Кто строил Успенский собор Московского Кремля ответ

Успенский собор Московского Кремля

Кто строил Успенский собор Московского Кремля ответ

 /  Москва  /  Соборы Московского Кремля  /  Успенский собор Московского Кремля

До революции 1917 года величественный Успенский собор Московского Кремля имел статус кафедрального — был главным православным храмом Российской империи. Здесь венчали и короновали русских государей, крестили их детей и хоронили митрополитов и патриархов.

Традиция строительства Успенских храмов зародилась ещё во времена Киевской Руси. После Киева Успенские церкви были построены во Владимире, Смоленске, Ростове и других крупных городах. Лишь Москва не имела своего Успенского собора. До времени правления Ивана Калиты главным храмом города был деревянный Дмитровский собор, посвящённый Дмитрию Солунскому.

После того, как из Владимира в Москву была перенесена кафедра мирополита, возникла потребность в кафедральном соборе — новый московский храм был заложен в 1326 году. В качестве образца зодчие взяли Георгиевский собор старинного города Юрьев-Польского. Через год собор был освящён.

Храм, посвящённый Успению Пресвятой Богородицы, стал первой каменной церковью Москвы. Собор имел одну главу, три алтарных апсиды и занимал центральную часть кремлёвского укрепления. Небольшую церковь впоследствии несколько раз реконструировали, добавив к ней несколько приделов.

До конца XIV века главной святыней храма была Петровская икона Божией Матери, хранящаяся сегодня в собрании Третьяковской галереи. Потом в собор перенесли Владимирскую икону Богоматери, которая, по преданию, спасла жителей города от набега войск Тамерлана.

Строительство нового собора

В XV веке великий князь Иоанн III Васильевич принял решение возвести в московском Кремле новый Успенский собор. Вначале за работу взялись мастера из Пскова — Кривцов и Мышкин. Чтобы не прерывать церковные службы, возле строящегося храма была построена деревянная церковь, в которой Иоанн III обвенчался с приехавшей из Италии Софьей Палеолог.

После землятресения 1474 года уже достроенный каменный храм разрушился до основания, и это событие очень огорчило великого князя. Софья посоветовала супругу поискать мастеров в Италии, поскольку итальянские зодчие ценились по всей Европе. Посол Иоанна III отправился в путь и нашёл опытного мастера — фортификационного инженера Аристотеля Фиораванти.

В 1475 году 65-летний зодчий вместе со слугой и сыном приехал в Россию и его работа в Кремле началась с разбора завалов, оставшихся от разрушенного землетрясением недостроенного храма. Известняк для нового собора начали привозить из Мячиковского карьера, а для изготовления кирпичей на берегу реки Москвы, подле старинного Андроникова монастыря, архитектор построил специальный завод.

В качестве архитектурного образца Фиораванти использовал более древний Успенский собор, который с XII века стоял в городе Владимир.

Под руководством итальянского зодчего под будущее здание вырыли фундамент глубиной 4,5 м и забили в землю крепкие сваи из дубовых брёвен. В этом же году начали строить каменные стены и столбы, которые по проекту должны были принять на себя всю тяжесть массивных барабанов.

Спустя два года новый храм был практически готов, но ещё два года ушло на отделочные работы. Основные росписи изографы закончили ещё при жизни зодчего, а к 1515 году всё внутреннее пространство собора покрывали удивительные по красоте живописные фрески. Некоторые из росписей выполнил знаменитый московский иконописец Дионисий.

История Успенского собора в XVI-XX веках

Из-за того, что огромный собор долгое время не отапливался, постоянные перепады температур не лучшим образом сказались на красочном слое старинных фресок. К середине XVII века настенные росписи потускнели и стали осыпаться, поэтому Успенский собор в московском Кремле расписали заново. Старинный храм несколько раз горел во время сильных пожаров, но потом его восстанавливали. Кроме того, в соборе было проведено несколько масштабных реставраций.

С 1547 года стало традицией венчать в соборе на царство великих князей и царей. Даже когда новой столицей сделали Санкт-Петербург, коронация российских монархов проходила в Успенском соборе.

Перед нашествием войск Наполеона церковные ценности были вывезены в Вологду. Войдя в город, французские солдаты осквернили храм и из старинных гробниц осталась целой лишь серебряная рака, где лежали останки митрополита Ионы. Спустя год после того, как наполеоновская армия покинула российскую столицу, в древнем храме провели обряд освящения.

В начале весны 1918 года новое советское руководство переехало в Москву, и службы в древнем соборе прекратились. В качестве музея храм открыли для посетителей в 1955 году, после масштабной реставрации, а церковные службы здесь возобновили в 1990-е годы.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства

Шестистолпный собор построен из известняка, а его своды, столбы, барабаны и стена над апсидами возведены из кирпича. Церковное здание имеет пять апсид, а его фасады разделены лопатками. Пять золочёных шлемовидных глав смещены к восточной части постройки. Декор гладких стен храма весьма скромен. На них выделяются только узкие вертикальные окна и лаконичный аркатурный пояс.

Вопреки церковным традициям, главным фасадом Успенского собора Кремля считается южный, который в старину носил название «красных дверей». Через него в церковь входили русские цари. Этот портал обращён к древней Соборной площади и оформлен росписями, на которых изображена одна из главных православных святынь — Владимирская икона Богоматери.

Южный портал закрывают красивые Корсунские врата. По преданию, они были привезены из Корсуни — так раньше назывался город Севастополь самим князем Владимиром. Но это не соответствует истине — знаменитые врата появились только в XVI столетии.

