Почему стоглавый собор так называется — Православный мир
“Лета 7059-го месяца февраля в 17 повелением благочестиваго царя и христолюбиваго великаго князя Ивана Василиевича всеа Русии самодержца и по благословению преосвященнаго Макария Митрополита всеа Русии и преосвященнейших архиепископов и епископов и всего священнаго Собора Руския Митрополия изобрали священницы и диакони старост в царьствующем граде Москве во оба города и на посад за Неглинну и в Черторие трех старост Димитриевьскаго попа Феодора на Воздвиженской улицы, да от Иоанна Предтечи с Орбата попа Леонтия, да из Чертория изо Олексеева монастыря из девичия из предела от Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа попа Дмитрея; а на Болшей посад и за Яузу дву старост: Предтечинского попа Григория ис Котелников, да от Гаврила святаго // попа Андрея из Мясников, а за реку за Москву изобрали в старосты архангельскаго попа из Руновки, а в новой город и в старой изобрали от зачатия святыя Анны попа Иосифа из Нового города. А церквей за Неглимною и в Чертории 113, а попов 120, а дияконов 73, и всех попов и дияконов за Неглимною и в Чертолии 193 человека. А на болшем Посаде и за Яузою – церквей 107, а попов 108, а диаконов 70 и всех попов и дияконов на Болшем Посаде и за Яузою 178 человек. И в Старом городе церквей 42, а протопопов и попов 92, а дияконов 38, а попов 39, а дияконов 27 и всех попов и дияконов в обеих городех 196 человек. И всех церквей во обеих городех и на посадех 6 сот 42 церкви и как по тем святым церквам розчитати храмы старосты и пятидесятских и десятских священников и дияконов и всего Московского царьства обеих городов и Заполия елико как вместит по вашему разсужению” (ГИМ. Собр. А. С. Уварова 578/482», в лл. 308–309 об.).
Кто занимался решением проблемы
Как уже было сказано, на нем был Иван Грозный и Боярская дума
Но кроме них были и святые Стоглавого собора, мнение которых принималось во внимание. Некоторые представители власти говорили о том, что в последнее время термин «святые» к ним особенно уже не относился
Ведь они также не без греха. Среди них самыми явными представителями были:
- митрополит Макарий;
- Феодосий, архиепископ Великого Новаграда и Пскова;
- Никандр, архиепископ Ростовский;
- Касьян, епископ Рязанский;
- прочие архимандриты и игумены.
В некоторых документах можно встретить упоминание о них, как о «небопарных орлах». Но таких упоминаний совсем не много.
Отношение к данной книге было различным. Каждый ученный судил о нем в зависимости от своих убеждений. Кроме того, часто на подобные решение влияла и политическая ситуация в стране.
Пусть хранит Вас Господь!
Интересное в православии
интересное
Структура Стоглава
В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.
Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.
Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.
Стоглав собрал все нормы церковного права и многие светские законы
В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:
- Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
- Обличение нехристианской жизни мирян;
- Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
- Вопросы вотчин и государственной казны.
Значение собора
Значение Стоглавого собора заключалось в том, что принятый перечень решений должен был нормализовать каким-то образом взаимоотношения между иосифлянами и нестяжателями. Они несли в себе некий компромиссный характер. Кроме этого он пытался ознакомится с такими насущными вопросами:
- возвращение полномочий церкви;
- борьба с порочным поведением представителей церкви и усиление дисциплины;
- введение цензуры на переписку, перепись книг, церковных имен и прочего;
- определение полномочий церковного суда;
- унификация церковных служб и обрядов;
- борьба с пережитками язычества у населения.
Работа Стоглавого собора русской православной церкви состояла из 2 частей:
- совещание с обсуждением основных пунктов;
- обработка материалов.
На соборе царь предоставил некоторые уставные грамоты и новый Судебник. Он просил всех присутствующих ознакомится с ними и принять решение в чью-то пользу. Кроме того он заявлял, что большинство вельмож и бояр начали брать себе т вещи, которые им не принадлежат, тем самым значительно увеличивая свое состояние. Но и в то же время признал, что все, что произошло нельзя исправить и стоит простить друг другу.
