В каком крестили Русь

Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал

Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.

Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.

Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира

Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он  княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир — язычник

Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.

В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Крещение князя Владимира Святославича

Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.

Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.

Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Крещение Руси

Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.

Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html

А было ли крещение руси? или это хорошо распиаренная религиозная оккупация?

«Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал.Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам»

Ф.М. Достоевский.Бесы

«Наш славянский народ весь подвержен такому окаянству: везде на плечах у нас сидят немцы, жиды, шотландцы, цыгане, армяне и греки, которые кровь из нас высасывают.

Презрению, с каким обращаются с нами иностранцы, укорам, которыми они нас осыпают, первая причина есть наше незнание и наше нерадение о науках, а вторая причина есть наше чужебесие (христианство – ред.

), или глупость, вследствие которой иностранцы над нами господствуют, обманывают нас всячески и делают из нас всё, что хотят, потому и зовут нас варварами».

Юрий Крижанич, сербский ученый 17 в, «Политические думы»

Ю. Крижанич был сослан в Сибирь. Из-за чужебесия славяне вот уже 1000 лет разделены на разные государства. Чужебесие – причина скудности и нищеты на богатой земле. Чужебесие подрывает дух народа, его способность к сопротивлению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда отмечают Рождество во Франции

1. О строительстве храмов, церквей, монастырей

Считается, что церковь – это культовое сооружение, построенное по византийским образцам. Те, в свою очередь, построены по языческим образцам. Здесь под термином «языческие» понимаются «славянские».

Следовательно, современные церкви построены по славянским образцам. А это значит, что до прихода на Русь христианства русские зодчие были высококультурны и своими творениями весомо влияли на строительства храмов и церквей различных религий. Кроме того, христианство не только украло у славян исторически сложившиеся даты празднеств, но также украло у тех же славян и религиозную символику и, в первую очередь, принцип постройки религиозных культовых сооружений – церквей.

Ссылка по теме – Устроение храмов родов расы великой

2. Русские летописи выявляют ложь о крещении Руси

В Несторовой Летописи летописец спорит с незримым оппонентом о Корсунском крещении (Крещении Руси) кн. Владимира:

«Се же не сведуще право глаголют, яко крестился в Киеве; и инии же реша: Василиви; друзии же инако скажють».

Что в этом удивительного?

А то, что этот спор имеет место по прошествии всего лишь 60-ти лет с момента так называемого «крещения» Владимира, когда, вроде бы, память людская и летописная жива и правдива – событие-то было недавно.

Видимо, такие летописные споры подтверждают то обстоятельство, что все утверждения о состоявшихся там то и там то крещениях русских князей ни что иное, как ложь в интересах PR-компании, учиненной оккупационными войсками христианской церкви на Руси! Вот поэтому, кстати, церковь так долго не хотела причислить князя Владимира к «лику святых»?

3. Князя Всеволода крестили только в 6670-м (1162 н.э.) году

«Легенда о граде Китеже» (время создания первая половина 14 века) повествует:

«А святой благоверный князь Всеволод (сын вел. Кн. Мстислава) сначала княжил в Великом Новгороде. Но в своё время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещёный (!), владеет нами, крещёнными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон.

Он же пришёл в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему всё, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему (некрещеному!) во владение Вышгород. И здесь уже умоляли (!) его псковичи княжить у них, и он пришёл к ним в город Псков.

И по некоторому времени восприял благодать святого крещения, и наречён был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом пощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошёл 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день».

Из этой цитаты мы видим: во-первых, что русский град Китеж не был православным религиозным центром (как это ложно утверждают прохристианские историки); во-вторых, никакого крещения Руси в 980 году не было, поскольку большая часть в управлении Русью находилась в руках русских князей, исповедующих не сионистское христианство, а русскую родную религию (ссылка на РВ/Русская религия).

Ссылка по теме – Древние русские города. Китеж.

4. В XII веке храмы украшали изображения русских богов

Били ли древние храмы христианскими?

Вопрос имеет место, потому что, например, на плите из киевской лавры (около 9 века?) изображён Дажьбог, едущий на небесной колеснице. Понятно, что строители не сами по себе нанесли на «святое христианское» место изображение великого русского бога.

Те, кто управлял таким строительством, и распорядились о нанесении такого украшения. Естественно, Дажьбог был тем богом, которому покланялись «христианские» посетители храма.

А, скорее всего, никакой христианской паствы и не было, и само строение киевской лавры было языческим.

Консоли колонн Дмитровского собора 12 века во Владимире украшают изображения Велеса и птиц. Там же изображён Дажьбог, по обе стороны головы изображения которого читается сокращённая надпись кириллицей: ДА БЪ (Дажьбог).

На угловой колонне Георгиевского собора 12 века в Юрьеве-Польском изображения людей в языческом стиле.

Диковинные языческие изваяния Черниговского собора – позже разрушены монахами в начале 12 века.

Заметьте, перечисленные храмы с изображениями русских богов построены как в 9-м веке (то есть в момент пропагандируемого «крещения»), так и в 12-м веке, когда Русь должна была быть крещена уже более двухсот лет. По меньшей мере, странным выглядит то обстоятельство, что по прошествии 200 лет оккупации, храмы победившего христианства почему-то настойчиво украшаются русской религиозной росписью.

Ссылки по теме:

Русские боги. Алфавитный указатель.
Родословная русских богов.

5. Иудохристиане храмы не строили, а занимали языческие

То, что храмы украшались изображениями русских богов, то, что храмы располагались на русскорелигиозных священных местах, учёные пытаются объяснить влиянием «языческих традиций».

Однако сами же говорят, что первыми зодчими были греки.

Понятно, что греки не те строители, руками которых на Руси были выстроены многочисленные культовые сооружения.

На самом же деле изначально древние «христианские» храмы не были христианскими. Например, многие античные языческие храмы после победы христианского культа становились христианскими церквями. Требовалось чуть перестроить, разбить статуи богов, провести освящение. Так поступили и на Руси.

Монах Иаков нам сообщает, что Владимир существующие храмы очистил от статуй языческим богам и украсил эти же храмы «честными иконами»:

«Блаженный же князь Володимир, внук Олжин, крестился сам и чада своя и всю землю Русскую крести от конца и до конца, храмыидольския (храмы с изображениями богов – ред.) и требища всюду раскопа и посече, и идолы скруши, и всю землю Русскую и грады и честными иконами церкви украси»

«Память и похвала Владимиру» Иакова мниха.

Ссылки по теме: Список священных языческих объектов, захваченных христианами.

6. В Киеве митрополит появился лишь через 50 лет после «крещения»

«Древнейший свод 1039 г., как и его продолжение 1073 г., сообщал только об установлении в Киеве греческой митрополии 1037 г. и называл первым митрополитом Феопемпта (грека).

О том, как устроена была наша церковная иерархия до этого года и как установилась митрополия этого, в этих сводах не было известий (уже полвека, как «крестили Русь», а митрополита всё нет?).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда будет православный праздник Троица

Согласно с этим мы не находим никаких имён митрополитов киевских до имени митрополита Феопемпта и в ряде позднейших летописей (Лаврентьевской, Ипатьевской и др.), и в древнейшем списке митрополитов, читаемом в Новгородской 1-й летописи.

/ /

Но в ряде других летописей мы видим попытку заполнить неизвестное в устройстве церковной иерархии Киевской Руси между крещением Владимира и митрополией времени Ярослава / / несмотря на решительное указание летописных записей под 1037-1039 гг. на установление митрополии именно в эти годы».

(Прилесков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси 10-12 вв.
Цит. по «Крещение Руси в трудах русских и советских историков», с. 156-157.)

Киев – плацдарм оккупационных христианских сил, город, за который они должны были зацепиться мертвой хваткой хищника, прикусившего лишь край огромного вкусного хищника. Почему же так медлили захватчики земли русской? Почему главного религиозного надсмотрщика не присылали в течение полувека?

Ответ напрашивается сам – Киев не был крещен в указанную теперешними христианами дату.

Источник: https://pandoraopen.ru/2018-02-17/a-bylo-li-kreshhenie-rusi-ili-eto-xorosho-raspiarennaya-religioznaya-okkupaciya/

Как происходило Крещение Руси

Множеству исторических событий далёкого прошлого можно найти разные трактовки. “Повесть временных лет” — наиболее ранняя из дошедших древнерусских летописей начала XII века. Подвергается критике в силу продолжительного написания, большого числа редакций и противоречий со свидетельствами других работ. Но такое эпохальное событие, как Крещение Руси не могло затеряться в веках и составить впечатление от общей картины того времени все еще возможно.

1

Как происходило Крещение Руси – ранние попытки

Упоминания о первых христианских проповедниках на Руси начинаются уже в начале VIII века. Существует немало исторических данных, что в 860-869 годах варяжские князья Аскольд и Дир приняли крещение от епископа Константинополя, держа город под осадой. Но попытки распространить религию вызвали сопротивление народа, хранившему веру в старых богов.

Даже в 967 г., когда правителем стала княгиня Ольга, официально принявшая христианство, Киевская Русь была страной язычества и воспринималась соседними государствами, как варварская. Князь Святослав Игоревич — сын Ольги и знаменитый полководец — также был язычником.

В этой вере он и вырастил своих сыновей, среди которых был будущий креститель Руси — Владимир.

Будущий князь с ранних лет участвовал в военных походах и мало интересовался религией, тем более той, что запрещала прелюбодействовать и отвергающей насилие. По преданию, в каждом поселении он имел по любовнице, но страсть завоевателя была еще сильнее. Из-за нее и началась самая известная междоусобная война на Руси. Убийство своего брата Ярополка позволило Владимиру занять киевский престол и оказаться в центре мировых политических событий.

В конце Х в. византийский император Василий был вынужден искать помощи в подавлении мятежа, поднятого одним из военачальников. Он нашел поддержку в лице Владимира, который вместе с шеститысячным корпусом варяг помог одержать победу в сражении у Абидоса в современной Турции в 989 г.

Дружбу Руси и Византии скрепила обещанная Владимиру возможность сочетаться браком с сестрой императора — принцессой Анной. Обещание неслыханное и тем более заманчивое: присоединиться к династии византийских императоров — самой могущественной семье мира, наследнице богатств Рима.

Дело было за малым, мужем принцессы мог стать лишь православный князь.

2

Как происходило Крещение Руси – поиск истинного пути

Решение принять христианскую веру было нелегким. Сохранились свидетельства того, что Владимир приглашал в Киев кади — мусульманских учителей, проповедников и судей. Но исламские страны вели беспрерывные войны с Византией, а Багдад, ставший тогда центром исламского мира, был слишком далеко, чтобы союз с ним давал серьезные преимущества.

Гораздо ближе был Хазарский каганат — государство с центром в городе Итиль, расположенном в районе современной Астрахани. Выгодное положение хазар позволяло им собирать дань с соседних славянских племен и получать часть добычи, пропуская набеги русских князей вглубь арабских земель.

Возможно, это его и погубило: несмотря на свою былую силу, каганат был разграблен князем Святославом. Повесть временных лет говорит о том, что послы каганата не смогли убедить Владимира принять иудаизм, слишком слабым выглядел союзник.

Центром христианского же мира была Византия с центром в Константинополе или Царьграде, как его знали от варяжских земель на севере до арабских на юге. Единоверный союз с Византией сулил Киевской Руси превращение в одну из главных сил западного мира.

3

Как происходило Крещение Руси

Причины последующих решений вызывают споры учёных. Некоторые источники говорят, что император Василий, не желая выдавать сестру за варварского князя, посылает вместо нее служанку.

Когда обман был раскрыт, князь Владимир захватывает столицу византийской провинции Херсонес и выдвигает ультиматум: выдать принцессу Анну или следующим падет Константинополь.

Принцесса прибывает вместе с христианским епископом, который и крестит Владимира, нареченного теперь Василием, вместе с большей частью его дружины. Перед отъездом князь выстроил в Херсонесе церковь.

Легенда гласит, что по возвращению в Киев, Владимир пустил гонцов по городам с требованием быть в назначенный день на берегу Днепра. Там он со священниками и провел этот исторический ход вдоль реки с последующим её крещением.

День крещения Киевской Руси является памятной датой князя Владимира Святого и отмечается ежегодно 28 июля. Но переход народов Киевской Руси в христианскую веру не был внезапным и единовременным, ведь христианские общины существовали в Киеве со времен княгини Ольги, распространяясь по славянским землям.

Лишь на протяжении 988-990 гг. крещение приняли все народы Киевской Руси.

К сожалению, нельзя сказать, чтобы хоть эпизод этих событий был чист и миролюбив. Слишком во многом прослеживается прагматизм правителей. Мировоззрение людей не менялось в одночасье, а потому им предстояли многие годы борьбы за свою веру. Но нельзя не отметить христианизацию, как один из этапов просвещения славянских народов. И тяжело не оценить её вклад на этом пути.

Источник: https://sovetclub.ru/kak-proishodilo-kreshhenie-rusi

Как крестили Русь

Воспользовавшись каким-то недоразумением, Владимир осадил принадлежавший империи город Херсонес Таврический, или, по русскому произношению, Корсунь.

Когда Корсунь была взята, Владимир немедленно отправил посольство в Константинополь к тогдашним императорам Василию и Константину с просьбой, во-первых, прислать для нарождающейся русской Церкви иерархический чин и, во-вторых, отдать замуж за него — русского князя — сестру императоров царевну Анну.

Императоры согласились под условием, чтобы русский князь прислал им в помощь своих воинов для борьбы с одним их полководцем, который поднял знамя восстания.

Крещение Руси — как это было?

Женившись в Корсуне на царевне и заручившись обещанием императоров прислать митрополита и епископов для будущей русской церкви, Владимир взял с собой много священников и некоторые святыни и возвратился в Киев.

Крещение Киева

По возвращении Владимира из Корсуня, началось крещение киевлян. Оглашенные к принятию христианства славяно-русскими и греческими священниками киевляне с радостью и ликованием шли креститься. Несомненно, были среди них и такие, которые крестились только потому, что все это делали, были и такие, которые не хотели креститься. По словам св.

Илариона „благоверие (Владимирово) со властию сопряжено бе» это значит, что упорствовавших креститься заставляли это делать. Владимир крестил всю свою семью и приближенных, а потом велел истреблять идолов. Перуна привязали к хвосту лошади и поволокли с холма, на котором он стоял, в Днепр.

Княжьи приставники колотили идола палками, приговаривая: — Много ты ел и пил, Перунище, будет с тебя! Делали все это „не для того, чтобы дерево чувствовало, а на поругание бесу, который в этом образе прельщал людей; пусть от людей же и возмездие приемлет», замечает в заключение рассказа об этом летопись.

Многие из некрещёных бежали по берегу вслед за уплывавшим Перуном и молили его:

— Выдыбай, боже, выдыбай (т.е. выплывай)!

По почину св. князя Владимира в память крещения народа в Киеве был воздвигнут храм во имя Пресв. Богородицы. В пользу этой церкви он отчислил десятую часть своего имения и доходов, отчего церковь и стали называть Десятинной. Всюду по городам тоже стали строить церкви и приводить людей ко крещению. Во глав отдельных городов Владимир поставил в качестве посадников и наместников своих двенадцать сыновей, разослал с ними священников и епископов и повелел крестить всю землю.

Религиозный раскол в Киеве

Не везде это, однако, было легко сделать. В самом Киеве нашлись упорные приверженцы язычества. Страшась мести князя, они бежали в леса и горы и занялись разбоем. По преданию, некто Могута собрал большую шайку таких недовольных, и Владимиру пришлось вести серьезную борьбу с ними.

Чем дальше к северу, тем глуше, дичее была страна, тем меньше видали всяких видов её жители, и тем приверженнее они были к языческой старине. Самый север Руси — Новгородская земля, оказала особенно сильное сопротивление намерению Владимира утвердить здесь христианство.

Подстрекаемые волхвом, прозванным за красноречие Соловьёвым, новгородцы с оружием встретили посланных крестить их Добрыню — дядю Владимира и Путяту. Но и в Новгороде были уже христиане, и существовала церковь Преображения. Новгородцы -христиане стали, конечно, на сторону Добрыни, и сопротивление язычников было сломлено.

Убийство волхва

Язычников силком тащили к Волхову креститься. Долго потом дразнили новгородцев жители других краёв, говоря: — Вас Путята крестил мечом, а Добрыня огнём.

Нельзя сказать, чтобы и вообще в стране утверждение христианства шло ровно и не встречало сопротивления со стороны приверженцев язычества. Вождями этого сопротивления были волхвы — прорицатели будущего и чудотворцы, по представлению славян-язычников.

Надо думать, что волхвы

имели то же значение в жизни славян, какое имеют шаманы у современных дикарей дальнего севера Сибири.

Под 1071 г. летописец рассказывает, как явился волхв в киевской земле и начал проповедовать народу, что через пять лет Днепр потечёт назад, и земли переступят со своих мест на чужие, что греческая земля станет на месте русской, а русская — на месте греческой.
„Невегласи послушаху его, — говоритъ летописец, — верные же смеяхуся».

Смута в народе всё-таки была, и вот „в едину нощь волхвъ бысть безъ вести», т.-е. исчез, был, вероятно, схвачен. В 1074 году явился волхв в Новгороде. По словам летописи, он „творился аки бог», говорил, что знает будущее, хулил веру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху.

Новгородцы заволновались, почти все стали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал: — Кто хочет верить волхву, пусть идёт за ним, а кто верует во Христа, пусть идёт ко кресту.

К епископу подошёл только князь Глеб Святославич со своей дружиной, а весь народ, „производя великий мятеж», устремился за волхвом. Тогда князь Глеб, спрятав под полой своей одежды топор, подошёл к волхву и сказал: — Знаешь, что будет завтра поутру и во весь день до вечера? — Всё знаю! — отвечал волхв.

— А знаешь ли, что будет сегодня? — Сотворю великие чудеса! — отвечал волхв.

Тогда князь выхватил топор и рассёк ему голову. Народ в ужасе разошелся.

Ростовские язычники прогнали от себя первых епископов, Феодора и Илариона, и едва не убили третьего св. Леонтия. Не скоро могло утвердиться христианство и в Муромской земле, несмотря на старания св. князя Глеба, которому Владимир поручил эту область. Князю Глебу пришлось даже жить вне Мурома, жители которого оказались горячими приверженцами язычества. В Курской области христианство стало распространяться только в начале XI в.

, в области же вятичей лишь в XII в.; также в Вологодском и Вятском крае, а в Олонецком оно стало утверждаться лишь в XIII в. Многие из языческих верований и обрядов продолжали существовать очень долго, до самых московских времён, среди принявших крещение. Даже при царе Иване Грозном духовенству приходилось жаловаться на приверженность простонародья к несомненно языческим верованиям.

Тем не менее, христианство все-таки распространялось в народе, все шире и глубже входило в народное сознание. Привязывая народ к Церкви, оно заставляло людей сильнее чувствовать взаимную связь; отдельные края, исповедуя одну веру, ближе сливались друг съ другом, сплачиваясь в один православный народ.

В этом смысле христианство много сделало для роста Русской земли — не даром эта земля издавна привыкла называть себя православной Русью, святорусской землей, указывая тем на христианство, как на одну из основных черт своей народности.

Источник: https://powest.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8C/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий