Где находится Константинопольский патриархат

Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать

Где находится Константинопольский патриархат

Русская православная церковь (РПЦ) решила полностью прекратить евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, а позже объявила, что ее прихожане больше не смогут молиться и причащаться в храмах Константинопольской церкви

Глава РПЦ Кирилл на мессе в его честь в церкви Дионисия Ареопагита в Афинах Max D. Gyselinck / News Pictures / East News

11 октября Священный синод Константинопольского патриархата объявил, что предоставит автокефалию Украинской православной церкви (УПЦ), откроет в Киеве ставропигии (организацию или монастырь прямого подчинения) Константинопольского патриарха.

Автокефалия подразумевает, что Украинская церковь станет административно независимой от РПЦ, за ней будет закреплена каноническая территория, где другие церкви не смогут присутствовать.

Константинополь восстановил в церковных чинах «лидеров украинского раскола и их последователей». Отменено действие соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, которая касалась передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Вселенский патриархат снял анафему с двух украинский церквей.

РПЦ назвала эти решения «беззаконными и канонически ничтожными». 15 октября Русская церковь полностью прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь поддержала РПЦ.

Евхаристическое общение — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. Для православных церквей наличие этого общения — единственный явный признак единства во Вселенской православной церкви, так как автокефальные церкви административно, экономически, юридически независимы.

При этом, по мнению пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Александра Волкова, конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом нельзя называть Великим расколом.

Наказания за молитвы

Теперь РПЦ не будет участвовать в сослужении с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам нельзя участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

За молитву в «запретных» храмах Константинопольского патриархата священнослужителей РПЦ ждет наказание. Верующие будут обязаны покаяться на исповеди в непослушании церкви.

Какие церкви «запрещены»

Таким образом, прихожане РПЦ больше не смогут молиться и причащаться в храмах на Афоне. Афон или Святая гора — это 20 православных монастырей, которые находятся под управлением Константинопольского патриарха. Это одно из главных святых мест для православных.

Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил, на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос.

Назначения новых епископов РПЦ

16 октября Священный Синод РПЦ поменял местами некоторых епископов, которые управляли ее приходами в Европе и США. Управляющего Патриаршими приходами в США епископа Иоанна (Рощина) переводят в Италию. Временное управление приходами В США поручили епископу Сурожскому Матфею. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.

Реакция

Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Иван Зоря) обвинил РПЦ в самоизоляции и повторении политики Кремля.

«Синод МП (Московского патриархата — «Сноб») повторяет политику Кремля — самоизоляция в ответ на законные решения международного сообщества. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви.

Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке.

Предпосылки

В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано, что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви».

В Русской церкви считают, что Константинополь присвоил себе полномочия отмены судебных и иных решений других поместных православных церквей. Это, заявляют в РПЦ, «лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской церковью и приписывающего патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».

Источник: https://snob.ru/news/166989/

Константинопольский Патриархат в Стамбуле

Где находится Константинопольский патриархат

Константинопольский патриархат (Rum Ortodoks Patrikhanesi) в Стамбуле уже много веков является оплотом православия не только в Турции, но и в Мире.

Константинопольский Патриархат на карте Стамбула

Константинопольский Патриархат находится в районе Фенер недалеко от залива Золотой Рог.

Открыть Константинопольский Патриархат на карте Стамбула в большем размере

Обозначения на карте:

1. Причал Фенер

2. Константинопольский Патриархат

3. Остановка автобуса Fener. В зависимости от маршрута автобуса, остановка может быть ближе к причалу Фенер.

Как добраться до Константинопольского Патриархата в Стамбуле

Добраться до Константинопольского Патриархата наиболее приятно на катере. Нужен маршрут Haliç. Сделать это можно от причалов Эминеню, Эйюп и пр., которые находятся на данном маршруте. Выйти нужно на причал Fener.  Расписание см. в ссылках в статье о катерах в Стамбуле. Далее нужно немного пройти на заднюю улицу, где Патриархат и находится.

Также добраться до Константинопольского Патриахата можно добраться от причала Эминёню (одноименная станция скоростного трамвая Т1) на автобусах №№ 399С, 36СЕ  и пр., идущих в сторону Айвансарая. Выйти нужно на остановке Fener. Далее надо вернуться немного назад к началу ул. Dr. Sadık Ahmet  и пройти по этой улице.

Патриархат будет легко узнать по высокой длинной стене. С этой же стороны будет и вход.

Если вы идете к Патриархату пешком из глубин Фенера, то не ищите других входов. Он только один.

История Константинопольского Патриархата

Константинопольский Патриархат начался с церкви, которую основал апостол Андрей Первозванный около 38 г. С получением Константипонополя статуса столицы Римской империи в 330 г., возросло и церковное положение. А в 381 г . Второй Вселенский Собор закрепил за епископом Константинополя второе место после епископа Рима. В 451 г. Четвертый Вселенский Собор даровал Константинополю равенство с Римом.

Даже после завоевания Константинополя Патриархат продолжал выполнять свои функции, оставаясь оплотом христианства в Османской империи.

Реликвии, фото, достопримечательности Константинопольского Патриархата

Старейшее здание комплекса Патриархата – это церковь св. Георгия. Когда-то эта церковь относилась к женскому монастырю. Патриарх Матфей II в конце 16 в. преобразовал ее в патриаршую резиденцию , а в 1614 г. церковь претерпела большие изменения. Но в 1720 г. церковь св. Георгия полностью сгорела. Было отстроено новое здание, которое мы видим и сегодня.

Над входом находится изображение герба Вселенского Патриархата в виде двуглавого орла

Храм сохранил форму древней базилики. В ней имеется притвор, сам храм и алтарь

Иконостас 18 века.

Мозаики над входом

Главные реликвии Константинопольского Патриархата – это мощи святых Отцов Церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Василия Великого. Первоначально они находились в церкви Апостолов. Но в 1204 г.  их похитили крестоносцы, и много веков они находились в Риме. Лишь в 2004 г.  мощи Св. Григория и св. Иоанна Ватикан вернул Патриархату. Чуть позже вернули и мощи св. Василия. Находятся мощи Святителей с левой стороны относительно входа.

Около противоположной южной стены находятся гробы с мощами Святых Жён: Соломониды – матери семи Маккавейских мучеников, чудотворной св. великомученицы Евфимии (подарок России в 1904 г.), Халкидонской  императрицы Феофании.

Ближе к иконостасу справа находится Патриарший трон из грецкого ореха, инкрустированный слоновой костью и жемчугом. Считается, что трон принадлежал Иоанну Златоусту.

Около  иконостаса справа расположен столб бичевания Христа. К этому столбу Христос был привязан и высечен римскими солдатами перед распятием. Рядом находятся две иконы – мозаичная икона Пресвятой Богородицы 11 века и св. Иоанна Предтечи, которые изначально находились в церкви Паммакаристос.

Еще одна икона – Пресвятой Богородицы Фанеромени 8 века находится рядом с мощами Святителей. Икону привезли из города Кизикос, облачили в серебряный оклад. Считают, что икона обладает чудотворными свойствами в части исцеления от разных хворей.

Слева от входа на территорию комплекса Патриархата находятся Врата Патриарха Григория V. 10 апреля 1821 г. Патриарх был казнен турками, а тело повесили на воротах, где оно находилось 3 дня. С тех пор в память о Григории V ворота не открывают.

Если пройти за храм Георгия, то там находится здание 18 века. Здание используется как хранилище для св. Мира. Тут же находится архив.

Остальная часть комплекса – современная и малоинтересная. Старые здания были уничтожены пожаром в 1941 г.

 Путеводитель по Турции

Источник: http://cappadocia-elenatruva.ru/konstantinopolskij-patriarxat-v-stambule.html

Война престолов. Как реагируют поместные церкви на конфликт Константинополя и РПЦ

Где находится Константинопольский патриархат

Автокефальные церкви не разрывали отношений с Вселенским престолом, отказавшись уходить в раскол вслед за РПЦ, но часть из них уже определилась, кого поддержит в конфликте. При этом, поместные церкви, в основном, воздержались от оценки включения Киевской митрополии в состав Константинопольского патриархата.

Иерусалимский патриархат

24 октября патриарх Иерусалимский Феофил III обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении Святого миро, что по мнению издания Оrthodoxia.info свидетельствует о поддержке православного единства под эгидой Константинополя.

Патриарх Иерусалимский Феофил III

Иерусалимский экзарх во время обращения к Варфоломею назвал Святое миро высшим связующим звеном между православными церквями и акцентировал внимание на нерушимости связей между Константинополем и Иерусалимом.

С точки зрения Константинопольского патриархата право совершать мироварение принадлежит исключительно Фанару в сослужении с представителями поместных православных церквей. С точки зрения Русской православной церкви, исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно изготовлять миро.

Официальной позиции Иерусалима по поводу конфликта из-за украинской автокефалии в данный момент нет.

Антиохийский патриархат

6 октября синод Антиохийской церкви заявил, что украинский вопрос должен решаться на Всеправославном соборе, в согласовании со всеми поместными церквями.

Антиохийская церковь выразила глубокую обеспокоенность «попытками изменить географию православных церквей» и назвала неприемлемым создание параллельных юрисдикций в пределах уже существующих.

19 октября патриарх Антиохийский Иоанн Х и патриарх Сербский Ириней в совместном заявлении указали, что ситуация в Украине несет опасность для православного мира и может привести к долговременному «разделению между всеми членами Православной церкви»

«Во избежание дальнейшей эскалации кризиса, Сербский и Антиохийский патриархи обращаются к Вселенскому патриарху, с просьбой восстановить братский диалог с Православной церковью России, с тем чтобыразрешить конфликт и восстановить единство Православной церкви», — сказано в совместном заявлении патриархов.

Александрийский патриархат

21 сентября патриарх Александрийский и всея Африки Феодор ІІ и предстоятель Польской православной церкви митрополит Савва в совместном заявлении призвали преодолеть церковные недоразумения, связанные с предоставлением автокефалии Украинской церкви и сделать все возможное для избежания дальнейшего углубления конфликта.

Предстоятели двух церквей заявили, что призывают все стороны уладить конфликт и «молятся о единстве и мире для украинского народа». О методах улаживания конфликта в заявлении ничего не сказано.

Патриарх Феодор II и Вселенский патриарх Варфоломей (фото ЕРА)

27 сентября во время визита в Одессу Феодор II, согласно пресс-службе УПЦ МП, призвал украинских верующих «оставаться верными канонической церкви».

«Глава канонической церкви в Украине — это наш Блаженнейший митрополит ОнуфрийС Блаженнейшим митрополитом Саввой (главой Польской церкви — Ред.) мы подписали документ, что мы вместе с канонической Православной церковью в Украине» — цитирует Феодора пресс-служба УПЦ МП.

Элладская православная церковь

Синод Элладской церкви официально не рассматривал вопрос автокефалии Украинской церкви, но по данным СМИ, он обсуждался в кулуарах синода в начале октября.

Анонимый источник агентства Reuters сообщил, что Элладская церковь получила письмо главы РПЦ Кирилла с предложением созвать Всеправославный собор для обсуждения украинской автокефалии. Собеседник агентства добавил, что Элладская церковь против этой инициативы Москвы.

По словам источника, позиция Элладской церкви будет озвучена после завершения процесса предоставления автокефалии Украинской церкви.

Кипрская православная церковь

9 ноября Кипрская церковь заявила, что поддерживает хорошие отношения со всеми поместными православными церквами, от Вселенского патриархата и до молодой Церкви Чешских земель и Словакии, а также с РПЦ.

«В этот критический момент мы призываем всех избегать публичных заявлений с резкими заголовками, которые только ухудшают ситуацию», — заявили клирики Кипрской церкви.

Кипрская церковь надеется, что все проблемы будут решены «в откровенном диалоге с любовью» и выражает готовность любым образом содействовать в этом направлении.

Православная церковь в Америке

26 сентября архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады Тихон в своем послании заявил, что Вселенский престол проинформировал синод ПЦА о решении предоставить автокефалию Украинской церкви.

По словам Тихона, проблема разделения церкви в Украине негативно сказывается и на приходах американской церкви. Решение РПЦ прекратить участие в структурах под главенством Константинополя (по состоянию на 14 сентября) синод воспринял с пониманием, хотя и сожалеет о нем.

«Мы поддерживаем необходимость диалога и призываем все поместные православные церкви решить нынешний кризис в Украине путем созыва Всеправославного собора. Мы готовы участвовать в таких братских дискуссиях», — сказано в заявлении.

Источник: https://nv.ua/world/geopolitics/avtokefalija-dlja-ukrainy-kak-reahirujut-pomestnye-tserkvi-na-konflikt-konstantinopolja-i-rpts-2508035.html

Вселенский Константинопольский патриарх: история и значение

Священное Предание повествует о том, что святой апостол Андрей Первозванный в 38 году рукоположил своего ученика по имени Стахий в епископы города Византиона, на месте которого через три столетия был основан Константинополь. С этих времён берёт своё начало церковь, во главе которой на протяжении многих столетий стояли патриархи, носившие титул Вселенских.

Право первенства среди равных

Среди предстоятелей пятнадцати существующих ныне автокефальных, то есть самостоятельных, поместных православных церквей, «первенствующим среди равных» считается Константинопольский Патриарх. В этом его историческое значение. Полный титул лица, занимающего столь важный пост – Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Впервые титула Вселенский удостоился первый Константинопольский Патриарх Акакий. Юридической базой для этого послужили решения Четвёртого (Халкидонского) Вселенского Собора, состоявшегося в 451 году и закрепившего за главами Константинопольской церкви статус епископов Нового Рима – вторых по значению после предстоятелей Римской церкви.

Если на первых порах подобное установление встретило достаточно жёсткое противодействие в определённых политических и религиозных кругах, то к концу следующего века положение патриарха настолько упрочилось, что его фактическая роль в решении государственных и церковных дел стала главенствующей. Вместе с тем окончательно утвердился и его столь пышный и многословный титул.

История византийской церкви знает много имен патриархов, навсегда вошедших в неё, и канонизированных в лике святых. Одним из них является святитель Никифор, Патриарх Константинопольский, занимавший патриаршую кафедру с 806 по 815 год.

Период его правления ознаменовался особо ожесточённой борьбой, которую вели сторонники иконоборчества – религиозного течения, отвергавшего почитание икон и иных священных изображений. Положение обострялось тем, что среди последователей этого направления было много влиятельных лиц и даже несколько императоров.

Отец Патриарха Никифора, будучи секретарём императора Константина V, за пропаганду иконопочитания лишился своего поста и был сослан в Малую Азию, где скончался в изгнании.

Сам же Никифор, после того как в 813 году на престол был возведён император-иконоборец Лев Армянин, стал жертвой его ненависти к святым образам и закончил свои дни в 828 году узником одного из отдалённых монастырей. За большие заслуги перед церковью он был впоследствии канонизирован.

В наши дни святитель Патриарх Константинопольский Никифор почитается не только у себя на родине, но и во всём православном мире.

Продолжая рассказ о наиболее ярких представителях Константинопольского патриархата, нельзя не вспомнить и выдающегося византийского богослова Патриарха Фотия, возглавлявшего свою паству с 857 по 867 год. После Иоанна Златоуста и Гргория Богослова он является третьим общепризнанным отцом церкви, занимавшим некогда Константинопольскую кафедру.

Точная дата его рождения неизвестна. Принято считать, что появился он на свет в первом десятилетии IX века. Его родители были необычайно богатыми и разносторонне образованными людьми, но при императоре Феофиле – яростном иконоборце -подверглись репрессиям и оказались в изгнании. Там же они и умерли.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что символизирует Вавилонская башня

Борьба Патриарха Фотия с римским папой

После восшествия на престол следующего императора, малолетнего Михаила III, Фотий начинает свою блистательную карьеру — вначале как педагог, а затем на административном и религиозном поприще. В 858 году он занимает высший пост в церковной иерархии. Однако спокойной жизни ему это не принесло. С первых же дней Патриарх Фотий Константинопольский оказался в гуще борьбы различных политических партий и религиозных течений.

В значительной степени ситуация усугублялась и противостоянием с Западной церковью, вызванным спорами о юрисдикции над Южной Италией и Болгарией. Инициатором конфликта был папа римский. Патриарх Константинопольский Фотий выступил с его резкой критикой, за что и был отлучён понтификом от церкви. Не желая оставаться в долгу, Патриарх Фотий также предал анафеме своего оппонента.

От анафемы до канонизации

В дальнейшем, уже в период правления следующего императора, Василия I, Фотий стал жертвой придворных интриг. Влияние при дворе получили сторонники противоборствовавших ему политических партий, а также низложенного ранее Патриарха Игнатия I. В результате Фотий, столь отчаянно вступивший в борьбу с римским папой, был смещён с кафедры, отлучён от церкви и умер в ссылке.

Спустя почти тысячу лет, в 1847 году, когда предстоятелем Константинопольской церкви был Патриарх Анфим VI, анафема с мятежного патриарха была снята, и, ввиду многочисленных чудес, совершавшихся на его могиле, сам он был причислен к лику святых. Однако в России по ряду причин этот акт признан не был, что послужило поводом для дискуссий между представителями большинства церквей православного мира.

Юридический акт, неприемлемый для России

Следует заметить, что Римская церковь на протяжении долгих веков отказывалась признать за Константинопольской церковью почётное втрое место. Своё решение папа изменил лишь после того, как в 1439 году на Флорентийском соборе была подписана так называемая уния – договор об объединении католической и православной церквей.

Этот акт предусматривал верховное главенство Римского папы, и, при сохранении Восточной церковью собственных обрядов, принятие ею католической догматики. Вполне естественно, что такой договор, идущий вразрез с требованиям Устава Русской православной церкви, был отвергнут Москвой, а поставивший под ним свою подпись митрополит Исидор лишён сана.

Христианские патриархи в исламском государстве

Прошло менее полутора десятилетий. В 1453 году Византийская империя рухнула под натиском турецких войск. Второй Рим пал, уступив своё место Москве. Однако турки в данном случае проявили удивительную для религиозных фанатиков веротерпимость. Построив все институты государственной власти на принципах ислама, они, тем не менее, позволили существовать в стране весьма многочисленной христианской общине.

С этого времени Патриархи Константинопольской церкви, полностью потеряв своё политическое влияние, оставались, тем не менее, христианскими религиозными лидерами своих общин.

Сохранив номинальное второе место, они, лишённые материальной базы и практически без средств к существованию, вынуждены были бороться с крайней нуждой.

Вплоть до учреждения в 1589 году патриаршества на Руси Константинопольский Патриарх являлся главой Русской православной церкви, и лишь щедрые пожертвования московских князей позволяли ему как-то сводить концы с концами.

В свою очередь, и Константинопольские Патриархи не оставались в долгу. Именно на берегах Босфора был освящён титул первого русского царя Ивана IV Грозного, а Патриарх Иеримия II благословил при восшествии на кафедру первого Московского Патриарха Иова. Это был важный шаг на пути развития страны, поставивший Россию в один ряд с другими православными государствами.

Неожиданные амбиции

Более трёх столетий патриархи Константинопольской церкви играли лишь скромную роль глав христианской общины находившейся внутри мощной Османской империи, пока в результате итогов Первой мировой войны та не распалась. В жизни государства многое изменилось, и даже его бывшая столица Константинополь в 1930 году была переименована в Стамбул.

На обломках некогда могучей державы Константинопольская патриархия сразу активизировалась.

Начиная с середины двадцатых годов прошлого века её руководством активно проводится в жизнь концепция, согласно которой Константинопольский патриарх должен быть наделён реальной властью и получить право не только руководить религиозной жизнью всей православной диаспоры, но и принимать участие в решении внутренних вопросов других автокефальных церквей. Такая позиция вызвала резкую критику в православном мире и получила название «восточного папизма».

Судебные апелляции патриарха

Подписанный в 1923 году Лозанский договор юридически оформил распад Османской империи и установил линию границ вновь образованного государства. Он же зафиксировал титул Константинопольского Патриарха как Вселенского, однако правительство современной Турецкой республики отказывается его признавать. Оно даёт согласие лишь на признание патриарха главой православной общины Турции.

В 2008 году Константинопольский патриарх был вынужден обратиться в Европейский суд по правам человека с иском к правительству Турции, незаконно присвоившему один из православных приютов на острове Бююкада в Мраморном море.

В июле того же года, после рассмотрения дела, суд полностью удовлетворил его апелляцию, и, кроме того, сделал заявление о признании его юридического статуса.

Следует заметить, что это был первый случай, когда предстоятель Константинопольской церкви обратился в европейские судебные органы.

Правовой документ 2010 года

Другим важным юридическим документом, во многом определившим современный статус Константинопольского Патриарха, стала резолюция, принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы в январе 2010 года. Этим документом предписывалось установление религиозной свободы представителям всех немусульманских меньшинств, проживавших на территориях Турции и Восточной Греции.

Эта же резолюция призывала турецкое правительство с уважением относиться к титулу «Вселенский», так как Константинопольские Патриархи, список которых насчитывает уже несколько сотен человек, носили его на основании соответствующих юридических норм.

Ныне действующий предстоятель Константинопольской церкви

Яркой и самобытной личностью является Варфоломей Патриарх Константинопольский, интронизация которого была совершена в октябре 1991 года. Его мирское имя — Димитриос Архондонис. Грек по национальности, он родился в 1940 году на принадлежащем Турции острове Гёкчеада. Получив общее среднее образование и окончив Халкинскую богословскую школу, Димитриос, уже будучи в сане диакона, служил офицером в турецкой армии.

После демобилизации начинается его восхождение к высотам богословских знаний. В течении пяти лет Архондонис проходит обучение в высших учебных заведениях Италии, Швейцарии и Германии, в результате чего становится доктором богословия и лектором Папского Григорианского университета.

Полиглот на патриаршей кафедре

Способность к усвоению знаний у этого человека просто феноменальная. За пять лет учёбы он в совершенстве овладел немецким, французским, английским и итальянским языками. Сюда же надо добавить его родной турецкий и язык богословов – латынь. Возвратившись в Турцию, Димитриос прошёл все ступени религиозной иерархической лестницы, пока в 1991 году не был избран предстоятелем Константинопольской Церкви.

«Зелёный патриарх»

В сфере международной деятельности Всесвятейший Варфоломей Патриарх Константинопольский приобрёл широкую известность, как борец за сохранение природной среды. В этом направлении он стал организатором ряда международных форумов. Известно также, что патриарх ведёт активное сотрудничество с целым рядом общественных экологических организаций. За эту свою деятельность Всесвятейший Варфоломей получил неофициальный титул – «Зелёный Патриарх».

Патриарха Варфоломея связывают тесные дружественные отношения с главами Русской православной церкви, которым он нанёс визит сразу после своей интронизации в 1991 году. В ходе состоявшихся тогда переговоров Константинопольский предстоятель высказался в поддержку РПЦ Московского патриархата в её конфликте с самопровозглашённым и, с канонической точки зрения, нелегитимным Киевским патриархом. Подобные контакты продолжались и в последующие годы.

Вселенский Патриарх Варфоломей архиепископ Константинопольский всегда отличался принципиальностью в решении всех важных вопросов.

Ярким примером тому может служить его выступление во время развернувшейся в 2004 году на Всероссийском Русском Народном соборе дискуссии по поводу признания за Москвой статуса Третьего Рима, подчёркивающего её особое религиозно-политическое значение.

В своей речи патриарх осудил эту концепцию как несостоятельную с богословской точки зрения и политически опасную.

Источник: https://FB.ru/article/254965/vselenskiy-konstantinopolskiy-patriarh-istoriya-i-znachenie

Константинопольский патриархат в Стамбуле

Константинопольский патриархат в Стамбуле — православная святыня и одна из интереснейших достопримечательностей города. Современный Стамбул – это истинно турецкий город (хоть и не лишенный христианской истории) с множеством мечетей и призывами муэдзинов, разносящимися с минаретов.

Христианских святынь в городе не так много, да и на общем «мусульманском» фоне они кажутся какими-то сюрреалистичными, «выпавшими» из другого мира.

К этим святыням в мегаполисе, зачастую, нет точных туристических указателей, поэтому гости города должны подготовиться к долгим прогулкам по Стамбулу.

Церковь Святого Георгия на территории Константинопольского Патриархата

Первое, что туристы из Греции и стран СНГ хотят видеть в Стамбуле в исторических районах Царьграда – это Византийский Вселенский Патриархат, пожалуй, самую интересную из церквей Стамбула. А после осмотра святыни можно путешествовать дальше, к другим объектам православия.

Правильно святыня называется «Патриархат Нового Рима и Константинопольской православной церкви», но название слишком длинное, поэтому его часто сокращают. Святыня является действующим религиозным объектом, в наши дни там располагается резиденция Константинопольского патриарха.

На греческий манер резиденцию называют Великой Церковью Христа, а патриарха архиепископом Константинопольским.

Вселенский Патриархат в Стамбуле: описание внешнего вида святыни

Вселенский Патриархат в Стамбуле открыт круглосуточно. Этот религиозно-исторический объект является целым комплексом зданий, повсюду царит беломраморная пустота, посетителей сопровождает абсолютная тишина. В обычные дни (без паломнических туров) здесь очень мало туристов, хорошо если вы встретите одного-двух человек, а то и вовсе окажетесь в величественных зданиях в полном одиночестве.

Большинство паломников приезжают из России или из Греции. На центральном здании нет вывески, если вы находитесь в поисках Патриархата без сопровождения экскурсионной группы, то запаситесь терпением. Единственным ориентиром может служить герб Константинополя и Вселенского Патриарха, который находится на завесе Царских врат.

Направо от центрального входа находится Резиденция Вселенского Патриарха, там можно найти секретаря или дежурного, который ответит на все интересующие вас вопросы.

Если пройти немного вперед и влево от центрального здания, то вы окажетесь у входа в Церковь Великомученика Георгия, которая была построена в 18-м веке. Главными украшениями этой церкви являются резной золоченый иконостас и стасидии с головами грифона, выполненные из темного дерева. Это очень важные христианские реликвии, к которым здесь относятся с большим трепетом и уважением.

Наибольший интерес у туристов-паломников вызывает колонна, расположенная справа у иконостаса с остатками кольца, к которому по преданию был прикован сам Господь во время истязаний, предшествующих распятию. Эту святыню привезла в Константинополь царица Елена из Иерусалима в 326 году.

В противоположных частях храма (с северной и южной стороны) размещены раки со святыми мощами Феофании, Соломонии и Евхимии Всехвальной.

Отдельно в мраморных ковчегах хранятся останки крупнейших богословов православия – Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Патриаршая кафедра возвышается в самом центре собора, она изготовлена из дорогой породы дерева, почерневшего от времени, украшена перламутровыми вставками. Кафедра была перевезена их Храма Святой Софии.

Звонницу во дворе резиденции венчают несколько колоколов, которые были переданы из российской епархии в конце 19-го века. Среди церковной утвари можно увидеть много предметов русского происхождения, переданных Патриархату Константинопольскому в дар от русских царей, валахских и молдавских князей. Сайт Константинопольского Патриархата www.patriarchate.

org дает полную информацию о святых реликвиях и внутреннем и внешнем дизайне помещений этого религиозного объекта.

Церковь Святого Георгия в Константинопольском Патриархате

Константинопольский Патриархат: православная история

Патриархат в Константинополе был учрежден в 381 году на совете Второго Вселенского собора. Тогда избранный архиепископ Константинопольский имел право первенства даже перед Римским епископом вплоть до 1054 года, когда из-за разногласий прервалось всякое общение между Римской и Константинопольской церквями и даже осуществлялись взаимные анафемы.

Долгое время Кафедральным собором Патриархату служил храм Святой Софии, но в 1453 году после падения Константинополя под натиском турок, резиденция Патриархата несколько раз меняла место своего размещения. Свое последнее пристанище резиденция Патриархата получила в квартале Фенер, рядом с церковью Святого Георгия.

Большое участие в этом событии принимал русский царь Борис Годунов, к которому обратился за милостью Патриарх Византийского Вселенского Патриархата Рафаил. С этого момента Вселенский Патриархат расширяет границы своих владений, возводится много зданий.

Святыня пережила много погромов во время повстанческих движений, много пожаров и разрушений во время землетрясений, но возрождалась и отстраивалась вновь и вновь.

Области юрисдикции Константинопольского Патриархата

В наши дни юрисдикция Константинопольского Патриархата распространилась далеко за границы Турции. Было бы трудно сейчас перечислить все епархии, которые подчиняются Вселенскому Патриархату в Стамбуле – они находятся в 234 регионах мира.

Основными областями считаются Афон, Финляндская Автономная Церковь, отдельные епархии Греции, а также много епархий в Америке, Австралии, Западной Европе, Азии и даже в Новой Зеландии. Умершие патриархи погребаются в склепах женского монастыря иконы «Живоносного источника», такая традиция сохраняется на протяжении нескольких столетий.

В настоящее время Патриарх Варфоломей I является предстоятелем Константинопольской кафедры Патриархата, с 1991 года.

Богослужение в церкви Святого Георгия в Константинопольском Патриархате

Как добраться до Вселенского Патриархата в Стамбуле

Туристам в наши дни в Стамбуле непросто разобраться в хитросплетениях скученных кварталов старого города, среди которых находится резиденция Вселенского Патриархата. Несколько высоких зданий резиденции и множество небольших построек находятся за высоким забором. Большинство зданий были построены в период с 18-го по 19-й века. Резиденция территориально находится в историческом квартале (маале) Фенер (район (ильче) Фатих в Стамбуле), к юго-западу от бухты Золотой Рог.

Своим названием исторический квартал Фенер обязан фонарю, который был установлен на высокой колонне и служил ориентиром-маяком во времена Византийской эпохи. Православных крестов на куполах резиденции не видно из-за высокого забора. Таксисты хорошо знают дорогу к этому православному объекту, туристам нужно лишь назвать ориентир – «Патриархат в Фенере». Стоимость поездки на такси по Стамбулу уточняйте тут.

Если добираться до этой религиозной достопримечательности Стамбула пешком, то нужно идти от Эминёню вдоль залива Золотой Рог, по южной стороне, тогда вы непременно окажетесь у ворот резиденции Патриархата.

Можно также воспользоваться паромом, который ходит вверх по Золотому Рогу и обратно. Для отправления можно использовать причалы Каракёй или Эминёню (наиболее близкие к обычному месту проживания большинства туристов), а прибывать будете на Фенер (необходимо уточнить на причале отправления, иногда в остановки вносят корректировку). Ближайший причал, кроме Фенера — Айвансарай (но далековато, все равно), лучше, конечно же, Фенер!

Более подробная информация, как всегда, на нашей карте достопримечательностей Стамбула.

Во время службы в Патриархате

Рядом с Вселенским Патриархатом (в квартале Фенер)

Если у вас еще останется время и силы после осмотра резиденции Вселенского Патриархата в Стамбуле, то стоит посмотреть и на другие исторические объекты, которые расположены в этом же районе Фенер.

Если пройти вдоль здания Мечети Фетхие, то вы окажетесь у Греческого Лицея, рядом с которым находятся Патриархат Нового Рима и Церковь Марии Монгольской, в которых хранятся не менее интересные святыни. Здание Греческого Лицея представляет собой мрачную готическую постройку.

Над центральным входом висит табличка «Fener Greek Orthodox Patriarchate» и упоминание в названии «Патриархат» многих туристов вводит в заблуждение. Лицей является учебным учреждением, где обучаются около ста детей. Обучение ведется на греческом и турецком языках.

Во времена Османской Империи в Лицее могли учиться только мальчики из района Фенер, из богатых и известных семей, которые после окончания заведения занимали главенствующие административные посты при дворе султана. Также, недалеко от Патриархата на берегу Золотого Рога находится Болгарская церковь — удивительная достопримечательность, построенная из чугуна да, да.

Внутри церкви Георгия Победоносца

Путешествие по старым кварталам Стамбула – это всегда увлекательное приключение, это встреча с древней историей страны, это новые знания о турецкой культуре и религиозных обычаях!

Источник: http://istanbulexpert.ru/konstantinopolskiy-patriarhat-stambul.html

В ожидании томоса: краткий словарь церковных терминов, которые помогут вам быть в теме

Украинское информационное пространство в последние месяцы серьезно насыщено церковными терминами. Какие-то из них вы «где-то слышали», какие-то вполне могли услышать впервые

112.ua

Украина готовится к получению Томоса и дальнейшему созданию Единой украинской автокефальной поместной церкви. Вселенский патриархат признал незаконной «передачу» Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году.

Кроме того, появилась информация, что  с патриарха УПЦ КП Филарета уже сняли анафему.

При этом митрополит РПЦ Иларион угрожает, что если Украина все же получит Томос, то РПЦ может разорвать все отношения с Константинополем.

Такая краткая вводная еще каких-то полгода назад вполне могла серьезно озадачить обывателя наличием большого количества непонятных слов.

Сейчас же тема Томоса и церкви прочно укрепилась в топе главных новостей страны, однако некоторые термины лишний раз пояснить никак не помешает.

Потому далее будет небольшой ликбез, предназначенный для лучшего понимания темы, которая, похоже, еще задержится в главных новостях Украины.

Начнем с главного.

Что такое Томос?

Это указ предстоятеля поместной православной церкви по важному вопросу церковного устройства.

В частности, путем издания Томоса некоторая часть «материнской» церкви может получить автономию в управлении или автокефалию.

Что такое «материнская» церковь?

Вселенский патриарх Варфоломей І Фото из открытых источников

«Материнская» церковь, или церковь-мать – это автокефальная церковь (в основном патриархаты), которая может выдавать разрешения на создание поместных церквей, ранее входивших в ее юрисдикцию.

На звание «материнской» церкви для Украины есть два претендента – Московский и Константинопольский патриархаты.

В настоящий момент официальная позиция властей Украины, высказанная президентом Петром Порошенко, следующая:

«Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви».

Что такое автокефалия?

Это статус поместной церкви. Он предполагает административную независимость от других поместных церквей.

Автокефальная церковь возглавляется патриархом, архиепископом или митрополитом.

Если немного подробнее: автокефальная православная церковь – это поместная православная церковь с закрепленной за ней канонической территорией. Автокефальная церковь не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви.

Не путать с автономией. Предстоятель автономной церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных церквей.

Кто такие патриархи, архиепископы и митрополиты?

Все три названия – это церковные саны.

Патриарх — титул епископа-предстоятеля автокефальной православной церкви в ряде поместных церквей.

В любой автокефальной церкви патриарх избирается Поместным собором или Архиерейским собором.

Архиепископ — старший (начальствующий) епископ. В ряде поместных православных церквей греческой традиции (кроме Иерусалимской) — архиепископ является предстоятелем данной церкви.

Митрополит — первый по древности епископский титул в христианской церкви. Первоначально титул митрополита носили епископы христианских церквей, резиденции — кафедры — которых находились в главных городах (метрополиях) — административных центрах провинций Римской империи.

Что такое Поместный собор? Что такое Архиерейский собор? Какая между ними разница?

Поместный собор — собор епископов и других клириков, мирян, поместной церкви или определенной ее области для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины.

Архиерейский собор — поместный собор, в котором участвуют исключительно архиереи.

Кто такие архиереи?

В иерархии санов современной церкви — духовные лица, имеющие третью по значимости степень священства (епископскую).

Кто такие экзархи?

Не так давно стало известно, что Вселенский патриархат назначил экзархами в Украине представителей духовенства из Канады и США.

Так вот. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).

Что такое анафема?

Анафема – отлучение христианина от общения с верными Церкви людьми и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.

Как известно, решение «об отлучении Филарета от церкви» и анафеме принял Архиерейский собор РПЦ.

Что такое епархия?

Церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, обычно совпадают с административным делением страны.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/v-ozhidanii-tomosa-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov-kotorye-pomogut-vam-byt-v-teme-461789.html

«Вмешательство Константинополя привело к новой розни»: почему Киевский патриархат не признаёт своё упразднение

Украинская православная церковь Киевского патриархата не признаёт свою ликвидацию. Об этом сообщила пресс-служба религиозной структуры, отметив, что собрание, на котором было принято решение об упразднении УПЦ КП, не было поместным собором и не имело права принимать такое решение.

Эксперты отмечают, что подобные заявления со стороны Киевского патриархата свидетельствуют о борьбе за власть внутри недавно созданной Православной церкви Украины.

Константинополь сделал ставку на митрополита ПЦУ Епифания, однако это не устроило главу УПЦ КП Филарета, который надеялся сам контролировать новую церковную организацию, полагают аналитики.

Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) не признаёт себя упразднённой после образования Православной церкви Украины (ПЦУ). Соответствующее заявление было опубликовано пресс-службой УПЦ КП. В документе говорится, что проведённый 15 декабря 2018 года собор, на котором патриарх Филарет Денисенко поддержал решение о ликвидации УПЦ КП, не имеет юридической силы. 

Также по теме

«На Украине идёт передел религиозного влияния»: константинопольский патриарх не признал существование УПЦ КП

Киевский патриархат «не существует и никогда не существовал», заявил глава Константинопольского патриархата Варфоломей. Он отметил,

«Собрание, которое состоялось 15 декабря 2018 года в храме Святого Благоверного Князя Ярослава Мудрого (Тёплой Софии), не является поместным собором УПЦ КП, а является ситуативным собранием делегатов УПЦ КП перед объединительным собором, которое по требованию для участия в объединительном соборе со стороны представителей Вселенского патриархата приняло формальный, ситуативный документ, не имеющий юридической силы», — отмечается в сообщении.

Пресс-служба УПЦ КП также утверждает, что журналисты неправильно трактуют тиражируемый в СМИ документ, «который якобы свидетельствует о ликвидации Украинской православной церкви Киевского патриархата». Несмотря на то что данный материал обозначен как постановление поместного собора УПЦ КП, он таковым не является, разъясняет ведомство.

В пояснении раскольнической церкви отмечается, что УПЦ КП не планировала проведение поместного собора — не были утверждены процедуры выборов делегатов, рабочие органы и их состав, в том числе руководящий орган — Соборная рада.

«Подтверждением формальности и ситуативности данного собрания является несоблюдение норм Устава УПЦ КП, согласно которым собрание в Тёплой Софии не может называться поместным собором и нести ту же властную силу», — говорится в сообщении.

Вопрос о ликвидации УПЦ КП был поднят 15 декабря 2018 года по требованию представителей Вселенского патриархата, которые выдвинули его как условие для проведения объединительного собора, разъясняет пресс-служба раскольников.

«Все заявления чиновников Министерства культуры Украины и различные публикации и комментарии в СМИ или социальных сетях о Киевской патриархии и УПЦ КП, которые якобы «ликвидированы» или прекратили свою деятельность, со ссылкой на решение «поместного собора», которого не было, является не только проявлением некомпетентности, но и незаконными действиями, которые подрывают устои действующей церкви», — подчёркивается в сообщении.

Также отмечается, что по состоянию на 5 июня 2019 года УПЦ КП продолжает являться действительным юридическим лицом и имеет право использовать свои официальные документы, включая бланки и печати.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник в беседе с RT отметил, что патриарха-раскольника Филарета не устраивает его место в новой церковной иерархии.

«Такое заявление вызвано борьбой, которая сопровождается взаимными обвинениями, за власть между УПЦ КП и ПЦУ. Филарет пытается сохранить своё влияние на церковную структуру, а Епифаний (глава ПЦУ. — RT) пытается освободиться из-под его контроля», — считает эксперт.

Это мнение разделяет и источник RT в Киево-Печерской лавре.

«Сразу было понятно, что Филарет не будет работать на вторых ролях. Очевидно, он надеялся, что сможет неформально руководить новой украинской церковью. Но этого не произошло. Насколько мне известно, у Епифания с Филаретом возник серьёзный непубличный конфликт. Всё это может привести к большому церковному расколу», — отметил собеседник RT.

Церковь Порошенко

Напомним, что Пётр Порошенко активно продвигал создание на Украине поместной православной церкви, которая бы не была связана с каноническим и признанным Московским патриархатом Русской православной церкви (РПЦ).

В апреле 2018 года Порошенко и Верховная рада обратились к Константинопольскому (Вселенскому) патриархату с просьбой предоставить автокефалию новой украинской церкви, которая должна была формироваться из раскольнической УПЦ КП и неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

  • Патриарх Константинопольский Варфоломей и Пётр Порошенко
  • Yasin AKGUL / AFP

Новая структура — Православная церковь Украины — была создана в ходе объединительного собора, состоявшегося в Киеве 15 декабря 2018 года. Патриарх Константинопольский Варфоломей 6 января 2019 года вручил главе ПЦУ Епифанию и Порошенко томос об автокефалии.

Также по теме

Глава ПЦУ Епифаний исключил возможность раскола новой церкви

Глава новой Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифаний Думенко заявил, что в стране действует единая церковь и раскола между

В свою очередь, Московский патриархат и каноническая Украинская православная церковь МП разорвали молитвенное общение с Константинополем. РПЦ считает объединительный собор и томос об автокефалии канонически ничтожными. На сегодня ПЦУ не признана ни одной поместной церковью, кроме Константинопольской.

Заявления УПЦ КП о непризнании своей ликвидации связаны со сменой власти на Украине, считает Бортник. После ухода Порошенко с поста президента, пояснил эксперт, процесс создания новой церковной структуры вышел из-под контроля.

«Давление на церковь со стороны властей ослабло после того, как Владимир Зеленский занял пост главы государства. Сейчас у игроков, которых подавляла администрация Порошенко, появилась возможность «выйти на поле». Эта ситуация повлияет на желание экс-президента сохранить своё положение в политической системе Украины через парламентские выборы», — отметил политолог.

Между тем источник RT в партии «Батькивщина» сообщил в комментарии RT, что Зеленский не намерен вникать в церковную тему, поэтому Филарет осмелился сделать заявление о том, что УПЦ КП не признаёт себя упразднённой. 

«При Порошенко подобные выступления были бы невозможными. Насколько мне известно, Филарет намерен сохранить церковь Киевского патриархата. Это значит, что новая украинская церковь может закончиться, ещё и не начавшись», — рассказал собеседник RT.

Неукротимый раскольник

УПЦ КП уже не в первый раз выражает несогласие со своим положением внутри ПЦУ.

Так, Филарет продолжает издавать указы, выдавать ордена и медали, а также требует от священнослужителей Православной церкви Украины исполнять свои распоряжения. 23 мая он заявил, что отказывается подчиняться положению томоса об автокефалии. По словам Филарета, если бы он знал о содержании документа до его вручения, то отказался бы его принимать.

  • Глава раскольнической УПЦ КП Филарет
  • Reuters
  • Gleb Garanich

«Но мы на соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание, то мы не согласились бы на такой томос», — сказал он.

Также по теме

«Если бы знали содержание — не согласились бы»: почему в ПЦУ раскритиковали томос об автокефалии

Бывший глава раскольнической УПЦ КП Филарет заявил, что отказывается подчиняться выданному Украине томосу об автокефалии. По его

Филарет утверждает, что на деле документ поставил новообразованную ПЦУ в зависимое положение перед Константинопольским патриархатом. Церковная структура не получила право варить миро (масло, необходимое для миропомазания, которое может варить только автокефальная церковь), все её конфликты разрешаются на уровне Вселенского патриархата, а последователи вне Украины стали частью паствы Константинополя.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько отметил, что такая линия поведения связана с амбициями Филарета, который не удовлетворён своей ролью в ПЦУ. 

«Константинопольский патриархат сделал ставку на Епифания, поэтому все его действия будет поддерживать, а любые поступки Филарета будет осуждать», — пояснил Безпалько.

Напомним, ранее константинопольский патриарх Варфоломей на встрече с украинскими журналистами заявил, что «так называемый патриархат Киевский не существует и никогда не существовал», а Филарет лишь был «восстановлен в достоинстве» как бывший киевский митрополит. При этом, по словам Епифания, раскола внутри новой церковной структуры не существует, так как УПЦ КП и УАПЦ были распущены. Именно это утверждение и оспаривает Киевский патриархат.

Константинопольский патриархат воспринимает данную ситуацию очень негативно, поскольку считает легитимным главой ПЦУ Епифания, напомнил Руслан Бортник.

«Сегодня верующие этой церкви дезориентированы. Жители Украины много лет привыкли ориентироваться на Филарета, однако в коммуникации с Константинопольским патриархатом находится Епифаний, на которого делает ставку Константинополь», — отметил он.

Такая борьба за влияние в украинской церкви может привести к тому, что Украина лишится томоса, отметил источник RT в партии «Народный фронт».

«Я думаю, что вселенский патриарх будет недоволен, когда узнает, что церковь Киевского патриархата продолжит работать на территории Украины, хотя планировалось, что все церкви объединятся в одну. Теперь может возникнуть вопрос, почему с сентября должна переименовываться церковь Московского патриархата, если даже Киевский патриархат не выполняет все свои обязательства», — пояснил собеседник.

Раскольники без президента

Все собрания, которые проводили раскольнические организации, не имеют никакой силы и авторитета, подчеркнул в беседе с RT заместитель главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, это политические сборища, которые организовывались по воле администрации Порошенко. 

«Все их решения бессмысленны, они не признаются в православном мире ни одной из православных церквей, кроме фанарской. Споры, которые сейчас ведут Филарет и Епифаний о законности того или иного решения, ничтожны по своей природе и демонстрируют то, что вмешательство патриарха Варфоломея в этот раскол усугубило, ожесточило ситуацию и привело к новой розни между людьми», — рассказал представитель МП. 

По словам Кипшидзе, «главной жертвой этого вмешательства была и остаётся каноническая православная церковь, которая под огромным беззаконным давлением со стороны власти продолжает сохранять единство с Московским патриархатом». 

После того как администрация Порошенко, которая обеспечивала существование раскольнического альянса, прекратила своё существование, началась борьба за власть и влияние, добавил Кипшидзе.

«ПЦУ является мертворождённой структурой, потому что именно под этим брендом президентская администрация пыталась создать устойчивый союз неканонических церквей. Очевидно, что это попытка не удалась, поскольку раскол может порождать только раскол, а не объединение церквей. Сейчас продолжают расти центробежные тенденции внутри этого искусственного образования, которые приведут как минимум к его серьёзному переформатированию», — заключил представитель МП.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/638800-ukriana-tserkov-raskol

Шестнадцать еретиков: за что судили Константинопольских патриархов

МОСКВА, 16 янв — РИА Новости, Александр Филиппов. Разрыв между Москвой и Константинополем беспокоит верующих. Духовенство призывает паству не переживать по этому поводу — ведь знаменитая кафедра давала истории христианства не только великих святых, но и великих еретиков, и все же Церковь выстояла. Как патриархи впадали в ереси и что в таких случаях делала Церковь, РИА Новости рассказывают ведущие церковные историки.

Богословие и народ

«Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь, сколько оболов (мелкая византийская монета. — Прим. ред.) надо заплатить, — философствует о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб — отвечают: Отец больше Сына», — иронично описывал в IV столетии святитель Григорий Нисский полемику христиан с еретиками-арианами на городском базаре. Вот и сегодня в России и на Украине богословие проникло в народ.

В светских СМИ публикуются сотни статей, касающихся взаимоотношений Русской, Украинской и Константинопольской церквей. Люди, зачастую далекие от религиозной жизни, выступают в роли знатоков экклесиологии и каноники. А с уст чиновников не сходят слова «автокефалия», «канон», «догмат». Политики старательно выговаривают название не существующего полтысячелетия города, как будто он до сих пор — столица мира: «Константинополь».

Весь этот информационный поток вызывает вопрос: действительно ли все так плохо? Духовенство уверяет: ничего страшного в разрыве Русской и Константинопольской церквей нет.

«Многие спрашивают, как мы сможем жить вне общения с Константинополем.

Должен напомнить, что вот уже десять веков мы живем вне общения с Римом, с точки зрения которого Церковью — в полном смысле этого слова — может быть лишь та, что находится с ним в евхаристическом единстве», — объясняет председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Между тем, подчеркивает православный иерарх, «в своих папистских устремлениях Константинопольский патриархат использует ту же риторику, заявляя, что православная Церковь — та, что находится в общении с Константинополем».

«Когда Константинопольский патриархат оказался заложником Османской империи, превратившись в этнорелигиозное гетто в стамбульском районе Фанар (где по сей день находится резиденция Константинопольского патриарха. — Прим. ред.), возникла ересь восточного папизма. В ХХ веке ее активно продвигал патриарх Мелетий IV Метаксакис. И она до сих пор считается необсуждаемой доктриной Константинопольского патриархата», — утверждает председатель Интеллектуального клуба «Катехон» Аркадий Малер.

Эта «экклесиологическая ересь», по его словам, позволила патриарху Варфоломею объявить Украину своей канонической территорией и легализовать два украинских раскола, положив начало глобальному расколу в православном мире.

«К сожалению, поместные церкви всегда жалели Фанар как наиболее зависимую церковь и продолжали считать его первым среди равных, а поэтому не обращали внимания на догматический и канонический произвол константинопольских предстоятелей.

Но теперь этому попустительству пришел конец и пора уже созывать настоящий Всеправославный собор, на котором необходимо осудить ересь константинопольского папизма», — уверен эксперт.

Кто может судить константинопольских патриархов?

Однако справедливы ли звучащие на фоне обострения межцерковных отношений обвинения патриарха Варфоломея в ереси цезарепапизма? Секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Андрей Шишков призывает разделять «полемические высказывания церковных деятелей и решения церковных институтов». По его словам, комментировать имеет смысл только последние, однако таких решений со стороны иерархии Русской церкви еще не было.

И все же, что произойдет, если Константинопольский патриарх будет действовать вопреки воле других православных церквей и действительно будет призван раскольником или еретиком? «Мы оказались в ситуации, когда не можем пребывать в евхаристическом общении с Константинополем. Никто не знает, как долго это продлится, — может быть, десять веков, как в отношениях с Римско-католической церковью, а может быть, этот период будет короче. Все зависит от Константинополя», — заявил митрополит Иларион.

А вот обвинить патриарха Варфоломея в ереси может только собор Константинопольской церкви либо Всеправославный собор.

Это вытекает из принципа независимости автокефалии и невмешательства в дела другой автокефальной церкви, которого последовательно придерживается Русская церковь.

«Собор любой другой поместной церкви способен обратить внимание на эту проблему и публично заявить об этом, но наложить канонические прещения (церковные наказания. — Прим. ред.) на предстоятеля другой церкви не имеет права», — подчеркивает Шишков.

Поскольку Константинопольский патриарх вряд ли согласится на созыв собора, на котором предполагается его осуждение, «никто не может созвать собор, обладающий всеправославным статусом, ведь это предполагает участие всех автокефальных церквей», поясняет Шишков.

Именно поэтому РПЦ не признает всеправославным Критский собор 2016 года. Иными словами, если Константинопольский патриарх впадет в ересь, осудить его не удастся — нет соответствующего механизма.

Просто потому, что современное православие еще не сталкивалось с такой проблемой.

И пока в православной церкви нет нормативного учения о церковной структуре, сложно всерьез говорить о «ереси папизма». Непонятно, какое представление о церковной организации считать каноничным, отмечает Шишков.

Шестнадцать еретиков из 232 патриархов

Патриарх Варфоломей не первым из епископов Второго Рима нарушил каноны. С IV века на Константинопольском престоле среди 232 предстоятелей было 16 еретиков. «В то же время 29 патриархов той же кафедры прославлены в лике святых», — говорит архимандрит Филипп (Симонов), заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ.

Константинопольская кафедра считается “первой среди равных” только потому, что находится в бывшей столице Византийской империи, хотя при этом «она была одной из поставщиц всевозможных ересей, то есть взглядов и учений, противоречащих православному христианству», рассказывает Малер. По его мнению, это объясняется «папистским самосознанием многих константинопольских патриархов, которые считали себя почти непогрешимыми в вопросах веры и не нуждающимися в общецерковном одобрении».

Титул патриархов константинопольские архиепископы получили в VI веке. И первыми еретиками среди них были четыре арианина (приверженцы учения о том, что Иисус Христос не Сын Божий, а Его творение. — Прим. ред.). «Это было время, когда весь христианский мир был потрясен необходимостью выяснить: «Како веруеши?» Дискуссия была долгая, а результативной для всего общества она стала только на самом последнем этапе, ближе к IV-VI Вселенским соборам», — объясняет архимандрит Филипп.

Патриархи-еретики: кто они

Отцом одной из самых опасных ересей стал константинопольский архиепископ Несторий, который утверждал, что «Иисус Христос не был Богом от рождения, а обрел божественную природу только при крещении в Иордане», продолжает Малер. Деву Марию основатель несторианства называл не Богородицей, а Христородицей.

Максим Киник, в 380 году начавший борьбу со святым Григорием Богословом за Константинопольскую кафедру, был аполлинарианцем — сторонником учения о том, что во Христе божественная и человеческая природа сливаются в одну новую природу, в отличие от православного учения, согласно которому две природы во Христе сохраняются и соединяются «неслитно и нераздельно».

Он был осужден Вторым Вселенским собором, а также удостоился стольких поэтических эпитетов святителя Григория Богослова, что хватит не на одного еретичествующего епископа: «Был у нас в городе некто женоподобный, египетское привидение, злое до бешенства, собака, собачонка, уличный прислужник, арей, безголосое бедствие, китовидное чудовище».

В VII веке на древний престол Нового Рима всходили четыре патриарха-монофелита (монофелитство — учение о единоволии Иисуса Христа, тогда как православие учит, что у Христа две воли, как и две природы — божественная и человеческая).

Но наиболее сложным для Константинопольской кафедры было время иконоборчества (запрета почитать иконы). «Известно, что провокация иконоборческого конфликта исходила от государственной власти. Это, пожалуй, главная иллюстрация того негативного влияния, какое может оказать государство на церковь, вмешиваясь в вопросы учения, в которых оно явно некомпетентно», — отмечает архимандрит Филипп.

По его словам, история иконоборчества показывает: в патриархи поставлялись те, кого светские власти считали лояльными, готовыми не столько стоять за универсальное вероучение, сколько приспосабливать церковь к нуждам имперской политики.

Униаты и оплот православия

Еще один еретик, патриарх Кирилл I (Лукарис), занимавший престол с 1623 по 1633 год, отвергал реальное присутствие Тела и Крови Христа в Причастии и называл почитание икон «идолопоклонством», то есть фактически был иконоборцем. Посмертно его анафематствовали шесть церковных соборов подряд.

В XV веке Константинополь принял Ферраро-Флорентийскую унию, подчинив православную церковь Римско-католической, что послужило одной из причин падения самой Византии, утверждает Малер. Тут необходимо добавить, что отпадение Второго Рима от православной церкви привело к автокефалии Русской церкви, оставшейся православной, и возвышению Третьего Рима (Москвы), о чем на Фанаре сегодня предпочитают не вспоминать.

В общем, Константинопольская церковь вовсе не была постоянным и безусловным оплотом православной веры. Математически 16 еретиков из 232 патриархов составляют 6,9% — немало. И это делает безосновательными претензии Второго Рима на власть над всеми церквями и на титул «президента православия», как недавно назвал себя фанарский резидент патриарх Варфоломей.

Да, Константинопольский патриархат — великая Церковь, давшая истории великих святых и великих еретиков. Но глава всей христианской Церкви, согласно православному вероучению, — Сам Иисус Христос, а не папа и не патриарх. И в Церкви пребывает тот, кто находится в общении с Богом и со всей полнотой православия, а не с одной из поместных церквей, пусть и «первой среди равных».

Источник: https://ria.ru/20190116/1549399571.html

Рпц вступила в открытый конфликт с константинопольским патриархатом. что происходит?

https://www.znak.com/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit

2018.09.09

Русский патриарх Кирилл и константинопольский патриарх ВарфоломейСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Русская православная церковь вступила в открытый публичный конфликт с Константинопольским Патриархатом, который считается «первой среди равных» среди всех автокефальных (независимых) православных церквей. 8 сентября Священный Синод Русской православной церкви сделал официальное заявление, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» решением Константинопольской Церкви назначить двух своих экзархов (спецпредставителей) в Киев. Корни конфликта — в политических событиях на Украине.

Священный синод РПЦ обвинил Константинополь в превышении полномочий 

Константинопольский Патриархат сообщил о назначении архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) экзархами Константинополя на Украине. Обозначено, что они будут заниматься подготовкой автокефального статуса Украинской православной церкви. Это грозит вывести украинских православных из-под влияния Москвы.

«Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви, — говорится в заявлении Синода. — Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине».

Константинопольский Патриарх ВарфоломейСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

РПЦ раскритиковала решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии (административной независимости) православным верующим Украины. Это решение, считает Священный Синод РПЦ, «принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса».

«В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — сказано в заявлении Синода РПЦ.

Позиция Константинополя и спор о событиях XIV–XVI веков

Эскалация конфликта началась после встречи 31 августа патриарха Московского и всея Руси Кирилла и патриарха Константинопольского Варфоломея. Кирилл пытался убедить Варфоломея не давать автокефалию Украинской православной церкви, однако убедить константинопольского коллегу «москвичу» не удалось.

На следующий день, 1 сентября, константинопольский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери» (то есть Константинополя). 

Кроме того, заявлено, что когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией.

Таким образом, поставлены под сомнение исторические корни отношения украинской церкви к Москве.

«Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела», — заявил константинопольский Патриарх Варфоломей.

В чем суть спора?

Суть спора в том, под чьим влиянием будет находиться православная церковь на Украине. Сейчас на Украине действует крупнейшая Украинская православная церковь Московского патриархата — самоуправляемая Церковь, обладающая широкой автономией, но все же находящаяся под крылом Москвы.

В УПЦ (МП) находятся 11 358 приходов и 191 монастырь. Ее возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский). Со всеми оговорками можно сказать, что Онуфрий в целом действует в соответствии с интересами РПЦ и Москвы. Для Москвы православие — важный инструмент влияния на ситуацию на Украине.

Президент Владимир Путин на встрече с митрополитами. В центре сидит Митрополит Киевский и всея Украины ОнуфрийKremlin.ru

Существует также канонически не признанная Украинская православная церковь Киевского патриархата, отдельная от Москвы, в которой находится 2781 приход и 22 монастыря. УПЦ (КП) политически ближе к властям Украины. Существует и самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Все три церкви спорят за влияние на верующих и первенство на Украине.

В России Константинопольского Патриарха и раньше обвиняли в работе «на отрыв Украины от России», а теперь его позиция вошла в резкое противоречие с интересами Москвы и РПЦ. Назначив экзархов, Константинополь подтвердил намерение предоставить украинским верующим статус автокефалии, то есть сделать украинскую церковь полностью независимой от Москвы. Это лишит Россию и РПЦ важного рычага влияния на Украину. 

Кроме того, риторика Константинопольского Патриарха может поставить вопрос о том, что на самом деле это РПЦ должна подчиняться Киеву. Это созвучно с позицией Украинских властей. В частности, президент Украины Петр Порошенко заявлял: «Москва претендует на „материнство“, но в действительности „является дочерней по отношению к церкви в Киеве“».

Что будет дальше?

В РПЦ заявили, что данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия. Там сообщили, что готовят ответные шаги, однако пока не сообщили, какие именно.

«Константинопольский Патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия», — заявил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион.

Теоретически ситуация может разорвать или свести к минимуму отношения РПЦ с Константинополем, который имеет статус «первого среди равных». Однако в РПЦ и ранее не раз подчеркивали, что первенство не означает главенства: Константинопольский патриарх не может считаться главой Вселенской Церкви, хотя и наделен правом созывать Всеправославный Собор. 

Патриархи Кирилл и Варфоломей на встрече 31 августа 2018 годаСвященник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Как сказал митрополит, чья позиция опубликована на официальном сайте Московской Патриархии, если автокефалия будет дарована Украинской церкви, «мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире». «Сейчас Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, Патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но по крайней мере половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье Православных Церквей», — заявил Илларион.

У РПЦ в этом споре есть сильные козыри: русская Церковь является крупнейшей из всех православных церквей в мире. Если она формально перестанет признавать легитимность Константинопольского Патриархата, это ослабит и последний.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Что означает имя Дария

Закрыть