Вход с западной стороны использовался во время проведения крестных ходов и царских коронаций. А через северные портал, выходящий в сторону Патриарших палат, в храм входили церковные иерархи.

Внутри собора можно увидеть фрагменты фресок, написанных в конце XV – начале XVI века. Это самые древние росписи, которые сохранились до наших дней на территории Кремля. Кроме того, в храме находится несколько христианских святынь — Гвоздь из Гроба Господня и посох, которым пользовался митрополит Пётр. Иконостас собора был изготовлен в середине XVII в.

Усыпальница

Храмовый некрополь начал формироваться ещё в первом соборе Иоанна Калиты. Здесь похоронили митрополита Петра и московского князя Юрия Данииловича. После появления Архангельского собора в нём стали погребать светских правителей, а Успенский храм отвели для захоронений иерархов Русской церкви.

До наших дней в храме сохранилось двадцать захоронений. Гробницы митрополитов Петра и Феогноста, живших в XIV века, находятся в алтаре собора. Склеп митрополита Филиппа II (Колычева), умершего в 1569 году, располагается справа от алтаря.

В северо-западной части храма разместились гробницы митрополитов Филиппа I, Геронтия, Симона, Ионы и Макария. Напротив них можно увидеть захоронения, где покоятся патриархи Гермоген, Андриан, Иоаким, Иосиф, Питирим, Филарет, Иов, Иоасафы I и II, а также митрополиты Фотий и Киприан. Кроме того, в соборе сохранилась гробница, в которой лежит московский князь Юрий Долгорукий (1281-1325).

Как побывать в соборе

Храм стоит на Соборной площади в самом сердце Кремля. Попасть сюда можно, купив билеты в кремлёвских кассах у выхода из станции метро «Александровский сад».

Желающие посмотреть Успенский собор Московского Кремля приобретают билет для осмотра ансамбля Соборной площади. По нему можно побывать в трёх главных кремлёвских соборах, заглянуть в старинный храм Ризоположения и Патриаршие палаты.

Успенский собор на схеме Московского Кремля

Источник: https://trave-l.ru/moscow/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlja/

Московский Кремль

Кто строил Успенский собор Московского Кремля ответ

Автор материалов — Елена Владимировна Миронова.

Здесь Вы познакомитесь с архитектурой московского кремля. Возможно, кто-то из Вас часто бывал в Кремле и узнает все соборы. Но помните ли Вы, когда они были построены? А кто их построил? Научиться узнавать здания Московского кремля, запомнить при каких правителях и в каком веке они созданы, вы можете, работая с нашими материалами.

Ответьте на вопросы под изображением.

1

Как называется эта крепость?При каком правителе она была создана?

В каком веке она была создана?

Посмотреть ответ

Ответы: Московский белокаменный кремль,Дмитрий Донской,

XIVвек.

2

Как называется эта крепость?При каком правителе она была создана?В каком веке она была создана?Где она была создана?

Назовите имена архитекторов.

Посмотреть ответ

Ответы: московский краснокирпичный кремль,Иван III,XVвек,Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари,

Марко Руффо.

3

Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?

Назовите архитектора, построившего этот храм.

Посмотреть ответ

Ответы: Успенский собор Московского Кремля,Иван III,XV век,

Аристотель Фиораванти.

4

Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?

В каком веке он был построен?

Посмотреть ответ

Ответы: Благовещенский собор московского Кремля,Иван III,

XV век.

5

Как называется этот памятник архитектуры?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?Назовите имена архитекторов, его строивших.

Какова была основная функция этого здания?

Посмотреть ответ

Ответы: Грановитая палата,Иван III,XV век,Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари.

Прием иностранных послов.

6

Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?

В каком веке он был построен?

Посмотреть ответ

Ответы: церковь Ризоположения,Иван III,

XV век.

7

Как называется этот памятник архитектуры?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?Назовите имя архитектора, его построившего.

Как называется церковь, находящаяся в основании колокольни?

Посмотреть ответ

Ответы: Колокольня Ивана Великого (московский Кремль),Василий III,XVI век,Бон Фрязин. (современный вид приобрела при Борисе Годунове – архитектор Федор Конь достроил еще 2 яруса)

Церковь Иоанна Лествичника

8

Как называется этот храм?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?

Назовите имя архитектора собора.

Посмотреть ответ

Ответы: Архангельский собор Московского кремля,Василий III,XVI век,

Алевиз Новый.

9

Как называется это произведение искусства?При каком правителе оно было создано?В каком веке оно было создано?

Назовите имя мастера

Посмотреть ответ

Ответы: Царь-пушка,Федор Иванович,XVI век (1586 г.),

Андрей Чохов.

10

Как называется этот памятник архитектуры?
При каком правителе и в каком веке он был построен?

Посмотреть ответ

Ответы:Теремной дворец московского кремля.Построен по приказу Михаила Романова.

Век XVII.

11

Как называется это произведение искусства?При каком правителе было создано это произведение искусства?В каком веке оно было создано?

Назовите имя мастера.

Посмотреть ответ

Ответы: Царь-колокол,Анна Иоанновна,XVIII век,

И.Ф. Моторин.

12

Как называется это здание?При каком правителе оно было построено?Назовите фамилию архитектора.

В каком стиле построено это здание?

Посмотреть ответ

Ответы:Сенатский дворец.Построен при Екатерине II.Архитектор – М. Казаков.

Стиль – классицизм.

13

Как называется это здание?
После какого события оно приобрело современный вид?

Посмотреть ответ

Ответы:Здание Арсенала.Часть здания была взорвана по приказу Наполеона.

После этого здание Арсенала было восстановлено и отделано заново.

14

Как называется этот памятник архитектуры?При каком правителе он был построен?В каком веке он был построен?

Назовите имя архитектора, его построившего.

Посмотреть ответ

Ответы: Оружейная палата московского кремля ,при Николае I,XIX век,

архитектор Константин Тон .

15

Как называется это здание?При каком правителе оно было построено?В каком веке?

Назовите фамилию архитектора, руководившего возведением этого здания.

Посмотреть ответ

Ответы:Большой Кремлевский дворец.Построен при Николае I.В XIX веке.

Архитектор – К. Тон.

16

Как называется это здание сейчас?По инициативе какого руководителя СССР оно было построено?

Как называлось это здание до распада СССР?

Посмотреть ответ

Ответы:Государственный Кремлевский дворец.Построен по инициативе Н.С. Хрущева.

В советские времена здание называлось Кремлевский дворец съездов.

Источник: https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/istoriya/moskovskij-kreml/

Успенский собор

Кто строил Успенский собор Московского Кремля ответ

Успенский собор является одним из символов Москвы и всей России. Место, где находится Успенский собор, – Соборная площадь Московского Кремля. Храм расположен в историческом центре Москвы. История Успенского собора, архитектурная специфика, интерьер и некрополь – главные темы, изучаемые в данной статье.

Кто построил Успенский собор? Историческая справка

Еще в первой половине XIV века на территории, где находится Успенский собор, располагался храм. Строительство собора в том виде, в котором он привычен современному россиянину, началось при великом князе московском Иване III в 1475 г. Нужно поподробнее изучить специфику времени Ивана, чтобы понять, почему он решился на создание столь масштабного сооружения.

Иван III в историографии носит титул Великий. При нем произошло окончательное освобождение от монгольского ига (спустя всего лишь 5 лет после начала строительства собора), была присоединена Новгородская земля, проведена успешная война с Великим княжеством Литовским.

В качестве государя Иван имел грандиозные помыслы. Женатый на Софии Палеолог (племянница последнего императора Византии Константина XI Драгаша), Иван считал, что с падением Константинополя в 1453 г. правопреемником Византии становится Московское княжество.

Отсюда происходит известная теория «Москва – Третий Рим».

Взявши на себя амбиции продолжателя дела императоров, Иван должен был проявить соответствующее отношение и к политике, и к искусству. Успенский собор должен был стать символом растущего и крепнущего Московского государства.

Старое здание Успенского собора, возведенное еще при Иване Калите, существенно обветшало и не могло больше символизировать Московское княжество. Иван III пригласил зодчего Аристотеля Фиораванти, который был блестящим итальянским архитектором.

Аристотель разобрал то, что осталось от храма времен Калиты, и начал строительство, взяв за основу Владимирский Успенский собор. Можно сказать, что Иван пригласил одного из лучших зодчих своего времени.

Тот кто построил Успенский собор, создал монументальный шедевр русской архитектуры.

Строительство было завершено к 1479 году. В этом же году собор был освящен.

В 1547, в год воцарения Ивана IV Грозного, произошел жуткий пожар в Москве (считается, что этот пожар был предзнаменованием тиранического правления Ивана).

Стоит отметить, что венчание на царствование было осуществлено именно в этом храме (Иван был первым правителем, венчавшимся на царствование в 1547 году, с тех пор русские правители именовались царями, а не князьями). Но впоследствии собор был отреставрирован и украшен золочеными листами из меди.

В 1571 году крымский хан Девлет Гирей в ходе ужасающего набега сжег Москву. Опричнина Ивана IV существенно ослабила обороноспособность государства. Собор значительно пострадал от пожарища.

Земский собор 1613 года, решавший, кто будет избран будущим правителем России, отдал предпочтение Михаилу Романову. Этот наиболее значимый для российской государственности собор проводился в здании Успенского собора.

В 1812 году собор разграбили и подвергли разорению солдаты армии Наполеона. Впоследствии он реставрировался и вновь был освещен. С установлением советской власти, в 1918 году, большевики закрыли храм, так как советское правительство теперь стало располагаться в Московском Кремле. Снова он открылся в качестве музея в 1955 года. С 1990 года в соборе вновь служат церковные службы. В настоящее время он является одним из самых важных церковных памятников в России.

Архитектурные особенности и интерьер. Некрополь

Пять глав, белокаменные стены, элементы романского декора и архитектуры ренессанса, привнесенные Аристотелем, создают величественный вид Успенского собора. Он характеризуется монолитностью. Примечательны слова летописца, удивительно точно характеризующие архитектуру собора: «как един камень».

Фиораванти проявил новаторство в проектировке сооружения. Храм является просторным изнутри. Аристотель создал крестовые своды, имеющие толщину в один кирпич. Архитектурные решения, созданные итальянцем, позволили сотворить в самом сердце Москвы великолепный храм. Примечательно, что он являет собой самое старое здание во всей Москве, которое полностью сохранилось.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие есть храмы

Собор имеет существенное значение для верующих людей: в нем хранится Гвоздь Господень, а также посох Петра, бывшего митрополитом Киевским и всея Руси. Именно Петр перенес резиденцию из Владимира в Москву.

В соборе хранилась до 1930 г. знаменитая Владимирская икона Божьей Матери.

Собор широко известен тем, что в нем покоятся митрополиты Руси. В нем расположен некрополь. Здесь похоронены главные священнослужители, начиная от митрополита Петра, перенесшего свою резиденцию в Москву, и заканчивая патриархом Адрианом. Также в соборе находилась утраченная могила Юрия Даниловича, князя Московского. 19 глав Русской православной церкви покоятся здесь.

Итог

Посещение Успенского собора позволит лучше понять и изучить характер российского государства и Русской православной церкви.

В месте, где находится Успенский собор (исторический центр Москвы), творились самые значимые события в истории России, здесь покоятся величайшие священнослужители.

Построенный выдающимся архитектором Аристотелем Фиораванти, Успенский собор является монументальным сооружением архитектуры Московского княжества. И внешний вид, и интерьер его поражают своим великолепием. Успенский собор – выдающийся памятник искусства Руси.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1185180083240045416/uspenskij-sobor/

Успенский собор: главная тайна Московского Кремля

Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.

«Тайное имя»

Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе.

В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше — с печатей Тверского княжества.

Отношения к городу это никакого не имела.

«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого.

При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем».

Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен  по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Перестройка

Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.

Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина – ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора.

Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм.

Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софьи Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции – еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479.  Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в  московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.

Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью  второй жены Иоанн III, византийки Софьи Палеолог. Об это немного подробнее.

Софья и«латинская вера»

Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.

Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что Софья перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что Софья перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года.

По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда.

Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик – Фьораванти. Что же это могло быть?Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ – это святые мощи.

Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, Софья привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.

Источник: https://suharewa.ru/uspenskij-sobor-glavnaya-tajna-moskovskogo-kremlya/

Успенский собор в Московском Кремле: история строительства, внутреннее убранство

Успенский Собор в Московском Кремле — старейшее здание российской столицы. Расположен на Соборной площади и является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Игнатия и Никона.

Кто построил Успенский собор? В чем уникальность этого сооружения?

Аристотель Фиораванти

Успенский собор в Московском Кремле был возведен в 1479 году в целях закрепления политического устройства и выработки государственных ритуалов. История его строительства драматична.

Сначала задание воздвигнуть огромный храм было поручено отечественным (псковским) мастерам. Однако с работой они не справились. Почти достроенный собор обвалился.

Более доверять строительство соотечественникам Иван не намеревался. Вызвали итальянцев.

Надо понимать, что в те времена, когда возводился Успенский собор в Московском Кремле, архитекторы итальянского Ренессанса были впереди планеты всей. Благодаря активной деятельности дипломатов из северной Италии в Первопрестольную был призван Рудольфо Фиораванти.

Он и построил Успенский собор в Московском Кремле.

Архитектора еще при жизни прозвали за ученость Аристотелем. Впрочем, был он в первую очередь, не архитектором, но инженером и строителем, и его опыт должен был послужить страховкой от тех возможных ошибок, которые допустили в предыдущие годы псковские мастера.

Аристотель потряс москвичей передовым подходом к проблемам строительства. Вместо того чтобы тут же класть камень на камень и скреплять их известкой, он сперва на бумаге составил подробный чертеж будущего собора.

https://www.youtube.com/watch?v=04tvEqXgtuc

Затем нашел в окрестностях Москвы подходящую глину, построил заводик по производству кирпичей, с тем, чтобы приступить к строительству со стандартизованными блоками, способными держать определенный вес. 

У него, кстати, была своя теория, почему предыдущий собор рухнул — тот просто был слишком большим.

Фиораванти все рассчитал. Математика. И этот подход человека Возрождения поразил московских современников, потому что они никогда раньше не видели, чтобы зодчий вел себя как ученый.

Важно понять, как начал меняться город с приездом итальянцев. Сам Кремль был до этого гораздо меньше. Строения в основном деревянные. Деревянным был даже великокняжеский терем. И стояли кое-где небольшие по размеру каменные церкви. В общем, Москва была, по западноевропейским понятиям, ближе к деревне, чем к городу.

Кстати, выражение «Москва — большая деревня» возникло, только когда стали к нам приезжать первые иностранцы.

Итальянский архитектор отнесся с очень большим тактом к русской Православной традиции. До того, как строить в Москве, он выезжал во Владимир осмотреть там Успенский собор, возведенный еще в XII веке. То есть он создавал именно православный храм, а не слепо переносил илитальянскую манеру на русскую почву.

Таким образом, Успенский собор Московского Кремля появился на территории Московского Кремля благодаря мастерству знаменитого итальянца.

Внутреннее убранство

Росписи, что мы видим в Успенском соборе Московского Кремля сегодня, — появились здесь во времена Михаила Романова, в XVII веке. Первое, что поражает, это золотой свет, идущий со сводов и стен.

Сами стены Успенского собора свидетельствуют о божественной природе царской власти. В наиболее емкой форме эту идею выразил Иван Грозный, объявив в послании польскому королю Стефану Баторию, что власть дана ему:

по божьему изволению, а не по многомятежному желанию человечества

Насчет «человечества» — это про Польшу, где королей избирал сейм.

Золотой цвет стенописи придавал процессу восхождения государей на трон некое божественное одобрение. И хотя сюжет настенных росписей — история девы Марии, именно золотое сияние создает атмосферу Успенского собора Московского Кремля.

