София Новгородская – легенды древнего храма
Стены собора, достигающие в толщину 1, 2 метра, были выложены из известняка разных оттенков, что придавало Святой Софии особую красоту. Позже храм был оштукатурен и выкрашен в белый цвет. Изначально все шесть куполов Софийского собора были покрыты свинцовыми листами. В 15-ом веке главный купол обили позолоченной медью, благодаря чему собор приобрел еще более торжественный вид.
Выполненный в византийском ключе собор, тем не менее, обладал собственным неповторимым обликом. Суровая сдержанность в деталях, благородство выверенных пропорций, монолитность тесно поставленных куполов – все это создавало впечатление мощной энергетики, заключенной в образе храма.
В целом, стиль собора органично сочетался с северной природой. Немудрено, что именно он стал предтечей каменного зодчества Северо-западной Руси, именно этот архитектурный стиль еще много столетий царил в этих краях.
С Софийским собором, древнейшим архитектурным и историческим памятником России, связано несколько интересных легенд. Вот они:
1. Голубь на кресте
Софийский собор, голубь
Крест основного купола Софии Новгородской украшает голубь. Согласно преданию, появилась фигурка птицы там неслучайно. В 1570 году царь Иван Грозный безжалостно подавил бунт жителей Новгорода.
В самом разгаре ужасной расправы на крест храма сел голубь и окаменел от страха. Примерно в это же время один из местных монахов увидел сон, в котором Богородица просветила его насчет голубя. По ее словам, птица была послана Новгороду в знак защиты.
«Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности.»
Голубь на кресте Софийского собора
Вернулся он в родной город относительно недавно, в 2004 году, будучи обмененным на точную копию.
2. Чудеса иконы
Вторая легенда связана со святыней города «Знамение Пресвятой Богородицы», хранящейся в Софийском соборе. На иконе изображена Дева Мария, с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди.
Во время столкновения 1169 года новогородцев с суздальцами, преимущество было на стороне последних. Горожане могли лишь уповать на чудо. И оно произошло!
Настоятель Софийского собора Иоанн несколько дней молился, взывая к Господу о помощи. Наконец настоятель услышал голос, который повелел ему перенести икону Богородицы из храма на крепостную стену Новгорода. Иоанн немедленно пошел за ней и тут, управляемые невидимой рукою, зазвонили соборные колокола.
Икона была установлена на стену, и сразу стрелы противника воткнулись в изображение Девы Марии. После чего икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду и с нее потекли слезы Одновременно, на суздальцев нашел морок, они стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал.
Неизвестно, насколько верна легенда, но и сейчас на иконе видны следы от стрел.
Икона Знамение Пресвятой Богородицы
3. Правая рука Иисуса
Согласно летописям, в 1045 году греческие иконописцы начали расписывать свод Софийского собора. Необходимо было создать изображение Иисуса Христа с благословляющею рукою, согласно православному канону. Мастера начали свою работу, но утром изображенная ими правая рука Иисуса оказалась сжатой в кулак. Три раза заново переписывали иконописцы Христа, и все три раза утром рука Спасителя была сжатой. На четвертый раз попыток мастера услышали с небес:
Гораздо позже, в 1941 году изображение Иисуса Христа под главным куполом храма было уничтожено немецким снарядом. Рука Спаса Вседержителя, образно говоря, оказалась разжатой, и город превратился в руины
4. «Безухий» колокол Святой Софии
Царевич Иван на прогулке с опричниками. Худ. М. Авилов
Следующая легенда была связана с колоколом Святой Софии. Как-то раз царь Иван Грозный направлялся в храм на обедню.
Только его конь зашел на мост над Волховом, как звонарь, желая угодить царю, чересчур усердно ударил в колокол. Испугавшись громкого звона, жеребец чуть было не опрокинул всадника в реку.
Рассвирепев, царь повелел отсечь «дерзкому» колоколу уши так, что осталась одна лишь средняя петля. Несмотря на это, колокол, получивший прозвище «безухий», еще долго служил храму.
5. Радуга над собором
Источник: https://moiarussia.ru/sofiya-novgorodskaya-legendy-drevnego-hrama/
Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке
В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.
Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.
И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.
В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.
Роль Полоцка
Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».
Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.
Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.
Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах
Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).
В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)
Артельный знак качества
Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:
Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?
В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.
https://www.youtube.com/watch?v=2O-j7OM6miU
Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.
90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы
И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.
Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.
: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4
Колокола князя Всеслава
Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.
Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:
Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.
Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.
Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html
История строительства Софийского Собора
Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.
Основание и дальнейшая судьба
По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав.
По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве.
Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.
Начало строительства собора
По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.
Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.
Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.
Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева.
Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий.
Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.
Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила).
Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма.
Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.
Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.
Советские годы
До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли.
Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I.
В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.
Современное состояние
Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).
Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».
Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.
Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.
Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.
Другая версия строительства
С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.
Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.
Особенности архитектурного ансамбля
Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане.
Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м.
С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.
Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.
апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.
Внутреннее убранство собора
Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в.
были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».
Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.
Адрес и как добраться
Адрес: Киев, ул. Владимирская, 24.
Тел.: +38 (0 44) 278-62-62, +38 (044) 279-22-56.
Добраться до храма можно на метро, станция «Майдан Незалежности». Далее пешком вверх по ул. Софийской. Время работы: 10.00-18.00.
Источник: https://pravednik.info/istoriya-stroitelstva-sofijskogo-sobora.html
Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев
Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E
:
История возникновения и существования собора
Архитектурные особенности собора
Киевский Софийский собор на карте
Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.
Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.
Вид на соборную колокольню
История возникновения и существования Киевского Софийского собора
История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.
Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.
Вид на Софийский собор с колокольни
На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.
В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.
Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.
Главный вход в собор
После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.
Архитектурные особенности собора
Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.
Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.
Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.
Вид собора с юго-востока
Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.
Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.
Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.
Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).
Вид собора от трапезной
Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.
В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.
Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.
Вид на северо-восточный фасад собора
Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.
В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.
Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.
достопримечательности
← Украина | СОФИЙСКИЙ СОБОР | Европа → |
Города Европы на Putidorogi-nn.ru:
Замосць | Милан | Рим | Флоренция |
Амальфи | Ассизи | Альберобелло | Барселона |
Жирона | Берлин | Мюнхен | Париж |
Афины | Лондон | Будапешт | Ватикан |
Венеция | Таллин | Обидуш | Прага |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor
София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России — Православный журнал
Строительство: 1045-1050
Освящение: 1052 год
Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: византийский
Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11
История
Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.
Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.
Открытки начала XX века
В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.
Мартирьевская паперть
В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.
Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.
Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.
Голосники
В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.
Иконостас
Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее.
Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости.
Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.
Купола
Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
Голубь на кресте
На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.
Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию.
Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.
Фреска
Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.
Магдебургские врата
В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.
Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.
В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.
Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи
Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой
Интересные факты:
Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть
Святыни
Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом.
По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.
Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.
Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.
В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.
Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского
Софийская звонница
Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.
В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены.
Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей.
Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.
Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.
Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.
Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее.
Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее.
Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.
Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.
В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.
Источник: https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnem-pravoslavnom-sobore-rossii.html