Что такое душа и дух в православии и в чем их разница
Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.
Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.
Что в православии означает душа
Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.
Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии
А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)
Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.
Происхождение души
Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.
Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.
Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего
Основные составляющие души
От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.
Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:
Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.
Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.
Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.
Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.
Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора
Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:
- гнев;
- ярость;
- ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.
Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.
Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.
Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.
По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.
Как влияет на человека дух
Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.
При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.
Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей
Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.
Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.
Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.
Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.
Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.
Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.
В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.
В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.
Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.
Проявляющиеся составляющие духа
Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.
Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога
Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.
Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.
Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.
Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.
О духовной жизни:
- Грех гнева
- Заповедь о любви к врагам
- Промысел Божий в жизни человека
Основные отличия души и духа
В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.
Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).
Голубь – символ Души
Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.
Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.
Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.
Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.
Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.
Духовный человек — образ Бога
В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.
Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.
Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.
Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.
В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.
Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.
Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.
Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.
«Диалог о Православии» о душе и духе
Источник: https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/chto-takoe-dusha-i-duh-v-pravoslavii-i-v-chem-ih-raznitsa.html
Водительство Духа Святого. Как слышать Бога? Мудрость Божья
Это один из тех вопросов, которые сегодня приводят к разделениям в собраниях. Этот вопрос существует и будет существовать постоянно. Дело в том, что в каждой церкви, на основании вероучения, принятого там, существуют различные способы определения воли Бога, определения того, что такое водительство Духа Святого.
Водительство плоти
Некоторые сегодня принимают решения анием. Служителей принимают на работу на основании контракта. Выбирают служителей на основании корочки об окончании какого-нибудь заведения.
Называют людей пастырями, потому что они получили «наследственное» рукоположение от каких-то знаменитых фамилий. Проповедь евангелия превратилась в рассказ всей Библии. Используются мирские методы маркетинга для привлечения людей в деноминацию.
Служение дарами в собрании заменили лекцией с элементами юмора того, кто главный в этом собрании
Можно продолжать, но нашей целью является сегодня понять и увидеть, чем является водительство Духа Святого.
Угодно Духу Святому
Я задавал вопрос служителям, когда мы были в обычной, доверительнойобстановке. Могут ли они все решения, которые у них принимаются в собрании илиденоминации, поставить под этот шаблон – УГОДНО ДУХУ СВЯТОМУ. Ответы, восновном, были обтекаемыми. Я призываю и вас испытать себя, исследовать, в верели вы?
Итак, какое водительство Духа Святого мы видим в Слове?
Руководство Духа в собрании. Служителя
Служителя, поставленные ДУХОМ, Иисусом, а не людьми (не через людей). У них есть определённое задание, служение. А мы должны им повиноваться. Поэтому важно испытывать служителей. Помните, что даже ефесским пресвитерам Павел говорил, что из них самих появятся волки.
Павел говорит, что он избран НЕ ЛЮДЬМИ и НЕ ЧЕРЕЗ ЛЮДЕЙ. Номы знаем, что Дух сказал служителям в Антиохии. В этом и суть.
НЕ ЛЮДИ решили, что Павел и Варнава будут апостолами. Как сегоднялюди решают, кому быть пастырем на основании того, что человек окончил школупастырей. Дух сказал сообществу людей, собранию. Люди приняли это, как от Богаи действовали в соответствии с этим.
В Церкви должно быть руководство. И по Слову эта обязанностьвозложена на пресвитеров, епископов и начальствующих пресвитеров. Как ихпроверять, очень подробно описано в Библии.
Водимые Духом
Когда то мне рассказывали, как познать волю Божью. Мнепредлагалось пойти и делать, что хотел я, но перед этим помолиться и сказать:«Господь, если не угодно Тебе – поставь преграду». Или, если что-то неполучалось, то можно делать вывод, что Бог не хочет.
А если всё идет как «помаслу», то ты имеешь водительство Духа Святого. Мои знакомые молились о работеи им предлагали торговать лотерейными билетами, развозить сигареты и водку. Изнаете, что они говорили – «слава Богу за работу. Значит это и естьводительство Духа Святого.
Я же попросил – и вот, Бог ответил».
Сегодня мне это кажется богохульством, потому что я началчитать Слово и познавать Бога. Но тогда меня так учили.
Дети Божьи
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.(Рим.8:14)
Для нас важно увидеть то, КАК Бог говорит нам о Его водительстве. Это должно быть как учение в Слове и примеры.
Собрание рожденных свыше христиан НЕ ПРИДУМЫВАЕТ истины. Онистоят на страже Дома Божьего, УТВЕРЖДАЯ истину, а не подавляют ее чем-тодругим.
Видим ли мы указание Библии на то, КАК Дух Святой будетуправлять Церковью? Или видим какое-то другое управление Церковью? Посмотритена последствие этого водительства в книге Деяний. Это для того чтобы бытьуверенным. Иисус сказал, Апостолы приняли это Слово. И сами действовали так инаучили Церковь.
Примеры водительства Духа Святого
Я привел эти места для того, чтобы мы увидели, что НИКАКОГО другого руководства, как только Духом Святым через сверхъестественные проявления, не было. Хотите руководство Духа Святого? Следуйте Его установлению. Все остальные способы – это попытка избавиться от руководства Духа, а значит НЕ УЧАСТВОВАТЬ в строительстве Его Церкви.
Источник: https://dom-na-vostoke.ru/voditelstvo-duha-svyatogo/
Святой Дух: что Он делает, о чем вы, возможно, не знаете
Мы все слышали многочисленные уроки, выступления и обращения с конференции о важности Святого Духа в нашей жизни, и мы можем бесконечно говорить о целом списке удивительных способов, как Он может благословить нас. Но есть аспекты Святого Духа, которые часто остаются незамеченными или забытыми, а это очень важно — понимать все возможности и дары, доступные нам через Него, чтобы мы, претерпевая в этой жизни, могли получить максимально возможные покой и счастье.
1. Святой Дух освящает
Мы знаем, что Святой Дух утешает, направляет, предупреждает и учит. Но мы редко говорим об одной из Его самых важных ролей — силе освящения. Освящение — это процесс, когда Искупление Христа очищает нас, исцеляет и помогает стать более похожими на Иисуса, но только через Святого Духа мы можем получить доступ к Искуплению.
«Дар Святого Духа Вестник благодати, посредством которой кровь Христа способна взять наши грехи и освятить нас» (старейшина Кристофферсон, Сила заветов, журнал «Знамя», май 2009 г.). У членов Божества есть отдельные, но взаимосвязанные роли. Христос искупил нас, а Святой Дух приносит эту искупительную силу к нам.
Без Святого Духа в нашей жизни мы теряем доступ к Искуплению.
Когда мы живем достойно близких отношений со Святым Духом, Он может изменить нас и помочь нам становиться все более похожими на Небесного Отца. Этот процесс освящения заключается не только в том, чтобы исправить наши грехи и слабые стороны, но и в том, чтобы помочь нам развивать божественность внутри нас — или проще говоря, помочь нам стать подобными нашему Отцу Небесному.
В Своей освящающей роли, Святой Дух действует как садовник, помогая нам не только выпалывать сорняки, но и сажать цветы. Например, после того, как люди услышали проповедь царя Вениамина, они сказали, что «Дух Господа Вседержителя произвел глубокую перемену в нас, или в наших сердцах, так что нет у нас больше намерения творить зло, но есть — непрестанно творить добро» (Мосия 5: 2).
Святой Дух может помочь нам отсеять негатив и заменить его чем-то чудесным и божественным, чтобы мы, в конечном счете, могли подготовиться жить с Богом. В этом и заключается цель Искупления.
Искупление может показаться порой чем-то непостижимым, как однажды описал это старейшина Брюс Р. Макконки: «Мы не знаем, мы не можем сказать, ни один смертный ум не может представить себе всю значимость того, что сделал Христос в Гефсимании» («Очистительная сила Гефсимании», журнал «Знамя», апрель 1985 г.). Но Святой Дух помогает нам сделать эту непередаваемую доктрину понятной и действующей частью нашей жизни.
Как мы можем узнать, действует ли Искупление в нашей жизни? К счастью, ответ прост: «Если сегодня вы ощущали влияние Святого Духа вы можете считать это доказательством того, что Искупление действует в вашей жизни» (Генри Б.
Айринг, Вечер у камина для молодых взрослых, 10 сентября 2006 г., университет имени Бригама Янга, курсив автора). Какое утешительное учение! Если мы живем так, чтобы чувствовать Святой Дух, мы получаем эту искупительную силу.
Если мы прислушиваемся к внушениям Святого Духа, мы будем ежедневно меняться и становиться более похожими на Бога.
2. Святой Дух дает нам дары и таланты
Да, Святой Дух — это самый замечательный дар, который мы когда-либо могли бы получить, но помимо этого, Он также дает нам другие дары, чтобы обогатить нашу жизнь. Всем нам были даны духовные дары (см. Учение и Заветы 46: 11-12), и Небесный Отец ожидает, что мы будем просить о них и развивать многие из них, как мы видим в притче о талантах. От слуг ожидалось, что они будут использовать таланты, которые были даны им, чтобы получить больше.
Я думаю, что часто мы не понимаем, как много вещей могут представлять собой духовный дар. Я не верю, что мы ограничены лишь классическим списком «языков, пророчеств, откровений, видений, исцелений» (Символ веры 7).
Я считаю, как говорится в другом Символе веры, что духовные дары могут быть чем-то «добродетельным, прекрасным, достойным уважения или похвалы» (Символ веры 13). Мы склонны разделять определенные части нашей жизни: работа, школа, семья, Церковь, отдых.
Но в глазах Небесного Отца, все эти достойные вещи сплетены в один духовный гобелен, который помогает нам стать такими людьми, которыми Он хочет, чтобы мы были.
Он сказал: «Итак, истинно говорю Я вам, что все сущее для Меня является духовным; и никогда Я не давал вам закона материального» (Учение и Заветы 29: 34). То, что мы можем видеть, как временный дар, вполне может быть даром духовным, данным нашим Отцом через Святого Духа.
Парли П. Пратт говорил, что Дух «оживляет все интеллектуальные способности, умножает, возвеличивает, расширяет и очищает все естественные страсти и привязанности Он развивает красоту человека и раскрывает его индивидуальность.
Это, как правило, дает здоровье, бодрость, одухотворение и чувство принадлежности. Это наполняет силой все способности духовного и интеллектуального человека» (Парли П. Пратт, «Ключ к науке богословия», стр. 101-103).
Проще говоря, Дух может благословить нас дарами и талантами в каждом аспекте нашей жизни.
Например, я люблю писать, но я задавалась вопросом, является ли это правильным использованием моего времени. Я сделала это предметом молитв и изучения Евангелия. Я быстро обнаружила, как в одном выступлении за другим, говорится о божественности творчества. Президент Ухтдорф сказал: «Наше неотъемлемое право — и цель нашего великого пути на Земле — найти и обрести вечное счастье.
Один из способов достижения этого — творчество Чем больше вы верите и доверяетесь Духу, тем больше становится ваша способность творить» (Счастье, ваше наследие, журнал «Лиахона», октябрь 2008 г.). Святой Дух может помочь нам во многих видах творчества. И если возможно, то «вы улучшаете не только мир вокруг вас, но и мир внутри вас» через ваши таланты или дары.
Мы можем просить Святого Духа помочь нам развить таланты и духовные дары и использовать их, чтобы служить другим.
3. Святой Дух помогает нам видеть новыми (духовными) глазами
Мы часто слышим, как Святой Дух сравнивается с одеялом или компасом, но одной из моих самых любимых аналогий является та, что Святой Дух — это пара духовных очков. Он может помочь нам увидеть жизнь через духовный фильтр. Наши глаза «естественного человека» затуманены, и мы можем видеть только то, что наш ограниченный и несовершенный опыт позволяет нам.
Если мы разрешим Святому Духу помочь нам увидеть «вещи, как они есть на самом деле» (От Иакова 4: 13), мы вдруг получим гораздо более точное и небесное видение на жизнь и на тех, кто окружает нас. Президент Айринг сказал: «Только через Святого Духа мы можем видеть людей и события так, как видит их Бог» (президент Генри Б.
Айринг, Святой Дух с качестве вашего напарника, «Лиахона», октябрь 2015 г.).