Всего за годы существования храма в нем 21 раз провозглашался новый правитель. До конца XVII века церемония эта называлась венчанием на царство, а с началом петровских реформ — коронацией. Три из них запомнились особо: Лжедмитрия в 1605 году, сразу двух братьев — Ивана V и Петра I — в 1682-м, Анны Иоанновны в 1730-м. Но и прочие церемонии, проходившей в стенах Успенского собора Московского Кремля становились грандиозными событиями своего времени.

Иконостас

Коронации проходили не каждый день. А вот Богу люди молились ежедневно. Вплоть до Революции Успенский собор Московского Кремля — основной центр притяжения русского православия. А средоточие духовного напряжения молящихся в храме — его иконостас.

Величественный иконостас Успенского собора был создан на месте изначальной алтарной преграды повелением патриарха Никона. Пять его ярусов убраны позолотой, что добавляло торжественного великолепия проходившим здесь службам.

Слева от Царских врат в особом киоте со дня освящения собора и до революционного разгула «народных масс» в 1918-м находилась величайшая святыня Древней Руси — икона Владимирской Божьей Матери. С 1158 года считалась она покровительницей и заступницей Русской земли: сперва во Владимире, а с конца XIV века — в Москве.

Справа от Царских врат в нижнем ряду иконостаса — образ Спаса на престоле, он же «Спас Золотая риза».

Икона эта — византийская, написана в середине ХI века, скорее всего, для Софийского собора в Великом Новгороде. В Москву образ попал, по всей вероятности, в 1570-м, когда Иван Грозный, предав Новгород огню и мечу, разграбил древний Софийский собор.

Рака Святителя Филиппа и царское молельное место 

В 1568 году именно здесь, в стенах Успенского собора Московского Кремля, митрополит Филипп Колычев прилюдно обвинил в зверствах Ивана Грозного, за что и поплатился: сперва свободой — его тут же схватили опричники, а затем и жизнью.

Рака с мощами Святителя Филиппа, удавленного по приказу царя-изверга, находится в правом углу собора возле иконостаса. Напротив нее — царское молельное место. Огромная деревянная сень, покрытая весьма замысловатой резьбой, создана в годы царствования Ивана Грозного. 

На сегодняшний день резьба деревянной сени в Успенском соборе совершенно почернела от времени. Кто хочет увидеть царское место Ивана Грозного во всем великолепии, может это сделать в Государственном Историческом музее, где находится его копия, сделанная в XIX веке. 

Успенский собор Московского Кремля после революции

Когда в Москву переехал ленинский Совнарком и над кремлевскими святынями нависла реальная угроза уничтожения, замечательный русский художник И. Грабарь добился переноса иконы Владимирской Божьей Матери в мастерскую для «реставрации».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Тамара

Так, в конце концов, она попала в собрание Третьяковки, где находится и поныне. Остальные иконы были переданы в Оружейную палату в 1930-м.

Последняя служба в Успенском соборе Московского Кремля была проведена 5 марта 1918 года, а после храм закрыли. Однако в 1945-м начали реставрационные работы, а ещё через десять лет Успенский собор был открыт как музей. 

Как же Успенский собор Московского Кремля уцелел в годы революции и репрессий? Точного ответа нет. Но, возможно, если б Ленин умер не в 1924-м, а лет через десять, то, не только в Московском Кремле, но и по всей территории России не осталось бы ни единой церкви.

Ленин не зря себя называл «воинствующим безбожником». За короткое время его правления, по приблизительным подсчетам,было расстреляно 95 тысяч священнослужителей. В одной только Москве уничтожено две трети храмов.

Источник: https://www.novina24.ru/uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle-istoriya-stroitelstva-vnutrennee-ubranstvo/

Успенский собор Московского Кремля: история и архитектура

Успенский Собор – главный собор столичного Кремля. Именно в нем проходили коронации на царство, здесь крестили и венчали русских царей и императоров. В этой церкви молились перед военными походами, здесь выбирали Патриархов Всея Руси. В Храме происходил земский собор 1613 года, когда на царство был выбран Михаил Романов.

История

Еще в двенадцатом столетии на месте современного собора располагалась деревянная церковь. При Иване Калите эту постройку снесли и возвели первый собор, который освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. А при Иване III было решено построить новый Храм, так как здание сильно обветшало.

Сначала строительством занимались русские зодчие, но они ошиблись в расчетах, и только что возведенное здание рухнуло.

Тогда жена Ивана III, византийская принцесса София, посоветовала своему монаршему супругу обратиться к итальянским мастерам, и был приглашен знаменитый болонский архитектор Аристотель Фиорованти. Мастер не был знаком с особенностями русской архитектуры, но подошел к делу очень ответственно.

Для начала он изучил Успенский Собор во Владимире (именно в этом Храме происходило Венчание на Царство до строительства Московского Собора). Только после этого Фиорованти приступил к работе.

Строительство производилось за рекордные для того времени сроки: уже через четыре года Храм освятили и начали первые Богослужения.

Венчания на Царство и Коронации Императоров Российских

С Успенским Собором Кремля связано множество важных моментов в истории России. Здесь Иван III разорвал в клочки Ханскую грамоту, тем самым освободив Русь от многолетнего ига. Здесь же стали проводиться Венчания на Царство, первое произошло в 1547 году, когда на престол взошел Иван Iv (Грозный).

