Кому принадлежит Храм Гроба Господня

Тайна Храма Гроба Господня в Иерусалиме

Кому принадлежит Храм Гроба Господня

Храмовый комплекс Гроба Господня построен, как считается, на том самом месте, где, согласно Священному Писанию, был распят и погребен Иисус Христос.

Предположительно, первая церковь там была заложена царицей Еленой, матерью императора Константина, в 326 году, а в XII веке крестоносцы объединили все святые места, связанные со смертью и воскресением Иисуса, под крышей одной базилики

Зоны влияния

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви неравномерно. Наибольшая часть принадлежит Иерусалимской (православной) церкви, которая оберегает главные святыни и осуществляет общее администрирование.

Православная

Северный придел Голгофы (придел Распятия), соборная церковь Воскресения (Кафоликон), большая часть галерей ротонды, придел Уз Христовых, капелла Лонгина Сотника, капелла Тернового Венца (Глумления), капелла Обретения Креста (совместно с римо-католиками), капелла Адамовой головы (под Голгофой); во дворе: колокольня, церковь Сорока Севастийских Мучеников, церковь Жен-мироносиц, церковь Иакова, Авраамиев монастырь.

Римско-католическая

Церковь францисканцев, южный придел Голгофы (придел Пригвождения), капелла Обретения Креста (совместно с православными греками), придел, где Христос явился Марии Магдалине, церковь Явления (где воскресший Христос явился Богородице), часть галерей второго яруса ротонды, капелла франков (часовня Богоматери Скорбящей).

Армянская

Церковь Святой Елены, придел Трех Марий, капелла Разделения Риз, церковь Иоанна Богослова, приделы Никодима и Иосифа Аримафейского (ранее принадлежали Сирийской церкви), часть галерей ротонды.

Коптская

Придел в западной части Кувуклии, несколько помещений в галерее ротонды, капелла Святого Михаила.

Сирийская

Имеет право на воскресные и праздничные службы в приделе Никодима.

Эфиопская

Капелла Четырех священных животных (над коптской капеллой Святого Михаила) и монастырь на крыше капеллы Святой Елены.

Кувуклия

Под большим куполом в центре ротонды Воскресения стоит часовня Гроба Господня (Кувуклия). Она находится в совместном пользовании разных конфессий. Площадь Кувуклии 8,3 х 5,9 м.

Часовня состоит из двух частей: западная — непосредственно Святая пещера, где заключен Гроб Господень, восточная — придел Ангела, где находится фрагмент камня, по преданию, отваленного ангелом от входа в пещеру.

Из придела выходят два окна для передачи Благодатного огня: северное — для православных, южное — для приверженцев Армянской церкви. С западной стороны Кувуклии — небольшая часовня, принадлежащая коптам, которые когда-то отдали за нее армянам монастырь в Египте.

Кафоликон

Соборный храм Иерусалимского патриархата увенчан малым куполом с изображением Христа Вседержителя. Люстра Кафоликона — подарок Русской православной церкви. Точно под куполом, напротив входа в Кувуклию, стоит каменная ваза, прикованная цепью к полу. Это мезомфалос — «пуп Земли». Он символизирует центр стремления всех христиан мира к главной святыне.

Голгофа

Гора, над которой построен храм, поделена между католиками и православными. Под православным алтарем есть отверстие в полу якобы над тем самым местом, где был водружен Крест с распятым на нем Иисусом. Можно опустить туда руку и прикоснуться к Голгофе. По христианскому преданию, под горой похоронен первый человек — Адам.

Поэтому часто на иконах под распятием изображают его череп. Верующие считают, что в тот момент, когда сотник Лонгин проткнул тело Христа копьем, началось землетрясение и Голгофа раскололась (трещину можно видеть через стекло в стене).

Дождь смыл с тела Иисуса кровь, которая через расщелину потекла на череп Адама и смыла первородный грех со всего человечества.

Церковь Святой Елены

По преданию, царица Елена в 326 году обнаружила здесь три креста с гвоздями. Как известно, на двух из них были распяты разбойники. Чтобы определить, на каком был распят Иисус, кресты поочередно прикладывали к умершему человеку.

Тот якобы ожил, когда его коснулся Животворящий Крест. Елена организовала раскопки, очистила местность от языческих храмов и заложила церковь Вознесения Христова. Императрицу причислили к лику святых как равноапостольную.

Из часовни Святой Елены 13 ступенек ведут вниз, к капелле Обретенного Креста.

Вход в Храм

Двери, которые отпирает и запирает Ваджих Нусейбе. Слева от них — «рассеченная колонна». По православному преданию, трещина появилась в Великую субботу 1579 года, когда армяне подкупили султана, чтобы им разрешили единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный огонь. Поэтому греки остались за воротами.

Но пока они молились, удар молнии расщепил колонну, из которой брызнул огонь. Так православные, не попавшие в храм, его получили. Свидетелем чуда якобы был турецкий стражник, который со словами «Я — христианин» спрыгнул с анфилады высотой 10 метров и остался жив. Правда, ненадолго — мусульмане его за это обезглавили.

