Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура
Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.
История
Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.
Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло.
Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно.
Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.
Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.
Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских
С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).
Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:
- 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
- 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
- 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
- 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
- 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
- 1896 год – последняя Коронация Императора.
Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны
Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.
Захоронения Патриархов
Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.
Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.
Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.
Война 1812 года
Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.
Паникадило «Урожай». 1817 год.
После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.
Революция и Советская власть
Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.
В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.
В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.
Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.
Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.
Архитектура Собора
Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.
Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».
Внутреннее убранство
Первоначальную роспись храма выполнили еще в пятнадцатом столетии. Однако со временем фрески и стенописные иконы истерлись, и при Никоне было решено заново расписать стены.
В работах принимали участие 150 художников под началом придворных царских живописцев Сидора Паспеева и Паисеиных Бориса и Ивана.
Потолочное пространство расписывалось под небесный свод, на верхних частях стен изображены Евангельские сцены, с западной стороны – «Страшный суд», а на круглых столпах – Лики Великомучеников.
В Успенском Соборе Московского Кремля содержится богатейшая коллекция икон. Изначально главной Святыней Храма была икона, написанная Святителем Петром, сейчас она храниться в Третьяковской галерее. А особо почитаемой Святыней стала Божья Матерь Владимирская. Этот образ помог уберечь Россию при вторжении Тамерлана, и теперь Владимирская Богоматерь считается покровительницей Руси.
Иконостас занимает всю ширину Собора. Рядом с иконостасом находится царское молитвенное место, примечательно, что место это использовал только Цесаревич Павел Петрович. В Храме также храниться посох Святителя Петра и Мономахов престол, украшенный пластинами с изображением получения князем Владимиром Шапки Мономаха.
Расписание Богослужений
Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.
Как добраться до Успенского собора
Собор расположен на территории Кремля. Вход в Кремль осуществляется по билетам через Боровицкие Ворота.
Контактные данные
- Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.
Источник: https://pravednik.info/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-i-arxitektura.html
Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси
Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07'38.7″N 40°24'33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
Краткая история и описание
Упадок и возрождение Успенского собора
Реликвии Успенского собора
Успенский собор на карте
Краткая история
Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.
Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.
Юго-западная сторона собора
Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.
Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.
Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит.
Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания.
Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.
Главный вход в собор
Упадок и возрождение Успенского собора
В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».
По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.
Общий вид на Успенский собор
Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир.
Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй.
Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.
Купола собора
Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.
Восточная сторона собора
Реликвии Успенского собора
От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.
Южный фасад собора
Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др.
Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля.
Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.
достопримечательности
← Владимирская область | Владимир | Россия → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Санкт-Петербург | Казань | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/294-uspenskiy-sobor
Успенский собор
Успенский собор – главный Православный храм Кремля и всей России. В храме оглашались государственные указы, совершались церемонии венчания на царство великих князей и короновались все российские государи. Успенский собор был духовным центром русского православия и местом совершения обряда глав Русской Православной Церкви, также храм является усыпальницей московских митрополитов и Патриархов всея Руси XIV-XVII веков.
В 1547 году здесь состоялась церемония венчания на царство Ивана Грозного с обрядом миропомазания. В 1744 году Екатерина II приняла в соборе православие и обручилась с будущим государем Петром III. Во время Отечественной войны 1812 года император Александр I, приложившись к мощам святителей, дал обет отразить Наполеона.
История храма
Успенский собор был построен в начале XIV века, в 1326 году митрополит Петр и московский князь Иван Калита заложили в Кремле одноглавый собор, в честь Успения Пресвятой Богородицы.
К 1472 году храм обветшал, и тогда по велению великого князя Ивана III было поручено, русским зодчим Кривцову и Мышкину возвести новый, но спустя два года в 1474 году, после произошедшего в Москве землетрясения, недостроенный храм рухнул.
Через год в Москву для возведения нового собора приглашают итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти.
В 1475 году был заложен фундамент нового собора, и через четыре года в 1479 году строительство главного храма Москвы было завершено. Храм увенчан пятью главами, фасады храма разделяются на равные части лопатками и завершаются полукружиями закомар, стены украшены арками и поясом.
Главный вход в храм, южный портал с изображением образа Владимирской Богоматери и фресками шестью фигур святителей. Над северным порталом изображены шесть наиболее почитаемых русских святителей, основателей крупнейших обителей.
В верхней части ворот изображение композиции – Собор апостолов.
Внутренний интерьер Успенского собора украшают настенные росписи, выполненные в XV-XVII веках. В соборе находится высокий пятиярусный иконостас, созданный в середине XVII века (1653 г.) по заказу патриарха Никона.
В пяти ярусах иконостаса размещены 69 икон, особо почитаемые образа и художественно ценные шедевры древней иконописи, одно из самых крупных собраний в России.
Внутри храма находится Мономахов трон – царское моленное место Ивана Грозного и уникальный исторический некрополь, раки с мощами и захоронениями русских митрополитов и патриархов.
С приходом большевистской власти в 1918 году церковная служба в храме была запрещена и только с 1990 года возобновлена. В наши дни Успенский собор является архитектурным памятником и Музеем Московского Кремля.
Святитель Петр
Древнейшим захоронением под сводами храма стала могила Святителя Петра (21 декабря 1326 год) основателя Высоко-Петровского монастыря. Святитель Петр почитается как покровитель Москвы и всей земли Русской. В 1325 году митрополит Киевский Петр по приглашению великого князя Ивана Калиты, перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, после чего наш город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси, стал столицей Российской державы.
Источник: http://www.booking-airport-taxi.ru/assumption_cathedral.htm
Московский успенский собор — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Успенский Собор Московского Кремля |
Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы
Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы
Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
Архитектура
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.
Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.
Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.
Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.
Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Стенопись
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.
Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.
В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.
Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.
На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
Иконостас
Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.
В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.
Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Иконы
Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.
Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.
Усыпальница
С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.
С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.
Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.
Царское моленное место
Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.
Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.
В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
Использованные материалы
[1] «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html
[2] «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов
Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html
Успенский собор. Внешнее убранство Успенского собора
“Бысть же та церковь чудна вельми
величеством, и высотою,
и светлостью, и звонностью, и пространством,
такова же прежде того не бывала в Руси,
опроче Владимирские церкви,
а мастер Аристотель.”
Никоновская летопись
Чтобы понять и оценить архитектурные особенности Успенского собора Московского Кремля, нужно хорошо представлять себе образец, следуя которому Аристотель Фиорованти в конце XV века построил главный храм Московской Руси. Это Успенский собор города Владимира.
В настоящее время у нас нет возможности представить иллюстрации владимирского храма.
Поэтому, абстрагируемся от сравнительного анализа двух выдающихся соборов и кратко охарактеризуем основные приёмы зодчего, которые он применил в строительстве Успенского собора Московского Кремля.
В отличие от традиционной русской архитектуры того времени, Успенский собор НЕ является крестово-купольным. Храм относится к зальному или палатному типу сооружений. Это означает, что все части внутреннего пространства собора равновеликие.
План внутреннего устройства Успенского собора взят из книги “Памятники архитектуры Москвы”, М., “Искусство”, 1982.
Собор увенчан традиционным пятиглавием, символизирующим Иисуса Христа и четырёх евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луку. Здесь возникает логический вопрос – если все части Успенского собора одинаковы, то и его главы должны быть равными по размеру.
Дабы подчеркнуть традиционность собора, Аристотель Фиорованти намеренно выстроил центральную главу выше остальных и окружил её дополнительной стеной, чтобы она выглядела больше остальных.
По непроверенным сведениями, в пространстве между двумя стенками центральной главы устроили тайник, где неоднократно прятали государственную казну от татей, например, от поляков в 1612 году.
Палатное устройство собора повлияло на его внешний вид. (Напомним, что внутреннее пространство крестово-купольных храмов делится на нефы, то есть продольные части интерьера, разделённые колоннами или опорными столпами. В русских храмах традиционно бывает три нефа – два боковых (южный и северный) и центральный. В крестово-купольной конструкции центральный неф заметно шире, чем боковые. В Успенском соборе все нефы равны по ширине.
Схема внутреннего устройства крестово-купольного храма. На схеме видно, что центральная часть такого собора заметно больше других частей.
В связи с особенностями конструкции, внешние стены Успенского храма разделены на равновеликие прясла.
Вспомните крестово-купольный Архангельский собор, в нём прясла разнятся по ширине.
В Успенском соборе ритмичное вертикальное деление стен на равные части подчёркивает монолитность всего здания, недаром наши предки говорили, что собор построен “яко един камень”.
Южная стена Успенского собора, выходящая на Соборную площадь – наиболее выразительная.
Южная стена Успенского собора обращена к Соборной площади
Вертикальные лопатки-пилястры делят её на четыре равновеликих прясла. Каждое прясло завершается закомарой. В верхний ярус вписаны щелевидные окна.
Горизонтальное деление стены подчёркнуто аркатурно-колончатым поясом. Колонны пояса наполовину выступают из толщи стены, они словно врезаны в неё. Ровно посередине пояса в каждом прясле устроено по одному окну нижнего яруса.
Парадный входы в Успенский собор были как с в южной, так и с северной стороны. Через южный портал в храм можно было войти со стороны Соборной площади.
Парадный вход собор с южной стороны
С северной стороны войти в собор можно было от митрополичьего двора.
Главные ворота оформлены в виде перспективных порталов. Они украшены полуциркульными арками.
Южный портал Успенского собораСеверный портал Успенского собора
Арки украшают так называемые “бусины” – элемент, распространённый в московском зодчестве.
“Бусины” украшают южный и северный порталы Успенского собора
К порталам ведут лестницы с широкими площадками у входа. Они предназначались для торжественных выходов государей и иерархов.
Лестница южного портала
Глядя на Успенский собор, можно заметить его асимметрию. Главы собора, а также южный и северный порталы храма несколько сдвинуты к востоку. Алтарные апсиды как бы сглажены, они невысокие и не объёмные. С севера и юга их прикрывают выступающие пилоны. Эти приёмы ещё более усиливают впечатление монолитности. Вновь приходит на ум выражение современников собора: “яко един камень”.
Вид Успенского собора с восточной стороны. На снимке хорошо видно, что небольшие апсиды справа и слева (с юга и севера) прикрыты глубоко выступающими из стен пилонами.Фрагмент восточной стены Успенского собора
Внешние стены Успенского собора, кроме западной, украшены росписями.
Росписи южного фасада Успенского собора
Сразу укажем, что все росписи на стенах Успенского собора появились сразу после окончания его строительства, то есть в конце XV века. Они неоднократно поновлялись, но концепция росписей оставалась прежней.
В верхней части украшенного росписями прясла южной стены изображён образ Богородицы Владимирской. Это увеличенная иконография знаменитой иконы “Богоматерь Владимирская”, которая была перенесена из Владимира в Москву и долгое время находилась в Успенском соборе. Возможно, она была написана в 1480 году, когда, как предполагают, древняя чудотворная икона осталась в московском соборе.
Богоматерь Владимирская изображена с предстоящими архангелами Михаилом (слева) и Гавриилом (справа).
Вероятно, появление этого образа связано с бескровной победой русского войска в “стоянии на Угре”. Событие связано с заступничеством пресвятой Богородицы.
Ярусом ниже находятся изображения святителей. Их шесть.
Первое изображение слева вызывает сомнения. В книге Т.В.Толстой “Успенский собор” указано, что изображён митрополит Пётр. Цитирую из книги: “ на южном фасаде Успенского собора размещены шесть фигур святителей (слева направо) – московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а также новгородских святых – епископа Никиты и архиепископа Иоанна”. На фреске же над святым явно читается “Леонтий митрополит Ростовский”.
Фрагмент фрески. Изображение одного из шести святителей, первого слева.
Поверим глазам своим и будем считать, что изображён митрополит ростовский Леонтий.
Митрополит ростовский Леонтий
Далее – митрополит московский Иона, митрополит московский Пётр.
В центре – митрополит Московский ИонаСлева от окна – митрополит Московский Пётр
Следующие три святителя: митрополит московский Алексий, митрополит московский Филипп, святой Никита Новгородский.
Справа от окна – митрополит Московский АлексийВ центре – митрополит московский Филипп
В источниках не указано, какой именно Филипп изображён на южной стене собора. Есть мнение, что первоначально изобразили Филиппа I. Он был инициатором строительства современного Успенского собора. Позже изображение заменили и сейчас мы видим образ митрополита московского Филиппа II (в миру Фёдора Колычева), которого канонизировали в 1672 году при царе Алексее Михайловиче.
Последнее изображение справа – святой Никита Новгородский
Изображения именно этих святителей весьма логичны. В Успенском соборе покоятся мощи святых московских митрополитов Петра, Ионы и Филиппа. Неподалёку, в Чудовом монастыре хранились святые мощи митрополита Алексия. Изображение новгородского святого Никиты связано с покорением Новгорода Иваном III в 1478 году.
Под изображением святителей в центре прясла под окном помещено изображение Спаса Нерукотоворного. Этот образ связан с покровительством, божественной защитой и часто эту икону помещали на вратах, над входами, над дверьми.
Ниже, над арками порталов, изображен Деисус – в центре изображение Христа, слева – Богородицы, справа – Иоанна Предтечи.
Ниже слева от двери изображён Архангел Михаил,
справа – Ангел хранитель.
Это тема связана со входом в храм. Архангел Михаил и Ангел-Хранитель держат в руках свитки, в которых они “вносят имена со страхом Божиим входящих в церковь”.
Интересны медные южные врата, ведущие в храм. Они выполнены в Москве в технике золотой наводки во второй половине XVI века. В настоящее время они закрыты решёткой и поздней стеклянной дверью, поэтому рассмотреть изображения не представляется возможным.
Росписи северного фасада Успенского собора
Верхняя композиция росписи северного фасада – изображение Собора апостолов. у изображён Деисус – в центре Иисус Христос, слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Ниже изображены двенадцать апостолов. Медальоны с ликами оплетены вьющейся лозой.
Также, как и на южном фасаде, на северной стене в аркатурном фризе изображены шесть святителей. Слева направо: святой Пафнутий Боровский, святой Исайя епископ Ростовский, святой Леонтий.
Слева – святой Пафнутий БоровскийСвятой Исайя епископ ростовский
Кажется странным, что святой Леонтий изображён и на южном, и на северном фасаде. Скорее всего, это два разных святых. Один – Леонтий I, епископ ростовский и суздальский (умер не позже 1077 года), другой – Леонтий II архиепископ ростовский (1158-1161?). Кто из них написан на какой стене, выяснить не удалось.
Следующие три святителя – справа от окна – святой Игнатий Ростовский, святой Дмитрий Прилуцкий, святой Сергий Радонежский.
Справа от окна – святой Игнатий РостовскийВ центре – святой Дмитрий ПрилуцкийСправа – святой Сергий Радонежский
Выбор именно этих святых обычен для русской иконописи конца XV начала XVI веков. Включение ростовских святых можно объяснить тем, что духовником Ивана III был ростовский архиепископ Вассиан. Он также был заказчиком иконостаса Успенского собора.
По бокам от входа, так же, как и на южной стене изображены Архангел Михаил и Ангел Хранитель со свитками.
Слева – Архангел МихаилСправа – Ангел-Хранитель
Также на северной стене установлен поминальный крест в честь святого митрополита московского Ионы. Рака святого находится в Успенском соборе в северо-западном углу, крест в киоте расположен снаружи у места захоронения святого Ионы.
Западный фасад Успенского собора. Крыльцо-паперть
Порталы на южной и северной стене собора служили парадными входами в храм. Эти врата открывались по особо торжественным случаям. Основным входом в храм по сей день служат западные врата. Их также использовали по особым дням во время торжественных шествий, крестных ходов и коронаций. С западной стороны, обращённой к церкви Ризоположения, Аристотель Фиораванти пристроил открытое каменное крыльцо-паперть. Свод паперти опирается на колонны.
Колонна паперти Успенского собора
Западный фасад крыльца украшен висячей гирькой, в архитектуре эту деталь часто называют вислым камнем.
Крыльцо западной стены Успенского собора“Гирька” – архитектурная деталь, замыкающая свод. “Гирька” в верхней части крыльца-паперти Успенского собора смотрит на Ризоположенскую церковь.
Крыльцо Аристотеля Фиораванти не сохранилось. Паперть “распалась на части” во время пожара 1547 года. Горела кровля собора, разрушилось западное крыльцо, позже его восстановили.
Первоначально на фронтоне над портиком было изображение сцены Успения Пресвятой Богородицы, ныне оно утрачено.
В середине XIX века крыльцо переделали. В 1858 году в собор провели отопление. Открытый портик переделали в застеклённый тамбур. К 1896 году, к коронации Николая II сделали новые металлические переплёты и дубовые двери по рисунку архитектора К.М.Быковского.
Во внутреннем своде портика западного входа сохранились росписи. Внутри тамбура сквозь верхнее стекло можно разглядеть живописные изображения, это сцены из Апокалипсиса.
Это роспись XVII века. Первоначальная – 1513-1515 года, по всей видимости, погибла в пожаре 1547 года.
Росписи восточной стены Успенского собора
На восточной стене над алтарными апсидами также сохранились росписи.
Центальная фреска – новозаветная Троица.
Слева от Троицы находится композиция “Похвала Богородицы”.
Справа – “София Премудрость Божия”. Здесь показан огнеликий ангел в виде Софии Премудрости Божией. Он восседает на престоле и опирается на семь столпов. Согласно преданию “премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь”. Слева от трона находится образ Божией Матери, справа изображён Иоанн Предтеча. Обе фигуры написаны крылатыми, подобно непорочным ангелам. Образцом для фрески послужила храмовая икона Софийского собора в Новгороде.
Изображение Софии Премудрости Божией появилось в середине XVI века, несколько позже остальных росписей.
Мы рассмотрели все изображения на фасадах Успенского собора. Осталось невыясненным только содержание надписей над южной и северной арками порталов.
Над нижней аркой южного портала видна надпись.
Статья написана по материалам книги Татьяны Владимировны Толстой “Успенский собор”, М. 2009.Далее:
Архитектурный анализ Архангельского собора
Вокруг церкви Ризоположения
Источник: https://kraeved1147.ru/uspenskiy-sobor/
Кто построил Успенский собор? Историческая справка
Еще в первой половине XIV века на территории, где находится Успенский собор, располагался храм. Строительство собора в том виде, в котором он привычен современному россиянину, началось при великом князе московском Иване III в 1475 г. Нужно поподробнее изучить специфику времени Ивана, чтобы понять, почему он решился на создание столь масштабного сооружения.
Иван III в историографии носит титул Великий. При нем произошло окончательное освобождение от монгольского ига (спустя всего лишь 5 лет после начала строительства собора), была присоединена Новгородская земля, проведена успешная война с Великим княжеством Литовским.
В качестве государя Иван имел грандиозные помыслы. Женатый на Софии Палеолог (племянница последнего императора Византии Константина XI Драгаша), Иван считал, что с падением Константинополя в 1453 г. правопреемником Византии становится Московское княжество.
Отсюда происходит известная теория «Москва – Третий Рим».
Взявши на себя амбиции продолжателя дела императоров, Иван должен был проявить соответствующее отношение и к политике, и к искусству. Успенский собор должен был стать символом растущего и крепнущего Московского государства.
Старое здание Успенского собора, возведенное еще при Иване Калите, существенно обветшало и не могло больше символизировать Московское княжество. Иван III пригласил зодчего Аристотеля Фиораванти, который был блестящим итальянским архитектором.
Аристотель разобрал то, что осталось от храма времен Калиты, и начал строительство, взяв за основу Владимирский Успенский собор. Можно сказать, что Иван пригласил одного из лучших зодчих своего времени.
Тот кто построил Успенский собор, создал монументальный шедевр русской архитектуры.
Строительство было завершено к 1479 году. В этом же году собор был освящен.
В 1547, в год воцарения Ивана IV Грозного, произошел жуткий пожар в Москве (считается, что этот пожар был предзнаменованием тиранического правления Ивана).
Стоит отметить, что венчание на царствование было осуществлено именно в этом храме (Иван был первым правителем, венчавшимся на царствование в 1547 году, с тех пор русские правители именовались царями, а не князьями). Но впоследствии собор был отреставрирован и украшен золочеными листами из меди.
В 1571 году крымский хан Девлет Гирей в ходе ужасающего набега сжег Москву. Опричнина Ивана IV существенно ослабила обороноспособность государства. Собор значительно пострадал от пожарища.
Земский собор 1613 года, решавший, кто будет избран будущим правителем России, отдал предпочтение Михаилу Романову. Этот наиболее значимый для российской государственности собор проводился в здании Успенского собора.
https://www.youtube.com/watch?v=04tvEqXgtuc
В 1812 году собор разграбили и подвергли разорению солдаты армии Наполеона. Впоследствии он реставрировался и вновь был освещен. С установлением советской власти, в 1918 году, большевики закрыли храм, так как советское правительство теперь стало располагаться в Московском Кремле. Снова он открылся в качестве музея в 1955 года. С 1990 года в соборе вновь служат церковные службы. В настоящее время он является одним из самых важных церковных памятников в России.
Архитектурные особенности и интерьер. Некрополь
Пять глав, белокаменные стены, элементы романского декора и архитектуры ренессанса, привнесенные Аристотелем, создают величественный вид Успенского собора. Он характеризуется монолитностью. Примечательны слова летописца, удивительно точно характеризующие архитектуру собора: «как един камень».
Фиораванти проявил новаторство в проектировке сооружения. Храм является просторным изнутри. Аристотель создал крестовые своды, имеющие толщину в один кирпич. Архитектурные решения, созданные итальянцем, позволили сотворить в самом сердце Москвы великолепный храм. Примечательно, что он являет собой самое старое здание во всей Москве, которое полностью сохранилось.
Собор имеет существенное значение для верующих людей: в нем хранится Гвоздь Господень, а также посох Петра, бывшего митрополитом Киевским и всея Руси. Именно Петр перенес резиденцию из Владимира в Москву.
В соборе хранилась до 1930 г. знаменитая Владимирская икона Божьей Матери.
Собор широко известен тем, что в нем покоятся митрополиты Руси. В нем расположен некрополь. Здесь похоронены главные священнослужители, начиная от митрополита Петра, перенесшего свою резиденцию в Москву, и заканчивая патриархом Адрианом. Также в соборе находилась утраченная могила Юрия Даниловича, князя Московского. 19 глав Русской православной церкви покоятся здесь.
Итог
Посещение Успенского собора позволит лучше понять и изучить характер российского государства и Русской православной церкви.
В месте, где находится Успенский собор (исторический центр Москвы), творились самые значимые события в истории России, здесь покоятся величайшие священнослужители.
Построенный выдающимся архитектором Аристотелем Фиораванти, Успенский собор является монументальным сооружением архитектуры Московского княжества. И внешний вид, и интерьер его поражают своим великолепием. Успенский собор – выдающийся памятник искусства Руси.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1185180083240045416/uspenskij-sobor/
Храмы и соборы Московского Кремля
Московский Кремль сам по себе известен во всем мире, но отдельную его достопримечательность составляют церкви и соборы, размещенные на его территории и подле него.
Всего таких сооружений 8, хотя было значительно больше — но некоторые были снесены ещё до революции, когда планировалась постройка других зданий, например, Большого Кремлёвского дворца, а некоторые были уничтожены уже в процессе построения коммунизма, причём уничтожены довольно бесцельно. Очень сильно соборы московского кремля пострадали и от французов, которые целенаправленно грабили богатые алтари и даже захоронения. Но речь сейчас не о превратностях истории, а о том, какие церкви здесь находятся. Итак, всего их 8.
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного, он же Покровский собор — одно из самых узнаваемых зданий мира. Собор с двумя пределами (Рождества Святой Богородицы и Василия Блаженного) представляет собой восхитительное скульптурное сооружение с фигурными главами в количестве 11 штук, каждая из которых украшена своим особенным узором.
Собор был возведен к 1561 году, а вот имена мастеров до сих пор точно не установлены. Согласно одной версии, авторство принадлежало Николаю Постнику, известному как Барма, по другой Постник и Барма работали вдвоём.
Но если легенда о том, что архитекторы были ослеплены после создания храма, правдива, то над собором работали другие люди.
Так или иначе, собор был построен, а впоследствии совершенствовался и ремонтировался после многочисленных пожаров и нападений.
Надо отметить, что советская власть, признавая мастерство зодчих, сделала его культурным наследием, хотя другие церкви имели совсем другую судьбу, благодаря чему в 90-х годах храм не только имел практически нетронутый вид, но и смог возобновить богослужения.
Кроме того, там остался филиал Государственного исторического музея. Как и Кремль, собор Василия Блаженного стал одним из символов Москвы.
Как и остальные церкви, он был построен на месте деревянного храма. Его строительство было оплачено князем Иваном Калитой, который дал обет возвести каменный храм, если Россия будет спасена от голода (за год до этого случился неурожай ржи). Алевиз Фрязин, итальянский архитектор в 1505 году начал сооружение нового каменного собора, который получил пять глав и был украшен иконописью Федора Зубова и других известных живописцев.
Но более всего Архангельский собор был известен благодаря захоронениям князей и царей всея Руси, которых здесь более сотни, и первым там был похоронён сам Иван Калита. Сейчас там проводятся богослужения.
Благовещенский собор
Изначально был трехкупольным, но разрушения после одного из пожаров привели к тому, что собор был восстановлен уже с пятью куполами. Особо известен уникальной росписью, выполненной сыном иконописца Дионисия Феодосием, а в иконостасе сохранились образа Андрея Рублева и Феофана Грека. Был возведен в 1489 году, служил домовой церковью (т.е. церковью, к которой было принято ходить ”от дома”) царских семей.
Успенский собор
С начала XVI века на месте, где сейчас находится Успенский собор, стояли храмы. Первый Успенский собор, как и Кремль, был деревянным, второй, построенный в XIV веке, из белого камня (тоже как весь Кремль, но это был первый каменный храм на Руси).
И уже нынешний Успенский собор был построен к 1479 году. Из святынь в нем сохранились Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Часть святынь была утеряна во время войны с Наполеоном.
Также здесь находится небольшой некрополь, в котором похоронены служители церкви (практика таких захоронений была практически полностью остановлена после эпидемии чумы).
Колокольня Ивана Великого
На колокольне Ивана Великого, возводимой с 1505 по 1508 года Боном Фрязиным, из семейства знаменитых итальянских архитекторов, 34 колокола. Спустя без малого 30 лет Петрок Малый, русский зодчий, пристроил к ней звонницу, ещё спустя 100 лет — Филаретова пристройка. У каждого из колоколов, находящихся здесь, своё имя — Успенский (он же Царь-колокол), Ревун, Медведь, Лебедь и другие.
Кроме того, на колокольне возвышается восьмиконечный позолоченный крест, который водружён вместо разбитого французами. Историки свидетельствуют, что Наполеона отговаривали снимать этот крест, и, когда тот настоял на своем, люди, которым было приказано это сделать, были атакованы стаей ворон, которые мешали мародёрам. А колокол Ревун печально известен тем, что однажды он сорвался и пробил в колокольне пол, из-за чего погибло несколько человек.
Верхоспасский собор
Этот собор отличается интересным архитектурным решением — его можно назвать одиннадцатиглавым, хотя эти главки появились в результате объединения двух храмовых групп. В эти группы входили церкви Екатерины и Евдокии (храма Гроба Господня) и церкви Иоанна Предтечи и Распятского храма. Был включен в композицию Большого Кремлёвского дворца, однако сейчас ведутся работы по его возвращению в отдельный ансамбль.
Церковь Двенадцати Апостолов
Церковь Двенадцати Апостолов была построена в XVII веке Баженом Огурцовым и Антипом Константиновым, русскими зодчими (если быть точными, то в 1635-1656 гг.), Возле церкви находится Патриарший дворец, где впоследствии расположили Синод, — это было одно из самых роскошных зданий России как по наружному виду, так и по внутреннему убранству. Сейчас Патриарший дворец является музеем, а церковь открыта для верующих.
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Построен псковскими мастерами в конце XV века, после чего стал домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Одноглавый храм считается одним из красивейших зданий Москвы, выполненных с большим архитектурным искусством. Надо заметить, что значительных святынь в нем не хранилось (а главной ценностью считается иконостас кисти Назария Истомина), но здесь решались многие церковные и политические вопросы того времени. Впоследствии храм получил прямой ход к царским покоям.
Анастасия Берсенева
Ксения Кржижановская
Источник: https://rusmystery.ru/xramy-i-sobory-moskovskogo-kremlya/
Успенский собор в Московском Кремле: история строительства, внутреннее убранство
Успенский Собор в Московском Кремле — старейшее здание российской столицы. Расположен на Соборной площади и является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Игнатия и Никона.
Кто построил Успенский собор? В чем уникальность этого сооружения?
Аристотель Фиораванти
Успенский собор в Московском Кремле был возведен в 1479 году в целях закрепления политического устройства и выработки государственных ритуалов. История его строительства драматична.
Сначала задание воздвигнуть огромный храм было поручено отечественным (псковским) мастерам. Однако с работой они не справились. Почти достроенный собор обвалился.
Более доверять строительство соотечественникам Иван не намеревался. Вызвали итальянцев.
Надо понимать, что в те времена, когда возводился Успенский собор в Московском Кремле, архитекторы итальянского Ренессанса были впереди планеты всей. Благодаря активной деятельности дипломатов из северной Италии в Первопрестольную был призван Рудольфо Фиораванти.
Он и построил Успенский собор в Московском Кремле.
Архитектора еще при жизни прозвали за ученость Аристотелем. Впрочем, был он в первую очередь, не архитектором, но инженером и строителем, и его опыт должен был послужить страховкой от тех возможных ошибок, которые допустили в предыдущие годы псковские мастера.
Аристотель потряс москвичей передовым подходом к проблемам строительства. Вместо того чтобы тут же класть камень на камень и скреплять их известкой, он сперва на бумаге составил подробный чертеж будущего собора.
Затем нашел в окрестностях Москвы подходящую глину, построил заводик по производству кирпичей, с тем, чтобы приступить к строительству со стандартизованными блоками, способными держать определенный вес.
У него, кстати, была своя теория, почему предыдущий собор рухнул — тот просто был слишком большим.
Фиораванти все рассчитал. Математика. И этот подход человека Возрождения поразил московских современников, потому что они никогда раньше не видели, чтобы зодчий вел себя как ученый.
Важно понять, как начал меняться город с приездом итальянцев. Сам Кремль был до этого гораздо меньше. Строения в основном деревянные. Деревянным был даже великокняжеский терем. И стояли кое-где небольшие по размеру каменные церкви. В общем, Москва была, по западноевропейским понятиям, ближе к деревне, чем к городу.
Кстати, выражение «Москва — большая деревня» возникло, только когда стали к нам приезжать первые иностранцы.
Итальянский архитектор отнесся с очень большим тактом к русской Православной традиции. До того, как строить в Москве, он выезжал во Владимир осмотреть там Успенский собор, возведенный еще в XII веке. То есть он создавал именно православный храм, а не слепо переносил илитальянскую манеру на русскую почву.
Таким образом, Успенский собор Московского Кремля появился на территории Московского Кремля благодаря мастерству знаменитого итальянца.
Рака Святителя Филиппа и царское молельное место
В 1568 году именно здесь, в стенах Успенского собора Московского Кремля, митрополит Филипп Колычев прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился: сперва свободой — его тут же схватили опричники, а затем и жизнью.
Рака с мощами Святителя Филиппа, удавленного по приказу царя-изверга, находится в правом углу собора возле иконостаса. Напротив нее — царское молельное место. Огромная деревянная сень, покрытая весьма замысловатой резьбой, создана в годы царствования Ивана Грозного.
На сегодняшний день резьба деревянной сени в Успенском соборе совершенно почернела от времени. Кто хочет увидеть царское место Ивана Грозного во всем великолепии, может это сделать в Государственном Историческом музее, где находится его копия, сделанная в XIX веке.
Успенский собор Московского Кремля после революции
Когда в Москву переехал ленинский Совнарком и над кремлевскими святынями нависла реальная угроза уничтожения, замечательный русский художник И. Грабарь добился переноса иконы Владимирской Божьей Матери в мастерскую для «реставрации».
Так, в конце концов, она попала в собрание Третьяковки, где находится и поныне. Остальные иконы были переданы в Оружейную палату в 1930-м.
Последняя служба в Успенском соборе Московского Кремля была проведена 5 марта 1918 года, а после храм закрыли. Однако в 1945-м начали реставрационные работы, а ещё через десять лет Успенский собор был открыт как музей.
Как же Успенский собор Московского Кремля уцелел в годы революции и репрессий? Точного ответа нет. Но, возможно, если б Ленин умер не в 1924-м, а лет через десять, то, не только в Московском Кремле, но и по всей территории России не осталось бы ни единой церкви.
Ленин не зря себя называл «воинствующим безбожником». За короткое время его правления, по приблизительным подсчетам,было расстреляно 95 тысяч священнослужителей. В одной только Москве уничтожено две трети храмов.
Источник: https://www.novina24.ru/uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle-istoriya-stroitelstva-vnutrennee-ubranstvo/
Успенский собор Московского Кремля
/ Москва / Соборы Московского Кремля / Успенский собор Московского Кремля
До революции 1917 года величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.
Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.
После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 году. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского. Через год собор был освящён.
Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.
До конца XIV века главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.
Строительство нового собора
В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.
После землятресения 1474 года уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти.
В 1475 году 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод.
В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII века стоял в городе Владимир.
Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.
Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 году всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.
История Успенского собора в XVI-XX веках
Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.
С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.
Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.
В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.
Особенности архитектуры и внутреннего убранства
Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.
Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.
Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.
Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.
Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.
Усыпальница
Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.
До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.
В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).
Как побывать в соборе
Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».
Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.
Успенский собор на схеме Московского Кремля
Источник: https://trave-l.ru/moscow/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlja/
Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства
1001molitva.ru > Святые места > Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства
Успенский собор Московского кремля — одна из самых красивых и древних духовных достопримечательностей столицы России.
В ней венчались на престол царевичи династии Романовых, женились и крестились их дети и внуки. В статье расскажем больше об этом удивительном месте.
- Кто и когда построил Успенский собор
- Интересные факты строительства
- Краткое описание икон Успенского собора
- Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы
- Особенности внутреннего убранства храма
Кто и когда построил Успенский собор
Первый Успенский собор появился задолго до первых русских царей. Он был деревянной церковью. При воцарении на престол Ивана Калиты деревянную постройку снесли, построив каменное здание, поскольку старое сильно утратило свои свойства и постепенно рушилось.
Ридольфо Аристотель Фьораванти (1415 — 1486) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.
Вначале собор был сконструирован неправильно русскими зодчими и обрушился. Тогда принцесса София, уже при правлении Ивана III обратила внимание на работы итальянских мастеров и пригласила их построить храм божий.
Во главе итальянских зодчих стоял Фиораванти. Он конструировал храм с 1475 года и после 4 лет строительства храм начал работать и работает по сегодняшний день.
Интересные факты строительства
Вокруг Успенского собора в Москве ходит много легендов и мифов, поскольку его возведение было окутано множеством тайн и вопросов.
Например: зачем после 25 лет удачной эксплуатации деревянной церкви в конце 12 века строить каменный храм? Почему за образец собора был взять храм в Юрьеве-Польске?
Зачем после 150 лет эксплуатации каменного храма возводить новый? Почему псковские зодчие не прикоснулись к строительству храма? Почему за возведение окончательного строения был вызван католик-еретик?
Ученые отвечают на эти вопросы с недостаточной уверенностью, давая пищу для размышлений потомкам. Так, перестройка деревянной церкви на каменную была связана с подчеркиванием статуса царя, а другая перестройка Ивана III возможно связана с итальянскими корнями византийской принцессы Софии (в детстве она жила в Риме и возможно переняла католическую веру от него).
На вопрос, почему псковские зодчие не стали строить храм, исследователи говорят о вероятности подмены святых православных мощей, а на вопрос о причине взятия Георгиевского собора в Юрьеве-Польске отвечают, что вероятно это связано с перевозом Владимирской иконы Божией матери в Успенский собор или с преемственностью Московского государства от Владимира.
Краткое описание икон Успенского собора
В Успенском соборе находятся одни из древнейших икон. Среди самых известных и почитаемых относятся творения Андрея Рублева с Феофаном Греком, произведения Дионисия, иконопись при первом русском царе Иване Грозном.
Также там находится новгородская двухсторонняя икона Божией Матери и Святого Георгия периода 11-12 века.
Самые главные иконы в иконостасе собора являются иконы деисусного чина, расположенные по центру. Это лики Иисуса, архангелов, евангелистов, Иоанна крестителя и апостолов. Рядом с ними находится икона Успения, и икона Божьей матери.
Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы
Успенский собор располагается на территории Кремля. Поэтому попасть в него можно только через врата Кремля, оплатив вход. Стоимость билета на всю территорию Кремля составляет без скидок 350 рублей.
Работает комплекс с 9 до 16 часов, а сам храм с 10 до 17 часов. Выходной — в четверг. Добраться до храма можно на метро или автобусе.
Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya.html