Большинство из перечисленных пунктов не утратили своей актуальности и до сегодняшнего дня. А вот некоторые были вскоре отменены и подвержены критике и проклятиям. О данном списке законов просто забыли со временем практически на целое столетие. Только в 60 г. 19 века книгу опубликовали в Англии.
Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе
Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:
- Было осуждено ростовщичество в среде священников;
- Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
- Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
- Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
- Был установлен контроль над монастырской казной;
- Установлена пошлина для вступления в брак.
Важно! Одним из самых важных решений было закрепление неприкосновенности церковного имущества. Вопрос о церковных вотчинах рассматривался отдельно, ему даже посвятили отдельную, сто первую главу Стоглава
Предпосылки и задачи Стоглавого собора
Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.
Решения, принятые на Соборе, были призваны укрепить дисциплину в рядах духовенства, определить порядок борьбы с пережитками язычества, обличить порочное поведение некоторых священнослужителей, установить порядок возведения храмов и поддержать иконографию.
На соборе были рассмотрены все основные стороны церковной жизни
Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.
На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Александр свирский мощи где находятся
Семейно-брачное право
Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.
- Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
- Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
- Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
- Законно жениться можно было только 3 раза;
- Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.
Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним.
Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.
Поздняя трактовка решений Стоглава
Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.
Постановления Стоглава были признаны безрассудными и невежественными. Вслед за этим, была подвергнута сомнению и подлинность документа. Следовательно, его перестали считать законодательным актом.
Важно! Критика решений Стоглавого собора породила глубокий раскол между старообрядцами, возводившими Стоглав в ранг незыблемой истины, и представителями ортодоксального учения. Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению
Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа
Через 100 лет после Собора, с приходом к власти династии Романовых, все его решения были преданы забвению. Книга с решениями Собора не издавалась в России 300 лет, проводилась мощная кампания по дискредитации этого исторического документа.
Критиковали Стоглав Феофилакт Лопатинский и архиепископ Никифор Феотока. Участники собрания были обвинены в невежестве, а язык документа был назван слишком простонародным. Поздние исследователи Стоглава не идеализируют решения собора, но подчеркивают, что он был выдающимся явлением в истории церковного и гражданского права.
Стоглавый собор 1551 года
Почему Стоглавый собор так называется
Данный термин означает съезд представителей церкви и правительства, который состоялся в Успенском соборе Москвы в январе-феврале. Последняя дата даже относится к маю месяцу. Название его связано с тем, сто количество глав в нем равно именно этому количеству. Это название утвердилось ближе к концу 16 века. Решения, которые были приняты на нем, относятся к некоторым сферам жизнедеятельности:
- церковного землевладения;
- религиозно-церковного;
- государственно-экономического;
- судебного;
- уголовного права с церковным аспектом.
Все это помогает урегулировать проблемы, возникающие в различных отраслях жизни человека.
Итоги собора
- Главным итогом Собора была систематизация норм действующего церковного права;
- Собор осудил пережитки язычества, особенно такие, как пьянство и пристрастие к азартным играм;
- Собранием было принято решение, касающееся монастырей, в которых могли проживать и женщины, и мужчины;
- Сформирован институт старост духовенства;
- Было узаконено двуперстное сложение пальцев при крестном знамении;
- Поднят вопрос об изображении на иконах Святой Троицы. Обсуждалось традиционное изображение на иконах в виде трех ангелов. Окончательное решение по этому вопросу не было принято.
- Определялись взаимоотношения между светской и духовной властью. Например, гражданские суды были лишены права судить духовенство. Для этих целей был учрежден церковный суд, отменены «несудимые» грамоты;
- Обсуждался вопрос о церковном землевладении;
- Была достигнута слаженность богослужений, унификация обрядов и служб;
- Установлены правила переписи церковных книг и принципы иконографии;
- Канонизированы новые Святые.
Источник: https://daronosica.ru/tserkvi-i-hramy/pochemu-stoglavyj-sobor-tak-nazyvaetsya.html
Стоглавый собор 1551 г. (кратко) |
Стогла́вым собо́ром историки привыкли называть земской и церковный собор, проходивший в городе Москве с двадцать третьего по одиннадцатое мая 1551 года при участии Ивана Грозного, представителей Боярской думы и высшего духовенства. Сам собор проходил в Успенском соборе Кремля.
Сторону духовенства на Стоглавом соборе представлял митрополит Макарий (он же был и председателем собора), а также такие архиепископы как:
· Феодосий из Коломенской епархии;
· Феодосий из Новгородской епархии;
· Трифон (Суздальская епархия);
· Савва (Крутицкая епархия);
· Никандр из Ростовской епархии;
· Киприан из Пермской епархии;
· Касьян из Рязанской епархии;
· Гурий из Смоленской епархии;
· Акакий из Тверской епархии.
Данный же собор был сформирован по инициативе Сильвестра и Макария. При этом, текст повестки составлял Сильвестр. В данном соборе нашло выражение противостояние нестяжателей и иосифлян. Первых из них полностью поддерживал сам правитель (и даже надеялся провести секуляризацию). Решения собора, которые были выражены в ста главах (отсюда и пошло название собора), при этом, имели довольно компромиссный характер.
Сегодня дата проведения данного собора вызывает споры. Е. Голубинский настаивает на дате двадцать третье февраля, а вот священник Д. Стефанович пишет в своей магистерской диссертации, что начало Собора состоялось не ранее первых чисел января 1551 года, а вот окончится он мог и двадцать третьего числа (февраля) месяц спустя. И только к маю участниками была составлена редакция соборных решений.
Русский царь представил собору уставные грамоты и новый Судебник, прося подробно изучить их и рассудить, стоят ли они быть оглашёнными и утверждёнными.
При этом, в царской речи, которую он произносил на Стоглавом соборе, он называл собственных бояр хищниками, лихоимцами, впавшими в крайности хищений и корысти, а также повселюдно творящими несправедливый суд над русским народом.
Однако, в той же речи, правитель признавал невозможность исправления всех разорений и обид, кои произошли от лихоимания и безрассудства властей, упрашивая оставить друг – другу тяготы и вражды. Там же, на Стоглавом соборе царь дал подтверждение тому, что он предписал своим боярам помириться на некоторое время со всеми христианскими душами своего государства.
Большинство решений было достигнуто, однако некоторые из них были отменены другим (Московским) собором от 1667 года (например, часть, касающаяся проведения обрядов).
Историческое значение Стоглавого собора 1551 г.:
Интересные материалы:
Источник: http://student-hist.ru/ivan-iv-grozniy/stoglaviy-sobor-1551-kratko/
Стоглавый собор 1551 года
Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви.
Замечание 1
Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.
Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.
Вся работа происходила в два этапа:
- совещание с обсуждением вопросов,
- непосредственная обработка материала.
В соответствии со структурой Стоглава:
- 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
- царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
- ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
- глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
- 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.
- Курсовая работа 420 руб.
- Реферат 250 руб.
- Контрольная работа 230 руб.
Цели
Стоглавый собор был, прежде всего, необходим для разрешения многих значимых вопросов всех сторон духовной жизни. В их числе укрепление духовной дисциплины в рядах духовенства, объем полномочий церковного суда, борьба с пережитками язычества и порочным поведением священнослужителей, необходимость унификации церковных служб и обрядов, регламентация порядка строительства церквей и писания икон.
Собор также был призван обсудить проблемы церковного управления, ростовщичества монастырей, избрания благочинных – поповских старост, а также достойных и грамотных служителей алтаря.
Был поставлен вопрос о необходимости создания духовных училищ в целях подготовки духовенства. Все это также способствовало бы повышению грамотности среди населения.
Решения
Итогом Стоглавого собора был сбор и систематизация норм действующего церковного права.
Порочившие церковь беспорядки были также признаны собором, и в целях их ликвидации были введены должности поповских старост, определяемых для каждого города в индивидуальном порядке. Также вводились должности помощников поповских старост – десятских, избираемых из числа священников. К их обязанностям относился контроль за ведением службы в подведомственных церквях.
Замечание 2
Было вынесено решение о «двойных» монастырях, где могли проживать как мужчины, так и женщины.
Стоглавый собор осуждал пережитки язычества в виде скоморошества, пьянства и азартных игр, а также запрещал общаться с иноземцами.
Замечание 3
Но, конечно, большинство решений собора касались богослужений.
К примеру, двуперстное сложение при крестном знамении было узаконено именно тогда. Также важное значение имел вопрос об иконографии Святой Троицы, а именно в обсуждении традиционного православного изображения Троицы в виде трех ангелов. Тем не менее, не имеется информации об определенном ответе, и скорей всего данный вопрос так и остался неразрешенным.
Что касается Церковного суда, то итогом Стоглавого собора стало определение взаимоотношений духовной и гражданской власти. Был применен принцип самостоятельности церкви в церковных делах. Были отменены «несудимые» грамоты, вследствие чего все монастыри стали подсудны епископам. А вот светские суды не могли судить духовных лиц.
На соборе также обсуждался вопрос о церковном землевладении, однако он не был включен в Соборное уложение. Тем не менее, позднее была добавлена 101-я глава под названием «Приговор о вотчинах», в которой и были закреплены основные решения по вопросу.
Значение Стоглавого собора
Стоглавый собор был значимым событием, произведя фиксацию правовых норм внутренней жизни Церкви. Немаловажной стала разработка своеобразного кодекса взаимоотношений между духовенством, обществом и государством. В конце концов, русская церковь отныне обрела самостоятельность.
Замечание 4
Земский и Стоглавый соборы стали равными.
Также было наконец законодательно разграничено церковно-монастырское землевладение, что было особо важно для Ивана Грозного, так как государство остро нуждалось в свободной земле для обеспечения поместьями расширяющегося военно-служивого сословия, а церковь твердо отстаивала свою имущественную неприкосновенность.
Стоглавый собор был не вполне успешен с точки зрения возникновения раздора между православными и старообрядцами по многим обсуждаемым вопросам. На протяжении долгого времени не утихали споры между представителями официальной церкви и раскольниками. Однако все же для своего времени проведение Стоглавого собора было весьма важным и актуальным.
Источник: https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/socialno-ekonomicheskoe_razvitie_gosudarstva_v_xv_pervoy_polovine_xvi_vv/stoglavyy_sobor_1551_goda/
Стоглавый собор
Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы.
Со стороны духовенства в соборе принимал участие митрополит Макарий (в качестве председателя), а также архиепископы Акакий (Тверская епархия), Гурий (Смоленская епархия), Касьян (Рязанская епархия), Киприан (Пермская епархия), Никандр (Ростовская епархия), Савва (Крутицкая епархия), Трифон (Суздальская епархия), Феодосий (Новгородская епархия) и ещё один Феодосий (Коломенская епархия)
Собор был созван по инициативе Макария и Сильвестра[1]. Текст повестки, предположительно, составлен Сильвестром. В соборе нашла выражение борьба иосифлян и нестяжателей, поддерживая которых царь надеялся провести секуляризацию. Решения собора, выраженные в 100 главах (Стоглав), носили компромиссный характер.
Хронология[ | ]
Дата проведения собора вызывает споры. Евгений Голубинский признает дату 23 февраля за начало работы Собора, тогда как священник Димитрий Стефанович говорит в своей магистерской диссертации, что Собор начался в первых числах января 1551 г., а к 23 февраля он мог и окончиться. А к маю была составлена редакция решений собора[2].
Решения собора[ | ]
Основная статья: Стоглав
Собор принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.
Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне.
Царь говорил, между прочим, на соборе, что его бояре и вельможи впали во многие корысти и хищения, называл их лихоимцами, хищниками, творящими неправедный суд; но в то же время он признал, что всех обид и разорений, происшедших от бессудства и лихоимания властей, исправить невозможно, и просил оставить «друг другу вражды и тяготы». На Стоглавом соборе царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства[3].
Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды и догматы, и на придерживающихся их: двоеперстие, двугубую аллилуйю и пр.
Ссылки[ | ]
Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
Стоглавый собор: систематизация прав Русской Церкви
Зимой 1551 года царь Иван Грозный созвал собор для пересмотра и обновления уложений, контролирующих все сферы жизни. На собрании присутствовали представители светской и церковной власти. Доподлинно неизвестно был свод уже составлен в феврале 1551 года, или же его постановления редактировались до июля. Стоглавый собор просуществовал 100 лет. Лишь во времена патриарха Никона церковные правила полностью переписали, а Стоглав объявили вне закона.
Предпосылки созыва Стоглавого собора
В середине XVI века Церковь представляла собой жалкое зрелище. Среди священнослужителей было много пьяниц, в монастырях процветало ростовщичество. Книги содержали много описок и противоречивых данных. Все это подрывало авторитет Церкви. Не доверяя духовникам, люди все чаще практиковали языческие обряды. Для борьбы со всем этим и был созван Стоглав.
Иван Грозный искренне верил в свое родство с византийскими императорами. Поэтому он без колебаний возложил на себя миссию по наведению порядка в Церкви. В самом своде упоминается, что священнослужители были рады приглашению царя. Духовенство хотело укрепить церковную дисциплину, а также повысить авторитет в глазах прихожан. Но, скорее всего, в ходе обсуждений постановлений свода между Иваном Грозным и митрополитом Макарием неоднократно случались разногласия.
Работа Стоглавого собора
Собор был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен. Молодой царь впервые проявил свои писательские таланты, зачитав сочинение в художественном стиле. В нем он описал тяжелое сиротское детство, издевательства бояр. Иван IV не забыл покаяться в грехах, чем заслужил поддержку со стороны духовенства.
>> Правление Бориса Годунова: от процветания к Смуте
Работа над Соборным уложением проходила в два этапа:
- Обсуждение всех вопросов.
- Обработка и корректировка материала.
Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные проблемы для обсуждения. Иван Грозный сам составлял список вопросов. Участники собора имели право высказаться на предложенные темы, но выдвигать свои не могли. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Стоглаве в основном приводились не ответы, а документы, в соответствии с которыми принимались решения.
Главные цели Стоглава
Стоглавый собор – это законодательный акт из 100 глав (из-за этого и получил такое название). Это был главный документ для Церкви. В соответствии с его положениями духовники обязаны были упорядочить все сферы церковной жизни. На соборе был поднят огромный перечень вопросов, касающихся церковно-народной жизни. Предстояло провести огромную работу по устранению всех недостатков.
Наибольшее внимание уделялось:
- Проблемам церковного управления.
- Соблюдению церковного устава в богослужении.
- Избранию грамотных служителей алтаря.
- Открытию духовных училищ для подготовки достойных священнослужителей.
Духовники были вынуждены признать безнравственность некоторых своих коллег, порочивших церковь. На соборе решили создать институт поповских старост. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность ведения службы, а также нравственность самих священников.
Дополнительно на соборе обсуждались пережитки язычничества, народные бесчинства. Осуждалось пьянство, судебные поединки. Запрещались представления скоморох, азартные игры. Церковнослужители обратили свое внимание и на еретические книги. Многие сборники средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены. Не одобрялось общение с иностранцами.
>> Этапы Смуты на рубеже XVI – XVII веков
Многие уложения свода касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили двоеперстное сложение при крестном знамении. В Московской типографии печатались исправленные церковные книги. Священнослужители обсуждали и правила иконографии. Именно в 1551 году Святую Троицу было принято изображать в виде трех ангелов.
Суды и землевладения церковников
На соборе разделили гражданскую и духовную власть. Были отменены «несудимые» грамоты. Все монастыри, приходские причты оказались подсудными своим епископам. Гражданские суды не имели права судить церковнослужителей. А вот священники могли присутствовать на светских заседаниях, присылая своих выборных старост.
У Ивана Грозного остро стоял вопрос с увеличением государственных земельных наделов. Поэтому на соборе он предложил сократить церковные владения. В итоге было решено:
- Запретить высшему церковному руководству покупать вотчины без разрешения царя.
- Принимать земельные наделы на помин души, но при условии составления порядка обратного выкупа земли родственниками.
- Запретить дарить вотчины монастырям. Возможны были исключения, но с обязательным донесением царю.
- Запретить продажу вотчин людям из других городов.
На сделки, совершенные до Стоглава, распространялись старые правила. А вот уже с 1551 года к продаже земель относились с большой осторожностью. Нарушение договора наказывалось конфискацией вотчины в пользу государства.
Итоги проведения Стоглавого собора
Свод новых законов позволил Ивану Грозному в значительной степени укрепить самодержавие. Среди феодалов большую силу начали набирать дворяне. Именно на них опирались другие вельможи. Дворяне самостоятельно формировали отношение к государю. С каждым десятилетием все сильнее проявлялось разделение общества на сословия. В каждом слое предусматривалась внутренняя организация.
>> Последствия Смутного времени для Российского государства
Стоглавый собор разработал систему взаимоотношений между духовенством, государством и народом. Церковь обрела большую независимость. Несмотря на ограничение землевладений, никто не мог посягнуть на имущество храмов и монастырей.
Стоглав имел много недостатков. Противоречивые рекомендации, отсутствие конкретных ответов на некоторые вопросы стали причиной раздора внутри Церкви. В итоге уже через 100 лет патриарх Никон признал положения Стоглава неразумными. Не желая обвинять участников собора в невежестве, было решено объявить об их непричастности к составлению свода.
Источник: http://rrepetitor.ru/tsar/stoglavyj-sobor-sistematizatsiya-prav-russkoj-tserkvi/
Стоглавый собор русской православной церкви
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Для принятия особо ответственных решений в христианстве происходили собрания. На них приглашались очень важные люди, которые высказывали свое мнение относительно того или иного аспекта и после приходили к общему знаменателю.
Не стал исключением подобного и Стоглавый церковный собор 1551 года. Его еще часто называют Грозным, так как именно царь Иван присутствовал на нем. На нем также присутствовала и боярская рада.
Основной причиной собрания было укрепление положения Церкви в борьбе с еретическими движениями.
Почему Стоглавый собор так называется?
Данный термин означает съезд представителей церкви и правительства, который состоялся в Успенском соборе Москвы в январе-феврале. Последняя дата даже относится к маю месяцу. Название его связано с тем, сто количество глав в нем равно именно этому количеству. Это название утвердилось ближе к концу 16 века. Решения, которые были приняты на нем, относятся к некоторым сферам жизнедеятельности:
- церковного землевладения;
- религиозно-церковного;
- государственно-экономического;
- судебного;
- уголовного права с церковным аспектом.
Все это помогает урегулировать проблемы, возникающие в различных отраслях жизни человека.
Кто занимался решением проблемы?
Как уже было сказано, на нем был Иван Грозный и Боярская дума. Но кроме них были и святые Стоглавого собора, мнение которых принималось во внимание. Некоторые представители власти говорили о том, что в последнее время термин «святые» к ним особенно уже не относился. Ведь они также не без греха. Среди них самыми явными представителями были:
- митрополит Макарий;
- Феодосий, архиепископ Великого Новаграда и Пскова;
- Никандр, архиепископ Ростовский;
- Касьян, епископ Рязанский;
- прочие архимандриты и игумены.
В некоторых документах можно встретить упоминание о них, как о «небопарных орлах». Но таких упоминаний совсем не много.
Отношение к данной книге было различным. Каждый ученный судил о нем в зависимости от своих убеждений. Кроме того, часто на подобные решение влияла и политическая ситуация в стране.
Пусть хранит Вас Господь!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/stoglavyj-sobor-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/
Стоглавый собор 1551 г. (+Таблицы и схемы)
Стоглавый собор считается одним из важных событий не только в российской истории, но и в истории становления Русской православной церкви. Произошло событие в период правления Ивана Четвёртого Грозного, который стал частью его реформ по преобразованию государства.
Собор получил своё название за то, что в результате обсуждений был сформирован документ, в который вошло сто различных глав (уложений и деяний), касающихся многих сфер духовной жизни общества. Сам документ представляет собой фактически законодательный акт, условиям и правилам которого с 1551 года должна была следовать Церковь.
При этом. Некоторые нововведения, как это часто бывает, остались существовать лишь в письменном виде и в жизни им по-прежнему никто не следовал.
Итак, Стоглавый собор или как его ещё называют Стоглав проходил с двадцать третьего февраля по одиннадцатое мая 1551 года в столице Москве. Само же собрание проводилось в Кремле в Успенском соборе. Среди собравшихся присутствовал государь Иван Грозный, представители высшего духовенства, а также некоторые бояре из Боярской думы и несколько князей.
Представители духовенства, присутствующие на Стоглавом соборе
Кроме того, среди присутствующих представителей духовенства стоит выделить следующих важных людей того времени:
- архиепископ Феодосий из Коломенской епархии;
- митрополит Макарий, являвшийся председателем собрания;
- архиепископ Феодосий из Новгородской епархии;
- архиепископ Акакий из Тверской епархии;
- архиепископ Трифон из Суздальской епархии;
- архиепископ Гурий из Смоленской епархии;
- архиепископ Савва из Крутицкой епархии;
- архиепископ Касьян из Рязанской епархии;
- архиепископ Никандр из Ростовской епархии;
- а также архиепископ Киприан из Пермской епархии.
Согласно документальным обрывочным сведениям, Иван Грозный взял на себя миссию созыва Стоглавого собора, так как царь был убеждён, что он является преемником византийских императоров. Стоит отметить, что все собравшиеся были очень рады такому событию, ведь за время раздробленности у духовников накопилось масса вопросов разрешить которые могло только государство.
Какие вопросы решались на Стоглавом соборе 1551 года?
К подобным проблемам можно отнести вопрос об укреплении церковной дисциплины среди представителей духовенства, а также аспекты, касающиеся полномочий церковного суда. Не меньше проблем было и с ростовщичеством монастырей. Кроме того, никуда не пропала необходимость борьбы с языческими культами и верованиями в народе, которые то и дело возникали на Руси.
Однако, самой большой проблемой являлась общая не слаженность церковных дисциплин. Нужна была унификация обрядов, а также служб, ведь за время раздробленности, каждое отдельное княжество начало принимать собственные правила, касающиеся переписки церковных книг, иконописи, а также строительства церквей и храмов.
Собор начался с молебна, после чего царь держал речь, рассказав о своём тяжёлом детстве и боярских заговорах. В конце он представил собравшимся новый Судебник, основанный на аналогичном раннем документе и дополненный актуальными сводами.
Согласно летописям, вся работа протекала в два этапа – совещательная часть и последующая обработка обсуждаемого материала с обязательным внесением информации в Соборное уложение.
Сам Иван Грозный предложил шестьдесят девять вопросов, которые нередко пересекались с вопросами митрополита.
Стоит отметить, что каждый из них преследовал собственные цели и самой важной из них для царя было обеспечение народного спокойствия, которое то и дело нарушалось из-за появления неопределённостей и неточностей в проведении церковных обрядов.
Поэтому возникали секты, которые могли стать началом к народному бунту. При этом, правитель со своей стороны по той же причине желал ограничить церковную власть, которой должен был в России обладать лишь царь.
Исследователи отмечают, что основные цели Стоглавого собора, которые ставили собравшиеся были по большей части выполнены. В конце собрания были унифицированы и систематизированы все нормы действующего церковного права.
Результаты и постановления Стоглавого собора 1551 года
В принятых постановлениях Стоглава говориться о правилах церковного суда, архиерейских пошлинах, богослужениях, монашеской дисциплине, народном просвещении и других важных вопросах.
Кроме этого, собором также были признаны беспорядки, которые порочили Церковь и угрожали самому её будущему. Для решения этой проблемы был сформирован институт поповских старост. При этом, количество старост в каждом городе определялось масштабами поселения. Например, для столицы было определено семь старост, которые имели в подчинении помощников, называемых «десятскими», избираемых из числа самых прилежных и праведных священников.
Кроме этого, в Стоглаве были зафиксированы обязанности священников, одной из которых было соблюдение правил принятого на соборе ведения службы.
лекция: Стоглавый собор 1551 г
Источник: https://fox-calculator.ru/ivan-iv/stoglavyiy-sobor-1551-g-tablitsyi-i-shemyi/