Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя
Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет.
Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь.
«Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.
По обету всему свету
История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:
Автор цитаты
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».
Такие храмы в России принято называть обетными — построенные по обету, обещанию. Выбор места строительства после сожжения Наполеоном Москвы даже не подлежало сомнению, а выбор Христа в качестве покровителя храма объяснялся тем, что фигура Спасителя должна была объединить память о православных, католиках и лютеранах, которые воевали в обеих армиях и погибли на полях сражений. Храм должен был стать памятником-кенотафом павшим и одновременно символом победы русского оружия.
Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.
Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года.
Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву.
Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.
Проект можно назвать грандиозным — по сути, это был не один, а три храма, расположенные один над другим. «Храм тела, храм души и храм духа, — но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности должен быть един», — писал сам Витберг. Одновременно три храма символизировали и Троицу.
В толще Воробьевых гор должен был находиться подземный храм Рождества Христова в память о погибших, где постоянно шли бы панихиды. Над ним, на кромке горы должен был вырасти огромный 240-метровый (это втрое больше нынешнего!) крестообразный в плане храм Преображения Христова — символ победы русского оружия.
От него крыльями расходились галереи, поддерживаемые шестьюстами колоннами, сделанными из трофейных пушек. А над ним — круглый верхний храм во имя Воскресения Христова в знак победы православного духа. В галереях и ниже по склону вдоль аллей отводилось место для статуй видных полководцев и монархов, знамен, трофеев и т.д.
Витберг был членом масонской ложи «Умирающий сфинкс», поэтому его замысел был проникнут разными символами и знаками, что очень понравилось склонному к мистицизму императору.
Строительный коллапс
Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором.
В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города.
«Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200 два хора певчих — придворные и синодальные в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб.
Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.
Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями.
Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы.
На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.
Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону.
11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова».
При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали.
Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.
Источник: https://iz.ru/923356/georgii-oltarzhevskii/trizhdy-rozhdennyi-pravda-o-khrame-khrista-spasitelia
Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя — один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».
Храм Христа Спасителя — это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма — 103 метра.
Храм Христа Спасителя: трагическая история
История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.
В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.
Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.
Архитектурные особенности
Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся «русско-византийского стиля» храмового зодчества.
Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона.
В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.
Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.
Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.
— Лицом к России, или Кому мешают кремлевские святыни?
Интересные факты о Храме Христа Спасителя
- В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
- В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
- Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
- Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
- Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
- В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
- В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.
— Чудов монастырь. XIX, XX и XXI века?
Информация о работе храма
Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15
Источник: https://www.pravmir.ru/xram-xrista-spasitelya/
История создания
Идея строительства кафедрального собора во имя Христа Спасителя возникла после окончательной победы России над Наполеоновской армией в 1812 году. Возведение церкви возрождало древнерусскую традицию обетных храмов, строившихся в знак благодарности за победу.
25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении церкви в Москве. В результате проведенного конкурса победил проект художника Александра Витберга, согласно которому храм был втрое больше нынешнего, увенчан исполинской колоннадой и включал Пантеон погибших.
Интересно, что архитектор был лютеранином, но ради реализации проекта принял православие.
Возведение собора началось на Воробьевых горах, там, где раньше находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьевский дворец. Руководил строительством сам Витберг, неопытность которого в подобных делах привела к масштабным денежным хищениям.
Вступивший на престол в 1825 году император Николай I останавливает стройку из-за непригодности почвы, а руководители обвинены в растратах и отданы под суд.
В качестве нового места для возведения храма выбрана территория на берегу Москвы-реки, на Чертолье (Волхонка), занятое Алексеевским женским монастырем. Монастырь сносится, и по преданию, игуменья Алексеевской обители проклинает строителей со словами: «Сему месту быть пусту». Так оно впоследствии и случится.
Архитектором храма Христа Спасителя становится Константин Тон – автор Ленинградского вокзала и Большого Кремлевского дворца. Он проектирует собор в официально принятом тогда, отвечающем вкусам царя русско-византийском стиле.
В 1837 году состоялась торжественная закладка церкви, а строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 44 года, до окончания правления уже следующего императора – Александра II.
В 1860 году году наружное здание храма было построено, и начались работы по отделке внутренних интерьеров. Оформлением собора занимались художники Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие члены Академии Художеств. В нижней галерее храма были размещены мраморные плиты с именами павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года.
Торжественное освящение собора состоялось в 1883 году при Александре III. Храм становится центром не только религиозной, но также общественной и культурной жизни страны. Здесь проводятся коронации, юбилеи и всенародные праздники.
Первый проект храма архитектора Витберга.
Дворец Советов и бассейн «Москва»
В 1917 году, во время революции и развертывающейся Гражданской войны, церковь, после 200-летнего перерыва, восстанавливает институт Патриаршества. В храме Христа Спасителя избирается новый патриарх Московский и Всея России Тихон. Таким образом, храм становится центром церковной жизни страны и обрушившихся на нее потрясений.
В 1918 году специальным декретом правительство прекращает финансирование церквей. Со времени постройки храм Христа Спасителя не ремонтировался, для его восстановления и поддержания жизнедеятельности требовались колоссальные средства. Тогда было организовано Братство храма, которому силами частных жертвователей на непродолжительное время удается продлить его работу.
В 1922 году году Патриарх Тихон был арестован, а храм передали «обновленцам» – противникам Патриарха. Тогда же рождается идея возведения Дворца Советов, одного из известнейших нереализованных архитектурных проектов в истории. Самое высокое в мире здание должно было стать символом победившего социализма, а построить его было решено на месте храма Христа Спасителя.
Летом 1931 года ВЦИК вынес резолюцию: «ввиду отвода участка храм ликвидировать и снести».
5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям свидетелей, мощные удары содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Кадр взрыва храма. 1931 год.
Строительство Дворца Советов, к которому приступили в 1937 году, пришлось остановить из-за начавшейся войны. Здание было разобрано, так как стройматериалы потребовались для изготовления противотанковых ежей и других оборонительных сооружений. От идеи возведения Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
В послевоенные годы в столице разворачивается масштабное строительство, на фоне которого огромный пустырь в центре Москвы, на Волхонке, выглядит нелепо. На его месте было решено сделать открытый плавательный бассейн с подогревом воды для зимнего купания.
Так, в 1969 году в столице, на месте храма Христа Спасителя, появляется бассейн «Москва». Он проработает до начала 1990-х годов и закроется в связи с износом коммуникаций.
Бассейн «Москва». 1980 год.
Восстановление храма
В Перестройку, в конце 1980-х, организован народный референдум за возрождение храма Христа Спасителя. Свои подписи за восстановление церкви ставят тысячи советских людей. Тогда же появляются первые фонды по сбору средств на строительство собора. Но на правительственном уровне соответствующее решение принимается только в 1994 году.
Пожертвования на строительство храма Христа Спасителя поступают от сотен тысяч граждан, а также от российских и зарубежных компаний.
Проект нового храма разработала группа архитекторов во главе с Михаилом Посохиным и Алексеем Денисовым, которого позже заменил скульптор Зураб Церетели.
Церетели внес в облик здания значительные изменения, отличающие его от исторического: вместо белокаменной облицовки, появилась мраморная, добавилась стилобатная часть, мраморные горельефы на фасаде сменили бронзовые композиции.
В 2000 году, после завершения всех работ, новый храм освятил патриарх Алексий II. В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящен нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.
На сегодняшний день храм Христа Спасителя – второй по величине православный собор в мире и первый по высоте.
Здесь проводятся торжественные богослужения с участием первых лиц государства. Сюда в Пасхальную ночь доставляется частичка Благодатного огня из Иерусалима.
Источник: https://2go2city.ru/articles/hram_hrista_spasitelya
Два проекта, 66 лет работы, 48 лет величия: факты о первом храме Христа Спасителя
Почти 180 лет назад, 22 сентября 1839 года был заложен храм Христа Спасителя на Волхонке. Изначально храм заложили на Воробьевых горах в пятую годовщину ухода французов из Москвы, но этот проект не был осуществлен. Строительство на Волхонке продолжалось более четырех десятилетий, и примерно столько же храм простоял: с момента его освящения в 1883 году до разрушения в 1931-м прошло 48 лет.
Самые главные и неожиданные факты об истории создания храма Христа Спасителя — в материале ТАСС.
Как связаны храм Христа Спасителя и война 1812 года?
Храм Христа Спасителя по проекту Витберга в разрезе
xxc.ru
- Храм Христа Спасителя изначально задумывался как храм-памятник участникам Отечественной войны 1812 года. Манифест о строительстве храма был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России. Главный престольный праздник храма, отмечавшийся в этот день года — Рождество Христово — совпадал с ежегодными праздничными мероприятиями в честь победы в войне.
- Знаменитая увертюра П.И. Чайковского «1812 год» исполнялась на освящении храма 26 мая 1883 года. По некоторым данным, ее премьера состоялась там же, в еще не освященном храме, даже раньше — 20 августа 1882 года.
- На церемонии освящения храма в 1883 году присутствовали немногие из оставшихся на тот момент в живых ветеранов войны.
- На стены нижней галереи храма нанесены имена героев войны 1812 года и заграничного похода русской армии, описания сражений и тексты императорских манифестов тех дней.
Каким мог бы быть храм Христа Спасителя?
Карл Магнус (Александр Лаврентьевич) Витберг
xxc.ru
- Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны. Автором этого неожиданно победившего проекта был Карл Магнус Витберг — 28-летний шведский лютеранин, масон, да еще и художник, а не архитектор (он принял православие под именем Александр Лаврентьевич).
- Храм планировалось построить не на нынешнем месте, а на Воробьевых горах. При этом нижний храм должен был быть фактически прорыт в склоне.
- Талантливый художник Витберг был слабым организатором: строительство застопорилось, деньги расхищались. В итоге после разбирательства при новом императоре Николае I Витберга сослали в Вятку с конфискацией имущества. Историки, однако, отмечают, что он, скорее всего, не был причастен к растратам, а просто оказался плохим руководителем.
- Воцарившийся император Николай I выбрал для храма новое место. Называют разные причины такого решения: оседающую почву на Воробьевых горах, их тогдашнее местоположение «на отшибе» и трудности с подвозом стройматериалов к этому месту, а также прагматичность Николая I, который не оценил проект, выполненный в духе мистицизма, столь любимого Александром I. Хотя новый конкурс и проводили, император лично назначил архитектором Константина Тона, русско-византийский стиль которого ему нравился.
Что было на месте храма до его строительства?
Алексеевский женский монастырь в Москве. С картины К. Рабуса, 1838 год
xxc.ru
- На месте храма Христа Спасителя, для которого в итоге была выбрана площадка неподалеку от Кремля, с середины XVI века находился женский Алексеевский монастырь.
- Для строительства храма монастырь был снесен. На этом основании возникла легенда, что игуменья монастыря Клавдия якобы прокляла место строительства храма, напророчив, что ни одна постройка не простоит на нем дольше полувека (первый храм Христа Спасителя простоял 48 лет).
- Существует еще более конкретизированная версия легенды, в которой игуменья якобы сказала, что на месте строительства храма будет «лужа», — так Клавдии приписывают пророчество о возникновении здесь впоследствии бассейна «Москва».
- Ни одна из версий легенды о проклятии игуменьи не имеет под собой исторического основания.
Сколько строили храм?
- Первый храм Христа Спасителя строили почти столько же, сколько он простоял. Работы на территории начались в 1837 году, а торжественная закладка — 10 сентября 1839 года по старому стилю (22 сентября). Строительные леса были сняты в 1860 году, однако еще 20 лет продолжались работы по росписи храма, и лишь к 1881 году были завершены работы по обустройству площадки вокруг него. Таким образом, с момента начала активного строительства до освящения храма в 1883 году прошло почти 44 года (существовал он в итоге, напомним, 48 лет). А с момента закладки храма по первоначальному проекту на Воробьевых горах прошло и вовсе почти 66 лет.
- Если отсчитывать от момента публикации манифеста Александра I о решении построить храм, то до освящения прошло и вовсе более 70 лет.
Что общего у храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца?
Вид на храм Христа Спасителя с колокольни Ивана Великого. Около 1900 года. В правой части снимка виден Большой Кремлевский дворец
Fradelle & Young/Hulton Archive/Getty Images
- У храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца один архитектор — Константин Тон. Более того, они возводились параллельно, начиная с 1839 года. В отличие от храма дворец был достроен уже к 1849 году.
- На панораме Москвы того времени Кремль и строящийся на холме неподалеку храм были двумя доминантами, которые должны были среди прочего напоминать о единстве государства и церкви. Возведенный Тоном на территории Кремля новый дворец был призван подчеркивать это единство.
При чем здесь озеро Сенеж?
- Озеро Сенеж в Солнечногорском районе Подмосковья фактически появилось благодаря храму Христа Спасителя. На самом деле это водохранилище, возникшее в ходе строительства Екатерининского канала между реками Сестра и Истра для доставки камня на стройплощадку храма. Гужевой транспорт не справлялся с огромными массами камня, необходимыми для строительства, а железных дорог на момент его начала в России еще не было.
Какой памятник стоял около храма?
Храм Христа Спасителя и памятник Александру III. Не позднее 1918 года
Фотохроника ТАСС
- В 1912 году недалеко от того места, где сейчас находится памятник Александру II, но ближе к реке, на углу храмовой площадки был открыт монументальный памятник его сыну — Александру III, в правление которого и был освящен храм и который даже короновался в день освящения. Огромный памятник простоял лишь шесть лет: в 1918 году он был разрушен большевиками. Пустой постамент простоял на этом месте вплоть до разрушения самого храма Христа Спасителя в 1931 году.
- В настоящее время около восстановленного храма стоит памятник Александру II. Этот император не сыграл какой-либо заметной роли в истории храма, разве что в его правление было завершено непосредственно возведение храма без внутреннего убранства.
Где можно найти в Москве частицы взорванного храма?
Мраморная скамья из храма Христа Спасителя на «Новокузнецкой»
Николай Галкин/ТАСС
- Ответить на этот вопрос довольно сложно. Более-менее достоверно можно сказать следующее: мрамор из храма использовался для отделки трех станций московского метро — «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»), «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а на «Новокузнецкой» установлены скамьи из храма. В некоторых источниках упоминают также использование храмового мрамора для отделки гостиницы «Москва» и Библиотеки имени Ленина.
- По мнению ряда историков и краеведов, четыре портальные яшмовые колонны из храма украшают не то зал ученого совета, не то приемную ректора МГУ (здесь данные разнятся).
- Часть табличек с именами героев войны 1812 года была в перевернутом виде использована в качестве ступеней в Третьяковской галерее (это было обнаружено во время реставрации галереи в конце 1990-х годов, теперь эти таблички находятся в музее храма).
- Также можно довольно уверенно говорить о том, что один из колоколов храма был перенесен на башню Северного речного вокзала.
Источник: https://tass.ru/obschestvo/3830525
Храм Христа Спасителя 19 и 21 веков: история и обзор первого и действующего соборов
Храм Христа Спасителя – кафедральный собор Русской Православной церкви, крупнейший православный храм России, возведенный на берегу Москвы-реки напротив Кремля.
Церковь построили в знак благодарности Господу за избавление России от наполеоновского нашествия. В судьбе храма, как в зеркале, отразилась судьба России. Для Москвы он значит не меньше, чем Кремль и Красная площадь.
Занесенный в книгу рекордов Гиннеса как самый большой в мире православный собор, он рассчитан на 10 тысяч прихожан.
Храм-мученик, безжалостно разрушенный большевиками в эпоху Сталина, восстановлен по первоначальному проекту. Освящение храма-памятника 19 августа 2000 года, в день Преображения Господня, стало символом преображения Москвы и России, отказа от богоборческого прошлого.
Путешествие во времени
Наши предки строили храмы Спасителю и Пресвятой Богородице в благодарность за благодатную помощь в жизни, за чудесное спасение от гибели, за дарование побед в сражениях с врагами.
Страницы истории
Во время наполеоновского нашествия 1812 года 200 тысяч русских солдат сложили головы на полях сражений. Армейский генерал Михаил Ардалионович Кикин после окончания войны предложил императору увековечить победу русского народа, его мужество и героизм.
25 декабря 1812 года царь издал манифест, повелевающий построить церковь «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозящей гибели», в честь победы России над армией Наполеона. Возводимый храм, по мысли императора, должен отличаться величием и духовной идеей.
Обрусевший швед, художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, угадал желание императора, предложив построить грандиозный собор. Замысел Витберга впечатляет: 600 гигантских колонн из трофейных пушек, парадная лестница длиной 106 метров, усыпальница для русских воинов при высоте здания 170 метров и полукруглыми галереями, каждая из которых равна 640 метрам. Украшать церковь должны были памятники монархам и видным полководцам, трофейное оружие, добытое в боях с французами.
Проект восхитил императора: выбранная для строительства площадка на Воробьевых горах находилась между Смоленской дорогой, по которой французы вошли в Москву, и Калужской дорогой, по которой враги бежали из Москвы. 48 колоколов возвещали бы начало и конец службы.
Попытка строительства храма
В пятую годовщину изгнания французов из Москвы 12 октября 1817 года торжественно заложили храм. Молодой архитектор при проектировании не учел особенности почвы, которая обвалилась и осела под тяжестью фундамента.
Строительство затягивалось, грунтовые воды и оползни сорвали возведение. В 1825 году работы остановили. Проект Витберга признали неудачным и, обвинив в растрате государственных средств, отправили в ссылку в Вятку.
Всем миром
Император Николай I, занявший престол в 1832 году, поручил создание нового проекта архитектору Константину Андреевичу Тону с предложением построить церковь на другом месте. Строить новый храм решили недалеко от Кремля на берегу Москвы-реки и ради этого разобрали Алексеевский женский монастырь.
По легенде, настоятельница обреченного монастыря отказалась покинуть обитель и приковала себя цепями к дубу. По специальному распоряжению Николая I дерево выкопали и вместе с игуменьей перенесли на другое место. Тогда она прокляла храм, который будет на месте монастыря, и предсказала, что он простоит только 50 лет.
В день 25-летия Бородинского сражения 10 сентября 1839 года в присутствии императорской семьи торжественно заложили новый храм на берегу Москвы-реки. Деньги на строительство собирала вся Россия, хотя много средств поступало из казны. Строили 44 года, а 26 мая 1883 года в присутствии Александра III и его семьи освятили, присвоив наименование кафедрального.
Слово «кафедральный» дословно обозначает «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области (епархии). В каждой епархии есть руководитель – епископ, архиепископ, митрополит, – который служит в своем кафедральном соборе. А представитель всей церкви – Патриарх – служит в главном кафедральном соборе страны.
Новый храм
Собор получился на славу. Скульптуры и живопись, иконы и барельефы, резьба и литье – какие только таланты ни приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу! Над росписью храма, площадь которой 22 тысячи квадратных метров, (9 тысяч позолоченной), работали Василий Суриков и Иван Крамской, Василий Верещагин и Генрих Семирадский, Алексей Корзухин и Федор Бруни.
На позолоту куполов ушло 400 кг золота. Горельефные изваяния святых выполнены скульпторами Антоном Ивановым, Николаем Рамазановым, Александром Логановским. Скульптор Петр Клодт – автор скульптурных композиций храма.
На мраморных досках в нижней галерее начертали золотыми буквами имена героев войны. Композитор Петр Ильич Чайковский к освящению храма, приуроченному к коронации нового императора Александра III, написал патриотическую увертюру «1812 год».
После освящения утверждена государственная награда – медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которая вручалась тем, кто его проектировал и строил.
Кафедральный собор, возведение которого обошлось казне в 15 миллионов рублей, играл заметную роль в общественно-религиозной и культурной жизни столицы Российской империи. Новый собор скоро стал символом Москвы. Дирижером хора храма Христа Спасителя в 1918-1922 годы был А. В. Александров – автор музыки гимна Советского Союза
и современного гимна России.
Трагические времена храма
Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/church-of-christ-the-saviour/
Что нужно знать о Храме Христа Спасителя, чтобы сойти за москвича
Главный столичный храм поражает не только своим масштабом, но и количеством мифов и легенд, которыми окутана его длинная и очень непростая история
На месте сегодняшнего Храма Христа Спасителя был и монастырь, и, собственно, храм, и Дом культуры, и самый знаменитый долгострой советских времен, и большая лужа Возможно, его судьба сложилась бы иначе, если бы изначально его построили не на месте двух кладбищ, по сути, на костях, а там, где планировали поначалу.
«Путешествие» в Чертолье с Воробьевых гор
Александр Афанасьев. Торжество при закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Иллюстрация из дореволюционной книги. museum.ru
Изначально Храм Христа Спасителя должен был стоять абсолютно в другом месте – на юго-западе, на Воробьевых горах.
Именно там его задумывал построить молодой шведский архитектор Карл Магнус Витберг, известный в России также как Александр Лаврентьевич (это имя-отчество он получил при принятии православия).
Проект, одобренный Александром I, изначально также был другим: масштабнее по размеру, с колоннадой из нескольких сотен французских трофейных пушек, и фактически сооружение должно было являться тремя храмами в одном. Нижний, подземный, планировался как поминальный – для панихид по героям войны 1812 года.
Однако строительство не заладилось, а после того как всплыли хищения почти на миллион рублей (гигантская по тем временам сумма), новый император Николай I отстранил архитектора и отправил в ссылку в Вятку с конфискацией имущества. Как считают современные историки, сам Витберг вряд ли был злостным вором – скорее всего, как творческий человек, он просто плохо следил за процессом.
Проект Храма Христа Спасителя, автор — Витберг. wikimedia
Николай I решил перенести строительство поближе к Кремлю, в район, который назывался Чертолье, – впоследствии это название, в котором многие усматривали нехорошее предзнаменование, в связи со сложной судьбой Храма Христа Спасителя всплывало не раз. Не одобрил самодержец и архитектурный проект, показавшийся ему слишком сложным и «иностранным» – новый, по его поручению, разработал Константин Тон.
Храм Христа Спасителя. Фото 1903 года. wikimedia
Проклятие игуменьи
На месте постройки будущего храма еще с XVI века стоял женский Староалексеевский монастырь – и, несмотря на протесты монахинь, тот решили снести. По преданию, игуменья Клавдия в сердцах заявила: все, что воздвигнут на этом месте, не простоит и полвека. По другой легенде, она также предрекла, что на этом месте будет «лужа».
Звучали ли проклятие и пророчества в действительности – ни один историк сказать не может, но факты остаются фактами: первый Храм Христа Спасителя простоял 48 лет, а в бассейне «Москва» жители столицы круглогодично плескались тридцать с небольшим лет.
И монастырь, и храм, как оказалось, были построены на костях – при рытье котлована обнаружили два старых кладбища, одно из которых, как считают историки, было чумным.
Храм Христа Спасителя. Дореволюционное фото. wikimedia
Справка: Закладка Храма Христа Спасителя состоялась 26 августа 1837 года, в 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Строили его до 1860 года, пожертвования на строительство собирали по всей стране (выделенных из казны миллионов явно не хватало). После еще два десятилетия длились работы по его росписи и внутренней отделке. Храм был освящен 26 мая 1883 года.
Впереди планеты всей
Дальнейшую судьбу главного храма России решила революция. В конце 1920-х собор закрыли, а здание со снятыми куполами передали для оборудования Дома культуры. Однако и тот просуществовал недолго.
В июле 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР в соответствии со сталинским Генпланом реконструкции столицы приняли решение храм снести, а на его месте воздвигнуть самое высокое здание в мире – Дворец советов, который стал бы грандиозным памятником Ленину, Коминтерну и Советскому Союзу.
Придуманная Борисом Иофаном, бывшим одним из любимых сталинских зодчих и автором проекта знаменитого «Дома на набережной», гигантская башня, которую впоследствии окрестили «вавилонской», должна была иметь высоту более 400 метров и заканчиваться такой же гигантской статуей вождя революции.
Вначале стены храма пытались разобрать – не получилось. Рабочие ограничились лишь варварским разрушением скульптур (упавшие на землю ангелы без крыльев и голов представляли жуткое зрелище), уникальных барельефов и частей конструкции. Врывать Храм Христа Спасителя (это произошло 5 декабря 1931 года) пришлось дважды. После первого взрыва здание устояло.
Взрыв Храма Христа Спасителя в 1931 году. wikimedia
Разборки обломков длились почти полтора года. Уникальный мрамор пошел на отделку столичного метрополитена (называются такие станции, как непосредственно «Дворец Советов» — сегодня «Кропоткинская», «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова», сегодняшняя «Театральная»), скамьи нашли свое пристанище на «Новокузнецкой».
Каменные плиты с именами героев войны 1812 года частично использовали для отделки и реставрации зданий, частично – раскрошили и посыпали ими дорожки в парках и скверах. Колокола переплавили, смытое с них с помощью химикатов золото пошло на нужды страны.
Рассказывали, что часовню-алтарь выкупила у большевиков супруга президента США Рузвельта и подарила Ватикану – но проверить это впоследствии не удалось.
«а теперь – срам»
Проект Дворца Советов. Современная 3-D реконструкция. publicdomainfiles.com
Дворец Советов планировали построить за два года. Проблемы начались уже на уровне котлована – из-за сложного и насыщенного водой грунта с трудом был заложен фундамент, основное строительство началось лишь в 1937-м.
Дальше в ход знаменитого долгостроя вмешалась Великая Отечественная война. С ее началом стало ясно, что проект вряд ли будет осуществлен. Практически готовые к монтажу металлоконструкции пустили на противотанковые ежи, путепроводы и мосты.
После Победы проект заморозили. Котлован начал наполняться водой – старожилы рассказывали, что в нем даже завелись караси. В 1958 году на месте котлована появился бассейн – по иронии судьбы, он какое-то время считался самым большим открытым плавательным бассейном в мире.
Рассказывали, что по ночам, зимой, в поднимавшихся над «Москвой» водяных парах некоторые видели образ разрушенного храма. В 1960-х ходили страшные слухи, что там якобы часто тонут люди – были разговоры о целой секте, мстившей за разрушенный храм.
https://www.youtube.com/watch?v=Himz9wrsUwg
А в обиход москвичей вошла знаменитая поговорка: «Сначала был храм, потом – хлам, а теперь – срам».
Бассейн «Москва», 1969 год. wikimedia
На своем месте
О том, что святыню нужно вернуть на законное место, активно заговорили в конце 1980-х. Тогда инициативная группа выступила за воссоздание храма. «Срам» наконец закрыли. В 1994 году начали строительство.
Если дореволюционный храм строили 40 с лишним лет, что в новой истории на это потребовалось лишь три года. Верхний, который большинство москвичей и гостей столицы и называет Храмом Христа Спасителя, был восстановлен в том виде, в котором его создал Константин Тон.
Под ним находится Преображенская церковь, сооруженная в память стоявшего здесь ранее женского монастыря.
Храм Христа Спасителя и Патриарший мост. wikimedia
Источник: https://www.eg.ru/society/397702/
Храм Христа Спасителя: история, обзор и контактная информация
В Москве много церквей разных возрастов и сроков возведения. Некоторым из них не одна сотня лет, как Покровскому собору на Красной площади. Другие запомнились по драматически моментам. Постройка чуда архитектуры, посвященного Христу, по воле судьбы, происходила не один раз.
Сегодня это главный российский храм, в котором проводит службу сам Патриарх Московский, бывают иностранные гости.
Расположение и размеры
Объект расположен на Волхонке, одной из старых улиц в центре столицы. Изначально здесь были совсем другие строения, включая Алексеевский женский монастырь. По преданию, игуменья, возмущенная приказом императора освободить территорию под строительство нового объекта, предрекла ему незавидное будущее.Тем не менее, не всем предсказаниям суждено исполнится.
Высотой вновь отстроенный шедевр превзошел собор Исаакия в Петербурге на полтора метра и является самой значительным зданием русского православного мира. Говоря об описании, нельзя не упомянуть внутреннее убранство и наружную отделку, выполненную в сочетании русского и византийского стилей.
Размер главного креста – 8,5 метров. В плане объект повторяет такую же форму с шириной основания до 80 метров. К единой композиции построек относятся несколько:
- Верхнее. Это и есть трехпрестольный Кафедральный собор Христа Спасителя, освященный в честь Рождества Христова, Николая Чудотворца и Александра Невского.
- Нижнее. Здание в память о снесенной Алексеевской обители, это Преображенская церковь с тремя алтарями. Каждый посвящен отдельному событию или святому.
- Музей — стилобатная или цокольная часть. Здесь же расположены залы Церковного совета и собора, вспомогательные помещения.
Объем достопримечательности составляет 524 тысячи кубических метров. Внутренняя высота центрального зала достигает почти 80 метров.
История храма
Собственно, история о том, как и где был построен храм, начинается в 19 веке. Изначально в православии поддерживалась традиция закладки церквей, часовен по случаю великих побед над неприятелем, знаменательных дат.
В то время недавно завершилась кровопролитная Отечественная война, принесшая славу русскому оружию и посрамление узурпатору Наполеону. Несколько воодушевленных патриотов, включая генерала Петра Кикина, обратились к императору с прошением о закладке в городе святого здания. Для этого Александром I впоследствии был издан соответствующий манифест. Оставалось определиться с участком и архитектором, которому предстояло воплотить благородный замысел в камень.
На Воробьёвых горах
Месторасположением будущего чуда архитектуры определили Воробьевы горы. Символизм заключался в том, что здесь проходили войска французского императора: и наступая, и покидая город. Автор проекта – Витберг – профессиональным архитектором не был. Он мечтал воплотить в будущем массу смелых замыслов, создать совершенное строение, олицетворяющее связь между земным, человеческим, и духовным, божественным.
Датой основания можно считать время закладки будущего монументального комплекса. Ее произвели в октябре 1817 года, в 5-летний юбилей изгнания захватчиков. На церемонии присутствовали император Александр с женой, братом и матерью, а также Вильгельм – принц Пруссии, и архиепископ Августин. Смету расходов утвердили через 5 лет, в 1820 году. Еще через 12 месяцев получили разрешение на начало земляных работ.
Поначалу стройка шла активно, но по прошествии 7 лет не удалось завершить даже нулевого цикла. Одной из причин злополучного строительства комплекса Спасителя называют неопытность Витберга, отсутствие должного контроля. В 1825 году стройка была окончательно заброшена. Новый император, Николай, назначил комиссию для разбирательства и принятия решения по долгострою.
На Волхонке
По ряду причин, среди которых озвучивалось слабое основание, от строительства на прежнем месте отказались. Нового архитектора, а им стал Константин Тон, назначили без конкурсного отбора, по велению императора Николая I. Самодержец единолично выбирал участок.
В ходе подготовки к строительству были скуплены постройки на Волхонке, в том числе и женский монастырь. Решение было непростым, поскольку обитель являлась историческим памятником, насчитывала 100 лет существования. По широко распространенному преданию, с этого и начались все злоключения, выпавшие на его долю.
В 1832 году обновленный проект строения утвердили. Комиссию для контроля работ возглавил тогдашний генерал-губернатор – князь Дмитрий Голицын. Через 5 лет начали рассчитывать выделенные казенные денеги: стали рыть котлован, приступили к закладке фундамента.
Торжественная церемония, посвященная основанию святыни, состоялась в 1839 году, в присутствии царственных особ и духовных пастырей. С первоначального места перевезли закладный камень. На нем укрепили позолоченный знак в форме креста с высеченными именами членов комиссии, а также надписью, объясняющей причины возведения храмового комплекса.
Строили Спасителя не быстро, почти 45 лет. В 1841 году закончили возведение цокольной части, через 20 лет убрали наружные леса. Отделка заняла еще 2 десятка лет, в росписи участвовали известные русские художники: Суриков, Крамской, Верещагин.
Признание будущего архитектурного чуда ознаменовалось присвоением в 1880 году комплексу имени Кафедрального собора в честь Христа Спасителя. Предстоящие работы по устройству ландшафта предполагали площадь перед ним и планировку набережной.
Дело умершего Тона продолжил Александр Резанов, ученик и сподвижник архитектора.
В 1883 году помещение освятили. Событие торжественно отметили звоном на колокольнях всех церквей города, при этом присутствовали царственные особы, митрополит.
Он стал самым вместительным в масштабах Москвы и России, узнаваемым символом православной веры.
Разрушение
Трагический период храмового комплекса связан с советской эпохой. Как ни странно, здание благополучно перенесло Гражданскую войну и последовавшее богоборчество.
В 30 годах 20 века столичные архитекторы, полные смелых идей, планировали досконально изменить облик мегаполиса, возвести новые строения и избавиться от тягостного наследия прошлого.
В стиле тогдашнего монументального гигантизма планировалось возвести высотный дом с опиранием на оба берега Москва-реки. Объект мешал тем, что в этой зоне планировалось заложить фундамент будущего колосса.
Разрушение произошло не сразу, как утверждают очевидцы событий. Даже среди приверженцев идей строительства коммунизма не все однозначно восприняли уничтожение главного святого места Москвы, России. Пример тому – стихи активного пропагандиста нового порядка, поэта Демьяна Бедного:
«Дошло: дерзнул безбожный бич:
«Христа Спасителя» – в кирпич».
Воссоздание
После смены режимов, переосознания идей православия в современной России было решено начать строительство вместо существующего бассейна. В декабре 1990 года был укреплен краеугольный камень, а через 2 года началось поступление средств из разных источников, включая частные и государственные.
Архитекторы стремились максимально приблизиться к первоначальному проекту. Новое строение возвели в 2 уровнях, разместив в цоколе церковь Спас-Преображения. К концу тысячелетия работы были завершены, на Рождество, в 2000 году в нем отслужили литургию.
Особенности и внешнее оформление
Архитектура, стараниями строителей и реставраторов максимально приближена к первоначальному замыслу, насколько его удалось восстановить в современных условиях. Обновленный ансамбль, как и задумывалось, посвящается героям, проявившим себя в Отечественной войне 1812 года. Это повторение стиля обетного храма, как того требовали каноны русского духовного зодчества.
В нижнем коридоре отражены памятные по военным баталиям события. Это высочайший манифест, объявлявший о нападении французов в Россию, который расположен слева от западного входа. Там же располагается Воззвание к народу о создании ополчения. Более 70 мраморных досок кратко повествуют о битвах русских с французской армией: место, историческое название, дата, количество погибших и поименные списки раненых солдат и офицеров.
Восточная стена продолжает исторический экскурс. На ней находятся манифесты – с благодарностью народу и дворянству, об изгнании захватчиков с русской земли. Но повествование в камне на этом не заканчивается: далее посетитель узнает о битвах за пределами России, взятии Парижа и низвержении узурпатора.
Интерьеры
Немало времени и сил отдали реставраторы, художники обустройству внутреннего убранства главной церкви. Большую часть пространства, интерьера составляют орнаменты. На них истратили более полусотни килограмм специального сусального золота.
Галереи – основа внутреннего пространства здания. Их оформлением занимался Василий Нестеренко, создавший художественные сюжеты «Крещение Господне», «Вход в Иерусалим».
Над разработкой приделов Святого Николая и Александра Невского трудились независимые художники и руководители – Сергей Репин и Александр Быстров. Воссоздать утраченные иконы помогли специалисты из творческой группы «Арт-храм», реставрационного межобластного центра.
Благодаря единому душевному подъему, воодушевлению скульптуры и живопись оформили к концу тысячелетия, в 1999 году.
Изнутри, на своде, по замыслу художников, находятся изображения Саваофа, Богоматери и Спасителя, а также святители. Младенец Иисус воплощен в образе голубя возле фигуры Саваофа. Руководил росписью Зураб Церетели. Пилоны посвящены описанию земного существования Христа. Это панно «Преображение» и «Вознесение», выполненные под началом Виктора Бакшаева.
Зал церковных соборов в цоколе предназначен для одновременного размещения более 1000 человек. Концептуально в нем сочетаются изображения, повествующие об истории человечества. Основой оформления является сложная мозаика во флорентийском стиле.
На входе расположены Райские кущи, представленные живыми растениями из разных уголков Кипра и Афона. На потолке создан свод небесный, словно парящий над пребывающими в зале. Другого подобного помещения нет ни в одной церкви.
В аллегорическом смысле оформление центральной обители олицетворяет Соборность православия.
Святыни и мощи
В нем хранятся ризы Христа и Богородицы, фрагменты святых мощей Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста и других.Здесь можно увидеть чудотворные лики Богоматери — Владимирской и Смоленско-Устюженской, уникальные картины кисти Василия Верещагина.
В 2004 году сюда перевезли мощи московского митрополита Филарета. В святое место регулярно привозят и выставляют на обозрение верующим мировые реликвии.
Музей церковного искусства
В храмовом комплексе действует музей, позволяющий паломникам и обычным посетителям понять этапы развития христианской культуры, искусства. Здесь находятся древние иконы, выполненные в разных стилях, – от фаюмской живописи в оригинальной технике до современных образцов.
Многообразие видов иконописи поражает. Встречаются одно- и двухсторонние, походные, складные образа. Представлены даже специальные минеи, имевшие хождение в Средние Века. Так называли лики святых, соответствующие определенному месяцу, когда им поклонялись. Доступ в музей открыт ежедневно.
Деятельность
Святыня относится к полноценным действующим объектам. Службу проводит патриарх Московский и всея Руси. Фактически эта недвижимость принадлежит городскому правлению, но передано в бессрочное пользование РПЦ. Храмовый комплекс имеет важное значение для культурной, религиозной жизни столицы и России, выполняя функции музея, зала советов, заседаний и собора для богослужения одновременно.
Общественные события
В главном зале регулярно проводят отпевания известных россиян, общественных деятелей, политиков, музыкантов, актеров. В числе их были Владимир Солоухин, Георгий Свиридов, Борис Ельцин, Мстислав Ростропович, Игорь Моисеев, Вячеслав Тихонов, Елена Образцова.
В 2004 году в комплексе состоялся совет, результатами которого явились принятие эпохальной канонизации некоторых святых, возобновление контактов с заграничным ответвлением РПЦ. В 2008 году здесь отпевался почивший патриарх Алексий II. В 200-летний юбилей победы над Наполеоном в нем прошли торжества, посвященные этому событию.
Источник: https://GoZakordon.com/europe/russia/xxc
Московский храм христа спасителя — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Храм Христа Спасителя |
Храм Христа Спасителя (во имя Рождества Христова) в Москве — кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.
- Адрес: Россия, 119034, Москва, ул. Волхонка, 15
- Телефон: 203-38-23, 637-47-17
- Официальный сайт: http://www.xxc.
ru
- Престолы: Главный — Рождества Христова, южный — святителя Николая (не освящён), северный — святого блговерного князя Александра Невского (не освящён); в нижнем храме: центральный — Спаса Преображения, южный — преподобного Алексия, человека Божия (не освящён), северный — Тихвинской иконы Божией Матери (не освящён).
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году.
Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I.
Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).
Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III.
Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие.
Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.
В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года.
С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.
15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922–1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.
5 декабря 1931 года по личному распоряжению И.В. Сталина Храм был взорван. Несколько горельефов с фасадов храма находятся в Донском монастыре. На месте Храма планировалось строительство Дворца Советов высотой 480 м (архитектор Борис Михайлович Иофан), однако проект не был осуществлён, и в 1960 году на месте храма был открыт бассейн «Москва».
Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.
7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.
Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода.
В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.
Использованные материалы
[1] http://www.jmp.ru/bib/Titles59.htm
[2] Дата первого ареста.
Источник: https://drevo-info.ru/articles/12473.html