Кстати, в храме сразу за дверями слева находится диван турецкой стражи.

Капелла франков

Ступеньки наружной лестницы справа от входа ведут в Капеллу франков, принадлежащую ордену францисканцев (она же часовня Богоматери Скорбящей). Когда-то здесь был отдельный вход на Голгофу. На первом этаже, под римско-католическим приделом, православная часовня Марии Египетской.
vokrugsveta.ru

***

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Вид с юга. Офорт XVII в.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Протестанты считают, что гроб Господень находится за стеной Старого города. Другие доказывают, что стены Иерусалима две тысячи лет назад были не там, где сейчас, а потому место захоронения вполне может находиться на территории Храма Господня, то есть почти в центре современного Старого города.

Археологи, проводящие раскопки в подземелье Храма Гроба Господня, нашли не только захоронения, но в своё время, якобы, была найдена табличка с надписью IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Понятно, что Голгофа не может находиться вместе с гробом, но тем не менее в Храме они расположены почти рядом.Подлинно ли то место, это вопрос веры! Если верите – то подлинное, если не верите – ищете сомнения. В конце концов не это важно.

Важно, каким человек входит в храм и каким он из него выходит – меняется ли что-то в душе его, происходит ли преображение или не происходит ничего. С утра в Храме Гроба Господня совсем другая атмосфера, как и вечером перед закрытием. Не хочется уходить. Место, конечно, намоленное. Чистые высокие вибрации. Хотя и суеты много.А в середине дня при обилии экскурсий Храм становится похож на проходное место.

Все спешат, молятся, ставят свечи, отбивают поклоны, и тут же грешат – у кого-то звонил мобильник, кто-то пил кофе.Не знаю, возникает ли Благодатный огонь непроизвольно в результате действия Высших сил, но возле Благодатного огня всегда очередь.В греческой церкви, например, совершенно не важно, где ставишь свечу, потому что всё в голове. Пение греческое диссонансное и не такое красивое, как православное или католическое, но более каноничное (то есть более правильное).

Моя знакомая попросила меня привезти свечу из Храма Гроба Господня. Я, конечно, мог купить точно такую же свечу в любой лавке Иерусалима, но решил выполнить её просьбу. В Храме Гроба Господня есть небольшая комнатка, где продаются свечи, крестики и прочая атрибутика. Ценников не было, и потому, указав на свечу средних размеров, я спросил, сколько стоит. Торговец в рясе назвал мне несоразмерно высокую цену.

Поскольку я был ограничен в средствах, то решил купить свечу поменьше. Я подал деньги, равные цене небольшой свечи, но вместо этого получил свечу средних размеров, которую первоначально хотел купить.

В центре храма находится Куву́клия (греч. Κουβούκλιον то есть «покой, царская опочивальня», лат.

Cubiculum) — небольшая (6 х 8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Гроба Господня в Иерусалиме заключает в себе Гроб Господень – величайшую христианскую святыню. Собственно Гроб Господень – малое (1,93 х 2,07 м) внутреннее западное помещение. В нем справа от входа, на высоте полуметра от пола, находится каменное погребальное ложе, покрытое старинной плитой белого мрамора. Согласно Евангелию именно здесь Исус Христос был погребён после Распятия и на третий день воскрес.

 Я заходил в Кувуклию три раза, и каждый раз испытывал странное чувство. Больше всего меня поражало, что люди почитают это место как святыню. Они хотят прикоснуться к святости, хотят очиститься, стать лучше. Хотя для некоторых это просто посещение достопримечательностей. У входа в кувуклию кто-то сидел и разговаривал, кто-то вынул мобильник, запахло кофе, – так что дежуривший у входа греческий монах вынужден был даже крикнуть на них – «ХрИстос! ХрИстос!!» – указывая на недопустимость подобных действий. В общем, КАЖДОМУ ПО ВЕРЕ ЕГО! Людям нужна святыня, которую они могли бы лицезреть, потрогать, вокруг которой хотели бы объединиться. Суть ритуалов не просто в поклонении, а в настройке, своеобразной кодировке на приобщение к высшим состояниям и очистительным переживаниям. Без этого любая реликвия – чистой воды идолопоклонство! Соблюдать ритуалы легче, чем любить врагов своих! Главное не слова, главное – ЛЮБИТЬ!Вместо того чтобы рассказывать о «сказочных» «чудесах» с хлебами и рыбками, нужно привлечь внимание к главному чуду – чуду любви, которая творит чудеса! Если акцентировать внимание на том, что Иисус Назорей был богом, тогда это можно расценивать как оправдание человеческой слабости и греховности: мол, Он – БОГ, а мы всего лишь люди, и нам не под силу такая любовь, как любил Христос, Бог для людей не может быть образцом для подражания. Для меня же главное содержание жизни Исуса это подвиг любви! – пример, как можно и нужно любить несмотря ни на что! Апостолы видели в Исусе лидера политической революции, а он пришёл свершить революцию духа! Меня в большей степени волнует духовный подвиг Исуса, а не его мессианская деятельность. Подвиг любви Исуса (а любить врагов это подвиг!) изменил мир! Христос научил мир любви – любить несмотря ни на что даже врагов своих! Каким бы сейчас был мир, если бы не было Исуса из Назарета? Безусловно, мир был бы иным. Если бы ещё былВ Нагорной проповеди, Исус Христос сказал: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапываются и не крадут” (Матф.6:19-20).“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.6:21).Святость не в свечках и не в целовании икон, а в любви, в способности любить несмотря ни на что даже врагов своих! Но что поделать, если людям нужны атрибуты веры, будь то плащаница, святой Грааль, иконы и прочее. Я лично за всё, что помогает и способствует человеку любить и творить добро, — будь то крестик на шее или иконы. Но против всего, что служит лишь внешним прикрытием творимого зла и лицемерным оправданием нелюбви. Гадалки, талисманы только отвлекают от духа в себе. Когда я общался с представителями различных церквей, то очень быстро убеждался, что их интересует не Истина, а своя вера. Господь живет в душах наших! Я лично не против церкви как сообщества верующих людей, но против церковников, превративших распятие в украшение, а веру в промысел. В храмах обряды заменили любовь практическую, а жертвоприношения подменили самоотверженность любви. Да что говорить, Христа распятого продают!

Кофырин Николай, diletant.ru

Иерусалим.

Читаем в Книге «Краткая политическая География» /Императорская академия наук. 1745 год/:

А вот интересно куда, по мнению историков 18 века, ходили рыцари с крестовыми походами ? Явно не в Палестину. А вот интересно куда, по мнению историков 18 века, ходили рыцари с крестовыми походами ? Явно не в Палестину .Да и какой город показывают туристам ?

Пермяков Владимир.

Даже меры Гроба Господня несли его сакральную силу

 Леонид Андреевич Беляев — доктор исторических наук, завсектором археологии Москвы Института археологии РАН

В СОВРЕМЕННЫХ атласах по истории Средних веков есть карты, необычные для других историко-географических сводов.

Это карты путей паломников и тех центров, к которым стремился средневековый пилигрим. Извилистые дороги, как ручьи, сбегаются, как к озерам, к святилищам, образуя местами довольно густую сеть.

Ее средоточие — земной центр христианского мироздания, Палестина, в сердце которой — Иерусалим с храмом Гроба Господня.

Источник: https://www.nimiruda.ru/signs-you-look-sick/

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Кому принадлежит Храм Гроба Господня

История христианства неразрывно связана с Иерусалимом – древнейшим городом, ведущим свою историю еще со времен царя Давида. Это настоящая святыня не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. Обозначенный на древних картах как столица мира, Иерусалим и сегодня является столицей Израиля, а также городом, в котором расположены главные христианские достопримечательности.

Не существует, наверное, на земле для христиан места священнее, чем Храм Гроба Господнего в Иерусалиме. Именно здесь, согласно Библии, был распят, погребен, а через три дня воскрес Иисус Христос. История храма насчитывает не одно столетие и полна тайн и загадок. Неоднократно его пытались разрушить, сжечь, стереть с лица земли. Однако всегда находились истинные христиане, которые восстанавливали, достраивали, украшали Храм, сохраняя его для потомков.

История Храма от древности до наших дней

Первоначальное название Храма Гроба Господня в Иерусалиме – «Анастасис», то есть «Воскресение». Греки и сегодня называют его Храмом Воскресения Христова.  Построен он был по приказу св.Елены, матери великого императора Константина, во времена правления которого христианство обрело статус государственной религии.

Будучи уже в преклонном возрасте, св. Елена увидела чудесное сновидение, согласно которому она должна была отправиться в Иерусалим, чтобы найти священное место, где принял мученическую смерть Иисус Христос. В результате раскопок была обнаружена пещера с Гробом Господним и Крест, на котором был  распят Сын Божий. Именно здесь св.

Елена и приказала возвести Храм.

Первый Храм Иисуса Христа в Иерусалиме представлял собой комплекс, состоящий из ротонды с Гробом Господним, базилики и сада Иосифа Аримафейского с Голгофой. Торжественное освещение Храма состоялось 13 сентября 335 года. Когда персидский царь Хозрой в 614 году захватил Иерусалим, некоторые строения были разрушены, а Святой Крест похищен. Спустя пятнадцать лет Храм пережил второе рождение: его восстановил на свои средства император Ираклий, вернувший на место и Святой Крест.

Еще одна попытка уничтожить Храм была предпринята фатимидским халифом Аль-Хакимом би-Амр-Алла в сентябре 1009 года, в результате которой пострадала базилика и была разрушена гробница. Восстановил его император Константин Мономах в 1048 году.  Серьезную реконструкцию Храма Гроба Господнего осуществили крестоносцы в конце ХІІ столетия. Их усилиями были восстановлены так называемые «столпы Елены» — опоры ротонды и возведены Кафоликон и пятиярусная колокольня.

Разрушительное действие на Храм оказало землетрясение 1545 года, а также пожар, вспыхнувший в 1808 году, в результате которого был уничтожен деревянный шатер, венчавший Анастасис. Восстановить его удалось лишь в середине ХІХ века. Еще одно стихийное бедствие – землетрясение 1927 года – стало причиной повреждения Кувуклии и купола Кафоликона, которые впоследствии укрепили и украсили ликами святых.

Сегодня Храм Гроба Господня в Иерусалиме – это большой архитектурный комплекс, состоящий ротонды – здания, увенчанного круглым куполом с расположенной под ним Кувуклией, подземного Храма Обретения Животворящего Креста, Кафоликона, храма св. Елены и Голгофы – места распятия Иисуса Христа и нескольких Приделов.

Храм Гроба Господнего: история последних дней земного пути Иисуса и его Воскрешения

Храм Иисуса в Иерусалиме – это не просто историческая достопримечательность, это символ незыблемости христианской веры. Все здесь напоминает верующим о том, как закончил свой земной путь и воскрес Иисус Христос. Внутри, напротив входа, находится Камень Помазания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет имя Алена По церковному

На него после снятия с Креста было возложено тело Иисуса Христа, перед погребением умащенное маслами. Над камнем никогда не гаснут восемь лампад (столько же, сколько и христианских конфессий). Рядом с Камнем находится вход в небольшую часовню Адама.

Расположенные с обеих сторон часовни лестницы ведут на Голгофу.

Голгофа в Иерусалиме – гора скорби

По одной из версий, свое название гора Голгофа, на которой был распят Иисус Христос, получила от похожей на свод черепа округлой вершины. Согласно другой версии, «Гол Гоафа» — это «Гора Наказаний». Именно здесь с древних времен проходили публичные казни. Латинское название горы – Кальвария – также является довольно распространенным.

В начале І века Голгофа, сегодня являющаяся частью Храма Гроба Господнего в Иерусалиме, была расположена за городскими стенами. На одном из склонов горы была вырублена пещера, служащая временным пристанищем для преступников. В этой пещере дожидался казни и Иисус Христос. В расположенную под пещерой лощину был сброшен и присыпан землей Крест, найденный впоследствии св.Еленой.

Сегодня Голгофа – это пятиметровое возвышение над уровнем пола с верхней площадкой 11,45х9,25 м. Освещается она лишь лампадами и свечами. Три алтаря – святыни Голгофы – напоминают о скорбном пути и распятии Иисуса Христа.

Первый — Алтарь распятия – принадлежит греческой православной церкви. Он находится на месте Креста, над скалой. Вокруг него под стеклом видна поверхность Голгофы. В расположенное под алтарем отверстие можно опустить руку и прикоснуться к скале.

Справа от первого алтаря расположен второй – Алтарь гвоздей. Именно на этом месте с Иисуса Христа были сорваны одежды, здесь же он был пригвожден к Кресту. Принадлежит Алтарь гвоздей католическому ордену Св.Франциска.

Между этими алтарями расположен еще один – Алтарь «Стабат Матер», или Стояния Богородицы. Этот небольшой католический алтарь указывает на место, где во время распятия стояла Богородица, деревянная статуя которой возвышается здесь же. Эта статуя в 1778 году была подарена Храму королевой Португалии. Драгоценности, пожертвованные паломниками, находятся рядом.

Храм Гроба Господня: по следам Иисуса Христа

Кувуклия – часовня, возведенная над пещерой, где был погребен Иисус Христос, занимает центральное место в Храме. Здесь расположен главный алтарь и отсюда в Пасхальную ночь сходит Благодатный Огонь, который развозится верующими по всему миру. Выполненная из желто-розового мрамора Кувуклия состоит из двух помещений: Гроба Господнего и Придела Ангела.

Гроб Господень – это небольшое, всего 1,93х2,07 м, помещение с покрытым мраморной плитой каменным погребальным ложем, расположенным в 50 см от пола.  Придел Ангела (3.4х3.9 м) представляет собой прямоугольное помещение, пройдя через которое, можно попасть в Гроб Господень.

Согласно Библии, здесь на камне сидел Ангел, принесший весть о Воскресении Иисуса. Часть этого священного камня сегодня находится на постаменте под стеклом. Через два овальных отверстия передают Благодатный Огонь во время Пасхального богослужения.

За Кувуклией расположен вход еще в одну часовню – Иосифа Аримафейского, который умащивал снятое с Креста тело Иисуса маслами и отдал для его погребения свою гробницу.

Главный Придел Храма Воскресения – Кафоликон – принадлежит православной церкви Иерусалима, о чем свидетельствуют два тронных места в восточной его части. Над иконостасом расположена галерея с тремя небольшими балкончиками – амвонами, откуда, согласно древневизантийским правилам, должно читаться Евангелие. Рядом с входом находится выполненная из мрамора ваза, служащая подставкой для полусферы, которая обозначает «пуп Земли», то есть ее духовный центр.

Спустившись вниз по двадцати восьми ступеням, можно попасть в подземную церковь св.Елены, сегодня принадлежащую армянам. Центральный алтарь Храма посвящен самой царице Елене и жившему в одну эпоху с ней св.Григорию Просветителю. Армянское предание гласит, что св.

Григорий был удостоен схождения Благодатного Огня после того, как, совершив длительный молитвенный подвиг, пришел для поклонения к Гробу Господню. За престолом есть отмеченное особой нишей и каменной плитой место, где во время раскопок сидела сама св.Елена.

Второй алтарь – Северный – возведен в честь Благоразумного разбойника.

Еще двенадцать ступеней ведут в католическую церковь Обретения Креста, которая расположена в самой нижней точке комплекса. Согласно преданию, ранее здесь была лощина – Юдоль мертвых – куда сбрасывали после распятия тела и кресты.

Именно здесь св.Елена обрела Крест Животворящий. Сегодня на месте Креста находится греческий престол. За престолом установлена на высоком постаменте выполненная из бронзы статуя св.Елены с Крестом в руках.

Статую Храму подарил австрийский эрцгерцог Максимилиан.

С левой стороны расположен еще один престол – католический. Огромные обломки скал, окружающие подземелье, — немые свидетели распятия Христа.  Возле выхода справа виднеется небольшое окно, через которое царица наблюдала за ведущими раскопки рабочими и бросала им деньги.

Небольших размеров мраморная плита с изображенным на ней восьмиконечным православным крестом, которая находится справа под нависающей скалой, обозначает место, где было найдено Честное Древо.

Еще одна часть Храма Гроба господнего в Иерусалиме, Придел разделения риз Господних, расположена правее ведущей в подземелье лестницы. Здесь, по преданию, солдаты, бросая жребий, делили между собой одежды Иисуса. Рядом находится Придел сотника Лонгина, который пострадал за Христа. В этой части Храма слепая женщина обрела голову святого Лонгина и прозрела. Здесь также находится часть камня с Голгофы.

Напротив Голгофы, возле входа в пещеру, где находились преступники перед казнью, лежит камень, названный «узами Спасителя». В этот камень солдаты заключили ноги Иисуса.

Неподалеку от Темницы Христовой расположен Придел Марии Магдалины: над мраморным кругом здесь горят неугасимые лампады. Воскреснув, Господь именно в этом месте явился Марии Магдалине. Сегодня  это католический Придел с установленными современными стилизованными скульптурными изображениями событий давнего периода.

Отдельный вход со двора Храма Гроба Господнего в Иерусалиме ведет в расположенный под Храмом «Колодец Елены» — продолговатой формы канал, в котором хранили собранную дождевую воду.

Храм Гроба Господня сегодня: разделение полномочий

Постоянные конфликты между христианами и мусульманами, а также различными христианскими конфессиями привели к тому, что хранителем ключей от Храма Гроба Господнего с 638 года является арабская семья Джуди. Еще одна арабская семья, Нусейба, получила право открывать Храм.

Согласно церковной юрисдикции, сегодня Храмом совместно владеют и управляют несколько христианских конфессий, строго соблюдающие  Status quo, установленный в 1757 году. В нем оговорены территориальные, имущественные и правовые границы, которые закреплены за каждой конфессией.

В настоящее время Храм Гроба Господнего в Иерусалиме – штаб квартира Иерусалимской православной церкви.  

Источник: https://liliya-travel.ru/izrail/dostoprimechatelnosti/xram-groba-gospodnya-v-ierusalime.html

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО)

Кому принадлежит Храм Гроба Господня

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.

Храм Гроба Господня

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа.

Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня)

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г.

(первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве).

Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс.

лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей.

Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного).

Над иконостасом — галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж.

входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе).

В часовне 15 лампад в три ряда — по числу основных исповеданий. В северной и южной стене — овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное — для армян, северное — для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом.

Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала — мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня — небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г.

каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление.

На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения — от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии — греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св.

ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт.

часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Фото Юлии Маковейчук.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Смоленский собор

Текст составлен с использованием материала сайта «Православная энциклопедия».

Вы прочитали статью Храм Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклия (ФОТО)

Источник: https://www.pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-groba-gospodnya/

Всё о Храме Гроба Господня. Достопримечательности — Путеводитель по Израилю

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий  по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых  открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу. 

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара.  Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме  работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле. 

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

Схождение Благодатного огня

Храм Гроба Господня. Путешествие во времени в 3D

Источник: https://guide-israel.ru/dostoprimechatelnosti-xrama-groba-gospodnya/

Храм Гроба Господня

Самым святым местом в Иерусалиме для всех верующих христиан, несомненно, является Храм Гроба Господня. Он построен на том самом месте, где был распят, погребен, а затем воскрес, в искупление грехов человеческих, Иисус Христос.

Храм Гроба Господня

История создания храма Гроба Господня

В первые века христианства к этим святым местам приходили ученика Иисуса, а затем и первые христиане, уверовавшие в то, что распятый на Голгофе и в третий день Воскресший, воистину был Сын Бога Живого. Гонимые римскими властями первые христиане поклонялись этим местам тайно.

