Сколько куполов первоначально имел Софийский собор в Киеве

Паломничество в Софию Киевскую – Азбука паломника

Сколько куполов первоначально имел Софийский собор в Киеве
Украина

Софийский собор — Кафедральный храм Киевской митрополии начиная с XI в., одна из наиболее известных святынь Руси. Всемирноизвестный шедевр средневековой христианской культуры и искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Национального заповедника «София Киевская» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения.

Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях.

Исторический экскурс

Замысел соорудить в Киеве «церковь святой Софии, митрополию», по свидетельству митрополита Илариона, принадлежал еще Владимиру Святославичу, но осуществить его довелось уже Ярославу Мудрому.

Дата основания собора свыше полутора столетий является предметом научной дискуссии. Учитывая все исторические обстоятельства, наиболее вероятными годами строительства следует считать 1032—37 гг.

— ровно через 500 лет после Софии Константинопольской, которая была символическим образцом для киевского храма.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г

Согласно древней церковной традиции, Софию Киевскую заложил митрополит Иоанн, а освятил его преемник Феопемпт. Неизвестные зодчие были представителями столичной константинопольской школы архитектуры. Храм посвящен Софии — Премудрости Божьей. Это одна из сложнейших абстрактных категорий христианского богословия, имеющая много толкований. По апостолу Павлу, Софии символически отвечает ипостась Христа — воплощенного Слова Божьего.

Лишь позднее, когда распространилось отождествление Софии с Божьей Матерью, храмовый праздник киевского собора перенесли на 8 (21) сентября — день Рождества Богородицы. Художественный образ Софийского собора должен был воплотить многогранный смысл, вложенный в этот символ. Этим объясняются его грандиозные размеры и чрезвычайно усложненная структура.

Вообще, интерьер Софии воспроизводит средневековую модель Вселенной, а внешний вид — образ Града Божьего — Небесного Иерусалима.

Подобно другим храмам, София была местом захоронения выдающихся личностей, преимущественно состоятельных. Некрополь Софийского собора начал складываться с середины XI в. Основатель храма еще при жизни повелел оборудовать для себя усыпальницу в северной галерее. Саркофаг Ярослава Мудрого доныне сохраняется в соборе. По летописи, в Софии известны еще четыре захоронения князей — потомков Ярослава, а также захоронения многих киевских митрополитов.

В домонгольское время Софийский собор был дважды разграблен. Впервые это сделали войска Андрея Боголюбского и его союзников в 1169 г., а во второй раз — дружины Рюрика Ростиславича в 1203 г. Храм также пострадал от большого пожара 1180 г.

Наибольший урон София и Софийское подворье понесли во время монгольского нашествия 1240 г., а также татарских набегов 1416 и1482 гг. Однако храм не был разрушен и продолжал действовать. Уже в 1273 г. митрополит Кирилл созвал здесь поместный собор Русской церкви.

И хотя после 1300 г. киевские митрополиты все реже посещали свою опустошенную резиденцию, определенные реставрационные работы время от времени проводились. В частности, в 1376—78 гг. ремонт Софии осуществил митрополит Киприан, а около 1577 г.

— наместник митрополита Богуш Гулькевич-Глебовский.

Главный алтарь Софийского собора

Несмотря на эти усилия, храм постепенно приходил в упадок. Это происходило преимущественно из-за равнодушия и корыстолюбия чиновников митрополита. В конце XVI в. св. София представляла собой настолько печальное зрелище, что это вызвало возмущение даже у католического епископа Иосифа Верещинского. В 1608 г. Софийским собором завладели униаты, продолжившие хищения на продажу строительных материалов, в частности кровли. Остальное довершили дожди и ветры.

2 июля 1633 г. новоизбранный православный митрополит Петр Могила освободил Софийский собор из-под власти униатов и основал при нем монастырь. Капитальная реставрация храма начата в 1634 г., но при жизни Могилы она так и не была завершена.

В частности, западная галерея оставалась полуразрушенной. В 1637—38 гг. работами руководил архитектор-итальянец Октавиано Манчини. Очевидно, именно он придал фасадам собора ренессансный характер, известный нам по рисунку Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.

В это же время сооружен новый резной иконостас и два придела алтаря в наружных галереях.

С 1688 г. митрополит Гедеон Святополк-Четвертинский на пожертвования московских царей начал новую, более значительную по объему, перестройку св.Софии. В это время были сооружены вторые этажи над наружными галереями, шесть новых куполов и восемь фронтонов в стиле барокко, скрывшие за собой первоначальные малые купола. Работами руководил подмастерье каменных дел Савва Яковлев. Они были завершены к 1695 г., о чем свидетельствует изображение на плане Ушакова.

Только что отстроенный собор был сильно поврежден пожаром 1697 г. и нуждался в новой реставрации. В 1699—1706 гг. ее осуществил митрополит Варлаам Ясинский на средства гетмана Ивана Мазепы. Именно в это время были забелены древние мозаики и фрески, разобраны остатки западной галереи и западная тройная аркада с частью хоров, здание со всех сторон укреплено мощными контрфорсами.

В 1718—24 гг. выполнена новая барочная стенопись, в 1739—47 гг. митрополит Рафаил Заборовский осуществил очередную реставрацию собора, а в 1747—54 гг. сооружен трехъярусный иконостас, нижний ярус которого сохранился доныне. В начале XIX в. собор имел 17 престолов.

Начало научному изучению Софии Киевской положила книга митрополита Евгения Болховитинова «Описание Киево-Софийского собора», изданная в 1825 г. Однако настоящей сенсацией стало случайное открытие древних фресок в 1843 г. На протяжении 1843—53 гг., одновременно с варварским «обновлением» стенописи, архитектор Павел Спарро осуществлял основательный ремонт храма, во время которого заменена крыша, пол вымощен чугунными плитами и снят верхний ярус иконостаса, мешавший видеть мозаики алтаря.

Во время последней реконструкции, проведенной в 1882—89 гг. под руководством Владимира Николаева, разобрана часть барочных фронтонов и открыты древние малые купола. Растесано крестообразное окно в центре западного фасада, а на месте западной галереи сооружен ныне существующий нартекс в псевдовизантийском стиле. Тогда же под полом собора утроены каналы калориферного отопления и снят еще один ярус иконостаса.

В октябре 1921 г. в Софийском храме состоялся собор, на котором объявлено создании Украинской Автокефальной Православной Церкви. Святая София принадлежала УАПЦ до ее ликвидации в 1930 г. В 1934 г. в соборе прекращена служба Божья и образован Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».

Деятельность заповедника началась с вандализма: на протяжении 1935—37 гг. разобраны и большей частью сожжены восемь барочных иконостасов боковых алтарей работы украинских мастеров XVII—XVIII вв. Исчезли также серебряные позолоченные царские врата 1747 г. из главного иконостаса.

Вместе с тем, создание заповедника впервые позволило проводить исследования и реставрации памятника на действительно научной базе.

По свидетельству бывшего заведующего Софийского заповедника Алексея Повстенко, в сентябре 1941 г. советские военные предприняли попытку заминировать храм, но она, к счастью, оказалась неудачной. В послевоенные годы Софийский собор регулярно реставрируется и исследуется. В его помещениях поддерживается микроклимат, благоприятный для сохранения бесценных произведений средневекового искусства.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Описание

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма — 54,6 м, длина — 41,7 м, высота до зенита центрального купола — 28,6 м.

Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса.

Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

Пространственное решение центрального ядра — крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами.

Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии — палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма — главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах — в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях — керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

Святыни

  • В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками, стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται· βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ. — Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра.» (Пс. 45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того, что в продолжение более 800 лет именно стена с этой мозаикой никогда не подвергалась разрушению, в отличие от остальной части собора. В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Икона Богородицы София – Премудрость Божия — 21 сентября

Как добраться

Адрес: Украина, Киев, ул. Владимирская, 24 (ст. метро «Золотые ворота»)

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%28%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%29

Киевский Софийский собор – жемчужина города Киев

Сколько куполов первоначально имел Софийский собор в Киеве

Адрес: Украина, г. Киев
Дата основания, начало строительства: 1011 — 1037 год
Координаты: 50°27'10.4″N 30°30'51.3″E

: 

История возникновения и существования собора

Архитектурные особенности собора

Киевский Софийский собор на карте

 

Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Этот храм считался главным храмом Киевской Руси, был её культурным, политическим и религиозным центром.

Именно здесь проходил процесс посвящения в митрополиты, процесс восхождения на княжеский престол, принимались послы и проходили церковные соборы.

Вид на соборную колокольню

История возникновения и существования Киевского Софийского собора

История возникновения этого собора запутана и неоднозначна. Дата строительства храма до сих пор не определена. Существует два различных мнения. В соответствии с первой версией строительство Софийского собора проводилось в период правления Владимира I Святославича, по второй – строительство началось при правлении его сына Ярослава Мудрого. Исторические данные свидетельствуют о том, что в Киевском Софийском соборе была основана Ярославом первая на Руси библиотека.

Согласно «Новгородской первой летописи», постройка Софийского собора была начата в 1017 году Ярославом Мудрым, однако, в «Повести временных лет» рассказывается о том, как Ярослав начал строительство церкви в 1037 году. В любом случае, достоверен факт, что в 1051 в нем побывал первый киевский митрополит, хиротонисан Илларион.

Вид на Софийский собор с колокольни

На протяжении всего периода существования, Софийский собор неоднократно разрушался, подвергался нападениям и разграблениям. В XI-XIII веках собор разоряли половцы и печенеги. В 1180 году, в результате пожара храм сильно пострадал. Однако наиболее серьёзные разрушения собору нанесли татаро-монголы, которыми руководил хан Батыя, в процессе захвата Киева в 1240 году. Тогда татаро-монголы разграбили Софийский собор.

В 1497 году собор снова грабят теперь крымские татары. Только, начиная с XVII века, собор начинает возрождаться, а в 1688 году большой вклад в восстановление собора делает гетман Иван Мазепа. В XX-м веке древнему храмовому комплексу снова грозит опасность.

Советская власть принимает решение уничтожить Софийский собор, однако вмешательство Франции, королева которой Анна (супруга Генриха I) была дочерью князя Ярослава Мудрого, предотвратило уничтожение реликвии.

Главный вход в собор

После спасения храма, был создан Софийский музей-заповедник, и начались исследовательские и реставрационные работы. Сегодня длина Софийского собора без галерей составляет около тридцати метров, ширина — 29,3 метра, величина подкупольного квадрата — семь с половиной метров, высота до вершины главного купола равна 29 метрам.

