10 самых удивительных костелов и церквей Беларуси
Беларусь – многоконфессиональное государство. В стране насчитывается 25 религиозных конфессий. Наиболее распространённой считается христианство (православие, католицизм, униатство и протестантизм), также исповедуют иудаизм и ислам. Свобода выбора религии охраняется Конституцией.
С каждым годом в Беларуси растет число верующих различных конфессий и число храмов. Помимо новых и современных монастырей в нашей стране сохранились и уникальные древние церкви и монастыри. Мы расскажем про самые интересные и уникальные храмы и монастыри Беларуси:
Борисо-Глебская церковь
Борисо-Глебская, или Каложская церковь в Гродно – уникальный памятник архитектуры XII века со своей историей. Построили ее в честь князей Бориса и Глеба, а название свое она получила из-за урочища Коложань в Гродно. В переводе с древнерусского «коложань» обозначает место, где бьют родники.
Уникальность этой церкви не только в ее почетном возрасте, но и во внешнем виде. Церковь как бы состоит из двух частей: каменной и деревянной. Так получилось из-за большого пожара 1184 года, который разрушил одну часть церкви. При реконструкции решили достроить разрушенную часть из дерева: так было дешевле и меньше шансов на повторное разрушение. С тех пор двойная Каложская церковь и осталась стоять на берегу Немана.
Троицкий костел в Гервятах
Троицкий костел в Гервятах – уникальная достопримечательность не только этого маленького города, но и всей страны. Храм построен в готическом стиле с четкой симметрией, видны величественные шпили и изящные окна – все это делает архитектуру храма несвойственной нашей стране. Храм построен в форме креста. Архитекторам и строителям пришлось изрядно потрудиться, благодаря этому церковь в Гервятах пережила две войны и не изменилась.
Службы в костеле Пресвятой Троицы ведутся до сих пор. Они на трех языках: литовском, белорусском и польском. Это происходит потому, что костел объединяет под своей крышей сразу три католических прихода.
Костел Святой Троицы в Шиловичах
В небольшой деревне Волковысского района есть любимое место многих туристов – величественный костел Святой Троицы. Построили костел более ста лет назад на месте деревянного храма. Времена строительства связывают с появлением деревянной иконы Божьей Матери, которая попирает дьявола; многие верят, что икона обладала чудотворной силой. Во время церковных гонений икона пропала, и нашлась лишь спустя много лет. Сейчас она хранится в Национальном художественном музее.
Уникальность Троицкого храма в Шиловичах в том, что это самый высокий костел в Беларуси. Высота его башни 62 метра.
Софийский собор в Полоцке
Полоцкий Софийский собор – живая история Беларуси, один из самых древних белорусских храмов. Впервые храм упоминается ещё в «Слове о полку Игореве». Софийский собор построен по византийским канонам с сохранением особенностей полоцкого зодчества.
Сегодня Софийский собор в Полоцке – культурный и просветительский центр Беларуси. Храм действующий: тут проходят богослужения, экскурсии, концерты и творческие вечера. Полоцкая София входит состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.
Жировичский монастырь
Один из самых старых мужских монастырей находится в Жировичах, история его строительства начинается почти 500 лет назад. По легенде пастухи нашли чудотворную икону, позже на том месте построили храм. Слухи о знаменитой иконе быстро распространялись, что совсем скоро начали появляться паломники, а вскоре появился монастырь.
Сегодня на территории монастыря располагаются духовная семинария и 5 церквей. Каждый желающий может приехать отдохнуть душой и помолиться в Жировичском монастыре и, конечно, узнать его удивительную историю.
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь
Спасо-Евфросиниевский монастырь – один из первых женских монастырей на Руси, его основала в XII веке преподобная Евфросиния Полоцкая. При монастыре открывались детские школы, где обучали грамоте, природоведению и медицине.
Уникальность монастыря не только в исторической значимости, но и в духовном и культурном плане. Спасо-Евфросиниевская церковь украшена уникальными фресками, которые сохранились ещё с XII века. Внутри храма хранится точная копия креста Евфросинии Полоцкой (оригинальный крест был утрачен во время войны) и мощи святой. Ежегодно монастырь принимает у себя тысячи паломников.
Красный костел в Минске
Костел Святых Симеона и Елены – один из самых красивых католических храмов Минска и визитная карточка Беларуси. Строительство костела берет начало в конце XIX века и имеет очень трагичную историю. Храм строился на деньги богатого белорусского деятеля Эдварда Адама Войниловича.
Единственным его условием было, чтобы храм осветили в честь Симеона и Елены в память о своих умерших детях (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни в 12 и 18 лет).
Новый костел имел необычную для Минска архитектуру: высокая прямоугольная башня, как символ вечной скорби; небольшие башни рядом получили имена детей.
Сегодня в Красном костеле проходят службы, концерты и экскурсии.
Фарный костел в Гродно
Могущественный и величественный Кафедральный Собор Святого Франциска Ксаверия сразу притягивает взгляд: он является одним из самых красивых памятников архитектуры стиля барокко и визитной карточкой города ещё со времен Речи Посполитой. Строительство храма началось орденом иезуитов в XVII, и за трехсотлетнюю историю костел не изменился.
Многочисленных туристов и прихожан сегодня привлекает не только внешнее, но и внутреннее убранство храма. Визитная карточка собора – удивительной красоты алтарь. В одной из башен находятся самые старые в Европе маятниковые часы, которые намного старше часов в Праге. Вокруг костела ходят легенды. Одна из них гласит, что во время войны в костел попал снаряд, который пролетел мимо иконы и не взорвался. Жители верят, что именно она сберегла Собор.
Церковь Святого Николая в Кожан-Городке
Церковь Святого Николая была построена ещё в XIX веке на деньги местного шляхтича. Строительством занимались несколько мастеров, которые смогли построить удивительную церковь. Уникальность в том, что построена она была без единого гвоздя.
Еще одна отличительная особенность церкви – это ее пышное убранство, что не свойственно Полесским храмам. Внутри церковь украшена множеством деревянных деталей и скульптур, а снаружи храм украшает верхняя часть в стиле барокко.
Церковь Святого Михаила Архангела в Сынковичах
Церковь-крепость Святого Михаила Архангела – одна из древнейших церквей оборонительно характера в Беларуси. Строительство храма началось в XV веке, князем Витовтом. Он бежал от своего двоюродного брата Ягайло, и скрылся в лесах Зельвенского района. Однако, по некоторым историческим сведениям, церковь может быть на три века старше, чем предполагалось.
Сегодня в этой удивительной церкви хранится чудотворная икона Божией Матери «Всецарица». Сотни паломников приходят к ней, чтобы помолиться; говорят, она помогает исцелиться от онкологических заболеваний.
Религиозная жизнь в Беларуси богата, а количество и красота храмов может только восхищать. Каждый из них имеет множество легенд и тайн, богат историческими событиями и духовной силой. Путешествуя по религиозным местам, вы удивитесь, сколько интересного и удивительного в Беларуси.
Читайте про 4 самых красивых замка Беларуси.
Смотрите Карту достопримечательностей Беларуси.
Путешествуйте с удовольствием!
Источник: https://belarus24.by/articles/turizm/10-samykh-udivitelnykh-kostelov-i-tserkvey-belarusi/
Ликвидация унии
Сообщать о статьях автора
Всеволод Шимов
Доцент кафедры политологии БГУ
Ликвидация унии: история победы православия в Беларуси
Константин Романов, Сергей Борисович Алексахин, Виталий Матусевич
В нынешнем году исполнилось 180 лет Полоцкому собору, на котором униатское духовенство во главе с митрополитом Иосифом Семашко воссоединилось с Русской православной церковью.
Решение, принятое в Полоцке 180 лет назад, определило развитие белорусских земель на десятилетия вперед. Эпохальность произошедшего объясняется тем, что на момент воссоединения большинство населения белорусско-литовских губерний принадлежало к униатской церкви.
В современной Беларуси об этом событии практически не вспоминают. 25 марта в центре внимания большинства белорусских СМИ оказались немногочисленные акции оппозиции, посвященные сто первой годовщине провозглашения Белорусской народной республики (БНР).
При этом никто не вспомнил, что именно в этот день 180 лет назад император Николай I одобрил постановления Полоцкого собора. Таким образом, воссоединение униатов стало официальным фактом.
БНР так и осталась эфемерным декларативным образованием, провозглашенным горсткой авантюристов на волне революционного безвременья. А дело Иосифа Семашко и его соратников живо и поныне: большинство белорусских верующих — православные.Тем удивительнее выглядит эта фигура умолчания вокруг Полоцкого собора и его деяний. Более того, о воссоединении униатов если и вспоминают, то обычно в негативном ключе.С подачи белорусских националистов в обществе формируется негативное восприятие Полоцкого собора как насильственного акта, лишившего белорусов их национальной веры — унии — и способствовавшего русификации.Несмотря на то, что, в отличие от Украины, в Беларуси не удалось осуществить церковный раскол под предлогом создания «национальной» церкви, Белорусская православная церковь также подвергается постоянным информационным атакам со стороны националистов. Это неслучайно. Современное белорусское общество сложно назвать религиозным, что неудивительно после 70 лет политики «воинствующего атеизма». Тем не менее культурные и бытовые привычки, сформировавшиеся под влиянием православной традиции, здесь по-прежнему сильны. А самое главное, с православием так или иначе связан дискурс о «братстве» с Россией: конфессиональная и культурная общность белорусов и русских выступает важным идеологическим основанием интеграции Беларуси и России.Понятно, что для противников союза с Россией важно разрушить эти представления, показав белорусов и русских как не просто разные, но чуждые друг другу народы.Миф об унии как о «национальной вере» белорусов играет в этом деле далеко не последнюю роль. Пик увлечения «возрождением унии» пришелся на рубеж 1980–1990-х годов, когда практически вся белорусская «национально сознательная» интеллигенция, включая вчерашних членов КПСС, принялась пропагандировать «истинную веру». Особого отклика в обществе это не нашло. Похоже, в возрождение унии в Беларуси не особо верят и в Ватикане, отдав Троицкий монастырь в Вильнюсе, который мог бы стать главным центром пропаганды униатства для Беларуси, украинской греко-католической общине. В самой Беларуси униатские приходы слабы и малозаметны и теряются на фоне не только православных и католиков, но даже протестантов.Но миф об унии как о «национальной вере» белорусов продолжает жить, занимая свое почетное место в белорусском националистическом каноне.Уния западнорусской православной церкви с Римом на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой была оформлена на Брестском соборе в 1596 году. Сама по себе идея соединения двух христианских конфессий возникла практически сразу же после Великого Раскола, окончательно разделившего христианский мир. Реализовать ее, однако, оказалось затруднительным как из-за непреодолимых богословских расхождений, так и по сугубо политическим причинам. Впрочем, в Средние века политика и религия представляли собой туго сплетенный клубок. В частности, католики видели унию как безоговорочное подчинение православных церквей власти Римского Папы и признания католической догматики, что было неприемлемо для православных. Однако в позднем Средневековье возникли предпосылки для частичной реализации униатских идей, что было вызвано общим кризисом и ослаблением православного мира, подвергшегося нашествию полчищ завоевателей из Евразии. Первая крупная попытка заключения унии — Ферраро-Флорентийская — была обусловлена стремлением гибнущей Византии заручиться европейской поддержкой против турок. Уния, однако, в итоге не прижилась, лишь стала источником дополнительных смут и расколов и так и не предотвратила окончательной гибели Византии. Предыстория Брестской унии также была связана с долговременными кризисными процессами, но уже на Руси. Древняя Русь представляла собой рыхлую конфедерацию княжеств с центром в Киеве. Помимо политической, эти княжества связывала и религиозная общность — единая Русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату. Монгольское нашествие обрушило хрупкую политическую конструкцию Руси, а русские земли, пройдя период хаоса и раздробленности, оказались объединены в рамках трех разных государств — Московского княжества, Литвы и Польши. Два последних со временем объединились в Речь Посполитую.Центр Русской церкви со временем перекочевал из разоренного татарами Киева в Москву, что не могло понравиться литовским князьям, которые в итоге добились учреждения отдельной митрополии на подконтрольных им территориях. Так единая Русская церковь оказалась разделена.Московская митрополия со временем превратилась в самостоятельный патриархат, а Киевская митрополия на территории ВКЛ и Речи Посполитой продолжала подчиняться Константинополю. Ситуация для православных ВКЛ и Речи Посполитой осложнялась тем, что элиты этих государств были католическими, и давний религиозный антагонизм не замедлил сказаться на политических процессах. Дискриминация православия вела к тому, что западнорусская аристократия, стремившаяся занять место в польско-литовском правящем классе, постепенно переходила в католицизм и полонизировалась. Начал колебаться и православный клир, который также желал получить права и привилегии католического духовенства. На это наложился конфликт западнорусского епископата с братствами — объединениями православных мещан, стремившихся участвовать в управлении церковью и контролировать коррумпированный клир.Таким образом, этот конфликт с братствами на фоне желания стать вровень с католическим духовенством привел часть западнорусской церковной иерархии к Брестской унии.Уния мыслилась как своеобразный компромисс. Западнорусская церковь признавала католическую догматику и верховенство Римского Папы, при этом сохраняя православные обряды. Однако, как и в случае с предыдущими попытками унии, Брестская уния приживалась с трудом, став источником многочисленных конфликтов. Возник масштабный раскол. Он привел к появлению двух церквей, которые называли себя «русскими», апеллировали к духовной традиции Киевской Руси и претендовали на одно и то же имущество. Богословская полемика между униатами и православными, а также многочисленные тяжбы за храмы и земельные угодья стали, пожалуй, основным содержанием общественно-политической жизни восточных земель Речи Посполитой XVII века. В конце концов под административным нажимом властей, вставших на сторону униатов, новая религия постепенно брала верх. Особо несговорчивые православные уходили в казаки, бежали в Москву или были вынуждены жить во внутренней эмиграции. К моменту разделов Речи Посполитой на территории Беларуси осталась единственная православная епархия — Могилевская, влачившая жалкое существование.Но победа униатства оказалась на поверку пирровой. Политические цели унии достигнуты не были. Католический правящий класс Речи Посполитой так и не принял униатов как равных, рассматривая унию лишь как ступень к окончательному переходу в католицизм.Поэтому не было сдержано обещание сохранить православную обрядность, которая все больше трансформировалась в польско-католическом духе, а униатские храмы по внешнему облику практически перестали отличаться от костелов. Все это в совокупности вело к недовольству и брожению в униатской среде. Это брожение породило движение за чистоту обрядов, в рамках которого многие униаты начинали приходить к мысли о разрыве унии и возвращении в православие.После раздела Речи Посполитой сложились благоприятные условия для такого развития событий.Поначалу российские власти не вмешивались в религиозные дела присоединенных территорий. Более того, желая понравиться местной католической знати и духовенству, императоры Павел и Александр I санкционировали фактическое подчинение униатской церкви костелу. Позиция Петербурга в этом вопросе начала меняться только после наполеоновских войн и восстания 1830 года, когда нелояльность польских элит стала очевидна. Но даже в этих условиях основная инициатива по ликвидации унии исходила не из Петербурга, а от самого униатского духовенства в лице Иосифа Семашко и его сподвижников. Именно они составили план действий и взвалили на себя тяжесть организационной работы по воссоединению, преодолевая сопротивление и интриги как польской знати, так и значительной части российского чиновничества, симпатизировавшего полякам.В отличие от насаждения, ликвидация унии прошла практически бесконфликтно, а через четверть века после Полоцкого собора Иосиф Семашко имел возможность убедиться в успешности своего начинания.Восстание 1863 года, распространившееся по Польше и Литве, практически не затронуло территорию Беларуси, ограничившись здесь локальными стычками. Народ не только не поддержал польских повстанцев, но и остался глух к униатской пропаганде, которую вел Кастусь Калиновский, канонизированный современными националистами в качестве белорусского героя. Учитывая, что на тот момент все еще жило много людей, помнивших времена унии, это красноречиво свидетельствует о том, что по-настоящему народной эта религия так и не стала, оставшись лишь верхушечным политическим проектом.Фигура Иосифа Семашко наглядно свидетельствует о том, насколько тесно переплетены исторические судьбы Беларуси и России, связанных глубинной культурно-исторической общностью, пережившей века политического разделения.Однако исторической памяти об Иосифе Семашко и Полоцком соборе не повезло. После Октябрьской революции все, что связано с церковью, было объявлено реакционным и классово чуждым. Но сегодня память о подобных исторических фигурах важна как никогда.
Сообщать о статьях автора Подписаться на RSS рассылку В начало дискуссии
Юрий Глушаков
Историк, журналист
Возвращение в строй: в Казани помнят о 96-й Гомельской стрелковой дивизии
Андрей Лазуткин
Политолог, писатель
Вечная перестройка в стране полицаев
Андрей Лазуткин
Политолог, писатель
Факты о Катыни, которые вам не расскажет TUT.BY
Юрий Глушаков
Историк, журналист
Белорусская народная республика 100 лет назад: переговоры с Речью Посполитой о независимости и разбитые иллюзии
Источник: https://imhoclub.by/ru/material/likvidacija_unii_istorija_pobedi_pravoslavija_v_belarusi
Белорусская православная церковь — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Минский Свято-Духов собор |
Белорусская Православная Церковь или Белорусский экзархат, экзархат в составе Московского Патриархата
Общие сведения
Белорусский экзархат был образован определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви проходившего 9-11 октября 1989 года в Свято-Даниловом монастыре.
16 октября 1989 года на очередном заседании члены Священного Синода Русской Церкви, во исполнение определений Архиерейского Собора, постановили экзарху Белоруссии иметь титул «Митрополит Минский и Гродненский, патриарший экзарх Белоруссии», а также поручили архиепископу Кириллу Смоленскому сделать доклад об экзархатах Московского Патриархата на Архиерейском Соборе 30-31 января 1990, где его доклад стал основой для «Положения об экзархатах» и соответственных поправок для Устава Русской Православной Церкви, оформивших бытие Белорусского экзархата. Решения сего Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви проходившем в Свято-Троице-Сергиевой Лавре 7-8 июня 1990 года.
Белорусский экзархат, также именуемый Белорусской Православной Церковью, состоит из епархий на территории Республики Беларусь. Управление осуществляет патриарший экзарх, который избирается Священным Синодом Русской Православной Церкви и назначается указом патриарха Московского и всея Руси. Экзарх является правящим архиереем Минской епархии, а также одним из постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви.
Высшая законодательная, исполнительная и судебная власть в экзархате принадлежит Синоду, который состоит из правящих епархиальных архиереев и возглавляется патриаршим экзархом, действует в пределах компетенции, определяемой церковными канонами и Уставом Экзархата и является подотчетным Священному Синоду Русской Церкви, которому принадлежит право окончательного утверждения постановлений Синода экзархата, их отмены или изменения. Архиереи экзархата избираются и назначаются Священным Синодом по представлении Синода экзархата.
Статистика
- 5 января 2012 — 11 епархий, 14 архиереев (из них 3 викарные), 1 555 приходов, 34 монастыря; 1 485 священников, 166 диаконов; 1 духовная академия, 2 духовные семинарии, 3 духовные училища, 654 воскресные школы, более 100 церковных организаций занимающихся социальной деятельностью [2].
Исторические титулы предстоятеля
- митрополит Минский и Гродненский, патриарший экзарх всея Белоруссии (16 октября 1989 — 18 февраля 1992)
- митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Белоруссии (18 февраля 1992 — 23 октября 2014)
- митрополит Минский и Заславский, патриарший экзарх всея Белоруссии (с 23 октября 2014)
Комиссии, отделы, учреждения
- Департамент внешних связей
- Библейская комиссия
- Юридический отдел
- Отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами
- Отдел по взаимодействию с Комитетом исполнения наказаний при МВД РБ
- Отдел по церковному искусству, архитектуре и реставрации
- Ответственный за связи с теле-радиокампаниями
- Эконом
- Пресс-секретарь патриаршего экзарха
- Бухгалтерия
- Издательство Белорусского экзархата
- Библиотека
- Редакция газеты «Царкоўнае слова»
- Информационно-консультативный Центр им. преподобного Иосифа Волоцкого
- Книжный склад
- Свечной склад
Представительства
- Московский Ирининский храм в Покровском
Православные объединения и организации
- Информационно-консультативный центр им. прп. Иосифа Волоцкого
- Белорусский республиканский христианский образовательный фонд им. святых Кирилла и Мефодия (с 1995)
- братство Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, Минский Петро-Павловский собор (с 1992)
Церковные СМИ
- «Вестник Белорусского Экзархата»
Использованные материалы
[1] 1485 священников, 166 диаконов. Доклад митр. Минского Филарета на епархиальном собрании Минской епархии, 5 января 2012, http://church.by/news/patriarshij-ekzarh-vseja-belarusi-ozvuhii
[2] Доклад митр. Минского Филарета на епархиальном собрании Минской епархии, 5 января 2012, http://church.by/news/patriarshij-ekzarh-vseja-belarusi-ozvuhii
[3] Членская страница Русской Православной Церкви на сайте Всемирного совета церквей, http://www.oikoumene.org/en/member-churches/russian-orthodox-church
[4] «Журнал № 54», Журналы заседания Священного Синода Белорусского Экзархата, http://www.church.by/news/zhurnaly-zasedanija-sinoda-belorusa-2
Источник: https://drevo-info.ru/articles/1585.html
История и структура Белорусской православной церкви
Белорусская православная церковь (БПЦ) или церковь Белорусского экзархата Московского патриархата, является канонической частью РПЦ в пределах территории Республики Беларусь. Структура представляет собой самостоятельную административную единицу с организованной системой управления и внутрицерковным устройством.
В состав объединения входят многочисленные епархии с подчиненными им по региональному признаку церковными районами (благочиниями), лавры, монастырские общины и бурсы. Во главе стоит Патриарший епископ, носящий титул митрополит Минский и Заславский. Руководство осуществляется с Минской епархии, оплота БПЦ.
История становления
Основан Белорусский экзархат в 1989 г. вследствие принятого на поместном Соборе РПЦ синодального решения о создании самостоятельного наместничьего округа Беларуси в церковном единстве и подчинении Русской Православной Церкви. В том же соборном постановлении был окончательно закреплен и статус трех утвержденных ранее епархий Могилева, Пинска и Полоцка.
С октября того же года Священный коллегиальный орган РПЦ ратифицировал новый патриарший сан для главы Белорусской церкви, возведя архиерея в чин митрополита Минского и Заславского. На сегодняшний день экзарх Белоруссии является Патриаршим епископом и наместником Преосвященного Кирилла. В подчинении Патриарха БПЦ весь поместный епископат и митрополиты.
Автономность Белорусского экзархата официально признана церквями Вселенского православия, что говорит о наличии у БПЦ самостоятельного права осуществлять административно-территориальное регулирование в соответствии с православными каноническими правилами. Центром управления церковного округа является Минский район, включая столицу Республики Минск.
Под руководством Минской епархии, Святейшего владыки и Синода БПЦ находятся главные церковные отделы и структурные подразделения — Контрольно-канонический совет, Секретариат Управления делами православного экзархата, отдел патриаршей пресс-службы и делопроизводства, юридическая и финансово-хозяйственная служба и прочие церковно-административные элементы.
Располагается главная митрополичья кафедра в стенах Свято-Духовного собора города Минск, а второе по значимости ведомство — в храме Преображения Господня города Заславля. Окончательно Минская епархия была реорганизована с февраля (журнал №13,15) 1992 г. синодальным решением Белорусской Православной Церкви. Согласно этому документу территория экзархата четко ограничивалась пределами только Минской области.
К моменту формирования экзархата БПЦ включала в себя 4 епархиальных угодья — Минское, Полоцкое, Могилевское и Пинское. Позже были возрождены еще 6 православных округов — Брестский, Гомельский, Новогрудский, Гродненский, Туровский и Витебский. А с 2007-го создан новый район — Бобруйский. Сегодня в Белорусский экзархат входит 15 отдельных епархий, 1612 приходов, 35 монастырей, специализированные учебные заведения и прочие организационные элементы БПЦ.
Значение БПЦ для современного общества в условиях глобальной деморализации и нравственного упадка сложно переоценить. Не случайно в 2008 году, во время своего пребывания в минском Свято-Духовом соборе, президент Белорусии назвал БПЦ главным идеологом страны.
Структура и управление епархии
Православная церковь Белоруссии административно самостоятельная и находится под управлением святого Синода. Составляют коллегию представители высших духовных чинов — правящие архиереи экзархата и сам Патриарх. Регулирует БПЦ и ее правовой статус Устав РПЦ (9 глава) и внутренний статут церкви.
Действует Синод в рамках предоставленной ему Священным собранием РПЦ компетенции и несет полную подотчетность Московскому Патриарху и всея Руси Кириллу. Но даже несмотря на это, полномочий у Белорусского экзархата достаточно. Так, высший церковный коллегиальный орган вправе по собственному решению:
- выбирать и представлять на рассмотрение высшего церковного органа (Священного Синода) кандидатуры викарных и действующих иерархов БПЦ, архиереев в качестве временных участников Святейшего правительственного органа РПЦ;
- утверждать в должности руководителей (настоятелей) монастырей;
- решать региональные церковно-религиозные споры;
- курировать деятельность православных духовных семинарий и школ;
- координировать социальную миссию и осуществлять подготовку кадрового резерва духовенства.
Структура экзархата Белоруссии обширная и включает в себя разветвленную систему. Что же касается основных округов БПЦ, то их насчитывается шесть. В каждую область входят приходы, благочиния, подворья, монастыри, епархиальные учреждения, миссии и прочие канонические части РПЦ.
Брестская область
Началом официальной деятельности и учреждения является 1990 г. Включает областные и районные церкви Брестского округа. Ведущими кафедральными соборами являются храмы Симеона Столпника и Александро-Невский.
Храм Симеона Столпника:
Храм Александра Невского:
Представляет православную церковь восточной части Белоруссии, протяженностью в 19 тыс. км². Столица округа — город Пинск. Главные престолы — Свято-Варваринский собор и храм Воздвижения креста Господня. Одна из древнейших епархий, основанная еще в XIV веке.
Свято-Варваринский собор:
Храм Воздвижения креста Господня:
Витебская область
Периодом создания современной кафедры отмечается 1992 г., но первые престолы были возведены еще во времена Киевской Руси. Сегодня в составе области 11 крупных административных районов с епархиальным центром в городе Витебск. Кафедральный собор — Свято-Покровский храм:
Кафедральные православные церкви — храм Богоявленский в Полоцке и Собор Рождества Богородицы в Глубоковом. Церковная область насчитывает до 100 приходов.
Храм Богоявленский в Полоцке:
Собор Рождества Богородицы в Глубоковом:
Гомельская область
Объединяет белорусские благочиния и монастыри восточной Гомельщины. На содержании находится около 150 приходов.
Имеет древнюю историю и широкую географию. Располагается на западных землях Гомельской области. В наличии округа 58 приходов. Временем основания считается 1005 г. Столица епархии — город Мозырь. Кафедральную роль приняла на себя церковь Архистратига Михаила и святителей Кирилла и Лаврентия:
Гродненская область
Западная часть Гродненского округа. В наличии до 97 православных районов. Главенствующими церквями являются Покровский и Никольский соборы. Первоначально была учреждена из Литовской и Виленской епархий, но с 1900 г. числится как Брестская и Гродненская.
Покровский собор:
Никольский собор:
Основана в XV веке на территории Дятловского, Кореличского, Новогрудского и Слонимского районов Гродненского округа. Имеет до 100 приходов. Кафедральными православными церквами являются Свято-Никольская и Спасо-Преображенская.
Состоит из районов Ивьевский, Лидский, Ошмянский, Островецкий и Сморгонский. Образована епархия путем отделения от Новогрудской в 2014 г. постановлением Священной Коллегии РПЦ.
Минская область
Главный округ Белорусского экзархата. Датой учреждения принят 1793 г. С 2014 г. территория православной епархии ограничена и включает только районы Минска и Минской области.
Выделена Священным Синодом РПЦ из части Минского округа в самостоятельные области.
Находится в составе Минского округа (митрополии). Предельные границы района простираются на Вилейский, Дзержинский, Воложинский, Мядельский, Узденский, Молоденческий и Столбцовский районы.
Окончательно область как независимая от Минской метрополии административная единица была утверждена в 2014 г. Синодальным указом РПЦ.
Могилевская область
Выделен округ с Полоцкой метрополии. Основан в XVII веке. С 2004 г. является самостоятельной епархией.
Охватывает Глусский, Кличевский, Быховский, Кировский, Бобруйский и Осиповичский районы. Утверждена Патриаршей коллегией в 2004 г.
Учебные заведения, ставропигии
Белорусский экзархат располагает обширными возможностями по подготовке нового поколения клириков. Для этого создано специальное управление катехизации и религиозного образования, заведующее вопросами профильного обучения церковному песнопению, чтению и иконописанию для епархий и благочиний.
Также БПЦ в состоянии обеспечить достойное среднее духовное образование. Сейчас насчитывается свыше ста церковных учреждений соцнаправленности и около 654 воскресных школ. Самыми известными учебными заведениями являются:
- Минская духовная академия;
- Витебская и Минская духовные семинарии;
- Соломинское, Минское и Витебское духовные училища.
Кафедры, предлагаемые учебными заведениями: богословско-педагогическая; регентов-псаломщиков; миссионерская; подготовительная для поступления в духовные вузы. Обучение может проводится и на заочной форме.
Белорусские православные ставропигии — Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь, Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь (город Гродно), Свято-Введенский мужской монастырь (деревня Богуши), Спасо-Ефросиниевский женский монастырь (город Полоцк).
Состояние церкви в настоящее время
Сегодня имеет в своем подчинении 11 епархиальных территорий, на которых активно функционирует до 1582 прихода, около 1600 церквей, 10 учебных заведений духовного профиля, 20 женских и 14 мужских монастырей, 2 теологических кафедры, 113 православных сестричеств и 54 братства. С 2016 года действует созданный по инициативе Синода БПЦ Высший центр сектоведения имени Иосифа Волоцкого БПЦ.
Источник: https://pravednik.info/istoriya-i-struktura-belorusskoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
Как зарождалась русская православная церковь
Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.
Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.
Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.
Васнецов — крещение князя Владимира
История Русской Православной Церкви
В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.
История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.
Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.
Объединение княжеств
Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.
В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.
В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.
Великие сподвижники
Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.
Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.
Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.
В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.
Автокефалия. Патриархи РПЦ
Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.
Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.
И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.
• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.
• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.
Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.
Раскол РПЦ
Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.
Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».
Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.
Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.
лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.
Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году
С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».
РПЦ и Святейший Правительствующий Синод
Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.
В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.
Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества — опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.
Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.
25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.
Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.
Обер-прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».
Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.
Восстановление патриаршества
В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.
С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).
В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.
Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.
Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.
При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.
Московский патриархат
Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.
Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.
Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.
Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.
В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.
В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.
Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.
Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.
Патриарх Кирилл о Церкви
Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/
Белорусская православная церковь
Белору́сская православная церковь (белор. Белару́ская правасла́ўная царква́, аббревиатура — БПЦ; также Белорусский экзархат Московского патриархата[2]; белор. Белару́скі Экзарха́т Маско́ўскага Патрыярха́та) — каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Республики Беларусь[2], имеющее статус экзархата.
История[ | ]
2000-летие христианства. Почтовый блок Белоруссии, 2000 год
В 992 году в составе Киевской митрополии Константинопольского патриархата была учреждена Полоцкая епархия. К XIII веку на территории современной Беларуси было 2 епархии: Полоцкая и Туровская (1005), которые входили в Киевскую (Русскую) митрополию.
В связи с фактическим разделением в начале XIV века общерусской Киевской митрополии на церковь с центром в Москве (в пределах Московского княжества) и православную церковь в Великом княжестве Литовском (Литовская митрополия, 1316), Полоцкая, а с 1347 года и Туровская епархии вошли в состав последней.
В 1459 году произошло окончательное отделение Киево-Литовской митрополии от Московской. В середине XVI века в состав Литовско-Новогрудской митрополии (центр в Новогрудке, потом в Вильнюсе) входили Полоцкая, Туровская (с кафедрой в Пинске), Смоленская, Черниговская, Галицкая, Перемышльская, Холмская, Луцкая, Владимир-Волынская епархии.
После Брестской унии 1596 года православная церковь в Великом княжестве Литовском как канонически целое перестала существовать. Снова основана в 1632 году в Могилёве. Могилёвская (Белорусская) епархия была единственной православной епархией в пределах Белоруссии до конца XVIII века. После Второго раздела Речи Посполитой в 1793 года учреждена Минская епархия.
В 1833 году восстановлена Полоцкая, созданы Виленская (1840) и Гродненская (1900) епархии. В Бресте, Белостоке, Слуцке, Гомеле, Каунасе и Двинске существовали кафедры викарных епископов. Все епархии входили в состав Греко-российской церкви и находились под юрисдикцией Святейшего синода. До начала Первой мировой войны в пяти православных епархиях Белоруссии были 3552 храма и 35 монастырей, три духовные семинарии.
Каждая из епархий имела свои периодические издания.
В соответствии с положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 года во исполнение постановления Поместного собора 1917—1918 годов о митрополичьих округах Временный патриарший Священный синод образовал церковные области в составе нескольких епархий, в том числе в границах Белорусской ССР была образован митрополичий округ с центром а Минске[3]. Дата упразднения точно неизвестна. Предположительно, это произошло в 1943 году при проведении переустройства епископских кафедр.
В послевоенное время под давлением властей все епархии в Белоруссии, кроме Минской, были упразднены. В помощь митрополиту Минскому и всей Белоруссии иногда назначались викарные архиереи.
Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший 9—11 октября 1989 года, принял определение об образовании Белорусского экзархата Московского патриархата, утвердив прежнее решение Священного синода об образовании Могилёвской, Пинской и Полоцкой епархий.
16 октября 1989 года Священный синод во исполнение определений Архиерейского собора постановил: экзарху Белоруссии впредь иметь титул «Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии»; Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить экзархом Белоруссии.
Постановлением Синода Белорусского экзархата от 6 февраля 1992 года (журнал № 15), утверждённым постановлением Священного синода Русской православной церкви от 18—19 февраля 1992 года (журнал № 13), Минская епархия реорганизована и территориально ограничена Минской областью.
7 января 2008 года при посещении Свято-Духова кафедрального собора в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал Белорусскую православную церковь «главным идеологом нашей страны»[4].
В октябре 2010 года в ходе визита в Стамбул (Турция) президент Лукашенко, по сообщениям СМИ, на встрече с Константинопольским патриархом Варфоломеем[5][6] мог обсуждать перспективу дарования автокефалии Белорусской церкви; эксперты расценивали переговоры как политический демарш президента против руководства России[7][8][9]. 13 октября руководитель администрации президента Республики Беларусь Владимир Макей опроверг эти сообщения, назвав их «очередной гнусной провокацией» и связав их с обострением российско-белорусских отношений[10][11].
20 декабря 2018 года БПЦ постановила «признать раскольническим сообществом так называемую Автокефальную православную церковь Украины во главе с так называемым митрополитом Киевским и всея Украины Епифанием»[12].
Структура и управление[ | ]
Церковно-правовое положение БПЦ регулируется главой IX Устава РПЦ[13]. Белорусская православная церковь обладает административной самостоятельностью и управляется Синодом, который состоит из Патриаршего Экзарха всея Беларуси и всех правящих архиереев Экзархата. Экзарх Белоруссии имеет титул «Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси».
В состав БПЦ входят следующие епархии (по областям)[14]:
Кафедральный Александро-Невский собор, г. Кобрин. Кафедральный Богоявленский собор, г. Полоцк
Брестская область[ | ]
- Брестская епархия
- Пинская епархия
Витебская область[ | ]
- Витебская епархия
- Полоцкая епархия
Кафедральный Петро-Павловский собор, г. Гомель Кафедральный Собор во имя Архистратига Михаила, г. Мозырь
Гомельская область[ | ]
- Гомельская епархия
- Туровская епархия
Гродненская область[ | ]
- Гродненская епархия
- Новогрудская епархия
- Лидская епархия
Минская область[ | ]
- Минская епархия
- Борисовская епархия
- Молодечненская епархия
- Слуцкая епархия
Могилёвская область[ | ]
- Могилёвская епархия
- Бобруйская епархия
Современное состояние[ | ]
По данным Уполномоченного по делам религий и национальностей РБ[15], в стране православных — около 48 % населения (более 80 % верующих); Белорусский экзархат по состоянию на 2011 год включал 11 епархий и 1582 общины, в которых несут службу 1655 священнослужителей; 1597 православных храмов.
Действуют 7 духовных учебных заведений, в том числе духовная академия и духовная семинария в Жировичах (Слонимский район Гродненской области), духовная семинария в Витебске, 3 духовных училища, а также 14 мужских и 20 женских монастырей, 54 братства и 113 сестричеств.
Богословов также готовят в Теологическом институте Белорусского госуниверситета и в Витебском государственном университете имени Петра Машерова.
7 января 2008 года, во время посещения Свято-Духова кафедрального собора в Минске, Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко назвал Белорусскую православную церковь «главным идеологом нашей страны»[16]. Сама православная церковь, как известно, отрицает свою причастность к какой-либо идеологии.
В 2003 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, а также на его основании ряд соглашений и программ сотрудничества с министерствами и ведомствами.
Финансирование[ | ]
Согласно уставу БПЦ, её средства образуются из пожертвований и от доходов от предпринимательской деятельности, отчислений от прибыли предприятий и организаций БПЦ. Патриарший экзарх всея Беларуси и Синод Белорусского экзархата являются распорядителями финансовых средств и имущества БПЦ.
БПЦ может иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности церкви, в том числе — отнесённое к историко-культурным ценностям.
БПЦ пользуется налоговыми и иными льготами, которые государство может предоставлять в установленном законодательством порядке, кроме того — финансовой, материальной и иной помощью государства в реставрации, содержании и охране находящихся в собственности или бессрочном безвозмездном владении зданий, объектов, в том числе относящихся к историко-культурным ценностям.
Для церкви со стороны государства предусмотрен и ряд налоговых льгот — она освобождена от уплаты налога на недвижимость и земельного налога. В то же время БПЦ платит налоги соответственно законодательству: подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд, страховые взносы[17].
Существенную часть финансирования составляют пожертвования — многие белорусские бизнесмены, руководители крупных компаний и предприниматели выделяют средства на строительство храмов, жертвуют деньги на их развитие[17].
БПЦ получает также доход от собственных предприятий. Так, компания «Диакония» с 1993 года занимается поставками алкогольной продукции. Медицинский центр «Элеос», который вместе с гостиницей и кафе входит в многофункциональный комплекс «Дом милосердия», занимается оказанием коммерческих медицинских услуг.
Издательство Белорусского экзархата является одним из крупнейших издательских центров на территории СНГ[17], а также занимается реализацией церковной утвари.
БПЦ управляет и недвижимостью. По словам митрополита Минского и Заславского Павла, он «не видит ничего зазорного в том, чтобы церковь строила доходные дома»[18].
Ссылки[ | ]
Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C
Церкви Беларуси. Топ-10 православных храмов
С ранних веков религия была неотъемлемой частью жизни белорусов. Не удивительно, что на её территории строилось большое количество католических и православных храмов. Многие великие памятники истории и архитектуры были утрачены, и теперь мы можем их видеть только в виде руин либо на старых картинах и фотографиях.
Тем не менее, сколько церквей в Беларуси уцелело и до сих пор хранит следы духовенства былых времен! Цифра немаленькая – более 1200 православных храмов открыто в Беларуси. Среди них есть те, которые выделяются стариной, архитектурой или особой атмосферой. Мы приготовили наш топ-10 белорусских церквей.
Церковь в Сарье
Церковь Успения Пресвятой Богородицы всем своим видом говорит о том, что она возводилась как костёл. В середине 19 века в Сарье Игнатий Лопатинский начал строительство храма в память о своей покойной жене. В разное время храм попеременно принадлежал католической и православной церкви. Но в итоге был передан православной конфессии.
Успенская церковь и прилегающий к ней парк с экзотическими деревьями внесены в список историко-культурных ценностей Беларуси.
Церковь Св.Михаила архангела
Без сомнения, о церкви Святого Михаила в Сынковичах слышал каждый белорус. Уникальный для Беларуси памятник архитектуры был построен в 16 веке неподалеку от Слонима и до сих пор не потерял своего величия. Элементы поздней готики, эклектики и Ренессанса прослеживаются в формах церкви. Церковь увенчана четырьмя башнями, под каждой из которых ранее располагался склеп.
Борисоглебская церковь
Во времена ВКЛ на территории современного Новогрудка был построен один из красивейших храмов Беларуси – Борисоглебский. Впрочем, посетить святыню, которой насчитывается 500 лет, может каждый и в любой день. Готическая церковь святых мучеников князей Бориса и Глеба построена из кирпича в виде корабля и не раз перестраивалась, вбирая в свой образ черты барокко и псевдорусского стиля.
В 2010 году церковь была реконструирована. На башни установили луковичные купола, не свойственные архитектуре храма, что вызвало недовольство среди узких кругов белорусской интеллигенции.
Коложская церковь
Ещё одна церковь в Беларуси имеет название Борисоглебской. Её многие знают как Коложскую. Впечатляющий, дышащий стариной храм был основан в 1180 году. Многократные разрушения и восстановления придали церкви особый вид. Старый кирпич и камни в стенах распределены неравномерно. Коложская церковь охраняется ЮНЕСКО и притягивает к себе немало туристов.
Софийский собор
Один из первых храмов в Беларуси, ознаменовавший приход христианства на наши земли сохранился в Полоцке. Святыня была построена в 11 веке по указу Всеслава Чародея. С тех пор и по сей день Софийский собор является религиозным центром белорусской земли.
Ежегодно в Полоцкой Софии проходят концерты камерной и органной музыки. Поэтому обязательно съездите туда.
Храм Сошествия Святого Духа
Профессиональнее зодчие в 1642 году создали в Минске яркий пример сарматского барокко. Им стал храм Сошествия Святого духа, который возведён в нынешнем центре белорусской столицы, на Немиге.
Как и многие храмы, Свято-Духов кафедральный собор возводился для католического ордена бернардинцев. Однако, в дальнейшем костел был перестроен и отдан православной церкви. Благодаря удачному расположению, этот собор является одной из главных и наиболее посещаемых достопримечательностей города.
Свято-Успенский собор
Молодой кафедральный собор в Витебске, возведенный на месте разрушенного униатского храма 18-го века, находится на возвышенности, откуда открывается чудесный вид на город и реку Западную Двину. Только здесь, со звонницы Свято-Успенского собора можно услышать звон самого большого пятитонного колокола в Беларуси.
Покровская церковь
Гродненская область богата на достопримечательности и религиозные постройки. В небольшой деревне Турец, в Кореличском районе, в 19 веке была возведена Покровская церковь. Её заложили из камня в ретроспективно-русском стиле, который был популярным в Беларуси во время строительства храма. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы богато декорирована и увенчана пятью куполами. Справа от главного входа возвышается двухъярусная колокольня.
Спасо-Преображенская церковь
Массивный, но от этого не менее привлекательный храм в Заславле – интересный объект и одна из святынь белорусского народа. Примечательно то, что Преображенская церковь выступала оборонительным сооружением, чему свидетельствуют бойницы на главной башне. Постройка 16-17 веков изначально принадлежала кальвинистам и только в 18 веке была передана православной церкви.
Петропавловская церковь
Из далекого 18-го века до нас дошла ещё одна церковь – храм Святых Петра и Павла. Находится она в Берёзе, в 110 км от Бреста. Петропавловская церковь представляет собой красивый каменный храм, который после реконструкции приобрёл новый облик. В архитектуре Петропавловской церкви можно отметить черты русско-византийского стиля.
Конечно, мы перечислили не все церкви Беларуси, заслуживающие внимания. Еще больше православных храмов смотрите тут. А если вас интересуют костелы, их можно найти здесь.
Источник: https://poshyk.info/cerkvi-belarusi/
«Идти в храм или нет — дело совести каждого». Что священники в провинции говорят людям перед великими праздниками
В Беларуси ежедневно увеличивается количество случаев заражения коронавирусом, но власти отказались от всеобщего карантина. Накануне великих религиозных праздников — Пасхи у католиков и протестантов и Вербницы у православных — «Свабода» поинтересовалась у священников в разных регионах Беларуси, что они делают и говорят верующим в связи с эпидемией коронавируса.
Руководство католической церкви в Беларуси призвало верующих отпраздновать Пасху дома (не ходить в храмы). Белорусская православная церковь Московского патриархата ограничилась правилами профилактики коронавируса. Объединенная церковь христиан веры евангельской в Беларуси (протестанты) также не высказывалась о мерах дистанцирования перед праздниками. Что говорят верующим священники разных конфессий в небольших городах и местечках?
Верующие костела в Ошмянах во время службы в Вербное воскресенье
Дмитрий Свирид, пастор церкви христиан веры евангельской «Голгофа «(Славгород, Могилевская область)
«Верующим пожилого возраста советуем оставаться дома, потому что они уязвимы перед коронавирусом. Те, кто имеет проблемы со здоровьем, и дети также могут не ходить на службы. Остальная же паства сама решает, ходить ли ей в церковь».
По словам священника, из Минска доведены советы, как проводить действа, которые требуют тесного контакта между людьми. Например, обряд «Преломления хлеба» должен проходить в перчатках. На службе вместо традиционных чашек нужно использовать одноразовую посуду. Рекомендовано избегать рукопожатий и обязательно мыть руки.
Дмитрий Свирид говорит: в Славгороде церковь небольшая и службы в ней непродолжительные, поэтому необходимости в санитарной обработке помещения не возникало. Сейчас на службы приходит десяток верующих. Ранее собиралось более 20.
Иерей Сергий Коростелев, настоятель православного храма Воскресения Христова (Кричев, Могилевская область)
Православный храм Воскресения Христова в Кричеве, архивное фото
«Пока богослужения проходят в обычном режиме и вопрос о закрытии церквей не рассматривается. Если Господь сподобит, по Его милости богослужения будем продолжать».
По его словам, согласно утвержденным в Минске советам верующих призывают внимательно относиться к здоровью. Когда появляются признаки вирусных болезней — воздерживаться от посещения храма, чтобы «не заражать других», и немедленно обращаться к медикам. В самих церквях соблюдаются санитарные нормы и проводится дезинфекция.
Священник говорит: теперь людей стало меньше ходить в храмы. Немало верующих на богослужениях в масках. На входе для них выставлен антисептик. Тщательно протираются иконы и ручки входной двери.
Ксендз Андрей Кевлич, настоятель католического прихода Матери Божьей Белыничской (Горки, Могилевская область)
Призывает верующих воздержаться от посещения служб. Напоминает: согласно распоряжению духовного руководства верующим разрешается не участвовать в публичных целебрациях в праздничные дни.
По его словам, сейчас в костеле санитарные нормы соблюдаются более тщательно. Для верующих выставили дезинфикаторы. На время пандемии изменены некоторые религиозные действа. Например, почитание Креста обходится без его целования — поклоном.
Священник говорит: в прошлые годы на Вербное воскресенье в костел приходило около 50 верующих, а в этом году было 12.
«На Пасху костел соберет не более 20 человек, — говорит он. — Мы организовали онлайн-трансляции служб на приходской интернет-странице, и много прихожан участвуют в них. Будем проводить их все время пандемии».
Средство для дезинфекции рук в Гродненском Фарном костеле. Некоторые верующие продолжают целовать святыни, несмотря на опасения
Отец Леонид, настоятель православной церкви святого Серафима Саровского (Жлобин, Гомельская область)
Священник говорит, что литургия в Вербное воскресенье 12 апреля планируется в обычном порядке.
«Мы в храме больше протираем, дезинфицируем иконы, кресты, ручки. Если причащаем людей — все дезинфицируем. Служба идет своим порядком», — говорит священник.
Вербы будут традиционно освящаться на улице. Литургия пройдет в храме.
«Служб никто не отменял, храмов мы не закрывали. Людей стало немного меньше приходить. Каждый человек сам делает выбор. Кто сомневается — сидит дома. Остаться дома — здесь страха нет. В Вербное воскресенье мы приходим, чтобы прославлять Господа, а вербы — это просто символический знак», — добавил отец Леонид.
Иллюстративное фото. Несколько сотен человек собрал Фарный костел Гродно на одной из месс в Вербное воскресенье 5 апреля
Ксендз Виталий Мышона, настоятель костела Святейшего Сердца Господа Иисуса и Матери Божьей Фатимской (Лельчицы, Гомельская область)
Пасха 12 апреля будет праздноваться как обычно, но с учетом рекомендаций и инструкций, которые дадут костельные власти и епископ.
«Кто хочет-приходит в костел в масках. Кто хочет — если немощен или болен — может получить диспенсу (разрешение не идти на мессу. — Ред.). Мы обрабатываем храм, проводим дезинфекцию. Говорим людям, чтобы соблюдали безопасность, не прикасались руками к глазам, губам, лицу, чтобы аккуратно себя в костеле вели. Людей стало меньше ходить. На Вербное воскресенье было около 60-70 человек, обычно ходит около сотни. Каждый имеет свой розум», — считает ксендз.
Мессы в костеле пройдут традиционно -вечером в субботу и утром 12 апреля.
Иллюстрационное фото. Дезинфекция рук в одном из белорусских костелов
Петр, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца (Бобовичи, Гомельская область)
Пока не может достоверно ответить — будут ли изменения в проведении службы на Вербное воскресенье.
«Ситуация меняется ежедневно. Мы не знаем, что будет завтра», — сказал священник.
Общество Церкви христиан веры евангельской (Брагин, Гомельская область)
Воскресную службу 12 апреля проведут традиционно. Церковь не закрывается, службы в онлайн не переходят.
«У нас нет икон, крестов, чтобы их целовать. У нас руки священнику не целуют. Также есть возможность сохранять социальную дистанцию -люди не стоят плотно. Пастор также стоит далеко от людей. Мы позаботились о дезинфекции, о том, чтобы людям было у нас безопасно. У нас сообщество небольшое. Но если человек не придет на службу в воскресенье — не будет никакого осуждения. Если будет много людей — мы можем на улице провести службу», — заверили в религиозной общине»
Иллюстративное фото. Женщина дезинфицирует икону во время богослужения в православной церкви в Дятлово
Протоиерей Николай Коляда, настоятель православного Прихода храма Успения Пресвятой Богородицы (Браслав, Витебская область)
«Пока мы работаем в привычном режиме, готовимся к праздникам. От высшего духовного руководства не было никаких распоряжений. Были только указания принимать и соблюдать гигиенические меры предосторожности. В храме стоит антисептик. Мы обрабатываем руки, рекомендуем это делать прихожанам. Специальным раствором протираем иконы. Во время богослужения используем одноразовые чашечки».
По словам отца Николая, некоторые прихожане приходят в храм в масках, остаются в них во время богослужения. Людей в храме значительно поубавилось.
«В приходе большинство людей пожилого возраста, — говорит священник. — Раньше на богослужение собиралось 50-60 человек. Сейчас приходит 20-30. Места сейчас хватает. Люди свободно стоят — на метр друг от друга точно».
Иллюстративное фото
Протоиерей Виталий Кисель, настоятель православного прихода Свято-Ильинской церкви (Бешенковичи, Витебская область)
«Людей нет, храм стоит открытый. На богослужения придет человек 3-5, в масках стоят».
«И патриарх объясняет, и мы говорим, чтобы молились люди дома, чтобы хранили гигиену, в масках ходили, чтобы не контактировали друг с другом, соблюдали инструкции Минздрава, придерживались дисциплины и были осторожными».
В храме предпринимаются необходимые профилактические меры.
«Все моем, все обрабатываем, проветриваем церковь. Мы втроем в храме работаем — священник, дьякон и пономарь. Все на расстоянии стоим. Но храмы пустые стоят».
Священник отмечает, что людей стало меньше не только в храмах, но и на улицах. Праздничные богослужения состоятся по привычному расписанию.
«На праздники будем молиться в храме. Если кто и придет вербу освятит, по возможности будут стараться на улице постоять. Будем надеяться на милость Божию».
Католическое Вербное воскресенье в Гродно, 5 апреля 2020 года
Ксендз Вячеслав Борок, настоятель римско-католического прихода Святого Иосафата Кунцевича (Россоны, Витебская область)
«Согласно подходу всего католического костела, вследствие эпидемии коронавируса можно остаться на праздники дома. Прежде всего это для тех людей, кто чувствует себя больным, ухаживает за людьми пожилого возраста и малыми детьми. Тем не менее я не могу приказать людям оставаться дома. Богослужение состоится с участием верующих. Того, кто не боится и способен сохранить все меры предосторожности, чтобы оставаться самому здоровым и не заразить другого, я призываю придти в храм.
Прежде всего мы информируем людей, как вести себя в опасности коронавируса. Это делается во время каждого богослужения.
Несколько недель в Россонах нет возможности приобрести антисептик. Я информировал местную власть об этом, однако пока ничего не было сделано. Я ездил в Полоцк, нашел дорогой антисептик в частном магазине. Перед тем как идти молиться, мы обрабатываем руки, чтобы во время мессы не стать разносчиками угрозы для других».
Антисептик в Фарном костеле Гродно
Священник отмечает, что количество прихожан уменьшилось на 60%. На великие праздники в костеле собиралась до ста человек, теперь — до 30.
«Вовремя и очень заранее на события с коронавирусом отреагировал Ватикан, выдал соответствующие документы, как можно молиться. Было принято беспрецедентное в истории католицизма решение, что пасхальные богослужения могут проходить даже без участия верующих. Католический костел вводит возможность освятить дары молитвой дома».
Ксендз Николай Тиханович, настоятель прихода Святой Троицы (Глубокое, Витебская область)
«Католический костел один из первых в нашей стране призвал людей к предосторожности вследствие пандемии коронавируса. И епископы, и священники призывают людей пожилого возраста или тех, кто испытывает определенные симптомы болезни, имеет слабый иммунитет или панический страх, остерегаться и не ставить ни себя, ни других в опасность и оставаться дома.
Многие спрашивают, Что делать. На этот вопрос нет ответа. Это дело совести каждого верующего человека. Мы оставляем людям свободу выбора. Закрывать храмы и говорить людям оставаться дома — это было бы абсолютно несправедливо с нашей стороны.
Дезинфекция святынь в Ошмянах
Мы успели купить антисептики. Сейчас их в аптеках в Глубоком не найти. Они поставлены при входе в храм. Мы стараемся исповедальни протирать регулярно, когда люди пользуются исповедью. Проветриваем костел, насколько возможно. Стараемся говорить людям соблюдать дистанцию.
За 19 лет я первый раз на Вербное воскресенье видел именно такое количество верующих. На трех мессах было около 500 человек. Для такого прихода, как в Глубоком, это третья часть.
Касательно святой воды в моем храме ограничений нет. Поклонение Кресту в Великую Пятницу, конечно, в литургии будет. Если кто хочет целовать крест, мы будем стеречь — антисептиком обрабатывать крест, кто боится — можно почтить через поклонение».
Владимир Татарников, пастор лютеранской кирхи Святого Иоанна (Гродно)
Лютеранская кирха Святого Иоанна в Гродно, архивное фото
«У нас сейчас службы онлайн и параллельно в реале. В лютеранской церкви решение принимается не одним человеком, а сообществом. В церковь на обычную службу раньше приходили по 40 человек, сейчас 6-7 человек, преимущественно те, у кого есть частный транспорт.
Перешли в онлайн недели две назад. Всемирная лютеранская Федерация разослала всем письма, чтобы лютеранские церкви на местах прислушивались к рекомендациям Минздрава и распоряжениям власти.
Из санитарных мер — дозаторы, каждую субботу с антисептиком обрабатываем скамейки, ручки. Некоторые приходят в масках. Я в маске не вижу смысла. Мы отменили все мероприятия в храме вне воскресных служб. Раньше были органные концерты, молодежные встречи, скандинавская ходьба. Все могут рассестись по храму на положенные 3-5 метров друг от друга. Нам проще, чем большим церквям».
Перевод с бел. — EX-PRESS.BY
Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмитеCtrl+Enter
Источник: https://ex-press.by/rubrics/obshhestvo/2020/04/10/idti-v-xram-ili-net-delo-sovesti-kazhdogo-chto-svyashhenniki-v-provincii-govoryat-lyudyam-pered-velikimi-prazdnikami