Как хоронят мусульман: мусульманские похороны, обычаи в исламе
Когда умирает мусульманин, должны быть соблюдены все религиозные ритуалы. Если родственники покойного точно не знают, как хоронят мусульман, они должны уточнить всю необходимую информацию у муллы. Похороны в Исламе должны проводиться под руководством духовных лиц с обязательным чтением ритуальных молитв.
Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям
Первые подготовительные мероприятия начинаются еще до смерти человека, если видно, что умирающий агонизирует, и конец близок.
В дом приглашается имам для чтения Калимат-шахадат, суры Йа Син и Гром, а самого умирающего укладывают на правый бок лицом к Мекке (ориентировочно на юго-запад), что символизирует путь души к святому месту.
Параллельно с этим человеку обычно дают воды или гранатового сока (хотя бы пару капель). Окружающим запрещено громко плакать, т.к. принято думать, что сильный плач может помещать сосредоточиться на подготовке к смерти.
После смерти человеку закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги и подвязывают подбородок. Покойного раздевают и связывают между собой большие пальцы ног, а гениталии накрываются непрозрачной тканью. Из-под него убирают мягкую постель.
Затем туловище накрывают тканью, на живот покойного кладут тяжелый предмет (в целях предотвращения вздутия), а в комнате зажигают благовония. Параллельно с этим читают молитвы за покойного, взятые из хадисов.
Единой молитвенной формы в мусульманском обряде похорон нет.
Подготовка тела по правилам шариата начинается сразу же после установления факта смерти. Похоронить мусульманина (в т.ч. самоубиенного или младенца) нужно в этот же день (или в течение 24 часов) до захода солнца, если нет уважительных причин для откладывания процедуры погребения. Если смерть наступила ночью, похоронить погибшего следует на следующий день.
Быстрые мусульманские похороны – это традиция, сложившаяся много веков назад. Исторически это связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, где раньше находился оплот мусульманства. Там было слишком жарко, и хранить труп без неприятных последствий даже 3 дня не представлялось возможным.
Со временем это стало общепринятой традицией. Предать земле человека можно на ближайшем мусульманском кладбище. Перевозить тело из одного населенного пункта в другой для захоронения является грехом в соответствие с шафиитским мазхабом. Но устраивать похороны ночью нельзя, т.к. в Исламе запрещено посещать кладбище после заката.
Плюс ко всему в ночное время суток на кладбище ничего не видно.
Вскрывать тело мусульманина нельзя (кроме исключительных случаев, но все-таки муллы неодобрительно отзываются на этот счет). В Исламе это грех. Родственники покойного обязаны сделать всё возможное, чтобы не допустить вскрытия.
Также похоронный обряд у мусульман исключает кремацию. Кремация в мусульманстве приравнивается с горением в аду вне зависимости от того каким именно человеком был покойный при жизни. По исламским законам родственники вправе отменить кремацию даже в том случае, если человек при жизни хотел, чтобы его кремировали.
Порядок обмывания тела по мусульманским обычаям
После смерти проводят обряд омовения: Тахарат и Гусуль. Это надо сделать сразу же после смерти. Причем женщин омывают женщины, а мужчин – мужчины (за исключением шахидов, т.к. их хоронят без омовения). В этом правиле есть только одно исключение: скончавшегося мужа может омыть жена.
Однако муж покойную жену уже омыть не может. По традиции омывать усопшего должно 4 человека, причем один из них является главным – гассалом. Тот, кто омывает усопшего, должен быть надежен с точки зрения неразглашения каких-либо изъянов, которые он может заметить на туловище покойника.
Рассказывать о любых увечьях нельзя.
Обряд омовения происходит в несколько этапов и длится около 4 часов. Сначала гассал трижды моет руки и надавливает на грудь покойника, ведя вниз по животу, чтобы из желудка вышло все испражнения. При необходимости он может надеть перчатки. Затем омываются половые органы усопшего. После этого гассал моет руки, меняет перчатки и омывает лицо умершего, а также тщательно прочищает по порядку его нос и глаза, причем лицо моется трижды. Когда лицо будет вымыто, покойника омывают целиком.
Голова и борода моются специальным теплым мыльным раствором с кедровым порошком. Всё туловище вместе с гениталиями омывают трижды, причем каждый раз меняется состав воды. Сначала в ней растворен кедровый порошок, во второй раз берется вода с камфорой, а в третий используется простая чистая вода без примесей. Если человек умер во время хаджа или умры, его омывают только чистой проточной водой.
После этого гассал снова проводит руками по груди и животу умершего человека, чтобы из тела вышло всё содержимое. Затем тело моют полностью еще раз и обтирают полотенцем. Лоб, нос и конечности покойного смазываются благовониями и готовят тело к помещению в саван. Обмывание может быть безвозмездным или платным, если осуществляется не родственниками усопшего, а посторонними людьми.
Если рядом с покойником нет людей его пола или тело находится в месте, где недостаточно воды для процедуры омовения, может произвестись таяммум – очищение песком. Но для таяммума можно брать не только песок, но и:
- пыль;
- известь;
- сухую землю;
- цемент;
- глину и т.д.
После таяммума человека хоронят по общим обычаям Ислама.
Мусульманский саван
После омовения или совершения ритуала таяммума покойника нужно завернуть в саван (кафан). По шариату хоронить правоверных в одежде запрещено (даже самоубийц). Исключения делается лишь для погребения шахидов и для тех случаев, когда рядом с покойным нет материала для савана.
Кафан шьется из любой белой ткани (за исключением шелка). Качество и стоимость материала должны соответствовать достатку усопшего при жизни. Бедняков хоронят в дешевых саванах, а богачей – в дорогих. Запрещается использовать для кафана украденную ткань. Погребальные саваны разделяются на мужские и женские. Мужской кафан состоит из:
- лифафы – большой ткани, которая накрывает всё туловище (причем остается еще около 40 см с каждой стороны);
- изара – материала для укутывания нижней части тела;
- камиса – удлиненной рубашки без воротника, прикрывающей гениталии.
Женский саван состоит из 5 элементов:
- лифафы;
- камиса;
- изара;
- химара – головного женского платка;
- хирки – ткани, закрывающей туловище мусульманки от подмышек до бедер.
Если хоронят новорожденного, то обычно его закутывают в одну лифафу. По традиции перед похоронами мусульманина его волосы, борода или ногти не состригаются вне зависимости от их длины, т.к. в Исламе стричь их можно только при жизни. Усопшего захоранивают с золотыми коронками и всеми протезами.
Почему мусульмане хоронят умерших без гроба
Когда тело облачают в саван, усопшего можно хоронить. По мусульманским традициям покойных хоронят без гроба. В соответствие с исламскими догмами человек создан из земли и после смерти станет ее частью, а гроб лишь препятствует контакту тела с землей. Также мусульмане считают захоронение в гробу языческой традицией, а сам гроб слишком дорогостоящим ритуальным атрибутом, но расточительство в Исламе всячески порицается. Похороны мусульман в гробу допускаются только в трех случаях:
- из-за жестких требований законодательства той страны, в которой проходит погребение;
- по причине плохого состояния трупа;
- наличия на кладбище слишком сырой или влажной почвы.
Но на дно гроба насыпают немного земли, а крышку гроба не забивают гвоздями (или она вообще отсутствует).
Церемония погребения мусульман по порядку
Мусульман (как мужчин, так и женщин) хоронят на мусульманских кладбищах. При таких кладбищах есть смотритель (кабер башлаучы), который показывает, как копать могилу и оконтурить ее, фактически отвечая за организацию похорон. Для захоронения должна быть выкопана глубокая могила. При копании могилы формируют углубление ляхад, в которое и будет помещено тело.
Если захоронение происходит на участке с чрезвычайно сыпучей или рыхлой землей, ляхад можно не делать, но взамен ему выкапывается дополнительное углубление в нижней части могилы. Глубина могилы должна быть такой, чтобы животные не смогли раскопать усопшего. Выкопанную могилу нельзя оставлять пустой.
В ней должен стоять один ил копателей или в нее нужно поместить какой-либо железный предмет (топор, лопату, лом и т.д.).
Источник: https://rins.ru/kak-horonyat-musulman/
Похороны и поминки у мусульман
Кто живет по Шариату, тому эта информация не нужна. Есть несколько разночтений традиций поминовения мусульман в разных регионах страны. Не нам судить и определять, что является более верным. Главное понять, как себя правильно вести на похоронах и поминках мусульман, если это предстоит впервые.
Нередко сравнивают традиции христианства с Исламом. Не сказать, что это в корне неверно. Обе религии стремятся призвать народ к обращению к Всевышнему. Но что позволено христианину, не всегда дозволено делать у мусульман.
Отношение к смерти в Исламе.
Прежде, чем станем разбирать, как себя вести на похоронах и поминках мусульман, необходимо понять основные тезисы. Любая религия не считает смерть концом всего. Наоборот, жизнь только начинается. Не в привычном существовании на Земле, со всеми горестями и печалями. Предстоит жизнь вечная, которой не избежать никому.
Шариат-это Путь, указанный для мусульман, Божественный Закон. Коран-Священная Книга, наряду с сунной (примеры из жизни) пророка Мухаммеда определяют жизнь и традиции в Исламе. Зная первооснову не так сложно определиться с манерой поведения на похоронах и поминках не зависимо от региональных отличий.
Мирская жизнь создана для человека, а человек создан для жизни вечной. Ислам не ценит человеческое стремление возвеличить себя путем накопления богатства. Всевышний создал Землю и больше ни разу не оглянулся в эту сторону. Все, что мы ценим в этом мире не будет оценено в следующем.
Единственно верное и правильное в жизни — это только следовать верному Пути, Законам Шариата. Это значит поклонение Аллаху. Последний нищий, который живет по Шариату, будет править в мире ином. Жизнь, полная лишений дается только для того, чтобы в следующей наградить его благами, которые не могут даже приснится власть имущем.
После Страшного Суда, лишенные всего при жизни первые войдут во врата Рая. Остальным останется только дожидаться своей участи. Делая из своей жизни Бога, становитесь ее рабом. Нищий имеет право за руку ввести во врата Рая человека, который был к нему благосклонен в мирской жизни.
Как итог можно смело утверждать, что смерть в Исламе является благословением.
И сказал Пророк: «Земная жизнь — тюрьма для верующего и Рай для неверующего» (Передал Муслим)
Похороны мусульман.
Как уже становится ясно из написанного ранее, похороны у мусульман не являются трагедией. Это шок для близких умершего в любом случае. Мусульмане воспринимают смерть не столь болезненно и относятся к ней, как к неизбежному факту, без особого почтения.
Смерти нет по сути. Есть краткий этап избавления от временной оболочки, чтобы достичь жизни вечной. Поэтому не придется на похоронах слушать рыданья безутешной родни. Это только усугубит положение покойного в ином мире. Слезы никем не запрещены. В любом случае для близких тяжело осознавать, что они лишились близкого человека рядом. Женщин не допускают к похоронам.
Хоронят в день смерти и в той земле, где это случилось. Умершего омывают и заворачивают в несколько слоев белой ткани, саван (кафан). После над телом покойного читают похоронный намаз аль-джаназа. В этом намазе нет поклонов. В этот момент все стоят и повторяют слова молитвы про себя.
Потом тело на носилках (тобут) несут на кладбище и хоронят в специально подкопанной нише (ляхад) в могиле на правом боку, лицом в направление к Кибле. Это обязательные этапы в похоронах. На кладбище запрещается вести разговоры на мирские темы. Надлежит думать о вечном и Судном дне. Могила-это дверь в Рай для одних и бездна Ада для других
В различных регионах могут существовать дополнительные традиции, возникшие еще со времен дедов и прадедов. Соблюдение данных правил не запрещено, но и не обязательно. Возможно молитвы над покойным будут прочитаны еще не раз; до внесения тела во врата кладбища, над могилой после того, как тело закончат просыпать землей.
Шариат не запрещает выражать соболезнование семье умершего. Главное, чтобы не было лишних слез и не пришлось причинить боль родне умершего неосторожным словом. Вы можете ознакомиться с тем, как правильно выражать соболезнования. Все, кто принимал участие в похоронах обязаны молится в этот день за покойного.
Ислам зародился в жарких местах. Этим обусловлена необходимость похорон в день смерти. Если же смерть наступила после захода солнца, то похороны переносятся на следующий день. Так же хоронят именно до заката. На надгробном камне обычно пишут эти слова:
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)
Поминки мусульман.
Вот здесь все далеко неоднозначно. Нередко ведутся споры о том, можно ли вообще проводить поминки у мусульман. Даже в день похорон не принято устраивать поминки. Причина одна. Родне и близким покойного надлежит помогать в этот день, а не объедать их.
Пиршество на поминках и вовсе запрещено. Поминки у мусульман в определенные дни: на три дня, семь, сорок и другие больше похожи на христианские дни поминовения. Это слияние традиций двух религий произошло видимо в то время, когда ощущалось гонение верующих людей.
В Коране нет строк об обязательном поминовении в определенные дни. Но также и запрета нет, как такового. Запрещено только предаваться чрезмерному горю, с рыданиями и лезть в долги, чтобы собрать пышный стол. Категорически запрещается для этого использовать деньги несовершеннолетних наследников.
Сторонники отказа от поминок в целом указывают на то, что садака (благодеяние, не только в материальном плане), которое раздают близкие покойного своим родственникам на поминках не учитывается. Они же не нуждаются в этом. Поэтому не за чем собирать поминки. Богоугодным делом будет, если родственники покойного дадут садака нуждающимся. Помощь бедным, является основным критерием оценки полезности поминок.
Казахский поэт Абай Кунанбаев не стал делать поминок после смерти своего отца, который был истинным мусульманином. Сразу же получил оценку от народа прижимистого малого, который не мог достойно почтить память своего отца. Он же раздал имущество и скот нуждающимся. Богоугодный поступок, в лучшем своем проявлении.
В хадисе имама Ахмада и Абу Давуда есть слова о том, что Посланник Аллаха и люди его поели еду, которую принесла жена покойного, после того, как они вернулись с похорон. Следовательно, в этом нет ничего предосудительного.
Если собирается родня и близкие умершего на поминки, то обычно приглашают имама или лица его замещающего. Человек веры способен призвать всех присутствующих чтить Аллаха и прочитать молитвы за душу покойного. Если все будет проходить соответствующим образом, то польза несомненно в этом есть.
Как уже была написано, что Пророк Мухаммад после похорон не отказал жене покойного и поел со своими сподвижниками. Может все же еда для тех, кто участвовал в похоронах не является поминками в прямом понимании этого слова? Люди пришли добровольно помочь в похоронах, трудились, устали пока несли тело и копали могилу. Накормить тех, кто помог тебе не может быть грехом.
Кормить людей, пришедших с похорон, желательно не в доме покойного. Ничто не должно привести к тому, что близкие покойного не смогут сдержать свои эмоции и начнут рыдать, при виде тех, кто участвовал в похоронах. Вот это уже будет грех. Можете создать запрос на услугу проведения поминальных обедов на нашем сайте и вопрос будет с помещением и проведением решен.
Женщины и мужчины за одним столом сидеть не должны. Для женщин выделяется отдельное помещение или в крайнем случае ставится отдельный стол. Опять же и эта традиция не считается обязательной и нередко сидят за общим столом, как принято у христиан.
Еда на столе не должна быть изысканной и отвлекать от размышления о бренности существования и мыслях о Страшном Суде. В отличии от обязательных в этом случае слов поминовения у православных христиан, за столом мусульман сохраняется молчание.
Теперь уже можно с уверенностью сказать, что традиции поминовения у христиан и мусульман далеко не похожи. Слова имама на поминках мусульман могут лечь в благодатную почву. Ведь только после смерти, кого-то из близких, начинаешь задумываться о вечном.
После смерти придут два ангела: Мункар и Накир. И спросят они, кто Господь твой, религия и кто твой пророк.
Правоверный мусульманин ответит, не задумываясь: Господь мой-Всевышний Аллах, религия-Ислам, пророк — Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.
Материал для написания статьи был собран с сайтов:
Ислам. Вечность Рая http://islamvera.ru
Почему Ислам http://www.whyislam.to
http://www.religia.kz/
Источник: https://mortem.rip/blog/pokhorony-i-pominki-u-musulman-25/
Как хоронят мусульманина. Мусульманский обряд похорон :
Горе ходит рядом с радостью, хорошее мы ждем всегда, но не стоит забывать, что похороны неизбежны в жизни каждой семьи, и приходят они, как всегда, неожиданно и не вовремя Когда кто-то покидает этот мир, его необходимо проводить достойно, согласно традициям и вероисповеданию усопшего. Мусульманские обряды перехода в мир иной довольно самобытны, кому-то они могут показаться даже странными.
Приведение тела в порядок
Если вы знаете, как хоронят мусульманина, то для вас не будет новостью то, что процедура подготовки тела проводится в три этапа, согласно сложившейся многовековой традиции. Проводится ритуальное трехкратное омовение усопшего (чем именно – написано ниже), а само помещение, в котором проводятся эти действия, окуривается благовониями. Вернемся к омовению. Для этого используются:
- Вода с порошком кедра.
- Камфорный раствор.
- Прохладная вода.
Некоторые трудности присутствуют в омовении спины, поскольку усопшего нельзя класть грудью вниз. Покойного приподнимают, чтобы омыть его снизу, далее по груди проводят ладонями сверху вниз, надавливая со средней силой. Это необходимо, чтобы из тела вышли все нечистоты. Затем покойного омывают целиком и проводят очищение испачканных мест, если после финального омовения и надавливания на грудь происходил выход экскрементов.
Необходимо подчеркнуть, как хоронят мусульманина в современности — сегодня достаточно один-два раза омыть тело, а проведение этой процедуры более трех раз считается излишним. Умершего обтирают тканым полотенцем, ноги, руки, ноздри и лоб умащиваются благовониями, в качестве которых употребляются, например, Зам-Зам или Кофур. Ни в коем случае не разрешено подстригать покойному ногти и волосы.
На любом мусульманском кладбище имеется помещение для омовений, при этом совершить обряд могут не только родные усопшего, но и, по их желанию, работники кладбища могут на себя взять исполнение этой процедуры.
Законы и правила
По законам Шариата погребать мусульманина на неисламском кладбище, и наоборот – человека другой веры хоронить на мусульманском кладбище, строго запрещено.
Когда задаются вопросом о том, как правильно хоронить мусульманина, при погребении усопшего обращают внимание на расположение могилы и памятника – они должны быть направлены строго в сторону Мекки.
Если погребению подлежит беременная супруга мусульманина, которая имела вероисповедание, отличное от мусульманского, то ее хоронят спиной к Мекке на отдельном участке – тогда дитя в чреве матери будет находиться лицом к Святыне.
Захоронение
Если вы не знаете, как хоронят мусульманина, учтите, что еще одним очень важным аспектом процедуры является то, что представителей этой религии предают земле без гроба. Исключительными случаями захоронений в гробах являются сильно изуродованные расчлененные тела или их фрагменты, а также разложившиеся трупы.
Умершего доставляют на кладбище на специальных железных закругленных сверху носилках, называемых «табутой». Усопшему готовится могила с отверстием в боковой стороне, которое внешне схоже с полкой – вот туда и помещают покойного. Это исключает попадание воды на тело при поливе цветов.
Поэтому на исламских кладбищах нельзя ходить между могилами, так как мусульмане хоронят умерших в могиле, а на деле погребенный оказывается расположенным в ней чуть сбоку, тогда как непосредственно под могилой пусто.
Такое местоположение покойного не дает, в частности, животным почувствовать его запах, раскопать могилу и вытащить его наружу. Кстати, именно для этого мусульманскую могилу укрепляют кирпичами и досками.
Над усопшим мусульманином читаются определенные молитвы. Тело опускается в могилу ногами вниз. В могилу принято бросать землю и лить воду.
Почему сидя?
Почему и как хоронят мусульман сидя? Это связано с тем, что мусульмане верят в живую душу в умершем теле сразу после похорон — пока ангел смерти не передаст ее ангелу рая, который подготовит душу усопшего к вечной жизни. Перед этим действием душа отвечает на вопросы ангелов, столь серьезная беседа должна проходить в приличных условиях, поэтому иногда (не всегда) мусульман принято хоронить сидя.
Кафтан для погребения
Как хоронят мусульманина по всем правилам? Есть еще одна особенность. Усопшего принято заворачивать в белый саван или кафтан, который считается могильной одеждой и представляет собой разные по длине отрезы ткани. Лучше, чтобы кафтан был белого цвета, а качество ткани и ее длина должны соответствовать статусу усопшего. При этом кафтан разрешается подготовить еще при жизни человека.
Узлы на саване завязываются у головы, пояса и у ног, а развязывают их непосредственно перед захоронением тела.
Мужской кафтан состоит из трех кусков полотна. Первая покрывает покойного с головы до ног и называется «лифофа». Вторым отрезом ткани – «изором» — оборачивается нижняя часть тела. Наконец, сама рубаха – «камис» — должна быть такой длины, чтобы прикрывались половые органы. Позволяют понять, как хоронят мусульман, фото, представленные в статье.
Что касается женского погребального костюма, то мусульманку хоронят в кафтане, состоящем из вышеописанных частей, а также платка («кирки»), покрывающего голову и волосы, и «химора» — куска такни, прикрывающего грудь.
Дни и сроки
Законы Шариата четко определяют, как хоронят мусульман — мужчин и женщин. Эту процедуру следует проводить в день смерти покойного. На похоронах присутствуют только мужчины, но в некоторых мусульманских странах на процессию допускаются и женщины, у представителей обоих полов голова должна быть покрыта.
Речи на похоронах говорить не принято, только мулла читает молитвы, оставаясь у могилы еще примерно на один час (а раньше – до восхода солнца) уже после процедуры захоронения и ухода процессии с кладбища (своими молитвами он должен «подсказывать» душе покойного, как правильно отвечать ангелам).
На картинке ниже вы можете увидеть, как хоронят мусульман – фото иллюстрирует молитву муллы.
Как и в христианстве, в исламе есть третий, седьмой (не девятый) и сороковой дни с момента смерти, которые являются памятными. Помимо этого, родственники и знакомые покойного каждый четверг с седьмого до сорокового дня собираются и поминают его чаем, халвой и сахаром, во главе стола сидит мулла. Дом, где проживал умерший, не должен слышать музыки 40 дней после трагического события.
Особенности похорон ребенка
Заранее покупают голубей, число которых должно равняться числу лет умершего. Когда похоронная процессия выходит из дома, кто-то из родственников открывает клетку и выпускает птиц на волю. В детскую могилу кладут любимые игрушки безвременно ушедшего ребенка.
Самый тяжкий грех – посметь отнять жизнь
Почему же богобоязненные мусульмане отваживаются на самоубийство, и как хоронят самоубиенных мусульман? Исламская религия категорически запрещает как насильственные действия по отношению к другим людям, так и над своим телом (акт самоубийства – это насилие над своей плотью), наказывая за это дорогой в ад.
Ведь совершая акт самоубийства, человек противится Аллаху, который предопределяет судьбу каждого мусульманина.
Такой человек по факту добровольно отказывается от жизни его души в раю, то есть как бы вступает в спор с Богом – мыслимо ли это?! Зачастую такими людьми движет банальное невежество, истинный мусульманин никогда не отважится на такой тяжкий грех, как самоубийство, ибо понимает, что его душу ждут вечные страдания.
Похороны самоубийц
Несмотря на то что исламом осуждается незаконное убийство, обряд погребения проводится в обычном порядке. Вопрос о том, как хоронят мусульман-самоубийц, и как следует это делать правильно, не раз вставал перед руководством исламской церкви.
Существует предание, согласно которому пророк Мухаммед отказался читать молитву над самоубийцей и таким образом наказал его за тягчайший грех и обрек его душу на муки. Тем не менее, многие считают, что самоубийца — это преступник перед Аллахом, но не по отношению к другим людям, и такой человек сам будет держать перед Богом ответ.
Поэтому и процесс захоронения грешника ничем не должен отличаться от стандартной процедуры. Сегодня запрета на проведение погребальной молитвы над самоубийцами не существует, муллы читают молитву и проводят процедуру погребения по обычной схеме.
Во спасение души самоубийцы его близкие могут совершать благие деяния, подавать милостыню от имени погребенного грешника, жить скромно, чинно и строго следовать законам Шариата.
Источник: https://www.syl.ru/article/200581/new_kak-horonyat-musulmanina-musulmanskiy-obryad-pohoron
Похороны по мусульманским традициям — Похоронное бюро в Алматы и Казахстане
Смерть и похороны по мусульманским традициям
Похоронный обряд и все связанные с этим ритуалы очень подробно расписаны в Шариате, который является сводом правил поведения и жизни мусульманина. Именно поэтому все мусульманские обряды едины. Они должны проводиться под руководством сведущих людей, которые получили свои навыки и знания от людей старшего поколения.
Обряд мусульманских похорон сильно отличается от обрядов других религий своей скромностью в данном ритуале. Похороны по традициям мусульман должны быть совершены в самые короткие сроки, лучше если в течение 24 или 48 часов.
Самые необходимые атрибуты мусульманских похорон – кафан (ткань, в которую обертывают тело), тобут (носилки на которых омывают, а в последствии выносят умершего), ткань покрываемая на тобут, временная деревянная доска с табличкой на могилу (но если в скором времени планируется установление памятника, то можно обойтись без нее) и транспорт для перевозки до кладбища.
Законы Шариата предлагают свод правил связанных с переселением мусульманина в загробный мир, поэтому над находящимся при смерти мусульманином совершают определенные Шариатом ритуалы.
Последние минуты
Очень важно умирающего уложить на спину так, чтобы ступни его были направлены в сторону Мекки (ориентир: юго-запад). Если при этом возникают какие-либо трудности, то допускается повернуть умирающего на левый или правый бок, чтобы его лицо направлялось в сторону Каабы (Мекка).
После этого присаживаются рядом с умирающим и читают ему «Калима-и шахадат». Вероятно, необходимо будет утолить жажду умирающего, поэтому нужно подготовить холодную воду, а лучше всего давать по маленьким каплям священную воду «Зам-Зам» или сок граната.
В последние минуты жизни умирающему читают суру Йа Син и суру Гром, они облегчат смертельные мучения.
После смерти
Около умирающего запрещено слишком громко разговаривать или плакать.Когда человек скончался, в первую очередь покойному закрывают глаза, подвязывают повязкой челюсть, снимают всю одежду, но покрывают скрытые места (аврат) и связывают между собой большие пальцы ног.
Смягчают суставы рук и ног сжатием и разжатием их, кладут на живот что-нибудь тяжелое и ставят рядом благовония. Затем выполняют малое омовение (малый тахарат). Очень важно знать, что женщин могут омывать только женщины, а мужчин только мужчины.
Допускается омовение мужа женой, но муж жену омывать не должен.
Малое омовение — малый тахарат
Перед началом малого омовения, совершающий данный обряд должен сам очиститься и его помыслы и намерения (нийат) должны быть чисты, затем необходимо сказать: «Би-сми-ллях! » – «С именем Аллаха!», и можно приступать. Налить в чистую посуду чистую воду, ткань намочить в этой воде и левой рукой подмыть умершего.
Следом за этим нужно взять чистую ткань, пропитать в чистой воде и правой рукой умыть ею лицо покойного сверху вниз, от корней волос до подбородка. Затем вымыть сначала правую, а потом и левую руку до локтя. Ту же процедуру нужно провести и с ногами, начать с правой, а закончить левой ногой.
Двигаться нужно от пальцев до щиколоток, при этом нужно старательно протереть между пальцами.
Незнающие, могут совершать омовение без молитв, но обязательно после омовения нужно произнести «Калима-и шахадат». После завершения малого омовения, умершего накрывают чистой тканью.
Процессом омовения, а затем и обертывания, как и всеми последующими действиями на похоронах должен руководить приглашенный имам.
Омовение — гусуль
Перед началом похорон (дафн) нужно совершить полное омовение (гусль, гусуль). Для этого необходимы: вода, тобут или широкая скамья, ведра, кувшины, мыло, ножницы, вата, благовония и полотенце. Тело укладывают на тобут (или скамью) и начинают обливать теплой чистой водой (можно в воду добавить листья лотоса).
Ноздри, уши и рот закрывают ватой, чтобы вода туда не попала. Моют волосы и бороду, а после этого укладывают умершего на левый бок, и начинают мыть с правой стороны до тех пор, пока вода не дойдет до левого бока. После этого покойного переворачивают на правый бок и совершают те же действия.
Затем покойного приподнимают до сидячего положения, упирая его на руку, слегка надавливают на живот, чтобы освободить его. Все хорошенько смывают, а следом за этим умершего опять укладывают на левый бок и обливают водой. Всего насчитывается три омовения.
В первое омовение моют чистой теплой водой, во второе омовение в воде должны присутствовать очищающие средства, в третье омовение в воде должна быть камфара. В каждом из 3-х омовений воду нужно лить по 3 раза, либо любое другое нечетное количество раз.
После завершения гусля покойного нужно тщательно вытереть и вынуть вату. Голову и бороду пропитывают благовониями из различных ароматных трав. Волосы не расчесывают и ногти не стригут. Те части тела, которые соприкасались с землей во время земного поклона (лоб, нос, ладони, колени и носки стоп), натирают камфарой.
Затем умершего заворачивают в кафан (саван) – одежда для умершего, он изготавливается из белого полотна или ситца.
Кафан для мужчин
Состоит из трех частей: изара, камиса и лифафы. Изар – простыня для укрывания от головы до пят. Камис – длинная простыня, ее нужно согнуть пополам и вырезать отверстие, для того чтобы одеть ее через голову как рубашку. Ни карманов ни швов быть не должно. Лифафа – кусок ткани, который будет идти от головы, и спускаться ниже ног.
Кафан для женщин
Состоит из пяти частей: изара, химара (орни — вуаль), камиса, лифафы и синабанда (хирка) — кусок ткани для поддержания груди. Рекомендуется, чтобы синабанд закрывал тело от груди до бедер.В общей сложности для мужчины требуется 20 метров, а для женщины 25 метров ткани. Как правильно надевать кафан:
Мужчине:
1. нужно развернуть лифафа на полу, сверху положить изар, а на него часть камиса, оставшуюся его часть сворачивают у изголовья.
2. теперь можно положить тело и покрыть его свернутой частью камиса до самых голеней.
3. убрать материю, которой прикрывались аврат
4. завернуть сначала левую часть изара, а затем правую сверху нее и покрывая камис
5. так же заворачивается и лифафа. Важно помнить, что правая часть всегда должна быть верхней
6. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.
Женщине:
1. развернуть лифафа, затем синабанд, на него изар, а потом камис, точно так же как и мужчине
2. уложить тело и накрыть его до голеней верхней частью камиса
3. убрать материю, которой прикрывались аврат
4. волосы разделить на 2 части и уложить на грудь поверх камиса
5. укрыть голову и волосы вуалью
6. затем, заворачивая изар не забывать, что сначала укрывается левая сторона, а затем поверх нее правая, камис и орни (вуаль) попадают под изар
7. закрыть лифафа: левую, а потом правую сторону
8. связать концы лифафа у изголовья, ног полосками материи.
Намаз джаназа
После этого над завернутым телом (джаназа) читают намаз — джаназа. Молитву читает имам или человек заменяющий его. Отличием этой молитвы от других является отсутствие коленопреклонения (Рукна) и падения ниц (Сажд). Намаз-джаназа содержит в себе 4 такбира, приветствие вправо и приветствие влево, а также обращение к Аллаху с просьбой о милости Его к покойному и прощению ему грехов.
К началу молитвы имам всех приглашает словами: «Ас-Салат!», а затем спрашивает у собравшихся и у родственников о наличии за усопшим невыплаченных долгов, либо долгов по отношению к нему. И если таковые имелись, то просит простить или во втором случае рассчитаться с родственниками покойного. Тело в кафане укладывают на тобут.
Родственники и друзья должны пронести покойного не менее 40 шагов и только тогда поставить его в катафалк.
Могила
Кабр (могила) – сооружается в зависимости от рельефа местности. 1) Лахад – это айван и келья внутри. Айван делают 1,5 х 2,5м. и глубиной в 1,5м. в нижней части айвана делают круглый вход 80 см.(в келью).2) Ярма – это айван и шика (внутренняя полка). Ярма размер должен быть больше размера покойного на 50см. с обеих сторон.
Шикка равна размеру длины тела, либо ширине ярмы (высота и ширина по 70см.).Могила укрепляется: ярма – досками, а лахад обожженным кирпичом. На кладбище джаназа ставят подле могилы в сторону направленную к Мекке. Люди, которые будут опускать покойного в могилу должны стоять лицом в ту же сторону.
Когда опускают умершую женщину, то следует держать развернутую ткань над ее телом. Покойного в могиле укладывают на правый бок, чтобы он был обращен лицом к Каабе. Тело опускают ногами вниз. Полоски материи, которыми был перевязан кафан теперь можно развязать. Затем каждый по горсти земли бросает в могилу, при этом произносят айят (2:156) из Корана.
По всем правилам могила должна быть выше земли на 4 пальца. После этого могилу поливают водой, 7 раз бросают по горсти земли и читают Коран (айят 20:57).
На этом мусульманские похороны считаются завершенными, напоследок следует прочесть первый руку суры «Корова» сначала у изголовья, а затем последний руку суры «Корова» около нижней стороны могилы.Важно помнить, что на мусульманских кладбищах все памятники и могилы направлены в сторону киблы (Кааба, г.Мекка). Запрещается на немусульманском кладбище хоронить мусульманина и наоборот. После похорон для того, чтобы отдать последнюю дань покойному необходимо читать айяты из Корана.
В молитвах необходимо просить у Бога прощения покойного, т.к. по преданиям в ночь похорон в могилу приходят 2 ангела Мункар и Накир, они будут вести допрос покойного, а наши молитвы помогут и облегчат положение покойного перед таким судом. Законы шариата не одобряют установление на могиле мавзолеев, богатых склепов, т.к. это унижает бедных мусульман, а иногда и вызывает зависть.
На могильном камне лучше всего написать: «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены», и этого вполне достаточно.
По требованиям Шариата могила не должна становиться местом для молитвы и поэтому не должна быть похожа на мечеть. Ислам не запрещает плакать по умершему, но лучше вместо этого помолиться. Шариат предусматривает траур по покойному в первые после смерти дни (3 дня).
Еще материалы:
Наурыз – рождение весны
Хадж: — Паломничество в Мекку
Организация мусульманских похорон
Источник: http://pohorony.kz/statya/trditions/34-2012-02-26-08-51-52.html
Мусульманский траурный этикет: как вести себя на похоронах, траурный этикет для женщин, можно ли скорбеть верующим
Последователи ислама знают, что смерти не избежать, поскольку так решил Всевышний. В сурах говорится: «Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он — великий, прощающий». Мусульманский траурный этикет предписывает родным умершего человека скорбеть достойно.
Как вести себя на похоронах
Мусульманский этикет предписывает чтение Корана во время похоронного обряда. Необходимо прочитать Джаназу (мольбу к Аллаху о прощении усопшего). Пророк Мухаммад сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб», и также он говорил: «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».
При чтении Корана благодать получает усопший и сам верующий, который произносит суры. Во время похоронного обряда читайте:
- «Аль-Фатиху»;
- «Аль-Ихлас»;
- «Аль-Фаляк»;
- «Ан-Нас».
Просите Всевышнего о том, чтобы он послал саваб (вознаграждение) скончавшемуся верующему. Если с мыслями об усопшем вы будете соблюдать пост или распространять учение Аллаха, мертвый получит полный саваб.
Можно ли скорбеть верующим
Мусульманский траурный этикет ограничивает скорбь по умершему человеку. Сказано: «Не разрешено реветь и выть по умершему, соблюдать траур, носить черные одежды, накрываться черной вуалью, носить черные банты и любые предметы напоминающие о трауре, нести портреты покойника».
Исламские правила поведения не запрещают оплакивание усопшего, но это нужно делать тихо. Верующий не может царапать себе лицо или рвать свою одежду, как бы не горевал. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех кто остался».
Мужчин, которые плачут, окружающие должны упрекать, а если плачут дети или старики, их нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать не издавая звука. Потому что со смертью верующего плачут небеса».
Истинные верующие должны переносить горе спокойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир ему) – не из нас (т.е. не из числа благочестивых)».
Какое поведение порицается в Шариате
В некоторых исламских государствах есть профессиональные плакальщицы, однако мусульманский этикет этого не приемлет. Пророк Мухаммад говорил: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».
Исламский этикет также порицает другие похоронные обычаи, практикующиеся в ряде исламских стран:
- не отращивайте бороду в память об усопшем, иначе это не будет считаться сунной;
- не говорите на похоронах о мирском, лучше проведите время в молитвах;
- не стойте рядом с телом покойного и не вглядывайтесь в его лицо, это можно делать только близким людям.
Траурный этикет для женщин
Само слово траур переводится с арабского как «запрет» или «отказ». Исламские правила поведения предписывают женщине, которая потеряла близкого человека и находится в трауре, отказаться от некоторых вещей, разрешенных до этого.
Если у мусульманки умер муж, ей нужно соблюдать траур четыре месяца и десять дней. До окончания этого срока нельзя делать ничего из того, что может подтолкнуть женщину к новому браку. Запрещается использовать благовония, наряжаться или покидать дом без необходимости.
В сурах приводят слова Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете».
Считается, что соблюдением траура жена выполняет долг перед покойным мужем. По истечении установленного Всевышним срока женщина может снова выйти замуж. В том случае, если она окажется беременной, нужно ждать дольше. Сказано: «Для тех же жен, которые беременны, срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени».
Если умер другой близкий человек, исламский этикет предписывает верующей скорбеть не более трех дней.
Даже после похорон продолжайте молиться за усопшего. Найдите утешение в вере, поскольку сказано: «Ищите помощи Аллаха в терпении и молитве, поистине Аллах с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем».
Источник: https://etikket.ru/musulmanskij-etiket-adab/musulmanskij-traurnyj-etiket.html
Как хоронят мужчин и женщин мусульман: обычаи и положение покойного
Похороны
Ритуальные традиции ислама регламентируются шариатом, отличаются от православных обычаев. Порядок того, как хоронят мусульман, одинаков во всех регионах: подготовка тела к погребению, передача земле, молитвенное поминание покойного.
Похоронные обычаи мусульман
Начинают готовиться к смерти последователи ислама при жизни. Человек должен помнить о кончине, чтоб легко и бесстрашно пройти этот этап. Процедуры начинают, когда человек близок к гибели. Правоверные мусульмане строго соблюдают ритуальные обычаи, правила.
Подготовка тела к похоронам
Умирающий повторяет «Калимат-шахадат». Если мусульманин не способен говорить, за него текст произносит имам, родственники. Его поят водой Зам-Зам. После смерти тело поворачивают на правый бок, лицом к Мекке. Можно положить покойного на спину.
Усопшему фиксируют подбородок, разминают суставы, закрывают глаза перед захоронением. Конечности мусульманина распрямляют. На грудь, живот помещают ножницы, металлическую вещь. Усопшего накрывают погребальной материей.
Ислам завещает погребать покойников без вскрытия в день гибели. Через сутки предают земле, если смерть произошла ночью.
Мусульмане придают большое значение очищающим процедурам. Выполняет их гассал – близкий родственник или правоверный человек, хорошо знающий похоронные обряды. Он должен быть одного пола с покойным. Супруги могут омыть тело усопшего партнера. Умерших младенцев — мужчины или женщины.
Гассалу помогает три человека, абдест он выполняет самостоятельно. Помощники поворачивают тело, подают воду. Посторонние не присутствуют при этом.
Процедура ритуального обмывания мусульманина проходит перед похоронами возле кладбища, мечети. Зажигают благовония, трижды ополаскивают руки. Усопшего помещают на твердое ложе, накрывают полотенцем. Порядок очищения:
- лицо, голова;
- ступни до щиколоток;
- правая, левая сторона тела;
- спина.
Половые органы перед похоронами не омывают, льют воду через полотенце. Ритуал мусульмане проводят трижды: с кедровым порошком, камфорой, чистой жидкостью.
Если возможности провести процедуру нет, тело очищают песком. Конечности, ноздри, лоб смазывают благовониями.
Покойного окутывают кафаном — ритуальным саваном из белого полотна или ситца. Хоронить правоверных мусульман в одежде запрещено.
Кафан имеет три слоя:
- лифофа – ткань, которой закрывают тело, с двух сторон оставляют по 40 см, чтобы завязать материю;
- изор – отрез, которым укутывают бедра;
- камис – погребальная рубашка.
Грудную клетку покойниц покрывают киркой – похоронной мусульманской материей. Голову устилают платком — химором. Размеры убора – 2 х 0,6 м, полотна – 1,5 х 0,6 м.
Если умерший был бедняком, его погребает община. Пожертвование трех отрезов материи для кафана называют сунной. Усопших мусульман провожают в последний путь без обуви.
Особенности захоронения
Окутанное саваном тело кладут на носилки, застилают одеялом – тобутом. Сверху оставляют комплект одежды, чтобы знать, мужчина это или женщина. На крышку кладут ткань, ковер, одеяло. Выносят покойного головой вперед.
Усопших закапывают на кладбище. Мусульманская религия запрещает кремацию. Сжигание трупа обрекает душу покойного на адские муки. Если человек погиб, путешествуя, на море, ритуал могут перенести. Иногда проводят погребальный обряд, опуская тело с привязанным к ногам камнем под воду.
Похороны у мусульман называют Дафн. Тобут ставят перпендикулярно Киблы. Имам читает молитву — джаназ. Он стоит рядом с носилками, за ним выстраиваются остальные.
Без обращения к Богу Дафн недействителен. Ее не читают над мертворожденными младенцами.
Вид могилы — кабры зависит от местности, где прощаются с усопшим. Погребения мусульман:
- лахад – внутренняя келья, куда помещают тело, айван;
- ярма – шикка для трупа.
Кабра должна быть просторной. Характерное положение мертвого создает впечатление, что в исламе покойников хоронят сидя.
Ритуал можно проводить без использования гробов. Чтобы животные не разрыли мусульманскую могилу, ее укрепляют кирпичом.
Усопшего располагают головой к Кибле. Сначала опускают ноги. Над женщинами придерживают накидку, чтобы не оголять тело. Под голову насыпают грунт, располагают труп на правом боку.
Родственники бросают в яму горсть земли. Первым это делает имам, читая суры. Засыпанная могила должна быть выше уровня почвы.
Нуждаетесь в совете специалиста?Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!
После похорон присутствующие покидают кладбище, остается мусульманин, читающий талкин. Это помогает душе обрести покой.
Со стороны головы вкапывают могильный камень, табличку. Пишут имя умершего, даты рождения, смерти. Через год устанавливают памятник. Гравируют инициалы, аяты Корана. Надгробие поворачивают к Мекке.
Поминок сразу после погребения не организовывают. 3 дня родственники молятся о покойном, просят Аллаха отпустить грехи усопшего. Ритуальный обед мусульмане организовывают на третьи, сороковые сутки после похорон. Траурную одежду носят три дня. Женщины после смерти супруга — 130.
Говорить слова соболезнования и сочувствия можно единожды, на протяжении трех дней с момента погребения.
Мусульманская примета вещает: если человек умер в Рамадан, он избежит адских страданий. Текст от Анаса утверждает, что в священный месяц загробные муки прекращаются.
Запреты на похоронах
- Когда человек умирает, громко плакать, причитать запрещено. Женщин могут вывести из дома, пока правоверный отходит в мир иной. Оставлять умирающего одного нельзя – с ним находятся родственники.
- При омовении мусульманина не переворачивают на живот. Чтобы очистить спину, усопшего поднимают и удерживают.
- Запрещено подстригать перед похоронами покойникам волосы, обрезать ногти – это делают заранее, при жизни.
- Правоверных закапывают на исламских погостах. Если беременная жена умерла, исповедуя другую веру, запрет можно нарушить. Тело кладут спиной к Мекке, младенец повернут личиком к священному городу. Похороны по мусульманским обычаям для представителей других религий запрещены.
- Во время Дафна нельзя садиться, пока не опустят тело. Запрещено стоять, молиться у могилы.
- Джаназ-намаз во время восхода и захода солнца, когда оно в зените, не совершают.
- Мусульманские похороны проходят без женщин. Им разрешено посещение кладбища после погребения.
- Родственники могут целовать усопшего.
- Исламская религия не позволяет приносить на могилы букеты цветов, венки.
Запрещено нескромное поведение, громкие выкрики, самобичевание у мусульман.
- Шариат не разрешает вскрытие могил.
Отличаются ли похороны мужчин и женщин в исламе
Традиции для разных полов во многом совпадают. Различия при погребении мужчин и женщин:
Женщина исламской веры | Мусульманин | |
Омовение проводят | Девушки, супруг. | Выполняют перед похоронами мужчины или жена. |
Саван | Состоит из пяти частей. Грудь мусульманки накрывают похоронной хиркой, лицо заволакивают химором. | Трехслойный. |
Опускание в могилу | Тело и яму прикидывают покрывалом. |
Особенности региональных отличий похорон у мусульман
Погребение в разных регионах имеет свои особенности. В странах Советского Союза ставили памятники с портретами умерших. Современные погребения с фото порицаются шариатом.
- Гассала в Узбекистане называют словом мурдашуй. Могилу мусульманину копает гуркав. Заупокойную молитву узбеки читают ровно в полдень в мечети. Есть два распорядителя обрядом похорон – мужской и женский. По традиции, проводят прощальное чаепитие вместо поминок. Перевозка покойника не практикуется, тело несут на руках.
- Когда умирает татарин, на грудь укладывают ножницы, чтобы душу не украл джинн. Сверху – платок, полотенце. Выкопанную могилу не оставляют без присмотра, внутрь кладут монету. Хоронят по канонам мусульманской веры. После обряда моют дом и все, что связано с покойным. Многократно поминают.
- У казахов женщины громко голосят над усопшим. Акырет (саван) готовит мулла. Тело заворачивают в ковер. Погребение этот народ проводит на второй-третий день после смерти.
Похоронные обычаи в исламе строго регламентированы. Это последовательность ритуалов, имеющих сакральный смысл. Они направлены облегчить загробную жизнь мусульманина.
Статья проверена редакцией сайта Ссылка на основную публикацию
Нуждаетесь в совете специалиста?
Получите консультацию эксперта онлайн.
Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Пожалуйста оцените статью:
0,00 / 5
Источник: https://sorokoviny.ru/pohorony/horonyat-musulman
Посещение могил и кладбищ мусульманами: правила, порядок и запреты
В праздничные дни после совершения ид-намаза верующие практикуют посещение могил своих родственников, вознося за них дуа. В этой связи необходимо помнить о некоторых правилах поведения на кладбище.
В первые годы пророчества Мухаммад (с.г.в.) запрещал мусульманам посещать места захоронения усопших. Это было связано с тем, что среди окружающих были популярны языческие обряды. Поэтому Посланник Аллаха (с.г.в.
) дождался момента, когда верующие познают основы религии и тем самым будет снижена вероятность возвращения людей к традициям джахилии. Спустя некоторое время запрет на посещение могил был им снят.
В одном из хадисов говорится: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд).
Что рекомендуется делать на кладбище?
1) Думать об ином мире, т.е. верующему желательно поразмыслить о том, что смерть постигнет каждого. Ведь никому из нас неведомо, сколько ещё суждено прожить. В Судный день душам людей предстоит нести ответ за все свои земные деяния.
Поэтому человеку в течение своей жизни следует совершать как можно больше благих и как можно меньше плохих дел, тем самым приблизить себя к Райским садам и отдалиться от Адского пламени. Визиты на кладбище способствуют анализированию мусульманином своей земной жизни. Посланник Аллаха (с.г.в.
) наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).
2) Совершать дуа за усопших. Подтверждением необходимости этого служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.), переданные со слов его жены Аиши бинт Абу Бакр (р.а.) и записанные в виде хадиса Ахмадом: «Мне велел Всевышний совершать дуа за них (усопших)». В Пречистой сунне сохранилось множество текстов мольбы, которые верующие могут произносить, находясь в местах захоронений.
При этом представители некоторых течений в исламе, например, мутазилиты, полагают, что в совершении дуа за усопших нет никакой необходимости. Свою позицию они аргументируют тем, что человек ответственен лишь за свои поступки, а деяния его родных не смогут ни помочь, ни навредить лично ему.
3) Произнести приветствие. Также мусульманам дозволено приветствовать умерших братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов, приводимом в своде Муслима, говорится о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.), войдя на кладбище аль-Баки, поприветствовал всех, кто там был захоронен, словами «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!»
Чтение Корана на кладбище
Вопрос о дозволенности чтения Книги Аллаха у могил вызывает разногласия в среде мусульманских учёных. Одни полагают, что такая практика способствует обретению награды как тому, кто читает, так и усопшему. А умершие родственники, находясь в могилах, слышат чтение Корана, следовательно, получают саваб.
Для подтверждения этого приводится хадис, в котором отмечается: «Если кто-либо, войдя на кладбище, прочитает суру «Йа Син», то Всевышний улучшит положение всех, кто покоится в зиярате» Еще одним аргументом в пользу данной позиции может служить другое высказывание Пророка (с.г.в.) со слов Али ибн Абу Талиба (р.а.
): «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, тот обретёт воздаяние равное числу покоящихся» (оба хадиса приводит ан-Наджар).
Однако немало богословов считают практику чтения Священного Текста на кладбищах порицаемым или запретным нововведением. Они называют хадисы, используемые их оппонентами, недостоверными, так как в цепочке передатчиков есть люди, не заслуживающие доверия. А такие учёные, как Навави и Альбани, и вовсе причислили эти хадисы к выдуманным.
Кроме того, противники чтения сур Корана на могилах апеллируют также к Пречистой сунне. В одном из хадисов, приводимом Муслимом, сказано: «Не делайте из своих домов кладбища. Воистину, сатана уходит из того жилища, где читается сура «Корова». По мнению таких богословов, эта цитата служит косвенным подтверждением тому, что в местах захоронения запрещено чтение Книги Аллаха.
Посещение могил женщинами
Относительно допуска женщин на кладбища в среде мусульманских учёных существует три основные точки зрения.
Одни алимы уверены, что слабому полу дозволено это делать наравне с мужчинами, и такое положение закреплено в Благородной сунне. Другие же считают, что женщинам разрешается навещать усопших, но это нежелательное деяние (макрух). Третьи и вовсе относят подобные действия к запретным (харам).
В качестве аргументов «за», как правило, приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.).
Основным доказательством берётся следующее его изречение, которое мы цитировали в самом начале статьи: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд).
Сторонники утверждают, что здесь речь идёт о всех мусульманах вне зависимости от пола. Кроме того, в другом риваяте, приводимом в сводах Ибн Маджи и Хакима, отмечается, что супруга Посланника Всевышнего (с.г.в.) – Аиша (р.а.) была на месте захоронения своего брата – Абдуррахмана ибн Абу Бакра.
Противники уверены, что хадис о дозволенности посещения могил имеет отношение только к мужчинам и не касается женщин. Во-вторых, они приводят следующее высказывание Пророка (с.г.в.): «Господь проклял женщин, регулярно посещающих кладбища» (Тирмизи). Эти слова одни алимы истолковали как нежелательность посещения кладбищ, а другие – как полный запрет.
Однако сторонники утверждают, что данный хадис был ниспослан до полного разрешения посещать могилы, а значит, был им же (Мухаммадом, с.г.в.) и отменён. Некоторые же полагают, что запретность касается лишь обрядов причитания и стенания на могилах, практикуемых во времена джахилии.
Таким образом, вопрос о дозволенности или запретности посещения мест захоронения женщинами остаётся открытым. Тем не менее, большинство учёных придерживаются первой точки зрения.
Добавим, что в непосредственном обряде погребения женщины в исламе участвовать не могут – в этом вопросе богословы единодушны.
Что категорически запрещено делать у могил?
1. Просить помощи у усопшего – вне зависимости от того, кем был последний при жизни. Надеяться и уповать мусульмане могут лишь на Господа миров. Придание Ему сотоварищей (ширк), т.е. вера в то, что некое создание, без Его воли, способно помочь или навредить, – это один из страшнейших грехов в исламе. Людей, которые прибегают к ширку, будет ожидать суровое наказание.
2. Совершать молитву (намаз). Заключительный Божийпосланник (с.г.в.) наставлял: «Наихудшие из людей – те, что превращают могилы в места поклонения» (Ахмад, Ибн Хиббан).
3. Устраивать праздники, т.к. Пророк Мухаммад (с.г.в.) напутствовал: «Не совершайте на моей могиле никаких праздников» (Абу Дауд, Ахмад).
4. Ходить по местам захоронений и сидеть на могильных камнях. В одном из хадисов повествуется: «Ступать по обжигающим кожу углям или острию меча для меня было бы проще, чем наступить на могилу верующего» (Ибн Маджа).
5. Справлять нужду в любом её виде. Пророк (с.г.в.) говорил: «Я не вижу разницы (по степени отвратительности) между человеком, справившим нужду на могиле и на рынке» (Ибн Маджа).
6. Чрезмерно громко плакать и издавать громкие звуки, включая стенания. В одном хадисе упоминается: «Усопшего будет ждать наказание в могиле из-за громкого крика оплакивающих его» (Бухари).
7. Делать жертвоприношение, т.е. закалывать жертвенное животное, так как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) увещевал: «Нет места курбану на кладбищах в исламе» (Абу Дауд, Ахмад).
Источник: https://Islam.global/verouchenie/adaby/pravila-poseshcheniya-mogil-v-islame/
Через сколько дней хоронят мусульман
Если вы знаете, как хоронят мусульманина, то для вас не будет новостью то, что процедура подготовки тела проводится в три этапа, согласно сложившейся многовековой традиции. Проводится ритуальное трехкратное омовение усопшего (чем именно – написано ниже), а само помещение, в котором проводятся эти действия, окуривается благовониями. Вернемся к омовению. Для этого используются:
- Вода с порошком кедра.
- Камфорный раствор.
- Прохладная вода.
Некоторые трудности присутствуют в омовении спины, поскольку усопшего нельзя класть грудью вниз. Покойного приподнимают, чтобы омыть его снизу, далее по груди проводят ладонями сверху вниз, надавливая со средней силой. Это необходимо, чтобы из тела вышли все нечистоты. Затем покойного омывают целиком и проводят очищение испачканных мест, если после финального омовения и надавливания на грудь происходил выход экскрементов.
Необходимо подчеркнуть, как хоронят мусульманина в современности — сегодня достаточно один-два раза омыть тело, а проведение этой процедуры более трех раз считается излишним. Умершего обтирают тканым полотенцем, ноги, руки, ноздри и лоб умащиваются благовониями, в качестве которых употребляются, например, Зам-Зам или Кофур. Ни в коем случае не разрешено подстригать покойному ногти и волосы.
На любом мусульманском кладбище имеется помещение для омовений, при этом совершить обряд могут не только родные усопшего, но и, по их желанию, работники кладбища могут на себя взять исполнение этой процедуры.
Мусульманские кладбища в Москве
Вот список некрополей, где можно хоронить мусульман:
- Бутовское,
- Волковское,
- Даниловское,
- Домодедовское,
- Захарьинское,
- Кузьминское,
- Новобогородское,
- Перепечинско,
- Хованское,
- Щербинское.
Некоторые задумываются, сколько стоит место на кладбище в Москве для мусульман. Есть ли различия в ценах? Нет, для представителей всех конфессий дают участки одинакового размера. Цена зависит от удаленности.
Чего не нужно делать на похоронах у мусульман
Уже когда стало понятно, что человек скоро отойдет в мир иной, к нему вызывают имама – исламского священнослужителя, который читает специальный намаз.
Родственники должны определиться к моменту смерти, кто будет проводить омовение, и кто будет помогать. Их должно быть четверо, одного пола с усопшим. Также жена может омывать мужа, а муж – жену.
- громко причитать и плакать;
- приводить с собой женщин на погост;
- зажигать свечи;
- сидеть на могиле;
- пить алкоголь;
- приносить фотографии;
- молиться.
Источник: https://122plus.ru/cherez-skolko-dney-khoronyat-musulman/
Похороны у мусульман
Смерть у мусульман обозначает окончание земного существования и переход к вечной жизни в ожидании Судного дня. В исламе строго соблюдают обряды и традиции на всех этапах похорон – подготовка, омовение, погребение, поминки.
В Коране написано, что к смерти человек должен готовиться всю жизнь, чтобы легко уйти в другой мир. Некоторые ритуалы проводят еще при жизни умирающего. Родственники приглашают священника, который читает мусульманскую молитву.
Обряды подготовки к смерти мусульманина:
- — Умирающего лежит на спине. Его ноги должны быть направлены к Мекке, что символизирует дорогу души к священным местам.
- — Человеку, готовящемуся умереть, разрешается сделать несколько глотков обычной холодной или священной воды, гранатового сока.
- — Умирающий в заключительные мгновения насущной жизни думает о грядущем испытании души и готов спокойно принять смерть, не заботясь о земном существовании. Чтобы не нарушить его раздумья, запрещается громко рыдать и горевать. Горе выражается тихой скорбью.
- — После гибели конечности покойного выпрямляют, подбородок подвязывают. Умерший накрывается тканью, а сверху на его живот укладывается тяжелый предмет.
- — Захоронение проводят быстро, в день смерти, поэтому тело не доставляется в морг, а сразу подготавливается к дальнейшей церемонии.
Омовение и окутывание тела
Мусульмане с особым трепетом относятся к чистоте. Покойного обязательно омывают, иначе он считается грязным и не готовым ко встрече с Аллахом. Для этих обрядов выбирают Гассала (обычно старшего родственника) и трех ответственных помощников.
В исламе омывать покойника разрешается только человеку его пола. Единственное исключение – супруга, которая может очистить тело мужа. Если невозможно пригласить человека одного пола с умершим, то погибшего очищают землей или песком вне дома (на кладбище, в мечети).
Перед обрядом в комнате зажигают благовония. Ответственный человек, проводящий процедуру, моет руки 3 раза, после чего надевает перчатки. Дальше нижняя часть тела усопшего накрывается тканью и трижды омывается – раствором порошка кедрового ореха, камфорой и обычной водой. Все части тела моются по очереди. Волосы очищаются с помощью мыла.
После омовения начинается окутывание. Мусульман хоронят без обуви в простой рубашке и закутанными в несколько слоев полотна или дорогой ткани, если позволяет статус умершего. Мужской, детский и женский саван состоит из разных частей. В полотно покойного заворачивают близкие родственники, проводящие омовение.
Особенности погребения
Мусульман выносят ногами вперед на специальных носилках, после чего поворачивают, чтобы голова была направлена в сторону Мекки. На кладбище тело устанавливают на возвышении и читают молитву. В церемонии принимают участие исключительно мужчины.
Последовательность захоронения мусульманина:
- — На дне могилы расстилают три полотенца. Затем трое родственников опускают покойного. Сбоку яма закрывается жженным кирпичом (своеобразная защита от диких зверей), а сверху – толью, чтобы внутрь не попадала пыль.
- — Участники церемонии завязывают на поясе полотенца, на которых опускали усопшего в нишу, и начинают засыпать могилу землей.
- — Родственники, принимавшие участие в обряде, садятся вокруг засыпанной ямы и исламский священнослужитель читает суру 51 из Корана.
Гостям раздается саадака – носовые платки, деньги, носки. Хоронят мусульман без гроба в сидячем положении. В исламе верят, что после гибели душа встречается с ангелом, поэтому должна быть готова к разговору. Женщины во время обряда возвращаются домой и молятся. После этого они моют пола до порога, стирают одежду умершего.
Проведение поминок
На похоронах нельзя громко рыдать и скорбеть. Горе требуется выражать тихо, без истерик, привлечения внимания окружающих. В исламе считается, что душа погибшего страдает, когда видит чрезмерное страдание родных людей. Оплакивать покойника запрещается спустя 4 дня после его гибели.
Когда поминают мусульман:
- — В день погребения;
- — На 3, 7, 40 сутки;
- — Спустя год после смерти.
Сразу после церемонии не проводят никаких трапез. Первые три дня в доме, где умер человек, запрещено готовить. После этого организовывают поминальный обед с простыми блюдами. Богатые пиршества в исламе осуждаются, так как считается неправильным объедать скорбящую семью. Запрещено на поминках употреблять алкоголь. Во время трапезы гости молятся за душу погибшего, выражают сочувствие родным и всячески их поддерживают.
Заключение
Похороны у мусульман – это скромная и сдержанная церемония, во время которой усопшего подготавливают к вечной жизни и встрече с Аллахом. К главным особенностям захоронения относится омовение, отсутствие гроба, использование савана, спокойное оплакивание.
Источник: https://RitualTrans.by/blog-list-layout/item/43-pokhorony-u-musulman
Мусульманские похороны. Требования и запреты по мусульманским обычаям
Мусульманские похороны имеют несколько схожих черт с православными. Например, у приверженцев ислама тоже принято хоронить мертвых в землю, звать священнослужителя, и читать по ним молитвы (намазы), чтобы бог скорее забрал его душу в лучший мир. Однако, есть большие отличия в подготовительных моментах и ритуальных атрибутах.
Каждому, кто хоронит мусульманина стоит знать, что это нужно делать только на мусульманских кладбищах или специально отведенных участках для приверженцев ислама на общих погостах.
Что делать, когда мусульманин при смерти
Уже когда стало понятно, что человек скоро отойдет в мир иной, к нему вызывают имама – исламского священнослужителя, который читает специальный намаз.
Родственники должны определиться к моменту смерти, кто будет проводить омовение, и кто будет помогать. Их должно быть четверо, одного пола с усопшим. Также жена может омывать мужа, а муж – жену.
Принципы выбора исламской ритуальной атрибутики
Заранее подготавливается саван для окутывания тела. Материал выбирается, исходя из принципа: если человек не оставил долгов после себя, то материал берут дороже, а если оставил, то – самый простой. Радикальные мусульмане придерживаются минимализма при организации похорон. Для савана запрещается использовать шелк.
Мусульман не принято хоронить в гробах, но в городах часто используют специальный ящик табуг. На кладбище можно взять ритуальные носилки для доставки тела к могиле.
Также заранее заказывается могильная плита, которая служит памятником. Запрещаются излишние украшения на нее. Только имя, годы жизни, и изречение из священной книги. Надгробие направляют лицевой стороной по направлению к Мекке.
Ритуальные атрибуты, как в православии (венки, цветы, ленты, постельные принадлежности, одежу), покупать и приносить на могилу нельзя.
Исламские ритуалы подготовки к погребению
После смерти человека укладывают лицом и ногами в сторону Мекки – святого места. При трехкратном омовении доверенным лицом (Гассалом), запрещается переворачивать тело на живот. Помещение, где проходит процедура, окуривается благовониями. После омовения и обмазывания благовониями, тело окутывают в несколько слоев ткани – для мужчин 3 слоя, для женщин – 5. Все это время читают положенные намазы. В эти же сутки предписывается произвести погребение.
Какие предметы подготовить к похоронам в исламских традициях?
- саван – 3-5 слоев любой ткани (кроме шелка);
- веревки для челюсти;
- твердый предмет на живот (от вздутия);
- благовония и эфирные масла (розовое масло, кедровый порошок, гулькаир);
- мусульманский гроб;
- ритуальные носилки;
- раздаточный материал для садака (платочки или деньги);
- ткань для опускания тела в могилу;