Из важных вех истории Успенского Собора можно выделить:

  • 1547 год – Венчание на Царство Иоанна IV;
  • 1613 год – Венчание на Царство Михаила Федоровича, первого представителя династии Романовых;
  • 1682 год – последнее Венчание на Царство (Петр I и Иван V);
  • 1724 год – первая Коронация женщины-императрицы (Екатерина Первая);
  • 1728 год – первая Коронация Императора (Петр II);
  • 1896 год – последняя Коронация Императора.

Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны

Царские Венчания в Успенском Соборе проходили торжественно и пышно. Главным элементом была Шапка Мономаха, которая считалась символом власти и мудрости. При императорских коронациях также использовали корону, мантию, императорскую цепь, меч и прочие атрибуты, некоторые из которых изготавливали специально для коронации конкретного монарха. К примеру, в музее Успенского Собора можно увидеть трон, который новгородские резчики изготовили для Ивана Грозного.

Захоронения Патриархов

Успенский Собор также является местом захоронения Российских Патриархов и Митрополитов. Самое древнее захоронение – мощи Святителя Петра. Это первый житель Москвы, причисленный к Лику Святых. Именно Петр был инициатором строительства первого Успенского Собора, который возвели при Иване Калите. Там и покоились его мощи. Когда шло строительство нового Храма, мощи покоились в церкви Иоанна Богослова, а после освещения были перенесены в новый Собор.

Успенский Собор стал усыпальницей для Митрополитов, а затем, с конца шестнадцатого столетия, для русских Патриархов вплоть до учреждения Священного Синода. Последний раз захоронение произвели в 1700, когда умер последний русский Патриарх Адриан. В храме похоронены 19 патриархов и митрополитов, кроме лишенного сана Никона, могила которого находится в Новом Иерусалиме.

Митрополиты захоронены в алтаре вдоль северной стены. Могилы патриархов располагаются вдоль западной и южной стен. На могилах помещены небольшие надгробия с эпитафиями.

Война 1812 года

Во время нашествия Наполеона Успенский Собор сильно пострадал. Ворвавшись в Кремль, французские солдаты превратили Храм в конюшню. При отступлении Собор был полностью разграблен, оттуда вывезли все золото и серебро, был разорен иконостас, сняты драгоценные оклады с икон. Предания гласят, что Бонапарт велел взорвать Храм, но начавшийся дождь постоянно гасил фитиль.

Паникадило «Урожай». 1817 год.

После окончания войны, из серебра, которое удалось отбить казакам у наполеоновских войск, было отлито паникадило «Урожай», помещенное в Успенском Соборе. Изображение пшеничных снов, увитых виноградными лозами, символизируют Святое Причастие.

Революция и Советская власть

Во время волнений 1917 года Собор пострадал от обстрела. Но повреждения были незначительные, и в течение года все было восстановлено.

В 1918 в Храме прошло последнее Пасхальное служение. Святую Литургию Дмитровский Епископ Трифон. Сам Ленин вышел смотреть на Крестный ход. Говорят, что в этот момент Вождь Пролетариата произнес слова «Последний раз идут». В этом же году Богослужения были запрещены во всех российских храмах.

В 1922 большевики превратили Собор в музей. При этом из него изъяли ценности: старинные иконы, серебро. Храмовыми ценностями была заплачена контрибуция по условиям Брестского договора. Бесценные святыни отдавали на вес. Некоторые экспонаты попали в Оружейную Палату и в Третьяковскую галерею.

Существует еще одна легенда, связанная с советским периодом Успенского Собора. Говорят, что когда фашисты вплотную подступили к Москве, Сталин приказал отслужить молебен о даровании Спасения от врагов.

Богослужения в Соборе были возобновлены в 1990 году.

Архитектура Собора

Храм строился итальянцем, и хотя считалось, что Фиораванти копирует Успенский Собор города Владимира, в творении мастера явно прослеживаются византийские и готические элементы. Особенно это заметно во внутреннем строении: классические русские квадратные столпы заменены круглыми, высокие своды, много воздуха и пространства.

Храм был выложен из белокаменных блоков и смотрелся единым, монолитным целым. Как говорили современники: «Як один камень».

Расписание Богослужений

Богослужения начали проводить в Соборе Успения Богоматери в Кремле с 1990 года. Однако Службы проводятся только по большим праздникам, а вход возможен лишь по специальным приглашениям. В обычное время в Соборе работает музей.

Как добраться до Успенского собора

Собор расположен на территории Кремля. Вход в Кремль осуществляется по билетам через Боровицкие Ворота.

Контактные данные

  • Точный адрес Храма: город Москва, Кремль, Соборная площадь.

Источник: https://pravednik.info/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya-i-arxitektura.html

Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства

1001molitva.ru > Святые места > Успенский собор Московского кремля — краткое описание храма и история строительства

Успенский собор Московского кремля — одна из самых красивых и древних духовных достопримечательностей столицы России.

В ней венчались на престол царевичи династии Романовых, женились и крестились их дети и внуки. В статье расскажем больше об этом удивительном месте.

  • Кто и когда построил Успенский собор
  • Интересные факты строительства
  • Краткое описание икон Успенского собора
  • Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы
  • Особенности внутреннего убранства храма

Кто и когда построил Успенский собор

Первый Успенский собор появился задолго до первых русских царей. Он был деревянной церковью. При воцарении на престол Ивана Калиты деревянную постройку снесли, построив каменное здание, поскольку старое сильно утратило свои свойства и постепенно рушилось.

