чем в Москве, а точнее, в XII веке. В тех землях на тот момент правил князь Андрей Боголюбский. Собору придавали большую важность, поэтому строили его основательно.

Для воздвижения храма были приглашены образцовые мастера из ближнего зарубежья: прибыли немецкие, киевские, а также греческие архитекторы. Для фундамента был выбран белый известняк. Внутреннее устройство частично было расписано иконописцем Андреем Рублевым, чьи работы сегодня все чаще удивляют экспертов по всему миру.

Долгое время в стенах собора хранилась ценная икона Божьей матери, которая впоследствии была передана в Третьяковскую галерею в Москве.

На сегодняшний день в Успенском соборе во Владимире хранится большое количество картин, фресок, и икон, в том числе прославленных и чудодейственных. Стоит посетить это место, чтобы «осознать» всю мощь строения.

Занимательные факты:

  • Является ли Успенский собор символом русского зодчества? В XII столетии, во время строительства храма Русь из всех сил старалась походить на Запад и влиться в европейское общество. Все новшества (идеи и тенденции, и даже мода) русские реформаторы старались адаптировать под менталитет нашего народа. Также и с храмом, великий князь Андрей Боголюбский Владимирский принял решение возводить собор необычайной красоты, чтобы даже западные критики оценили труды русских строителей. Однако, большинство «секретных» задумок были «украдены» у мастеров из Венеции, что нынешние реставраторы из России явно отрицают.
  • Главное хранится за пределами. Самые важные ценности Успенского собора с недавнего времени содержатся заграницей – во Франции. Медные наплечники Андрея Боголюбского и икона Божьей Матери Владимирской, которые считались потерянными, были найдены в Лувре.
  • «Нулевой меридиан». Практически все дистанции и расстояния в городе измеряются от башни-колокольни собора. На самом деле, в древние времена это было очень удобно, хоть и не слишком точно. А сравнить такую систему отсчета можно с Гринвичским, или Нулевым меридианом, находящимся в Лондоне, столице Великобритании.
  • Неизведанное золото татар. В XV веке тюрки, не в первый раз, совершили набег на город, и начали грабить все подряд. Под удар попал и храм: татары сняли с куполов золото, и похитили большинство ценностей. Однако, никто пока еще не узнал, куда спрятаны все сокровища.
  • «Мировая» охрана. Владимирский Успенский собор включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в который входят различные постройки и сооружения, нуждающиеся в охране. Все потому, что он значим для всего человечества.
  • Степень высоты поражает. В год построения, собор по размерам был выше основных религиозных сооружений в стране — Софийского собора в Киеве, и Великом Новгороде.
  • Возможность прикоснуться к святым мощам выдающихся личностей. В комплексе погребения похоронены величайшие князья, призванные к лику святых: князь Владимира Андрей Боголюбский; богомученик Митрофан, Патрикий; Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо, находившийся у престола в XII – XIII веках. Также, в самом храме есть редкая возможность приложить руки к мощам святого Александра Невского – талантливого полководца, и князя Владимирского.

Таким образом, Успенские соборы в Москве и во Владимире играют большую роль не только для России, но и для целого мира. Они имеют большое историческое значение, а также совмещают архитектуру разных европейских стилей. Для строительства храмов были задействованы все силы: лучшие мастера, тенденции, материалы.

Именно поэтому, Успенский собор необходимо посетить каждому человеку, чтобы прочувствовать дух русского государства.

Источник: https://vivareit.ru/interesnye-fakty-ob-uspenskom-sobore/

Московский успенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

История

Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.

Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.

Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.

В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.

Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.

Мощи святителя Петра были возвращены в собор.

Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.

Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.

Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.

В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.

21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].

Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.

Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.

Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконостас

Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.

В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.

Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кому принадлежит Храм Гроба Господня

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Архитектурный словарь — значение слова Успенский собор

   во Владимире, выдающийся памятник архитектуры владимиро-суздальской школы; главный храм Владимиро-Суздальского княжества (Россия). Построен в 1158-1160 годах (перестроен 1185-1189 годах) из белого камня. Храм 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный с 5 главами; в интерьере — фрагменты фресок XII-XIII веков и фрески 1408 года работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. В 1810 году к собору была пристроена колокольня, в 1862 году — придел Георгия.

