Когда у православных Яблочный Спас

Мокрый Спас, бабьи грехи и молодильные яблочки. Правда, суеверия и полный сумбур

Когда у православных Яблочный Спас

Ежегодно во время августовской жары в Константинополе случались страшные эпидемии, которые уносили с собой тысячи жизней.

В IX веке для предотвращения очередного мора византийские правители вынесли для всенародного поклонения великую христианскую реликвию, хранящуюся в царских покоях.

Часть Животворящего Креста, того самого, на котором страдал Христос, установили посреди храма Святой Софии. У Честного Древа совершались водосвятия, с ним обходили крестными ходами городские улицы – и многочисленные недужные получали исцеления.

Смертоносная эпидемия была остановлена, а традиция выносить часть Животворящего Креста для поклонения и святить воду стала ежегодной. На Руси это празднование объединилось с воспоминанием о Крещении Руси, которое согласно хронографам XVI века случилось 1 августа 988 года (по старому стилю). И сегодня в этот день в православных храмах совершается чин освящения воды.

Побывать на молебне и принести домой святую воду – «правильная» традиция. Хотя название «Спас на воде» является народным выражением, а не названием церковного праздника.

№2 14 августа на первый (Медовый) Спас следует освятить мед. Он получит целительную силу

14 августа православным, во-первых, следует вспомнить Того, кто орудие позорной казни сделал древом жизни, во-вторых, вступить на поприще Успенского поста. Празднество этого дня связано не с продуктами пчеловодства, а с утвердившейся традицией износить часть Животворящего Креста для общенародного поклонения.

А Медовым праздник назван в народе, потому что в это время наступает срок сбора нового меда. Наши верующие предки во всех делах уповали на Господа, любое, даже самое малое, начинали и завершали молитвой, а в знак благодарности за дары и милости несли в церковь Богу всё самое лучшее, что у них было. А так как в этот день совершалось освящение воды, то появилась благочестивая традиция заодно освящать именно мед. Но это никак не связано с истинным значением праздника.

№3 Происхождение Честных Древ Животворящего Креста, Праздник Всемилостивого Спаса и Медовый Спас – это один церковный праздник, установленный в честь нового урожая

Это утверждение – заблуждение. Два церковных праздника установлены в один день, но по разным поводам (и это не сбор урожая). Первый установлен в IX веке в честь победы над моровой эпидемией. Поводом для второго послужили чудесные знамения от иконы Спаса Нерукотворного и Владимирской иконы Богородицы в XII веке.

Литературный исторический памятник “Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году” повествует нам о том, что в сражении 1 августа 1164 года русское войско под предводительством князя Андрея Боголюбского одержало решительную победу над волжскими болгарами, которые многие годы представляли угрозу государству.

Иконы, перед которыми молился князь с дружиной перед сражением, неземным сиянием озарили всё вокруг.

Из переписки с греческим императором Мануилом стало известно, что в тот же самый день подобное чудо от Честного Креста и иконы Богоматери наблюдали и греческие воины. Греки тоже выиграли решающее сражение над превосходящими силами сарацинского войска.

День чествования этого чудесного события и принято считать первым из трех праздников, посвященных Всемилостивому Спасу.

А народный «Медовый Спас» яркой лентой так крепко переплел два значимых, но исторически совершенно разных события, что за суевериями сложно разглядеть истинную суть празднеств.

№4 Медовый Спас называют еще «Маковеем», от слова «мак». В этот день следует собрать букет из этих цветов, пучок повесить над дверью, и он весь год будет защищать дом от бед и врагов

14 августа в церковном календаре выделено еще одно событие, но с маком его связывает только созвучие иудейской династии Маккавеев (молот, оружие на врагов) с русским словосочетанием «веять мак».

Семь юных братьев из рода Маккавеев, а вместе с ними их учитель и мать – ветхозаветные мученики, пострадавшие за веру в 166 году до Р.Х. В тот год сирийский царь Антиох Епифан активно внедрял по всей Иудее языческую культуру эллинов.

После того, как в храме Господнем была установлена статуя греческого бога Зевса, многие доблестные мужи не устояли в истинной вере. Твердость продемонстрировал девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, он добровольно пошел на мучения.

Его примеру последовали и ученики.

Отроки, стоя перед жестоким правителем, мужественно исповедовали себя приверженцами Моисеевого закона. Один за другим они шли на истязания и встречали смерть на глазах у своей матери. Соломония скончалась рядом с телами сыновей, со словами благодарности на устах.

Она благодарила Бога за то, что ни один из них не проявил малодушие. Имена юных мучеников бережно хранит Церковь: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл.

Совершенный ими подвиг воодушевил жителей Иерусалима на восстание, и Божий храм был очищен от истукана.

Как это событие может быть связано с изготовлением оберегов из мака? Никак. Подменять глубокое внутреннее содержание праздника, приписывая сверхъестественные способности маку, является вредным и опасным суеверием. А мак в этот день в храме все-таки освящают, наряду с водой, медом и другими лекарственными травами.

№5 В старину говорили: «В этот день и нищий медку отведает». Именно поэтому в день Медового Спаса на столе обязательно должен стоять мед, тогда в доме будет счастье и богатство

На Руси было доброй традицией первую выкачку меда раздать бедным. 1 августа (по старому стилю) у каждой пасеки со всей округи собирались с чашками и плошками те, кто не каждый день ел досыта. Знали наши боголюбивые прадеды: счастлив и богат тот, кто умеет не только брать, но и отдавать. «Если у вас в кошельке есть рубль – раздайте его неимущим, оставив себе копейку, и у вас никогда не будут переводиться деньги.

Давайте, не жалея, тогда и Бог вознаградит вас! Будете жалеть да роптать – последнего лишитесь» – эта фраза принадлежит подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому (до революции купец второй гильдии, известный российский меценат Муравьев В.Н.).
Таким образом, традиция ставить на свой стол мед – пустая, бессмысленная, к счастью и богатству она точно не приведет.

А вот та же баночка с медом на столе многодетной вдовы, живущей неподалеку, обязательно наполнит сердце дарителя радостью.

№6 Второй Спас называется Яблочным. 19 августа положено освящать яблоки

19 августа Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование имеет большой духовный смысл.

Прежде суеты вокруг фруктов, в этот день христианам положено исповедоваться и причаститься, чтобы посредством этих таинств и самим хоть чуть-чуть преобразиться.

Евангельское событие повествует о том, как Спаситель на горе Фавор приоткрыл трем ученикам Свою Божественную сущность, показав тот свет, которым преобразится каждый, кто последует за Ним в Царствие Небесное.

А домашнее название «Яблочный Спас» связано с перешедшей от греков традицией благословлять в этот день плоды нового урожая винограда. В России виноград заменили яблоками, которые благочестивые христиане приносили в храм, испрашивая у Бога благословения на весь урожай. При этом благословляется не сам урожай, а человек, приносящий дары. Об этом читается в молитвословии: «молитва о приносящих начатки овощей глаголется над ними».

Итак, освящение яблок является доброй традицией.

№7 На Второй Спас все бабьи грехи прощаются

О втором празднике в честь Спасителя информации намного больше, чем о первом и третьем, а предрассудков не меньше. Данное утверждение носит весьма вредный характер. Установленный праздник Преображения Господня побуждает к духовному совершенствованию, к работе над своим внутренним состоянием, а языческая вера в «счастливый день» лишь ненадолго усыпляет совесть. Бог прощает любые грехи, но только при искреннем покаянии во время таинства исповеди.

№8 Для зрелой женщины такое яблочко непременно станет «молодильным». А молодежь при помощи «спасского» яблока может погадать на судьбу

Тот, кто наделяет магическими свойствами освященные плоды, глубоко заблуждается. А любые формы гадания Церковь строго запрещает.

«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Священное Писание, Второзаконие. Глава 18, стихи 9-13).

№9 В народе говорят: нельзя есть яблоки от Пасхи до Яблочного Спаса

Воздержание от яблок нового урожая является доброй православной традицией. Суть воздержания не в наложении поста на эти плоды, а в том, что созревший урожай следует сначала освятить (благословить), а потом уже вкушать.

Если строить свою жизнь по принципу: «сначала – Богу, потом себе», то смысл воздержания становится понятным. В некоторых монастырях есть традиция благословлять урожай, как только созреет, а не ждать определенный день.

При этом прошлогодние яблоки можно употреблять в любое время, так как они уже были освящены.

№10 Третий Спас дает «разрешение» на сбор орехов и торговлю холстами

Третьим Спасом, «Спасом на холсте» называют торжества в честь Нерукотворного Образа, совершаемые на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы – 29 августа. В народе его называют «Ореховым», а еще «Хлебным».

Православные в этот день вспоминают Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь (944 г.). Нерукотворным образ был назван потому, что не был написан. Божественный лик отпечатался на плате (убрусе), которым Господь во время земной жизни вытер лицо. Предание говорит: больной проказой сирийский правитель Авгарь получил исцеление, приняв с благоговением святыню.

Он уверовал в Христа как в Сына Божия, хотя лично с Ним не встречался, за веру и получил дорогой подарок. 16 августа 944 года (ст. стиль) император Константин Багрянородный выкупил холст с Образом у правителя Едессы (арабского эмира) и с почестями доставил его в Константинополь. Впоследствии святыня была утеряна, но остались нерукотворные отпечатки. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых почитаемых и распространенных икон.

После литургии в храмах освящают хлебные колосья и орехи, и это является доброй традицией.

№11 Освящение меда и плодов – это бессмысленные обряды и пережитки прошлого

Неверное утверждение. Обрядами простые люди отмечали из череды будних дней значимый церковный праздник. Выделяя этот день определенными традициями, они приносили свой незамысловатый дар Богу.

Как знать, может, мы и никогда не узнали бы о подвиге братьев Маккавеев, если бы не обычай нести для благословения в храм головки мака в день их памяти. Православие – религия не только для мудрецов.

Пока мудрецы прошлого столетия с рвением исповедовали атеизм, малограмотные сельские труженицы бережно хранили традиции, эти маленькие лучики веры.

В наши дни нет препятствий для изучения духовного наследия, но в церковной жизни найдется место и корзинке с яблоками, и баночке с медом. Пусть они останутся приятным дополнением к духовной радости от понимания истинного смысла праздников:

ТРИ СПАСА – ЭТО ТРИ ПРАЗДНИКА В ЧЕСТЬ НАШЕГО СПАСИТЕЛЯ.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/mokryy-spas-babi-grehi-i-molodilnye-yablochki-pravda-sueveriya-i-polnyy-sumbur

Спасы 2020 — Медовый, Яблочный и Ореховый: когда отмечаются, традиции, приметы и запреты

Когда у православных Яблочный Спас

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

Память о подвиге братьев Маккавеев

Семь братьев, живших в ветхозаветном периоде, стали примером верности Богу. Это случилось в 166 году до эры христианства. Сирийский царь Антиох Епифан был греческим язычником, эллином и поклонялся богу Зевсу, статуей которого был осквернен Иерусалимский храм.

Греческий царь обязал каждого иудея поклоняться Зевсу, отказаться от Бога и жить по законам язычества. Первым отказался предать Бога учитель Закона Елизар. Его отвели на суд, подвергли мучениям и предали смерти.

Смерть учителя не испугала братьев Маккавеев и их мать Соломонию. Они привселюдно объявили себя последователями Единого Бога, Творца и Создателя вселенной и с бесстрашием отказались поклоняться языческим богам.

Святые мученики Маккавеи

Один за другим умирали братья, с них живых сдирали кожу, крючьями выдирали внутренности и распинали на колесе. Ни один из них не отказался от Бога, принимая мучения. Когда остался последний, самый младший сын, Антиох «смиловался» и предложил матери уговорить малыша отказаться от веры.

Любящая мать, поседевшая от горя, видя страдания старших сыновей, встала на колени, обняла сыночка и прошептала: «Потерпи, там тебя ждет Бог и братья. До встречи»

О примерах других святых мучеников:

  • Житие святой великомученицы Варвары
  • Житие великомученика Димитрия Солунского
  • Житие святого мученика Вонифатия Тарсийского

Когда умер и последний сын, святая мать Соломония, возведя руки к небу, вознесла Истинному Богу молитву благодарения и умерла.

Мужество братьев Маккавеев, их матери Соломонии и учителя Елизара потрясло Иерусалим, воодушевив евреев на восстание, которое возглавил священник Маттафий. Через шесть лет, в 160 году до н.э. евреям удалось очистить храм Истинного Бога в Иерусалиме.

«Третий Спас — хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый – история, традиции, приметы

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый).

Медовый Спас

Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста.

В основе первого Спаса — праздник с длинным названием — Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя — именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.

Прошло время – и к празднику Креста Господня присоединилось новое торжество. А началось всё с чуда

Источник: https://gerdanka.ru/pitanie/spas-cerkovnyj-prazdnik.html

Яблочный Спас 2021 года – Преображение Господне

Когда у православных Яблочный Спас

Яблочный Спас 2021 – большой праздник для православных христиан. Еще этот день называют Вторым Спасом, Средним Спасом, Спасом на горе, Преображением, Гороховым днем, Праздником первых плодов, Первыми осенинами. Когда будет Яблочный спас 2021? Давайте разбираться.

Когда будет Яблочный Спас 2021

Многие церковные праздники тесно связаны со Светлым Воскресеньем. Но Яблочный Спас не зависит от того, какого числа была Пасха. Дата торжества всегда неизменна – 19 августа.

В стародавние времена праздновали несколько Спасов. Слово «Спас» – это сокращение от слова «Спаситель». До нас дошли всего три Спаса и все они связаны с Сыном Божьим и его делами. Великий Яблочный Спас идет вторым по счету, первый – Медовый (Маковый), а третий – Ореховый (Хлебный). Все три Спаса празднуют в августе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли крестить ребенка во время поста

От верующих чаще можно услышать название Преображение Господне.

История возникновения

Это древний праздник, который отмечался еще до крещения русских земель с IV века. С этого дня говорили о переходе от летнего зноя к осенней прохладе. Считалось, что надо срочно убирать все с полей и садов потому, что скоро начнутся дожди.

Наши предки посвящали этот день сбору яблок. Проводили обряды, связанные с благодарностью за щедрый урожай. В каждом доме несколько яблок откладывали, чтобы они сохранились до следующего урожая. Говорили, что это обеспечит обильный урожай в будущем году. Вечером устраивались народные гуляния и застолья. С крещением Руси языческий праздник получил новое значение, но старые традиции все же сбереглись.

У христиан Яблочный Спас отмечают в честь Преображения Сына Божьего. Это произошло перед апостолами на горе Фавор. Когда Иисус читал молитву, его облик преобразился: лицо стало светиться, а одежда побелела. Христос поделился с учениками, что он спустился на землю, чтобы умереть ради спасения человечества.

Именно в этот день Иисус поведал апостолам о своей божественной природе. Спустившись с горы, Христос попросил учеников, чтобы они собрали яблоки, а Господь их освятит. У правоверных Преображение Господнее – главный символ веры, свидетельствующий, что нельзя сходить со своего пути, несмотря на любые сложности.

Источник: https://2021god.ru/prazdniki/yablochnyj-spas

Завтра православные христиане будут праздновать Яблочный Спас

Из года в год Яблочный Спас отмечают в один и тот же день – 19 августа.

Яблочный спас или Преображение Господне – один из первых праздников урожая в году и второй из трех Спасов, которые отмечают в августе. Согласно поверьям, в этот день в природе начинает наступать осень.

Из года в год Яблочный Спас отмечают в один и тот же день – 19 августа. В 2018 году этот день припадает на воскресенье.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освящали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника.

Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освященное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме.

Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного Спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гулянья и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени.

«Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».

История празднования

Праздник Преображения Господнего связан с одной из притч о Христе. Христос со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном за 40 дней до своего распятия идет на гору Фавор, где ему открывается дальнейшая судьба в качестве жертвы для искупления грехов человечества. Во время этого Иисус был освещен ярчайшим Господнем светом и ученики видели, как преобразился Христос. Но он запретил им кому-либо рассказывать об этом, а велел собрать в саду под горой плоды и освятить их.

История празднования Великого Спаса на Руси ведет свое начало с IV века и первоначально не была связана с православной тематикой. В этот день народ верил в изменение в природе и поворот календаря на осень. Считалось, что природа преображается и наступает новый временной отрезок – осень.

В этот день издавна было принято угощать всех плодами со своих угодий. Для этого у ворот дома выставлялись корзины с собранными фруктами и каждый мог ими угоститься. Тех, кто не выставлял угощений, считали жадными людьми и старались сторониться их домов.

Яблоко – один из главных фруктов на Руси – наделялось особым значением. Народ верил, что яблоко, съеденное в этот праздник, обязательно подарит много сил и исполнит самое заветное желание. Принято было не только есть яблоки, но и заготовлять из них варенья, компоты и пироги.

Важной традицией в русских деревнях в этот день было очищение полей для следующих урожаев. На этот праздник дома украшались собранными колосьями, которые символизировали богатый урожай и долгую сытую жизнь.

«Яблочный Спас» — народные традиции праздника Преображения

Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.

«Первые осенины» — означает встречу осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки. Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.

К этому времени в садах массово созревали яблоки.

На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию. Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали:

«А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!».

Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.

Обычаи и приметы

Празднество во многом схоже с торжеством Макового Спаса, только в отличие от меда и мака в церквях освещают яблоки, груши и сливы. В теплых областях России в это время созревал виноград, который также необходимо было освятить в церкви.

Принято молиться и благодарить Господа за хороший урожай. По традиции люди угощают друг друга яблоками и медом, а также жертвуют часть собственного сбора на нужды церкви. В храме каждый нуждающийся может воспользоваться пожертвованиями людей и взять для себя часть сладких яств.

В этот день нужно ходить в гости или приглашать к себе близких людей. У каждой хозяйки должен быть свой личный рецепт яблочного пирога, которым она может удивить гостей.

Доедая освященное в церкви яблоко, следует загадывать желания. Считается, что оно обязательно исполнится.

Народное поверье гласит, что вслед за Яблочным Спасом приходят холода. Погода резко меняется. Ночь наступает намного раньше. В русских деревнях в этот день отмечали не только православный праздник, но и устраивали пышное торжество, посвященное встрече осени.

Наши предки внимательно следили за погодой. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ждали теплой зимы. А вот если был ливень, готовились к суровой зиме.

В этот день принято также поминать усопших, оставляя на их могилах яблоки. Существует примета, говорящая о том, что если родственники покойных вкушали плоды яблок до начала Великого Спаса, то упокоенные души не смогут насладиться торжеством и разделить между собой радость.

Девушки проводили обряд на привлечение любви. Необходимо было съесть яблоко, думая об избраннике и скором замужестве. Таким образом молодые барышни заманивали в сладкий плен возлюбленного, привораживая его к себе.

Священнослужители на Яблочный Спас кропили землю святой водой. Таким образом почву готовили к зимнему посеву.

Источник: https://pronedra.ru/zavtra-pravoslavnye-xristiane-budut-prazdnovat-yablochnyj-spas-274917.html

Августовские «Спасы»

Ав­густ бо­гат ка­лен­дар­ны­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми. Неко­то­рые при­об­ре­ли об­ще­куль­тур­ный ха­рак­тер и зна­ко­мы всем, да­же не слиш­ком цер­ков­ным лю­дям. В первую оче­редь это от­но­сит­ся к так на­зы­ва­е­мым «Спа­сам».

Бе­да лишь в том (и это не един­ствен­ная на­ша «бе­да»), что в цер­ков­ном ка­лен­да­ре та­ких на­зва­ний нет! При этом Пер­вый Спас (1/14 ав­гу­ста) име­ну­ет­ся в на­ро­де «ме­до­вым», Вто­рой (6/19 ав­гу­ста) – «яб­лоч­ным», а Тре­тий (16/29 ав­гу­ста) – «оре­хо­вым», «хлеб­ным». Сла­вян­ское сло­во «Спас» (Спа­си­тель) – од­но из бо­го­слов­ских имен Иису­са Хри­ста, Ко­то­ро­му по­свя­ще­ны и мно­гие дру­гие празд­ни­ки.

Здра­вый смысл под­ска­зы­ва­ет, что ос­но­ва цер­ков­ных тор­жеств – не сель­ско­хо­зяй­ствен­ная и тем бо­лее не ку­ли­нар­но-га­стро­но­ми­че­ская, а по­то­му эти фольк­лор­ные (стро­го го­во­ря – неумест­ные) на­зва­ния не име­ют к ним ни­ка­ко­го от­но­ше­ния.

По­ста­ра­ем­ся по­нять – ка­кие же ре­аль­ные со­бы­тия скры­ты за «Спа­са­ми»? Сна­ча­ла – о пер­вом из них.

Тро­парь Все­ми­ло­сти­во­му Спа­си­те­лю

Об­ра­ща­ю­щий взо­ры с вы­со­ты, при­ни­ма­ю­щий бед­ных, по­се­ти нас, угне­тён­ных гре­ха­ми, о Все­ми­ло­сти­вый Вла­ды­ка, и, по мо­лит­вам Бо­го­ро­ди­цы, да­руй ду­шам на­шим ве­ли­кую ми­лость.

Этот празд­нич­ный цер­ков­ный день сов­ме­ща­ет в се­бе несколь­ко зна­ме­на­тель­ных со­бы­тий.

Из­не­се­ние Кре­ста Гос­под­ня

Пер­вое празд­нич­ное вос­по­ми­на­ние это­го дня – «Из­несение Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня». За этим на­зва­ни­ем сто­ят жиз­нен­ные ре­а­лии дав­них лет.

Де­ло в том, что в сто­ли­це Ви­зан­тии, Кон­стан­ти­но­по­ле (Ца­рь­гра­де), в свя­зи с ча­сты­ми в ав­гу­сте бо­лез­ня­ми, су­ще­ство­вал обы­чай но­сить крест по ули­цам и до­ро­гам в на­деж­де пре­гра­дить путь неви­ди­мо кра­ду­щей­ся па­гу­бе.

На­ка­нуне празд­ни­ка дра­го­цен­ный крест, вклю­чав­ший в се­бя со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти­цы де­ре­ва Гол­гоф­ско­го Кре­ста, тор­же­ствен­но пе­ре­но­си­ли из цар­ской со­кро­вищ­ни­цы в глав­ный со­бор Им­пе­рии – храм Свя­той Со­фии Кон­стан­ти­но­поль­ской, и по­ла­га­ли на пре­сто­ле.

С это­го дня и до Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы, в те­че­ние двух недель, по всем ули­цам го­ро­да про­но­си­ли крест в про­цес­сии, а за­тем вновь воз­вра­ща­ли в им­пе­ра­тор­ские па­ла­ты. К это­му обы­чаю при­со­еди­нил­ся ещё один – освя­ще­ние во­ды, ко­то­рое про­ис­хо­ди­ло в при­двор­ной церк­ви в пер­вый день каж­до­го ме­ся­ца.

По­сте­пен­но мест­ный кон­стан­ти­но­поль­ский празд­ник Из­не­се­ния Кре­ста рас­про­стра­нил­ся по хри­сти­ан­ско­му Во­сто­ку, а у нас на Ру­си по­явил­ся в XV ве­ке. При этом освя­ще­ние во­ды на ис­точ­ни­ках ста­ло на­по­ми­нать о кре­ще­нии Ру­си, на­чав­шем­ся, со­глас­но пре­да­нию, имен­но в этот день. (С 2008 го­да празд­но­ва­ние на­ча­ла кре­ще­ния Ру­си, со­глас­но по­ста­нов­ле­нию Ар­хи­ерей­ско­го со­бо­ра, сов­ме­ще­но с па­мя­тью свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, 15/28 июля).

Спас Все­ми­ло­сти­вый.
Ико­на ок. 1430 г.

Все­ми­ло­сти­вый Спас

Вто­рое цер­ков­ное со­бы­тие се­го­дняш­не­го дня – празд­не­ство Все­ми­ло­сти­во­му Спа­су и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це. В его ос­но­ве – па­мять о чу­дес­ных зна­ме­ни­ях от ико­ны Спа­си­те­ля, со­про­вож­дав­ших сра­же­ния с са­ра­ци­на­ми ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла (1143–1180) и бит­ву с бол­га­ра­ми рус­ско­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го в 1164 го­ду.

К это­му при­со­еди­ня­ет­ся ещё один эпи­зод.

По сви­де­тель­ству ви­зан­тий­ско­го ис­то­ри­ка Ни­ки­ты Хо­ни­а­та, впе­ре­ди три­ум­фаль­ной про­цес­сии им­пе­ра­то­ра Ма­ну­и­ла, по­сле раз­гро­ма пан­нон­цев в 1167 го­ду, «еха­ла се­реб­ря­ная с по­зо­ло­той ко­лес­ни­ца, за­пря­жён­ная бе­лы­ми, как хло­пья сне­га, ко­ня­ми, а на ней сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри, непо­бе­ди­мой За­щит­ни­цы и со­рат­ни­цы ца­ря».

Кто та­кие Мак­ка­веи?

В этот же день празд­ну­ет­ся па­мять вет­хо­за­вет­ных (до­хри­сти­ан­ских) му­че­ни­ков – свя­щен­ни­ка Еле­азара, се­ми юных бра­тьев, их ма­те­ри Со­ло­монии и мно­гих дру­гих, при­няв­ших му­че­ни­че­скую смерть в пе­ри­од «Ве­ли­ко­го го­не­ния» (167–164 го­ды до н. э). Его ини­ци­а­то­ром стал ан­тио­хий­ский (си­рий­ский) мо­нарх Ан­тиох IV Епи­фан (175–164 до н. э.

), в со­став им­пе­рии ко­то­ро­го вхо­ди­ла то­гда Па­ле­сти­на. Спра­вед­ли­во про­зван­ный совре­мен­ни­ка­ми Епиманом («Безум­ным»), этот обо­жеств­ляв­ший се­бя языч­ник воз­двиг бес­по­щад­ное го­не­ние на бо­го­от­кро­вен­ную ре­ли­гию Мо­и­сея, из­дав де­крет, по­веле­ва­ю­щий всем ев­ре­ям от­речь­ся от ве­ры в Еди­но­го Бо­га и по­кло­нять­ся ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам.

Он осквер­нил Иеру­са­лим­ский храм, уста­но­вив там язы­че­ский жерт­вен­ник и со­вер­шив на нём жерт­во­при­но­ше­ние Зев­су Олим­пий­ско­му (де­кабрь 167 го­ду до н. э.). Идоль­ские ка­пи­ща бы­ли со­ору­же­ны и в дру­гих ме­стах, и все иудеи, от­ка­зы­вав­ши­е­ся участ­во­вать в жерт­во­при­но­ше­ни­ях, пре­да­ва­лись пыт­кам и му­чи­тель­ной смер­ти.

Ко­мис­са­ры Ан­тио­ха ис­ка­ли по до­мам кни­ги Биб­лии и, ес­ли на­хо­ди­ли, то «раз­ры­ва­ли и сжи­га­ли на огне», а вла­дель­цев их уби­ва­ли. Они так­же «уби­ва­ли жен­щин, об­ре­зав­ших сво­их де­тей, а мла­ден­цев ве­ша­ли за шеи» (1Макк.1:56-57, 60-61). Ви­ди­мо, это бы­ла пер­вая в ми­ро­вой ис­то­рии по­пыт­ка ли­шить це­лый на­род сво­ей ре­ли­гии.

(По­доб­ное пы­та­лись осу­ще­ствить в на­шей стране дру­гие ко­мис­са­ры – в ко­жа­ных курт­ках и с «то­ва­ри­ща­ми Мау­зе­ра­ми».)

Му­че­ни­ки-бра­тья бы­ли на­зва­ны Мак­ка­ве­я­ми в па­мять о сы­но­вьях свя­щен­ни­ка Маттафии. Вме­сте с от­цом они бе­жа­ли в го­ры, воз­гла­ви­ли вос­ста­ние про­тив ти­ра­на и, по­сле мно­го­лет­ней борь­бы, со­зда­ли неза­ви­си­мое Иудей­ское го­су­дар­ство (142–63 го­ды до н. э.

, до при­хо­да рим­лян), управ­ляв­ше­е­ся ди­на­сти­ей Мак­ка­ве­ев (ина­че – Хас­монеев). Про­зви­ще «Мак­ка­вей» (ев­рей­ское сло­во Маккаби зна­чит «Мо­лот») по­лу­чил сна­ча­ла один из бра­тьев, Иуда, на­де­лён­ный та­лан­том во­е­на­чаль­ни­ка и по­ра­жав­ший вра­гов, как мо­лот.

(Об этом мож­но про­честь в биб­лей­ских I и II Мак­ка­вей­ских кни­гах, а так­же у ев­рей­ско­го ис­то­ри­ка Иоси­фа Фла­вия.)

Се­го­дня же – па­мять и ря­да дру­гих свя­тых, но, по тра­ди­ции, ак­цен­ти­ру­ют­ся со­бы­тия, о ко­то­рых мы толь­ко что про­чли. С это­го дня на­чи­на­ет­ся двух­не­дель­ный Успен­ский пост (до 28 ав­гу­ста).

«Сель­ско­хо­зяй­ствен­ный» ас­пект празд­ни­ка

Мне вспом­нил­ся «за­ме­ча­тель­ный» при­мер на­род­ной омо­ни­мии. Ко дню 1/14 ав­гу­ста бы­ло при­уро­че­но ве­я­ние ма­ка, от­сю­да и фольк­лор­ный празд­ник – «Ма­ковей». Мож­но бы и по­сме­ять­ся, но сле­ду­ет гру­стить: за мно­гие сто­ле­тия хри­сти­ан­ской ис­то­рии наш на­род так и не смог усво­ить хо­тя бы азы ре­ли­ги­оз­ной гра­мот­но­сти.

По­это­му очень мно­гие лег­ко от­ка­за­лись от сво­ей куль­тур­ной ис­то­рии, ко­то­рая на­ча­лась, по сло­вам ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва, «с кре­ще­ния Ру­си».

А сей­час мы до­шли до та­кой чу­до­вищ­ной сте­пе­ни куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го оди­ча­ния, что да­же так на­зы­ва­е­мые «об­ра­зо­ван­ные лю­ди» ори­ен­ти­ру­ют­ся в цер­ков­ном ка­лен­да­ре не луч­ше преж­не­го му­жи­ка-хле­бо­паш­ца (но ему это бы­ло из­ви­ни­тель­но).

Сель­ско­хо­зяй­ствен­ные на­зва­ния хри­сти­ан­ских празд­ни­ков оправ­да­ны толь­ко в фор­маль­но-хро­но­ло­ги­че­ском смыс­ле. Ведь празд­ни­ки непо­движ­но­го цик­ла, с фик­си­ро­ван­ны­ми да­та­ми, яв­ля­лись рань­ше для про­стых лю­дей един­ствен­ны­ми ка­лен­дар­ны­ми сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми ве­ха­ми.

(В их из­бах не бы­ло кол­хоз­ных ка­лен­да­рей, ра­дио­то­чек и они не вы­пи­сы­ва­ли жур­нал «Кре­стьян­ка».) Так, к Пер­во­му Спа­су при­уро­чи­ли про­во­ды ле­та. Па­сеч­ни­ки на­чи­на­ли вы­ла­мы­вать со­ты: счи­та­лось, что к это­му вре­ме­ни «пче­ла пе­ре­ста­ет но­сить ме­до­вую взят­ку». От­сю­да на­зва­ние «Ме­до­вый Спас», а так­же «мок­рый», – из-за на­ча­ла хо­лод­ных рос.

От­ме­ча­ет­ся от­лёт пер­вых ла­сто­чек и стри­жей, по­яв­ле­ние стай гра­чей и сквор­цов.

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Через пять дней – Вто­рой Спас, ас­со­ци­и­ру­ю­щий­ся для мно­гих лишь с ду­ши­сты­ми яб­ло­ка­ми и ины­ми фрук­та­ми, ап­пе­тит­но гро­моз­дя­щи­ми­ся на длин­ном сто­ле в хра­ме.

При­хо­дит­ся на­блю­дать, как иные гос­по­да пе­ре­ми­на­ют­ся с но­ги на но­гу и яв­но ду­ма­ют: «Ско­рее бы за­кон­чи­лась эта служ­ба с непо­нят­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми (« сла­ву Свою яко­же можаху» и про­чее) и ба­тюш­ка по­брыз­гал на­ши фрук­ты свя­той во­дой! Ну, на­ко­нец-то по­кро­пил! Те­перь их мож­но вез­ти в офи­сы («пра­во­слав­ным» ныне быть мод­но) и с чув­ством хо­ро­шо вы­пол­нен­но­го дол­га уго­щать со­труд­ни­ков.

Хри­стос и апо­сто­лы бы­ли бы это­му весь­ма удив­ле­ны, по­то­му что от­нюдь не фрук­ты за­ни­ма­ли их ум на го­ре Фа­вор, и не ра­ди освя­ще­ния «пло­дов зем­ных» Цер­ковь уста­но­ви­ла празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня! Ка­ков же под­лин­ный смысл это­го зна­ме­на­тель­но­го тор­же­ства? Об­ра­тим­ся к 19 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю.

Источник: https://azbyka.ru/days/p-avgustovskie-spasy

Яблочный спас 2018: главные традиции и запреты праздника

19 августа христиане отмечают особое торжество – Яблочный спас 2018. По христианскому календарю этот праздник носит название Преображение Господне. Считается, что именно в это время наступает осень, а природа начинает преображаться. InfoResist рассказывает про главные традиции и запреты праздника.

Преображение Господне: история праздника

Преображения Господнего, или как его в народе называют Яблочный спас, считается одним из основных праздников. Это торжество входит в число 12 самых важных православных праздников в году. Со времен Древней Руси принято вспоминать умерших людей и кушать традиционное блюдо этого дня – запеченные яблоки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда в этом году Масленица и Прощеное воскресенье

Согласно древней легенде, праздник Преображение Господне связан с явлением Иисуса Христа трем священникам во молитвенного действа на горе Фавор. Поэтому люди прозвали третий спас – Спас на горе. Праздник Преображение символизирует соединение Бога и Человека в лице Спасителя – Христа.

Яблочный спас 2018: главные традиции

Люди верят, что яблоки категорически нельзя есть до церковной службы.

На Второй пас принято выпекать пироги с яблочной начинкой, а также другие блюда с добавлением фруктов. Кроме того, обязательно одним из блюд нужно угостить нуждающегося человека.

Яблочный спас: что нужно святить

Согласно древним традиции, на яблочный спас следует идти в храм на торжественную литургию. Издавна люди святили не только яблоки, но и другие продукты, например, персики, сливы, помидоры, виноград, груши и, конечно, воду.

Преображение Господне: что нужно делать

Издавна считается, что освященные яблоки приносят человеку крепкое здоровье и силу. Поэтому каждый обязательно должен отведать праздничное яблоко.

Существует поверье, что если думать о своем сокровенном желании при первом укусе яблока, то оно обязательно сбудется.

Особенным этот день является для людей, занимающихся медом. Именно на яблочный спас они должны освятить ульи, угостить медом соседей, особенно сирот, немощных и обездоленных.

Яблочный спас: что нельзя делать

Как и на большинство православных праздников, на Яблочный спас запрещается заниматься тяжелым трудом. Это касается всего, кроме приготовления пищи. Уборку, шитье, стирку и прочее оставьте на другой день.

Кроме того, на Второй спас нужно быть осторожным со словами и мыслями. Категорически запрещено сквернословить и желать кому то зла, даже у себя в мыслях. Считается, что вся отрицательная энергия возвращается тройной силой.

На Преображение Господне запрещено убивать насекомых, или даже прогонять их. Если муха села на руку человека, то, по поверьям, ему будет везти на протяжении всего года.

Яблоки разрешается есть только после похода в церковь. А прежде чем отведать пирог или другой праздничный десерт, нужно угостить им ребенка или нуждающегося человека.

Не принято в этот день устраивать громкие гуляния. Для Яблочного спаса лучше всего подходит тихий ужин в кругу семьи.

Кроме того, в это время действует Успенский пост, поэтому православным следует придерживаться специальной диеты.

Источник: https://InfoResist.org/yablochnyiy-spas-traditsii-i-zapretyi/

Яблочный спас: традиции и приметы

19  августа православные отмечают второй Спас, который чаще называется яблочным. В народе именуют его и Спасом на горе, потому что в этот день Спаситель поднялся на гору для молитвы. Также называют его средним Спасом, поскольку он находится посередине между медовым и ореховым Спасами.

Еще этот день называют праздником первых плодов, потому что фрукты созревают к этому времени. Также Спас величают Осенинами за то, что за этим праздником приходит осень.

История праздника: яблочный Спас или Преображение Господне

Евангелие повествует, что Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иоанна и Иакова отправился молиться на гору в Галилее. Именно там, на вершине во время молитвы произошло преображение: лицо спасителя стало светиться, а одежда вдруг стала ослепительно белого цвета и засияла.

Послышался божественный голос и появилось светлое облако, принесшее ветхозаветных пророков, Илию и Моисея. Иисус долго беседовал с ними об Исходе. С этого момента он знал о своей мучительной кончине, и прошёл свой путь до конца: умер и воскрес из мертвых.

Преображение Господне – один из великих православных праздников. Проводится торжественная литургия, для которой священники облачаются в одежды белоснежного цвета. Наряду с церковными, в народе создавались свои обряды. Среди православных русских людей праздник получил своё название – яблочный Спас и был особенно любим народом, и в 2016 году он празднуется также широко.

Приметы, обряды и народные обычаи на яблочный Спас

К этому дню как раз созревали яблоки. Их приносили в церковь, чтобы освятить и только после этого разрешалось есть фрукты. Православные люди видели в этом обычае также преображение. Неспелые яблоки кислые и резкие на вкус, созревая, наливаются соком. Так и человек в земной жизни грешен и некрасив, но обращаясь к нравственным началам, прикасается к божественному свету, его дух светлеет и преображается.

Освящёнными в церкви плодами принято было делиться с больными, сиротами и нищими. Люди полагали, что если не поделиться яблоками с нуждающимся, богатого урожая на будущий год не собрать. Существует поговорка: «На второй Спас и нищий яблочко съест»

Съесть яблоко до Спаса считалось грехом. Люди верили, что на том свете райские яблочки раздают детям. Родители умерших детей несли в этот день плоды на их могилки.

В народе верили, что в день второго Спаса яблоки обладают чудодейственной силой. Впервые попробовав плод свежего урожая, загадывали желание и ждали, что оно обязательно исполнится.

С яблочного Спаса начинали собирать фрукты и заготавливать их на зиму. Особенно любили крестьяне мочёные или сушёные яблоки, а кроме того варили варенье, компоты, сиропы.

К празднику устраивались ярмарки с весёлыми гуляньями. Сразу после молебнов урожай яблок старались собрать, чтобы вовремя успеть продать его часть на ярмарке. Начинались и так называемые «столованья». Прямо на открытом воздухе возле храма выставлялся длинный ряд столов, и всем миром собирались на праздничную трапезу, переходящую во всеобщее веселье.

Люди примечали, что после праздника яблочного Спаса температура воздуха по ночам резко снижалась, указывая на приближение осени. Именно поэтому праздник называли ещё и Осенинами. Считалось, что в этот день кончается лето. Как только солнце садилось за горизонт, начинались песнопения о приближающейся осени. Не зря в народе говорилось: «Пришел яблочный Спас – ушло лето от нас».

Упоминается день яблочного Спаса и в календаре народных примет: если в этот день стоит жара, то январь будет малоснежный, ну а коли прольётся дождик, зимой снега много будет.

Сохранилась в народных верованиях и до сегодняшнего дня весёлая примета: если на чью-то руку дважды опустится муха, это к крупному успеху. Набраться терпения в этот день предстояло каждому, даже от мух не отмахивались, чтобы не отпугнуть свою удачу.

Что готовить на яблочный Спас

Как в старину, так и в наши дни в этот праздник хозяйки готовят различные блюда с яблоками, а также с прочими фруктами, грибами и ягодами, собранными в лесу, саду или огороде. Обязательным угощением является выпечка — блины и пироги.

Популярным блюдом являлась одна из разновидностей винегрета. Главным ингредиентом в нём были, конечно, яблоки. Их очищали от кожуры и удаляли сердцевину, нарезалась только мякоть. Кроме того, добавлялся и отварной чернослив.

Традиционно клался картофель, сваренный «в мундирах», приготовленная свекла и квашеная капуста, сохранившая с предыдущего урожая. Все составляющие тщательно перемешивались, для остроты добавлялся тёртый чеснок.

Блюдо нужно было посолить и заправить растительным маслом домашнего приготовления, но в современном варианте можно использовать и майонез.

Источник: https://www.ap22.ru/paper/Yablochnyy-spas-traditsii-i-primety.html

Яблочный спас — история праздника и традиции — Издательский дом ВИКО ПЛЮС

В народном календаре отмечание Преображения Господнего приходится на месяц, когда собирают урожай, а природа готова попрощаться с летом и открыть свои ворота осени. Дата, когда в народе проходит празднование, не меняется из года в год – это 19 августа. В этот день верующие освящают в церкви мед, яблоки и блюда из плодов нового урожая.

Что такое Яблочный Спас

В православном календаре есть три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа), поэтому еще одно название − Второй или Средний, который обозначает наступление осени, переход от лета к осени и зиме. Название по церковным канонам − Преображение Господне. С этого дня разрешается употреблять, готовить блюда с яблоками и другими плодами, которые прежде следует посвятить в церкви. В этот период идет Успенский пост, который продолжается до 28 августа.

Яблочный Спас – история праздника и традиции

Обычай отмечать этот праздник приходится еще на IV век, поэтому история Яблочного Спаса значительно моложе многих других православных торжеств, но не менее интересна и загадочна.

В то время Христос вместе с тремя своими учениками: Петром, Иоанном и Иаковом – поднялся на гору Фавор для молитвы, где узнал о своей грядущей жертве ради человека – о распятии на кресте, и был освещен необычным ярким господним светом.

Сын Божий запретил ученикам рассказывать о своем предназначении и велел людям собирать плоды, чтобы их освятить. Случилось это за 40 дней до распятия Господа на кресте.

Яблочный Спас – традиции праздника

Считается, что на Великий Спас происходит преображение природы, поэтому празднование даты происходит по-особенному. Традиции Яблочного Спаса имеют многовековую историю, немного менялись, но значение их осталось неизменным. Раньше во время массового народного гуляния владельцы фруктовых садов должны были выставить телеги со своим урожаем и раздавать их прохожим, тех же, кто этого не хотел делать, считали жадными, нечестными людьми.

Народ верил, что последнее съеденное яблоко обладает способностью исполнять самое заветное желание. До такого события по традиции нельзя кушать любые плоды, кроме ягод и огурцов.

До начала дня запрещается их употребление, особенно родителям, которые потеряли своих детей, потому что их умерший ребенок не сможет получить золотой фрукт от Матери Божией, которая раздает подарки на праздник Спас.

Еще нужно было освободить почву до следующего урожая. Для этого до пышного празднования старались собрать хлебные колосья.

Суть Яблочного Спаса

Крестьяне, для которых праздник урожая был одним из самых больших и значимых, верили, что яблоки обладают необычной силой, несут здоровье, силу, счастье, красоту.

Между тем фрукт употребляют не только в сыром виде, но также закатывают варенье, варят компот, запекают яблоки, готовят пироги.

Праздновать знаменательную дату начинают с утренней службы, во время которой в центр храма выносят крест, затем совершается поклонение, крестный ход, освящение урожая. Главным цветом считается белый, поэтому прихожане одевают светлую одежду.

Почему нельзя есть яблоки до Спаса

Предписание запрета на употребление нового урожая связано с необходимостью его освящения, с развитием духовных сил человека, борьбой с искушениями, укреплением веры. Согласно церковному Уставу (Типикону) до Преображения запрещается употреблять виноград.

Не есть яблоки до Яблочного Спаса – это своего рода замена винограда, поскольку последний давал плохой урожай в климатической зоне славян.

В Типиконе прописано наказание тем, кто до Спаса попробовал фрукт – запрет на употребление их на весь август, правда, касается подобная мера прежде всего монахов, а не мирян.

Приметы на Спас

На Осенины, еще одно название Преображения, меняется погода, поэтому приметы на Яблочный Спас в основном относятся к будущим изменениям погодных условий. Ночи становятся более холодными, журавли начинают перелетать в теплые края.

Каким был этот день, таким будет Покров (14 октября) и январь. Если не было дождя – будет сухая осень, если были осадки – то дождливой, если же было ясно – ждите суровую зиму.

Те верующие, которые остаются верными запрету употребления плодов, будут вознаграждены исполнением желания при первом откушенном кусочке.

Когда Яблочный Спас

По юлианскому календарю дата Яблочного Спаса приходилась на 6 августа, но после перехода на григорианский переместилась в народном календаре славян на 19 августа. Согласно Святому Писанию этот день являет собой Царство Божие на земле.

По народным верованиям происходит третий выход умерших на свет в период весна-лето. В течение дня, если на тело человека садится муха, ее не прогоняли, поскольку она сулила успех и счастье.

Вечером после трудового дня и гуляний провожали солнце в поле с песнями.

праздник Преображения

Источник: https://nedelka-klin.ru/2018/08/17/yablochnyj-spas-istoriya-prazdnika-i-traditsii/

Три Спаса 2019 — узнай больше о православных традициях

Летние церковные праздники отличаются особой связью с народными обычаями и природой. Сегодня мы поговорим о трех самых важных из них и постараемся узнать, какого числа пройдет яблочный, медовый и ореховый спас 2019 года, а также – какие блюда лучше всего вкушать в эти дни.

Наша славянская культура таит в себе немало летних обычаев, суть которых кроется в глубокой связи языческих поверий и христианской морали. Так, очень интересны Спасы – праздники, отмечающиеся во второй половине лета. Количество этих праздников невелико: всего три.

Само название праздника кроет в себе отсылку к Иисусу Христу, которого называют Спасителем.

В народном понимании такое название скрывает в себе глубокую мысль о том, что народ в это время спасает себя, пытаясь выжить за счет трех главных летних продуктов: яблок, хлеба (орехов) и меда.

Далее мы подробно рассмотрим три праздника и главную их идею.

Яблочный

Яблочный Спас 2019 – один из первых дней урожая в славянской традиции. Отмечается в самом начале августа, если быть точным – 19 числа по новому стилю. Скорый по следованию за первым спасом. Значение этого дня сводится к тому, что природа начинает свое преображение и готовится к осени.

На Яблочный Спас яблоки нового урожая принято освещать в церкви. Особенно почитают весь этот день родители погибших маленьких детей. Считается, что если семья не употребляла до этого момента яблоки, то ребенок на том свете получается в подарок плод райского дерева. По этой причине нельзя было есть яблоки до яблочного спаса. Обязательным считалось, что женщина, в чьей семье произошло несчастье, относила в храм на службу несколько плодов, чтобы осветить их и передать на могилу умершим.

В этот праздник было принято провожать закат в поле с множеством песен и плясок. Очень любили предки наши и хороводы с песнями, плясками. Кроме того, принято было готовить различные блюда с использованием яблок. Только представьте: румяные запеченные яблочки на одном столе с пирогами и блинами, приправленными яблочным вареньем. Калитки из постного теста с грибами и ягодами тоже были любимыми блюдами семей в это время. Их фотография представлена ниже.

Какого числа Яблочный Спас будет намечаться на 2019 год? Яблочный Спас в 2019 году пройдет 19 августа, в субботу, что очень хорошо, ведь многие люди в будни просто не смогли бы посетить церковь и насладиться этим замечательным событием, которое так важно для тех, кто хочет приобщиться к культуре своих предков. Когда будет удобно, можно испечь различные яблочные пироги и шарлотки, которые сделать может даже ленивый.

Медовый

Медовый Спас 2019 – праздник, приходящийся на 14 августа по новому стилю. Этот день посвящен памяти деревьев из стволов и ветвей, которых был создан крест, ставший символом распятия Иисуса Христа.

Кроме того, считается, что с этого момента начинается Успенский пост, в который разрешено есть овощи и собирать мед. Традиционно в этот день было принято совершать крестные ходы, святить воду и купаться в реках. С этого же момента начинался засев полей озимой рожью.

Медовый Спас картинки помогут вам понять, как художники видят этот замечательный праздник.

Кроме того, принято было освещать в храмах не только воду, но и мед нового урожая. По народным поверьям, в этот праздник женщинам прощались все их не вымоленные прежде грехи.

Интересно и то, что 14 августа – день почитания святого Макавея, приуроченный к сбору мака. Именно поэтому в этот праздничный день принято выпекать и кушать не только медовые пряники и блины с медовыми топингами, но и готовить маковые пироги, рулеты и, конечно, булочки.

Медовый Спас в 2019 году пройдет в понедельник 14 августа. Если в этот день у вас не получится посетить церковь, то вечером устройте посиделки дома с родными за праздничным вкусным столом. Приготовьте своим любимым и близким маковый рулет с медом и чай на основе чабреца или мяты. Все эти компоненты пользуются отличными отзывами и очень хорошо сочетаются друг с другом.

Ореховый

Ореховый Спас в 2019 году – последний в чреде августовских празднеств. Отмечается он 29 августа по новому стилю. Посвящен получению нерукотворного образа Спаса – одной и самых почитаемых икон в славянской культуре. Орехи – не единственный символ этого праздника. Кроме них огромным почитанием в этот день пользуется хлеб. Именно в этом суть второго названия праздника – Хлебный Спас.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда надо печь куличи на Пасху

Принято в это время выпекать различные хлебобулочные изделия из зерна свежего урожая, которые можно есть с орешками, ягодами или медом. Такую пищу будет не только вкусно, но и полезно съесть.

Какого числа Ореховый Спас 2017? В новом году Ореховый Спас пройдет 29 числа, выпадающего на вторник. Постарайтесь в это праздничный день порадовать близких какой-то вкусной, но простой выпечкой или домашним хлебом. Поздравления с Ореховым Спасом лучше всего сопровождать булочками и пирожками с грецкими орехами или фундуком.

Фотогалерея

Фото 1. Ореховый пирог Фото 2. Медовый пирог Фото 3. Яблочный пирог

«Яблочный праздник 2019 года»

Из видео «Яблочный праздник 2019 года» вы узнаете много интересного.

Источник: https://kakmed.ru/raznoe-o-mede/3462-tri-spasa-2015/

Яблочный Спас и Преображение Господне 19 августа 2019 года, история и традиции праздника

ПРЕОБРАЖЕНИЕ — Праздник 6-го августа (Юлианский календарь, совр. 19.08.2019), второй Спас (Яблочный), в память изменения вида своего Спасителем, на Фаворской горе
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даль

:

Преображение Господне. Коллаж к Яблочному СпасуПреображение Господне. Коллаж к Яблочному Спасу Sergey Ov»

Рис.1 Преображение Господне. Беллини
Иисус Христос с пророками и учениками-апостолами. Символические Яблоки ко Дню Яблочного Спаса

«Яблочный Cпас» [1] — это народное название православного праздника «Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», приходящегося на 19 августа 2019 года.

Яблочный Спас является центральным праздником в череде «Спасов», тесно связанных с Успенским постом (Спасов пост, Cпасовка)[2] и праздниками «Преображения Господня» и «Успения Богородицы».

Первый Спас называется Медовым Спасом, приходится на 14 августа, начало не очень строгого и самого короткого Успенского поста (иногда Спасский пост), примечателен тем, что в этот день освящается мед нового сбора и с этого дня разрешается «вкушать свежий мед».

Вторым Спасом на 19 августа как раз и является Яблочный Спас, еще называемый Великим Спасом, — главный предмет этой статьи.

Третий Спас отмечается по окончании Успенского поста, на следующий день после последнего из двунадесятых праздников Успения Пресвятой Богородицы, 29 августа и называется Хлебный Спас (Спас-на-полотне)[2], в южных регионах его чаще называют Ореховым Спасом.

История христианского праздника Преображения, называемого у православных славян «Яблочным Спасом» имеет корни, уходящие в глубину веков почти на две тысячи лет.


Незадолго до Своего страдания, 
наставляя своих учеников, Спаситель обнадежил их: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе»
Спустя шесть дней Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору, на Фавор, и там во время молитвы преобразился пред ними: «лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие об исходе Его, который надлежит совершить в Иерусалиме» (см. Рисунки). Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал Иисусу Христу: «Господи! Хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.
Эта история в подобном по смыслу виде изложена в трех синоптических Евангелиях: от Матфея[3], Марка[4] и Луки[5]. В 2032 году этому событию исполнится ровно 2000 лет. Согласно дошедшим до нас достоверным источникам, первые празднования Преображения Господня состоялись на территории Великой Армении, благодаря проповеднической деятельности Святого Григория Просветителя, в начале IV века нашей эры. В 326 году царица-мать Святая Елена Константинопольская совершает паломничество на гору Фавор, где по преданию свершилось таинство Преображения, после чего издает указ о строительстве храма на вершине этой горы. После возведения храма на горе Фавор, традиция празднования Преображения Господня начала распространяться по всей Византийской Империи. Официально этот праздник был утвержден императором Львом Философом в последний год IX века. На Русь праздник Преображения пришел уже как традиционный православный вместе с принятием христианства в 988 году.

Католическая церковь утвердила этот праздник в 1457 году.

Традиции празднования Яблочного Спаса

Самый древний сохранившийся до наших дней кондак на празднование Преображения Господня относят к пятому веку, согласно этому кондаку по завершению литургии проводилась молитва Богу на освящение плодов нового урожая, главным образом винограда.

Поскольку эта молитва явно не связана с празднуемым событием можно заключить, что этот праздник был приурочен к 6 августа по Юлианскому календарю для замещения языческого праздника сбора винограда — Вакханалии.

Согласно современному православному канону празднику предшествует Всенощное бдение, а утром праздничная литургия после литургии проводится освящение, принесенных прихожанами даров природы, в России — это в первую очередь яблоки. По изначальному канону в этот день к освящению допускались только злаки и виноград, но на Руси единственный повсеместный фрукт — это яблоки.

В Русской православной церкви вместо винограда повсеместно освящению подлежат яблоки — отсюда и пошло народное название праздника «Яблочный Спас». Праздник Преображения Христова приходится на середину Успенского поста, поэтому в этот день помимо постных ограничений, ради праздника, разрешается вкушать рыбу, масло, яблоки и вино.

После богослужения и освящения даров природы как раз и начинался народный Яблочный Спас. Повсеместно начинался праздничный сбор яблок, люди угощали друг друга яблоками расхваливая свои любимые сорта, пекли яблочные пироги — пирогами и яблоками обязательно угощали всех входящих в дом. Считалось плохим знаком при наличии яблок ненароком оставить кого-то из гостей без яблочного угощения.

Пословицы и поговорки, народные приметы на Яблочный Спас

«На Второй Спас и нищий яблочко съест». «Каков день во Второй Спас, таков и Покров». «Сухой день на Яблочный Спас предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, ясный — суровую зиму».

«Второй Спас шубу припас».

[6]
«Каков Второй Спас, таков и январь». «Второй Спас — встреча осени, первые осенины».

«Со Спаса Преображения и погода преображается».

[7]

Преображение, картина А. Иванова Преображение, картина А. ИвановаSergey Ov

Рис.2 Преображение. А. Иванов

Яблочный Спас — как праздник детства

Помню, в детстве мы ждали Яблочный Спас как праздник яблочного изобилия, «день обжираловки» яблоками и яблочными пирогами. В советские времена мы даже не подозревали о религиозной подоплеке праздника. В условиях средней полосы почти каждый сад один год дает урожай а другой отдыхает.

В нашем небольшом городе Урене на севере Горьковской области яблочный урожай чередовался по рельефу — один год урожайными были сады «на горе»; другой год «на низу», на Борке и на пойме.

Особенно ждали праздника, когда в своих садах был неурожайный год, в Яблочный Спас «урожайные» знакомые одаривали яблоками целыми корзинами (правда, в расчете на взаимность на следующий год, поскольку «безсадовым» соседям бабушки с дедушкой, как правило, доставались только ведерко).

В Яблочный Спас, к кому ни зайди, угощали яблоком, а то яблочным пирогом независимо от того есть сад или нет.

Как-то при урожае яблок «на низу», мы компанией шли с реки после купания, от калитки позвала женщина: «Ребятишки, идите сюда», и выставила две корзины яблок — «Берите сколько хотите!»

Sergey Ov (Seosnews9)

1.  СПАС мн. нет, м. (церк.). 1. То же, что Спаситель во 2 знач. (разг.). || Икона с его изображением. 2. Церковь в честь Спасителя. Спас Нередицкий. 3. Название трех церковно-бытовых праздников у православных. С. первый — медовый, второй — яблочный, третий — полотняный (1, 6, 16 августа по старому стилю). В рот яблока до Спаса не беру. /Некрасов/

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)
 

2. Праздники Господни. Первый спас, 1-го августа (соотв. 14.08.2019 нов.ст.), происхожденье честных древ креста. Спас медовый, мокрый, Макавеи, начало успенского поста; обновляют соты. Второй спас, 6 августа (19.08.2019). Преображенье Господне, Спас яблочный, обновляют плоды. Третий Спас, 16 августа (29.08.2019) нерукотворенного образа, Спас-на-полотне. Спас, всему час, все слетье поспело.

Первый Спас: Авдотьи малиновки, поспевает малина На Первый Спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.) Паши подозимь, сей озимь. Пчела перестает носить медовую взятку. Заламывай (подрезывай) соты

Второй Спас: пришел Спас — всему час: плоды зреют, 6 августа (19.08.2019) . Спасовка лакомка, а Петровка — голодовка. Пришел Спас — бери рукавицы про запас. До второго Спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.

На второй Спас освящают плоды и мед. Со второго Спаса едят яблоки

Первый Спас на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают ( ниж. в селе Зеленые горы. род ярмарки), август 16 (29.08.2019) . Готовь квас на зимний Спас. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса
Спасов пост, Успенский, с 1 по 14 августа (14.08.2019 — 27.08.2019) , Спасовка. Петровка голодовка, а Спасовка — лакомка. 

СПАСАТЬ, «Толковый словарь живого великорусского языка», В.И.Даль
 

3. Преображение Господне (17:1—9), Новый завет. Книга 1. Святое Евангелие от Матфея

4. Преображение Господне (9:1—13), Новый завет. Книга 2. Евангелие от Марка

5. Преображение Господне (9:28—36), Новый завет. Книга 3. От Луки святое благовествование

6. А. Н. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу (1869) — Репринт: М., 1994

7. Рыженков Г. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — 1991, М.: Современник.

Статьи Блог ✔ Яблочный Спас и Преображение Господне

Источник: http://www.abc2home.ru/blog/yablochnyj_spas.html

Православный праздник Яблочный спас — 19 августа 2020 года

Среди 12 великих православных праздников день Преображения Господнего или Яблочный Спас отличается особой красотой и величием.

Божественное сияние — символ любви

Литургии, паремии этого праздника подчеркиваются цветом одеяния как священства, так и людей. Богослужебные одежды должны быть белыми, они являются символами этого дня, когда Иисус оделся в нерукотворный фаворский свет.

Одежд священников и прихожан на праздник Преображения должна быть белой

Белые одежды отображают отблески небесного сияния, явленного на Фаворской горе. Смысл такого одеяния в стремлении человека к надежде и вере, что по данной Иисусом благодати христиане могут преобразовываться в образ Спасителя через молитву, пост и покаяние.

Важно! В этот день православные в первую очередь должны заботиться и просить Творца о духовном очищении и преображении.

19 августа православный мир отмечает праздник Преображение Господне.

Согласно посланиям евангелистов (Матв.17:1-2), Иисус выбрал среди Своих учеников троих, Иакова, Иоанна и Петра и пошел с ними на гору Фавор. Внезапно тело Христа преобразилось, Его окутал яркий свет, который появился ниоткуда, вернее это Сам Бог Отец явился в свете людям. Ученики по обе стороны от Иисуса увидели пророков Илию и Моисея, которые в свое время были взяты на небе живыми.

Услышав трубный голос, который говорил о том, что перед ними стоит Возлюбленный Сын Творца, ученики попадали в страхе на землю, а когда открыли глаза, то увидели одного Христа в привычном для них облике.

Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу

Бог явил Себя через Фаворский свет, он есть сущностью Творца, Его благодатью, воссиянием и энергией, которая вечна. Нерукотворный Фаворский свет есть Сам Бог, явленное перед апостолами Божество. В этот день было явление всей Святой Троицы, когда Бог Отец, сиянием Святого Духа явил Себя в Своем Сыне, показав людям, что Иисус наполнен божественной и человеческой сущностью.

Явление пророков, по словам Иоанна Златоуста, было дано апостолам, чтобы подчеркнуть власть Иисуса над живыми и мертвыми, земным и небесным. Апостолам Иисус запретил говорить о том, что они видели до той поры, пока Он не примет страдания, умрет и воскреснет на третий день. В тот момент ученики не поняли о чем, шла речь, а после воскрешения Христа рассказали о фаворском сиянии.

В чем христианская сущность Преображения Христа

Для христиан этот день знаменателен не только появлением яркого света, пронизывающего плоть Христа. Творец на горе Фавор утвердил Божественную сущность Иисуса, открыв ее не только апостолам, но и пророкам.

Моисей, узнав в сияющем образе Того, Кто явился ему в пустыне в виде несгораемого куста и на горе Сион, в тот момент, когда пророк получил скрижали с Десятью заповедями.

Пророки склонились в трепете, ведь они знали, что начинается новая эра в истории человечества, после страданий и распятия над землей воссиял Свет Божий в Иисусе, который всегда Живой.

Святой лик Преображения

Подчеркивает торжество единства человека и Бога и одноименная икона.

Икона Преображение Господне

На иконе изображен Иисус Христос, стоящий в центре круга, символизирующий землю. По обе стороны от Спасителя стоят пророки Моисей и Илия, которые свидетельствуют о сбывшихся пророчествах, о приходе Мессии, когда умирает все ветхое и рождается благодать спасения. От увиденной славы Господней апостолы пали ниц.

Святой свет, исходящий от фигуры Богочеловека, Сына Бога, завораживает Своим сиянием.

История появления праздника Преображения

Читая евангелие и сопоставляя его с датой 19 августа, мы видим несоответствие. Восхождение Христа с учениками на гору Фавор произошло приблизительно за сорок дней до распятия Иисуса. В жизни Учителя было немного радостных дней, Он жил среди бедных, больных и обездоленных людей. Явление Божественной сущности Спасителя было явлено всего несколько раз, один из них произошел на Фаворской горе.

О других двунадесятых праздниках:

Точно неизвестно, чем обоснована эта дата, почему именно 19 августа, а не другой день выбран для празднования.

Существует несколько версий даты этого дня.

  • Если бы празднование этого события происходило за 40 дней до Распятия Христа, то это был бы строгий пост, день скорби покаяния и воспоминаний о страданиях Иисуса, когда радость неуместна.

Церковь решила перенести празднование Преображения Господнего в летний период, за сорок дней до Воздвижения, когда все православное христианство поклоняется Кресту Христову. Во время служения красной нитью проходит связь между преображением и страданиями Спасителя.

В песнопениях говорится, что гора уподобилась Небу, и Божье Облако покрыло ее. В этот момент вся слава Божья проявилась в явлении Богочеловека, о котором свидетельствовал Сам Бог-Отец.

В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения

Свидетельство Богоявления Иисуса было дано для апостолов, чтобы после воскрешения Спасителя они не усомнились в Его божественности. Сияние Божественного света постоянно пребывало с Христом, и когда он был на горе фаворской, и когда висел на кресте.

Важно! Ученики, видя распятого Иисуса и вспоминая явление славы Господней на горе, не сомневались в том, что Он истинно Сын Бога Живого.

  • Праздник Преображения Господнего начали отмечать на уровне церковного служения армянским святителем Григорием в четвертом веке.

    Первые записи об этом дне, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат перу богослова Михаила Скабаллановича.

В то время в Армении правил император Маврикий, который поощрял распространение празднования Преображения среди светской власти и народа.

 Константинопольская Церковь ввела в свои Богослужения празднование Богоявления в 900 году.

  • Есть предположения, что 19 августа была освящена церковь, построенная приказу царицы Елены на горе Фавор, на которой Бог назвал Иисуса Свои Единственным Сыном, озарив Его сиянием Своей любви.
  • Возможно, таким образом церковь пыталась отвлечь народ от поклонения языческому божеству Вакха, установив в этот день молитву, освящающую собранные урожаи. В этом действии нет богословской или исторической основы.
  • Римско-католическая церковь отмечает событие, происшедшее на горе Фавор, 6 августа, в память о победе 1456 года, когда венгерский регент, поклонник христианства, Янош Хуньяди, победил турок в сражении под Белградом.
  • Армянская апостольская Церковь привязывает Праздник Преображения Господнего к Пятидесятнице, отмечаемой в православии, как Троица и отмечает его в воскресение седьмой недели после явления святого Духа. Поэтому, этот праздник у армян не в числе, а передвигается в зависимости от дня празднования Воскресения Господнего. Его отмечают на сотый день от Пасхи.

Почему же тогда Яблочный Спас

19 августа в народе больше известен, как Яблочный Спас. Такое название этот день имеет только у православных христиан восточных стран. Нельзя назвать эту традицию языческой, так как по Типикону в этот день христиане освящали урожай винограда.

Типикон является Богослужебным Уставом, в котором описаны порядки проведения богослужений в православии.

В Типиконе описаны:

  • все престольные храмовые праздники;
  • правила поведения во время постов;
  • монастырское общежитие;
  • преимущества монашества.

Интересно! Для жителей Руси яблоко — символ богатства и достатка. Круглая форма этого фрукта сравнивалась с женским началом.

У восточных славян урожай винограда собирают не везде, поэтому православные христиане приносят в этот день в храмы яблоки, как выражение благодарности Богу за благословение природы.

Освящение яблок как выражение благодарности Богу за благословение природы

По народной традиции в этот день хозяйки начинают делать яблочные заготовки на зиму. Яблоки сушат, из них варят компоты, джемы и варенье, пекут пироги с яблочной начинкой.

В этот день поминают павших в боях воинов.

Для сведения! Яблочный Спас — народное название праздника Преображения Господнего, во время Литургии которого идет поклонение Богу за Богоявление Своего сына и освящение яблок, как дар Богу за благословение природы, давшей хороший урожай.

Еще о праздниках, именуемых в народе «спасами»:

  • Медовый спас
  • Ореховый спас

По народным наблюдениям погода на Яблочный Спас показывает, какой будет осень. Сухой день — сухие осенние дни и наоборот, а вот ясное солнышко станет предвестником суровой зимы.

Яблоки стали первой ступенькой к богатству миллиардера Рокфеллера, который начинал с торговли этими наливными фруктами.

Можно относиться к Яблочному Спасу, как к языческому празднику, но православные христиане видят в этом фрукте многогранность Божьей любви, проявляющаяся в богатстве, достатке, благословении, благополучии и свете христианской жизни.

об истории праздника Преображения Господня

Источник: http://molitva-info.ru/calendar/pravoslavnyj-prazdnik-yablochnyj-spas.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Когда Рождество по православному календарю

Закрыть