Кто построил Святую Софию

Собор святой Софии

Инициатором строительства собора Святой Софии был император Юстиниан, которого относят к самым известным византийским правителям. Он начал управлять страной в 527 году. Именно при нем Византийская империя стала могущественным государством. Были построены многочисленные храмы и дворцы, Юстиниан завоевал новые земли и создал кодекс законов.

+
Собор Святой Софии – самый известный константинопольский храм. Его также называют Великой церковью, Айя-Софией и соборным храмом Святой Софии. О нем сложены многочисленные легенды, в которых рассказывается о том, сколько ресурсов было потрачено на возведение собора. На самом деле действительность не менее впечатляющая, чем старинные предания.

Возведение храма

По задумке константинопольский собор Святой Софии планировали построить более величественным, чем иерусалимский храм царя Соломона. Возведение церкви начали в 532 году, а завершили через пять лет. В строительстве участвовало около 10000 человек. Этот храм стал новым символом города.

Для его сооружения использовали кирпич, а отделка была выполнена более дорогими материалами – слоновой костью, драгоценными камнями, жемчугом, серебром, золотом и поделочным камнем. Имперская казна во время строительства собора существенно уменьшилась. Церковь была украшена 8 колоннами, которые ранее находились в легендарном эфесском храме Артемиды.

Все жители Византии в той или иной мере поучаствовали в строительстве грандиозного сооружения.

Перед началом работ по возведению собора у византийских мастеров был опыт по сооружению других религиозных зданий. Например, в 527 году милетским зодчим Исидором и траллским архитектором Анфимием была построена вакхская церковь Сергия. Они и стали руководить возведением собора, который впоследствии символизировал имперское могущество и величие, а позже превратился в великую легенду.

Парение купола

План собора имеет форму прямоугольника с пропорциями сторон 72х79 м. Купол церкви держат четыре колонны. Он обладает диаметром 31,5 м и высотой – 55,6 м.
Храм занимает высокий холм. Наслаждаться красотой его купола можно с любой точки Стамбула, который довольно плотно застроен.

Внутреннее устройство

Перед храмом можно побывать в просторном дворе, центральную часть которого занимает фонтан. Собор оборудован девятью дверьми. Центральным входом могли воспользоваться только патриарх и император.

Внутренняя часть храма такая же красивая, как и наружная. В большом купольном зале присутствует особая атмосфера. Кажется, что Всевышний начал создавать мир именно с этого места. Находясь здесь, можно размышлять о высоких материях. Красота собора Святой Софии поражает даже при многократном посещении этого места. Словами это выразить очень трудно.

Мозаика

Когда-то стены храма покрывала мозаика с изображениями на различные темы. В период иконоборчества (VIII-IX века) она была уничтожена. Внутреннему убранству собора был нанесен непоправимый ущерб и сейчас можно только представлять о его первоначальной красоте. Позже церковь была украшена новыми художественными произведениями.

Разрушение собора

Землетрясения и пожары несколько раз наносили непоправимый ущерб собору Святой Софии, после чего начиналось его восстановление. Храм пострадал не только от природной стихии, но и от людей.

В 1204 году крестоносцы разгромили его изнутри, серьезно повредив интерьеры собора, которые уже не подлежали восстановлению.
В 1453 году Константинополь пал и для церкви начались темные времена.

Когда Византию захватили мусульмане, многочисленные христиане прятались в соборе Святой Софии, надеясь спастись под защитой Бога.

Легенды

В народе сложено много интересных легенд об этом храме. В соборе есть мраморная плита с заметным отпечатком руки. По одной из легенд, он принадлежит завоевателю Константинополя султану Мехмеду II, который въехал в церковь верхом на коне. Испуганная лошадь встала на дыбы.

Чтобы не упасть с нее султан оперся о стену и оставил на ней след своей ладони.
Вторая легенда рассказывает о нише собора. Приложитесь к ней ухом и услышите шум.

По рассказам людей, когда храм брали штурмом, эта ниша послужила укрытием одному священнику, дух которого продолжает молиться о своем спасении до сих пор.

Когда собор был захвачен, то султан приказал заняться его переделкой, после которой сооружение стало мечетью Айя-Софией. В 1423 году она открылась первой службой. Когда велась перестройка храма, произошло уничтожение многих христианских украшений. Позже мечеть была окружена четырьмя минаретами.

