Что такое Макрух в исламе

В исламе: мусхаф

Предыдущая заметка, где коротко было упомянуто о том, что в турецких мусхафах есть какой-то недостаток задела некоторую часть читателей. Сразу поясню — речь конечно же не об определённой стране, а о правилах записи Корана, которые должны соблюдаться вне зависимости от страны выпуска.

Правила записи Корана, наука رسم المصحف веками передаётся из поколения в поколение и берёт своё начало с той записи, которую утвердил Усман, да будет доволен им Аллах, как единственно верную и которой эти мусхафы были записаны ещё до того, как были собраны.

Сразу нужно заметить, что записано было несколько экземпляров, каждый из которых отправился в определённую местность. Мелкие отличия (связанные с началом и концом некоторых аятов и не только) в них есть. Сейчас важно не это.

Важно то, что же хотели сохранить учёные при помощи науки о записи Корана?

Сохранить хотели именно количество букв и их порядок. Ни разновидность почерка, ни форма харакятов и т. п. нас не интересует. То, что беспокоит, — количество букв в мусхафе, записанном Усманом. Запись, с которой были единогласны сподвижники.

Почему до сих пор важно? Потому что Усман, отправив в разные страны по мусхафу, отправил с ними и чтеца и приказал, чтобы люди сравнили записанное ими с тем, что он прислал и, если нашли противоречие, сожгли свои записи и опирались в дальнейшем на его мусхаф. Это очень краткое изложение, не претендующее на полноту, но суть, я надеюсь, все уловили. Ни при Усмане, ни после него никто не пошёл в противоречие принятой записи.

Теперь давайте обратим внимание на то, как были записаны эти мусхафы. В них не было ни точек, ни огласовок (харакятов) и они были записаны так, чтобы любой вариант чтения отдельных слов был согласно этой записи приемлем.

Есть мнение, что точки и огласовки уже были известны арабам, и что убрали их с той же самой целью — для того, чтобы сохранить широту Милости Всевышнего Аллаха, которая включает в себя известные вариации чтения Корана.

Но, тем не менее, это то, что было принято единогласно сподвижниками, а основа этой записи была заложена ещё Зейдом ибн Сабитом, да будет доволен им Аллах, во время правления Абу Бакра, когда он собирал то, что было записано при Пророке, да благословит его Аллах и приветствовал, со строгими условиями, предъявляемыми к этим записям. Но в историю углубляться сейчас не будем.

И так, ни точек, ни огласовок. Даже значка хамзы ещё не было. как записывали?

Вы могли видеть фотографии мусхафа, который приписывают Усману, да будет доволен им Аллах. Одна из страниц приложена в начале этой записи. Точно ли это его мусхаф или нет — не известно. Но, чтобы было понятно, приближенно к современному шрифту, я записал суру аль-Фатиха так, как она была записана изначально.

Примерно так. Не берусь сказать, какие были значки между аятами и т. п., да и форма букв, как уже говорил, не так важна. Главное, что это именно те самые буквы и в том самом количестве.

Первые точки-огласовки

Дальше (по разным версиям разные люди, но мы остановимся на одном) Абу Асвад Ад-Дуали проставил точки-огласовки. Не те точки, которые помогают нам различать буквы, а те точки, которые потом превратились в чёрточки. И, если вкратце, точка сверху означала фатху, точка снизу кясру, а точка перед буквой — дамму. Получилось как-то так:

Опять же, очень приближенно.
Потом они превратились в чёрточки сверху, снизу и в маленькую букву و, означающую дамму.

Точки для иностранцев

Это те точки, которые помогают нам, иностранцам, не спутать ب и ت, и т. д. Само из название произошло именно от слова, указывающего на «не-арабов».

Потом появился ещё и значок хамзы и т. д. и т. п.

А буквы?

А буквы не менялись. Росло количество значков, помогающих в чтении, но не менялись буквы. Если нужно где-то прочитать не написанный алиф — обычно указывают на это вертикальной чертой (дополнительной, над буквами). Если какая-то буква пишется, но не читается, обозначают это дополнительным значком, но не стирают букву. Надеюсь, что задача ясна — сохранить количество букв, даже если они кажутся кому-то лишними или недостаточными.

Так записан мусхаф. Мусхаф Усмана. Сподвижники единогласно его приняли, сожгли всё, что записано иначе. Порой не все цели такой записи ясны. Не все они возвращаются к вариациям чтения, но все они сохраняются по сей день.

Бывает так, что слово رحمة пишется как رحمت; бывает так, что мы пишем «лишнюю» (казалось бы) букву и не читаем её, но пишем же.

Так вот. Например, аят из суры аль-Фатиха:

Записан именно так, а не иначе. Сколько бы вокруг чего не нарисовали, а буквы остаются неизменными. В этом аяте объяснение и цель такой записи ясна: большинство вариаций чтения подразумевает, что слово ملك читается именно так, без мадда, без протягивания после буквы «мим». Но имам ’Асым, имам Кисаи, Я’куб и Халяф передали это слово с маддом, поэтому в нашем мусхафе добавили значок-чёрточку, помогающую прочитать слово правильно, в соответствии с передачей Хафса от ’Асыма:

И так делается во всей оставшейся части мусхафа. Если нужно прочитать что-то, но буква эта стёрта в записи, значит указываем на это дополнительным значком, но никак не пишем дополнительную букву. Это мусхаф, мы его в таком виде передаём более тысячи лет. Если где-то на учёбе, не зная правил записи и т. д. кто-то пишет по современным правилам для облегчения — не проблема, но мусхаф для поклонения, чтения в мечетях, для заучивания должен оставаться мусхафом.

Уберите все значки, огласовки, точки из этого аята — вы получите ту версию, которую я показал вам в самом начале.

Другие мусхафы

Я получил следующего характера: «это глупость, мусхаф он и в Африке мусхаф!». Конечно, это и хотелось продемонстрировать. Давайте наберёмся терпения и пролистаем различные вариации, с разных типографий, в разных видах чтения.

Усложнённое задание: отмечайте также написание слова العالمين — итого на одной странице нас сейчас будут интересовать 2 слова. (Сразу замечу, что الصراط и صراط тоже к нашей теме относятся, но с ними дело обстоит проще. буквы «ра» и «та» не соединяются и между ними можно поставить чёрточку, которая будет даже полноценно похожа на алиф).

Но можно ограничиться сейчас словом ملك, которое мы читаем как مالك (ничего не подумайте, чтение правильно в обоих вариантах).

Мысленно убирайте все лишние значки, оставляйте только основу букв, фотографии можно листать:

Здесь вы видели африканские мусхафы, пакистанский, египетский, мединский и т. д. Кажется достаточно, 12 вариантов собралось.

Наука о записи Корана

Восток и Запад едины в том, какие буквы в мусхаф включать, а какие нет.

Учёные, которых Аллах избрал для сохранения Своей религии и Своей Книги побоялись за сохранность мусхафов, несмотря на множество появившихся их копий, так же, как в своё время побоялся Усман, да будет доволен им Аллах, возможной фитны и разногласий, и как в своё время побоялся Умар и абу Бакр того, что что-то из Корана будет потеряно или забыто.

То, что записано в мусхафах, по большей части не противоречит принятым правилам правописания. Некоторые места, подобные упомянутому, отличаются от принятых правил. Причина этого может быть ясной и не очень.

Учёные решили так, что раз мы в форме поклонения читаем отдельные буквы из Корана, не зная что за ними скрывается (как буквы в начале некоторых сур, например), то поклонением должно объясняться и то, что мы записываем мусхаф именно так, как он был записан во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Даже если в некоторых случаях это не соответствует установленным правилам правописания отдельных слов.

Учёные собрали все те места, в которых запись мусхафа Усмана не совпадает с привычными правилами письма, собрали это по разделам и с тех пор на эту тему было составлено немало трудов, охватывающих этот вопрос и помогающих сохранить то, как был записан мусхаф и как он должен записываться.

Один из важнейших трудов: «Аль-мукни’ фи ма’рифати марсуми масахифи ахли ль-амсар» (المقنع في معرفة مرسوم مصاحف أهل الأمصار), принадлежит перу величайшего имама своего времени Абу Амра ’Усмана ибн Са’ида Ад-Дани, который умер в 444 году по хиджре (Тем, кто уделил должное внимание изучению хотя бы чтения Корана, наверняка это имя уже знакомо).

По причине большой важности упомянутой книги, её точности и того, что она охватывает все необходимые вопросы, связанные с записью мусхафа, имам Абу Мухаммад ибн Фирру Аш-Шатыби из Андалуса изложил её в стихах, в небольшой поэме

При желании её можно послушать здесь, например:

Имам Аш-Шатыби в ней отдельно упоминает аят из суры аль-Фатиха, в котором стёрт «алиф» в слове ملك.

Это слово мы взяли только лишь для примера. Во всём Коране таких слов много, не только с алифом, но с различными другими добавленными или намеренно стёртыми при записи буквами.

Теперь посмотрим на слова العالمين и مالك здесь:

Первое отличие этого мусхафа в том, что написан он не в ручную (как приводимые выше в пример), а набран на компьютере. Но это мелочи по сравнению с тем, что вы уже наверное сами заметили. Лишний алиф в слове ملك и العلمين. Учитывая, что их добавляют именно «как слышится, так и пишется», можно добавить сюда ещё и два алифа в الصرط и صرط.

По примерным подсчётам таких добавленных алифов в этом мусхафе около 5000. Есть и некоторые другие противоречия той самой записи, которую так бережно учёные сохраняют на протяжении веков. И здесь мы не можем сказать «уберите этот значок и запись останется такой, какой должна быть».

Здесь добавлены буквы в середине слова, соединены с предыдущей и последующей буквами и т. д. Почему так сделали? Я объяснения не знаю и не нахожу. Можно было бы назвать это «учебным мусхафом», «для начинающих читать» и т. д., но других версий в продаже или на полках мечетей я просто не нашёл.

И дело не в стране, а в самом явлении.

Я долго искал и нашёл только лишь ещё один подобный мусхаф — это было издание какого-то европейского университета, видимо для востоковедов. Тоже набран на компьютере, тоже без соблюдения принятых правил. Для справедливости скажу, что им я тоже не рекомендовал бы пользоваться. Мы умрём, дети останутся. Сохранение таких версий — содействие потере знания, его скорейшему уходу.

Изучайте свою религию, свою историю, историю Книги, в которой Аллах обращается к нам. Изучайте саму эту книгу, не расставайтесь с ней, тогда вас не удивит, что кто-то говорит об имеющихся отличиях в какой-то стране или каком-то издании. Вы сами увидите эти отличия с первого взгляда.

Источник: http://vislame.ru/tags/mushaf/

Масх (обтирание) в исламе

Для понимания справедливости законов шариата нужно принимать во внимание определенную гибкость каждого из них. Один из таких гибкостей в Исламе – это Масх (с арабского — обтирание). Важно использовать эти канонические нормы при необходимости, так как благодаря этому мы получим облегчение в следовании повелениям Аллаха.

Масх – (в Исламе) это обтирание влажными руками над кожаными носками (Хуффы), чалмой, женским покрывалом и другими материалами в случае затруднения мытья какого-либо органа. Это облегчение для рабов Аллаха ради избегания стеснений и трудностей в следовании Его воли.

Сказал имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах: «В моем сердце нет ничего, касательно Масха». И в этом [вопросе] сорок хадисов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Смысл его слов: «В моем сердце нет даже из малейшего сомнения в его дозволенности».

Рассмотрим четыре вида Масха: над хуффами (кожаными или шерстяными носками), джабирой (подобие гипса при травме), чалмой и химаром женщин (женским покрывалом).

Масх над хуффами (кожаными или шерстяными носками)

Хуффы – это носки (или то, что одевают на ноги) из кожи или подобного ей материала и из шерсти и подобного ей материала, сквозь которые не видны стопы. Масх над хуффами дозволен по единогласному мнению исламских ученых.

Сказал аль-Хасан аль-Басри, да смилуется над ним Аллах: «Рассказали мне семьдесят [человек] из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что он совершал Масх над хуффами».

Мнения ученых также сошлись в том, что Масх над хуффами разрешен не только во время путешествия (сафар), но и даже во время нахождения в постоянном месте проживания, независимо была ли в этом нужда или нет.

Существуют следующие условия Масха над хуфами:

  1. Носки должны быть одеты только на чистые ноги (будучи с малым омовением) согласно хадису переданной аль-Мугирой: «Я был вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует)в путешествии, и нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, а он сказал: «Оставь, ибо я надел их на чистые ноги», и после этого совершил Масх над ними».
  2. Места, которые должны быть омыты при малом омовении (стопы до щиколоток) обязательно должны быть закрытыми хуффами.
  3. Хуффы должны быть приобретены или получены только дозволенным в Исламе способом (халяль). Также нельзя мужчинам протирать носки из шелка – так как они харам (запретны) для мужчин.
  4. Носки должны быть сделаны из чистого материала. Например, запрещены носки из кожи осла, свиньи, собаки и т.д.
  5. Есть определенные рамки времени, установленные шариатом: для путников – 3 дня и 3 ночи, а для оседлых — 1 день и 1 ночь.

Эти условия вывели ученые из текстов пришедшие от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и принятых в исламе научных правил. Они обязательно должны быть соблюдены при совершении Масх.

Как правильно совершить Масх над хуффами

Следует протереть [водой — то есть влажными руками] большую верхнюю часть хуффов, согласно хадису аль-Мугъира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, в котором он разъяснил как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал Масх над своими хуффами:

«Я видел [как] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирает (т.е. совершает Масх) над обоими своими хуффами — [и он протирает] над внешней их стороной».

Не позволительно протирать нижнюю часть ступни и пятки, и это не является сунной, согласно словам Али ибн аби-Талиба:

«Если бы религия была посредством разума, то достовернее было бы протирать (совершая Масх) не верхнюю часть хуффов а нижнюю, [но] я видел [как] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирает верхнюю часть своих хуффов».

Если же объединить между протиранием сверху и снизу, то Масх действителен с нежелательностью.

Масх нарушается из-за следующих причин:

  1. При большом осквернении (то есть, то, что обязывает совершить большое омовение).

    Сафуана ибн ‘Ассаля, да будет доволен им Аллах, сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказывал нам, когда мы были путниками, чтобы мы не снимали наши хуффы три дня и три ночи, кроме того, кто находится в большом осквернении».

  2. Когда место, которое должно мыть омыто при малом омовении открывается (ступня до щиколоток).
  3. При снятии одного или обоих хуффов. Большинство ученых не видят в этом разницы.
  4. При окончании времени, в котором разрешено совершать Масх. Как было указано выше — 1 день для оседлых, 3 дня для путников.

Масх над джабирой

Джабира — это шина из дерева или подобного ему, как гипс, которой обвязывают, фиксируют и закрепляют перелом для вправления, срастания и заживления. Над ней совершается Масх так же, как и в случае с хуффами. К этому направлению можно отнести и Масх над пластырем, повязкой, бинтом, которые накладываются над ранами. Это следует выполнять только при необходимости. Если необходимость пройдет, и придет время снять джабиру, то в дальнейшем совершать Масх над этим местом не разрешается.

Масх над джабирой отличается от Масха над хуффами тем, что он разрешен и при большом осквернении. Так как Масх над джабирой является вынужденностью, ученые считают, что нет разницы между большим и малым осквернением в этом случае. Он разрешен до тех пор, пока не исцелится то, что под ней.

Масх над чалмой

Чалма – это то, чем заворачивается или охватывается голова. Следующие хадисы является доказательством допустимости в Исламе Масха над чалмой.

Аль-Мугира ибн Шу’ба сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протер (сделал Масх) над своей чалмой и над челкой и двумя хуффами».

Он также передал хадис: «Что он (да благословит его Аллах и приветствует) протер над двумя хуффами и химаром»), то есть чалму». (Химар — это то, чем покрывают голову, например чалма и подобные вещи).

Для этого Масха не установлены какие-либо границы. Но было бы правильно проявлять предосторожность и протирать голову только после того, как было совершено малое омовение. Еще желательно ограничивать тем промежутком времени, в котором разрешено находиться в Масхе над хуффами.

Масх над химаром женщин (женским покрывалом)

Совершение Масха над женским покрывалом (головы) не разрешается кроме тех случаев, когда есть затруднения и преграды в его снятии. И это мнение является наиболее достоверной.

Масх также разрешено совершать и в том случае, если голова женщины покрыта (покрашена) хной и другими видами красок для волос. Подтверждением этого разрешения является действия Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Для ритуального очищения головы в Исламе есть много облегчений для мусульманской уммы (общины), начиная протиранием во время малого омовения и заканчивая различными видами Масха.

Источник: http://salyat.com/omovenie/masx

Что такое умра в Исламе

Каждый истинно верующий мусульманин знает, что такое хадж, но не все до конца понимают, что такое умра в Исламе. Дословно арабское понятие «умра» означает «посещение, визит». По предписанию, шариату, значит путешествие к Заповедной Мечети (Масджид аль-Харам) и обхождение Каабы, расположенной в Саудовской Аравии в городе Мекка.

Историческое значение умры

Что такое умра у мусульман по Корану? Конечно, умра – это лишь малое паломничество, которое не является таким же значимым, как пятый столп исламского вероисповедания. Однако, в Коране упоминается: «Совершайте хадж и умру ради Аллаха» (сура «аль-Бакара», аят 196). То есть призыв к совершению как большого, так и малого паломничества есть. Из-за чего некоторые учёные богословско-правовой школы считали умру обязательной, если у человека есть возможность.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто назвал комедию Данте Божественной

На важность и обязательность умры указывают и слова из мусульманского священного предания, сунны: Посланник пришёл к Пророку с вестью и сожалением, что отец его уже в возрасте, и он не в состоянии самостоятельно отправиться в религиозную поездку. На что Пророк Аллаха ответил: «Соверши хадж и умру за отца!».

Маликитский и ханафитский мазхабы остановились на мнении, что умра – это настоятельная сунна, желательное и предлагаемое для совершения по возможности хоть раз в жизни. В аятах Корана и хадисах при упоминании малого паломничества подчёркивается её особенности и достоинства, а не обязательность. Поэтому каждый вправе сам решать, как относиться и данному действу и когда его совершать.

Достоинства совершения умры

Верующим важно знать не только, что такое умра в Исламе, но и какую ценность она несёт, чем примечательна и важна.

По своим духовным посылам умра во многом схожа с главным путешествием. Однако, выделяют два важнейших блага для верующих:

  1. обряд очищения и освобождения ото всех греховных поступков проверками пути;
  2. испытания веры.

Посланник Аллаха говорил: «Всё, что от умры до умры является искуплением от грехов». То есть если мусульманин совершил поездку в умру, Всевышний простит все грехопадения. Это ли не главное достоинство малого паломничества.

Ритуалы умры

Действия паломничества делятся на составные и несоставные. Рукны – необходимые составные части целого, без которых целое теряет свою сущность. Ваджибы  – обязательные несоставные действа. Разница между первыми и вторыми заключается в том, что арканы нельзя простить с помощью выплаты штрафов, а вот ваджибы прощаются, и умра будет засчитана.

Рукны

Если хоть один из следующих пунктов не будет соблюдён, то умра не будет являться действительной.

  1. Ихрам – намерение вступить в малое паломничество. Вступление может быть совершено в любое время, кроме пяти дней месяца Зуль-Хиджа, которые отведены для хаджа.
  2. Таваф Ифада – ритуальное семикратное обхождение Каабы, кубической святыни внутри двора Запретной Мечети. Совершается только после большого и малого омовения и очищения от всего нечистого на коже, тканях одежды, обуви.
  3. Са’й – обряд прохождения меж вековыми горами Сафа и Мавра семь раз, от одной горы к другой и обратно.
  4. Изаляту Ша’ри – бритьё и подстригание волос. По традиции нужно отстричь пучок волос или хотя бы удалить три волоса. Но если вспомнить Пророка Мухаммада, то он полностью сбривал волосяной покров на голове. Поэтому следует придерживаться его действиям.
  5. Тартиб – строгое соблюдение последовательности исполняемых частей умры.

Ваджибы

Если хоть один из последующих пунктов не будет соблюдён, то человек должен заплатить штраф:

  • принести жертвоприношение (зарезать овцу);
  • или же соблюсти трёхдневный пост;
  • или же раздать шестерым бедным людям 3 са’а – это особая единица измерения, равная 2,5 килограммам.

Ихрам с определённого места (миката):

  • паломники из Медины совершают намерение в «Зуль-Халяйфе»;
  • египтяне, палестинцы, ливанцы, иорданцы, сирийцы, марокканцы – в местности «аль-Джухфа»;
  • путешественники из равнин Йемена – в «Яламламе», в девяноста километрах от города Мекка;
  • верующие с возвышенностей Йемена и территории Хаджаза – в «аль-Карне», на горе, также расположенной на расстоянии 90 км от священной земли;
  • иракцы и другие иностранцы – в селении «Зату Ирк»;
  • жители Мекки – в зоне «Харама»;
  • все те, кому не присвоена определённая территория, совершают намерение в девяноста километрах от Харама.

Опасаться всего, что запрещено во время вступления в умру:

  • носить сшитые одеяния;
  • покрывать голову (только для мужчин);
  • прикрывать лицо и кисти рук (только для женщин);
  • применять благовония и использовать парфюм, ароматические масла для волос, бороды;
  • удалять волосяной покров и стричь ногти;
  • совершать бракосочетание;
  • вступать в интимные связи;
  • охотиться, выдирать растения и срубать свежие деревья.

Теперь Вы знаете, что такое умра у мусульман, какие действия приемлемы, а какие недопустимы во время поездки. Да поможет всем верующим Всемудрейший Аллах в соблюдении предписаний Его!

Источник: https://www.ummatour.ru/articles/chto-takoe-umra-v-islame

Как мусульманке выйти замуж по всем правилам: никах и брачная ночь

В исламе желающие вступить в брак мужчина и женщина обязаны совершить обряд никах.

Что такое никах

По нормам ислама никах — это очень важное и знаковое событие. Никах — это союз, заключаемый между мужчиной и женщиной. С арабского слова никах или никях переводится как бракосочетание.

Никах имеет очень длительную историю, еще с давних времен мужчина, изъявлявший желание жениться на понравившейся девушке, должен был выйти на главную площадь (улицу) города или деревни и громко сообщить всем, что берет ее в жены.

AFP 2019 / Iroz Gaizka

Важно помнить, что никах не имеет юридической силы, впрочем как и схожие обряды в других религиях, например, венчание в христианстве. Поэтому после совершения никаха молодые людям обязательно нужно зарегистрировать свои отношения и таким образом сыграть официальную свадьбу — прийти в ЗАГС, поставить подписи в свидетельстве о браке, надеть друг другу на пальцы обручальные кольца и выйти из зала под традиционный вальс Мендельсона.

Никах состоит из нескольких этапов: сговор, сватовство (хитба), передача невесты в дом жениха (зифаф), свадебное торжество (урс, валима), фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Чтобы совершить никах, влюбленные должны выполнить несколько обязательных условий и подойти к этому событию со всей ответственностью.

Условия для никаха

Никах по шариату — брак между женщиной мужчиной, основанный в первую очередь на принципах гласности. Ислам не одобряет намерение пары жить вместе, не говоря об этом никому, это считается большим пороком. Важно, чтобы общество обязательно признало новую семью.

Никах может состояться только после выполнения нескольких условий:

1.Супруг должен быть совершеннолетним мусульманином.

2. Жених и невеста должны дать согласие на брак.

Все мазхабы, кроме ханафитского, настаивают на том, что условием действительности брака является добровольное согласие обеих сторон. Если невеста является девственницей, необходимо также согласие её опекуна.

За неполноправных и недееспособных решают хозяева, опекуны и посредники.

Вдова или разведенная женщина дает согласие на никах сама через доверенного.

3.Женитьба между родственниками строго запрещена.

Супруга не должна подпадать под категорию махрам (близкий родственник). К ним относятся: мать (в том числе молочная мать), бабушка, дочь, внучка, родная и молочная сестра, дочь родной сестры или дочь родного брата, сестра матери или сестра отца, тёща, бабушка жены, падчерица, мачеха и невестка.

Разрешено кровное родство не ближе третьей степени по боковым линиям.

4. Со стороны девушки на церемонии должен присутствовать как минимум один родственник мужского пола.

Свидетелями на свадьбе могут быть либо двое мужчин, либо мужчина и две женщины (в исламе голоса только двух женщин приравниваются к одному мужскому). Всеми свидетелями женщины не могут быть, в противном случае такой брак будет считаться недействительным.

Согласно шафиитскому, ханафитскому и ханбалитскому мазхабу присутствие на бракосочетании как минимум двух свидетелей мужского пола является обязательным условием законности брака.

Ханафиты полагают достаточным присутствие двух мужчин либо одного мужчины и двух женщин. Однако если все свидетели — женщины, такой брак расценивается ханафитами как недействительный. Важно отметить, что в ханафитском мазхабе справедливость свидетелей не является необходимым требованием. При этом ханбалиты и шафииты настаивают на том, чтобы эти свидетели были справедливы (адиль).

Что касается маликитов, то они считают допустимым произнесение брачной формулы без присутствия свидетелей. Однако факт первой брачной ночи при этом должен быть засвидетельствован двумя мужчинами, в противном случае договор о браке аннулируется и объявляется о разводе без права возвращения.

В джафаритском мазхабе присутствие свидетелей вообще не считается обязательным (ваджиб), оно лишь желательно (мустахабб). Если мужчина-мусульманин женится на не мусульманке, то свидетелями с ее стороны могут быть и не мусульмане.

Тем не менее, все пять перечисленных школ считают достаточным, чтобы о браке знал лишь узкий круг людей, оповещение широких слоёв общественности о совершившемся браке не обязательно.

5.Жених дает за невесту калым, то есть уплатить махр.

Имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака (никаха) называется махром. В древности калым предполагал, что это должен быть очень щедрый дар за красавицу, например табун лошадей или верблюдов. Сейчас же суммы подарков более скромные.

Жених должен сделать невесте подарок на сумму не менее 5 тысяч рублей. Чаще всего таким подарком бывает какое-то золотое украшение. Помимо этого, будущий муж обязуется выполнить любое пожелание невесты в будущем. Это может быть просьба купить квартиру, машину, приобрести другое имущество, главное, чтобы подарок имел стоимость не менее 10 тысяч рублей. 

Махр является одним из главных условий для заключения брака. Махр определяется во время сговора (хитба) по соглашению между представителями сторон брачующихся. В случае вдовства или развода по требованию мужа (таляк) махр остаётся у жены. Махр выплачивается непосредственно жене и является частью её собственности. На обязательность махра указывает 4 аят суры ан-Ниса.

В качестве махра могут выступать всё, что имеет какую-либо стоимость и на что может быть распространено право собственности. Это могут быть деньги, драгоценные камни или металлы, или любое другое ценное имущество. Если стороны не оговорили размер махра при заключении брачного договора, то в этом случае отдается установленный шариатом минимальный размер махра.

Так, в ханафитском мазхабе минимальный махр равен стоимости 33,6 граммов серебра или 4,8 граммов золота; в маликитском — три дирхема; в джафаритском мазхабе махром может служить, всё, что имеет хотя бы мизерную стоимость. Если супруги уже имели интимные отношения, муж обязан либо заплатить эту сумму, либо расторгнуть брак и выплатить половину от неё. Выплата меньшей суммы запрещено, даже если она оговаривалась до заключения брака.

Во всех суннитских правовых школ, за исключением маликитского, махр не является необходимым (фард) условием для заключения брака. Таким образом, если немаликит по каким-то исключительным причинам не сумел выплатить махр, то его брак не расторгается.

Время выплаты махра должно быть оговорено при заключении брака. Он может быть выплачен либо сразу по заключении брачного договора, либо путём разделения на части, либо при разводе. Махр может быть передан опекуну или доверенному жены, либо непосредственно жене. Неуплата махра в обусловленный срок дает жене право на условное расторжение брака (фасх), он продолжается впредь до его уплаты.

6. Мужчинам разрешено жениться только на мусульманках, христианках и иудейках.

Брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за за представителей иных вероисповеданий. Проводить никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно.

Количество жен в исламе ограничено четырьмя, поэтому человек, имеющий четырёх жён и желающий взять в жены ещё одну, обязан развестись с одной из прежних.

Полиандрия (многомужество) в исламе запрещено. Вдова или разведенная женщина прежде чем вновь выйти замуж должна выждать определённый срок «идда», в зависимости от мазхаба он составляет от 4 до 20 недель.

Требования к жениху и невесте в исламе

В исламе рекомендуется, чтобы муж и жена при совершении никаха соответствовали друг другу по возрасту и общественному положению. Предпочтительней всего жениться на дальней, а не близкой родственнице.

Произносящие формулу брачного договора мужчина и женщина должны быть вменяемыми и взрослыми, если только брак не заключается их попечителями.

При выборе невесты мужчинам рекомендуется обращать внимание на её религиозность, нрав, красоту, способность рожать и происхождение.

Сожительство с женщиной без заключения брака в исламе запрещено (харам) и считается прелюбодеянием (зина).

Никах между мусульманином и христианкой

Коран запрещает мусульманкам выходить замуж за немусульманина. Мужчинам-мусульманам запрещено жениться на язычнице или неверующей женщине, разрешено, но нежелательно жениться на христианках или иудейках.

Стоит отметить, что никах — это обряд, который проводится не только между мусульманами. К примеру, брак между мусульманином и женщиной, что исповедует другую веру, разрешается. Но в таком случае дети, рожденные в такой семье, могут воспитываться только согласно Корану.

Женщины, исповедующие ислам, как правило, не имеют возможности выходить замуж за представителей иных вероисповеданий.

Проводить никах и выходить замуж за «неверного» крайне нежелательно. При таких обстоятельствах девушке придется выбирать, что ей важнее — вера или любимый человек. Если же ее жених добровольно принял ислам, никах разрешается.

Этапы бракосочетания в исламе

Порядок бракосочетания в исламе сложился на основе доисламского семейно-правового комплекса. Его разработкой занимались исламские правоведы первых веков ислама.

Бракосочетание состоит из нескольких этапов:

  • Первый этап — сговор, сватовство (хитба).

Шариат обязывает жениха, прежде чем жениться, посмотреть на женщину, к которой он собирается посвататься. Это необходимо и для того, чтобы женщина познакомилась с мужчиной, которому предстоит стать её мужем, и для того, чтобы у жениха было ясное представление о его будущей жене.

Мужчине разрешается посмотреть на женщину независимо от того, даст она на это своё разрешение или нет. Он может делать это неоднократно, однако ему дозволено смотреть только на ее лицо и кисти рук.

Жених сам или через доверенного делает предложение доверенному невесты (отцу или опекуну) и договариваются об имуществе, выделяемом мужем жене (махр) и других условиях, входящих в брачный договор (сига).

  • Второй этап — передача невесты в дом жениха (зифаф).

Если невеста ещё ребёнок, то её передача откладывается до достижения ею совершеннолетия (13-15 лет).

Данный обычай относится к числу узаконенных шариатом.

  • Третий этап — свадебное торжество (урс, валима).

Во время свадебного торжества оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).

  • Четвертый этап — фактическое вступление в брачные отношения (никах).

Бракосочетание желательно провести в мечети. Брачный договор заключается при свидетелях, коими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин согласно ханафитскому мазхабу. После этого никах считается свершившимся.

Как проходит обряд никах

Обрядность бракосочетания зависит от достатка и общественного положения семей брачующихся и от местных обычаев. Мусульманам по возможности желательно пригласить на свадебную трапезу друзей и родственников.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/world/20141103/1013208085.html

Что такое харам в шариате? Примеры харама. Халяль и харам :

Как известно, мусульмане составляют значительную часть населения в нескольких регионах России. Несмотря на это, многие элементы религиозной культуры остаются неясными для последователей иных верований. Иногда в их речи можно услышать неизвестное для людей, которые не связаны с исламом, понятие «харам». Что обозначает это слово, мы попробуем выяснить.

Для начала стоит определиться с другим понятием — «шариат». Это свод правил, основанный на Коране, который обязателен для выполнения мусульманами.

Эти правила в основном определяют совесть и нравственность последователей Мухаммеда и в меньшей мере регламентируют повседневную жизнь человека.

Шариат скорее устанавливает общие ориентиры, которых следует придерживаться муслиму в быту, а конкретизирует поведение несколько другая система норм – фикр. Иными словами, шариат – это закон, который дан людям Богом и который должен исполнять всякий истинно верующий мусульманин.

Что такое харам

В системе шариата харамом называют различные недопустимые и запрещенные действия. Любой из этих запретов может быть доказан при помощи авторитетных религиозных источников, в первую очередь Корана и хадисов (предания о словах или действиях пророка Мухаммеда, которые поясняют ту или иную сферу жизнедеятельности). Все, что является дозволенным, способствует благу человека, запретное же, соответственно, идет ему исключительно во вред.

Происхождение термина

Иногда считают, что харам является аналогом христианского термина «грех», однако это не так, поскольку, например, существует мечеть под названием Аль-Харам. Слово это с арабского можно перевести как «священный», «запретный». Родственные слова, означающие примерно то же, встречаются в иврите и в эфиопском наречии.

Запреты в пище

В этой сфере основными терминами будут «халяль» и «харам». Первое слово достаточно хорошо знакомо нам, поскольку его часто можно видеть на упаковках мясной продукции. А что такое харам, мы уже успели узнать.

Халяльное – все, что разрешено и дозволено. Как видно, этот термин относится, равно как и харам, ко всем сферам жизни человека, но наиболее часто его ассоциируют с пищей.

Харамной же пищей являются запретные продукты, такие как кровь, мясо нечистых животных: свиней, всеядных и хищных существ, мясо животных, которые были забиты без восславления имени Аллаха или умерли своей смертью. Кроме того, нельзя принимать в пищу мясо больных или беременных животных.

На весь этот запрет существует явное и недвусмысленное указание в Коране. Также нельзя есть испорченную пищу.

Оборудование, на котором производят халяльную продукцию, не должно соприкасаться с нечистым мясом, а в противном случае его необходимо очистить и тщательно отмыть водой три раза.

Надо сказать, что в настоящее время существует большое количество кафе, ресторанов, где предлагают дозволенную пищу, точно так же, как и производителей мясной продукции, специализирующихся на халяльном мясе. В сущности эта пища соответствует нормам здорового и правильного питания, и в ней не содержится различных вредных добавок.

Кроме того, запрет на подобную пищу имеет под собой и другие обоснования. Так, мясо хищников может быть переносчиком различных заболеваний от тех животных, которыми они питались. Свинина также является переносчиком инфекций.

Однако существуют и редкие исключения: мусульманину может быть позволено есть харамные продукты, если он голодает, и это может стать причиной болезни или даже смерти. В такой ситуации он может съесть немного запретной пищи, пока не найдет что-то разрешенное, чем сможет утолить свой голод.

Третья категория

Кроме харама и халяля существует третья разновидность действий – макрух. Это более мягкая, чем харам, форма запрета, но действия, подпадающие под эту категорию, также строго порицаются и наказываются. Таким образом, мы выяснили, что такое харам – то, что находится под категорическим запретом Аллаха. Существует две разновидности макруха: одна из них наиболее близка к греху и считается таковым, а другая – нежелательные действия, более близкие к халялю.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приняли христианство в Армении

Виды харама

Он может быть двух видов. В первом случае это запретные действия, которые являются таковыми по своей сути: убийство, клевета или, например, воровство. В других случаях это так называемые харам лигайрихи, действия, которые могут в итоге привести к греху. Например, нельзя смотреть на обнаженные части тела женщины, поскольку это может привести к прелюбодеянию, считающемуся греховным.

Две разновидности

Кроме того, существует параллельная классификация. Харам зульми приводит к причинению вреда окружающих людям, кроме самого совершающего действие (например, воровство).

Здесь человек должен искренне раскаяться и получить прощение тех, кому он тем или иным образом причинил вред. Другой вид — харам гайри-зульми наносит вред исключительно совершающему (употребление в пищу недозволенных продуктов).

В этом случае человеку необходимо раскаяться в содеянном и в будущем ни в коем случае не ступать на запретный путь.

Примеры харама

Наиболее известными запретными действиями являются поступки, осуждаемые и в других мировых религиях также, – это убийство, кража, ростовщичество, прелюбодеяние, клевета, азартные игры, гомосексуализм и другие.

Однако, например, убийство может быть позволено, если тому сопутствуют определенные обстоятельства. Оно не будет харамом, если убит оказался человек, напавший на мусульманина с целью как раз таки убийства, или неверный, сраженный во время джихада – священной войны, или если убийца – палач, выполняющий свои обязанности. Убийство же человека, верующего в Единого Создателя, является, напротив, очень большим грехом.

Также харамом в исламе является идолопоклонничество, бегство с поля боя, посягательство на имущество сироты, менее значительным – принятие пищи из золотой или серебряной посуды, для женщин — ношение прозрачной и облегающей одежды, для мужчин — шелка и золота, женщине нельзя быть похожей на мужчину, а мужчине, в свою очередь, на женщину.

На алкоголь наложен строгий запрет, поскольку его употребление способствует высвобождению пороков в человеке, лишая его разума. Также распространяется запрет на торговлю вином и, в принципе, любое соприкосновение со спиртным. На употребившего вино один-единственный раз налагается наказание. Категорически нельзя издеваться над людьми, причинять им боль любого характера.

Под запретом находятся аборты.

Специфика харама

Стоит сказать, что харам может несколько различаться в зависимости от местных традиций, но исключений для него нет – список запретных действий распространяется на всех. Человек, отвергающий его, лишается благословения Аллаха и переходит в стан неверующих. Согласно Корану и Сунне в общей сложности может быть около 55 видов действительно тяжких грехов, подпадающих под категорию харама.

Запрещать и позволять совершать что-либо находится исключительно в прерогативе Аллаха, поэтому новых правил в исламе не создается, и в сложных ситуациях опираются лишь на авторитетные книги.

Когда можно нарушить харам

Как и в случае с конкретным запретом на убийство или на недозволенную пищу, в целом могут быть и исключения. Это шариат допускает.

Если обстоятельства вынуждают поступить так, что другого выхода, кроме харама, нет и человек оказывается бессилен перед обстоятельствами, вынуждающими его поступить определенным образом, то он может быть дозволен. Но это должна быть совсем крайняя ситуация, и даже здесь человек не должен скатываться в пучину греха.

В частности, это относится к современным лекарственным препаратам, некоторые из которых содержат химические вещества из крови и частей тел животных, но мусульмане часто апеллируют к тому, что в запрещенном Аллахом исцеление найти невозможно.

Однако стоит сказать, что благие намерения, ради которых человек может совершить недозволенное, не являются оправданием харама. Он в любом случае остается действием, за которое придется понести наказание в ином мире, если не исправить его в мире земном.

Итак, в этой статье мы изучили, что такое харам и каково положение этого термина в исламе.

Источник: https://www.syl.ru/article/363142/chto-takoe-haram-v-shariate-primeryi-harama-halyal-i-haram

Что значит Сунан-аль-фитра в исламе и Как делает омовение- фикх

Действия, которые соответствуют природе человека (сунан уль-фитра).

Врожденные качества, которые украшают человека наилучшим образом и подчеркивают его красивое естество (преславен Аллах, Творец всего сущего).

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Десять вещей являются естественными: подстригание усов, отращивание бороды, использование сиуака (зубочистки), промывание носа водой, подстригание ногтей, омовение суставов пальцев, выщипывание волос под мышками, сбривание волос лобка, подмывание и полоскание рта” [Приводится у Муслима].

1. Сиуак (зубочистка)

Сиуак (зубочистка)

Зубочистка, которая изготавливается из ветвей и корней дерева арак. Очищает и отбеливает зубы, обладает бактерицидным свойством, дает полости рта свежесть.

Использование сиуака является сунной, независимо от времени.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Сиуак очищает (полость) рта и вызывает довольство Аллаха” [Приводится у Ахмада]

Использование сиуака особенно желательно:

1. Во время совершения малого омовения и перед молитвой

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы им использовать сиуак (зубочистку) при каждом омовении” [Приводится у Ахмада].

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также сказал: “Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы им использовать сиуак (зубочистку) перед каждой молитвой” [Хадис согласован].

2. Перед совершением молитвы

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы им использовать сиуак (зубочистку) перед каждой молитвой” [Хадис согласован].

3. Перед тем, как зайти в дом

Передается от аль-Микдама, который передает от своего отца, который сказал: “Я спросил у Аиши, да будет доволен ею Аллах: “С чего начинал пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда заходил в дом?” Она ответила: “С сиуака”“ [Приводится у Муслима].

4. Использование сиуака при пробуждении ото сна

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: “Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поднимался ото сна, он всегда очищал рот зубочисткой” [Приводится у аль-Бухари].

Передается от Али, да будет доволен им Аллах, что он повелевал использовать сиуак.

Он сказал: “Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Когда раб (Аллаха) использует сиуак, и встает на молитву, ангел встает позади него, вслушиваясь в его чтение и приближаясь к нему так, что уста его касаются его уст (читающего).

И не выходит из его уст что-либо из Корана, без того, чтобы оно не оказалось в чреве ангела, так очищайте же уста свои для (чтения) Корана”. [Приводится у аль-Баззара]

Многочисленные пользы сиуака

Многочисленные пользы сиуака: Служит очищением в мире этом и вызывает довольство Аллаха в мире ином; укрепляет зубы, укрепляет десна, освежает дыхание и дает бодрость рабу Аллаха и т.д. Сиуак (зубочистка) Полоскание рта.

Глубокое и тщательное полоскание ротовой полости водой.

Промывание носа.

Вбирать в нос воду, тщательно его очищая.

Полоскание рта Промывание носа

3. Подмывание

Подмывание

Удаление следов скверны с половых органов или заднего прохода с помощью чистой воды.

Это действие дает верующему чистоту и красоту, отличает верующего от неверующего, и при этом соблюдается сунна.

5. Отращивание бороды

Отращивание бороды, не сбривая ее.

Запрещается сбривание бороды, так как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал отращивать бороду.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Подстригайте усы и отпускайте бороды, и не уподобляйтесь огнепоклонникам” [Приводится у Муслима].

6. Сбривание волос на лобке

Сбривание волос на лобке.

Сбривание волос вокруг половых органов.

Польза сбривания волос на лобке

Медициной научно доказана польза сбривания волос на лобке. Сбривание волос на лобке один из элементов здорового образа жизни, оно препятствует всяческим воспалительным процессам кожи, поддерживает чистоту и гигиену половых органов. Обрезание крайней плоти.

Обрезание кожи, которая закрывает головку полового члена у мальчиков и мужчин.

Женское обрезание.

Удаление частички излишней кожи, которая находится в верхней части входа во влагалище.

Мужское и женское обрезание. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал Умм Атийи: “Не впадайте в крайность при обрезании; так лучше для женщины и более нравится ее мужу”. [Приводится у аль-Хакима]

Мудрость обрезания для мужского пола состоит в том, что удаляется та часть кожи полового члена, на которой зачастую собираются нечистоты. Поэтому с помощью обрезания достигается максимальная гигиена.

Мудрость женского обрезания заключается в том, что оно сохраняет интимное здоровье женщины и улучшает качество половой жизни.

Подстригание ногтей на руках и ногах.

Подстригание ногтей

Удаление волос в области подмышек является не только эстетической, но и гигиенической процедурой (волосы в зоне подмышек создают для пота и разложения бактерий больше площади, поэтому неприятный запах становится еще сильнее).

Выщипывание волос под мышками Суставы пальцев.

Суставы, которые находятся с внешней стороны ладони.

Некоторые ученые добавляют также те места, которые собирают грязь: в области ушей, шеи и других частей тела.

Суставы пальцев.

Считается нежелательным (макрух) оставлять ногти, усы, подмышки и лобок без соответствующего сунне ухаживания, больше, чем на сорок дней.

Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, он сказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, определил для нас время, касающееся подстригания усов, подстригания ногтей, сбривания волос на лобке и выщипывания волос под мышками, чтобы оно (время их оставления) не превышало сорока дней” [Приводится у Муслима].

Источник: https://www.al-feqh.com/ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%BD-%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D1%84%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0

Что такое ракаат (ракат), такбир, руку, саджда, ташаххуд, таслим в намазе

БисмиЛлах.

Не раз уже нахожу, что начинающие молиться мусульмане иногда не могут разобраться в терминах. Постараюсь ответить “простым языком”, чтобы не осталось вопросов, ин ша Аллах. Но нет проблем, если спросите в комментариях, возможно всё же непонятно ответил.

Что такое ракаат/ракат или рукат в намазе?

Ракаатом  (араб. ركعة‎‎) – называется полный цикл движений и чтений в молитве (намазе), начиная от такбира (см. ниже подробнее), т.е. слов “Аллаху Акбар” до поднятия головы со второго земного поклона (саджда).

Что входит в один ракаат?*

  1. Говориться такбир (будь то первый, с которым входите в намаз, будь тот, который произносится при вставании после совершения земных поклонов).
  2. Стоя (состояние кыям) читается аль-Фатиха и, если желаете, что-то ещё из Корана.
  3. Далее совершается поясной поклон
  4. Выпрямляетесь с поясного поклона
  5. Совершаете земной поклон (падаете ниц перед Аллахом в положение саджда)
  6. Выпрямляетесь из земного поклона, оставаясь сидеть на коленях.
  7. Снова совершаете (второй) земной поклон.
  8. Снова выпрямляетесь.
  9. Ракаат завершен (ниже нюансы)
    • Если это был последний ракаат молитвы, то читаете ташаххуд и даёте “салам” вправо и влево (таслим).
    • Если это был второй ракаат, после которого есть третий, то читаете ташаххуд, потом делаете такбир и встаёте на третий ракат.
    • если не то и не другое (исключение может быть намаз уитр), то просто встаёте на следующий ракаат.

Т.о. ракаат – это цикл повторения пунктов 1-7 с установленными для них движениями и словами, делающими молитву действительной.

Сколько ракаатов в обязательных молитвах/намазах?

Отсюда понимание слов: в фаджр (рассветном) намазе 2 ракаата, в зухр (полуденном), аср (послеполуденном) и иша (вечернем, который часто называют ночным**, что не совсем корректно) – по 4 ракаата в каждом, и в магриб (закатном, который называют иногда вечерний, что исходя из написаного ранее, также некорректно) – 3 ракаата.

* я опускаю слова, которые говорятся в намазе, подробнее об этом описано в статье о молитве, поэтому не принимайте это как инструкцию по молитве, а просто описываются шаги в одном ракаате.

** ночной молитвой принято называть дополнительную молитву, киямуль-лейль – ночное выстаивание. У этой (ночной) молитвы есть и другие названия.

Что такое такбир?

Такбир – это возвеличивание Аллаха словами “Аллаху Акбар” – Аллах Велик (Самый Великий)

  • В намазе им открывается молитва ( первый такбир, т.е. “такбир аль-ихрам”)
  • В намазе произносится такбир также перед склонением перед поясным поклоном, перед первым земным поклоном, при поднятии головы с земного поклона, перед вторым земным поклоном, при поднятии головы со второго земного поклона, при поднятии на 3-й ракаат после прочтения ташаххуда.

Поясной поклон руку

Что такое руку в намазе?

Руку (араб. ركوع‎‎) – это поясной поклон при совершении молитвы мусульман. 

  • Спина параллельно земле. Спину необходимо выпрямить так, что если бы на неё налили воду, то она осталась бы на месте (не стекла), а голова должна находиться примерно по линии спины. Это согласно хадису Рифа’аx бин Рафи’, да будет доволен им Аллаx [Абу Дауд, 859. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих сунан аби Дауд»], и (также согласно) хадису Уабисы бин Ма’бада, да будет доволен им Аллаx [[Ибн Маджаx, 872. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ибн Маджаx», 712].
  • руки опираются ладонями на колени, обхватывая колени пальцами,
  • ноги выпрямлены в коленях,
  • голова не согнута и не поднята,
  • взор направлен на место совершения земного поклона.

Земной поклон (суджуд)

Что такое суджуд/саджда?

Суджуд ([араб. سُجود‎‎ [sʊˈdʒuːd]] или саджда/сажда [араб. ُسجدة‎‎ [ˈsædʒdæh]]) – это земной поклон, когда раб Аллаха касается земли 7 частями тела:

  • головой (лбом и носом одновременно)
  • двумя руками
  • обоими коленями
  • пальцами обоих ног.

Что такое ташаххуд?

Ташаххуд (араб. تشهد‎‎ — свидетельство) – молитва и приветствия, произносимые сидя на коленях после поднятия головы со второго саджда во втором и в последним ракаатах молитвы. В ташаххуд входит и формула приветствия и призвания благословения на Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также его род и семью. Одна из форм, приводимаяя в достоверном хадисе, приведена ниже.

«Ташаххуд»: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)

«Саляват»: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)

Таслим – в конце намаза

Что такое таслим и его место в намазе

Таслим – это правило завершения намаза. Классический вариант – после завершения ташаххуда и мольб в последнем ракаате голова поворачивается вправо и говорится “АсСаламу алейкум уа рахматуЛлах”, потом голова поворачивается налево и произносится такой же “салам”. После этого намаз считается завершенным.

Вам также может понравиться

Источник: https://www.helpinislam.com/chto-takoe-rakaat-rakat-takbir-ruku-sadzhda-tashaxxud-taslim-v-namaze/

Пищевые запреты в исламе. Продукты халяль, макрух, мубах и харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах).

В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне.

По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Для чего просят благословение у батюшки

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам.

Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.

Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук.

Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи.

Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Источник: https://Islam.global/semya/kulinariya/chto-nelzya-upotreblyat-v-pishchu-musulmanam/

Макрух

«Макрух» — это слово по своему лексическому значению обозначает что-то, что нежелательно, неприятно или что-то нехорошее. Если говорить об этом термине с точки зрения терминологии фикха, то оно означает определенные действия, которые Ислам считает порицаемыми и нежелательными, однако харамом эти действия не являются.

Дословно слово «макрух» обозначает что-то отталкивающее, противное или неприятное. Исламское право этим термином обозначает совершение такого нежелательного действия, от которого мусульманину лучше отказаться, чем совершить его. И к понятию «макрух» в исламе, и к понятию «харам» синонимом будет являться слово «грех».

Макрух в исламе – это все, что не нравится Всевышнему Аллаху или Посланнику Аллаха ﷺ, а также то, что ведет к аннулированию того вознаграждения, что было получено за различные виды поклонения.

Отличие харама от макруха в том, что харам – это такие действия, которые в исламе абсолютно запрещено совершать, а макрух не предполагает столь категоричного запрета, но также является запрещенным действием и опирается на доказательства косвенного характера.

Есть между двумя этими понятиями точки соприкосновения – и харам, и макрух подразумевают совершение действий запрещенных, поступков мерзких и отвратительных. Если же мусульманин совершает макрух, то он ведет к совершению греха, даже если это действие не является категорически запрещенным Всевышним Аллахом.

О хараме говориться в аяте суры ан-Ниса, где перечисляется все, что запретно для мусульманина: мать, дочь, сестра, тетка с отцовской стороны, дочь брата или сестры, мать жены, жена сына, падчерица, которая находится под покровительством мусульманина, если он имел близость с ее матерью. Упоминается, что запретом является женитьба сразу на двух сестрах в одно время.

Макрух в исламе не содержит столько категоричного запрета, но в ряде выражений, которые можно встретить в некоторых аятах и хадисах, указывается на то, что определенное действие является макрухом.

В хадисе от Бухари, глава «Рикак», 22 говорится, что Аллах запрещает определенные действия, среди которых упоминается неуважительное отношение к матерям, закапывание живьем дочерей, а также требование чего-то, на что человек не имеет прав.

Далее там говорится, что Всевышний Аллах относит к категории макруха, то есть «считает отвратительным» порчу имущества, задавание вопросов в большом количестве и злословие.

Виды макруха

Макрух принято подразделять на два вида – тот, который близко к хараму, или макрух-тахриман, а также макрух-танзихан, который подразумевает какие-то нежелательные действия, которые ближе к мубаху. Если человек намеренно совершает макрух-тахриман, то он совершает грех, а если совершает макрух-танзихан, то грехом это считаться не будет. Кто не признает положений хадиса из категории макрух-тахриман, не считается вероотступником, согласно мнению богословов ханафитского мазхаба.

Разница между макрух-тахриманом и макрух-танзиханом также заключается в том, что макрух-тахриман имеет доказательства в каком-то из исламских первоисточников.

Макрух-тахриман

Под категорию харама ханафитский мазхаб относит такие вещи или деяния, на запретность которых напрямую указывает Коран, сунна-мутаватир или сунна-машхур.

Если же о запрете какого-либо деяния говорится в единичных хадисах-ахад, то такие запретные деяния относят под категорию «макрух». Совершить макрух-тахриман значит совершить грех, и если мусульманин воздержится от совершения такого действия, это будет его богоугодным деянием.

Один из явных примеров макрух-тахримана – это если мужчина носит шелковую одежду либо вкушает питье или пищу из посуды из золота.

Макрух-танзихан

Более легким видом макруха является макрух-танзихан, за который не накажут человека, если он будет совершен, но если мусульманин воздержится от совершения этого греха, то это будет его богоугодным деянием.

В первоисточниках Ислама довольно редко упоминается такой вид макруха, и его можно отнести к таким повелениям сунны-ахад, в которых не предоставляются категоричные запреты. Примером такого может стать хадис, где говорится: «Тот, кто съел лук или чеснок, пусть не приходит в мечеть, а сидит у себя дома».

Есть суннитские мазхабы, которые относят макрух-тахриман к категории харама, то есть запретного, и лишь те из деяний, на которые не существует категорического запрета, указанного в Сунне или Коране, считают макрухом.

Многие ученые-правоведы, к которым не относятся ханафиты, допускают харамность на основе «предположительного довода» (далиль занни), то есть в хадисах от единичных передатчиков «хабару вахид», а ханафиты же относят к макрух-тахриман такие деяния, которые в хадисах категории «хабару вахид» указываются в категоричной форме. Ханафиты считают, что макрух-танзихан – это такие деяния, которые не столь категорично указываются.

Формы запрета в Коране

Запреты Всевышнего Аллаха можно подразделить на несколько форм.

  • Это может быть прямое повеление в Коране, и в таком случае в тексте аята в категоричной форме передан запрет с употреблением слова «харам».
  • Еще одна форма запрета – это те случаи, когда что-то, что раньше было разрешенным, позже стало относиться к категории запретного.
  • Когда в тексте аята запрет указывается и используется для этого форма повелительного наклонения, то это еще одна форма запрета.
  • Это может быть запрет, о котором сказано в выражениях, в котором содержится суровое предупреждение.

Харам в исламе также может подразделяться на несколько видов. Запрет основывается на той опасности или вреде, которые может причинить действие или вещь, и по этому принципу и подразделяется харам. Харам лизатихи подразумевает действия, которые Всевышним Аллахом и Пророком Мухаммадом ﷺ были запрещены изначально, и при запрете не были указаны ни условия, ни время.

К таким запретам, как гласят Коран и Сунна, относится прелюбодеяние, браки с родственниками, употребление в пищу падали, а также кражи. Такие запреты были введены в исламе для того, чтобы сохранить пять основ жизни человека – имущества, религии, жизни, разума и продолжения человеческого рода. Эти действия считаются незаконными, но каких-либо юридических узаконенных последствий они не несут.

Например, блуд не может стать поводом для установления кровного родства или права на наследство.

Харам лигайрихи предполагает дозволенные действия, которые стали запретными по каким-то определенным обстоятельствам. Примером такого может являться аурат мусульманки – такой запрет был введен с той целью, чтобы возможность смотреть на открытые части тела женщины не привела к прелюбодеянию. Но этот запрет снимается для мужа после того, как между супругами заключается брак.

Источник: https://medinaschool.org/library/creed/grehi/makruh

Харам

Харам, хара́мный (араб. حرام‎) — в шариате — запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.

Этимология[ | ]

Иногда «харам» считают исламским аналогом слова «грех», но это не совсем верно, ибо существует, например, Мечеть Аль-Харам, которую, конечно, никак нельзя называть греховной мечетью. Арабское слово «харам» (араб.

حرام‎, с удлинённой второй гласной) может быть переведено как «запретный», «священный»[1]. Однокоренное и созвучное слово «харам» (араб. حرم‎, с короткой второй гласной) обозначает «запретное место».

Родственными словами в других языках семитской семьи являются еврейское слово херем, означающее «исключение, позор», и эфиопское `irm, означающее «проклятый».

Примеры харама[ | ]

Наиболее очевидные примеры харама для мусульман — это действия, запрещённые Кораном, такие как:

Харам и убийство[ | ]

Убийство также является харамом, за исключением случаев, когда смерть причинена:

  • человеку, который напал на мусульманина с целью убить его (независимо от того, является ли напавший мусульманином или нет);
  • при осуществлении палачом своих обязанностей;
  • воину-неверному в бою с ним во время Джихада.

В настоящее время в исламском мире нет единого мнения относительно газавата и харамности нападения. Более либеральные богословы, как правило, американские, европейские и принадлежащие тем арабским религиозным общинам, которые лояльны Западу, утверждают, что газават необходимо вести лишь в ответ на нападение неверных и что нападение мусульман первыми на неверных является харамным действием.

В то же время наиболее радикальные мусульманские богословы считают, что священная война — газават должна идти до последнего неверного и нападение на неверных и обращение их в ислам насильно не является харамным действием.

Как правило, исламские организации, к которым принадлежат последние, объявлены в Европе и Америке террористическими, а более либеральные богословы считают призывающих к нападениям на неверных отступниками, которые вредят исламу.

Следует отметить, что христиане и иудеи, в отличие от последователей других религиозных учений и атеистов, не считаются в исламе неверными, а называются «людьми Писания», и насильное обращение их в ислам является харамом; однако среди радикальных исламских богословов находятся и те, кто игнорирует это положение.

Харамом является и убийство животных со злыми намерениями, либо без всякой цели. При этом умерщвление для приготовления пищи животных, разрешённых к употреблению в пищу, а также уничтожение животных, наносящих людям вред, харамом не считается.

Пищевые запреты[ | ]

Основная статья: Пищевые запреты в исламе

Харамом считается употребление запрещённых продуктов, прежде всего свинины.

Продукты, полученные путём переработки частей свиной туши, такие как желатин, также запретны по мнению многих мусульманских богословов, в то же время, по мнению других мусульманских богословов, это разрешённые, халяльные продукты.

Красители, полученные из насекомых, такие как кармин (один из самых распространённых натуральных пищевых красителей красного цвета, получаемый из кошенили), также считаются харамными.

Виды харама[ | ]

Поздние мусульманские богословы детально разработали концепцию харама. Они выделили два вида харама: харам зульми, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме совершающего (например, кража) и харам гайри-зульми, совершение которого приносит вред только совершающему (например, употребление недозволенных продуктов).

Согласно канонам ислама, совершивший харам зульми и поклявшийся впредь не совершать его будет прощён Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший. Если человек, совершивший харам гайри-зульми, покаялся в содеянном и зарёкся не повторять, то Аллах, возможно, простит его.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
В каком городе крестился князь Владимир Святославич

Закрыть