В каком году произошел раскол в Русской Православной Церкви

Раскол русской православной церкви

Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.

Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол.

В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы.

Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.

Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.

Церковный раскол — причины, последствия

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства. Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.

Основные даты

Основная причина раскола – реформы патриарха Никона (1633–1656 гг.).

Никон (мирское имя – Никита Минов) пользовался неограниченным влиянием на царя Алексея Михайловича.

1649 год – Назначение Никона Новгородским митрополитом.

1652 год – Избрание Никона патриархом.

1653 год – Церковная реформа.

В результате реформы: исправление церковных книг в соответствии с «греческими» канонами; изменение обрядов Русской православной церкви; введение троеперстия во время крестного знамения.

1654 год – На церковном соборе одобрена реформа патриарха.

1656 год – Отлучение от церкви противников реформы.

1658 год – Отречение Никона от патриаршества.

1666 год – Низложение Никона на церковном соборе.

1667–1676 гг. – Восстание монахов Соловецкого монастыря.

Непринятие реформ привело к разделу на сторонников реформ (никониан) и противников (раскольников или старообрядцев), в результате – появление множества течений и церквей.

Избрание митрополита Никон в патриархи

1652 год — после смерти Иосифа, кремлевское духовенство, и царь Алексей Михайлович Романов желали, чтобы на его место пришел новгородский митрополит Никон: характер и воззрения Никона, казалось, принадлежали человеку, который был способен возглавить задуманную государем и его духовником церковно-обрядовую реформу. Но Никон дал свое согласие стать патриархом лишь после долгих уговоров Алексея Михайловича и с условием отсутствия каких-то ограничений своей патриаршей власти. А такие ограничения создавались Монастырским приказом.

У Никона было большое влияние на молодого государя, который считал патриарха ближайшим другом и помощником. Отъезжая из столицы царь передавал управление не боярской комиссии, как это было принято раньше, а на попечение Никона.

Ему было дозволено именоваться не только патриархом, но и «государем всея Руси». Заняв такое неординарное положение во власти, Никон начал им злоупотреблять, захватывать чужие земли для своих монастырей, унижать бояр, сурово расправляться с духовенством.

Его занимала не так реформа, как утверждение сильной патриаршей власти, образцом для которой служила власть папы римского.

Реформа Никона

1653 год — Никон приступил к осуществлению реформы, которую предполагал проводить ориентируясь на греческие образцы как более древние. В действительности он воспроизводил современные ему греческие образцы и копировал украинскую реформу Петра Могилы. Преобразования Церкви имели внешнеполитический подтекст: новая роль России и Русской церкви на мировой арене.

В расчете на присоединение Киевской митрополии, русские власти думали о создании единой Церкви. Это требовало сходства церковной практики между Киевом и Москвой, в то время как они должны были ориентироваться на греческую традицию. Безусловно, патриарху Никону оказывались нужны не различия, а единообразие с Киевской митрополией, которая должна войти в состав Московской патриархии.

Он всячески пытался развивать идеи православного универсализма.

Лишение Никона патриаршего сана

1658 год — патриарх Никон в результате размолвки с государем объявил, что больше не станет исполнять обязанности церковного главы, снял с себя патриаршее облачение и удалился в свой любимый Новоиерусалимский монастырь. Он считал, что просьбы из дворца о его скорейшем возвращении не заставят себя ждать.

Однако этого не произошло: даже если совестливый царь и сожалел о произошедшем, его окружение больше не хотело мириться со столь всеобъемлющей и агрессивной патриаршей властью, которая, по выражению Никона, была выше царской, «как небо выше земли».

Чья власть в реальности оказалась более значимой, продемонстрировали дальнейшие события.

Алексей Михайлович, принявший идеи православного универсализма, уже не мог лишить патриарха сана (как это делалось в Русской поместной церкви постоянно). Ориентир на греческие правила поставила его перед необходимостью созыва вселенского Церковного собора.

Исходя из устойчивого признания об отпадении от истинной веры Римской кафедры, вселенский собор должен был состоять из православных патриархов. Все они так или иначе приняли участие в соборе. 1666 год — такой собор осудил Никона и лишил его патриаршего сана.

Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а поздней переведен в более суровые условия на Соловки.

Вместе с этим собор одобрил церковную реформу и предписал преследование старообрядцев. Протопопа Аввакума лишили священства, предали проклятию и отправили в Сибирь, где ему отрубили язык. Там он написал многие произведения, отсюда рассылал послания по всему государству. 1682 год — его казнили.

Но устремления Никона сделать духовенство неподсудным светским властям находили сочувствие у многих иерархов. На Церковном соборе 1667 года им удалось добиться уничтожения Монастырского приказа.

Раскол русской православной церкви интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Источник: https://places.moscow/interesting/raskol-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi/raskol-russkoy-pravoslavnoy-cerkvi.html

Конспект

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными.

Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг.

За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана.

 Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы.

Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

Источник: https://uchitel.pro/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB/

Церковный раскол (17 века)

Церковный раскол — в 1650-х — 1660-х гг. раскол в Русской православной церкви, из за реформы патриарха Никона, которая заключалась в богослужебно-обрядовых нововведениях, которые были направлены на внесение изменений в богослужебные книги и обряды с целью их унификации с современными греческими.

Предыстория

Одним из наиболее глубоких социокультурных потрясений в государстве стал церковный раскол.

В начале 50-х годов XVII века в Москве среди высшего духовенства сложился кружок «ревнителей благочестия», члены которого хотели устранения разных церковных непорядков и унификации богослужения на всей огромной территории державы.

Первый шаг уже был сделан: Церковный собор 1651 года под нажимом государя ввел единогласное церковное пение. Теперь надо было сделать выбор, чему следовать в церковных преобразованиях: своей русской традиции или чужой.

Такой выбор делался в условиях уже наметившегося в конце 1640-х г. внутрицерковного конфликта, обусловленного борьбой патриарха Иосифа с усиливающимися украинскими и греческими заимствованиями, инициированными государевым окружением.

Церковный раскол – причины, последствия

Церковь, укрепившая свои позиции после Смутного времени, пыталась занять господствующее положение в политической системе государства. Стремление патриарха Никона усилить свои властные позиции, сосредоточить в своих руках не только церковную, но и светскую власть. Но в условиях усиления самодержавия это вызвало конфликт церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Начатые в 1652 г. патриархом Никоном нововведения церковной обрядности, исправление православных книг по образцу и подобию греческому привели к расколу русской православной церкви.

Старообрядцы

Старообрядцы первоначально оказали яростное сопротивление реформе. В защиту старой веры выступали боярские жены Ф. Морозова и Е. Урусова. Не признавший реформу Соловецкий монастырь больше 8-и лет (1668 – 1676 г.г.) противостоял осаждавшим его царским войскам и был взят лишь в результате предательства.

Из за нововведений появился раскол не только в Церкви, но и в обществе, он сопровождался распрями, казнями и самоубийствами, острой полемической борьбой.

Старообрядчество сформировало особенный тип религиозной культуры с сакральным отношением к письменному слову, с верностью старине и недоброжелательным отношением ко всему мирскому, с верой в близкий конец света и с враждебным отношением к власти — как светской, так и церковной.

В конце XVII века старообрядцы разделились на два главных течения — беспоповцев и поповцев. Беспоповцы, не найдя в результате возможности учреждения собственной епископии, не могли поставлять священников.

Как результат, основываясь на древних канонических правилах о допустимости совершения в экстремальных ситуациях таинств мирянами, они стали отвергать необходимость священников и всей церковной иерархии и начали выбирать из своей среды духовных наставников. Со временем формировалось множество старообрядческих толков (течений). Некоторые из которых в ожидании скорого конца света подвергали себя «огненному крещению», т. е.

самосожжению. Они осознавали, что в случае захвата их общины государевыми войсками их сожгут на костре как еретиков. В случае подхода войск они предпочитали сгореть заранее, не отступив ни в чем от веры, и тем самым спасти душу.

Разрыв Патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем

Церковный раскол 17 века в России причины, реформы Никона (Таблица)

Патриарх Никон хотел превратить русскую церковь в центр мирового православия, и начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие книги, правила и обряды. Реформы, проводившиеся в условиях народного недовольства, вызвали протесты со стороны части бояр и иерархов церкви, они боялись, что перемены в церкви подорвут ее авторитет в народе, и в результате чего произошол церковный раскол в российском обществе.

Церковный раскол 17 века и реформы патриарха Никона, причины, последствия

Причины реформы церкви —  Становление Русской Православной Церкви как международного центра православия требовало ликвидации расхождений в богословской системе и церковной практике между русской Церковью и православным Востоком.—  Необходимость приведения к единообразию службы и богослужебных книг — это было условие объединения церквей России и Украины.—  Необходимость поднять авторитет Церкви путем борьбы с языческими суевериями, проникновением светских начал в духовную жизнь общества, упадком церковных нравов—  Необходимость преодоления противоречий в толковании священных канонов, обусловленных отличиями и разногласиями в церковных обрядах и богослужебных книгах.—  Падение общественной нравственности.—  Укрепление новой династии Романовых у власти.—  Усиление процесса централизации власти
Задачи —  Поднять авторитет церкви в глазах верующих.—  Вернуться к первоосновам христианства.—  Остановить проникновение западного влияния в Россию
Участники, реформаторы, противники В конце 40-х годов 17 века в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и другие. Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.
Позиция Никона —  Исправление богослужебных книг по греческим образцам—  Введение троеперстия при крестном знамении—  Изменение обрядности Русской православной церкви—  Уничтожение старинных икон, запрет шатровых церквей
Позиция Аввакума —  В основе должны лежать древнерусские книги (византийские)—  Как можно максимально сохранить старинные обряды и устои
Итоги реформ —  Централизация церкви.—  Установление единства Русской Православной церкви и остального православного мира.—  Контроль над священниками и усиление дисциплины.—  Усилился контроль над верующими.—  Развивается церковное образование.—  Усилилась власть Никона.
Последствия реформ, церковный раскол Церковный раскол (разделились на 2 стороны):1. Официальная Православная церковь.2. Старообрядчество (раскольники, староверы) — они отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к прежним старым порядкам. Глава старообрядчества и идеолог раскола — протопоп АввакумРаскол был одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями расколоучителей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.Протопоп Аввакум и его единомышленники были сосланы в Пустозерск и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие кольца нужны для венчания в церкви

