Христианство в Грузии
Христианство пришло на Кавказ в незапамятные времена, неся с собой свет веры и просвещения. Несмотря на обилие легенд, связанных с теми далекими временами, исторические источники зафиксировали вполне конкретные события, которые почитаются верующими и поныне.
В каком году страна приняла новую веру?
Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.
Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.
В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.
Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.
Впоследствии Нина стала основной грузинской святой, почитаемой верующими и по сей день.
Основные направления религии
За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.
Православие
К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии.
Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.
Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.
Армянская церковь
Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.
Католицизм
Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.
Протестантизм
Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.
Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.
Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.
Источник: https://nakhodkamegaplus.ru/hristianstvo-v-gruzii/
Краткая история Грузии, доисторический и древний периоды, новая и новейшая история
Согласно находкам археологов, Грузия была довольно заселенным местом еще во времена палеолита, на ее территории обнаружены многочисленные стоянки древнего человека. Между прочим, именно в Грузии нашли самые древние останки человека.
Во времена неолита здесь появляются земледельцы и скотоводы, прогресс ускоряется, и уже в 9 веке до нашей эры местные племена умели выплавлять не только медь и бронзу, но и железо.
В это же время появляется тенденция к объединению племен и формированию нации.
Древний период истории
В 6 веке до нашей эры на берегу Черного моря появляется первое грузинское царство — Колхида или Эгрисское царство с рабовладельческим строем, известное своими тесными связями с древней Грецией. О нем упоминают древнегреческие авторы Пиндар и Эсхил, оно известно также по мифу о золотом руне. От тех времен остались в наследство первые деньги — серебряные монеты или колхидки.
Археологи затрудняются во времени возникновения грузинской письменности, известно лишь, что она появилась еще до нашей эры.
В 3 веке до нашей эры на востоке нынешней Грузии появляется новое, довольно могущественное государство — Картли или Иберийское царство со столицей Мцхетой, поглотившее Колхиду.
Спустя два столетия, в 65 г. до н.э., сюда приходят римские легионы, возглавляемые Помпеем и оккупируют причерноморские области страны. Картли с честью выдержало это испытание, не только со временем вытеснив римлян, но и восстановив свое былое могущество.
В третьем веке уже нашей эры на западе нынешней Грузии образуется еще одно сильное грузинское царство — Лазское или Новоэгрисское. Обстановка для небольшого государства складывалась до вольно тяжелой: с одной стороны его подпирали сасаниды, создавшие мощное государство Иран, и поклонявшиеся огню, с другой — римская провинция Византион (будущая Византия) со столицей Константинополем, принявшая христианство.
Менталитет грузин, более близких к Европе, предопределил будущее страны принятием христианства. Уже в 326 году христианство стало официальной религией, как в Картли, так и в Лазике.
В середине 5 века царь Картли Вахтанг Горгосали переносит столицу из Мцхеты в Тбилиси. Город находился в ущелье Куры и являлся естественными воротами в центральные районы страны и серьезным препятствием для продвижения сасанидов. В 5 веке строятся уникальные христианские Болнисская и Урбнисская базилики, а в 6 веке на месте слияния рек Арагви и Куры появляется очень гармоничный храм Мцхетский Джвари.
Средневековый период истории
В 523 году Иран завоевывает восток Грузии, но уже к концу 6 века грузины изгоняют захватчиков. В многострадальной истории страны появляется небольшая передышка, но в середине 7 веке на ее территорию вторгаются арабы. Огнем и мечом они подавляют сопротивление и подчиняют Грузию Халифату.
Огромные людские жертвы и материальные разрушения не подорвали стремление к независимости, и спустя сто лет начинается постепенное выдавливание арабов с захваченных земель.
К середине 8 века на месте будущей Грузии образуются три независимых феодальных княжества: Кахети, Эгрис-Абхазети и Тао-Кларджети, а к 10 веку арабов вытеснили отовсюду, кроме тбилисского региона.
Основным занятием населения в то время было сельское хозяйство, но стремительное развитие ремесленничества и торговли привел к росту городов, которые стали центрами борьбы за независимость. Грузинские ремесленники достигли совершенства в изготовлении эмалей на золоте, ставших мировым достоянием.
В это же время начинается расцвет культуры, яркими представителями которой становятся писатель Георгий Мерчули и монах Микаэл Модрекили.
Князь Давид III, правивший Тао-Кларджети, объединил все грузинские княжества в одно государство.
В 11 веке на территорию Грузии ополчились новые захватчики — турки-сельджуки, прошедшие страну огнем и мечом. Давид IV(1089— 1125 гг.
), при поддержке армян и азербайджанцев освободил Грузию, нанеся 300 тысячам турок сокрушительное поражение в Дидгорской битве, и вернув Тбилиси.
В грузинскую историю он вошел под именем Давида Строителя, он был не только талантливым полководцем, но и крупным реформатором во всех областях жизни, в частности, основал Гелатскую академию около Кутаиси.
Расцвет могущества Грузии пришелся на период правления его внучки, царицы Тамары, в 1184—1213 гг., когда страна делается ведущей в этом регионе. В это же время, опередив европейское Возрождение на 2 века, грузинский поэт Шота Руставели пишет свою поэму «Витязь в тигровой шкуре», занявшую достойное место в мировой литературе. Что интересно, царица Тамара вышла замуж за сына суздальского князя Юрия Боголюбского.
В 13 веке Грузия снова попадает в черную полосу своей истории, в 30-х годах по ней прокатывается неумолимый каток татаро-монголов. Однако им удается опустошить только восток страны, западная Грузия не покорилась и отбила нападение, а спустя сто лет монголы были окончательно изгнаны.
Возрождение страны, начатое мудрым царем Георгием V, было прервано новым завоевателем — Тимуром, 8 раз вторгавшимся в Грузию с 1386 по 1403 гг.. Победа далась нелегкой ценой, было уничтожено больше половины населения, страна лежала в руинах.
Для страны настают тяжелые времена, грузинские феодалы начинают жесткую эксплуатацию народа, пытаясь вернуть свои прежние доходы, что вызывает восстания крестьян.
Новый период истории Грузии
С 16 по 18 века Грузия продолжала свое падение. Крепостничество, принявшее самые уродливые формы, порождало озлобление и неповиновение народа. На международной арене тоже все было плохо. После завоевания турками Константинополя оборвались связи Грузии с Европой, а на границе появились два мощных и агрессивных государства: Турция и Иран.
17 век оборачивается новыми страданиями для грузинского народа. Турки захватывают юго-запад страны в 1628 году, и устраивают там марионеточный Ахалцихский пашалык, ими были основаны города Поти и Сухум-Кале.
Иранский Шах-Абас I разоряет восточную Грузию, уведя в рабство сотни тысяч людей. Но продолжительная война ослабила и захватчиков, уже к середине 17 века восстанавливается независимость страны.
Возрождается грузинская культура, наследники Руставели создают новые шедевры, в 1712 году его поэма выходит в свет в печатном виде усилиями царя Вахтанга VI. Появляются новые имена: Сулхан-Саба Орбелиани, историк Вахушти Багратиони, поэты Давид Гурамишвили и Бесики.
В 18 веке грузины обращают свой взор на север, и подписывают в 1783 году «Дружественный договор» с Россией. В ответ на это шах Ирана Ага-Мохаммед в 1795 году разоряет восток Грузии, а в 1801 г. Картли-Кахетинское царство, или восток страны входит в состав России. К 19 веку к ним присоединилась и оставшаяся часть Грузии, образовались Тифлисская и Кутаисские губернии, благодаря чему было остановлено физическое уничтожение нации.
В Отечественной войне 1812 года принимали участие и генералы-грузины: Петр Багратиони, Владимер и Леван Иашвили, Иван и Симон Панчулидзе и многие другие.
В 1864 году, благодаря отмене крепостного права в Российской империи, Грузия переходит на капиталистический уклад, в 1872 г. прокладывается железная дорога Тбилиси-Поти, в 1883 (после освобождения в 1879 г. Батума русской армией) — Баку-Батуми через Тбилиси.
В 1879 г. закладывается марганцевая промышленность в стране, обеспечивавшая марганцем не только Россию, но и западные страны, что, в свою очередь, способствовало развитию порта в Поти. Попутно развивается и батумский порт, через который вывозится бакинская нефть.
тем не менее, Грузия к началу Первой мировой войны оставалась аграрной страной, доля промышленности составляла всего 13% (в самой России — 41%). Основными отраслями сельского хозяйства были виноградарство и табак.
В Грузии бывали и писали свои произведения многие русские писатели и поэты: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Островский и Горький.
Революционные веяния не обходят и Грузию, в 1901 году в Тбилиси издается газета «Брдзола» (в переводе — борьба) ленинского направления, а к 1903 г. грузинские социал-демократы входят в РСДРП.
Новейшая история Грузии
Грузия разделила судьбу России в Первой мировой войне, ее так же коснулась разруха. После Октябрьской революции к власти пришли меньшевики, объявившие о независимости страны, правившие. впрочем, недолго. В феврале 1921г. Красной армией свергается меньшевистское правительство, а в 1922 Грузия становится советской республикой. В ее состав входят Абхазская и Аджарская автономные республики и Юго-Осетинская автономная область.
Начинается восстановление народного хозяйства, в 1927 г. запускается в эксплуатацию гидроэлектростанция под Тбилиси. Уже к 1925 году Грузия выходит на довоенный уровень. Республика начинает бурно развиваться, появляются машиностроение, станкостроение, химическая, ферросплавная промышленность, новые ГЭС.
Сельское хозяйство кооперируется, к 1927 году работает уже 108 колхозов.
Культура и наука тоже не стоят на месте, Грузия становится поголовно грамотной, появляется своя творческая интеллигенция.
В 1999 году с распадом Советского Союза Грузия становится независимой республикой. Ее не миновала горькая чаша разрухи, которую до дна испили все бывшие республики СССР. Парад суверенитетов затронул и ее — это конфликты с Южной Осетией и Абхазией. К нынешнему времени страна вновь становится на ноги, возрождается промышленность, сельское хозяйство. Бурно развивается туризм, морские, лечебные и горнолыжные курорты.
Источник: https://sam-turizm.ru/history-georgia.html
Христианство в Грузии: история, интересные факты
На территории современной Турции находится Каппадокия. Она известна тем, что в III веке здесь родился Георгий Победоносец, почитаемый святым. А в начале нашей эры эта местность, расположенная в восточной части Малой Азии, стала прибежищем для христиан.
Приверженцы новой религии подвергались гонениям и обосновались на этой земле. Об их присутствии до сих пор напоминают пещерные монастыри, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Именно здесь примерно в 280 году н. э.
родилась девочка по имени Нино, благодаря которой христианство в Грузии станет государственной религией. Эти события и являются предметом обсуждения.
Раннее христианство
Еще в I веке н. э. в Грузии жила блаженная Сидония, которая уверовала в Спасителя при Его жизни. Когда ее брат раввин Илиоз получил из Иерусалима известие о суде над Иисусом, то он спешно должен был выехать к месту тех событий по указанию Первосвященника.
Сидония попросила брата о том, чтобы он привез ей хоть что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Случилось так, что Илиоз, приехав в Иерусалим, успел только к моменту казни Христа, на которой присутствовал.
После того как римские легионеры сняли тела казненных, все вещи которых (по обычаю) они имели право забрать себе – Илиоз выкупил у солдат хитон Господа.
Вернувшись в Мцхету (древнюю столицу Грузии), он передал его сестре. Сидония прижала его к сердцу и покинула этот мир. Ее так и похоронили вместе с хитоном Спасителя. Сегодня на этом месте находится собор XI века, именуемый “Животворящий столп”.
Это одно из самых посещаемых святых мест в Грузии и величайшая реликвия Грузинской православной церкви. Но до пришествия христианства в Грузию оставалось около 200 лет.
Слово Божье в Иверии
Существует предание, согласно которому в Иверию нести Благую Весть и слово Господне выпало Богородице, однако Спаситель попросил ее остаться в Иерусалиме. А в Грузию пришли апостолы Андрей Первозванный, Матфий и Симон Кананит. Все вместе они бывали в этих местах дважды. Апостол Андрей приходил в Иверию три раза. Симон Кананит много сделал для распространения Благой Вести в Абхазии, и благодаря ему в этой стране был отменен обычай принесения в жертву младенцев.
Вещий сон Нино
Нино происходила из знатной семьи. Ее отца звали Завулон, и он был военачальником у императора Максимиана. Ее мать Сусанна приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию.
Нино была их единственным ребенком и приходилась родственницей Георгию Победоносцу – почитаемому во всем мире святому.
Когда ей было 12 лет, ее семья переехала в Иерусалим в связи со служебным долгом матери, которая приняла пост диакониссы при храме Гроба Господня. Отец также посвятил свою жизнь Господу, находясь вдали от дома.
Девочку поручили заботам старицы Нианфоры, которая хорошо знала Грузию и много рассказывала Нино о сказочной Иверии. Пожалуй, не проходило и дня без очередной истории. Девочка мечтала о поездке в эту далекую страну.
Шло время, и вот однажды Нино увидела сон, в котором Дева Мария вложила ей в руки крест из виноградной лозы и сказала, что ей надлежит отправиться в далекую страну Иверию нести слово Божие.
Богородица обещала Нино свое покровительство и защиту от видимых и невидимых врагов, а также благодать Господа.
Проснувшись, девочка обнаружила в своих руках тот самый крест. Радость ее была безмерной, и она поспешила сообщить о видении патриарху Иерусалима, который приходился ей дядей. Выслушав племянницу, он благословил ее на служение, и Нино отправилась в путь. Знала ли она, что станет просветительницей Грузии, и христианство в эту страну войдет вместе с ее крестом? Он и сегодня хранится в кафедральном соборе Тбилиси.
Долгая дорога
В Евангелии от Матфея говорится о том, что Спаситель вручил Нино свиток, в котором было напутствие: “Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Вручив себя Его воле, девушка отправилась в дальнюю и опасную дорогу. Дорога в Грузию проходила через Армению, царь которой Тиридат III около 301 года объявил христианство государственной религией.
Однако до этого времени правитель был одним из самых жестоких противников новой веры, которую пропагандировал с 279 года святитель Григорий (Просветитель). Царь бросил его в темницу со змеями и скорпионами на 13 лет, однако под воздействием уговоров своей супруги и сестры, принявших христианство, Григорий был освобожден.
Опасности в Армении
Путь через Армению мог закончиться для Нино смертью, поскольку она шла вместе с царевной Рипсимией и ее спутницами, бежавшими от императора Рима. Он желал сделать царевну своей женой, однако она приняла решение стать невестой Христовой и отказала ему.
Тиридат III, по указанию Диоклетиана (римского императора), отыскал Рипсимию и тоже пожелал взять ее в жены. Получив отказ, он впал в гнев и умертвил царевну и всех ее подруг. Нино удалось спастись, однако она видела мучения своих спутниц, спрятавшись в зарослях шиповника. Только поддержка Высшей силы позволила девушке преодолеть все препятствия и в 319 году добраться до Грузии, христианство в которой еще только зарождалось.
Встреча со старыми богами
Нино остановилась сначала в городе Урбнисе, чтобы изучить нравы и обычаи жителей. До того времени, когда Грузия приняла христианство, в стране существовало идолопоклонство.
Спустя месяц Нино узнала, что в Мцхету направляются желающие поклониться языческим богам, статуи которых располагались на горе возле города.
Девушка последовала за жителями и по дороге встретила направляющихся к капищу царя Мириана и царицу Нану, окруженных свитой и толпой народа. Жрецы готовились к проведению обряда и принесения жертвы языческому богу Армазу.
Когда ритуал начался, Нино не выдержала и вознесла молитву Спасителю о прекращении темного времени и наступлении эры истинной веры. Она была услышана: на капище обрушился ливень, затушивший костер, затем налетел ураган, уничтоживший идолов, сбросив их в реку. Нино успела укрыться в пещере.
Когда все закончилось, люди начали говорить о том, что бога Армаза одолел более сильный бог. Некоторые предполагали, что этим новым богом может быть тот, который заставил царя Армении принять его веру, однако никто не знал Его имени И невдомек было жителям, что до принятия христианства в Грузии осталось около семи лет.
Просветительская деятельность
Нино вошла в Мцхету как странница. Никто ее там не знал, и она ни с кем не была знакома. Однако навстречу ей вышла жена царского садовника Анастасия, пригласила в дом, предложила угощение. Супруги были бездетны и очень обрадовались гостье, они попросили Нино оставаться в их доме, сколько она пожелает.
Святая попросила садовника построить небольшой шалаш в саду, где она могла бы молиться. Сейчас на этом месте находится Самтаврский женский монастырь. Нино все дни проводила в молитвах перед крестом, врученным ей Богородицей. Силой своей веры святая творила чудеса исцеления. Анастасия стала первой, кто почувствовал действие молитвы Нино.
Жена садовника исцелилась, и впоследствии в этой семье было много детей.
Слава о чудесах, творимых Нино, разнеслась по городу, и люди стали приходить к ней за советом и помощью. Многие еврейские женщины приняли христианство и проповедовали святую веру среди жителей города. Ревностным сторонником Христа стал и первосвященник карталинских евреев Авиафар. Он часто беседовал с царем Мирианом о новой вере и государь благосклонно слушал его. Все ближе становились времена, когда Грузия приняла христианство.
Недуг царицы
Царица Нана отличалась упрямым характером и была ревностной поклонницей старых богов. Поэтому слухи о чудесах, творимых святой, ее только раздражали. Она вынашивала планы об изгнании христиан из города. Однако все случилось иначе. Нана сильно заболела, и все усилия лекарей ни к чему не приводили, а скорее только ухудшали положение. Молитвы идолам также не возымели действия: царица угасала.
Приближенные стали советовать ей обратиться к Нино. После колебаний царица приказала привести к ней святую. Нино выслушала посланников из дворца и передала им, чтобы государыня сама пришла к ней в палатку за исцелением. Нана сделала так, как было сказано.
Святая уложила царицу на листья в шалаше, прочитала над ней молитву и перекрестила ее крестом Богородицы. Здоровье вернулось к государыне, о чем она тут же и оповестила всех присутствующих, а затем и своего супруга. С этих пор царица стала самой ревностной защитницей Нино и христианской веры, убеждая Мириана в силе Спасителя.
Гнев царя
Существуют разногласия по поводу того, в каком году Грузия приняла христианство. Согласно одним сведениям, это был 324 год, а по другим – 326-й. Но этому предшествовало событие, перевернувшее взгляд царя Грузии на учение Христа.
Мириан знал о чудесах, совершаемых Нино, и не препятствовал ей проповедовать. После случая с царицей он спокойно относился к возрастающему числу сторонников святой.
Кроме того, религией Римской империи было христианство, а сын Мириана находился в Риме в качестве заложника
https://www.youtube.com/watch?v=U9z3ImcU4UM
Незадолго до того года, когда Грузия приняла христианство, Нино исцелила впавшего в безумие родственника персидского царя, гостившего у Мириана. Излечение стало причиной принятия царевичем христианства. Грузинский царь впал в ярость, поскольку не знал, что было бы хуже: навлечь гнев царя Персии из-за смены веры его родственником или принести горестную весть персам о неизлечимой болезни царевича.
Царская охота
Царь Мириан находился в затруднительном положении, но склонялся к тому, чтобы предать казни всех христиан вместе с Нино. Однако перед тем как исполнить свое намерение, он решил успокоить себя охотой, во время которой его глаза внезапно перестали видеть. В страхе Мириан обратился к своим богам, но ничего не изменилось: тьма по-прежнему окружала его. Тогда он вознес молитву к Богу святой Нино, даже не зная Его по имени. И тотчас же тьма отступила, и он прозрел.
Этот момент стал переломным, поскольку доказательство силы Спасителя было очевидным. И хотя точно неизвестно, в каком году Грузия приняла христианство (324-й или 326-й), но это свершилось после описываемых событий.
Вернувшись с охоты, царь немедленно отправился к палатке Нино, чтобы объявить ей о своем намерении принять веру христианскую и крестить народ Иверии.
Крещение Грузии
О том, в каком веке Грузия приняла христианство, среди исследователей разногласий нет – это IV столетие. После своего чудесного исцеления Мириан отправил послов к царю Константину с просьбой прислать в Иверию священников для крещения народа.
А до возвращения посольства царская семья и все желающие изучали основы веры. Кроме того, Мириан пожелал возвести храм на том месте, где рос священный кедр, под которым, по преданию, была похоронена святая Сидония вместе с хитоном Спасителя.
Первый храм был деревянным, а затем был построен каменный имени 12 святых Апостолов, называемый Светицховели.
Тем временем вернулись послы от Константина, а вместе с ними прибыл архиепископ Антиохийский Евстафий с несколькими священниками и всем необходимым для обряда крещения. Царь повелел прибыть всем сановникам и вельможам в Мцхету, где состоялось в 324-м или 326-м году принятие христианства Грузией.
Святая Нино после долгожданного воцерковления Иверии отправилась в Кахетию, где правила царица София. И вскоре это государство также стало христианским.
Выполнив свою миссию, святая равноапостольная Нино спокойно покинула этот мир. О своей смерти она была оповещена посредством вещего сна, а потому подготовилась: в сопровождении епископа Иоанна и царя Мириана она отправилась в местечко Бодбе, где умерла и похоронена. 27 января – день поминовения святой Нино.
Обратимся теперь к вопросу о том, какое христианство в Грузии. По данным статистики, более 90 % населения относится к Грузинской православной церкви, примерно 2 % – русские православные христиане, около 5 % – приверженцы Армянской Апостольской церкви, и немногим более 1 % – католики.
Христианство в Грузию и Армению пришло практически одновременно, причем события, предшествовавшие этому, были в обоих государствах связаны с чудесным исцелением царей Мириама и Тиридата III.
Иначе чем Божьим промыслом это назвать нельзя.
Источник: https://labuda.blog/193098
Христианство и Грузия: когда страна приняла веру? Основные конфессии
Христианство пришло на Кавказ в незапамятные времена, неся с собой свет веры и просвещения. Несмотря на обилие легенд, связанных с теми далекими временами, исторические источники зафиксировали вполне конкретные события, которые почитаются верующими и поныне.
Грузины — главные по праздникам и древним традициям
Попробуйте города на вкус
И выиграйте путешествие на двоих в один из них
Сан-Паулу, Мехико, Дели, Мумбаи, Лагос
Играть
Грузины — это гордые и смелые жители Кавказа, хранители золотого руна, лучшие в мире виноделы и знатные любители застолий. Даже полушутливая легенда о сотворении мира гласит, что, когда Бог раздавал всем народам земли, грузины опоздали, потому что отмечали мироздание и славили его имя. За грузинскую искренность Бог решил отдать им кусок земли, что оставлял для себя — самый прекрасный во всем мире.
Название
Грузины называют себя картвелеби, или картвелы, а страну — Сакартвело, что означает «страна картвелов». Наименование народности произошло от названия местности Картли, основного региона страны, где происходило ее зарождение.
Первое его упоминание относится к 800 году нашей эры.
Экзонимы «Грузия» и «Георгия» имеют персидские корни и происходят от слова «гург», которым до X века называли жителей региона.
Сами грузины считают, что название это пришло к ним от имени Святого Георгия, хотя исторического подтверждения этому нет.
Где живут
Большинство представителей нации проживает в Грузии. Страна располагается в западном Закавказье и омывается Черным морем. Столица государства — город Тбилиси. Грузины составляют 86,8% населения страны.
Среди нации выделяется ряд этнографических групп, различающихся между собой областями проживания, диалектами, частично элементами культуры и традиций. Выделяются следующие малые группы:
- аджарцы — проживают на юго-западе Грузии в регионе Аджария;
- мегрелы — субэтническая группа грузинского народа, имеет свой язык и значительные культурные различия;
- сваны — проживают в исторической горной части Грузии Сванетии, владеют грузинским и сванским языками;
- лазы, чвенебури, имерхевцы — живут в Турции, в основном, исповедуют ислам суннитского толка;
- гурийцы и имеретинцы — обитают на западе Грузии в регионах Гурия и Имерети;
- ингилойцы — часть азербайджанской диаспоры;
- ферейданцы — проживают в Иране, вера — ислам шиитского толка.
В годы СССР грузины активно перемещались по советскому пространству, большая часть мигрантов осела в России, быстро ассимилировавшись.
Численность
Число представителей нации по всему миру насчитывает более 4 миллионов человек. По данным переписи 2014 года, большая часть из них — 3,2 миллиона человек, проживает в Грузии. Согласно переписи населения 2010 года официально в России зарегистрировано чуть меньше 160 тысяч грузин, однако, по неофициальным данным, их число составляет порядка 350-500 тысяч. Всего же в советские годы в Россию мигрировало около 1 миллиона картвелов.
Кроме того, крупные диаспоры есть в:
- в Турции — порядка 152 тысяч человек
- в Иране — 62 тысяч человек
- в Абхазии — по разным оценкам, от 40 до 70 тысяч человек
- на Украине — около 34 тысяч человек
- в Азербайджане — 9,9 тысяч человек
Язык
Грузинский язык относится к картвельской семье, распространенной в западной части Закавказья. Особенность языка — большое количество длинных слов и обилие согласных букв. Ударений нет, однако для выражения смысла и выделения основного корня активно используется интонация: поэтому иногда кажется, что во время разговора грузины ругаются. Язык достаточно простой: в нем нет мужского и женского рода, заглавная буква не используется, а все слова пишутся так же, как и слышатся.
Письменность в регионе зародилась в глубокой древности: на древнегрузинском языке были созданы некоторые памятники, относящиеся еще к V столетию. Однако сам язык начал формироваться гораздо раньше, еще во втором тысячелетии до нашей эры. В основе языка лежит речь жителей региона Картли, а алфавит восходит к древнему арамейскому или греческому письму. Современный язык основан на фонетическом принципе, на нем говорят более 4,2 миллиона человек по всему миру.
История
Современная территория Грузии была населена предками людей миллионы лет назад. В 1991 году вблизи небольшого грузинского города Дманиси был обнаружен гоминид, получивший название дманисийский. Это древнейший из известных представителей Homo, обитавших вне африканской территории.
Не факт, что именно от этого вида гоминидов и произошли грузины, однако, без сомнения, нация ведет корни из региона современного расположения Грузии.
Множество племен жило здесь уже в эпохи неолита и палеолита, строя жилища, занимаясь первобытным земледелием и скотоводством, охотой и собирательством.
«Золотое руно» в Грузии
В V-IV веках до нашей эры регион впервые упоминается в письменных источниках. Тогда на восточном берегу Черного моря располагалось царство Колхида, а на востоке современной Грузии — Иберия.
О первой упоминали Геродот, Эсхил и Пиндар, но больше всего она прославилась благодаря легенде о аргонавтах. Миф о золотом руне, посланном греческими богами, гласил, что оно было утрачено именно в Колхиде.
Тогда герой Ясон направился в далекое царство, в результате чего добыл и руно, и жену Медею, дочь колхидского правителя. В центре Батуми даже стоит посвященная этому скульптура: «Медея с золотым руном».
Иберия и Колхида просуществовали недолго: они захватывались римлянами, греками, персами, арабами. Однако именно в этот период регион принимает христианство, а столицей Картли, центрального района региона, становится Тбилиси. Лишь в IX столетии династия Багратионов изгоняет арабов, объединяет феодальные государства и образует единое — Картли. С этого момента можно начинать отсчет становления грузинской государственности.
Возрождение и современность
XI-XII века считают «грузинским Возрождением», эпохой строительства и расцвета. В этот период правила знаменитая царица Тамара, которая наладила экономику и отношения с Киевской Русью. Произошел расцвет живописи, литературы, философии, архитектуры, металлообработки.
После начался период упадка, связанного с нескончаемыми войнами с татаро-монголами, Османской империей, персами, Ираном, Тамерлан вторгался в страну восемь раз.
Такое положение сохранялось до второй половины XVIII столетия, пока грузины не обратились за помощью к Российскому государству, в итоге, став его частью.
После Октябрьской революции народность не захотела присоединяться к Советам, однако волнения были подавлены. После распада СССР в стране начались межэтнические конфликты, которые привели к отделению исторических областей Абхазии и Южной Осетии.
Внешность
Антропологически большая часть грузин относится к европеоидной расе, представляя ее кавкасионский тип. К числу его отличительных особенностей относят:
- высокий или средний рост;
- крепкое телосложение;
- глаза карего, голубого или зеленого цвета;
- темно-русые, черные или каштановые волосы;
- «орлиный» или прямой нос с чуть загнутым кончиком;
- светлая кожа;
- широкое лицо с зауженным подбородком и выпуклой челюстью.
С давних пор грузины считались одним из красивейших кавказских народов. Иностранцы отмечали атлетическое сложение мужчин и стройность девушек, которые сохраняли формы даже с возрастом. Иммануил Кант и Чарльз Дарвин отмечали невероятную красоту грузинок и тот факт, что многие персы, арабы, турки мечтали взять в жены одну из них, чтобы «облагородить» кровь и внешность.
Одежда
Грузинский мужской костюм известен далеко за пределами страны: его элементы встречаются в коллекциях современных дизайнеров всего мира. Традиционный вариант состоит из широких штанов, стянутых кисточками, ситцевой рубашки и короткого кафтана. Главный элемент наряда — чоха, которая представляет собой верхнюю одежду, наподобие кафтана с широкими, часто разрезными рукавами и глубоким клинообразным вырезом спереди.
Чоху должен был иметь каждый грузин, поскольку она считалась символом отваги и мужества. Обычно чоха была черного цвета, реже красная, а на свадьбу могли надевать бежевую или белую. Часто к ней прикрепляли куски материи с богатым шитьем, на которых были изображены родовые гербы. Обязательный элемент чохи — газыри, отделения для хранения патронов. Зимой облик дополняли бурка и папаха из овечьей шерсти.
Женские традиционные костюмы различались в зависимости от региона, однако имели и общие черты. Нательная одежда состояла из рубашки и панталон, сверху надевали платье: облегающее в груди и широкое, спускающееся до пола, в нижней части. В роли головного убора выступала высокая бархатная шапочка, к задней части которой прикрепляли кусок легкой материи.
Богатые грузинки дополняли образ бархатной накидкой и изящным кожаным ремнем.
Мужчины
Мужчина во все времена занимал лидирующую роль в семейной и социальной жизни. Он решал все общественные вопросы, отвечал за воспитание сыновей, полностью обеспечивал родных. В семье мужчина был главным, жена должна была его во всем слушаться.
Мужчины отличались воинственным и вспыльчивым характером, но в то же время имели веселый нрав, обожали шутки и большие компании. Один из важных элементов жизни любого мужчины — наличие лучшего друга. Его называют «джигари», что переводится, как «внутренние органы».
Грузины считают, что жить без лучшего друга — значит жить без сердца.
Женщины
Источник: https://travelask.ru/articles/gruziny-glavnye-po-prazdnikam-i-drevnim-traditsiyam
Религия Грузии: принятие народом христианства, православная церковь — соборы и святыни
Религии Грузии, как и сами народы, живущие тут, многообразны. Несмотря на то, что представители разных конфессий, обитая на одной территории, чтят разные традиции и относят себя к этнически разным культурам, они, все-таки научились сосуществовать в мире и согласии друг с другом.
История религий
Большинство грузин считают себя православными. Однако, мало кто знает, что эта страна стала второй в мире, где христианство получило статус государственной религии.
И хотя православная община страны является самой многочисленной, нельзя не отметить присутствие на этой земле представителей других религий: ислама, католицизма, протестантизма, иудаизма и прочих. Их появление на территории страны обусловлено многочисленными историческими событиями, приведшими к появлению здесь носителей различных вероисповеданий.
Религиозный состав населения
На территории страны действуют около 40 религиозных организаций. Давайте подробнее поговорим об основных из них, включая православные. Рассмотрим историю их появления на территории Грузии, основные особенности и святыни.
Святыни и храмы Грузии
Говоря о православной Грузии, нельзя не упомянуть о святынях, хранящихся тут:
- Первой и самой ранней святыней по дате появления является Светицховелли (животворящий столп) — храм 12-ти апостолов в городе Мцхета. В первозданном виде сооружение существует с 1010 года. Помимо самого Животворящего Столпа и Хитона Господня, в храме находится еще несколько христианских реликвий, первой из которых является плащ святого пророка Илии. Здесь же хранится частица мощей св. ап. Андрея, крест с частью Животворящего Креста Господня и баптистерий, в котором был крещен царь Мириан.
- Собор Цминда Самеба — кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси. Еще в 17 веке армянский чеканщик Бебут выкупил тут землю, построил храм Богородицы и заложил вокруг него кладбище. Во времена СССР по приказу Берии это место было подвергнуто осквернению и разрушено. В 1989 году возникла идея восстановления храма. Распад СССР и война в Грузии в 1992 году не позволили сразу начать строительство. Заложить первый камень в основание храма удалось лишь 23 ноября 1995 года. Сегодня Цминда Самеба является одним из самых больших православных храмов в мире. Его высота составляет более сотни метров, а площадь — около 5000 метров квадратных, еще на 40 метров здание уходит вглубь холма. В соборе 13 престолов, несколько из них располагаются под землей. На территории комплекса находятся монастырь, колокольня, 9 часовен, семинария, резиденция патриарха, гостиница и парк. Размах и красота этого грандиозного сооружения поражает. Пол и жертвенник выложены мраморной плиткой с мозаичными узорами, стены покрыты фресками. Часть икон в храме написана самим католикосом Илией II. Главными святынями, хранящимися здесь, являются огромная рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». Образ, как и сам собор, огромен. Его размер составляет три метра в высоту, и столько же в ширину. В центре изображена Божья Матерь, окруженная почти четырьмя сотнями грузинских святых.
- Монастырь Джвари — еще одно значимое сооружение страны. По преданию, именно на этом месте святой Ниной был установлен огромный крест в честь обретения Иверией христианства, который сегодня и является главной святыней Джвари.
- Женский монастырь в Бодбе. Обитель знаменита тем, что здесь жила и была похоронена святая равноапостольная Нина. Позже над ее могилой был возведен храм, вокруг которого и разросся монастырь. А мощи его святой покровительницы покоятся тут же под спудом, как того и хотела св. Нина.
- Еще одной православной святыней Грузии является крест святой Нины, который был дарован ей Божьей Матерью при благословении на апостольский подвиг.
Ислам
На территории страны ислам впервые появляется в 645 году вместе с вторжением арабов. Но мусульманство принимает небольшое количество грузин. Позже действующая власть эмирата ослабевает, а ислам приходит в упадок. В 15 веке западная Грузия переходит в состав Османской империи, а восточная часть страны в это время находится под властью персов. Идет активная исламизация населения, которая заканчивается лишь после сближения Грузии с Россией.
Сегодня численность мусульман в Грузии составляет около 400 тысяч человек, что выводит эту конфессию на 2-е место среди грузинских церквей.
В стране насчитывается около 200 мечетей, находящихся в основном в Аджарии. Что касается Тбилиси — то в столице расположена всего одна действующая Джумма-мечеть (т.е. пятничная), построенная в 1864 году. Здесь сунниты и шииты молятся вместе, несмотря на различия и многолетнее противостояние этих двух течений.
Еще одна мечеть находится в Батуми, она также единственная в городе. Орта Джаме возвели в 1866 году между двумя другими мусульманскими храмами, которые позже были разрушены и перестроены. При мечети действует школа, где учащиеся изучают историю, ислам и Коран.
Иудаизм
Первые евреи пришли в Грузию после завоевания Новохудоносором Иерусалима. Кроме того, еврейское население Византии Армении, Турции, России временами мигрировало сюда. По мнению историков, именно в связи с прибытием евреев, страна получила название Иверия.
В IV веке евреи стали принимать христианство вместе с коренным населением, что привело к уменьшению их числа. Главным отличием грузинских евреев является то, что здесь никогда не существовало гетто.
Сегодня здесь проживает около 1300 евреев. В столице действует еврейская школа, аттестованная министерством образования Грузии.
Среди 19 действующих еврейских святынь самой красивой является синагога в г. Они. Она возведена в 1895 году. В годы советской власти синагога должна была быть закрыта, но местное население (в том числе и православное) встало на ее защиту. Святыня была сохранена.
Протестанты
Основными протестантскими направлениями в стране являются: адвентисты, лютеране и баптисты. По данным переписи населения 2014 года, в стране насчитывается около 2,5 тысяч верующих различных ветвей протестантизма. Первыми здесь появились лютеране-переселенцы из Германии. Затем прибыли адвентисты, баптисты и пятидесятники. В 2000-х численность лютеран сократилась до 800 человек.
Верующие других религий
Кроме традиционного протестантизма, на территории страны действуют также представители неопротестантизма. «Свидетели Иеговы» отличаются достаточно большим количеством (12 тыс.) верующих от остальных церквей данного направления. Здесь действуют также Грузинская евангелическо-протестантская церковь, Новоапостольская церковь, Армия спасения и др.
Особое место среди церквей Грузии занимает Армяно-апостольская церковь. После принятия Грузинской церковью постановления Халкидонского собора произошло отделение ее от Армянской церкви. Последняя продолжила свое существование на территории Грузии. Ее приверженцами считаются около 110 тысяч человек, что делает ее третьей по величине в стране.
Атеисты
Грузия традиционно считается одной из самых религиозных стран в мире, однако по данным переписи 2014 г., почти 63 тысячи человек не отнесли себя ни к одной религиозной организации.
Атеисты все чаще встречается в городах, чье население менее религиозно, чем сельское. Среди них в основном азербайджанцы, попавшие в страну в период существования СССР и впоследствии осевшие здесь.
Процентное соотношение конфессий Грузии
Данные 2014 года указывают на следующее распределение населения по конфессиям:
- Православие — 83,41%;
- Ислам — 10,74%;
- Армяно-апостольская церковь — 2,94%;
- Католицизм — 0,52%;
- Свидетели Иеговы — 0,33%;
- Езидизм — 0,23%;
- Протестантизм — около 0,07%;
- Иудаизм — около 0,04;%
- не ответили или не указали религиозную принадлежность — 1,70%.
Всего на территории страны было зафиксировано около 40 религиозных организаций.
Главные церковные праздники грузин
Поскольку Православие в стране является государственной религией, ряд церковных праздников также имеет статус государственных:
- Пасха и Рождество Христово;
- Светицховлоба — праздник в честь обретения Хитона Господня и явления Животворящего Столба (отмечается 14 октября);
- Нинооба — праздник в честь прибытия в Грузию святой Нины (отмечается 1 июня);
- Тамароба — праздник в честь царицы Тамары, приведшей Грузию к процветанию (отмечается 14 мая);
- День Святого Георгия — празднуется в честь покровителя Грузии, родственника святой Нины (отмечается 23 ноября).
Возникновение письменности, культура и архитектура страны, семейные ценности и нравственные идеалы — все это неразрывно связывает грузин с православием. По данным социальных опросов 70% жителей страны идентифицируют свою национальность именно с доминирующей религией Грузии. Это говорит о том, что вера грузинского народа сегодня является неотъемлемой частью его существования.
о вере в Грузии
о вере в жизни грузинского народа.
Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religiya-gruzii.html
Православие и православные святыни в Грузии
Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.
Жребий Пресвятой Девы Марии
Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.
Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.
История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.
Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:
- Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
- Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
- Святой царицы Наны.
Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.
Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.
Крещение
Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.
Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.
События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.
14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.
В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.
После крещения Православная Грузия уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.
Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.
На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:
- Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
- Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
- Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
- Монофизитов и других.
Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.
Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».
Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».
Христианство в Армении и Грузии
Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.
Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан.
Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии.
Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.
Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.
Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.
Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.
Также отличия заключается в следующем:
- В совершении евхаристии.
- Производимое на католический манер исполнение креста.
- Отличия некоторых праздников по датам.
- Использование при богослужении, как у католиков, органа.
- Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».
В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.
Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.
Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.
Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.
Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.
Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.
Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных.
Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха.
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.
Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.
В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:
- Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
- Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
- Епархия Восточной Европы.
- Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
- Епархия в Южной Америке.
- Австралийская.
Источник: https://GruziyaGid.ru/kultura/pravoslavie-v-gruzii
Грузия: история страны вкратце от доисторического периода до новейшей истории
Источник: https://rukivnogi.com/georgia/istoriya-gruzii