Летоисчисление от Рождества Христова — начало новой эры
7 января — Рождество Христово. Это день начала новой эры. В этот день во всех храмах православной Церкви служится ночная праздничная Литургия. Праздником Рождества начинаются Святки — святые дни — две недели до Крещенского сочельника.
***
Новая эра
В ту ночь резко похолодало. Ночи в этой местности вообще прохладные, но та ночь была особенной зябкой. От холода даже ночь казалась иссиня-черной, и ярче от этого мерцали звезды на темном небе.
Счастливчики, у кого дома были заблаговременно натоплены и все щели предусмотрительно проложены тряпьем, кутались потеплее и, собираясь уже спать, перебрасывались довольными словечками о том, что, наверняка, у них-то потеплее будет, чем у соседей.
Что за непрошенный гость? Кто стучит в дверь в такую темень? Кому не спится?
А ночи и вправду были неспокойные — и все из-за этой переписи. Вот понадобилось перепись населения проводить. Теперь все и идут в Вифлеем, все, кто тут родился, и ведь ночлег им нужен. Хорошо, если кто побогаче будет, а так ведь и даром просятся.
— А заплатить у Вас есть, чем?
— Нет, мы люди бедные, но моя жена должна вот-вот родить, и нам так нужен ночлег! Мы пришли издалека, Она устала и не может больше идти!
. Вот еще, и денег нет, и еще рожать жене, ну, не оберешься с ними хлопот
— Простите, мест нет!
И еще одна дверь захлопнулась.Попробовать еще? Не ночевать же на улице? А как быть дальше?-Место в хлеву?
Ведь Ей рожать. Ведь на свет должен прийти не просто малыш. Ведь придет Царь Царей, спаситель мира!
Старик Иосиф знал о том, кого родит его жена. Марию ему отдали в жены совсем юной девушкой — священники не знали, как быть с девушкой, которая дала обет посвятить всю жизнь Богу и избрали ей в мужья его, уже старого человека. И вот, через некоторое время оказывается, что его чистая невеста беременна. А как же обет целомудрия? И что будет с ней — узнают — ее ведь забьют камнями до смерти! Беременна, а еще не замужем И он принимает решение тайно отпустить ее. Тогда хоть не убьют ее
Но в ту ночь он неожиданно проснулся. Это был не сон, это было видение — ему явился Ангел Божий. Предстал перед ним и сказал, что нет греха на Марии. Тот, кого она носит под сердцем — плод не мужской похоти, а плод Завета, Сын от Духа Святого, Спаситель мира. Мессия, которого не одну сотню лет так ждали все.
И начались долгие недели ожидания, вот уже совсем близко тот, кто придет спасти мир. Спасти всех нас от смерти, от греха, дать надежду на спасение.
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Б. Пастернак
И Ему не нашлось даже самого крохотного места ни в одном доме. Рождается Царь и Спаситель мира, и где? В грязном хлеву, где только животные и согревают воздух своим теплом.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Мы давно отвыкли привыкли говорить «до нашей эры» «в новой эре», введенных в русский язык после революции на смену « до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», например, в английском языке эры по-прежнему обозначаются как BC (Before Christ — до Христа) и AD (Anno Domini лат. — год Господень)
Встреча Царя
Христос родился в городе Вифлееме во дни всенародной переписи в Римской империи, к которой в те времена относилась и Иудея.
«Таинство странное вижду (вижу) и преславное, — воспевает, — Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву; ясли — вместилище, в них же возлеже (возлежит) невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона).
По преданию, роды Богомладенца были безболезненными, поэтому Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, спеленала Младенца и положила Его в ясли.
Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи. Они сторожили стадо, когда им предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь: я благовествую вам радость великую, родился вам сегодня Спаситель, Христос Господь «.
Пастухи, люди, видимо, благочестивые, тотчас поспешили туда, куда указал им Ангел, и первыми удостоились чести поклониться Христу-Младенцу. Они разглашали повсюду, куда только ни заглядывали, о явлении им Ангелов и о услышанном ими небесном славословии, и все, слышавшие их, дивились. Пресвятая Дева Мария, полная чувства глубокого смирения, запоминала все это, «слагая в сердце Своем.»
Так, первыми видеть Христа удостоились бедные простые пастухи.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя.
Подождите у входа.
Летоисчисление от Рождества Христова
Принятое летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI-м веке римским монахом Дионисием, названным Малым.
В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-м году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.
Однако, эта дионисиевская эра, предназначавшаяся в начале только для церковного употребления, с 10-го века стала общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя и признается ошибочной всеми хронологами: общепризнанной датой Рождества считается 749-й год от основания Рима.
Почему волхвы?
Следующими к новорожденному Христу пришли волхвы -мудрецы с Востока. В их лице весь языческий мир преклонил свои колена перед истинным Спасителем мира.
Сегодня нередко говорится о том, что православная вера принимает астрологию, и при этом ссылаются на то, что одними из первых к новорожденному Спасителю пришли волхвы. Однако, церковь свидетельствует о невозможности православной астрологии: волхвы принесли к ногам Христа всю языческую мудрость, символически показывая ничтожность своего знания перед величием Богочеловека.
Евангельские волхвы, определили по звездам, что родился Царь Иудейский, но, придя в Иерусалим, вынуждены были обратиться к книжникам и фарисеям, чтобы выяснить в каком именно городе Он родился? «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться ему». (Мф. 2. 2).
Эти слова испугали Ирода. Царившего в то время, т.к. он не имел законных прав на престол. Ирод испугался соперника, но что стоило его уничтожить? Пока младенец был еще так беззащитен: Ирод взял с волхвов обещание указать ему на новорожденного Царя Царей. Они пришли в Вифлеем и там, «падши, поклонились» Новорожденному Христу. «Открывши сокровища свои», волхвы «принесли Ему дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как человеку, имеющему вкусить смерть».
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, замыслившему умертвить Богомладенца, волхвы иным путем, то есть не через Иерусалим, ушли в свою страну, вероятно, на юг от Вифлеема. и тогда Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях. Иосифу же вновь явился ангел и повелел бежать с Марией и Младенцем в Египет, по избежание верной смерти.
Для чего Рождество?
Христос пришел в мир для того, чтобы изнутри исцелить греховную, падшую природу человека. Как пишет известный богослов 20 века митрополит Антоний Сурожский «Бог отдает Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть! На смерть, которая Ему всем чужда, с которой у Него ничего общего нет, потому что смерть является плодом нашей отчужденности от Бога, смерть — это плод греха, мертвость души, которая за собой влечет и умирание тела.
Воплощенный же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своем уже бессмертен: и Он принимает смертность, желая во всем отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью. Да! Он умирает нашей смертью, не Своей, потому что — как может Вечная Жизнь умереть?..
Но Он приобщается нам и умирает.»
Христос стал человеком не только для того, чтобы нас научить истинному пути или показать нам добрый пример. Он стал человеком для того, чтобы нас соединить с Собою, приобщить нашу немощную, больную человеческую природу к Своему Божеству.
Праздник
На Рождество во всех храмах православной Церкви служится ночная Литургия, выделяющая этот день среди остальных дней года.
Песнопения службы Рождества Христова особенно торжественны и мелодичны. Вечером в день Праздника служится праздничная вечерня. Храмы всегда украшены к Рождеству по-особенному: во многих церквях наряжаются елки и устанавливаются Рождественские вертепы.
На Рождество заканчивается 40-дневный пост и начинается веселое время святок. Время, когда нет поста, время, которое православные стараются провести свято — это итог всего поста. Издавна на Руси в эти дни особенно много совершалось дел милосердия, помогали бедным, больным, одиноким, это и время народных гуляний, веселья и радости о празднике Рождества.
Источник: https://www.pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-nachalo-novoj-ery/
Кто ввел в России летоисчисление от Рождества Христова — Духовная жизнь
Православные праздники
14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.
Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат.
indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет.
Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.
В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.
Установление же Нового года (и церковного новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной – с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи (он назывался индикт). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.
По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта – знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.
Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября – с дня, ставшего началом «свободы христианской».
С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта – так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г.
от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник.
Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.
В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия – 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.
Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)
В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения. Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.
В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1–2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16–22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год».
В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство.
Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.
В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник».
Великий Индиктион
С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие – Пасхалии, Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга.
Миротворный круг (схема Зелинского)
Великий Индиктио́н, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года – такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532).
Дело в том, что через 532 года все церковные праздники – неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели. Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.
Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году.
Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н.
Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи.
Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 2:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.
Кондакт, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.
Назад к списку
Источник: https://velskoe.ru/obychai/kto-vvel-v-rossii-letoischislenie-ot-rozhdestva-hristova.html
Славянский календарь — 2020 год или лето 7528?
В этой статье попробуем разобраться, что представляет из себя славянский календарь? Действительно ли календарь – это «Каледы дар»? В марте 2020 года по славянскому календарю нас ожидает год Прядущего Мизгиря, а вернее лето 7528-е. А пока идет 7527-е лето. Что это за летоисчисление и какому календарю стоит верить?
Реформы календарей
Календарь – одно из древнейших изобретений человечества. Легче всего найти подтверждение в источниках для не так давно случившихся фактов. Например, всего каких-то триста лет назад. Времени прошло не так много. Уничтожить и переписать в угоду определенной политической ситуации источники пока еще не удалось в полной мере.
Подписан царский указа был 19 декабря по юлианскому исчислению лет. «Сотворение Мира» — это не метафора, как можно подумать. Петр Первый весьма непатриотично лишил одним росчерком пера славянский народ нескольких тысяч лет:
7208-1700 = 5508
Объяснение, почему Петр 1 пошел на реформу календаря приводилось тут же. Удобства общения с зарубежными соседями ради, в общем-то.
Кроме того, не возбранялось указывать и дату по прежнему календарю, по привычному «от сотворения мира», но это только «сряду» с новым «от Рождества Христова».
Так как григорианский календарь соседних держав не совпал с юлианским, то возникла разница на 10 дней. Петр Первый, не усомнившийся в изменении тысячелетий, засмущался и не стал менять даты календаря Цезаря. В России Указ подписан 19 декабря, а в Европе было 29-е.
«Отстающий календарь» терпели вплоть до очередного потрясения страны и смены власти. После Октябрьской революции «старый» стиль был изменен на «новый» и в память об этом мы получили любимый народный праздник – Старый Новый год.
Попытки «внедрения» нового стиля предпринимались неоднократно. Например, в 1830 году выступила Петербургская академия наук о необходимости изменить календарь. Однако министр народного просвещения того времени – князь К.А. Ливен был против, о чем и высказался в докладе царю. Николаю Первому пришлось согласиться с князем, а не с Академией наук.
Следующие попытки «сдвинуть» исчисление на 10-13 дней предпринимались в 1864 и 1899 годах, но они яростно «отбивались» органами царской власти и представителями Синода (церкви).
Почему же сдвинулся в итоге календарь не на 10 дней, как было в 1700 году, а на 13?
Дело в том, что в году 365 дней и 6 часов (минуты и секунды мы тут «округлили»).
В процессе развития календарной системы, человечество остановилось на том, что каждые четыре года наступает високосный, добавляется, как вы помните, 29 февраля.
То есть, копий было сломано не мало, а в итоге мы имеем не самый совершенный календарь. В нынешнем календаре 365 дней (плюс один високосный с 366-ю днями), 12 месяцев, 30/31 дней в месяце, 24 часа в сутках.
Согласитесь, хорошо, что проект советского календаря так и не был принят?
А как было у наших предков? Как они решали проблему «лишних» часов, если, конечно, они знали об этом?
Календарь предков славян
Википедия утверждает, что происхождение слова «календарь» имеет латинские корни. «Календае» — первый день месяца. Раньше в календы наступал срок платежа по долгам. Поэтому, как нам объясняют, «бухгалтерские книги» постепенно стали календарем в современном понимании.
Другое мнение, что происхождение слова от «Каляды даръ» и оно затем уже распространилось по миру и «дошло» и до Древнего Рима. В пользу этого мнения следующие умозаключения: в латинском языке «долг» — «дебитум». Узнаете знакомое «дебет»? Книга на латыни – «либра» или «либеллус». Записка – «нота», «албум» или «литерае».
Для обозначения понятия ссуда у древних римлян было также отдельное слово – «фаенерор».
Почему же тогда записки о долге, который записывался и требовался к возврату, начали называть именно по первому дню месяца – «календ»? Получается, что «календариум» и ссуды – довольно нелогичное объяснение происхождение слова «календарь» в его последующем понимании.
О том, что предсказывает нам славянский календарь в 2020 году наряду с ясновидящими и астрологами, читайте в статье «Предсказания на 2020 год для России»
Более логичным представляется происхождение именно от дара Каляды. Рассмотрим это утверждение. Круглолет Числобога – другое наименование Каляды дара, основывается на 9-ти и 16-ти численной системе счета. Также для славян священной цифрой является 3.
Вспомните русские народные сказки: трехголовый змей; камень у трех дорог; тридевять земель; тридевятое царство; сорок сороков.
За десятки тысячелетий Каляды Дар «не забежал» вперед и «не отстал» ни на день! Причиной точности Круголета в том, что он основывается на матиакальной модели Вселенной. В нем учтена галактическое место Земли и ее осевая централизация.
Календарь отображается Рунами. Сороковники – это месяц в сорок дней. Сороковник – первый по счету обозначался одной Руной, а последующие – сочетанием Руны первого Сороковника со второй Руной, которая обозначала часть вращение Земли вокруг Ярилы (Солнца).
Один цикл вращения Земли вокруг Ярилы составляло Лето. Если умножить 40 (дней) на 9 (месяцев), мы получим 360 дней. Неделя состояла из девятин – 9 дней.
360 градусов в окружности – может быть отсюда берут начало? И 360 секунд в часе?
«Лето» имеет в русском языке множество понятий. «Сколько тебе лет?», а не «годов». А также: летопись, летоисчисление, в летах (немолодой), по молодости лет, кануть в Лету
«Лет» — лететь без опоры, а «о» — круг, «лето» — лететь по кругу.
Даты в Летописях записывались буквами, а не цифрами, как велел Петр Первый.
Итак, вот какое велось исчисление лет (на момент введения календаря от Рождества Христова, т.е. 1700):
Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме;
12708 от Великой Стужи;
44244 от Сотворения Великого Коло Рассении;
106478 от Основания Асгарда Ирийского;
111813 от Великого Переселения из Даарии;
И далее, до Лета 604 074 от Времени Трех Солнц
Напомним, это по состоянию на 1700 год, т.е. прибавляем к этим датам 320 лет, прошедших с петровской реформы.
В марте 2020 года наступает 7528-е лето от Сотворения Мира в Звездном Храме.
Что означает С.М.З.Х. — Сотворение Мира в Звёздном Храме?
Некоторые историки полагают, что под Сотворением Мира следует понимать заключение мира в великой битве двух народов. Великая Раса (Славяно-Арии) победила Великого Дракона (Китайцы или аримами).
Другое мнение – в тот год наблюдалось необычное явление звезд, которое и названо было Сотворением Мира. Из-за того, что в русском алфавите были изменены буквы, слово «мир» стало пониматься только как последствие победы, а до этого «мiр» имело и иной смысл – «устройство», «порядок».
В 5508 году до нашей эры на звездном небе наблюдалось уникальное астрономическое явление.
Источник: https://MagEdel.ru/slavyane/slavyanskij-kalendar
Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам (К. Иванов)
Прежде чем рассматривать исторические свидетельства о дате Рождестве Иисуса Христа, необходимо выяснить происхождение летоисчисления «От Рождества Христова».
В первые века для вычисления Пасхи архиепископами александрийскими в употребление в пасхалии была введена эра Диоклетиана. Св. Кирилл Александрийский написал пасхалию на 95 лет. Когда до окончания этой пасхалии оставалось еще 6 лет, в Риме монах Дионисий Малый решился продолжить ее на следующие 95 лет.
Последний год в пасхалии Кирилла был 247 от Диоклетиана. Дионисий не пожелал вести счисление по годам этого «скорее тирана, чем государя», «нечестивого и гонителя», а предпочел отмечать годы от «воплощения Господа нашего Иисуса Христа» и поставил на место 248 года Диоклетиана 532 год.
Это и есть первая известная в истории дата, поставленная по нашему счислению от Рождества Христова. Но, как замечает В.В. Болотов, Дионисий в своем исчислении основывался на данных пасхалистических, а не исторических, и его эра объективного научного значения не имеет1.
В настоящее время не подлежит сомнению тот факт, что Дионисий Малый ошибся, по крайней мере, на 4–5 лет. Следовательно, нам необходимо исследовать точность эры Дионисия с исторической точки зрения.
Какие же в нашем распоряжении имеются исторические факты для определения даты Рождества? Приходится признать, что фактов этих явно недостаточно для точного определения как дня и месяца, так даже и года Рождения Спасителя.