Архитектурные особенности собора

Специалисты считают, что в строительстве собора участвовало не менее 40 мастеров и около ста помощников. Длительность стройки около трёх лет, и еще несколько лет заняла отделка и роспись внутренних стен храма.

Предполагается, что в строительстве храма участвовали, прибывшие из Константинополя греки.

Об этом свидетельствуют технические приемы, а также особенности архитектуры собора, а именно традиции византийского зодчества воплощённые в архитектурной реализации двух лестничных башен, которые вели на хоры и кровлю храма.

Вид собора с юго-востока

Хоры являлись местом, где располагался князь со своей семьёй и приближёнными особами во время богослужений. Кроме того, здесь князь встречался с послами, решал вопросы государственной важности.

Внутри стены храма украшены мозаикой и росписями, которые выполнили византийские живописцы. Мозаичная палитра Софийского собора очень богата и разнообразна, существует более 170 оттенков.

Обнаружены также граффити, около 300, нацарапанные надписи, повествующие о политических деятелях и событиях. С самого начала в соборе было около 650 кв.м. мозаики, теперь можно увидеть около 260 кв.м. поверхности отделанной мозаикой и три тысячи кв.м. фресок.

Среди самых известных мозаик храма – Богоматерь — Оранта и Христос – Пантократор (купольная мозаика).

Вид собора от трапезной

Железные плиты пола собора изображают мусульманский символ — полумесяц. Мозаичные элементы сохранились лучше фресок.

В XVIII веке стены собора были оштукатурены, побелены, и была нанесена масляная роспись, однако, в следующем веке древние фрески опять раскрыли, и штукатурка была наложена и добавлена роспись только в местах, где фрески повреждены. Софийский собор являлся также местом захоронения киевских князей.

Здесь находились останки Ярослава Мудрого, его сына Ярослава Мудрого Всеволода, и сыновей Всеволода: Всеволода Ростислава Всеволодовича и Владимира Мономаха. В прошлом в этом храме находилось около 100 захоронений.

Вид на северо-восточный фасад собора

Сегодня в храме имеются захоронения Ярослава Мудрого и его супруги, все другие захоронения были утрачены. Самыми главными ценными предметами и святынями храма был царственный венец — «Шапка Мономаха», который подарил Владимиру Мономаху византийский император, а так же было распятие, привезённое царицей Ольгой из Константинополя.

В храме хранились челюсть крестителя Руси князя Владимира, кисти руки святой великомученицы Варвары. Таким образом, сегодня собор Святой Софии, являясь Всемирным наследием ЮНЕСКО, не может быть передан какой бы то ни было религиозной организации, и в нём нельзя проводить богослужения.

Это государственный музей-заповедник, украинский памятник архитектуры.

достопримечательности

← Украина СОФИЙСКИЙ СОБОР Европа →

Города Европы на Putidorogi-nn.ru:

Замосць Милан Рим Флоренция
Амальфи Ассизи Альберобелло Барселона
Жирона Берлин Мюнхен Париж
Афины Лондон Будапешт Ватикан
Венеция Таллин Обидуш Прага
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был разрушен Первый Иерусалимский храм

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/364-kievskii-sofiiskii-sobor

История строительства Софийского Собора

Сколько куполов первоначально имел Софийский собор в Киеве

Красивейший древний храм Украины, имеющий тысячелетнюю историю и сохранившийся до наших дней — все это относится к Софийскому собору в Киеве. Сейчас собор используется в качестве музея, богослужения проводятся в строго отведенные дни.

Основание и дальнейшая судьба

По разным источникам указывается два года основания Софийского собора в Киеве: 1017 и 1037 гг. По данным из Новгородской первой летописи закладка храма произошла в 1017 г., и собор начинал строить князь Владимир, а заканчивал Ярослав.

По другой версии строительство храма было запланировано в честь славной победы над печенегами на месте сражения. Если верить сведениям из «Повести временных лет», в 1037 г. Ярослав Мудрый вел массовое строительство в Киеве.

Одновременно с Софийским собором возводился монастырь и Златые врата с церковью.

Начало строительства собора

По основной версии здание храма было построено по велению Ярослава Мудрого в XI в. Одной из причин закладки собора стал визит константинопольского митрополита Феопемпта, впоследствии переехавшего в Киев, чтобы служить русской церкви.

Образцом для возведения тринадцатикупольного собора Святой Софии был взят итальянский храм Богоматери-Оранты. Византийский стиль архитектуры дает основание предполагать, что для возведения святыни приглашались зарубежные мастера.

Киевский Софийский собор много раз был на грани уничтожения. В 1169 г., во время набега на Киев войска Андрея Боголюбского, храм был разграблен наряду с другими церквями города. В 1180 г. значительные повреждения зданию нанес случившийся пожар. Во время нашествия татарской Орды в 1240 году из Софийского собора была вынесена значительная часть святынь и реликвий. Кроме того чужеземцы нанесли храму значительные повреждения.

Поставленный во главу Киевского Софийского собора в 1242 г. митрополит Кирилл II восстановил и отремонтировал разрушенные части здания. До конца века храм был кафедрой митрополитов Киева.

Спустя полтора века при митрополите Киприане собор был вновь отремонтирован, после чего около трех с половиной веков зданием никто не занимался. Значительные повреждения храму были нанесены во время набега крымских татар. Ими был убит находившийся при церкви святой Макарий.

Завершающим событием, приведшим к окончательному упадку прихода, стала передача храма Святой Софии униатам. Богослужения в храме стали проводиться все реже, а затем вообще прекратились.

Возрождение Киевского Софийского собора произошло в XVII в. В 1633 г. храм отобрали у униатов и передали православной церкви. Во главе прихода встал митрополит Петр (Могила).

Для восстановления и реставрации обветшавшего здания он пригласил арх-ра Октавиана Манчини из Италии. К концу столетия было восстановлено внутреннее убранство храма.

Внешний вид здания был отреставрирован и достроен в стиле украинского барокко: появились семь новых грушевидных куполов, а стены украсила лепнина. При храме был основан мужской монастырь.

Собор Святой Софии с момента открытия был усыпальницей многих русских митрополитов, князей и их семей. Для государей делались княжеские гробницы, в подземном склепе хоронили останки священнослужителей. Большинство захоронений не сохранились.

Советские годы

До прихода советской власти собор был кафедральным храмом Киева. Октябрьская революция стала причиной разлада среди служителей храма. Между митрополитами началась борьба за главное место в Софийском соборе. В 1929 г. церковь закрыли.

Разрушению здания храма препятствовали власти Франции. Они попросили оставить святыню, так как она была частичкой французской истории. Дочь Ярослава Мудрого была женой короля Генриха I.

В 1934 году здание храма передали в ведомство Министерства культуры, и там был создан музей-заповедник.

Современное состояние

Современный внешний вид здание Софийского собора приобрело во времена Ивана Мазепы. Завершающим этапом реконструкции занимался митрополит Рафаил (Забаровский).

Колокольня собора Святой Софии дошла до наших дней в первозданном виде. Её строительство датируется началом XVIII века: с 1699 по 1707 гг. В 1705 году по спецзаказу был отлит колокол для звонницы. В настоящее время он выставлен на втором этаже колокольни в качестве музейного экспоната. Его назвали в честь гетмана Украины «Мазепа».

Собор входит в ансамбль Софийского монастыря, куда относятся все близлежащие здания – памятники древней архитектуры. С 1934 г. здесь образован заповедник «Софийский собор». Кроме храма Святой Софии и колокольни в ансамбль входят келейные монастыря, выездная башня, ворота Заборовского, пекарня, трапезная, Дом митрополита. Все эти здания преимущественно были построены в XVIII в.

Уникальная коллекция фресок и мозаик XI в. была найдена во время реставрационных работ. В 1987 г. Софийский собор был удостоен Золотой медалью Европы за сохранность древней реликвии. Награда была присуждена Гамбургским фондом им. А. Тёпфера. С 1990 г. храм находится под защитой ЮНЕСКО. Его включили в список Всемирного наследия.

Когда Украина стала независимым государством, в Софийском соборе были возобновлены богослужения. Но после внесения храма в реестр ЮНЕСКО службы запретили. Разрешается только проведение торжественных литургий в великие церковные праздники.

Другая версия строительства

С 2012 г. существует новая версия строительства храма. На стенах Софийского собора были обнаружены зашифрованные надписи, согласно которым закладка храма произошла в 1011 г., что на 26 лет раньше официальной даты.

Мнения ученых также разделились после открытия саркофага Ярослава Мудрого и исследования останков. Оказалось, что древние мощи принадлежат женщине. По некоторым источникам останки князя хранятся в Бруклинском храме.

Особенности архитектурного ансамбля

Изначально киевский Софийский собор имел форму цилиндра, ступенчато поднимающуюся вверх. Здание было увенчано 13-ю куполами, располагающимися на разных уровнях. Нижний ярус состоял из 8 глав. Они окружали 4 купола, расположенных на уровень выше. Замыкающим был центральный большой купол, возвышающийся на высоком барабане.

Купольные крыши были отделаны листовым свинцом. Здание храма с 3-х сторон окружала галерея в два яруса, и дополнительно была пристроена наружная одноярусная, над которой устроили длинный балкон для прогулок знаменитых особ. Две башни для подъема на хоры находились по бокам западной части собора. Само здание имеет квадратную форму, его стороны равны 29 м.

С галерейными пристройками размер храма: 55×42 м.

https://www.youtube.com/watch?v=vG7esq5bLM8

Внутренние помещения храма остались неизменными. Храм разделен на 5 нефов при помощи крестообразных столбов. Главные нефы пересекаются поперечными, образуя под центральным куполом помещение в виде креста. Внутренний диаметр купола составляет 7,7 метра. Высота храма в центре купола равна 29 м. Хоры с трех сторон окружают центральное помещение собора. Зайти на хоры можно через западные башни по винтовым лестницам.

апсида была расположена в восточной части храма. Трехпролетные аркады в два яруса находились в противоположных частях здания: с севера и с юга. 3-я аркада в западной части была ликвидирована при ремонтных работах в XVII в.

Внутреннее убранство собора

Изначально алтарь и купол собора отделывались живописной цветной мозаикой. Остальные части внутренних помещений были украшены фресками. Мозаичная картина Христа и 4-х архангелов находится в самом центре купола. Многие фрагменты были утеряны, подлинным остался только архангел в голубой одежде. Остальные в XIX в.

были дорисованы красками художником Врубелем. Паруса купола расписаны изображениями святых, пишущих Евангелие. Выше на барабанных окнах находились 12 апостолов. В настоящее время можно увидеть верхнюю часть туловища ап-ла Павла, датируемую XI в. Над алтарем на своде находится мозаичная Богородица «Нерушимая стена».

Стены собора расписаны фресками с историями из жизни святых. Также стены храма имеют много сохранившихся граффити, из которых историки узнают интересные факты о древней жизни собора. Особенно ценными являются граффити Софии Киевской.

Адрес и как добраться

Адрес: Киев, ул. Владимирская, 24.

Тел.: +38 (0 44) 278-62-62, +38 (044) 279-22-56.

Добраться до храма можно на метро, станция «Майдан Незалежности». Далее пешком вверх по ул. Софийской. Время работы: 10.00-18.00.

Источник: https://pravednik.info/istoriya-stroitelstva-sofijskogo-sobora.html

София Киевская

Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.

Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко.

До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:

  • Золотые ворота ( XI век);
  • Кирилловская церковь ( XII век);
  • Андреевская церковь ( XVIII век).

Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

  • колокольня;
  • трапезная;
  • башня на въезде в южной части;
  • бурса;
  • хлебня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.

Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.

В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.

Однако под этими многочисленными  наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.

Особенности архитектуры

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

В западной части расположены две башни,  на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Интересные факты о киевском Софийском соборе

Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси – одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.

Строительство Софийского собора

Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.

В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.

Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.

Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.

Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.

Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.

К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.

После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.

После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в.

, вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства.

Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.

Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго.

В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г.

нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.

С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли зайти в Исаакиевский собор

Особенности и фрески Софийского собора

Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.

Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м2 (первоначально было 640 м2). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.

Наиболее известны две мозаики храма. Одна из них – 6-метровая «Нерушимая стена», находящаяся в своде алтарной апсиды (выступа). Она изображает Богородицу с поднятыми в молитве руками (Оранту). Считается, что «Нерушимая стена» защищает как собор, так и город Киев. Бурная история избежавшего катастрофических разрушений храма подтверждает это мнение.

В центре главного купола в большом медальоне изображён Христос-Вседержитель. Медальон окружают четыре архангела. Один из них – в голубых одеждах – оригинал, а фигуры остальных заново расписаны Михаилом Врубелем маслом в конце XIX в.

Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м2, но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.

К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.

Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.

В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.

Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.

Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.

Источник: http://SnovaDoma.ru/temples/Cathedrals/sofiyskiy-sobor/

Архитектура храма Святой Софии в Киеве

Определение 1

Собор Святой Софии (Софийский собор) – это храм, построенный в первой половине XI века в историческом центре Киева. Согласно летописям, строительство курировал лично Ярослав Мудрый.

Религиозное сооружение было возведено на месте победы над печенегами в 1036 году. Следует отметить, что на рубеже XVII-XVIII веков здание было перестроено в стиле украинского барокко. Во внутреннем декоре сохранилось множество декоративных мозаик и фресок начала XI века, а также значительные фрагменты стенописи, датированные XVII веком.

Собор был действующим даже в определенный период советского времени – до 1929 года. Позднее он стал музеем – Софийским заповедником. В настоящее время здание является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская» одного из крупнейших музейных центров Украины. Музейный центр включает в себя такие здания, как:

  • Золотые ворота (XI век);
  • Кирилловская церковь (XII век);
  • Андреевская церковь (XVIII век).

Замечание 1

В 1990 году Софийский собор вместе с Киево-Печерской лаврой стали первым памятником архитектуры на территории Украины, внесенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Курсовая работа 420 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Рисунок 1. Декор собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поскольку главное здание собора является частью Национального заповедника, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации, а также совершать в нем богослужения. Исключение составляет лишь 24 августа (День независимости Украины), когда священники совершают молитву об Украине.

В архитектурный ансамбль Софийского собора включаются также монастырские сооружения, датированные XVIII веком, которые также внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них такие здания, как:

  • башня;
  • трапезная;
  • колокольня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

Архитектурные особенности собора

Софийский собор изначально представлял собой пятинефное крестово-купольное сооружение с тринадцатью главами. Собор имел пирамидальную форму. Цилиндрические своды здания, перекрывавшие основной и второстепенные нефы, поярусно поднимались к центральному куполу.

Основной центральный купол опирался на высокий барабан и имел двенадцать оконных проемов. Центральный купол окружался четырьмя более низкими куполами, на которых были расположены остальные восемь куполов.

Второстепенные купола также имели окна и покрывались листами свинца.

Главный купол был окружен с трех сторон двухэтажной галереей, а снаружи – еще более широкой одноэтажной. Наружная одноярусная галерея являлась основанием для открытого балкона – «гульбища».

С западной стороны собора располагались две башни с лестницами, ведущие на хоры – «полати». Длина и ширина собора с галереями составляет 55 метров.

Следует заметить, что внешний вид собора практически не изменился с древности, поскольку масштабная реконструкция XVIII века не затронула основные архитектурные особенности.

Главное здание в плане имеет прямоугольную форму и делится крестовидными столбами на пять продольных нефов, которые пересекаются поперечными коридорами (трансептами).

Пересечение центрального нефа и трансепта образует пространственный крест, над центральной частью которого возвышается главный купол. Центральную часть храма с трех сторон окружают большие княжеские хоры.

На хоры можно было подняться по двум винтовым лестницам, расположенным в вышеупомянутых башнях (они были встроены в западную галерею храма).

Конструктивно собор складывался по византийской технике кладки. Такая кладка характеризовалась технологией смешанного устройства рядов из камня и плинфы (плоского кирпича). Кирпич и плинфа укладывались на цементно-известковый раствор розового цвета. Первоначально фасады зданий не штукатурились, и кладка оставалась открытой. Для того, чтобы оценить первоначальный облик собора, реставраторами на фасадах были оставлены специальные зондажи – участки открытой кладки.

Известно, что здание собора возводили константинопольские зодчие, хотя ему нет прямых аналогов в мире. В период строительства Софийского собора религиозные сооружения обладали гораздо меньшими размерами и имели лишь три нефа и одну главу.

Принято считать, что местными властями была поставлена сложнейшая задача перед византийскими зодчими: создать великолепный собор для торжественных церемоний, а также главный храм Руси.

Данную задачу архитекторы решили способом увеличения числа нефов и добавления световых проемов в барабанах.

Интерьер

Как уже отмечалось выше, в интерьере собора сохранилось огромное количество фресок и мозаик первой половины XI века. Все эти произведения искусства были выполнены византийскими специалистами. Палитра мозаик насчитывает более 170 оттенков.

Мозаикой был выделен центральный купол, а также алтарь, поскольку здесь шли богослужения. Все остальные участки храма были украшены фресками. Зенит купола украшен изображением Христа Вседержителя, вокруг него были представлены четыре архангела (из них до наших дней сохранился только один).

Рисунок 2. Собор Святой Софии в Киеве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Между окнами внутри барабана изображены двенадцать апостолов (с XI века уцелела верхняя часть фигуры апостола Павла). Чуть ниже, на парусах купола размещены пишущие евангелисты. С древних времен уцелела только фигура Марка. Подпружные арки украшены медальонами с поясными фигурами 40 мучеников: из них уцелело лишь 10 мозаичных на южной арке и 5 – на северной.

Наиболее известной мозаикой собора является Богородица «Нерушимая Стена», которая находится в сводчатой части здания. Под ней изображена Евхаристия (обряд причащения апостолов Христом).

Остальная часть интерьера расписана фресками. Известно, что изначально на сводах были фрески с изображением христологического цикла, который соответствовал важным моментам евангельской истории.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/velikie_arhitekturnye_sooruzheniya/arhitektura_hrama_svyatoy_sofii_v_kieve/

Софийский Собор Киева

Мозаики украшают главный алтарь и купол Софийского собора. (Мозаика — изображения, набранные по сырой штукатурке кубиками стекловидной массы — смальты)

Главный купол. Схема размещения мозаик:

Главный алтарь. Схема размещения мозаик:

Здесь изображены основные персонажи христианского вероучения. Они расположены в строгом порядке согласно «небесной иерархии», которая отвечала иерархии феодального общества.

Все сохраненные мозаики Софии Киевской — это оригиналы XI века. В местах повреждения мозаик в XIX веке были сделаны росписи масляными красками.

В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, видим монументальное изображение полуфигуры Христа-Вседержителя.

Мозаика «Христос Вседержитель» (Христос-Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол Софийского собора:

Христос — в пурпурном хитоне* и голубом плаще. Медальон обведен девятью разноцветными кругами, напоминающими радугу. Вокруг Христа-Вседержителя — четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) — мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель.

Мозаика Архангели. Фрагменты. Главный купол Софии Киевской:

В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась лишь верхняя часть фигуры Павла. Из четырех изображений евангелистов на парусах, поддерживающих купол, целой осталась фигура Марка на юго-западном парусе.

Марк сидит на стуле перед раскрытым Евангелием. В правой руке он держит перо, в левой — свиток. На нем хитон серо-белого цвета и красивый пурпурный плащ.

Здесь применена также зеленая, желтая и золотая смальта, что значительно обогащает общий колорит композиции.

Мозаика «Евангелист Марк». Фрагмент. Юго-западный парус:

Мозаика «Евангелист Иоанн». Фрагмент:

От остальных мозаичных изображений евангелистов до нас дошли только небольшие фрагменты. Среди них очень интересное изображение маленького столика с письменными принадлежностями на юго-восточном парусе (фрагмент композиции «Евангелист Матфей»).

Мозаика «Евангелист Матфей». Фрагмент столика:

Непосредственно под арками, поддерживающими центральный купол, в древности находилось четыре мозаичных медальона. От них сохранились лишь два — с изображениями Христа-священника над восточной аркой и богоматери — над западной.

Фрагменты Мозаики «Севастийские мученики» в Софийском Соборе

На северной и южной подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями мучеников.

На столбах предалтарной арки (над иконостасом) — мозаичная сцена «Благовещение»: слева — архангел Гавриил, справа — дева Мария.

Мозаика Софии Киевской «Благовещение». Архангел Гавриил. Столб предалтарной арки:Фрагменты «Благовещение»:
Мозаика Софии Киевской «Благовещение». Дева Мария. Столб предалтарной арки:

Фрагменты «Благовещение»:

Обе части композиции очень красивые по колориту. Гавриил в белом наряде с зеленоватыми, пурпурными и черными оттенками. Звучание белого цвета усиливают красные сандалии, жезл и полосы (клавы) на руках. На Марии одежда глубокого синего цвета, оживленная золотом на рукавах и концах мафория*. С синевой одежды контрастируют красные сапожки и пряжа в руках богоматери.

Главный алтарь Софийского Собора

Над аркой алтаря размещена композиция «Деисус» — три медальона с погрудными изображениями Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя. Мозаика Софии Киевской Деисус, диаметр боковых медальонов 0,85 м, центрального медальона 0,9 м. XI-XVII века.

Мозаика «Деисус». Алтарная арка:

Мозаика «Деисус». Фрагмент. Христос. Алтарная арка:

Мозаика «Деисус». Фрагмент. Богоматерь. Алтарная арка:

Мозаика «Деисус». Фрагмент. Иоанн Креститель. Алтарная арка:

Оранта — Главный алтарь Софийского Собора

В своде главного алтаря видна огромная фигура Оранты — богоматери, которая молится. Эта фигура доминирует над росписями интерьера. Высота ее — около 6 метров. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней — синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок. Фигура Оранты выделяется среди росписей Софийского собораособым величием, монументальностью и сочностью красок.

Мозаика «Оранта». Главный алтарь Софии Киевской :

Евхаристия в Софийском Соборе

Под Орантой — многофигурная композиция «Евхаристия»- символическая сцена причащения апостолов. В центре — престол, вдоль которого стоят ангелы с Рипидами (опахалами). Возле них дважды изображена фигура Христа.

Он причащает хлебом (слева) и вином (справа) апостолов, которые торжественно подходят к нему с обеих сторон. Апостолы и ангелы в светлом костюме, Христос — в синем плаще и пурпурном хитоне с золотыми складками.

Малиновый престол в центре придает композиции особую цветовую насыщенность.

Мозаика Софийского Собора «Евхаристия». Главный алтарь:

Мозаика «Евхаристия». Фрагменты:

Мозаика «Евхаристия». Фрагмент: Христос; Фрагмент: Ангел:

Мозаика Софии Киевской «Евхаристия». Фрагменты:

Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.

Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему прислуживают ангелы.

В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения.

«Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.

Изображение причащающихся апостолов получает широкое распространение в X—XI веках. В «Евхаристии» Софийского собора представлена уже развитая иконография этого сюжета.

Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, — его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.

Подходящие с обеих сторон апостолы с трудом опознаются по обусловленным каноном различиям в облике. Их образы маловыразительны и лишены тонкого индивидуального своеобразия, которое отличает Отцов Церкви на «Святительском чине», расположенном здесь же регистром ниже.

Трое крайних левых апостолов в софийской «Евхаристии» крайне сложны для атрибуции, к единому мнению, кто здесь изображен, исследователи так и не пришли. Две фигуры, крайние справа, не сохранились — во время одной из реставраций, проводившихся в XIX веке, они были написаны красками.

Предположительно, это апостолы Варфоломей и Фома.

«Евхаристия» наиболее архаична из всех мозаик Софийского собора. Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.

Мозаика «Святительский чин» в Софийском соборе

В нижнем ярусе апсиды изображены «отцы церкви» («Святительский чин») — святители и архидиаконы (мозаика сохранилась в верхней части фигур). Тонкий рисунок, богатая и разнообразная цветовая гамма, целостность и завершенность композиции делают «Святительский чин» одним из самых высоких образцов древнерусской монументальной живописи. Лица святителей наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особенно показательна голова Иоанна Златоуста (в правой части композиции).

Мозаика Софии Киевской «Святительський чин». Фрагменти. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Иоанн Златоуст. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Василий Великий. XI ст. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Архидиакон Лаврентий. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Григорий Чудотворец. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Григорий Нисский. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Григорий Богослов. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святий Климент папа Римский. Главный алтарь:

Мозаика «Святительський чин». Фрагмент. Святитель Епифаний. Главный алтарь:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Тамара

Другие мозаики Софийского Собора

Аарон. Мозаика 11 ст. Главный алтарь:

Мозаика Христос-Иерей:

Мозаика Апостол Павел:

Мозаика Орнаменты. Главный алтарь Софийского собора

Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов.

При всём цветовом разнообразии мозаик преобладающими тонами являются синий и серо-белый в сочетании с пурпурным. Каждый цвет имеет много оттенков: синий — 21, зеленый — 34, красно-розовый — 19, золотой — 25 и др. Это свидетельствует о высоком развитии в Древней Руси стекловаренного дела и техники изготовления смальты. Всего палитра мозаик Софийского собора насчитывает 177 оттенков цветов.

Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики — около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 — 6 см.

Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

Возле каждой мозаичной композиции есть надписи на греческом языке, объясняющие сюжет. Имена мозаистов неизвестны. Однако художественные особенности отдельных изображений и способы укладки смальты дают возможность определить состав бригады мастеров в количестве восьми человек (не считая подмастерьев).

Во время реставрационных работ в Софийском соборе мозаики очищены от грязи и укреплены в местах отслоения штукатурной основы. Мозаики главного купола и алтаря Софийского собора гармонично сочетаются с фресковой росписью.

http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/mozaiki_sofiyskogo_sobora.shtml

Источник: https://nobilityassociation.wordpress.com/2017/02/07/%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0/

Софийский собор в Киеве

 Софийский собор 1037 года.

Киев. Софийский собор. Реконструкция западного фасада.

Софийский собор в Киеве является главным памятником зодчества Киевской Руси. Он был заложен в 1037 г. и через несколько лет окончен. Его строили опытные константинопольские мастера, на что указывает стиль строительства, отражающий традиции столичной архитектуры. Софийский собор должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти, отразить мощь и величие молодого государства.

Он поражал своей гранидиозностью: площадь его главной части составляла 600 кв. м, она была окружена с трех сторон двухэтажной галереей. Его венчали 13 глав. В результате перестройки XVII в. внешняя часть Софийского собора приобрела формы украинского барокко. Но внутренность собора сохранила во многом облик XI в.

— в главной части имеются прекрасные мозаичные панно, сохранились фрески, на которых изображена семья великого князя киевского Ярослава Мудрого (11)19-1054).

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Софийский собор в Киеве (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества. Заложен в 1037 Ярославом Мудрымна площади, к которой сходились четыре дороги, ведущие в город. Сохранился почти целиком, хотя снаружи сильно искажен перестройками

XVII-XVIII вв. Детальные исследования памятника позволяют судить о его первоначальном облике. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой.

Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма. Выложенные из плинфы орнаментальные фризы украшали фасады. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным.

Среднее, крестообразное в плане пространство, открытое на всю высоту здания, освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы. Боковые части были разделены на два этажа для образования наверху обширных хоров, открывавшихся в средний неф стройными аркадами. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили тонувшее в сумраке пространство под хорами.

Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Согласуясь с этим, центр украшали драгоценные мозаики, а боковые части были расписаны фресками.

При движении внутри храма сквозь арки открывались все новые и новые аспекты, а мерцание золотого фона мозаик усиливало впечатление пышности и чрезвычайной сложности интерьера. К этому следует добавить сверкающую поверхность мозаичных полов, тонкую резьбу каменных ограждений хоров, обилие драгоценной утвари и богатых тканей.

Центральный храм нового могущественного государства по сравнению с византийскими соборами тех лет — более грандиозен и монументален. Несомненно, что в этом отличии прежде всего сказалось совершенно иное задание, полученное зодчими. Многоглавие, придававшее его облику чрезвычайную торжественность, кроме того, имело и функциональный смысл. Окна барабанов глав прекрасно освещали огромные по площади хоры, служившие парадными княжескими залами.

Росписи служат не только украшением сводов и стен собора, но воплощают идеи, заложенные в архитектурном замысле в целом, создавая впечатление, что “Бог с людьми пребывает”. Живопись выражает связь небесного, горнего, с земным. Мозаикой, исполненной греческими мастерами и их русскими учениками, были украшены главные части интерьера: подкупольное пространство и алтарь. В куполе в окружении четырех Архангелов — хранителей трона Всевышнего — изображен Христос Вседержитель.

В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов, в парусах, поддерживающих купол, — евангелисты, на подпружных арках в медальонах — Сорок мучеников Севастийских. На столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображалась сцена Благовещения: две фигуры — Архангела Гавриила и Богоматери — умещаются на столбах. В центр. апсиде на ее верхней вогнутой поверхности — в конхе — предстает Богоматерь Оранта в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками.

Ниже Оранты представлена сцена Евхаристии — Таинства Причащения хлебом и вином, претворенными в Тело и Кровь Христа. Еще ниже в простенках между окнами, над седалищами, где сидело во время службы духовенство, изображены стоящие в рост фигуры святителей и отцов Церкви. Живопись подкупольного пространства и апсид была выполнена в технике мозаики. Вся остальная часть украшена фреской.

Во фресковой технике в Софийском соборе выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и Архангела Михаила, изображения проповедников, мучеников и др.

Ряд светских росписей Софийского собора представляют собой портреты и сцены русского быта. На южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей кн. Ярослава, на стенах лестничных башен — эпизоды придворной жизни: цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса.

Л.К.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона
Иллюстрация с сайта http://www.cirota.ru/ 

Далее читайте:

Киев — один из древнейших русских городов.

“София — Премудрость Божия”, чудотворная икона Русской Православной Церкви, неизвестная на Западе.

Софийский собор в Новгороде, построен в 1045-50. Монументальный пятинефный храм с широкими галереями и мощной лестничной башней.

Софийский собор в Полоцке, построен в сер. XI в.

| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

Такой привычный элемент жилого быта, каковым являются окна, были когда-то не бытовым предметом, а символом. Храм — тело. Окна — очи. Внутреннее пространство собора освещалось окнами, расположенными в барабане центральной главы.

Свет, идущий через окна, становился продолжением архитектурных форм самого здания храма. Свет, идущий сверху, с небес, как бы связывает входящего в собор человека и небеса. Но не только в постройках, созданных для отправления религиозных ритуалов, важно правильно подать свет.

Пластиковые окна — это очи современного дома, которыми и через которые человек смотрит на мир.

Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/sofi_kiev.php

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России — Православный журнал

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы.

Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее.

Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости.

Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным.

Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию.

Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно.

Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы.

В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом.

По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом.

Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены.

Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей.

Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее.

Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее.

Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Источник: https://foma.ru/sofiya-novgorodskaya-chto-nuzhno-znat-o-samom-drevnem-pravoslavnom-sobore-rossii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Какая вера у азербайджанского народа

Закрыть