Чтобы похоронить надежды и чувства верующих римский император Андриан в 135 году приказал место между Голгофой и пещерой погребения, засыпать землей и поставить на нем языческие храмы. На самых святых для христиан местах язычники поставили своих идолов: на месте Голгофы – Венеру, а на месте погребальной пещеры – Юпитера.

Приняв христианство, римский император Константин первым делом приказал соорудить на святом месте храм удивительной красоты. Для этого в Иерусалим прибыла царица Елена, мать императора Константина. Царица Елена в то время уже находилась в довольно преклонном возрасте и, приняв христианство, совершала паломнический тур в Иерусалим.

К счастью император Адриан не сравнял с землей скалы, в которых были высечены гробницы, а собрал сюда большое количество земли, образовав огромную насыпь, и тем самым спас гробницы от разрушения.

Благодаря этому царице Елене и епископу Макарию в 325 году удалось обнаружить гробницу Иисуса, а так же кресты Иисуса и двух разбойников. Говорят, что для того чтобы понять какой из них является крестом Иисуса царица Елена возлагала их поочередно к гробу покойника, проходившей мимо процессии. При прикосновении Животворящего Креста произошло чудо воскрешения.

По приказу императора Константина все горные глыбы со святого места были вывезены, остались только две: одна с Голгофы, на которой был водружен Крест, а другая с Гроба Господня, изолированного огромной каменной часовней, которой было дано название Anastasis, что означает Воскресение.

Первый Храм на этом месте начали возводить в 326 году и закончили в 335 году. Все было украшено мрамором, блестело золотом и драгоценными камнями. Но этот Храм простоял менее 300 лет и в 614 году был разрушен персами.

После этого Храм неоднократно восстанавливался, разрушался, переживал стихийные бедствия и перестраивался. Тот вид, в котором он предстает перед нами сегодня, он обрел в 1810 году, будучи отреставрированным после сильнейшего пожара.

С 1852 года и по настоящее время территория Храма Гроба Господня поделена между шестью религиозными христианскими общинами: католической, греко-православной, армянской (этим трем общинам принадлежит обширная зона), коптской, сирийской, эфиопской (монастырь последней находится на крыше храма). Каждой из конфессий строго определены часы для молитв.

В связи с тем, что между конфессиями не редко в разные время возникали конфликты, ключи от Храма Гроба Господня с середины 12 века хранятся в мусульманской семье. И в течение многих веков передаются старшему сыну из поколения в поколение.

Составные части Храма Гроба Господня

Современный Храм Гроба Господня состоит их трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения.

Сверху Храм покрывают два купола: один находится над часовней Гроба Господня, другой – над храмом Воскресения. Раньше в Храме Гроба Господня было семь открытых дверей, но с середины 19 века осталась только одна.

Сверху храм Гроба Господня покрывают два купола

Прямо перед входными дверями находится Камень миропомазания— одна из величайших святынь христианского мира, представляющий собой низкую плиту длинной около 2 метров. На нем тело Иисуса Христа, снятое с Креста Иосифом Аримафейским и Никодимом, было окроплено «смесью мирры и алоэ» и обвито плащаницей.

Камень миропомазания

Камень источает жидкость, оставляющую слабый приятный запах. Раньше, по благочестивому обычаю, паломники освещали, возлагая на камень миропомазания полотно белого цвета, таких же размеров, что и сам камень. Потом, это полотно увозили с собой и хранили до смертного часа, завещая завернуть в него свое тело. Сейчас паломники зачастую освещают на камне крестики, платки, обереги.

Другая святыня Храма Гроба Господня – Голгофа, к вершине которой ведет мраморная лестница. О свершившемся здесь событии напоминают престол и мозаика на стене, изображающая пригвожденного к Кресту Иисуса, двух скорбящих женщин Пресвятую Богородицу и Марию Магдалену, а на заднем плане солдата только, что вбившего гвозди в руки и ноги Иисуса.

Голгофа

Два черных круга на полу отмечают места крестов двух разбойников, распятых вместе с Иисусом. Справа находился крест того разбойника, который просил Иисуса не забыть его в Царствии Небесном. Слева находился крест того разбойника, который не покаялся и на кресте насмехался над Иисусом.

Под алтарем выступает вершина скалы, на которой, по преданию, был водружен Крест. Место это застеклено и отмечено серебряным диском.

Голгофа

Прямо за Камнем миропомазания расположена стена Воскресенского храма. Она принадлежит греко-православной конфессии. Эту церковь еще называют соборной, она занимает середину Храма Гроба Господня. И можно сказать, что это храм, расположенный внутри Храма.

Храм Воскресения (храм внутри храма)

В центре Воскресенского храма стоит напольная мраморная ваза, символизирующая центр христианского мира – знаменитый «пуп земли». По преданию на этом самом месте Бог создал Адама.

В центре Воскресенского храма находится знаменитый «пуп земли»

Если от Камня миропомазания повернуть налево, то попадешь в Родонту центрального Храма, в центре которой находится Кувуклия.

Родонта центрального храма, в центре которой находится Кувуклия.

Кувуклия внутри разделена на два предела: предел Святого Ангела и сам Гроб Господень.

В центре предела Святого Ангела стоит высокая мраморная ваза, в которую вложена часть камня, отваленного Ангелом от Гроба Господня. Придел Святого Ангела является своего рода проходом во второй придел Кувуклии, куда ведет очень низкий вход, поэтому все паломники должны низко наклониться перед входом в предел Гроба Господня. Здесь находится каменный выступ три дня служивший Иисусу смертным ложем. Отсюда Он воскрес во искупление грехов человеческих.

Именно в Кувуклии каждый год происходит чудо появления Благодатного огня в Великую Субботу накануне Пасхи. Для миллионов верующих – это знак того что Иисус Христос действительно «ВОИСТИНУ ВОСКРЕС». Первое упоминание о получении Благодатного огня относят ко времени основания Храма Воскресения Христова в IV веке. И с тех самых пор ни на один год не прерывается это великое чудо.

Снисхождение Благодатного огня в Великую субботу накануне Пасхи

По традиции в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церкви входят в Кувуклию. Патриарх греко-православной церкви входит в предел Гроба Господня, где молится о ниспослании Благодатного огня. Патриарх армянской церкви находится в пределе Ангела и следит за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Следует отметить, что получение Благодатного огня происходит только по молитвам православного патриарха.

Говорят, что представители армянской церкви в 1579 году договорились с новым начальством Иерусалима, чтобы им было предано право получения Благодатного огня. В этот год представителей Иерусалимской православной церкви даже в Храм не пустили. Представители армянской церкви вошли в Кувуклию и принялись усердно молиться о снисхождении Благодатного огня, но их молитвы так и не были услышаны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году произошел раскол в Русской Православной Церкви

Представители Иерусалимской православной церкви тоже усердно молились у закрытых ворот Храма. И в этот год Благодатный огонь впервые снизошел не в Кувуклии а через одну из мраморный колонн у входа в Храм, и расколов её зажег свечи в руках православного патриарха.

Эту расколотую колонну до сих пор можно увидеть с левой стороны от входа в Храм Гроба Господня.

Расколотая мраморная колонна у входа в храм Гроба Господня

Так же в состав Храма Гроба Господня входят многочисленные часовни, пределы и монастыри, принадлежащие представителям различных конфессий.

Одной из которых является церковь св.Елены – полная очарования крипта посвящена матери императора Константина, которая, ведомая чувством истинной веры, нашла здесь гробницу и Крест Христа. Считается, что из ниши, расположенной по правую сторону от главного алтаря царица Елена наблюдала за проведением раскопок. Церковь принадлежит армянской общине.

Церковь Святой Елены в храме Гроба Господня

Место обретения Святой Еленой Животворящего креста

Местонахождение Храма Гроба Господня: Старый город Иерусалима, вход через Яффские ворота, Христианский квартал, ул. Святой Елены.

Часы работы:

В весенне-летний период (апрель-сентябрь): ежедневно с 05-00 до 20-00
В осенне-зимний период (октябрь – март): ежедневно с 04-30 до 19-00

Вход бесплатный.

Телефоны: 972-2-6273314; 972-2-6284203           Факс: 972-2-6276601

Ежедневно в Храме Гроба Господня совершается три литургии:

— православная община с 11 часов вечера до 3 часов утра;— армянская община с 3 до 6 часов утра;

— католическая община с 6 до 9 часов утра.

Booking.com

Как поехать в Израиль самостоятельно

Источник: https://israeliblog.ru/christian-svaitini/xram-groba-gospodnya.html

Почему ключи от Гроба Господня хранятся у мусульман

Храм Гроба Господня (или храм Воскресения Христова) в Иерусалиме является одной из главных христианских святынь, которая по преданию была построена на месте распятия, погребения и воскрешения Иисуса Христа.

Сегодня храм официально используется шестью церквями: Римско-католической, Греческой православной, Армянской апостольской, Сирийской православной, Эфиопской православной и Коптской православной.

Но ключи от входа в храм хранятся у представителей двух мусульманских семей (аль-Хусейни и Нусейбе), которые испокон веков охраняли святыню от различных бед.

Сохранение храма

По словам Ваджиха Нусейбе, открывающего врата с 1975 г., представители его рода выполняли эти обязанности с 638 г., когда священный город был покорён сподвижником пророка Мухаммеда халифом Умаром ибн Аль-Хаттабом, который лично обещал патриарху Софронию сохранить христианские святыни в целости и сохранности. Тогда ключи от главной христианской святыни были переданы Убайде ибн аль-Самиту, от которого и пошёл род Нусейбе.

Арабский период в целом был отмечен веротерпимостью по отношению к представителям других религий, проживавших в Иерусалиме и к их святыням. Ситуация изменилась в конце X в., когда на престол вступил халиф Аль-Хаким, прозванный также «безумным». Будучи сыном христианки, он, однако, не отличался веротерпимостью ни к христианам, ни в иудеям, ни даже к мусульманам-суннитам. В 1009 г. Аль-Хаким приказал разрушить храм Гроба Господня. Частично он был восстановлен в середине XI в.

при поддержке византийского императора Константина Мономаха, а затем достроен крестоносцами в эпоху Иерусалимского королевства. Удивительно, но и сами крестоносцы, целью которых было освобождение святого города от арабов, нанесли значительный урон Иерусалиму после его взятия в 1099 г.

Как указывает Татьяна Носенко, ведущий научный сотрудник отдела Израиля и еврейских общин Института Востоковедения РАН, крестоносцы не только жестоко расправлялись с жителями города («безбожными сарацинами»), но и разграбляли церковное имущество. Так, например, один из предводителей похода Танкред Тарийский был пойман на краже золотых светильников из часовни Голгофы. В 1187 г. египетский султан Саладин отвоевал Иерусалим у крестоносцев. Султан хотел избежать трагедии 1009 г.

Именно Саладин передал ключи от врат храма на хранение семье аль-Хусейни, выходцем из которой и является один из нынешних хранителей Джудех аль-Хусейни. Сегодня можно сказать, что цель Саладина была достигнута, ведь храм дошёл до наших дней практически в неизменном виде.

Спор о святынях

Одной из причин, по которой ключи от храма хранятся у мусульман, является и многовековое соперничество различных конфессий за управление святыней. Ещё во времена Иерусалимского королевства верующие пытались поделить внутреннее пространство, а столкновения могли происходить и в ночное время. Тогда было принято решение закрывать храм на ночь. Эта обязанность и была возложена на мусульманских держателей ключей.

Однако споры между церквями продолжали регулярно вспыхивать на протяжении последующих веков. Определённый статус-кво был достигнут в 1757 г. с принятием султаном Осамном III фирмана, разделившего святыни храма между христианскими конфессиями. Наиболее известный конфликт за покровительство над палестинским святыням разразился в конце 1840-х гг. между православным и католическим духовенством. В 1853 г.

требование России предоставить ей право покровительства над святынями послужило поводом для начала Крымской войны. Современное разделение храма основано на султанском фирмане 1852 г., который фактически подтвердил статус-кво 1757 г. Символом статуса-кво сегодня является лестница на фасаде храма.

В связи с тем, что представители церквей, управляющих храмом, не могут ничего менять без общего согласия, сохранение лестницы является свидетельством соблюдения этого запрета.

Долгожданное согласие?

Несмотря на то, что решение султана сняло определённую напряжённость вокруг управления храмом, и в наши дни происходят потасовки между представителями трёх церквей (Римско-католической, Греческой и Армянской). В 2008 г. спор между греческим и армянским монахами, вспыхнувший во время проведения армянской службы, перерос в рукопашный бой. Соперничество между конфессиями проявлялось и в таких вопросах, как реставрация храма.

Однако недавно произошло событие, которое вынудило три конфессии, управляющие храмом Воскресения Христова, объединиться в единый фронт. Власти Иерусалима потребовали священнослужителей оплатить налог на имущество, выставив им счёт почти на 200 миллионов долларов. В конце февраля 2018 г. хранители ключей в знак протеста закрыли двери храма, после того как представители управляющих церквей достигли соответствующей договорённости.

Читать ещё •••

дня. Находки археологов, опровергающие науку

Истории,Иисус Христос,Институт востоковедения

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/40505579-pochemu-klyuchi-ot-groba-gospodnya-hranyatsya-u-musulman/

Храм Гроба Господня в Иерусалиме: полный обзор и интересные факты из истории

Храм Гроба Господня (храм Воскресенья Христова) – иерусалимский храм, комплекс построек, возведенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа, главная святыня, а с IV века место паломничества христиан всего мира.

Последние 5 стояний Крестного пути Иисуса на место казни находятся под сводами храма Гроба Господня, который расположен в Старом городе Иерусалиме, в Христианском квартале. Комплекс построек культового сооружения – штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

Взгляд сквозь века

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.

В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.

В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.

Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Внешнее оформление

Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.

Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Схождение Благодатного Огня

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники участвуют в чине нерукотворного сошествия Огня на Гроб Господень, на свечи верующих и потушенные лампады.

Благодатным называется особый огонь, который выносится из храма Гроба Господня при проведении торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального Воскресения.

Эта церемония – символ воскрешения Иисуса Христа. Само действо происходит в часовне, после чего от вынесенной лучины паломники зажигают свои связки свечей, в которых ровно 33 – по числу прожитых земных лет Христа.

В XVI веке армяне в Великую Субботу не пустили на церемонию Схождения Огня в храм Воскресения православного Патриарха. Тогда Огонь изошел из колонны, где стоял Патриарх. Теперь верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кулуквией и Камнем Помазания на полу – мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли с Креста и обвили плащаницей.

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника, когда он открыт и не совершается служба на Гробе. Наилучшие дни для посещений – те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками.

(67 4,69 из 5)

Источник: https://ArchitectureGuru.ru/church-of-the-holy-sepulcher-in-jerusalem/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий