Как называется центральная часть храма

Кафедральный собор — что это такое и чем отличается от церкви

Как называется центральная часть храма

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Что означает слово «собор»

Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.

  • Обычно собором называют главный храм в городе.
  • В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
  • Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
  • Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
  • Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников

Что такое «кафедральный собор»

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

Чем собор отличается от церкви

Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.

По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.

Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие

У православного храма выделяют три части:

  1. Алтарь;
  2. Наос (или средняя часть под куполом);
  3. Притвор (вход внутрь).

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм

Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм

В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Самые известные православные соборы

  1. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века. 
  2. Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
  3. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
  4. Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
  5. Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.

Источник: https://pravednik.info/kafedralnyj-sobor-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-cerkvi.html

Православный храм

Как называется центральная часть храма

Несмотря на то, что все православные храмы различаются по своим размерам, отличительным особенностям архитектуры, а также видам материалов, которые были использованы для их постройки, — все они имеют одинаковое внутреннее устройство.

Поэтому, где бы ни был расположен православный храм, он состоит из одних и тех же функциональных частей. Каждая из частей внутреннего устройства храма имеет свое особое , четко продуманное практическое назначение. Также все части имеют собственные названия, берущие свои истоки из глубины веков.

К тому же, наряду с функциональным предназначением, каждая часть во внутреннем  устройстве храма несет важное символическое значение, которое должно быть понятно каждому верующему, который приходит в храм для совершения молитвы. В этой статье мы рассмотрим основные части внутренней конструкции православного храма, а также узнаем значение некоторых слов из церковной терминологии.

При входе в православный храм нас встречает паперть — это крыльцо или небольшая открытая терраса, накрытые сверху крышей. Над входными дверями обязательно находится икона с изображением святого, определенного события или праздника, в честь которого и был возведен данный храм.

Интересен тот факт, что в храм ведут три двери. И этот обычай берет свое начало с древних времен раннего христианства, когда мужчины и женщины еще не могли входить в храм через одну и ту же дверь. Эта давняя традиция в архитектурном экстерьере храмов сохранилась и на сегодняшний день.

Части внутреннего устройства храма

Внутренняя конструкция каждого православного храма делится на три основные части, каждая из которых несет свою собственную определенную функциональную и смысловую нагрузку. Среди них можно назвать следующие:

  • притвор;
  • средняя часть — это, собственно, и есть само помещение храма, значение которого подчеркивает соответствующее оформление интерьера;
  • алтарь.

Рассмотрим более подробно, какими признаками характеризуется каждая из этих конструкционных частей и какое функциональное назначение она выполняет. В христианской религиозной традиции мало что изменилось с древнейших времен, и поэтому можно смело говорить о том, что такое же устройство имели православные храмы, построенные еще несколько веков назад.

Роль притвора в храме

В древние времена в притворе могли находиться те посетители, кто еще на успел принять христианское вероисповедание. Они просто могли приходить и смотреть на богослужение, но в середину храма им не было доступа. Это была мера предосторожности для того, чтобы в храм не проникали темные, неведомые силы и он не осквернялся. Но в то же время нужно было привлекать людей и наставлять их на путь христианского вероисповедания.

Именно в притворе ранее размещалась купель — специальный сосуд, предназначенный для проведения обряда крещения. И только после совершения над ним обряда крещения новоиспеченный христианин мог войти в храм, чтобы присутствовать на богослужении в качестве полноправного прихожанина. После этого ему был открыт доступ в среднюю часть храма, где он мог подойти и поклониться иконам, а также выслушать проповедь батюшки — православного священника.

Для крещения младенцев использовались купели небольшого размера, а вот для крещения взрослых прихожан впоследствии стали делать довольно вместительные купели, которые были искусно украшены изображениями из мозаики на религиозную тематику. И на сегодняшний день купели в некоторых храмах стали настоящими произведениями искусства.

В наши дни  притвор во многом утратил свое изначальное назначение, и представляет собой обыкновенное преддверие, через которое каждый желающий может попасть в среднюю часть храма. В праздничные дни, когда посетителей в храме очень много, в притворе толпятся те люди, которые пришли позже других, и поэтому не успели зайти внутрь храма.

Раньше православный храм  был условно разделен на три части небольшими деревянными решетками — перегородками, потому что считалось, что во время богослужения и молитвы мужчины и женщины не могут находиться вместе.

В наши дни храм представляет собой единое, просторное помещение, центральное место в котором занимает иконостас. Он представляет собой практически сплошную стену, украшенную множеством икон православных святых, которые размещены в четко установленном порядке.

Устройство солеи

Перед иконостасом находится солея, которая представляет собой приподнятую на одну ступеньку часть храма, которая предназначена для того, чтобы верующие имели возможность лучше видеть и слышать богослужение.

Средняя часть солеи выступает вперед и называется амвоном —  с него православный священник произносит проповедь, а дьякон читает Евангелие. Эта выступающая часть выполняет роль своеобразной сцены, с которой прихожанам лучше видны все действия священника и слышны его слова.

Также на солее находятся отгороженные места, которые называются » клиросы» — именно там во время богослужения размещается хор. Клиросы расположены с правой и с левой стороны. Это сделано затем, что некоторые церковные песнопения должны исполняться двумя хорами одновременно.

Назначение церковных светильников

Также на солее находится большое количество самых разнообразные светильников, каждый из которых имеет свое собственное название и функциональное назначение. Обычные подсвечники ставятся на пол, а паникадила подвешиваются к потолку.

На первый взгляд паникадило по своей конструкции напоминает очень красивую люстру, имеющую несколько ярусов, на каждом из которых горят зажженные свечи. Впрочем, в наши дни их зачастую заменяют электрическими лампочками.

Перед иконами подвешиваются лампады — светильники небольшого размера, наполненные маслом. Когда в них горят свечи, то их пламя, колеблющееся от малейшего движения воздуха, создает в храме атмосферу нереальности и таинственности всего происходящего. Это ощущение многократно усиливается посредством игры света и тени на многочисленных блестящих деталях иконостаса.

С точки зрения христианской религии, огонь выражает пламенную любовь верующих к Богу и конкретно к тому святому, перед ликом которого и поставлена свеча. Именно поэтому свечи принято ставить перед изображением того святого, к которому верующие обращается с просьбой о помощи или содействии в решении жизненных вопросов.

Во время проведения богослужения священник использует еще один светильник, который он носит в руках и осеняет им верующих. Он состоит из двух перекрещенных свечей и называется дикирием. Когда службу проводит священник более высокого сана — архиерей или патриарх, то используется светильник в тремя свечами — он называется трикирий.

Важной частью богослужения является обряд использования кадила. В кадиле с древнейших времен сжигались особые ароматические вещества. Этот обычай сохранился и до наших дней в православной церковной традиции.

В кадило, которое представляет собой небольшой сосуд с щелями, предназначенными для прохождения воздуха, вкладываются тлеющие угли и кусочки ароматической смолы — ладана, который издавна используется в православных богослужениях. Во время службы священник раскачивает кадило и окуривает благовонным дымом ладана верующих, иконы и святые дары. Поднимающиеся вверх облачка ароматного дыма являются символом святого духа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Алиса

Устройство иконостаса

Иконостас представляет собой стену, которая отделяет основное помещение храма от алтаря. Это одна из самых красивых частей во внутреннем убранстве православного храма, потому что вся стена иконостаса украшена иконами многочисленных христианских святых. Каждая икона изображает определенного святого или великомученика, и все они размещаются в строгом порядке.

В иконостасе расположены три двери. Две из них небольшие, и они находятся с правой и с левой стороны. А в центре расположена главная дверь — так называемые Царские врата.

Название этой двери означает, что сам Бог ( в христианской религиозной традиции его еще величают Царем) незримо входит в эту дверь во время проведения богослужения. Поэтому обычно Царские врата закрыты. Проходить сквозь них имеют право только священники.

Составные части алтаря

Однако важнейшей частью каждого православного храма является алтарь. Это закрытая, последняя часть внутреннего устройства храма, в которую запрещен доступ верующих. Поэтому право входить туда имеют только священнослужители, которые совершают там определенные ритуальные действия для проведения церковной службы по всем канонам христианской религии.

Центральное место  в алтаре занимает престол, который по сути является обыкновенным столом. Он накрыт антиминсом — шелковым платком, на котором вручную вышито изображение сцены положения Иисуса Христа в гроб. На антиминсе также делается надпись о дате освящения данного храма. Освященный патриархом антиминс присылается в храм, и только с этого времени с ним можно совершать обряд богослужения.

Антиминс накрыт одеждами — сначала тонкой, которая называется срачицей, а сверху еще одной — индитией. Индития по своему внешнему виду напоминает скатерть из дорогой парчи, которая спускается до самого пола.

На престоле находится крест, Евангелие в богато украшенном переплете, а также дарохранительница — это специальный сосуд, который предназначен для хранения освященной просфоры.

С левой стороны от престола устанавливается еще один стол, который называется жертвенником. На нем хранятся священные сосуды — потир и дискос. На жертвеннике также совершается приготовление святых даров для проведения богослужения.

Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/pravoslavnyj-xram.html

Из чего состоит храм (Православная церковь). Православие простыми словами

Как называется центральная часть храма

Алексей 25.06.2016        

Из чего состоит храм

Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо церкви, т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

 Что такое амвон?

—  это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол, который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник. Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров.

 Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему.

Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.

Делимся!

Источник: http://vcerkvi.ru/xram.html

Чем отличается церковь от храма, собора, монастыря, костела, мечети, часовни

  1. Чем отличается церковь от храма, собора, монастыря, костела, мечети, часовни: краткое сравнение.

    Как правильно говорить, называть: церковь или храм?

  2. Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение
  3. Чем отличается церковь от храма: краткое сравнение
  4. Как правильно говорить, называть: церковь или храм?
  5. Чем отличается храм от собора: краткое сравнение
  6. Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение
  7. Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение
  8. Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение
  9. Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение
  10. Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов
  11. Что такое храм
  12. Понятие церкви
  13. Особенности собора
  14. Определение часовни
  15. Основные отличия
  16. Чем отличается церковь от храма, собора и часовни
  17. Церковь
  18. Храм
  19. Собор
  20. Часовня
  21. Главные отличия
  22. Особенности священных строений, или Чем отличается храм от церкви :
  23. Общие понятия
  24. Храмы
  25. Православные церкви
  26. Соборы
  27. Часовни
  28. Чем отличается церковь от храма, собора и часовни
  29. Зарождение христианства
  30. Церковь
  31. Храм
  32. Собор
  33. Часовня
  34. Итог
  35. В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем
  36. Отличия храма от церкви
  37. Отличие собора, монастыря и часовни

В данном материале мы рассмотрим различия между церковными строениями народов мира.

Общение с Господом Богом и самыми высшими силами, как правило, происходит в особенном месте. Для таких целей были созданы: храм, церковь, собор, монастырь, костел, мечеть и часовня. Чем они отличаются? Что из себя представляет каждый объект?

Что такое храм и церковь, собор, монастырь, костел, мечеть, часовня: определение

Самый распространенный термин – это храм.

  • Храмом можно называть любую религиозную постройку любого направления. К примеру, мусульманскую мечеть, костел католиков, собор. Слово «храм» — это церковнославянское понятие, которое было образовано благодаря слову «хоромы».
  • Ранее люди так называли огромные, просторные здания. От сюда также возникло такое понятие, как «царские хоромы».

Определение церковных построек

Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов.

  • Термин «Собор» также обладает славянским происхождением. Только прислушайтесь, как он звучит «собирать» или же «собираться». На Руси люди собором еще называли собрание либо съезд, когда собирались церковные представители и представители других организаций.
  • Собор – это крупный храм. Также собором люди привыкли называть храм, расположенный на территории города.

Часовня – это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина:

  • Часовня имела колокол, звонящий через 1 час
  • «Час» — разновидность службы, когда читались молитвы одновременно с псалмами. Эти чтения принято было называть «часы».

Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать. Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия.

Чем отличается церковь от храма: краткое сравнение

Церковь – это Божий дом. Дом для избранных людей, для отобранных. Следовательно, церковь – это не здание, а группа людей, которые веруют в Бога. Храм – это тоже церковь. Самая основная часть храма – алтарь. На алтаре располагается трапеза с престолом (помещение, в котором находится молящийся). На престоле осуществляются таинства причастия, бескровное жертвоприношение.

Отличие церкви от храма

Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью:

  • Термин «церковь» — это широкое понятие, которое обозначает архитектурное строение, плюс совокупность нескольких людей.
  • Термин «храм» — это специальное место, где проводится богослужение.
  • Христианский храм состоит из алтаря и жертвенника.
  • Любая церковь – это христианский храм.
  • городская церковь называется собором.

Как правильно говорить, называть: церковь или храм?

Какой же термин считается более правильным: церковь или же храм? Ответ простой – и первый, и второй вариант считаются правильными. Если речь касается здания, тогда правильнее говорить храм. А вот если верующих людей – тогда лучше сказать церковь. Однако в любом варианте название будет правильным.

Чем отличается храм от собора: краткое сравнение

Храм – культовое сооружение. В храмах, как правило, проводятся обряды. Храмы располагаются по всему миру, но они называются по-разному. К примеру, храм у индусов – это синагога, у мусульман храм называют мечетью.

Собор – основной городской храм, который играет главную роль в религиозной жизни каждого человека. Помимо этого, собор – это основная церковь, которая находится в монастыре.

Источник: https://beauticool.ru/chem-otlichaetsya-cerkov-ot-xrama-sobora-monastyrya-kostela-mecheti-chasovni-kratkoe-sravnenie-kak-pravilno-govorit-nazyvat-cerkov-ili-xram.html

Как устроен православный храм

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех.

Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом.

И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Мария Городова: Ощущение собственной безгрешности ведет к падению

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.

Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой.

Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи.

Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов.

Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.

Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год.

Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон.

В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Мария Городова: Кому и как молиться за пропавших без вести

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться.

В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом.

Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения.

Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.

Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»). И солея, и амвон являются продолжением алтаря.

То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом.

Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю»?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Мария Городова: Как добиться абсолютного влияния на жизнь миллионов

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы.

Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение.

На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.

В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Источник: https://rg.ru/2016/03/31/kak-ustroen-pravoslavnyj-hram.html

Устройство православного храма — все, что вы хотели знать

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Мария Городова

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех.

Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом.

И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.

Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой.

Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.

Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи.

Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов.

Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры.

Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Крестово-купольный храм — описание, строение и схема

Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.

Наружный внешний вид

Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. у, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.

Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.

Вход может устраиваться с паперти, площадки возле храма или через разные пристройки — гульбище, крыльцо. Чтобы христиане не теснились, к главному зданию пристраиваются трапезные.

Помимо этого, в составе конструкции могут находиться звонницы и колокольни.

Конструкция иконостаса

Иконостас напоминает экран, который демонстрирует христианам божественную жизнь — возник в крестово-купольных храмах Древней Руси относительно поздно, в XV столетии. До этого использовались маленькие колоннады или невысокие алтарные заграждения в форме балюстрад.

Иконостас имеет нескольких ярусов. Если рассматривать сверху вниз, то они упорядочены с учетом событий, которые произошли в священной истории:

  1. Праотеческий (верхний) ряд посвящается тем, кто проживал до первого Закона Божьего, который был поведан Моисею (Адам, Ева, Ной, Авраам, Каин, Авель).
  2. Ниже описание тех, кто жил во времена Ветхого Завета, то есть от Моисея до Иисуса (Даниил, Соломон, Давид).
  3. Следующий ярус — праздничный. Символика рассказывает о жизни Иисуса на земле и отображается в литургической истории (праздники, которые посвящены основным событиям Спасителя: Сретение, Крещение, Рождество).
  4. Самый главный ярус — тот, где находится Деисус. Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица в молитве за людей стоят рядом с Христом, за ними расположены великомученики и апостолы.
  5. Нижний ярус — местный. Тут находятся лики Богородицы и Иисуса, а также устанавливают образы местных чтимых священнослужителей и икону, во имя которой произошло создание храма.

Специальный проход в середине иконостаса — двустворчатые Царские ворота, символизируют вход в рай.

Росписи и мозаики

Горизонтальная ось церкви обозначает духовный путь праведника, а вертикальная — отображает сакральное устройство мира. Сверху купола основного барабана устанавливается лик Христа Вседержителя. С XVII столетия было использование другой иконографии — «Отечество»: со Святым Духом, Богом, Сыном Божьим.

Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

К примеру, восьмерик на четверике и шатровые перекрытия.

Изменения после монголов

В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.

Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.

Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.

Центрические сооружения

Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.

Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.

Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия).

Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом.

Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.

Архитектура Закавказья

Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.

В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.

Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.

Помещение представляет собой трехнефную конструкцию с рядами столбов. Это здание вытянуто с запада на восток и не установлено на тетраконах.

Примеры древнерусских церквей

Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.

На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:

  1. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1118−1129) и храм Св. Софии (1044−1051) непосредственно в Новгороде.
  2. Георгиевская церковь (приблизительно 1170 г.) в Старой Ладоге.
  3. Спасо-Преображенский храм Мирожского монастыря (1137−1157) в Пскове.
  4. Церковь Михаила Архангела (1190−1195) в Смоленске.

Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:

  1. Успенский собор (1159−1161) во Владимире.
  2. Спасо-Преображенский собор (1153−1158) в Переславле-Залесском.
  3. Дмитриевский собор (1195−1198) во Владимире.
  4. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1159−1164) в Боголюбово.

Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.

На Руси не все разновидности такого строительства получили популярность, но сооружения различных периодов Древней Руси создают свою уникальную вариацию храма крестово-купольного типа.

Источник: https://nauka.club/kulturologiya/krestovo-kupolnyy-khram.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Сколько получил Иуда за предательство Иешуа

Закрыть