Когда на Руси появился первый патриарх

Зачем Борису Годунову нужен был патриарх на Руси

История патриаршества в Русской Православной Церкви полна драматизма и в некоторых своих моментах напоминает политический детектив, где религиозные мотивы нужно ещё постараться рассмотреть. Но таково уж наследие Византии, которое взяли на себя русские великие князья и цари.

Само появление первого русского патриарха, которым стал митрополит Московский Иов в 1589 году, как раз и есть такая политическая драма, в которой «первую скрипку» играло даже не тогдашнее православное духовенство, а царский двор и непосредственно тогдашний «серый кардинал» царя Фёдора Иоанновича, Борис Годунов.

Киевская уния

Русская аристократия того времени уже давно хотела для себя независимой Церкви, что и так организовывалось с падения Константинополя в 1453 году. При этом Киевская митрополия окончательно ушла под Литву, став абсолютно независимой от Москвы частью Православной Церкви.

На неё активно воздействовали иезуиты, в частности Пётр Скарга, склоняя киевлян к унии, что и произошло уже в 1596 году в Бресте. Писания Скарги о «недостойности» Константинополя и силе и свободе Рима доходили и до Москвы. Москвичам всё это не нравилось, но и под власть Рима они не хотели. В конце концов, не так давно Иван Грозный обманул и вышиб Антонио Пассино, иезуита, который предлагал русскому царю такой проект.

Однако и текущее положение Русской Церкви никак не устраивало Русь. А вот присоединить к себе независимую киевскую митрополию в силу возвышения митрополии московской (что, кстати, в итоге и случилось) было весьма заманчиво.

Деградация Византии

Дело в том, что после захвата Константинополя турками-османами началась деградация Вселенского Патриархата. Султаны меняли патриархов на своё усмотрение, как перчатки. В Москве Вселенскую Церковь стали воспринимать, как «слабую, зависимую», а то и откровенно «рабскую» по отношению к иноверцам-магометанам.

При этом Вселенская Церковь страдала имущественно, древние Восточные Церкви все чаще ходили на Русь с «протянутой рукой». Но одновременно представители этих Церквей кичились своей древностью, величием и самостоятельностью, в отличие от «православного новодела», Московской митрополии.

Кроме того, вселенскими патриархами очень часто становились откровенно недостойные люди, политические интриганы, а то и попросту повесы и транжиры, каковым, к примеру и оказался Патриарх Феолипт, на момент правления которого и пришлось начало «великой Московской интриги» по провозглашению патриаршества на Руси.

Серый кардинал

В самой нашей стране также царили весьма интересные времена. Младший сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович, не был сильным и решительным политиком. Ещё его отец отзывался о нём, как о более приспособленном для кельи и молитвы, нежели для правления государством.

Но ближайшим сторонником его стал выходец из числа опричников, шурин царя Борис Годунов. Он довольно быстро устранил всех своих конкурентов, которые ещё недавно были его сторонниками в деле поставления царя Федора на престол, и стал этаким «серым кардиналом всея Руси». Историки отмечают, что из 14 лет царствования Федора 13 безраздельно и фактически неприкрыто правил именно Годунов.

Впрочем, стоит оговориться, что это было не самое плохое правление. Парадоксальным образом, пока Годунов был в тени, он был куда более успешен и полезен России, нежели когда сам стал царём. Планировал ли он с самого начала стать русским самодержцем и основать новую династию – неизвестно. Однако, судя по историческим данным, проект «русского патриаршества» он воспринимал как глубоко личное дело, к успеху которого приложил немалые усилия.

Русское патриаршество

Историк русской Церкви Карташев, указывает, что с политической точки зрения установление патриаршества на Руси именно Годуновым давало ему огромный кредит доверия и уважения знати, да и всего общества в целом. Более того, митрополит Иов был именно «человеком Годунова», начавшим свое возвышение, как и будущий царь, с опричнины Ивана Грозного.

Начало активной фазы пришлось на 1586 год, когда в Москву после визита в Киевскую митрополию, прибыл антиохийский патриарх Иоаким. Он прибыл просить денег, и это был первый в русской истории личный визит одного из глав Восточных Церквей. Иоакима щедро одарили и отправили назад, в Турцию, но с наказом, чтобы он провел переговоры о возможности проставления патриарха на Руси.

Естественно, что такие перспективы совершенно не утеривали Константинополь и тамошнего патриарха. Терять, даже формально, такую огромную митрополию, совершенно не хотелось. Но, как было сказано выше, Феолипт очень любил деньги и совершенно не умел их тратить, что тоже сыграло свою роль.

Константинопольский патриарх начал «затягивать процесс». И в то же время количество просителей даров и денег в Москву с Востока увеличилось в разы. Москва терпела, отдаривалась и надеялась. Феолипт, судя по всему, никаких активных действий предпринимать не пытался, но тут, из-за своего мотовства и неумелых интриг, он был смещён, а на его место встал возвращенный из ссылки султаном патриарх Иеремия II.

Он нашёл Константинопольскую церковь в таком разорении и долгах, что вынужден был жить в доме валашских господарей. Патриаршая резиденция была конфискована за долги. При этом о «московском проекте» он ничего не знал, но именно в Москву, уже по натканной дорожке, поехал просить милостыни.

Приватный разговор

В 1588 году он прибыл на Русь, где между ним и Борисом Годуновым произошел приватный разговор, после которого русские власти фактически заключили Иеремию под домашний арест. Такое «почётное заточение» очень многое говорит и о политическом весе России того времени, и об откровенной политической слабости Восточных Церквей.

От него ждали поставления Патриарха, а он не только не был в курсе, но поначалу и воспротивился. Впрочем, год «золотой клетки» и удивительных дипломатических способностей Годунова переменил мнение Константинопольского Владыки.

Поначалу Годунов и его люди вообще предложили, оставаясь Вселенским Патриархом, стать ещё и главой Русской Церкви, но с кафедрой во Владимире (московская кафедра-де, уже занята митрополитом).

Это была хитрая уловка, чтобы Иеремия отказался от такой «заманчивой привилегии» и все же дал русским автокефалию. План удался. В итоге 23 января 1589 года патриархом Всея Руси, по благословению Иеремии и собора епископов, стал святитель Иов.

На уровне локальных политических задач это начало патриаршества позволило Годунову стать в итоге царём, хотя у почившего Фёдора Иоанновича оставались дальние родственники. Вес и авторитет царского шурина, его близость к престолу, а также блестящее управление государством решили дело.

У Годунова теперь были лояльный народ, «свой Патриарх» и бояре, которые уже привыкли ему повиноваться. Но, как покажет дальнейшая история, всё это не спасло Годунова от печальной участи. С другой стороны, именно с этого момента можно считать концепцию «Москва – Третий Рим» воплотившейся в жизнь в полной мере.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/52422-zachem-borisu-godunovu-nuzhen-byl-patri.html

Жизнь и подробная биография святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Насыщенная биография патриарха Кирилла Гундяева интересует многих православных людей. Глава российской церкви написал большое количество книг и статей, является активным читателем интернет-страниц и публикаций. На телевидении выступал в цикле передач под названием «Слово пастыря». Он является первым патриархом, родившимся в СССР. До принятия сана был митрополитом Смоленским и Калининградским.

Патриарх Кирилл Московский и всея Руси

Биография патриарха Кирилла

Владимир Михайлович Гундяев появился на свет 20 ноября 1946 г. в городе Ленинграде. Существует мнение, что предки патриарха происходят из села под названием Оброчное, которое сегодня входит в состав Мордовии.

  • Его отец Михаил являлся главным механиком завода, а впоследствии стал священником и протоиереем. Обучался на богословских курсах, два года служил в составе Советской Армии, а после окончил техникум и поступил в местный институт. Был осужден за политическую нелояльность и отбыл трехлетний срок на Колыме. В 1947 г. отца Кирилла рукоположили в диаконы, а вскоре — в сан иерея.
  • Дед будущего патриарха прожил в тюремном заключении 30 лет и считается одним из первых, кто отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Он трудился машинистом на железной дороге, был осужден за противоборство православному обновленству (попытки модернизации церкви коммунистами).
  • Мать будущего патриарха родилась в 1909 г. и работала школьным преподавателем немецкого языка.

Владимир окончил 8 классов среднеобразовательной школы и поступил в геологическую организацию, где трудился техником-картографом. По религиозным соображениям он отказывался стать пионером. В 1965 г. Владимир поступил в духовную семинарию, а позже и в академию, которую он окончил с отличными оценками. После защиты диссертации оставался преподавателем богословия и специальным помощником инспектора.

На заметку! В годы студенческой жизни Владимир Гундяев являлся энергичным активистом. Он участвовал в конгрессе на тему всеобщего христианства, являлся постоянным председателем молодежной комиссии.

Период священства

В 1969 г. Владимира Гундяева постригли в монахи и нарекли вторым именем — Кирилл. В течение двух месяцев он получил чины иеродиакона и иеромонаха. Через два года Кирилл был рукоположен в сан церковного архимандрита. На религиозном совете, проведенном в Женеве, его назначили представителем патриархата в столице.

Патриарх Кирилл в молодости

  • Когда Кириллу исполнилось 28 лет, святитель получил место ректора в духовной семинарии. Будущий патриарх также создал специальный класс для верующих девушек, которые в будущем станут матушками.
  • В 1976 г. архимандрита посвятили в высокий сан епископа Выборга. Рукоположение проводилось в стенах Троицкого собора. Воздать хвалу новому епископу явились митрополиты Ленинграда, Киева, Тулы и многие другие высокопоставленные священники.
  • В течение двух лет Кирилл служил заместителем митрополита Никодима. Вскоре он стал архиепископом, а через полгода его назначили управляющим финляндского патриаршего прихода.
  • С 1983 г. Кирилл работает преподавателем духовной семинарии, располагающейся в Москве. В конце декабря 1984 г. святого отца назначают архиепископом Смоленска и Вязьмы.

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/biografiya-patriarha-kirilla.html

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Портрет Алексея Михайловича, неизвестный художник. Конец 1670 – начало 1680 гг. Википедия

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Патриарх Никон на памятнике «1000-летие России». Википедия

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

«Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году», Сергей Милорадович, 1885 г. Википедия

В процессе реформы произошли следующие изменения:

  • креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;
  • вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;
  • крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;
  • вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;
  • во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;
  • о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»
  • литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

«Сожжение протопопа Аввакума», Петр Мясоедов, 1897 г. Википедия

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В чем разница между буддизмом и индуизмом

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884–1887 гг. Википедия

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Гробница патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре. Википедия

Источник: https://www.anews.com/p/125522059-cerkovnaya-reforma-cerkovnyj-raskol-v-rossii-xvii-veka-patriarh-nikon-i-raskol/

Патриарх Кирилл

Патриарх Кирилл — первое лицо Русской православной церкви, ее предстоятель. Его биография – это не только сугубо религиозные моменты. Святейшего называют прирожденным дипломатом, а публичные проповеди – в некотором роде политическими манифестами. Однако не стоит опасаться сращивания государства и Церкви. Так считают те, кто боится, что религия превратится в идеологический инструмент.

«Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе с государством. Онa несет ответственность за нравственное состояние народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет нахoдиться в диалоге с любoй властью с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе служить этим высoким целям, которые перед нeй стоят».

Детство и юность

Родился Патриарх Кирилл (в миру Гундяев Владимир Михайлович) в культурной столице России 20 ноября 1946 года в семье священника. Отец будущего патриарха Московского и всея Руси к моменту рождения сына был рукоположен в иереи храма Смоленской иконы Божьей матери.

Мать Раиса, до замужества носившая фамилию Кучина, работала учителем немецкого языка в местной школе. Владимир Михайлович в семье – второй ребёнок, после старшего брата Николая, жизнь которого, как и младшей сестры Елены, также тесно связана с религией.

Патриарх Кирилл

Детство патриарха Кирилла прошло как у обычных детей – он закончил 8 классов среднеобразовательной школы, после которой поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а по ее окончании – в духовную академию. В 1969 году пострижен в монашество, где его нарекли именем Кирилл.

В 1970 году будущий глава православной церкви с отличием окончил духовную академию и получил степень кандидата богословия. С этого момента и началась церковная деятельность священника, который достиг религиозной вершины и стал первым в истории патриархом Московским и всея Руси, рожденным в Советском Союзе.

Епископство

Религиозная деятельность патриарха Кирилла с самых истоков стремительно развивалась. В течение первого года после окончания духовной академии и монашеского пострига священник несколько раз возводился в высший сан, а также был назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Через 3 года святейший получил назначение на должность ректора духовной семинарии и академии Ленинграда и возглавил епархиальный совет Ленинградской митрополии.

Отец Кирилл

В марте 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа и стал членом комиссии по вопросам межцерковных сношений и христианского единства в Синоде. В 1977 году епископ Выборгский возведен в сан архиепископа, а через год уже управлял патриаршими приходами в Финляндии. В 1978 году архиепископ Кирилл стал заместителем главы отдела внешних церковных сношений и начал преподавать в Московской духовной академии.

В 1984 году будущий глава православной церкви назначен архиепископом Вяземским и Смоленским, а в 1986-м стал управляющим православными приходами Калининградской области. Проявив недюжинное трудолюбие и усердие в службе, патриарх Кирилл в 1989 году был назначен постоянным членом Синода, где активно участвовал в разработке законов о вероисповедании и религиозных свободах. В феврале 1991-го архиепископ Кирилл возведен в сан митрополита.

Патриарх Кирилл во времена епископского служения

В период развала СССР и политических потрясений в России патриарх занимал четкую миротворческую позицию, чем завоевал доверие и уважение среди населения. Тогда же митрополит внес значимый вклад в сохранение и укрепление мира, за что трижды награждался почетной Ловийской премией.

В период середины 90-х годов Московская патриархия проявила политическую активность, а будущий глава православной церкви стал своеобразным «премьер-министром русской церкви». Благодаря ему произошло воссоединение Русской православной церкви с приходами в зарубежье, а также стабилизированы отношения РПЦ с Ватиканом.

Патриаршество

К патриархальному престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.

Источник: https://24smi.org/celebrity/1278-patriarh-kirill.html

История православия. Введение патриаршества на Руси

Одним из самых значимых событий в истории православия стало введение патриаршества на Руси. Рост и влияние русской церкви в христианском мире уже особенно ярко отмечалось к концу XVI века.

Почву создала ферраро-флорентийская уния, которую заключили в XV веке Византийская церковь с Ватиканом, после чего русская митрополия стала самостоятельно избирать своего первоиерарха. Более того, в 1453 году Константинопольский патриархат оказался в полной зависимости от турецких султанов.

В этом невозможно было не увидеть великий промысел Божий: Россия стала единственным независимым православным государством.

История введения патриаршества на Руси

Сама идея возникновения Московского патриаршества очень тесно связана с установлением автокефалии русской церкви. После того как Московская митрополия получила независимый статус от греков, весь православный мир осознал исключительное значение РПЦ как наиболее влиятельной и многочисленной.

Случилось это не только во свидетельство усиления духовного значения Руси, но и во укрепление веры перед грядущими испытаниями тяжелого времени Смуты. Русская церковь создаст тот мощный дух и народную силу, которая вступит в борьбу с иноземными интервентами и католической агрессией.

Всем было понятно, что в скором времени патриарший престол будет провозглашен в Москве. В связи с этим возникли напряженные отношения с Константинопольским патриархатом, который итак обиделся на Русь из-за перехода к автокефалии и не хотел этого признавать.

Однако без согласования Восточных патриархов самостоятельно провозгласить русского митрополита патриархом было бы делом недопустимым и незаконным. В столице царя легче было узаконить силой, но установление патриаршества без положительного решения первенствующих кафедр было нереальным.

Исторические обстоятельства только еще сильнее повлияли на введение патриаршества на Руси во времена правления Федора Иоанновича (сына Иоанна Грозного). Федор царствовал (все основное время он проводил в молитвах, его христианское воспитание не хотело примиряться с жестокими реалиями политической жизни государства, в итоге его имя было канонизировано), а Борис Годунов (брат жены царя Федора, Ирины Годуновой) управлял.

Борис Годунов

Очень честолюбивым человеком был Борис Годунов. В то же время это был великий государственник, создавший программу по реформированию государства Российского, которая могла бы усилить его мощь и престиж.

К большому сожалению, это предприятие Годунова не имело прочного духовного основания, и зачастую его приказы исполнялись неприемлемыми средствами в нравственном отношении (и ко всему он был обвинен в убийстве царевича Дмитрия, хотя прямых доказательств нет).

К тому же русский народ сильно оскудел в духовно-нравственном смысле после опричнины, и поэтому был далек от всех грандиозных замыслов своих правителей.

Тем не менее Годунов хотел видеть Россию великою державою и смог довести дело об утверждении патриаршества до конца.

Начало

Первый этап подготовки начался с приезда в Москву в 1586 году Антиохийского патриарха Иоакима. Об этом активно пеклись «годуновские» дипломаты.

Но перед этим тот посетил пределы Западной Руси и увидел католический натиск Речи Посполитой, которая практически развалила церковную жизнь Киевской митрополии (буквально накануне Брестской унии). В царственной Москве он увидел истинное величие и славу Третьего Рима.

Патриарха Иоакима встретили с большим почетом и уважением, он же приехал за милостыней, так как его кафедра имела долг в восемь тысяч золотых. Годунов воспользовался этим моментом и стал воплощать свой план – введение патриаршества на Руси.

Митрополит Московский Дионисий

По приезду Иоакима не давал о себе знать Митрополит Московский Дионисий. Скорее всего, он был в сговоре с Годуновым и разыгрывал сценарий. Патриарха отправили в Успенский собор Московского Кремля. Там перед ним во всем своем великолепии в роскошных одеждах на богослужении предстал Митрополит Дионисий, который первый благословил патриарха Антиохийского, но тот неожиданно оскорбился. Просителю милостыни было показано, кто настоящий предстоятель великой Церкви.

Тут в игру вступает Годунов, который начинает вести с Иоакимом тайные переговоры, основная тема которых – введение патриаршества на Руси. Дата этого грандиозного события была уже очень близка. Иоаким был не готов к таким разговорам, но пообещал посоветоваться с Восточными патриархами. Москва на этом этапе была удовлетворена.

Борьба

Решающее слово было за Константинополем (Стамбулом). Там развивались драматические события. Один за другим низвергались патриархи, храмы были разграблены турками, разворованы все средства. Деньги и послания московского государя где-то затерялись.

Патриарх Константинопольский Иеремия стал восстанавливать новую патриархию, но денег на это у него было. И он решил поступить как Иоаким и тоже отправился в Москву с протянутой рукой. Однако он не знал о ранних переговорах насчет создания Московского патриаршества. И все началось сначала: был разыгран тот же сценарий, как и с его предшественником. Иеремия был практически год под домашним арестом в роскошных условиях в Белокаменной.

Патриарх Иов

В общем, эта встреча стала судьбоносной для русской церкви. Тяжелое положение Константинопольского патриархата сыграло положительным образом на введении Патриаршества на Руси.

В Москве к этому времени, как и в Стамбуле, произошли некоторые изменения. Годунов низложил митрополита Дионисия в 1587 году в связи с боярским заговором, бунтари требовали развода царя Федора с его женой Ириной Годуновой из-за бесплодия.

Место Дионисия занял ростовский архиепископ Иов, в итоге 23 января (2 февраля) 1589 года он и станет первым Патриархом Всея Руси. Уже в наше время, в 1989 году, его имя будет канонизировано.

В 1721 году Петр I упразднит патриаршество: оно будет восстановлено только в 1917 году на поместном соборе, и патриархом выберут святителя Тихона. Потом будет трудный для русской церкви большевистский период. После смерти Тихона очередной собор не проводился. Лишь в 1943 году это стало возможным, и предстоятелем русской православной церкви стал Сергий (Старогородский). Патриарх Кирилл стал 16-м по счету патриархом России.

Таким образом, официально введение патриаршества на Руси (год 1589) состоялось еще в 16 веке.

Источник: https://FB.ru/article/245964/istoriya-pravoslaviya-vvedenie-patriarshestva-na-rusi

Как зарождалась русская православная церковь

Христианство на Руси стало распространяться в IX веке. На этот процесс очень сильно повлияло ее соседство с могущественной Византийской империей, исповедовавшей христианство. Сегодня обсудим одну из важнейших тем в истории России — зарождение и развитие православной церкви. Давайте разбираться вместе.

Во многих источниках СМИ зачастую встречаются очень много аббревиатур, возьмем именно ту, которая сегодня в этой статье очень символична — РПЦ (Русская Православная Церковь). Чтобы разобраться с вопросом: «РПЦ — что такое?», окунемся немного в историю Древней Руси, где просветительской деятельностью славян изначально занимались проповедники — братья Кирилл и Мефодий.

Первой крещение приняла киевская княгиня Ольга в 954 году. Это событие поспособствовало тому, что после нее киевский князь Владимир в 988 году крестил Русь.

Васнецов — крещение князя Владимира

История Русской Православной Церкви

В домонгольский период русская Церковь являлась митрополией константинопольского патриархата, который и назначал своего митрополита из греков. Однако в 1051 году этот престол впервые занял русский митрополит Илларион — очень образованный церковный деятель.

История Русской Православной Церкви свидетельствует, что строительство величественных храмов на Руси началось в X веке, а с XI века уже создаются первые монастырские хозяйства.

Первый монастырь (Киево-Печерский) основал преподобный Антоний Печерский, принесший в 1051 году на Русь афонское монашество. Именно он стал центром православия на Руси. В дальнейшем монастыри были не только духовными центрами, но и центрами культуры и образования, где велись исторические летописи, переводились богословские книги, процветала иконопись.

Объединение княжеств

Задаваясь вопросом: «РПЦ — что такое?», необходимо также отметить, что в период феодальной раздробленности XII века только Православная Церковь оставалась главной носительницей идеи единства русского народа, которая противодействовала постоянным княжеским междоусобицам.

В XIII веке на Русь нападают татаро-монгольские полчища, но и они не смогли сломить Русскую Церковь. Морально, духовно и материально она способствовала созданию русского политического единства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда разделились на православных и католиков

В XIV веке вокруг Москвы стали объединяться русские княжества. Великие русские святители стали духовными помощниками московских князей.

Великие сподвижники

Митрополит Алексий стал наставником святого князя Дмитрия Донского. Святитель митрополит Иона Московский помогал московскому князю в сохранении единства государственного строя и прекращении феодальных войн.

Православный святой Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского, этот ратный подвиг стал началом освобождения русских земель от татаро-монголов.

Многих не зря интересует тема «что такое РПЦ?» И здесь в первую очередь надо отметить, что Православная Церковь помогала сохранять культуру и национальное самосознание русского народа. Вот, например, в XIII веке было начато строительство Почаевской Лавры*, так утверждалось Православие и на западно русских землях.

В период с XIV и до середины XV века на Руси было создано до 180 монастырей. Знаменательным событием стало основание Троице-Сергиевого монастыря в 1334 году преподобным святым Сергием Радонежским. В этой обители нашел применение своему дивному таланту преподобный Андрей Рублев.

Автокефалия. Патриархи РПЦ

Со временем русское государство стало набирать силу и освобождаться от захватчиков, а с этим становилась влиятельнее и мощнее Православная Церковь на Руси. С пониманием того, что такое РПЦ, приходит и понимание ее огромной роли в истории государства.

Перед падением Византийской империи в 1448 году Русская Церковь получила независимость от Константинопольского патриархата. Поставленный Собором русских епископов Митрополит Иона стал Митрополитом Московским и всея Руси.

И вот уже в 1589 году Иов – московский митрополит — становится первым Патриархом Руси.

• В XVII веке на Русь напали польско-шведские интервенты. Но Русская Церковь и здесь не сдалась. Великий патриот патриарх Ергемон был замучен захватчиками, однако он был духовным лидером ополчения Минина и Пожарского.

• В летописи Русского государства описано и героическое сопротивление Троице-Сергиевой Лавры от поляков и шведов в 1608-1610 гг.

Следующий патриарх, Никон, занялся реформами, в результате чего образовался раскол в РПЦ. Эти реформы продолжились в XVIII Петром Первым.

Раскол РПЦ

Поводом к расколу русской церкви послужили разногласия по вопросу об исправлении церковных обрядов и книг. Переводы церковных книг на русский язык делались с греческих подлинников в разное время, причем уже сами подлинники не были абсолютно одинаковыми, а переписчики книг дополнительно вносили в них изменения и искажения. Кроме того, в русской церковной практике утвердились обряды, не известные в греческих и южнославянских землях.

Вопрос об исправлении церковных книг и обрядов получил особую остроту после доставления на патриаршество Никона. Новый патриарх, сын крестьянина из окрестностей Нижнего Новгорода, постригшийся в монахи под именем Никона, быстро выдвинулся в церковных кругах. Возведенный в патриархи (1652 г.), он занял положение первого человека в государстве после царя. Царь называл Никона своим «собинным другом».

Никон энергично приступил к исправлению богослужебных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой. Правительство поддерживало эти начинания Никона, так как введение единообразия церковной службы и усиление централизации церковного управления соответствовали интересам абсолютизма.

Но крепнувшему абсолютизму противоречили теократические идеи Никона, сравнивавшего власть патриарха с солнцем, а власть царя с луной, лишь отражающей солнечный свет. В течение нескольких лет Никон властно вмешивался в светские дела. Эти противоречия привели к ссоре царя с Никоном, завершившейся низложением честолюбивого патриарха. Собор 1666 г.

лишил Никона патриаршего сана, но в то же время утвердил его нововведения и предал анафеме тех, кто отказывался их принимать.

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году

С этого собора начинается деление русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую, т. е. отвергающую церковные реформы Никона. И та и другая церковь одинаково считали себя единственно православной; официальная церковь именовала старообрядцев «раскольниками», старообрядцы называли православных «никонианами».

РПЦ и Святейший Правительствующий Синод

Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха.

В 1718 году, царь Пётр I решает изменить саму структуру церковного управления и предлагает создать Духовную коллегию. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом.

Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества —  опасность совместного существования двух властей – духовной и светской.

Другой же причиной была — укрепление власти и авторитета церкви в народе. По сути своей, несмотря на всю свою авторитарность и независимость в глазах народа — над церковью все равно стояли монархи, цари, императоры, президенты и именно их решения были главенствующими.

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.

Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Но самое интересное, для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора.

 Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным».

Вот так все и получилось, что Синодом управляли по сути государственные чиновники. Причем затянулось это все почти на 200 лет. Для РПЦ — это период был пагубным, так как все решения были навязаны обер-прокурорами. Все прерогативы и полномочия Синод получал от императора и рассматривался как орган, посредством которого император управлял церковными делами.

Восстановление патриаршества

В 1917 году был созван Всероссийский Церковный Собор, где было восстановлено Патриаршество. Патриархом Московским и всея Руси стал Митрополит Московский Тихон. Но большевики считали РПЦ своим идеологическим противником, поэтому она подлежала полному уничтожению.

С 1922 по 1924 год патриарх Тихон находился под арестом. При нем образовалась Русская Православная Церковь за рубежом. После его смерти началась борьба, и в итоге РПЦ возглавил митрополит Сергий (Старгородский).

В Советском Союзе для богослужений оставили лишь небольшое количество храмов. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях.

Ко времени Второй мировой вся церковная структура была практически полностью уничтожена, но катастрофа боевых действий заставила Сталина прибегнуть к моральной помощи РПЦ. Священники и епископы были выпущены из тюрем.

Кульминационным стал процесс, когда в 1943 году на Соборе епископов был выбран патриарх — митрополит Сергий (Старгородский), и в 1945 году на Поместном соборе – митрополит Алексий.

При Н. С. Хрущеве в 1958 году началась антирелигиозная кампания. Вновь стали закрываться храмы, монастыри и духовные школы, начались аресты (к 1964 году было осуждено более 1200 чел.). Но в брежневский период все гонения на церковь прекратились, но несмотря на это она все еще жестко контролировалась властью. Вот так, очень нелегко, пришлось РПЦ. Что такое выживание и преследования, она знает, увы, не понаслышке, на собственном горьком опыте.

Московский патриархат

Юбилейный, 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — стал переломным во взаимоотношениях Церкви и государства. Гонение на Церковь было прекращено, стали вновь открываться храмы. Только в 1988 году было открыто более 1000 храмов.

Дальше патриархами были Алексий I, Пимен и Алексий II.

Правящий архиерей Московской епархии РПЦ — Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Сегодня современная РПЦ возглавляется патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В наше сложное время именно на его плечи легло тяжелое бремя — искать пути примирения всех славянских народов. Ведь для того и создавалась РПЦ.

Современная Московская епархия РПЦ, созданная в 1325 году, насчитывает около 1506 храмов.

В настоящее время РПЦ насчитывает около 150 млн верующих. Ее каноническая территория охватывает Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию (в этих странах к ней принадлежит большинство населения), другие страны СНГ, кроме Грузии, а также прибалтийские государства: Литву, Латвию, Эстонию.

В состав Русской церкви входят Белорусский экзархат, Украинская православная церковь (обладают самостоятельностью в делах внутреннего управления), православные церкви в Молдове, Латвии, Эстонии, Японская и Китайская автономные православные церкви.

Высшие органы РПЦ — Поместный собор, Архиерейский собор и Священный Синод во главе с патриархом.

Высшая награда РПЦ — Орден св. апостола Андрея Первозванного. Среди других наград — ордена св. Владимира, св. Ольги, мученика Трифона, святителя Иннокентия, ордена и медали преп. Сергия Радонежского, св. благоверного князя Даниила Московского.

Патриарх Кирилл о Церкви

Источник: https://moiarussia.ru/kak-zarozhdalas-russkaya-pravoslavnaya-tserkov/

Патриарх всея Руси — Русская православная церковь

Подробных биографических статей о русском Патриархе очень много, но мы остановимся только на главных моментах его жизни и на том, что сегодня у православных христиан возникло очень много вопросов и противоречивых мнений, связанных с его встречей с Папой Римским. Конечно, и до этого очень многие пытались очернить и обвинить Его Святейшество в измене. Однако обо всем по-порядку.

Патриарх всея Руси Кирилл. Краткая биография

В миру Владимир Гундяев родился в Ленинграде в 1946 году, 20 ноября. Его дед и отец были священниками, мама — учителем немецкого языка. Любовь к православной вере тоже привела Владимира и его брата к священничеству. Сестра Елена стала православным педагогом.

Подумать только, его дед провел в тюрьмах на Соловках 30 лет своей жизни за свою церковную деятельность и борьбу с обновленчеством 20-40 гг. Как бы то ни было, при всем при этом Патриарх всея Руси Кирилл не корит советскую власть, потому как ко всему подходит с умом, глубоким анализом и мудростью. Он считает, что в этот период было много и плохого, и хорошего, и это все надо понимать, а не делать поспешных умозаключений.

Будущий Патриарх всея Руси закончил Ленинградскую духовную семинарию и академию с отличием. В 1969 году постригся в монахи с именем Кирилл. И так, шаг за шагом, в результате постепенной добросовестной работы и искренней веры в то важное, что он несет и проповедует людям, по воле Божьей он добирается до самой высшей ступени священства.

Теперь он святейший Патриарх Московский и всея Руси. Более достойной кандидатуры не нашлось, и в 2009 году 27 января Поместный Собор Православной Церкви избрал его на этот пост. Без сомнения, это был очень правильный выбор.

Патриарх и Папа

Серьезные сложности в отношениях между католиками и православными продолжались несколько веков с того самого момента, как католицизм откололся от основной и главной православной христианской ветки в 1054 году. Сегодня противостояния перешли на новый современный, более ухищренный и озлобленный уровень, и если сейчас не начать вести диалоги, то может случиться непоправимое.

Христианские церкви должны научиться вместе противостоять новым вызовам современности. Церкви действительно стали стремиться к единству, но это совсем не говорит о том, что они собираются объединить свои усилия и вести рассуждения на тему спорных вопросов теологии. Совсем нет, посредством единого и нового христианского взгляда на события в современном мире им надо научиться противостоять насилию и лжи и приложить к этому все усилия, чтобы защищать свои традиционные ценности.

Встреча

И вот впервые Святейший Патриарх Кирилл в Гаване 12 февраля встретился с предстоятелем Римско-католической церкви, и по итогам встречи в закрытом режиме они подписали обоюдную декларацию, состоящую из 30 пунктов. Это подписание стало новым этапом в развитии отношений двух крупнейших по численности религий.

В этом документе, кроме призыва к межрелигиозному диалогу и веротерпимости, оговаривались вопросы преследования верующих христиан на Ближнем Востоке и в Сирии, где сегодня в военных конфликтах проливается много невинной крови, в том числе и на религиозной почве.

Это главный пункт декларации.

До войны в Сирии проживало почти два миллиона христиан разных конфессий, но исламисты ИГИЛ «Исламское государство» — запрещенного в России террористического движения — преследуют этих бедных людей, и те вынуждены бежать в Европу и соседний Ливан.

Декларация

Патриарх всея Руси Кирилл и Папа Франциск также затронули тему силового присоединения церквей и противостояния на Украине между греко-католиками, раскольниками Киевского Патриархата и православными РПЦ Московского Патриархата. Эта очень болезненная тема долгое время была преградой для встречи глав церквей в 90-х годах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году монголы приняли Ислам

Главы также обсудили вопросы эвтаназии, абортов и однополых браков, разрешеных в Европе и США. Хотя подходы к этой проблеме у католиков и православных церквей разные. Ватикан не поддерживает однополые браки, но толерантно воздерживается от комментариев на эту тему, в то время как РПЦ МП имеет более четкую позицию.

Была затронута тема мира и религиозной свободы в многострадальной Украине.

Умный диалог

Патриарх всея Руси Кирилл и Его Святейшество Папа Франциск, понимая историю раскола между ними, выступают с уважительным обращением ко всему страдающему миру как проповедники Христа.

Важно и то, что католического благословения не получили европейские санкции, направленные против России.

В Кремле не скрывали заинтересованности в этой встрече и как в важной составляющей межрелигиозного диалога, и в инструменте налаживания внешней политики, преодоления экономической изоляции России, при всем этом учитывались влияние и авторитет Папы Римского в западных политических кругах.

Эта встреча стала примером для политиков, ведь сегодня как никогда ощутима угроза начала Третьей мировой войны. Православные и католики должны понять, что они братья, а не соперники, и просто обязаны жить в мире и согласии.

Всем нам надо возлюбить Бога и ближнего своего, как проповедовал людям сам Иисус Христос. И не важно, каких взглядов этот человек придерживается, какой он национальности и веры.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/44071-patriarh-vseja-rusi.html

«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России

2 февраля 1589 года константинопольский патриарх Иеремия II нарёк митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси. Так де-юре завершился шестивековой путь к духовной самостоятельности Русской православной церкви. Историки отмечают, что принятие решения об учреждении нового патриаршества во второй половине XVI столетия было закономерным: в то время Москва, где на царство венчались свои правители, уже была признана духовной наследницей Византии.

Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.

В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата.

После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию.

Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
  • Государственный Русский музей

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической.

Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим.

В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян
  • Wikimedia commons

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова.

Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха.

А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России
  • xpam-xpicta.ru

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/598763-istoriya-obrazovanie-moskovskogo-patriarshestva

Учреждение в России патриаршества. Патриаршество на Руси (23 января 1589 года) :

В середине XV века произошло прискорбное событие в жизни мирового православия: его центр, Константинополь, был захвачен турецкими завоевателями. Золотые кресты над куполами храмов сменились османскими полумесяцами. Но Господу было угодно возродить величие Его церкви в славянских землях. Патриаршество на Руси стало символом наследования Москвой религиозного лидерства повергнутой Византии.

Независимость Русской Церкви

Ещё задолго до того, как официально произошло учреждение в России патриаршества, зависимость Русской Церкви от Византии носила лишь номинальный характер.

С начала XV века над православным Константинополем висела угроза, исходящая от его постоянного врага ― Османской империи.

В расчёте на военную поддержку Запада он был вынужден поступиться религиозными принципами и на Соборе 1438 года заключить унию (союз) с западной церковью. Это безнадёжно подорвало авторитет Византии в глазах православного мира.

Когда же в 1453 году турки овладели Константинополем, Русская Церковь стала практически самостоятельной. Однако статус, дающий ей полную независимость, необходимо было узаконить в соответствии с существовавшими тогда каноническими правилами. С этой целью в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеримия II, который 26 января 1589 года совершил поставление первого русского Патриарха ― Иова (в миру Иоанна).

Учреждение в России патриаршества

Этому акту суждено было свершиться в Успенском соборе Кремля. Записи современников свидетельствуют, что вся Москва собралась тогда на площади, тысячи людей стоя на коленях внимали благовесту соборных колоколов. Этот день стал одним из самых значимых в истории Русской Православной Церкви.

На следующий год Собор восточных иерархов окончательно закрепил за Русской Церковью статус автокефальной, то есть независимой. Правда в «Диптихе Патриархов» ― установленном порядке их перечисления — патриарху Иову было отведено лишь пятое место, но оно не являлось умалением его достоинства. Русские люди восприняли это с должным смирениям, сознавая молодость своей церкви.

Роль царя в установлении патриаршества

Среди историков бытует мнение, что введение патриаршества в России было инициировано лично государем. В хрониках того времени рассказывается о том, как во время своего визита в Москву Антиохийский патриарх Иоаким был принят царём, и на литургии митрополит Дионисий, подойдя к высокому гостю, благословил его, что по Уставу Церкви было совершенно недопустимо.

В этом жесте усматривают намёк царя на учреждение в России патриаршества, так как подобное вправе был совершить лишь архиерей, равный своим саном иноземному патриарху. Это действие могло быть совершено только по личному указанию царя. Так что Феодор Иоаннович не мог остаться в стороне от столь важного дела.

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Роль российской церкви в мировом православии

Церковь была молода. Несмотря на это, российские иерархи пользовались неоспоримым авторитетом среди представителей высшего духовенства всего православного мира. Часто он опирался на экономические, политические и даже военные факторы. Особенно это стало очевидным после падения Византии. Восточные патриархи, лишённые своей материальной базы, постоянно были вынуждены приезжать в Москву в надежде получить помощь. Это продолжалось не один век.

Учреждение патриаршества сыграло важную роль в упрочении национального единства народа. Это проявилось с особой силой в Смутное время, когда казалось, что государство стояло на грани потери своего суверенитета. Достаточно вспомнить самоотверженность патриарха Гермогена, ценой собственной жизни сумевшего поднять россиян на борьбу с польскими оккупантами.

Выборы российских патриархов

Источник: https://www.syl.ru/article/197925/new_uchrejdenie-v-rossii-patriarshestva-patriarshestvo-na-rusi-yanvarya-goda

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Что означает имя Бог Саваоф

Закрыть