Кто принес христианство в Грузию

Христианство в Грузии

Кто принес христианство в Грузию

Христианство пришло на Кавказ в незапамятные времена, неся с собой свет веры и просвещения. Несмотря на обилие легенд, связанных с теми далекими временами, исторические источники зафиксировали вполне конкретные события, которые почитаются верующими и поныне.

В каком году страна приняла новую веру?

Впервые христианство проникло на территорию Грузии так давно, что даже конкретной даты не сохранилось. В той части страны, что именовалась некогда Колхидой, многие столетия проживало христианское население, но в официальных источниках зафиксирована цифра 523 – как год, когда страна приняла новую веру.

Древние легенды гласят, что первыми проповедниками христианства в Грузии были апостол Андрей и Симон Канаит.

В истории каждого народа и государства существуют эпохи судьбоносных перемен, каким для Грузии стал 4 век н.э., времена правления царя Мириана, когда Иберия приняла на своей земле гонимую римлянами христианку Нину. Хотя в то время в Грузии уже имелись христианские общины, массового распространения религия не получила, особенно в среде знати.

Святая Нино обладала способностью исцелять больных именем Христа и поэтому снискала благорасположение царской четы. Мириан и его супруга Нана приняли христианскую веру, и после этого христианство стало распространяться по всей стране.

Впоследствии Нина стала основной грузинской святой, почитаемой верующими и по сей день.

Основные направления религии

За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.

Православие

К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии.

Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.

Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.

Армянская церковь

Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.

Католицизм

Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.

Протестантизм

Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.

Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.

Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.

Источник: https://nakhodkamegaplus.ru/hristianstvo-v-gruzii/

Православие и православные святыни в Грузии

Кто принес христианство в Грузию

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.

Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Святая Нино родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.

Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.

В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения Православная Грузия уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».

Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан.

Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии.

Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных.

Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал картину Тайная вечеря

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

Источник: https://GruziyaGid.ru/kultura/pravoslavie-v-gruzii

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В ГРУЗИИ

Кто принес христианство в Грузию

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит. Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

Древнейшие сведения об утверждении христианства в качестве государственной религии в Картли сохранились в греко-латинских источниках. Самым ранним из известных нам таких источников является «Церковная история» Геласия Кесарийского, написанная в конце IV в., всего лишь полувеком позднее христианизации Картли. Согласно этим сведениям, принятие христианства в качестве государственной религии в Картли произошло следующим образом.

К иберам попала некая пленница-христианка, которая проповедовала христианство и исцеляла больных. Так она вылечила и тяжелобольную царицу иберов. Это произвело большое впечатление на иберийского царя, однако все еще не решался креститься. Через некоторое время царь отправился на охоту. Неожиданно сгустился такой туман, что царь потерял свою свиту и сбился с пути. Напуганный, он обратился с просьбой о помощи к богу пленницы.

Тотчас же туман рассеялся, и опять настал светлый день. Возвратившись к себе, царь вызвал пленницу и, подробно расспросив ее об ее боге, уверовал в него. После этого началось строительство церкви. Для того, чтобы укрепить веру в народе, во время строительства было явлено чудо: строители никак не могли установить один из столпов. Ночью, благодаря молитвам пленницы, столп вознесся в воздух и повис над своим основанием.

Когда же на следующее утро народ вновь собрался у строящейся церкви, столп сам опустился на свое место. Окончив строительство, царь послал людей к императору Константину с просьбой прислать священнослужителей для освещения церкви и крещения народа. Сообщение такого же содержания имеется и у древнеармянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. В сочинении Хоренаци привлекает внимание тот факт, что в нем упоминаются имена пленницы и царя Иберии, Нунэ и Михран.

Следует отметить и то, что Михран, по словам Хоренаци, был не независимым царем Картли, а лишь правителем, подчиненным царю Армении Трдату. Что же касается Нунэ, то ее Хоренаци связывает с последовательницами св. Рипсимэ, по преданию, принявшими мученическую смерть в Армении. Упоминается также и о том, что Нунэ руководствовалась указаниями просветителя Армении Григора Партева.

Наконец, о принятии христианства в качестве официальной религии говорится и в грузинских источниках, например, в обеих частях «Обращения Картли» — как в хронике «Обращения Картли», так и «Житии Нино».

Грузинская национальная традиционная версия о распространении христианства такова. У Забилона, знаменитого каппадокийского военачальника и поборника христианства, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха Иубенала, была дочь по имени Нино. Когда Нино исполнилось двенадцать лет, ее родители распродали все свое имущество, вырученные деньги раздали неимущим, сами же полностью посвятили себя служению богу.

Оставшись одна, Нино первые два года провела у некой армянки из Двина, которая хорошо знала христианское учение. Затем Нино встретилась с Рипсимэ, женщиной царского происхождения. Кесарь решил жениться на Рипсимэ. Однако та, дав обет целомудрия, вместе с пятьюдесятью другими женщинами бежала в Армению. Вместе с ними была и Нино. В Армении им всем пришлось принять мученическую смерть от царя Армении Трдата, который тогда был еще язычником.

Спаслась одна лишь Нино, которая по внушению свыше отправилась на север. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси и, присоединившись к группе людей, направляющихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Во Мцхета Нино увидела, как народ поклонялся местным идолам—Армазу, Гаци и Гаиму. Благодаря молитвам Нино бог ниспослал страшную непогоду. Град совершенно разбил и ниспроверг идолов.

После этого Нино девять месяцев жила у сторожа царского сада (этот сад находился там, где час стоит собор Свети-Цховели). Затем Нино, связав ветки лозы собственными волосами, сделала крест, поставила его в ежевичный куст, где и стала жить сама (сейчас там стоит собор Самтавро). Шесть лет прожила Нино в этом месте, где сперва тайно, а затем и открыто стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Наконец, она избавила от неизлечимых болезней царицу Нану и главу магов.

Однажды, 20 июля царь отправился на охоту в ту сторону, где теперь расположена деревня Мухрани. По дороге царь задумал уничтожить всех христиан. Однако неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла, и царь сбился с пути. Царь стал взывать о помощи к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся, и царь уверовал в бога Нино.

На следующий же день царь и Нино отправили к кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду. Во время этого строительства бог сотворил упомянутое выше чудо со столпом, который в дальнейшем сам творил многие чудеса. Присланные кесарем духовные лица крестили царя, его семью, вельмож и народ.

Затем по божьему указанию были воздвигнуты три креста: один на том холме, где сейчас находится монастырь Джвари, второй — на горе Тхоти, где Мириан впервые уверовал в Христа, а третий — в городе Уджарма. После этого Нино отправилась проповедовать христианство в горную часть Картли — Цобени и Эрцо-Тианети, оттуда она перешла в Кухети, где заболела и умерла. Похоронена она в Бодини.

Когда же произошло принятие христианства в качестве официальной религии в Картли? Даты этого события приводятся лишь в грузинских источниках. Но часть этих дат явно ошибочна, другая же — противоречива. Поэтому разные специалисты придерживаются различных дат — с 276 по 355 г. Тем не менее, наиболее вероятным представляется время не позднее 337 г. Это предположение, впервые выдвинутое акад. И.А.

Джавахишвили, основано на том факте, что, начиная с древнейших греко-римских источников IV — V вв., христианизация Картли связывается с именем императора Константина Великого. Следовательно, это событие произошло при Константине, который умер в 337 г. При этом следует иметь в виду, что распространение христианства в Картли, по всей вероятности, началось намного раньше.

По-видимому, христианские общины стали появляться здесь уже в III в.

Биография и деятельность Зая-Пандиты

Окторгуйн Далай Зая Пандита Ойратский, став одним из самых образованных людей своего времени, но совету иерархов буддийской религии, через много лет вернулся на родину, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное»

Внешняя и внутренняя политика Н.С. Хрущева

f2. Волнения в Грузии

25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС прозвучал «секретный» доклад Н.С. Хрущева о культе личности Сталина и преступлениях сталинского режима. Слухи о том, что великий и безгрешный Сталин объявлен чуть ли не «врагом народа»

3.4 Распространение марксизма в России

Исторически марксизм, идеологами которого, были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, зародился и в основном сформировался в 40-е гг.XIX в

Кавказский вектор внешней политики в период правления Павла I

§ 1. Российская политика в Восточной Грузии (Картли-Кахетинском царстве)

В самом начале 1799 года показателем усиления активности России в Грузии может служить запланированное возобновление российского военного присутствия в стране. Так

Крещение Руси при князе Владимире Святославиче

Глава III. Распространение христианства и начало становления церковной организации на Руси

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии

Культура России в ХIХ веке

fПросвещение и распространение знаний

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Математическое, Химическое, общества любителей русской словесности и истории. Они устраивали публичные лекции

Культура южнославянских народов в VII-XV вв.

2. Полабские славяне и Поморские славяне. Социально-экономическое развитие. Распространение христианства

Полабские и поморские славяне к настоящему времени почти полностью ассимилированы немецким и польским народами. Из многочисленных племен, населявших в VI — XI веках нашей эры обширные территории Полабья

Общественно политические движения XIX в.

f3. Распространение марксизма в России

С начала 80-х гг. заметно выросла революционная эмиграция. В Женеве стал выходить «Вестник «Народной воли», редакцию которого составляли Л. А. Тихомиров, П. Л. Лавров, Г. В. Плеханов. Эмигрировав в 1880 г.

Первые печатные книги и их назначение

fГлава 2. Распространение книгопечатания

2.1 В Европе Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые «бумажные мельницы» появляются в Испании

Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии

3. Распространение ислама в Башкортостане

В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства

Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии

f1. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУЗИИ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ IV ВЕКА

IV—V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события

Политическое значение провозглашения христианства государственной религией Грузии

5. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ ГРУЗИИ

Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и не столько проповеднической деятельности какого-нибудъ отдельного лица, а главным образом социального, экономического

Распространение христианства на украинских землях

2.1 Распространение лютеранства на Украине

Уже в XVI веке на Украине появилось много лютеранских обществ. Лютеранские церкви были особенно многочисленны в Галичине, на Побужье, на Волыни, на Подолье, на Брацлавщине и Киевщине

Распространение христианства на украинских землях

2.2 Распространение кальвинизма на Украине

Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связано с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были увлечены протестантскими идеями

4.1 «Революция роз» в Грузии (2003 год)

Технология «бархатных революций» была использована США в 2003 г. в Грузии. «Революция роз» — организованный и манипулируемый извне протест населения Грузии, имевший поводом подтасовку результатов парламентских выборов

Источник: https://hist.bobrodobro.ru/20182

Христианство и Грузия: когда страна приняла веру? Основные конфессии

Христианство пришло на Кавказ в незапамятные времена, неся с собой свет веры и просвещения. Несмотря на обилие легенд, связанных с теми далекими временами, исторические источники зафиксировали вполне конкретные события, которые почитаются верующими и поныне.

Религия Грузии: принятие народом христианства, православная церковь — соборы и святыни

Религии Грузии, как и сами народы, живущие тут, многообразны. Несмотря на то, что представители разных конфессий, обитая на одной территории, чтят разные традиции и относят себя к этнически разным культурам, они, все-таки научились сосуществовать в мире и согласии друг с другом.

История религий

Большинство грузин считают себя православными. Однако, мало кто знает, что эта страна стала второй в мире, где христианство получило статус государственной религии.

И хотя православная община страны является самой многочисленной, нельзя не отметить присутствие на этой земле представителей других религий: ислама, католицизма, протестантизма, иудаизма и прочих. Их появление на территории страны обусловлено многочисленными историческими событиями, приведшими к появлению здесь носителей различных вероисповеданий.

Религиозный состав населения

На территории страны действуют около 40 религиозных организаций. Давайте подробнее поговорим об основных из них, включая православные. Рассмотрим историю их появления на территории Грузии, основные особенности и святыни.

История

История принятия христианства в Грузии уходит своими корнями к апостольским временам. Тогда проповедовать в Иверии по жребию выпало самой Божией Матери. Но Христос повелел ей отправить вместо себя апостола Андрея Первозванного и дать ему в дорогу свой нерукотворный образ. Что и было сделано. Позже на территории Грузии проповедовали также апостолы Матфей, Фаддей, Варфоломей и Симон Канонит.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда Иисус Христос воскрес

Царь Фарсман I, не будучи христианином, начал первые в стране гонения на верующих. Это привело к некоторому упадку веры. Но уже через два с половиной столетия святая Нина, пришедшая по велению Божьей Матери, обратила в христианство сначала царицу Нану, а затем и царя Мириана. Благодаря этому совершилось крещение Грузии и избавление ее от язычества.

В 609 году Грузинская церковь приняла постановление Халкидонского собора о двух природах во Христе, тем самым отделившись от монофизитской Армении. А в 9 веке при царе Вахтанге I получила автокефалию от Антиохии.

Немало испытаний пришлось пережить православным, защищая веру грузинского народа сначала от огнепоклонников сассонидов, а затем в период турецких завоеваний в 16-18 веках от мусульманских правителей.

Известно несколько случаев, когда грузины христиане массово исповедовали свою веру и принимали мученическую кончину. Так, например, в 17 веке жители Тбилиси отказались выполнить приказ персидского шаха пройти по кресту святой Нины, брошенном на мосту через реку Куру. В результате 100 тысяч человек были казнены шахом. Такой пример защиты православными грузинами религии своей страны достоин уважения.

С 1811 по 1917 гг. Грузинская православная церковь имела статус Грузинского экзархата РПЦ (Русской Православной Церкви), а в преддверии русской революции она вновь была провозглашена автокефальной.

До недавнего времени православная церковь Грузии законодательно была наделена привилегиями перед другими конфессиями, но с 2011 года все религиозные организации страны были уравнены в правах.

Святыни и храмы Грузии

Говоря о православной Грузии, нельзя не упомянуть о святынях, хранящихся тут:

  1. Первой и самой ранней святыней по дате появления является Светицховелли (животворящий столп) — храм 12-ти апостолов в городе Мцхета. В первозданном виде сооружение существует с 1010 года. Помимо самого Животворящего Столпа и Хитона Господня, в храме находится еще несколько христианских реликвий, первой из которых является плащ святого пророка Илии. Здесь же хранится частица мощей св. ап. Андрея, крест с частью Животворящего Креста Господня и баптистерий, в котором был крещен царь Мириан.
  2. Собор Цминда Самеба — кафедральный собор Святой Троицы в Тбилиси. Еще в 17 веке армянский чеканщик Бебут выкупил тут землю, построил храм Богородицы и заложил вокруг него кладбище. Во времена СССР по приказу Берии это место было подвергнуто осквернению и разрушено. В 1989 году возникла идея восстановления храма. Распад СССР и война в Грузии в 1992 году не позволили сразу начать строительство. Заложить первый камень в основание храма удалось лишь 23 ноября 1995 года. Сегодня Цминда Самеба является одним из самых больших православных храмов в мире. Его высота составляет более сотни метров, а площадь — около 5000 метров квадратных, еще на 40 метров здание уходит вглубь холма. В соборе 13 престолов, несколько из них располагаются под землей. На территории комплекса находятся монастырь, колокольня, 9 часовен, семинария, резиденция патриарха, гостиница и парк. Размах и красота этого грандиозного сооружения поражает. Пол и жертвенник выложены мраморной плиткой с мозаичными узорами, стены покрыты фресками. Часть икон в храме написана самим католикосом Илией II. Главными святынями, хранящимися здесь, являются огромная рукописная Библия и икона «Надежда Грузии». Образ, как и сам собор, огромен. Его размер составляет три метра в высоту, и столько же в ширину. В центре изображена Божья Матерь, окруженная почти четырьмя сотнями грузинских святых.
  3. Монастырь Джвари — еще одно значимое сооружение страны. По преданию, именно на этом месте святой Ниной был установлен огромный крест в честь обретения Иверией христианства, который сегодня и является главной святыней Джвари.
  4. Женский монастырь в Бодбе. Обитель знаменита тем, что здесь жила и была похоронена святая равноапостольная Нина. Позже над ее могилой был возведен храм, вокруг которого и разросся монастырь. А мощи его святой покровительницы покоятся тут же под спудом, как того и хотела св. Нина.
  5. Еще одной православной святыней Грузии является крест святой Нины, который был дарован ей Божьей Матерью при благословении на апостольский подвиг.

Ислам

На территории страны ислам впервые появляется в 645 году вместе с вторжением арабов. Но мусульманство принимает небольшое количество грузин. Позже действующая власть эмирата ослабевает, а ислам приходит в упадок. В 15 веке западная Грузия переходит в состав Османской империи, а восточная часть страны в это время находится под властью персов. Идет активная исламизация населения, которая заканчивается лишь после сближения Грузии с Россией.

Сегодня численность мусульман в Грузии составляет около 400 тысяч человек, что выводит эту конфессию на 2-е место среди грузинских церквей.

В стране насчитывается около 200 мечетей, находящихся в основном в Аджарии. Что касается Тбилиси — то в столице расположена всего одна действующая Джумма-мечеть (т.е. пятничная), построенная в 1864 году. Здесь сунниты и шииты молятся вместе, несмотря на различия и многолетнее противостояние этих двух течений.

Еще одна мечеть находится в Батуми, она также единственная в городе. Орта Джаме возвели в 1866 году между двумя другими мусульманскими храмами, которые позже были разрушены и перестроены. При мечети действует школа, где учащиеся изучают историю, ислам и Коран.

Иудаизм

Первые евреи пришли в Грузию после завоевания Новохудоносором Иерусалима. Кроме того, еврейское население Византии Армении, Турции, России временами мигрировало сюда. По мнению историков, именно в связи с прибытием евреев, страна получила название Иверия.

В IV веке евреи стали принимать христианство вместе с коренным населением, что привело к уменьшению их числа. Главным отличием грузинских евреев является то, что здесь никогда не существовало гетто.

Сегодня здесь проживает около 1300 евреев. В столице действует еврейская школа, аттестованная министерством образования Грузии.

Среди 19 действующих еврейских святынь самой красивой является синагога в г. Они. Она возведена в 1895 году. В годы советской власти синагога должна была быть закрыта, но местное население (в том числе и православное) встало на ее защиту. Святыня была сохранена.

Протестанты

Основными протестантскими направлениями в стране являются: адвентисты, лютеране и баптисты. По данным переписи населения 2014 года, в стране насчитывается около 2,5 тысяч верующих различных ветвей протестантизма. Первыми здесь появились лютеране-переселенцы из Германии. Затем прибыли адвентисты, баптисты и пятидесятники. В 2000-х численность лютеран сократилась до 800 человек.

Верующие других религий

Кроме традиционного протестантизма, на территории страны действуют также представители неопротестантизма. «Свидетели Иеговы» отличаются достаточно большим количеством (12 тыс.) верующих от остальных церквей данного направления. Здесь действуют также Грузинская евангелическо-протестантская церковь, Новоапостольская церковь, Армия спасения и др.

Особое место среди церквей Грузии занимает Армяно-апостольская церковь. После принятия Грузинской церковью постановления Халкидонского собора произошло отделение ее от Армянской церкви. Последняя продолжила свое существование на территории Грузии. Ее приверженцами считаются около 110 тысяч человек, что делает ее третьей по величине в стране.

Атеисты

Грузия традиционно считается одной из самых религиозных стран в мире, однако по данным переписи 2014 г., почти 63 тысячи человек не отнесли себя ни к одной религиозной организации.

Атеисты все чаще встречается в городах, чье население менее религиозно, чем сельское. Среди них в основном азербайджанцы, попавшие в страну в период существования СССР и впоследствии осевшие здесь.

Процентное соотношение конфессий Грузии

Данные 2014 года указывают на следующее распределение населения по конфессиям:

  • Православие — 83,41%;
  • Ислам — 10,74%;
  • Армяно-апостольская церковь — 2,94%;
  • Католицизм — 0,52%;
  • Свидетели Иеговы — 0,33%;
  • Езидизм — 0,23%;
  • Протестантизм — около 0,07%;
  • Иудаизм — около 0,04;%
  • не ответили или не указали религиозную принадлежность — 1,70%.

Всего на территории страны было зафиксировано около 40 религиозных организаций.

Главные церковные праздники грузин

Поскольку Православие в стране является государственной религией, ряд церковных праздников также имеет статус государственных:

  • Пасха и Рождество Христово;
  • Светицховлоба — праздник в честь обретения Хитона Господня и явления Животворящего Столба (отмечается 14 октября);
  • Нинооба — праздник в честь прибытия в Грузию святой Нины (отмечается 1 июня);
  • Тамароба — праздник в честь царицы Тамары, приведшей Грузию к процветанию (отмечается 14 мая);
  • День Святого Георгия — празднуется в честь покровителя Грузии, родственника святой Нины (отмечается 23 ноября).

Возникновение письменности, культура и архитектура страны, семейные ценности и нравственные идеалы — все это неразрывно связывает грузин с православием. По данным социальных опросов 70% жителей страны идентифицируют свою национальность именно с доминирующей религией Грузии. Это говорит о том, что вера грузинского народа сегодня является неотъемлемой частью его существования.

о вере в Грузии

о вере в жизни грузинского народа. 

Источник: https://proreligiu.club/religii-mira/narody/religiya-gruzii.html

История[ | ]

Государственной религией в Картли христианство стало в 4 веке.[1][2] Это знаменательное явление в грузинской истории связано с равноапостольной св. Нино, просветительницей Грузии, с св. царём Мирианом и св. царицей Наной.

Родом из Каппадокии, близкая родственница св. Георгия, св. Нино в Картли из Иерусалима, во исполнение воли св. Богородицы, после св. апостолов ещё раз проповедовала и укрепила христианство в этом краю. Благодатью и силой св. Нино, христианство приняли царь Мириан и царица Нана.

По просьбе царя Мириана византийский император Константин I Великий для крещения царя, его семьи и народа, прислал духовных лиц под руководством епископа Иоанна. До приезда духовных лиц, в Мцхета, там где покоился хитон Господен, началось строительство церкви. Это место есть и всегда будет центром духовной жизни грузинской нации. Здесь находится кафедральный храм в честь 12 апостолов-Светицховели.

После официального принятия христианства, император св. Константин и св. Елена прислали в Грузию часть Животворящего креста и доску, на которой во время распятия стоял Господь, также и икону Спасителя.

Православие[ | ]

Основная статья: Грузинская православная церковь

К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии, исповедующее православие.

До принятия закона 2011 года, предоставляющего всех религиозным деноминациям право юридического лица, Грузинская православная церковь имела определённые преимущества в силу заключённого в 2001 году с правительством конкордата о привилегиях.

На большие православные праздники в Грузии имеет место практика помилования заключённых, содержащихся в тюрьмах.[3]На территории страны действуют около двух десятков старообрядческих общин, юрисдикционно относящихся как к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия), так и Русской Древлеправославной церкви.

Армянская церковь[ | ]

Основная статья: Армянская апостольская церковь

Только в Грузии, по последним данным, проживает около 250 тыс. армян. Католикос всех армян Гарегин II неоднократно поднимал вопрос о возобновлении богослужений в шести армянских храмах (пять из них находятся в Тбилиси и один — на юге страны). Патриарх Илия II заявил, что требования Гарегина II будут удовлетворены «только после того, как грузинская епархия в Армении получит тот же статус и ей будут переданы несколько церквей на севере Армении».

Отмечаются случаи вандализма в отношении армянских храмов на территории Грузии, участившиеся после принятия закона 2011 года о свободной регистрации религиозных деноминаций.[4]

Католицизм[ | ]

Основная статья: Католицизм в Грузии

Численность католиков в Грузии составляет около 100 тысяч человек.

Протестантизм[ | ]

Основная статья: Протестантизм в Грузии

Первыми протестантами на территории современной Грузии были немцы-лютеране, которые стали селиться в крае, начиная с 1817 года. В 1867 году в Тифлисе бывший молоканин Никита Воронин был перекрещён по баптистскому обряду, став первым русским баптистом. С 1904 года свою проповедь в Грузии ведут адвентисты. Ок. 1929 года в Грузии возникла первая пятидесятническая церковь.

В настоящее время в стране проживают, по разным оценкам, от 20 до 34 тыс. протестантов и прихожан свободных не деноминационных церквей[5][6]. Самые крупные группы из них представляют пятидесятники (12,3 тыс.[6]) и баптисты (10 тыс.[7]).

Примечание[ | ]

  1. Toumanoff, Cyril, «Iberia between Chosroid and Bagratid Rule», in Studies in Christian Caucasian History, Georgetown, 1963, pp. 1374—1377. Accessible online at [1]
  2. Rapp, Stephen H., Jr. 7 — Georgian Christianity // The Blackwell Companion to Eastern Christianity. — John Wiley & Sons, 2007. — P. 138. — ISBN 978-1-4443-3361-9.
  3. В Грузии на праздник Успения будут помилованы более ста заключенных
  4. В Грузии совершен очередной акт вандализма в отношении армянской церкви
  5. Christian Population as Percentages of Total Population by Country (англ.). Pew Research Center (January 2011). Проверено 15 марта 2014. Архивировано 7 января 2012 года.
  6. 12Jason Mandryk.

    Georgia // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. — InterVarsity Press, 2010. — 978 p. — (Operation World Set). — ISBN 0-8308-5724-9.

  7. Серго Наморадзе. Протестантизм на Кавказе // Назим Музаффарли, Эльдар Исмаилов и др. Кавказ и Глобализация : Журнал социально-политических и экономических исследований. — Лулео: CA&CC Press, 2008. — Т. 2, вып. 3.

     — С. 169—181. — ISSN 1817-7100.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B8%D0%B8

Христианство в Грузии: история, интересные факты

На территории современной Турции находится Каппадокия. Она известна тем, что в III веке здесь родился Георгий Победоносец, почитаемый святым. А в начале нашей эры эта местность, расположенная в восточной части Малой Азии, стала прибежищем для христиан.

Приверженцы новой религии подвергались гонениям и обосновались на этой земле. Об их присутствии до сих пор напоминают пещерные монастыри, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Именно здесь примерно в 280 году н. э.

родилась девочка по имени Нино, благодаря которой христианство в Грузии станет государственной религией. Эти события и являются предметом обсуждения.

Раннее христианство

Еще в I веке н. э. в Грузии жила блаженная Сидония, которая уверовала в Спасителя при Его жизни. Когда ее брат раввин Илиоз получил из Иерусалима известие о суде над Иисусом, то он спешно должен был выехать к месту тех событий по указанию Первосвященника.

Сидония попросила брата о том, чтобы он привез ей хоть что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Случилось так, что Илиоз, приехав в Иерусалим, успел только к моменту казни Христа, на которой присутствовал.

После того как римские легионеры сняли тела казненных, все вещи которых (по обычаю) они имели право забрать себе – Илиоз выкупил у солдат хитон Господа.

Вернувшись в Мцхету (древнюю столицу Грузии), он передал его сестре. Сидония прижала его к сердцу и покинула этот мир. Ее так и похоронили вместе с хитоном Спасителя. Сегодня на этом месте находится собор XI века, именуемый “Животворящий столп”.

Это одно из самых посещаемых святых мест в Грузии и величайшая реликвия Грузинской православной церкви. Но до пришествия христианства в Грузию оставалось около 200 лет.

Слово Божье в Иверии

Существует предание, согласно которому в Иверию нести Благую Весть и слово Господне выпало Богородице, однако Спаситель попросил ее остаться в Иерусалиме. А в Грузию пришли апостолы Андрей Первозванный, Матфий и Симон Кананит. Все вместе они бывали в этих местах дважды. Апостол Андрей приходил в Иверию три раза. Симон Кананит много сделал для распространения Благой Вести в Абхазии, и благодаря ему в этой стране был отменен обычай принесения в жертву младенцев.

Вещий сон Нино

Нино происходила из знатной семьи. Ее отца звали Завулон, и он был военачальником у императора Максимиана. Ее мать Сусанна приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию.

Нино была их единственным ребенком и приходилась родственницей Георгию Победоносцу – почитаемому во всем мире святому.

Когда ей было 12 лет, ее семья переехала в Иерусалим в связи со служебным долгом матери, которая приняла пост диакониссы при храме Гроба Господня. Отец также посвятил свою жизнь Господу, находясь вдали от дома.

Девочку поручили заботам старицы Нианфоры, которая хорошо знала Грузию и много рассказывала Нино о сказочной Иверии. Пожалуй, не проходило и дня без очередной истории. Девочка мечтала о поездке в эту далекую страну.

Шло время, и вот однажды Нино увидела сон, в котором Дева Мария вложила ей в руки крест из виноградной лозы и сказала, что ей надлежит отправиться в далекую страну Иверию нести слово Божие.

Богородица обещала Нино свое покровительство и защиту от видимых и невидимых врагов, а также благодать Господа.

Проснувшись, девочка обнаружила в своих руках тот самый крест. Радость ее была безмерной, и она поспешила сообщить о видении патриарху Иерусалима, который приходился ей дядей. Выслушав племянницу, он благословил ее на служение, и Нино отправилась в путь. Знала ли она, что станет просветительницей Грузии, и христианство в эту страну войдет вместе с ее крестом? Он и сегодня хранится в кафедральном соборе Тбилиси.

Долгая дорога

В Евангелии от Матфея говорится о том, что Спаситель вручил Нино свиток, в котором было напутствие: “Идите и научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа”. Вручив себя Его воле, девушка отправилась в дальнюю и опасную дорогу. Дорога в Грузию проходила через Армению, царь которой Тиридат III около 301 года объявил христианство государственной религией.

Однако до этого времени правитель был одним из самых жестоких противников новой веры, которую пропагандировал с 279 года святитель Григорий (Просветитель). Царь бросил его в темницу со змеями и скорпионами на 13 лет, однако под воздействием уговоров своей супруги и сестры, принявших христианство, Григорий был освобожден.

Опасности в Армении

Путь через Армению мог закончиться для Нино смертью, поскольку она шла вместе с царевной Рипсимией и ее спутницами, бежавшими от императора Рима. Он желал сделать царевну своей женой, однако она приняла решение стать невестой Христовой и отказала ему.

Тиридат III, по указанию Диоклетиана (римского императора), отыскал Рипсимию и тоже пожелал взять ее в жены. Получив отказ, он впал в гнев и умертвил царевну и всех ее подруг. Нино удалось спастись, однако она видела мучения своих спутниц, спрятавшись в зарослях шиповника. Только поддержка Высшей силы позволила девушке преодолеть все препятствия и в 319 году добраться до Грузии, христианство в которой еще только зарождалось.

Встреча со старыми богами

Нино остановилась сначала в городе Урбнисе, чтобы изучить нравы и обычаи жителей. До того времени, когда Грузия приняла христианство, в стране существовало идолопоклонство.

Спустя месяц Нино узнала, что в Мцхету направляются желающие поклониться языческим богам, статуи которых располагались на горе возле города.

Девушка последовала за жителями и по дороге встретила направляющихся к капищу царя Мириана и царицу Нану, окруженных свитой и толпой народа. Жрецы готовились к проведению обряда и принесения жертвы языческому богу Армазу.

Когда ритуал начался, Нино не выдержала и вознесла молитву Спасителю о прекращении темного времени и наступлении эры истинной веры. Она была услышана: на капище обрушился ливень, затушивший костер, затем налетел ураган, уничтоживший идолов, сбросив их в реку. Нино успела укрыться в пещере.

Когда все закончилось, люди начали говорить о том, что бога Армаза одолел более сильный бог. Некоторые предполагали, что этим новым богом может быть тот, который заставил царя Армении принять его веру, однако никто не знал Его имени И невдомек было жителям, что до принятия христианства в Грузии осталось около семи лет.

Просветительская деятельность

Нино вошла в Мцхету как странница. Никто ее там не знал, и она ни с кем не была знакома. Однако навстречу ей вышла жена царского садовника Анастасия, пригласила в дом, предложила угощение. Супруги были бездетны и очень обрадовались гостье, они попросили Нино оставаться в их доме, сколько она пожелает.

Святая попросила садовника построить небольшой шалаш в саду, где она могла бы молиться. Сейчас на этом месте находится Самтаврский женский монастырь. Нино все дни проводила в молитвах перед крестом, врученным ей Богородицей. Силой своей веры святая творила чудеса исцеления. Анастасия стала первой, кто почувствовал действие молитвы Нино.

Жена садовника исцелилась, и впоследствии в этой семье было много детей.

Слава о чудесах, творимых Нино, разнеслась по городу, и люди стали приходить к ней за советом и помощью. Многие еврейские женщины приняли христианство и проповедовали святую веру среди жителей города. Ревностным сторонником Христа стал и первосвященник карталинских евреев Авиафар. Он часто беседовал с царем Мирианом о новой вере и государь благосклонно слушал его. Все ближе становились времена, когда Грузия приняла христианство.

Недуг царицы

Царица Нана отличалась упрямым характером и была ревностной поклонницей старых богов. Поэтому слухи о чудесах, творимых святой, ее только раздражали. Она вынашивала планы об изгнании христиан из города. Однако все случилось иначе. Нана сильно заболела, и все усилия лекарей ни к чему не приводили, а скорее только ухудшали положение. Молитвы идолам также не возымели действия: царица угасала.

Приближенные стали советовать ей обратиться к Нино. После колебаний царица приказала привести к ней святую. Нино выслушала посланников из дворца и передала им, чтобы государыня сама пришла к ней в палатку за исцелением. Нана сделала так, как было сказано.

Святая уложила царицу на листья в шалаше, прочитала над ней молитву и перекрестила ее крестом Богородицы. Здоровье вернулось к государыне, о чем она тут же и оповестила всех присутствующих, а затем и своего супруга. С этих пор царица стала самой ревностной защитницей Нино и христианской веры, убеждая Мириана в силе Спасителя.

Гнев царя

Существуют разногласия по поводу того, в каком году Грузия приняла христианство. Согласно одним сведениям, это был 324 год, а по другим – 326-й. Но этому предшествовало событие, перевернувшее взгляд царя Грузии на учение Христа.

Мириан знал о чудесах, совершаемых Нино, и не препятствовал ей проповедовать. После случая с царицей он спокойно относился к возрастающему числу сторонников святой.

Кроме того, религией Римской империи было христианство, а сын Мириана находился в Риме в качестве заложника

Незадолго до того года, когда Грузия приняла христианство, Нино исцелила впавшего в безумие родственника персидского царя, гостившего у Мириана. Излечение стало причиной принятия царевичем христианства. Грузинский царь впал в ярость, поскольку не знал, что было бы хуже: навлечь гнев царя Персии из-за смены веры его родственником или принести горестную весть персам о неизлечимой болезни царевича.

Царская охота

Царь Мириан находился в затруднительном положении, но склонялся к тому, чтобы предать казни всех христиан вместе с Нино. Однако перед тем как исполнить свое намерение, он решил успокоить себя охотой, во время которой его глаза внезапно перестали видеть. В страхе Мириан обратился к своим богам, но ничего не изменилось: тьма по-прежнему окружала его. Тогда он вознес молитву к Богу святой Нино, даже не зная Его по имени. И тотчас же тьма отступила, и он прозрел.

Этот момент стал переломным, поскольку доказательство силы Спасителя было очевидным. И хотя точно неизвестно, в каком году Грузия приняла христианство (324-й или 326-й), но это свершилось после описываемых событий.

Вернувшись с охоты, царь немедленно отправился к палатке Нино, чтобы объявить ей о своем намерении принять веру христианскую и крестить народ Иверии.

Крещение Грузии

О том, в каком веке Грузия приняла христианство, среди исследователей разногласий нет – это IV столетие. После своего чудесного исцеления Мириан отправил послов к царю Константину с просьбой прислать в Иверию священников для крещения народа.

А до возвращения посольства царская семья и все желающие изучали основы веры. Кроме того, Мириан пожелал возвести храм на том месте, где рос священный кедр, под которым, по преданию, была похоронена святая Сидония вместе с хитоном Спасителя.

Первый храм был деревянным, а затем был построен каменный имени 12 святых Апостолов, называемый Светицховели.

Тем временем вернулись послы от Константина, а вместе с ними прибыл архиепископ Антиохийский Евстафий с несколькими священниками и всем необходимым для обряда крещения. Царь повелел прибыть всем сановникам и вельможам в Мцхету, где состоялось в 324-м или 326-м году принятие христианства Грузией.

Святая Нино после долгожданного воцерковления Иверии отправилась в Кахетию, где правила царица София. И вскоре это государство также стало христианским.

Выполнив свою миссию, святая равноапостольная Нино спокойно покинула этот мир. О своей смерти она была оповещена посредством вещего сна, а потому подготовилась: в сопровождении епископа Иоанна и царя Мириана она отправилась в местечко Бодбе, где умерла и похоронена. 27 января – день поминовения святой Нино.

Обратимся теперь к вопросу о том, какое христианство в Грузии. По данным статистики, более 90 % населения относится к Грузинской православной церкви, примерно 2 % – русские православные христиане, около 5 % – приверженцы Армянской Апостольской церкви, и немногим более 1 % – католики.

Христианство в Грузию и Армению пришло практически одновременно, причем события, предшествовавшие этому, были в обоих государствах связаны с чудесным исцелением царей Мириама и Тиридата III.

Иначе чем Божьим промыслом это назвать нельзя.

Источник: https://labuda.blog/193098

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
В каком крестили Русь

Закрыть