Кто написал Библию Фридман

Читать онлайн Как создавалась Библия страница 1. Большая и бесплатная библиотека

Это одна из тех редких книг, которым одновременно присущи увлекательность и научная глубина, выдержанность классической библейской критики и смелость в рассмотрении запретных для многих тем. Кем и в каком мире была создана Библия? Были ли авторы современниками описываемых событий? Были ли среди них женщины? Как связаны реальная история и библейские рассказы? Зачем была написана Библия?

Одна из самых ярких попыток понять Ветхий Завет в наше время.

The Independent (Лондон)

Книга увлекательна и легко читается, — настоящее событие. И в ней угадывается постижение правды. Harvard Magazine

Фридман вводит читателя в проблему библейского авторства, и делает это умно и тонко.

New York Times Book Review

«Как создавалась Библия» — книга увлекательная и блестящая. Это не просто рассказ об открытиях прошлого. Она полна новых идей и свежих находок.

Я прочел ее на одном дыхании. Большую часть жизни я провел, читая книги о Библии, и должен признаться, что не помню другого случая, когда я не мог бы оставить книгу не прочтенной.

Франк Мур Кросс, профессор еврейского и других ближневосточных языков (Гарвардский университет)

Ричард Элиотт Фридман — профессор еврейского языка и сравнительной литературы в Калифорнийском университете (Сан-Диего).

Он защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, работал в Оксфордском и Кембриджском университетах.

:

Предисловие ко второму изданию 1

Предисловие 2

Введение — Кто написал Библию? 2

Глава 1 — Мир, создавший Библию: 1200-722 годы до н. э 6

Глава 2 — J и Е 10

Глава 3 — Два царства, два автора 14

Глава 4 — Мир, создавший Библию: 722–587 годы до н. э 18

Глава 5 — При дворе царя Иосии 21

Глава 6 — D 25

Глава 7 — Жрец в плену 29

Глава 8 — Мир, создавший Библию: 587–400 годы до н. э 32

Глава 9 — Блестящая ошибка 35

Глава 10 — Священный шатер 37

Глава 11 — P 40

Глава 12 — При дворе царя Езекии 44

Глава 13 — Великий парадокс 46

Глава 14 — Мир, который создала Библия 50

Приложение 53

Примечания 56

Ричард Эллиот Фридман
КАК СОЗДАВАЛАСЬ БИБЛИЯ

Посвящается Реве Фридман и Ларэйн Фридман Линн, с любовью

Предисловие ко второму изданию

Книгу я закончил десять лет назад. Истекшее время выдалось событийным, и любопытно отметить, что не произошло. Скажем, я боялся, что многие библеисты отметут эту вещь как «популярную», — худший приговор в научном сообществе. Однако такая реакция была, скорее, исключением.

Книгу цитируют, на нее ссылаются, ее задают на занятиях в университетах и богословских колледжах, о ней комплиментарно отзываются в устных и письменных отзывах специалисты. В этом втором издании я хотел бы поблагодарить коллег за благожелательность, с которой они встретили мой труд.

Как я отметил десять лет назад в первом предисловии, я убежден: историческое знание важно не только для ученых и клириков, но и для человечества в целом. У меня было желание написать не «популярную» книгу, а доступную книгу, поделиться знанием со всеми желающими, а также объяснить, почему оно столь ценно и интересно.

Первоначальные американские и британские издания вынесли на обложку рекомендации ученых из крупных университетов, христианских и иудейских высших учебных заведений, чтобы показать как профессионалам, так и непрофессионалам, что перед ними не дешевая популяризация маргинальных теорий, а солидное исследование в доступной форме.

Разумеется, бывали исключения. Тем коллегам, которые сбрасывают книгу со счета, я скажу: пожалуйста, если дело лишь в стилистике. Но если дело в нежелании рассматривать приведенные данные и аргументы, это весьма печально.

Кстати, для специалистов, которые не снисходят до «популярной» литературы, у меня есть и сугубо «академические» публикации; более того, в кратком виде мои выкладки можно прочесть в статьях, написанных для Anchor Bible Dictionary.

В частности, статья о Торе («Torah») задумана как максимально полное собрание данных в пользу моей гипотезы.

Еще один удивительный момент: почти не было полемики. Очень благожелательная статья на первой странице газеты «Уолл-стрит джорнал» предрекала, что, благодаря данной книге, соответствующие научные дискуссии станут достоянием широкой публики и предметом ожесточенных споров. Журнал «Юнайтед Стейтс ньюс энд Уорлд рипорт» сообщал, что книга «возобновит горячие дебаты о происхождении Библии».

