Казанский собор
Попробуйте города на вкус
И выиграйте путешествие на двоих в один из них
Сан-Паулу, Мехико, Дели, Мумбаи, Лагос
Играть
Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.
Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.
На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.
Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.
Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.
Создание Казанского собора
Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.
Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.
Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.
Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.
Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.
Собор в XIX – начале XX века
Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).
Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье здесь), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.
Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.
В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия , просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.
В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.
Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/kazanskiy-sobor
Иконы Казанского собора в Петербурге: история и интересные факты
Вспоминая самые известные достопримечательности огромного города Санкт-Петербурга, нельзя не вспомнить Казанский Собор — старинное сооружение, храм, который хотят посетить миллионы людей не только нашей страны, но и других государств. А когда речь идет о данном соборе, то невозможно не упомянуть чудотворные иконы Казанского собора.
Гостей у входа встречают скульптуры Барклая де Толи и Кутузова, установленные когда-то Орловским. Собор был возведен в 19 веке, и по сей день он популярен не только среди старших поколений, но и среди подростков, в особенности тех, кто изучает историю нашей страны и углубляется в её культуру.
История создания собора
Казанский собор в Петербурге
Из истории строительства собора известно, что в 1801 году было положено начало и долгих 10 лет собор строился. Раньше на этом месте стояла церковь Рождество-Богородичная, но со временем она обнищала.
Архитектор, который был выбран для планирования будущего собора, принял решение строить церковь только из отечественных материалов, к таким в то время относили гранит, мрамор, известняк. Кстати, архитектором был небезызвестный Воронихин. Строился храм с опорой на Римские церкви, на которые всегда было приятно смотреть.
В 1811 году появились иконы в Казанском соборе в Петербурге. Храм осветили, и внесли в него знаменитую икону Божьей матери, которая и сейчас творит невероятные чудеса.
Вообще все иконы Казанского собора в Петербурге известны своей силою. Люди верят в них, они приходят в собор, чтобы замаливать грехи, просить у Бога здоровья, счастья. Они приходят, потому что верят в себя, в страну, и конечно же в Бога.
То, на что хочется смотреть
Казанский Собор в Петербурге заполнен иконами. Там вы сможете увидеть иконы, написанные в 18-19 веках
- Сергеем Бессоновым;
- Карлом Брюлловым;
- Василием Шебуевым;
- Лаврентием Бруни;
- Петром Басиным;
- Григорием Угрюмовым.
Работали художники в академическом стиле, их вдохновителями были коллеги из-за границы, в основном из Италии.
Посетители также приходят посмотреть на иконостас, украшенный позолотою. Это очень красивое и эстетичное сооружение.
Если вы давно хотели увидеть надгробие известного полководца, то в соборе можно посмотреть на надгробие Кутузова. Тот же Воронихин планировал будущее надгробие, ныне обнесенное решеткой. Здесь же можно лицезреть ключи от городов, которые пали под силой и мощью полководца Кутузова.
Собор богат памятью, а это самое важное для населения нашей страны, для будущего поколения, которое должно знать историю, дабы построить будущее.
Советы для посетителей
Посмотреть на иконы Казанского собора в Петербурге может каждый. Изучите следующий список правил, если собираетесь посетить достопримечательность (в особенности, полезно будет прочитать девушками, которые редко бывают в церкви или вообще никогда там не были):
- войти в собор можно бесплатно;
- вы имеете право делать фотографии, но только не во время службы;
- богослужения проходят каждый день;
- у вас есть возможность венчаться или креститься в соборе, для этого вам необходимо заранее заказать венчание/крещение;
- в будние дни открытие собора приходится на 8:30, а закрытие на 20:00, в выходные он открывается в 7:30, закрывается после окончания богослужения в 20:00;
- в соборе весь день дежурит священник, поэтому если у вас возникнет какой-либо вопрос, вы можете обратиться к нему;
- в храме не приветствуется косметика, поэтому женщинам лучше не красится во время посещения собора;
- юбка на девушках должна быть ниже колена, а голова покрыта платком (правило, которое действует во всех церквях).
Чудотворные иконы Казанского собора
Иконы Казанского Собора в Петербурге — это сила и мощь, которую хранит наша страна в святом месте. Многие знают историю о пожаре, случившемся в 1579 году. Пожар был страшный, очень много чего сгорело, но та самая икона Божьей матери осталась нетронутой. Огонь обошел её, не коснулся святого всея Руси. Спустя время её наши под пеплом, точно такую же, как и до пожара.
Несмотря на то что существует множество мифов и сплетен, икона продолжает дарить добро и творить чудеса. Многие говорили о том, что большевики во время революции забрали оригинал из собора, подложили копию. Но, верить или не верить в это — решает человек самостоятельно.
Нам лишь стоит добавить, что Казанский собор — это важная часть Петербурга, которой нет аналогов. Это объект культурного, а также религиозного, архитектурного наследия нашей страны.
Он включен в большинство экскурсий, направленных на осмотр самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Подпишитесь на канал
Источник: https://vpitergo.ru/ikony-kazanskogo-sobora/
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге — Плейсмент
Долгое время на месте будущего Казанского храма находилась деревянная Рождество-Богородичная церковь, которая существенно обветшала к 1799 году. Именно поэтому правящий в те годы император Павел I принял решение построить здесь капитальное сооружение для проведения богослужений.
Казанский кафедральный собор, средние века. Картина неизвестного художника
Не сразу нашли архитектора, который смог бы реализовать задуманное. Помог случай и граф Александр Строганов, который предложил на суд Павла I проект, разработанный некогда крепостным, а ныне специалистом Андреем Воронихиным. Его предложения настолько понравились императору, что к строительству приступили немедленно.
За свою жизнь собор успел увидеть много значимых исторических событий — от революций до культа личности
Первый камень в фундамент нового кафедрального храма заложили в 1801 году. На мероприятии в качестве государя присутствовал уже Александр I. Только спустя 10 лет удалось официально открыть и освятить здание.
Панорама Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге
Как добраться до Казанского кафедрального собора
Одна из главных достопримечательностей располагается на главной городской магистрали Санкт-Петербурга — Невском проспекте. Добраться до Казанской церкви можно несколькими способами.
Точный адрес: Санкт-Петербург, Центральный район, Невский проспект, 25.
- Вариант 1Пешком:600 метров.Метро:от станции Маяковская по зеленой ветке 3 до станции Гостиный двор (3 мин.).Пешком:600 метров.
- Вариант 2Пешком:400 метров.Автобус:от остановки Площадь Восстания на автобусе №1, 3, 7, 22, 24, 27 или 191 до остановки Невский Проспект (4 мин.).Пешком:240 метров.
Как добраться от Московского вокзала:
- Вариант 1Пешком:37 метров.Автобус:от остановки Аэропорт Пулково-1 на автобусе №39 до остановки Московская (30 мин.).Пешком:500 метров.Метро:от станции Московская по синей ветке 2 до станции Невский проспект (16 мин.).Пешком:250 метров.
Что посмотреть
Казанский кафедральный собор — это не просто здание, где проводят литургии, но еще и настоящее произведение архитектуры и живописи. Обязательно нужно познакомиться поближе с колоннадой Казанского храма, внутренним убранством и, конечно же, побывать на богослужении.
Казанский кафедральный собор — вид с высоты птичьего полета
Колоннада
Андрей Воронихин много времени уделил решению одной проблемы. По определенным правилам входная группа церкви должна находиться на западе, тогда как алтарь — на востоке. Но в этом случае получалось, что кафедральный храм будет стоять боком к Невскому проспекту.
Кафедральный собор стоит боком к Невскому проспекту. Его колоннады смотрят прямиком на главную улицу Санкт-Петербурга
Дабы избежать такой оказии, было принято решение возвести масштабную по своим размерам колоннаду в виде полукруга. Ее высота составляет 13 метров. Она стала настоящим украшением Невского проспекта.
Высота величественных колоннад составляет около 13 метров и является украшением Невского проспекта
Убранство
Фасад храма был украшен бронзовыми скульптурами Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя, Александра Невского и князя Владимира. Над ними работали такие именитые мастера, как Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Специально для церкви сделали копии дверей, установленных в крестильном доме во Флоренции.
На фасаде собора можно увидеть бронзовые статуи людей, оказавших значимое влияние на историю государства Двери, заказанные во Флоренции, украшены позолоченными барельефами
Внутренние помещения больше напоминают дворцовые залы с гранитными колоннами, большими окнами и куполом. Все иконы, которые находятся здесь, были созданы известными российскими художниками — Владимиром Боровиковским, Орестом Кипренским, Александром Ивановым.
Внутри Казанский кафедральный собор настолько огромен, что приходится задирать голову, чтобы осмотреть больше деталей Фото Казанского кафедрального собора внутри
Сквер перед собором
Особое место в становлении Казанского кафедрального собора как достопримечательности Санкт-Петербурга занимает сквер, разбитый перед ним. Летом городские власти включают здесь фонтан, а зимой устанавливают яркую и огромную новогоднюю ель.
Летом у собора можно провести время в зеленом сквере у фонтана, наслаждаясь спокойствием и присутствием многовековой истории Зимой здесь проходят гуляния у елки, а на купол собора транслируется проекция иконы Божьей матери
Но главными элементами сквера остаются памятники знаменитым полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Они были выполнены из бронзы скульптором Борисом Орловским.
Одним из главных элементов являются памятники у собора. Больше всех выделяется памятник Кутузову, стоящий почти у самого входа
Часы работы и стоимость билетов
Часы работы:
- С понедельника по пятницу — с 08:30 до завершения вечерней службы;
- С субботы по воскресенье — с 06:30 до завершения вечерней службы.
Вход свободный.
Правила посещения
- Мужчинам при входе в кафедральный собор следует снимать головные уборы.
- Не допускаются внутрь женщины в брюках, в шортах, с оголенными плечами и с непокрытой головой.
- Звук мобильного телефона и других гаджетов необходимо отключать внутри Казанского храма.
- Фотографировать разрешается без вспышки, но не во время богослужений.
В некоторые дни в соборе может скопиться очередь, чтобы приложиться к мощам или иконе, поэтому посещение стоит планировать заранее
Интересные факты
- На территории Казанского кафедрального собора находится могила великого русского полководца Михаила Кутузова.
- В архитектуре здания угадываются черты собора Святого Петра в Риме. Об этом попросил Андрея Воронихина сам император Павел I.
- Высота Казанского собора равна 25-этажному зданию.
- Главный элемент здания кафедрального собора — колоннада, по задумке архитектора она была создана из 54 внутренних и 96 внешних колонн.
Судя по последним новостям жителей и гостей северной столицы не пугает коронавирус, поэтому даже в такие дни народу в соборе меньше не становится
Полезные советы
- Самостоятельный осмотр внутреннего убранства кафедрального храма лучше проводить не во время богослужений.
- Полезнее всего будет взять экскурсию с гидом, который расскажет об истории Казанской церкви, размещенных здесь святынях, и, конечно же, о полководце Михаиле Кутузове.
- При возникновении вопросов можно обратиться к дежурному священнику, который находится в кафедральном храме на протяжении всего дня.
- Обязательно отключите вспышку у фотоаппарата, иначе вас могут попросить выйти из здания.
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге на видео
Казанский кафедральный собор обладает богатой историей, но еще больший интерес представляет его архитектура и внутренние убранства. Быть в Санкт-Петербурге и не посетить этот шедевр — невозможно. По соседству с этой монументальной достопримечательностью находятся не менее привлекательные объекты — это и Строгановский дворец, и Птичий дворик, и Михайловский замок. На другой же стороне реки Мойки можно найти Зимний дворец и знаменитый Эрмитаж.
Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/kazanskij-kafedralnyj-sobor/
Собор Казанский в Санкт-Петербурге: описание, время работы, экскурсии :
Величественный памятник Санкт-Петербурга расположился на Невском проспекте, и вряд ли его можно не заметить. Здесь постоянно ходят туристы, петербуржцы выбирают его как место для встречи, а русские верующие совершают паломничество.
Величественный памятник
Собор Казанский в Санкт-Петербурге за свою историю претерпел немало изменений. Изначально на его месте была построена небольшая деревянная часовня для хранения иконы Казанской Божьей Матери, когда Петр I потребовал перевезти ее из Москвы в Петербург, случилось это в 1710 году.
Позднее при правлении Анны Иоанновны была построена каменная церковь в 1737 году. В то время Невский проспект не был главной улицей, и в основном на нем стояли простые двухэтажные дома. К концу восемнадцатого века значение магистрали поменялось, и маленькая церквушка уже не соответствовала новому значению проспекта. Павел I, который в это время был императором, решил построить собор, похожий на расположенный в Риме.
Первая трудность, которая предстала перед строителями, заключалась в том, что улица начиналась с запада на восток, а традиции православной церкви требуют, чтобы вход был на востоке, а выход на западе. Архитектору удалось решить эту проблему с помощью колоннады, придав боковой части парадный вид.
Собор был с одной стороны похож на римский, но с другой стороны сильно отличался тем, что римские колоннады описывают полный овал и замыкаются, образуя площадь, а Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге раскрывался Невскому проспекту, образуя полуовал.
Проект, задуманный изначально, не был доведен до конца. Так, около южного фасада не была построена еще одна колоннада, не было закончено и внешнее оформление храма, где по бокам на пьедесталах должны были сидеть два архангела, которые должны были быть выполнены из бронзы. Планировалось, что до 1824 года там будут установлены гипсовые скульптуры, но они так и не были заменены.
В 1811 году строительство было закончено, и для государства оно обошлось в несколько миллионов, что по тем меркам было очень большой суммой.
Когда шла Отечественная война, собор стали использовать как хранилище знамен французской армии, которые были «добыты» русскими войсками.
В 30-х годах 20 века храм закрыли и сделали из него музей религии и атеизма. Лишь в 1991 году в соборе возобновили богослужения, и в 1998 году храм был полностью возрожден.
Здание, вытянутое с запада на восток, увенчано куполом высотой 71 метр, где на самом верху установлен золоченый крест.
Икона Казанской Божьей Матери
Строительство часовни, церкви и собора когда-то было задумано лишь для того, чтобы установить икону, в честь которой и назван Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, и упомянуть об этом стоит обязательно, ведь появление иконы загадочно.
Это произошло в 16 веке, когда Ивану Грозному удалось покорить татарскую Казань. Тогда в городе началась стройка самых разных церквей и соборов, в том числе и Казанского кремля. Но в 1579 году произошел страшный пожар и часть города сгорела дотла.
Во сне маленькой девочке Матроне Пресвятая Дева указала, где спрятана икона, где ее и нашли. Икона была перенесена в Благовещенский православный собор, а во время шествия двое, прикоснувшиеся к ней, смогли исцелиться от слепоты. Этот день чудесного исцеления стали отмечать как большой православный праздник. Многие прознали о чудодейственной силе иконы, и позднее она была перевезена в Москву, где хранилась в царском доме. В 1710 году ее перенесли в Санкт-Петербург.
Казанский собор в Санкт-Петербурге: архитектор
Андрей Воронихин родился в крепостной семье, которая принадлежала Александру Строганову. Именно он смог заметить талант юного Андрея и отправил его учиться в Москву. После окончания учебы Воронихин вернулся в Петербург и продолжил работать архитектором, проживая в Строгановском дворце.
В 1785 году он получил свободу и отправился на обучение во Францию и Швейцарию. С начала 1800-х годов он стал преподавать в Академии художеств, и именно тогда предложил строить Собор Казанский в Санкт-Петербурге по своему проекту, который понравился императору. После окончания строительства Воронихину был пожалован орден св. Анны.
Воронихина считают основоположником русского ампира.
Помимо главного архитектора Воронихина, участие в строительстве принимал и сам Александр Строганов, являясь президентом Академии художеств. Он гордился тем, что собор был построен силами россиян из собственных строительных материалов. Ежедневно он поднимался на леса, чтобы осмотреть постройку, и следил за тем, как движется дело, хотя было Строганову далеко за 70.
Казанский собор в Санкт-Петербурге: описание
Храм был построен в стиле ампир, и внутри сам по себе он небольшой. Каждый вход имеет шестиколонные портики, широкие ступени, а по всему фасаду, который украшен крупными скульптурами, идет мощный аттик, скрывающий кровлю.
Собор Казанский в Санкт-Петербурге внутри разделен колоннадами, которых насчитывается 56 штук. Они выполнены из красного гранита, на три нефа. Огромные окна создают ощущение, что находишься во дворце, куда проникает много дневного света, делая пространство еще шире за счет гранита и мраморного мозаичного пола.
При строительстве были установлены бронзовые скульптуры князя Владимира, Александра Невского, Андрея Первозванного. Но все они не сохранились до настоящего времени и были заменены росписями.
Отдельно стоит отметить и иконостас, когда в 1834 году он был облицован серебром, которое отняли у французов во время войны. Спустя тридцать лет облицевать серебром решили иконостасы северного и южного приделов.
Богослужение в Казанском соборе
Собор является не только историческим памятником, но и действующим храмом, поэтому богослужение в Казанском соборе Санкт-Петербурга проходит ежедневно в утренние и вечерние часы.
Помимо службы здесь совершаются таинства крещения и венчания, а также проходят молебны и панихиды. В соборе всегда есть дежурный священник, который может ответить на все вопросы, связанные с религией.
Всю информацию о богослужебной жизни можно узнать как в самом соборе, так и на сайте, где есть расписание на месяц вперед.
Экскурсии в соборе
Экскурсии в Казанский собор в Санкт-Петербурге могут осуществляться по желанию туристов. Вход в сам собор совершенно бесплатный, а вот проведение экскурсии за пожертвование могут провести работники храма.
Также о соборе можно услышать на любых обзорных экскурсиях по Петербургу, так как он имеет большое историческое значение и расположен в самом центре города.
Памятник
Прежде чем войти внутрь, можно рассмотреть памятник, который был установлен перед Казанским собором в 1837 году, посвященный героям войны 1812 года — Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Михаил Кутузов, прежде чем идти на бой с французами, молился перед чудотворной иконой в соборе. После того как были разгромлены войска Наполеона, к зданию стали свозить знамена войск и ключи от французских крепостей. Позднее часть трофеев переместили в Исторический музей в Москве, а собор Казанский в Санкт-Петербурге хранит лишь шесть знамен и около двадцати ключей. Здесь же в северном приделе в 1813 году похоронили и главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова.
Во время Великой Отечественной войны существовало поверье: пока памятники Кутузову, Суворову и Барклаю стоят и их не заденет снаряд, враги не войдут в город.
Адрес и время работы
На одной из самых оживленных улиц, Невском проспекте, Казанская площадь, 2, расположился Казанский собор в Санкт-Петербурге. Время работы собора – ежедневно, в будние дни начинает работать с 8.30 и до вечерней службы, в 18.00. В выходные и праздничные дни собор начинает работать с 6.30 и также до вечерней службы в 18.00.
Источник: https://www.syl.ru/article/288591/new_sobor-kazanskiy-v-sankt-peterburge-opisanie-vremya-rabotyi-ekskursii
Достопримечательности и святыни Казанского собора в Санкт-Петербурге
Вы можете мысленно представить, как выглядит любимое место для венчаний императоров, которое одновременно является некрополем, хранилищем ключей от захваченных в войнах городов и знаменитой иконы, которую не одно столетие «выгуливают» по улицам города? Не можете? А ведь все довольно просто. Это место – Казанский кафедральный собор в Петербурге.
Где находится и как добраться
- Адрес Казанского собора: СПб, Невский проспект, 25 / Казанская пл., 2.
- Справочные телефоны: (812)314 46 63, (812)314 58 56.
Всего лишь нужно найти станцию метро «Гостиный Двор» и идти в сторону канала Грибоедова.
Казанский собор в Питере найти несложно, 2 минуты пути от метро – и он перед вами во всей своей необычности.
Казанский собор в Санкт-Петербурге принадлежит епархии православной церкви, поэтому он действующий и часы его работы очень удобны для прихожан и приезжих туристов.
- Открывает он двери в 7:00 по будням, а по выходным и праздникам – на полчаса раньше.
- Закрытие собора происходит, когда завершается вечерняя служба.
Перед визитом в Казанский собор немаловажно учесть правила поведения в подобных святых местах. Будьте уверены, что словите косые взгляды, услышите гул за спиной и придется уйти, если:
- наденете открытую одежду;
- не возьмете головной убор (для женщин на входе их не предлагают);
- будете фотографировать много, да еще и во время службы.
За вход платить не придется, но раз душе захочется экскурсию, то при входе у стойки услуги знающего мирянина или паломника предлагают за пожертвования. Даже если скачаете путеводитель с сайта самого собора, без помощи экскурсовода внутри можно сломать мозг, пытаясь понять, что и где расположено.
Работает лавка, где можно приобрести либо для службы, либо на память церковные атрибуты, а также емкости для освященной воды (если уж не взяли с собой).
Расписание богослужений в Казанском соборе
Довольно удобно, что время работы Казанского собора не меняется в зависимости от сезонов, а когда совершаются богослужения, можно уточнить на сайте собора. В принципе, расписание служб в Казанском соборе (СПб) не меняется из-за дней недели, поэтому и запоминать его легко. На службу и на исповедь можно попасть каждый день.
- Утром литургию совершают в соборе в 7:00, в это же время можно приходить на исповедь.
- Более поздняя литургия начинается в 10:00, а вот на исповедь надо попасть на 9:30.
- Вечерняя служба (или акафист, или полиелей) совершается в 18:00.
Кроме того, в соборе можно провести и крещение, и венчание, а также заказать панихиду или молебен. И, конечно, можно побеседовать с дежурным священником.
Специальных паломнических гостиниц у Казанского собора нет в отличие от других соборов и обителей. Учитывая расстояние от них до Казанского собора, проще и дешевле снять номер в ближайшем хостеле или мини-гостинице.
История Казанского собора
Возникновением шедевр зодчества обязан находившейся прежде на его месте Казанской церкви и идеям императора Павла I. С легкой императорской руки в XVIII в. церковь стала собором, где было принято венчаться особам королевских кровей. Обвенчавшийся там Павел I решил: пора здание обновить в духе времени и в духе своих желаний.
Уж очень ему засел в голову римский собор св. Петра. Он объявил конкурс на лучший проект, который выиграл А. Воронихин, предложив императору вариант 2-в-1 (аналог собора св. Петра+православные традиции).
На строительство были отданы баснословные суммы и задействованы сотни лучших умов отечества. Первый камень Павлу I заложить не удалось по причине гибели в 1801 г.
, но дело продолжил его сын, Александр I. Длилось строительство, на котором трудились тысячи крепостных, до 1811 г., кое-какие детали плана Воронихину воплотить не удалось. Тем не менее, шедевр у него получился: в начале XIX в. религиозного здания выше, да еще и такой планировки не было.
Просто дворцовой красотой поражал Казанский собор изнутри, и это при использовании сугубо материалов из недр России.
С началом войны 1812 г. собор превратился в хранилище трофеев с полей битвы, здесь отмечали каждую победу русских войск, продолжали венчать высших особ и даже отпевали знаменитостей.
Советская власть собор не взлюбила, как проявление религиозности. В 1932 г.
его закрыли, предметы культа раздали по музеям, крест сняли, останки святых замуровали на чердаке, а внутри разместили музей истории религии и атеизма. Во время Второй мировой собор успел послужить штабом фронтовиков и мишенью для обстрелов. Ремонтировать строение принялись в 1951 г.
, и длился этот процесс до конца 1960-х гг. (так много было повреждений).
Разрешили службы в его стенах лишь в 1991 г., вернули золотой крест на купол и даже отлили новые огромные колокола. В 1999 г.
храм официально стал Казанским кафедральным собором в Санкт-Петербурге, в который возвратили его особую святыню – икону Казанской Божьей Матери.
Архитектурные и культурные достопримечательности
- Колоннада Казанского собора. Архитектор А. Воронихин по желанию императора Павла I повторил римское творение Д. Бернини, возведя с северной стороны собора колоннаду из 94 столпов высотой 14 м и весом около 28 т. Но если в Риме соборные колонны являются просто декорацией площади, то в Петербурге они полукругом вписываются в Невский проспект и ловко прячут несимметричность постройки: храм-то православный, и главный вход у него с запада, то есть с Казанской улицы, да и купол не посередине, как в католической традиции, а восточнее входа. Если рассматривать Казанский собор в Санкт-Петербурге на фото, этой тонкости можно не заметить. Материалом для колонн послужил камень, подобный травертино – камню для наружных работ в соборе св. Петра. Его без особых усилий добывали в деревне Пудость в 49 км от Петербурга.
- Памятники у Казанского собора. Несмотря на то, что само здание имеет религиозный смысл, на территории собора расположились бронзовые скульптуры двух знаменитых полководцев – М. Кутузова и М. Барклая де Толли. По желанию императора Николая I изображены они на постаментах в военной форме, которую носили при жизни, и олицетворяют разные этапы войны с Наполеоном: при Барклае русские войска временно отступали, а Кутузов разбил их начисто. Трио мастеров – Б. Орловский, В. Екимов и С. Суханов – закончили работу над памятником Кутузову у Казанского собора в 1831 г., а статую Барклая – в 1835 г. Хотя на законные места памятники водрузили одновременно, в 1837 г., отмечая 25-летнюю годовщину победы над армией Наполеона. Столетием позже возле статуй совершали присягу бойцы советской армии.
Могила фельдмаршала
Многие соборы России могут похвастаться, что являются последними пристанищами известных фамилий, религиозных или политических деятелей. Собор на Казанской площади не исключение. Кто же похоронен в Казанском соборе Петербурга? Здесь захоронен тот, чья жизнь была тесно переплетена с историей собора, – фельдмаршал М. Кутузов.
Будучи военным губернатором города, он помогал в строительстве собора и принял командование армией только после молитвы здесь. Когда фельдмаршал скончался в походе 1813 г., император Александр I принял решение навсегда оставить тело полководца в Казанском соборе. Правда, до места покоя гроб кочевал по Европе 2 месяца. Архитектор собора А.
Воронихин оказал Кутузову посмертную услугу, занявшись оформлением его захоронения. Сверху над забальзамированными останками повесили икону Смоленской Богоматери и, подтверждая военный статус Кутузова, 6 связок ключей от взятых городов (Брюсселя, Нанси и Ахена). Существовала легенда, что сердце фельдмаршала осталось на боях сражений с его солдатами. В 1933 г.
при вскрытии цинкового гроба миф был развеян: в серебряной банке рядом с останками покоится сердце смелого полководца. Несмотря на это, могила Кутузова в Казанском соборе остается своеобразным военным символом России.
Святыни
Из всех богатств Казанского собора особенно стоит выделить иконы, как утерянные, так и с трудом сбереженные. Многие были созданы В. Боровиковским (икона великомученицы Екатерины, царицы Елены и царя Константина), К. Брюлловым, А. Ивановым и О. Кипренским в духе итальянского Ренессанса.
У главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге вообще было несколько жизней.
Первый перекочевал из прежней Казанской церкви, второй появился в 1836 г. трудами архитектора К. Тона с использованием 100 пудов серебра, отвоеванного у французов, но в 1920-х гг. был переплавлен на металл. Нынче можно полюбоваться не работой Тона, а росписью сохранившихся Царских Врат иконостаса руки В. Боровиковского.
Главной из духовных святынь собора является икона Казанской Божьей матери, для сохранения которой собор, в принципе, и был сооружен. Считается, эту реликвию, хранившуюся в царской семье, в Казанскую церковь принесли в 1737 г. Зарекомендовавшая себя как приносящая победы над врагами, Казанская икона XVI в. обросла копиями.
Той копии, которую принесли в Петербург, посвящали большие праздники, и она вновь использовалась во время военных действий в крестных ходах (так поступал М. Кутузов и даже советские командиры при битве за Сталинград). Во времена советской власти святыню передали в Князь-Владимирский собор, а в 1990-х гг. вернули Казанскому собору.
Интересные факты о Казанском соборе
- Колоннад должно было быть две, с севера и с юга, по плану архитектора они соединялись. Если посчитать все колонны собора, их 136.
- Проект Казанского собора А. Воронихину обеспечил пенсию до конца жизни.
- Металлический каркас для купола с диаметром 17 м до Воронихина использовать в строительстве никто не догадывался.
- В 1893 г. в Казанском соборе устроили прощание с композитором П. Чайковским и даже продали 800 билетов. На литургии раздавалась его музыка.
- Название собору, а также его предшественнице-церкви дала икона Божьей Матери.
- К интерьеру и экстерьеру Казанского собора причастны скульпторы И. Мартос (наружный северный барельеф, внутренние статуи), И. Прокофьев (наружный западный барельеф, внутренние статуи), Ж. Рашетт (наружный восточный барельеф), С. Пименов (статуи охранников храма, князя Владимира и князя Александра Невского), Ф. Щедрин (барельеф над южным входом). Это то немногое из скульптурных богатств собора, сберегшихся до нашего времени.
- Отлив из бронзы двери для северного входа в собор, мастер В. Екимов расположил библейские сюжеты иначе, чем в оригинальных дверях дома для крещения во Флоренции, созданных Л. Гиберти в XV в.
Фото Казанского собора в Санкт-Петербурге
Собор, стиль которого сложно обрисовать одним словом, прославил бывшего крепостного А. Воронихина на всю Европу.
Разноцветная мраморная плитка, высоченные колонны. Чем вам не дворец?
Икона Казанской Божьей Матери до сих пор путешествует в крестных ходах.
Казанский собор — видео
Это видео о Казанском соборе в Санкт-Петербурге, с его удивительной историей. Приятного просмотра!
Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/spb/kazanskij.html
Православные храмы и соборы Санкт-Петербурга
Безусловно, Казанский Кафедральный собор, храм Спаса на Крови и Исаакиевский собор являются главными храмами Санкт-Петербурга. Именно об этих храмах мы бы хотели немного рассказать. Они имеют огромную историческую ценность и по праву считаются образцами мирового зодчества. Поэтому ежегодно их посещают толпы туристов и верующих.
Казанский Кафедральный собор
Памятник генералу Барклаю-де-Толли у Казанского собора
Храм, впечатлениями о котором я бы хотел поделиться, это Казанский Кафедральный собор. В статье что посмотреть и куда сходить в Санкт-Петербурге, мы уже бегло рассказывали об этом соборе, ведь именно с него началось наше знакомство с городом на Неве. Храм имеет очень интересную форму, огромное количество колонн, мы насчитали 96 и возвышающийся купол.
Собор завораживает своей монументальностью снаружи и удивительной красотой внутри. Казанский собор построен и назван в честь иконы Казанской Божией Матери, которая считается одной из самых почитаемых в России и размещена внутри храма. У иконы Казанской Божией Матери постоянно очередь из людей, которые желают прикоснуться к святыне.
Огромные колонны Казанского собора
Деревянный механизм для поднятия колонн
Создателем собора является талантливый русский архитектор, бывший крепостной А.Н. Воронихин. Ходит легенда, что он создал проект собора по желанию самого императора Павла I, который сказал: “Я хочу видеть в Петербурге немного от Святого Петра и немного от Санта Мария Маджоре, которые располагаются в Риме”. Поэтому Казанский собор так часто сравнивают с Римским собором Святого Петра.
Казанский кафедральный собор является действующим храмом, в нем ежедневно проводятся богослужения, вход в него свободный. Внутри собора всегда многолюдно и мало света, отсутствие которого создает чувство умиротворенности, когда находишься в храме.
Внутри Казанского собора
Вид изнутри Казанского собора
Один из коридоров в Казанском соборе
Очень много людей желают прикоснуться к иконе в храме
Внутри храм разделен гранитными колоннами на три так называемых зала-коридора, потолок которых украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованных цветков и производит неизгладимое впечатление, а на полу мозаика из карельского мрамора, серого и розового оттенков.
Казанский собор имеет высоту в куполе около 70 метров, а сам купол удивительно легкой формы, благодаря 16 окнам по кругу, через которые в храм проникает свет.
Очередь к иконе Казанской Божией Матери
Купол Казанского собора
Храм Воскресения Христова (Спас на Крови)
Спас на Крови в Петербурге
Часовня у Спаса на Крови
Храм Воскресения Христова, который имеет второе более известное название — Спас на Крови, по праву является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Именно этот храм попал в список 25 достопримечательностей, наиболее популярных туристических мест по версии интернет ресурса Tripadvisor.
Каждый год собор привлекает своей пышностью и количеством декора все больше и больше туристов. Мы не стали исключением и тоже приобщились к числу тех, кто побывал в этом удивительном месте.
Место гибели царя Александра II
Храм, помимо своей потрясающей красоты, известен также необыкновенной историей, породившей множество различных легенд и домыслов. Он построен на месте, где была пролита кровь царя Александра II, который погиб в результате взрыва бомбы.
Пять раз до этого случая пытались убить императора и шестая попытка, к несчастью, оказалось удачной.
Мозаика на стенах в храме
Столько мозаики в одном месте
Чтобы попасть внутрь храма, нужно купить билет и отстоять небольшую очередь. Туристов так много, что экскурсоводы не справляются и приходится подождать пока закончится экскурсия у другой группы туристов и экскурсовод займется нами.
Внутреннее убранство храма представляет собой настоящий музей мозаичного искусства. На первый взгляд, кажется, что иконы нарисованы, но это мозаика, на площади более 7000 квадратных метров. Мозаичная коллекция храма является одной из крупнейшей в Европе.
Мозаичная роспись в куполе храма
Один из куполов
Вид на алтарь
Экскурсовод нам долго рассказывал о том, что эскизы этих мозаик создавали знаменитые русские художники, такие как Васнецов, Харламов и другие. А мы, в свою очередь, все внимательно слушали, пытаясь что-нибудь из потока информации запомнить и ходили по музею запрокинув головы к сводам храма.
Интересно, что иконостас собора был выполнен итальянскими мастерами в Генуе. Специально для него был выбран мрамор различных оттенков, чтобы они плавно переходили друг в друга. У подножия иконостаса мрамор имеет красно-коричневый цвет, выше он светлеет, переходя к верху в почти белый. А верхняя часть очень похожа на резьбу по дереву.
Мраморный иконостас в храме Спаса на Крови
Над иконостасом в храме
Мраморный пол в храме огорожен от туристов
Спас на Крови в миниатюре
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Ищем Исаакиевский собор
Далее мы предлагаем посмотреть и познакомится с Исаакиевским собором. Этот величественный собор, запомнился нам больше всего из увиденного в Санкт-Петербурге. Сейчас он имеет статус музея, однако по особым дням проводятся богослужения.
К сожалению, когда мы добрались до Исаакиевского собора, смотровая площадка, которая располагается наверху храма, была уже закрыта. Но мы не расстроились, ведь будет, что посмотреть в следующий раз.
Общий вид собора внутри
Панорама Исаакиевского собора
Внутрь собора также, как в Спас на Крови, пускают по билетам и в его стоимость уже включена экскурсия. В Исаакиевском соборе людей было поменьше, чем в Спасе на Крови, возможно из-за того, что уже дело было к вечеру, но экскурсии проводились непрерывно.
Как мы узнали от нашего гида по храму, Исаакиевский Собор назван в честь малоизвестного Византийского святого Исаакия Далматского. Петр I родился в день этого святого, поэтому Исаакий всегда считался покровителем Петербурга.
Бюст архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана
Внимательно слушаем экскурсовода
Макеты Исаакиевских соборов в разные годы
Кафедра в Исаакиевском соборе
Исаакиевский Собор в интерьере своем имеет витраж. В русской церковной архитектуре этот элемент нигде не встречается.
Площадь витража составляет около 30 квадратных метров, он расположен за царскими воротами, в алтаре, и во время богослужений, когда отворяются царские ворота, перед прихожанами появляется образ Христа, будто спускающегося с небес.
Витраж в Исаакиевском соборе
Исаакиевский собор изнутри
Немалый интерес представляет главный купол собора, диаметр которого около 25 метров, а на его позолоту пошло более 100 килограммов червонного золота.
Экскурсовод нам рассказал, что когда наносили золото на купол, использовали ртуть, и поэтому погибло много рабочих. В свою очередь, под куполом располагается 12 больших окон, под каждым из которых находится изображение одного из апостолов.
В куполе Исаакиевского собора изображена Богоматерь в окружении апостолов. Автор этой росписи — знаменитый русский художник Карл Брюллов. Эта работа стоила автору жизни, так как в процессе росписи купола он простудился и заболел, и после неудачного лечения в Италии, так и не вернулся на родину. На самой вершине купола помещен голубь — символ Святого Духа.
Купол храма и белый голубь
Росписи на потолке
Росписи и барельефы на потолке
Говорят, что малахитовые пластинки, которые украшают колонны главного алтаря храма, источают слабый запах благовоний. А все потому, что мастера скрепляли пластинки специальным веществом, в состав которого входили масло мирры, красное вино и благовония.
Малахитовые колонны в Исаакиевском соборе
Казанский кафедральный собор
Расположение: станция метро Невский пр-т, выход к каналу Грибоедова.Адрес: Казанская пл., 2Режим работы: 8:30—18:30Вход свободный.
Официальный сайт: www.kazansky-spb.ru
Спас на Крови
Расположение: станция метро Невский пр-т, выход к каналу Грибоедова.Адрес: наб. канала Грибоедова, 2БРежим работы: 10:30—18:00 (вых. среда)Стоимость: 250 р.
Официальный сайт: www.cathedral.ru
Исаакиевский собор
Расположение: станция метро Адмиралтейская, Исаакиевская площадь.Адрес: Исаакиевская пл., 4Режим работы: 10:30—18:30 (вых. среда)Стоимость: 250 р.
Официальный сайт: www.cathedral.ru
Источник: https://blogtravel.by/pravoslavnye-xramy-i-sobory-sankt-peterburga/
Казанский собор в Санкт-Петербурге: адрес и часы работы 2020, как добраться и официальный сайт
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.
Адрес Казанского собора
Санкт-Петербург, Невский проспект 25.
Как добраться и ближайшее метро до Казанского собора в Санкт-Петербурге
Станции метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2020 г
Ежедневно с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).
Стоимость билетов в Казанский собор в 2020 г
Вход бесплатный. Собор является действующим храмом.
История Казанского собора в Санкт-Петербурге
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге
А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке — алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.
И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.
Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.
На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров. В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.
Виртуальные прогулки
www.kazansky-spb.ru
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8047.htm
Поток к мощам Иоанна Крестителя в Петербурге ослаб из-за коронавируса
С.-ПЕТЕРБУРГ, 17 мар — РИА Новости. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге последний день принимает верующих, которые хотят поклониться мощам Иоанна Крестителя. Если в первые дни в собор шли тысячи прихожан, то во вторник в храме немноголюдно, а вместо запаха ладана разносится стойкий аромат дезинфицирующих средств: борьба с коронавирусом в полном разгаре.
Мощи были выставлены в соборе с 10 марта.
Туристы и прихожане
По наблюдению корреспондента РИА Новости, во вторник желающие поклониться мощам проигрывали по численности обычным туристам, которые пришли оценить красоту и величие собора. Тут же проводились экскурсии для групп туристов, а в центре собора был организован подход к ковчегу с частицей мощей Иоанна Предтечи.
У иконы Казанской Божьей матери поставили стол с салфетками и дезинфекторами, такой же стол организован около ковчега. Все желающие могли сами протереть защитное стекло святыни, если это не успевал сделать доброволец Санкт-Петербургской митрополии, дежуривший рядом.
Туристов в соборе можно определить по медицинской защитной маске на лице и объемным рюкзакам. Среди желающих почтить прибывшую из Иерусалима святыню людей в масках замечено не было.
Корреспондент РИА Новости встала в небольшую очередь к святыне. Когда подошла ее очередь, доброволец у ковчега тщательно протер защитное стекло, под которым скрыты мощи. По его словам, сам прихожанин должен решать, опускать ли маску, чтобы поцеловать ковчег.
Проверка на крепость веры
Как отметила Мария, которая работает в храме добровольцем, собору пришлось усилить санитарные меры и ввести гигиеническую обработку ковчега и икон ради профилактики коронавирусной инфекции.
«Вчера к ковчегу приложились около тысячи человек. Я не считала специально, но очередь была до дверей собора. Мы обрабатываем все после каждого человека, раньше такого не было. Также решили поставить стол с дезинфекторами для рук», — рассказала РИА Новости Мария.
Чуть большая очередь выстроилась к главной иконе собора Казанской Божьей матери. В очереди речь шла о коронавирусе. Большинство прихожан вокруг корреспондента РИА Новости полагали, что коронавирус — это проверка народа на крепость веры и прочность убеждений.
«Считаю, что правильно митрополия поступила и не стала отменять возможность прикоснуться к мощам Иоанна Крестителя. Мы просим его о здоровье, в такое тревожное время это важно», — рассказала одна прихожанка. Ее мысли разделили и другие верующие.
Ранее власти Петербурга рекомендовали воздержаться от целования крестов в храмах из-за коронавируса. При этом вице-губернатор Олег Эргашев заявил, что вопрос, делать это или нет, остается на усмотрение человека.
Городское правительство с 16 марта до 30 апреля ввело запрет на проведение в Петербурге театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий с числом участников более одной тысячи человек.
Гражданам рекомендовано воздержаться от поездок за пределы России, а также от посещения массовых мероприятий.
Источник: https://ria.ru/20200317/1568753215.html
Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектор, иконы
Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.
История создания Казанского собора в Питере
Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.
В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Где находится собор
Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.
Что расположено внутри
Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:
- Сергей Бессонов;
- Лаврентий Бруни;
- Карл Брюллов;
- Петр Басин;
- Василий Шебуев;
- Григорий Угрюмов.
Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.
Полезные советы для посетителей
Вот что обязательно следует знать:
- Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
- Богослужения проводятся каждый день.
- Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
- Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
- В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
- Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
- Делать фото можно, но не во время службы.
По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет.
В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках.
Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.
Рекомендуем посмотреть на собор Айя-София.
Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.
Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектура, интересные факты
Казанский кафедральный собор – действующий храм в Санкт-Петербурге, крупнейший в Северной столице. Фасадом он выходит на Невский проспект и канал Грибоедова. Особенность собора Казанской иконы Божьей Матери – сходство с собором святого Петра в Ватикане.
История возникновения собора
Во второй половине XVIII века император Павел I, путешествуя по Европе, приехал в Россию в восхищении от величия и красоты собора Святого Петра в Риме. Государь пожелал, чтобы такой же храм построили в Петербурге, и объявил конкурс на проект собора, который заменит обветшавшую церковь Рождества Богородицы. Здесь хранилась икона Казанской Божьей Матери – главная реликвия страны.
Проект молодого талантливого архитектора из бывших крепостных Андрея Никифоровича Воронихина, отвечающий требованиям императора, получил одобрение царя. Будущий храм торжественно заложили 27 августа 1801 года в присутствии Александра I, сына и наследника Павла I, погибшего к тому времени от рук заговорщиков.
Строить храм решили на участке у Невского проспекта, вытянутого с запада на восток, что осложняло планы архитектора: к парадному проспекту оказался обращенным боковой фасад собора.
Проблему Воронихин решил гениально. К боковому фасаду зодчий пристроил величественную полукруглую колоннаду, зрительно превратив боковой фасад в главный. А 96 колонн, поставленных в 4 ряда, напоминали о соборе Святого Петра в Ватикане, чего и желал Павел I. Строили храм 10 лет. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил новый Казанский собор.
Казанский собор и время
В Казанском соборе венчались все члены царской семьи, здесь служились благодарственные молебны после неудачного покушения на Александра II и праздновали 300-летие дома Романовых. В ризнице – подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном и позолоченном окладе весом 33 кг, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.
После торжественного молебна в Казанском соборе фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов уехал в действующую армию. Сюда же в июне 1813 года доставили прах великого полководца для погребения. Кутузов умер в прусском городе Бунцлау во время заграничного похода русской армии.
После войны 1812 года в храме хранились военные трофеи: 107 французских знамен и военных штандартов, 97 ключей от взятых городов и крепостей, личный жезл маршала Даву, войска которого разбили под Вязьмой в день Чудотворной иконы Божьей Матери 22 октября 1812 года. Потерявший жезл Даву сам едва не попал в плен.
С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, которое содержало школу-приют, бесплатную столовую, богадельню, дома с дешевыми квартирами и дачами для бедных детей. В соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета. В годы Первой мировой войны здесь собирали теплые вещи для отправки на фронт, ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.
После смены власти из собора вывезли церковные ценности, бесследно исчезли 2 тонны переплавленного серебра. В январе 1932 года собор закрыли, устроив здесь музей истории и атеизма. Чудотворную икону перенесли во Владимирский собор. В марте 1998 г собор освятили, начав регулярные богослужения. Через 2 года храм возвратили Русской православной церкви, превратив в кафедральный собор.
В 2003 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга мастера судостроительного Балтийского завода отлили для храма 4-тонный колокол высотой 2 метра. Возобновлена традиция крестного хода в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского, проходящего ежегодно 12 сентября от Казанского собора по Невскому проспекту до Александро-Невской лавры. Людей собирается столько, что молебен проводится на помосте перед Чудотворным образом на площади у Казанского собора.
Внешний облик храма
Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.
Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.
Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.
В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.
Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.
На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.
Врата Казанского собора
Монументальные бронзовые двери, обрамленные мраморными наличниками, скопированы с дверей крестильного дома во Флоренции. Мастер работал над ними 21 год и установил в храм в 1811 году, украсив чеканкой-композицией на ветхозаветные темы.
- Сотворение Адама и Евы. Грехопадение и изгнание из рая.
- Жертвоприношение Авеля и убийство его Каином.
- Убиение Моисеем египтянина и выход евреев из Египта.
- Приношение Авраамом в жертву Богу сына Иакова.
- Благословение Исааком Иакова.
- Сыновья Иакова в Египте, покупающие хлеб у Иосифа.
- Евреи в пустыне и Моисей на Синайской горе.
- Разрушение Иерихона.
- Поражение гордого Никанора, грозившего разрушением Иерусалиму.
- Встреча Соломона с царицей Савской.
Внутренний облик и интерьер
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал, внутренний вид соответствует роскошному внешнему облику. Колоннада украшает собор не только снаружи, но и внутри. 56 колонн из розового финского гранита с золочеными капителями, выстроенные в 4 ряда, делят пространство собора на 3 коридора-нефа.
Центральный неф в 4 раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрывают прямоугольные кессоны. Потолок украшен живописными розетками в виде стилизованных цветов, выполненных из французского алебастра.
Пол выложен серым и розовым карельским мрамором. Ступени и пол алтаря, основание царского места и кафедра облицованы малиновым порфиром. Интерьер жизнерадостный, светский. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на высоте.
Выразительность интерьеру сообщают лепные орнаменты и скульптурные композиции. Архитектура, скульптура и живопись, изумительно переплетаясь между собой, создают неповторимый колорит иконостаса, стен, подкупольных столбов (пилонов). Иконостас главного придела декорирован позолотой и трофейным серебром, отнятым у французов.
https://www.youtube.com/watch?v=bjEUvs-QEg4
В центральном нефе на сводах – фреска «Тайная вечеря» и барельеф «Шествие на Голгофу». На центральной стене – барельефы «Несение креста» и «Взятие под стражу» и полотно Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо».
Изящное украшение храма – дарохранительница из уральского цветного камня в виде небольшого храма, поставленного на ступенчатое основание и украшенное портиками. В соборе – надгробие полководца Кутузова, обнесенное решеткой. Над могилой – 6 связок ключей, 5 штандартов и знамя от побежденных городов.
святыня собора – Казанская икона Божьей Матери. В 1579 году пожар уничтожил Казань. Через 2 дня после буйства огня девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевавшая на пепелище найти ее икону. В том месте, которое указала Дева Мария, на метровой глубине нашли святой образ.
В день явления иконы – ежегодно 21 июля в Казани совершается многотысячный крестный ход. Перед этой иконой возносил молитвы Петр I в 1709 году перед Полтавской битвой, с 1811 года икона помещена в Казанский собор.
Богородица в характерных для Богородичных икон одеждах. Глава Девы Марии слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих сына. Лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены к молящимся, отчего возникает ощущение, что смотрят прямо в душу.
И верующие, и туристы, войдя в храм, ощущают спокойствие и умиротворение, заботы и тревоги остаются за порогом храма. Люди уверены, что святые стены собора, впитавшие за долгие годы энергетику искренних, идущих из сердца молитв, помогают в этом.
(48 4,67 из 5)
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/kazan-cathedral-in-saint-petersburg/