Софийский собор в константинополе, история и архитектура
Храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где находится Собор Святой Софии?
Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.
Кто построил Собор Святой Софии?
История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова.
Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески.
Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.
Архитектура Собора Святой Софии
В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции – четырехугольное строение, образующее три нефа.
Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише.
Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.
Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.
Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из храма Артемиды в Эфесе, и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.
Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах.
Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье.
Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.
В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.
Источник: https://pravoslaviee.ru/molitvy/sofijskij-sobor-v-konstantinopole-istoriya-i-arhitektura.html
Кто восстановил купол Святой Софии? Архитектор Трдат
Ученые Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс подробно исследовали самую эффектную часть сооружения — купол собора, который в первоначальной идее был сферический и очерчивал окружность диаметром 31 метр. Его высота от пола — 51 метр. Покоится купол на четырех опорах (парусах). Некоторые его отклонения от идеальной сферы и окружности объясняются многочисленными разрушениями и перестройками.
В сериях публикаций 40−50-х годов ХХ в. Эмерсон и Л. Ван Найс представили детальный отчет о возведении второго купола Святой Софии Исидором младшим и восстановительных работах X и XIV веков. Они оценили вклад архитектора Трдата из Армении в восстановление собора в Х в. на основании византийских письменных источников и осмотра сооружения. Ученые сделали вывод, что Трдат заново построил западную часть купола и укрепил западную арку.
Изучив каменную кладку на внутреннем основании купола, они решили, что явная асимметрия — это результат расширения большой западной арки.
Ученые убеждены, что Трдат увеличил высоту арки, которая имеет вогнутость, и предположили, что она создана намеренно из-за опасной наружной выпуклости южной части купола, которая сохранилась с VI века, а для большей устойчивости купола Трдат заложил две пары окон на разных концах сегмента (статья «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», Кристина Маранчи).
Святая София
В 330 году император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию, которую переименовал в Новый Рим. Однако название не прижилось и город стали называть Константинополь. В том же году Константин заложил базилику и назвал ее Святая София.
Из-за мятежей в городе церковь не раз восстанавливали. Во время мятежа 532 г. она была сожжена, а император Юстиниан готов был бежать из страны, когда полководец Велизарий с войсками вошел в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить самый большой храм в мире. Для этой цели он выкупил земли вокруг сгоревшей базилики и пригласил известных архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.
На стройке ежедневно работали 10 тысяч рабочих. Для собора везли лучший мрамор: из Проконеза, Каристоса, Ясоса, Фригии, и даже готовые колонны из языческих храмов Рима, Афин, Эфеса и Баальбека.
Много новшеств было использовано при строительстве: известь готовили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — этим материалом покрыли престол.
На строительство храма уходили все доходы империи — храм украсили мозаики на золотом полу, стены храма полностью были покрыты мозаиками, вместо иконостаса — 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых стояли иконы. Только в ризнице было 40 000 фунтов серебра.
Храм был построен за пять лет, его освящение вылилось в празднества: город ликовал пятнадцать дней. Это было в 537 году. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным.
В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.
Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».
Землетрясение 558 года разрушило восточную часть купола Святой Софии. Восстанавливал купол Исидор, племянник архитектора Исидора из Милета, он поднял купол на 9 метров. По словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.
Еще более сильное землетрясение 989 года разрушило западную часть купола.
Есть две версии, почему работа по восстановлению купола была поручена архитектору Трдату из Армении: по одной из версий, Трдат был в Константинополе и предложил свои услуги, по другой — Трдат, как известный в Армении и Византии архитектор, был приглашен в Константинополь, потому что имел богатый опыт работы с большими куполами.
Архитектор Трдат
Трдат (дар богов) (950−1020 гг.) был известным зодчим Армении во времена царей Багратуни.
После того как царь Ашот III перенес столицу Армении из Карса в город Ани (ныне в Турции, на границе с Арменией), Трдат построил кафедральный собор в Аргине — католикосат (рядом с Ани, тип купольного зала), и кафедральный собор в Ани (тип купольной базилики) — оба с большими куполами, а также церковь Сурб-Ншан (святое Знамение) в Ахпатском монастыре и церковь Григория в Ани (Гагикашен, 3-ярусная ротонда).
Трдат был опытным зодчим, но в Армении архитекторы работали с крупными каменными глыбами, а купол собора Святой Софии был сделан из кирпича и известняка. Трдат представил план восстановления собора, чертеж и модель, как будет выглядеть собор после реставрации. Это было ново для Византии, до этого никто из архитекторов не делал чертежи. Кроме того, во всех сооружениях Трдат использовал паруса под куполом, как в Святой Софии. Все вместе послужило Трдату лучшей рекомендацией.
Но Константинопольские масштабы были иными, что значительно увеличило сложность стоящих перед архитектором задач. Трдат улучшал свои методы по ходу работ, что увеличивало их стоимость. Византийский летописец замечает, что леса, возведенные Трдатом при восстановлении купола, обошлись казне в тысячу ливров золотом.
В 994 году собор Святой Софии был восстановлен. Результат работы архитектора Трдата — ныне музей Айя-Софья — радует посетителей уже более тысячи лет.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/65036/
Софийский Собор Великого Новгорода — что посмотреть: фрески 11 века, Магдебургские врата, голубь на кресте
Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.
Он был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.
Храм много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великий новгород софийский собор фото
На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Второй Мировой войны
Голубь на крыше собора
На центральном золотом куполе можно увидеть голубя. В народе сочинили легенду, что голубь окаменел от ужаса, когда увидел кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами.
Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить. Во время Отечественной войны это поверье сбылось: В купол попал снаряд и голубь упал с креста. Тогда немецкие войска заняли город.
Крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.
В 2002 г. по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.
В 2004 г. крест был возвращён Собору и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.
Теперь сидит весь в иголках, чтобы другим голубям неповадно было
Граффити на стенах
На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники.
Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».
Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.
Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси.
На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.
Магдебургские врата
Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.
В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново. Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице.
Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.
Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.
Фрески, которым 900 лет
Самые старые фрески в Софийском соборе относятся к XI веку, их сохранилось всего 2 фрагмента: Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).
Один из ангелов на барабане. Фотографию второй фрески найти не удалось
От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме изображения XII, XIII, XIV веков.
Фрески разных эпох на стенах предают Собору особую значимость и представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Они освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.
Чудотворные Иконы
В соборе несколько иконосстасов и они посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.
Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.
Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».
икона Софии Премудрости Божией иконы Божией Матери «Тихвинская» икона «Знамение»
Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.
Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.
София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.
Мощи святых
По старинному обычаю в храме устроен некрополь: В соборе со времени его основания хоронили новгородских князей и епископов.
В некрополе можно увидеть мощи 6 святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого (не знаю почему, но все что связано с такими громкими именами прошлого вызывает у меня дикий восторг), её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.
Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.
Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.
В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.
С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.
Звонница
Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом постеЗвонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды.
Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.
Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.
Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.
Сохранившиеся колокола Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.
Близ звонницы установлены:
- 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).
- 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).
- Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).
- 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).
- 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).
С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:
«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол. Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо. Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».
- В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
- Вход свободный. Вход через северные двери.
- Фотографировать внутри запрещено.
- Запрещено заходить в шортах.
Интересные факты о храме
Стены собора сложены из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце.
Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.
Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.
Когда лучше приходить и когда в храм не попасть
График работы: ежедневно с 8:00 до 20:00.
Если хотите или не хотите попасть во время богослужений, то вот их расписание: Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы. В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому. В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».
- В Великий пост свет в храме не зажигается.
- Поток посетителей меньше по будням с утра.
- Посещаемость высокая.
- В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.
- Фотографировать внутри храма запрещено.
Источник: https://site2max.ru/cat-great-novgorod/sofiyskiy-sobor-v-velikom-novgorode/
История основания Софийского Собора в Новгороде
Собор Святой Софии – выдающийся и бесценный памятник русского средневекового зодчества. Он был выстроен по указанию Владимира Ярославовича, являвшегося старшим сыном Ярослава Мудрого, между 1045 – 1050 г. Спустя 130 лет этот собор Великого Новгорода стал главным городским храмом и символом Новгородской республики. Еще в далеком XII веке князь Мстислав Великий изрек: «Где София, там и Новгород».
История основания Собора
Новгородский Софийский храм – старейший из сохранившихся в нашей стране памятников древнерусской архитектуры. Есть свидетельства того, что до постройки каменного собора в городе была деревянная Софийская церковь. Археологических доказательств этого факта нет.
Но в НПВ — Первой Новгородской летописи, описывающей период с 1016 до 1330 гг., упоминается, что св. София была уничтожена пожаром в 1049 г. «марта в 4, в день субботний». Также в летописи указано, что первоначальный храм был «13 верхе имущи» и стоял над Волховом на «Пискупле улице».
Ряд историков сомневаются в том, что деревянная София существовала, и предполагают данную запись плодом фантазии летописца.
Первый храм и его оформление
Каменный собор, который стал символом Великого Новгорода и его вольности, начали строить в 1045 г. и закончили в 1050 или в 1052. На строительстве работали зодчие и рабочие из Киева и Византии. Сначала все поверхности стен побелили, за исключением барабанов и криволинейных апсид. Их оставили покрытыми цемянкой (толченой кирпичной крошкой с известью).
Таким образом зодчие старались внешне воспроизвести богато украшенные храмы Константинополя, стены которых были покрыты мрамором, а криволинейные элементы – фресками и мозаикой. Выросший всего за пять лет храм был огромен по представлениям жителей Древнего Новгорода.
40-метровое строение, возвысившееся над деревянными избами и дубовыми крепостными стенами, поражало воображение многих приезжающих в Новгород купцов.
За все десять столетий существования церкви, ее никогда не перестраивали. Пожары и войны наносили ущерб, который требовал лишь ремонта. После различных социальных и природных катаклизмов купола Софийского собора покрывали свинцом, а стены – штукатуркой. В XV века, при архиепископе Иване Калике центральный купол начали золотить.
Судьба в советские годы
В советский исторический период в Софийском соборе некоторое время проводились богослужения. В то же время храм безжалостно разграблялся новыми властями. Из хранилищ вывозились ценности. Некоторые из них исчезали бесследно.
Другие – объявлялись в зарубежных музейных экспозициях и частных коллекциях. В 20-х г. службы были прекращены, и власти открыли в нем музей атеизма. Во время войны новгородский собор попадал под обстрелы, был захвачен и опустошен немцами. Он сильно пострадал от бомбежек.
После Победы храм восстановили, и он стал центром светской культурной жизни Новгорода.
Современное состояние
В 1991 г. состоялась передача святой Софии Русской Православной Церкви. В том, что передача состоялась, есть большая заслуга архиепископа Новгородского Льва (Церпицкого). Перед событием по инициативе архиепископа создали общественный совет, целью которого была реставрация и обеспечение дальнейшей сохранности Софии, как ценнейшего исторического памятника.
Сейчас храм открыт для верующих с 8 до 20 часов. В 10 и 18 часов проводятся богослужения.
Архитектурные особенности собора
Святая София в Новгороде являет собой пятинефную церковь с тремя апсидами. Главы собора имеют характерную форму, напоминающую древнерусский военный шлем. Со всех сторон, кроме восточной стены, к церкви пристроены просторные двухэтажные галереи. Сама церковь пятиглавая, но имеется и шестая глава, установленная в западной галерее над лестничной башней.
Внутренние размеры церкви (без учета галерей) 24, 5 на 27 м. Высота – 38 м, считая от того уровня, на котором находился пол собора тысячу лет назад и до креста на центральной главе. К нашему времени пол церкви по естественным причинам просел. Нынешний пол расположен на два метра выше первоначального. Церковь сложена из известняка, и толщина стен в среднем составляет 1, 2 м. Камень отесан лишь с одной стороны – с наружной части стен.
В качестве связующего использовался состав на основе извести с цемянкой (толченым кирпичом). Арочные своды и прочие криволинейные элементы выполнены из кирпича. По архитектурному устройству св. София очень напоминает киевский Софийский храм, по подобию которого он был создан. Но есть и отличия: вместо тройных аркад устроены двухпролетные, а в нижних ярусах они заменены арками.
Также, компартименты между столпами новгородской Софии более узкие.
Археологические изыскания и исторические исследования Г. Штендера показали, что поначалу св. София Новгородская имела открытые галереи, как это делалось при устройстве храмов в Киеве и Византии. Но позже, следуя требованиям более сурового климата, зодчие закрыли галереи.
Внутреннее убранство
В первый раз церковь расписали фресками в XI века. До настоящего времени из тех фресок сохранилась знаменитая «Константин и Елена», написанная приезжими византийскими иконописцами. При реставрационных работах в XIX в. под слоем штукатурки обнаружились фигуры в полный рост св. императора Константина и его равноапостольной матери со стоящим между ними крестом. Фреска примечательна тем, что писалась в уникальной нигде не сохранившейся технике — по сухой штукатурке.
В следующий раз работы по расписыванию Софийского собора велись в 1109 г. и в 1144 г. Мелкие, дошедшие до нас фрагменты показывают, что вдоль центрального барабана располагались фигуры пророков около 3 м высотой. Алтарь был декорирован мозаичными изображениями святых. В одной из галерей св. Софии сохранились фрагментарные части изображения Богородицы, Христа, Иоанна Крестителя. Всего две иконы, а именно «Спас на Престоле» и «Ап. Петр и Павел», сохранились от убранства XII века.
На стенах найдено немало «автографов» мастеров и прихожан. Также находили рисунки, так называемые «граффити», на которых иконописцы изображали себя. Например, мы знаем, что в XII веке храм Святой Софии расписывал монах по имени Стефан, а также художники Микула и Радко.
Святыни и достопримечательности
Наиболее чтимая икона новгородского Софийского собора — это Тихвинская Богоматерь. Она находится на Рождественском Престоле и является «списком» (копией) с образа, еще более древнего. Тихвинская Богоматерь из Новгорода Великого относится к XV или к XVI векам, и она переняла все чудодейственные свойства утерянного оригинала.
«Спас на Престоле», также находящийся в Рождественском приделе храма, написан в XVI веке. Он расположен поверх восьмисотлетнего одноименного образа, написанного при первой росписи храма. Древний «Спас на Престоле» можно увидеть через особые отверстия.
Икона Божьей Матери «Знамение», датируемая 1170 г., — особо почитаемая ценность храма Св. Софии. Она находится на втором, Успенском престоле храма. Эта икона, по убеждениям современников, сохранила город во время нападения суздальцев во главе с Андреем Боголюбским.
Ценнейшим рукописным памятником новгородской Софии всегда считалось Остромирово Евангелие. Оно написано специально для богослужений в новом храме приблизительно в 1056 г. и сейчас хранится в национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.
Магдебургские (Корсунские, Сигтунские) ворота – это парадные кованые врата с западной стороны, целиком покрытые рельефами с сюжетами из Священного Писания, и представляют собой военный трофей, захваченный во время похода новгородцев в 1187 г. на город Сигтуну, средневековую столицу Швеции.. Они открываются в дни торжественных богослужений.
Интересные факты
Знаете ли вы, что в день возвращения и освящения собора 16 августа 1991 г. во время крестного хода в небе над храмом все могли видеть радужный венец? Есть и другие интересные факты, связанные с собором св. Софии.
О воротах
Известно, что Магдебургские ворота изготовили в Германии (а именно, в Магдебурге) мастера литейных дел Риквин и Вейсмут. Изображения кузнецов можно найти на полотне ворот. Там же исследователи нашли портрет русского литейного мастера Авраама, реконструировавшего и установившего трофей на свое нынешнее место.
Спасение от Суздальцев
Одно историческое событие 1170 г. связано с иконой Божьей Матери «Знамение». Оно же стало сюжетом для другой древней иконы — «Битва новгородцев с суздальцами». Войско Андрея Боголюбского, осадившее тогда Новгород, намного превосходило силы защитников.
Архиепископ Иоанн по велению голоса свыше устроил крестный ход под обстрелом врагов. Когда духовенство и жители несли образ Богоматери «Знамение» вокруг детинца, суздальская стрела угодила прямо в глаз Богородице. Образ стал источать слезы. Тут же врагов покрыла тьма и обуял ужас. Суздальцы стали побивать сами себя и отступили.
Спасение города от вражеского нашествия поныне отмечается 27 ноября.
Легенда о голубе
Другая известная легенда связана со свинцовым голубем, сидевшим на кресте главного купола. Этот голубь по преданию появился в 1570 г., в период захвата и разграбления города войсками Ивана Грозного. Живая птица, якобы, села на крест и окаменела, наблюдая зверства, которые творили захватчики в городе.
Считалось, что Богородица не даст пропасть Новгороду, пока голубь сидит на своем месте. По прошествии пяти веков, в 1942 г. вблизи храма расположилась немецкая оккупационная комендатура. При артобстреле этой комендатуры один из снарядов попал в храм. В этот ужасный день была утеряна драгоценная фреска Спаса Вседержителя 1109 г. написания, поврежден купол.
Крест на центральном куполе был перебит снарядом и оказался висящим на цепях. При отходе немцев в Прибалтику, они вывозили с собой много ценностей из св. Софии. Крест с голубем отправился в Испанию и хранился долгие годы в Мадридской Военно-инженерной академии, в часовне. Только в 2002 г., после успешных переговоров главы России с испанским королем, крест св.
Софии вернулся в Новгород. Сейчас он хранится внутри собора, а главный новгородский купол украшает копия, установленная в 2007 г.
Источник: https://pravednik.info/istoriya-osnovaniya-sofijskogo-sobora-v-novgorode.html
Софийский Собор в Великом Новгороде
Один из самых выдающихся памятников русского зодчества древних веков – Новгородский Софийский собор. На территории Российской Федерации он самый древний. Его возведением занимался сын Ярослава Мудрого (1045-1050 годы). Примечательно, что уже в XII веке, он утрачивает статус княжеского и становится святыней Новгородской области.
Храм не один раз грабили. Первоеразграбление было от лица опричников Ивана Грозного. Они вынесли практическивсе, от утвари до колоколов.
В Великую Отечественную войну немцывывезли иконостас, деревянные сени (но, позднее реликвии были возвращены).
История основания
Возвели его из известняковых плит иракушечника. До XII века, стенывнутри и снаружи были намного темнее, позднее его оштукатурили.
На протяжении всего периодасуществования строение претерпело множество реконструкций. Изначально в храмебыли открытые галереи, но из-за холодного климата, их заложили и он приобрел«строгий» вид. «Златая» паперть появилась позже. Позолота на главном куполепоявилась только в XV веке.
Построили храм на самом высоком участкево всем городе. Перед каменным сооружением, на этом же месте стояла деревяннаяцерковь.
Освящение главного престола произошло в1052 году, в канун Воздвижения Креста. И сразу же после этого, он становитсяосновным кафедральным храмом Новгородской епархии.
На базе церкви работала библиотека, велась летопись. Здесь работали иконописцы и златокузнецы. Около храма проводились вече, выборы, отсюда уходили на войну дружины.
Само строительство велось ускореннымитемпами. Все мастера были приглашены из Киева, ведь в Новгороде еще не знали окаменном строительстве. Поэтому архитектура собора очень напоминает храмы вКиеве.
Большевики национализируют храм иоткрывают в нем антирелигиозный музей. На всеобщее обозрение были выставленывсе ценные вещи, которые были в церкви. Сделали это для того, чтобы показать«несметные богатства» церковников.
После Второй мировой войны храмполностью восстановили и отдали под музей-заповедник. В лоно Русскойправославной церкви, Софийский собор вернулся только в 1991 году.
Архитектурные особенности
Это пятинефный трехапсидныйдесятистолпный храм. Со всех сторон, кроме восточной, к строению примыкаютгалереи в два этажа. Маковицы глав имеют форму шлемов, которые носили военныеДревней Руси.
Вместе с галереями, собор вытянут на 34,5 метров, а по ширине составляет 39,3 метра. Высота от самой верхней точки (центральный крест) до уровня пола – 36 метров. Ранее храм был выше на метр.
Толщина стен составляет 1,2 метр.Скрепляли их известковым раствором, а камни клали неотесанными, выровняли ихтолько снаружи. Все своды и арки выкладывали кирпичами.
Святой героический князь
На одной из стен храма есть памятная доска. Текст на ней говорит о том, что от храма уходили войска князя Александра Невского. Князь был потомком Рюрика и Мономаха, который сумел разбить шведов на Неве. Свою фамилию он получил из-за победоносного сражения на Неве. Считается, что тевтонских захватчиков (немцев) именно Невский прогнал из большинства российских городов.
Александр после 1251 года стал великимкнязем Владимирским. Именно он отверг предложение о переходе в католическуюверу от Папы Римского. Позднее умело вел переговоры с Золотой Ордой. Послесмерти канонизирован. Даже Сталин отметил его подвиги, объявив его национальнымгероем. По этому случаю даже был учрежден почетный орден имени князя.
Магденбургские врата
Эти врата имеют еще несколько наименований: «Корсунские», «Сигтунские» и «Плоцкие». Расположены врата на западном портале собора. Портал полностью покрыт рельефными изображениями по мотивам из Евангелия. Наносили их западноевропейские мастера. Длительное время (несколько веков) портал являлся торжественным входом.
Ряд историков считают, что рисунки изготовлены в Магдебурге в 1153 году. В Новгород они попали в качестве трофея в 1187 году, после похода в Сигтуну (шведская столица). Через 5 столетий во время оккупации Новгорода, шведский главнокомандующий вспомнил об утраченной реликвии. Но даже у врага не хватило моральных сил снять барельеф с центральных врат собора.
Крест главного купола и легенда о голубе
На вершине купола собора красуетсясвинцовый голубь. Относительно птицы есть красивая легенда. Во время подавлениябунта в Новгороде Иваном Грозным, на крест сел голубь. Увидев происходящее,голубь моментально окаменел, ведь целый месяц по улицам города текли реки крови.До происходящих событий местному монаху приснился сон, что Богородица пришлетголубя Новгороду, как символ защиты города – «Сколько будет голубь находитьсяна кресте святой Софии, столько город будет в безопасности».
С крестом главного купола связанадругая, реалистичная история. Во время Великой Отечественной войны, крест былперевезен в Испанию.
Почем именно туда? «Голубая дивизия» — испанскиедобровольцы, воевавшие за Третий Рейх, после попадания снаряда в центральныйкупол, решили спасти реликвию и укрыть ее в своей стране.
Свои действия онимотивировали тем, что святыня не может находиться в России, так как там онабудет осквернена. Вернулась святыня на Родину в 2004 году, но взамен былапередана точная копия.
Граффити Софийского Собора
Покажется совершенно невероятным, что в древние века люди могли заниматься вандализмом. Кто мог допустить, чтобы на стенах святыни появились надписи? Однако в те времена, это было нормальным и лишь подтверждало тот факт, что в стране множество грамотных людей. На церкви найдено несколько надписей, это нацарапанные на стенах молитвы, церковные тексты.
Некоторые надписи служили в качестве пометки для тайника церковного служителя. Много автографов на хорах, включая оставленные женской рукой, то есть даже женщины на патриархальной Руси умели читать и писать. А есть трагические истории, зафиксированные на стенах.
И самое интересное, что все они находятся в самых неожиданных местах, в поисках граффити можно устроить настоящий квест.
Росписи и иконы
Увы, но внутреннее убранство время не пощадило. Но еще остались реликвии, которые по-настоящему достойны внимания. Прежде всего, это лики Святых Константина и Елены на Мартирьевской паперти. Изображение нанесено в XI веке.
Интересный факт, что роспись производилась по сухой штукатурке, что является большой редкостью. Отличительная черта этой техники – кажется, что изображение парит.
Считается, что именно эта техника была самой популярной у древнерусских мастеров, которые расписывали деревянные строения.
От алтаря, расписанного в XI веке, осталось только две иконы: «Спас на престоле»и «Апостолы Петр и Павел».
Историки установили, что окончательновнутренняя роспись храма была завершена в XIIвеке. От этой росписи остались напоминания на простенках барабана. Этотрехметровые фигуры пророков, изображение Деисуса.
Высокий иконостас был расписан впромежутке XIV-XVI веков.
Пределы церкви посвящены Богородице. Впределе Рождества Богородицы роспись была создана в XVIвеке, по некоторым данным, автором являлся Миней.
Считается, что икона Премудрости Божиейявляется чудотворной (главная икона собора), а также «Знамение» и «Тихвинская».На главной иконе изображен Божий Сын в виде багрового ангела, то есть дотелесного воплощения на земле.
Особо почитаемая среди местного населения икона «Знамение». С ней связана интересная легенда. В 1170 году, во время осады Новгорода, войсками князя Боголюбского, было явное не равенство сил, за счет численного превосходства противника.
Считается, что она явилась святителю Иоанну во сне и тогда он совершил обход с иконой по крепостной стене. Когда стрела завоевателей попала в нее, всех противников охватил необъяснимый страх, они бежали и были разбиты.
И действительно, на иконе сохранился след от стрелы.
Некрополь
По древней традиции, в храмах обустраивали некрополи. Не стал исключением и Софийский собор. В некрополе нашли свой последний приют епископы и князья. Здесь хранятся мощи 6 святых:
- жены Ярослава Мудрого;
- сына Владимира Ярославовича;
- князя Мстислава;
- князя Федора;
- архиепископа Иоанна;
- епископа Никиты.
Княгиня Ирина в свое время заложила традицию, которую соблюдали длительное время, хотя по происхождению она была шведкой. К концу жизни княгиня покинула светский мир и ушла в монастырь. Она являлась основательницей монастыря в Киеве, попала в Новгород, когда переехала к сыну Владимиру, во время открытия Софийского собора. В монашестве приняла имя – Анна.
Иоанн удостоился звания «святого», так как считается, что именно его молитвы спасли Новгородский город от суздальцев в 1170 году. В 1172 году он во Владимире вел переговоры с Андреем Боголюбским о мировом соглашении.
А епископ Никита заполнился в истории последующей легенде. В юношеские годы он стал на греховный путь, забыл о чтенииВетхого и Нового Завета, перестал возносить Богу молитвы. Позднее он опомнился,но понял, что разучился читать и ему пришлось заново изучать грамоту.
Информация для посетителей
Софийский собор расположен на территории комплекса Новгородский Кремль. Двери для посетителей открыты с 8 утра и до 8 вечера. Церковь действующая, поэтому при посещении придется соблюдать правила, то есть женщины должны быть в юбках и с покрытой головой, а мужчинам нельзя входить в шортах.
Доехать до кремля можно общественнымтранспортом. До Сенной площади курсируют автобусы №№ 17, 17А, 7, 7А, 26.
Заключение
Софийский собор – бесценный памятникдревнерусского зодчества. По сегодняшний день эти стены хранят множество тайн исокровищ. По одной из легенд, Иван Грозный нашел здесь «схоронку» князяВладимира. При этом он четко указал место, где был обнаружен тайник. В тайникахсобора хранилась даже казна Новгородской республики.
Источник: https://zametki-turista.com/rossiya-rossijskaya-federaciya/sofijskij-sobor-v-velikom-novgorode.html
Софийский собор, Вологда, Достопримечательности России, Что посмотреть в России, Карта города Вологда — Достопримечательности городов и стран мира
—>
St. Sophia Cathedral
Были здесь? Оставьте отзыв!
Вологда,Россия
Монастыри, Соборы, Церкви
Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного.
С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.
Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного.
Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому. По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно.
Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560—70-ми годами. В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде.
Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением: Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу.
И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена. Иван Слободской. Летописец. 1716 год. Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее.
Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848—1850 годов.
В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры» захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей.
В 1612—1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно. В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске для собора были куплены ещё три паникадила заграничной работы. При епископе Гаврииле в 1686—1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева.
В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737—1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас. До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год. При капитальном ремонте 1848—1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет.
В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда. Собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II. В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.
В 1966—1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи. В 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы. В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Софийский собор. Как добраться?
Адрес: Вологда, ул. Сергея Орлова, 15
Софийский собор на карте
Галерея представляет живопись, графику, скульптуру признанных мастеров. Антиквариат. Консультации по подбору произведений искусства. Регулярно проводятся интересные выставки.
Был во Владивостоке в командировке в конце февраля 2020
к списку
Источник: https://100dorog.ru/guide/sightseeing/4222044/
Храм Святой Софии в Константинополе
Храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Софийский собор в Полоцке
Интерьер Софийского собора в Полоцке
Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.
Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.
Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.
Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.
История Софийского собора
Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.
Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.
Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.
Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.
Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.
Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.
В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.
Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.
В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.
Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.
В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.
Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.
Архитектура Софийского собора
Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:
-
вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
-
семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).
В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.
В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.
Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.
Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.
До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.
Софийский собор сегодня
В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.
Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.
Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.
В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.
Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:
-
Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
-
Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).
Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).
Где находится Софийский собор
Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.
Достопримечательности вблизи Софийского собора
Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.
В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:
В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:
-
домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
-
лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
-
памятник букве «Ў» (буква «у краткое» встречается только в белорусском языке);
-
памятник кривичам;
- памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому
-
памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.
версия для печати сделать стартовой добавить в избранное
Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk