Какие церкви признали Украинскую Православную Церковь

Сколько церквей на Украине? К чему приведет очередной раскол?

13 ноября Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая подчиняется РПЦ во главе с Кириллом, запретила своим священникам встречаться с президентом Петром Порошенко и вслед за Москвой прервала общение с Константинополем.

Однако трое влиятельных архиереев УПЦ МП все же встретились с Порошенко. Многие заговорили об очередном расколе, на этот раз в рядах пророссийской украинской церкви. Учитывая недавнее признание Константинополем автокефалии независимых украинских церквей, многообразие духовной жизни на Украине грозит перерасти в хаос.

Так сколько же на Украине церквей? Почему украинские христиане продолжают раскалываться?

1. Униаты

На сегодняшний день на Украине четыре христианских церкви. Самая старая из них – Украинская греко-католическая (или униатская) церковь.

Она была создана после Брестской унии 1596 года. Тогда православные Речи Посполитой (тогдашнее название Польши) решили перейти в подчинение Папе римскому и принять католичество, сохранив при этом церковнославянский язык богослужений и византийскую литургию.

На сегодняшний день униатами себя считают около 4,6 млн человек или 11% населения Украины. Они сохранили свою церковь и при царе, и при поляках, и при советской власти.

2. Церковь Московского патриархата

На Руси патриаршество было учреждено в 1589 году, когда константинопольский патриарх предоставил Москве автокефалию. Большая часть территории современной Украины относилась тогда к Польше.

В 1654 году Переяславская рада приняла решение о присоединении Украины к России. В результате последовавших русско-польских войн Москва установила контроль над Левобережной Украиной и Киевом. За политическим господством последовало и церковное.

В 1686 году Киевская метрополия была переведена в Московский патриархат. Впоследствии все православные на завоеванных Российской империей территориях переходили в РПЦ.

На сегодняшний день в УПЦ МП около 25% украинцев (10 млн человек). Этой церкви принадлежит множество церквей и монастырей, в том числе Киево-Печерская лавра, где хранятся мощи Ильи Муромца. Именно за церковную собственность сейчас идет основная борьба.

3. Украинская автокефальная церковь

Когда пала Российская империя, Украина потребовала независимости. Раскол затронул и церковь.

После петровских реформ русская православная церковь была полностью подчинена государству. Патриаршество было упразднено, главой церкви стал один из госминистров – обер-прокурор Синода. Желание Украины порвать с русской церковью было и стремлением уйти из-под власти Петербурга.

После Октябрьского переворота и прихода к власти большевиков сепаратизм лишь усилился. В ноябре 1917 года была создана Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

На сегодняшний день в ней лишь 2,4% граждан Украины (1 млн).

4. Церковь Киевского патриархата

Самая большая церковь на Украине – Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП, 40% населения или 17 млн верующих). Она откололась от РПЦ в 1992 году. Ее создал митрополит Филарет, который в 1990 году проиграл борьбу за патриаршество Алексию II. Он решил не примыкать к УАПЦ, а основать свою новую церковь.

Создание этой церкви в 1990-е поддержали новые власти Украины. В Москве и УАПЦ, и УПЦ КП считают раскольниками и признают лишь УПЦ МП. До недавнего времени такой же позиции придерживался Константинополь. Однако в 2018 году вселенский патриарх объявил о предоставлении автокефалии УАПЦ и УПЦ КП.

Украинские власти собираются создать единую украинскую православную церковь. Учитывая наметившийся раскол в УПЦ МП, собирать церковь Киеву придется из не менее чем пяти частей.

Источник: https://www.anews.com/p/100764388-skolko-cerkvej-na-ukraine-k-chemu-privedet-ocherednoj-raskol/

Какие церкви признали автокефалию новой Украинской церкви?

В среду, 9 января, завершилось оформление  томоса об автокефалии православной церкви Украины, документ был подписан всеми членами синода Константинопольского патриархата.

За двадцать пять лет раскола православной церкви на Украине увеличивалось число прихожан Киевского патриархата, получение независимости новой церковью Украины превратилось в политическое дело, и в этом принимал активное участие действующий президент. Москва разорвала евхаристическое общение с Константинополем и призвала другие православные церкви не признавать автокефалию ПЦУ, полученную с каноническими нарушениями.

Так называемая Православная церковь Украины, или ПЦУ, получила автокефалию. После проведения данной процедуры было отмечено значительное количество рейдерских захватов всех церквей, которые относятся к УПЦ, или украинской православной церкви (Московский патриархат).

Местные власти тех областей, на территории которых проводятся неправомерные процедуры, никак этому не препятствуют. Зачастую инициаторами выступают радикальные группировки. Правоохранительные органы, в свою очередь, на рейдерские захваты также никак не реагируют.

В каких областях проходят захваты церквей?

Примечательно, что представители Православной церкви Украины не гнушаются совершать ряд неправомерных действий в великие церковные праздники, например, Крещение. Представители СМИ получили данные о нескольких рейдерских захватах, проводимых на Украине с целью перехода церквей из УПЦ, подчиняющейся Московскому патриархату, в неканоническую Православную церковь Украины.

В ночь на 19 января граждане, заинтересованные в том, чтобы церковь перешла во власть ПЦУ, совершили рейдерский захват храма, расположенного на территории Тернопольской области. Для того чтобы парализовать работу церкви, в храм самовольно зашли трое «священнослужителей» Киевского патриархата и совместно с рейдерской группой никого не впускали в помещение.

На территории Сумской, Львовской, Черниговской, Ивано-Франковской, Житомирской, а также Волынской областей наблюдали похожую ситуацию. Граждане, которые являются прихожанами УПЦ МП, обратились в полицию, но не увидели соответствующей реакции. Руководитель ПГТ Браилово (Винницкая область) 19 января 2019 года выкрикивал, что «вода наша, а не ваша». Священнослужителей УПЦ МП он называл «московскими попами».

20 января 2019 года появились новости из Одесской области. В результате ряда процедур настоятель Сергий Дмитриев, протоиерей, перестал служить, так как его изгнали (храм в честь святых Кирилла и Мефодия). Примечательно, что он восстанавливал приход ещё с 2002 года.

В Сумской области перед главным входом в Спасо-Преображенский кафедральный собор было взорвано устройство, относящееся к пиротехническому. В этом случае полицейские отреагировали и завели уголовное дело.

Какие канонические православные церкви признали новую украинскую церковь следом за Константинополем?

8 января священный синод Элладской православной церкви принял решение о начале процедуры рассмотрения возможности признания независимости православной церкви Украины.

Митрополит Кифирский и Антикифирский Серафим заявил, что действия патриарха Варфоломея могут привести к расколу в православии и призвал его к покаянию. Митрополит Пирейский Серафим подчеркнул, что церковь не должна выступать в роли политического инструмента.

Тем не менее, ПЦУ надеется, что Элладская православная церковь признает автокефалию.

Архиепископ Кипрский Хризостомом заявил, что не поминает главу новой украинской церкви и не считает тему автокефалии ПЦУ своевременной.

Священный Синод Грузинской Православной Церкви в настоящее время отложил вопрос о признании независимости ПЦУ.

  Митрополит Ахалкалаки, Кумурдо и Кари отец Николоз считает, что в первую очередь нужно установить каноничность священников ПЦУ и лично ознакомиться с текстом томоса.

Признание независимости поместной церкви — часто долгий процесс, а некоторые епископы новой украинской церкви раньше были преданы анафеме, которую признали все православные церкви, и не могут считаться носителями апостольской преемственности.

Митрополит Варшавский и всея Польши Савва считает новоиспеченного «митрополита Киевского и всея Украины» Епифания светским человеком, поскольку он был рукоположен в неканоничной церкви. Предстоятель польской православной церкви воздержался от поздравлений в адрес Епифания по поводу назначения на новую должность.

Антиохийский патриархат (Сирия) ранее отказал в поддержке Украинской автокефалии. Митрополит Видинский Даниил (Болгарская православная церковь) заявил, что считает Украину канонической территорией Русской православной церкви. Сербская православная церковь навряд ли поддержит украинскую автокефалию, поскольку вслед за этим признания своей независимости могут потребовать Черногорская и Македонская церкви.

Некоторые иерархи предлагают созвать всеправославный собор для решения вопроса признания независимости Украинской церкви мировым православием.

Получила ли ПЦУ признание?

О том, сколько церквей признали новую церковь, нельзя сказать однозначно.  Следующие церкви — Польская, Сербская, Русская и Антиохийская (одна из самых древних), не принимают неканоническую церковь, созданную на Украине.

В свою очередь, священный синод Элладской православной церкви 8 января высказался о том, что существует вариант признания ПЦУ. Грузия пока данный вопрос не рассматривает. Церковь в Константинополе поддерживает неканоническую церковь. Документ о вручении Томоса был подписан Италией, Германией, Австрией, Венгрией и иными участниками Вселенского патриархата.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется церковь у немцев

Источник: https://info-vsem.ru/kakie-cerkvi-priznali-avtokefaliju-novoj-ukrainskoj-cerkvi/

«Признаки развала»: почему украинский раскольник Филарет не признаёт упразднение своей церкви

Глава раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет опроверг заявления о ликвидации этой организации. Он также обвинил созданную около года назад неканоническую Православную церковь Украины в провоцировании религиозного конфликта в стране и рейдерских захватах имущества УПЦ КП.

Это уже не первый случай, когда Филарет выступает с критикой ПЦУ, которая была образована путём слияния УПЦ КП и ещё одной раскольнической структуры — Украинской автокефальной православной церкви. Сам Филарет принял непосредственное участие в создании «единой» церкви, однако затем объявил, что отказывается присоединяться к ней.

Эксперты полагают, что попытки главы УПЦ КП восстановить своё влияние обречены на провал, поскольку у него для этого не осталось ресурсов.

Глава раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет заявил, что его церковная структура продолжает существовать, несмотря на слова главы Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифания о её ликвидации.

Также по теме

«Задействуются всевозможные мощности»: почему в США поддержали признание новой церкви Украины

Посол США в Греции Джеффри Пайетт поблагодарил главу Элладской церкви архиепископа Иеронима за признание раскольнической Православной

«Митрополит Епифаний и Священный синод заявили, что они завершили ликвидацию Киевской патриархии Украинской православной церкви Киевского патриархата. Это неправда! Церковь нельзя ликвидировать», — говорится в заявлении Филарета, размещённом на официальном сайте УПЦ КП.

Также Филарет с сарказмом отреагировал на решение оставить ему резиденцию в Киеве.

«Спасибо Предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Епифанию и Священному синоду Православной церкви Украины, что на своём заседании 5 декабря 2019 проявили ко мне милость: не выкинули 90-летнего патриарха на улицу, как собирались это сделать, а оставили пожизненно проживать в помещении Киевской патриархии на ул. Пушкинской, 36, которое я построил в тяжёлые для церкви советские времена, и служить во Владимирском соборе. Ещё раз спасибо за то, что совесть не позволила совершить такое преступление», — заявил Филарет.

Он подчеркнул, что будет бороться «против рейдерского захвата имущества Киевской патриархии», и обвинил Синод ПЦУ в провоцировании религиозного конфликта на Украине.

«Синод ПЦУ своими решениями продемонстрировал зависимость от греческой традиции, внося изменения в Божественную литургию, и, как мне кажется, бессознательно готовит религиозную войну на Украине», — заключает Филарет в своём обращении.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с RT отметил, что сейчас патриарх Филарет старается всеми силами вернуть те позиции и ту власть, которых он лишился после создания ПЦУ.  

«В эпоху до появления ПЦУ Филарет воспринимался определённой частью украинского общества как национальный православный деятель. Теперь же он утратил этот статус. Сейчас он хочет, чтобы о нём вспомнили», — пояснил эксперт.

При этом он отметил, что попытки восстановить так называемый Киевский патриархат вряд ли увенчаются успехом. 

«Сейчас Филарет активизировался, потому что резко уменьшилось пространство, на котором он может существовать. У него осталась только Владимирская церковь в Киеве, далее его власть не распространяется. Трагизм ситуации заключается в том, что Киевский патриархат — это, по сути, сам патриарх Филарет. Пока он жив — будет существовать и этот патриархат», — рассказал Лункин.

  • Пётр Порошенко и глава ПЦУ Епифаний
  • Reuters
  • Gleb Garanich

Собор раскольников

Так называемая Православная церковь Украины была образована путём слияния двух раскольнических структур: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

Это было сделано с подачи и при активной поддержке тогдашнего президента Петра Порошенко. Он стремился создать на Украине новую поместную церковь, которая не была бы связана с Россией и Русской православной церковью Московского патриархата. 

Также по теме

«Работа с иллюзиями»: как Константинополь взаимодействует с раскольническими православными церквями

Константинопольский патриарх Варфоломей пытается объединить под своим началом все раскольнические движения в мире. Такое предположение

При этом Порошенко не удалось достичь главного — привлечь к этому проекту единственную каноническую, а заодно и наиболее многочисленную в стране Украинскую православную церковь Московского патриархата. Абсолютное большинство её епископов проигнорировали раскольнический «объединительный собор».

Результатом усилий Порошенко стал томос об автокефалии, который главе ПЦУ Епифанию вручил константинопольский патриарх Варфоломей 6 января 2019 года. Русская и Украинская православные церкви Московского патриархата в ответ на это разорвали евхаристическое общение с Константинополем.

Решение Варфоломея предоставить ПЦУ автокефалию не встретило понимания и в православном мире. Помимо Фанара, новые раскольнические церковные структуры поддержали лишь Александрийская и Элладская православные церкви. Остальные 12 православных поместных церквей не стали этого делать.

Филарет против

Впрочем, единство раскольников, достигнутое на «объединительном соборе», вскоре дало трещину.

В мае 2019 года глава УПЦ КП Филарет заявил, что если бы он знал о содержании томоса до его вручения, то отказался бы его принимать, так как тот ставит новую украинскую церковную структуру в зависимое от Константинополя положение.

В следующем месяце УПЦ КП заявила, что не признаёт себя упразднённой, а проведённый 15 декабря 2018 года «объединительный собор» считает не имеющим юридической силы.

«У нас был поместный собор УПЦ КП, который не признаёт решения собора 15 декабря о ликвидации Киевского патриархата Считает меня митрополит Епифаний (глава ПЦУ. — RT) кем-то в своей церкви или не считает — для меня это не имеет значения», — приводит слова Филарета «Страна.ua».

  • Киево-Печерская Лавра в Киеве
  • РИА Новости

В конце июля 2019 года 90-летний Филарет обратился за помощью к президенту Украины Владимиру Зеленскому, попросив его вмешаться в ситуацию и не позволить ликвидировать УПЦ КП как юридическое лицо. 

«Сообщаем вам, что ни руководство ПЦУ, ни созданная им ликвидационная комиссия не имеют к УПЦ КП никакого отношения. Прошу вашего непосредственного вмешательства и прекратить этот беспредел», — заявил тогда Филарет.

Также по теме

«Вмешательство Константинополя привело к новой розни»: почему Киевский патриархат не признаёт своё упразднение

Украинская православная церковь Киевского патриархата не признаёт свою ликвидацию. Об этом сообщила пресс-служба религиозной

В этом заявлении он также назвал процедуру выдачи томоса «прямым обманом», который был осуществлён при «непосредственном антинародном участии Порошенко» и Варфоломея. Он также прямо заявил, что УПЦ КП не считает себя частью ПЦУ.

«Получив такую нежелательную зависимость, я и верные УПЦ КП немедленно начали борьбу против кабальной сделки, вышли из состава ПЦУ, проведя поместный собор УПЦ КП. Впрочем, сейчас начинается рейдерская атака на имущество УПЦ КП, и это рейдерство возглавляет лично митрополит Епифаний, предстоятель ПЦ», — заявлял Филарет.

Стоит отметить, что данные по количеству приходов УПЦ КП являются сильно устаревшими: достоверно установить, какое количество этих приходов перешло к ПЦУ после её образования, не представляется возможным. Сам Филарет в октябре 2019 года отмечал, что не может назвать точное количество приходов, которые сохранили верность УПЦ КП.

«На сегодняшний момент у нас пять архиереев, какое количество духовенства и приходов, я не могу сказать. Сейчас я не знаю, какие приходы в разных епархиях остались в составе УПЦ КП. Потому что по всей Украине есть приходы, которые не перерегистрировали свои уставы на ПЦУ», — приводит его слова «112 Украина».

«Зеленский не поможет»

Филарет не желает признавать своё поражение и будет до конца отстаивать свои интересы, считает член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев. При этом официальный Киев не будет вмешиваться в ситуацию, считает он.

«Украинские власти будут стараться дистанцироваться от конфликта, поскольку в данном случае Зеленскому невыгодно участвовать в этом противостоянии», — подчеркнул эксперт в интервью RT.

Схожей точки зрения придерживается и Роман Лункин.

«Зеленский с самого начала довольно чётко определил свою позицию в церковном вопросе, заявив о том, что в религиозные дела, особенно в отношения между разными церквями, вмешиваться не будет», — заключил эксперт.

Силантьев добавил, что сегодня можно наблюдать «признаки развала» проекта под названием ПЦУ, однако некоторое время он будет продолжать своё существование по инерции, поддерживаемый сторонниками и заинтересованными внешними силами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно идти в церковь за крещенской водой

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/695007-filaret-ukraina-cerkov-raskol

Зачем Украинская церковь откололась от Русской

В понедельник в Минске Синод РПЦ решил разорвать отношения с Константинополем.

Так РПЦ решила поступить в ответ на решение Константинополя начать процесс предоставления независимости украинской православной церкви. Рассказываем коротко о главном.

Что представляет собой автокефалия?

Для того  чтобы понять, что произошло между Константинополем, РПЦ и УПЦ необходимо разобраться в некоторых понятиях.

Автокефалия – это независимость административной поместной общины. Православная церковь имеет несколько поместных общин, которые независимы друг от друга, имеют определенные полномочия и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви. При этом независимость общин не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт.

С развалом СССР произошел раскол в УПЦ, и образовалось несколько православных церквей: УПЦ МП, которая признала превосходство РПЦ и УПЦ Киевского патриархата во главе с Филаретом. Бывший предстоятель УПЦ Филарет, будучи одним из кандидатов на патриарший престол, не был избран на этот пост. Тогда он образовал свой патриархат и возглавил его. Таким образом, в стране возникла непризнанная православная церковь.

Спустя 26 лет, в начале апреля 2018 года Петр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфаламею I с просьбой о предоставлении независимости УПЦ КП. По его мнению, собственная церковь в государстве – это атрибут независимости государства и церкви. Несмотря на то, что религия в Украине существует отдельно от политики, вопрос отделения в первую очередь – политический.

Чего ожидали от Константинополя?

Когда стало известно о намерении Украинской церкви получить независимость, специалисты утверждали, что Вселенский патриарх не позволит этому случиться.

Во-первых, решение должно приниматься при участии и единогласии всех 14 православных церквей, а РПЦ выступает против.

Во-вторых, эксперты по церковным отношениям утверждали, что патриарх Варфоломей I стремится сохранить единство всей Православной церкви и не будет предпринимать действий, которые поставят под угрозу единство православия.

Какое решение приняла Вселенская Церковь?

На прошлой неделе в Стамбуле завершилась работа Священного синода Вселенского патриархата Константинополя, по итогам которого влиятельнейшими митрополитами было сделано несколько заявлений.

Во-первых, синод подтвердил, что Константинопольский патриархат приступил к процедуре предоставления автокефалии Украинской церкви.

Во-вторых, на Украине будет восстановлена ставропигия – церковное учреждение, независимое от местной церковной власти и подчиняющееся Константинопольскому синоду. В-третьих, Константинополь снял анафему с главы церкви Киевского патриархата Филарета.

Какую позицию приняла РПЦ?

РПЦ в ответ на действия Константинополя прервала евхаристическое общение с Вселенской Церковью. Главной причиной ответных действий  Российская церковь считает «антиканонические действия Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию РПЦ».

Чем грозит разрыв в отношениях РПЦ с Константинополем?

Это значит, что духовенство Российской церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата. Помимо этого, патриархи обеих сторон перестают упоминать друг друга за литургией.

  Русские верующие не смогут причащаться и молиться в церквях, находящихся в юрисдикции Константинопольского патриархата.

Этот пункт вызывает особое волнение среди верующих, поскольку теперь православные из России не смогут попасть в Афон – главную православную святыню, в которое стремятся оказаться многие паломники.

Можно ли считать сложившуюся ситуацию третьим церковным расколом?

Несмотря на то, что пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков не торопиться называть случившееся Великим расколом, многие СМИ и эксперты уже окрестили его третьим расколом в истории христианства.

Однако это не первый случай, когда РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархатом. В феврале 1996 года РПЦ действовала аналогичным образом из-за того, что Константинополь взял под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Правда, через несколько месяцев оно было возобновлено, и сегодня в Эстонии две православных церкви – Московская и Эстонская.

Источник: https://www.infox.ru/news/254/209581-zacem-ukrainskaa-cerkov-otkololas-ot-russkoj

Амманский формат: чем для Украины обернётся встреча глав православных церквей Иордании

Во встрече приняли участие делегации Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

То есть тез церквей, которые в конфликте вокруг создания ПЦУ поддержали позицию Русской православной церкви и УПЦ.

По итогам встречи участники подписали итоговое коммюнике, в котором говорится, что это собрание «призвано укрепить братские узы между братьями и их Церквами, содействовать узам мира во Христе среди них, выступать за единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где были разногласия. Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения».

Кто и зачем инициировал встречу в Аммане?

Формально встретиться в Иордании для обсуждения кризиса в мировом православии еще в ноябре прошлого года предложил Иерусалимский патриарх Феофил.

Эта встреча была первой попыткой обсудить вопрос предоставления патриархом Варфоломеем Украине Томоса об автокефалии.

После того, как в Украине была создана Православная церковь Украины, на протяжении 9 месяцев она не признавалась ни одной поместной православной церковью мира, кроме Вселенского патриархата, чей глава Варфоломей и предоставил ей автокефальный статус.

Осенью 2019 года ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви. Таким образом, из 14 Поместных Православных церквей мира на данный момент только три поддерживают церковно-каноническое общение с ПЦУ.

Священный синод Украинской православной церкви считает ПЦУ «объединением раскольников».

Но «украинский вопрос» не единственный, который стоял на повестке дня встречи в Аммане.

Критическая ситуация в Черногории, где два месяца продолжаются массовые протесты верующих, направленные против скандального закона, который позволит отобрать святыни у канонических епархий Сербской Православной Церкви на территории страны.

Документ, ущемляющий интересы СПЦ и практически открывающий процесс автокефалии непризнанной мировым православием Черногорской церкви, был принят в ночь на 27 декабря парламентом страны и подписан резидентом Мило Джукановичем. 8 января закон вступил в силу.

Согласно тексту закона, религиозные общины сохранят свои активы, если смогут представить четкие доказательства права на собственность. Но у Сербской православной церкви в Черногории таких документов практически нет, хотя ей принадлежат более 600 храмов и монастырей в государстве.

По задумке властей, в собственность государства должны перейти все культовые здания, возведенные до 1 декабря 1918 года.

В столице Черногории Подгорице с момента принятия этого закона регулярно проходят массовые шествия православных черногорцев, молящихся о сохранности своих святынь, а ряд встреч представителей власти и церковников по этому вопросу не привели ни к какой развязке.

На пороге автокефалии находится и непризнанная в мировом Православии Македонская Церковь в республике Северная Македония. Вселенский патриархат уже официально подтвердил, что не отказался от стремления решить вопрос автокефалии Македонской Православной Церкви.

На данный момент на территории государства Северная Македония существует каноническая Охридская епархия Сербской Православной Церкви и отколовшаяся от нее Македонская Православная Церковь.

Еще в июле 2019 года премьер республики сообщил, что правительство Македонии уже работает с патриархом Варфоломеем по вопросу получения автокефалии.

Обсудить эти болезненные вопросы и должны были представители Поместных Православных церквей мира на встрече в Аммане.

Почему во встрече не приняли участие все православные церкви мира

От участия в этой встрече отказались Вселенский патриарх Варфоломей, а также Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская православные церкви. Варфоломей даже заявил, что Амманская встреча «подрывает устои Православной Церкви».

Об этом он написал в специальном письме Патриарху Иерусалимскому Феофилу, заявив, что это собрание «направлено на свержение установленных норм и отчуждение Православной Церкви от ее церковных устоев».

По сути, участие во встрече в Аммане в очередной раз продемонстрировало раскол в мировом православии на «греческую» и «славянскую» части.

Но отсутствие некоторых церквей на этой встрече вовсе не значит, что они выступают на стороне Фанара. Например, патриарх Антиохийский Иоанн еще в декабре 2019 года подтверждал, что поддерживает инициативу Иерусалимского Патриарха по такому совещанию, но на самой встрече его не оказалось из-за неурегулированности спора вокруг юрисдикции Катара между Антиохией и Иерусалимом.

А в Болгарской Православной Церкви приглашение от Патриарха Феофила даже не донесли до сведения членов Священного Синода, о чем член Синода БПЦ митрополит Ловчанский Гавриил рассказал местным СМИ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Игорь По церковному

Последним, кто отказался от поездки в Иорданию, стал Архиепископ Албанский Анастасий, заявивший, что «инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Вселенскому патриархату». Таким образом, он высказал мнение, что такую встречу должен был созывать именно глава Фанара.

Интересно, что сторонники Фанара расценили малое представительство делегаций Поместных Православных церквей в Аммане как провал этого мероприятия. Но тут стоит отметить, что ни один Вселенский собор не собирал всех иерархов Поместных православных церквей мира. И даже во время Собора Поместных православных церквей на Крите в 2016 году там также отказались от участия четыре Церкви.

Кроме того, следует подчеркнуть, что даже те шесть Поместных Православных Церквей мира, которые приняли участие во встрече в Аммане, имеют самую большую паству и представляют  80% всех православных в мире.

«Это не просто встреча представителей 6 Церквей. Это встреча тех, кто составляет подавляющее большинство Православной Церкви, – написал в своем Telegram-канале протоиерей Александр Овчаренко, спикер Запорожской епархии УПЦ. – Нас, православных, в мире около 200 млн. В Аммане участвуют те Церкви, которые представляют интересы 160 млн.человек т.е. почти 80% всех православных».

Какими будут последствия встречи в Аммане для Украины и мира?

Сама встреча иерархов в Аммане состоялась за закрытыми дверями. Между тем, многие участники мероприятия открыто говорили журналистам, что главная тема собрания — проблема потери единства в Православии. Например, епископ Ириней из Сербской Православной Церкви прямо заявил, что – это результат действий Константинопольского патриархата.

Политолог Руслан Бортник считает, что одним из важных последствий Амманской встречи станет неутешительный вывод для ПЦУ. Единство, которое показали в Иордании шесть Поместных Православных Церквей мира означает, что эти Церкви не признают ПЦУ или другие автокефалии, которые готовится признать Варфоломей.

«Самый главный вывод, что полноценного признания ПЦУ всеми Поместными Православными церквями мира даже в стратегической перспективе не стоит ожидать. Да, ее могут признать еще какие-то малочисленные Церкви «греческого» пула, ориентирующегося на Фанар, но масштабного и всеобъемлющего признания не будет.

Вообще теперь в мире есть четкое распределение на «константинопольский пул» — Церкви, которые ориентируются на Варфоломея, так называемую Амманскую группу — славянские православные церкви, выступающие против парада автокефалий Варфоломея, и группу, соблюдающую или пытающуюся соблюдать нейтралитет.

Но сегодня все больше и больше православие входит в разъединение на разные группы влияния, которые не всегда будут поддерживать друг друга. И вся эта ситуация играет против православия, конфликт чреват тем, что будет все больше и больше расколов в каждой из этих Церквей. В конечном итоге православие вообще рискует потерять часть прихожан.

Этот конфликт закладывает огромные риски, которые могут смести силу православия в мире», — говорит «Стране» Бортник.

Религиевед Алексей Смирнов, комментируя «Стране» встречу в Аммане, отмечает, что присутствие в Аммане Митрополита Онуфрия доказывает, что он единственный канонический глава украинского православия.

«На встрече присутствовал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, что говорит о том, что Поместные Церкви даже не сомневаются в том, что он является единственным каноническим главой украинского Православия. А участие главы «ПЦУ» Епифания в таком формате даже не рассматривалось», — отмечает он.

По словам эксперта, встреча в Аммане все еще может стать началом всеправославного диалога.

«Встреча в Аммане — это попытка сдвинуть «дело» с мертвой точки. Дело в том, что Константинопольский патриарх Варфоломей упорно отказывается созывать Всеправославное совещание для обсуждения «украинского вопроса», что провоцирует углубление кризиса как в самой Украине, так и во всем православном мире.

Это неудивительно, ведь он является одной из сторон конфликта и вряд ли горит желанием обсуждать свои собственные действия. По итогу это провоцирует тупиковую ситуацию, выйти из которой и попытались участники амманской встречи. Судя по их заявлениям, одной из главных задач совещания было желание запустить соборное рассмотрение сложившейся ситуации.

Это единственный способ остановить ползучий распад Православия и преодолеть негативные последствия односторонних действий Патриарха Варфоломея в Украине. И если он проигнорирует коллективный голос Поместных Церквей (ведь даже те, кто не участвовал в Аммане также указывают на собор, как на единственное средство решения проблем), это будет выглядеть как откровенное затягивание времени и саботаж.

В этом случае, «амманский формат» может продолжить свою работу, что называется, с «чистой совестью», но уже без патриарха Варфоломея», — считает религиевед.

При этом следует отметить тот факт, что в итоговом коммюнике Константинопольская Церковь подчеркнуто названа «первой по чести».

«По сути, это довольно прозрачный намек на то, что Поместные Церкви отвергают ее претензии на особые привилегии и «первенство власти» в Православной Церкви», — считает Алексей Смирнов.

Галина Студенникова, Страна.ua

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки

Главнокомандующий ВСУ подал рапорт об отставке

Источник: https://news-front.info/2020/02/27/ammanskij-format-chem-dlya-ukrainy-obernyotsya-vstrecha-glav-pravoslavnyh-czerkvej-iordanii/

Четыре греческих митрополита призвали собрать всеправославный собор по проблеме ПЦУ

АФИНЫ, 30 ноября. /ТАСС/. Четыре греческих митрополита призвали собрать всеправославный собор для обсуждения раскола на Украине и в православии из-за решения Константинопольского патриарха Варфоломея предоставить автокефалию так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). Об этом в субботу сообщил греческий сайт церковных новостей «Трибуна православия».

Он опубликовал открытое письмо патриарху Варфоломею и предстоятелям поместных церквей с призывом объявить собор. Этот документ подписали митрополиты Дриинупольский, Погонианский и Коницийский Андреас, Пирейский Серафим, Кифирский и Антикифирский Серафим и Этолийский и Акарнанийский Космас. Все они ранее выступали против признания автокефалии, предоставленной раскольническим церковным структурам на Украине.

В письме отмечено, что «епископы и предстоятели церквей несут ответственность перед Богом за то, чтобы поддерживать и никоим образом не вмешиваться в каноническое, экклезиологическое и литургическое единство церкви».

Митрополиты подчеркнули, что в случае с украинской «автокефалией» абсолютно безосновательны утверждения об успешном восстановлении единства церкви с введением в нее нераскаявшихся, лишенных сана, преданных анафеме и не имеющих рукоположения раскольников.

В то же время это привело к прекращению церковного общения с канонической Украинской православной церковью митрополита Онуфрия и Русской православной церковью, имеющими тысячи приходов и миллионы верующих, указано в письме.

Говоря о решении Варфоломея отозвать томос 1686 года о передаче территории современной Украины в юрисдикцию Русской церкви, иерархи отметили, что сам Варфоломей признавал юрисдикцию РПЦ в письме патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Митрополиты уверены, что решения патриарха Константинопольского о восстановлении нераскаявшихся и преданных анафеме представителей двух раскольнических структур Украины были недействительными.

Позиция главы Элладской церкви

Пока не известно, когда мог бы быть созван такой собор и какие поместные церкви приняли бы в нем участие. Однако 22 ноября архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II спрашивали об инициативе патриарха Иерусалимского Феофила III провести встречу глав православных церквей в Иордании. На этот вопрос он ответил, что не каждый глава церкви может созвать всеправославную встречу. По его мнению, это прерогатива Константинопольского патриархах.

«Если вселенский патриарх призовет нас, мы не скажем «нет». Но если любое другое ответственное лицо какой-либо церкви нас позовет, то я скажу «нет», — заявил тогда Иероним.

Прекращение молитвенного общения

Архиерейский собор Элладской православной церкви 2 октября признал право патриарха Константинопольского предоставить автокефалию ПЦУ. Эта организация, созданная из двух неканонических структур — Украинской автокефальной православной церкви и Киевского патриархата, получила автокефалию в 2018 году по решению патриарха Варфоломея. Оно стало причиной разрыва молитвенного общения РПЦ с Константинопольским патриархатом.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые не помянул архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II, зачитывая диптих с главами поместных церквей на литургии 3 ноября в Москве. Прекращение поминовения предстоятеля Элладской церкви фактически стало прекращением евхаристического общения между церквями. Однако молитвенное общение с архиереями Элладской церкви, не признающими раскол церкви на Украине, будет сохранено, согласно решению Священного синода РПЦ.

Патриарх Александрийский Феодор II 8 ноября сообщил, что Александрийский патриархат внес главу ПЦУ Епифания в диптих в качестве предстоятеля новой автокефальной церкви. Другие поместные православные церкви ПЦУ не признают и считают единственным каноническим митрополитом Киевским Онуфрия.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/7235587

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий