Кто возглавляет Украинскую церковь

Зачем Украинская церковь откололась от Русской

Кто возглавляет Украинскую церковь

В понедельник в Минске Синод РПЦ решил разорвать отношения с Константинополем.

Так РПЦ решила поступить в ответ на решение Константинополя начать процесс предоставления независимости украинской православной церкви. Рассказываем коротко о главном.

Что представляет собой автокефалия?

Для того  чтобы понять, что произошло между Константинополем, РПЦ и УПЦ необходимо разобраться в некоторых понятиях.

Автокефалия – это независимость административной поместной общины. Православная церковь имеет несколько поместных общин, которые независимы друг от друга, имеют определенные полномочия и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви. При этом независимость общин не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт.

С развалом СССР произошел раскол в УПЦ, и образовалось несколько православных церквей: УПЦ МП, которая признала превосходство РПЦ и УПЦ Киевского патриархата во главе с Филаретом. Бывший предстоятель УПЦ Филарет, будучи одним из кандидатов на патриарший престол, не был избран на этот пост. Тогда он образовал свой патриархат и возглавил его. Таким образом, в стране возникла непризнанная православная церковь.

Спустя 26 лет, в начале апреля 2018 года Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфаламею I с просьбой о предоставлении независимости УПЦ КП. По его мнению, собственная церковь в государстве – это атрибут независимости государства и церкви. Несмотря на то, что религия в Украине существует отдельно от политики, вопрос отделения в первую очередь – политический.

Чего ожидали от Константинополя?

Когда стало известно о намерении Украинской церкви получить независимость, специалисты утверждали, что Вселенский патриарх не позволит этому случиться.

Во-первых, решение должно приниматься при участии и единогласии всех 14 православных церквей, а РПЦ выступает против.

Во-вторых, эксперты по церковным отношениям утверждали, что патриарх Варфоломей I стремится сохранить единство всей Православной церкви и не будет предпринимать действий, которые поставят под угрозу единство православия.

Какое решение приняла Вселенская Церковь?

На прошлой неделе в Стамбуле завершилась работа Священного синода Вселенского патриархата Константинополя, по итогам которого влиятельнейшими митрополитами было сделано несколько заявлений.

Во-первых, синод подтвердил, что Константинопольский патриархат приступил к процедуре предоставления автокефалии Украинской церкви.

Во-вторых, на Украине будет восстановлена ставропигия – церковное учреждение, независимое от местной церковной власти и подчиняющееся Константинопольскому синоду. В-третьих, Константинополь снял анафему с главы церкви Киевского патриархата Филарета.

Какую позицию приняла РПЦ?

РПЦ в ответ на действия Константинополя прервала евхаристическое общение с Вселенской Церковью. Главной причиной ответных действий  Российская церковь считает «антиканонические действия Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ».

Чем грозит разрыв в отношениях РПЦ с Константинополем?

Это значит, что духовенство Российской церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Помимо этого, патриархи обеих сторон перестают упоминать друг друга за литургией.

  Русские верующие не смогут причащаться и молиться в церквях, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Этот пункт вызывает особое волнение среди верующих, поскольку теперь православные из России не смогут попасть в Афон – главную православную святыню, в которое стремятся оказаться многие паломники.

Можно ли считать сложившуюся ситуацию третьим церковным расколом?

Несмотря на то, что пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков не торопиться называть случившееся Великим расколом, многие СМИ и эксперты уже окрестили его третьим расколом в истории христианства.

Однако это не первый случай, когда РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархатом. В феврале 1996 года РПЦ действовала аналогичным образом из-за того, что Константинополь взял под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Правда, через несколько месяцев оно было возобновлено, и сегодня в Эстонии две православных церкви – Московская и Эстонская.

Источник: https://www.infox.ru/news/254/209581-zacem-ukrainskaa-cerkov-otkololas-ot-russkoj

Кто возглавит новую поместную церковь в Украине

Кто возглавляет Украинскую церковь

Предстоятеля новой поместной церкви выберут завтра на Объединительном соборе. Вот главные претенденты на этот пост

Синиця Олександр / УНІАН

В субботу, 15 декабря, в Софии Киевской пройдет Объединительный собор православных церквей Украины, где утвердят устав новой поместной церкви и выберут ее предстоятеля. После этого, 6 января, он получит Томос из рук Вселенского патриарха.

На собор каждая церковь — Украинская православная церковь Московского патриархата, Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская православная автокефальная церковь — должна выдвинуть своего кандидата. Сейчас кандидата нет только у УАПЦ — ее глава Макарий решил не выдвигаться.

Имена претендентов от Упц мп и Упц кп известны. Рассказываем коротко о каждом из них.

Упц кп

У Украинской православной церкви Киевского патриархата два возможных претендента: митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний и митрополит Луцкий и Волынский Михаил. На соборе Украинской православной церкви Киевского патриархата, состоявшемся 13 декабря, единым кандидатом выбрали именно Епифания. Из 40 архиереев за него отдали голоса 30. Но это не мешает остальным представителям церкви выдвинуть свои кандидатуры.

Митрополита Епифания в миру зовут Сергей Думенко, ему 39 лет. Он наместник патриарха Филарета, то есть автоматически займет его место в случае смерти. В 2006 году Епифаний учился в Афинском университете на специальности философия. В 2008 году стал секретарем Филарета и начал заниматься делами Киевской патриархии.