Музей

Восстановление собора началось в 1935 году по распоряжению турецкого президента. Теперь он служит музеем. Реставраторы успешно завершили расчистку первых христианских изображений, которые покрывали толстые слои штукатурки. Собор Святой Софии – это величественный памятник духовной архитектуры.

Источник: https://turkiapro.ru/sobor-svjatoj-sofii/

Софийский собор в константинополе, история и архитектура

Храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова.

Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески.

Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции – четырехугольное строение, образующее три нефа.

Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише.

Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из храма Артемиды в Эфесе, и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах.

Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье.

Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Источник: https://pravoslaviee.ru/molitvy/sofijskij-sobor-v-konstantinopole-istoriya-i-arhitektura.html

Кто восстановил купол Святой Софии? Архитектор Трдат

Ученые Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс подробно исследовали самую эффектную часть сооружения — купол собора, который в первоначальной идее был сферический и очерчивал окружность диаметром 31 метр. Его высота от пола — 51 метр. Покоится купол на четырех опорах (парусах). Некоторые его отклонения от идеальной сферы и окружности объясняются многочисленными разрушениями и перестройками.

В сериях публикаций 40−50-х годов ХХ в. Эмерсон и Л. Ван Найс представили детальный отчет о возведении второго купола Святой Софии Исидором младшим и восстановительных работах X и XIV веков. Они оценили вклад архитектора Трдата из Армении в восстановление собора в Х в. на основании византийских письменных источников и осмотра сооружения. Ученые сделали вывод, что Трдат заново построил западную часть купола и укрепил западную арку.

Изучив каменную кладку на внутреннем основании купола, они решили, что явная асимметрия — это результат расширения большой западной арки.

Ученые убеждены, что Трдат увеличил высоту арки, которая имеет вогнутость, и предположили, что она создана намеренно из-за опасной наружной выпуклости южной части купола, которая сохранилась с VI века, а для большей устойчивости купола Трдат заложил две пары окон на разных концах сегмента (статья «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», Кристина Маранчи).

Святая София

В 330 году император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию, которую переименовал в Новый Рим. Однако название не прижилось и город стали называть Константинополь. В том же году Константин заложил базилику и назвал ее Святая София.

Из-за мятежей в городе церковь не раз восстанавливали. Во время мятежа 532 г. она была сожжена, а император Юстиниан готов был бежать из страны, когда полководец Велизарий с войсками вошел в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить самый большой храм в мире. Для этой цели он выкупил земли вокруг сгоревшей базилики и пригласил известных архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.

На стройке ежедневно работали 10 тысяч рабочих. Для собора везли лучший мрамор: из Проконеза, Каристоса, Ясоса, Фригии, и даже готовые колонны из языческих храмов Рима, Афин, Эфеса и Баальбека.

Много новшеств было использовано при строительстве: известь готовили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — этим материалом покрыли престол.

На строительство храма уходили все доходы империи — храм украсили мозаики на золотом полу, стены храма полностью были покрыты мозаиками, вместо иконостаса — 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых стояли иконы. Только в ризнице было 40 000 фунтов серебра.

Храм был построен за пять лет, его освящение вылилось в празднества: город ликовал пятнадцать дней. Это было в 537 году. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным.

В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.

Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».

Землетрясение 558 года разрушило восточную часть купола Святой Софии. Восстанавливал купол Исидор, племянник архитектора Исидора из Милета, он поднял купол на 9 метров. По словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.

Еще более сильное землетрясение 989 года разрушило западную часть купола.

Есть две версии, почему работа по восстановлению купола была поручена архитектору Трдату из Армении: по одной из версий, Трдат был в Константинополе и предложил свои услуги, по другой — Трдат, как известный в Армении и Византии архитектор, был приглашен в Константинополь, потому что имел богатый опыт работы с большими куполами.

Архитектор Трдат

Трдат (дар богов) (950−1020 гг.) был известным зодчим Армении во времена царей Багратуни.

После того как царь Ашот III перенес столицу Армении из Карса в город Ани (ныне в Турции, на границе с Арменией), Трдат построил кафедральный собор в Аргине — католикосат (рядом с Ани, тип купольного зала), и кафедральный собор в Ани (тип купольной базилики) — оба с большими куполами, а также церковь Сурб-Ншан (святое Знамение) в Ахпатском монастыре и церковь Григория в Ани (Гагикашен, 3-ярусная ротонда).

Трдат был опытным зодчим, но в Армении архитекторы работали с крупными каменными глыбами, а купол собора Святой Софии был сделан из кирпича и известняка. Трдат представил план восстановления собора, чертеж и модель, как будет выглядеть собор после реставрации. Это было ново для Византии, до этого никто из архитекторов не делал чертежи. Кроме того, во всех сооружениях Трдат использовал паруса под куполом, как в Святой Софии. Все вместе послужило Трдату лучшей рекомендацией.

Но Константинопольские масштабы были иными, что значительно увеличило сложность стоящих перед архитектором задач. Трдат улучшал свои методы по ходу работ, что увеличивало их стоимость. Византийский летописец замечает, что леса, возведенные Трдатом при восстановлении купола, обошлись казне в тысячу ливров золотом.

В 994 году собор Святой Софии был восстановлен. Результат работы архитектора Трдата — ныне музей Айя-Софья — радует посетителей уже более тысячи лет.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/65036/

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле — Православный журнал

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία — «мудрость».  Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости(1 Кор 1:24).

Досье собора:

Строительство:532–537 годы

Закладка камня:23 февраля 532 года

Освящение:27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель:император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы:
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус:музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Лука в Библии

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?

Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?

Нажмите чтобы перевернуть

4) Какие великие святыни находились в храме?

Нажмите чтобы перевернуть

5) Что такое «Пуп Земли»?

Нажмите чтобы перевернуть

6) Какое отношение храм Святой Софии имеет к Крещению князя Владимира?

Нажмите чтобы перевернуть

7) Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

8) Есть ли христианские храмы, равные по размеру Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

Фото на заставке: auher Ali Nasir/flickr.com

(37

Источник: https://foma.ru/velikie-sooruzheniya-hram-svyatoy-sofii-v-stambule.html

Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом

Источник: http://Olgatravel.com/2014/02/sobor-svyatoj-sofii-ajya-sofiya/

София Киевская

Софийский собор в Киеве — это величественный храм, возведенный в XI веке в центре города, на месте победы русского войска над печенегами ( 1037 год). Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись, которой, по мнению экспертов, уже около тысячи лет.

Начало строительства храма было положено еще при князе Владимире, а дальнейшей его постройкой и художественным оформлением занимались во времена правления князя Ярослава Мудрого. В конце XII — начале XIII веков экстерьер Софийского собора претерпел существенные изменения — здание было перестроено и приобрело стилистические черты украинского барокко.

До 30 — х годов XX века собор Святой Софии в Киеве был действующим храмом, в котором регулярно проводились богослужения. А в 1934 году ему был присвоен статус музея, и эта жемчужина архитектуры стала частью Национального заповедника » София Киевская», в состав которого входят также и другие постройки:

  • Золотые ворота ( XI век);
  • Кирилловская церковь ( XII век);
  • Андреевская церковь ( XVIII век).

Кроме этих сооружений, в ансамбль собора Святой Софии входят и другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

  • колокольня;
  • трапезная;
  • башня на въезде в южной части;
  • бурса;
  • хлебня;
  • дом митрополита;
  • ворота Заборовского.

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древняя Русь вписала в историю мирового искусства и архитектуры блестящие страницы. Среди сооружений Киевской Руси центральное место занимает Софийский собор в Киеве. В архитектурно — художественном замысле сооружения отображается идея объединения Руси и победы над вековечным врагом, а также торжества новой христианской религии и феодального строя.

Собор Софии Киевской, как и София Константинопольская, не имела прямых аналогий в типаже, конструкциях и формах — большинство элементов и их сочетаний были воплощены впервые, и некоторые из них стали откровенно новаторскими.

В наши дни золотые купола собора видно издалека, со всех холмов Киева. Софийский собор является композиционным центром старого города. За девять с лишним столетий своего существования Софийский собор много раз разрушался, затем восстанавливался и реставрировался.

Однако под этими многочисленными  наслоениями хорошо сохранились его первоначальные формы. Интерьер собора с известной во всем мире фресковой росписью и мозаиками является одним из самых лучших архитектурно — художественных ансамблей Средневековья.

Особенности архитектуры

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм, украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.

Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.

В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.

Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.

Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.

В западной части расположены две башни,  на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.

Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Внутреннее убранство собора

Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во внутреннем оформлении широко использовалась настенная роспись, были созданы прекрасные фрески и выложены мозаичные изображения.

До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные мозаики ( 260 кв. м), созданием которых занимались византийские мастера в XI веке. Оттеночная палитра мозаики состоит из 177 вариантов различных цветов.

Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения. Вся остальная поверхность стен была украшена фресками. В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.

До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы остальных были реставрированы в XIX веке. Художник М. А. Врубель обновил изображение архангелов, написав их масляными красками на месте поврежденной мозаичной выкладки.

Когда входишь в собор из освещенных внешних галерей, сразу попадаешь в затемненные анфилады боковых нефов, которые тоже щедро расписаны фресками. В центральном куполе — мозаичное изображение Христа.

На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве. Одна из самых известных во всем мире мозаик Софийского собора — это изображение Богоматери Оранты, которое имеет название » Нерушимая стена». Оно располагается на своде главной апсиды алтаря.

Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов церкви». На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения сцены Благовещенья.

Все остальные участки расписаны фресками, изображающими святых, среди которых представлено свыше 500 разнообразных персонажей.

На трех стенах западной части центрального простора нефа был создан большой групповой портрет княжеской семьи, но от этой композиции в подлинном виде сохранились лишь боковые части. Персонажей этой фрески традиционно считают членами семьи Ярослава Мудрого, хотя никаких точных исторических сведений на этот счет не существует.

Поистине уникальной деталью в оформлении интерьера Софийского собора является то. что на стенах нанесено огромное количество граффити, большинство из которых были созданы на рубеже XI -XII веков.

Данные графические элементы представляют собой огромный исторический интерес, потому что являются ценнейший памятником письменности. Во внутреннем оформлении храма было найдено около 7 тысяч графических изображений различных дат и надписей.

Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/sofiya-kievskaya.html

Софийский собор в Константинополе — история, интерсные факты, мифы, святыни

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм — значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) — матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно — величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре.

Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г.

Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда почитают святую Матрону

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век).

Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом.

Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой

Источник: http://fellowtraveler.ru/cvjatye-mesta/1099-sofijskij-sobor-v-konstantinopole

Айя-София, Стамбул — собор Святой Софии: история, описание

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории.  Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Советуем прочитать о Казанском соборе.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Источник: https://www.miroworld.ru/ajya-sofiya-sobor-svyatoj-sofii/

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. 

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/khramy/85

Собор Святой Софии

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.

Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.

Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.

Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как изображали бога Гора

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.

Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii

Достопримечательности Турции – Собор Святой Софии (Константинополь) | Туристический портал

Собор Святой Софии – великолепный памятник архитектуры, воплотивший в себе влияние христианской и мусульманской религии, сохранивший в себе элементы древнего зодчества. В настоящий момент является музеем и объектом проведения реставрационных работ.

Общая информация о соборе Святой Софии

Собор, носящий имя Святой Софии (имеется другое название — Айя София), находится в столице Турции Стамбуле. Он представляет собой один из старых исторических памятников архитектуры.

Построенный в 537 году, храм неоднократно ремонтировался и восстанавливался, это позволило реализовать в нём архитектурные решения, характерные для той эпохи, во время которой проходил ремонт или восстановление.

Кроме этого уникальность его связана с тем, что в течение срока своего существования он служил храмом для всех основных религиозных концессий (православным, католическим и мусульманским). Это повлияло на архитектуру храма (наличие исламских минаретов в архитектурном ансамбле с православной базиликой).

На настоящий момент в соборе ведутся реставрационные работы. Однако, это не мешает ему работать в роли музея. Он открыт для туристических экскурсий и одиночных туристов. Айя София признана одним из самых больших (по размерам) и самым древним собором в мире.

История собора Святой Софии

Первый камень в строительство собора, носящего имя Святой Софии, был заложен Юстинианом императором Византии того времени. До этого строительства имя Святой Софии принадлежало небольшой базилике, построенной в IV веке императором Константином.

После этого базилика неоднократно разрушалась людьми и природой.

В VI веке (532 году), во время очередного мятежа, базилика была сожжена вновь и император Юстиниан, после подавления мятежа, заявил о своём желании строительства храма, равного которому не было и не будет.

Так как будущий храм, планировался гораздо больше, чем разрушенный, возникла необходимость в земле, на тот момент принадлежавшей некоторым жителям Константинополя. Есть данные, что сам Юстиниан уговаривал жителей для продажи земли под строительство. В 532 году (23 февраля) строительству храма было положено начало. Руководили строительством два архитектора Анфимий и Исидор. Первый отвечал за расчёты, связанные с геометрией, второй воплощал всё это в постройке.

В конце 537 года храм был закончен и освящён. За эти пять лет на строительство были потрачены колоссальные суммы. Материал для строительства доставлялся со всех концов обширной Византийской империи, для этого использовались остатки языческих храмов. К примеру, были привезены колонны из храмов Эфеса и Баальбека. Для внутреннего убранства храма использовалось драгоценные камни и металлы.

К сожалению и этот храм несколько раз подвергался частичному разрушению. Через двадцать лет (557 году), сильным землетрясением, была разрушена часть купола. Так как, архитекторов уже не было в живых, восстановление купола было поручено племяннику Исидора, который восстановил купол, подняв его почти на десяток метров, что изменило первоначальный вид постройки. В 986 купол обвалился ещё раз и был восстановлен уже архитектором Трдатом. Этот купол сохранился до нынешних времён.

В апреле 1204 года Константинополь был захвачен крестоносцами, они превратили храм в католический, изгнав православных священников. Это ещё больше отдалило католическую и православную церковь друг от друга. Кроме этого была похищена и вывезена большая часть сокровищ, принадлежавших Святой Софии, которые, по сей день находятся в разных местах. В 1261 году Константинополь был отбит, но Византия уже утратила своё могущество и не смогла восстановиться.

В 1453 столица, ослабшей к тому времени, Византийской империи была захвачена турками-османами, возглавляемыми султаном Мехмедом Завоевателем. Только красота строения спасла собор от разрушения. Пораженный султан не позволил её разрушить, а превратил в мусульманскую мечеть со всеми сопутствующими атрибутами ислама. С этого момента начинается существование Святой Софии в роли главной мечети Стамбула и продолжалось до 1935 года.

Культурное (либо религиозное) значение собора Святой Софии

Практический на протяжении всей своей XIV вековой истории собор, называющийся Святая София, был в центре мирового религиозного движения. Изначально храм предполагался как православный и служил православной религии почти тысячу лет.

Впоследствии, после захвата Константинополя рыцарями, возвращавшимися из четвёртого крестового похода, православный патриарх был изгнан из этого собора. И он был отдан католическим священникам.

Это послужило ещё большим отдалением православной и католической церквей друг от друга, и Святая София послужила в этом не последней причиной.

Впоследствии, когда Константинополь был захвачен турками, можно было бы предположить, что все христианские храмы будут снесены, тем не менее, собор продолжил своё существование. Пораженный красотой постройки предводитель турок султан Мехмед не только не уничтожил храм, но и приказал приспособить его под мусульманскую мечеть. С этого момента в истории Святой Софии начинается период, когда она становиться главной мечетью Османской империи.

На настоящий момент Айя София выполняет роль музея, хотя до сих пор считается религиозной святыней. Трудно оценить и историческую её ценность, фрески, которыми был украшен храм при строительстве, не были уничтожены при реконструкции собора под мечеть. Это, практически, старейшие произведения искусства дошедшие до нас.

Текущее состояние собора Святой Софии

Собор, носящий имя Святой Софии, за весь период своего существования, не один раз подвергался ремонту, перестройке либо модернизации. Несколько раз он восстанавливался после разрушения людьми или стихией. По мере смены правителей к нему производились дополнительные пристройки (например, были пристроены минареты, после преобразования храма в мечеть).

На настоящий момент собор является одним из объектов, присутствующих в списке Всемирного наследия составленного ЮНЕСКО. Пришедший в начале XX века к власти Мустафа Кемаль Ататюрк (ставший президентом Турецкой Республики), своим указом превратил Святую Софию в памятник архитектуры и музей. В роли музея храм начал свою работу в 1935 году, с этого момента там «хозяйничают» реставраторы и учёные.

Первые большие реставрационные работы были проведены еще в 1847 -1849 годах. На эти реставрационные работы, султаном Меджидом, были приглашены архитекторы из Швейцарии братья Фоссати. В результате этих работ были внесены изменения в интерьер и экстерьер, а также укреплены купол и своды.

Несмотря на реставрацию, продолжающуюся довольно длительное время, собор открыт для посещения туристами и паломниками. Посещения возможны каждый день, исключая среду, время посещения ограниченно с 9:00 до 16:00 . Несмотря на некоторые неудобства связанные с наличием лесов для проведения работ, поток желающих не прекращается.

Где находится собор Святой Софии, что можно посмотреть рядом

Собор Святой Софии (ещё известен под именем Айя София) находится в Стамбуле (ранее Константинополь), в настоящее время столице Турции. За время своего существования был религиозным храмом трёх ведущих мировых концессий (христианство православное и католическое и ислам).

В настоящее время этот объект является музеем, в который разрешён доступ туристов.

Являясь очень древним городом Стамбул (Константинополь), может предоставить, для любознательного туриста, массу исторических мест для посещения: дворец Топкапы, Голубая мечеть, Цистерну Базилику и другие.

Дворец Топкапы построенный для султана Мехмета II, и в служивший резиденцией последующим правителям Османской Империи, расположен на стратегически выгодном холме, что позволяет из него держать под контролем пролив Босфор и Мраморное море.

Дворец представляет собой комплекс зданий и внутренних двориков, имеющих немалую архитектурную ценность. Каждое здание в прошлом имело чёткое назначение. На настоящий момент дворец Топкапы работает как музей.

В нём выставлено большое число экспонатов, имеющих историческую и религиозную ценность.

Голубая мечеть – мечеть, построенная в 1616 по указанию султана Ахмеда I. Для внутренней отделки мечети была использована плитка лазурного цвета, что и дало название мечети.

Отличием от собора Святой Софии является то, что в Голубой мечети ни когда не прекращались религиозные службы и сейчас они проходят в ней пять раз в течение дня. Тем не менее, во время, свободное от совершения молитвы, в мечеть разрешён доступ туристов.

При посещении мечети ведите себя почтительно к этому священному месту. Также, по обычаю, принято оставлять обувь при входе.

Цистерна Базилика – современница собора Святой Софии. Заложенная, также императором Юстинианом, Цистерна представляет собой большое помещение, оборудованное 336 колоннами и расположенное под землёй.

Общая площадь помещения составляет примерно 2,5 акра и вмещало ранее до 21 000 000 галлонов пресной воды. Для прохода туристов предусмотрены деревянные настилы.

Любой туристический путеводитель посоветует, при осмотре, обратить внимание на пару колонн, основание которых исполнены в виде головы, принадлежащей Медузе Горгоне из античных мифов.

Кроме этого в Стамбуле ещё масса интересных исторических мест, которые будут интересны туристу для посещения. Будет полезно, обратится к организаторам экскурсий, что бы охватить хотя бы минимальное их количество.

Как добраться до собора Святой Софии

Собор, посвященный Святой Софии расположен в южной «европейской» части Стамбула. Так как этот собор является наиболее значимым историческим памятником, то место его расположения есть в любом туристическом путеводителе по Стамбулу.

В принципе, всегда можно присоединиться к любой экскурсии, которых в столице Турции множество.

Для туриста одиночки добраться до собора тоже не составит большого труда, необходимо просто добраться на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet (район тоже носит аналогичное название), а дальше можно добраться уже визуально ориентируясь на купола собора.

Заключение

Если вы попали в Стамбул, уделите время его историческим местам. Свою историю Стамбул ведёт еще от римской империи, тогда он носил имя – Константинополь. В этом городе огромное количество памятников архитектуры, некоторые из них признаны «самыми – самыми» в мире. Примером может послужить собор именуемый Святая София, являющийся одним из самых древних и больших. Погрузившись в историю города, вы получите безмерную массу положительных эмоций от его архитектурных памятников.

Источник: http://warps.ru/%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий