Кто был главой Русской Православной Церкви до 1589

Тест по истории Церковь и государство в XVI веке 7 класс

Кто был главой Русской Православной Церкви до 1589

Тест по истории Церковь и государство в XVI веке для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 11 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три обязанности священников по отношению к прихожанам. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) устанавливать правила поведения2) вести богослужение3) крестить детей4) вести переписку с иностранными послами5) учить грамоте детей

6) служить в армии

2. Главой Русской православной церкви до 1589 г. был

1) митрополит2) архиерей3) папа римский

4) архимандрит

3. Что из перечисленного можно отнести к характеристике не­стяжателей, а что — иосифлян?

Характеристики

А) главой религиозного течения был Иосиф ВолоцкийБ) главой религиозного течения был Нил СорскийВ) вероотступников необходимо казнитьГ) церкви необходимо отказаться от земельных владенийД) вероотступников необходимо переубеждать, а не казнить

Е) церковь должна владеть землями и другой собственностью

Течения

1) нестяжатели
2) иосифляне

4. Споры нестяжателей и иосифлян в основном пришлись на время правления

1) Алексея Михайловича2) Ивана Калиты3) Ивана III Великого

4) Василия I Дмитриевича

5. На стороне нестяжателей выступил писатель и публицист

1) Андрей Курбский2) Максим Грек3) Афанасий Никитин

4) Марко Поло

6. Как называется течение в христианстве, отклоняющееся от официального церковного учения?

7. Выберите из списка положение, которое соответствовало взглядам Матвея Башкина и Феодосия Косого по вопросам церковного учения.

1) необходимо отказаться от всякой веры в Бога2) необходимо признать католические воззрения3) необходимо признать приоритет ислама

4) необходимо отказаться от поклонения мощам святых

8. Что из перечисленного относится к результатам деятельности Церковных соборов 1547 и 1549 гг.?

1) осуждение патриарха Никона2) составление списка общерусских святых3) обсуждение вопросов внешней политики

4) осуждение политики опричнины

9. Как звали митрополита, который активно осуждал полити­ку опричнины в годы правления Ивана Грозного?

1) Филипп2) Андрей3) Константин

4) Павел

10. Назовите имя первого русского патриарха.

1) Иеремия2) Иов3) Константин

4) Афанасий

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

«Даром священник ни одной обедни, ни панихиды не слу­жит.

Да чтобы служить со своими просфорами, и вином, и тимьяном, и свечами, и кутьёю, и кануном, притом вечно, пока монастырь Пречистой стоит, — для этого священни­кам, клирошанам и всей братии нужно ежечасно иметь по­печение, как и обо всём, что для этого понадобится Надобно приготовлять церковные вещи, святые иконы, и святые сосуды, и книги, и ризы, братию кормить, и поить, и одевать, и обувать, и удовлетворять иные всякие нужды, опекать и кормить нищих, и странников, и путешествую­щих».

1) Кто, по вашему мнению, был автором данного послания Иосиф Волоцкий или Нил Сорский?2) Назовите последователей религиозного течения, которое возглавлял Нил Сорский.

3) В каком веке состоялся церковный собор, на котором решались споры между последователями Иосифа Волоцко­го и Нила Сорского?

2 вариант

1. Выберите из списка три обязанности священников по от­ношению к прихожанам. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) венчать вступающих в брак2) представлять государя в международных отношениях3) отпевать покойных4) утверждать царские указы5) крестить детей

6) объявлять о заключении международных союзов

2. Главой Русской православной церкви после 1589 г. стал

1) патриарх2) митрополит3) дьякон

4) архиерей

3. Что из перечисленного можно отнести к характеристике нестяжателей, а что — иосифлян?

Характеристики

А) главой религиозного течения был Нил СорскийВ) главой религиозного течения был Иосиф ВолоцкийВ) церковь должна владеть землямиГ) еретиков необходимо переубеждать, а не казнитьД) для распространения идей церковь должна иметь собственность

Е) монастырям не нужны земельные владения

Течения

1) нестяжатели
2) иосифляне

4. Церковные споры нестяжателей и иосифлян были предме­том разбирательства нескольких церковных соборов. В ка­ком веке в основном проходили соборы, на которых обсуж­дались разногласия нестяжателей и иосифлян?

1) XIV в.2) XV в.3) XVI в.

4) XX в.

5. Последователем идеологии нестяжателей был богослов и публицист Максим Грек, служивший также

1) переводчиком2) купцом3) воином

4) таможенником

6. Как называется религиозная традиция усиленной молитвы и покаяния, а также временного воздержания от пищи и ча­стично питья в целях духовного очищения?

7. Из приведённого списка выберите имена людей, чьи взгляды были признаны еретическими Русской православной церковью.

1) князья Борис и Глеб2) Афанасий Никитин3) патриарх Адриан

4) Феодосий Косой и Матвей Башкин

8. Выберите верное суждение об отношениях митрополита и светской власти.

1) митрополит практически не влиял на политику государства2) митрополит был отделён от государственной власти3) митрополит заседал в Боярской думе

4) митрополит занимался исключительно исповедью госу­даря

9. Как называлась политика государя, которую активно осуж­дал в своих проповедях митрополит Филипп в середине XVI в.?

1) абсолютизм2) опричнина3) цензура

4) иконопочитание

10. Первым патриархом Московским и Всея Руси был

1) Иов2) Иеремия3) Иосиф

4) Павел

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Шведский дипломат Пётр Петрей, служивший в России, писал об отшельниках:
«Там есть и такие монахи, которые уходят из монастыря в пустыню, строят там хижину себе, живут в ней, ищут пищи на земле или на деревьях, например, корней, трав и тому подобного.

Они очень бедны, терпят великий голод и нище­ту, влачат жалкую жизнь, заказывают себе из железа вери­ги в несколько пудов весом и ходят в них до тех пор, пока; не свалятся сами: всё думают заслужить тем вечную жизнь. Тогда причисляют их к __________, а по смерти их молятся им.

Священники, живущие в городе, получают от великого князя и горожан богатые доходы.»

1) Запишите слово, пропущенное в тексте: причислить к лику __________.2) Какое религиозное течение XV-XVI вв. призывало к от­казу от роскоши и церковной собственности на землю?

3) Назовите главу религиозного учения, которое выступало в защиту церковного землевладения.

Ответы на тест по истории Церковь и государство в XVI веке
1 вариант1-2352-13-2121124-35-26-Ересь7-48-29-110-211.1) Иосиф Волоцкий2) Нестяжатели3) XVI век

2 вариант

Источник: https://testschool.ru/2018/02/11/test-po-istorii-tserkov-i-gosudarstvo-v-xvi-veke-7-klass/

Глава русской православной церкви: кто главный священник россии, схема структуры и иерархия рпц, патриарх, организация христианской церкви

Кто был главой Русской Православной Церкви до 1589

Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию.

Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус.

Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине — обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе — чтец) — ещё один представитель белого низшего духовенства.

Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина.

За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон — помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь.

При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата.

Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон — низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача — быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия.

Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается.

Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон — главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние — орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей — титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств — епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии — возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер — высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства Комментарий
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники — через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально — настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев.

В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов.

Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви — епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит — высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх — высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх.

Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях.

Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом.

Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода.

Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Источник: https://achair-city.ru/ikony/glava-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-kto-glavnyj-svyashhennik-rossii-shema-struktury-i-ierarhiya-rpts-patriarh-organizatsiya-hristianskoj-tserkvi.html

События 1589 года: что произошло и как это повлияло на Россию

Кто был главой Русской Православной Церкви до 1589

1589 год был поистине уникальным и наполненным рядом исторических событий для России. В первую очередь именно в этот период на территории нынешнего государства было учреждено патриаршество.

Также Москву посетил восточный патриарх Иеремия при правлении царя Феодора Иоанновича. Первым патриархом стал Иов, который достиг на тот момент несколько должностей в церковной епархии.

Для служителей Русской Православной Церкви подобное событие стало одним из главных этапов формирования независимого православия.

1589 год: событие на Руси

В феврале 1589 года в период правления сына Иоанна Грозного было создано патриаршество. На тот момент Собор русских епископов наряду с решением константинопольского патриарха Иеремии II единогласно выбрали митрополитом Иова.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Алиса

Следует заметить, что до этого момента Православная церковь Руси не была отдельной и независимой, а также не имела права принимать какие-то либо решения. Она должна была полностью и беспрекословно подчиняться константинопольскому патриархату. Исходя из этого, можно отметить первое становление русского православия как независимой отрасли.

В феврале 1589 года в Успенском Соборе Кремля состоялось каноническое постановление первого православного русского патриарха. В Уложенной грамоте, которая узаконила акт создания патриаршества, было отмечено создание Церкви Третьего Рима. Она была одной из наиболее влиятельных учреждений как по величию, так и по мировому господству.

Иов (в народе Иоанн) появился на свет в 30-е годы 16 века в небольшой семье в городе Старица. Большая часть юношеских лет прошла в Старицком Успенском монастыре, где он получал свое образование по желанию отца.

Мальчик показывал хорошие знания в области истории и литературы. Также пользовался уважением среди сверстников из-за своего доброго сердца и умения слушать. Именно в этом монастыре он постригся в монахи и обрел новое имя Иов.

Через некоторое время Иов получил сан архимандрита за упорство и достижения.

В 1571 — 1572 годах он был настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве. А уже в 1575 — 1580 — Новоспасского монастыря. В 1587 году стал митрополитом Московским. При учреждении патриаршества Иов получил должность первого московского патриархата на Руси. На протяжении всех лет, когда он был назван патриархом, Иов боролся за русский народ, за его независимость и право на самоопределение.

В середине июня 1607 года известный патриарх Иоанн умер и был похоронен в Успенском монастыре в родном городе. А уже в 1652 году его святые мощи перевезли в Москву в Успенский собор.

Избрание патриарха в нынешнее время

1589 год в России ознаменовал новую эру в русском православии. Согласно уставу, датированному 2000 годом, сан патриарха дается до конца жизни, все права переходят к Архиерейскому Собору. Предлагающий свою кандидатуру в патриархи должен быть архиереем РЦП и старше 40 лет. Также учитывается опыт епархиального управления и обязательное наличие богословского образования.

Источник: https://FB.ru/article/226857/sobyitiya-goda-chto-proizoshlo-i-kak-eto-povliyalo-na-rossiyu

Учреждение в России патриаршества. Патриаршество на Руси (23 января 1589 года) :

В середине XV века произошло прискорбное событие в жизни мирового православия: его центр, Константинополь, был захвачен турецкими завоевателями. Золотые кресты над куполами храмов сменились османскими полумесяцами. Но Господу было угодно возродить величие Его церкви в славянских землях. Патриаршество на Руси стало символом наследования Москвой религиозного лидерства повергнутой Византии.

Независимость Русской Церкви

Ещё задолго до того, как официально произошло учреждение в России патриаршества, зависимость Русской Церкви от Византии носила лишь номинальный характер.

С начала XV века над православным Константинополем висела угроза, исходящая от его постоянного врага ― Османской империи.

В расчёте на военную поддержку Запада он был вынужден поступиться религиозными принципами и на Соборе 1438 года заключить унию (союз) с западной церковью. Это безнадёжно подорвало авторитет Византии в глазах православного мира.

Когда же в 1453 году турки овладели Константинополем, Русская Церковь стала практически самостоятельной. Однако статус, дающий ей полную независимость, необходимо было узаконить в соответствии с существовавшими тогда каноническими правилами. С этой целью в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеримия II, который 26 января 1589 года совершил поставление первого русского Патриарха ― Иова (в миру Иоанна).

Учреждение в России патриаршества

Этому акту суждено было свершиться в Успенском соборе Кремля. Записи современников свидетельствуют, что вся Москва собралась тогда на площади, тысячи людей стоя на коленях внимали благовесту соборных колоколов. Этот день стал одним из самых значимых в истории Русской Православной Церкви.

На следующий год Собор восточных иерархов окончательно закрепил за Русской Церковью статус автокефальной, то есть независимой. Правда в «Диптихе Патриархов» ― установленном порядке их перечисления — патриарху Иову было отведено лишь пятое место, но оно не являлось умалением его достоинства. Русские люди восприняли это с должным смирениям, сознавая молодость своей церкви.

Роль царя в установлении патриаршества

Среди историков бытует мнение, что введение патриаршества в России было инициировано лично государем. В хрониках того времени рассказывается о том, как во время своего визита в Москву Антиохийский патриарх Иоаким был принят царём, и на литургии митрополит Дионисий, подойдя к высокому гостю, благословил его, что по Уставу Церкви было совершенно недопустимо.

