Как зовут Бога: что говорят авраамические религии
МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости.
Все ли равно, в какую церковь ходить?
«Да святится имя Твое», — говорится в главной христианской молитве «Отче наш». «Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны.
Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца «Да святится имя Твое», а заканчивается упоминанием о Его славе «ибо Твое есть Царство и сила и слава» — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).
Слова «имя Твое» иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею.
«Свято место пусто не бывает», — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке.
Когда на Украине создавали «новую христианскую церковь», вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги.
Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся.
К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: «Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).
Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, «чтобы человек был хороший».
Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: «Кто-то где-то там есть».
Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным?
Чтобы изменить такое отношение, нужно «познакомить» человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще.
Зачем знать имя Божие
Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя.
Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: «Как Твое имя?» Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как «Сущий», но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры.
Наиболее распространена версия, что оно произносилось как «Яхве».
Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. «Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно», — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий.
«Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос».
Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов.
Ведь, по его словам, каждый человек, «верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего». В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог.
«Слово «Элои» у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах», — объясняет Аббясов.
Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово «Господь» на слово «Сущий».
Что значит имя Яхве
У слова «Яхве» нет однозначного перевода. «Сущий», широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. «Это имя похоже на форму глагола «быть», но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой», — заметил Десницкий.
Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между «Я есть», «Я был» и «Я буду», некое имя вне времени, поясняет Горин. «Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)», — уточняет он.
Как произносилось имя Яхве
Тетраграмматон — написание имени «Яхве». По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно «хранить вечно». «Священные тексты хоронят в могилы, как человека», — рассказывает представитель Федерации еврейских общин.
В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно.
Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве.
В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, «произносил имя Божие правильно». В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. «Это знание является краеугольным камнем иудаизма», — подчеркивает Горин.
Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин.
Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога «Га Шем», что означает просто «имя».
Есть замена и для молитвы: «Адонаи» — буквально «мой Господин». «В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)», — утверждает Горин.
Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве
«Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея «не произноси имени Божьего всуе», — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский.
Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): «Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).
В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова «Сущий» — Ego Sum.
Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом «Господин», по-гречески «Кириос». Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон «Яхве», написанный еврейскими буквами.
В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только.
«Сущий» у семитских народов
В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве.
Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий.
«Хотя, например, в имени пророка Исайи — «Ишаягу» («Яхве спас») — присутствует часть имени Яхве», — поясняет библеист.
А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как «Аль-Ваджид» и переводится как «Существующий» или «Находящийся постоянно с человеком». Глагол «быть» по-арабски читается «ваджа» и имеет общий корень со словом «Яхве». «Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим», — объясняет Рушан Аббясов.
Иисус Христос и Яхве
«Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, «Иисус», означает: «Яхве — Сущий — спасает». Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен», — говорит Десницкий.
Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. «Христос сказал в Евангелии от Иоанна «Я Сущий» (греч. «Эго Эйми» — «Я Есть». — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: «Прежде чем Авраам был, Я Есть», иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство», — объясняет Ковалевский.
В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола «эйми», «быть» — буквальный перевод слова «Яхве» на греческий язык.
Иисус Христос — идеальное имя
Слово «Христос» означает «помазанник» — это перевод на греческий язык еврейского слова «мошиах», или «мессия», имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира.
Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти.
Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать «нет другого имени» — то же самое, что произнести «нет другой личности». «Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв.
Это понятие, тождественное личности», — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. «С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество.
Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя», — объясняет Десницкий.
Источник: https://ria.ru/20190203/1550278718.html
Что такое Иудаизм
Иудаизм (от лат. judaismu) — это монотеистическая религия евреев, совокупность верований и обычаев еврейского народа, которые были даны единым трансцендентным Богом и записаны в Торе (Библии евреев) и в последующих священных писаниях иудаизма.
Эта религия развилась среди древних евреев и отличается верой в единого трансцендентного Бога, явившегося Аврааму, Моисею и пророкам иврита. Характеризуется религиозной жизнью в соответствии со Священным Писанием и раввинскими традициями.
Иудаизм считается сложным явлением образа жизни для еврейского народа, которое включает в себя теологию, заповеди и множество культурных традиций.
Иудеи
Изначально иудеями называли жителей Иудейского царства (или Иудея). Но после падения Иудеи, термин «иудей» перестал быть этническим и превратился в религиозный.
В чём разница между иудеем и евреем
На самом деле разницы между этими терминами нет (а в английском языке вообще для обоих слов одно — Jew). Но обычно, в русском языке слово «еврей» применяется во время этнической принадлежности (по матери), а когда звучит слово «иудей» — говорится о приверженце иудаизма в религиозном смысле (иудеем можно стать, приняв эту веру).
По сути, этническая принадлежность и религия — это совершенно разные вещи. Если этническая принадлежность дана нам биологически, её невозможно выбрать или изменить. Совершенно другая ситуация происходит с религией — её выбирают, принимают или наоборот, отвергают (родители могут воспитать детей религиозными, но по наследству она не передаётся).
Тем не менее, в данном случае этническая принадлежность и религия как бы совпадают.
Основные идеи иудаизма
Последователи иудаизма верят в единого Бога, который явил себя через древних пророков. Это самая старая монотеистическая религия в мире, которой уже почти 4000 лет.
Они верят, что Бог заключил с ними особое соглашение. Иудеи верят, что Он общается со своими верующими через пророков, поощряет добрые дела и наказывает злые.
Большинство евреев ждут пришествия их Мессия (за исключением Мессианского иудаизма и нескольких других групп). Мессия в иудаизме — будущий спаситель и освободитель еврейского народа.
Обычно человек считается евреем если его мама еврейка.
Сегодня в мире около 14 миллионов евреев, большинство из которых проживают в США и Израиле.
Евреи поклоняются Богу в синагогах, а их духовные лидеры называются раввинами.
Еврейский священный текст
Еврейский священный текст называется «Еврейская Библия» или Танах (это 24 книги, вместе это Письменная Тора).
Название Танах произошло от аббревиатуры слов: Тора (Пятикнижие Моисея, Хумаш), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания):
- Тора (или Пятикнижие) — это первые пять книг Танаха, где описываются законы, которым должны следовать евреи;
- Невиим (Пророки) — 8 книг: 4 книги первых пророков, 3 книги последних пророков и сборник пророчеств 12-ти «малых» пророков;
- Ктувим (Писания) — 12 книг.
Символы иудаизма
Одним из главных символов иудаизма является шестиконечная Звезда Давида.
Звезда Давида
Два перекрещивающихся треугольника Звезды Давида символизируют связь обоих измерений Бога, Торы и Израиля.
Это когда внешний уровень души соединяется с внешним выражением Бога через изучение экзотерических частей Торы (та часть, что понятна всем, даже непосвящённым), а сущность человеческой души соединяется с сущностью Бога через изучение и применение учений каббалы (древняя еврейская традиция, учение о мироздании).
Читайте подробнее про Каббалу.
Менора — золотой подсвечник на семь свечей.
В иудаизме существует традиция, когда женщины зажигают субботние свечи. Замужние, например, зажигают по две свечи и прибавляют по одной на каждого ребёнка. Незамужние, девочки старше трёх лет зажигают одну свечу, до того, как выйдут замуж.
