Какая литургия служится на Рождество

История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки

Какая литургия служится на Рождество

Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия. Безусловно, каждый православный человек должен не только правильно отметить Рождество, но и отстоять полную службу.

Как проходит богослужение в храме на Рождество

Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.

В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!

Упоминания о событии Рождества впервые замечены во время песнопений перед Введением в храм Пресвятой Богородицы.

Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:

  • часы;
  • вечернее;
  • божественная литургия Святому Василию Великому.

Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги.

Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную.

После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.

Всенощное бдение

Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.

Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:

  • первая — похожа на часть утрени, когда читается шестипсалмие, потом повторяются тропари Господу;
  • вторая — которая по своей сути является покаянием Господу в грехах;
  • третья — включает в себя псалмы с прославлением и хвалой Господу Богу, напоминает часть утрени, когда припевают канон.

Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.

Утреня

Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).

Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Первый час

Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.

Литургия свт. Василия Великого

Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия.

По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры.

В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.

«Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины.

И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие».

Далее хор читает: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!

Полны небо и земля славою Твоей!

Осанна в вышних!

Благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!»

Вечерня

Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:

  • первая — о сотворении мира;
  • вторая — пророчество Валаама;
  • третья — пророчество Михея;
  • четвертая — пророчества Исаии;
  • пятая — пророчество Варуха;
  • шестая — пророчества Даниила;
  • седьмая и восьмая — пророчества Иссаии рождении Отрока и Еммануила от Девы.

Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.

Историческая справка и православное значение

Христово Рождество абсолютно всегда в православной церкви припадает на 7 января. Это один из самых главных праздников, которому уделяется особенное внимание. Ему предшествует пост, который оканчивается Сочельником.

Вместе с тем Рождество начали праздновать только в третьем веке. Этому есть понятное объяснение — в древней Иудее было не принято отмечать дни рождения человека. Но появилось мнение определить тот праздник, предназначить ему дату. Место, где появился Христос, сохранилось до сих пор. Пещера, которая так и называется Рождества Христова, обустроена базиликой, внутри есть звезда с 14 лучами.

Пророчества касаемо рождения Христа появились довольно давно, еще за несколько веков до события. Самое известное — это волхвам. По нему они должны были идти за звездой, точно просчитав момент ее появления.

Пастухам же было другое пророчество — им появился ангел и приказал идти в определенное место. Они все собрались в яслях, где содержали скот, чтобы лицезреть новоявленного Иисуса. Событие это стало настолько значимым в истории, что в честь него даже изменили календарь.

Легко понять, что обозначения до нашей эры и после нашей эры определяются по знаковому событию — первому Рождеству.

Особенность Рождества в том, что он один из немногих православных праздников, служба при котором совершается ночью. Ночь эта довольно длинная, в ней читаются многочисленные молитвы. Длина их разнится в различных храмах, поэтому время начала и окончания рождественской службы лучше уточнять заранее в храме.

О сочельнике

Сочельник — это канун Рождества Христова. Он приходится на 24 декабря (6 января). Принято отказываться от пищи до появления первой звезды — отсылка к Вифлеемской, которая возвестила о появлении Иисуса на свет.

В Сочельник перед Рождеством проводятся богослужения, как уже было указано выше. Если он припадает на выходной день, то служба Царских часов и вечерня переносятся на пятницу. Литургия же служится в тот же день — меняется на Иоанна Златоуста. На Рождество проводится литургия Василия Великого.

Как нужно готовиться

Есть определенные правила, которые помогут подготовиться к Рождеству и выстоять рождественскую службу. К ним относят:

  • последний прием пищи должен быть не позднее 8 вечера;
  • нужно позаботиться о том, чтобы не хотелось спать;
  • не будет полезным выйти из поста обильных застольем;
  • нужно подготовиться — пропеть тексты псалмов;
  • ставить свечки, прилагаться к иконам, брать детей на службу вовсе не обязательно;
  • нужно обязательно причаститься.

Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Поэтому не лишним будет освежить свои знания православия.

Рождественская служба

Существуют определенные правила, которых должны придерживаться все православные.

Как зайти в церковь

В храме перед рождественской службой очень много людей. Толкаться и рваться вперед не нужно. Служба начинается около 9-10 вечера, но время может разниться. Целый день 6 января верующие не едят, вечером идут в храм, где ведется подвечерье, утреня и литургия.

Длительность

Начинается служба около 10 вечера 6 числа, а заканчивается также поздно вечером 7.

Значение Вифлеемской Звезды

Только после появления Вифлеемской звезды на Рождество можно во время службы вкусить сочиво — постная еда из пшена с медом. Звезда — это символ того, что Иисус родился.

Тексты

Тексты разделяют на те, что читаются священниками шепотом, и те, что произносит хор. Любые сейчас доступны в интернете.

Что еще нужно знать о праздновании Рождества Христова

Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Многие семьи по-прежнему готовят многочисленные блюда, созывают много друзей. Это неправильно. Лучше приготовить на Рождество совсем мало, собрать только самых близких в кругу семьи, а время посвятить чтению Библии. Службу транслируют многие телевизионные каналы онлайн.

Источник: https://religns.ru/liturgiya/rozhdestvenskaya-sluzhba

10 советов, как встретить Рождество:

Какая литургия служится на Рождество

На праздничном Всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется Родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками, а основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается раньше — в Рождественский Сочельник. Богослужения Сочельника в 2019 году будут совершены в пятницу, поскольку Сочельник совпадает с воскресным днем.

В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную Литургию, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью — вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон  правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в Литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После Литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически — до окончания Литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в  оторванный от практики обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Как поститься в Рождественский сочельник? Если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на Литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания Литургии. То есть, днем. Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению  блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на «12 постных блюд» и вообще на приготовление праздничного стола. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд.  Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино.

«12 постных блюд» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви.

К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – вещах,  зачастую очень далеких от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда начинается еврейская Пасха

Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но  лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день — прежде всего, духовная радость. И для здоровья не полезно выходить из поста обильным застольем.

Все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных кушаний, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека важнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения не полезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению — почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально — в физическом.

Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует.

Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» — «Ну, поют». — «А сейчас?» — «Ну, читают».

Знание службы дает понимание, что в  определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легкие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не отвлекаться на поиск места для сидения, лучше будет взять с собой такую скамеечку. Не стоит смущаться сидения во время службы. Суббота для человека, а не человек для субботы. В какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении — толкование и тексты с переводами.

Многие считают, что нельзя в храме следить за Литургией по книжке — нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего — поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как известно, все необходимое для Литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства. Свеча — это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем — из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются.

И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять передачей   свечей братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на Литургию утром. Если же вы решили привести детей в храм ночью, то главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого можно взять  для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен радости ночной службы.

Трогательно, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают Сколько ребенок выдержит — столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако  попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении — внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение Литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, — те, которые готовились. Он говорит: пейте от Меня все!

По материала сайта «Правмир»

Источник: http://nikolaus-hram.ru/10-sovetov-kak-vstretit-rozhdestvo/

Рождественская литургия: внутренний смысл и специфические особенности служения

Какая литургия служится на Рождество

Те, кто отмечает Рождество Христово, уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада.

Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие – рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом.

Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово – история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово – это день рождения Иисуса Христа. Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось.

Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января.

Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря – день зимнего солнцестояния (в то время).

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы – великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии – божественного посланника, который спасет мир. Поэтому праздник Рождества для них так важен.

Литургия – определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство – Евхаристия.

Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой Тайной вечери и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан.

Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Чины литургии, используемые в РПЦ

Что касается практики современной Русской Церкви, то сегодня в ней общепринятыми являются три чина литургии: Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургия преждеосвященных даров, употребляющаяся только Великим постом. Наиболее частой, так сказать, повседневной, является литургия Иоанна Златоуста.

А чин Василия Великого идет в ход только десять раз в году. Рождественская литургия – в их числе. Но только в том случае, если навечерие, то есть канун самого праздника, приходится на субботу или воскресенье.

В противном случае в день праздника служится рождественская литургия Иоанна Златоуста, а Василия Великого – в канун.

Особенности служения литургии на Рождество

Как и любая праздничная церемония, богослужение, приуроченное ко дню появления Иисуса Христа на свет, имеет свои особенности. Первое, чем отличается рождественская литургия – текст. Так, вместо повседневных псалмов на службе поются праздничные антифоны. Вместо так называемого Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия».

Аналогично «Достойно есть» заменяется на «Величай, душе́ Любити убо нам ». Последнее, чем отличается рождественская литургия – текст библейских чтений, то есть евангелия и апостольского послания, которые в этот день повествуют о поклонении волхвов и воплощении Бога соответственно. Масштаб праздника также подчеркивает время служения Евхаристии.

Если во все прочие дни она отправляется рано утром, то в данном случае ночь – обычное время, когда служится рождественская литургия. Сколько длится она – вопрос сложный. Это зависит от скорости чтения, пения, от количества причащающихся и от местных традиций.

Если в некоторых приходах укладываются за два часа, то в ряде монастырей службу могут растянуть практически на всю ночь.

Рождество и рождественская литургия: 2015 год

Последнее, что стоит отметить, это даты празднования в текущем, 2015 году. Поскольку, как уже было сказано, одна часть церквей придерживается григорианского календаря, а другая – юлианского, то и получается, что одни уже отпраздновали Рождество в этом году 6 января. Для других же рождественская литургия будет отправляться в самом конце 2015 года – 25 декабря. Что касается Русской православной церкви, то она входит в число уже отпраздновавших церквей.

Источник: https://autogear.ru/article/172/863/rojdestvenskaya-liturgiya-vnutrenniy-smyisl-i-osobennosti-slujeniya/

Основные отличия литургии у староверов от новообрядческой

В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.

Изменения в Символе Веры

По-старообрядчески По-новообрядчески
Господа Исуса Христа Господа Иисуса Христа
рожденна, а не сотворена рожденна, несотворенна
Егоже Царствию несть конца Егоже Царствию не будет конца
И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и  Животворящаго И в Духа Святаго, Господа Животворящаго

Изменения в Херувимской песни

По-старообрядчески По-новообрядчески
Иже Херувими тайно образующе Иже Херувимытайно образующе
Животворящей Троице трисвятую песнь приносяще Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе
Всяку ныне житейскую отвержем печаль Всякоеныне житейское отложим попечение
Яко Царя всех подъемлюще Яко да Царя всех подымем
Ангельскими невидимо дароносима чиньми. Аллилуиа Ангельскими невидимо дориносимачиньми. Аллилуиа

Разница в молитвах Евхаристического канона

По-старообрядчески По-новообрядчески
Еще приносим Ти словесную сию и безкровную жертву. Молим и просим, и ми́лися деем. Посли Дух Свой Святыи на нас и на предлежащия Дары Сия Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары Сия

Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:

Старообрядческая Литургия Новообрядческая Литургия
Проскомидия совершается во время чтения Часов — третьего, шестого и девятого. Читаются только третий и шестой час. Девятый час новообрядцы молятся вечером, но зачастую не молятся его совсем.
Служится на 7 просфорах Служится на 5 просфорах
Просфоры пекутся на закваске Просфоры пекутся на дрожжах
Просфора с круглой печатью, изображающей восьмиконечный крест Печать прямоугольная, крест четырехконечный
Просфоры к Проскомидии приносятся свежеиспеченными, теплыми Просфоры холодные, могут быть испечены несколькими днями ранее
Из одной просфоры вынимается (вырезается!) только одна частица Из просфоры вынимается множество частиц, по числу поминаемых имен
Символ Веры и «Отче наш» поет только хор Символ Веры и «Отче наш» обычно поют все, находящиеся в храме

В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли носить кольцо на безымянном пальце левой руки

Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.

«Октай». Так выглядит крюковое знаменное пение

Как нужно себя вести в старообрядческом храме

При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины — в левой.

Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины — позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом — для удобного стояния — пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой.

Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.

В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.

Все молящиеся кланяются одновременно

При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.

ПодручникПодручник

Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них — женщины.

Молящиеся подходят ко кресту

В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.

Молящиеся прикладываются к иконе

Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.

Источник: https://ruvera.ru/otlichiya_staroobryadcheskoiy_liturgii

Рождественская литургия: внутренний смысл и особенности служения

Те, кто отмечает Рождество Христово, уже хорошо знают, что в этот праздник принято дарить подарки и поздравлять друг друга красивыми открытками. Некоторые слышали про особенный рождественский ужин с индейкой в странах Запада.

Но существует еще один, очень важный и сугубо церковный ритуал, который непременно знаменует это событие — рождественская литургия. Смысл этого действа определяется как общим значением самого Рождества, так и литургическим церковным обрядом.

Поэтому необходимо для начала поговорить о каждом из этих элементов в отдельности.

Рождество Христово — история, смысл и значение праздника

Как следует из названия, Рождество Христово — это день рождения Иисуса Христа. Вообще-то дата этого события несколько условна в церковном календаре, так как, во-первых, изначально в церкви это событие не праздновалось.

Во-вторых, когда его все-таки приняли, то объединили вместе с крещением Христа и эпизодом посещения восточными волхвами младенца Иисуса вскоре после его появления на свет. Назывался этот объединенный праздник Теофанией, или, по-русски, Богоявлением. И праздновался он 6 января.

Ну а в-третьих, чуть позже эти события все же разнесли по разным датам, в результате чего память о Рождестве стала приходиться на 25 декабря — день зимнего солнцестояния (в то время).

Это было не случайно, но и с событием рождения Христа никак не связано. Дело в том, что зимнее солнцестояние — крупный языческий праздник, в который почитались многие солярные божества самых различных пантеонов.

Христианские власти империи, чтобы перекрыть древние языческие традиции, в целях евангелизации связали эту дату с рождением Христа — Солнцем правды, как его именуют христиане, очевидно, противопоставляя «ложным» с их точки зрения солнечным богам. С тех пор дата поменялась еще один раз — во время смены юлианского календаря григорианским.

Тринадцать дней разницы между ними обуславливают то, что сегодня Рождество в России празднуется 7 января. Эта ситуация актуальна для тех церквей, которые в своей внутренней жизни придерживаются юлианского календаря.

Само по себе Рождество знаменует собой идею Боговоплощения. Христиане верят в то, что сам Бог стал человеком в лице Иисуса, и его рождение от земной женщины и при этом девственницы — великое чудо. Верующие усматривают в этом событии исполнение пророчеств Ветхого Завета о пришествии Мессии — божественного посланника, который спасет мир. Поэтому праздник Рождества для них так важен.

Литургия — определение понятия

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «общее дело». В дохристианские времена им обозначались общественные служения и повинности аристократии на содержание нужд города. В христианской церкви этим термином стало называться главное богослужение, в ходе которого совершалось центральное таинство — Евхаристия.

Лейтмотивом всей церемонии служила идея, согласно которой предложенные на алтаре хлеб и вино мистериальным образом пресуществлялись в плоть и кровь Христа (внешне оставаясь хлебом и вином), которыми затем причащались верующие. Это таинство было установлено самим Иисусом во время так называемой Тайной вечери и им же было заповедано воспроизводить его во время собраний учеников, то есть христиан.

Без участия в этом ритуале, как считается, невозможно обрести спасение, которое предлагает Бог во Христе. Вот почему регулярное служение и участие в литургии так важны для верующих.

Со временем в церквях выработалось огромное множество чинопоследований литургии. Некоторые из них уже не существуют. Другие, развившись, продолжают употребляться до нашего времени.

Божественная литургия

Все православные стараются посещать храм раз в неделю, по выходным, когда служится литургия или в народе – обедня. Некоторые присутствуют на ней машинально, не вдумываясь в ход этой службы. А между тем при внимательном посещении литургия приносит огромную пользу душе.

Что такое литургия

Божественная литургия – самая основная часть церковных богослужений. Потому что здесь совершается то, ради чего служатся остальные службы – причастие Святых Христовых Таин. Все другие богослужения играют роль подготовки.

Таинство Евхаристии(Причастия) дано нам Самим Господом во время Тайной вечери. Само слово «евхаристия» переводится как «благодарение». Люди приходят в воскресенье для того, чтобы воздать благодарение Богу. Так заповедал нам Господь в десяти заповедях – седьмой день посвящать Богу.

Литургия служится не только в воскресенье, но по двунадесятым праздникам, и в будни, когда празднуется память особых святых.

Всего есть три вида литургий:

  1. Литургия св. Иоанна Златоуста (бывает чаще остальных).
  2. Литургия св. Василия Великого (бывает по воскресеньям в Великий пост, в праздник св. Василия Великого, в Рождественский и Крещенский сочельник).
  3. Литургия Преждеосвященных Даров (бывает по средам и пятницам в Великий пост).

Все виды отличаются друг от друга по чинопоследованию (заамвонные молитвы у всех трех разные, на литургии св. Василия Великого вместо задостойника поется «О Тебе радуется», на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает претворения в Тело и Кровь Христа).

Рассмотрим подробнее чинопоследование литургии св. Иоанна Златоуста.

Литургия св. Иоанна Златоуста

Чинопоследование ее записал св. Иоанн Златоуст. Существовала она с первых веков христианства. Раньше не было разделения на народ и клирос, все присутствующие пели вместе.

Эта литургия состоит из трех частей:

  • Проскомидии;
  • Литургии оглашенных;
  • Литургии верных.

Вся литургия служит воспоминанием земной жизни Христа.

Проскомидия

На этой части службы вспоминается Рождество Христа. Священник подготавливает сосуды и Агнец. Он вырезается из главной большой просфоры и олицетворяет родившегося Христа. Агнец – кубическая часть – надрезается снизу и протыкается с правого бока в знак прободения ребра Христова копием.

В чашу наливается вино, смешивается с водой.

Затем вынимают частицы из других просфор :

  • Богородичной;
  • девятичинной (в честь девяти чинов святых);
  • о живых;
  • за умерших.

Частицы кладутся на дискосе вокруг Агнца, который накрывается звездицей. Она олицетворяет Звезду Рождества. Чаша покрывается двумя покровами, и все вместе с дискосом накрывается воздухом.

В это время на клиросе читаются третий и шестой часы.

Литургия оглашенных

На этой части могут находиться все, в том числе оглашенные. Так называли людей, которые намеревались принять Таинство Крещения. Начинается эта литургия часто с возгласа священника «Благословенно Царство». Далее следует мирная ектения, название такое благодаря частому упоминанию слова «мир» в ее прошениях.

После ектении поются псалмы 102, 145. Потом звучит гимн Спасителю «Единородный Сыне». Затем открываются Царские врата, и под пение Блаженных бывает Малый вход. Это олицетворяет выход Христа на проповедь. В это время поется: «Приидите поклонимся». Затем звучат тропари праздника. Диакон возглашает: «Господи спаси благочестивыя». Раньше до революции эти слова звучали иначе: «Господи спаси царя», строки из псалма Давида. Потом поют Трисвятое.

Затем поется прокимен и читается апостол. После пения «Аллилуйя» со стихами читается Евангелие. Иногда после этого священник говорит проповедь. Затем следуют ектении с упоминанием о здравии и за упокой. Эта часть литургии завершается ектенией об оглашенных. Потом следует возглас: «оглашении, изыдите». Все готовящиеся ко Крещению, должны покинуть храм. Начинается литургия верных.

Литургия верных

Начинает ее ектения, затем звучит Херувимская песнь. Она призывает забыть всякое попечение о земном и, подобно Ангелам, славить Бога. Бывает Великий вход с чашей, олицетворяющий крестный путь Спасителя. Потом бывает просительная ектения, содержащая основные необходимые прошения христиан. Затем звучит Символ веры, и начинается Евхаристический канон.

Это – самая главная часть литургии, во время которой хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. Начинается она словами Архангела Михаила, произнесенными во время падения ангельских чинов. После благословения священника звучит призыв вознести сердца Горе, значит ввысь, к Богу.

Потом все присутствующие призываются к благодарению Бога. В середине канона по молитве священника происходит претворение в Тело и Кровь Христа. В это время вспоминается воскресение Христово.

В этот момент надо положить три земных поклона. Затем звучит прославление Богородицы: «Достойно есть» или задостойник праздника. После просительной ектении поется «Отче наш». Потом священник возглашает, поднимая чашу: «Святая Святым».  Затем начинается причастие священнослужителей в алтаре. В это время хор поет концерты.

После этого Царские врата открываются, и священник выносит чашу, вспоминается явление воскресшего Христа ученикам. Начинается причащение мирян. К причастию надо готовиться особо, поисповедоваться, поститься, читать специальные молитвы.

После причастия священник поднимает чашу, вспоминая Вознесение Христово. Потом звучит возглас: «С миром изыдем» и читается заамвонная молитва. Потом бывает благословение священника и отпуст.

Божественная литургия с пояснениями:

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/liturgiya/

Литургия — Православный журнал

Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.

Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.

Литургия Иоанна Златоуста

Составитель чинопоследования:
святитель Иоанн Златоуст.

Совершается:
в течение всего года, если устав не предписывает другое.

Подробнее о литургии Иоанна Златоуста.

Литургия Василия Великого

Составитель чинопоследования:
святитель Василий Великий.

Совершается:
десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу.

Особенность:
молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно.

Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом.

Литургия Преждеосвященных даров

Составитель чинопоследования:
святитель Григорий Двоеслов.

Совершается:
только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье.

Особенность:
литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

Подробнее о литургии Преждеосвященных даров.

Литургия апостола Иакова

Составитель чинопоследования:
Иаков, брат Господень, апостол от 70-ти.

Совершается:
по специальному благословению священноначалия в 19 храмах Русской Церкви в день памяти апостола Иакова; может совершаться и в другие дни, когда устав не предписывает литургии Василия Великого, литургии Преждеосвященных даров или вовсе не запрещает совершение литургии.

Особенность:
традиция совершения этой литургии прерывалась в истории Церкви, полный чин не сохранился. Существуют разные реконструкции чина литургии апостола Иакова.

В одной из них, наиболее радикальной с точки зрения попытки восстановить атмосферу древней Церкви, миряне, так же как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христа раздельно. Большинство молитв читается священником вслух. Ектеньи и Священное Писание читаются лицом к народу, а не к алтарю.

Кроме Апостола и Евангелия читается Ветхий Завет. Вместо «Херувимской песни» хор поет «Да молчит всяка плоть человеча»

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

(7

Источник: https://foma.ru/liturgiya.html

Сколько длится рождественская литургия в храме? :

Рождество для христианина — это гораздо больше чем наряженная елка и подарки. Этот день считается вторым по значимости после Пасхи, которую называют «Праздник праздников». Рождество Христово — это одновременно событие мирового масштаба, не теряющее важности несмотря на прошедшие века, и очень личный для каждого православного человека праздник. Ведь Христос родился для всех и для каждого.

Те, кто хорошо знаком с христианством, понимают, что воплощение Бога на земле — уникальное событие, которое приблизило человека к создателю. Праздник этот наполнен удивительной радостью и умиротворением, но при этом и некоторой грустью, потому что родился этот младенец для тяжелой миссии.

Поэтому главное в праздновании Рождества — это отнюдь не ломящийся яствами стол, хотя и это важная часть любого праздника, а рождественская служба.

Многих впервые приходящих на эту ночную службу волнуют вопросы, сколько длится рождественская Божественная литургия, что читается и поется на этой службе. Эта статья и предназначена ответить на подобные вопросы.

Из чего состоит рождественская служба?

Служба начинается поздно вечером в Сочельник, то есть 6 января. В 11 вечера начинается праздничное богослужение, которое длится до 3-4 часов утра. Из Всенощного бдения, часов и Божественной литургии Василия Великого и складывается рождественская служба. Литургия обычно совершается утром, но праздничные литургии происходят ночью, сразу после Всенощного бдения и часов. Так же происходит и на Пасху.

Всенощное бдение включает в себя утреню и повечерие. Не надо удивляться, что названия служб не соответствуют времени суток. В церкви существует суточный цикл богослужений, но на великие праздники утренняя и вечерняя служба объединяются во Всенощное бдение. Утреня совершается по чину великих праздников. На ней поется канон «Христос рождается»

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда у православных Яблочный Спас

Собственно литургия длится не так уж и долго и завершает весь цикл праздничных богослужений. Скорее всего, люди, которые задают вопрос, сколько длится рождественская литургия в храме, имеют в виду рождественскую службу в целом. Ведь приходят молящиеся на всю ночь, а не под конец.

Текст рождественской литургии во многом аналогичен текстам литургий в обычные дни. Рождественскую отличают поющиеся на ней праздничные антифоны: «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде врагов Твоих. С Тобою начало в день силы Твоея во светлостех святых Твоих».

Причастие на Рождество

Совершается на рождественской литургии и причастие. Для многих христиан очень радостным событием является не только присутствие на праздничных службах, но и Причастие на них.

Исповедь на этой службе происходит не во всех храмах, ведь она длительна и насыщенна, в храм приходит много людей, а в некоторых местах служат всего один или два священника.

Чаще всего исповедь перед рождественской литургией проводится заранее, за 1-2 дня. В некоторых храмах есть даже возможность два раза причаститься после одной исповеди. К примеру, исповедуют вечером 3 января, а причастие происходит на литургиях утром 4 и ночью 7. При этом важно прочитать оба раза Последование ко Святому Причащению.

Готовимся правильно

Как подготовиться к рождественской литургии? Сочельник проводится в строгом посте, голодать до первой звезды совсем не обязательно. Идет эта традиция с тех пор, когда вечерня начиналась после обеда, а после нее следовала литургия Василия Великого, которая оканчивалась уже в темное время. После нее и можно было вкушать пищу, и именно это означало «до первой звезды».

Так что гораздо важнее 6 января по возможности посетить храм, а не голодать. Противоположная традиция – приготовить в этот день 12 постных блюд – тоже не установлена церковью, и лучше провести этот день спокойно, молитвенно и сосредоточенно, а не в суете.

Зато можно приготовить сочиво – блюдо из зерен пшеницы и меда. Лучшей подготовкой к рождественской литургии в храме будет чтение духовной литературы, изучение предстоящего богослужения.

Это придаст сил на долгой службе, потому что все, что поется и читается, станет понятным.

А вот ставить свечки и прикладываться к иконам, когда храм переполнен, совсем не обязательно.

Символика праздника

Все рождественские традиции, которые позже перенеслись на празднование Нового года, имеют глубокий смысл. Например, елка – символ вечной жизни благодаря своей вечнозеленой хвое. На вершину ее надевается восьмиконечная звезда, обычно серебристая или золотая, которая напоминает о Вифлеемской. Это в советское время ее заменили пятиконечной и красной. В сочельник же принято ставить на подоконник горящую свечу – знак того, что мы ждем Христа, освещаем путь в зимней темноте.

Дары волхвов

На рождественской литургии читается отрывок из Евангелия о поклонении волхвов. Кстати, обычай дарить подарки на Рождество связан именно с этим эпизодом Священного Писания.

Так же, как волхвы преподносили Младенцу Христу свои дары, так же и мы дарим подарки друг другу. Эти дары – золото, ладан и смирна (мирра) – символичны.

Золото преподнесли Младенцу как Царю, ладан – как Богу, смирну – как Человеку, которому предстоит страдать и умереть, ведь это вещество применялось при бальзамировании погребаемых тел.

Символика подготовки к Рождеству

Чтобы еще глубже погрузиться в смысл праздника, вернемся немного назад. Предпразднство Рождества, то есть особые церковные службы, предваряющие праздник, длится со 2 января по 6 января. У других праздников предпразднство длится всего 1 день. И что интересно, церковные службы в период подготовки к Рождеству имеют параллель с текстами служб Страстной седмицы. Это напоминает нам о том, что Воплощение Спасителя – это первый шаг к Его искупительной миссии.

Более того, само рождение в виде беззащитного ребенка – огромный шаг Бога навстречу к людям, временный отказ от своей безграничной силы, как это называется в Богословии – кенозис (от греч. Снисхождение).

Родился Младенец не в царских палатах, а в яслях, Марии и Иосифу не нашлось даже в гостинице места. Не с добром встретил его мир. Преследования будущего Мессии начались с самого рождения. Царь Ирод, узнавший от волхвов о том, кто родился в Вифлееме, устроил избиение младенцев, потому что боялся, что новый Царь отнимет у него власть. Марии и Иосифу с младенцем удалось бежать в Египет.

Мир в душе

Никому было невдомек, что родился Иисус не для земной власти. «Царствие Мое не от мира сего» — говорил Спаситель. Царствие Небесное до конца времен так и не наступит на земле. Но мы можем открыть наши сердца Христу, и тогда Он будет царить в наших сердцах, и в них наступит мир. Ведь по словам Христа, «Царствие Божие внутри вас есть».

Стремиться к этому можно в любое время года и в любой период жизни, а православные праздники будут напоминать о самом главном – о Боге, о любви, о нашей собственной душе. Если Рождество Христово оставило в человеке именно такой след, значит, оно прошло для него не напрасно и он встретил его правильно независимо от того, соблюдал ли он какие-то традиции.

Источник: https://www.syl.ru/article/373781/skolko-dlitsya-rojdestvenskaya-liturgiya-v-hrame

Когда совершается литургия василия великого

Детально: когда совершается литургия василия великого — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Василий Великий совершает литургию (фреска кафедрального собора в Охриде)

Литурги́я Васи́лия Вели́кого (др.-греч. Θεία Λειτουργία του Μεγάλου Βασιλείου) — чинопоследование Литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается только десять раз в году. Составление данного чинопоследования традиционно приписывают святителю Василию Великому, архиепископу Кесарии Каппадокийской.

Порядок совершения

  • Возглас священника: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков»
  • Ектения («Миром Господу помолимся»): о мире, спасении душ, сем храме, стране, граде, различных категориях людей.
  • Антифон («Благослови душа моя Господа»)
  • Ектения («Паки и паки»)
  • Доксология
  • Песнь Иисусу Христу «Единородный Сыне»
  • Заповеди блаженства
  • Вход с Евангелием
  • Трисвятое
  • Пожелание мира.
  • Прокимен (Псалом Давида)
  • Чтение Апостола.
  • Чтение Евангелия.
  • Отпуст оглашенных.
  • Херувимская песнь
  • Символ веры
  • Милость мира
  • Анафора
  • Серафимская песнь
  • Преложение
  • О Тебе радуется или задостойник
  • Просительная ектения
  • Отче наш
  • Причащение духовенства и мирян
  • Заамвонная молитва
  • Отпуст

Дни совершения

Литургия Василия Великого совершается в Православной Церкви 10 раз в году:

  • день памяти Василия Великого 1 (14) января;
  • навечерия праздников Рождества Христова и Крещения (рис. 1а) или в самый день этих праздников, если их навечерия не выпадают в субботу или воскресенье (рис. 1б, в);
  • 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста;
  • Великий четверг и Великая суббота на Страстной седмице.

Отличия чина литургии

Порядок, содержание и действие литургии Василия Великого такие же как и у литургии Иоанна Златоуста, но со следующими особенностями:

  • на проскомидии и отпусте вместо имени Иоанна Златоуста поминается имя Василия Великого.
  • молитва об оглашенных и каждая следующая молитва священника здесь имеет другой текст, как правило, более пространный в 2—4 раза;
  • песнопения здесь имеют более протяжный напев, чтобы священник успел прочитать тайные молитвы, в частности, первую евхаристическую, которая длиннее примерно в 4 раза по сравнению с соответствующей молитвой литургии Иоанна Златоуста;
  • во второй части евхаристической молитвы священник добавляет вслух слова «даде́ святы́м Свои́м ученико́м и апо́столом, рек» перед возгласами «приими́те, яди́те» и «пи́йте от нея́ вси»;
  • вместо молитвы «Достойно есть» поётся молитва «О Тебе радуется», за исключением нескольких случаев, описанных в следующем разделе.

Уставные особенности

Рис. 1. Порядок совершения литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста в дни Рождества Христова или Крещения.И — литургия Иоанна Златоуста;В — литургия Василия Великого.

Пустые клеточки подразумевают служение в эти дни литургии Иоанна Златоуста.

  1. В некоторые дни совершения литургии Василия Великого «О Тебе радуется» заменяется задостойниками:
    • в Рождество Христово и Крещение Господне, случающиеся в воскресенье или понедельник, поются соответствующие праздничные задостойники;
    • в Великий четверг поётся ирмос 9-й песни канона Великого четверга: «Стра́нствия Влады́чня»;
    • в Великую субботу поётся ирмос 9-й песни канона Великой субботы: «Не рыда́й Мене́, Ма́ти».
  2. Если навечерия праздников Рождества Христова или Крещения Господня случаются в субботу (рис. 1б) или воскресенье (рис. 1в), то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, в сами праздники служится литургия Василия Великого, а в пятницу перед ними литургия отменяется.
  3. В противном случае в навечерия Рождества и Крещения (рис. 1а), а также в Великие четверг и субботу литургия Василия Великого совершается в соединении с вечерней.

Примечания

  1. Несколько молитв здесь немного короче молитв литургии Иоанна Златоуста, например, молитвы об оглашенных и о верных.

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринт. изд. 1912 года). — М.: Даръ, 2005.
  • Георгиевский, А. И. Чинопоследование Божественной литургии. — М.: Изд-во Моск. патриархии, 1951.

Ссылки

  • БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

Литургия

(греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы.

Существует несколько чинопоследований Литургии. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя.

Богослужение на Рождества Христово

Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.

Попразднество — шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.

Приготовление к празднеству. Воздержание

Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.

Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.

  • Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и молочные продукты.
  • В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
  • Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи — традиционного праздничного блюда.
  • Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
  • В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
  • В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
  • В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами.
  • В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.

О других постах:

  • Что такое пост в православии и как его соблюдать
  • Петров пост
  • Успенский пост

Важно! Без ежедневной молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Церковь настоятельно рекомендует регулярно просить Господа о защите, благополучии и лучшем будущем.Праздничная кутья

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет к гаданиям и колдовству.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков — любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты — в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.

На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Сочельник

В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.

Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.

Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.

Порядок всенощного бдения

Существует особая церковная структура всенощного бдения:

  1. Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
  2. Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
  3. Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
  4. Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
  5. Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
  6. Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после — Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
  7. Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
  8. После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня — самая торжественная часть Всенощного бдения.
  9. Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.

Читайте о жизни в церкви:

Попразднество

На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Попразднество — богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.

Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.

Попразднество длится шесть дней до 13 января и является завершением рождественского периода.

Важно! Перед празднованием Рождества каждый христианин обязан соблюсти строгий сорокадневный пост, чтобы очистится и стать ближе к вечному блаженству. Существуют особые традиции поведения за трапезным столом, а также в церковных условиях. Соблюдая все эти правила, верующие вспоминают появление Мессии и отдают должное его невероятному подвигу.

Посмотрите видео о богослужении на Рождество Христово

Мар 18, 2019 19:21 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/rozhdestvenskoe-bogosluzhenie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
В каком году было восстановлено патриаршество

Закрыть