Что значит приход храма

Коронавируса в церковном уставе нет Как целые епархии РПЦ бунтуют против решения патриарха закрыть храмы на Страстную неделю и Пасху — Meduza

Патриарх Кирилл призвал верующих в Страстную неделю и на Пасху молиться дома.

Его викарий, митрополит Воскресенский Дионисий, обязал московских священников и монахов закрыть храмы и монастыри от свободного посещения верующими, сославшись на постановление главного санитарного врача России.

Тем не менее не все епископы и священники поддерживают эти меры: некоторые священнослужители открыто призывают саботировать решения церковных и светских властей — и зовут прихожан в храмы в самую важную для православных верующих неделю.

Пасха без куличей

О том, что божественная литургия на Вербное воскресенье — один из главных праздников для православных верующих — стала последней перед тем, как на Страстную неделю и Пасху закроются все храмы, многие московские прихожане узнали из текста, зачитанного настоятелями после проповеди. Циркулярное письмо первого викария патриарха Московского и всея Руси по Москве, митрополита Воскресенского Дионисия — одного из первых лиц в церковной иерархии — разослали по московским приходам глубокой ночью предыдущего дня и опубликовали на сайте Московского патриархата.

В этом послании от имени патриарха Кирилла «с болью в сердце» прихожан просят, выполняя предписания «санитарных властей», оставаться дома — а в богослужениях участвовать по видеотрансляции из храмов. Вторая часть документа содержит уже конкретные указания настоятелям приходов: по окончании литургии огласить это предписание прихожанам, «утешить их отеческим словом» и с этого момента проводить службы при закрытых дверях без паствы.

В московских приходах к этому моменту уже действовали беспрецедентные меры безопасности по рекомендациям, опубликованным 17 марта 2020 года Священным Синодом РПЦ.

Например, в храме святителя Спиридона Тримифунтского в районе Коптево на севере Москвы пол разметили белыми точками с интервалом в полтора метра, на которые должны были вставать приходящие в храм посетители во время службы; после заполнения всех точек людьми двери храма закрылись.

В храм не пускали прихожан без масок, а причастие совершалось в максимально стерильных, насколько это возможно, условиях: один из алтарников после каждого совершения таинства окунал ложечку для причащения в чашку со спиртом, губы причащающиеся вытирали сами бумажной салфеткой, а «запивку» после причастия раздавали в одноразовых пластиковых стаканчиках.

Еще когда эти меры вводились, они вызвали активные споры и среди православного священства, и среди прихожан. Настоятель храма Спиридона Тримифунтского отец Сергий, пытаясь донести до растерянной паствы серьезность ситуации, воскликнул: «Многие из вас были недовольны тем, что их при входе в храм заставляют надевать маску: мол, никаких масок в уставе Церкви нет. Так и коронавируса в уставе нет!»

Объясняя необходимость выполнять решения светских властей и воздержаться от посещения храма, отец Сергий советовал прихожанам рассматривать это как уникальный шанс сконцентрироваться на истинном значении праздника Пасхи как воскресения Христа, свободного от внешней, мирской атрибутики вроде куличей и яиц. Он отдельно просил не вступать в конфликты с сотрудниками полиции, которые готовились поставить кордон на входе в храм. Однако это убедило не всех прихожан; один мужчина начал кричать: «Кто они такие, чтобы меня в храм не пускать?»

Церковные COVID-диссиденты

В большинстве других епархий митрополиты и епископы выпустили похожие циркуляры и обращения, призывающие верующих оставаться на Страстную неделю и пасхальное воскресенье дома. Однако некоторые иерархи РПЦ открыто выступили против предписаний властей и высказываний патриарха Кирилла по поводу санитарных мер против пандемии коронавируса — в диапазоне от отрицания самого явления пандемии до призывов к саботажу решений светских властей.

Например, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим на своей странице «ВКонтакте» назвал распоряжение республиканского Роспотребнадзора антиконституционным и заявил, что православная общественность региона готовит судебные иски против ведомства. А епископ Камышловский Мефодий в проповеди во время службы на Вербное воскресенье посетовал, что «в храме, к сожалению, слишком пусто», и заявил: «Все равно нас в храм принесут [на отпевание], все равно лучше прийти в храм своими ногами».

Примерно в том же духе высказался протоиерей Андрей Ткачев в своей передаче «Отец Андрей. Ответы» на телеканале «Царьград»: «Мы не бунтари, не революционеры, не хотим войны в Церкви, надо уважать священноначалие.

Но есть другие вещи, есть власть светская, которая нас просто закрывает, а есть Христос воскресший, трудно представить себе, как это праздновать дома». Заодно Ткачев усомнился в самой реальности угрозы.

«По цифрам это никакая не пандемия!» — негодовал протоиерей, в конце марта прославившийся в соцсетях тем, что вышел на проповедь к прихожанам своего храма в противогазе и заявил, что если выключить телевизор, то никакого коронавируса не будет.

В открытой оппозиции к местным властям публично выступила Екатеринбургская митрополия, которая резко отреагировала на пост в инстаграме губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева с призывом к верующим соблюдать меры социальной дистанции и молиться дома. «Печально именно в нашем регионе наблюдать особое стремление закрыть храмы под предлогом распространения вируса», — говорится в заявлении на сайте епархии.

Там же приводится еще один популярный аргумент в пользу открытых на Пасху храмов: ведь светские заведения не подвергаются таким же жестким карантинным мерам, как храмы. Похожее мнение высказывал, например, и настоятель храма св. Татианы при МГУ Владимир Вигилянский.

«Позавчера был мой друг в „Ашане“, он посидел-посчитал, там более тысячи человек. У трети были маски. Там нет ни одного санитарного врача, потому что это экономика.

А здесь самое массовое мероприятие во время поста вы видели — 25 человек», — заявил Вигилянский после воскресной службы.

В отличие от других православных стран, где светские власти немедленно закрыли храмы после первых же заразившихся коронавирусом (например, кипрские власти запретили массовые мероприятия, в том числе общественные богослужения в церквях, еще в начале марта 2020 года), руководство РПЦ не сразу решилось на такие радикальные меры.

Первые призывы к верующим воздержаться от посещения храмов и молиться дома в России прозвучали от светских властей — и тут же были встречены резким протестом со стороны православной общественности и церковного руководства.

Например, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов 26 марта 2020 года своим указом запретил посещать храмы и другие религиозные учреждения до 30 апреля.

На это Московская патриархия сперва заявила, что «акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса федерального закона».

Только 29 марта патриарх Кирилл наконец публично призвал верующих молиться дома. «Церковь призывает сегодня строго исполнять те обязательства, которые предлагаются сегодня санитарными властями России. Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословления, воздержаться от посещения храмов», — обратился он к пастве.

«Высокие» и «низкие» мотивы

По словам диакона Андрея Кураева, одна из главных причин призывов епископов и священников прийти в храм, несмотря на пандемию, — их «плохое образование». «Священник сегодня — это психотерапевт для бедных, пара расхожих цитат из Писания служит ответом на большинство вопросов. Мы столкнулись с бабкиным восприятием, где высшее проявление веры — это в церкву сходить, свечку поставить, денежку оставить», — объясняет священнослужитель.

Филолог, библеист и профессор РАН Андрей Десницкий объяснил «Медузе», что для многих представителей духовенства и верующих «хождение в храм — одна из главных ценностей». «Это внушалось десятилетиями.

Призыв идти в храм звучал в ответ на любой вопрос: „Что-то не ладится? Иди в храм! Не понимаешь церковнославянского языка? Иди в храм!“ И тут они слышат: „Не ходи в храм!“ Это для них звучит как „Бога нет!“.

К этому можно относиться как угодно, но для многих посещение храма — высшая ценность», — констатирует эксперт.

Такой подход Андрей Кураев называет «храмоцентричным» и не соглашается с ним: «Бог не в бревнах, а в ребрах, есть другие способы доказать христианскую идентичность».

 При этом «косность мышления» он называет «высоким мотивом», которому сопутствует «низкий», более практический: финансовая прибыль от массового посещения храмов в праздники, с которой все храмы должны платить епархиальный взнос, формирующий общецерковный бюджет.

Снял эту повинность с храмов своей епархии пока что только митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).

«В Москве эту головную боль патриарх не снял», — отмечает Кураев. При этом он не ожидает, что призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники будут наказаны по церковной линии — это может произойти только в случае недовольства светских властей, считает священнослужитель.

«Надо уметь вовремя уступить, пойти на жертву, и не такую жертву в духе „на тебе, Боже, что мне негоже“, а отказаться от действительно важного. Епископы начинают эти слова говорить, но сделать это надо было два месяца назад. Из уст патриарха слова о жертве любви так и не прозвучали, во вчерашней проповеди он несколько раз сказал слово „сила“ и ни разу не произнес слово „любовь“.

Это звучало скорее как ответ санитарным властям — сила все равно с нами», — заключил Кураев.

Андрей Десницкий, в свою очередь, не исключает, что епископов и священников, которые не подчиняются общей линии патриархии, может ждать наказание. «Но это зависит от конкретной персоны и ее отношений с вышестоящим руководством.

Письмо духовенства в защиту фигурантов „московского дела“ имело разные последствия для подписантов — для кого-то их вообще не было, для кого-то они были минимальными, с кем-то поступили жестко (например, по информации Андрея Кураева, одного из подписантов этого письма отстранили от служения, — прим. „Медузы“).

Но видно, что система пошла вразнос, и дальше таких проявлений будет больше, духовенство на местах чаще будет игнорировать распоряжения патриархии», — ожидает Десницкий.

К моменту выхода этого материала «Медуза» не смогла получить от отдела внешних церковных связей Московского патриархата оперативный ответ на вопрос, какие санкции могут ждать священнослужителей, отказавшихся выполнять распоряжения светских и церковных властей о закрытии храмов на Пасху.

Источник: https://meduza.io/feature/2020/04/14/koronavirusa-v-tserkovnom-ustave-net

Как найти свой храм?

Свой – значит родной, любимый, дорогой. Свой – значит обретенный или найденный. Значит доставшийся какой-либо ценой, жертвой – долгим путем, кропотливым трудом. Какими-то настоящими, большими поступками. Какими они могут быть? Пример приводят священнослужители и миряне Покровской епархии. 

Пойти навстречу Христу

Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

— Господь повсюду, но Его присутствие особо ощущается именно в православном храме. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20), – говорит Христос. И если мы уверовали в Господа, то будем искать встречи с Ним. Помолитесь об обретении места в приходе, прислушайтесь к своему сердцу, попросите у Бога помощи и начните систематически посещать храм.

Мы всегда с легким сердцем идем туда, где нас с радостью ждут. И в том храме, где есть миссионерская открытость общины, заинтересованность священника в поддержке тех, кто делает первые шаги в храме, будет радостно и благодатно начинать духовную жизнь – молиться, участвовать в таинствах. Но всегда помните, что идете не к людям, а к Богу. И это значит, что даже в том храме, где между прихожанами нет общения или нет желания принимать новичка, – Сам Христос. Идите к Нему, не смущайтесь!

У каждого человека, в том числе и у священника, есть храм, зачастую их несколько, который особенно дорог сердцу. Обычно с ним связано много воспоминаний: первая исповедь и причастие, венчание, рукоположение, первая Литургия, первое настоятельство. Воцерковленный человек с теплотой вспоминает первого священника, первых прихожан, с которыми ему довелось молиться, которым хотелось подражать. У каждого есть переживания, но они – не суть духовной жизни.

Духовная жизнь – это пот и кровь, волевой рывок, это система. Раз в неделю нужно совместно совершить Литургию – миром Господу помолиться. Жить этой жизнью можно и нужно с тем храмом, что рядом. Пускай он чем-то не нравится, пускай есть что-то, как кажется, отрицательное в приходской жизни, поведении священника или сотрудников храма Вспоминайте, что идете ко Христу, вспоминайте самые теплые духовные переживания в начале пути.

Чужие недостатки всегда были, есть и будут, но ты «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг спасутся».

Можно посещать и тот храм, который по душе. Главное – искать в нем благодать Божью, духовное общение, близких по вере и духу людей. Желание куда-то бежать, что-то искать исчезает, когда человек вносит в приходскую жизнь некую лепту – труд, жертву, молитву.

Ведь что значит, когда мы говорим: «Это мое». Это значит, что мы любим что-то или кого-то, несем ответственность, заботимся. А послужить тому, кого любишь – всегда радость.

Если человек считает, что это его храм, или хочет, чтобы храм стал таковым, то пусть подумает, что он может сделать для него, и сделает.

Сделать самому

Евгения Михайловна Бывшева, казначей храма в честь иконы Божией Матери «Державная» пос. Горный:

— Я родилась в верующей семье. В советское время я не участвовала в таинствах, только изредка ходила в храм, ставила свечки. Некому было подсказать, как, чем живет настоящий христианин. В поселке Горный, где я живу с 1966 года, не было храма, хотя до революции здесь и в районе стояли одиннадцать церквей! Очень тяжело было признать, что все это утрачено. Мне и еще нескольким женщинам приходилось ездить в Свято-Воскресенский храм, в Пугачев. Нам был нужен храм!

И вот мой духовник протоиерей Олег Кудрявцев благословил меня нести слово Божие в нашу поселковую больницу. Впоследствии из ее пациентов и сформировался приход храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

В 1996 году вместе с верующими нашего поселка мы обратились к Архиепископу Саратовскому и Вольскому Александру (Тимофееву). Я и Вера Афанасьева, а теперь игумения Ксения, настоятельница Свято-Сергиевского женского монастыря с. Алексеевка, собирали необходимые для строительства и регистрации прихода документы.

Несмотря на все трудности, искушения, желание, уверенность в том, что у нас появится свой собственный храм, только крепли.

Наш приход существует более двадцати лет – ему я отдала часть жизни. Каждую минуту я присутствовала на стройплощадке, участвовала в строительстве храма, становлении и развитии приходской жизни, помогала настоятелю.

Сейчас по состоянию здоровья я не несу прежних послушаний, но все равно стараюсь хоть чем-то помогать отцу Александру Кашулину и прихожанам. Я не могу без храма, и мне радостно, что сейчас сюда ходит молодежь, исповедуется, причащается, помогает нам.

Для меня это великая радость. И ее дал Господь.

Услышать призыв свыше

Марина Викторовна Васина, регент хора Свято-Воскресенского соборного храма г. Николаевска (Пугачева):

— В храм приводит Господь. И чаще всего через жизненные невзгоды, через болезни, в том числе близких тебе людей. Так получилось и у меня. В храм, к священнику я пришла в большой скорби. Потихоньку стала утверждаться в вере, ходила в приходскую библиотеку и постоянно обращалась в молитве к Господу, чтобы Он помог мне найти ответы на самые важные вопросы. И это случилось – стали происходить маленькие чудеса. Раньше я бы их и не заметила.

Мне кажется, к храму меня с детства вел Сам Господь. Это был Промысл, призыв свыше. Я пела, гастролировала. В Свято-Воскресенском храме после исповеди батюшка сказал: «Идите на клирос и помогайте». Так я стала регентом. Теперь, когда думаю о храме, клиросе, Боге, у меня как будто крылья вырастают.

Мне очень нравится петь – в такие моменты я ощущаю, что Господь и все святые рядом, слышат наше пение и помогают нам. В храме обитает мой Спаситель, и здесь я чувствую себя на своем месте, как дома. Чтобы найти свой храм, нужно молиться и полагаться на Бога.

И Он обязательно направит тебя туда, где ты действительно нужен, пошлет и храм, и людей, которые к нему приведут.

Увидеть людей

Священник Роман Морозов, настоятель храма во имя апостола Андрея Первозванного пос. Новониколаевский:

— Чтобы найти свой храм, нужно найти Бога. К сожалению, встречаются православные люди, которые всю жизнь ищут храм. И всю жизнь ропщут. Но Православие – Пасха, встреча с Богом, радость общения с Ним. И не важно, в каком храме это происходит. Я настоятель нескольких сельских храмов, они не такие величественные, но зато какие в них замечательные люди! С ними легко молиться и служить. Для священника это очень важно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто стал главой Православной Церкви в 1917 году

Зачастую прийти в храм помогают именно люди. Радость от посещения храма, простота, сплоченность и доброжелательность – вот что должны видеть те, кто пока еще стоит на пороге храма. Они должны видеть в храме не чужих людей, а братьев и сестер во Христе. Поэтому своим прихожанам всегда говорю: «Раскрывайте мир веры родным и близким, делитесь той радостью, что обрели в храме».

Понять, твой это храм или нет, можно, потрудившись для него. Встань на клирос, полей цветы, помоги в уборке. Не только ты нуждаешься в храме, но и храм, другие верующие нуждаются в тебе. Не должно быть так: помолились и разошлись кто куда.

Бывает, человек ищет храм из-за того, что ему не нравятся действия священника или прихожан. Но нужно не мир вокруг менять, а себя. Для начала. Я не ставлю барьеров в общении, всегда стараюсь быть доступным и простым, потому что понимаю – многое зависит от меня. На мне лежит ответственность за людей.

В добром понимании поиск храма может идти через поиск единомышленников, участие в деятельности православного молодежного братства и делах милосердия. Опять же, через людей, общение, общие интересы человек может прийти в тот храм, в котором ему действительно понравится, который он будет считать своим.

На начальной стадии воцерковления это было бы правильно.

Помолиться Господу

Ирина Ивановна Акульшина, педагог воскресной школы «Ставрос» Свято-Андреевского храма г. Маркса:

— В Марксе у меня не было выбора, какой храм посещать. Он был всего один – храм во имя апостола Андрея Первозванного. Я здесь дома, чувствую себя нужной. Мне кажется, понять, что этот храм твой, можно со временем. Во всяком случае, со мной так было.

Всю жизнь ищешь ответы на вопросы веры или бытовых проблем. И вот приходишь в храм, молишь Господа о помощи. И Он разными способами указывает тебе путь. Среди прихожан находятся люди, которые помогают тебе.

Случайностей в жизни не бывает – во всем Промысл Божий.

Я очень благодарна нашим батюшкам – протоиерею Валерию Генсицкому и священнику Андрею Павлову – за то, что своим служением, проповедью, искренним отношением к нам они подают пример любви человека к Богу и друг к другу. Найти свой храм важно, ведь храм — это не просто помещение, это союз единомышленников, духовная семья, которая придет тебе на помощь. Но молиться можно и нужно в любом православном храме, потому что прежде всего это дом Божий.

и принять Его волю

Марина Михайловна Елина, педагог воскресной школы «Новосаждение» храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. Степное:

— Слава Богу, если в небольшом населенном пункте есть храм. Поэтому иногда вопрос поисков даже не рассматривается. За тебя уже все решил Господь, тебе остается только принять Его волю. Трудно ли это? И да, и нет. Если ты способен смириться, работать над собой, бороться со страстями, падать и вставать, тогда ты чувствуешь помощь Божию во всем.

У нас замечательный приход – мы одна семья. В крепкой семье ведущая роль принадлежит отцу. Протоиерей Алексий Каширин именно такой отец: он молится за каждого из нас, и это самая действенная помощь.

Мы вместе на богослужениях, на строительстве, на уборке, на праздниках. Разделяем радость рождения детей и боль потерь близких людей. И молимся. Всегда. Есть картина с очень символичным названием – «Всюду жизнь».

Вот у нас во всем полнота жизни, даже, можно сказать, бытия – для меня это и есть «мой храм».

Источник: http://pravpokrov.ru/Articles/Index/24141

Надо ли жертвовать на храм?

Те, кто постоянно посещает церковь, заметили, что во время каждой службы среди молящихся проходят бабушки с тарелочками в руках. Они просят положить в нее жертву на храм, кто сколько может.

Некоторых раздражают эти «попрошайки», кто-то начинает осуждать: «совсем зажрались эти батюшки! Просят денег на новый автомобиль себе!» и брезгливо отворачиваются от собирающих пожертвования, не удосужившись положить даже копейку.

Но на самом деле, куда идут эти средства? Надо ли подавать на храм? Эти насущные вопросы интересуют многих прихожан.

Зачем нужна жертва на храм

Храм – дом молитвы, дом Божий. В нем находится Благодать, невидимо служат Ангелы. К жертве на храм призывались еще евреи в Ветхом завете. При строительстве Соломонова храма был издан указ, чтобы каждое колено Израилево внесло определенную лепту. Повеление было исполнено неукоснительно, и храм был построен в короткие сроки. Он был великолепен, и, если б евреи пожалели свои средства на строительство, вряд ли бы он был построен.

На это благое дело – улучшение внешнего и внутреннего вида храма призываются верующие и сегодня. Но многие недоверчиво пожимают плечами и жалеют средства. Всем известно, что натворила Октябрьская революция с нашей страной. Во что она превратила храмы, те, которые остались неразрушенными. Храмы были превращены в «овощное хранилище» по предречению пророка, в бензоколонки, в клубы, кинотеатры, пекарни и т.д.

И на реставрацию храмов, конечно, нужны немалые средства. Патриарх Кирилл усердно следит и выступает за активное строительство новых храмов. Это же хорошо, когда православных церквей в России становится все больше. Но на это нужны средства и немалые, но где их взять? Это насущный вопрос. Конечно, богатых благотворителей немало в нашей стране, и это радует. Но все же этого часто бывает мало.

Куда на самом деле идут деньги с тарелки

В Ветхом завете в заповедях, данных Моисею Богом, было повеление о десятине. Это означало, что каждый верующий должен отдавать Богу десятую часть от своих доходов, будь то урожай или что иное. Десятина отдавалась в храм и шла на содержание храма и священников, которые, как известно, не работали в поле, не сажали ничего, а только занимались служением Богу.

В наши дни батюшки получают зарплаты, хоть и небольшие. Так зачем же им нужна наша десятина? Немногие знают о налогах, которыми обложена Церковь. Она отделена от государства и должна платить немалые налоги, которые измеряются не тысячами рублей, а иногда миллионами. Поэтому каждый приход должен выплачивать в епархию налог. У каждого прихода он разный, но не зависит от дохода церкви.

О налоге с прихода

Например, если продано в этом месяце свечей меньше, чем обычно, размер налога остается прежним. В среднем приход обязан выплачивать в епархию около 200 тысяч в год. Он идет на строительство храмов, реставрацию монастырей, содержание семинарий и академий и т.д.

Но как быть настоятелям бедных маленьких приходов, где из прихожан всего десять бабушек. Неужели отбирать у них всю пенсию? Это вопрос, насущный для многих сельских батюшек. Многие из них отдают в епархию свои детские пособия, ведь семьи батюшек часто многодетные.

Но если бы каждый прихожанин положил в эту тарелочку хотя бы десять рублей, то общая сумма уже выглядела бы утешительней.

Конечно же, не стоит даже сомневаться, что эти пожертвования не идут на строительство жилья для священника или на автомобиль. Допустим, что иногда это бывает и так. Многие священники не имеют собственного жилья на приходе и добираются издалека на общественном транспорте. Почему бы нам, обеспеченным христианам, не помочь им? Размер пожертвований, конечно, должен быть разумным, чтобы и свою семью не оставить без пропитания. Но на такое мало кто способен в настоящее время.

В конечно итоге, каждый из нас делает свой выбор.

О всех экономических вопросах касаемо храмов

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/pozhertvovaniya-na-khram/

Чем отличается храм от церкви

В православном мире понятия храма и церкви очень близки, во многом синонимичны и взаимозаменяемы.

Есть в них, впрочем, и тонкие различия, о которых следует знать как людям верующим, так и равнодушным к божественным вопросам. Ведь религия – это часть нашей культуры. Чем отличается храм от церкви?

Храмы и церкви – главные отличия

Понятие «храм» существует не в одной религии: подобные сооружения для богослужений и ритуалов можно найти во многих странах и культах.

Они бывают не только православными, но и, например, буддистскими. И в Древнем Египте, и в Греции, и в иудаизме, и в протестантстве находится место для культовых построек.

Термин «храм» ведет свое начало от старорусского слова «хоромы», ну а «церковь» интерпретируется с греческого как «дом» (конечно, подразумевается божья обитель, а не человеческая жилплощадь).

В церквях проходят исключительно христианские службы и обряды, к другим религиям они отношения не имеют.

При этом понятие «церковь» более широкое и многозначное. Это может быть не только конкретное архитектурное сооружение для свершения культовых обрядов, но и религиозная организация целиком.

Сравните высказывания: «Сегодня в 17-00 в церкви на площади пройдет служба» и «Православная церковь не одобряет бракосочетания людей одного пола». Если в первом случае вы легко подставите слово «храм», то во втором это будет уже неуместно.

Религиозные сооружения: значения, функции и различия

Храм – это место, в котором ощущается присутствие Господа. Это специально организованная площадка для поклонения Богу и совершения ритуалов.

Любой верующий может здесь помолиться, попросить заступничества, покаяться в содеянном, пообщаться с единомышленниками.

У церкви в архитектурном смысле такое же предназначение и те же возможности.

Но как организация, как общность поклоняющихся, она также играет роль наставника и воспитателя человеческой веры.

Отличия церкви от храма

1. Храм – это всегда архитектурная постройка, в то время как церковь может быть и зданием, и религиозной организацией, и объединением последователей конкретного культа.

2. Храм может быть и буддистским, и древнегреческим, церковь – только христианской.

3. Архитекторы видят различия между храмом и церковью в количестве куполов и расположении на карте. Храмы обычно имеют

более трех куполов и строятся в центральных, значимых местах города. Церкви – менее трех и могут находиться на отшибе.

4. Размер тоже имеет значение. В народе Храмами часто именуют масштабные, величественные сооружения, от которых захватывает дух.

Церквями (и даже «церквушками») называют здания поменьше и попроще, рассчитанные на небольшие приходы.

Постройку совсем крошечных размеров именуют Часовней, а самый крупные и главные религиозные сооружения называют Соборами.

5. В храме может быть и два, и три алтаря с престолами, и потому ежедневно тут свершается сразу несколько литургий.

В церкви алтарь только один, и литургия, соответственно, служится лишь раз в сутки.

Итак, если вы имеете в виду любое здание, где проходят православные богослужения, то можете смело говорить и Храм, и Церковь. В любом случае, вы не ошибетесь.

Если же вы хотите подчеркнуть размер и архитектурное величие христианской постройки, или речь идет о культовом сооружении древних египтян, то говорите Храм.

Если имеете в виду всю религиозную организацию или общность людей, объединенных вероисповеданием, здесь будет уместно только слово Церковь.

Источник: https://dobro.pw/chem-otlichaetsya-xram-ot-cerkvi/

Что такое приход, его значение в жизни христианина :

Понятие прихода пришло из Греции. Греческое слово «парикия» в переводе означает «близ дома», территорию вокруг храма с населением, которое входило в его попечительство. За ней закреплялся епископ, совершавший священнодействия для прихожан. Это название было распространено в России, особенно в западных областях.

Со временем значение приобрело несколько другой смысл.

Что означает слово «приход» в настоящее время?

Сейчас храмов много, а транспорт позволяет быстро добраться на службу или праздник не только в церкви, расположенные рядом с домом. Строгого закрепления прихожан по территориальному признаку не существует.

Приход состоит не только из жителей окрестностей, но и тех, кому нравится, как проводятся здесь службы, проповеди, тех, кто находит священника для духовного окормления.

Община людей, которые постоянно посещают один храм, составляет его церковный приход, хотя у каждого верующего таких любимых храмов может быть несколько.

История приходов

Но такой свободой выбора прихожане пользовались не всегда.

Раньше приходские храмы вели метрические книги. В них фиксировались даты рождения и смерти, венчания. Каждый гражданин обращался в соответствии со своей верой в синагогу, мечеть, церковь, к которой он был закреплен по месту жительства.

Там же учитывались договора купли-продажи, переезды, давались характеристики прихожан, сведения о благонадежности. Такая форма учета существовала вплоть до Революции 1917 года, затем эти функции были переданы ЗАГСам.

Все требы выполняли строго в своем приходе, а венчаться могли в церкви прихода жениха или невесты.

Церковные приходы формировались непосредственно по месту жительства, без учета личных пожеланий.

На приход меньше 700 человек приходился священник и псаломщик, а если прихожан было больше, то полагался еще и дьякон.

В давнее время прихожане могли выбирать духовенство, затем только рекомендовать епископу.

Община выбирала на общем собрании старосту, которому поручалось ведение церковного хозяйства. Что такое приход был в плане территории? Епископ сам утверждал границы между церквями епархии. Для ведения благотворительности создавались братства из членов общины.

Какими были приходы после Революции?

Что такое приход после Революции? В связи с историческими переменами в России многие храмы были закрыты, священники расстреляны или сосланы в лагеря. Понятие «церковный приход» постепенно стало менять свое первоначальное значение.

Люди молились в катакомбных церквях, совершали требы тайно. Дома отпевали покойников и крестили младенцев, служили молебны и читали акафисты. Эта жизнь была сокрыта от мира завесой тайны, ведь верующих наказывали, изгоняли из учебных заведений, увольняли, сажали в тюрьмы.

Церкви были разрушены, переоборудованы под склады, дома культуры, спортивные залы. Приход собирался не вокруг определенного места, а держался за определенного священника.

К тому периоду, когда церкви снова начали открываться, понятие общины стало синонимом слова «приход», которая складывается как из тех христиан, что живут рядом с храмом, так и из посещающих его постоянно, по зову души.

Организации приходов в настоящее время

Несмотря на то, что прихожане не могли выбирать священника, общины и в настоящее время сообщают епископу о своем желании видеть настоятелем конкретного священника. Часто эти пожелания учитываются при назначении настоятеля, особенно в небольших городах.

Что такое приход в наше время?

Все общины РПЦ в России должны провести приходские собрания, принять переработанный в соответствии с типовым новый приходской устав, утвердить его у епархиального архиерея. Каждый приход должен утвердить свой устав и зарегистрировать его в Минюсте.

Епископ принимает решение о создании и упразднении прихода в своей епархии, назначает состав Приходского собрания, настоятеля.

Председатель приходского совета, которым является, как правило, настоятель, имеет право первой подписи на финансовых и банковских документах.

Каждый приход должен иметь воскресную школу, участвовать в крестных ходах, проводить огласительные беседы для желающих принять Крещение и крестных родителей, заниматься благотворительностью, выпускать газеты.

Приходы создаются в новых районах, восстанавливаемых храмах, в больницах, колониях и тюрьмах, хосписах.

Что такое приход в жизни больных и заключенных? Они могут исповедаться и причаститься, переосмыслить свою жизнь, поговорить по душам со священником, получить наставничество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году православная церковь отделилась от католической

Участие в приходской жизни

Возможность причащаться в разных храмах, ходить на службы в разные церкви иногда увлекает верующих. В одном храме хор хороший, в другом – проповеди, в третьем – росписи красивые.

Незаметно становится любовь к переменам почти светским развлечением. Паломничая, знакомясь с различными приходами, нужно помнить, что главное, для чего человек ходит в церковь — это молитва и покаяние, мир в душе.

Особое значение имеют православные приходы за границей. В них на праздники собираются прихожане из разных городов, для них это островок родной земли.

Митрополит Сурожский Антоний советовал дать возможность прихожанам определяться, насколько активно хотят они участвовать в жизни прихода или не участвовать в ней совсем.

Он предлагал прихожанам заполнить анкету и указать желаемую степень активности в приходской жизни: хочет ли человек только приходить молиться, участвовать в мероприятиях, благотворительности, в организации приходской жизни.

Участие в приходской жизни дает возможность найти друзей и знакомых по вере, с которыми можно ездить вместе по святым местам, организовывать досуг для детей, разделять радость христианских праздников. Общаясь с другими прихожанами, нужно остерегаться сплетен и осуждения, которые увлекают часто по старой привычке.

Источник: https://www.syl.ru/article/369521/chto-takoe-prihod-ego-znachenie-v-jizni-hristianina

Что такое Церковь

Церковь — 1. Религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
2. Здание, в котором происходит христианское богослужение. храм.

Значение слова Церковь по Ожегову:

Церковь — Объединение последователей той или иной религии, организация, ведающая религиозной жизнью. религиозная община

Церковь Православный храм

Значение слова Церковь по Религиозному словарю:

Церковь — 1. В общем смысле (и только в русском языке) организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. 2.

Специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в таинствах.

Универсальный характер церкви как мистического тела Христа и полноты Святого Духа делает невозможным ее отождествление ни с какой другой этнической, политической и другой общностью. 3. Христианский храм.

Значение слова Церковь по словарю Ушакова:

ЦЕРКОВЬ
(церква обл.), церкви, мн. церкви, церквей, церквам (церквям простореч.), ж. 1. Здание, в к-ром происходит богослужение. Каменная церковь. Деревянная церковь. Пятиглавая церковь. Шатровая церковь.

Отвести церковь под клуб. 2. Христианская организация, объединенная единством догматов и обрядов. Православная церковь. Католическая церковь. Лютеранская церковь. Господствующая церковь. Отцы церкви. Живая церковь (см. живой). || Руководство такой организации.

Решение церкви.

Значение слова Церковь по словарю Даля:

Церковь
м. церква, южн. зап. новг. место, здание для христианского богослужения, храм, Божий храм. У нас церковь отличается от молитвенного дома освященьем престола, заменяемого в походной, переносной церкви антиминсом. Церковь не в бревнах, а в р

Определение слова «Церковь» по БСЭ:

Церковь — [от греч. kyriake (oikнa)- божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа. главные отличительные признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы (см. Догматы, Культ). иерархический характер, централизация управления. разделение всех, принадлежащих к Ц.

, на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистических социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политические, правовые и идеологические функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистических странах Ц. осуществляет исключительно религиозные функции.

Религиозные организации, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель — совместное отправление религиозного культа. обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистических стран Ц. отделена от государства.
Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей государственной и социальной структурой, выступая, — как отмечал Ф.

Энгельс, — « в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церковный приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение от Ц. являлось наказанием. все, отошедшие от неё, квалифицировались как «еретики»).

Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политическим и общественным центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преимущественно не на сознательном выборе, а на семейных и национальных традициях. Ц. противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство).

Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось преимущественно на основе индивидуального сознательного вступления в них.
При капитализме положение Ц. (как и др. религиозных организаций) существенно меняется. Ц. утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистических стран (Франция, США и др.) отделяется от государства и теряет прежние правовые функции.

Возникает
«религиозный плюрализм», при котором равноправные в юридическом отношении религиозные организации конкурируют друг с другом. в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религиозных организаций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом.

Капиталистическая индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церковной общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и территориальной мобильности населения, распространение религиозного индифферентизма и свободомыслия — всё это меняет прежнюю роль прихода. Религиозная группа в условиях капитализма не совпадает с какими-либо иными социальными общностями. Свою принадлежность к Ц. многие верующие воспринимают формально.

Стираются различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестаёт включать всё население. многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер. осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.
Крупнейшие христианские Ц.: Православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), Армянская апостольская церковь, протестантские церкви [Англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст.

Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)]. В протестантизме многие секты преобразовываются в Ц. (Методисты, Баптисты, Меннониты).
В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой четко выраженной корпоративной централизованной церковной организации, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в некоторых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражданской и религиозной общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит. и автономного религиозного коллектива в лице Ц.).Д. М. Угринович.

2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Ц., состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В.

, и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Ц. — комплекс из многих взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). христианская Ц. города или монастыря называется собором. Лютеранские Ц.

обычно называются кирками или кирхами, польские католические Ц. — костёлами.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/cerkov.html

Что такое приход? Определение и суть

Интересуясь вопросом, что такое церковный приход, для начала разберемся, чем он отличается от храма. В народе зачастую слова «приход» и «храм» употребляются как синонимы, однако разница между ними все же существует.

Считается, что храм — это просто строение культового назначения, а приход — это приходящие в храм люди, которые так и называются — прихожане. И они составляют целую общину.

Что такое приход, очень хорошо объясняет Евангелие, в котором есть такие слова, произнесенные самим Иисусом: «Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них». Это говорит о том, что люди идут в храм на богослужение, чтобы пообщаться с Господом и друг с другом.

Что такое приходы?

Определение надо искать в истории. Попробуем разобраться, как возникали приходы, и что этому способствовало. Начнем с того, что до 313 года христианство на территории Римской империи было под запретом. Истинно верующие собирались тайком на богослужения в отдельных местах — в пещерах или домах.

После прекращения гонений для своих служб древние христиане стали переоборудовать и освящать бывшие языческие храмы. Вот таким образом постепенно возникает само понятие прихода как первичной структуры Церкви и формы самоорганизации церковной жизни.

Кто такой прихожанин?

В Библии говорится, что Церковь — это мистическое тело Иисуса Христа, а приход составляет клеточку одного большого организма. По-настоящему верующий человек должен чувствовать свою причастность к Вселенской Церкви как раз через такую общность.

Эта причастность, главным образом, осуществляется через таинство евхаристии, где происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (через эти святые дары православные соединяются с Господом), а уже через Него идет объединение со всей Вселенской Церковью.

Само понимание «быть христианином», в первую очередь, включает в себя участие в таинстве евхаристии.

Миссия и благотворительность

Однако приходская жизнь — это не только богослужение, она включает в себя и внецерковные формы деятельности — миссию и благотворительность. Миссионерская деятельность подразумевает под собой образование и воспитание новых членов общины. За ней идет благотворительность: это помощь больным и немощным, старикам, инвалидам, сиротам и вдовам.

Богослужение

Можно каждый день приходить в храм, стоять на службе и участвовать в таинствах, не забывая о себе и своем спасении, а также о спасении своей родни, однако при этом нельзя оставаться равнодушным и не интересоваться тем, что происходит в твоей общине.

Вот таких людей сложно назвать членами прихода или общины. Истинным членом будет тот, кто осознает общинную жизнь как общее дело. Это есть Литургия, которая является не только частью богослужебного круга, в нее входит все: церковное богослужение, миссионерство и благотворительность.

В вопросе, что такое приход, надо отметить еще и то, что приход — это не что-то отдельное и самодостаточное, он должен обязательно быть вплотную связан с Церковью.

Служба в церкви

Каждому верующему человеку надо постараться как можно глубже вникнуть в деятельность всей христианской Православной Церкви. Только тогда можно дать верный ответ на вопрос, что такое приход.

И тут еще важно понять, что Церковь, как тело Христово, является в своем роде огромным живым организмом, у которого, помимо главного органа (сердца), должны работать и другие органы — голова руки, ноги, печень и т.д.

И если священник не проповедует, то у общины отсутствует язык, если нет помощи близким, значит она безрукая, нет обучения основам христианской православной веры — она безголовая.

Подытожить тему «Что такое приход», можно следующим: церковная община, приход — это единое целое, некая полнота в своем роде. И если чего-то не хватает, приход не выполняет своих духовных функций.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43720-chto-takoe-prihod.html

Чем отличается храм от церкви | Православиум

Рубрика: Православный храм

Прежде чем выяснить, чем отличается храм от церкви, необходимо разобраться в этих понятиях.

Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Храм может быть как отдельным зданием, так и помещением внутри строения с другими основными функциями — так называемые домовые храмы. Во времена первых христианских общин храмом могли быть жилые дома и даже пещеры. Некоторые пещерные монастыри сохранились и функционируют в наши дни. 

Существует множество видов храмов:

  • кафедральный (главный храм в епархии);
  • дворцовый (сюда же относятся кремлёвские и крепостные церкви, например, Успенский собор в Москве);
  • приходской;
  • монастырский;
  • храм-подворье;
  • домовой или келейный храм;
  • храм-усыпальница;
  • кладбищенский;
  • тюремный;
  • больничный;
  • войсковой;
  • миссионерский;
  • единоверческий (вид старообрядческих храмов) и так далее.

Каждый храм посвящён либо Господу или Божьей Матери, а так же иконам в Их честь (церковь в честь Спаса Нерукотворного, собор Казанской иконы Божьей Матери), либо святому (собор Василия Блаженного, храм в честь Спиридона Тримифунтского), либо православному празднику (Троицкий собор, Вознесенский собор), либо ангелам и ангельским силам (собор Архистратига Михаила).

Православный храм — кафедральный собор Александра Невского в Софии (Болгария)

В первом значении слово “церковь” является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения. 

Церковь как сообщество верующих

Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Только  в наше время оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.

Часто к этому понятию добавляют деление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь, Римская Католическая Церковь, Немецкая Лютеранская Церковь.

Храм и церковь: в чём разница?

Чем отличается храм от церкви? Понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание, то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих города, страны и даже всего мира, например, Вселенская Православная Церковь.

Собор

Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.

Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.

Церковь

Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).

Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.

Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.

Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.

Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был построен храм Василия Блаженного

Часовня

Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря.

После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места.

В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.

Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.

Источник: https://pravoslavium.ru/chem-otlichaetsya-xram-ot-cerkvi/

Православный приход

В каждой церкви есть свой приход, а что это и как он определяется — поговорим в статье.

Слово «приход», имеющее греческое происхождение, корнями уходит в понятия близости к дому. Отсюда и повелось называть приходом территорию, сосредоточенную вокруг того или иного храма, как и население, проживающее на ней и приходящее в храм на молитву, службу, проповедь, — прихожанами.

До октябрьской революции именно в приходских храмах были сосредоточены все официальные сведения о прихожанах: кто когда родился, крестился, женился, что купил и куда переехал, фиксировались, естественно, и даты смерти.

Образовывались приходы, как правило, там, где была не только церковь, но и средства для того, чтобы содержать церковный причт, т.е. штат священнослужителей.

Примечательно, что прихожане поначалу активно участвовали в избрании членов причта, но со временем это право отменили, оставив лишь возможность ставить в известность о своих предпочтениях при назначении причта.

Как создается приход?

Приход объединяет в себе духовенство и мирских людей, которые посещают один храм. Наблюдает за приходом архиерей епархии, который назначает настоятеля храма и благословляет весь приход на деятельность.

Церковные каноны строги, и если часть (или даже все члены приходского собрания) решат выйти из прихода – они бесправны в отношении финансовых и материальных благ прихода.

А уж если идет речь об отделении из выстроенной иерархии – теряется не только имущество и право пользования ним, но даже причастность к Русской Православной Церкви.

Приход

Епархиальная власть благословляет создание храмов, часовен, домов молитвы, а также управляет приходом. Ревизионной комиссии принадлежит право контроля за тем, как действует приход.

Структура прихода

Также с благословения архиерея происходит создание братств и сестричеств, которые привлекают к заботам о храме других прихожан, занимаются благотворительностью, просветительской деятельностью, религиозным воспитанием. Они производят отчисления на нужды церкви и строго подчиняются решениям епархии и приходских настоятелей. В случае отделения они также лишаются имущества, прекращая всякую деятельность в рамках не только прихода, но и церкви.

Возглавляет приход настоятель, которого назначает архиерей епархии. Он руководит духовенством прихода, следит, чтобы в храме были все атрибуты, необходимые для богослужений, организовывает деятельность братств и сестричеств, проводит приходские собрания, следя, чтобы его решения неукоснительно соблюдались, представляет интересы вверенного ему прихода в государственных органах, ведет богослужебный журнал, выдает свидетельства о таинствах крещения и брака.

Прихожане

В храме, как правило, находятся 3 человека: священник, дьякон и псаломщик. Если приход небольшой, дьякона в составе может не быть. Если же наоборот – по решению епархиальной власти состав может быть увеличен. Его обязанность – духовная и нравственная составляющие состояния прихода. Перейти в состав другой епархии священнослужитель может исключительно с разрешения архиерея.

И, наконец, прихожане, т.е. православные, постоянно посещающие храм, участвующие в богослужениях, исполняющие правила церкви, причащающиеся и исповедующиеся. Кроме того, именно прихожане должны заботиться о том, чтобы содержать храм в должном состоянии.

Управление приходом

Приход управляется приходским собранием.

  • Возглавляет его настоятель, а членами являются причта и наиболее достойные прихожане. Собирается этот орган не реже, чем раз в год.

Источник: https://thram-m.ru/stati/pravoslavnyj-prihod/

Как определить приход церкви нужного населенного пункта — Как написать историю своей семьи?

До 1917 года учетом населения занимались церковные приходы. Они регистрировали браки, рождения и смерти ваших предков, ежегодно оставляли исповедные росписи и занимались заполнением ревизских сказок. Чтобы составить свою родословную и узнать основные подробности жизни ваших предков, нужно правильно определить приход церкви нужного населенного пункта. 

Понятия

Нужный населенный пункт — это место, где жили ваши предки в определенный год.

Атлас Архангельской губернии, Церковные приходы, 1888 год. Шенкурский уезд. По карте можно определить приход церкви, к которому относится нужный населенный пункт.

Церковный приход — церковь, в метрических книгах которой записаны данные о произошедшем событии: рождение, смерть, бракосочетание. Ревизские сказки, исповедные росписи и клировые ведомости также сортируются по принадлежности к церковному приходу.

В современном понимании, церковный приход в те годы — это орган ЗАГС по месту прописки. Регистрировать рождение,браки или смерти ваши предки могли только в определенной церкви, к которой относилась их деревня или починок. В городах за церквями закреплялись районы.

Подробное описание в III Благочинии приходов и населения. Сведения из Атласа Архангельской губернии за 1888 год. Указаны церковные приходы, количество лиц мужского и женского пола, церковных школ. Перечислены деревни, которые относятся к каждому церковному приходу. Указан вид церковных построек (деревянная, каменная).

Метрическая запись о событии в чужом приходе

За редким исключением ваши предки могли пойти оформлять метрическую запись в соседнюю церковь, а не в свою. Например:

  • отсутствие священника в своем приходе.
  • церковь временно закрыта на ремонт.
  • брак регистрировался по месту жительства невесты.
  • рождение ребенка не по месту жительства родителей, а у родственников в гостях.

Всё это частные случаи, которые стоит рассматривать в последнюю очередь.

Страница из справочника «Описание церковных приходов Владимирской губернии за 1886 год». Подробно описана местность, история церкви и состав прихода.

Как определить приход церкви нужного населенного пункта в сельской местности

  1. Вы знаете точное название населенного пункта и нужный год события. По умолчанию нужно брать всегда самый поздний известный год. Помните: церковные приходы с годами менялись, поскольку строились новые деревни и церкви. 
  2. Определите по карте, где находится или находился нужный населенный пункт.

    Если сегодня такой деревни не существует, то смотрите советские карты или дореволюционные. На сайтах найдете большое количество старых карт:

    1. retromap.ru
    2. etomesto.ru
    3. davidrumsey.com
  3. Помните, что небольших населенных пунктов с одинаковыми названиями было много.

    Даже по соседству могли располагаться 2 деревни с одним названием в советские годы. А вот до революции они могли носить другие названия. Если вы сомневаетесь точно ли этот населенный пункт родина ваших предков, то изучите оба. 

  4. Посмотрите ближайшее к нужному вам населенному пункту крупное село по карте.

    Если таких деревень или сел несколько на примерно одинаковом расстоянии — выписывайте оба названия.

  5. Откройте справочник по нужной вам губернии. В списке населенных пунктов или приходов найдите название крупного села, которые вы выписали в предыдущем пункте. Просмотрите, какие населенные пункты к нему относились. Если там есть ваше искомое, то приход вы определили.

    Можно переходить к просмотру метрических книг.

Определить приход церкви для нужного вам населенного пункта можно с помощью справочников. Например «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии». Приводится оглавление сборника за 1902 год.

Справочники по населенным пунктам и приходам

В Российской империи регулярный документооборот между епархией и приходами позволял издавать статистические сборники. Поскольку единого стандарта не было, то каждая губерния или епархия выпускала справочники на свое усмотрение. По этой причине названия справочников могут отличаться.

  • “Справочник по административно-территориальному делению” за каждый год. Их легко найти в интернете, на сайтах электронных библиотек (бесплатно). В списке будет указано крупное село, в котором находилась приходская церковь. Все мелкие населенные пункты в округе относились к ней.
  • “Списки населенных мест по губернии” составлялись раз в несколько лет. Отсюда вы узнаете название населенного пункта, волость, уезд и самое главное — церковный приход.
  • «Православно-церковный календарь», с описанием приходов церквей.

Описание приходов Екатеринбургской епархии за 1902 год. Кобринский уезд.

  • Клировые ведомости.
  • «Справочная книга или книжка по губернской епархии «
  • «Описание церквей губернской (нужной вам) епархии»
  • «Адрес-календарь губернской епархии»
  • «Историко-статистическое описание церковных приходов губернии»
  • «Губернская епархия: Сборник статистических и справочных сведений»
  • «Карты приходов по губернии». На карте обозначены границы приходов, обозначены церкви.
  • «Краткие сведения о монастырях и церквях губернской епархии».

Памятная книжка за 1908 год Екатеринославской губернии. Церковных приход, Екатеринославский уезд.

Важно, что в этих справочниках вы не только найдете информацию об отношении места жительства ваших предков к определенному церковному приходу. Вы узнаете историю церкви, в которую годами ходили ваши предки, получите подробное описание прихода. В большинстве справочных книг приводится подробное описание убранства и устройства храма, какие иконы и ценности находились в приходской церкви.

Базы данных

На сайтах архивов существуют информационные системы, которые позволяют узнать сохранность документов по той или иной церкви. Определив принадлежность нужного вам населенного пункта к церковному приходу, вы сможете узнать шифр архивного дела и посмотреть метрические книги с информацией о ваших предках.

Например, на сайте архива Кировской области ГАКО есть такая база данных.

База данных на сайте ГАКО (Кировской области), для определения места хранения метрических книг для конкретного церковного прихода. Перечень метрических книг с указанием архивного шифра, для поиска в архиве.

другие статьи по генеалогии:

Шаблон родословной книги для самостоятельного заполнения

Процесс переселения предков

История любимых советских конфет

Писцовые, переписные или дозорные книги

Источник: https://yulianovozhilova.ru/prihod-cerkov/

Значение слова «приход» в 15 словарях

Все словари Словарь Ушакова Современный экономический словарь. 1999 Справочный Коммерческий Словарь (1926) Словарь антонимов русского языка Православие. Словарь-справочник Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков Словарь экономических терминов Православный энциклопедический словарь Словарь церковных терминов Православная энциклопедия Вестминстерский словарь теологических терминов Тезаурус русской деловой лексики Энциклопедический словарь Словарь Ожегова Словарь Ефремовой

приход

приход, прихода, муж.

1.только ед. Действие по гл. прийти в 1 и 2 знач. — приходить. Приход войск. Приход поезда. Приход к власти.

2.только ед. Поступление денежных сумм, ценных бумаг или товаров, записываемое в бухгалтерских, счетоводных книгах (спец.). Графа прихода. Записать на приход. Приход превышает расход.

3. Низшая церковная организация в христианской церкви; местность, где живут члены этой организации. «Священники с хоругвями обходили свои приходы.»Герцен. «Каков поп, таков и приход.»погов.«Да плакать мне какая стать: ведь я не здешнего прихода.»Крылов.

приход

обобщенный термин, характеризующий величину поступления това-ров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени. Используется преимущественно в практике учета денежных и материальных ценностей.

приход

  1) левая сторона бухгалтерского счета, на которой записываются поступающие в предприятие ценности.

  2) поступление ценностей — вещей.

приход

община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.

Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.

приход

, а, м.

Низшая церковная организация христианской церкви; территория, обслуживаемая данной церковью.

* Прихода не чуждалися: У нас они венчалися, У нас крестили детушек, К нам приходили каяться, Мы отпевали их. // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //; —А у тебя, сосед, знать, черствая природа. — Да плакать мне какая стать: Ведь я не здешнего прихода. // Крылов. Басни // *

приход

обобщенный термин, характеризующий величину поступления товаров, материалов, денежных средств из определенных источников за некоторый период времени. Используется преимущественно в практике учета денежных и материальных ценностей.

приход

церковная община, объединенная вокруг одного храма.

приход

низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром

приход

низшая ступень в церковной иерархии, включающая церковную общину, клир и само здание храма.

приход

 ♦ (ENG parish)

 (греч. paroikia, лат. paroecia — церковный район)

географический район, обслуживаемый церковью как территория пастырства. Это название применяется также для обозначения членов церковной общины, управляемой пастором.

приход

1. Syn: наступление, прибытие (оф.)

Ant: отход, отправление

2. Syn: доход, заработок, выручка, дебет

Ant: расход, убыль, кредит

приход

низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния.

приход

ПРИХОД 1, а, м.

1. см.прийти.

2. Поступление сумм, товаров. П. превышает расход. Записать в п. (в соответствующую графу бухгалтерской книги).

| прил. приходный, ая, ое. Приходная ведомость. Приходная касса.

ПРИХОД 2, а, м. Низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). Каков поп, таков и п. (посл.).

| прил. приходский, ая, ое. Приходское училище, приходская школа (в России до революции: начальная сельская школа).

приход

  1. м. Действие по знач. глаг.: приходить (1-4).
  2. м.
    1. Поступление денежных сумм, ценных бумаг или товаров, записываемое в бухгалтерских книгах.
    2. Графа в бухгалтерской книге для записи таких поступлений.
  3. м.
    1. Низшая церковная организация в христианской церкви.
    2. Местность, где живут члены такой организации.
    3. :
      1. разг. Прихожане.
      2. перен. Приверженцы какого-л. направления, взгляда.
  4. м.

    Приказ, ведавший сбором, хранением и расходованием казны в данной местности (в Российском государстве до XVIII в.).

Добавить свое значение

Цитаты со словом приход

  • Однако основная масса слишком инертна. Ей наплевать на всё, кроме собственного благополучия и личного покоя. В сытой спячке народ может допустить даже приход фашизма.. Энтони Берджесс, «Заводной апельсин»
  • Однако основная масса слишком инертна. Ей наплевать на всё, кроме собственного благополучия и личного покоя. В сытой спячке народ может допустить даже приход фашизма.. Энтони Берджесс, «Заводной апельсин»
  • Океан, состоящий из капель, велик. Из пылинок слагается материк. Твой приход и уход не имеет значенья. Просто муха в окно залетела на миг.. Омар Хайям
  • визит
  • вход
  • выгода
  • выручка
  • главное
  • главный
  • доход
  • жалованье
  • кереметь
  • община
  • оклад
  • парафия
  • пасторат
  • пенсион
  • пенсия

Все синонимы к слову приход

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B4

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий