День Крещения Киевской Руси: Все, что нужно знать верующим
День Крещения Руси отмечают ежегодно 28 июля
112.ua
В этом году в воскресенье, 28 июля, в Украине отмечают 1031-ю годовщину Крещения Киевской Руси. Этот праздник имеет богатую историю и свои традиции. Обычно ко Дню Крещения Руси устраивают крестный ход и проводятся торжественные богослужения. Но обо всем по порядку.
По сути
В Украине праздник официально называется День Крещения Киевской Руси – Украины. Это государственный праздник, который был учрежден 25 июля 2008 года указом третьего президента Украины Виктора Ющенко. Отмечается ежегодно 28 июля.
Дата выбрана не случайно. По преданиям, именно в этот день в 988 году князь Владимир принял новую веру и вернулся в Киев, чтобы окрестить народ Руси. К слову, точную дату крещения так и не установили, ее отметили лишь предположительно. Это 14 августа (по старому стилю или 27 июля по новому) 988 года.
Экскурс в историю
Обращение в христианство было стандартной практикой Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками. Позже та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх Фотий I направил миссионеров в Киев.
Некоторые источники утверждают, в это время были крещены киевские князья Аскольд и Дир c «боярами» и некоторым количеством народа. Другие же заверяют, что первое крещение на Руси произошло во времена Василия I (867—886) и патриарха Игнатия (867—877).
Также отмечается, что первым правителем Киевской Руси, который официально принял христианство византийского обряда, стала княгиня Ольга. Она добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Также сообщается, что симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, который был убит варягами по приказу своего брата Владимира Великого, который в будущем и крестил Русь.
Из открытых источников
Известно, что князь Владимир решил крестить Русь из политических соображений, в первую очередь надеясь этим шагом объединить враждующие земли и укрепить собственную власть.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «Испытание вер». Тогда киевскому князю поступали предложения принять мусульманство, иудейскую веру, католичество, однако он остановил свой выбор на христианстве.
Впоследствии Владимир крестился в Херсонесе, приняв новое имя – Василий. Также он окрестил детей и подданных и женился на царевне Анне из Византии.
Массовое крещение народа произошло в Днепре. При этом не все были согласны отказываться от язычества, но их «убеждали». Иногда с помощью оружия.
Как отмечают День Крещения Руси в Украине
В Украинской православной церкви (Московского патриархата) заявили, что планируют проведение торжеств по случаю Дня Крещения Киевской Руси.
Так, 27 июля на Владимирской горке в Киеве провели молебен, после чего прошел крестный ход с чудотворными иконами и мощами святых.
На 28 июля в 09:00 состоится торжественная Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской лавры.
День Крещения Руси: молебен на Владимирской горке orthodox
В Поместной православной церкви Украины также анонсировали ряд мероприятий к празднику.
«Провести 27-28 июля 2019 общецерковные празднования 1031-й годовщины Крещения Руси-Украины: 27 июля днем — Всенощное бдение в Михайловском Златоверхом соборе Киева; 28 июля утром — Божественная литургия в Малой (Теплой) Софии, крестный ход к памятнику св. равноапостольному кн. Владимиру и молебен», – говорится в сообщении ПЦУ.
К слову, это будет первый крестный ход для ПЦУ, а проведет его, как ожидается предстоятель Поместной православной церкви Украины митрополит Епифаний.
Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/den-kreshheniya-kievskoy-rusi-vse-chto-nuzhno-znat-veruyushhim-501213.html
Крещение Руси — дата, причины, значение | Православиум
Рубрика: Православные святые
Одно из самых значимых событий в истории Руси – это принятие христианства князем Владимиром в 988 году и последующее крещение его подданных. Это решение со стороны князя не было сиюминутным или навязанным, но взвешенным и обдуманным стратегическим шагом.
Князь Владимир понимал, что для сплочения разрозненных племен и для укрепления власти требовалось прийти к общей религии. Хотя все народности и являлись языческими, но это не обладали религией в полном смысле.
Это был набор верований, обрядов, почитания божеств, заметно отличающихся у различных племен. Развитые страны того времени были монотеистическими и относились к Руси как к варварам.
Для укрепления международного авторитета требовалось принять религию, в которой почитался бы один Бог.
Памятник князю Владимиру — крестителю Руси
Возникает вопрос: кто первый на Руси принял христианство? Еще в 955 году, за 30 лет до князя Владимира, христианство принимает его бабка – княгиня Ольга. Крестилась она в Константинополе в храме святой Софии.
Княгиня Ольга, впоследствии канонизированная Церковью как равноапостольная, была одним из выдающихся государственных деятелей того времени. Сложно переоценить ее вклад в развитие христианства на Руси.
Когда князь Владимир советовался со своей дружиной принимать ли ему крещение или нет, дружина ответила, что если бы христианство было бы плохой религией, ее бы не приняла твоя бабка Ольга.
Выбор князем Владимиром новой государственной религии
Как гласит легенда, история крещения Руси началась с принятия в Киеве представителей главных мировых религий. Прибыли мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи, христиане Латинского обряда (католики) и христиане Восточного обряда (православные).
Эти религии исповедовали соседи Руси, поэтому это был выбор стратегического союзника. Политический шаг, который менял историю государства на столетия вперед.
Иудеям из Хазарии Владимир ответил примерно следующее: «как же вы других учите, если Вы отвергнуты Богом и рассеяны по чужим землям или и нам того же хотите?».
Ответ представителям ислама, запрещающего употребление алкоголя, гласил: на Руси есть веселие – пить, не можем без того жить. Западные христиане обряда натолкнулись на ответ: «Уходите, ибо и отцы наши не приняли этого». Скорее всего, имелось ввиду, что во времена Ольги часть русской знати приняла именно православие.
Князь Владимир отправляет свои посольства в эти страны, чтобы “испытать их службу”. После возвращения из Византии послы рассказывали, что были поражены красотой и величием храмов. Во время богослужений они не могли понять, где они находятся: на земле или на небе.
Послы присутствовали на Литургии в храме Софии в Константинополе.
Принятие крещения князем Владимиром
Византия была самым могущественным соседом Руси. Князь Владимир, как мудрый тактик, захотел сделать византийского императора своим союзником. Для этого было решено жениться на сестре императора, принцессе Анне.
В качестве принуждения к браку Владимир осадил Корсунь (Херсонес), город в итоге был взят. Византийскому императору пришлось принять условия Владимира и выдать за него принцессу Анну. Но с условием: Владимир должен принять христианство, за язычника она выйти замуж не может.
Так оформилось окончательное решение о крещении Руси князем Владимиром.
Князь крестился в Херсонесе 26 апреля 988 года, в великую субботу. Сейчас на месте крещения располагается собор святого Владимира. Перед совершением таинства произошло чудо: князь Владимир сильно заболел перед крещением и практически ослеп.
Но после троекратного омовения в купели прозрел не только физически, но и духовно. До принятия христианства князь Владимир был темпераментным язычником, приносивший жертвы богам. Жестоким воином, который всегда брал то, что пожелает, любил пиры и имел много наложниц.
Его сложно было назвать добродетельным человеком в христианском понимании этого слова.
После крещения в личности князя Владимира произошел серьезный перелом. Он распускает своих многочисленных наложниц. Устраивает пиры для бедных, приказывает еженедельно развозить обозы с едой тем, кто сам не мог прийти на пир, подает щедрую милостыню.
Владимир до конца жизни строго выполняет христианские заповеди, отказываясь казнить людей, боясь нарушить заповедь: “Не убий”. Начинает строить в Киеве церкви, выделяя на эти цели десятину из своих доходов.
Благодаря своей деятельности Владимир остался в народной памяти под прозвищем “Красное солнышко”.
Вслед за князем Владимиром христианство принимает его дружина, а затем и жители Киева, Новгорода и других славянских земель. Лишь племена вятичей не приняли христианство, в их землях сильно укоренилось язычество. Почти 300 лет потребовалось для искоренения язычества в этих местах.
Историческое значение Крещения Руси
Русь приняла христианство, тем самым определив вектор своего развития на столетия вперед. В политическом плане это решение помогло укрепить авторитет Руси среди европейскими странами, способствовало развитию связей с Византией и южнославянскими землями.
Христианство дало толчок к развитию образования на Руси, при монастырях открывались школы, иконописные мастерские, развивались ремесла. Развивалась архитектура, строились величественные храмы.
Крещение Руси способствовало укреплению государственной власти над разрозненными племенами. Именно принятие общей религии способствовало формированию единого народа. Запрещалось многоженство и позади оставались варварские обычаи и обряды.
Крещение Руси: самые распространенные мифы
От приверженцев неоязыческой идеологии в наше время можно услышать, что христианство навязывалось славянам силой и большую часть населения при этом убили. Это утверждение не имеет никаких объективных доказательств.
При массовом убийстве людей во время археологических раскопок были бы найдены их останки, но этого не произошло. Да и сложно представить, как малочисленная дружина князя Владимира расправляется с многотысячным населением страны.
Из всех земель лишь Новгород отказался креститься добровольно, но и там не было засвидетельствовано массовых убийств, а лишь единичные случаи.
Еще одним мифом считается утверждение, что после крещения погибла “высокая славянская культура”. Но если обратиться к археологии, то подтверждения этим словам найти сложно. Не найдено никаких подтверждений существования у славян собственной письменности. Только с принятием христианства появилась “кириллическая письменность”.
Так многие мифы и предположения о пагубном влиянии крещения Руси разбиваются о стену из исторических фактов и летописей, где находит подтверждение обратное.
День принятия христианства на Руси празднуется 28 июля, когда состоялось крещение населения Киева.
Источник: https://pravoslavium.ru/kreshhenie-rusi/
Когда было крещение Руси, история становления христианства
28 июля в России отмечается День Крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Такие изменения были внесены в закон 1 июня 2010 года.
Согласно православному церковному календарю, 28 июля отмечается день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015). Князь Владимир был именно тем человеком, который ввел христианство на Руси и стал ее крестителем.
Окрестили Русь в 988 году. Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги, сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Во главе Руси князь Владимир встал в юном возрасте, ему было всего 17 лет. Шесть лет длились его военные походы. Во время этих походов Владимир ещё был язычником и проводил время в битвах и шумных пирах. Но в какой-то момент все изменилось.
Вера и политика на Руси
Согласно «Сказанию об испытании или выборе вер», с 986 года к великому князю приходили многочисленные посольства. Они прибывали в Киев для того, чтоб распространить свою веру на Киевскую Русь, которая на тот момент еще была языческой.
Первыми Киев посетили волжские болгары, которые славили Магомета и советовали князю ввести Ислам на Руси. Позже прибыли посланники от папы из Рима и говорили, что князю стоит стать католиком. За ними прибыли хазарские евреи, говорившие о том, что истинной верой является иудаизм, одна из самых старых авраамических религий. Последними прибыли посланники из Византии. Именно они поведали князю о православии.
Сделать выбор было невероятно сложно, так как религия в то время во многом влияла на политику государства. Потому князь Владимир вынужден был отправить посланников в те страны, из которых прибыли многочисленные проповедники. Они побывали везде, но лишь патриаршая служба в Царьграде произвела на князя сильное впечатление.
Как на Руси внедрялось христианство?
Если верить «Повести временных лет», уже в 987 году Владимир окончательно уверился в том, что Русь должна быть крещена «по закону греческому». В 988 году князь захватил Корсунь, после чего сразу же потребовал у византийских императоров, являвшихся соправителями Василия II и Константина VIII, выдать за него сестру императора Анну. В противном случае известный своими военными подвигами князь пойдет на Константинополь.
Обязательным условием было крещение. Потому князь отрекся от старой веры и принял имя «Василий», а после — женился на царевне Анне. Князь Владимир сразу же отпустил многочисленных наложниц, а в Киев возвратился уже в компании греческих и корсунских священнослужителей.
В источнике, который позже был прозван «Крещатиком», князь Владимир крестил своих сыновей. Увидев действия князя, за ним последовали многочисленные бояре. Сразу же после этого князь приказал собрать идолов из главного киевского капища, изрубить их и пустить по Днепру. Позже все жители Киева по приказу князя пришли на берег Днепра.
«Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг», — сказал Владимир, и когда жители города собрались у реки, они приняли крещение.
Вслед за Киевом крестились и другие города Руси. Процесс этот был длительным и сложным, его сопровождали многочисленные восстания и народное недовольство. Язычники не готовы были отказываться от своей веры и всячески сопротивлялись. Сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века. Христианская вера стала тем фактором, который объединил земли Киевской Руси.
Источник: https://pronedra.ru/kogda-bylo-kreshhenie-rusi-443653.html
«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель
В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.
Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.
Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций.
Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».
И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.
- Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)
Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.
Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».
Выбор веры
Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.
«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян.
Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены.
К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.
- И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»
По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.
«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.
По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.
Земля Херсонеса
Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.
Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).
После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.
- В. М. Васнецов «Крещение Владимира»
«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса.
Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь.
А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.
Возникновение русского народа
Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер.
Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни.
И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.
По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.
«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.
До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.
Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.
«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.
Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.
Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.
- Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
- РИА Новости
«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.
По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.
Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.
Источник: https://russian.rt.com/science/article/540418-kreshenie-rusi-rol-istoriya
Что нужно знать о крещении руси
Первые христиане в Киеве. В.Г. Перов. 1880 г.
Ответ на вопрос, в каком году было Крещение Руси, должен знать каждый христианин. Крещение Руси было грандиозным событием, так как за короткий период времени произошли ключевые перемены, которые перевернули ход истории.
От решения одного правителя может зависеть участь всего народа. Так было и во время правления святого князя Владимира. О том, что необходимо его подданным принять именно православную веру, он пришел к такому решению не сразу.
У него были колебания между религиозными учениями, которые являются монотеистическими, то есть признают существование единого Бога, а не множества божеств.
То, что князь Владимир уже был склонен к принятию монотеистической религии, свидетельствует о его мудрости, как правителя и желании объединить свой народ.
Причины принятия христианства
При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них было то, что бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала распространить христианство на Руси.
Акимов Иван Акимович «Крещение княгини Ольги в Константинополе» 1792 Государственный Русский музей
Вторая причина носила прагматичные цели — князь почувствовал, что языческая религия с ее большим количеством богов, демонов и прочих мифических существ не очень соответствовала его государственным планам. Князь стремился объединить земли вокруг Киева, централизовать власть. Важным моментом процесса централизации было изменение мировоззрения. Сначала князь решил систематизировать почитание языческих богов, впоследствии решил выбрать для государства одну из монотеистических религий.
Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес.
Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов.
Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.
Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.
Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», — с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения.
Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.
Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении)
Владимирский кафедральный собор в Херсонесе
После того, как Владимир вновь обрел зрение, он стал смотреть на свою прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.
Выбор веры Владимиром
И. Е. Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822.
Племенные культы не могли создать единую государственную религиозную систему, так как языческий пантеон не мог объединить верования всех племён Древней Руси.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на питьё вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
После болгар пришли немцы (иностранцы) из Рима, посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Следующими были хазарские евреи, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В ответ на это он, зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, спросил, где их земля. Евреи были вынуждены признаться, что у них нет своей земли — Бог рассеял их по другим странам. Владимир отказался от иудаизма.
Было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, у немцев и у греков. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев они с восторгом сообщили князю: «Не ведали где мы есть — на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства по греческому обряду.
Какая вера была до принятия христианства?
До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее.
Изначально дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, князю Владимиру.
Однако, несмотря на то, что Русь была крещена, простые люди продолжали чтить русские языческие традиции, постепенно приспосабливая их к христианским. Таким образом и возникло русское православие – причудливое сочетание славянского язычества и христианства. Несмотря на это, Крещение Руси продолжает оставаться одним из самых значительных событий в истории русской культуры.
Когда отмечается праздник
День крещения Руси закреплён в законодательстве Российской Федерации «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России, и на укрепление российской государственности»
Отмечается ежегодно 28 июля, как «День памяти Святого равноапостольного великого князя Владимира» — крестителя Руси (15 июля по юлианскому календарю). Как и все памятные даты в России, «День Крещения Руси» выходным днём не является.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.
Источник: https://moiarussia.ru/chto-nuzhno-znat-o-kreshhenii-rusi/
День Крещения Руси 28 июля. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси — памятная дата, установленная в РФ в честь «важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности». Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.
Учреждение праздника
В православном церковном календаре 28 июля (15 по юлианскому календарю) является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. В этот день в церквях совершаются торжественные богослужения, проходят крестные ходы, проводятся праздничные концерты и выставки, посвященные событиям церковной истории.
В июне 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день памяти святого Владимира в число государственных памятных дат.
В августе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин поручили Министерству культуры разработать соответствующий законопроект. В мае 2010 года он был подписан главой государства.
История Крещения Руси
Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», обряд состоялся в византийском поселении в Крыму — Корсуни (греческое название — Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.
После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства.
В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей.
В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.
По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти.
Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус.
Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.
История празднования
На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события. Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев. По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.
31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира особенно отмечать значение православной культуры «в церковной и государственной жизни русского государства».
В 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В годы перестройки произошла либерализация политики советской власти по отношению к православной церкви, накануне юбилея ей были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле.
29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода РПЦ. В советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой. Церкви значительно облегчили издательскую и просветительскую деятельность.
В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.
Празднование за рубежом
На Украине День крещения Киевской Руси — Украины отмечается ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был установлен 25 июля 2008 года указом Виктора Ющенко, президента страны (2005-2010). В Белоруссии в день памяти святого князя Владимира 28 июля проходят торжественные церковные и общественные мероприятия (официального статуса день не имеет).
Источник: https://tass.ru/info/5407995
Имена и даты правления князей на Руси
player.myshared.ru
Все верховные правители на Руси положили многое в ее развитие. Благодаря власти древнерусских князей, страна строилась, территориально расширялась, снабжалась защитой для борьбы с врагом.
Построено множество зданий, которые сегодня стали международной историко-культурной достопримечательностью. Русь сменило десяток правителей. Киевская Русь окончательно распалась после смерти князя Мстислава.
Распад произошел в 1132 году.
Формировались отдельные, самостоятельные государства. Все территории потеряли свою ценность.
Князья Руси в хронологическом порядке
Первые князья на Руси (таблица представлена ниже)появились благодаря династии Рюриковичей.
Князь Рюрик
Рюрик правил Новгородцами около Варяжского моря. Поэтому имел два названия: Новгородский, Варяжский.После смерти родных братьев Рюрик остался единственным правителем на Руси. Состоял в браке с Эфандой. Его помощники. Смотрели за хозяйством, устраивали суды.
Правлени Рюрика на Руси пришлось в период с 862 года по 879 год. После, его убили два брата Дир и Аскольд, взяли во власть город Киев.
Князь Олег (Вещий)
vignette3.wikia.nocookie.net
Правили Дир и Аскольд недолго. Олег являлся братом Эфанды, решил взять дела в свои руки. Олег славился на всю Русь своим умом, силой, мужеством, властностью. Захватил в свои владения город Смоленск, Любеч и Константинополь. Сделал город Киев столицей Киевского государства. Убил Аскольда и Дира. Игорь, стал приемным сыном Олега и его прямым наследником трона. В его государстве жили варяги, словаки, кривичи, древляне, северяне, поляне, тиверцы, уличи.
В 909 году Олег встретил мудреца-волхва, который сказал ему:– Ты скоро умрешь от укуса змеи, потому что бросишь коня.Так случилось, что князь бросил коня, обменяв на нового, более молодого.
В 912 году Олег узнал, что его конь умер. Он решил съездить в место, где лежали останки коня.
Олег спросил:
– От этого, коня я смерть приму? И после, из лошадиного черепа выползла ядовитая змея. Змея его укусила, после чего Олег умер.Похороны князя длились несколько дней со всеми почестями, потому что его считали самым сильным правителей.
Князь Игорь
Сразу же, после смерти Олега, трон занял его пасынок (родной сын Рюрика) Игорь. Даты правления князя на Руси варьируют с 912 года по 945 год.Его главной задачей было – сохранить единство державы. Игорь защищал свое государство от нападения печенегов, которые периодически делали попытки в завладении Русью.
Все племена, которые состояли в государстве регулярно платили дань.
В 913 году Игорь женился на молодой девушке из псковитян Ольге. Он ее встретил случайно в городе Пскове. За время своего правления, Игорь потерпел не мало нападений и сражений. Воюя с хазарами, он потерял все свое лучшее войско.
После чего, ему пришлось заново создавать вооруженную защиту государства.
Еще читайте о том, каким был воин на Руси
И вновь, в 914 году, новое войско князя было уничтожено в борьбе с византийцами. Война длилась долго и в итоге, князь подписал вечный мирный договор с Царьградом. Жена во всем помогала мужу. Правила половиной государства.В 942 году у них появился сын, которого назвали Святославом.В 945 году князь Игорь был убит соседними древлянами, которые не желали платить дань.
Княгиня Святая Ольга
После смерти мужа Игоря, престол заняла его жена Ольга. Несмотря на то, что она была женщиной, смогла управлять всей Киевской Русью. В этом не легком деле ей помогали ум, сообразительность и мужественность. Все качества правителя собрались в одной женщине и помогали ей отлично справляться с правлением государства.Она отомстила жадным древлянам за смерть мужа. Их город Коростень вскоре стал входит в ее владения. Ольга является первой из русских правителей, принявших христианство.
Святослав Игоревич
im.kommersant.ru
Ольга долго ждала, когда сын повзрослеет. И достигнув совершеннолетнего возраста, Святослав полноправно стал правителем на Руси. Годы правления князя на Руси с 964 года по 972 год. Святослав уже в трехлетнем возрасте стал прямым наследником престола. Но так как физически не мог управлять Киевской Русью, его замещала мать, Святая Ольга. Все детство и отрочество, ребенок познавал военное дело.
Учился храбрости, воинственности. В 967 году его войско разбило болгаров. После смерти матери, в 970 году, Святослав устроил нашествие на Византию. Но силы были не равны. Он был вынужден подписать мирный договор с Византией. У Святослава было три сына: Ярополк, Олег, Владимир. После того, как Святослав вернулся обратно в Киев, в марте 972 года, молодой князь был убит печенегами.
Из его черепа, печенеги выковали позолоченную чашу для пирогов.
После смерти отца, престол занял один из сыновей князь Древней Руси (таблица ниже) Ярополк.
Ярополк Святославович
Несмотря на то, что Ярополк, Олег, Владимир были родными братьями, они никогда не дружили. Более того, постоянно воевали друг с другом.
Все трое хотели править Русью. Но в борьбе выиграл Ярополк. Отправил своих родных братьев за пределы страны. За правления, ему удалось заключить мирный, вечный договор с Византией. Ярополк хотел подружиться с Римом. Многие были не довольны новым правителем. Появилось много вседозволенности.
Язычники вместе с Владимиром (родным братом Ярополка) успешно захватили власть в свои руки. Ярополку не оставалось ничего, как просто бежать из страны. Он начал жить в городе Родень. Но спустя некоторое время, в 980 году, был убит варягами. Ярополк решил предпринять попытку захватить Киев себе, но все закончилось плачевно.
За время своего недолгого правления, Ярополку не удалось сделать глобальных перемен в Киевской Руси, потому что славился своей миролюбивостью.
Владимир Святославович
lampada.in.ua
Новгородский князь Владимир являлся самым младшим сыном князя Святослава. Правил Киевской Русью в период с 980 года по 1015 год. Был воинственным, мужественным, обладал всеми нужными качествами, которые должны были быть у правителя Киевской Руси. Выполнял все функции князя в древней Руси.
За время своего правления,
- соорудил оборону вдоль рек Десна, Трубеж, Осётр, Сула.
- Появилось много построенных красивых зданий.
- Сделал христианство государственной религией.
Благодаря большому вкладу в развитие и процветание Киевской Руси получил прозвище “Владимир Красное Солнышко”.У него было семь сыновей: Святополк, Изяслав, Ярослав, Мстислав, Святослав, Борис, Глеб. Он разделил свои земли поровну между всеми сыновьями.
Святополк Владимирович
Сразу после смерти отца в 1015 году стал правителем Руси. Ему было мало части Руси. Он хотел завладеть всем киевским государством и решил избавиться от своих родных братьев.Для начала по его приказу, нужно было убить Глеба, Бориса, Святослава. Но это не принесло ему счастья.
Не вызывая одобрения народа, его изгнали из Киева. За помощью в войне с братьями, Святополк обратился к своему тестю, который был королем Польши. Он помог зятю, но правление Киевской Русью продлилось недолго. В 1019 году ему пришлось бежать из Киева.
В этом же году покончил жизнь самоубийством, так как совесть мучила его, потому что убил родных братьев.
Ярослав Владимирович (Мудрый)
Правил Киевской Русью в период с 1019 года по 1054 год.Его прозвали Мудрым, потому что обладал потрясающим умом, мудростью, мужественностью, доставшимися ему от отца.Построил два больших города: Ярославль, Юрьев.С заботой и пониманием относился к своему народу.
Один из первых князей, который ввел в государство свод законов под названием “Русская правда”.Следуя своему отцу, разделил землю поровну между своими сыновьями: Изяславом, Святославом, Всеволодом, Игорем и Вячеславом.
Он с рождения воспитывал в них мирность, мудрость, народолюбие.
Изяслав Ярославович Первый
Сразу после смерти отца вступил на трон.Правил Киевской Русью в период с 1054 года по 1078 год.Единственный из князей в истории, который не смог справиться со своими обязанностями. Его помощником был его сын Владимир, без которого Изяслав просто сгубил бы Киевскую Русь.
Святополк
Бесхребетный князь принял правление Киевской Русью сразу после гибели отца Изяслава. Правил в период с 1078 года по 1113 год.
Ему с трудом давалось найти общий язык с древнерусскими князьями (таблица ниже). В его время правление случился поход на половцев, в организации которого ему помогал Владимир Мономах. Они одержали победу в сражении.
Владимир Мономах
После смерти Святополка, Владимир был избран правителем в 1113 году. Служил государству до 1125 года.Умный, честный, смелый, надежный, мужественный. Именно эти качества Владимира Мономаха помогли ему править Киевской Русью и полюбиться народом. Он последний из князей Киевской Руси (таблица ниже), которому удалось сохранить государство в первозданном виде.
Все войны с половцами заканчивались победой.
Мстислав и Распад Киевской Руси
Мстислав – сын Владимира Мономаха. Вступил на трон правителя в 1125 году. Он был похож на отца не только внешне, но и характером, способом правления Русью. Народ относился к нему с уважением.В 1134 году передал правление своему брату Ярополку. Что и послужило развитию смуты в истории России. Мономаховичи потеряли престол. Но вскоре произошел полный распад Киевской Руси на тринадцать отдельных государств.
Киевские правители сделали очень много для русского народа. За время своего правления, все старательно сражались с врагами. Шло развитие Киевской Руси в целом. Совершено много построек, красивых здани, церквей, школ, мостов, которые рушили враги, и все строилось заново. Все князья Киевской Руси, таблица, приведена ниже, сделали много, что сделало историю незабываемой.
Таблица. Князья Руси в хронологическом порядке
Имя князя | Годы правления | |
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13. | РюрикОлег ВещийИгорьОльгаСвятославЯрополкВладимирСвятополкЯрослав МудрыйИзяславСвятополкВладимир МономахМстислав | 862-879 гг.879-912 гг.912-945 гг.945-964 гг.964-972 гг.972-980 гг.980-1015 гг.1015-1019 гг.1019-1054 гг.1054-1078 гг.1078-1113 гг.1113-1125 гг.1125-1134 гг. |
Источник: https://perstni.com/magazine/history/imena-i-datyi-pravleniya-knyazey-na-rusi.html
Князь Владимир красно солнышко
Чужбина родиной не станет.
Гёте Иоганн Вольфганг
Князь Владимир красно солнышко, именно так называл народ этого правителя, родился в 948 году. Еще при жизни своего отца, Святослава, Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом.
Начало правления
В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Случилось это в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава. Народ почитал и любил этого человека. Его заслуги перед Русью сложно переценить. В результате той политики, которая сопровождала правление этого человека, народ стал называть его, не иначе, как Великим. За заслуги же перед церковью он был удостоен звания «равно апостольского».
В начале своего правления Владимир красно солнышко в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома — Перуна.
Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси.
Этим решение он фактически начал раздел страны, а также предпосылки для новых междоусобных войн.
Военные походы
В 981 году князь «Красно Солнышко» отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский.
Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалася в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву.
После этого настал черед другого постоянного противника — Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань.
В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.
Крещение Руси
Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство.
Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно.
Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена.
Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.
После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.
Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/vladimir_svjatoslavich.html
Викторина Крещение Руси. 15 вопросов с ответами | Send-Up | Сэнд Ап
28 июля православные страны будут отмечать 1030 лет крещения Руси. Специально к этому событию мы подготовили небольшую викторину. Викторина Крещение Руси составлена по доступным учебникам истории. Большая часть вопросов викторины взята из «Н.М. Карамзин об истории государства Российского», Москва, Просвещение, 1990 г. Викторина Крещение Руси не сложная и носит сугубо развлекательную цель.
Викторина «Крещение Руси». 15 вопросов с ответами
Великий князь Владимир Креститель
1. Как звали братьев князя Владимира?
Ответ:
Ярополк, после смерти отца княжил в Киеве и Олег, Святослав оставил ему Древлянские земли
2. Какой город Святослав оставил Владимиру на княжение?
Ответ:
Согласно воле отца Владимир Святославович должен был княжить в Новгороде
3. Как звали легендарную бабку князя Владимира Святославовича?
Ответ:
Княгиня Ольга, законная жена князя Игоря Рюриковича
4. Согласно летописям другие князья не считали Владимира ровней. Что явилось причиной призрения к Владимиру?
Ответ:
Матерью Владимира была ключница Малуша родом из города Любеч. Таким образом, Владимир Святославович был сыном рабыни. По языческим законам робичич (так в те годы называли несвободных людей) мог стать полноправным наследником
5. Как был назван князь Владимир в крещении?
Ответ:
В крещении Владимир был назван греческим именем Василий
Крещение земли Русской
6. Какой год принято считать годом крещения Руси?
Ответ:
Согласно Повести временных лет — это 6496 год от сотворения мира или 988 год н.э.
7. Согласно летописям на выбор веры князем Владимиром повлияла демонстрация византийским посланником некого артефакта. Что именно показал миссионер Владимиру Святославовичу?
Ответ:
Увы, придания не сохранили имени монаха – философа пришедшего из Византии. Точно известно (со слов летописца Нестора), что Владимиру была показана икона Страшного Суда.
8. Из какой страны на Русь поступали первые готовые переводы Святого Писания?
Ответ:
Из Болгарии
9. Известно, что Киев был первым городом земли Русской принявшим крещение. В каких водах крестили киевлян?
Ответ:
По приданию, это были воды Днепра и Почайны
10. Каким подвигом прославился князь Владимир став православным?
Ответ:
Владимир отменил смертную казнь. Однако уже через несколько лет вернул наказание обратно (согласно летописи в 996 году)
11. От какого события вела историю христианства русская церковная историография 19-го века?
Ответ:
От проповеди Андрея первозванного, приблизительно I век н.э.
12. С какого события начинается «Повесть временных лет»?
Ответ:
«Повесть временных лет» начинается с истории раздела земли сыновьями Ноя и перечислением народов, которые от них произошли. Русичей Нестор Летописец считает потомками Иафета
13. Кого на Руси впервые удостоили звания святой?
Ответ:
Князья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Святославовича стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
14. За что был убит святой князь Михаил Черниговский?
Ответ:
За отказ поклонятся языческим богам. Князь Михаил был жестоко казнен ханом Батыем, в 1246 году, в Орде
15. Чем знаменит луцкий князь Николай, Никола Святоша?
Ответ:
Никола Святоша стал первым из русских князей, ушедших в монастырь. Произошло это событие в 1106 (1107) году
Читайте, чтобы повысить эрудицию Крещение Киевской Руси.
Понравилась викторина Крещение Руси? Поделись ссылкой с друзьями.
Источник: https://send-up.ru/viktorina-kreshhenie-rusi/
Вклад первых правителей в христианизацию Руси
Более чем тысячелетняя история Российского государства неразрывно увязана с христианством. Момент крещения основного населения Древней Руси относят к 988 году и связывают с именем Великого князя Киевского Владимира.
Однако достоверно известно, что Христианство проникло на Русь задолго до этого события. Существует предание о том, что первым христианином прошедшим Русь от устья Днепра и до острова Валаам был сам апостол Андрей.
Остановившись у Киевской кручи, он установил деревянный крест и возвестил о том, что здесь воссияет истинная вера во Христа.
Тогда в землях восточных славян прочные позиции занимал родоплеменной строй с крепкими языческими устоями. Христианские проповедники и миссионеры могли склонить к принятию христианства отдельных купцов, воинов и обывателей, но не находили понимания в среде старейшин.
Их власть строилась на том, что они указывали своим родам что делать, отправляя религиозные обряды и принося жертвы. С разрушением родоплеменных отношений стали слабеть и позиции языческой религиозной системы. Право власти переходило к князьям, которые в первую очередь уже опирались на силу своих дружин.
Религия оставалась немаловажным фактором, но в условиях формирования государства требовало иной интерпретации.
Первый правитель Руси Рюрик и Христианство
Принято считать, что приход на Русь князя Рюрика на Русь является началом Русской государственности. Легендарная личность первого правителя Руси окутана тайнами, поэтому определить его отношение к христианству весьма затруднительно.
Есть свидетельства, увязанные с Ксантенскими анналами, что в 826 г. некий Рюрик (сын датского конунга) был крещен при участии короля франков Людовика Благочестивого. Был ли это Рюрик Новгородский (варяжский)? Точно сказать нельзя.
Как нельзя утверждать что-то определенное про отношение Рюрика к введению христианства на Руси.
Аскольд и Дир первые Киевские правители – христиане
Основываясь на византийских источниках можно смело утверждать, что первая попытка христианизации южной Руси была предпринята киевскими правителями Аскольдом и Диром.
Византийские хроники доносят до нас их просьбы к Константинопольскому патриарху, прислать в Киев священников. Вероятно, их отношение к христианству было самым благожелательным, возможно они и сами приняли крещение.
Если ситуацию домысливать логически, то возможно у Аскольда и Дира были планы на введение Христианства как государственной религии на подвластной территории.
Веротерпимость князя Олега Вещего
Во времена, когда Русью правил князь Олег, убивший Аскольда с Диром и перенесший столицу в Киев, христианская община здесь никак не умалилась. Князь носил прозвище «Вещий», что означало его тесную связь с языческим культом. Однако это обстоятельство не стало поводом для гонений на христиан. Впрочем, князь никак не выделял христианство из ряда других религий. Его нейтральность была своего рода вкладом в процесс проникновения Христианства на Русь.
Князь Игорь Старый и христианство
Правление Игоря Старого было так же связано с походами на Константинополь, правда, менее удачливыми по сравнению с Олегом Вещим. Если в русско-византийских договорах князя Олега не имеется упоминаний о христианах, то в договорах князя Игоря есть фразы про «крещеных» и «некрещеных» русских, не дерзающих нарушать обязательства перед греками.
При ратификации договоров участники соглашений клянутся: христиане – в храмах, а язычники на капищах. Это говорит о том, что в окружении князя Игоря значительную долю свиты, составляли христиане. Однако ввести христианство как государственную религию Руси Игорь Старый не смог, или не успел. Заметного вклада в христианизацию Руси Игорь не сделал.
Правительница Ольга – святая
Княгиня Ольга – первая, достоверно подтвержденная христианка – правительница Киевской Руси. Крещеная Византийским императором и Константинопольским патриархом Киевская правительница покровительствовала русским христианам.
Однако, о введении христианства на Руси, в качестве государственной религии речи не вела. Кто-то из приближенных последовал ее примеру, но на общую приверженность язычеству русичей это не повлияло.
Ее вклад во внедрение христианства в русскую религиозную жизнь был по-настоящему выдающимся.
Князь Святослав, истинный язычник
Святослав, воспитанный истовым язычником Свенельдом, придя к власти, разрушил церковь Святого Николая (позднее восстановленную).
Возможно, его походная жизнь была обусловлена стремлением быть подальше от Киева, где заправляли крещеные бояре, из окружения его матери. Его отношение к христианству не менялось до момента трагической гибели.
Вкладом Святослава во введение новой религии можно считать то, что он, в силу своей оторванности от Родины, не сильно мешал процессу христианизации на Руси.
Князь Ярополк Святославович нереализованные перспективы
За шесть лет своего правления Ярополк Святославович активизировал дипломатические связи с Оттоном II, германским императором, женился на дочери его близкого родственника. Никоновская летопись свидетельствует о приеме Ярополком послов от папы римского. Иоакимовская летопись говорит о том, что Ярополк симпатизировал христианам и дал им «волю
великую». Есть исторические версии о крещении князя Ярополка. В любом случае князь Ярополк способствовал созданию условий для введения христианства на Руси в качестве государственной религии.
Святой креститель Руси князь Владимир Святославович
Имя князя Владимира Святого одно из самых значимых во всей Русской истории. Уже в древнерусских летописях его называли равноапостольным. Ярый язычник в юности, запятнавший себя многими неблаговидными поступками, князь в зрелом возрасте пришел к принятию христианства.
В нем он увидел не только (и не столько) спасение своей души, а истинное благо для государства подвластного ему. Именно князь Владимир внес основополагающий вклад во введение христианства на Руси. Его наследники уже только укрепляли христианство, как государственную религию.
Православное Христианство – дар Бога святой Руси
Крещение Руси около 989 года стало актом введения Христианства как государственной религии, духовной основы многонационального народа, его населяющего. Этот шаг был важен не только для нашего Отечества, но и прежде всего, имел всемирно-историческое значение.
Последующая история Российской державы показала огромную позитивную роль православного христианства в становлении, выживании, возрождении и укреплении страны в разных жизненных ситуациях.
Вклад первых правителей Руси во введение православия на Руси ценен, но в разной степени.
Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/vklad-pervyh-pravitelej-v-hristianizaciju-rusi.htm
Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Где могло зародиться российское христианство, — в материале.
ДУШАНБЕ, 28 июл — Sputnik. В России и на Украине отмечается День крещения Руси.
Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Но когда именно и где? Это предмет ожесточенных споров между учеными.
О том, где могло зародиться российское христианство, — в материале РИА Новости.
«Церковь варяжская»
Хоть крещение киевлян произошло в 988 году, первый христианский храм в столице Древнерусского государства был построен гораздо раньше. Насколько раньше? Свидетельства об этом разнятся.
Например, заключение мирного договора между Русью и Византией в 944 году было символически скреплено участием сторон в богослужении «в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны».
Именно у стен этого храма, согласно летописям, совершалось массовое крещение в 988 году. Кроме того, археологи нашли многочисленные захоронения христиан, относящиеся к середине X века.
Но есть и другая версия. Из «Повести временных лет» известно, что примерно с 864 по 882 год Киевом правили варяжские дружинники Аскольд и Дир.
В 866-м они вместе со своим войском «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», и спустя некоторое время в Киеве появляется первая церковь — в честь Николая Чудотворца. О ней упоминается в связи с гибелью киевских правителей.
«И убили (слуги новгородского князя Олега — ред.) Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила — за церковью Святой Ирины», — говорится в «Повести временных лет».
Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает
Впрочем, историки спорят, существовала ли эта церковь вообще: археологических свидетельств не найдено, поэтому составитель «Повести» вполне мог упомянуть о храме своей эпохи — середины XI века.
Предание о пещерах
Вообще, письменных свидетельств о Руси в домонгольский период до нас дошло ничтожно мало. Отсюда — многочисленные предания о появлении христианства. Их достоверность нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.
Одна из загадок для ученых — пещерные храмы в Воронежской области. Самые необычные, буквально нерукотворные — в Костомаровском Спасском монастыре.
Говорят, их основали то ли бежавшие в III веке от римских гонений христиане, то ли торговавшие с местными племенами византийцы уже в VI-VIII веках.
«На Воронежской земле об этом есть устойчивое предание. Правда, оно ничем не подтверждается», — замечает в игуменья монастыря Елена (Золотухина).
Есть и другая гипотеза: пещерные храмы появились здесь лишь в XVII веке стараниями малороссийских казаков. Так было, например, со знаменитым Дивногорским монастырем, время основания которого более-менее доказано. А вот с Костомаровской обителью не все так просто.
Пять известных святынь, которые могут исчезнуть совсем скоро
«Относительно нашего монастыря у нас нет никаких документальных свидетельств о том, кем и когда он был создан. Это большая историческая загадка», — говорит игуменья.
Да и археологических исследований в обители толком не было. Поэтому вопрос, является ли Костомаровский монастырь древнейшим в России, остается открытым.
Загадочный лик
А вот про храмы Алании известно гораздо больше. Сейчас они считаются древнейшими на территории России.
В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. А в 916 году Аланское царство официально принимает крещение.
Свидетельством христианизации региона стали три храма в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия), где некогда, по мнению ученых, находился главный город государства — Магас. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет.
В середине XIX века археологи нашли неподалеку от храмов наскальное изображение, напоминающее лик Христа. С тех пор идут ожесточенные споры о происхождении фрески: когда, кем и для чего она была создана.
«Возможно, горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на молитву члены раннехристианской общины Магаса, пока христианство в Алании не стало государственной религией», — предполагает археолог Владимир Кузнецов.
Самый древний храм
Тем не менее храмы в Карачаево-Черкесии могут оказаться далеко не самыми древними на территории России.
В июле российские ученые впервые просканировали загадочную постройку в северо-западной части крепости Нарын-Кала в Дербенте, которая датируется примерно 300-м годом нашей эры.
«В мясе ничего плохого нет». Когда и для чего установили Великий пост
Здание высотой 12 метров почти полностью скрыто под землей, на поверхности виден лишь купол. Он-то и породил массу предположений о том, что это за строение.
Sputnik / Вадим Русу
Еще до сканирования существовали три версии: что это водохранилище, христианская церковь или зороастрийский храм. Но после выяснилось, что строение имеет форму креста, а это нехарактерно для резервуаров, где хранилась вода. Поэтому, с большой вероятностью, сооружение было культовым.
«Это здание во время постройки было целиком на поверхности, и оно стоит на самой высокой точке Нарын-калы. Ставить цистерну на поверхности, да еще на самой высокой горе? Это странно. Вопросов пока больше, чем ответов», — отмечает руководитель исследовательской группы Наталья Полухина.
Теперь ученым предстоит выяснить, кто молился в загадочном храме — зороастрийцы или христиане.
И если присутствие первых в IV веке в этом регионе зафиксировано в многочисленных хрониках, то о дербентской общине последователей Христа говорится впервые. Возможно, нас ждет сенсация.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190728/1029512375/gde-krestilas-russia-rus.html
Крещение Руси. Причины, ход событий, итоги
Христианство стало проникать на русские земли еще задолго до 988 года, когда князь Владимир официально крестил Русь.
- Людям требовалась мировая религия, которая помогла бы в установлении более тесных торгово-экономических связей со многими соседями, способствовала бы приобщению Руси к наследию мировой культуры.
- Появление письменности давало этому процессу дополнительный толчок. Письменность позволяла бы общаться с другими культурами, изучать историческое прошлое, национальный опыт, литературные источники.
- Христианство выглядело тем общим началом, которое было бы способно объединить Русь.
Многочисленные племенные культы и верования не могли справиться с задачей создания религиозной системы государства. Языческий пантеон не объединял верования племён, а разобщал.
Крещение Аскольда и Дира
Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.
Крещение княгини Ольги
Считается, что княгиня Ольга первой на официальном уровне приняла христианство по византийскому обряду. Историки полагают, что это случилось в 957 году, хотя называются и иные даты. Именно тогда Ольга официально посетила столицу Византии город Константинополь.
Ее визит был крайне важен с внешнеполитической точки зрения, так как она хотела не только принять христианство. Княгиня пожелала, чтобы Русь считали равной, достойной уважения. Ольга при крещении получила новое имя – Елена.
Ольга была талантливым политиком и стратегом. Она умело играла на противоречиях, существующих между Византийской империей и Германией.
Она отказалась послать часть своего войска на помощь византийскому императору в трудный час. Вместо этого правительница отправила послов к Оттону I. Они должны были наладить дипломатические связи и помочь учредить церковь на территории Руси. Византия быстро осознала, что такой шаг был бы стратегическим поражением. Государство пошло на заключение взаимовыгодного договора с Ольгой.
Ярополк Святославович и его внешняя политика
В.Н. Татищев, изучив Иоакимовскую летопись, пришел к выводу, что и князь киевский Ярополк Святославович также испытывал симпатию к христианству. Правда, исследователи подвергают сомнению летопись.
Археологические находки, свидетельствующие о начале распространения христианства
Ученые установили, что в некоторых погребениях середины Х в. присутствуют нательные крестики. Археологи нашли их на могильниках поселений, ранних городов. Исследователи находят в захоронениях и свечи — обязательный элемент погребального обряда христиан.
Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?
«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.
- В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
- Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
- Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.
Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.
Как князь Владимир крестился
Все та же «Повесть временных лет» описывает все подробности. В ней указывается, что в 988 году государь принял крещение. После правителя это обязаны были сделать простые люди. Присланное Патриархом из Константинополя духовенство крестило киевлян в Днепре. Не обошлось без стычек и кровопролития.
Отдельные историки утверждают, что крещение Владимира произошло в 987. Оно было необходимым условием для заключения союза Византии и Руси. Как и полагается, союз скреплялся браком. Князь получал в жены царевну Анну.
Но нельзя считать, что крещение случилось одномоментно. По сути, оно растянулось на столетия.
В 1024 г. князь Ярослав направлял войска на подавление восстания волхвов во Владимиро-Суздальской земле. «Сопротивлялся» и Ростов. Город насильно крестили только к к. XI века. Но и после этого язычники не перешли в христианство. В Муроме ситуация еще больше накалилась: вплоть до XII века здесь противостояли 2 религии.
Политические последствия крещения Руси. Что это дало?
Крещение имело для Руси огромное значение (особенно в цивилизационном плане).
- Оно открыло для Руси новый мир.
- Страна смогла приобщиться и стать частью духовной христианской культуры.
- Тогда еще раскол на Западную и Восточную церковь официально не произошел, но уже были понятны различия во взаимоотношениях власти с церковью.
- Князь Владимир включил территорию Руси в сферу влияния византийских традиций
Культурные последствия. Почему Русь стала богаче?
Принятие христианской религии дало толчок более интенсивному развитию искусства на Руси. На ее территорию стали проникать элементы византийской культуры. Крайне важным стало широкое распространение письменности, основанной на кириллице. Появились первые памятники письменной культуры, которые и сейчас могут многое рассказать о далеком прошлом.
С принятием христианства языческие культы потеряли поддержку со стороны великого князя. Они стали повсеместно уничтожаться. Идолы и капища, которые были неотъемлемыми элементами культовых сооружений языческих времен, разрушались.
Языческие праздники и обряды подвергались решительному осуждению со стороны духовенства. Но надо признать, что еще многие из них оставались живы столетиями. Двоеверие было распространенным явлением.
Впрочем, отголоски тех времен заметны и в современной культуре государства
Источник: http://SlawomirKonopa.ru/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8/