Более острая статья в лондонской «Санди тайме» полагала: «Религиозный мир будет потрясен». Однако отклики, в целом, были намного спокойнее, чем я ожидал (опять-таки за некоторыми исключениями). Хотя я излагаю результаты библейской критики, бросающие вызов традиционным представлениям об авторстве Библии, многие благочестивые христианские фундаменталисты и ортодоксальные иудеи отреагировали вежливо и любезно.

Надеюсь, это связано с тем, что я не подаю свои исследования как нападки на Библию, как попытку опровергнуть ее да и вообще не выказываю к ней неуважения. Всякий, кто ссылается на меня с подобными целями, использует мою работу в тех целях, для которых она не предназначалась, и неправильно трактует эти цели. На первой и последней страницах своего исследования я признаю величие Библии, ее красоту и силу.

В промежутке между ними я пытаюсь показать, как библейская критика объясняет это величие. Много лет назад я слушал лекции глубоко верующего ортодоксального раввина, — деликатного человека, который преподавал людям, в отличие от него не исповедовавших ортодоксию. Один студент сказал ему: «Я не согласен!» Раввин ответил: «Вот чему я здесь научился — я могу быть вместе с людьми, с которыми я сам не согласен, и вместе с ними учиться».

Мы же все должны научиться у него, что люди могут существенно расходиться в духовных вопросах и при этом не стать врагами.

Возражения вызвала моя идея, что один из библейских авторов (автор текста, известного ученым как «J») мог быть женщиной. Научный мир разделился «за» и «против». Хочу лишь оговориться, что никоим образом не настаиваю на своей версии: это всего лишь высказанная с осторожностью гипотеза. Я думал и по-прежнему думаю, что библеисты напрасно считают самоочевидным, что все библейские авторы были мужчинами.

Более того, выяснить по возможности, был ли автор мужчиной или женщиной, кажется мне не менее важным, чем определить, был ли он жрецом или мирянином, принадлежал ли к высшему или низшему сословию, жил ли в VIII веке до н. э. или V веке до н. э. И все-таки это не более, чем возможность.

Те, кто изображают данную возможность как твердый вывод, могут стяжать преходящую популярность, но не способствуют научному прогрессу.

За последние десятилетия некоторые научные консенсусы пошатнулись. Модель библейского авторства, которая доминировала на протяжении XIX–XX веков, оспаривается рядом ученых (особенно немецких, но также и американских): они датируют библейские тексты все более поздними периодами, чем было принято раньше. Они говорят, что им удалось подорвать прежние представления.

Я и сам не всегда согласен с большинством (см. важный вопрос в последних главах данной книги). Однако я спорил с крупнейшими американскими и немецкими представителями новых теорий в печати и на конференциях. Я не только критиковал их доводы, но и отмечал, что они не учитывают весь массив фактов, которые породили господствующую модель.

Ведь старая модель оказалась сильной по очень важным параметрам.

• Совпадение разных линий аргументации.

• Лингвистические данные в пользу датировки текстов.

• Композиционная последовательность текстов, которые приписываются конкретным авторам.

• Соответствие текстов истории периодов, к которым они относятся.

Пока я не вижу, чтобы вышеупомянутые ученые даже упоминали эти категории, не говоря уже о глубоком анализе. Подробнее об их аргументах я собираюсь поговорить в одной из своих следующих книг, а пока отмечу следующее: их вызов классической библеистике нельзя будет считать убедительным до тех пор, пока они не ответят на доводы, лежащие в ее основе.

За последнее время появился и ряд весьма слабых работ, в частности, с абсурдными компьютерными анализами, которые большинство библеистов не удостоили ответом.

Все же я касаюсь этой темы, ибо считаю уместным реагировать на такие вещи, да и странно мне, что столь поверхностные анализы остаются на плаву в эпоху глубоких лингвистических, литературных и исторических исследований.

Если кого-то по прочтении данной книги заинтересуют подобные случаи, отсылаю читателей к одной из своих недавних статей.

Источник: https://dom-knig.com/read_241824-1

Как создавалась Библия

Превыше всего я хотел бы, чтобы моя книга помогла читателям по-новому оценить Библию: лучше понять мир, в котором она родилась, и ее неразрывную связь с этим миром, увидеть, какое это чудо, а также понять, что литературные штудии и историческое изучение Библии не враги и даже не альтернативы друг другу. Они обогащают друг друга. Какую бы религию человек ни исповедовал — христианство, иудаизм, еще что-то, — и даже если он вовсе не религиозен, чем больше он будет знать о Библии, тем большим благоговением перед ней преисполнится.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится Гроб Господень

Ричард Эллиот Фридман, 1996 год

Предисловие

Это синтез исследований, которыми я занимался на протяжении последнего десятилетия. Отдельные их компоненты я уже публиковал в научных журналах и узкоспециальных монографиях, но сейчас решил изложить свои выводы в форме более доступной для людей, которые не изучают Библию профессионально. Я попытался избежать специальных терминов и длинных сносок, а также развернуть объяснения для тех, кому вся тема в новинку.

Я избрал этот жанр, поскольку искренне верю: данная тема важна не только для моих коллег-библеистов, но и для более широкого круга читателей.

О проблемах библейского авторства говорится почти во всех стандартных введениях в Ветхий и Новый Завет, в сотнях комментариях на Библию, а также на большинстве курсов по Библии в колледжах и высших богословских учебных заведениях. Однако эти знания остаются достоянием достаточно узких кругов.

Факт тем более примечательный, что эти выводы как минимум не менее важны для человечества, чем эволюционная теория и геологические данные о возрасте Земли. Тем не менее, про эволюцию слышал любой школьник, а важнейшие открытия относительно библейского авторства знакомы почти исключительно специалистам.

Быть может, дело в том, что не было сногсшибательных отдельных открытий, подобных рукописям Мертвого моря или находкам Дарвина на Галапагосских островах. Просто мало-помалу трудились ученые, столетиями собирая в единое целое мозаику картинки-загадки.

Сами кусочки этой мозаики ничего нового собой не представляли. Однако я полагаю, что картинка-загадка уже собрана в достаточной мере, чтобы в целом понять ситуацию с библейским авторством.

Эти выводы могут представлять интерес для широкой читательской аудитории, а потому я считаю важным поделиться ими.

Введение
Кто написал Библию?

Библию читали на протяжении двух тысяч лет. В ней находили буквальные, переносные и символические смыслы. Ее считали богодухновенной, а то и продиктованной свыше, — или же видели в ней чисто человеческое творение. Ее покупали больше, чем любую другую книгу. Ее цитировали (как верно, так и неверно) больше, чем другие книги. Ее переводили (опять же, верно или неверно) чаще, чем другие книги.

Ее называли литературным шедевром и первым сочинением по истории. Она занимает важнейшее место в христианстве и иудаизме. По ней проповедуют пасторы, священники и раввины. Многие ученые положили жизнь на ее изучение и преподавание в университетах и богословских колледжах. Ее читают и изучают, любят и ненавидят, о ней пишут и спорят. Во имя нее живут и умирают. А мы до сих пор не знаем, кто написал ее.

Как странно: нам не известно точно, кто создал книгу, играющую столь важную роль в нашей цивилизации. Существуют предания об авторстве каждой из библейских книг: скажем, Пятикнижие приписывается Моисею, Плач — пророку Иеремии, а половина Псалмов — царю Давиду. Однако так ли это на самом деле?

Исследователи бьются над разгадкой почти тысячу лет, и особенно удивительные открытия совершили в последние два столетия. Некоторые из этих открытий идут вразрез с традиционными представлениями. Однако не стоит видеть здесь нападки науки и секуляризма на религию.

Напротив, большинство ученых, подобно сторонникам традиционных ответов, были верующими людьми и любили Библию. Более того, так сложилось, что многие из критически мыслящих ученых, если не большинство из них, принадлежат к клиру.

Причина же столь широкого интереса к проблеме библейского авторства состоит в следующем: от ответа на нее во многом зависит, как сторонникам традиции и критическим ученым понимать Библию.

Ведь Библия есть Библия! Ее влияние на западную (а впоследствии и восточную) цивилизацию было столь глубоким, что воспринимать ее и решать вопрос о ее авторитете, невозможно, не задумываясь об истоках.

Если Библия — это литературный шедевр, то кто его создал? Или если это исторический источник, то на чьи исторические свидетельства она опирается? Кто написал ее законы? Кто соткал единую ткань книги из пестрого собрания рассказов, поэзии и уставов? Если мы отчасти встречаемся с автором, читая его текст, будь то художественный или нехудожественный, с кем мы встречаемся, читая Библию?

Вопросы для большинства читателей далеко не праздные, независимо от того, носит ли их интерес к Библии религиозный, нравственный, литературный или исторический характер. Когда люди изучают какую-либо книгу в школе или университете, они обычно узнают нечто о жизни автора, что позволяет им лучше понять эту вещь.

Не говоря уже о сложных литературоведческих вопросах, есть очевидные взаимосвязи между биографией автора и миром, который он описывает в своих произведениях. Возьмем художественную литературу: большинство сочтут важным, что Достоевский жил в России XIX века, был глубоко незаурядным православным христианином, а также эпилептиком (ср.

эпилепсию в романах «Идиот» и «Братья Карамазовы»); или что автор детективов Дэшил Хэммет был в свое время частным сыщиком; или что Джордж Элиот — псевдоним, за которым скрывается женщина. Или нон-фикшн: огромное число людей задается вопросом, что за человек был Фрейд и до какой степени в его теориях отражен личный опыт.

Или Ницше: интерпретаторы учитывают и его безумие, и его отношения с Лу Саломе, и его подчас странное влечение к Достоевскому.

Для нас это столь естественно, что нельзя не поражаться почти полному отсутствию соответствующей информации о Библии. Без нее Библию полностью понять невозможно! Жил ли автор того или иного библейского текста в VIII веке до н. э. или V веке до н. э.? В зависимости от этого мы будем решать, понимать ли то или иное использованное им выражение в соответствии с его значением в VIII веке или V веке.

Опять же, был ли автор свидетелем событий, о которых он рассказывает? Если нет, откуда он узнал о них? Пользовался ли он письменными источниками или старыми семейными рассказами? Или, возможно, реконструировал события в соответствии с божественным откровением? Или полностью их выдумал? И в какой мере события его собственного времени повлияли на его изложение? Писал ли он, желая создать священный и авторитетный текст?

Такого рода вопросы подводят к пониманию того, что значил данный текст в библейском мире. Однако здесь возможность и для нашего времени: чем лучше мы — как верующие, так и неверующие — будем знать людей, которые создали Библию, и факторы, сопутствовавшие ее созданию, тем глубже мы будем ее понимать.

Пятикнижие Моисеево

Это одна из древнейших в мире загадок. Толкователи ломают голову над ней практически с самого возникновения Библии. Однако началось все не с исследования авторства. Просто отдельные люди стали задавать вопросы о проблемах в библейском тексте. Это положило начало настоящей детективной истории, которая растянулась на века: мало-помалу «сыщики» вычисляли один за другим ключики к происхождению Библии.

Сначала возникли вопросы о первых пяти книгах Библии: Бытия, Исхода, Левит, Чисел и Второзакония. Вместе взятые, они именуются Пятикнижием или Торой (по-еврейски «Тора» значит «учение»). Более полное наименование —

Пятикнижие Моисеево. Моисей — главный персонаж большей части этих книг, и древняя иудейская и христианская традиция полагала, что Моисей и написал их (хотя само Пятикнижие нигде не говорит об авторстве Моисея).[4] Однако предание о Моисеевом авторстве стало вызывать трудности.

Люди заметили противоречия в тексте. Скажем, сначала излагается одна последовательность событий, а потом — другая. Или сначала говорится, что чего-то было два, а потом — что этого было четырнадцать. Или сначала некие действия приписываются моавитянам, а потом они же — мидианитянам.

Или Моисей идет в Скинию перед тем, как начинает ее строить.

Было также подмечено, что Пятикнижие включает информацию о событиях, которые не могли быть известны Моисею, или вкладывает в его уста слова, которые он едва ли мог произнести. Например, оно сообщает о смерти Моисея. Или говорит, что Моисей был «смиреннейший из всех людей на земле» (Числ 12:3), — однако едва ли смиреннейший человек на земле сказал бы о себе такое.

Источник: https://nemaloknig.com/read-58102/?page=2

Кем была написана

 Рукопись «Библия Дьявола» весом 75 килограммов, имеет 624
страницы и деревянные обложки. Размер её
составляет 92 х 50 сантиметров. На изготовление библии ушли шкуры 160 ослов.

Книга была написана на рубеже 12 и 13 века одним монахом в
городе Подлажице, расположенном недалеко от Праги, которому в её создании якобы
помогал дьявол (отсюда произошло и само название рукописи). По преданию, провинившийся
монах, чтобы искупить свои грехи, поклялся написать «Библию» за одну ночь.
Когда монах осознал, что это сделать просто невозможно, он обратился за помощью
к лукавому.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто занимал пост обер прокурора Святейшего Синода

Что содержит в себе «Библия Дьявола»

Рукопись содержит в себе Новый Завет и Ветхий Завет, тексты «Иудейской
войны» Иосифа Флавия, «Этимологии» Исидора Севильского, всевозможные формы
заговоров и календарь с синодиком (указанием дней святых).

Но вот самое удивительное в этой книге – это страница 290,
содержащая священные христианские тексты
и изображение дьявола. Бросается в глаза также то, что страница и несколько
страниц до и после этого «изображения» имеют другой оттенок, а стилистика письма
отличается от того, которым написаны все остальные тексты.

Загадки истории

Согласно преданию, эта работа появилась вследствие сговора
одного из монахов с падшим ангелом. Послушник, провинившийся перед
настоятелями, чтобы избежать наказания, вызвался написать за одну ночь не
только лучшую Библию, но и разукрасить ее рисунками.

Ближе к полуночи, поняв,
что ему не справиться с данными обязательствами, он обратился к дьяволу с
просьбой о помощи, пообещав взамен отдать свою душу и изобразить на одной из
страниц портрет лукавого.

Что произошло в дальнейшем с обезумевшим монахом,
легенда умалчивает.

Действовавшая в те времена инквизиция знала о произошедшем,
но никаких действий по этому поводу не предприняла. Рукопись не была
уничтожена, а напротив бережно хранилась в течение нескольких веков в разных
монастырских библиотеках.

В 1595 году книга оказалась в коллекции венгерского короля
Рудольфа II.

В первой половине XVII века, во время 13 войны на территории
Европы, «Библия дьявола» была украдена шведами и вывезена в Стокгольм. С тех
пор с территории Швеции она вывозилась лишь несколько раз, ради выставок в Нью-Йорке,
Праге и Берлине.

Может быть вся эта история «выдумка», но рисунок с очертанием
дьявола — это факт. Несколько страниц перед этим изображением залиты чернилами,
а после — удалены следующие 8 страниц священного текста. Кто это сделал и
почему, до сих пор никому не известно.

«Библия Дьявола», вопреки таинственным преданиям, никогда не
была запрещена. Более того, по ней изучали Святое Писание несколько поколений
молодых монахов.

Сейчас манускрипт выставлен в Пражской галерее Klementinum и
сокрыт под пуленепробиваемым стеклом. Сокровище лишь временно гостит на своей
исторической родине. Во время 13 войны её в качестве трофея забрали в Стокгольм
шведы, туда же она должна и вернуться.

Только специалистам Шведской Королевской библиотеки разрешено
листать страницы «скандальной» библии, предварительно надев на руки перчатки.

Источник: https://gold-eligium.com/kem-byla-napisana-bibliya-dyavola/

Кто автор Библии?

ФОМА

Каждый, кто посещал в школе уроки литературы, помнит – чтение любого художественного произведения начинается со знакомства с той эпохой, когда оно было написано, и, конечно же, со знакомства с личностью автора. Это не случайно: кто как ни автор может рассказать нам, что же именно он хотел выразить при помощи своего произведения.

Поэтому, приступая к серьезному и осмысленному чтению, будет не лишне как можно ближе познакомиться с образом мысли того, чью книгу мы держим в руках.

Постараться думать, как писатель, взглянуть на мир его глазами – один из способов, который помогает нам извлечь из текста максимум смысла.

Лишь в этом случае открываются и становятся понятными еле заметные намеки и аллюзии, которые прекрасно видит сам автор и его современник, но которые закрыты для представителя другой культурно-исторической среды.

Чтение такой важной книги как Библия не является исключением из этого школьного правила. Для того, чтобы понять те смыслы, которая она в себе таит, необходимо взглянуть на ее текст глазами того, кто ее написал

Но кто написал Библию?

Для ответа на этот вопрос, необходимо обратиться к значению самого слова «Библия». Древние греки вели оживленную торговлю с финикийским городом под названием Библос. Один из материалов, который они здесь покупали, был египетский папирус. Из него делали книги.

Со временем их производство стало так сильно ассоциироваться у греков с этим городом, что его именем стали называть все книги вообще. Итак, в древнегреческом языке «библос» – это книга. «Библия» – это множественное число от «библос».

Таким образом, слово «Библия» на русский язык можно перевести как «книги».

Множественное число не случайно. Библия – это сборник, который состоит из 77 книг. Эти книги делятся на две большие группы. Первая называется Ветхий Завет. Она включает 50 книг, большинство из которых написано на древнееврейском языке. В них описаны события священной истории от сотворения мира до Рождества Иисуса Христа.

Моисей, получающий скрижали. Монастырь святой Екатерины, Синай (мозаика)

Вторая часть носит название Новый Завет и состоит из 27 книг. Все они написаны на древнегреческом языке. В них рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа, а также о судьбе его ближайших учеников, апостолов.

Получается, что Библию писал, как бы мы сейчас сказали, целый коллектив авторов

Все они были в основном еврейского происхождения, однако жили в разные исторические эпохи. Так, например, ядро Ветхого Завета, Пятикнижие, написал пророк Моисей примерно в XV в. до Р.Х. В своих книгах он изложил религиозные, нравственные и правовые нормы, которые легли в основу ветхозаветной религии.

Ветхозаветные книги Библии продолжали писать и после Моисея вплоть до эпохи завоеваний Александра Македонского, то есть до III в. до Р.Х. Их авторами были выдающиеся представители еврейского народа: его судьи, цари, священники и пророки. Эти произведения отличаются друг от друга не только содержательно. Каждое имеет свой особый жанр и литературный стиль.

Здесь мы можем встретить рассказ, летопись, поэзию, притчу, эпос, законодательные сборники и даже загадки.

Схожим образом дело обстоит и с Новым Заветом. Это коллективный труд. Его авторы – ученики Иисуса Христа, апостолы.

Однако, если книги Ветхого Завета писались на протяжении более чем тысячи лет, книги Нового Завета были написаны на протяжении всего лишь одного, первого, столетия по Р.Х.

Как и книги Ветхого Завета новозаветные произведения отличаются друг от друга своими литературными особенностями. Здесь встречаются книги, написанные в жанре евангелий (то есть благовествований), исторических повествований, писем и пророческих речений.

Апостол Иоанн Богослов

Первоначально труды библейских авторов были разрозненны и представляли собой отдельные свитки: одна книга – один свиток. Однако на заре христианской эры было решено объединить все эти свитки под одной обложкой. Так и появился тот сборник, который мы называем Библия.

На каком же основании эти книги, написанные в разные времена, разными людьми, отличные друг от друга по жанру, языку, литературному стилю и содержанию стали одним сборником? Что их объединяет?

В первую очередь это, конечно же, их основная тема. Все они рассказывают нам о Боге и о том, как Он действует в этом мире. Речь идет о Его самых ярких отпечатках, как в жизни отдельных людей, так и в судьбах целых наций.

Если говорить более конкретно, то центральный нерв библейского повествования – это история о том, как Господь спасает человечество, которое после падения Адама оказалось во власти греха и смерти. Этот грандиозный план осуществляется в два этапа.

Первый описан в Ветхом Завете. Здесь рассказывается о том, как Бог готовит людей к пришествию Мессии, то есть Спасителя. Главный персонаж ветхозаветной истории – это Израиль, богоизбранный народ. Через него и должно прийти избавление. Второй этап описан в Новом Завете.

Это кульминация библейского повествования: Спаситель приходит. Сам Господь становится человеком и создает Церковь, новый Израиль, в который могут войти все люди.

Параллельно с этим исполненным драматизма и масштабным полотном истории спасения Библия раскрывает важные истины о мире духовном, материальном, а также их взаимоотношениях.

Однако не только общая тема повествования сообщают библейским книгам единство. Его корни уходят намного глубже. Все авторы библейских книг черпали свое вдохновение из общего источника. Этим источником был Дух Божий. Другими словами, если гениального поэта вдохновляет муза, то тех, кто написал Библию вдохновлял Сам Бог.

В сердце каждого из них обитал Дух Святой, именно поэтому библейские авторы часто называются пророками. Как и подобает пророкам, они обладали сверхъестественными дарованиями. Господь открывал им то, что сокрыто от взоров других людей, помогал видеть этот мир и все, что в нем происходит Своими глазами.

Задача пророка заключалась в том, чтобы выразить это откровение при помощи человеческих понятий и слов в подходящих образах и соответствующей литературной форме.

При этом писательский талант играл здесь второстепенную роль. Не все пророки были выдающимися литераторами.

Некоторые из них даже не имели хорошего образования. Однако все они были гениями духовной жизни, через которых говорил Сам Бог. Именно этот божественный огонь и чувствуется на страницах даже не совсем совершенных с художественной точки зрения библейских книг

По этой причине в христианской традиции Библию называют Священным Писанием. Ведь это не просто человеческое произведение. В еще большей степени ее автором является Сам Бог.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где сейчас находится ковчег завета

Итак, Библия – произведение Бога и человека. Как слово Божие оно содержит в себе истины, которые имеют для всего человечества экзистенциально важный характер. В первую очередь она рассказывает нам, как возможно избежать древнего проклятия греха и смерти и достичь спасения.

Однако, эти высокие истины облечены в одежду человеческих понятий и слов. Они выражены на определенном языке, при помощи тех или иных литературных приемов, в произведениях определенного жанра. То есть за каждой книгой чувствуется автор-человек, его образование, воспитание, эпоха, к которой он принадлежал.

Другими словами Священное Писание – это произведение, которое имеет богочеловеческий характер.

И вот мы вернулись к тому, с чего начали наш разговор.

Как же понять книгу, автором которой является не только человек, но и Бог?

Безусловно, знакомство с личностью писателя, логикой его мысли, той эпохой, в которой он жил и трудился, значительно облегчит для нас чтение и понимание библейского текста. Однако, одного этого недостаточно.

Христианская традиция учит нас обращаться к непосредственному источнику, из которого библейские авторы черпали свое вдохновение.

Только Дух Божий, как подлинный Автор Священного Писания, может помочь до конца понять и уяснить те смыслы, которые Он Сам же некогда сообщил Своим пророкам. Как говорит об этом преподобный Иоанн Кассиан Римлянин,

«Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца – этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота души через просвещение Святым Духом» (Киреева М.В. Ориген и свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна. СПб., 2006. С. 43).

 священник Дмитрий Барицкий

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kto-avtor-biblii

Кто на самом деле написал Библию: интересные теории

Обычному посетителю церкви неизвестно, какие сложнейшие вопросы могут возникать вокруг казалось бы уже всем знакомых слов. Но ученые, занимающиеся изучением Библии, относят эту книгу к артефакту человеческой расы. Расшифровка и ее анализ стали главной целью их жизни.

С помощью самостоятельного изучения текстов, библеистами было выдумано много теорий, кем создано Священное Писание. А эти теории идут вразрез с тем фактом, кто считается автором Библии.

Моисей не писал Пятикнижие

По мнению евреев и христиан, Моисеем создавались первые 5 книг Библии. Сомнения по этому факту стали появляться еще в средневековье. Подозрения возникают из-за следующего нюанса: Моисей не мог написать главу 34 Второзакония стихи 5-10, где говорится о его смерти.

В книгах много анахронизмов, которые автор не мог указать. Так, в 36 главе Бытия перечисляются идумейские цари, которые проживали намного позже смерти Моисея. Еще говорится о филистимлянах, но они не посещали Ханаан до 1200 г. до н. э.

Согласно стиху 12:6, автор говорил о времени, которое наступило после изгнания хананей из своего региона. А это было после появления Иисуса Навина. В Бытие 24 рассказывается о домашних верблюдах, но этих животных одомашнили позже и обозначенные торговые караваны стали процветать позднее.

Документальная гипотеза

В 19-м веке учеными были выявлены другие ошибки и несоответствия. Юлиус Велльгаузен считал, что Шестикнижие составили на основе 4 документов разных авторов. У каждого своя теология и предназначение. Эта теория свидетельствует о повторяющихся историях – о Творении и Потоке. В Бытие 7:17 сказано, что было наводнение в течение 40 дней, а в Бытие 8:3 – 150.

В Яхвисте Бога считают Иеговой. Согласно этой концепции, он считается антропоморным понятием. Книга с буквой Е называет Бога Элохим. Теория о 4 документах привела к большим сомнениям.

Второзаконие появилось как царская пропаганда

Книгу «Второзаконие» составляли при правлении царя Иосии в 7 веке для выявления новых законов, которые укрепляют статус духовенства. Это требовалось для создания особенной религии Иудейского царства.

После выхода Нового свода произошло переосмысление старых положений. Тип его повествования предназначен для чтения жителями городов и сел, находящихся под правлением Храма иерусалимского. Закон, написанный для Храма, является заменой старого закона, который составлен в книге Исход 20:24. Это свидетельствует, что Второзаконие составлено после того, как израильский народ стал пустынным странником.

Даниил написал свои пророчества задним числом

В книге пророка Даниила указаны будущие события, свершающиеся до конца существования мира. Некоторые предположения сбылись, но это является доказательством, что автор был провидцем от Бога?

Ученые объясняют этот факт. Даниил мог быть евреем из эллинистического времени, но не являлся вавилонским судьей. Его пророчества составлялись на подтвержденных фактах, поэтому он мог только выдавать себя за истинного ясновидца.

Книга, вероятно, составлена несколькими авторами. Главы 1-6 сделаны на арамейском языке, а 7-12 – на иврите. Еще в книге есть много исторических неточностей, хотя некоторые события указаны очень точно. Как считают ученые, ее писали в 164-167 гг. до н. э.

В евангелии нет свидетельства очевидцев

Четыре Евангелия Нового Завета признаны анонимными. До 2 века не было указано о Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Кто бы не считался авторами Евангелий, они не говорили, что являлись свидетелями указанных событий. В них обозначается лишь религиозная агитация.

Некоторые ученые считают, что Евангелия составлены по еврейскому методу толкования, который придает библейским рассказам обновленные формы. Так, нахождение Иисуса в пустыне в течение 40 дней подобно 40-летнему изгнанию Моисея в Мадиамскую землю.

Евангелие от Матфея и от Луки скопировано с Евангелия от Марка

Практически все ученые полагают, что Евангелие от Марка написано первым. Оно недлинное, составлено на греческом, включает много географических неточностей.

Хоть это должно быть независымым описанием жизни Иисуса, Евангелия от Марфея и Луки взяли сведения из Евангелия от Марка. Иногда даже встречается скопированный текст. В повествовании от Матфея и Луки был улучшен текст от Марка.

Забытое Евангелие Q

У Евангелия от Матфея и Луки есть общие сведения, которых нет в Евангелии от Марка. Ученые полагают, что был еще документ, который потеряли, ведь часто встречается незнакомый источник, указанный как Q. Вероятно, в нем были значимые библейские сведения.

Q считается собранием высказываний. Матфей и Лука включали в контекст некоторые изречения, но применяли разные стили. После восстановления Q исследователи поняли, что поскольку Q не включает Страсти Господни. Автор этого документа относил Иисуса к учителю мудрости. А его смерть не считалась для него спасением.

Симон Волхв и Павел – один человек

Некоторые теории, представленные здесь, одобрены учеными, а другие больше имеют спекулятивный характер. Одна из них относится к Симону Волхву. Отцы Церкви считают его создателем гностической ереси, которая призывает враждебно относиться к Богу, евреям, Торе. Поэтому многие не знают, что апостол Павел, может быть Симоном.

Послания Павла иногда не очень последовательны. Писания отличаются хаотичностью, бессвязностью. Некоторые факты идут в противоречие с теологией. Некоторые ученые полагают, что труды Павла были изменены для смягчения гностического содержания. Вероятно, это сделал Симон волхв или его последователь.

Пастырские послания являются подделкой

Послания к Тимофею и Титу отличаются по стилю написания и библейскому значению от Посланий Павла. Это свидетельствует, что тут работал фальсификатор, который пожелал ощутить влияние, которое имел Павел. Из 848 слов многие не использовались Павлом.

Еще о фальсификации говорит литературный стиль. Павел пользуется эмоциональным греческим языком, Послания являются медиативными. Ученые полагают, что подделки были написаны Поликарпом Смирнским.

Иоанн не составлял Откровение

Считается, что ученик Иисуса Иоанн составил Книгу Откровения, что привело к сомнениям в 3 веке. Писатель Дионис Александрийский критическими методами исследования выявил отличие между греческим Евангелием от Иоанна и прозой Откровения. Эти труды не были составлены одним автором.

Дионис полагает, что в Откровениях автор указывает идентификацию самого себя в работе, а в Евангелии это отсутствует. Он считает, что 2 автора имели одно имя.

Современные ученые по-своему понимают эту проблему. Есть предположения, что автором считался еврей, который выступал против указания христианства таким, какое показано Павлом.

Откровение могло быть создано до христианства. Указание на Иисуса Христа могло быть вставлено через много лет, чтобы отнести документ к христианизованному. Это обозначается в главах 1 и 22, и только иногда появляется в остальных частях. Указанные стихи могут быть изъяты без нарушения структуры и потока других стихов. Причем сохранится общий смысл. Это свидетельствует о том, что настоящая Книга Откровений не была связана с Иисусом.

По поводу написания Библии есть много мнений. Ученые выдвигают свои теории. Но как бы то ни было, на эту книгу полагается много людей. На нее опираются, если хотят разгадать какие-то загадки жизни. Кто на самом деле является автором этой книги, сейчас сказать сложно. Есть только несколько теорий, у которых есть свои сторонники. Чему верить, дело каждого.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/news/religion/2019/11/26/162232

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Когда последняя неделя Успенского поста

Закрыть