2. Неизвестные
В.В. Болотов2 говорит, что проблема о годе Рождества Христова содержит целый ряд неизвестных, которые ставят ее в ряд неразрешимых задач.
- Этими неизвестными являются:
- Точное время распятия Христа.
- Христос был распят в пятницу 14 или 15 нисана при Понтийстем Пилате. Пилат властвовал с 26 по 36 годы. Из этого ряда исключению подлежат только 26, 27 и 28 годы.
- Неизвестно, был ли распят Христос 14 или 15 нисана.
- Неизвестно, сколько лет продолжалось общественное служение Христа. Мнение, что оно продолжалось 3,5 года, принадлежит Евсевию Кесарийскому. К этому взгляду он пришел как экзегет, основываясь на упоминании о трех Пасхах в Евангелии от Иоанна. Но, во-первых, нельзя исключить, что Евангелист упомянул не все Пасхи; а во-вторых, во II–III веках держались того мнения, что Господь проповедовал одно «лето Господне приятно» (Ис. 61:2). Это говорит о том, что уже христиане первых веков не имели точного представления о времени служения Христа.
-
- Мы не знаем точно, сколько Христу было лет, когда он начал Свое служение. Указание св. Луки: «бе Иисус яко лет тридесять начиная» (Лк. 3:23), можно понимать и не буквально; да и неизвестно, нужно ли это понимать со знаком «плюс» или «минус».
- Далее, неизвестно, какой год Тиберия считать пятнадцатым: его границы колеблются от 16 марта 28 года по 27 сентября 29 года; а некоторые экзегеты, основываясь на том, что Тиберий в течение некоторого времени был соправителем Августа, считают и 27 год.
При таком количестве неизвестных, конечно, год Рождества Христова наука определить не в состоянии.
То же самое можно сказать и о дне Рождества. Праздник 25 декабря — римского происхождения. В 376–377 гг. св. Епифаний Кипрский говорил как о фактах, не требующих доказательства, что Христос родился в ночь на 6 января.
А Климент Александрийский пишет, что некоторые приходили к заключению, что Христос родился 25 пахон (15 или 20 мая) в 28 год Августа, а некоторые — что Он родился 24 или 25 пармути (19 или 20 апреля). Сам же Климент считает датой Рождества 17 ноября 3 г.
Некоторый аноним под именем Киприана в 243 году вычисляет эту дату как 28 марта 1549 года от исхода евреев из Египта3.
Какие же все-таки есть данные, на которые можно было бы опереться при вычислении даты Рождества Христова? Данные эти следующие:
- пророчество Даниила о седминах, в котором говорится о времени явления Христа (Дан. 9:24–27);
- указания Евангелий на: а) служение Захарии; б) правление Ирода во время рождения Христа; в) появление на небе звезды, которую увидели волхвы; г) перепись Квириния; д) начало проповеди Иоанна и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; е) примерный возраст Христа при начале служения;
ж) слова иудеев о его возрасте;
- свидетельство Иринея Лионского о возрасте Спасителя;
- слова Господа о «храме Тела Своего».
Попробуем проанализировать, насколько эти данные могут нам помочь.
1.Седмины Даниила (Дан. 9:24–27)
Откровение начинается с определения продолжительности того периода, в течение которого совершатся возвещаемые далее события. Он равняется семидесяти седминам (шабуим). Понимания седмины в значении семилетия держится большинство древних, средневековых и новейших христианских экзегетов, а также многие еврейские ученые. Не противоречит такое понимание седмины и Св. Писанию4 (Лев. 25:2–4, 26:34).
При равенстве седмины семи годам период в 70 седмин составит 490 лет. Эти 70 седмин определены прежде всего для того, чтобы «покрыто было преступление». При конце 70 седмин будет прекращен грех, окончится его власть, могущество над людьми.
Это выражение применяется толкователями к искуплению Христом первородного греха, который состоял в преступлении заповеди Божией. 70 седмин назначены далее для того, чтобы «запечатаны были грехи».
С пришествием Христа уничтожен первородный грех, а вместе с ним обузданы и греховные влечения человека.
Водворение на земле «вечной правды» должно сопровождаться наложением печати на видение и пророчество, — «запечатаны были видение и пророк», т.е.
прекращением ветхозаветного пророческого дара, пророческих предвещаний, предметом которых и служило водворение на земле правды. С прекращением пророчеств прекратится и помазание возвещавших их лиц; оно сменится помазанием «Святаго святых».
Большинство толкователей, в том числе и еврейские экзегеты Ибн Езра и Абарбанел, под «Святым святых» понимают Мессию.
70 седмин начнутся «с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима». С этого времени до Христа Владыки пройдет 7 седмин и 62 седмины, всего 69 седмин. Год выхода указа о восстановлении Иерусалима является начальным годом 70 седмин. И так как подобный указ был дан только Артаксерксом Долгоруким в 20 году его царствования, который, скорее всего, был лишь подтверждением его же указа от 7 года, то с 7 года и начинают отсчет периода в 70 седмин5.
Для определения времени царствования Артаксеркса единственным пока источником для нас служит «Канон царей» Птоломея, греческого географа и астронома II века н.э. Согласно этому канону, Артаксеркс вступил на престол между 18 декабря 465 г. и 18 декабря 464 г. Следовательно, седьмым годом его правления будет 458 или 457 год.
(Скорее всего, 457, так как до воцарения Артаксеркса 7 месяцев правил его сообщник, с которым он сверг своего старшего брата Дария; в каноне же Птоломея время тех, кто правил менее года, прибавляется к их предшественникам или «наследникам».) С этого времени до Христа Владыки, то есть до явления Его миру, должно пройти 69 седмин, или 483 года.
483 годом от указа Артаксеркса будет 27 г. по Р.Х.6
Согласно евангелисту Луке, «Иисус, начиная свое служение, был лет тридцати» (3:23). Если понимать это буквально, то, в зависимости от того, должно ли Ему было исполниться 30 лет или уже шел 31 год, годом Его рождения может быть 4 или 5 год (750 или 749 г. от основания Рима).
2. Свидетельства евангелистов
а) Благовестие Захарии
Есть предположение, что Захария был первосвященник, и что явление ангела произошло ему за завесой в Святом Святых, куда священник входил один раз в год в день очищения. Этот день приходится по нашему календарю на 23 сентября, каковой день и стали считать днем зачатия Предтечи. В шестой месяц было Благовещение Пресвятой Деве Марии, а еще через девять месяцев, т.е.
приблизительно 25 декабря, родился Христос. Однако данных за то, что Захария был первосвященником, нет7. Эту трудность также можно устранить. Дело в том, что Иерусалимский храм был разрушен 15 июля 823 года от основания Рима, в тот день, когда начинала свое служение первая череда.
Отсюда выходит, что Авиева череда, к которой принадлежал Захария, служила в 748 году в первом полугодии с 17 по 23 апреля, а во втором — с 16 по 22 сентября. В это время и произошло явление ангела Захарии и, следовательно, днем зачатия Предтечи также можно считать двадцатые числа сентября, откуда вновь придем к Рождеству Спасителя в конце декабря8.
Однако следует заметить, что в данном случае мы исходим из того, что нам известен год Рождества.
б) Время царствования Ирода Великого
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2:1).
Воцарение Ирода произошло в том году, когда он был в Риме, в консульство Кнея Домиция Кальвина и Кая Азиния Поллиона. Это был 714 год от основания Рима.
Ирод умер на 37 году своего царствования, следовательно, в 750, что подтверждается и астрономически: Ирод умер перед иудейскою Пасхою, которой предшествовало лунное затмение. Это произошло как раз в 750 году. Из Евангелия известно, что смерти Ирода предшествовало избиение младенцев от 2-летнего возраста и ниже.
Когда происходило избиение, Иисусу Христу было менее 2 лет. Когда Ирод умер, Ему, вероятно, было 2 года или больше9. Значит, Рождество приходится на годы 747–749 от основания Рима.
в) Вифлеемская звезда
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке» (Мф. 2:1–2).
Относительно звезды волхвов существует несколько мнений и предположений. Во-первых, думают, что звезда, явившаяся волхвам, была не обыкновенная, а чудесная. Так полагает свт. Иоанн Златоуст, мнение которого разделяется многими экзегетами, в том числе и новейшими. На этом мнении в данной работе останавливаться нет необходимости.
Интерес представляет для нас второе мнение, принадлежащее знаменитому астроному Кеплеру (1571–1630), наблюдавшему в 1603–4 годах соединение планет Юпитера и Сатурна, к которым в следующем году присоединилась еще планета Марс, так что из трех планет составилась одна, светившаяся некоторое время.
При помощи математических вычислений Кеплер нашел, что такое соединение планет происходит однажды, примерно, в 800 лет. На основании этих соображений Кеплер определил год рождения Христа: 748 от основания Рима. Но последующие ученые находили эту дату неточной и определяли год рождения Христа 749 годом от основания Рима.
Эта дата объясняет то обстоятельство, почему Ирод велел убить младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже, — потому что новая звезда явилась, по вычислениям Кеплера и других, года за два до Р.Х., в 747 г. от основания Рима10.
Источник: https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1461
Летоисчисление от Рождества Христова: какой год перехода и когда был отсчет до этой даты?
Следующий год считают 2019-ым от Рождества Христова, т.е., по предположениям ученых, 2018 лет назад родился сын Божий, и на небе засияла Вифлеемская звезда. Среднестатистическому человеку сложно разобраться, почему же именно это событие стало основополагающим и переломным стартом нашей эры.
В большинстве учебников и монографий написано много всего заумного, но мало краткой, сухой и конкретной информации. Понять причины, закономерности и принципы нынешнего отсчета времени помогут некоторые исторические факты.
Арийский и славянский способы летоисчисления
Арии – совокупность всех народов и этнических групп, которые разговаривают на языках индоиранской группы. В древние времена все они были язычниками.
Существует миф, что тогда считали года, начиная с сотворений мира по воле богов. По летоисчислению от Рождества Христова это примерно 5507 год до н.э., ведь название события Сотворение Мира в Звездном плане. Но на то это и миф, чтоб быть далеким от истины. Так считать хронологию стали значительно позже.
По некоторым мифам до рождения Христа летоисчисление вели с момента создания мира ( примерно 5507 год до н.э.).
У термина Мир в таком контексте абсолютно другое значение. Арии долгое время воевали с аримами, племенами древнего Китая. В результате китайцы все же были побеждены, и арийцы вынудили их заключить мир. От данного события и отсчитывали годы, прожитые в мире.
Только позже, когда условия пакта утратили свою важность, арии отсчитывали годы от создания мира и жили согласно Круголету Числобога вплоть до указа Петра I.
Особенности славянского календаря:
- Летом у славян называли не время года, а весь год в целом.
- Было 3 времени года по 3 месяца в каждом.
- Месяцы были гораздо длиннее: в каждом 40 или 41 день.
Ввести новый календарь, по которому жили более развитые страны, было мудрым решением. Христианство в ту эпоху проповедовала большая часть цивилизованного мира, соответственно оно было символом просвещения и занимало главенствующее положение. Церковным правилам подчинялись и светские власти.
Схожее летоисчисление сблизило Российскую империю с миром и помогло избежать ее полной изоляции.
Летоисчисление на Руси
Слово летоисчисление означает отсчет лет, т.е. сколько дней, месяцев и годов, прошедших после определенного события.
Следует понимать, что введение князем Владимиром Великим византийской веры сопровождалось введением византийского же способа летоисчисления, который разительно отличался от нынешнего. Считали годы от дня появления на земле первого человека – Адама. А это дополнительно добавляет к нашей эре примерно 5,5 тысяч лет, что объясняет, почему по календарю староверов сейчас идет 7526 год!
Русичи протестовали не только против христианства и нового единого бога, но и против нового солнечного календаря, который был гораздо сложнее и непривычнее. Они осознавали, сколько путаницы изменения привнесут в их жизни. Часть Руси продолжала жить по-старому, а часть была вынуждена принять реформы и летоисчисление от Рождества, что значительно утрудняло процесс коммуникации и торговли в целом.
Существует миф, что в древние времена считали года, начиная с сотворений мира по воле богов.
Реформа Петра I
Первый русский император Петр I был очень амбициозен. В юности он много путешествовал по Европе и был от нее в восторге. С первых же дней своего правления он хотел привить европейские ценности и образ жизни европейцев россиянам, считая, что его родной стране нужно активнее развиваться и прогрессировать.
В 1700 году Петр Первый ввел реформу времяисчисления.
В 1700 год от Рождества Христова император своим указом ввел реформу времяисчисления. Год отныне начинался не с 1 марта, как раньше, а с 1 января.
Многие староверы в наши дни упрекают последнего русского царя в том, что он поступил опрометчиво и предал национальное достояние. Но Петр I хотел активного диалога России с Европой, а разная датировка делала это взаимодействие неэффективным: россияне путались в сроках и вообще прослыли ненадежными деловыми партнерами. После реформы все подобные неурядицы волшебным образом исчезли.
Император так стремился к резкому переходу, что наказывал смертью и огромными штрафами тех, кто не соблюдал его указ.
Истоки
Сначала римляне считали смену зимы и лета, начиная с момента основания Вечного города. Затем отсчет вели от правления того или иного императора.
Хронологически одна пасхалия длится 95 лет. Нынешний способ летоисчисления от Рождества Христова предложил Дионисий малый, настоятель монастыря в Риме, который составлял в то время новую пасхалию. Его возмутило, что отсчет времени в христианском мире ведется от 284 г. н.э., т.е. от года, когда началось правление Диоклетиана, правителя-тирана, который ненавидел христиан и всю свою власть использовал для их уничтожения.
В качестве альтернативы Дионисий предложил Папе Римскому Иоанну I осуществить переход церкви на календарь с сегодняшним летоисчислением от даты воплощения в земном теле сына Божьего.
Россия во времена царствования Петра Первого.
Возможно это было политическое решение, которое проистекало из желания укрепить власть Ватикана над светским миром и запечатлеть свое имя в веках, но папа согласился с доводами скромного настоятеля и своим декретом ввел истинно церковное летоисчисление.
Уже из Рима такой календарь распространился по всем странам христианского мира, а со временем распространился и на территории Российской империи.
Ошибки летоисчисления и фальшивая история
Многочисленные и очень разнообразные подходы к летоисчислению ставят под сомнение возможность правильно определить время, когда произошли те или иные исторические события. Исключением не стала и дата рождения Иисуса.
Историки сходятся во мнении, что она определена неправильно, но имеют разные мнения, по поводу датировки реального факта. Все зависит от подходов: одни ориентируются за астрономические явления, другие на исторических персонажей, время жизни которых известно наверняка.
Ученые до сих пор не уверены, существовал ли Иисус на самом деле и имел ли он сверхспособности. Есть версия, что это обычный человек, проповедник, коих много было в Палестине. Два тысячелетия спустя невозможно разобраться, где истина, а где плод человеческого воображения.
Астрологи и астрономы много лет ломают головы над загадкой Вифлеемской звезды. Изучив закономерности движения небесных тел, они пытаются вычислить, какое астрономическое явление сочти вестником рождения Божьего сына и таким образом вычислить дату чуда. Узнали ли вы что-то новое из этой статьи?
В 1 год нашей эры не было ни одного события, которое могли бы счесть благоприятным знаком. В то время люди уже были знакомы с парадом планет, затмениями, появлением на небе комет и т.д. – все это они считали дурным знаком.
На роль благого вестника подходят:
- 4 г. до н.э. – маленькая звездочка в созвездии Орла;
- 12 г. до н.э. – комета Галлея;
- парад планет;
- появление в зоне видимости Урана.
Итог
Современное христианство ведет отчет времени от Рождества Христова. История становления нынешнего летоисчисления очень длинная и извилистая. Оно формировалось не одно столетие и регулярно претерпевало изменения.
Возможно даже, такой способ хронометража отталкивается от ложной точки, но все он несомненно удобен и ему подчиняется большая часть населения Земли.
Источник: https://www.ddmoroz.ru/traditsii/letoischislenie-ot-rozhdestva-hristova/
Летоисчисление : что это, когда началось летоисчисление?
Удача улыбнется вам!
Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.
Летоисчисление на Руси
Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.
Реформа Петра Первого
Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»).
Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен.
Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!
Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».
Как все начиналось
А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.
После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году.
Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова.
Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).
Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».
Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление
Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме.
После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.
Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.
Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:
- У славян было лишь три времени года: весна, осень, зима. Кстати, весь год у древних славян носил название «лето».
- Месяцев было девять.
- Дней в месяце было сорок или сорок один.
Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».
Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала.
Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром.
Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.
Ошибки летоисчисления. История — фальшивка.
Источник: https://slavicnews.ru/letoischislenie-chto-eto-kogda-nachalos-letoischislenie/
Лето 7527 от сотворения мира: зачем ввели новое летоисчисление?
Лето 7527 от сотворения мира — не вымышленная дата. Этот год закончился 31 декабря 2018 года. Исторические игры со временем привели к тому, что из летоисчисления выпали почти пять тысяч лет.
Современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Причём его одинаково тщательно ведут и католики, и православные. Система летоисчисления неоднократно менялась и модернизировалась. Не потеряло ли человечество несколько десятков или сотен лет точно так же, как большевики потеряли 13 календарных дней?
Египетский календарь, основанный на разливах Нила
Первый вопрос, который возникает в голове, когда слышишь о седьмом тысячелетии: а почему именно седьмое? Как люди установили, что мир был «сотворён» именно 7527 лет назад? Нужно отметить, что древние люди вообще не мыслили современными категориями.
Для первобытных племён время представлялось хаосом. То есть жизнь разбивалась на неравные отрезки, границами которых служили природные явления. Год мог заканчиваться с первым снегом или первым ударом молнии. Египтяне, греки и ассирийцы сопоставляли время с правлением царей. Кроме того, древним и античным людям время представлялось зацикленной спиралью.
У каждой цивилизации был свой календарь. Римляне, например, первый календарь составили в 7 веке до н.э. Сначала месяцев, которые высчитывали по движению луны, было семь. Астроном Нума Помпилий пересчитал количество дней и добавил ещё два месяца.
Как считали христиане?
Первая крупная календарная реформа была проведена при Юлии Цезаре. Началом отсчёта он объявил 46 год до н.э. В IV веке все христиане покорно приняли юлианский счёт лет. Однако спустя век года снова пересчитали.
Сделал это монах Дионисий Малый по указу папы Иоанна I. Аббат, который занимался составлением пасхальных таблиц, примерно рассчитал дату рождения Иисуса Христа. Основываясь на информации, которая содержится в Евангелии от Луки, он назвал папе точную дату.
Историки убеждены, что Дионисий допустил ошибку в вычислениях. В результате его календарь «спешил» на несколько лет.
Летоисчисление, разработанное Дионисием, начало применяться только через два века. В IX веке в европейских королевских документах уже использовалось новое летоисчисление.
В это сложно поверить, но Россия следовала за византийскими календарями до XVII века. Летоисчисление велось не от рождения Христа, а от сотворения мира. Таким образом, 1699 год в России был 7208 годом. Пётр I, следовавший за Европой, решил для удобства и календарь модернизировать на западный манер.
После 7208 года в России наступил 1700. Наступил, кстати, не в сентябре, как было принято раньше. Начало года перенесли на январь. Возможно, Пётр I последовал за римскими традициями. При Юлии Цезаре год начался в январе («январь» — юлиус), так как именно в этом месяце избирались новые политики и государственные деятели.
Календарь цивилизации Майя
Календари древних славян
Петровская реформа была воспринята славянами прохладно. Староверы любили говорить, что Пётр «украл» у людей пять тысяч лет. Однако в 1700 году все старославянские календари были запрещены.
Интересно, что у славян было не двенадцать месяцев, а девять. И месяцы длились дольше — 40 и 41 день. Времён года тоже было другое количество: у древних славян не было лета. Пётр стремился упростить взаимодействие с европейскими странами, но некоторые древние славяне остались при своём, традиционном летоисчислении.
https://www.youtube.com/watch?v=iXtvb7AEbXI
Современное видение истории — время до нашей эры и после неё, 21 век — в прошлом было иным. Так, в России никогда не было, скажем, XV века, а историческая хронология упорядочивалась постфактум.
Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/leto-7527-ot-sotvoreniya-mira-zachem-vveli-novoe-letoischislenie
Этот день в истории: 1699 год. 30 (20) декабря в России введено летоисчисление от Рождества Христова
30 декабря 2009, 13:24 — REGNUM
Объявление указа Петра Великого (1699) «считать новый год» с 1 января. Гравюра конца XIX века
1699 год. 30 декабря (20 декабря ст.ст.) по указу императора Петра I с 1 января 1700 года в России вводилось летоисчисление от Рождества Христова. Подданным предписывалось праздновать наступление нового, 1700-го года, украшать при этом улицы и устраивать салюты
«Легенда о самозванстве Петра, вся построенная на тягловых мотивах, очевидно, сложилась в тяглой среде, особенно в той массе, которая, быв дотоле свободной от податей, больно была захвачена указами о новых налогах и службах. Другая легенда, о Петре-антихристе, возникла или была разработана в церковном обществе, взволнованном новшествами Никона, и сплелась из других мотивов.
Преобразовательная деятельность Петра представлялась народу прямым продолжением того непонятного и бесцельного посягательства со стороны правительства на чистоту родной веры и родных обычаев, какое началось при царе Алексее. Новое иноземное платье, брадобритье и тому подобные новшества затрагивали религиозные воззрения древнерусского общества. В конце 1699 г.
последовала новость, еще более тревожная, чем немецкое платье или табак: изменен был русский православный календарь, велено вести летосчисление от рождества Христова, а не от сотворения мира и новый год праздновать не 1 сентября, по-церковному, а 1 января, как делалось у неправославных. Это новшество уж прямо вторгалось в церковный порядок. Люди, и без того встревоженные латинобоязнью никоновского времени, теперь еще сильнее встрепенулись на защиту старой веры.
В полиции и на улице при Петре происходили иногда очень странные сцены. Раз в 1703 г. один нижегородец, простой посадский человек Андрей Иванов, пришел в Москву с изветом, т. е. с доносом, — на кого бы вы думали — на самого государя, что-де он, государь, веру православную разрушает, велит бороды брить, платье носить немецкое, табак тянуть: во всем этом обличить государя и пришел он, Андрей Иванов. В 1705 г.
в Ярославле Димитрий, митрополит ростовский, в воскресный день идучи к себе из собора, встретился с двумя еще нестарыми бородачами, которые спросили его, как им быть: велено брить бороды, а им пусть лучше головы отсекут, чем бороды обреют. «А что отрастет, отсеченная ли голова или сбритая борода?» — переспросил владыка.
В дом к митрополиту сошлось много лучших горожан, и начался диспут о бороде, об опасности брад обритая для душевного спасения, ибо сбрить бороду — значит потерять образ и подобие божие. Ученому владыке пришлось написать целый трактат об образе и подобии божием в человеке Вопрос о брадобритии разгорелся до народной агитации: в разных городах разбрасывались подметные письма, призывавшие православных восстать за бороду.
Люди более серьезного образа мыслей не могли довольствоваться распространявшимся в темной массе сказанием о самозванстве Петра и искали более глубокого источника его непонятных и опасных нововведений. Поддразнивая пугливую совесть пустяками вроде брадобрития или безобразиями пьяного собора, Петр вызывал тревожные суеверные толки о конечной гибели благочестия, о последних временах и о необходимости вольного страдания ради спасения души.
Эти толки, обращаясь на их виновника, и породили легенду о царе-антихристе. Мы встречаем ее в Москве в одном следственном деле уже 1700 г. Некто Талицкий, книгописец, значит, человек сравнительно образованный, составил для распространения в народе тетради о последнем времени и о пришествии в мир антихриста в лице государя.
Тамбовский архиерей до слез умилялся этими тетрадями, а боярин князь Хованский плакался Талицкому на самого себя, что был ему послан мучения венец, да он его потерял, согласившись обрить себе бороду, а потом приняв шутовское поставление в митрополиты известного всепьянейшего собора.
Но особенно широкое распространение получила легенда на олонецком и заонежском Севере, в краю, наиболее тронутом расколом, куда бежало от гонений множество подвижников древнего благочестия еще при царе Алексее. Уже к концу XVII в. эти беглецы в своем фанатизме выработали в борьбе с еретической церковью и антихристовым государством страшную форму вольного страдания за благочестие — самосожжение массами. По одному идущему от того времени староверческому сочинению насчитывали более 20 тысяч самосожженцев, сгоревших в 1675 — 1691 гг. На глухом поморском Севере, наполненном лесами, все известия, приходившие из Центральной Руси, отражались в искривленном виде: напуганная фантазия превращала их в чудовищные призраки. В одном погосте Олонецкого уезда раз священник и дьячок, вышедшие из церкви после литургии, разговорились о том, что делается на белом свете. Дьячок сказал: вот ныне велят летопись (летосчисление) вести от рождения Христова и платье носить венгерское».
Цитируется по: Ключевский В.О. Курс русской истории. Том 4, лекция 69. М.: Мысль, 1989. С.211-213
История в лицах
Из «Дневных записок» Ивана Желябужского:
7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя Poccии указал сказать:
Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.
А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.
Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить cиe: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же
Цитируется по: Хрестоматия по русской истории. Т. II / Сост. М. Н. Коваленский. М- Пг.: Гос. издательство, 1923. С.273-275
Мир в это время
26 января 1699 между Австрией, Польшей, Венецианской республикой и Османской империей был заключен Карловицкий мир. По условиям мирного договора к Австрии отходили вся Венгрия, а также Трансильвания и Тимишоара. Венеция закрепила за собой полуостров Морея и Далмацию. Польша возвратила потерянные по условиям Бучачского мира земли, в том числе Подолье и другие части Правобережной Украины.
Карта территориальных изменений после Карловицкого конгресса 1698 года
«Раскинув вокруг Вены свой необозримый лагерь, турки принялись громить ее стены артиллерией и устраивать приступы. Небольшой венский гарнизон, подкреплявшийся самими гражданами, долго защищался под командованием мужественного графа Штаренберга. Наконец город уже едва держался. Между тем просьбы императора о помощи не остались тщетны.
Некоторые германские князья присоединились к Карлу Лотарингскому. Пришел и польский король Ян III Собеский. Объединенное христианское войско насчитывало теперь до 70 000 человек. Осажденные пускали сигнальные ракеты, давая знать о своем крайне бедственном положении.
И вдруг однажды ночью они заметили огни на соседних высотах Каленберга, а на рассвете с неописуемой радостью увидели там христианские полки. Ян Собеский и Карл Лотарингский решились немедля, с марша вступить в битву.
Мужество и искусство были на стороне христиан, и они одержали полную победу; огромная неприятельская армия обратилась в бегство и оставила в добычу победителям свой лагерь, набитый награбленными сокровищами (1 сентября 1683 года). Жители Вены встретили Собеского с восторгом, как своего избавителя, но Леопольд I, возвратившийся в столицу, напротив, обошелся с ним холодно.
Вслед за тем многие венгерские города были отняты у турок. Кара-Мус-тафа за неспособность к командованию был обезглавлен по приказу султана. Война с турками продолжалась еще долгое время. В ней приняли участие Россия и Венецианская республика в союзе с Германией и Польшей. К тому времени относятся Крымские походы князя Василия Голицына (любимца царевны Софьи), а потом Азовские походы Петра Великого.
Венецианцы в эту войну отняли у турок Морею (но не надолго); бомбами их флота были разрушены некоторые драгоценные памятники греческого искусства в Афинах, и, между прочим, пострадал при этом знаменитый Парфенон. Наконец победы австрийского полководца, принца Евгения Савойского, заставили турок подписать мир в местечке Карловцы (1699 год) и отказаться от большей части своих владений в Венгрии.
Эта общая борьба христианских государств «-Священной лиги» против Оттоманской империи нанесла сильный удар ее могуществу. С тех пор начался ее постепенный упадок».
Цитируется по: Иловайский Д.И. Древняя история. Средние века. Новая история М.: Современник, 1997
Материал предоставлен АНО «Руниверс»
Источник: https://regnum.ru/news/1240013.html