Ислам в Индии: прошлое и настоящее
Сегодня индийские мусульмане, если не затрагивать Кашмир, являющийся спорной территорией, живут относительно спокойной жизнью. Однако история ислама в Индии является долгой и драматичной.
Первыми из мусульман, которые появились в этой стране, были арабы, приплывшие сюда по морю на торговых кораблях. С конца VII века они стали селиться на индийском побережье. Ими и обращенными в мусульманство индийцами была образована община на Малабарском побережье.
Об истории и современном состоянии ислама в Индии будет рассказано в статье.
Возникновение и распространение
На северо-запад страны мусульманская религия стала проникать в период арабских завоеваний. Это время имеет название исламского периода в истории Индии. Он продолжался с конца VII и до конца XVIII века.
В него входит история исламских султанатов и параллельных им индуистских государств, продолжавшаяся до английской колонизации, а также история воевавших против англичан и мусульман маратхов.
Полное принятие
Полностью принятие ислама произошло в IX-XI вв. на территории современного Пакистана. Изначально в долине Ганга и на полуострове Индостан население еще не было затронуто мусульманством. Но жители побережья начали знакомство с ним через арабских купцов.
До 1001 года его влияние было еще незначительным. Затем последовали набеги Махмуда Газни на субконтинент, им был разрушен Сомнатх и захвачен Пенджаб. Следующая война исламизации прошла между 1526-м и 1858 годом. Тогда власть в Северной Индии была захвачена, пришедшими сюда тюркскими, персидскими и монгольскими воинами.
Требования Корана
Мусульманские заповеди, которые в нем изложены, объясняли вновь обращенным индийцам суть этой религии. Ее смысл в следовании воле и законам Аллаха. Чтобы стать истинно верующим, необходимо усвоить и проникнуться утверждением о том, что нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. А также нужно:
- Пять раз в день молиться, развернувшись лицом к Мекке.
- Совершать вместе со всеми пятничную молитву в мечети.
- Вкладывать в общину часть своего богатства.
- Раздавать бедным милостыню.
- Соблюдать пост в Рамадан.
- Совершить паломничество на родину пророка, в Мекку.
- Не пить вино и не есть свинины.
Кроме изложения в Коране мусульманские истины, которым должны следовать правоверные, отражены в Суннах. Этот источник ислама повествует о поступках пророка Мухаммеда, содержит его высказывания.
В целях общественной самореализации
Указанные мусульманские истины в первую очередь наиболее активно воспринимались самыми обездоленными слоями индусского населения. Таким образом, они надеялись на преодоление жестких запретов и кастовых ограничений, существовавших в традиционном обществе, и на социальную реализацию индивидуума. Массовым образом ислам был принят малоимущими крестьянами из дельты Ганга, на территории современного Бангладеш.
Что касается городской верхушки и купечества, то у них имелись свои соображения по поводу перехода в другую религию. Это могло облегчить им доступ ко двору местных мусульманских эмиров, которые теперь представляли собой новую региональную элиту.
Сколько мусульман в Индии?
После европейских вторжений в Индию распространение ислама с конца XVIII века начало ограничиваться. Его престиж ослабел, а влияние стало угасать. Однако в ряде независимых регионов, даже после произошедшего в 1949 г. раздела страны, сохранились мусульманские общины. С той поры за счет демографических причин их число возрастает.
Сегодня ислам является второй по значению религией в Индии после индуизма. Доля мусульман в общей численности населения страны приближается к 14 %, что составляет около 165 млн человек. Индийские мусульмане по своей абсолютной численности уступают лишь единоверцам, живущим в Индонезии и Пакистане. Доля исповедующих мусульманство в населении страны неуклонно возрастает, а это нередко ведет к противоречиям с индуистским населением.
В большинстве своем представители ислама в Индии – это люди, имеющие местное, индоарийское происхождение. Имеется лишь незначительный приток генов из Средней Азии и Ирана. Мусульманам предоставлено право следования исламским законам. Правительство страны выделяет субсидии, чтобы частично покрыть стоимость авиационных билетов, приобретаемых теми, кто совершает хадж.
Некоторые показатели уровня жизни
Мусульманское население страны характеризуется довольно низким уровнем грамотности. После того как политическая власть была утрачена в пользу британцев, а затем и представителей индуизма, доходы мусульман резко упали. Большинство их стало концентрироваться в старых городских кварталах, имеющих изношенную инфраструктуру, и получивших название исламских гетто.
Их женщины, в среднем по стране, рожают на одного ребенка больше, чем у индуистов. У первых этот показатель равен 3,7, а у вторых – 2,7. Эмиграционный поток этой части населения является незначительным. Это обусловлено ограниченным доступом к образованию и слабым участием в экономической жизни. Особенно это касается женщин. Согласно статистике, в период с 1991 по 2001 год численность индуистов возросла примерно на 20 %, тогда как количество мусульман – почти на 30 %.
Влияние на культуру
На жизнь и культуру Индии ислам оказывает очень большое влияние. Это в полной мере касается ее литературы, архитектуры, музыки и социального уклада. Их современные формы были приобретены под непосредственным воздействием со стороны исламской культуры.
Мусульмане живут почти во всех штатах Индии. Больше всего их насчитывается в Дели, а также в штате Джамму и Кашмир, в других областях, которые в древнейшие времена входили в Делийский султанат. Одним из важнейших проявлений ислама являются мечети в Индии, которые разбросаны по всей стране.
Они представляют собой образцы изящества и великолепия, которое при этом выглядит очень основательно. Самая большая из них – Пятничная мечеть в Дели. Каждую неделю, по пятницам, улицы, которые к ней прилегают, заполняются пестрым разнообразием верующих, идущих на обязательную молитву.
Особо выдающиеся памятники расположены в Агре, а также Джанупуре и некоторых других городах. Признанным непревзойденным шедевром живописи и архитектуры является Тадж-Махал.
Мавзолей-мечеть
Именно такой вид сооружения представляет собой Тадж-Махал. На карте Индии его можно найти в городе Агре, на берегу реки Джамна. Построили его по приказу Шах-Джахана, падишаха, возглавлявшего Империю Бабуридов. Он является потомком Тамерлана. Посвящен мавзолей-мечеть памяти жены падишаха, которую звали Мумтаз-Махал. Она умерла, когда рожала четырнадцатого ребенка. Здесь похоронен и сам правитель.
Кто был архитектором этого творения, доподлинно неизвестно. Иногда его приписывают Иса Хан Эфенди, известному архитектору из Персии. Другие придерживаются мнения, что это был другой мастер персидского происхождения, Устад Ахмаду Лахори, живший в Индии. Есть и третья версия, согласно которой мавзолей – работа Джеронимо Веронео, итальянского ювелира, жившего в Агре. Время строительства – 1630-1653 гг.
Тадж-Махал считают лучшим из примеров архитектуры, соответствующей стилю моголов. В нем сочетаются элементы таких архитектурных стилей, как индийский, персидский и арабский. В 1983 г. ЮНЕСКО признало его объектом Всемирного наследия, назвав жемчужиной искусства мусульман в Индии, которому высказывается восхищение во всем мире.
Мавзолей представляет собой сооружение, высота которого 74 метра вместе с платформой. Он имеет пять куполов, четыре минарета по углам. Чтобы в случае разрушения не повредить усыпальницу, минареты имеют небольшой наклон в сторону от нее. К мечети примыкает сад с бассейном и фонтанами.
Стены состоят из полупрозрачного полированного мрамора, который привозили к месту строительства с расстояния 300 км. На них имеется инкрустация из самоцветов. Среди них такие, как сердолик, бирюза, малахит, агат и другие. У мрамора есть одна особенность. В разное время суток его цвет визуально меняется. Днем, при ярком свете, он белый, во время утренней и вечерней зари – розовый, а в лунную ночь – серебристый.
Феномены взаимодействия
В результате длительного периода сосуществования индуистской культуры и культуры ислама в Индии произошло наложение традиций обеих религий друг на друга. Как следствие, возникли феномены, которые до сих пор играют важную роль в современной жизни таких стран, как Индия, Бангладеш и Пакистан.
Во-первых, это язык хиндустани. Он появился как результат вхождения в индийские диалекты множества заимствований из персидского языка. Долгое время он играл роль межконфессиональной нейтральной надъязыковой формы.
Во-вторых, это исламские касты. Они не предусматриваются Кораном, но существуют фактически. Представляют собой более мягкий вариант, чем индуистская кастовая система.
Источник: https://FB.ru/article/446750/islam-v-indii-proshloe-i-nastoyaschee
Где живут арабы? Страны арабского мира. История арабов :
Народ — это группа людей, объединенных какими-то определенными признаками, их насчитывается на Земле более 300. Есть многочисленные, например китайский, а есть и малочисленные, например, гинухцы, представительство которых даже не достигает 450 человек.
Арабский народ — вторая по численности группа людей в мире, около 400 миллионов человек. Населяют государства Ближнего Востока и Северной Африки, но также в последнее время они активно эмигрируют в Европу из-за войн и политических конфликтов. Так что это за народ, какова его история, и существуют ли страны, где живут арабы?
Откуда пошел арабский народ?
Предшественниками арабов являются дикие племена Африки и Ближнего Востока. Вообще первые упоминания о них были обнаружены в различных вавилонских письменностях. Более конкретные указания записаны в Библии. Именно в ней говорится о том, что в 14 веке до н.
э. в Заиордании, а затем и в Палестине появляются первые пастушеские племена из аравийских оазисов. Конечно, это достаточно спорная версия, но в любом случае ученые сходятся во мнении, что именно в Аравии зародился этот народ, и оттуда пошла история арабов.
Подавляющее большинство арабов исповедуют ислам (90%), а оставшаяся часть христианство. В 7-м веке, ранее никому не известный купец Мухаммед начал проповедовать новую религию. По истечению нескольких лет пророк создал общину, а позже и государство — Халифат.
Эта страна начала быстро расширять свои границы, и буквально через сто лет она простиралась от Испании через Северную Африку и юго-западную Азии до границ Индии.
В связи с тем, что Халифат имел огромную территорию, на подвластных ему землях активно распространялся государственный язык, благодаря чему происходил переход местного населения в культуру и обычаи арабов.
Широкое распространение ислама позволило халифатцам наладить тесный контакт с христианами, евреями и т. д., что посодействовало образованию одной из величайших цивилизаций в мире. В период ее существования было создано множество великих произведений искусства, произошел стремительный подъем науки, в том числе астрономии, медицины, географии и математики. Но в 10-м веке началось падение Халифата (государства арабов) из-за войн с монголами и турками.
К 16-му веку турецкие подданные завоевали весь арабский мир, и так продолжалось вплоть до 19 века, когда уже англичане и французы господствовали на территории Северной Африки. Только после Второй мировой войны весь народ, кроме палестинцев, обрел независимость. Они же получили свободу только к концу 20 века.
Мы рассмотрим позднее, где живут арабы в наши дни, а пока стоит остановиться на языковых и культурных особенностях этого народа.
Язык и культура
Арабский язык, официальный всех странах, в которых живет эта группа людей, относится к афразийской семье. Около 250 миллионов человек говорят на нем, а еще 50 миллионов человек используют его как второй язык. Письменность составлена на основе арабского алфавита, который незначительно изменялся за свою многолетнюю историю. Язык же трансформировался постоянно. Сейчас на арабском пишут справа налево, и в нем нет заглавных букв.
Вместе с развитием народа развивалась и культура. Свой рассвет она приобрела в период Халифата. Примечательно то, что арабы основывали свою культуру на основе римской, египетской, китайской и других, и в целом этот народ сделал большой шаг в развитии общечеловеческой цивилизации. Изучение языка и наследия поможет понять, кто такие арабы, в чем их ценности.
Наука и литература
Арабская наука развивалась на основе древнегреческой, по большей части на военном деле, так как обширные территории невозможно было захватить и защитить только с помощью людских ресурсов. В это же время открываются различные школы. Также возникают и научные центры благодаря развитию естественных наук. Большие успехи были достигнуты в исторических и географических направлениях исследований. Математика, медицина и астрономия получили большой скачок в развитии именно в Халифате.
Главным литературным произведением арабского мира является Коран. Написан он в виде прозы и служит основой религии ислам. Впрочем, еще до появления этой религиозной книги были созданы великие письменные шедевры. В основном арабы сочиняли поэзию. Темы были различны, например самовосхваление, любовь и изображение природы. В Халифате были написаны такие мировые произведения, которые популярны до сегодняшнего дня, это: «Тысяча и одна ночь», «Макамат», «Послании прощения» и «Книга о скупцах».
Арабская архитектура
Множество предметов искусства были созданы арабами. На начальном этапе сказалось влияние римской и византийской традиций, но со временем их архитектура приобретает свой неповторимый вид. К 10-му веку создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многочисленными залами, галереями с изящными аркадами. К данному типу относятся Мечеть Амира в Каире, где живут арабы уже многие сотни лет.
С 12-го века начинают приобретать популярность различные буквенные и растительные узоры, которыми украшали здания как снаружи, так и внутри. С 13-го века появляются купола. В 15-м веке основу украшения зданий составляет мавританский стиль, примером этого направления является замок Альгамбра в Гранаде. После завоевания турками арабского Халифата архитектура приобретает византийские черты, что сказалось на мечети Мухаммеда в Каире.
Положение женщин и религия в арабском мире
Нельзя ответить на вопрос: кто такие арабы, если не изучить положение женщин в их мире. Вплоть до середины 20-го века девушки были на самом низшем уровне в обществе. Они не имели права голоса, можно сказать, не считались за людей, но что интересно, отношение к матерям всегда было почтительное.
Сейчас, особенно в крупных городах, отношение к женщинам изменилось. Теперь они могут посещать школы, высшие учебные заведения и даже занимать высокие политические, государственные должности. Многоженство, которое разрешено в исламе, не быстро, но исчезает.
Редко сейчас встретишь мужчину, у которого более двух жен.
Что касаемо религии, то, конечно же, в основном арабы исповедуют ислам, около 90 процентов. Также небольшая часть — приверженцы христианства, в большинстве своем протестанты и небольшая часть православных.
В древности этот народ, как и большинство древних племен, поклонялись звездам, солнцу и небу. Почитали и отдавали дань они и наиболее известным и влиятельным предкам.
Только в 7-м веке, когда начал проповедовать Мухаммед, арабы активно начали переходить в ислам, и теперь их принято считать мусульманами.
Страны арабского мира
В мире достаточно большое количество государств, где обитает арабский народ. Страны, в которых подавляющее большинство населения — именно эта национальность, можно считать их исконными. Для них место жительства в большинстве своем находится в странах Азии. Набольшее представительство арабов в следующих странах: Алжир, Египет, Ирак, Иран, Саудовская Аравия, Йемен, Ливия, Судан и Тунис. Конечно, еще живут арабы в Африке и европейских странах.
Эмиграция арабов
На протяжении всей истории эта национальность перемещалась по всему миру, по большей части это связано с великой цивилизацией Халифата.
Сейчас же идет куда более активная эмиграция из стран Африки и Ближнего Востока арабов в Европу и Америку из-за нестабильной и угрожающей ситуации, которая сложилась в результате военных и политических конфликтов.
В настоящее время арабы-иммигранты распространены на таких территориях: Франция, США, Германия, Италия, Австрия и т. д. В России на данный момент проживает около 10 тысяч переселенцев, это одно из самых маленьких представительств.
Объединенные Арабские Эмираты
ОАЭ — известное, влиятельное и успешное арабское государство. Это страна на Ближнем Востоке, которая поделена, в свою очередь, на 7 эмиратов.
ОАЭ — одно из самых современных, продвинутых и богатых государств мира, считается лидирующим экспортером нефти. Именно благодаря этому природному запасу, Эмираты так быстро развиваются.
Только в 1970-х годах страна получила независимость, и за такое короткое время достигла огромных высот. Самые известные города ОАЭ, это Абу-Даби, столица страны, и Дубай.
Туризм в Дубае
Сейчас Объединенные Арабские Эмираты привлекают туристов со всех уголков света, но, конечно же, центром притяжения является Дубай.
В этом городе есть все: любой отдыхающий сможет удовлетворить свои желания, даже любителям горных лыж здесь найдется место. Лучшие пляжи, магазины и развлекательные центры. Самым известным объектом не только Дубая, но и всего ОАЭ, является Бурдж-Халифа. Это самое высокое сооружение в мире, высота которого достигает 830 метров. Внутри этого массивного сооружения размещены торговые площади, офисы, квартиры, отели и многое другое.
Самый большой аквапарк в мире находится тоже в Дубае. Здесь живут тысячи различных экземпляров животных и рыб. Заходя в аквариум, вы погружаетесь в мир сказки, чувствуете себя обитателем морского мира.
В этом городе всегда все самое крупное и большое. Здесь расположен крупнейший и красивейший искусственный архипелаг «Мир». Очертания острова копируют контуры нашей планеты. Сверху открывается великолепный вид, поэтому стоит отправиться в вертолетную экскурсию.
Таким образом, арабский мир – это захватывающая история, культура и современный образ жизни. Каждому стоит познакомиться с особенностями этого народа, отправиться в государства, где живут арабы, для отдыха и развлечений, ведь это удивительное и неповторимое явление на планете Земля.
Источник: https://www.syl.ru/article/367014/gde-jivut-arabyi-stranyi-arabskogo-mira-istoriya-arabov
Ислам и мусульманство — в чем разница? История вероисповедания
Ислам входит в тройку наиболее многочисленных и почитаемых мировых религий. И несмотря на то, что этому вероисповеданию не так много лет, как, к примеру, христианству, по количеству последователей религиозное течение стоит на втором месте. Многие из нас часто слышат и иное название, которое ассоциируется с этой религией. Одинаков ли смысл слов “ислам” и “мусульманство”, в чем разница между этими понятиями и есть ли она вообще?
Исторический экскурс
История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.
Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога. Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы.
Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) . Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения.
После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став «центром» ислама, который объединил всех арабов.
Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.
Ислам и мусульманство: зачем одной религии нужно два имени?
Оба эти слова происходят из арабского языка и оба, естественно, относятся именно к религии. Вся загвоздка в том, что “ислам” (по-арабски — الإسلام) – это истинное название религии, его этимология сводится к словам “принятие” и “примирение”.
А вот название “мусульманин”, или “муслим” (арабское — مسلم), характеризует приверженца ислама и дословно переводится как “тот, кто покоряется (предается) Аллаху”.
Однако при переводе их на другие, в том числе, славянские языки, возникла некая путаница, что привело к разночтению этих слов и чуть ли не сформировало у людей мнения о том, что это названия разных религий или же разных течений одного вероисповедания.
Таков ответ на закономерный вопрос о том, что такое ислам и мусульманство, в чем разница между ними и почему некоторые считают эти слова названиями разных религиозных течений.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1183807148419189330/islam-i-musulmanstvo-v-chem-raznitsa-istoriya-veroispovedaniya/
Конспект
Ислам, мусульманство — одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба — храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладавшие властью в Мекке, извлекали из этих посещений немалую выгоду.
Идея централизации культа витала в воздухе. В VI в. появилось движение ханифов, пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого бога. Новый бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах (ал или эл — общесемитский корень понятия «бог»).
Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового бога, но надолго удержать последователей не получалось.
Возникновение ислама
Мухаммед (570-632) выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле («ислам», «мусульмане» — от слова «покорность»). Мухаммед родился в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш.
После женитьбы на Хадидже он начал слышать божественные «голоса». Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка. В распространении новой религии большую роль сыграла семья нового пророка: жена, муж дочери Фатимы. Все потомки Мухаммеда — это дети Фатимы.
Вначале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии.
Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан — Иерусалиму.
Только после того, как евреи стали критиковать теологические и догматические высказывания Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.
Сила проповеди Мухаммеда была не в оригинальности и не в следовании канонам, а в том, что форме религии дал то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо,— призыв арабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.
Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных, занят (вначале примерно 2,5% общей стоимости имущества).
Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое.
Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний») со стороны богатых купцов.
Проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы: место древней реликвии в новой системе еще не было определено. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. «Городом пророка»). Это событие, называемое по-арабски «хиджра», т.
е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.).
Вырабатывая законоположения новой религии, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т. п. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.
В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.).
Тогда была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям.
Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п.
Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных.
К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей во имя торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили.
Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.
Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм, возникшие на основе спора о наследнике духовной и политической власти Мухаммеда.
Сунниты и шииты
Суннизм (от «сунна» — образ действий, поведение) — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным. При решении вопроса о главе мусульманской общины — об имаме-халифе — сунниты считают важным опираться на принцип выборности. Первые имамы после Мухаммеда были выборными.
Сунниты утверждают, что имамом может быть выбран любой правоверный мусульманин, отличающийся знанием Корана и соответствием его поведения предписаниям, изложенным в суннах — мусульманском священном предании, изложенном в хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна стала чем-то вроде комментария и пояснений к Корану.
Шиизм (от араб, «ши’а» — группа приверженцев) — одно из основных направлений в исламе. Шииты считали, что не Осман — соратник пророка, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занять место халифа. Таким образом, спор был о том, что важнее в передаче традиции: верность идее или признак крови.
Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков: заместитель пророка — халиф — не должен быть избираем людьми. В самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман («хариджиты» — вышедшие), склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, его следует избирать «по воле Аллаха и народа». В 661 г. Али пал от кинжала хариджита.
Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших их сторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все иные, в первую очередь, шииты, были в явной или скрытой оппозиции.
Один из сыновей Али и Фатимы Хасан смирился с суннитами, другой — Хусейн — нет, погиб в битве, стал мучеником шиитов.
Арабский халифат и исламизация
Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.
После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря на внутриусобицу, ислам распространяется.
Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено. К 750 г.
владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии.
Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.
Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились.
Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно.
Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским. В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль.
Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа.
Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).
Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.
Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верховным собственником всех земель халифата являлось государство.
Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу. Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения.
В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.
Это конспект по теме «Ислам. Мусульманство. Арабский халифат». Выберите дальнейшие действия:
Источник: https://uchitel.pro/%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC-%D0%BC%D1%83%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/
Десятки смертей и сотни калек. Почему индуисты восстают против ислама
МОСКВА, 28 фев — РИА Новости, Софья Мельничук. За четыре дня беспорядков в Нью-Дели погибли по меньшей мере 34 человека, еще около двух сотен жителей мусульманских районов пострадали. По сообщениям СМИ, местные больницы переполнены. Это крупнейшие волнения на религиозной почве за последние десятилетия. О том, что произошло, — в материале РИА Новости.
Мусульманам въезд запрещен
Громить мечети и принадлежащие мусульманам лавки радикально настроенные индуисты начали в воскресенье, 23 февраля. Спецподразделения полиции появились на улицах слишком поздно. Пока в столице шли погромы, премьер-министр Индии Нарендра Моди принимал президента США Дональда Трампа.
Глава правительства в ответ на упреки в бездействии призвал прекратить насилие: «Я обращаюсь к своим сестрам и братьям, чтобы они во все времена поддерживали мир и братство. Важно, чтобы как можно скорее восстановилось спокойствие».
В декабре парламент страны принял закон, упрощающий оформление индийского паспорта гражданами соседних государств. Правда, при одном условии: они могут быть индуистами, сикхами или христианами — кем угодно, только не мусульманами.
Это возмутило приверженцев ислама. Они сочли нововведение ущемляющим их права и противоречащим принципам светского государства и равенства всех религий в Индии. Моди ссылался на необходимость защитить представителей угнетаемых конфессий в Бангладеш, Афганистане и Пакистане, двойные стандарты в отношении мусульман признать отказался.
Но это далеко не единственная инициатива правительства, вызвавшая недовольство исламской части населения. В августе 2019-го пограничный с Пакистаном штат Джамму и Кашмир, единственный в Индии, где большинство жителей — мусульмане, лишили статуса автономии. Там прокатилась волна протестов, но до кровопролития не дошло.
В ноябре Верховный суд поставил точку в споре мусульман и индуистов вокруг участка земли в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш), из-за которого часто случались конфликты. Победили индуисты — им разрешили построить здесь храм бога Рамы, воплощения Вишну. Мусульманской общине под строительство мечети выделили другую территорию. Нарендра Моди назвал это решение «проявлением вековых духовных идеалов, традиций и духа братства».
Айодхья раздора
Нынешние протесты сравнивают с событиями более чем 30-летней давности. Интересно, что и тогда споры по поводу Айодхьи сыграли не последнюю роль.
Тридцать первого октября 1984 года телохранители-сикхи убили тогдашнего премьер-министра Индиру Ганди. Дочь первого главы правительства независимой Индии Джавахарлала Неру старалась соблюдать религиозный нейтралитет, но однажды дала добро на применение силы против разбушевавшихся в Амритсаре националистов-сикхов, за что и поплатилась.
После ее гибели обострилась политическая борьба между партией «Индийский национальный конгресс» и националистической «Бхаратия джаната парти» (БДП), которую сегодня возглавляет Нарендра Моди.
БДП опиралась на хиндутву — идеологию индуистского национализма, провозглашающую возвращение к «золотому веку индуизма». Националисты считают, что мусульмане, завоевавшие в Х веке страну с древней культурой, стали насаждать здесь свои ценности.
Чтобы привлечь избирателей, активисты «Бхаратия джаната парти» решили разрушить мечеть, построенную более четырех веков назад на месте храма Рамы. На «колеснице» в виде золоченого автобуса они направились в священный город.
Где бы ни проехала «золотая колесница», страдали мусульмане. Власти тщетно пытались взять ситуацию под контроль — погромщиков поддерживало население. Несколько тысяч человек, добравшихся до конечной цели, принялись демонтировать мечеть. Полиции все же удалось разогнать смутьянов, некоторые получили серьезные ранения. И все же в беспорядках погибло более тысячи последователей исламского вероучения.
Память об исламской «экспансии» многовековой давности до сих пор сильна в индуистском обществе, отмечает в разговоре с РИА Новости востоковед Алексей Куприянов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН. «Моди пришел к власти на волне поддержки индуистского большинства. С точки зрения индийских националистов, обращение в ислам — худшее, что случалось с Индией, и чем человек радикальнее, тем больше он ненавидит мусульман», — объясняет эксперт.
По словам собеседника агентства, в индийском обществе бытует множество мифов об исламе. Например, так называемый любовный джихад. Будто бы мусульмане намеренно влюбляют в себя девушек другой веры, берут их в жены и таким образом распространяют свое влияние.
«Есть такие же слухи о срыве последней переписи населения в 2011 году. Из-за проблем с подсчетом стало понятно, что какие-то регионы не охватили, и в итоге окончательные данные так и не опубликовали, — говорит Алексей Куприянов.
— Так возникла «легенда», что на самом деле перепись показала взрывной рост мусульманского населения, поэтому результаты не обнародовали.
Более того, число приверженцев ислама якобы продолжает расти — и рано или поздно это приведет к тому, что мусульмане захватят Индию, а правительство и власти это скрывают».
Единичные эксцессы
Предвзятое отношение к мусульманам некоторые политики используют в популистских целях. Резкие высказывания вызывали скандалы, потом звучали извинения. Но прибегают к таким способам завоевать доверие электората главным образом политики местного уровня.
Деятели статусом выше министра штата антимусульманскую риторику себе не позволяют, уточняет Алексей Куприянов. В верхах принципы секулярности и религиозной терпимости всячески подтверждают и делают на этом особый акцент.
Источник: https://ria.ru/20200228/1565297107.html