Схема церковный раскол в России 17 век

____________

Источник: https://infotables.ru/istoriya/83-rossiya-v-16v/1003-tserkovnyj-raskol-17-veka

Церковный раскол

а) Аввакум Петров, Иван Неронов, Епифаний, дьякон Федор, Спиридон Потемкин (раскольники): обличение неправоты никониан (причем самым сильным аргументом в борьбе было массовое мученичество — «заклание» себя за веру).

б) Симеон Полоцкий, патриарх Иоаким, епископ Питирим, митрополит Макарий (духовно‑академическая школа): осуждение раскольников, обвинение их в «невежестве», «косности», «упрямстве», «еретичестве» с целью доказать неправоту старообрядцев.

в) В. О. Ключевский: проблема раскола — это проблема Третьего Рима, Святой Руси, Вселенского Православия, раскол способствовал распространению западных влияний; выделял в расколе не только церковно‑историческую, но и народно‑психологическую сторону.

г) С. М. Соловьев: раскол — конфликт, затронувший только сферу обрядности.

д) А. И. Герцен, М. А. Бакунин: раскол — проявление свободы духа рус‑ского народа, доказательство его умения постоять за свои убеждения.

Ключевые события церковного раскола

1652 г. — церковная реформа Никона;

1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы;

1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем;

1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам;

1667-1676 гг. — Соловецкое восстание.

Ключевые фигуры: царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова.

Причины раскола:

1) властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича мирового православного царства («Москва — Третий Рим»);

2) процесс централизации Русского государства неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения;

3) политическая раздробленность привела к распаду единой церковной организации, и в различных землях развитие религиозной мысли и обрядов пошло собственным путем;

4) необходимость переписи священных книг (при переписывании неизбежно совершались ошибки, искажался первоначальный смысл священных книг, следовательно, возникали разночтения в трактовке обрядов и смысле их исполнения); Максим Грек приступил к громадной работе, выступая в качестве переводчика и ученого‑филолога, выделяя разные способы толкования Священного Писания — буквальный, иносказательный и духовный (сакральный);

5) в феврале 1551 г. по инициативе митрополита Макария был созван собор, приступивший к «церковному устроению», выработке единого пантеона русских святых, введению единообразия в церковную жизнь, получивший название Стоглавого;

6) во время правления Алексея Михайловича и патриарха Иосифа, после долгих лет Смуты и начавшегося восстановления Русского государства, «злобой дня» становится проблема с введением троеперстия.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким, проявив себя энергичным владыкой. В 1650 г. Никон принял деятельное участие в расправе над мятежными новгородцами. 22 июля 1652 г. церковный собор избрал патриархом Никона, отстаивавшего принцип «священство выше царства». Противники Никона: бояре, которых пугали его властные замашки, прежние друзья по кружку ревнителей благочестия.

Собор 1654 г. одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Имея поддержку царя, Никон вел дело торопливо, самовластно, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты. Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям и встретили нововведения «в штыки». Оппозиция Никону сформировалась и при дворе (боярыня Ф. П. Морозова, княгиня Е. П. Урусова и др.).

В декабре 1666 г. Никон был лишен высочайшего духовного сана (вместо него поставили «тихого и незначительного» Иоасафа II, находившегося под контролем царя, т. е. светской власти). Причиной стали крайняя амбициозность Никона, усиливавшийся конфликт с царем Алексеем Михайловичем. Местом ссылки Никона стал Ферапонтов монастырь на Белом озере. Светская власть одержала победу над духовной.

Церковный собор (1666-1667) завершил торжество никониан и грекофилов, отменил решения Стоглавого собора, одобрил реформы и положил начало церковному расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви, получали название раскольников (староверов) и подвергались жестоким репрессиям со стороны властей.

Раскол принял формы крайнего противостояния: были затронуты мировоззренческие факторы, полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну.

Наиболее влиятельными из церковных традиционалистов были Иван Неронов, Аввакум Петров, Стефан Вонифатьев (имевший возможность стать патриархом вместо Никона, но отказавшийся от выдвижения своей кандидатуры), Андрей Денисов, Спиридон Потемкин.

Церковный собор 1666 г. предал анафеме и проклятию как еретиков и непокорных всех не принявших реформы.

Последствия раскола

— Многими простыми людьми отказ от прежних обрядов переживался как национальная и личная катастрофа.

— Реформа проводилась с элитарных позиций.

— Реформа проводилась с помощью насилия, сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя заставить людей веровать силой.

— До раскола Русь была духовно единой. Реформа готовила почву для распространения пренебрежительных настроений к национальным обычаям и формам организации быта.

— Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем». В мироощущении новообрядцев появилось больше материального практицизма, желания быстрого достижения практических результатов.

— Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 г. было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 г.

по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников.

Старообрядцы проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, горели целыми родами и общинами.

— Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно‑культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Реформа наметила подмену главных целей образования: вместо человека — носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.

Источник: https://istorikonline.ru/ege-po-istorii/tserkovnyy-raskol.html

Схизма

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Запрос «Раскол» переправляется сюда, о других значениях смотри Раскол (значения). Христианские расколы и их церковные соборы

Схи́зма (др.-греч. σχίσμα «расщепление, раскол, распря, разделение» ← σχίζω) — раскол в Церкви или иной религиозной организации.

Акакианская схизма[ | ]

Основная статья: Акакианская схизма

Акакианская схизма — 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона, назван по имени Константинопольского патриарха Акакия. Акакианская схизма стала первым церковным расколом в истории христианства.

Великий раскол христианской церкви[ | ]

Основная статья: Раскол христианской церкви (1054)

Исторические предпосылки схизмы восходят по времени своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обусловлены появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Традиционно схизму делят на два этапа. Первый имел место около 867 года в связи со взаимными претензиями папы Николая I и Константинопольского патриарха Фотия в вопросах догматики, первенства Римского епископа, а также в стремлении главенствовать над христианской церковью в Болгарии.

Второй этап относят к 1054 году (взаимное предание анафеме римского легата Гумберта и Патриарха Константинопольского Михаила Кирулария). Ухудшение отношений между Папой и Патриархом в это время некоторые историки связывают со стремлением папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, традиционно входившей в состав сначала Великой Греции, а затем и Византии.

Некоторые историки считают главной причиной разрыва претензии Константинопольского Патриарха на главенство во всей христианской Церкви, а другие — желанием Папы Римского подчинить своей светской власти юг Италии. Также причиной стоит считать то, что Папа открыто заявил о том, что всякая Церковь, не согласная в чём-либо с Католической, перестаёт быть Церковью и становится ничем.

Окончательно разрыв был закреплён в 1204 году взятием крестоносцами Константинополя в результате Четвёртого крестового похода (1202—1204 гг.).

Расколы в католической церкви[ | ]

В отдельные исторические моменты на папском престоле оказывалось одновременно сразу несколько пап, каждый из которых поддерживался той или иной группировкой среди светской знати или духовенства. Такое положение вещей также принято называть схизмой, но уже в более узком смысле, в применении именно к римско-католической церкви. Подробнее см. антипапа.

Расколы в православии[ | ]

  • С 1666 — раскол Русской церкви: непринятие частью священнослужителей и прихожан (староверы) реформы патриарха Никона, их осуждение церковными властями.
  • 1833—1850 — провозглашена автокефалия Элладской православной церкви на территории Греческого королевства в 1832 году от Константинопольского патриархата, провозглашение юрисдикционной независимости не было признано кириархальной Константинопольской церковью, а также иными поместными Церквами. Возникла схизма, продолжавшаяся 17 лет до 29 июня 1850 года, когда томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской Патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус «Матери-Церкви» (Вселенской Патриархии) в Элладе.
  • 1872—1945 — Болгарская схизма: отделение от Константинопольской православной церкви болгарских приходов и образование на их основе Болгарской православной церкви; было признано Константинопольским патриархатом в 1945 году.
  • 1917—1943 — после провозглашения возобновления автокефалии Грузинской православной церковью было разорвано общение между ней и Русской православной церковью, восстановлено в 1943 году (с Константинопольской православной церковью в 1990).
  • С 1920 года — провозглашение Всеукраинским церковным советом автокефалии украинских приходов от Русской православной церкви: создана Украинская автокефальная православная церковь; не признаётся основными православными церквями.
  • 1922—1946 — Обновленчество (Обновленческий раскол).
  • 1923—1957 — после перехода автономной Православной церкви Финляндии в состав Константинопольского патриархата было разорвано общение между ней и Русской православной церковью; восстановлено в 1957 году.
  • 1924—1948 — отделение от Русской православной церкви Польской православной церкви; было признано Московским патриархатом в 1948 году.
  • С 1924 года — различные Православные старостильные церкви Греции, Православная старостильная церковь Румынии.
  • 1927—2007 — раскол Православной российской церкви на Московскую патриархию (в СССР) и отказавшуюся от подчинения ей РПЦЗ (за пределами СССР)[1], а также нелегальные группировки «Истинно православной церкви».
  • С 1967 года — отделение от Сербской православной церкви Македонской православной церкви; не признаётся основными православными церквями.
  • С 1990 года — Болгарская старостильная церковь.
  • С 1992 года — отделение от Московского патриархата значительного числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской православной церкви (Киевский патриархат); не признаётся основными православными церквями
  • С 1993 года — отделение от Сербской православной церкви части черногорских приходов — образование Черногорской православной церкви; не признаётся основными православными церквями
  • 1992—1998 — противостояние между сторонниками Патриарха Максима и «альтернативного» Синода в Болгарии.
  • 1996 год — временный разрыв канонического общения между Константинопольским и Московским патриархатами из-за приходов в Эстонии.
  • 2011—2013 — временный разрыв канонического общения между Иерусалимской и Румынской церквами из-за построенного румынами в Иерихоне храма и хостела.
  • С 2018 — разрыв канонического общения между Константинопольским и Московским патриархатами из-за незаконных (согласно позиции РПЦ) отмены ранее действовавшего решения о передаче Киевской метрополии Московскому патриархату и снятия анафем с глав неканонических УПЦ КП Филарета (Денисенко) и УАПЦ Макария (Малетича), совершённых в рамках процесса по предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

Расколы в других религиозных движениях[ | ]

  • Кризис преемника — раскол у мормонов.

Расколы в исламе[ | ]

  • VII век — раскол хариджитов.
  • VII век — раскол на суннитов и шиитов.

Литература[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB

Последствия раскола Русской церкви

Замечание 1

Раскол Русской церкви – это раскол в Русской православной церкви, произошедший после церковной реформы патриарха Никона в 1653-1656 гг.

В XVII в. состояние Русской православной церкви требовало изменений, и Алексей Михайлович это понимал. Необходимость реформ была вызвана несколькими причинами:

  • социальный кризис, вызванный стремлением власти ограничить растущие права и привилегии церкви;
  • духовный кризис, выражавшийся в низком уровне профессионализма большинства духовенства, их распущенности и безответственности, что особенно ярко проявлялось среди низших слоев в церковной иерархии;
  • внешнеполитические интересы России, которые заключали в себе идею наследования Византии как в вопросах веры, так и территорий, для чего надо было привести русские религиозные традиции в соответствие с греческими.

Хоть на Русь христианство и пришло из Византии, вследствие чего все обряды были общими и совершались по одной традиции, за несколько столетий церковные обычаи России значительно изменились, причем отличались они и от западных, и от восточных христианских обрядов.

Изменялись обряды из-за отсутствия определенной догматики по некоторым вопросам, также большую роль в этом играли неоднократные переводы и переписи богослужебных книг, что приводило к путанице понятий и искажениям текстов. К XVII в.

в Русской православной церкви было принято:

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.
  • совершать крестное знамение двумя, а не тремя пальцами;
  • произносить «Аллилуя» во время богослужения два раза;
  • совершать крестный ход по солнцу («посолунь»).

Церковная реформа

Для проведения реформ Алексей Михайлович выбрал патриарха Никона, которые начал внедрять свои идеи, которые он сформулировал еще будучи в кружке ревнителей благочестия. Никон с 1653 г. начинает проводить политику изменения церковной структуры. Главными мероприятиями его реформы были:

  • замена двуперстия на троеперстие;
  • произнесение «Аллилуйя» три раза, а не два;
  • совершение крестного хода не по солнцу, а против солнца;
  • перепечатка и правка религиозных книг.

Первый пункт вызвал больше всего споров и возмущений, а многие верующие просто отказывались следовать этим нововведениям, и их стали называть раскольниками или старообрядцами. Это стало одним из важнейших последствий реформы, потому что все православное сообщество России после этого разделилось на тех, кто принял новую реформу, и тех, кто отказался это сделать.

Старообрядцы

В 1656 г. на поместном соборе Русской церкви все, кто продолжал совершать крестное знамение двумя пальцами, были преданы проклятию, отлучены от церкви и объявлены еретиками. В это время движение старообрядцев начинает неким образом оформляться и у него появляются лидеры, среди которых выделяется протопоп Авакуум. Он яростно сопротивлялся реформе, за что был сослан властями на 11 лет, а затем публично сожжен. В 1667 г.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был построен храм Василия Блаженного

на Большом Московском соборе раскольники были вновь объявлены еретиками. Тогда страна оказывается на грани религиозной войны. В 1668 г. восстает Соловецкий монастырь, где монахи отказываются перенимать нововведения в церковные службы, после чего у монастыря конфискуют все владения. Царские войска долгое время осаждают монастырь, в результате чего берут его в 1676 г.

, в результате чего было убито и казнено около 400 защитников монастыря.

Показательна история и московской боярыни Феодосии Морозовой, представительницы одного из старейших аристократических родов. Она также была ярой противницей реформы, за что была лишена имущества и заточена в монастырь, а затем уморена в яме голодом. Ее образ широко известен по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», где она поднимает вверх руку с жестом двуперстия, что стало фактическим символом старообрядчества.

Преследуемые старообрядцы покидали свои дома и уходили в отдаленные местности, как правило, в леса, где жили общинами. Такое обособленное поселение раскольников называлось скитом.

Такое положение дел не нравилось властям не только из-за отказа принимать реформу, но также потому, что ушедшие в леса люди не платили налоги. Таким образом, старообрядцы разыскивались правительством.

В этом случае они предпочитали убить самих себя путем сожжения – они собирались в одном помещении вместе с детьми и поджигали себя. Места самосожжения раскольников называли «гари», и их в тот период было великое множество по всей стране.

Замечание 2

Только в 1716 г. Петр I издал указ, по которому старообрядцы могли спокойно и легально жить, но должны были уплачивать двойной налог.

Итоги

Раскол и появление старообрядцев были главным, но не единственным показателем потери влияния Русской церкви на народ. В этот период уже проявляются тенденции стремления населения к некому отделению от церкви (пропуск служб, отказ от говения и пр.), обусловленные социально-экономическим развитием.

Новшества в духовной и культурной жизни населения проявлялись в разных областях. В сфере общественной мысли получают распространение новые воззрения, которые не касались религиозных вопросов – были заложены основы политической идеологии абсолютизма, намечена программа преобразований.

В целом, среди дворянства и посадских людей распространяется интерес к светским знаниям и свободе мысли, что называется «обмирщением» культуры. Получает хождение не только религиозная литература, но и рукописные книги светского содержания как иностранного, так и русского происхождения.

Замечание 3

Появляется также литература, в которой критикуется церковь, что раньше было просто немыслимо.

Таким образом, события, которые следовали за реформой 1653-1656 гг., продемонстрировали, что церковная власть стала большим препятствием на пути прогресса. Она мешала сближению России с западными странами и восприятию их опыта. Последствия раскола были неоднозначными.

С одной стороны, церковная реформа способствовала совершенствованию церковной системы, ее унификации, а также приблизила ее к общемировым стандартам, что укрепило положение России на мировой арене и улучшило религиозные связи с другими государствами. С другой стороны, произошло разделение православного общества на две части — сторонников и противников реформы.

Это чуть не ввергло страну в состояние религиозной войны, а также способствовало социальному кризису и изменению структуры общества. Также раскол показал неспособность церкви идти на компромиссы и воспринимать желания народа, что показали жестокие методы внедрения положений этой реформы.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/posledstviya_raskola_russkoy_cerkvi/

Церковный раскол в России в 17 веке. Хотели, как лучше

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований.

Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению.

Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/tserkovnyiy-raskol-v-rossii-v-17-veke-hoteli-kak-luchshe.html

Церковный раскол (Кратко + таблицы)

Обсуждение необходимости церковных преобразований началось ещё в 1640-е годы, когда в Москве сформировался так называемый «кружок ревнителей благочестия», в который входили представители духовенства, выступающие за унификацию правил проведения богослужения и церковных текстов. При этом, сами члены этой организации не могли выбрать образец, согласно которому бы были внесены изменения. Так, одни предлагали взять в качестве шаблона греческие церковные книги, а другие – настаивали, что образцом должны стать древнерусские книги.

Основные причины церковного раскола

В итоге, все остановились на варианте приведения в порядок церковных обрядов и книг, согласно изначальным византийским канонам. Исследователи выделяют несколько причин этого решения:

  • Стремление русского царя упрочнить авторитет Российского царства среди остальных православных государств. В то время правительственная верхушка всерьёз рассуждала о Москве как о «третьем Риме» (впервые данная теория была выдвинута в пятнадцатом веке в Пскове старцем Филофеем).
  • Так как в 1654 году территория Украины, принадлежавшая Польше, согласно решению Переяславской рады, отошла Российскому государству, в новоприобретённых землях православная литургия проводилась по прежнему по греческим канонам. Унификация обрядов позволила ускорению объединения земель.
  • Несоответствие древнерусского богослужения канонам, принятым в Византии. Внесение важных правок, что и вызвало церковный раскол, являлись второстепенными в плане проведения церковной реформы.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки в государстве. Духовность являлась единственным способом сдержать народное недовольство, связанное с опричниной и Смутой на Руси.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто стоял во главе Русской православной церкви в 19 веке

История церковного раскола

Сам же церковный раскол как явление произошёл во время правления царя Алексея Михайловича, который правил страной с 1645 по 1676 годы и остался в российской истории, как человек, стремящийся решить все вопросы, касающиеся благополучия России.

При этом, Алексей являлся истинно православным человеком, поэтому духовная сфера была для него одна из приоритетных.

Однако, чаще всего, российский церковный переворот связывают с личностью патриарха Никона, которого в миру звали Никитой Мининым (жил с 1605 по 1681 годы).

Впервые Никон познакомился с царём Алексеем в 1646 году и тот почти сразу же назначил его назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря, а через некоторое время Минин получил от правителя сан Новгородского митрополита.

Современники отмечают, что Никон имел огромное влияние на царя. Монарх полностью доверял своему духовнику, посвящая его в самые секретные государственные дела. Вершиной карьеры Никона стал патриарший престол, который он получил после кончины патриарха Иосифа в 1652 году.

Этот же год считается началом подготовки к церковной реформе.

Первым, что попало под изменение нового патриарха стали церковные книги, которые по мнению Никона нуждались в тщательной редакции для соответствия их содержания с их греческими канонами. Но, фактическим началом раскола принято считать 1653 год, когда царь с патриархом вводят изменения в правила богослужения, что вызывает волну возмущения в народе и духовенстве.

Последствия церковной реформы Алексея Михайловича

Сама же церковная реформа Алексея привела к:

  • Замене двуперстного знамения, принятым в Византии троеперстным. Именно это нововведение вызвало больше всего возмущений и претензий у противников реформы, так как, по их мнению, теперь люди должны были показывать «кукишь Богу».
  • Написанию вместо имени «Исус» – «Иисус».
  • Сокращению количества просфор для литургии.
  • В церковном пении теперь нужно было произносить вместо двух раз «Аллилуйя» – три раза.
  • Движение крестного хода отныне должно было совершаться не по движению солнца, а против него и др.

В 1660 году Никон был низложен с патриаршего престола по приказу правителя русского государства духовным собором, а немного позже Минина и вовсе лишили священнического сана, сослав в Феропонтов Белозерский монастырь.

Однако, с отстранением патриарха от власти все принятые церковные реформы не были упразднены, а в 1666 году Церковным Собором на официальном уровне был утверждён новый порядок проведения обрядов, а также церковные книги, которые отныне должны были считаться каноничными всей Российской Православной Церковью. Кроме того, согласно решению того же собрания, все сторонники «старой веры» приравнивались к еретикам и отлучались от церкви.

Итоги церковного раскола

Церковный раскол семнадцатого века стал настоящей национальной трагедией для России. Вместо ожидаемого сплочения народных масс, произошло его разделение на тех, кто принял царский приказ и людей, отказавшихся от новых правил, которых позже назовут «старообрядцами».

Вместе с этим, церковные преобразования установили верховенство над Церковью царской власти, что послужило началом к более серьёзным последствиям и переходу духовной сферы в государственное ведомство.

лекция: Краткая история церковного раскола

Источник: https://fox-calculator.ru/drevnyaya-rus/tserkovnyiy-raskol-kratko-tablitsyi/

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Церковный раскол: причины, ход событий и последствия

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Суть изменений:

  1. Введение крестного знамения тремя перстами.
  2. Введение поясных поклонов вместо земных.
  3. Иконы допускались только греческого образца.
  4. Запрещение шатровых церквей.
  5. Имя  Иисуса стало писаться с двумя буквами «и».

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Источник: https://bingoschool.ru/manual/123/

Почему на самом деле произошёл церковный раскол

В 1654 году произошло событие на долгие столетия расколовшее русское общество. Церковный собор, одобрив нововведения патриарха Никона, поставил вне закона ревнителей традиционной православной обрядовости.

В чаянии перемен

В середине XVII столетия русское православие переживало смутные времена. Повсеместно наблюдалось падение нравов, как духовенства, так и мирян, богословская мысль все чаще стала подвергаться влиянию еретических учений. Несогласованность и разночтение прокрались и в церковные службы. Назревала необходимость унификации богослужебных книг и уставов.

Тревога за духовное состояние русского общества царила в кружке «ревнителей благочестия», возглавляемом Стефаном Вонифатьевым – духовником царя Алексея Михайловича. Туда же входил митрополит Новгородский Никон, который в 1652 году был поставлен в патриархи. В чаянии перемен и упрочения власти церкви новый патриарх переходит к решительным действиям.

Никон предлагает восстановить утраченное согласие с греческой церковью, устранив в русской православной традиции все обрядовые различия. Для этого требовалось ни много ни мало переписать все русские богослужебные книги по греческим образцам. Церковным собором 1654 года никоновские нововведения были одобрены.

Мотивы устранения погрешностей в церковнославянских текстах хорошо выразил историк Николай Костомаров: «Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее».

Ломая традиции

Вопреки ожиданиям церковная реформа не послужила единству в русском православии, напротив, она привела к еще большему брожению умов и резкому неприятию новшеств у различных слоев населения. Многие понимали, что «образцовые» греческие книги сами за долгие столетия накопили массу чуждых православию напластований.

Так, народ, издавна крестившийся двумя перстами, (что подтверждалось уставом Стоглавого собора) должен был перейти на принятое у греков троеперстное крещение, или вместо привычной «сугубой» (двукратной) аллилуйи распевать «трегубую» (троекратную). Чрезмерная поспешность нововведений отнюдь не способствовала пониманию их смысла у обывателя.

Немаловажную роль в столь бескомпромиссном обновлении православной Руси, по мнению ряда историков, сыграли греки, которые в условиях османского владычества были жизненно заинтересованы в укреплениях связей с Москвой. Интересно, что побывавший в Москве в 1649 году иерусалимский патриарх даже упрекнул иерархов Русской Церкви в отступлении от греческих обрядов.

По мнению историка Василия Ключевского, возникший в результате церковной реформы раскол произошел во многом по вине ревнителей старины, которые в силу узкого понимания христианской религии не смогли отличить содержательную сторону обряда от внешней.

Личность

Большинство историков главным виновником раскола все же называют патриарха Никона. Например, Сергей Соловьев усматривает в сложной личности Никона отпечаток его трудного детства, когда он испытывал постоянные притеснения от мачехи. Впоследствии Никон превратился в человека не только непримиримого к врагам, но и высокомерного к союзникам.

Обладая незаурядным умом, твердостью веры и лидерскими способностями, властолюбивый Никон заслужил симпатии царя и уважение бояр, что помогло ему завевать прочный авторитет. Многие поклонялись перед могущественным патриархом, прося его заступничества. Во время отъездов царя Никон фактически исполнял его обязанности и даже подписывался «великим государем».

Внимания заслуживает и точка зрения, согласно которой причины зарождения раскола кроются в столкновении личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума. Оба церковных деятеля отличались бескомпромиссностью и неразборчивостью средств в достижении целей. И для Никона, и для Аввакума богослужебный ритуал оказался превыше сути учения.

Нельзя обойти стороной и Алексея Михайловича, который поддержал церковные реформы не в последнюю очередь в угоду своим амбициям. Благодаря укреплению связей с Константинопольским патриархатом монарх мог войти в историю как объединитель православного мира, а в будущем возможно и как освободитель скованных османским игом греков.

Социальный контекст

Проблема раскола отнюдь не сводится к богословским спорам. Она имеет как религиозный, так и социально-политический контекст. Неслучайно, никоновские реформы сопровождались усилением самодержавной власти, которая привела к окончательному закрепощению крестьян. Именно раскольничья среда послужила убежищем для притесненных политикой царя и крепостническими порядками в стране.

Социальные стрессы, накопившиеся в разных слоях населения, привели к массовому неповиновению верховной власти. Протест принимал самые разные формы – от возмущений в высших сословиях (стрелецкие бунты, заговор боярина Хованского) до масштабных народных выступлений (восстание Степана Разина). Заметную роль в бунтующей людской массе играли раскольники, нападая на монастыри, грабя священнослужителей и захватывая церкви.

Несогласие с никоновскими реформами и гонения со стороны властей вызвали небывалый исход в среде старообрядчества. Люди покидали обжитые земли, отправляясь в Поволжье, за Урал, на Север и даже за рубеж. Однако самым страшным итогом раскола стала крайняя форма протеста – гари. Только в 1672 году в Палеостровском монастыре самосожжение совершили 2700 раскольников.

Примирение

Политика репрессий по отношению к староверам привела к неожиданным последствиям. Сторонники древнего благочестия продолжали на новых местах сохранять самобытность Руси, опираясь исключительно на собственные силы. Упорный труд и сплоченность позволили им создать общество взаимоуважения и процветания.

За сравнительно короткий период старообрядцы сформировали независимые от Москвы культурно-экономические центры. Они строили храмы, возводили заводы. Ко второй половине XVIII века практически вся частная промышленность Урала оказалась в их руках.

Экономические успехи старообрядчества вынудили власти сменить гнев на милость и отказаться от любых дискриминационных мер. Екатерина II своим манифестом призвала раскольников, обосновавшихся за рубежом вернуться в родные земли. И многие откликнулись на ее призыв, создавая по всей стране центры предпринимательства.

В 1905 году вышел долгожданный манифест о веротерпимости, подведший черту под многовековым противостоянием власти и старообрядчества.

Источник: https://cyrillitsa.ru/sueverija/49586-pochemu-na-samom-dele-proizoshyol-cerkov.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий