Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма
Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07'45.2″N 40°24'39.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации
:
Краткая история
Дмитриевский собор — мощевик-реликварий
Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества
Дмитриевский собор на карте
Краткая история
Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.
При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.
Общий вид на собор
Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.
Дмитриевский собор — мощевик-реликварий
Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.
Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру.
Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.
Юго-восточный фасад собора
Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.
Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества
Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.
Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».
Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.
Северно-восточный фасад собора
Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I.
Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.
На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.
Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.
Юго-западный фасад собора
На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно.
Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев.
Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.
достопримечательности
← Владимирская область | Владимир | Россия → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Санкт-Петербург | Казань | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/295-dmitrievskiy-sobor
Дмитриевский собор во Владимире
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Русь была великим государством, земли которого занимали большую территорию. Не удивительно, что некоторые из них пустовали и до них никому не было дела. Это касается и Суздальской земли. В начале 12 века никто особо ничего не знал об этом уделе.
Но уже с начала 13 века она становится княжеством, которое играло очень значительную роль в истории государства. Наивысшего развития достигло оно при правлении Всеволода Большое Гнездо.
На честь обозначения такого расцвета земель было принято решение о постройке придворного храма на княжеском дворе, неподалеку от Успенского собора.
История возведения
Строительство Дмитриевского собора во Владимире пришелся на промежуток между 1194-1197. Построенная церковь была украшена белокаменной резьбой. Имя дали ей на честь небесного покровителя Всеволода – Дмитрия Солунского. В те года основная особенность была в том, что князья имели 2 имени: христианское и княжеское. Имя Дмитрий было дано ему при крещении. Так как он был из большой семьи, то получил прозвище «Большое Гнездо».
Перед тем, как начать строительство храма, князь стал отцом, и это было еще одним фактором для освящения храма в честь великомученика Дмитрия.
https://www.youtube.com/watch?v=weul6XUVV74
Лучшая статья для Вас, переходите: Домский Собор в Риге
Если взять исторические факты, то выйдет вот такое приблизительное краткое описание Дмитриевского собора во Владимире. Как уже было замечено, что построение припало на период расцвета Суздальского княжества.
Строили его только самые лучшие мастера и использовали самые лучшие строительные материалы. Основой его стен был белый известняк. В 1197 году произошло завершение работы над его сооружением. Князь постановил там икону св.
Дмитрия Солунского, а также ковжец с сорочкой на которой была кровь мученика.
В 1237 году собор разграбили монголо-татары. В то врем они немало принесли горя и всему княжеству. Но на этом неприятности не закончились для поврежденного и разграбленного собора. Он пережил еще три пожара и опять же таки терпел грабежи.
В 1837-1839 году Николай 1 отдал распоряжение о проведении «реставрации» собора. Согласно ему храм должен был приобрести свой первоначальный вид. В следствии таких действий были разрушены самые интересные его части: галереи и лестничные башни.
В советские времена он был лишь памятником древнерусского искусства. В 1919 году было принято решение о закрытие его для проведения богослужений. В 20 веке это сооружение пережило немало реставраций. Последние были проведены в 1999-2004 годах. На данное время службы в храме не проводят. И собор относят к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Туристы могут посещать его как музейную экспозицию.
Лучшая статья для Вас, переходите: Кафедральный Свято-Екатерининский собор
Интересные факты о соборе
Есть много сведений о данном соборе. Но среди них выделяют наиболее интересные факты о Дмитриевском соборе во Владимире:
- Рельефы, которые украшают белокаменные соборы, несут в себе определенный смысл, который был известен людям 200-300 лет назад. Современникам же понять смысл очень сложно. Можно только предположить, что там сказано о райском саду и небесном царстве.
- Возводили данное строение из камня известняка белого цвета. По кругу него находились галереи, которые на западных углах переходили в лестничные башни.
- Собор трижды переживал пожары, но при этом его восстанавливали снова и снова.
- Среди воспоминаний о нем в летописях сказано, что к храму привозили редчайшую святыню из самих Фессалоник. Это была гробовая доска мученика Димитрия. Многие говорили о том, что тогда происходили многочисленные исцеления.
Адрес и как доехать
Адрес Дмитриевского собора Владимира следующий: Россия, г. Владимир, улица Большая Московская, 60. Самое основное – это доберитесь до города. Там каждый местный житель сможет помочь Вам найти дорогу до храма.
Лучшая статья для Вас, переходите: Богоявленский собор в Ногинске
Этот собор входит в экскурсионные маршруты многих туристических агентств. Хоть храм и не является действующим и побывать на службе или поставить свечу Вам не удастся, но зато его красота покорит Вас. В его экспозиции самым уникальным являются фрески, а также интерьер собора.
Необходимо помнить хотя бы о том, что не много столь древних сооружений сохранилось до наших дней. И пока есть возможность, то стоит ими любоваться.
Храни Вас Господь!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/
На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.
Дмитриевский собор
История строительства Дмитриевского собора
Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.
Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами.
Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.
Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.
♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».
В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).
В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус.
В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы.
Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.
После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда».
В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня.
В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.
В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.
Дмитриевский собор, западный фасад
Внешний облик Дмитриевского собора
Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.
♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»
Дмитриевский собор, южный фасад
Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован.
Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол.
Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.
Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.
Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.
Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.
Дмитриевский собор, деталь западного фасада
Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса
Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса
Внутреннее убранство Дмитриевского собора
Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.
Своды и барабан Дмитриевского собора
Капители внутренних столпов украшают львы.
Львы
Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.
«Страшный суд»
В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.
Старый крест в алтаре Дмитриевского собора
Старый крест в алтаре Дмитриевского собора
Убранство Дмитриевского собора
Дмитревский собор изнутри
Деталь ворот Дмитриевского собора
Напоминание молодоженам
Адрес и режим работы
Адрес:
Источник: https://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/
Дмитриевский собор
Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.
Цены на билеты в Дмитриевский собор
Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.
Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.
Можно также приобрести единый комплект билетов на посещение нескольких достопримечательностей:
- Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Старый Владимир — 500 рублей за каждого человека, 300 — для льготных категорий граждан.
- Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Хрусталь и лаковая миниатюра, Рождественский собор Бологюбовского монастыря — 600 рублей за человека, 300 — льготная цена.
Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—17:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.
История строительства Дмитриевского собора во Владимире
Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.
Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид.
Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились.
В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Архитектура
Дмитриевский собор — уникальный памятник русского церковного зодчества и пластики домонгольского периода. Храм выстроен в виде креста, возведен из белого известняка. По размерам — не большой, но гармоничный и величественный.
Особую ценность составляет резное убранство — в храме более 1 000 резных камней, на которых удивительным образом сочетаются христианские образы, литературные, народные и мифологические герои. Одноглавый храм венчает золоченый купол с крестом.
В храме можно выделить три яруса:
- верхний — весь украшен резьбой, имеет высокие вытянутые окна.
- второй (средний) ярус — богат орнаментами и фигурами зверей, птиц, святых.
- нижний ярус не имеет убранства, так как раньше был закрыт утраченными галереями и башнями.
Героем нескольких фасадов собора стал библейский царь Давид, а на одном из фасадов изображен Александр Македонский.
Белокаменные рельефы собора
Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных.
Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями.
Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».
Внутреннее убранство собора
Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.
Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире
К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:
- Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
- Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.
На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20–30 минут.
Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.
Вид на Дмитриевский собор со смотровой площадки, Андрей и Валерия
В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.
Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.
Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:
Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:
о соборе:
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21802
Дмитриевский собор во Владимире — история и описание храма
С X века, когда вся Русь обращается в христианство, на территории государства все больше и больше появляются православных церквей. Одним из таких древних, дошедших до современности, храмов считается Дмитриевский собор во Владимире.
История
Это белокаменное здание было воздвигнуто на Суздальской земле в 1197 году. Если ранее это княжество было захолустьем, то с течением времени и при удачной политике русских князей оно набирает свои силы, и роль этих земель в жизни государства значительно возрастает.
Расцвет этой территории приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. Будучи очень набожным человеком, он, после удачного расширения своих земель, решает возвести небольшой храм в благодарность богу. Он выбирает для него место на небольшом расстоянии от Успенского собора. Строительство церкви началось в 1974 году и продолжалось три года. Своё название Дмитриевский собор получил в честь святого великомученика Дмитрия Солунского.
Владимирский князь считал его своим небесным покровителем, так как при крещении получил имя Дмитрий. Своё прозвище «Большое гнездо» он получил за многодетность. К тому времени, когда заканчивалась постройка церкви у него родился сын, которого именовали Дмитрий. Так что это ещё одна причина, по которой храм получил своё название.
Окончание возведения здания было ознаменовано Всеволодом. Он поместил в церкви икону своего покровителя, а также серебряный ковчежец, где по поверью, находились пропитанные кровью лоскуты одежды мученика. Всеволод ездил за этими реликвиями в Фессалоники, где они хранились после казни Солунского восемь столетий.
Во время татаро-монгольского нашествия собор подвергся нападению неприятеля. Церковь, как и столица княжества, город Владимир, была полностью разграблена и частично разрушена. Позже она три раза страдала от страшных больших пожаров, которые были не редкостью в те времена. Так она горела в огне в 1536, а также спустя полтора столетия в 1719 и 1760 годах. Во время междоусобиц и войн мародеры не раз грабили это место.
Храм был связан величественными галереями с царскими палатами, однако объявив реставрацию, в 1873 году Николай I потребовал разобрать связывающие здания переходы. По его приказу помещению вернули первоначальный облик, тем самым уничтожили ценные части здания — лестничные башни. А мастера, которых выбрал император, довели саму церковь до такого состояния, что она буквально стала рассыпаться на кусочки. Спасло ее лишь то, что через несколько лет была проведена повторная реставрация.
Когда в российской истории наступили советские времена, церковь не была действующей, ее закрыли как богослужебное место в 1919 году, а считалась только древнерусским памятником.
Здесь также в это время располагалась комиссия по сохранению изобразительно искусства. Руководил ею Игорь Грабарь, известны советский искусствовед и реставратор.
Еще несколько раз в течение XX века в храме проводились восстановительные работы. Последняя реставрация проходила в 1999-2004 годах, в ходе которой здание было полностью отремонтировано, а стены внутри и снаружи покрыты специальным защитным веществом.
В 1992 году храм вносится в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Примечание! На сегодняшний день в Дмитриевском соборе не проходят служебные обряды. Эта достопримечательность, являясь частью Владимиро-Суздальского заповедника, считается ценным «предметом» музейной экспозиции.
Особенности собора
Храм был построен по византийскому типу: четырехстолпный и трехапсидный. Венчает храм позолоченный купол, на котором стоит медный золоченый крест. Все здание было выполнено из белого известняка. Согласно историческому источнику «Повести временных лет» князь Всеволод пригласил для работы над строительством русских зодчих. Он не выписал из-за границы иностранных мастеров, как это делали другие представители княжеского титула.
Но отделкой здания занимались не только отечественные архитекторы. Им помогали греческие резчики. В связи с этим в украшении Дмитриевского собора можно разглядеть элементы, которые были свойственны базиликам западного средневекового мира.
Фасад собора разделён на три яруса. Первый, нижний, не имеет украшений. Второй ярус, колончатый пояс, щедро украшен белокаменными узорами. Главной темой всех изображений является тема власти.
Это раскрывают четыре композиции, помещённые на стенах здания:
- Пророк Давид, как псалмопевец, пастырь и царь, символизируется с Иисусом Христом на восточном фасаде.
- Полет Александровна Македонского. Это изображение на южном фасаде рассказывает историю о вознесении его на небо.
- Северный фасад окрашен композицией, на которой представлен сам создатель храма — князь Всеволод. Вокруг него собрались его многочисленные сыновья.
- На западном фасаде выполнены «Подвиги Геракла».
Все эти украшения проводят параллель: Владимирский князь как идеальный правитель. Вырезанные фигуры таких животных, как орлы, львы и барсы также являются элементами, означающими власть.
Третий ярус собора полностью украшает резьба, для которой использовалось 566 резных камней. Вместе они составляют интересное изображение мифических и реальных образов, стоящих рядом друг с другом.
Однако если раньше, при возведении храма, сюжеты рельефов были понятны каждому, то спустя всего несколько веков, их задумка стала тайной для обычных людей. И только историки и искусствоведы смогли восстановить почти потерянный смысл украшений.
Полезно знать! Внутреннее убранство собора по сравнению с внешним не производит сильного впечатления на посетителей. Раньше стены собора могли гордиться своими древними и красивыми фресками «Страшного суда». Однако множество пожаров и реставраций привели к тому, что храм потерял свою былую красоту.
Исследователям и искусствоведам удалось сохранить лишь несколько изображений:
- Двенадцати апостолов, помещённых под хорами в центральном своде. Позади святых судей стоят ангелы.
- На малом своде картины, показывавшие сцены Рая. Здесь апостол Пётр ведет свою жену к вратам, престол занимает Богоматерь, а также здесь присутствуют Авраам, Исаак и Иаков.
Как добраться до собора?
Храм расположен на Большой Московской улице, дом 60. Сюда туристы могут добраться, воспользовавшись общественным транспортом:
- На автобусах с номерами: 12С, 15, 22, 25, 26, 28 — надо доехать до остановки «Соборная площадь»
- На троллейбусе можно воспользоваться маршрутами 1 и 5, которые также останавливаются на «Соборной площадь»
Посещение
Эта достопримечательность открыта для посещения всю неделю без выходных.
График:
- Понедельник и четверг: 11.00-17.00
Источник: https://run4trip.ru/ru-sng/dmitrievskij-sobor-unikalnyj-xram-vo-vladimire.html
Дмитриевский собор во Владимире: год создания, кто построил, где находится, краткое описание, интересные факты, Успенский собор
Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.
Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.
История собора
Иногда собор называют Дмитровским.
Возведение и основание
В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.
Происхождение название
Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.
Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей.
За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями.
Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.
Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.
Это были:
- Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
- Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.
Историческая судьба
В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.
Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.
Были внесены изменения:
- уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
- разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
- опущен пол;
- для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
- поставлен новый иконостас;
- сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.
Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.
Послереволюционная реставрация
В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.
В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.
Современное положение
Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.
Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.
Архитектура и убранство сооружения
По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.
Внешний вид
Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.
Фасад делится на 3 яруса:
- Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
- Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
- Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.
На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.
Особенности наружного рельефа
Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.
Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:
- Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
- Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
- Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
- На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.
Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.
Внутреннее оформление
Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.
В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.
По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:
- На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
- На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
- На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.
Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.
Святыни и реликвии храма
В экспозиции музея представлены реликвии:
- икона святого Дмитрия Солунского (копия);
- ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
- на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.
Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.
Как проходят богослужения
В Дмитровском соборе 5 раз в год проводятся богослужения. Престольный праздник – день памяти святого Дмитрия Солунского.
В остальное время здесь музей.
Режим работы:
- понедельник, вторник, среда, четверг – с 10 до 16 часов;
- пятница и воскресенье – с 10 до 17 часов;
- суббота – с 10 до 18 часов.
Музей работает с апреля по октябрь.
Как добраться до храма
Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.
До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.
История и архитектура Успенского собора
В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.
Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.
В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.
В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.
Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.
о внешнем убранстве собора
Посмотрев это видео, вы сможете оценить внешний вид Дмитриевского собора.
Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
Дмитриевский собор во Владимире: история и описание
История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.
Архитектура и внутреннее убранство
Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.
На южном фасаде находится композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса», а главной фигурой на всех фасадах является псалмопевец царь Давид с гуслями в руках.
Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.
Рельефные фасады
Известность Дмитриевского собора в белокаменных фасадах, из-за этого его еще называют «белокаменной книгой». Все здесь усыпано многочисленными рельефами, на которых изображены животные реальные и мифические, а также виднеются облики святых.
Большая часть рельефов, а их тут около 600, имеют первозданный вид. Некоторые пришлось реставрировать, когда в 19 веке проводили реставрацию. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасадной части собора, — это прославление власти князя.
Недаром тут изображены геральдические символы – грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных.
Внутренняя отделка
Отделка здания изнутри не отличается богатством, от первозданного вида сохранилось несколько фресок 12 столетия, например, композиция «Страшный суд».
Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.
Святыни
- Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
- Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.
Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.
Немного об истории храма
Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.
Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского.
Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов.
В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.
Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения.
Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма.
После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно.
Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.
После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею.
Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году.
Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.
Архитектурные особенности Дмитриевского собора
Стройной белокаменной элегией взметнулись ввысь стены храма, величайшего шедевра неизвестных древнерусских зодчих. Яркий образец классического четырёхстолпного трёхапсидного одноглавого собора когда-то был центром всего великокняжеского дворцового комплекса и символизировал могущество власти правителя и всей Руси.
Всё сооружение разделено на три яруса: нижний, скрытый когда-то внутри галерей, лишён всяких украшений; средний – аркатурно-колончатый пояс с богатым резным узором; верхний – сплошной ковёр из каменной резьбы, витиевато украшающей и цилиндр главы, накрытый, словно богатырским шлемом, золочёным куполом, над которым водружён крест с воздушным кружевным узором из золочёной меди.
Фасады храма богаты скульптурными рельефами – их насчитывают свыше 550. Основные темы – христианские образы, сюжеты языческой мифологии, эпизоды древней европейской литературы. Стены южного фасада заняты большой размерами композицией – «Вознесением Александра Македонского на небеса». Короб с Александром несут грифоны, тянущиеся за приманкой – маленькими львятами на руках царя.
На северном фасаде – скульптурное изображение великого князя Всеволода и его 12 сыновей. Западный фасад заполняют три скульптурные миниатюры, представляющие подвиги Геракла – распространённый сюжет для церковной архитектуры средневековой Европы.
На всех фасадных рельефах присутствует фигура царя Давида-псалмопевца, хотя некоторые исследователи, в частности Г. Вагнер, автор издания о владимиро-суздальской скульптуре, считают, что на стенах Дмитриевского собора изображен Соломон, сын Давида, мудрейший из правителей, поэтому Всеволод и поместил его силуэт для украшения своего храма.
Внутреннее убранство собора не поражает таким великолепием и скорее покажется аскетически простым – и неудивительно, ведь церковь создавалась для узкого круга княжеской семьи, а не для большого скопления прихожан.
ценность интерьера – древние фрески, восхищающие воображение совершенной красотой ангельских образов, реалистичностью их лиц, а также удивительно необычное изображение райского сада с пышными пальмами, буйными виноградными лозами, среди которых затерялись птицы, срывающие плоды.
Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором
Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.
Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.
Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев.
В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу.
В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.
Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где остановиться
Владимир – гостеприимный город с развитой туристической инфраструктурой, рассчитанной на миллионные посещения.
В десятку лучших гостиниц и отелей по рейтингу некоторых интернет-ресурсов попали парк-отель Жемчужина Золотого кольца, гостиницы У Золотых ворот, Эрлангенский Дом, Русская деревня, Амакс Золотое кольцо, Князь Владимир, Клязьма, Заря, Доброе, мотель Очаг.
Ценовой диапазон – от 1880 до 5600 рублей в сутки за номер. Более экономное размещение в хостелах Эверест, Пилигрим, Самовар, Воздух, Вау – от 500 до 1990 рублей в сутки.
Как добраться до Дмитриевского собора
Россия, Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь
Ежедневно от Курского вокзала столицы до Владимира отправляются электрички, продолжительность поездки – около 3 часов, стоимость проезда – 300-400 рублей.
Путешествие на фирменном поезде или на скоростном «Сапсане» окажется дороже – от 1000 до 2000 рублей.
Достаточно часто от Центрального автовокзала у метро Щёлковская во Владимир курсируют автобусы, на дорогу уходят те же три часа, что и на электричке, стоимость билетов порядка 320 рублей.
Источник: https://putevojdnevnik.ru/rossia/centr/592-dmitrievskij-sobor-vo-vladimire
В каком веке был построен дмитриевский собор во владимире — духовная жизнь
Дмитриевский собор во в Владимире, построенный в XII веке, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его уникальная белокаменная резьба с фантастическими зверями, птицами и растениями сочетает в себе христианские и языческие сюжеты и поражает воображение. Внутри сохранились фрески XII века. Собор является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
История храма
Дмитриевский собор был построен при младшем брате Андрея Боголюбского — Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном русском князе XII века. Именно так он упоминается в «Слове о полку Игореве».
При нем княжество расширилось и влияло на все русские земли от Новгорода до Киева, его города богатели, а в них процветали искусства и ремесла. Центром был город Владимир, избранный столицей еще его старшим братом Андреем Боголюбским.
У Всеволода было двенадцать детей – именно поэтому его и назвали «Большое Гнездо», и после его смерти княжество раздробилось и потеряло былую силу.
Всеволод Большое Гнездо продолжает дело своего брата – укрепление и украшение Владимира. Он обновляет стены города, перестраивает и расширяет Успенский собор, и строит неподалеку еще один – Дмитриевский, в честь св. Дмитрия Солунского, своего святого покровителя. Собор строится в 90-х годах XII века, о его точной датировке спорят ученые: возможно, это 1191 год, а возможно – 1194-97.
В отличие от Успенского собора, Золотых ворот и Боголюбова, в создании которых, по сведениям Н. Татищева, принимали участие западные мастера, Дмитриевский собор строили только русские, летопись специально упоминает это. Однако, собор строился с явной оглядкой на церковь Покрова-на-Нерли под Боголюбовым, а его богатая резьба имеет соответствия в средневековой архитектуре западной Европы.
Главными святынями нового храма стали присланные непосредственно из Солуни (т. е. из города Фессалоники) часть одежды св. Дмитрия Солунского и мироточивая «доска гробная» – икона, которая, по преданию, была написана на доске от гроба святого мученика. Всеволод вынес почитание св. Дмитрия из Византии – свою юность он провел в изгнании в Константинополе, укрываясь у императора Мануила. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву и сейчас хранится в Успенском соборе Московского кремля.
Пишется и новая икона св. Дмитрия для Успенского собора – она сейчас в Третьяковской галерее. Но мнению некоторых ученых, изображенный святой здесь мог иметь некоторое портретное сходство с самим Всеволодом. Дмитрий изображен в виде правителя-воина – на троне, в венце и с наполовину вытащенным из ножен мечем в руках. Список с этой иконы сейчас можно увидеть в экспозиции собора.
Храм был задуман как домовый храм княжеской семьи. Он был небольшим, одноглавым, очень богато украшенным снаружи и изнутри, и являлся частью дворцового комплекса: был окружен галереями, по которым можно было попасть во дворец. В XVI веке к собору пристроено два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский, паперть и колокольня. Впрочем, по мнению других исследователей, два придела в виде башенок были тут изначально, как и галереи, так что современный вид собора не равен подлинному.
В течение XVII-XVIII веков собор неоднократно горел и подновлялся и к началу XIX века пришел в аварийное состояние. Была назначена специальная комиссия, выделены средства, и собор в очередной раз отремонтировали. У него появился классицистский портик с колоннами у западного входа и вторая колокольня.
Нынешний, «первобытный» вид собора – результат реставрации 1838-1847 гг., произведённой по указу Николая I. Галереи были разобраны, собор очищен и заново покрашен в любимые Николаем бело-желтые тона, купол и стены были укреплены железными связками. Тогда же были открыты старые фрески – и собор был заново расписан по возможности в том же стиле. Осыпающиеся белокаменные рельефы частично были заменены точными копиями.
В конце XIX века сюда было проведено отопление – до этого храм был холодным, летним. Рядом построена небольшая звонница.
Хх век и нынешнее время
После революции храм сразу же был передан музею. В нем работала реставрационная комиссия под руководством художника Игоря Грабаря – та же, которая расчищала в эти годы рублевские фрески Успенского собора. И. Грабарь заново открыл фрагменты фресок XII века. После войны раскопки вокруг собора вел Николай Воронин, ведущий советский специалист по древнерусской архитектуре и автор реконструкций первоначального облика многих владимиро-суздальских храмов.
После войны здесь размещались музейные выставки, посвящённые архитектуре владимиро-суздальского края, потом была Галерея Героев Советского Союза – уроженцев Владимира. Сейчас это выставка размещена в Золотых воротах неподалеку.
С середины 70-х годов собор закрылся на длительную реставрацию, которая закончилась только в 2005 году. Разрушающийся от времени белый известняк был пропитан специальным защитным составом, обновлены коммуникации, позволяющие сохранять в здании особый температурный режим, был заменен крест на куполе.
Сейчас храм является филиалом музея, но несколько раз в год в нем, по согласованию с музейными работниками, проходят церковные службы. В соборе можно увидеть фрагменты сохранившихся с XII века росписей: это «Страшный суд», «Шествие праведных в рай» и «Борогодица».
Исследователи видят в этих фресках кисть двух разных авторов.
Здесь размещен древний список с иконы Дмитрия Солунского, копия серебряного ларца, который когда-то был привезен из Солуни и сохранял частицу одеяния святого, и четырехметровый крест, снятый с купола – он сейчас находится в алтаре собора.
Здесь захоронен Роман Илларионович Воронцов, Владимирский генерал-губернатор в 1778-83 гг., родной брат знаменитого дипломата и канцлера Михаила Воронцова и отец русского посланника в Лондоне Семена Романовича Воронцова. Воронцовы принимали участие в перевороте, приведшем на трон Елизавету Петровну.
А при Екатерине II, после реформы и образования новых губерний, Роман Илларионович стал губернатором Владимира и прославился взяточническом и поборами.
Сохранилось его погребение со скульптурой, поставленной в 1804 году его сыновьями – делалась она в Лондоне по заказу его сына Семена, а пирамида над надгробием была поставлена его внуком, Михаилом Воронцовым, Новороссийским губернатором, который отчасти финансировал ремонт собора в середине XIX века. Само погребение находится у южной стены, но надгробие было перенесено к западной в процессе последней реставрации.
Каменная резьба
Самое главное украшение Дмитриевского собора – это его богатейшая каменная резьба по двум верхним ярусам фасадов. Как и на церкви Покрова-на-Нерли здесь есть образ св. Давида – библейского примера справедливого и мудрого правителя, одновременно и царя и священника. Он изображен здесь трижды – побеждающим льва и восседающем на львином троне – похожее изображение есть на церкви Покрова-на-Нерли. Его окружают орлы, львы и барсы – символы власти – и благословляют ангелы.
С северного фасада изображен сам Всеволод с пятью сыновьями. Младшего Владимира он держит на руках и еще четверо – Ярослав, Святослав, Георгий и Константин – стоят вокруг.
Южный украшен самым необычным с нашей точки зрения сюжетом – «Вознесение Александра Македонского на небеса». Это средневековая христианская легенда, рассказывающая, как однажды Александр поймал двух огромных птиц, размером с коней и попытался взлететь на них на небо.
Он поднимался все выше и выше, пока ему не встретилось еще одна птица, сказавшая человеческим голосом: «Не зная земного, как можешь постичь небесное?» Этот образ взлетающего Александра получил огромную популярность в средневековой Европе и изображался неоднократно: Александр воспринимался как идеальный образ великого правителя, объединителя разных земель, целителя – именно поэтому он помещен на княжеский собор. Александр изображен не с птицами, а с грифонами, и держит в руках львят.
Источник: https://velskoe.ru/tserkvi/v-kakom-veke-byl-postroen-dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html
Дмитриевский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт
Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».
Адрес Дмитриевского собора во Владимире
Владимир, ул. Большая Московская, 60.
Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире
Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.
https://www.youtube.com/watch?v=DjZG9tCTIi8
В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Успенский собор.
Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г
- С 10:00 до 19:00
- Выходные дни — 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября
Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г
- Взрослые — 150 рублей
- Дети до 16 лет — бесплатно
- Дети с 16 лет и студенты — 100 рублей
Из истории
К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.
Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность – у него было 12 детей. В то время князья имели два имени – княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.
Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.
Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.
Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества – Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.
Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.
В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:
- В северной части — придел в честь Святителя Николая
- В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи
В западной части находилась паперть.
В 1807-1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.
В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.
Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.
Белокаменная резьба
Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.
Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.
Фасады храма
- На южном фасаде храма выполнена композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят.
Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
- На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него – остальные его сыновья
- На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.
В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»
Фрески
Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.
Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.
Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:
- В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
- В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.
Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-желтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами – греческим и русским.
Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.
Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире
Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru
Дмитриевский собор во Владимире — это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.
Источник: https://TripGuide.ru/page_137.htm