Слово «чай» — означает «жизнь»
Слово «чай» на иврите состоит из еврейских букв Чет (ח) и Юд (י). Это слово означает «жизнь», что высоко ценится в иудаизме. Евреи часто носят «чай» на ожерелье в виде медальона или амулета.
Кипа или ермолка
Мужчины носят на голове шапочки, которые называются кипа (или ермолка), так они показывают своё уважение к Богу. А замужние религиозные женщины также часто носят головные уборы, такие, как шляпа, шарф или парик (шейтель), что показывает их скромность.
Основатель иудаизма
О том, как была основана вера евреев рассказано в Торе. В ней говорится про Авраама, который известен как основатель иудаизма по причине того, что именно ему Бог впервые показал себя.
Также Евреи верят, что Бог заключил особый завет с Авраамом, о том, что они были избраны. Согласно Священным Писаниям, Бог открыл свои заповеди Моисею (Десять заповедей) на горе Синай.
Сходства и различия между иудаизмом и христианством
Иисус Христос около 4 г. до н. э. – 30 г. н. э. | Авраам (родился) около 1800 г. до н. э. |
от греч. christos, «Помазанник» | от иврита Yehudim, «Иуда» |
Православие, Протестантизм и Католичество | Ортодоксальный иудаизм (включая Хасидизм), Реформистский иудаизм, Консервативный иудаизм, Реконструктивистский иудаизм, Гуманистический иудаизм, Мессианский иудаизм |
Единый Бог, но существующий в трёх личностях; говорится о Троице: Отец, Сын и Святой Дух | Единый Бог, который известен в русском языке по имени «Иегова» или «Яхве» |
Библия | Еврейский Танах |
второй человек Троицы, был рождён от Девы Марии; | обычный еврей |
Третье лицо Троицы | божественная сила, а не отдельный человек |
веру в Иисуса Христа | добрые дела, молитвы и милость Божью |
Смотрите также значения Буддизма, Религии, Антисемитизма и Фашизма.
Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/iudaizm/
Какая вера у евреев? Религия евреев
Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев.
Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции.
Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все – власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев – иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.
Первое откровение Яхве
Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его – Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».
Сегодня иудеи верят, что Яхве — творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными. Согласно их вероучению, после грехопадения первых людей сыны человеческие забыли истинного бога и стали служить идолам. Чтобы напомнить людям о себе, Яхве призвал пророка по имени Авраам, которому предрек стать отцом множества народов. Авраам, который происходил из языческой семьи, получив откровение Господа, отрекся от прежних культов и отправился странствовать, руководимый свыше.
В Торе – Священном – писании евреев рассказывается о том, как бог испытывал веру Авраама. Когда у того родился сын от любимой жены, Господь повелел принести его в жертву, на что Авраам ответил беспрекословным подчинением. Когда он уже занес нож над своим чадом, Бог остановил его, расценив такую покорность как глубокую веру и преданность. Поэтому сегодня, когда у иудеев спрашивают о том, какая вера у евреев, они отвечают: «Вера Авраама».
Согласно Торе, бог исполнил свое обещание и от Авраама через Исаака произвел многочисленный еврейский народ, также известный под именем Израиля.
Зарождение иудаизма
Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны.
Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения.
Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.
Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка – Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе.
После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в землю обетованную. Во время этого странствования на горе Синай Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа.
Так возникла оформленная вера евреев – иудаизм.
Первый храм
Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета – переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов.
Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, царь Давид вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона.
Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.
Второй храм
Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен.
Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности.
Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям.
Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.
Иудаизм после 70 г. н. э
В 70 г. н. э., в ходе боевых действий во время Иудейской войны, военачальник Тит начал осаждать, а впоследствии и разрушил Иерусалим. В числе пострадавших построек оказался и иудейский храм, который был полностью уничтожен. С тех пор евреи были вынуждены, исходя из исторических условий, видоизменять иудаизм.
Кратко эти изменения затронули и вероучение, но преимущественно касались субординации: иудеи перестали подчиняться священнической власти. После уничтожения храма священников вообще не осталось, а роль духовных лидеров взяли на себя раввины, учителя закона – миряне, обладающие высоким социальным статусом среди иудеев.
С того времени и до сего дня иудаизм представлен только в такой раввинистической форме. На первое место вышла роль синагог – локальных центров еврейской культуры и духовности. В синагогах совершаются богослужения, читается писание, произносятся проповеди и совершаются важные обряды.
При них устраиваются иешивы – специализированные школы по изучению иудаизма, еврейского языка и культуры.
Важно иметь в виду, что вместе с храмом в 70 г. н. э. евреи потеряли и свою государственность. Им запретили жить в Иерусалиме, в результате они оказались рассеянны по другим городам Римской империи. С тех пор еврейские диаспоры присутствуют практически в каждой стране на всех континентах.
На удивление, они оказались довольно устойчивыми к ассимиляции и смогли пронести свою идентичность через века, несмотря ни на что.
И все-таки нужно помнить, что с течением времени иудаизм менялся, эволюционировал и развивался, поэтому, отвечая на вопрос «Какая религия у евреев?», необходимо делать поправку на исторический период, ведь иудаизм 1-го века до н. э. и иудаизм 15-го века н. э., например, это не одно и то же.
Вероучение иудаизма
Как уже было сказано, вероучение иудаизма, по крайней мере современного, классифицируется как монотеизм: на этом настаивают как религиоведы, так и сами евреи. Вера исповедания иудеев состоит в признании Яхве единым богом и творцом всего сущего. Себя самих при этом евреи видят в качестве особого избранного народа, детей Авраама, на которых лежит особая миссия.
В какой-то момент времени, вероятнее всего, в эпоху вавилонского плена и второго храма, иудаизм воспринял концепцию воскресения мертвых и Страшного суда. Вместе с этим появились и представления об ангелах и демонах – персонифицированных силах добра и зла. Обе эти доктрины происходят из зороастризма и, скорее всего, именно через контакты с Вавилоном иудеи интегрировали эти учения в свой культ.
Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм – религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.
Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.
Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни – строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться – этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.
Течения иудаизма
Некоторые считают, что иудаизм — мировая религия. Но на самом деле это не так.
Во-первых, потому что иудаизм это по большей части национальный культ, путь в который для неевреев довольно затруднен, а во-вторых, число его последователей слишком мало, чтобы говорить о нем как о мировой религии. Тем не менее, иудаизм — это религия с мировым влиянием.
Из лона иудаизма вышли две мировые религии – христианство и ислам. А многочисленные, разбросанные по всему миру общины иудеев всегда оказывали то или иное влияние на культуру и жизнь местного населения.
Однако важно то, что сам иудаизм сегодня внутри себя неоднороден и поэтому, отвечая на вопрос о том, какая религия у евреев, нужно также уточнять ее течение в каждом конкретном случае. Таких внутрииудейских групп несколько. Основные из них представлены ортодоксальным крылом, движением хасидов и иудеями-реформатами. Существуют также прогрессивный иудаизм и небольшая группа мессианских евреев. Впрочем, последних еврейская общественность исключает из иудейского сообщества.
Иудаизм и ислам
Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман.
Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа.
Важно то, что в области теории между ними много общего.
Иудаизм и христианство
С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию.
Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет.
Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт распятия Христа и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.
