Кто стал главой Православной Церкви в 1917 году

100 лет назад завершился известный Собор 1917-1918 годов: каковы его итоги? — Православный журнал

Кто стал главой Православной Церкви в 1917 году

20 сентября 1918 года завершился Всероссийский Поместный Собор. Больше года духовенство и миряне обсуждали важнейшие вопросы церковной жизни, определяя будущее устройство Церкви.

О том, каковы главные итоги этого Собора, «Фома» попросил рассказать Глеба Запальского, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ.

Восстановлено Патриаршество

После продолжительных дискуссий и прений на Соборе было принято решение восстановить Патриаршество.

В ведение Патриарха входило: нести попечение о благополучии Русской Церкви, отстаивать ее интересы перед государством, взаимодействовать с другими поместными Церквами, председательствовать в органах высшего церковного управления, обеспечивать своевременное замещение архиерейских кафедр в случае, если епископ по тем или иным причинам не может больше возглавлять свою епархию, обращаться к верующим с вероучительными посланиями и пр. Первым Патриархом после более чем двухсотлетнего перерыва стал митрополит Московский Тихон (Беллавин).

Создана соборная модель управления Церковью

Главные управленческие функции в Русской Церкви были предоставлены не Патриарху, а регулярно созываемым Поместным Соборам. В периоды между их созывами действовали два новых органа высшего управления: Священный Синод и Высший Церковный Совет. В Священный Синод входили только архиереи, он занимался вероучительными, каноническими, литургическими вопросами.

Высший Церковный Совет включал в себя представителей разных церковных групп — епископов, белых клириков (то есть женатых священников), монашествующих, мирян — и решал церковно-общественные, хозяйственные, финансовые вопросы. Первый орган сохранился до наших дней, второй просуществовал очень недолго — до начала 1920-х гг.

В сегодняшней Церкви появился орган с таким же названием, но ближе к Высшему Церковному Совету столетней давности по составу и кругу обсуждаемых вопросов скорее нынешний президиум Межсоборного присутствия.

Практика созыва Поместных Соборов продолжилась после большого перерыва — с 1940-х гг., но чаще проходили Архиерейские Соборы в более узком составе.

Введена широкая система выборности в епархиях, на приходах, в монастырях

На Соборе были приняты программы епархиального, приходского и монастырского управления. Учреждались новые органы, вводилась широкая система выборности. Некоторые исследователи отмечают, что как раз во многом благодаря принятым решениям в ближайшие годы после Собора 1917–1918 гг.

в Церкви начался «ренессанс» приходской активности. Миряне получили возможность более деятельно участвовать в жизни прихода, что оказалось особенно важным в условиях давления со стороны большевиков на центральные органы церковного управления.

При этом ясно, что в советские годы реализация многих положений данных реформ оказалась невозможной.

Женщины получили право голоса в Церкви

Источник: https://foma.ru/100-let-nazad-zavershilsya-izvestnyiy-sobor-1917-1918-godov-kakovyi-ego-itogi.html

Как в январе-феврале 1945 года на Поместном соборе избирали Патриарха

Кто стал главой Православной Церкви в 1917 году

Рано утром 15 мая 1944 г. в своей резиденции в Москве скончался от кровоизлияния в мозг Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский)1.

В дом в Чистом переулке срочно прибыли члены Священного синода, председатель Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР Г.Г. Карпов. При осмотре кабинета патриарха в ящике письменного стола было найдено завещание Сергия, написанное им еще в трагические дни подготовки к эвакуации из Москвы в Ульяновск.

Его первый пункт гласил: «В случае моей смерти или невозможности исполнять должность патриаршего местоблюстителя, эта должность во всем объеме присвоенных ей патриарших прав и обязанностей переходит к преосвященному митрополиту Алексию Симанскому»2.

Экстренное заседание Синода постановило исполнить волю патриарха, основной задачей местоблюстителя становилось проведение Поместного собора с избранием нового главы Церкви3.

Почивший патриарх 18 мая был торжественно похоронен в Никольском приделе кафедрального Елоховского собора, с которым были связаны многие годы его жизни. Отныне это место стало святым для Церкви.

Как уничтожали русские памятники в Польше в первой половине XX века

Уже 19 мая 1944 г. патриарший местоблюститель митрополит Ленинградский Алексий в письме на имя И.В. Сталина определил свой церковный курс:

«В предстоящей мне деятельности я буду неизменно и неуклонно руководствоваться теми принципами, которыми отмечена была церковная деятельность почившего патриарха: следование канонам и установлениям церковным — с одной стороны, и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами Правительству нашему — с другой. Действуя в полном единении с Советом по делам Русской православной церкви, я вместе с учрежденным покойным патриархом Священным синодом буду гарантирован от ошибок и неверных шагов»4.

7 августа 1944 г. Совет по делам Русской православной церкви (располагавшийся по адресу: пер. Островского, д. 10) посетили митрополит Алексий, митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) и управляющий делами Московской патриархии протоиерей Н.Ф. Колчицкий. На встрече обсуждался вопрос о порядке избрания патриарха Московского.

По мнению Алексия и его спутников, избрание должно свершиться на Поместном соборе, которому должен, в свою очередь, предшествовать Архиерейский собор. Вскоре Московская патриархия представила подробный план организационных мероприятий, необходимых для подготовки Собора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечи в православном храме

Совет по делам Русской православной церкви поддержал эти предложения и представил их в Совнарком (см. док. 1).

В тесном контакте с властью

В конце ноября 1944 г. в здании Патриархии (Чистый пер., д. 5) состоялся Архиерейский собор с участием пятидесяти епископов.

Митрополит Алексий в своем выступлении так охарактеризовал положение Русской православной церкви: «Условия для развития церковной жизни — благоприятны, со стороны правительства нашего мы видим полную поддержку в наших церковных и патриотических начинаниях.

За последний год по всему нашему Союзу открыто сверх имеющихся более 200 церквей, все ходатайства об открытии храмов тщательно рассматриваются; дело это продолжается, и будет продолжаться и впредь»5.

Архиерейский собор утвердил программу предстоящего Поместного собора и порядок избрания патриарха: каждый из епископов от своего имени, клира и паствы своей епархии должен был назвать имя избранника. Участников Собора принял Г.Г. Карпов.

Стремясь максимально содействовать успешному проведению Поместного собора, Совет по делам Русской православной церкви уже в первые дни нового, 1945 г.

входит в СНК СССР с представлением об открытии 27 новых церквей и 4 молитвенных домов в Башкирской, Дагестанской, Марийской, Северо-Осетинской, Удмуртской автономных республиках, в областях — Архангельской, Астраханской, Воронежской, Кировской, Курской, Омской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Чкаловской, а также в Краснодарском крае6.

Тогда же Карпов поставил перед Правительством вопрос о разрешении колокольного звона в церквах, находящихся на территории, не подвергавшейся оккупации. Вскоре и этот вопрос был решен положительно (см. док. 4). А за две недели до открытия собора Карпов в докладной записке В.М. Молотову еще раз запросил и получил дополнительные разъяснения по принципиальным вопросам организации и проведения собора (см. док. 5-6).

Заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР В.М. Молотов.

Собор в Сокольниках

31 января 1945 г. в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках открылся II Поместный собор Русской православной церкви. Его работа продолжалась до 2 февраля. Участвовал 171 делегат от 89 епархий: 46 архиереев, 87 священников и 38 мирян. Основными были два вопроса: утверждение «Положения об управлении Русской православной церкви» и избрание патриарха.

В первый день представитель Правительства СССР Г.Г. Карпов выразил благодарность Русской церкви за ее патриотическую позицию в Великой Отечественной войне и заверил, что будет сделано все, чтобы способствовать «дальнейшей нормализации отношений между Церковью и государством»7.

В ответном обращении Поместного собора к Правительству СССР подтверждалась патриотическая позиция Церкви: «Русская православная церковь на протяжении всей русской истории жила со своим народом одной жизнью.

И сейчас, в дни Великой Отечественной войны, в дни напряженной борьбы всего миролюбивого человечества с кровавым фашизмом наша церковь всю себя отдает на служение дорогой Родине и нашему народу.

Она счастлива тем, что в общее дело победы, в годину тяжелых испытаний, и она, вместе со всей страной, вкладывает свою посильную долю»8.

Как в 1943 году встреча Сталина с иерархами РПЦ изменила положение верующих

С докладом о патриотической деятельности Церкви в годы войны выступил патриарший местоблюститель, митрополит Алексий. Он особо подчеркнул, что «вещественные жертвы» Церкви, выразившиеся в сборах денежных средств, продуктов питания, драгоценностей и других предметов на нужды обороны страны и Красной армии, были лишь малой долей в общем деле помощи, какую оказала Церковь в годину военного испытания Отечеству.

Православная церковь, говорил митрополит, «поднимала дух безмерной любви к Родине, волю к победе», давала «утешение страждущим, скорбящим, унывающим». В храмах, в молитве верующие черпали «единственное утешение в душевных страданиях, в боли сердца за дорогих сродников, проливающих кровь за Отечество, за своих сынов, погибших смертью героев на полях сражений».

Исполнили свой долг и пастыри церкви, которые «неленостно выполняли свое святое послушание, невзирая на неимоверные трудности, связанные с военным положением, особенно в местностях, в которых или близ которых происходили военные действия; ежедневно, и не один раз в день, исполняя просьбы своих пасомых, совершали они богослужения, молясь за живых и за умерших, совершая церковные таинства в духовное подкрепление страждущих душевно». Собор призвал всех верующих к продолжению «беззаветного служения дорогой Родине»9.

После этого слово было предоставлено архиепископу Псковскому Григорию (Чукову) для представления проекта «Положения об управлении Русской православной церковью». Оно было единогласно утверждено и заменило соответствующие Определения Поместного собора 1917-1918 гг.

Заседание Собора 2 февраля было посвящено избранию патриарха. На вопрос о кандидате, с которым обращался поочередно к каждому епископу протоиерей Колчицкий, все архиереи дали один и тот же ответ: «Я, клир и паства вверенной мне епархии избираем патриархом Московским и всея Руси высокопреосвященнейшего Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда служба в церкви в воскресенье

Собор принял и несколько важных документов общеполитического значения: Обращение к Правительству СССР; Обращение к христианам мира и Обращение к народам мира10.

Поместный Собор Русской Православной Церкви. 2 февраля 1945 г.

Интронизация

Интронизация новоизбранного патриарха состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском кафедральном соборе11. Здесь же новоизбранный патриарх огласил свое первое послание.

Впервые за многие десятилетия на Поместном соборе присутствовали иностранные гости — патриархи: Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III (см. док. 2), а также Грузинский Каллистрат; делегации от ряда автокефальных православных церквей: Константинопольской, Иерусалимской, Сербской, Румынской.

Руководители всех церковных делегаций, но особенно Восточные патриархи, были награждены царскими подарками. Им были преподнесены ценные предметы из запасников государственных музеев: панагии, кресты, книги, иконы, облачения.

Идея о таком награждении принадлежала митрополиту Алексию, но реализованной она могла быть только при поддержке Карпова, который добился ежегодного выделения на подобного рода подарки 100 тыс. рублей, сумма по тем временам немалая (см. док. 3).

Собор продемонстрировал возможности Русской церкви быть «лидером» в православном мире в послевоенную эпоху, способным собрать вокруг себя автокефальные православные церкви.

Церковные делегации могли убедиться в ходе Собора, что Русская православная церковь пользуется поддержкой со стороны государства.

Это было залогом для последующего организационного укрепления Церкви внутри страны и одновременно создавало для нее предпосылки к активной и успешной внешней деятельности, в том числе и в части оказания материальной поддержки православным церквям Востока и Европы.

О подобного рода настроениях свидетельствовал и Карпов в своих записках в Совнарком: «Многие члены заграничных делегаций высказывали предположение о том, что центр вселенского православия необходимо перенести в Москву, поскольку Русская православная церковь является самой многочисленной и богатой в материальном отношении»12.

Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I суждено было прожить долгую жизнь. Его патриаршество продлилось четверть века вплоть до его кончины 17 апреля 1970 г. и стало самым продолжительным за всю историю Церкви.

Источник: https://rg.ru/2020/01/31/rodina-sobor-1944.html

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —

Кто стал главой Православной Церкви в 1917 году

Статьи — История

Илья Глазунов. Вечная Россия

В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет.

Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г.

детей — царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81-го летнего свмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, при теснениям, дискриминации — от издевательств и увольнения с работы до расстрела.

И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до «перестройки» конца 1980-х годов.

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу — полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме («Членам Политбюро.

Строго секретно») от 19 марта 1922 года: «изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок.

Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60 000 действующих в 1917 году.На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время.

Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии.

Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно исповедоваться и причащаться в церкви

 Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 годах.

А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 году.

Компьютерная база данных о гонениях

Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 году в информационной секции Братства во Имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии преобразована в кафедру информатики Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются и вводятся в базу данных, где к январю 2004 года было накоплено более 22000 биографических справок и около 3600 фотографий.

Работа над базой данных поставила вопрос об отборе лиц, которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базу данных включались сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела связанные с вскрытиями мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможных мифических «контрреволюционных организациях церковников»).

Учитывались также сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). Единственной их «виной» была вера в Бога. Были включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими.

Это — часто жены священников или духовные чада арестованных и сосланных духовников.

Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в XX веке

Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек. Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквях и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов.

В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о «широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600 000 человек по всему СССР».

 И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о «церковниках и сектантах», очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600 000, намеченных к скорейшему уничтожению людей, не сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живых священно- и церковнослужители и члены «двадцаток».

Таким образом, ясно, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500 000 до 1 млн. православных людей, за Христа пострадавших. Мы располагаем данными о том, что более чем 400 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении.

Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несопоставимо труднее будет получить относительно полную картину гонений среди священников, диаконов и монахов.

И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.

Сейчас в базе данных около 22 000 имен. Таким образом, можно говорить о том, что собраны сведения приблизительно об 1/22 части пострадавших.

Построение графика репрессий (статистики гонений)

Рис. 1. Статистика гонений по годам всех православных христиан, пострадавших за Христа.

На графике репрессий (см. рис. 1) по одной оси откладываются годы от 1917 до 1951, по другой — количество респрессий по годам, фиксированные в базе данных, умноженные на коэффициент, равный отношению общего числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем график оценки общего числа репрессий по годам.

(График представляет число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных. Так, например, в лагерях в 1939 году находились сотни тысяч осужденных за веру, в частности, все арестованные и нерасстрелянные в 1937 и 38 годах.

Как правило все, кто в 20-е и 30-е годы были арестованы по церковным делам, оставались лишенными в правах до 80-х годов).

Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события

После октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Ниже приводятся периоды гонений и происходящие в это время основные государственные и церковные события.

1. Первая волна гонений (1917-1920 годы). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1129073

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Как по церковному будет имя Евгения

Закрыть