В 2012 году защитил докторскую диссертацию и получил степень доктора богословских наук. В 2013-м указом Филарета возведен в сан митрополита с титулом Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский, а в 2017 стал Переяславским и Белоцерковским. Сейчас Епифаний — ректор Киевской православной богословской академии и член Союза журналистов Украины.

Митрополит Епифаний
Гонтарь Владимир / УНИАН

О необходимости создать единую украинскую церковь Епифаний говорил еще в 2013-м. «Если откровенно, от РПЦ нам поступают предложения об объединении. Но они не подходят, потому что мы не хотим быть под омофором [в церковной юрисдикции] Московской патриархии.

Нас не удовлетворяет и то, чтобы мы стали экзархатом или митрополией Константинопольского патриархата. Потому что тогда будут две признанные украинские церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата и Украинская православная церковь Константинопольского патриархата.

А где же тогда будет настоящая Украинская православная церковь?»

Епифаний принадлежит к ближайшему окружению Филарета и достаточно молод, по сравнению с другими церковными руководителями его уровня, он — фактически десница действующего патриарха Упц кп.

Митрополита Луцкого и Волынского Михаила в миру зовут Тимофей Зинкевич, ему 52 года. С 1990 по 1994 учился в Санкт-Петербурге в духовной семинарии. Принял постриг в 1997 году, а в 2000 году Священный синод избрал его Сумским и Охтырским епископом. В 2004 году стал епископом Луцким и Волынским, в 2012 — митрополитом.

Михаил неоднократно просил священников Упц мп поддержать автокефалию украинской церкви. «У нас есть только предчувствие нашей общей победы, когда мы в воссоединенной Церкви — не параллельно, а вместе — будем служить Богу и ближним». При этом Михаил прямо не говорил, будет ли выдвигаться на пост предстоятеля новой церкви.

Митрополит Михаил
Волынская епархия Упц кп

«Заявления о моем предстоятельстве — это лишь высказывания наблюдателей, аналитиков о том, кто фаворит, а кто нет. Я давно выбрал способ выполнять решение церкви. Церковь позовет — пойдем на предстоятельство, а если не позовет — не пойдем. У нас в церкви нет самовыдвижения».

Упц мп

Митрополит Винницкий и Барский Симеон родился в Хмельницкой области, ему 56 лет, мирское имя — Владимир Шостацкий. В 1980-м учился в медицинском университете в Виннице, а затем поступил в духовную семинарию в Москву, там же в 1990 году был пострижен в монахи Даниловского монастыря.

В 1994 году вернулся в Украину и стал послушником Киево-Печерской лавры. В 2007 году синод Упц мп возвел его в сан митрополита. В 2014 году был главным конкурентом Онуфрия на выборах главы Упц мп и даже вышел во второй тур, но в итоге получил третье место.

Симеон занимал проукраинскую позицию в Упц мп во время экстренного собора церкви в Киево-Печерской лавре 23 ноября. Он единственный из 83 участников не подписал постановление, осуждающее намерение Константинополя предоставить автокефалию украинской церкви.

«Я никогда не скрывал, что являюсь сторонником автокефалии, но, как и большинство наших архиереев, ожидал, что мы получим ее от Российской православной церкви. Этот путь мы имели в виду, когда говорили о получении автокефалии каноническим путем. Но последние решения, которые принимаются в Московской патриархии, и риторика, которая звучит от нашего руководства из Москвы, не дает оснований ожидать такой автокефалии».

Митрополит Симеон

В Москве Симеона считают украинским националистом.

«Москва упрекала его в «ползучей украинизации» его епархии: там стали служить на украинском вместо церковнославянского», — пишет анонимный Telegram-канал «Церквач», который публикует новости, аналитику и инсайдерскую информацию о жизни Русской православной церкви, в основном критическую по отношению к церковной верхушке и связанным с ней чиновникам.

Симеон хорошо знаком с президентом Петром Порошенко и премьером Владимиром Гройсманом. Винницкой епархии даже пришлось прокомментировать тесную связь священнослужителя со светской властью.

«Митрополита Симеону упрекают за его хорошие отношения с властями. Но неужели это недостаток? Неужели плохие отношения со светской властью являются обязательным показателем духовности? Слава Богу, благодаря владыке Симеону, в Винницкой епархии абсолютно нормальные отношения и с властью, и с обществом, и с представителями других конфессий».

Как пишет «Церквач», Симеон — идеальная кандидатура на пост предстоятеля новой украинской православной церкви: «Выгоды от комбинации «духовенство и приходы от Упц кп» плюс «предстоятель из Упц мп» в деле создания ПЦвУ для Вселенского патриархата очевидны, поэтому было так много попыток уговорить митрополита Онуфрия [не выдвигать свою кандидатуру]. Но для администрации Украины важно, чтобы предстоятель поддерживал государственную идеологию, которую в Москве принято называть националистической. Владыка Симеон этим требованиям удовлетворяет как нельзя лучше».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Яна

УАПЦ

У Украинской автокефальной церкви кандидата нет. Ее глава Макарий взял самоотвод.

Источник: https://belprauda.org/kto-vozglavit-novuyu-pomestnuyu-tserkov-v-ukraine/

«Признаки развала»: почему украинский раскольник Филарет не признаёт упразднение своей церкви

Кто возглавляет Украинскую церковь

Глава раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет опроверг заявления о ликвидации этой организации. Он также обвинил созданную около года назад неканоническую Православную церковь Украины в провоцировании религиозного конфликта в стране и рейдерских захватах имущества УПЦ КП.

Это уже не первый случай, когда Филарет выступает с критикой ПЦУ, которая была образована путём слияния УПЦ КП и ещё одной раскольнической структуры — Украинской автокефальной православной церкви. Сам Филарет принял непосредственное участие в создании «единой» церкви, однако затем объявил, что отказывается присоединяться к ней.

Эксперты полагают, что попытки главы УПЦ КП восстановить своё влияние обречены на провал, поскольку у него для этого не осталось ресурсов.

Глава раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет заявил, что его церковная структура продолжает существовать, несмотря на слова главы Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифания о её ликвидации.

Также по теме

«Задействуются всевозможные мощности»: почему в США поддержали признание новой церкви Украины

Посол США в Греции Джеффри Пайетт поблагодарил главу Элладской церкви архиепископа Иеронима за признание раскольнической Православной

«Митрополит Епифаний и Священный синод заявили, что они завершили ликвидацию Киевской патриархии Украинской православной церкви Киевского патриархата. Это неправда! Церковь нельзя ликвидировать», — говорится в заявлении Филарета, размещённом на официальном сайте УПЦ КП.

Также Филарет с сарказмом отреагировал на решение оставить ему резиденцию в Киеве.

«Спасибо Предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Епифанию и Священному синоду Православной церкви Украины, что на своём заседании 5 декабря 2019 проявили ко мне милость: не выкинули 90-летнего патриарха на улицу, как собирались это сделать, а оставили пожизненно проживать в помещении Киевской патриархии на ул. Пушкинской, 36, которое я построил в тяжёлые для церкви советские времена, и служить во Владимирском соборе. Ещё раз спасибо за то, что совесть не позволила совершить такое преступление», — заявил Филарет.

Он подчеркнул, что будет бороться «против рейдерского захвата имущества Киевской патриархии», и обвинил Синод ПЦУ в провоцировании религиозного конфликта на Украине.

«Синод ПЦУ своими решениями продемонстрировал зависимость от греческой традиции, внося изменения в Божественную литургию, и, как мне кажется, бессознательно готовит религиозную войну на Украине», — заключает Филарет в своём обращении.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с RT отметил, что сейчас патриарх Филарет старается всеми силами вернуть те позиции и ту власть, которых он лишился после создания ПЦУ.  

«В эпоху до появления ПЦУ Филарет воспринимался определённой частью украинского общества как национальный православный деятель. Теперь же он утратил этот статус. Сейчас он хочет, чтобы о нём вспомнили», — пояснил эксперт.

При этом он отметил, что попытки восстановить так называемый Киевский патриархат вряд ли увенчаются успехом. 

«Сейчас Филарет активизировался, потому что резко уменьшилось пространство, на котором он может существовать. У него осталась только Владимирская церковь в Киеве, далее его власть не распространяется. Трагизм ситуации заключается в том, что Киевский патриархат — это, по сути, сам патриарх Филарет. Пока он жив — будет существовать и этот патриархат», — рассказал Лункин.

  • Пётр Порошенко и глава ПЦУ Епифаний
  • Reuters
  • Gleb Garanich

Собор раскольников

Так называемая Православная церковь Украины была образована путём слияния двух раскольнических структур: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

Это было сделано с подачи и при активной поддержке тогдашнего президента Петра Порошенко. Он стремился создать на Украине новую поместную церковь, которая не была бы связана с Россией и Русской православной церковью Московского патриархата. 

Также по теме

«Работа с иллюзиями»: как Константинополь взаимодействует с раскольническими православными церквями

Константинопольский патриарх Варфоломей пытается объединить под своим началом все раскольнические движения в мире. Такое предположение

При этом Порошенко не удалось достичь главного — привлечь к этому проекту единственную каноническую, а заодно и наиболее многочисленную в стране Украинскую православную церковь Московского патриархата. Абсолютное большинство её епископов проигнорировали раскольнический «объединительный собор».

Результатом усилий Порошенко стал томос об автокефалии, который главе ПЦУ Епифанию вручил константинопольский патриарх Варфоломей 6 января 2019 года. Русская и Украинская православные церкви Московского патриархата в ответ на это разорвали евхаристическое общение с Константинополем.

Решение Варфоломея предоставить ПЦУ автокефалию не встретило понимания и в православном мире. Помимо Фанара, новые раскольнические церковные структуры поддержали лишь Александрийская и Элладская православные церкви. Остальные 12 православных поместных церквей не стали этого делать.

Филарет против

Впрочем, единство раскольников, достигнутое на «объединительном соборе», вскоре дало трещину.

В мае 2019 года глава УПЦ КП Филарет заявил, что если бы он знал о содержании томоса до его вручения, то отказался бы его принимать, так как тот ставит новую украинскую церковную структуру в зависимое от Константинополя положение.

В следующем месяце УПЦ КП заявила, что не признаёт себя упразднённой, а проведённый 15 декабря 2018 года «объединительный собор» считает не имеющим юридической силы.

«У нас был поместный собор УПЦ КП, который не признаёт решения собора 15 декабря о ликвидации Киевского патриархата Считает меня митрополит Епифаний (глава ПЦУ. — RT) кем-то в своей церкви или не считает — для меня это не имеет значения», — приводит слова Филарета «Страна.ua».

  • Киево-Печерская Лавра в Киеве
  • РИА Новости

В конце июля 2019 года 90-летний Филарет обратился за помощью к президенту Украины Владимиру Зеленскому, попросив его вмешаться в ситуацию и не позволить ликвидировать УПЦ КП как юридическое лицо. 

«Сообщаем вам, что ни руководство ПЦУ, ни созданная им ликвидационная комиссия не имеют к УПЦ КП никакого отношения. Прошу вашего непосредственного вмешательства и прекратить этот беспредел», — заявил тогда Филарет.

Также по теме

«Вмешательство Константинополя привело к новой розни»: почему Киевский патриархат не признаёт своё упразднение

Украинская православная церковь Киевского патриархата не признаёт свою ликвидацию. Об этом сообщила пресс-служба религиозной

В этом заявлении он также назвал процедуру выдачи томоса «прямым обманом», который был осуществлён при «непосредственном антинародном участии Порошенко» и Варфоломея. Он также прямо заявил, что УПЦ КП не считает себя частью ПЦУ.

«Получив такую нежелательную зависимость, я и верные УПЦ КП немедленно начали борьбу против кабальной сделки, вышли из состава ПЦУ, проведя поместный собор УПЦ КП. Впрочем, сейчас начинается рейдерская атака на имущество УПЦ КП, и это рейдерство возглавляет лично митрополит Епифаний, предстоятель ПЦ», — заявлял Филарет.

Стоит отметить, что данные по количеству приходов УПЦ КП являются сильно устаревшими: достоверно установить, какое количество этих приходов перешло к ПЦУ после её образования, не представляется возможным. Сам Филарет в октябре 2019 года отмечал, что не может назвать точное количество приходов, которые сохранили верность УПЦ КП.

«На сегодняшний момент у нас пять архиереев, какое количество духовенства и приходов, я не могу сказать. Сейчас я не знаю, какие приходы в разных епархиях остались в составе УПЦ КП. Потому что по всей Украине есть приходы, которые не перерегистрировали свои уставы на ПЦУ», — приводит его слова «112 Украина».

«Зеленский не поможет»

Филарет не желает признавать своё поражение и будет до конца отстаивать свои интересы, считает член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев. При этом официальный Киев не будет вмешиваться в ситуацию, считает он.

«Украинские власти будут стараться дистанцироваться от конфликта, поскольку в данном случае Зеленскому невыгодно участвовать в этом противостоянии», — подчеркнул эксперт в интервью RT.

Схожей точки зрения придерживается и Роман Лункин.

«Зеленский с самого начала довольно чётко определил свою позицию в церковном вопросе, заявив о том, что в религиозные дела, особенно в отношения между разными церквями, вмешиваться не будет», — заключил эксперт.

Силантьев добавил, что сегодня можно наблюдать «признаки развала» проекта под названием ПЦУ, однако некоторое время он будет продолжать своё существование по инерции, поддерживаемый сторонниками и заинтересованными внешними силами.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/695007-filaret-ukraina-cerkov-raskol

Украинская православная церковь: история и что будет дальше | Факты ICTV

История христианства на украинских землях берет свое начало еще с княгини Ольги, которая правила около в 945-960 годах. Она первой из монархов приняла крещение.

В 988 году произошло главное религиозное событие — Крещение Руси киевским князем Владимиром. Тогда под юрисдикцией Киевской Руси находились земли современной Украины, России, Беларуси, Польши и Литвы.

В XV веке Москва приняла решение отделиться и провозгласила себя независимой церковью. Однако ее, как поместную церковь, Вселенский Константинополь признал лишь через полтора века.

На духовную зависимость Украины и подчинения РПЦ повлияли несколько событий. Соглашения с русским царем, которые заключил Богдан Хмельницкий, привели к тому, что почти через 30 лет Киев теряет право на самостоятельные решения. Даже книги в Лавре запрещают печатать на украинском языке.

В 1685 году после смерти митрополита Киевского и Галицкой Руси, Москва полностью покоряет украинскую церковь.
Назначенный митрополит присягает на верность Московскому патриархату и получает новый титул Киевский, Галицкий и всея Малой России.

Как результат, Константинополь признал действия Москвы незаконными и в дальнейшем, считает Киев своей канонической территорией.

Борьба за независимую украинскую православную церковь восстановилась только после создания Украинской народной республики.

Во время национально-освободительных движений 1917-1921 годах создается Украинская автокефальная православная церковь.

Автокефалия — это статус поместной церкви, как самоуправляемой, независимой части Вселенской Православной Церкви, возглавляемой патриархом или архиепископом или митрополитом.

Однако уже в 1930 году УАПЦ под давлением советской власти объявляет о “самоликвидации”.

Следующий важный этап в становлении украинской православной церкви начался после 1990 года и продолжается до сих пор.

Тогда выбрали патриарха Мстислава (Скрыпника) и была восстановлена ​​УАПЦ. В Харькове, Киеве и других городах возобновились ее храмы.

В 1991 году Верховной Радой был принят закон о свободе совести и религиозных объединений, который запретил государству вмешиваться в дела церкви, а церкви — в государственные дела.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто заложил Софийский собор в Киеве

Московский патриархат предоставил автономию Украинской православной церкви, однако закрепил за собой право назначения духовных лиц.

Президент Украины Леонид Кравчук и Киевский митрополит Филарет пытались добиться полной независимости от Москвы, однако попытки были неудачными.

Тогда в 1992 году было принято решение о создании Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Таким образом украинское православие раскололось на три конфессии:

Это сильно осложнило религиозную ситуацию в стране, которая ознаменовалась постоянными межконфессийными конфликтами, борьбой за недвижимость (храмы. — Ред.) и паству.

Вопрос о Единой поместной церкви поднимался неоднократно, однако с мертвой точки ситуация сдвинулась только в этом году.

Синод Вселенского патриархата 11 октября принял решение предоставить Томос об автокефалии православной церкви в Украине.

Томос — это уникальный церковный документ. Выпускают его, когда главная церковь хочет предоставить фактическую независимость — автокефалию.

Что такое поместная церковь 

До недавнего времени большинство украинцев не слышали о таком понятии и не сразу поняли, почему решение Синода важное для государства.

Поместная церковь — независимая церковь со своей структурой и организацией на определенной территории. Как правило, юрисдикция такой церкви совпадает с границами государства. В мире существует около двадцати АПЦ: Русская православная церковь, Грузинская православная церковь и другие.

Читайте: Томос в Украине: на каком языке будут вести службу

Каждый из этих религиозных институтов имеет своего лидера (митрополита, архиепископа. — Ред.). Единого православного центра в мире нет, как у католиков Ватикан. В отличие от Папы Римского, статус Вселенского патриарха, который носит Святейший патриарх, архиепископ Константинопольский, имеет чисто номинальный характер. В православном мире патриархи имеют равные права, а титул Вселенского патриарха это всего лишь дань уважения к первому центру православия.

Говорить, что Украина сейчас получила религиозную независимость неправильно. Ведь украинцы духовно не были ограничены властью или государством.

Получение автокефалии — это скорее приобретение политической самостоятельности, ибо следует различать понятия: веры, религии и церкви. И сегодня мы говорим о независимости церкви, как отдельного института, где свои правила, традиции и иерархия, — отмечает историк Александр Алферов.

Почему для украинского общества настолько важно становление собственной, самостоятельной церкви?

Церковь занимается не только духовной составляющей своей паствы (прихожанины. — Ред.), но и светской жизнью. Украина не монорелигиозное государство, но большинство граждан исповедуют православие, поэтому авторитет церкви имеет сильное влияние на общество.

Заложенные фундаментальные правила православной церкви являются основой украинской ментальности и общественной морали, — отмечает Александр Алферов.

То есть, церковь должна выполнять функцию осуждения или поддержки общественных процессов.

Проблемы создания ЕПЦ

Собор должен объединить три различные структуры, которые имеют разную историю становления, под одной крышей.

В обычном сельском приходе, где священник увидит, что он является каноническим, как в российской, так и украинской, то  будет хотеть перейти к УПЦ. Так ему не будут запрещать отпевать или крестить детей, — отмечает эксперт.

Поэтому низовое духовенство, которое ближе к народу, будет переходить активнее, а вот высшее будет иметь не мало  проблем. Внутри церкви будет идти борьба за власть и иерархию.

Также существует проблема с приходами, контролируемыми МП.

— За годы независимости, как белые так и черные представители духовенства, то есть священники и монахи, массово мигрировали в Украину из России. За это время выросло поколение, которое сознательно поддерживает именно МП, потому что они воспитаны на тех принципах русского мира, который здесь начали распространять благодаря пропаганде, — рассказывает Александр Алферов.

Приход Московского патриархата держался на том, что они являются каноническими, но Константинополь признал все православные конфессии законными. Поэтому рядовым прихожанам будет все равно, в какой церкви обращаться к Богу.

Читайте:Почему Беларусь разорвала отношения с Константинополем РПЦ вышла на путь самоизоляции — Порошенко Сильный удар по Кремлю! Польские СМИ о Томосе для Украины

Ранее Факты ICTV писали, что Томос об автокефалии православной церкви в Украине является сильным ударом не только по Московскому патриархату, но и по Кремлю.

Источник: https://fakty.com.ua/ru/ukraine/20181016-ukrayinska-pravoslavna-tserkva-istoriya-ta-shho-bude-dali/

Митрополит Епифаний возглавил новую церковь в Украине

Виталий Червоненко BBC News Украина

Копірайт зображення vidimisti.kiev.ua

Объединительный собор избрал предстоятелем будущей автокефальной поместной православной церкви в Украине 39-летнего митрополита Переяславского и Белоцерковского Епифания (Сергея Думенко), который является наместником предстоятеля УПЦ КП Филарета.

Молодость митрополита Епифания компенсируется его стремительной карьерой и пятью годами работы заместителем патриарха Филарета.

В отличие от многих своих коллег в украинских церквях, получивших образование в России, будущий предстоятель учился в Украине и в Греции.

Епифания считают отдаленным от основных групп влияния в церкви и близким к патриарху. Его знание греческого языка может стать существенным плюсом в свете активного сотрудничества с Константинополем, поскольку языком общения будет именно греческий.

С другой стороны, Вселенский патриархат может видеть в Епифании своего рода «тень» Филарета и его неформальное «продолжение», что, вероятно, не особо нравится Константинополю.

Вселенский патриархат давно дал понять, что избрание Филарета является нежелательным и затормозит процесс признания новой церкви в православном мире и может навредить консолидации украинского православия в поместной церкви. Поэтому 89-летний патриарх УПЦ КП практически рекомендовали не баллотироваться.