Заключение
В небольшой статье невозможно всесторонне рассмотреть тему о том, какая вера у евреев в теории, на практике и в отношениях с приверженцами других культов. Поэтому хочется верить, что этот небольшой обзор подтолкнет к дальнейшему, более глубокому изучению традиций иудаизма.
Источник: https://FB.ru/article/171516/kakaya-vera-u-evreev-religiya-evreev
Как называется еврейская церковь?
Вопрос знатокам: Как называется еврейская церковь ?
С уважением, Алексей Селиванов
Лучшие ответы
Бейт кнесет называется, если вы имеете ввиду ориги6ально 4ак евреи ее называют. В народе же её называют синагога.
Синагога. Кроссворд решаете что ли?
В нашей синагоге отходняк
Если под церковью подразумеваете традиционное место религиозных собраний для молитв и изучения Торы, то это — синагога.
БАНК — несущий (Н) активное (К) опустошение (БА).
Иерусалимский храм, последняя служба была 1947 лет назад
ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Айнанэ нанэ нанэ помоему а так (Синогоги)
У иудеев был только один храм в Иерусалиме, который был разрушен, предположительно, римской армией. Сейчас на месте храма арабы построили мечеть Аль-Акса (по исламской мифологии на этом месте вознёсся на небеса пророк Мухамед) , которую евреи оградили «стеной плача».
Синагоги это, всего-лишь, молельные дома (как у протестантов)
Синагога — это не храм, в синагоге жертвы не приносят! Синагога — это дом собрания, дом молитвы.
Первый храм был построен царем Соломоном, был разрушен Навуходоносором. Второй храм Зоровавеля. Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиями, которыми Ирод украсил свою столицу.
Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма.
Тем не менее, несмотря на все изменения, внесенные в храмовый комплекс Иродом и священниками, которые значительно расширили здание самого Храма, обновленный Храм не стал новым Третьим Иерусалимским храмом, а продолжал называться, как и Храм Зоровавеля, Вторым Иерусалимским храмом. Этот храм был разрушен императором Титом в 70 г. по Р. Х.
Синагога тут не в тему. Это не храм, а дом собраний, да и слово греческое. У евреев нет храмов. Остался разрушенный кусок, называется Стена плача. Новых не строят. Мечеть тоже не храм, а молитвенное место. У немцев кирха — kirche. У других немцев кирка — kirka. У американцев по-английски, чёёч — church.
Церковь — не только храм, а и общность верующих. У протестантов — кирха.
Вопрос то не совсем верно сформулирован. Не у евреев, а у иудеев, т. е людей исповедующих иудаизм. НЕ у русских, а у православных христиан, не все русские православные, и не все православные — русские. У каих немцев, у тех уто протестанты, или у немцев-ктоликов?
у католиков костел, у протестантов кирха, те и другие являются христианами.
Кредо патриархальных немок — «киндер, кюхе, кирхе» (дети, кухня и церковь) . Стало быть, кирха. Костел — это ближе к Польше
А у америгов около 200 конфессий и все молятся богу на Бродвее.
Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kak-nazyvaetsya-evrejskaya-tserkov
Узнайте, в чём заключается разница между иудеями и христианами?
Изначально иудаизм и христианство являлись одним и тем же учением, но со временем разделились на два направления: то есть две религии, которые во многом противоречат одна другой. Хотя они и обладают общими истоками, сейчас между ними больше различий, чем схожести. Иудеи и христиане в чём разница? Давайте узнаем ответ на этот вопрос в данной статье.
Иудаизм и христианство: определения
Иудаизм выступает религией евреев, далёких потомков, давших обет Аврааму. Основная отличительная черта иудаизма – в нём рассказывается про избранность нации евреев относительно других народов.
Христианство – представляет собой религию, которая не зависит от национальности. Стать христианином может каждый человек, который относит себя к последователям Иисуса Христа.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Отличие иудаизма от христианства
Чем же эти две религии отличаются друг от дружки? Есть ли у них что-то общее? Об этом мы сейчас и поговорим более детально.
Особенности ранних взаимоотношений иудеев и христиан
Нужно заметить, что иудеи относились к христианам не очень хорошо ещё с момента самостоятельного становления церкви. Евреи часто занимались провокацией римских властей с целью начать гонения на христиан.
А в более поздние времена в Новом Завете мы находим упоминание о том, что именно евреи были ответственны за страдания Спасителя, а также за последующие преследования его учеников.
Это в свою очередь обусловило негативное отношение приверженцев новой религии к евреям. Позднее вследствие такого отношения оправдывались многие антисемитские действия в ряде государств мира.
Со второго столетия нашей эры наблюдается увеличение негативистских настроений касаемо иудеев со стороны христиан.
Современные отношения между евреями и христианами
Некоторое налаживание отношений между двумя религиями начинается с шестидесятых годов двадцатого столетия. В то время происходит официальное изменение восприятия католической церковью иудеев, а большая часть молитв освобождается от антисемитских элементов.
В 1965-м году в Ватикане была принята декларация «Про отношение Церкви к нехристианским религиозным учениям». Согласно ей, евреев перестают обвинять в гибели Христа, плюс осуждается любая антисемитская деятельность.
Папе Павлу шестому пришлось официально попросить прощения у нехристианских народностей (в частности у иудеев) за длительные гонения. Что же касается самих евреев, то для них характерно достаточно лояльное отношение к христианам. Хотя они и находят часть христианских религиозных обычаев непонятными для себя, но, несмотря на это проявляют благосклонное отношение к тому, что базовые элементы иудаизма используются в других религиях (в частности в христианстве).
Один ли бог у евреев и христиан?
Не секрет, что христианскую Библию составляют две части: Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет представляет собой основу иудаизма, а Новый Завет – выступает учением Христа и его учеников.
Получается, что и христиане, и иудеи имеют одну основу религии и почитают одно и то же Божество, разница заключается лишь в обрядах служения ему.
Остаётся одинаковым даже имя Божества – Яхве, что в переводе на русский язык обозначает «Сущий».
Отличия в постулатах
Отдельно нужно остановиться на основных различиях в мировоззрении.
Христиане верят в наличие трёх главных догм, а именно:
- первородного греха всего человечества;
- второго пришествия Христа;
- искупления всех грехов за счёт смерти Спасителя.
Приверженцы христианства считают, что главные человеческие проблемы могут быть решены с помощью указанных догм. Что же касается евреев, то они не признают данные принципы.
Различающееся восприятие грехов
Ещё одно важное отличие иудеев от христиан заключено в разном отношении к греху. К примеру, у христиан считается, что все люди уже появились на свет грешными (вследствие первородного греха) и могут избавиться от него, только прожив достойную жизнь.
Что же касается евреев, то они, напротив, полагают, что все люди рождаются невинными, а в течение жизни самостоятельно выбирают – совершать грехи или нет.
Методы очищения от греха
Из предыдущей разницы в отношении к грехам вытекает разница и в их искуплении.
У христиан считается, что все человеческие прегрешения уже были искуплены Христом за счёт своей жертвы. Но за все деяния, совершаемые человеком при жизни, он после смерти ответит перед Создателем. При этом отпущение грехов можно получить у священника, наделённого в христианстве такой властью.
В иудаизме считается, что человек способен получить прощение исключительно за счёт своих благих дел и поступков.
А все грехи разделаются на две разновидности:
- совершённые против Божьей воли;
- совершённые против других людей.
Еврей получает прощение первой категории при условии искреннего раскаяния и сожаления о содеянном. При этом ему нет нужды идти на исповедь в церковь – достаточно от души молиться Всевышнему.
Вторая категория грехов выступает преступлениями, совершёнными против других людей. Здесь уже Всевышний не может простить человека. А дабы быть прощённым нужно просить прощение именно у того, кто был обижен.
Восприятие прочих мировых религиозных течений
Практически во всех религиозных учениях мира существует единая доктрина – на Небесах (или в Раю) могут оказаться исключительно люди, верующие в настоящего Бога. Для всех пренебрегающих данным правилом вечная жизнь на Небе становится недоступной.
В христианстве тоже в некоторой степени соблюдается указанная доктрина. А вот для иудаизма характерно более терпимое восприятие других религий.
В частности у евреев считается, что в Раю может оказаться любой праведник, который в течение своей жизни придерживался семи главных заповедей, дарованных людям Моисеем и полученных им от самого Всевышнего.
Эти заповеди являются универсальными, поэтому необязательно, чтобы человек верил в Тору.
Давайте ознакомимся с этими 7 основными заповедями:
- нужно верить в то, что Вселенная была сотворена единым Создателем;
- нельзя богохульничать;
- следует придерживаться законов;
- запрет на поклонение истуканам;
- запрет на кражи;
- запрет на прелюбодеяние;
- запрет на употребление от живого.
Считается, что даже если человек и не еврей по крови, но будет соблюдать все эти заповеди – сможет после смерти оказаться в Эдемском саду.
Также говоря обобщённо следует упомянуть о достаточно лояльном восприятии иудеями монотеистических религий (например, ислама в христианстве), однако, категорически не приемлется язычество (по причине многобожия и поклонения идолам).
Разное восприятие добра и зла
Ещё одно очень большое отличие заключается в отношении к добру и злу у иудеев и христиан. В чём же заключается это отличие?
У христиан большой акцент сделан на концепции Сатаны (Дьявола). Именно его олицетворяют огромной, мощной силой, представляющей собой первопричину зла и всех бедствий на земле. Христиане сделали Сатану антиподом Создателю.
Именно здесь и спряталось различие, ведь основным убеждением евреев является вера в единственного (!) и всемогущего Создателя. Иудеи свято убеждены в том, что не может существовать никакая другая Высшая сила, помимо Создателя. А, исходя из этого, еврей никогда не делит добро на волю Бога, а зло не относит к проискам нечистых сил. В иудаизме Бог выступает справедливым судьёй, воздающим за хорошие проступки и способным наказать за плохие.
Восприятие первородного греха
Вам уже известно о понятии первородного греха у христиан. Ева и Адам не соблюли Божью волю, за что их изгнали из Райского сада. Именно по этой причине всех новорожденных уже считают греховными.
Иудеи отрицают подобный подход и говорят о том, что все малыши изначально невинные и могут достичь любых мирских благ. И лишь на ответственности самого человека находится то, какой жизнью – праведной или греховной он будет жить.
Восприятие мирской жизни и мирских утешений
И последнее отличие заключается в восприятии мирской жизни и утешений у иудеев и христиан. В чём оно проявляется? Христиане основной целью жизни всех людей считают последующую жизнь после смерти. Евреи, безусловно, также верят в существование загробного мира, но у них главная жизненная задача – улучшать свою настоящую жизнь.
Указанные концепции можно хорошо наблюдать в восприятии обоими религиями мирских желаний и желаний тела:
- Христиане считают, что все человеческие желания нечестивые и призваны искусить праведника к совершению грехов. Они убеждены в том, что честь жить после смерти получают только чистые души, которые при жизни не были подвержены искушениям. А исходя из этого, каждому православному положено больше внимания уделять своему духовному развитию, нежели мирским желаниям. Именно вследствие этого Папе римскому и священникам положено придерживаться обета безбрачия, ограничивая для себя мирские утехи, чтобы обрести большую святость.
- В иудаизме также считается, что душа является более важной, чем тело, но не считается, что нужно полностью ограничивать все свои плотские желания. Евреи делают процесс их исполнения благим делом. Поэтому к христианскому обету безбрачия они относятся с непониманием, ведь для них семья и продолжение рода – сугубо святое деяние.
Точно также две эти религии по-разному воспринимают богатство и материальные блага. Христиане принимают обет бедности, так как для них он представляет собой идеал святости. А иудеи со своей позиции находят накопление финансовых благ положительным качеством. Надеемся, что мы помогли вам разобраться в отличиях между религией христиан и иудеев.
В завершение советуем дополнить чтение статьи просмотром тематического видео:
Marissa
Источник: https://TayniyMir.com/samorazvitie/iudei-i-hristiane.html
Синагога и храм
Нередко от неевреев можно услышать слова «еврейская церковь», на самом деле речь идёт о синагоге.
Синагога – центральное место религиозной жизни, здесь находятся святые для еврейского народа свитки Торы, книги Танаха (Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)) и многие другие, среди которых особое место занимает Талмуд.
Orthodox Jew reading Torah
Синагога – место молитвы, учебы, собраний, праздничных трапез. Как правило, в больших синагогах есть благотворительные отделы , где оказывают социальную помощь пожилым и нуждающимся евреям; могут быть магазины религиозной утвари и книг, кошерных продуктов.
Неевреям разрешается посещать синагогу, но одеваться и вести себя здесь важно надлежащим образом, не создавая морального и физического дискомфорта молящимся евреям. А Храм — это древнейший центр еврейского поклонения, в котором проходили богослужения и совершались жертвоприношения. Про шул будет сказано дальше.
Что значит слово «синагога»?
Кроме названия «синагога», есть ещё, например, «бейт кнесет» (в переводе с иврита «дом собрания»), «бейт тфила» ( «дом молитвы»). И можно немало сказать о людях по тем словам, которые они используют.
«Бейт кнесет» в основном говорят ивритоговорящие и в основном в Израиле. Ортодоксальные евреи, особенно хасиды, могут использовать слово «шул», пришедшее из идиша. Оно заимствовано из немецкого языка и означает «школа» – подчёркивается роль синагоги как места учёбы, которая является одной из основ традиционной жизни.
Функции синагоги
Синагога в первую очередь дом молитвы. Здесь евреи собираются для богослужений.
На самом деле молиться можно не только в синагоге, а где угодно в чистом месте, даже в поле; однако есть определённые молитвы, которые можно произносить только в миньяне (кворум из 10 мужчин старше 13 лет). Миньян – идеальное условие для молитвы.
Традиция учит, что в групповой молитве есть большая заслуга, а святость синагоги уступает только Храму. В раввинской литературе ее иногда называют «малым Храмом».
Ещё одно из названий синагоги «бейт мидраш» – в переводе с иврита «дом изучения». Вопреки распространённому мнению, еврейское образование не заканчивается с возрастом бар-мицвы (в 13 лет условное совершеннолетие для мальчика). Для соблюдающего еврея изучение священных текстов задача всей жизни, поэтому в синагоге обычно хорошая библиотека. Нередко это место, где проходят занятия с детьми.
В большинстве синагог есть один или несколько залов для религиозных и нерелигиозных видов деятельности. Часто синагога функционирует как дом собраний, где обсуждаются важные для общины вопросы. Нельзя не сказать, что это своего рода «агентство социального благополучия». Здесь собирают и распределяют деньги, вещи, продукты для помощи бедным и нуждающимся членам общины и не только общины.
Организационная структура
Синагоги, как правило, независимые общественные организации. Для разных направлений иудаизма существуют свои центральные организации, и синагоги с ними прочно связаны, но эти организации не имеют над ними фактической власти, хотя некоторые рычаги влияния, конечно, есть.
Как правило, управляются синагоги советом директоров – это уважаемые члены общины. Совет управляет синагогой, поддерживает её деятельность, а также нанимает раввина и хазана (человека, который ведёт молитву).
Если же синагога почему-либо намеревается нанять раввина или хазана, неприемлемого с точки зрения центральной организации, она может лишиться членства в ней, а это чревато и финансовыми трудностями. Например, если ортодоксальная синагога наймет раввина реформистского течения, то потеряет членство в Союзе ортодоксальных евреев.
Иначе говоря, выбор соответствующего раввина и хазана должен быть согласован и одобрен центральной организацией данного религиозного направления.
Раввин обычно работает с ритуальным комитетом, состоящим из членов синагоги, чтобы устанавливать в ней определённый порядок деятельности. Неудивительно, что между ним и его нанимателями может возникать напряжение, и одним из таких поводов может стать, к примеру, намерение комитета сотрудничать с недостаточно кошерной организацией общепита.
Стоит отметить, что синагога может существовать без раввина и хазана или одного из них, и богослужения могут проводить сами члены общины, полностью или частично. Однако обычно раввина синагога все же нанимает, а в малых синагогах может не быть хазана. Но раввин и хазан, безусловно, ценные члены общины. Образование и духовное руководство во многом связано с ними.
Синагоги не устраивают сбор добровольных пожертвований во время богослужений, как это бывает во многих христианских церквях. Это связано с тем, что еврейский закон запрещает совершать покупки и носить деньги в праздники и Шабаты. Цдаку (благотворительное пожертвование) собирают, как правило, на утренних богослужениях, и в центральной части зала находится пушке (цдочница); эти деньги обычно идут на благотворительность, а не на нужды синагоги.
Финансируются синагоги за счёт своих центральных и общееврейских организаций, спонсорских и членских взносов, в небольшой мере благодаря бронированию мест в первых рядах молельного зала (в праздники синагога обычно переполнена людьми), а также за счёт различного рода мемориальных досок. Но каждый еврей может молиться в любой синагоге, и для этого не нужен членский билет и обязательные денежные пожертвования.
Ритуальные принадлежности синагоги
Та сторона синагоги, где в молельном зале установлен Арон а-Кодеш, или Ковчег (Скиния) Завета (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), как правило, сориентирована на Иерусалим: именно в таком направлении мы должны произносить некоторые молитвы.
У Арон а-Кодеша есть дверцы, а снаружи занавес, называемый парохет – это подобие завесы Святилища Храма. В зависимости от определённых молитв дверцы и/или занавес Арон а-Кодеша открывают и закрывают. Делать это большая честь, которую в процессе молитвы поочерёдно предоставляют уважаемым членам общины. Когда Арон а-Кодеш открыт, всем полагается стоять.
Надо сказать, что между Ковчегом Завета и ковчегом Ноаха (Ноя) нет никакой параллели. Второй на иврите называется словом «тейват».
Непосредственно перед Ковчегом Завета или чуть выше него находится нер тамид, или Вечный Светильник. Он символизирует заповедь о зажжённом светильнике в Скинии Храма за пределами завесы, окружающей Арон а-Кодеш (Шмот, 27:20-21).
Во многих синагогах, кроме нер тамид, установлена менора (канделябр), символизирующая Храмовую Менору. Однако светильник в синагоге обычно имеет шесть или восемь ветвей вместо семи, потому что запрещено размещать там копии ритуальных принадлежностей Храма.
В самом центре зала или ближе к началу, неподалёку от входа, обычно возвышается небольшой пьедестал — бима. Свитки Торы кладут на неё и читают во время молитвы. Иногда бима используется как подиум для тех, кто ведёт молитву. В некоторых синагогах есть небольшой дополнительный пюпитр — амуд.
В ортодоксальных синагогах есть помещение для молящихся женщин. Это может быть балкон верхнего этажа или задняя часть комнаты, отделенная от мужской части стенкой, ширмами или завесой (мехица). Мужчинам нельзя молиться рядом с женщинами, чтобы это не мешало сосредоточиться на главном в такое важное время (см. статью «Роль женщины в иудаизме»).
Посещение синагоги неевреями
Неевреи всегда могут посещать религиозные службы в синагоге при условии, что их поведение соответствует этому месту и событию. Не допускаются попытки обращения иудеев в другую религию или объявление якобы «благой вести».
Когда неевреи отправляются в синагогу, одеваться надо так же, как в церковь: скромно. Мужчине следует надеть кипу (ермолку), если евреи на молитве в кипах. Обычно при входе в синагогу их выдают всем, у кого нет, конечно, только на время, а не в подарок.
Замужние женщины обычно прикрывают волосы, и иногда, тоже при входе и тоже на время, можно взять платки или шарфы.
А вот в талит (специальная молитвенная шаль для мужчин) и тфилин неевреям облачаться запрещено, потому что эти атрибуты предназначены исключительно для евреев, соблюдающих Завет Моше.
Не следует забывать, что в ортодоксальной синагоге мужчины и женщины сидят раздельно.
Во время молитвы неевреи могут читать сидур (молитвенник) на том языке, носителем которого являются; обычно в нем текст на иврите, транслитерация и перевод. Можно присутствовать и принимать участие в молитвенных служениях, если это комфортно. А перед посещением молитвы имеет смысл узнать, что представляет собой еврейское богослужение, чтобы лучше понимать и ориентироваться в происходящем.
Неевреи, как и евреи, должны вставать всякий раз, когда открывается Ковчег Завета и когда несут Тору в знак уважения к Б-гу и к Торе. В любое другое время, когда молящиеся стоят, неевреи могут при желании сидеть.
Храм
Храмом называется особенное строение в особом месте Иерусалима, подобного которому нигде в мире больше не было и нет. Со времён царя Шломо до разрушения римлянами в 70 году новой эры там совершали религиозные обряды и приносили жертвы. Храм дважды разрушали – после первого разрушения он был восстановлен и назывался Вторым Храмом.
Знаменитая Стена плача (Котель а-Маарави, Западная стена, или просто Котель) – это остатки западной удерживающей стены на холме, где был возведен Храм. Она ближе всего находилась к Святилищу, а сам Храм был расположен выше этой стены, позади неё. Евреи и неевреи по сей день сюда приходят.
Сейчас в интернете ведётся постоянный прямой эфир от Котеля, который можно увидеть в любое время.
С некоторых пор на месте Храма находится Купол Скалы – мусульманская святыня для паломников, и мечеть Аль-Акса – дом молитвы для мусульман. Купол Скалы — это здание с золотым куполом, которое занимает почётное место на большинстве фотографий Иерусалима.
Традиционные евреи считают, что Храм будет восстановлен с приходом Машиаха (Мессии) и с нетерпением ждут этого дня, постоянно молясь о его приближении.
Источник: https://imrey.org/%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%B8-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC/
Какая вера у евреев, и в чём её суть?
Евреи — это народ, который чтит свою религию несмотря ни на что. Испокон веков этот народ преследовался и был гоним со стороны других представителей земной цивилизации. На их долю выпадали самые тяжелые испытания: уничтожение, изгнание и геноцид. Но благодаря тому, что они сумели сохранить веру в Единого Бога, евреи продолжают занимать одну из центральных ниш в истории мира. Так какая вера у евреев? И почему, вопреки всему, она продолжает занимать души людей?
Яхве — творец и создатель всего живого
Иудаизм — религия, которой придерживаются все евреи и в которую обращаются последователи учения о едином Боге. Яхве переводится как «Тот, кто был, есть и будет».
Эта религия не является мировой, так как её исповедует лишь один народ. Но вера в Творца настолько сильна, что можно с уверенностью сказать: ничто не в силах искоренить ее.
Суть этого вероучения в следующем: существует лишь один Бог, все остальные боги – выдуманные. Когда случилось первое грехопадение, люди забыли об истинном Творце и стали поклоняться идолам. Чтобы напомнить о себе, Яхве предстал перед Авраамом, праотцем всего человечества. Пророк понял, что человечество сделало большую ошибку, отказавшись от Господа, он отрекся от язычества и отправился странствовать.
Он уверовал настолько, что даже был готов убить родного сына, как приказал ему Бог. Видя, насколько покорен Авраам, Всевышний убрал руку с ножом и спас ребенка от гибели. С той поры Творец понял, что пророк Авраам действительно верит в него и любит. Иногда современные иудеи говорят о своей религии «Вера Авраама».
Именно через сына Исаака пошел многочисленный народ Израиля.
Истоки иудаизма
Понятие «иудаизм» появилось где-то в 1–2 тыс. лет до нашей эры от самой многочисленной ветви израильского народа племени Иуды. Например, самым известным из этого племени считается царь Давид, при котором государство Израиль достигло наивысшего расцвета.
Сейчас иудаизм – это целый набор правовых, этических и религиозных правил, которые создают основной уклад жизни евреев.
Историю появления этого течения можно проследить изначально на страницах Библии, в Ветхом Завете.
Изначально евреи, так же как и другие народы, почитали множество Богов, но по воле Господа были захвачены в рабство египтянами. Здесь их ждала жизнь, полная тягот, пыток и казней.
Для избавления от этого ига Творец подозвал к себе Моисея, который должен был стать тем, кто спасет еврейский народ от бед. Чтобы евреи поверили в него, произошло несколько чудес, например Египетские казни.
После этого люди поверили Моисею и последовали за ним в неизвестность. Пространствовав 40 лет, уставший народ нашел Обетованную землю. За время странствования на горе Синай Моисей получил 10 заповедей и заключил с Господом Завет.
С той поры появилась Тора, священное наставление Творца с основными правилами поведения, законами и требованиями.
Основные обряды иудаизма
Рассматривая эту религию, можно сказать, что это собрание культовых традиций, которые обязаны исполнять все приверженцы этой веры. Перечислим некоторые из них:
- Обрезание. В знак того, что человек поклоняется Богу Яхве, делается обрезание. Без этого обряда еврей не считается верующим.
- Соблюдение субботы. В этот день надлежит лишь молиться, отдыхать и пребывать в гармонии с природой. Любая работа, даже самая простая, считается грехом, поэтому, чтобы чтить субботу, даже еду следует приготовить заранее.
- Создание семьи. Одинокий человек, который не смог найти себе пару, совершает один из тяжких грехов. Если в течение 10 лет жена не смогла родить малыша, муж вправе развестись с ней для того, чтобы продолжить род с другой женщиной.
- Запрет на мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Нельзя есть одновременно молочные и мясные блюда, употреблять любые морепродукты.
Верующим человек становится, как только рождается, эта вера передается ему с молоком матери. В дальнейшем в детском саду и школе изучаются целые курсы по иудаизму. Поэтому этот народ выстоял в тяжкие времена гонений и до сих пор процветает, живет и трудится на своей собственной земле.
Иудаизм и другие религии
Непростые отношения во все времена складывались у евреев с христианами. За всю историю именно христиане выступали гонителями их веры, поэтому напряженность в отношениях сохраняется и по сей день. В свою очередь православные считают именно Иуду виновным в распятии Христа и ставят это в вину всему народу Израиля.
С мусульманами же иудеи находят много общего. И те и другие считают себя детьми Авраама, только от разных ветвей. Они поклоняются одному и тому же Богу, у них много одинаковых обычаев и традиций. Тем не менее отношения между представителями этих религиозных течений складываются по-разному.
Чтобы узнать подробно, какая вера у евреев, ее основные заповеди, суть и историю, следует прочитать священную книгу Тору. Тогда можно понять, почему этот народ считается таким духовно сильным и несгибающимся.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1215625218197556018/kakaya-vera-u-evreev-i-v-chyom-eyo-sut/
Иудейское богослужение
общее наименование литургических традиций иудаизма раввинистического.
В научной лит-ре также используется термин «синагогальное богослужение», но он менее удобен, поскольку, с одной стороны, исключает из рассмотрения домашние обряды и личные молитвы, играющие в иудаизме большую роль, с другой — не принимает во внимание то обстоятельство, что на раннем этапе истории И. б.
синагоги как социальные институты не контролировались раввинами, к-рые, хотя и пользовались авторитетом в народе, были по сути лишь мудрецами — знатоками Закона Моисеева, вокруг к-рых собирались небольшие группы учеников (см. в ст. Иудаизм раввинистический).
История изучения
Научное изучение И. б. долгое время было затруднено отсутствием ранних источников. До нач. XX в. ученые (В. Гейденгейм, Л. Цунц, А. Берлинер, Д. Кауфман и др.) могли опираться в основном лишь на сведения талмудической лит-ры и небольшое число средневек. литургических книг и толкований (все старше IX в.).
Поскольку они исходили из представлений об устойчивости и о консервативности иудейской традиции, позднеантичные и средневек. обычаи часто проецировались ими на период Второго храма, что приводило к искаженному пониманию не только истоков И. б., но и его места среди др.
литургических традиций того периода (что в свою очередь отражалось и на понимании истоков раннехрист. богослужения).
Новый этап изучения начался с публикации документов из Каирской генизы. Издание этих памятников, медленно продвигавшееся в течение XX в. (Ш. Шехтер, Л. Гинзберг, Дж. Манн, И. Дейвидсон, И. Эльбоген, Л. Финкельштайн), показало, что процесс формирования раввинистических обрядов и молитвословий был постепенным. Хотя мн. элементы богослужения появились в период Второго храма, фиксация и окончательное оформление И. б.
произошли только в талмудическую и даже постталмудическую эпоху (период гаонов). После детального изучения сохранившегося корпуса молитвословий периода Второго храма и сравнения его с корпусом средневек. иудейских молитв стало очевидным, что проследить эволюцию одних текстов в другие, установить оригиналы тех или иных молитв, объяснить переход от одних форм богослужения к другим с помощью традиц. методов историко-лит.
критики практически невозможно. Поэтому мн. ученые от поисков прототекстов перешли к выявлению структурных оснований и моделей, по к-рым строились молитвы и литургические чинопоследования (Й. Хайнеманн, Э. Д. Голдшмидт, Э. Флейшер, Ч. Джираудо, Р. Кимельман, К. Леонхард и др.). Этот подход позволил выявить внутреннюю логику в построении древних молитв, идентифицировать архаичные структуры внутри средневек.
чинопоследований и т. д. Слабой стороной этого метода было то, что исследователи оперировали абстрактными категориями (тип молитвы, структурный элемент и т. п.), тогда как фактический материал показывает, что «чистых» типов или жанров молитв и гимнов в древности не существовало, а структурные элементы могли сочетаться в самых разных комбинациях.
Кроме того, этот метод плохо учитывает многообразие течений внутри иудаизма периода Второго храма.
До нач. 90-х гг. XX в. исследователи И. б. почти не привлекали кумран. свитки (исключение составляют работы Ш. Тальмона и Д. Флуссера). Огромное значение этих находок заключается в том, что впервые ученые получили подлинные литургические и гимнографические тексты, датируемые II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.
, прежде были известны лишь «литературные» варианты молитв и гимнов в составе девтероканонических и апокрифических книг (в отношении к-рых всегда существовало сомнение в том, что они использовались на практике в реальном богослужении). Хотя кумран.
свитки имеют «сектантское» происхождение, они отражают общие для иудаизма Второго храма тенденции развития богослужения: значительная часть литургических текстов не содержит следов свойственного кумранитам богословия и, вероятно, является наследием периода, предшествующего разрыву кумранитов с иерусалимским священством (Falk. 1998).
Анализ этих рукописей показал, что практика регулярного чтения установленных молитв (как суточного, так и годового цикла) существовала в иудейской традиции уже во II в. до Р. Х., хотя тексты молитв еще были подвижны и, видимо, различались в разных общинах. Эти молитвы содержали формулы, заимствованные из библейских книг, но были в значительной мере ориентированы на актуальные темы (в т. ч. религиозно-политические) и реальные нужды молящихся.
Полученные данные позволили совр. исследователям сделать вывод о том, что И. б. развивалось не линейно, а по разным траекториям, раввинистическая же традиция формировалась на основе соединения неск. предшествующих традиций — храмового богослужения, синагогальной традиции, богослужения «пиетистских» общин, домашних обрядов и молитвословий периода Второго храма (С. Рейф, Л. Шиффман, Л. А. Хоффман, И. Д. Та-Шма, К. Ньюсом, Б. Ницан, Э. Хазон, Дж. Давила, Д. К. Фальк и др.).
Этапы развития и литургические источники
Источник: http://www.pravenc.ru/text/1237769.html
Храм иудеев
Бывали ли вы у «Стены Плача» в Иерусалиме? Этот фрагмент стены иудейского Храма, разрушенного римлянами более 2000 лет назад, привлекает евреев и паломников со всего мира. Люди приходят сюда, чтобы оплакать невосполнимую потерю святого Храма.
Что же на самом деле оплакивают эти люди? И о чем просят ту невидимую Высшую Силу, которая скрывается за куском каменной стены, оставшейся от иудейской святыни?
Два прекрасных Храма
А когда-то на Храмовой горе в Иерусалиме возвышался прекрасный сначала Первый, а затем Второй Храм. Известный историк Иосиф Флавий, живший во времена существования Второго Храма и видевший его своими глазами описывал его так. «В Храме все настолько восхитительно, что при виде его радовались сердце и душа. Он был покрыт со всех сторон листами из золота и поэтому блистал очень ярко, ослепляя подобно солнечным лучам».
Согласно архитектурному плану Храм состоял из двух помещений: внутреннее, самое Святое, и внешнее. В Святая Святых находился Ковчег Завета, на котором были высечены 10 Заповедей. После разрушения Первого Храма он бесследно исчез.
Первый Храм, как всем известно, был возведен во времена правления мудрейшего царя Соломона около тысячи лет до нашей эры. Простояв почти 400 лет, он был уничтожен Навуходоносором, царем Вавилона. Жители Иерусалима попали к нему в плен, многие были убиты.
Спустя семьдесят лет после разрушения Первого Храма, был освящен Второй Храм. Это возвращение евреев на свою землю известно из истории праздника Пурим. Второй Храм был немного меньше в размерах и не так красив, как первый. К началу нашей эры Храм был расширен и перестроен. Его вновь освятили почти перед самым разрушением, в 68 году.
Второй иерусалимский Храм был осажден императором Титом весной семидесятого года нашей эры. 5 месяцев длилась осада Святого Города. Храм пал, когда подожгли его ворота.
Оба Иерусалимских храма исчезли с лица земли в один и тот же день — девятого ава.
Иудеи ушли в самое длительное изгнание. Еврейские праведники оплакивали павшую Святыню. Только один праведник, рабби Акива, смеялся. Он объяснил свое отношение к такому печальному событию тем, что теперь он уверен в предсказании пророков о том, что начнется смешение душ и мы придем к окончательному исправлению.
Духовное назначение иудейского Храма
Храм иудеев являлся прототипом серьезного государственного учреждения. Из него велось руководство всей экономической, культурной и образовательной жизнью народа.
В Храме служили коэны и левиты, которые и управляли жителями страны. Регулярно заседал Синедрион — что-то вроде современной академии, где собирались мудрецы и издавали справедливые законы. Левиты ездили по стране, обучали людей грамоте.
Служители Храма заготавливали впрок продукты, дрова, для того, чтобы в холодные зимы и в неурожайные годы люди могли согреться и поесть. У Храма были свои склады, в его подчинении находились специальные города-убежища, в которых скрывались от мести нечаянно убившие кого-то люди.
Каждый житель страны сдавал десятую часть своего дохода служителям Храма. Эти деньги использовались для поддержания Храмовой службы, а также для многих народных потребностей: помощи бедным, строительства дорог и т.д. В Храм регулярно приносились жертвы в виде урожая или скота.
Все происходящее в Храме было не случайно, а подчинялось строгим духовным законам. Например, люди, которые приносили жертвы, или отдавали десятую часть своего дохода, при этом физическом действии возвышались. Они окунались в атмосферу взаимной отдачи и любви, царившей в Храме.
C утра до вечера в Храме были организованы обучающие курсы, на которых учили прихожан духовным законам. Пища, приносимая в жертву, съедалась всеми гостями на особенных трапезах, во время которых продолжалось духовное возвышение участников застолья. Мужчины и женщины обучались по отдельным программам и находились в разных помещениях.
В целом Храм иудеев предназначался для того, чтобы воспитывать и поддерживать в народе справедливость и любовь к ближнему. Все физические действия, о которых мы читаем в Святых Книгах, подразумевали под собой духовные корни.
И как только все эти духовные идеалы были попраны, не было основания существовать и самим каменным Храмам, поэтому они и были разрушены.
Еврейские мудрецы говорят, что Первый Храм был разрушен из-за поклонения идолам, а Второй Храм — из-за беспричинной ненависти, возникшей внутри народа.
Третий Храм
Как и было предсказано еврейскими пророками, народ Торы после разрушения Второго Храма вышел в самое последнее и длительное изгнание и упал с того высокого духовного уровня, на котором находился. Но этими же пророками предречено, что в наши времена изгнание закончится и иудеи вновь поднимутся на высокую ступень духовности. Но теперь уже не одни.
После длительного скитания по чужим странам и смешения с другими народами не только на физическом уровне, но и на уровне душ, еврейский народ придет к окончательному исправлению вместе со всеми народами мира. И только после того, как сердца всех людей на земле объединятся в любви и согласии, наступит время Третьего Храма.
Этот самый прекраснейший Храм будет выстроен в сердцах людей.
Видимо, о таком будущем мечтают собравшиеся у Стены Плача люди. О том, как в новом, прекрасном мире этот возрожденный Храм станет символом огромной любви и счастья.
Ривка Гольдес
Источник: https://jewish-secret.com/hram-iudeev/
Праздник обновления
«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в Храме в притворе Соломоновом» (Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 22-23).
Эта цитата из Нового Завета – единственное упоминание о празднике Хануки, или как его еще называют, Праздник обновления, в Библии. Начало этот праздник берет в 167 году до нашей эры. Еще об этом празднике говорится в Талмуде. Как мы видим из Писания, Сам Иисус праздновал этот праздник. Он пришел в Храм во время Хануки.
В 167 году до нашей эры в Израиле царил хаос и беспорядок. Вся страна находилась под властью Антиоха Епифана («воплощенный бог» – так в переводе звучит его имя). Антиох захватил Израиль и пытался склонить евреев к принятию греческой культуры. Он издал законы, которые говорили, что каждый еврей должен покланяться Зевсу.
Он запретил евреям собираться для изучения Писаний, праздновать свои праздники, сжигал свитки Торы. Кроме этого он объявил, что все еврейские традиции будут считаться вне закона, а люди будут караться смертной казнью за неповиновение его законам.
Другими словами, Антиох старался всеми силами ассимилировать еврейский народ, сделать его частью греческой культуры, полностью истребить у евреев поклонение живому Богу, смешав иудаизм с язычеством, которое в то время процветало. Захватив Храм, он превратил его в место поклонения Зевсу и поставил там статую идола.
Антиох разграбил святилище, осквернил его, а на жертвеннике принес в жертву свинью. Это стало величайшим оскорблением для евреев.
В то же время на севере Израиля в городе Модин жил человек по имени Иуда Маккавей. Он был священником. Он отказался принять условия Антиоха и поднял восстание против него.
С группой верных людей он начал вести войну с Антиохом, и через несколько лет Израиль был освобожден от рабства и гнета Антиоха Епифана (это восстание известно сегодня как восстание Маккавеев).
На щитах всех воинов Иуды Маккавея была написана аббревиатура «МКБИ», что в переводе с иврита означает «КТО, КАК ТЫ, СРЕДИ МОГУЧИХ».
И действительно, мы, сегодняшние верующие, рассматривая историю нашего народа, понимаем, что никто не может сравниться с Богом. Он самый могучий и сильный среди всех. Эти слова стали девизом, лозунгом Маккавеев.
Я представляю себе, как каждый раз, идя на битву против захватчиков, воины смотрели на эту аббревиатуру и укреплялись благодаря пониманию, что с ними в бой идет Сам Бог Израиля. Их девиз стал их жизнью, и Бог прославился через них. Через три года, в 164 году до нашей эры, Израиль был полностью свободен от захватчиков.
Первое, что сделал священник Иуда Маккавей, – он очистил Храм и восстановил жертвенник, где по закону должны были приноситься жертвы живому Богу. Храм был заново посвящен Богу в 164 году до нашей эры.
Слово «Ханука» происходит от древнего еврейского слова, означающего «обновление» и «очищение», поэтому сам праздник и несет в себе смысл обновления и освящения.
ЧУДЕСА ПРАЗДНИКА
Во время всех событий, которые мы сегодня называем «ханукальными днями», Бог дал евреям увидеть, по крайней мере, два чуда. Для нас, верующих Нового Завета, это еще раз напоминает, что Бог наш есть Бог чудес и что для Него нет ничего невозможного.
Первое чудо заключается в том, что Бог дал одержать победу небольшой, но смелой группе евреев над превосходящей армией Антиоха. У евреев было немного людей, но победа пришла благодаря Богу.
На память приходит одно из мест Священного писания, где описывается подобная ситуация еврейской армии. Бог тогда сказал Своему народу: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества этого великого, ибо не ваша война, а Божия» 2 Книга Паралипоменон, гл. 20, ст. 15.
Это совершенно разные события, но ситуации, упоминаемые в них, очень схожи.
Второе чудо заключается в том, что когда Иуда очистил Храм и собирался зажечь светильник, он обнаружил, что масла в меноре (светильнике) хватит только на один день, а чтобы изготовить следующую порцию масла, необходимо восемь дней. Но Иуда зажег масло, которое было в меноре, и произошло чудо u0013 масло горело не один день, а все восемь.
Поэтому в честь такого чуда и празднуют Хануку на протяжении восьми дней, каждый день зажигая по одной свече теперь уже не на меноре, а на ханукальном подсвечнике (ханукия), тем самым каждый день вспоминая Божью победу и Его чудеса. Светильник – очень важная часть еврейской жизни, потому что он символизирует собой свет во тьме. Бог сказал Моисею сделать светильник и поставить в скинии.
Светильник освещал сначала скинию, потом Храм, и священники могли видеть, что им нужно было делать. Без светильника они находились бы во тьме. Об этом мы можем прочесть в Книге Исход, гл. 25, ст. 31-37.
ИИСУС И ХАНУКА
Иисус не случайно пришел на праздник Хануки в Иерусалим (об этом мы уже упоминали в начале нашего рассказа). Иисус был еврей и чтил традиции Своего народа, но Он пришел дать нам нечто большее, чем просто традиции.
В своем земном служении Иисус сказал прекрасные слова, которые относятся не просто к этому восьмидневному празднику, а к вечности. Иисус сказал: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Евангелие от Иоанна, гл. 12, ст. 46-47). Иисус есть неистощимая Ханука, и каждый, кто не желает находиться во тьме, еврей он или нет, должен обратиться к Нему как к вечному свету.
Из-за греха мы все отделены от Бога и находимся во тьме. Но, приняв Иисуса как своего Спасителя, мы выходим из тьмы и освобождаемся от своих грехов. Иисус еще сказал: «Я свет миру. Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме» (Евангелие от Иоанна, гл. 8, ст. 12).
Как просто! Последуй за Иисусом, и Он даст тебе свободу и прощение грехов. Как в древние времена Иуда Маккавей, очистив Храм, обновил его, так и сегодня Бог желает очистить нас и обновить наши сердца. Все мы нуждаемся в истинном Спасителе и в истинном свете.
Иисус умер, но и воскрес для того, чтобы оправдать нас и даровать нам истинный свет.
Если ты, дорогой друг, никогда не принимал истинный Свет в свою жизнь – Иисуса – и ты осознаешь себя грешником, ты можешь помолиться такой молитвой прямо сейчас:
Дорогой Отец Небесный, прости мои грехи.Я каюсь перед Тобой.Очисть мое сердце от тьмы греха, войди в мою жизнь, просвети ее Своим Божественным светом.Я принимаю Тебя в свою жизнь.Во Имя Иисуса.
Аминь.
Подписывайтесь:
Источник: https://cis.jewsforjesus.org/prazdnik-obnovleniya/