Смотреть значение Успенский собор в других словарях

Успенский — успенская, успенское (церк.). Прил. к успение во 2 знач. пост.
Толковый словарь Ушакова

Успенский* Прил. — 1. Относящийся к Успению, связанный с ним. 2. Свойственный Успению, характерный для него. 3. По времени приходящийся на Успение.
Толковый словарь Ефремовой

Земский Собор — — высший сословно-представительный орган в средневековой России (XVI-XVII вв.), включавший членов Освященного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального..
Политический словарь

Собор — собора, м. 1. Собрание должностных или выборных лиц для рассмотрения и разрешения вопросов организации и управления (истор.). Земский собор всея Руси. Церковные соборы
Толковый словарь Ушакова

Собор — — название двухпалатного парламента Хорватии.

Экономический словарь

Собор — -а; м.1. Ист. Собрание выборных или должностных лиц для рассмотрения вопросов организации, управления и т.п. Земский с. // Религ. Собрание, съезд представителей высшего..

Толковый словарь Кузнецова

Собор — Заимствование из старославянского, где было образовано по методу кальки с греческого synagoge. Букзально – «место для сбора».
Этимологический словарь Крылова

Успенский — Эта известная русская фамилия восходит к распространенному названию Успенское — так называли поселки вблизи церкви Успения (то есть кончины) Богородицы.
Этимологический словарь Крылова

Освященный Собор — — собрание высших иерархов Русской православной церкви в XV — XVII вв. Представители О.С. участвовали в работе Земских Соборов.
Юридический словарь

Собор — — название двухпалатного парламента Хорватии.
Юридический словарь

Собор Примирения — — Земский собор 1549г., созванный в период значительного социального обострения ( Московское восстание 1547 г.).
Юридический словарь

Стоглавый Собор — — церковно-земский собор в Москве в январе-мае 1551 г. Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии..
Юридический словарь

Базельский Собор — вселенский собор католической церкви в 1431-49, сначалав Базеле, с 1448 в Лозанне. Пошел на уступки чашникам в области культа.Провозгласил вслед за Констанцским собором 1414-18..
Большой энциклопедический словарь

Дмитриевский Собор — во Владимире — памятник русской архитектуры. Построен в1194-1197 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. Строгопродуманные тектоника и пропорции одноглавого..
Большой энциклопедический словарь

Елецкий Успенский Монастырь — мужской, в Чернигове. Основан в 11 в.Упразднен после Октябрьской революции. Архитектурный памятник 12-18 вв.(собор, палаты, колокольня и др.).
Большой энциклопедический словарь

Исаакиевский Собор — в С.-Петербурге — памятник позднего русскогоклассицизма. Построен в 1818-58 по проекту А. А. Монферрана, дополненномудругими русскими архитекторами (В. П. Стасов и др.). Украшен..
Большой энциклопедический словарь

Казанский Собор — в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры русскогоклассицизма. Построен архитектором А. Н. Воронихиным в 1801-11.Примыкающая к боковому фасаду здания, мощная полукруглая..
Большой энциклопедический словарь

Парижской Богоматери Собор — (Нотр-Дам де Пари — Notre-Dame de Paris),архитектурный памятник ранней французской готики в Париже на о. Сите.5-нефная базилика (1163-1257, длина 130 м, ширина 108 м, высота интерьера32,5..
Большой энциклопедический словарь

Реймсский Собор — архитектурный памятник зрелой французской готики в г.Реймс. 3-нефная базилика (1211-1311) с трансептом, развитой восточнойчастью и двумя западными башнями. Выделяется гармоничностью..
Большой энциклопедический словарь

Собор — собрание светских и духовных чинов для совета и решенияважнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); см.также Церковные соборы.2) Главный храм города..
Большой энциклопедический словарь

Софийский Собор — в Киеве — памятник древнерусского зодчества, главноецерковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен в 1037. 5-нефный13-купольный кирпично-каменный храм, в 11 в. украшен..
Большой энциклопедический словарь

Стоглавый Собор — церковно-земский собор в Москве, в январе — мае 1551.Отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил церковныевладения в городах и финансовые привилегии духовенства
Большой энциклопедический словарь

Тридентский Собор — (Триентский собор) — вселенский собор католическойцеркви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто (лат. Tridentum,нем. Trient), в 1547-49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма,подтвердил..
Большой энциклопедический словарь

Триентский Собор — см. Тридентский собор.
Большой энциклопедический словарь

Успенский — Эдуард Николаевич (р. 1937) — русский детский писатель. Проза ипоэзия отмечены гротеском, буффонадой, иронией. Повести «Крокодил Гена иего друзья» (1966), «Вниз по волшебной..
Большой энциклопедический словарь

Успенский Собор — во Владимире — памятник владимиро-суздальской школы.Построен в 1158-60. После перестройки в 1185-1189 — 6-столпный, 5-нефный,3-апсидный храм с 5 главами. Фрагменты фресок 12-13 вв.,..
Большой энциклопедический словарь

«азовское Сидение». Земский Собор 1642 Г. — Неудачный исход Смоленской войны осложнил международное положение России. Особенно тревожной была обстановка на южной окраине страны, которую постоянно опустошали..
Исторический словарь

Адрианов Успенский Мужской Монастырь — Ярославская еп., в окрестностях Пошехонья. Основан в 1540 прп. Адрианом и старцем Леонидом. В монастыре соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса,..
Исторический словарь

Александро-куштский Успенский Мужской Монастырь — Вологодская еп., на берегу р. Кушты, основан в н. XV в. прп. Александром Куштским, мощи которого покоились здесь под спудом в приделе его имени; над ним медная рака; этот..
Исторический словарь

Александровский Успенский Женский Монастырь — Владимирская еп., в Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви. Построен еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской..
Исторический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Успенский собор

Источник: http://slovariki.org/arhitekturnyj-slovar/5376

Успенский собор. Внешнее убранство Успенского собора

“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись

Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира.

В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма.

Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.

В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.

План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.

Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку.  Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру.

Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных.

По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.

Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа –  два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.

Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.

В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла.

Вспомните крестово-купольный Архангельский собор, в нём прясла разнятся по ширине.

В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.

Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь  – наиболее выразительная.

Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади

Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.

Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё.  Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.

Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.

Парадный вход собор с южной стороны

С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.

Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.

Южный портал Успенского собораСеверный портал Успенского собора

Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.

“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора

К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.

Лестница южного портала

Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.

Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.Фрагмент восточной стены Успенского собора

Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.

Росписи южного фасада Успенского собора

Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.

В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.

Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.

Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.

Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “ на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.

Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева.

Поверим глазам своим и будем считать, что изображён митрополит ростовский Леонтий.

Митрополит ростовский Леонтий

Далее –  митрополит московский Иона, митрополит московский Пётр.

В центре – митрополит Московский ИонаСлева от окна – митрополит Московский Пётр

Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.

Справа от окна – митрополит Московский АлексийВ центре – митрополит московский Филипп

В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.

Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский

Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.

Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.

Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.

Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,

справа – Ангел хранитель.

Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и  Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.

Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.

Росписи северного фасада Успенского собора

Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. у изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.

Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.

Слева – святой Пафнутий БоровскийСвятой Исайя епископ ростовский

Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.

Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.

Справа от окна – святой Игнатий РостовскийВ центре – святой Дмитрий ПрилуцкийСправа – святой Сергий Радонежский

Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда начинается причастие в церкви

По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.

Слева – Архангел МихаилСправа – Ангел-Хранитель

Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.

Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть

Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на  колонны.

Колонна паперти Успенского собора

Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.

Крыльцо западной стены Успенского собора“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.

Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.

Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.

В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.

Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.

Росписи восточной стены Успенского собора

На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.

Центальная фреска – новозаветная Троица.

Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.

Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.

Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.

Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.

Над нижней аркой южного портала видна надпись.

Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.Далее:

Архитектурный анализ Архангельского собора

Вокруг церкви Ризоположения

Источник: https://kraeved1147.ru/uspenskiy-sobor/

Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Паникадило «Урожай». 1817 год.

После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.

Революция и Советская власть

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».

Внутреннее убранство

Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены.

В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана.

Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.

В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.

Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.

Расписание Богослужений

Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.

Как добраться до Успенского собора

Собор расположен на территории Кремля. Вход в Кремль осуществляется по билетам через Боровицкие Ворота.

Контактные данные

  • Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.

Источник: https://pravednik.info/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-i-arxitektura.html

Московский Кремль. Часть 2. Успенский Собор — Этносы — медиаплатформа МирТесен

Правообладатель иллюстрацииREUTERSImage captionУченые опасаются, что через несколько десятилетий Кирибати может уйти под воду

Власти Кирибати — островного государства в Океании — рассматривают предложение лидера Монархической партии России Антона Бакова о создании «альтернативной России» на трех необитаемых островах.

Баков — предприниматель из Екатеринбурга, занимающийся политикой. Его супруга Марина Бакова рассказала новозеландской радиостанции Radio New Zealand, что ее муж планирует воссоздать империю Романовых в Тихом океане.

В апреле 2014 Монархическая партия России провозгласила российским императором Николая Кирилловича Лейнингена-Романова.

Как сообщает Radio New Zealand, Баков намерен инвестировать в экономику Кирибати 350 млн долларов для реализации своего проекта и создания тематического туристического кластера на островах.

Основатель Монархической партии ранее предпринимал попытки восстановить российскую монархию на Островах Кука в Полинезии, а также в Черногории. Они не привели к успеху, а вот власти Кирибати всерьез рассматривают его предложение, пишет британское издание Telegraph.

Антон Баков — из бизнесменов в монархисты

51-летний Баков родился в Свердловске в семье инженеров. Будучи студентом Уральского государственного технического университета, он основал свои первые туристические фирмы, которые затем были преобразованы в компанию «Ист Лайн», ставшую оператором московского аэропорта Домодедово. В 1994 году Баков продал свою компанию бизнесмену Дмитрию Каменщику.

В том же году Баков начал свою политическую карьеру, став депутатом Свердловской областной думы. В 2003 году он был избран депутатом Госдумы от «Партии Возрождения России». После этого Баков перешел в партию «Союз правых сил» и руководил избирательными кампаниями СПС в 2004-2007 годах.

В 2011 году Баков объявляет о возрождении Российской империи и проводит выборы в первый состав Государственного совета, а через год становится председателем Монархической партии России. В своих интервью Баков не раз утверждал, что всерьез надеется на восстановление монархического строя в России. В июле 2013 года он сообщил, что выписал паспорт Российской империи бывшему сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену.

Правообладатель иллюстрацииRIA NOVOSTIImage captionАнтон Баков выписал паспорт Российской империи бежавшему из США Эдварду Сноудену

Как отмечает бывший член федерального политсовета СПС Леонид Гозман, Баков уже давно вынашивает идею воссоздания Российской империи.

«Мы с ним неоднократно обсуждали эту тему. Я не разделяю его идею, тут наши позиции расходятся, но я знаю, что он давно и всерьез этим занимается и вполне верит во все это», — сказал Гозман Русской службе Би-би-си.

«Империя туризма»

Как отметил в интервью Radio New Zealand бывший член парламента соседнего с Кирибати островного государства Тонга Ситивени Халапуа, замысел Бакова выглядит странно.

«Я понимаю, что правительство Кирибати пытается сделать все для привлечения максимальных ресурсов для решения своих проблем, включая изменение климата. Однако нужно помнить: иногда вы думаете, что что-то станет решением всех ваших проблем, но на самом деле это лишь усугубляет ваши проблемы», — отметил Халапуа.

В то же время бывший президент Кирибати Тебуроро Тито поддержал планы российского бизнесмена и его единомышленников.

«Если то, что они говорят, — правда, то я бы хотел, чтобы это осуществилось. Если они смогут сделать это, и при этом нам не нужно будет ничего платить, а лишь предоставить землю, то я пока не вижу никаких проблем», — цитирует Тито Telegraph. 

По мнению предводителя Российского дворянского собрания Олега Щербачева, замысел Бакова далек от реальности и выглядит фантастично.

«Возможно, он просто романтик и ему хочется сделать что-то красивое. Но это больше похоже на какую-то шутку или гримасу. Можно придумать разные проекты для развития туризма, но это не имеет никакого отношения к тому вопросу, которым задавался еще Солженицын: как нам обустроить Россию», — сказал Щербачев в беседе с Русской службой Би-би-си.

Сам Баков был недоступен для комментариев. По информации новозеландских СМИ, сейчас он находится в Кирибати. В Монархической партии России также не комментируют его тихоокеанский проект.

Тонущая страна

Островное государство Кирибати расположено в южной части Тихого океана, в Микронезии и Полинезии. Территория страны состоит из 33 небольших атоллов, двадцать из которых необитаемы. Республика Кирибати была провозглашена в июле 1979 года, ранее входящие в нее острова были колонией Великобритании. Согласно переписи населения 2010 года, население страны составляет около 103,5 тысяч человек.

Правообладатель иллюстрацииGETTY IMAGESImage captionЖитали Кирибати часто страдают от мощных тропических циклонов

В последние годы из-за постоянного повышения уровня мирового океана некоторые атоллы Кирибати начали исчезать под поверхностью воды. Ученые опасаются, что уже через несколько десятилетий подобная участь может ожидать все острова, входящие в состав страны. Кроме того, с каждым годом население Кирибати все острее сталкивается с проблемой нехватки питьевой воды.

В 2012 году президент страны Аноте Тонг сообщил о начале переговоров с правительством Фиджи о приобретении земли на острове Вануа-Леву — втором по величине в архипелаге. 

Власти островного государства также надеются, что многие жители смогут переселиться в другие страны Тихоокеанского региона, в том числе в Австралию и Новую Зеландию.

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43234165685

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий