Знаки на картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
«Тайная вечеря» — одна из самых известных картин в мире и при этом одна из самых таинственных. Знаменитая картина Леонардо да Винчи не обошла стороной ни одного жителя земного шара. «Тайную вечерю» видели все и практически каждый знает сюжет этого произведения. Написана картина была написана по заказу Людовика Сфорца в период между 1494 и 1498 годами и до сих пор находится на том самом месте, как и много лет назад, — в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Граци.
Сюжет
Начав работу над своим произведением по библейскому сюжету, Леонардо и представить себе не мог, что оно станет одним из самых известных и влиятельных в мире.
В основу сюжета картины легло событие, описанное во всех четырех Евангелиях, когда Иисус собрал всех 12 апостолов на последний их совместный обед и оповестил, что один из них станет предателем.
Все участники вечери отреагировали совершенно по-разному на эту новость, что ярко отображено на картине, при этом Христос в этот самый момент сохранял удивительное самообладание.
Техника исполнения
Чтобы создать свою уникальную картину, Леонардо сделала огромное множество набросков. Сама «Тайная вечеря» имеет размер 4,6 на 8,8 м и, к всеобщему удивлению, выполнена не в популярной на то время технике фрески, а на гипсовой заготовке с использованием темперы и масла. Он так поступил потому, что хотел добиться большей яркости работы, чего фреска не позволяла, к тому же она слишком быстро сохла, что требовало спешки при работе. Пигменты для картины художник создал самостоятельно.
Однако такая картина не выдерживала испытание временем и еще до своего завершения начинала сыпаться, потому Леонардо приходилось ее подправлять.
Композиция
При помощи молотка, гвоздя и веревки художнику удалось реалистично отобразить на картине перспективу, что вновь открыло этот метод для эпохи Возрождения. Все апостолы написаны в группах по три человека, а также на работе нарисовано три окна, что является символом Святой Троицы. Также картина удивительно симметрична, на ней изображено одинаковое количество фигур по сторонам от Иисуса.
Магдалина или Иоанн?
Многие считают, что справа от Иисуса нарисована женщина, в то время как церковь говорит, что на самом деле это апостол Иоанн. Его фигура удивительно женственна, а черты лица нежны, своей позой и одеждой он практически полностью отображает Иисуса. Центральное место занимает фигура буквы «М», которую создают Иисус и эта женщина. Может быть, это тайный посыл на имя Магдалины.
Читать ещё •••
дня. Находки археологов, опровергающие науку
Вещи,Леонардо да Винчи,Иисус Христос
Источник: https://weekend.rambler.ru/items/43039847-znaki-na-kartine-leonardo-da-vinchi-taynaya-vecherya/
35 тайн знаменитых картин
Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Музыка на ягодицах
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.
Фрагмент части триптиха
Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления.
На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты.
Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».
Обнаженная Мона Лиза
Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.
Старый Рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.
Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).
А был ли кит?
Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».
Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так — в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.
Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.
Два «Завтрака на траве»
Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.
Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.
Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».
Двойники на «Тайной вечере»
Источник: https://cameralabs.org/11022-35-tajn-znamenitykh-kartin
Фреска «Тайная вечеря»
Дата создания: 1495-1497 годы.Тип: темпера.
Габариты: 460*880 см.
Тайная вечеря
Один из известнейших мастеров эпохи Возрождения получил заказ на масштабную фреску, изображающую Тайную вечерю в трапезной церкви Санта-Мария Грацие в Милане. Очевидно, что Лодовико Сфорца был инициатором этого заказа, так как он пожелал сделать щедрый подарок братству доминиканцев. Герб семьи Сфорца можно разглядеть в арке, располагающейся над комнатой, где происходит Тайная вечеря.
Филипп, Матфей, Иуда Фаддей.
На первых набросках композиции, Винчи задумывал изобразить момент передачи куска хлеба Иуде, обозначавший то, что Христос будет предан именно этим апостолом. Однако, в версии дошедшей до нас, концепция изменена. Мастер не изображает фрагмент Страстной недели Христа. Благодаря тому, что ученые знают о подготовительном этапе создания фрески ясно, что Леонардо, в окончательной версии работы, предпочел изобразить момент идентификации Иуды как предателя.
Варфоломей, Иаков Младшй, Андрей.
Картина изображает Христа за пасхальной трапезой с апостолами. В комнате за спиной Христа и апостолов — три окна, из которых открывается вид на окружающий пейзаж. Леонардо дотошно прорисовал далекие деревья и холмы: этот ландшафт напоминает миланские пейзажи. Художнику удалось добиться эффекта трехмерного изображения, сделав стол частью стены трапезной. Как написано в Евангелии (Мф.
26: 17-29), стол для этой вечери был уставлен пасхальными блюдами, фруктами и вином. На фреске Леонардо — блюда с угрем и апельсинами — любимой едой художника. Все апостолы сидят вдоль стола, с противоположной от зрителя стороны, что дает возможность наблюдать даже их обувь под столом. Реалистично написана скатерть и блюда, стоящие на ней, справа и слева от стола края скатерти свисают совершенно одинаково.
Симон Петр (позади), Иуда, Иоанн.
Леонардо разделяет 12 фигур на 4 подгруппы, по три человека, создавая полотно, где каждый из героев обладает индивидуальными чертами: они кричат, разговаривают, поворачиваются, их лица выражают недоверие и замешательство.
Разнообразие ракурсов, поз и жестов напоминают иллюстрацию к физическим законам оптики и динамики. Будто капля, упавшая в неподвижную емкость с водой, слова о предательстве одного из апостолов нарушают состояние равновесия.
Эта аналогия, в купе с исследованиями оптики Леонардо, заставляют рассматривать фреску как совокупность достижений науки и изобразительного искусства.
Фома, Иаков Старший, Филипп.
Христос
Фигура Христа расположена в центре картины, как всегда в картинах на евангельский сюжет. Леонардо изображает его молодым человеком. Спокойное выражение лица вызывает удивление и недоверие апостолов к тому, что один из собравшихся за этим столом предаст его.
Леонардо передает именно этот момент трапезы, противопоставляя умиротворенность Иисуса возбуждению его учеников, которые переглядываются друг с другом, жестикулируют, недоумевая, кто же из них может решиться на такое. Они то и дело обращаются к Христу с вопросом: «Не я ли, Господи?..» — и с содроганием сердечным ждут ответа. Леонардо помещает фигуру Христа в центр стола.
Все композиционные линии картины сходятся в одной точке — к голове Христа, создавая центростремительную перспективу.
Арка
В центральной арке изображен герб Лодовико Сфорца и его жены, надпись гласит: LU(dovicus) MA(ria) BE(atrix) EST(ensis) SF(ortia) AN(glus) DUX (mediolani). В арке слева — герб сына Лодовико Массимилиано с текстом. Текст в правой арке соседствует с гербом герцога Бари, принадлежащим второму сыну Лодовико, Франческо.
Фреска в наше время
Роковые ошибки в ранних попытках реставрации полотна пагубно сказались как на первоначальных цветах фрески, так и на выражении лиц, очертаний фигур. Но последний этап ознаменовал новую веху в методологии реставрации, а также пролил свет на некоторые детали, скрытые под слоями краски, нанесенными после того, как Леонардо отложил кисть. Кроме того, стало известно и о сложнейших экспериментах с освещением, о концептуальных задумках относительно перспективы.
Безусловно, труд такого масштаба, такой проработанности и важности как для искусства, так и для науки, задает больше вопросов, чем дает ответов, а также заслуживает более подробного ознакомления с собой. Историки и искусствоведы посвящают жизни исследованию шедевра, постепенно раскрывая некоторые тайны фрески, однако все загадки и послания великого Леонардо вряд-ли будут расшифрованы.
Фреска «Тайная вечеря» обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб
Религия
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/freska-tajnaya-vecherya.html
«Тайная вечеря» да Винчи — История одного шедевра
Тайная вечеря — это последняя трапеза Иисуса Христа с 12 учениками. В тот вечер Иисус установил таинство евхаристии, которое заключалось в освящении хлеба и вина, проповедовал о смирении и любви. Ключевое событие вечера — предсказание о предательстве одного из учеников.
«Тайная вечеря». (wikimedia.org)
Ближайшие сподвижники Иисуса — те самые апостолы — изображены группами вокруг Христа, сидящего в центре. Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; затем Иуда Искариот, Петр и Иоанн; далее Фома, Иаков Зеведеев и Филипп; и последняя тройка — Матфей, Иуда Фаддей и Симон.
По одной из версий, по правую руку от Христа ближайший не Иоанн, а Мария Магдалина. Если следовать этой гипотезе, то ее положение указывает на брак с Христом. В пользу этого говорит то, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Сделать это могла только законная жена.
Николай Ге «Тайная вечеря», 1863. (wikimedia.org)
Точно не известно, какой именно момент вечери хотел изобразить Да Винчи. Вероятно, реакцию апостолов на слова Иисуса о грядущем предательстве одного из учеников. В качестве аргумента служит жест Христа: согласно предсказанию, предатель протянет руку к еде одновременно с божьим сыном, а единственным «кандидатом» оказывается Иуда.
Образы Иисуса и Иуды дались Леонардо сложнее других. Художник никак не мог найти подходящих моделей. В итоге Христа он списал с певчего в церковном хоре, а Иуду — с бродяги-пьяницы, который, кстати, в прошлом тоже был певчим. Есть даже версия, что Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.
Контекст
Для конца XV века, когда была создана фреска, воспроизведенная глубина перспективы была переворотом, изменившем направление развития западной живописи. Если быть точным, то «Тайная вечеря» — это, скорее, не фреска, а роспись. Дело в том, что технически она выполнена на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это происходит в случае с фресками. Сделал это Леонардо, чтобы можно было корректировать изображения. Техника фрески не дает автору право на ошибку.
Да Винчи получил заказ он своего постоянного клиента — герцога Лодовико Сфорца. Жена последнего Беатриче д’Эсте, терпеливо сносившая необузданную любвеобильность мужа в отношении распутниц, в конце концов скоропостижно скончалась. «Тайная вечеря» была своего рода последней волей усопшей.
Лодовико Сфорца. (wikimedia.org)
Не прошло и 20 лет после создания фрески, как из-за влажности работа Да Винчи начала осыпаться. Еще через 40 лет было почти невозможно узнать фигуры. Видимо, современники не особенно переживали о судьбе произведения. Напротив, они всячески, вольно или невольно, только ухудшали его состояние. Так, в середине XVII века, когда церковникам понадобился проход в стене, они сделали его таким образом, что Иисус лишился ног. Позднее проем заложили кирпичом, но ноги уже было не вернуть.
Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался о перевозе его к себе домой. А во время Второй Мировой фреска чудом уцелела — попавший в здание церкви снаряд уничтожил все, кроме стены с работой Да Винчи.
Санта-Мария-делле-Грацие. (wikimedia.org)
«Тайную вечерю» неоднократно пытались реставрировать, правда, не особенно удачно. В итоге к 1970-м годам стало очевидно, что пора действовать решительно, иначе шедевр будет утрачен. За 21 год была проведена колоссальная работа. Сегодня у посетителей трапезной есть только 15 минут на созерцание шедевра, а билеты, разумеется, нужно покупать загодя.
Судьба автора
Один из гениев Ренессанса, человек универсальный, родился недалеко от Флоренции — места, где на рубеже 15−16 веков культурная, политическая и экономическая жизнь была чрезвычайно насыщенна. Благодаря семействам меценатов (таких, как Сфорца и Медичи), щедро платившим за искусство, Леонардо мог творить свободно.
Статуя да Винчи во Флоренции. (wikimedia.org)
Да Винчи не был высоко образованным человеком. Но его записные книжки позволяют говорить о нем как о гении, спектр интересов которого простирался чрезвычайно широко. Живопись, скульптура, архитектура, инженерного дело, анатомия, философия. и так далее, и так далее. И самое важное здесь не количество увлечений, а степень вовлеченности в них. Да Винчи был новатором. Его прогрессивная мысль переворачивала представления современников и задавала новый вектор развития культуры.
Источник: https://diletant.media/articles/37090148/
Кто написал картину тайная вечеря — Православный мир
Одной из известнейших картин великого художника Леонардо да Винчи считается «Тайная вечеря», изображающая библейский сюжет. Искусствоведы и специалисты в области религии считают, что картина имеет скрытый смысл
Творения пера величайшего да Винчи известны во всем мире. Особенной популярностью пользуется его картина под названием «Тайный ужин». По одним данным шедевр был создан в 1494 году, другие данные указывают на то, что годом написания картины был 1498.
Ее сюжет – это последний ужин божьего сына с апостолами. Любопытно, что изображение по сей день висит именно там, куда его водрузили сразу после того, как великий мастер сделал последний штрих. «Тайная вечеря» находится на стене трапезной кельи в монастыре Санта-Мария-дель-Граси.
Ее в свое время заказал Л. Сфорца.
Основной сюжет и особенности картины
Тайная трапеза – одно из важнейших библейских событий, он описан во всех 4 Евангелиях. Решив выполнить заказ, знаменитый художник еще не знал, что приступает к одному из самых знаменитых своих шедевров.
В картине изображен очень острый момент, когда Иисус сообщает своим ученикам и последователям о том, что он знает о будущем предательстве одного из них, более того, божьему сыну даже известно, к чему это приведет. На лицах учеников отразились разные эмоции: гнев, ужас, недоумение и даже сожаление. Никто из них не знал, кого именно стоит считать предателем и как вообще можно поступить так с Учителем. В это просто не хотелось верить.
Спокойствие божьего сына, изображенного на иллюстрации, резко контрастирует с волнительным состоянием его последователей. Картина показывает момент, когда Филипп спрашивает у Христоса, не он ли так поступит? Но господний сын отвечает завуалировано: «Предаст тот, кто руку на мою тарель опускает».
«Тайный ужин» представляет собой огромное полотно с габаритами 460х480 сантиметров, выполненное масляными красками. Причем, пигменты для передачи оттенков Леонардо создавал собственноручно.
Символизм шедевра да Винчи
Искусствоведы считают образы картины символами. Например, разбитая пиала с солью, находящаяся на столе, указывает на неудачу или ссоры. Непонятно какой рыбой угощаются те, кто трапезничают По одной версии это сельдь, по другой – угорь. Каждый сорт имеет свое символическое трактование.
Особенно важно то, что приглядевшись внимательно, можно усмотреть в руке Иуды мешочек. Скорее всего, в нем награда, полученная за предательство господнего сына. Не понятным остается одно: кто сидит справа от господнего сына? По одной версии там находится Иоанн, по второй Магдалена. Ясно лишь то, что этот персонаж является зеркальным отражением Иисуса.
Источник: https://daronosica.ru/obryady-i-obychai/kto-napisal-kartinu-tajnaya-vecherya.html
Тайная вечеря
Словосочетание «Тайная вечеря» слышал каждый хоть раз в жизни. Но что оно означает, знают не все.
Что такое Тайная вечеря
В Евангелии мы читаем о том, что накануне Своих страданий Христос провел вечер со своими учениками. Он и называется «Тайной вечерей». Что такое «тайная» – понятно, а вечеря – значит ужин, вечерняя трапеза. Что это за тайный ужин?
Тайным он был, потому что Христос и Его ученики скрывались от иудеев, желающих схватить Его и предать смерти. Фарисеи дошли уже до крайней степени ненависти, что готовы были на страшный грех – убийство. И вдвойне страшно, что они собрались сделать это преступление накануне великого праздника у евреев – Пасхи. Народ иудейский свято чтил этот праздник, за несколько дней начинали готовиться к нему.
Христос и апостолы не преступали еврейских обычаев и тоже готовились встретить Пасху. Конечно, Спасителю было известно, что Его ждет в ближайшие дни, поэтому Он был совсем не в праздничном настроении. Он скорбел внутренне и готовился к смерти.
Тайная вечеря: описание из Евангелие
За несколько дней до Иудейской Пасхи Христос сказал своим ученикам, когда те спросили, где они будут вкушать праздничную трапезу, чтобы они пошли в город. При этом Спаситель ни слова не сказал по Своему великому смирению, что Он – и есть та самая Пасха, Агнец Божий, которого предсказывали пророки. Но Он говорит, предвидя, что им встретится такой-то человек. Его и должны были апостолы попросить приготовить им Пасху.
Так и произошло, как предсказывал Спаситель. Ученики встретили того человека, и горница для вечери была готова. Когда наступило время вечерней трапезы, Христос перед вкушением пищи снял верхние одежды, препоясался и стал омывать ноги апостолам. Так поступали рабы, а для Учителя и тем более, Сына Божия, это было необычное поведение.
Этим Он показал ученикам пример великого смирения. Петр сначала противился этому, но потом смирился. По окончании омовения Христос объяснил, зачем Он это сделал. И велел всем Его последователям поступать также – значит, смиряться.
Обычно на подобной трапезе глава семьи должен был благословить хлеб и вино. Поэтому Христос, по праву старшего, взял хлеб, но произнес при этом довольно странные слова: «Возьмите, ешьте, это – Тело Мое!». А потом взял чашу с вином и сказал не менее странные слова: «Пейте из нее, это – Кровь Моя». Конечно, апостолы сразу не могли понять смысл всего сказанного. Таким образом Христос установил Таинство Причастия перед Своей кончиной.
Предательство Иуды
Раньше во время трапезы не сидели за столом, а возлежали вокруг низкого стола с едой. Около Христа возлежал апостол Иоанн, таким образом, что голова его оказалась на уровне груди Его. Неожиданно Спаситель стал грустить и говорить, что это – Его последняя трапеза в жизни. Также Он предупредил, что скоро начнутся страшные времена для учеников, и надо готовить оружие.
Затем Христос сказал, что они видят Его в последний раз, им придется навсегда расстаться. В это время эмоциональный Петр воскликнул, что везде последует за Ним, даже на смерть. На это Христос печально возразил, что до первого пения петуха Петр отречется от Него трижды.
Потом Он восскорбел еще больше и сказал, что один из них предаст Его на смерть сегодня. Петр тогда сделал знак Иоанну, который находился ближе всего к Спасителю, чтобы тот спросил у Христа, кто Его предаст.
Иоанн спросил и услышал в ответ, что это – тот, кому Он подаст кусок хлеба. И подал его Иуде Искариоту. Евангелист утверждает, что вместе с этим куском в Иуду вошел сатана. Христос сказал ему, чтобы он совершал скорее задуманное.
Но никто не понял сказанного, думая, что Он велел Иуде купить что-то к празднику, ведь у него находились денежные припасы.
После этого Иуда быстро встал из стола и направился к фарисеям, чтобы сказать им, где находится сейчас Христос. Те обрадовались и стали собирать воинов для того, чтобы пойти туда и взять Его.
Молитва Христа
После этого, чувствуя совсем скорое приближение страшных страданий, Христос начинает Свою молитву. Он сначала молится за столом перед всеми учениками, прося Отца сохранить их в вере и укрепить. Потом, когда все встали изо стола, Он направился с тремя учениками: Петром, Иаковом и Иоанном в Гефсиманский сад. Велев им молиться, Он признался, что душа Его скорбит перед смертью.
Отойдя от них, Христос повергся на землю, прося Отца пронести эти страдания мимо. Но Сам Он понимал, что это – невозможно, поэтому Он смирился и сказал: «Да будет воля Твоя». Спаситель молился до появления каплей пота, которые напоминали кровь. Трижды Он вставал и будил заснувших учеников, прося их молиться, но их глаза были скованны сном. Они проснулись, только когда появилась толпа. Это были фарисеи с воинами, пришедшие схватить Иисуса.
На этом описание Тайной вечери заканчивается в Евангелии и начинается период страшных мук Христа за род человеческий.
Митрополит Иларион “Тайная вечеря. 10 фактов”
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Источник: https://pravlife.ru/taynaya-vecherya/
Есть ли тайны у «Тайной вечери»? (символика, мистификации, тайны)
Это было так неожиданно.
«Тайная вечеря» оказалась другой. Фреска настолько отличалась по внешнему виду от растиражированных копий, что я в первое мгновение просто оторопела. Потом смотрела-смотрела-смотрела, не могла оторваться.
Так выглядит трапезная сегодня: затененное помещение, группы туристов каждые 15 минут
Сюжет «Тайной вечери» или О чем же на самом деле «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?
Исследователи исследовали. Спорили веками.
Изучали оставшиеся зарисовки художника, сравнивали его замыслы и наконец все-таки пришли к единому выводу (вроде как к единому).
Изначально Леонардо да Винчи, судя по его эскизам, которые хранятся в Королевской библиотеке Виндзорского замка, задумал чуть другой сюжет. А именно за основу был взят эпизод Евангелия от Иоанна. После того, как Учитель объявил о том, что один из его учеников предаст Его, они были смущены и обескуражены его словами.
«Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».
То есть, первоначальным замыслом у художника был именно этот сюжет – указание на предателя. Часто так и интерпретируют «Тайную вечерю». Ведь, казалось бы, все правильно: вот Иисус, вот его ученики, вот они отпрянули от Него, услышав странную весть.
Надо сказать, что именно эти строки («И, обмакнув кусок, подал Иуде») были объектом изображения Тайной вечери много веков. Поэтому неудивительно, что первоначальный замысел художника соответствовал всеобщей концепции.
Но Иисус на фреске не обмакивает хлеб, не подает его Иуде – другие жесты и позы участников ночного ужина написаны на стене монастыря.
Так что же изображено на фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи?
На фреске, по мнению исследователей, представлен предшествующий вышеизложенной ситуации момент. А именно – само то мгновение (и это важно), когда Иисус говорит:
«Один из вас предаст меня».
Эти слова вызывают сильнейшую эмоциональную реакцию Его последователей. Вот что важно понять: здесь изображена мимолетная и очень яркая реакция на слова «Один из вас предаст меня» – у каждого ученика она своя.
Первый ключ к пониманию «Почему это шедевр»: в традиционной иконографии характерен момент, когда Иоанн припал к груди Христа; Леонардо да Винчи написал момент ДО указания на предателя. И в этом тоже было его новаторство.
В чем замысел Леонардо да Винчи в «Тайной вечере»?
Апостолы и Иисус сидят за длинным столом, покрытым белой скатертью. Этот стол – как сцена, за которым разыгрывается главное действо. Всё и все на виду, никто не спрячется, композиция развернута прямо на зрителя, в каком месте зала он бы не находился.
«Один из вас предаст меня».
Именно это – отправная точка, после которой будет разворачиваться самый главный сюжет в истории человечества. Еще немного времени — будет и само предательство, будет и распятие. Но не это главное на фреске.
Самое важное – то, что Христос знает обо всем. Он все знает и полностью принимает свою участь. Он никого не осуждает, потому что предательство – такая же необходимая часть сюжета, как и все остальное. Если бы Иуда не решился на предательство, то что было бы тогда?..
Оптические иллюзии Леонардо да Винчи на фреске «Тайная вечеря»
- Стол настолько длинный, что создается оптический эффект, будто в центре он бОльшей высоты. Благодаря этому фигура сидящего Христа как бы выдвигается вперед.
- Голова Христа меньше (33 см), чем головы апостолов (36-37 см). Что помогает мгновенно сконцентрировать наше внимание на главном персонаже фрески.
- Мы на репродукциях всегда видим это произведение в отрыве от контекста, то есть помещения, где оно находится. Но помещение для понимания этого шедевра очень важно! Посмотрите на фото внизу. Все сделано так, чтобы вам казалось, будто Иисус с апостолами находятся с вами в одной комнате (будто все происходит на наших глазах).
- А именно:
- 1) Сложнейшее решение по свету, который исходит из трех источников (окон за спинами персонажей). Свет как бы отражается от левой стены, осветляя правую, а также лица нарисованных людей. Это продумано и создано с учетом освещения реального помещения.
- 2) Гобелены (те самые темные прямоугольники вдоль нарисованных стен, увы, рисунка своего практически не сохранившие) выписаны от краев фрески так, чтобы казалось, будто они находятся на настоящих стенах, уходящих вглубь комнаты; при этом а настоящие стены будто являются продолжением нарисованных.
- 3) И тогда кажется, что Христос с апостолами присутствуют здесь, рядом с вами, в этой трапезной монастыря; воображаемая трапезная, в которой размещены Христос и апостолы, будто является продолжением реальной трапезной, где ели монахи.
- Вдумайтесь, какая идея! Монахи одновременно пребывают в двух мирах — реальном (как обычные люди) и в ирреальном (как монахи).
И Христос с апостолами — как воплощение ирреального мира — вдруг будто присутствуют здесь, в мире человеческом, рядом с монахами. Которые во время поста вкушают только хлеб и вино. «Хлеб — это тело мое, вино — кровь моя» Иисус на фреске правой рукой указывает на хлеб, как бы говоря: это тело мое. Примите меня в себя. (Христиане знают, что Иисус Христос ввел Таинство причастия, предложив ученикам хлеб и вино как плоть свою и кровь.)
-
Первого, кого мы видим на фреске «Тайная вечеря» — это Иисус Христос
Символика «Тайной вечери»
Слова Христа обрушиваются на апостолов, как звуковые волны, передаваясь от одного к другому. Леонардо да Винчи, как известно, был не только живописцем. Он изучал законы акустики, оптики и динамики.
И фигуры учеников, со всем многообразием их поз и жестов, как бы являются подтверждением его слов: «Камень, который ударяет по поверхности воды, вызывает образование кругов вокруг себя; эти круги распространяются до тех пор, пока не потеряются; и точно так же воздух, по которому ударяет звук голоса или шум, приходит в круговое движение».
Слова Христа – это воплощение Силы «Перводвигателя» (из теории Леонардо да Винчи о Боге ). Словом Божьим проникнута вся сцена, которая наполняет жизнью и движением все мироздание.
Но Леонардо не только вложил в произведение результаты своих научных исследований (об акустике и динамике), но и наполнил аллюзиями на Страсти Христовы:
— жест Христа с раскрытыми руками, как бы говорящий «Да, Я готов; Я открыт для вас; Я ваш» — приношение Иисуса себя в жертву;
— указание Им на хлеб («Это тело Мое»), которое Он отдает для распятия на кресте;
Рука Иисуса Христа (фрагмент фрески «Тайная вечеря»)
— крестообразная поза Христа (руки разведены, ноги скрещены. Сейчас изображения ног нет (там был пробит когда-то дверной проем), но сохранились рисунки и эскизы с этой позой) – уже прямой намек на распятие;
— и снова мы возвращаемся к помещению, где написана фреска, то, чего многие не знают — на противоположной стороне трапезной изображено само распятие Христа (художник Д. Монторфано) – да Винчи как бы предупреждает зрителей на своей работе, что потом будет распятие: да вот оно, впереди, напротив, близко; уже прописано в Судьбе;
— зашифрованное число три: 1. апостолы разбиты в группы по три человека; 2. в глубине комнаты три окна;фигура Христа выполнена в форме треугольника. Возможно, это аллюзии на Святую Троицу.
Источник: https://artola.com.ua/tainayavecherya/