Протоиерей Владимир Воробьев: О частом причащении и подготовке к Таинству
Господь Иисус Христос, перед тем как пострадать, установил Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Часто ли нужно причащаться Святых Тайн? Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ
Таинство таинств
— В чем состоит учение Церкви о причастии?
— Учение Церкви о Евхаристии начинается с момента, описанного в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит своим ученикам: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Вполне это учение раскрывается в момент установления таинства Евхаристии на Тайной Вечери.
С самого начала христианам было ясно, что Евхаристия есть таинство, которое созидает Церковь. Об этом сказано в том определении, которое дает апостол Павел – «Церковь есть Тело Христово» (1 Кор. 12-12), то таинственное Тело, богочеловеческий организм, в котором люди соединяются со Христом.
Это Тело живет, растет и плодоносит именно благодаря таинству Евхаристии, в которой каждый из членов Церкви, вкушая часть Тела Христова, соединяется единому целому Телу и телесно, и душевно, и духовно.
Из этого понятия о таинстве становится совершенно очевидным, что причащаться Святых Христовых Тайн необходимо часто. Из Апостольских правил, следует, что тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви.
Древние христиане причащались каждый День Господень, (т.е. — каждое воскресение), а в четвертом веке святитель Василий Великий пишет: «Мы (имея в виду себя и свою монашескую общину) причащаемся четыре раза в неделю». О частом причащении пишут очень многие Святые отцы.
Сама Евхаристия содержит в себе евангельские слова: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф.
26, 26-28), «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
Этот призыв Господа причащаться Святых Христовых тайн Тела и Крови Христовых живет в сердце каждого христианина и властно зовет его к этому величайшему таинству! Святой Максим Исповедник говорит, что никакое таинство не бывает совершенно без причастия.
Поэтому Евхаристию называют «таинством таинств», веруя, что в ней укоренена вся таинственная благодатная жизнь Церкви. Евхаристия созидает Церковь именно как Евхаристическую общину.
Те моменты истории, в которые евхаристическая жизнь в Церкви начинает ослабевать, становятся очень тяжелыми для судеб христианства в этом мире.
Конечно, в жизни Церкви были моменты, когда причащаться приходилось очень редко. Например, первые монахи, уходившие в египетскую пустыню, часто причащаться не могли, тем более, что они не имели священного сана и не могли сами совершать литургию.
Но это особый случай, и в таком невероятно трудном подвиге благодать Божия восполняла этот недостаток их жизни.
В дальнейшем монастыри растут, появляются большие общежительные монастыри, в них появляются «освященные» монахи – иеромонахи, и начинает совершаться Евхаристия.
Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь
Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», — а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.
Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться — более чем странно.
Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.
Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол.
Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще.
Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.
Сегодня частое причастие стало нормой
Сейчас, когда наступила свобода, многие постарались вернуться к евхаристической жизни в Церкви, и частое причастие стало нормой. Много причастников приходит в храмы в Пасхальную ночь, в первый день Пасхи, на Рождество, в другие праздники, в которые раньше не причащали, приводят множество детей, что было вообще запрещено при советской власти.
Конечно, при этом могут появляться некоторые неправильности, которые снова порождают сомнения в норме частого причащения, что представляется нелогичным. Разумнее и естественнее было бы проанализировать причины неправильностей. Когда человеку приходится слышать требование: «Если ты хочешь часто причащаться, то перед этим ты должен каждый раз подробно исповедоваться, говеть, т.е.
неделю ходить в храм каждый день, неделю поститься, читать акафисты и каноны, а если не выполнишь, – нельзя». Такое механическое перенесение норм и правил, которые сложились в тот период, когда люди причащались редко, на тех, кто сегодня хочет причащаться часто, приводит к противоречию.
Потому что, если часто причащаться и перед этим поститься неделю, то тогда придется все время поститься, если всю неделю ходить в храм каждый день, то, когда же работать, когда же исполнять другие обязанности? Это – «бремена неудобоносимые». И такими требованиями вопрос искусственно загоняется в тупик.
На самом деле, у христиан, которые причащались в древности часто, нормы жизни были другими, и подготовка к причастию, и аскеза были другими. Если сегодня эту подготовку привести в соответствие с возможностями человека, то большая часть проблем снимется.
Как часто причащаться и сохранить страх Божий
Остается самая главная проблема: сохранит ли часто причащающийся человек страх Божий? То есть, не будет ли он привыкать к этому таинству, воспринимать его как нечто обычное? Если такое привыкание наступит и душа человека будет расслабляться, не будет трепетать перед престолом Божиим, радоваться и желать этого момента, как бывает с теми, кто не причащался очень долго, то вот тогда встает вопрос о правильности для такого человека частого причащения. Что бы так не получилось, нужно подумать над тем, каким образом воспитывается благоговение в душе христианина? Как подготовить человека к предстоящей христианской жизни, не только по названию, а по сердцу?
Если человек живет в христианском подвиге каждый день, старается молиться Богу, никого не обижать, не говорить дурных слов, быть воздержанным, чистым, простосердечным, не лукавить, не обманывать, соблюдать среду и пятницу, посты и праздничные дни, то тогда подготовка может быть более короткой, и причащаться он будет с еще большим благоговением и трепетом. Если же он хочет соединить по видимости христианскую жизнь с греховной мирской жизнью, то есть, в храме быть христианином, а вне храма забывать о своем христианстве, то он неизбежно потеряет благоговение. Все это превратится в какой-то театр и потеряет всякий смысл, будет производить впечатление лицемерия, обмана, деградации христианской жизни.
— Отец Владимир, отец Всеволод Шпиллер первым ввел частое причастие в церковную практику Русской Церкви после Второй Мировой войны. Как это происходило?
— Да, одним из первых священников в России, кто стал причащать людей на Пасху и на Рождество, был отец Всеволод, который был уверен, что причащаться часто необходимо. Но условия были такими, что массовое причащение на Пасху было невозможно просто физически.
Тогда народу было так много, что во время пасхальной службы на солее оставалось лишь маленькое пятнышко у Царских врат, чтобы священник или диакон мог выйти покадить и сказать ектенью. Шевельнуться было нельзя.
Поэтому ни поисповедовать, ни причастится, ни подойти к причастию было невозможно.
В обычное время отец Всеволод причащал свою духовную общину часто и регулярно. Но на Пасху он не справлялся, и массового причастия не было. Он причащал очень немногих своих духовных чад, с кем мог поговорить, поисповедовать заранее, объяснить что-то.
Их он причащал, и, видя, как причащаются эти люди, весь храм начинал двигаться в этом направлении, желание причащаться на Пасху стало появляться в народе. И понемножку-понемножку лед тронулся. Когда появилась такая возможность, то стали причащать всех.
Когда отец Всеволод скончался, то народ из нашего храма «отхлынул», осталось не так много людей, и уже новому настоятелю было легче решить эту проблему, а он очень хотел последовать отцу Всеволоду в том, чтобы всех причащать на Пасху.
Чтение анафоры
— Отец Владимир, в ваших лекциях по Литургическому преданию вы говорите, что вы когда-то начали читать молитву анафоры вслух, а потом перестали это делать. Расскажите, как это происходило?
— Это было очень просто: у меня голос слабый, и я пытался читать молитву анафоры, но чувствовал, что народ меня не слышит, не реагирует. Так что я изо всех сил кричу, стараюсь, а толку никакого нет.
Приснопоминаемый Патриарх Алексий II тоже имел больной голос, ему сделали микрофончик, и он читал молитву анафоры на весь храм. Патриарх Кирилл имеет очень сильный голос, и читает эту молитву вслух без микрофона. У меня теперь тоже есть такой микрофон, и я тоже читаю эту молитву вслух.
Народ не всегда воспринимает громкое чтение этих молитв. Восприятие зависит от подготовленности. Если община — зрелая, есть настоящая евхаристическая жизнь, то это чтение очень естественно возникает и легко воспринимается. Если храм большой и «проходной» (в больших соборах, где постоянно появляются новые люди и неизвестно, кто когда исповедовался, причащался), это трудно сделать.
Чтение евхаристических молитв вслух естественно возникает в ситуации живой и полноценной духовной общины.
В такой общине ее члены активно участвуют в богослужении: поют, читают, обеспечивают все необходимое для жизни храма и хотят вместе молиться, понимать, что происходит в алтаре, быть действительно единым организмом.
В этом случае не возникает проблем с якобы непонятным славянским языком: все понимают, все прочитали необходимые книги, усвоили необходимые сведения. Вместе со своей общиной легко молиться и служить, и странно было бы не читать самые главные молитвы вслух всех.
Источник: https://www.pravmir.ru/o-chastom-prichashhenii-i-podgotovke-k-tainstvu/
Время Великого поста 2020 года, когда можно исповедоваться и причащаться в церкви
В какие дни Великого поста можно исповедоваться и причащаться – это вопрос, который в последние дни набирает популярности. Пост начался со 2 марта и продлится до 18 апреля 2020 года. О правилах поведения верующих на данный период напоминают в православных церквях.
Информация о Великом посте, которую должны знать христиане
Пост перед Пасхой состоит сразу из нескольких частей и в целом составляет 48 дней:
- святая Четыредесятница;
- Страстная седмица.
Пост завершается накануне праздника Пасхи – 18 апреля 2020 года.
В церквях отмечают, что Великий пост является периодом, когда можно излечить душу. Это время, когда верующий должен отказаться от употребления мяса и веселья, зависите и плохих мыслей. Часто этот период называют «душевной весной», так как можно омолодить свои мысли и сделать их лучше, и себя, в том числе.
К главным правилам Великого поста относят отказ от:
- мясных блюд;
- молочных продуктов;
- пищи содержащей яйца;
- рыбных блюд.
В Страстную пятницу нужно вообще отказаться от приема пищи. Исключения могут распространяться на некоторые группы людей:
- женщин, вынашивающих ребенка;
- больных.
Немаловажным требованием поста является отказ от проявления негативных эмоций и причастие.
Дни Великого поста, когда можно причащаться
Причащаться прихожане могут в любой день Великого поста, когда проводится Божественная Литургия, что проводится ежедневно. Священнослужители отмечают некоторые дни недели и рассказывают, какие богослужения проводятся:
- среда, пятница, суббота, воскресенье – главное богослужение;
- среда и пятница – проводится Литургии Преждеосвящённых Даров;
- суббота – чтится память Иоанна Златоуста;
- воскресенье – вспоминают о Василии Великом.
Отмечается, что в день проведения Литургии Преждеосвящённых Даров не причащают детей, которые не едят твердую пищу.
Правила подготовки к Причастию
Чтобы правильно подготовиться к Таинству Причастия достаточно выполнить всего несколько требований:
- придерживаться поста;
- усилить молитвенные правила, которые состоят из нескольких этапов.
Этапы молитвенной подготовки
- Три канона и чтение акафиста.
- Канон и молебен перед самим Причастием.
Общая исповедь в период Великого поста
Общая исповедь является одной из тайн церкви. Прихожане верят, что исповедание очищает душу. Проводится она перед Богом в присутствии священника и других верующих. Но в случае, когда человек решил исповедаться впервые, то лучше это делать без лишних глаз, только в присутствии священнослужителя. Ключевым требованием является искреннее покаяние.
Исповедь в церквях проводится ежедневно в период Великого поста. Чаще всего перед Причастием или накануне вечером. Исповедаться можно часто, но вот причащаться – не более 1 раза в неделю.
Как проводится общая исповедь?
Общую исповедь проводит священнослужитель. Он зачитывает самые распространенные грехи, а присутствующие должны в это время искренне покаяться. Послу чего все прихожане зачитывают разрешительную молитву.
Источник: http://yur-gazeta.ru/obshhestvo/prazdniki-i-kalendari/vremia-velikogo-posta-2020-goda-kogda-mojno-ispovedovatsia-i-prichashatsia-v-cerkve.html
Как часто причащаться
Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христовы для Вечной Жизни. Вот как говорит об этом Сам Иисус Христос: « Я есмь хлеб жизнихлеб же, сходящий с небес таков, что ядущий его не умрёт, но будет жить во век»(Евангелие от Иоанна 6:48-51).
Таинство Причащения приготовляет нас и к блаженному воскресению, и к радостной встрече со Христом. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:54).
« Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Евангелие от Иоанна 6:35). « Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же который Я дал, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Евангелие от Иоанна 6:57).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в Таинстве Причащения Евхаристиии).
Самое Таинство было установлено Господом на Тайной Вечери. «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть тело Мое, и взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:26-28).
Св. Церковь учит, что христианин, принимая Св. Причастие, таинственно соединяется со Христом. «Если не будете есть Плоти Сына человеческаго, и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни» (Евангелие от Иоанна 6:53).
«Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, так этот, сверхъестественный, есть жизнь души» (свт. Киприан Карфагенский).
К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить говением, т.е. молитвою, постом, христиански смиренным настроением, покаянием и исповедью.
Молитва домашняя и церковная
Желающий достойно причаститься Св. Христовых Тайн должен в течение 6 дней молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные богослужения.
Непременно накануне причастия нужно посетить вечернее Богослужение. Приступать к Причастию не присутствовав на вечернем Богослужении воспрещено святыми правилами и бывает то причастие во осуждение, а не на пользу. Каждый верующий должен наизусть знать молитвы: «Царю Небесный», Символ веры: «Верую», «Отче наш», Псалом 50: «Помилуй мя Боже». Если, кто не знает эти молитвы, то должен стремиться их выучить. Все вышеуказанные молитвы имеются в православном молитвослове.
Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению с вечера (накануне причастия) нужно прочитать или прослушать канон Иисусу Сладчайшему, канон Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю, Правило ко Св. Причащению, молитвы на сон грядущий, (по книге «Православный молитвослов»). Минимум — нужно прочитать только само Последование к Причастию.
Пост
С молитвою соединяется шестидневный (иногда трехдневный) пост, то есть воздержание от скоромной пищи — мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, есть и пить меньше обыкновенного; а также воздерживаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания музыки.
Как часто следует причащаться?
Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в течение поста воздерживаться от супружеского общения. К воздержанию от пищи и пития перед Св. Причащением надо приучить и детей с раннего возраста.
Согласно требованию церковного устава требуется соблюдение недельного поста при подготовке к Причастию, исключая грудных детей и младенцев.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Св. Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, исповедаться — принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха.
Перед исповедью нужно непременно примириться, как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения.
Во время исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Правильнее исповедаться накануне вечером, чтобы утром всё посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае можно исповедаться и утром, лучше до начала литургии. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Св. Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.
Перед Св. Причащением и во время Св.Причащения
Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых.
Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать земной поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей ни в коем случае не креститься, дабы нечаянно не толкнуть Св.
Чаши, внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христово и тотчас же проглотить.
После Св. Причащения
Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора. До целования креста в руках священника из церкви уходить нельзя, но непременно выслушать благодарственные молитвы.
В день Св. Причащения — не плевать, не упиваться спиртными напитками, и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
Всё вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедаться.
Все, кто входит в Православный Храм, участвуют в Таинстве — должны всем своим внешним видом соответствовать Уставу и Положениям Святой Церкви. Мужчины не должны быть в шортах, в рубашках с короткими рукавами, в спортивной форме одежды, в головных уборах (в шапках).
Женщинам нужно быть с покрытой головой (лучше в платочке или косынке), не надо заходить в шортах, в брюках, в юбках или платьях выше колен или с широкими разрезами, в платьях или блузках с короткими рукавами, без чулок.
Также нельзя заходить в храм, участвовать во всех таинствах, находясь в телесной нечистоте (период очищения женского организма).
Причащаться Святых Христовых Тайн следует детям до 3-х лет без поста каждую неделю. Дети до 7-ми лет причащаются без исповеди. Все положенные молитвы вычитываются родителями. Причащаются дети начиная с 3-х лет, и взрослые только натощак. Взрослым следует причащаться не реже одного раза в три недели.
О времени начала богослужений в каждом храме необходимо узнать заранее.
Примечание:
В Свято-Никольском Кафедральном соборе службы проходят ежедневно. Вчером с 17 чсов, утром с 9 часов (литургия, причастие). Накануне воскресных и праздничных дней исповедь совершается как утром, таки вечером.
о. Иннокентий
Таинство Причастия: что нужно знать, как часто можно причащаться, что является препятствием
Чем чаще — тем лучше.
Наш батюшка запретил нам причащать младенца еженедельно (по воскресеньям), разрешил только раз в 2-3 недели. Причина, что он не хочет открывать ротик. Я на исповеди переспросил, смущенный таким поворотом дела.
Услышал то же самое, но с подробностями: мол, раньше такой традиции не было (частых причастий детей) и т.д., потом батюшка с амвона повторил то же самое для всех. Я никого не осуждаю, к сожалению, неграмотен в этих вопросах, поступаю по послушанию, однако мир в душе потерян.
Действительно ли была раньше такая традиция часто не причащать младенцев?
Господь сказал: «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное». Все святые отцы благословляли причащаться часто, разумеется, в зависимости от обстоятельств и подготовки к причастию; а младенец, как не сделавший греха, всегда может быть причастником. Никакой традиции или правила, запрещающего младенцам часто причащаться, не существует. Если вы попросите вашего батюшку указать на такое правило, то он ничего не сможет ответить.
Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви
Если младенец не открывает рта, то надо двумя пальцами слегка нажать на его щечки.
Надо учить ребенка молитве
С чего начать христианское воспитание моих детей? Их у меня трое. Самой старшей 4,5 года. Пока все ограничивается причащением раз в две-три недели, коротенькими молитвами на ночь (и то нерегулярно). Можно ли здесь придерживаться какой-то четкой системы?
Христианское воспитание детей надо начинать с собственного примера. Нужно постараться, чтобы в доме обитала благодать, а не темный дух зла и раздора. Детская душа чутко воспринимает благодать и грех, обитающий в доме. Надо обучать детей молитве как можно раньше.
Святой Василий Великий пишет, что первые слова, которые он произносил своим детским лепечущим языком, было имя Иисуса Христа. Думаю, что особой системы придерживаться необязательно.
Читайте Иисусову молитву, а дети пусть повторяют ее; а затем научите их начальным молитвам и молитве Божией Матери «Богородице Дево, радуйся».
У меня внучка очень подвижная, просто непоседа. С первого слова не слушается, надо несколько раз сказать или голос повысить. А в храме ведет себя спокойно, любит целовать иконы, также говорит, что любит Господа. Ей скоро 4 года будет. Не очень четко разговаривает, но разговаривает с утра до вечера не переставая. Хотела выучить с ней молитву «Господи, помилуй», но она на своем языке (на детском) ее повторяет. Подскажите, когда можно ее учить молитвам?
Надо учить ребенка молитве без отлагательства. Пусть говорит на своем детском языке. Расскажите внучке о Иисусовой молитве, научите повторять слова молитвы вслед за вами.
Внучке 3 года. Как правильно ее воспитать, чтобы она в дальнейшем своей жизнью угодила Господу?
Почаще водите в храм и причащайте внучку, научите ее коротким молитвам, например «Господи, помилуй» и «Слава Тебе, Боже». Помоги вам Господи.
О поездках с ребенком по святым местам
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 368; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://kanal21.ru/kak-chasto-prichashhatsja/
Причастие в церкви что это такое, как готовиться
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Также как много различных религий в мире, храмов и церковных санов, есть большое количество обрядов и ритуалов. Знать их всех не обязательно обычному верующему, но разбираться в основных желательно. Среди таких выделяют некоторые: таинство Исповеди и Причастия. О том, как проходит причастие в церкви и о других особенностях этого обряда, мы расскажем Вам в этой статье.
Что такое Причастие
История происхождения обряда Причастия в православной церкви берет свое начало еще с Тайной Вечери. Она была установлена самим Христом. Именно он разломил и подавал хлеб своим ученикам, именуя его телом своим, а вино называл совей кровью. Так при проведении таинства причастия происходит восстановление единства между творением и природой Творца, которое было еще до грехопадения. Результатом проведения причащения считают дарование зародышей будущей жизни в Небесном
Царстве. Мистика данного обряда заключается в жертве Спасителя. Он распял Свое Тело и пролил Свою Кровь на кресте. Иисус пожертвовал собой перед Творцом за нас, чтобы восстановить падшую человеческую натуру. И мы, принимая участие в данном обряде, также помогаем такому восстановлению. Вкушение Плоти и Крови во время Причастия вполне реально. Это символическое обрамление вина и крови.
Под внешней оболочкой тленной материи прячется нетленное средство Божественной природы. Причастием называют «питание» души, которое должно произойти после ее «рождения» в Таинстве Крещения. Крещение должно проводится одноразово в жизни, а вот Причастие необходимо проводить не реже раза в месяц. Минимально такой обряд можно проводить раз в год, но это может привести к выживанию души.
Как пройти Причастие в церкви
Многие слышали об этом обряде, но не все знают как подготовится к причастию в церкви. Данный обряд подразумевает преображение тела и потрясение души. Прежде всего:
- необходимо трепетно и осознанно отнестись к этому событию,
- искренне верить в Христа,
- понимать смысл таинства,
- нужно понимать свое недостоинство принятия такого великого дара,
- в душе должно быть умиротворение ( простить всех и примериться),
- желательно предварительно прочитать такие молитвы как «Последование к Святому Причащению»,
- после проведения обряда необходимо читать «Благодарственные молитвы по Святому Причащению».
Кроме перечисленных пунктов необходимо помнить, что лучше всего перед принятием Тела и Крови Господних помогут очистить Ваше тело и душу пост и исповедь.
Само таинство совершается в церкви на богослужении, которое именуют литургией. В основном оно совершается в первой половине дня. Более точно о времени и дня проведения стоит осведомится в храме, который Вы выбрали.
Сколько длится Причастие
В основном литургия начинается в период с семи до десяти часов. Продолжительность зависит от характера службы, а также от количества причащающихся. Может продлиться от полутора часа и до 5 часов. Те, кто готовится к причастию должны быть на службе с ее начала, а также рекомендуют присутствовать и на вечернем богослужении, которое принято считать подготовкой к литургии и самому обряду причастия.
По каким дням причастие? В соборах и монастырях литургии правят ежедневно, а вот в приходских храмах такое действие происходит в основном в воскресные дни или церковные праздники.
Как проходит таинство
Можно прийти накануне на вечернюю службу и прочитать определенные молитвы. В день проведения данного обряда стоит раньше прийти в храм. Во время проведения литургии не стоит покидать храм. Участвуйте в чтении молитв до тех пор, пока священник не выйдет из-за алтаря с чашей и не призовет всех к причастию. После этого все должны выстроится в очередь. Первыми идут дети, далее немощные, потом мужчины и за ними женщины.
Что нужно для Причастия в церкви
После того, как выстроилась очередь необходимо:
- сложить руки крестообразно на груди,
- перед чашей накладывать крестное знамение не принято,
- после подхода Вашей очереди к священнику необходимо назвать свое имя и открыть рот, чтобы положить лжицу с частью Крови и Тела,
- хорошо оближите лжицу губами,
- после промакивания губ платком необходимо поцеловать край чаши,
- не разговаривая и не прикладываясь к иконам нужно отойти от амвона и взять «запивку» (вино со святой водой и часть просфоры),
- после обряда стоит прочитать или прослушать благодарственные молитвы.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое сплошная седмица
После проведения такого таинства стоит хранить свою душу и тело от грехов и прочих негативных влияний. Многие священнослужители говорят о том, что проводить такой ритуал стоит хотя бы раз в месяц. Так мы помогаем нашей душе очистится. Ведь длительный отказ от него может привести к бедствию души.
Причащаться или нет – это выбор сугубо каждого. Помните только о том, что Вы должны осознанно подойти к данному процессу.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/prichastie-v-cerkvi-chto-eto-takoe-kak-gotovitsya/
Служба в церкви: расписание, время начала и во сколько заканчивается, кому читают молитвы в будние дни — Точка Веры
Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь.
Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.
Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь
Во сколько начинается служба в церкви
Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб. Особенно это касается заутрений, которые осуществляются в будние дни.
Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб
Также стоит сказать, что есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается. Это Великий Пасхальный пост (сюда не включена пятница и среда) и период страстной седмицы до четверга.
Есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается
В православной Церкви есть конкретное время, которое отводится на утреннюю службу. Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня. Чтобы успеть, батюшки начинают богослужение не позднее 9 утра.
Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня
Тогда на вопрос о том, во сколько начинается и заканчивается в церкви утренняя служба, примерно такой: через 9 часов после наступления полуночи.
Что касается больших храмов, то там, по праздничным дням и в воскресенье, литургия может проводиться 2 раз. В первый раз она начинается рано утром, примерно, в 6 часов. Таким образом, человек, которому нужно на работу, сможет успеть отстоять службу (если торжество выпало на будний день), принять обряд Причастия и исповедаться в согрешениях перед батюшкой.
Вторая, как правило, осуществляется до 9 часов утра. Особенное значение имеет литургия, которая проводится архиереем. Здесь богослужение может начаться ещё позже – в 9-30.
: Вечерняя служба в церкви: время
Какие службы проводятся в церкви
Помимо утренней службы, в соборах осуществляются и другие – дневные и вечерние. Раньше их насчитывалось 9. Проводились они по отдельности. Но позже Церковь решили внести некоторые изменения, поскольку, в силу занятости, многие прихожане не имели возможности такое количество времени находиться в храме.
Особенно почитается Церковью вечернее богослужение
Источник: https://achair-city.ru/vera/sluzhba-v-tserkvi-raspisanie-vremya-nachala-i-vo-skolko-zakanchivaetsya-komu-chitayut-molitvy-v-budnie-dni.html
Как правильно причаститься и исповедаться в церкви
Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный — это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.
Как подготовиться к причастию
К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:
- быть православным христианином;
- выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
- прочитать все необходимые молитвы;
- сходить на исповедь после Всенощного бдения;
- прийти утром на Литургию.
Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.
Без исповеди к Таинству допускаются:
- младенцы (дети до 6 лет) — однако их нежелательно кормить перед службой;
- те, кто накануне принял Крещение — но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.
Пост должен быть строгим — требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.
Как правильно исповедаться в церкви
Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви — мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.
Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.
- Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
- Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение — медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
- Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.
Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень — гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.
Молитвы и богослужение
После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.
Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон — это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.
После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки — он скажет, как лучше поступить.
Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.
- На Литургию необходимо прийти без опозданий.
- Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже — священник подскажет, во сколько подойти.
- Женщинам не стоит сильно душиться и краситься — Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
- Если в церкви сделали замечание — лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
- Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
- Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!
Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.
Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!
Как правильно исповедаться впервые
Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: 8 июля, 2017 by Bogolub Читайте далее: азы христианстваисповедьпричащение
Источник: https://bogolub.info/kak-pravilno-prichastitsya-i-ispovedatsya-v-cerkvi/
Как проходит причащение в Церкви
Святое причащение – важнейший обряд православия, в процессе которого вино и хлеб освящаются и употребляются в пищу. Таким образом происходит приобщение христиан Телу и Крови Иисуса Христа. Святая евхаристия (что значит “благодарение” на греческом) занимает важнейшее место в богослужебном круге.
Установление таинства причащения
Этот обряд имеет Божественное установление и упоминается в Писании. Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Произошло это перед предательством Иуды и началом крестных мучений Иисуса.
Спаситель с учениками собрались, чтобы совершить пасхальную трапезу – этому событию потом дали название тайной вечери. Христос уже знал, что скоро ему предстоит отдать Свои честную кровь и пречистое тело для искупления грехов людского рода.
Он благословил хлеб и поделил его среди апостолов, сказав, что это тело Его. После этого дал ученикам чашу вина и велел ученикам пить, ибо это кровь Его, изливаемая во искупление грехов. После этого Иисус заповедовал ученикам, а через них преемникам (пресвитерам, епископам) совершать таинство постоянно.
Евхаристия – это не воспоминание того, что было когда-то, причащение считается повторением той самой тайной вечери. Через канонически рукоположенного священнослужителя Господь наш делает вино и хлеб Своими святыми Кровью и Телом.
Как в православии готовиться к евхаристии
Основными условиями участия в причащении считаются вера, крещение. Чтобы выполнить святой обряд, человеку надлежит соблюсти ряд норм – сущностных и дисциплинарных.
К сущностным условиям относятся:
- Исповедь. Перед причащением обязательно нужно исповедоваться.
- Понимание смысла. Человек должен сознавать, что он причащается, чтобы соединиться с Господом, вкусить вечерю для освобождения от грехов.
- Искреннее желание. Христианину должно быть присуще горячее и искреннее желание причащения.
- Душевный мир. Православный человек, идущий ко святому причащению, обязан желать примирения с близкими, душевному спокойствию. Всеми силами он должен стараться удерживаться от раздражения, злобы, осуждения, суетных разговоров.
- Церковность. Христианин не должен отступать от церковных канонов. В случае совершения тяжких грехов, отступления от веры следует соединиться с Церковью покаянием.
- Духовная жизнь. Верующему нужно постоянно понуждать себя к деланию добрых дел, противиться соблазнам, греховным помыслам, возникающим в душе. Помочь в этом призваны молитва к Всевышнему, чтение Евангелия, проявление любви к ближним, воздержание и истинное покаяние.
Из сущностных условий вытекают дисциплинарные, способствующие приобщению к Богу:
1. Литургический пост. По церковной традиции перед святой евхаристией необходимо соблюдение поста. С полуночи ничего не пьют и не едят, чтобы подойти к Святой Чаще натощак. На Пасху, Рождество и в дни других ночных праздничных служб длительность литургического поста не меньше 6 часов. Курящие люди должны воздерживаться от своей привычки.
2. Исповедь. Происходит она накануне вечером или перед Литургией утром. Из-за загруженности священников исповедь в некоторых приходах может совершаться за несколько дней до причащения. В присутствии священника нужно чистосердечно раскрывать душу Богу, не скрывая ни одного греха. Очень важно иметь намерение исправиться, не совершать прежних ошибок. Перед исповедью стоит помириться с обиженными и обидчиками, попросив смиренно у них прощения.
3. Телесный пост или говение. 3-дневный пост, перед таинством воздержитесь от молочной и мясной пищи, но если есть какие-то проблемы со здоровьем, достаточно не кушать и не пить с 00:00 до начала службы. Чем реже православный причащается, тем строже должен быть пост, и наоборот. Самое долгое говение длится неделю, если христианин причащается каждое воскресенье, то достаточно поститься в среду и в пятницу, а также 4 главных поста.
4. Домашние молитвы. Не стоит забывать о чтении молитв и дома. Молитвы ко святому причащению, а также утренние и вечерние молитвы, чтобы глубже раскаяться в своих грехах, после причащения не забывайте читать утренние и вечерние молитвы каждый день.
5. Супружеские телесные отношения. От них следует отказаться в ночь перед святым обрядом.
Дети дошкольного возраста освобождаются от всех условий и допускаются к святому причастию с семьей или с одним из родителей. Для детей старше 7 лет меру литургического и телесного поста, участия в богослужении, чтения молитв определяют родители, посоветовавшись со священником. Для многодетных, кормящих матерей дисциплинарные условия могут отменяться вовсе.
Причащение: как совершается
До открытия царских врат, лучше сразу после молитвы “Отче наш”, следует подойти к алтарю и подождать выноса Святых Даров. Детей, мужчин, пожилых и немощных людей при этом принято пропускать вперед.
Подходя к Чаше, нужно поклониться издали и крестообразно сложить на груди руки, положив правую сверху левой. Чтобы нечаянно не толкнуть сосуд, креститься перед чашей не следует.
Стоя перед сосудом, следует внятно произнести свое полное имя, открыть рот и с осознанием святости величайшего таинства, получить Тело и Кровь Иисуса Христа, тотчас проглотив.
После этого нужно, не крестясь, поцеловать краешек Чаши и подойти к столу, чтобы вкусить частичку просфоры и запить ее. Покидать храм не принято, пока не выполнено целование напрестольного креста. Следует также выслушать благодарственные молитвы, но желающие могут прочитать их, придя домой.
Как часто причащаться?
Преподобный и подвижник Серафим Саровский ходил к причастию во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Не нужно уклоняться от святого обряда, считая, что недостоин его.
Святой праведный Мечев говорил, что на земле нет человека, достойного причащения. Но, добавлял он, люди все-таки причащаются по особому милосердию Божию, потому что не человек создан для таинства, а оно для него. Стремиться к таинству следует для очищения духа, врачевания души, даже считая себя недостойным такой великой благодати.
Люди нуждаются в спасительном источнике, чтобы пребывать с Христом. Человек с язвами грехов после причащения будет светлеть душой и очищаться с каждым разом все больше. Святая евхаристия должна сопровождать человека всю жизнь.
(1 1,00 из 5)
Источник: http://proruschurch.ru/kak-prohodit-prichashchenie-v-cerkvi/
Причастие в церкви: подготовка и правила проведения обряда в храме + особенности причащения детей и больных верующих
Смысл Причастия – соединение с Господом через вкушение его плоти и крови, тем самым становясь ближе к Царствию Небесному. Это очень важный ритуал для человека, который живет по Законам Божьим. Евхаристией завершаются практически все церковные священнодействия: ектении, проповеди, требы, преклонения.
Причастие является главным православным ритуалом
Предыстория Таинства
Обряд, который сегодня является одним из важнейших священнодействий, установил Иисус Христос во время Тайной Вечери, накануне Своей мученической казни. Собрав учеников, Он преломил хлеб, назвав его «Плоть Моя» и раздал вино – «Кровь Моя». Так, Мессия заповедал апостолам впредь всегда причащаться, вспоминая Спасителя.
Важность Евхаристии описывается в библейской притче. Среди монахов древнеегипетского города Диолке был один наиболее набожный – Аммон. Во время Таинства пресвитер узрел ангела, который вычеркивал имена тех иноков, кого на обряде не было, а спустя три дня отсутствующие священники умерли. Подобное говорил и апостол Павел, который утверждал, что все смерти или болезни от неправильного причащения.
«О необходимости Причастия»
В этом видеосюжете рассказывается о необходимости проведения православного обряда.
Для чего нужно причащаться
Те, кто проходит Таинство Евхаристии регулярно, сближаются с Господом и обретают надежду на вечную жизнь. Правильно проведенное священнодействие благоприятно влияет на человека:
- отступают болезни;
- укрепляется вера;
- очищается душа;
- разрешаются сложные жизненные ситуации;
- появляется стойкость к соблазнам.
Практика причащения в православной церкви
К причащению нужно подходить с высокой долей ответственности, ведь это главное церковное Таинство.
Подготовка
Вкушая плоть и кровь Христа, верующий мирянин впускает в свою душу Спасителя, который очищает ее от грехов. Чтобы не выказать неуважение к Мессии, перед Евхаристией нужно обязательно исповедаться.
При этом правильно будет не просто бездумно выполнить все требования, а осознать свои прегрешения, признать их, раскаяться. Прежде чем приступить к обряду, нужно уладить все конфликты, простить обидчиков или врагов, обрести душевное спокойствие.
Усмирить страсти хорошо помогает усиленная молитва и строгий пост.
Молитвенное правило
Смысл молитвенных текстов – ведение диалога со Всевышним. Правило, которое необходимо прочесть перед причащением, можно найти в молитвослове. Состоит оно из:
- Последования ко Святой Евхаристии;
- канонов;
- акафистов.
Молитва перед святым Причастием
Если у человека это первое причастие, лучше заранее прочитать все молитвы, подробно изучив их суть. Читать их нужно вдумчиво, проникаясь каждой фразой, пропуская ее через свое сердце.
Соблюдение поста
Воздержание помогает верующему мирянину подготовить душу для воссоединения с Господом. Постясь, человек усмиряет свой нрав, тренирует силу воли, отказываясь от мирских соблазнов. Во время говенья нельзя есть пищу животного происхождения, пить алкоголь, сквернословить, ругаться, вступать в интимную близость. А с вечера перед Евхаристией вообще запрещено есть и пить воду.
Обычно подготовительный пост длится от 3 дней до недели. Если человек регулярно проходит Таинство и соблюдает Законы Божьи, говеть можно всего пару дней, а вот новичкам лучше посоветоваться со священником.
Проскомидия
Во время проскомидии на специальный стол возле алтаря выставляется пять просфор. Попросив у Бога благословения, духовное лицо трижды осеняет крестным знамением первую просвиру, а затем вырезает середину (Агнец). Снизу на ней батюшка делает крестовидный надрез, после чего прокалывает кусок с правого бока. Далее он наполняет потир красным вином, разбавленным водой.
Из второй просфоры также достают серединку, посвящая ее Божьей Матери. Третья делиться на 9 частей, во имя библейских святых. Четвертая символизирует живых, пятая – усопших. Из них тоже вырезают сердцевину, расположив в самом низу от Агнца. Затем церковник проделывает аналогичные действия с просвирами, принесенными прихожанами, зачитывая имена для поминания.
Во время проскомидии на стол возле алтаря выставляется пять просфор
Литургия оглашенных
Церковное богослужение начинается с мирной ектении. Когда песнопение завершается, вступает хор, поющий антифоны. На последних строках батюшка с поднятым к небу Святым Писанием выходит из алтаря, после чего читаются:
- тропари;
- кондаки;
- трисвятая песнь;
- Апостол;
- Евангелие;
- усиленная ектения о живых и усопших;
- ектения об оглашенных.
Оканчивается священнослужение просьбой выйти из храма: «Елицы оглашенные изыдите».
Литургия верных
Служба крещеных делиться на шесть частей:
- Возложение Святых Даров. Сначала произносятся две небольшие ектении, после чего открываются Царские Врата. Церковник возносит молитву, сжигает ладан, а хор поет песнь Херувимов. Во время пения батюшка переносит Дары на престол, а затем накрывает их «воздухом».
- Подготовка мирян к освящению Даров. Первой читается молитва и просительная ектения, которая призывает верующих закрыть душу от ненужных раздумий. Царские Врата открываются, со Святой Жертвы снимается «воздух», а прихожане поют Символ веры.
- Преложение Даров. Во время освящения духовное лицо произносит благодарственные молитвы, после чего просит снизойти Святой Дух. Благословив Жертву, батюшка преклоняется перед Чашей. Он поминает всех святых, а хор воспевает славу Пресвятой Царице Небесной.
- Подготовка к причащению. Священнослужитель читает просительную ектению, а затем вместе с прихожанами поет «Отче Наш». После слов «Святая святым!» уже можно причаститься Святыми Дарами.
- Причащение. Преломив хлеб, первыми его вкушают духовные лица, запивая вином. Далее батюшка выносит Чашу мирянам и под пение хора произносит разрешительную фразу. Прихожане подходят к Жертве, называются, а затем прикладываются к Дарам. По окончании священнослужитель окунает в вино кусочки просфор, символизирующие усопших и живых, а после читает молитву за всех членов Церкви.
- Благодарение и отпуст. Духовник благословляет верующих, пришедших на Евхаристию. Миряне прикладываются к Кресту и выходят из храма.
Преложение ДаровПричащениеБлагодарение
Причащение больных
Тяжелобольные и лежащие на смертном одре допускаются к причащению без подготовительного поста. Если ситуация не позволяет долго говорить или больной не способен связно произносить речь, ему разрешается не исповедоваться. Нередко после Таинства неизлечимые болезни отступают, а человек становится на ноги.
Причащение детей
Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства, подробно объясняя им суть ритуала. Святые Дары способны принести исцеление, укрепить здоровье, защитить ребенка от нечистой силы. До 7 лет разрешается не поститься и не исповедоваться.
Маленькие дети вкушают только красное вино, разбавленное водой, так как не способны еще употреблять твердую пищу.
Церковь рекомендует приучать детей к причастию с детства
Как часто можно причащаться
Церковью не установлена частота Евхаристии. Каждый верующий сам несет ответственность перед Богом за свои действия. Священнослужители разделяют две точки зрения. Одни говорят, что часто причащаться нельзя, а вот другие убеждают, что можно вкушать Святые Дары почти каждый день. Благоприятными для Таинства днями считают дни рождения или именины, венчание, юбилейные даты.
Что можно и нельзя делать после причастия
Вкусив Святые Дары, категорически воспрещается осенять себя крестным знамением, чтобы не опрокинуть Чашу. Также нельзя прикладываться к образам. После Евхаристии рекомендуется сделать следующее:
- прополоскать рот, чтобы не осталось частичек просфоры;
- прослушав благодарственные ектении, вознести благодарственные речи Всевышнему;
- по окончании церемонии следует соблюдать спокойствие духа, не суетиться, стараться меньше разговаривать;
- дома можно посвятить время чтению православной литературы.
К обряду Причастия нельзя подходить формально. Решившись воссоединиться с Господом, нужно хорошо подготовиться, чтобы прийти к Нему с чистой душой. Только тогда Всевышний дарует шанс на вечную жизнь.
Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/prichastie-v-tserkvi-3033/
Причастие в церкви: как подготовиться к обряду. Причащение — это что за обряд? Как подготовиться к причащению
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Пост
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать.
Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих.
Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её.
Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св.
Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи.
Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Причастие в церкви что это такое, как готовиться
Источник: https://elena-gadanie.ru/sonnik/prichastie-v-tserkvi-kak-podgotovitsya-k-obryadu-prichashhenie-eto-chto-za-obryad-kak-podgotovitsya-k-prichashheniyu.html
Исповедь и причастие в Великий пост очень важно для верующих христиан
Для каждого верующего христианина важно понимать, в какие именно даты он может посетить церковь, чтобы исповедоваться или причаститься. Особенно актуален этот вопрос в Великий пост, когда люди стараются чаще появляться в храме. Период воздержания начался еще 2 марта и будет длиться вплоть до 18 апреля 2020 года. В православных церквях напоминают о перечне правил, которые должны соблюдаться верующими в это время.
Как готовиться к Таинству Причастия в Великий Пост?
Следует готовиться к тайне Причастия в Великий Пост заранее. Кроме непосредственного воздержания в пище нужно ежедневно молиться Господу. В Украинской Православной Церкви существует торжественный обряд, когда Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Онуфрий благославляет молитвенныую практику своих прихожан. Кроме ежедневного списка молитв произносимых верующими, он также добавляет по одному, дополняя традиционное молитвословие.
В Великий пост существует несколько этапов подготовки к Причастию. Первый из них условно разделяется на три канона. Первый называют покаянным и представляет собой обращение к Спасителю. Второй и третий обращается к Пресвятой Богородице и своему Ангелу-хранителю.
Среди привычных трех канонов также часто зачитывается акафист. На втором этапе происходит канон, а также молитвы, которые произносятся непосредственно перед Причастием.
В Великий пост среди стандартного молитвенного правила также используется особый тропарь «Егда славнии ученицы», который читается вместе с 50-м псалмом.
Как часто следует причащаться в Великий Пост?
Данный вопрос можно задать не только в период Великого поста, но и в любой другой момент жизни. Еще в первые годы распространения христианства каждый человек, присутствующий на Божественной Литургии, подлежал причастию Тела и Крови Христовых.
Подобный принцип взят из слов Иисуса о Евхаристии. Он сказал, что человек творит в Его воспоминание. Тем не менее, с развитием Православной Церкви появилась новая традиция, которая изменила подход к периодам и принципам причащения.
Теперь существует строгий алгоритм, позволяющий приобщаться к Таинству Евхаристии только:
- В периоды четырех больших постов — Рождественского, Великого, Успенского и Петропавловского.
- В день рождения христианина.
- В день, когда церковь вспоминает о небесном покровителе.
При этом Церковь не предусматривает табу, которые бы запрещали прихожанам проходить Причастие. Данное таинство — это не плановый поход в больницу или к другому специалисту, оказывающему услуги. Оно основано на духовных потребностях православного и возникает часто по причинам, не зависящих от календаря. Для человека важна лишь возможность был ближе к Господу.
В первую очередь, при походе в Церковь важно главенствоваться собственной совестью. Если же человек не в состоянии соблюдать частоту Причастия, он может обратиться к своему духовному наставнику с вопросом.
В Церкви часто рекомендуют во время Великого Поста обращаться к Таинству Евхаристии в последние дни Четыредесятницы. Даже если пользоваться банальной логикой, будет правильно идти в храм именно в этот период за Причастием.
Тем не менее, никто не запретит вам проходить через таинство еженедельно.
В какие дни Великого поста нельзя причащаться и почему?
Православная Церковь не может запретить прихожанам проходить процедуру причастия. Ведь Таинство Евхаристии представляет себе основное священнодействие, которое позволяет проводить Церковь Христова.
Благодаря данному таинству мы приближаемся к Телу и Крови Господним, а значим приобщаемся к вечной жизни. По этой причине Литургий в качестве формы богослужения, завершаемая Таинством Евхаристии, продолжается радостными песнопениями.
Бог однажды стал человеком, чтобы в будущем человек смог стать богом. Почему же не радоваться этому пути?
Период Великого поста дан нам, чтобы скорбить и печалиться о грехах, поэтому богослужения в этот период носят покаянный характер. Во время поста уменьшается количество читаемых песнопений, которые заменяются чтением отрывков из Ветхого Завета. В это время нам сообщают примеры грехопадения великих людей, а затем — их раскаяния. По этой причине в период Великого поста не проводятся полноценные Литургии за исключением больших праздников, субботних и воскресных дней.
Церковь по средам и пятницам обязывает проводить Литургии Преждеосвященных Даров, во время которых проводится причащение Святых Тайн. В это время проводится сокращенная версия Литургии, во время которой люди могут причащаться Тела и Крови Христовой, которые были ранее освящены на полной Литургии.
Церковь позволяет во время Великого поста, по субботам и воскресеньям посетить большую Литургию, а также средам или пятницам, поприсутствовать на Литургии Преждеосвященных Даров, где проходит обряд причастия. По вторникам, понедельникам и четвергам также может быть проведено таинство, если на них выпадает большой праздник. В других случаях эти три дня Устав Церкви запрещает проводить причащение Тела и Крови Христовой.
Но Речь идет не о табу на конкретные дни недели. Ведь Великий пост подходят для раскаяния во грехах, чтобы умерить радость. Период причастия — возможность приблизиться к Господу у православных.
Исповедь в Великий Пост
Взрослые люди могут в Великий пост причащаться в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Важно, чтобы в этот период христианин хотя бы раз причастился. Если же вы не держите пост, нужно хотя бы перед походом в церковь соблюсти «диету» и обратиться с молитвой к Господу.
Можно тексты взять в Молитвослове в течение трех дней, а на четвертый зайти в храм, чтобы с самого утра быть на Исповеди, которую проводят еще до Литургии. По завершении обряда проводится причастие Святых Тайн.
Лучше причащаться Святых Тайн еще на Первой Неделе, а также на Четвертой неделе Иоанна Лествичника и во время Страстной Недели. Хорошей будет эта традиция в Чистый Четверг.
Не стоит делать исповедь повседневным занятием. Если часто приходить для этого в церковь, потеряется статус обряда. Значит, человек почувствует возможность грешить часто. Исповедь, словно Страшный Суд, должна предусматривать отказ от повторения совершенных грехов.
Современная жизнь часто связана с мелкими прегрешениями, но важно, чтобы каждый из нас стремился к душевной чистоте. Не всякий Святой отец позволит часто причащаться. По этой причине для начала определитесь с храмом, где будет подходящая обстановка и уют.
Важно, чтобы ничто и никто не раздражало вас в общении с Господом.
Особенно важно выбрать достойного духовного наставника, и исповедь позволит вам определить «своего» отца. Часто батюшки позволяют себе поговорить с каждым из прихожан, а другие просто молча выполняют свою работу. Ведь они чувствуют, когда важно поговорить о важном, кто готов, чтобы раскрыться. В некоторых случаях люди приходят в храм, чтобы покаяться в грехах, но когда доходит их черед общаться со святым отцом, начинается поток слез и истерики.
Опытный батюшка поймет ее эмоции, ведь прихожанка близко к сердцу принимает грехи и искренне раскаивается в них. Он не будет настаивать ни на чем, тих прочтет Разрешительную молитву, после чего христианка будет допущена к причастию. Особенно это актуально в случаях, когда женщина является постоянной прихожанкой, и святой отец понимает ее эмоции. После Святого причастия необходимо сразу проследовать домой.
В период великого поста нужно сохранять хорошее, чистой настроение, чтобы стараться быть ближе к Богу.
Источник: https://pronedra.ru/ispoved-i-prichastie-v-velikij-post-ochen-vazhno-dlya-veruyushhix-xristian-460882.html
Причащение в церкви: что это такое для чего осуществляется, как происходит, как готовиться к таинству в храме, что потом
Причастие или причащение — древнейший церковный обряд, история которого начиналась ещё во времена прохождения Тайной Вечери. Обряд и его «регламент» установил сам Божий сын, Иисус. Христос собственными руками отламывал хлеб и раздавал его ученикам-апостолам, говоря, что это тело его, а вино — кровь его.
Таинство причастия имеет свой глубокий религиозный и сакральный смысл. Обряд символизирует восстановление единства и гармонии между человеком и Богом, которое существовало в Эдемском райском саду до первородного греха, совершенного Евой и Адамом.
Смысл причастия в том, чтобы подарить зачатки новой жизни в небесном царстве. Таинство причастия неотделимо от образа Иисуса, который ценой собственной жизни и пролитой крови спас человеческий род и искупил все его грехи. И во имя этой жертвы человек, соглашаясь причащаться, помогает восстановиться плоти и крови божьего сына.
Примечательно, что именно во время таинства причастия в православной церкви дозволено употреблять в пищу плоть (мясо) и вино. Считается, что убитое тело животного в данном случае символизирует нетленную Божественную природу. Мясо питает душу, которая затем переродится во время Крещения.
Рекомендация: обряд Крещения дозволено проводить один раз в жизни. Причастие же священнослужители рекомендуют проводить не реже одного раза в месяц.
Как правильно подготовится к исповеди перед причастием
Христианство не может существовать без исповеди, ведь все люди не совершенны, кто из нас без греха. Однако немаловажно, чтобы мы осознавали, как правильно исповедоваться перед причастием и зачем это нужно.
Исповедь — таинство, где христианин кается в своих грехах перед Господом, перед лицом священнослужителя. И он прощает верующего именем Спасителя. Доверие прегрешений своих — это не насильственное вытаскивание совести из тьмы, не просто любопытство, не суд над согрешившим прихожанином. Исповедь перед причастием — это не простой разговор о недостатках, сомнениях. Тем более не положенный доклад своему духовнику на тему греха или просто обычай.
Исповедь перед причастием является искренним покаянием, идущим от сердца. Также потребность духовного очищения, гибели в грехах и воскрешение в святости. Исповедь -это великая Тайна человеколюбия Иисуса Христа к чадам своим. Зачем смывает человек грязь с тела своего? Как заботится христианин о чистоте плоти, так и должен он с ещё большим усердием хранить чистоту духовную. Ведь тело тленно, а душа вечна.
Духовная грязь — это и есть грех, который можно «смыть» только исповедью пред причастием. Грехи как копоть оседают на душе, если их не отмолить, они тяготят человека. Прихожанин не находит себе покоя, чувствует опустошение внутри.
Под бременем греха человек беспричинно раздражается, несёт обиды своим близким людям, теряя внутреннюю уверенность. Что происходит, он не может понять сам, а дело в не исповеданных грехах.
Покаяние возвращает чистоту душе, которую очернили неблаговидные поступки.
Исповедь перед причастием — это Божья милость к падшему, слабому в вере своей человеку. Это доступно каждому верующему, ищущему путь спасения души от прегрешений. Искреннее покаяние даёт прихожанам не только оставление грехов, но восполняет духовное самочувствие: обновляется мироощущение, наступает лёгкость и благость, уходят неприемлемые страсти. Таинство исповеди возвращает в чистоту, полученную от Крещения.
Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:
- Нет необходимости восстанавливать все до единого греха, в мельчайших деталях. Священнослужители полагают, что люди пытаются таким способом искать вину третьих лиц. Ведь легче обвинить окружающих, снимая с себя ответственность в содеянном проступке.
- В ходе таинства исповеди лучше охарактеризовать совершенные грехи единым названием. Например: я богохульничал, злился, украл, ненавидел и так далее.
- В церковь необходимо прийти к началу службы, чтобы послушать вместе со всеми общие молитвы, которые батюшка читает до начала исповеди.
- Во время таинства исповеди перед причастием надо приблизиться к священнику, окрестить себя и поцеловать распятие и Евангелие. Затем перечислить грехи. Потом батюшка с молитвой даст разрешение на причащение. Нужно быть готовым к отказу, это усмирит страсти прихожанина. Не стоит роптать, а принять со смирением.
Важно! Когда озвучивается прегрешение, даётся обет себе — больше не повторять его. Простить недругов, завистников и всех, кто чинил обиды. Постараться умиротвориться и набраться смирения.
Как причаститься в церкви
Источник: https://gladiat.ru/proyti-prichashchenie-tserkvi/