В этом жесте усматривают намёк царя на учреждение в России патриаршества, так как подобное вправе был совершить лишь архиерей, равный своим саном иноземному патриарху. Это действие могло быть совершено только по личному указанию царя. Так что Феодор Иоаннович не мог остаться в стороне от столь важного дела.

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Роль российской церкви в мировом православии

Церковь была молода. Несмотря на это, российские иерархи пользовались неоспоримым авторитетом среди представителей высшего духовенства всего православного мира. Часто он опирался на экономические, политические и даже военные факторы. Особенно это стало очевидным после падения Византии. Восточные патриархи, лишённые своей материальной базы, постоянно были вынуждены приезжать в Москву в надежде получить помощь. Это продолжалось не один век.

Учреждение патриаршества сыграло важную роль в упрочении национального единства народа. Это проявилось с особой силой в Смутное время, когда казалось, что государство стояло на грани потери своего суверенитета. Достаточно вспомнить самоотверженность патриарха Гермогена, ценой собственной жизни сумевшего поднять россиян на борьбу с польскими оккупантами.

Выборы российских патриархов

Источник: https://www.syl.ru/article/197925/new_uchrejdenie-v-rossii-patriarshestva-patriarshestvo-na-rusi-yanvarya-goda

Московский собор 1589 — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Освященный Собор «Великого Росийского и Греческого царствия», проходил в Москве с 17 по 26 января 1589 года. В мае того же года ряд соборян закрепили свои решение Уложенной грамотой.

Предпосылки

С середины XV века отношения между кириархальной Константинопольской и на деле обособившейся Русской Церквями были нарушены. Общение между Церквями на частном уровне не прервалось и Греческие Церкви продолжали принимать милостыню из Московского государства, но обособление Русской Церкви не пользовалось соборным вселенским признанием.

С начала 1580-х годов по инициативе благоверного царя Российского Феодора Иоанновича, при деятельном участии боярина Бориса Годунова велись переговоры с Константинопольской Церковью о каноническом установлении на Руси патриаршества. В 1586 году, пользуясь приездом за милостыней патриарха Антиохийского Иоакима, царь Феодор заявил в думе о своем желании «устроить в Москве превысочайший престол патриарший«.

Духовенство и бояре похвалили мысль, но прибавили, что нужно снестись с Восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью. Патриарх Иоаким взялся представить решение думы Собору греческого духовенства. Год прошел без ответа, но в 1588 году Константинопольский патриарх Иеремия II решил ехать в Москву за милостыней.

Вместе со свитой из греческого духовенства патриарх проехал через Речь Посполитую, через Смоленск, и прибыл 11 июля того года в Москву.

Переговоры с греческим посольством от лица русского правительства вел в основном шурин царя боярин Борис Годунов и вопрос об учреждении в России патриаршества был поставлен решительно. Среди членов греческого посольства существовали острые противоречия по этому вопросу — за учреждение Русского Патриархата тогда высказался святитель Арсений Элассонский.

Выдвигались разные возможности — в частности, русская сторона предложила, чтобы сам Царьградский патриарх Иеремия сделался Всероссийским патриархом, но с проживанием во Владимире, что оказалось неприемлемым. Наконец было получено согласие Иеремии на поставление патриарха Всероссийского из русских. На это служение уже был намечен митрополит Московский святитель Иов.

Лишь после этой подготовки был созван Собор.

Состав

См. имена подписавших Уложенную грамоту о патриаршестве в России

На Собор сошлось высшее русское духовенство от архиереев до значительных игуменов и старцев, а также участники греческого духовного посольства.

Ход Собора

Освещенный Собор с открылся в Москве 17 января 1589 года.

23 января в Успенском Соборе были избраны на Московское патриаршество три кандидатуры: митрополита Московского святителя Иова, архиепископа Новгородского Александра, и архиепископа Ростовского Варлаама. С грамотами, скрепленными подписями епископов и содержащими имена избранников, патриарх Иеремия [1] направился во дворец для представления их царю. Благоверный Феодор Иоаннович выбрал святого Иова. Было совершено наречение Иова на патриаршество.

26 января 1589 года патриарх Иеремия в сослужении сонма архипастырей торжественно поставил святителя Иова патриархом Московским и всея Русии через хиротонию. В тот же день вошли в силу решения Собора об устройстве русских архиерейских кафедр.

Решения и последствия

Учреждение патриаршества в Русской Церкви с кафедрой в Московском Успенском соборе и возведение на престол святителя Иова были главными свершениями. Кроме этого Собор определил новое устройство архиерейских кафедр в Русской Церкви.

С повышением Московской митрополичьей кафедры до патриаршей, сан митрополита закреплялся за четырьмя виднейшими кафедрами Великороссии — Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой. Сан архиепископа был определен для шести владык — Вологодских, Суздальских, Смоленских, Рязанских, Тверских и Нижегородских.

Было также решено установить восемь кафедр епископов — Псковскую, Ржевскую, Великоустюжскую, Белозерскую, Коломенскую, Брянскую, Дмитровскую, и еще одну, для которой предстояло определить место позднее.

После Собора последовали торжественные обеды, устроенные царем и царицей в честь патриарха Иеремии. Члены греческого посольства получили богатые дары, большинство покинули Москву лишь в мае того года. Решения Собора были закреплены в Уложенной грамоте о патриаршестве в России (см. полный текст). Грамота была составлена в мае, по указанию царя Феодора Иоанновича, пожелавшего перед отъездом Иеремии получить документ «для утверждения от рода в род и навеки» нового состояния Русской Церкви.

Важнейшим последствием Собора было вселенское признание нового положения Русской Церкви. В Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность Московского Патриархата.

При этом, для Церкви Малороссии — в пределах Речи Посполитой — деятельность патриарха Иеремии во время его возвращения из Москвы в 1589 году возбудила недовольство, которое послужило прелюдией к заключению Брестской унии. Решения касательно епархий были проведены в жизнь лишь частично. Все четыре митрополии стали ими на деле.

Из намеченных шести архиепископий пять получили новый статус, но Нижегородская кафедра так и не была образована. Среди намеченных восьми епископий до Собора существовала лишь Коломенская, после Собора открылась Псковская, а остальные так и не появились.

Использованные материалы

[1]  По данным статьи Православной Энциклопедии об Арсении Элассонском, http://www.pravenc.ru/text/76326.html, акт избрания во дворец доставил святитель Арсений.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/20784.html

Кто такой патриарх?

Авторитет патриарха высок не только в церковных кругах, но и для гражданского общества. Особое влияние на ход истории Первосвященники имеют в переломные времена, когда Предстоятель вынужден хранить Церковь и государство от смуты и раскола.

Значение термина «патриарх»

Изначально слово «патриарх» употреблялось в значении «отец», «начальник». Позже оно приобрело другие толкования. Так называют старейшину рода, главу семьи, человека, которого почитают за особые заслуги. Патриарх в религиозном мире — представитель высшего духовного сана, который управляет вверенной ему Поместной Церковью совместно со Священным синодом.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви

Патриархом избирают самого почитаемого и авторитетного священнослужителя. Его также называют Предстоятелем. Само это слово говорит о том, что патриарх должен быть первым, предводителем, примером для подражания.

Важно! В средствах массовой информации можно часто слышать формулировку «Глава Церкви», если речь заходит о патриархе. Это определение не совсем корректно, так как единственным главой Церкви является только Спаситель. Церковь основана Богом, и ее глава — Иисус Христос.

Становление Православия и первые Патриархи

В Ветхом Завете патриархами называли старейшин кочевых племен. Они жили обычной жизнью, занимались тяжелым трудом наравне со всеми, посвящали много времени молитвам, выполняли первые, самые простые богослужения. Древних Предстоятелей еще называли родоначальниками и праотцами. Позже патриархами стали называть глав Синедриона.

Важно знать! Синедрион — высшая церковная структура в древней Иудее.

Пока церковь была малочисленной, первыми Предстоятелями были апостолы — ученики Иисуса Христа. Первым христианским патриархом был Святой апостол Иаков. Он руководил самой первой христианской общиной в Иерусалиме. Его авторитет среди народа и духовенства был непререкаемым.

Именно он вынес решение, беспокоящее умы многих иудеев. Общество задавалось вопросом — обязательно ли новоначальным, пришедшим в христианскую веру из язычества, выполнять все обряды из Ветхого Завета. Иаков принял решение упростить обрядовые постановления Ветхого Завета, после чего они стали необязательными для всех.

Первым патриархом принято считать святого Иакова

Епископы стали преемниками и продолжателями дел апостолов. Патриархом стали называть самого уважаемого епископа, который пользовался большим авторитетом. Предстоятель — это особый церковный статус и титул. Когда произошел раздел на Православие и Католицизм, наименование патриарх осталось за восточной, Православной Церковью. Католики стали называть своего главу Папой.

Интересно! Православная Церковь (РПЦ) — самая крупная Поместная Церковь. Возникла она в 988 году, после Крещения Руси. По численности верующих Московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые — он насчитывает более 80 млн человек.

Церковная и общественная деятельность патриарха

Все обязанности Патриарха прописаны в церковном Уставе. Их число входит:

  • беспокойство о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви;
  • председательство на архиерейских и Поместных соборах;
  • контроль за исполнением постановлений Собора;
  • поддержание церковной иерархии;
  • контроль над деятельностью архиереев;
  • представительская роль в отношении других Церквей и светских лиц.

Патриарх, как Первосвященник, совершает самые торжественные богослужения. Он вникает в подробности всех внутрицерковных дел, без его участия не принимаются важные решения. Также он определяет отношения между Церковью и государством, регулирует сотрудничество с общественными организациями.

Читайте о патриархах:

  • Патриарх Сербский Павел
  • Патриарх Московский Гермоген
  • Патриарх Алексий Второй

Патриархи Руси и их вклад в историю государства

Несколько первых столетий после Крещения Руси русская Церковь существовала без патриарха. Во главе ее стоял митрополит, который подчинялся Константинополю. После оккупации османами Константинополь утратил лидирующую позицию, и РПЦ потребовался свой патриарх. В 1589 году им стал Святитель Иов Московский.

Власть патриарха ограничена внутренними канонами Церкви и авторитетом пастыря

За все время после крещения Руси, в России было 17 патриархов, не считая местоблюстителей Патриаршего престола.

  1. Патриарх Иов. Первый русский православный Предстоятель. Патриарх уделял много внимания распространению в обществе богословских книг, поощрял развитие типографии. Иов отказался присягнуть Лжедмитрию, за что был низложен и сослан в монастырь простым монахом.
  2. Патриарх Гермоген. Гермоген получил почетный титул в Смутное время, поэтому ему пришлось противостоять изменникам русского государства. Первосвященник поддержал восстание под предводительством Минина и Пожарского, за что был заключен в Чудовом монастыре. Условия содержания в заточении были ужасными, второй русский патриарх скончался в темнице от голода и жажды.
  3. Патриарх Филарет был отцом первого царя из династии Романовых. При Борисе Годунове он был отправлен в ссылку, позже был фактическим правителем государства при царе Михаиле Федоровиче.
  4. Патриарх Иоасаф I занимал пост недолго, но за время его руководства восстановили старые и воздвигли новые монастыри. Много внимания Предстоятель уделял печатному делу и издательству богословских книг.
  5. Патриарх Иосиф добился запрещения работы в воскресные и праздничные дни. Благодаря этому простые люди и крепостные могли посвятить день молитве и общению с Богом.Иосиф, Патриарх Московский и всея Руси

    При его Патриаршестве были сделаны первые шаги к воссоединению Украины и России.

  6. Патриарх Никон имел титул «Великого государя», принимал участие в решении всех важных государственных дел. Он вошел в историю как реформатор, изменив многие церковные обряды и заменив двуперстие троеперстием. Реформы породили раскол в Церкви. Борьба со старообрядчеством омрачала историю Руси несколько веков.
  7. Патриарх Иоасаф II уделял много внимания миссионерской деятельности в отдаленных уголках России.
  8. Питирим пробыл патриархом всего 10 месяцев, поэтому не успел внести весомый вклад в историю Православной Церкви.
  9. Патриарх Иоаким боролся с иностранным влиянием на русское общество. При нем был издан Типикон, которым пользуются по сей день.
  10. Предстоятель Андриан выступал против многих реформ Петра Первого, в частности — против курения и отмены русской национальной одежды. К тем изменениям, которые были призваны улучшить жизнь русского народа, Первосвященник относился с пониманием.
  11. Патриарх Тихон стал Предстоятелем после двух веков, прожитых Церковью без Первосвященника. Он проявил особую смелость, обличая гонителей на христианскую веру и стараясь уберечь страну от Гражданской войны.Патриарх Тихон Московский

    Несмотря на то что предстоятель был арестован и не мог в полной мере участвовать в церковной жизни, он сформировал особую систему отношений Церкви и государства, которая помогла сохранить Церковь до конца коммунистической власти.

  12. Патриарх Петр оказывал помощь заключенным и репрессированным. Он не согласился сотрудничать с органами власти в качестве осведомителя, после чего был приговорен к расстрелу.
  13. Патриарх Сергий оказывал духовную поддержку советским гражданам во время Великой Отечественной войны. Первосвященник организовал сбор для помощи армии, призывал всех верующих неустанно молиться о победе.
  14. Деятельность патриарха Алексия I была связана с восстановлением храмов, разрушенных в годы войны.
  15. Патриарх Пимен продолжил дело своего предшественника. Помимо этого, он наладил связи с православными церквями других стран. Предстоятель Пимен получил свой титул в годы правления Брежнева и смог добиться практически полного прекращения гонений на Церковь.
  16. С именем Алексия II связывают расцвет РПЦ и духовное возрождение России.
  17. На сегодняшний день Предстоятелем Русской православной церкви является патриарх Кирилл.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие есть храмы

Разница между Папой Римским и Патриархом

Патриарх

  • Высшая власть в Православии принадлежит только Собору епископов.
  • Патриарх оперативно решает текущие вопросы, но не вмешивается в деятельность епархий.
  • Православие не признает за патриархом непогрешимости.

Сан патриарха дается церковью пожизненно

Папа Римский

  • Папа Римский имеет власть над всей Церковью в целом, и над епархиями в частности.
  • Он имеет полную верховную и вселенскую власть.
  • Католики считают, что Христос наделил их Первосвященника даром безошибочности и непогрешимости.

Важно! Патриарх — это не высшая степень в духовенстве, а почетный титул. У носителя этого титула не больше прав, чем у любого другого епископа. Ему подчиняются не из принципа субординации, не потому, что он выше других в иерархии священнослужителей. Предстоятель пользуется особым авторитетом и уважением, поэтому к его мнению прислушиваются.

Поместные Православные Церкви и их предстоятели

Церковь — сложный организм, она объединяет много людей. Если ее Глава — Христос, тело — духовенство и верующие. Для слаженной работы организма существует специальная церковная структура и иерархия. Вселенская Православная Церковь была разделена на 15 Церквей. Девять из них возглавляет свой патриарх, остальными руководят архиепископы и митрополиты.

Важно знать! Автокефалия — административная самостоятельность Поместной Церкви, право на самоуправление.

Патриархи Поместных Церквей

  1. Предстоятель Варфоломей — патриарх Константинопольской Православной Церкви.
  2. Патриарх Феодор II возглавляет Александрийскую автокефалию.
  3. Иоанн Х возглавляет Антиохийскую Православную Церковь.
  4. Феофил III — предстоятель Иерусалимской поместной Церкви.
  5. Первосвященник Русской автокефалии — патриарх Кирилл.
  6. Илия II — Первосвященник Православной Церкви в Грузии.
  7. Патриарх Ириней возглавляет автокефалию в Сербии.
  8. Предстоятель Даниил — патриарх Румынской Православной Церкви.
  9. Первосвященник Болгарии — патриарх Неофит.

Главой Вселенской Православной Церкви является Иисус Христос.

Роль патриарха в истории государства важна, но все его действия отражают волю простых верующих. Именно простой народ является основным хранителем и носителем Православия.

Документальный фильм о жизни первых патриархов всея Руси

Дек 14, 2019 12:56 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnyj-patriarh.html

Русская православная церковь. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 февраля 2016 г. в Гаване состоится первая в истории встреча глав Русской православной и Римско- католической церквей — патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, содержащую основные сведения об истории и структуре Русской православной церкви.

Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) — самая крупная из ныне существующих автокефальных (самостоятельных) поместных православных церквей. В официальном списке исторического старшинства поместных церквей (диптихе) занимает пятое место из 15-ти.

История

В 988 г. состоялось крещение Руси. Первоначально глава русской церкви назначался из греческого духовенства Византии, в 1051 г. Иларион стал первым русским митрополитом Киевским и всея Руси. В 1448 г.

Поместный собор русской церкви принял решение о ее автокефалии (самоуправлении) и самостоятельно избрал митрополита Московского и всея Руси Иону. В 1589 г.

был избран первый патриарх, которым стал Иов, после чего самостоятельность русской церкви была признана Константинопольским патриархатом. В 1666 г. русская церковь пережила раскол в результате реформ патриарха Никона.

При императоре Петре I православная церковь в России была подчинена государству, патриаршество ликвидировано. С 1721 г. по 1917 г. церковь возглавлялась Святейшим Правительствующим Синодом. Его члены назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.

В ходе Поместного собора православной церкви, проходившего в 1917-1918 гг., было восстановлено патриаршество. Первым патриархом в ХХ в. был Тихон (Белавин; 1865-1925).

После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики начали борьбу с религией. 2 февраля (20 января по старому стилю) 1918 г.

вступил в силу декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с которым русская церковь была лишена прав юридического лица, земель и собственности. В период с 1917 г. по 1939 г.

большинство церквей и монастырей было принудительно закрыто, большая часть священнослужителей — репрессирована. После смерти патриарха Тихона избрание нового главы церкви было запрещено властями.

В 1914 г. в российской православной церкви было более 55 тыс. храмов, по состоянию на 1915 г. в них служили 168 архиереев, более 66 тыс. священнослужителей. К 1939 г. осталось четыре архиерея, около 300 священников и столько же храмов.

В 1920-х гг. была создана Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ), объединившая русских православных эмигрантов, оказавшихся в изгнании в результате революции 1917 г. и Гражданской войны (1917-1922).

В годы Великой Отечественной войны государство смягчило антирелигиозную политику. В 1943 г. с разрешения советского правительства состоялся Архиерейский собор, на котором был избран новый патриарх Сергий (Страгородский).

Тогда же официально было закреплено современное название — Русская Православная Церковь.

Либерализация политики по отношению к православной церкви в СССР началась во время подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. 30 мая 1991 г. на основании закона «О свободе совести и религиозных организациях» церковь получила официальный статус религиозной организации и права юридического лица. В мае 2007 г. РПЦ воссоединилась с РПЦЗ.

Устройство

РПЦ зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация.

Осуществляет свою деятельность на основе Священного Писания и Священного Предания, канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских соборов и святых отцов, постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного синода и указов патриарха, а также устава РПЦ (последние поправки были внесены в 2016 г.).

Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный и Архиерейский соборы, Священный синод во главе с патриархом Московским и всея Руси. С 2009 г. патриархом является Кирилл (Гундяев). С 2011 г. под его председательством действует также Высший церковный совет.

В составе церкви имеются 22 синодальных учреждения по основным сферам деятельности, в том числе Отдел внешних церковных связей, Синодальная комиссия по канонизации святых, Синодальный отдел по монастырям и монашеству и др.

Также при РПЦ имеется общецерковный суд (существуют и суды местных юрисдикций), которые предназначены для поддержания порядка церковной жизни и призваны способствовать соблюдению священных канонов и иных церковных установлений.

В частности, суды могут принимать решения об извержении из сана, отлучении от церкви.

В состав Русской православной церкви Московского патриархата входит семь автономных или самоуправляемых церквей: Эстонская православная церковь московского патриархата (создана в 1920 г.), Китайская (1956 ), Японская (1970), Украинская Православная Церковь (1990; Московского патриархата), Латвийская православная церковь (1992), Православная церковь Молдовы (1992), Русская православная церковь заграницей (стала частью РПЦ в результате объединения церквей в 2007 г.).

Кроме того, в РПЦ входит Белорусский экзархат (церковная область, лежащая за пределами страны, в которой расположен патриархат) и два митрополичьих округа (в Республике Казахстан и Среднеазиатский), 57 митрополий, 296 епархий.

При РПЦ действуют 21 научное и образовательное учреждение, в том числе Московская духовная академия и семинария, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и др.

Вселенский патриарх: кто стоит во главе православной церкви на самом деле

Всем известно о том, что в 2009 году главой русской православной церкви стал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако многие знают и о существовании такой должности как Вселенский патриарх. Кто же он такой? И является ли он на самом деле руководителем всех православных церквей мира?

Константинополь

На самом деле титул «Вселенский патриарх» появился довольно давно. Такой статус в православной среде впервые получил патриарх Акакий еще задолго до раскола христианства на западную (католическую) и восточную (православную) церкви. Однако тогда он был лишь вторым после Римского главы. Когда в 1054 году произошло Великое разделение, центром католической веры стал Рим, а православия – Константинополь. Поэтому именно Константинопольские патриархи стали именоваться Вселенскими.

Примечательно, что один из патриархов Константинопольских Иеремия II учредил в нашей стране патриаршество. Случилось это в 1589 году. В том же году первым патриархом Московским и всея Руси был учрежден Иов. Тогда же русская православная церковь фактически стала автокафедральной, то есть самостоятельной поместной церковью.

Варфоломей I

На сегодняшний день существует 15 автокафедральных церквей. РПЦ в данной иерархии находится на 5-ом месте. Первую же ступеньку занимает Константинопольская. И это неслучайно: согласно историческому развитию событий, Константинопольский престол действительно первый в православном сообществе. На положение Константинопольской церкви абсолютно не влияет тот факт, что ее паства составляет около 2-х миллионов человек, а прихожан русской церкви — от 50 до 100 миллионов.

На официальном сайте Московского Патриархата указано, что с 1991 года титул Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха носит Варфоломей I. В настоящий момент именно Варфоломей I есть «первый среди равных» глав остальных православных церквей.

Мнение Московского Патриархата

Что касается главенства Вселенского патриарха над всеми поместными православными церквями, то у Московской патриархии на этот счет есть отдельное мнение. Оно указано и разъяснено на том же официальном сайте Московского патриархата.

«Журналы Священного Синода» (2013 год) в частности отмечается, что главой Святой церкви может быть только Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

В качестве дополнения к данному утверждению, кроме прочих, приводится цитата из Послания к Ефесянам, где говорится о том, что главою является Христос, а церковь – его Телом (Еф 1:17-23).

А по поводу первенства на уровне Вселенской Церкви на сайте сообщается, что это самое первенство определяется исходя из упорядоченного списка поместных автокафедральных церквей, так называемого диптиха. В данном контексте первое место Константинопольской церкви не оспаривается. Однако, как гласит текст, каноны, на которых основываются священные диптихи, не наделяют первенствующего в списке какими-то властными полномочиями в общецерковном масштабе.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/76150-vselenskiy-patriarkh-kto-stoit-vo-glav.html

Период самостоятельности Русской Церкви (1589 1881). Патриаршество в России (1589 1720). Отдел первый: 1589 1654

В шестую книгу многотомного издания «История Русской Церкви» высокопреосвященного Макария, митрополита Московского и Коломенского, вошли тома его «Истории Русской Церкви», посвященные истории Московского патриархата и Западнорусской митрополии в 1589-1652 гг.

:

Общий взгляд на период самостоятельности Русской Церкви 1

Учреждение патриаршества в россии 1

Отдел 1 — Патриаршество Московское и всея Великой России и Западнорусская митрополия (1589–1654) 9

Глава I. Три первые патриарха в Москве и междупатриаршество 9

Глава II. Западнорусская митрополия в борьбе с унией, под гнетом униатских митрополитов. Положение православия и унии в Западнорусской митрополии и характер борьбы между ними 40

Глава III. Патриарх Московский Филарет и два его приемника 85

Глава IV. Западнорусская митрополия в борьбе с унией, под управлением православных митрополитов 126

Примечания 192

Общий взгляд на период самостоятельности Русской Церкви

Прошло уже ровно шесть столетий со времени основания Русской Церкви (988–1588). В эти столетия она прожила два главных периода своего существования.

Первый период, продолжавшийся два с половиною века (988–1240), был периодом ее всецелой зависимости от Константинопольского патриарха, но вместе и периодом ее полного единства, когда на всем своем пространстве она признавала над собою только одного митрополита и составляла одну нераздельную митрополию.

Второй период, продолжавшийся три с половиною века (1240–1588), был для Русской Церкви периодом ее постепенного перехода к самостоятельности, но вместе и периодом ее постепенного разделения на две митрополии, которые, особенно в последней половине этого периода, были совершенно разделены между собою и не имели никаких взаимных отношений.

С 1589 г. начался для Русской Церкви новый период, продолжающийся доселе, период ее самостоятельности, который можно назвать также и периодом постепенного воссоединения ее разрозненных частей.

Правда, в то самое время, как в Москве учреждалось патриаршество, в Литве вводилась уния, и Западнорусская митрополия, мало того что была отделена от Восточнорусской Церкви, подверглась новому, насильственному разделению на две части, из которых одна, православная, по-прежнему осталась в зависимости от Цареградского патриарха, а другая, униатская, подчинилась Римскому владыке.

Но еще в XVII в. все православные епархии Западнорусского края признали над собою власть Московского патриарха и соединились с Русскою Церковию, а в XVIII и XIX столетиях мало-помалу воссоединились с нею и все униатские епархии, существовавшие в том крае, так что ныне в пределах России нет более униатов.

К сожалению, в этот же период самостоятельности Русской Церкви, когда с нею вновь соединились ее прежние члены, отторгнутые усилиями Рима, в ней самой обнаружился раскол, возникший на ее домашней почве и известный под именем старообрядства, – раскол, который, постепенно усиливаясь и разрастаясь, сделался самым резким и выдающимся явлением настоящего периода, прошел мрачною полосою чрез всю последующую нашу историю и, составляя внутреннюю язву нашей отечественной Церкви, доселе мало поддается ее уврачеваниям. Потому едва ли будет несправедливо, если настоящий ее период мм назовем и периодом в ней раскола, именующего себя старообрядством.

Период самостоятельности Русской Церкви обнимает собою: а) время патриаршества в России и б) время синодального управления.

Учреждение патриаршества в россии

Еще во 2-й половине XV в.

, когда Греческая империя окончательно подпала под владычество турок и Русские митрополиты не могли уже беспрепятственно путешествовать в Царьград для святительского поставления и затруднялись даже письменно сноситься с Цареградскою кафедрою, все четыре патриарха Востока дали свое согласие, чтобы впредь первосвятитель Восточнорусской Церкви не ходил в Царьград, но избирался и ставился в самой России и имел власть ставить своих епископов и править своею Церковию по примеру патриархов, а также определили будто бы, чтобы он считался святительскою честию выше всех православных митрополитов и в случае Вселенского Собора занимал первое место после Иерусалимского патриарха. Несмотря, однако ж, на все это, Русская Церковь по-прежнему оставалась только митрополиею, хотя и первою из митрополий, и в зависимости от Константинопольского патриарха, хотя только номинальной. А между тем время шло, и, тогда как патриаршие Церкви, бедствовавшие под игом неверных, более и более сокращались и умалялись, Русская Церковь вместе с Русским государством постоянно расширялась и увеличивалась и по своему объему далеко превосходила каждую из них. Тогда как сами патриархи, совершенно зависевшие от произвола своих мусульманских властителей, более и более теряли свою духовную власть и значение, сохраняя почти одно лишь имя патриархов, Русские митрополиты, хотя вполне зависевшие от своих православных государей, но в них же находившие для себя и самую незыблемую опору, пользовались действительною архипастырскою властию и являлись истинными первосвятителями среди своего духовенства и всей паствы. Тогда как самая православная вера в патриарших и других православных Церквах Востока и Юга, порабощенных магометанами, подвергалась всякого рода притеснениям, уничижениям, поруганиям, в России она была в собственном смысле господствующею, охранялась законами и всеобщим уважением правительства и народа и сияла всем своим блеском. Православная Россия под управлением своих православных могущественных государей сделалась главною представительницею и единственною охранительницею и защитницею православия во всем мире – так понимали ее сами русские, так же смотрели на нее и все православные Востока и Юга, стонавшие под игом иноверцев и искавшие в ней для себя покрова, помощи и утешений. Русские государи уже носили титул царя, т. е. императора, и заняли в православном мире то самое положение, какое занимали прежде императоры Византии; очень естественно было желать, чтобы и при русских государях по примеру византийских во главе церковного управления находились первосвятители самого высшего духовного сана. Русская Церковь видимо для всех выросла до того, чтобы быть ей совершенно самостоятельною и независимою отраслию Церкви Вселенской и стоять по крайней мере наравне с патриаршими православными Церквами, если не впереди всех их. Русский митрополит по власти и значению в своей Церкви вполне равнялся патриархам и даже превосходил их, ему недоставало только патриаршего имени.

В 17-й день июня 1586 г. прибыл в Москву Антиохийский патриарх Иоаким, совершавший свое путешествие через Галицию, где устроил церковное братство, и потом через Смоленск, откуда испросил себе у царя Федора Ивановича разрешение посетить его столицу.

Много уже приходило к нам за милостынею с Востока и мирян, и особенно духовных лиц, в том числе архиепископов и митрополитов, со времени падения Царьграда, но из четырех Восточных патриархов еще не приходил никто, Иоаким был первый.

Государь приказал сделать патриарху несколько почетных встреч на пути его от Смоленска в Москву: первая была в Можайске, вторая – в селе Мамонове пред Москвой, третья – на Драгомилове при въезде в столицу. Помещение для патриарха отведено было на Никольском крестце в доме Федора Шереметьева. Июня 25-го Иоаким приглашен был в царский дворец и прибыл туда в митрополичьих санях, которые за ним были присланы.

На крыльце царских палат встретил патриарха посольский дьяк Андрей Щелкалов и ввел его в подписную Золотую палату, где восседал на троне государь в полном царском одеянии, окруженный боярами и окольничими. Царь поднялся и встретил патриарха за сажень от своего седалища, принял от него благословение и спросил его о здоровье.

Патриарх подал царю грамоту Цареградского первосвятителя Феолипта, которая свидетельствовала о личности и нуждах его, патриарха Иоакима, и поднес царю от себя в дар частицы мощей апостола Анании, Игнатия Богоносца, великомученика Георгия и мучеников Киприана и Иустинии. Государь пригласил патриарха к себе обедать, а до обеда велел сходить в соборную церковь к митрополиту Дионисию, собиравшемуся служить литургию.

Источник: https://dom-knig.com/read_220868-1

Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск 3 (патриарший период 1589–1700 г.)

Выпуск 1 *Выпуск 2 * Выпуск 4

От автора

Предисловие

История Северовосточной Церкви. Глава I. Распространение христианской веры § 1. Распространение христианской веры в пределах России: в Корелии, у Заволоцкой чуди и Печеры, зырян, вогулов и вотяков, в Рязанском и Казан-ском крае, в Сибири § 2. Успехи христианской веры в Китае и заботы Русского государства о православных Церквах Грузии и Востока Глава II. Состояние церковного управления и иерархии § 3. Учреждение патриаршества в России § 4. Епархии § 5. Права и внешние отличия патриарха; взаимоотношения и преимуще-ства митрополитов, архиепископов и епископов § 6. Состояние церковного управления и суда: законодательство церковное и гражданское, имевшее отношение к церковному управлению и суду. Власть патриарха и епархиальных владык; судебные права Церкви; устройство церковного управления и суда § 7. Материальное положение патриаршей и епископских кафедр § 8. Белое духовенство § 9. Перечень патриархов. Патриарх Иов § 10. Патриарх Игнатий § 11. Патриарх Гермоген и духовенство в их служении бедствующему отечеству § 12. Междупатриаршество. Патриарх Филарет § 13. Патриархи Иоасаф I и Иосиф § 14. Патриарх Никон до отречения от патриаршества (1658 г.). § 15. Никон по отречении от патриаршества § 16. Патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким, Адриан § 17. Взаимоотношение Церкви и государства Глава III. Состояние духовного просвещения и христианского учения. § 18. Школы и уровень духовного просвещения § 19. Отношение русских к католикам и пропаганда последних в России § 20. Отношение великоруссов к югозападным ученым и спор о пресу-ществлении св. даров § 21. Протестантство в России и отношение к нему русских § 22. Ересь людей Божиих § 23. Наличная литература: а) переводная и б) оригинальная Глава IV. Состояние богослужения. § 24. Храмы и святыни § 25. Священные времена § 26. Новые службы, крестные ходы и обряды § 27. Недостатки богослужебной практики и исправление их § 28. Противники исправления и образование раскола Глава V. Религиозно-нравственное состояние общества. § 29. Религиозно-нравственное состояние общества § 30. Монастыри § 31. Подвижники Глава VI. б) История юго – западной церкви § 32. Краткий очерк ее состояния до 1589 г. § 33. Движение в пользу унии и ее введение на соборе брестском § 34. Меры к насаждению унии, ее успехи и состояние униатской Церкви § 35. Меры, употребляемые православными в борьбе с унией § 36. Высшая иерархия югозападной православной Церкви и подчинение киевской митрополии московскому патриарху § 37. Церковная литература и писатели  
 

От автора

Предлагаемый труд составляет третий выпуск составляемого нами «Руководства по Истории Русской Церкви». Первые два выпуска Учебным Комитетом при Св. Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по Истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник 1887, № 9) и удостоены премии высокопреосв. митр. Макария.

В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится: «Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и несомненно полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества, как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета» (Церковн. Вестник 1887, № 10).

Предисловие

Патриарший период истории русской Церкви начинается фактом учреждения в Москве патриаршей кафедры (1589 г.) и заканчивается смертию последнего всероссийского патриарха Адриана (1700 г.). Самое название, обыкновенно даваемое этому периоду, говорит, что наиболее характерною его чертою является замена прежней митрополичьей кафедры в Москве патриаршей, вполне (фактически и номинально) независимой от константинопольской.

Власть московского патриарха сначала простиралась только на северную Русь, а потом и югозападная митрополия с официального согласия константинопольского патриарха (1686 г.) признала над собою власть московского патриарха. Но в жизни югозападных епархий и после этого продолжал сохраняться свой особенный отпечаток, вызванный историческими событиями предшествующего и данного времени.

В виду этого я считаю наиболее удобным особо рассматривать историю а) северовосточной и б) югозападной русской Церкви.

В истории той и другой данный период ознаменован сильными движениями и борьбой: в северной – с смутами от самозванцев и бояр, с римско – католической и протестантской пропагандой, с раскольническими волнениями и с правительственным стремлением сузить права Церкви, а в югозападной – с римским католичеством и унией. Но, разумеется, это не единственная черта в характере данного периода.

Наиболее видными фактами в истории севернорусской Церкви являются следующие: соответственно изменениям в гражданском управлении и в церковное вносятся новые, более сложные, чем прежде, формы, где значительно выдвинуто вперед канцелярское (приказное) делопроизводство. При развитии идеи государственного права светское правительство стремится с половины XVII в.

сузить судебную власть Церкви и эта последняя вступает в борьбу за неприкосновенность своих прав. Начавшиеся смуты в государстве колеблют царский престол; чрез это естественно поднимается, в конце предшествующего периода упавшее, значение московской кафедры: патриарх встает в полном своем величии, взоры всех обращены на него и он деятельно вступает в водоворот политической жизни.

Государственное его значение не сразу прекратилось с окончанием смутного времени: такие патриархи, как Филарет и Никон, сохраняют его в мирное время.

Во внутреннем развитии Церкви замечается оживление литературного движения: школьное дело поднимается, хотя и медленно, с усилившимся западноевропейским влиянием; начавшееся прежде стремление дать богослужебной практике однообразие и порядок особенно усиливается, становится как бы насущною заботою церковной власти и приводит с одной стороны к благотворным для богослужебной практики результатам, с другой – к печальному протесту неразумных любителей старины, ревнителей буквы и обряда, – протесту, дошедшему до раскола в Церкви. В жизни и воззрениях некоторых – особенно образованных – русских, под влиянием западноевропейской образованности, мало – по – малу проявляется вольнодумство и распущенность.

Важнейшим фактом в истории югозападной митрополии является введение унии. К унии ведется подготовка до 1596 года; уния волнует умы и утверждается постановлениями Брестского собора 1596 г.

; из – за унии идет горячая борьба православных и католиков в последующее время, переходя даже за пределы данного периода в следующий; уния вызывает к жизни и развитию братские союзы православных, ставшие с именем «братств» церковными учреждениями для борьбы с унией и католичеством; уния быстро подвигает вперед школьное дело и церковную литературу в православной югозападной Церкви; из – за унии волнуется Малороссия, – главным образом из – за нелюбви к унии и католической Польше идет она под власть Московского царя (1654 г.) и патриарха. Как такой факт, уния с своими результатами и обращает на себя преимущественное внимание историков, исследующих жизнь югозападной русской Церкви.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobroklonskij/rukovodstvo-po-istorii-russkoj-tserkvi-vypusk-3-patriarshij-period-1589-1700g/

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Можно ли быть крестной у брата и сестры

Закрыть