Но дело сделано. Епифаний избран предстоятелем будущей поместной православной церкви в Украине, и именно он 6 января в Константинополе во время совместной литургии с Вселенским патриархом Варфоломеем получит томос об автокефалии.

После этого уже можно будет говорить о конечной точке в создании автокефальной православной церкви в Украине.

Молодой наместник

«Рано или поздно, но народ Украины будет иметь свою поместную православную церковь, как имеет государство, президента, правительство, армию, гимн, герб, флаг Это неизбежно», — заявил в октябре 2013 года на тот момент новоизбранный наместник патриарха Филарета Епифаний.

В 34 года митрополит был рукоположён в сан епископа, став фактически вторым человеком в церкви.

28 июня 2013 года архиерейский собор УПЦ Киевского патриархата существенно изменил устав церкви на случай смерти или болезни патриарха.

Если раньше было четко указано, что через несколько месяцев после смерти необходимо избрать нового предстоятеля, то новые правила снимали все ограничения.

Вместе с тем, вводилась должность патриаршего наместника, который в случае смерти или болезни предстоятеля будет исполнять его функции до избрания нового патриарха.

Копірайт зображення vidomisti.kiev.ua

Объясняли такие изменения просто — именно тогда активно обсуждали возможное объединение с УПЦ Московского патриархата, поэтому в случае смерти Филарета требовалось время для проведения переговоров и объединительного собора двух церквей.

Тогда ходило много слухов, что состояние здоровья Филарета ухудшается, хотя официально церковь это всячески отрицала.

В УПЦ МП в то время сложилась показательная ситуация — из-за болезни митрополита Владимира его обязанности исполнял не очень для него удобный митрополит Агафангел. Впоследствии между ними даже возникло противостояние.

Некоторые эксперты предполагают, что Филарет сознательно выбрал удобного для себя наместника, чтобы избежать подобной ситуации.

«Признаюсь, для меня это (избрание. — Ред.) было неожиданностью «, — оценил назначение молодой епископ в одном из своих немногочисленных интервью.

Обозреватели тогда выдвигали несколько версий стремительного карьерного взлета Епифания.

Одни настаивали, что это свидетельствовало о близких отношениях и высоком доверии Филарета к молодому епископу.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Епифаний сопровождал Филарета на всех важных встречах

Выдвигались и другие версии его избрания: мол, молодой Епифаний был достаточно нейтральной фигурой для главных групп влияния в церкви. Его назначение могло не вызвать больших возражений у таких влиятельных в церкви архиереев, как Волынский митрополит Михаил (Зинкевич) или митрополит Львовский Дмитрий (Рудюк).

Украинский религиовед Юрий Черноморец настаивает, что главным фактором решения Филарета в 2013 году стала комбинация «теории и практики в одном лице, а также максимально выраженная способность работать в команде».

Хотя критики часто указывали на то, что большим минусом Епифания мог быть его быстрый карьерный рост, что всегда вызывает зависть и раздражение.

Также собеседники ВВС News настаивают, что своим поведением в последние годы Епифаний испортил отношения с частью иерархов УПЦ МП.

В то же время эксперт-религиовед Людмила Филипович считает, что Епифаний прошел все необходимые ступени, чтобы стать предстоятелем — является монахом, занимается вопросами образования и имеет управленческий опыт.

Где учился и работал Епифаний

Сергей Думенко родился 3 февраля 1979 года в селе Волково Ивановского района Одесской области.

Однако рос и учился в деревне Старая Жадова Сторожинецкого района Черновицкой области. Население Буковины всегда считалось чуть ли не самым набожным в Украине. Предстоятель УПЦ МП Онуфрий также родом из Буковины.

В 1996 году он окончил местную школу и поступил в Киевскую Духовную Семинарию УПЦ КП, по окончании которой продолжил обучение в Киевской Духовной Академии.

В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование церковно-канонических сборников в Доникейский период и их характеристик» и получил ученую степень кандидата богословских наук.

Несколько лет молодой богослов преподавал в Ровенской духовной семинарии и работал секретарем своего земляка из Буковины, митрополита Ровенского и Острожского УПЦ КП Даниила, который скончался в 2005 году.

Именно его будущий предстоятель церкви называл своим духовным наставником. Митрополит Даниил (Богдан Чокалюк) даже учился в той же школе в селе Старая Жадова Черновицкой области, что и митрополит Епифаний, но с разницей в 20 лет.

После смерти духовного наставника он временно прервал церковную карьеру и учился на Западе. В 2006-2007 годах Сергей Думенко получал образование в афинском национальном университете на философском факультете.

Копірайт зображення vidomosti.kiev.ua

В официальной биографии Епифания не указано, какими именно иностранными языками он владеет. Однако церковные эксперты отмечают, что он знает греческий.

В одном из своих интервью он сказал, что занимается переводами.

«Читаю и перечитываю труды святых отцов, стараюсь переводить их на украинский язык», — рассказал теперь уже митрополит Епифаний о своем досуге.

В 2007 году Епифаний вернулся в Украину и начал преподавать в Киевской православной богословской академии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько церквей в Беларуси

В том же 2007 году стал преподавателем Киевской православной богословской академии и заведующим кафедрой филологии.

В Киеве его церковная карьера пошла стремительно вверх.

В декабре 2007 года в Михайловском монастыре он принял постриг в монашество с именем Епифаний, что является обязательным условием для дальнейшего роста в церковной иерархии.

Очередные ступени церковной карьеры он преодолевал буквально ежемесячно.

Уже 6 января 2008 года патриарх Филарет рукоположил его в сан иеродиакона, 20 января — иеромонаха, а 20 марта — архимандрита. Тогда же Епифаний стал секретарем патриарха Филарета.

В марте 2008-го Епифаний стал наместником Выдубицкого мужского монастыря города Киева, а в мае — управляющим делами киевской епархии.

Через год священный синод УПЦ КП избрал Епифания епископом, а его архиерейское рукоположение (хиротония) состоялось 15 ноября 2009 года.

Копірайт зображення cerkva.info Image caption 13 декабря архиерейский собор УПЦ КП определился с кандидатом на пост главы поместной церкви

31-летний Епифаний стал епископом Переяслав-Хмельницким и Бориспольским, а также ректором Киевской богословской академии, а уже в январе 2012 года Филарет возвел его в сан архиепископа.

В том же году он стал доктором богословских наук и возглавил Синодальное управление по делам духовного образования УПЦ КП.

В этой ипостаси 28 июня 2013 года — за полгода до Евромайдана — Епифаний был избран наместником и местоблюстителем патриарха Филарета на случай его смерти или болезни.

В одном из немногочисленных интервью в октябре 2013 года Епифаний указывал, что после избрания президентом Виктора Януковича «все насторожились», и пророссийские силы пошли в наступление, даже были предложения снять с регистрации Киевский патриархат.

Однако этого не произошло, рассказывал Епифаний, одобряя намерения властей подписать соглашение об ассоциации с ЕС, которое принесло бы пользу и их церкви.

Рядом с Филаретом

Митрополит Епифаний очень редко давал интервью и очень скупо рассказывал о детстве, семье, привычках или предпочтениях.

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-46579845

Украинская православная церковь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Киево-Печерская Лавра

Украинская Православная Церковь, самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии в составе Московского Патриархата

Карта епархий на Украине по состоянию между 20 июля и 25 августа 2012 г. С сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству monasterium.ru

Исторический очерк

Первое учреждение Украинской Православной Церкви относится к 1917-1918 годам.

В период революционно-националистических волнений в распадающейся Российской империи Всероссийский Поместный Собор в 1918 году постановил чтобы епархии в пределах Украины образовали церковную область «с особыми преимуществами на началах автономии» или Украинский экзархат Московской Патриархии, возглавляемый митрополитом Киевским и Галицким, Патриаршим Экзархом Украины [4].

Автономия была в 1921 году ликвидирована по указу святителя патриарха Московского и всея России Тихона, но Украинский экзархат продолжал существовать как особая единица в составе Русской Православной Церкви. Начиная с 1917 года возникновение многочисленных автокефалистских расколов на Укриане стремящихся к выходу из состава Всероссийской Церкови постоянно тревожило церковную жизнь.

Автономная Украинская Православная Церковь вновь образовалась в условиях немецкой оккупации, когда связь с Московским священноначалием оказалась вынужденно прерванной. Эта автономия существовала в в 1941-1944 годах.

Наконец, в преддверии распада СССР, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 25–27 октября 1990 года в ответ на обращение украинского епископата к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и всему епископату Русской Церкви даровал Украинской Православной Церкви независимость и самостоятельность в управлении.

Основные сведения

Украинская Православная Церковь — наследница давней Киевской митрополии и Украинского экзархата Русской Православной Церкви.

Предстоятель Украинской Церкви — митрополит Киевский и всей Украины с титулом «Блаженнейший». Его резиденция находится в Киево-Печерской Успенской Лавре.

Священный Синод УПЦ учреждает и отменяет епархии в пределах Украины, духовные школы, избирает кандидатов на свободные епископские кафедры, благословляет открытие монастырей, обсуждает и решает все другие вопросы внутренней жизни УПЦ в период между Архиерейскими Соборами УПЦ.

Архиерейский Собор УПЦ, согласно Уставу об управлении УПЦ, является высшим органом соборного управления. Архиерейский Собор УПЦ самостоятельно и независимо избирает Предстоятеля УПЦ — митрополита Киевского и всей Украины.

В УПЦ периодически собирается Всеукраинский Церковный Собор при участии епископата, представителей духовенства, монахов и мирян УПЦ для обсуждения самых важных вопросов внутренней жизни УПЦ.

Украинская Православная Церковь — наибольшее религиозное общество в Украине.

Наибольшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Свято-Успенская Почаевская Лавра. Это общеправославные христианские святыни и места массового паломничества.

Украинская Православная Церковь — Церковь-мученица: сотни тысяч христиан пострадали в результате репрессий со стороны богоборческой власти в СССР, тысячи священнослужителей, монахов и мирян были расстреляны, засланы в сибирские лагеря. Среди них — священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, убитый большевиками в 1918 году. Были разрушены много храмов, монастырей, запрещена церковная благотворительность.

В настоящий момент УПЦ возвращаются храмы, монастыри и имущество, раньше национализированное государством. Возобновляется социальная диакония УПЦ: церковноприходские школы, больницы, молодежные организации и движения, уход за старыми и инвалидами, помощь бедным и тому подобное.

На канонической территории УПЦ действуют две непризнанные Поместными Православными Церквями раскольнические юрисдикции Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ).

Большая часть их приходов расположена в западных областях Украины (Галиция, Волынь). На этих же территориях действует Украинская греко-католическая Церковь (УГКЦ).

Активизировалась деятельность псевдорелигиозных и оккультных сект, которые практикуют прозелитизм среди православных Украины.

Статистика

  • нач.

    1996 — большинство пастырей и мирян — свыше 6500 приходов — сохранили верность канонической Украинской Православной Церкви; главными раскольническими организациями (главным образом на территории Галиции, Ровенской, Волынской и Киевской областей) были Киевский патриархат (УПЦ КП) с 1332 приходами и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) с 1209 приходами [5]

  • 1 января 2009 — приходов — 11358; священнослужителей — 9573, из них: священников — 8938, диаконов — 635; духовных учебных заведений — 22, из них: академий — 2, семинарий — 7, училищ — 13; монастырей — 191, из них: мужских — 96, женских — 95, в них насельников — 5103, из них: в мужских — 1955, в женских — 3148; печатных изданий — 85, из них: газет — 61, журналов — 24; интернет-изданий — 170; воскресных школ — ок. 5000 [6].
  • 4 февраля 2011 — 45 епархий; 70 архиереев (45 правящих, 19 викарных, 6 на покое); более 11 тыс. приходов; более 10 тыс. священнослужителей; 205 монастырей (107 мужских и 98 женских с более 5 тыс. насельников); 1 духовная академия, 1 богословская академия, 7 духовных семинарий, 13 духовных училищ; издается 66 церковных газет и 24 журнала; действуют 230 церковных интернет-изданий; регулярно выходят в эфир 22 православные телепрограммы [7]
  • 2012:
    • 10 декабря — действует 115 мужских монастырей и 101 женский. В них проходят послушание 5 004 насельника и насельницы: 1 864 в мужских и 3 140 в женских обителях.[8]
    • 19 декабря — 47 епархий; 81 архиерей (47 правящих, 25 викарных, 9 на покое); 11 393 прихода, 10 963 священнослужителей (10 187 священников, 776 диаконов); 216 монастырей, в которых несут послушание 1 320 монахов (из них 937 в священном сане) и 2 312 монахинь [9]
  • 2014:
    • 5 января — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 23, на покое — 9; митрополитов — 23, архиепископов — 26, епископов — 36); приходов — 11465; монастырей — 224 [10]
    • 31 декабря — 53 епархии; 85 архиереев (епархиальных — 53, викарных — 25, на покое — 7; митрополитов — 27, архиепископов — 26, епископов — 32); приходов — 11908; священнослужителей — 11970; монастырей — 228 [11]. 17 духовных учебных заведений: 1 духовная академия, 7 духовных семинарий, 7 духовных училищ, 1 богословский университет, 1 богословский институт, 1 кафедра богословия [12]
  • 30 ноября 2017 — 53 епархии; 92 архиерея (52 епархиальных, 33 викарных, 7 на покое); 12 069 приходов; 12 283 священнослужителя (11 312 священников, 971 диакон); 251 монастырь на территории Украины; 4 412 монашествующих (1685 монахов и иноков, 2727 монахинь и инокинь); 17 духовных учебных заведений в которых на дневном отделении обучается 1 429 студентов [2]
  • август 2019: 100 архиереев, 12 409 священнослужителей, 258 монастырей; за прошедшие пять лет епископат увеличился на 15 человек, клир — на 439 человек, количество приходов — на 154 (несмотря на запрет регистрировать приходы Украинской Православной Церкви в Министерстве культуры), количество монастырей — на 30 [1]

Ставропигии

Ранее бывшие ставропигиальными

Использованные материалы

[1]  «На брифинге в Киеве рассказали об изменениях в Украинской Православной Церкви, произошедших за пять лет предстоятельства Блаженнейшего митрополита Онуфрия на Киевской кафедре», официальный сайт Русской Православной Церкви, 17 августа 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5486163.html

[2]  «Доклад митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года)», официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5074040.html

[3]  Членская страница Русской Православной Церкви на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/russian-orthodox-church

[4]  См. Собрание определений и постановлений, вып. IV, М., 1918, 15-19.

[5]  Данные оглашенные патриархом Московским и всея Руси Алексием II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1997 году. См. Цыпин В. А., прот., Кравец С. Л., «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года», Православная энциклопедия, т. 3, с. 559-563, http://www.pravenc.ru/text/76520.html

[6]  http://www.patriarchia.ru/db/text/749739.html

[7]  Доклад митр. Киевского Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 февраля 2011 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/1401848.html

[8]  Отчет о работе Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по делам монастырей за 2012 год, http://orthodox.org.ua/ru/node/6214

[9]  Доклад Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на заседании Священного Синода УПЦ 20 декабря 2012 г., http://orthodox.org.ua/article/ukraїnska-pravoslavna-tserkvatsі

[10]  «Звіт Керуючого справами Української Православної Церкви за 2013 рік», сайт пресс-службы Украинской Православной Церкви, 5 января 2014, http://news.church.ua/2014/01/05/zvit-keruyuchogo-spravami-uik/

[11]  Звіт Керуючого справами УПЦ за 2014 рік, сайт Синодального информационного отдела УПЦ, 31.12.2014: http://news.church.ua/2014/12/31/zvit-keruyuchogo-spravami-uik/

[12]  Звіт Голови Учбового Комітету при Священному Синоді УПЦ єпископа Ірпінського Климента про діяльність Комітету у 2014 році

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4326.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Какое значение имеет имя Сабрина

Закрыть