Ридольфо Аристотель Фьораванти (1415 — 1486) — итальянский архитектор, инженер. С 1475 года в России. Построил Успенский собор в Московском Кремле (1475—1479), участвовал в походах на Новгород (1477—1478), Казань (1482) и Тверь (1485) как начальник артиллерии и военный инженер.

Вначале собор был сконструирован неправильно русскими зодчими и обрушился. Тогда принцесса София, уже при правлении Ивана III обратила внимание на работы итальянских мастеров и пригласила их построить храм божий.

Во главе итальянских зодчих стоял Фиораванти. Он конструировал храм с 1475 года и после 4 лет строительства храм начал работать и работает по сегодняшний день.

Интересные факты строительства

Вокруг Успенского собора в Москве ходит много легендов и мифов, поскольку его возведение было окутано множеством тайн и вопросов.

Например: зачем после 25 лет удачной эксплуатации деревянной церкви в конце 12 века строить каменный храм? Почему за образец собора был взять храм в Юрьеве-Польске?

Зачем после 150 лет эксплуатации каменного храма возводить новый? Почему псковские зодчие не прикоснулись к строительству храма? Почему за возведение окончательного строения был вызван католик-еретик?

Ученые отвечают на эти вопросы с недостаточной уверенностью, давая пищу для размышлений потомкам. Так, перестройка деревянной церкви на каменную была связана с подчеркиванием статуса царя, а другая перестройка Ивана III возможно связана с итальянскими корнями византийской принцессы Софии (в детстве она жила в Риме и возможно переняла католическую веру от него).

На вопрос, почему псковские зодчие не стали строить храм, исследователи говорят о вероятности подмены святых православных мощей, а на вопрос о причине взятия Георгиевского собора в Юрьеве-Польске отвечают, что вероятно это связано с перевозом Владимирской иконы Божией матери в Успенский собор или с преемственностью Московского государства от Владимира.

Краткое описание икон Успенского собора

В Успенском соборе находятся одни из древнейших икон. Среди самых известных и почитаемых относятся творения Андрея Рублева с Феофаном Греком, произведения Дионисия, иконопись при первом русском царе Иване Грозном.

Также там находится новгородская двухсторонняя икона Божией Матери и Святого Георгия периода 11-12 века.

Самые главные иконы в иконостасе собора являются иконы деисусного чина, расположенные по центру. Это лики Иисуса, архангелов, евангелистов, Иоанна крестителя и апостолов. Рядом с ними находится икона Успения, и икона Божьей матери.

Как попасть в Успенский собор Московского Кремля — контакты и часы работы

Успенский собор располагается на территории Кремля. Поэтому попасть в него можно только через врата Кремля, оплатив вход. Стоимость билета на всю территорию Кремля составляет без скидок 350 рублей.

Работает комплекс с 9 до 16 часов, а сам храм с 10 до 17 часов. Выходной — в четверг. Добраться до храма можно на метро или автобусе.

Источник: https://1001molitva.ru/svyatye-mesta/uspenskij-sobor-moskovskogo-kremlya.html

Кремль 1475 — 1495

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих.

Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) — усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) — домовую церковь московских государей.

В 1505-08 построен Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий».

В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

Энциклопедия «Москва» 

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана — ред.)».

Музеи Московского Кремля 

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III — превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его — архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль.

Практически все строения Кремля — башни, стены, здания на центральной кремлевской площади — не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа — русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены — ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра — Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора — главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры.

Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа.

Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор — домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор — Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия.

Строил Казнохранилище другой итальянец — Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля — Грановитой палатой — парадным тронным залом будущих русских царей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Оксана

Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари — одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе.

Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов.

Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри).

И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади — Никольская и Фроловская, — последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III.

Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества.

Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Басин Я.З. Зодчие Московского Кремля 

Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/krieml

Московский успенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Успенский Собор Московского Кремля

Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы

Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы

Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.

Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.

Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.

Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.

Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Стенопись

Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.

Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.

В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.

Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.

Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.

Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.

На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.

Иконы

Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.

Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.

С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.

Усыпальница

С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.

С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.

Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.

Царское моленное место

Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.

Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.

В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.

Использованные материалы

[1]  «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html

[2]  «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html

Кто построил Московский Кремль — символ Русского государства

Московский Кремль расположен на Боровицком холме. Его южная часть выходит к Москве-реке, восточная — граничит с Красной площадью, а Александровский парк вплотную примыкает к северо-западной. В настоящее время он является резиденцией президента и важным политическим центром всей страны.

Принято считать, что строительство современного архитектурно-исторического комплекса было начато в 1482 году, а завершено в 1495 году. Точный год основания князем Юрием Долгоруким самой первой крепости неизвестен, но уже в 1156 году на территории Кремля были сооружены деревянные укрепления, обнесенные рвом.

Чтобы узнать, кто построил Московский Кремль, нужно обратиться к истории.

Первые сооружения

На территории Кремля еще во II тысячелетии до н. э. уже жили люди. Неподалеку от Архангельского собора было открыто поселение финно-угорских народов, которое датируется второй половиной I тысячелетия до н. э. Археологи нашли кремниевые наконечники для стрел, топоры из камня и черепки, оставшиеся от глиняной посуды. Постройки были защищены двумя оврагами, что значительно повышало оборону в то далекое время.

В X веке славяне начали заселять земли, расположенные между бассейнами Москвы-реки и Оки. Предполагают, что вятичи построили на Боровицком холме два укрепленных центра. Они были защищены кольцом из частокола и укреплены вырытым вокруг него рвом и высоким валом.

К этим сооружениям были присоединены два оврага, глубину которых довели до 9 м, а ширину — до 3,8 м. Быстрому развитию поселения способствовали оживленные торговые пути между Востоком и Западом, пролегающие по Москве-реке, и две большие сухопутные дороги.

Одна из них вела в Новгород, а другая соединяла Киев, Смоленск и северо-восточные земли.

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. А в 1156 году по приказу Юрия Долгорукого на месте современного Кремля уже были возведены военные укрепления, жилые и хозяйственные постройки. Занимаемая ими площадь предположительно равнялась 3 га. В 1264 году Кремль стал резиденцией московских удельных князей.

В XIV веке на территории Кремля построили пять монастырей. Самым старым из них считается Спасо-Преображенский монастырь на бору, который был возведен в 1330 году, в год празднования тысячелетия Константинополя. Однако он был разрушен в 1933 году. Чудов монастырь основал митрополит Алексий в 1365 году. Название было дано в честь церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех. В 1929 году все постройки, которые входили в комплекс монастыря, были снесены.

Строительство белокаменного Кремля

Во второй половине XIV века во время правления великого князя Дмитрия Донского кремлевские деревянные стены начинают заменять на каменные, толщина которых превышала два, а то и три метра. Из местного белого камня возводятся самые важные секторы и участки, на которые могли быть направлены основные атакующие силы противника.

Для более мощного отражения вражеских нападений стены начали усиливать башнями. Новые стены находились на расстоянии 60 м от прежних, построенных из дуба, таким образом площадь всего Кремля становится почти равной современной. С годами постройки из камня начали требовать ремонта. Под руководством В.Д.

Ермолина, московского купца, руководителя строительных работ Русского государства, в 1462 году был проведен ремонт кремлевских стен от Свибловой стрельницы до самых Боровицких ворот.

Кирпичный Кремль

При московском князе Иване III произошло долгожданное объединение всех русских земель и княжеств в одно государство. К этому времени потребовалась значительная перестройка Московского Кремля. Строительство нового Успенского собора в 1471 году было поручено русским зодчим — Кривцову и Мышкину. Но здание рухнуло при землетрясении.

Тогда Иван III пригласил в 1475 году архитектора из Италии Ридольфо Аристотеля Фьораванти. За четыре года он построил здание, образцом для которого послужил Успенский собор во Владимире. Фьораванти был также хорошим инженером и, оставшись в России, участвовал в нескольких военных походах как начальник артиллерии. Позднее мастерами из Пскова была возведена Ризоположенская церковь, а затем новый Благовещенский собор.

Вновь приглашенные итальянские зодчие провели большую работу и построили несколько религиозных зданий в полном соответствии с основными принципами русской архитектуры. С 1485 года ими проведено строительство кремлевских стен из обожженного кирпича, который весил 8 кг (полпуда). Его называли также двуручным, так как невозможно было поднять одной рукой.

Стены Кремля очень высокие и иногда достигают высоты шестиэтажного дома. На них есть ход, ширина которого около двух метров. Он нигде не прерывается, что позволяет обойти весь Кремль по периметру. Снаружи здание закрыто 1 045 зубцами- мерлонами, типичными для итальянских крепостей.

Их также называют «ласточкин хвост». Высота зубцов достигает 2,5 м, а толщина доходит до 70 см. На строительство одного зубца требовалось 600 кирпичей, причем, почти в каждом из них сооружались бойницы. Всего вдоль стен стоят 20 башен.

Из них самая высокая — Троицкая, ее высота составляет 79,3 м.

Кремль в XVIII веке и позднее

Во время правления Петра I Московский Кремль перестал быть царской резиденцией, так как император вместе со двором переехал в построенный Санкт- Петербург (до 1720 года — Санкт-Питер-Бурх). В 1701 году в Кремле произошел сильнейший пожар, в результате которого многие деревянные здания были уничтожены.

В 1704 году Петр I издал указ, которым запретил возводить внутри Кремля любые строения из дерева. В 1702 году началось строительство двухэтажного здания Арсенала, которое продолжалось до 1736 года. При Елизавете Петровне было построено здание Зимнего дворца, по проекту итальянского архитектора В.В. Растрелли.

В 1812 году Московский Кремль был занят французской армией. При отступлении он был заминирован и взорван по личному распоряжению Наполеона. Не все заряды взорвались, но повреждения были очень существенными. Разрушенными оказались несколько башен, Арсенал, пристройки к колокольне Ивана Великого, повреждено здание Сената. Восстановительные работы были поручены архитектору Ф.К. Соколову.

В 1917 году во время октябрьского вооруженного восстания в Кремле были частично разрушены стены, башни и ряд зданий. Позднее под руководством архитектора Н.В. Марковникова были проведены реставрационные работы и ремонт поврежденных объектов.

Московский Кремль на протяжении всей своей долгой истории не раз перестраивался и восстанавливался. В строительстве храмов и общественных зданий принимали деятельное участие видные архитекторы, мастера как из России, так и из Италии. Сказать точно, кто построил Московский Кремльуже практически невозможно. Но нужно всегда помнить, что этот комплекс защищал столицу нашего государства на протяжении многих столетий и сейчас является центром политической жизни Российской Федерации.

Источник: https://vseonauke.com/1181837669887379605/kto-postroil-moskovskij-kreml---simvol-russkogo-gosudarstva/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Какой хлеб можно есть во время поста

Закрыть