Также очень легко испытать разочарование или раздражение в отношении людей и обстоятельств, но если бы мы начали видеть других, как видит их Бог, насколько более милосердными, любящими и терпеливыми мы могли бы стать? Я верю, что нет более чудесного обещания, чем иметь способность видеть все с божественной точки зрения. Я не думаю, что мы можем развивать многие жизненно важные атрибуты, не имея Его перспективы: такие как терпение, кротость, надежда, любовь. Конечно, мы должны видеть людей, как видит их Бог, если мы по-настоящему любим их и видим их божественность.
Способность видеть через духовную линзу Святого Духа является особенно важной при поиске откровения. Молитва не должна быть списком пожеланий того, что мы хотим получить от Небесного Отца.
Скорее наоборот — молитва должна заключаться в стремлении узнать, что Небесный Отец хочет для нас. Это потому, что Небесный Отец знает все, в том числе то, что для нас лучше всего.
Поэтому мы должны стремиться видеть через Его вечную призму и просить, чтобы были исполнены Его план и воля, а не наш часто ошибочный или недальновидный план.
Бог дал нам дар Святого Духа, чтобы Он мог постоянно благословлять нас Своим общением и помощью. Чем больше мы изучаем и узнаем об атрибутах и дарах Святого Духа, тем больше мы можем использовать всю ту помощь, которую Небесный Отец приготовил для нас, чтобы мы могли жить здесь с радостью, пока мы стремимся к вечности. Он никогда не хотел, чтобы мы делали это в одиночку, именно поэтому Он дал нам всю помощь, какая только возможна на этом пути, через благословения и дары от Духа Святого.
Оригинал этой статьи был написан Catherine Christensen и был опубликован на сайте ldsliving.com под названием 3 Things the Holy Ghost Does for You That You May Not Know.
[Русский] 2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company | English 2016 LDS Living, A Division of Deseret Book Company.
Источник: https://christjesus.ru/2986/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D1%83%D1%85
Святой дух — мистика или реальность, как стяжать благодать святого духа?
Самая известная молитва заканчивается такими словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», при этом мало кто имеет полное представление обо всех трех описанных участниках. На самом деле это важные личности в христианстве, которые являются неразделимой частью Господа.
Святой Дух – мистика или реальность?
Существуют разные варианты описания и представления Святого духа, но на самом деле это третья ипостась единого Бога. Многие священнослужители описывают его, как действующую силу Господа и он может послать ее в любое место для исполнения собственной воли.
Многие объяснения, касающиеся того, как выглядит Святой Дух, сходятся к тому, что это нечто невидимое, но имеющее видимые проявления.
Стоит отметить, что в Библии его представляют руками или пальцами Всевышнего, да и имя его нигде не описывается, поэтому можно прийти к выводу, что он не является личностью.
Еще один важный момент, который интересует многих – символ Святого Духа в христианстве. В большинстве случаев его представляют голубем, который в мире символизирует мир, правду и невинность.
Исключением является икона «Сошествие святого Духа», где он представлен языками пламени, расположенными над головами Богородицы и Апостолов. Согласно правилам православных соборов на стенах запрещено представлять Святого Духа в виде голубя за исключением иконы Богоявления.
Эту птицу еще используют, чтобы описать дары Святого Духа, о которых будет сказано ниже.
Святой Дух в православии
Долгое время богословы вели беседы, касающиеся природы Бога, пытаясь прийти к решению о том, является ли он единой личностью или же целесообразно остановиться на триединстве. Важность Святого Духа связана с тем, что через него Господь может действовать в мире людей. Многие верующие уверены, что он несколько раз за историю человечества нисходил на некоторых людей, которые получали сверхъестественные способности.
Еще одна важная тема – плоды Святого Духа, под которыми подразумевается действие благодати, ведущей к спасению и совершенству. Они являются важной частью духовной жизни каждого христианина. Приобретенный дар Святого Духа должен приносить плоды, помогая человеку справляться с разными страстями. К ним относят любовь, воздержание, веру, милосердие и так далее.
Признаки отсутствия Святого Духа
Верующие люди никогда не будут преувеличивать собственные достоинства, гордиться, стараться быть выше, обманывать и совершать других действие, которые считаются греховными. Это указывает на то, что в них присутствует Святой Дух. Те, кто грешен, лишены помощи Господа и шанса на свое спасение. Присутствие Святого Духа можно определить по нескольким признакам.
- Человек легко определяет свои слабые стороны, которые требуют корректировки.
- Иисус Христос принимается, как Спаситель.
- Существует желание изучать Божье слово и жажда общения с Господом.
- Желание прославлять Бога в своих словах, песнях, действиях и так далее.
- Происходит изменение характера и плохие качества, заменяются хорошими, что делает человека лучше.
- Верующий понимает, что он не может дальше жить для себя, поэтому он начинает создавать Божье Царство вокруг себя.
- Стремление общаться с другими людьми, например, в церкви. Это нужно для общей молитвы, поддержки, оказываемой друг другу, совместного прославления Господа и так далее.
Семь даров Святого Духа – православие
Особые действия божественной благодати, которые происходят в душе верующего человека и дают силы на совершений действий ради ближнего своего и Высших сил, принято называть дарами Святого Духа. Их много, но основными являются семь:
- Дар страха Божия. Многие люди видят в такой формулировке некое противоречие, поскольку вместе используются такие два слова, как дар и страх. Объясняется это тем, что человек имеет склонность чувствовать себя самодостаточным и совершенным, а это отдаляет его от Господа. Только осознавая величие Бога, можно увидеть реальность мира, избегая совершения серьезных ошибок, поэтому страх является источником блага.
- Дар благочестия. Господь прощает грехи и постоянно спасает людей, проявляя милосердие. Дары Святого Духа в православии реализуются посредством молитвы, совершения литургии и так далее. Благочестие также подразумевает милосердие, то есть оказание помощи нуждающимся. Проявляя снисходительность к окружающим, человек поступает, как и Бог по отношению к людям.
- Дар ведения. Расшифровывается он, как познание истин, основанных на вере и любви. Стоит заметить, что здесь подразумевается интеллект, сердце и воля. Дары Духа Святого показывают, что нужно познавать мир через Бога и тогда никакие искушения не собьют с праведного пути.
- Дар мужества. Очень важен он для спасения и противостояния разным искушениям, которые встречаются на пути в течение жизни.
- Дар совета. Человек ежедневно сталкивается с разными ситуациями, где нужно делать выбор и иногда для принятия правильного решения пригодится духовный совет. Святой Дух помогает оставаться в гармонии с Божественным планом спасения.
- Дар разума. Он необходим для того, чтобы познать Бога, который открывается в Священном Писании и в Литургии. Первый вариант является источником вдохновения для перехода к божественному знанию, а во второй подразумевает принятие Тела и Крови Господа. Все это помогает человеку изменить свою жизнь.
- Дар премудрости. Дойдя до этой последней ступени, человек будет находиться в единстве с Богом.
Хула на Святого Духа
Многие религиозные термины для большого количества людей являются незнакомыми, так есть те, кто не знает, что хула является осознанным отвержением благодати Господа при ее очевидном действии на человека, то есть это богохульство. Иисус Христос говорил о том, что она подразумевает отрицание и оскорбление. Утверждал он еще то, что хула на Святого Духа не простится никогда, поскольку в него Господь вкладывает Божество Свое.
Фраза была введена в использование Серафимом Саровским во время беседы, касающейся сути веры. Стяжать Святого Духа – это приобретать благодать.
Чтобы этот термин был понят всеми верующими, Саровский истолковал его максимально подробно: у каждого человека есть три источника желаний: духовная, собственная и бесовская.
Третья заставляет человека совершать поступки из гордыни и корысти, а вторая предоставляет выбор между хорошим и плохим. Первая воля от Господа и она подталкивает верующего делать добрые дела, накапливая вечные богатства.
Как общаться с Святым Духом?
К святым и трем ипостасям Бога можно обращаться несколькими способами, например, посредством молитв, при чтении Слова Божьего или Святого Писания. Допускает церковь общение в обычном диалоге. Призывание Святого Духа можно осуществлять при помощи нескольких советов.
- Необходимо уединиться, взяв и прочитав несколько листиков Библии. Важно расслабиться и освободиться от всех мыслей.
- Общение начинается с обычного разговора, поэтому нужно представиться.
- Человек должен понимать и ощущать, что Святой Дух живет внутри него.
- Во время общения можно задавать разные вопросы, просить об обучении и так далее. Прислушивайтесь к шепоту и внутреннему голосу.
- Чем чаще верующих проводит подобные сеансы, тем сильнее он ощущает голос Господа.
Православные молитвы Святому Духу
На сегодняшний день известно много молитвенных текстов, которые помогают людям в трудные минуты. Актуальной является тема – можно ли молиться Святому Духу, и с какими просьбами можно к нему обращаться. Разрешается использовать, как специальные тексты, так и говорить все своими словами. Большое значение имеет искренняя вера и отсутствие дурных помыслов. Молиться можно в церкви и в домашних условиях.
Молитва призывания Святого Духа
Самый распространенный молитвенный текст, который можно произносить в любое время, когда чувствуется, что нужна помощь Высших сил. Он помогает прожить день в духовной чистоте и спокойствии. Молитва о принятии Святого Духа направлена к Богу, и она помогает получить семь даров, о которых описано выше. Текст является короткий, но при этом в нем сконцентрирована огромная сила, помогающая найти утешение и обрести спокойствие.
Молитва Святому Духу на исполнение желания
Сложно встретить человека, не мечтающего о лучшей жизни и надежда, что когда это все станет реальностью, всегда остается в сердце. Если желания имеют только благие намерения, то сила Святого Духа может помочь воплотить их в реальность. Важно использовать представленный текст только, если потребность в реализации своего желания огромна. Обращаться к Святому Духу нужно на рассвете, повторяя текст молитвы три раза.
Молитва о помощи Святому Духу
Сложные времена периодически наступают в жизни многих людей и чтобы справиться с возникшими проблемами, можно обратиться к Высшим силам. Есть специальная молитва Святому Духу, которая поможет приобрести уверенность в своих силах, разобраться в сложившейся ситуации и стать увереннее в себе. Произносить ее можно в любом месте и в любое время, когда возникло желание. Текст лучше выучить наизусть и повторять его три раза.
Источник: https://womanadvice.ru/svyatoy-duh-mistika-ili-realnost-kak-styazhat-blagodat-svyatogo-duha
Религия: что такое дух святой?
Христианство воспринимает бога своего как единого, но при этом представляется он тремя лицами – Отцом, Сыном и Святым духом. То есть Святой дух является одной из ипостасей Творца, являющейся частью Святой Троицы. Вновь обратившимся в христианскую веру сразу бывает сложно разобраться в природе Бога, основа кажется замысловатой. Так что такое Дух Святой, разберемся подробнее.
Что же такое Святой Дух?
Итак, православие учит нас тому, что почитаем мы сразу всю святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, потому что все они – единый наш Бог. Понять это проще простого. Как еще воспринимают Троицу? Отец Дух Святой — это ум, Сын Божий – это слово, сам же Святой Дух – это душа, а все это единое целое. Даже в обычном понимании ум, душа и слово не существуют по отдельности.
Некоторые толкователи Библии объясняют Святой Дух как «действующую божью силу», которая не знает препятствий ни материальных, ни духовных.
Так, говоря «солнце вошло в дом», не имеют в виду, что само светило оказалось в комнате, а просто проникли его лучи и освещают все вокруг. Само же Солнце не изменило свое местоположение.
Так и Бог наш посредством Святого Духа может находиться сразу во многих местах. Это утверждение значительно укрепляет веру христиан. Все знают, что Бог вездесущ, он никогда не оставляет детей своих.
Дух Святой избавляет от грехов
Одно из действий Святого Духа – обличать верующих во грехе, причем еще в то время, когда сам грех не совершен. С самого раннего детства объясняется, что такое грех, каких поступков не надо совершать. По писанию мы уже рождаемся грешниками на этот свет. Все знают легенду об Адаме и Еве, с той самой поры грех передается уже при рождении в нашем теле. В течение жизни каждый верующий должен искупить первородный грех, и помогает в этом ему Святой Дух.
https://youtube.com/watch?v=sMhVxINqads
Нет ничего проще, чем строго следовать основным заповедям. Вести праведный образ жизни. Все согласятся, что христианские ценности вполне совпадают с общечеловеческими. Каждый вменяемый человек вполне может контролировать свое отношение к миру, поведение. Ведь на самом деле, избавившись от злобы, зависти, гордыни, тщеславия и лени, можно обрести покой и удовлетворение жизнью. Не обманывайте ближних, проявляйте любовь к ним и заметите, как снизойдет благодать.
Сошествие Святого Духа
Само событие сошествия Святого Духа на Апостолов празднуется в Пятидесятницу. Духов день – на пятьдесят первый день от пасхи, после Воскресения Господня. В этот день, первый после Троицы, верующие отдают свое почтение Святому Духу, прославляют животворящую сущность, при помощи которой Отец-Бог наш «изливает благодать на чад своих». В церкви читаются особые молитвы, проходят службы. Считается, что на верующих в этот день исходит благодать Божья.
Сошествие Святого Духа не было чем-то неожиданным. Еще при земной жизни о нем поведал своим ученикам Спаситель. Заранее объяснял апостолам о необходимости распятия Божий сын. Святой дух, как он говорил, прибудет для спасения людей. И вот в день Пятидесятницы в Иерусалиме в Сионской горнице собралось более 100 человек. Была здесь Дева Мария, жены-мироносицы, ученики Христовы.
Сошествие произошло внезапно для всех собравшихся. Сначала появился некий шум над горницей как от сильного ветра. Этим шумом наполнилось все помещение, и тут собравшиеся увидели языки пламени.
Этот удивительный огонь совсем не обжигал, а имел удивительные духовные свойства. Все, кого он касался, чувствовали необычайный подъем духовных сил, некое воодушевление, огромный прилив радости. И тут все стали громко возносить хвалебные речи Господу.
При этом заметили, что все могут говорить на разных языках, которые не знали раньше.
Проповедь Петра
Услышав шум, доносившийся из Сионской горницы, собралась большая толпа народа, ведь в этот день все праздновали Пятидесятницу. С прославлениями и молитвами апостолы вышли на кровлю горницы. Люди вокруг поразились, как простые, малообразованные люди разговаривали на иностранных языках, проповедовали Евангелие. Причем каждый из толпы слышал свою родную речь.
Дабы рассеять недоумение собравшихся, к ним вышел апостол Петр. Обратился он к народу со своей первой проповедью. Поведал о том, как сбылось чудесным образом древнее предсказание о сошествии на них благодати Божьей. Объяснил, что такое Дух Святой. Получилось так, что до каждого дошел смысл его сказания, ведь его устами говорил сам сошедший Святой Дух. В этот день со 120 человек церковь возросла до трех тысяч христиан. День этот стал считаться началом существования Христовой Церкви.
Праздник Святой Троицы
Ежегодно церковь отмечает праздник Святой Троицы, совпадает он с Пятидесятницей. Вспоминают грандиозное событие сошествия Святого Духа. В этот день было заложено основание христианской церкви, прихожане укрепляются в вере, обновляют дары, ниспосланные святым Духом при таинстве Крещения.
Благодать божья каждому дает все самое возвышенное, чистое, светлое, обновляет внутренний духовный мир. Если в ветхозаветном учении верующие почитали только Бога, то теперь они знали о существовании самого Бога, единородного Сына его и третьей ипостаси – Духе Святом.
Именно в этот день много веков назад узнали верующие, что такое Дух Святой.
Традиции на Троицу
Празднование Троицы каждый христианин начинает с уборки собственного жилья. После того как горница засверкает чистотой, принято украшать комнаты зелеными ветками. Они служат символом богатства, плодородия. Службы в этот день также проходят в храмах, украшенных березовыми ветвями, цветами, прославляется Дух святой. Церкви своим богатым убранством выказывают свое преклонение, почтение Святой Троице. Проходят Божественные литургии, потом сразу вечерние.
Верующие в этот день прекращают все работы, пекут пироги, варят кисель, накрывают праздничный стол. В этот период поста нет, поэтому на стол подавать можно все что угодно. После службы люди ходят в гости, прославляют Троицу, угощаются, преподносят подарки друг другу. В этот день на Руси принято было свататься. Считалось, что семья будет счастливой, если сватовство совершалось в Троицу, а сама свадьба на Покров Богородицы.
Храм Святого Духа. Сергиев-Посад
Первые храмы, посвященные святому Духу и Троице, появились только в XII веке. На Руси первый храм во имя Сошествия Святого Духа появился в Радонежском боре. В 1335 году выстроил его скромный инок Сергий, который всю свою жизнь посвятил служению Богу, он-то хорошо знал, что такое Дух Святой.
Постройка послужила основой для возведения на том месте Троице-Сергиевой лавры. Теперь это крупнейший духовный центр в России. Сначала был возведен небольшой деревянный храм и несколько келий. С 1423 года на месте том возвышается крестово-купольный, четырехстолпный Троицкий собор.
На протяжении многих веков отстраивался здесь архитектурный ансамбль Лавры.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1654440039704955857/religiya-chto-takoe-duh-svyatoj/
Действие Святого Духа в жизни человека и его роль в спасении
Каково действие Святого Духа в жизни и какую роль он играет в спасении человека? Что Библия говорит о Духе Святом и его влиянии на жизнь людей? В этой статье Гордона Фергюсона вы найдете ответы на эти и другие вопросы.
Действие Святого Духа
Иезекииль 36:26-27, в явно мессианском пророчестве, дает замечательное обещание присутствия Святого Духа в наших сердцах и действие в жизнях христиан.
“И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.”
(В отрывке Иезекииль 11:19 используется термин сердце “единое” вместо “новое” сердце.) В Ветхом Завете люди не имели пребывающего Духа, и в результате не постоянно следовали повелениям и законам Бога. Теперь, однако, у нас есть Дух, чтобы двигать нас в правильном направлении.
Павел очень убедительно описывает действие Святого Духа и его движущую силу в Послании Римлянам 8:1-4. Через Христа закон Духа освобождает нас от закона греха и смерти.
Иисус Христос был нашей совершенной жертвой за грех, которая устраняет как вину, так и власть греха в наших жизнях.
Праведные требования закона могут быть полностью исполнены в нас, кто живет по Духу, что не является безгрешностью с нашей стороны, но абсолютной верностью и постоянством плюс постоянное прощение Бога, так как мы ходим во свете (1-е Иоанна 1:7) при помощи Духа.
Святой Дух и весть о спасении
Святой Дух и Слово Бога тесно связаны со спасением человечества.
Во-первых, весть была вдохновлена Духом в пророках Ветхого Завета, поскольку они предсказали весть о спасении человека Святым Духом (1-е Петра 1:10-12), и в апостолах и пророках Нового Завета, которым была открыта весть Духом (Послание Ефесянам 3:2-5; 2-е Петра 1:20-21).
Так как Дух выражает духовные истины духовными словами (1-е Коринфянам 2:13-14), они могут быть поняты только духовными людьми (см. также Ефесянам 5.17-18). Такой человек с готовностью принимает то, что написано, вместо того, чтобы искать и молиться о “понимании”, которое соответствует его устоявшимся представлениям и желаниям (2-е Тимофею 3:2-4).
Отказ принять вдохновленную Духом весть приводит к тому, что Бог посылает тем, кто отказывается, сильное заблуждение, которое приводит к их осуждению (2-е Фессалоникийцам 2:10-12)!
Во-вторых, Благую Весть также послал Святой Дух. Как только Дух сошёл, чтобы возвестить Царство Божие на земле, у апостолов появилась задача свидетельствовать всем народам – Деяния 1:1-8. Дух должен был свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:26); апостолы должны были свидетельствовать об Иисусе (от Иоанна 15:27); и все другие ученики должны были делать то же самое (от Матфея 28:19-20).
Благодаря этой проповедуемой вести Дух предлагает приглашение ко спасению; церковь делает то же самое, и каждый человек, который принимает приглашение, должен передать его (Откровение 22:17). Очевидно, Святой Дух любит проповедовать! Но Он может проповедовать только через тех, в которых Он пребывает.
Насколько Он вдохновлен по поводу того, что Он живёт в Вас? Он находит Вас интересным или скучным?
В-третьих, весть была направлена Духом, когда Он открыл двери возможности для евангелизации. Эти двери были к отдельным личностям (Деяния 8:26-40, особенно стих 29) и во все области (2-е Коринфянам 2:12). А поскольку это так, Павел убеждал нас молиться о таких открытых дверях (Послание Колоссянам 4:3).
Иногда, Дух направлял к некоторым закрытым дверям, чтобы привести к большему числу открытых дверей (Деяния 16:6-10). Поэтому, мы должны использовать каждую возможность (Послание Колоссянам 4:5-6), поскольку мы доверяем Духу направлять наши пути к более плодотворному служению! Когда Ваша евангелизация не будет казаться успешной, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь.
Продолжайте сеять семя и доверять руководству Духа. Вы принесете плоды!
Святой Дух и начало спасения
Когда мы нашли Бога — это Он сначала нашел нас, ища нас через Святой Дух. В книге Деяний 8:29 Дух послал Филиппа встретить не христианина (который был открыт для Бога). Дух определенно вовлечен в Божий план и до и после того, как мы станем христианами. То, что нас встретили и нам проповедовали, не было случайностью – это план Бога, воплощённый Святым Духом.
Дух ведёт нас к Богу, сначала обличая нас о грехе, правде и суде (от Иоанна 16:7-8). Поскольку мы ослеплены грехом, мы должны сначала иметь дело с этой болезнью, если мы хотим оценить и принять изобилующую благодать Божию. Но как Он приведет к этим убеждением? Во-первых, Он вдохновил Слово Бога (1-е Петра 1:20-21; Ефесянам 3:3-5). Это объясняет, почему Слово Бога называют “мечом Господним” (Послание Ефесянам 6:17), поскольку через него Он приводит людей к убеждениям.
Смотрите на этот процесс обличения в книге Деяний 2:36-41, поскольку люди были обличены в грехе распятия Христа (стихи 36-37), обличены о пути праведности с Богом (стих 38) и затем обличены о суде (стих 40).
В книге Деяний 24:25 Павел рассуждает с Феликсом о правде, воздержании (грехе) и будущем суде, что привело этого ожесточённого правителя к осознанию вины (напугало), но не сделало покорным.
Таким образом, Дух осуждает мир через Его Слово, которым поделились лично или проповедовали публично, или читали в частном порядке.
Святой Дух и непрекращающееся спасение человека
Когда нас крестят в спасительные отношения с Христом, Святой Дух приходит, чтобы пребывать в нас (Деяния 2:38; 5:32). Согласно Галатам 4:6, Его посылает в наши сердца Бог, потому что мы стали детьми Его, таким образом отмечая эти новые отношения (сравните с Посланием Галатам 3:26-27). Возвращаясь к Евангелию от Иоанна 7:37-39, Иисус обещал это пребывание. Несколько истин связаны с этим пребыванием.
Источник: https://icocnews.ru/izuchenie-biblii/raznoe/svyatoj-duh-i-spasenie-cheloveka-gordon.html
Что это такое День Святого Духа в православии
В следующий за Троицей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. В нашей статье мы поговорим о том, что это за праздник и как он празднуется православными христианами.
Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы – сошествия Духа Святого на апостолов, которое произошло на 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
День Святого Духа в православии, коротко о празднике
После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца.
Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури.
В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили.
Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде.
Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.
Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы.
День Святого Духа в православии, что можно и нельзя делать в этот праздник
Православные христиане во второй день Троицы празднуют Духов день. Ниже мы поговорим о том, что можно и чего нельзя делать в этот день.
Считается, что в Духов день нельзя тревожить землю и выполнять работы в саду и огороде. Не рекомендуется копать землю, сажать растения, полоть грядки, выполнять любые работы, нарушающие целостность земного покрова. С давних времен сохранилось поверье, что это может навредить будущему урожаю. Также в этот день нельзя шить, красить, стирать, делать уборку.
Кроме этого, не стоит в этот день заготавливать березовые веники.
Однако, с давних времен в этот день ьыло принято собирать целебные травы. Согласно народным поверьям, все травы в этот день наполнены особой божественной силой и способны также вылечить, как и травы, которые были собраны на Троицу. Напомним, что в праздник Троицы травы освящают в церкви и хранять на протяжении целого года.
Источник: https://pronedra.ru/chto-eto-takoe-den-svyatogo-duxa-v-pravoslavii-389537-pid-kv.html
Святой Дух
Свято́й Дух – Третье (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц) Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.
Святой Дух — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну.
Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Сыном.
Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.
Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».
Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. Петр Дамаскин). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин).
«Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух.
Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов).
В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни.
Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.
Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. Григорий Богослов.
В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (1Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16), Духом Господа (Деян.5:9), Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Христовым (1Пет.1:11) и (Флп.
1:19), Духом святыни (Рим.1:4), Духом усыновления (Рим.8:15), Духом откровения (Еф.1:17), Духом обетования (Еф.1:13), Духом благодати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Владычним (Пс.50:14), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.
Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?
Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.
Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения Христа,, так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на Небе, и на земле.
Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.
В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его Церковь, наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.
Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.
В данной связи можно лишь заметить, что голубь — достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (Быт.8:11), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.
Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (Исх.3:2); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (Иез.1:27); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед Ветхим днями (Дан.7:10).
Почему Святой Дух сошёл на апостолов лишь после Вознесения Христа?
Сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы явилось необходимым следствием всей предшествующей деятельности Бога, направленное на освобождение человека от власти греха, тления, смерти и лукавых духов.
Сошествие Святого Духа было не пространственным перемещением, а особым Божественном действием, проистекающим от Бога Отца через Его Слово и проявившимся во Святом Духе. Это действие предназначалось для всей Церкви на все времена, а не исключительно для апостолов (именно поэтому на иконах, отображающих данное событие, наряду с прочими апостолами пишется Павел, который, в то время, не входил в круг последователей Христа, но был гонителем Церкви).
В результате этого действия Церкви были преподаны особые спасительные средства, благодатные дары с помощью которых верующие освобождаются от греха. Благодаря этим дарам человек получил возможность преобразиться из грешного в праведного, из порочного в достойного, способного жить в послушании Богу, в Царстве святых.
В свою очередь эта возможность открылась человеку в связи с тем, что для осуществления личного спасения предварительно были созданы все необходимые условия.
Прежде, чем люди смогли получить эти благодатные средства, надлежало преподать им учение Боге, о Царстве Небесном, очертить перед ними их высшую цель, совершить Искупление, победить ад, сокрушить сатану, попрать смерть, освятить и прославить человеческое естество, проложить путь к Горним обителям, явить людям совершенный пример святости и любви.
Это-то и совершил наш Господь. После сего на созданную Им Церковь снизошёл Святой Дух.
Каким образом Иисус Христос мог посылать Святого Духа апостолам, если Святой Дух исходит не «и от Него», как учат католики, а только от Отца?
В том, что Дух Святой исходит только от Отца, как Единого Начала в Пресвятой Троице (Единой Причины бытия Сына и Святого Духа), сомневаться не приходится. Православная Церковь ясно засвидетельствовала эту истину в Символе веры. Что касается учения римо-католиков об исхождении Святого Духа и от Сына, оно стало распространяться на Западе только с VI века, и для него нет оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании.
Фрагменты Евангелия, где сообщается, что Господь Иисус Христос, дунув, преподал апостолам Святого Духа (Ин.20:21-22), или о том, что Дух — Дух Христов (1Пет.1:11), не могут служить доказательством учения о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына.
Дуновение Сына на апостолов означает не что иное как ниспослание им благодати Святого Духа, совершенное в конкретном месте, в конкретной обстановке, в конкретный исторический момент, и не указывает на образ вечного, внепространственного бытия Святого Духа, на Его исхождение «и от Сына» (дело в том, что Святой Дух не всегда обозначает третье Лицо Пресвятой Троицы; иногда так обозначается благодать Святого Духа, которая есть, вместе с тем, и благодать Отца, и Сына).
Опять же, Духом Христовым Святой Дух может именоваться в силу единосущия Лиц Пресвятой Троицы, в силу единства Отца, и Сына, и Святого Духа, наконец, в силу того, что Святой Дух — Выразитель Слова Отца (Которое и есть Сын) (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).
***
Когда же приидет Он, Дух истины (Ин.16:13). Он будет свидетельствовать о Мне (Ин.15:26). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) — среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος — Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.
См. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА, МИСТИКА, ИСИХАЗМ, БОГООБЩЕНИЕ, ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ.
Источник: https://azbyka.ru/svyatoj-dux
Праздник 17 июня — День Святого Духа
День Святого Духа отмечается православной церковью в понедельник, который следует сразу за праздником Троицы, и история этого праздника для обычного человека весьма туманна, однако можно попробовать в ней разобраться – хотя бы в общих чертах.
Важность Святого Духа для христианства
Что такое (или кто такой) Святой Дух, и каким значением Он наделяется в христианстве? В определении говорится, что это третье лицо Святой Троицы, но даже христианские конфессии до сих пор не смогли договориться о том, какой именно является Его природа. Именно эта причина стала одной из основных, вызвавших разделение церквей на Западную и Восточную, а позже появился и протестантизм, у которого тоже свои взгляды на этот вопрос.
Католики и православные не смогли договориться вот о чём: от кого исходит Святой Дух – от Бога-Отца или от Бога-Сына? Православные уверены, что первое, но католики считают верными оба варианта – вот здесь и возникает расхождение.
А что же думают протестанты? Вопреки своему названию, протестантская церковь не протестует против этих точек зрения – она просто их не отрицает, а Святому Духу в протестантизме придаётся очень большое значение. Например, пятидесятники считают Его личностью, вселяющей в верующих Божественную силу – а это серьёзное заявление. Во всём этом довольно много мистики, и слишком в это вникать не стоит – достаточно просто понять, что Святой Дух очень важен для всех христиан.
Святой Дух – избавитель от грехов?
Среди множества действий, приписываемых богословами Святому Духу, есть и такое: Он обличает нас во грехе, причём ещё тогда, когда мы о нём и понятия не имеем – с самого раннего детства. Здесь может не иметься в виду то, что Он обличает ребёнка, однако Он объясняет, что такое грех, указывая, как надо и как не надо делать. Если попробовать разобраться, что означает само понятие греха, то тумана тоже будет много.
Кто вообще определил, что является грехом, а что нет? Если не рассуждать о смертных грехах, которые понятны всем, а пытаться узнать, какое поведение есть грех, а какое нет, противоречий окажется множество. В Библии нет чёткого понятия греха, но зато говорится, что мы грешны с самого рождения – интересно, что же мы такое успеваем сделать, только родившись?
Разумеется, всем известна библейская легенда об Адаме и Еве, и о том, как они ослушались Бога – но причём здесь все остальные люди? Оказывается, грех передаётся через рождение естественным образом, и тело человека объявляется носителем греха – почему христианская религия это утверждает? А вот это понять несложно.
Дело в том, что данная религия базируется на учении о первородном грехе: если согласиться с тем, что виноваты только наши прародители, а мы ни при чём, то это будет означать, что людям не требовалось никакое искупление – в этом случае искупительная смерть Иисуса Христа окажется напрасной, и основы христианства, как религии, будут подорваны.
Возможно, если бы человеку не твердили с детства о разных грехах, и о необходимости их избегать, то ему бы и в голову не могло прийти совершать греховные поступки, но христианская церковь (и не только) считает иначе.
Так что лучше самим контролировать своё поведение и отношение к миру: ведь никто не будет спорить с тем, что основные ценности христианства совпадают с общечеловеческими, так почему бы им не следовать? Никакие соблазны и грехи будут нам не страшны, если мы перестанем завидовать и гневаться, не будем обманывать своих ближних и желать им зла, избавимся от лени и тщеславия – так что в этом смысле учение о Святом Духе, несущем нам всё лучшее и возвышенное, действительно стоит принять с радостью. Не зря апостол Павел называл плодами Святого Духа «любовь и радость, мир и долготерпение, благость и милосердие, кротость и веру».
Как празднуется День Святого Духа
В православных церквях читаются особые молитвы и проходят особые службы: считается, что на верующих нисходит Его благодать. Святой Дух называют Всесильным и Животворящим, и многие люди приходят в церковь с букетами из свежих цветов и листьев, украшают зелёными ветками храмы и свои жилища – это напоминает о том, что Святой Дух присутствует везде, как и милость Бога.
По традиции, в этот день не полагается работать, и особенно это касается сельскохозяйственных работ; в День Святого Духа часто бывают грозы – по крайней мере, так было прежде. А ещё люди считали, что погода на всё лето определяется погодой в этот день.
Католическая церковь отмечает этот праздник в мае, и во многих странах он проходит весело и радостно. Например, в Германии издавна принято в День Святого Духа плести венки, гулять, кататься на лодках, но и там тоже собирают цветы и зелень, чтобы украсить ими дома и храмы, и везде наводят порядок. Молодёжь в это время устраивает даже танцы, фестивали и спортивные соревнования, так что чётких канонов празднования нет: главное, чтобы этот праздник нёс людям добро, свет и любовь.
В 2019 году праздник День Святого Духа выпадает на 17 июня.
Гатаулина Галина
для женского журнала InFlora.ru
При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал InFlora.ru обязательна
Источник: https://inflora.ru/directory/russian-holidays/june-holidays/day-of-the-holy-spirit.html
Душа и дух в чем разница православие
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Для православных верующих людей такие понятия, как душа и святой дух являются очень важными, однако в разных учениях и религиях эти понятия неоднозначны. Разобраться же более подробно в том, что собой представляют эти термины и в чем заключается разница межу ними вам поможет наша статья.
Разница между душой и духом: сравнение и определение
Личность человека является целостной и состоит из трех основных составляющих – духа, тела и души, которые в свою очередь проявляют не только единство, но также и взаимопроникновение.
В священной книге имеется четкое разделение духа и души, но при этом это считается одним из наиболее важных богословских вопросов остающимся закрытым для простых людей.
Стоит отметить, что даже в православной литературе эти понятия часто переплетаются, из-за чего в последствии возникают неясности и сомнения.
Православие — душа и дух
Душа представляет собой нематериальную человеческую сущность, двигатель жизни, который закрыт в теле. Именно с ней тело обретает жизнь и за счет нее позволяет познать окружающий нас мир. Если ее нет, то соответственно нет и жизни.
А вот что касается духа, то он являет собой естество человека в высшей его степени, которое влечет и направляет личность к Всевышнему. Очень часто верующие произносят молитву .о помощи святому духу. Именно это естество позволяет человеку в иерархии стать выше других живых созданий.
Давайте же разберемся более подробно каковы же имеются различия, казалось бы, двух схожих понятий. Чем отличается дух от души.
Человеческая нематериальная сущность – это своего рода горизонтальный жизненный вектор, связывающий личности с миром, чувствами и областью вожделения, действия которого имеют несколько направлений, а именно:
- мыслительные;
- желательные;
- чувствующие.
То есть, это все то чем человек живет – испытываемые эмоции, мысли, чувства, а также появление желания добиваться и стремиться к чему-либо, совершать выбор между противоречивыми понятиями. Высшее же человеческое естество служит вертикальный ориентиром, олицетворяющим стремление к Господу, а деяния его исключительно направляются лишь на горнее, то бишь совесть, жажда и страх Господний.
Следует отметить, что по природе человеку не может принадлежать высшее естество, которое способно покидать и возвращаться вновь к нему, причем его уход не определяет человеческую смерть, а наоборот оживотворяет сущность.
Сущность души человеческой
Нематериальная сущность – это является, тем что болит, когда нет каких-либо причин на боли физической (т. е. тело здорово), такое как правило происходит, когда человеческие желания происходят вопреки возникшим обстоятельствам. А отличие духа от души заключается в том, что он не способен воспринимать подобных чувств.
Лучшая статья для Вас, переходите: Приметы в церкви — упала свеча
Одной из наиболее чувственных сфер жизнедеятельности считается тягость к греходеянию. Повинуясь телу человеческая сущность может быть осквернена прегрешением.
Нематериальная же часть осязает Божественную красоту и влияет на душу, помогая ей приблизиться к идеальности, пробуждая чувство влечения к изящности, очищая помыслы и порождая стремление к бескорыстию и искуплению больших грехов в православии.
При этом нематериальная часть не может подвергнуться влиянию сущности.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/dusha-i-dux-v-chem-raznica-pravoslavie/
Кто такой Святой Дух?
Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).
Что мне всегда было непонятно — так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту — кому в какой ситуации молится? День Святого Духа — отличный повод разобраться.
В священном писании
Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26).
Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле.
По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом, к которому они привыкли.
Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» — юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» — это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально — «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов.
Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка — действительно, одна из функций адвоката.
Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».
Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.
В богослужении
Источник: https://blog.predanie.ru/article/kto_takoy_svyatoy_dukh_/