Сколько лет строили Исаакиевский собор

Короче: Исаакиевский собор

Короче: Исаакиевский собор

Чем знаменит, кому принадлежал и что с ним станет

13.01.2017 11:49

Иллюстрация Артура Шлаина

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко 10 января заявил, что Исаакиевский собор будет передан РПЦ. Общественность тут же начала кампанию против этого решения. Сиб.фм пробует разобраться, из-за чего сыр-бор: чем собор славен, кто его построил и кому принадлежал при разных режимах.

Что такое Исаакиевский собор?

Здание, построенное между двух петербургских площадей, Сенатской и Исаакиевской, в манере позднего классицизма, с элементами византийского стиля и эклектики. Является архитектурной доминантой исторической части Петербурга. По высоте собор уступает только колокольне Петропавловского собора в Петропавловской крепости.

Отличается роскошным убранством, внутренним и внешним. Снаружи стены его облицованы светло-серым мрамором, интерьеры отделаны разноцветным мрамором, яшмой, порфиром, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой. Декор — мозаика, монументальная живопись, витражи. На золочение купола ушло около 100 кг червонного золота.

Украшают собор 112 гранитных колонн разных размеров, 24 из них поддерживают верхний купол. На вершинах четырёх восьмиколонных портиков стоят скульптуры двенадцати апостолов. Во внешнем украшении собора использованы также скульптурные барельефы и множество других статуй, для православной традиции нехарактерных.

После окончания строительства Исаакиевский собор считался третьим в мире по величине среди христианских храмов (после собора святого Петра в Риме и собора святого Павла в Лондоне). Он и сейчас входит в число пяти крупнейших христианских храмов: высота — 102 метра, внутренняя площадь — более 4 тысяч квадратных метров.

Короче, это главный православный храм Петербурга и один из главных храмов России.

Когда и кто его построил?

На месте нынешнего собора с начала XVIII века сменяли друг друга три церкви в честь святого Исаакия. Построить здесь кафедральный собор задумал Александр Первый, но строительство велось большей частью при Николае Первом. Оно продолжалось сорок лет (1818 — 1858). В разное время в нём принимали участие около 400 тысяч рабочих.

В конкурсе на строительстве собора участвовали лучшие архитекторы того времени — Воронихин, Захаров, Стасов, Кваренги и другие. Однако ни один из проектов царю Александру не понравился. Он привлёк к строительству выдающегося инженера Августина Бетанкура, а тот порекомендовал императору молодого французского архитектора Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор стал главным произведением Монферрана. Другое знаменитое его сооружение — Александровская колонна на Дворцовой площади. Огюст Монферран простудился на освящении Исаакиевского собора и через месяц умер. Он просил похоронить его в стенах собора, но в этой просьбе ему было отказано: архитектор не принадлежал к православной церкви, он был католиком.

А кто такой исаакий?

Преподобный Исаакий Далматский, в честь которого собор освящён — византийский монах, игумен Далматской обители. Он боролся против арианской ереси и умер в 383 году от Рождества Христова.

В день именин Исаакия Далматского родился Пётр Первый, будущий император, весьма почитавший этого святого. Поэтому преподобный Исаакий считается одним из святых покровителей Петербурга.

Правда ли, что собор при царе принадлежал МВД?

Именно так. Исаакиевский собор Русской православной церкви никогда не принадлежал, хотя в нём постоянно проводились церковные службы. По окончании строительства РПЦ просила передать ей собор, но у имперских властей возникли сомнения, сможет ли церковь содержать его должным образом. Поэтому собор был передан Министерству путей сообщения, а позднее — Министерству внутренних дел.

МВД в Российской империи было весьма могущественным ведомством: кроме полицейских функций, оно занималось разнообразными вопросами внутренней политики, экономики и культуры, назначало губернаторов и других должностных лиц.

А что стало с исаакиевским собором при советской власти?

Сначала он был передан церкви. В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья в Исаакиевском соборе изъяли 48 кг золотых и около 2 тонн серебряных украшений. И в том же году его передали обновленческой церкви, которая с советской властью пыталась сотрудничать.

А когда он стал музеем?

В 1928 году храм отобрали у верующих, а три года спустя в нём открыли антирелигиозный музей. Главным экспонатом стал подвешенный под куполом маятник Фуко, наглядно доказывающий вращение Земли. Сейчас маятник демонтирован, но его иногда показывают на выставках в стенах собора.

В 1948 году в стенах храма открылся историко-художественный музей «Исаакиевский собор», в ведении которого храм находится и сейчас. В пятидесятых и шестидесятых годах была проведена комплексная реставрация собора.

В ведении этого же музея находятся ещё три других петербургских собора: Смольный, Сампсониевский и храм Воскресения Христова на канале Грибоедова (он же Спас-на-Крови). Поэтому его именуют иногда Музеем четырёх соборов.

Что с ним было после советской власти?

Там всё ещё был музей. Хотя в 1990 году прошло первое после большого перерыва богослужение. С тех пор дважды в день проводятся церковные службы. Музей продолжал работать.

Музейные и церковные власти мирно уживались четверть века, хотя РПЦ неоднократно просила передать Исаакиевский собор ей.

Так из-за чего шум?

10 января 2017 года петербургский губернатор Георгий Полтавченко объявил, что собор будет передан церкви по договорённости с патриархом Кириллом.

Это известие вызвало горячие протесты общественности, преимущественно петербургской. Против передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ уже собрано свыше 100 тысяч подписей.

Мнение церкви

Аргументы РПЦ очень просты: главный православный храм Петербурга должен принадлежать православной церкви. Тем более что Исаакиевский собор — кафедральный. Иначе говоря, это главный храм Санкт-Петербургской епархии.

При этом церковные власти заверяют, что музейные функции за Исаакиевским собором будут сохранены в полном объёме. А беспрепятственный доступ в собор будет обеспечен представителям всех конфессий.

Мнение музейщиков

Руководство и специалисты музея сомневаются, сможет ли церковь обеспечить сохранность здания и проведение реставрационных работ, которые в Исаакиевском соборе идут непрерывно.

Кроме того, существует проблема сохранения рабочих мест. Сейчас в музее работают 393 сотрудника. Между тем известный протоиерей Всеволод Чаплин ещё два года назад заявил в интервью телеканалу «Россия-1»:

«Четыреста человек работают в музее. Нужны ли там эти четыреста человек, если храм будет передан в пользование церкви? Я думаю, что в десять раз меньше людей потребуется для того, чтобы этот храм обслуживать».

Что там с финансами?

Всё непросто. Музей «Исаакиевский собор» до сих пор сам зарабатывал на своё существование. Годовой доход — около 800 миллионов рублей.

На содержание здания и другие музейные нужды тратится около 650 миллионов (из них 200 миллионов уходит на реставрацию). Несколько десятков миллионов рублей получает город в виде налогов.

После передачи собора РПЦ церковные власти не смогут брать плату за вход: это противоречит их уставам. собора может стать проблемой для государства и городских властей.

Короче, музея в соборе больше не будет?

Губернатор Полтавченко пообещал, что собор сохранит свою музейно-просветительскую функцию, хотя в каких конкретно формах это будет происходить, понимания нет.

Вице-губернатор Михаил Мокрецов заявил, что в случае несоблюдения условий хранения музейных ценностей РПЦ могут лишить права пользования собором, и уточнил, что юридическим собственником собора остаётся Санкт-Петербург.

Общественность в любом случае собирается отстаивать Исаакий от притязаний РПЦ. Короче, до конца 2017 года, а то и до 2019-го Исаакиевский собор будет существовать в нынешнем виде, а потом — неизвестно.

Источник: https://sib.fm/briefly/2017/01/13/koroche-isaakievskij-sobor

История строительства Исаакиевского собора

История возведения четвёртого, заключительного варианта, Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурга началась в 1809 году, когда Александр I объявил конкурс на проект приведения Исаакиевского собора в надлежащий вид.

Поначалу существовала надежда, что удастся обойтись перестройкой лишь верхней его части, приискав «форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию», однако все архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, и спустя несколько лет он оставил лишь одно требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

Кончилась Отечественная война, был заключен Священный союз, а вопрос о перестройке Исаакиевского собора все еще оставался открытым. Только в 1818 году молодой французский архитектор Огюст Рикар Монферран, никому не известный не только в России, но и у себя на родине, представил Александру I проект, предусматривавший сохранение алтарной части Исаакиевского собора и подкупольных пилонов.

Проект Монферрана с самого начала вызывал недоверие специалистов, но 20 февраля 1818 года он все же был утвержден государем, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Не успела столичная публика восхититься гравированными видами будущего собора, выпущенными Монферраном, как у его проекта появился серьезный критик. Им оказался архитектор А. Модюи, являвшийся одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ.

В октябре 1820 года он представил в Академию художеств записку с замечаниями, сводившимися к тому, что по существующему проекту строить Исаакиевский собор не представляется возможным.

Модюи справедливо указал на ошибку в расчетах, из-за которой диаметр огромного купола не вписывался в «квадрат» из четырех пилонов.

Строительство собора приостановили. Рассмотрением замечаний Модюи занялся специальный комитет, перед которым Монферрану пришлось оправдываться, «сваливая вину» на высочайшего заказчика. «Поскольку из нескольких проектов, — заявлял он, — которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулезно сохранить то, что приказано сохранить»

Комитет подтвердил опасения Модюи, и проект 1818 года забраковали. Только к 1825 году Монферран представил новый проект, который и был утвержден 3 апреля, за несколько месяцев до кончины Александра I.

Исаакиевский Собор достраивал уже Николай I

Восшествие на престол императора Николая I совершалось при событиях смутных и нерадостных. Неудивительно, что об Исаакиевском соборе в первые месяцы нового царствования почти не вспоминали. Строительство приостановилось. Нужно было деятельное вмешательство императора, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Чуть позже работы по возведению собора приобрели невиданный размах. Ежегодно строительная площадка поглощала до миллиона рублей из казны (для сравнения — вся постройка Троицкого собора на Измайловской площади обошлась в два миллиона рублей).

Надо отметить, что Николай считал своим долгом не только выделять достаточные средства на строительство Исаакиевского собора, но и лично давать указания о том, как надлежит строить. Стремление императора возвести храм, равного которому не было бы по пышности, привели к утяжелению здания, его перегруженности декоративными элементами.

К счастью, от самых неуместных предложений государя Монферрану удавалось отказываться: так, он убедил Николая переменить уже принятое им решение позолотить все наружные скульптуры Исаакиевского собора.

На строительство Исаакиевского собора не жалели ни денег ни человеческих жизней

«Стройка века», опекаемая государем, поражала воображение современников. Не останавливались ни перед затратами, ни перед жертвами.

Чего стоит один только процесс вырубки и установки гранитных колонн! Их вырубали на каменоломне Петюрлакс неподалеку от Выборга, избранной благодаря большим запасам гранита и близости Финского залива.

На отвесной гранитной скале отмечался контур заготовки, затем в отверстия, просверленные по контуру, вставляли железные клинья, и рабочие одновременно били по клиньям тяжелыми кувалдами. Удары повторяли до тех пор, пока в граните не появлялась трещина.

В трещину закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. Каждый канат тянули сорок человек, отодвигая, таким образом, заготовку колонны от гранитной «основы». Затем в колонне пробивали отверстия и закрепляли в них крючья с канатами, соединенными со стоящими рядом воротами.

При помощи этих нехитрых механизмов колонна окончательно отделялась от скалы и скатывалась на приготовленный заранее деревянный помост. И хотя Монферран отмечал, что подобные работы в России «не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется», все же они были чрезвычайно тяжелы.

Перевозили будущие колонны на плоскодонных судах, а с пристани в Петербурге их доставляли на строительную площадку по специально устроенному рельсовому пути (первому в России).

Для подъема колонн возвели леса, состоявшие из трех высоких пролетов, и установили 16 особых механизмов-кабестанов из чугуна.

На каждом из таких кабестанов работало по восемь человек, а установка одной семнадцати метровой колонны (каждая из них весила 114 тонн) в вертикальное положение занимала приблизительно три четверти часа.

Первая колонна была поднята 20 марта 1828 года в присутствии избранной публики (среди зрителей присутствовали и члены императорской фамилии), а к осени 1830 года все четыре колоссальных портика уже предстали изумленным взорам петербуржцев.

Мало кого из тех, кто любовался медленно, но неуклонно растущей громадой Исаакиевского собора, интересовали судьбы простых рабочих, принявших участие в сооружении главного храма империи.

Согласно документам, таких «подневольных» творцов собора насчитывалось до полумиллиона. Были это государственные и крепостные крестьяне. Около четверти из них погибло на стройке из-за несчастных случаев или болезней.

Только при позолоте купола собора, выполнявшейся в технике огневого золочения, умерли от отравления парами ртути 60 мастеров.

Смерть Монферрана

Говоря современным языком, Исаакиевский собор был «долгостроем». Сорок лет в центре Петербурга шла работа, сопоставимая, пожалуй, лишь с сооружением египетских пирамид.

В 1840-е годы по городу уже позли слухи: Монферран-де не торопится достраивать храм, потому что ему нагадали смерть вскоре после окончания строительства.

И действительно: не прошло месяца с торжественного освящения собора (30 мая 1858 года), как архитектор умер. Впрочем, был он уже не молод, так что дело, видимо, не в предсказании.

Монферран желал быть похороненным в отстроенном им соборе (неудивительно, ведь с ним была связана значительная часть его жизни), однако этому ожидаемо воспротивились и Святейший Синод, и император Александр II, поскольку Монферран являлся католиком. Поэтому вдове почившего пришлось везти его останки в Париж. Символическое прощание творца с его творением все же состоялось: погребальный кортеж с гробом Огюста Монферрана трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.

Источник: https://posmotrim.by/article/istoriya-stroitelstva-isaakievskogo-sobora.html

Многострадальный Исаакиевский собор. Как строили символ Петербурга

История строительства символа Санкт-Петербурга — Исаакиевского собора — была долгой и мучительной. Подробно её описал исследователь Николай Никитин, проанализировавший многие документы, свидетельствующие о процессе проектирования и возведения Исаакия.

Сгоревшая церковь

Впервые на месте, расположенном неподалёку от нынешнего Исаакиевского собора, храм появился в 1707 году.

Как указывают авторы книги «Огюст Монферран» Ольга Чеканова и Александр Ротач, собор построили по указу Петра I во имя небесного покровителя царя — преподобного Исаакия Далматского. Но для церкви не возводили новое здание — просто переделали под храм деревянный амбар.

Тем не менее церковь играла особую роль в жизни Петербурга. Например, в ней состоялось венчание императора Петра I и императрицы Екатерины Алексеевны в 1712 году.

Позже было решено возвести каменную церковь на месте деревянной. Проект сделал известный в Петербурге немецкий архитектор Георг Маттарнови, принимавший также участие в строительстве грота в Летнем саду и Зимнего дворца. В 1717 году камень в основание будущей церки лично закладывал Пётр I.

Но строительство шло непросто: в 1719 году Маттарнови умер, и доводить до ума здание поручили ведущему архитектору Петербурга Николаю Гербелю. Именитый мастер не вполне справился с заданием — запроектированные им конструкции сводов оказались неудачными и дали трещины.

В 1724 году Гербель умер, строительство церкви завершили два не менее известных архитектора: Гаэтано Киавери и Михаил Земцов.

Столь сложно создававшееся архитектурное творение постигла печальная участь. В 1735 году после попадания молнии здание загорелось, пожар значительно повредил его. Несколько десятилетий погоревшая церковь стояла брошенной.

В 1760 году постройку основательно исследовал архитектор Савва Чевакинский. Он заявил, что фундаменты слишком близко расположены к Неве — храм стоял там, где сегодня расположен памятник медному всаднику, — из-за чего они размываются водой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает число куполов на храме

Чевакинский предложил перенести храм на новое место — дальше от воды. Через год ему поручили создать проект нового здания.

Архитектор решил максимально сохранить облик храма, построенного при Петре I. Церковь, имеющую в плане форму латинского креста, предполагалось построить с одной главой. Рядом должна была стоять колокольня, состоящая из нескольких ярусов. Самое главное, что Чевакинский наметил точный участок под строительство храма — он впервые указал ровно то место, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Чевакинский сыграл большую роль в формировании идей проектирования центральных площадей города. Перенос собора с набережной Невы определил конфигурацию Исаакиевской и Сенатской площадей, их связь с Дворцовой площадью, а идея создания высотной колокольни оказалась плодотворной.

В левобережной части города необходим был высотный элемент, который вступал бы в определённую пространственную связь с колокольней Петропавловского собора на правом берегу Невы.

Им стал впоследствии Исаакиевский собор, построенный МонферраномОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран» 

Кто во что горазд 

Закладка камня нового собора состоялась только в 1768 году. К тому моменту Чевакинский уже покинул проект, а за строительство отвечал архитектор Антонио Ринальди. Он создал новые эскизы собора на месте, указанном Чевакинским. В отличие от предшественника, Ринальди решил изменить облик первоначального храма петровских времён и создать пятиглавый храм с колокольней.

Красивый проект не суждено было осуществить. Ринальди начал работы, но после смерти Екатерины II в 1796 году он решил вернуться в Италию. К тому моменту собор в соответствии с проектом Ринальди был возведён почти до уровня основания барабанов куполов. Построить пятикупольную композицию доверили архитектору Винченцо Бренну, приступившему к работам 1 апреля 1798 года.

Бренна сначала честно хотел довести до ума замысел предшественника, но, как сказано в книге «Огюст Монферран», денег на строительство не хватало, поэтому архитектор решил внести изменения в проект Ринальди и сделать собор одноглавым, а колокольню уменьшить на один ярус. Строительство завершили к 30 мая 1802 года.

Завершённый собор производил странное впечатление, удивлял современников искажёнными пропорциями, несоответствием мраморной отделки основной части здания и кирпичного верха. В таком искажённом виде предстал замысел Ринальди.

Не случайно в Петербурге была распространена эпиграмма, характеризующая это здание и одновременно исторический период междуцарствия, связанный со смертью Павла I и воцарением Александра I: «Низ мраморный, а верх кирпичныйОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Но вскоре стало очевидно, что оставлять храм в таком виде нельзя. Архитекторам предложили принять участие в конкурсе и придумать, как усовершенствовать имеющуюся постройку.

 В 1809 году соответствующее приглашение получили многие видные мастера, в том числе Андрей Воронихин, завершавший строительство Казанского собора, Джакомо Кварнеги, только-только достроивший Смольный институт, и другие.

Почти все архитекторы проигнорировали задачу сохранения параметров здания, поставленную Александром I, и стали предлагать новые проекты. Конкурс остался без победителя. Но позже судьба свела императора с Огюстом Монферраном.

Удачное подношение 

Француз Монферран, получивший блестящее образование в Париже, сам приложил усилия для того, чтобы Александр I заметил его. В 1814 году император приехал в Париж, где архитектор преподнёс ему папку своих проектов. Александра I впечатлили работы Монферрана, и в 1816 году архитектор переехал в Россию.

В 1818 году Монферран создал проект доработки Исаакиевского собора. Архитектор схитрил: не все его решения, которые отлично выглядели на бумаге, легко можно было воплотить в жизнь. Но Александр I доверял архитектору и 20 февраля 1818 года подписал проект, утвердив смету на сумму 506 300 рублей на первый год работ.

Контролировать перестройку должна была особая комиссия, объединившая специалистов и крупных государственных деятелей во главе с членом Государственного совета графом Николаем Головиным. 4 марта 1818 года состоялось первое заседание комиссии, а 26 июля 1819 года — торжественная закладка собора.

В западной части в фундамент под входом была опущена бронзовая позолоченная доска с надписью: «Сей первый камень обновления положен в лето от Рождества Христова 1819 в 26 день июля месяца царствования императора Александра Первого в 19 лето, при обновлении храма, начатого великой его прародительницей Екатериной Второй во имя святого Исаакия Далматского в 1768 году. При сей перестройке Исаакиевского собора в Комиссии Высочайше установленной председательствовал граф Головин; заседали действительный тайный советник Козадавлев, генерал-лейтенант Бетанкур и тайный советник князь Голицын; перестраивал архитектор Монферран».

Французский архитектор добивался максимальной самостоятельности при строительстве. С самого начала он потребовал у комиссии двух помощников, четырёх десятников, секретаря, двух мастеров каменных дел, двадцать пять солдат и особое лицо для приёмки материалов, поступавших на строительство по заявкам зодчего, причём приёмщик должен был непосредственно подчиняться Монферрану. Комиссии такая самостоятельность не нравилась.

В ноябре 1820 года комиссия направила на стройку человека для контроля за расходованием материалов и денег. Проверяющий в своих донесениях заявил о взяточничестве и хищениях.

Он во всём обвинял Монферрана, хотя многие злоупотребления относились к деятельности комиссии, закрывавшей глаза, в частности, на беззаконные действия титулярного советника Орлова, который, пользуясь доверием Головина, обманывал его.

 Позднее основанием для обвинений послужил широкий образ жизни Монферрана: покупка собственного дома, дорогих античных коллекций, хотя добрая половина петербургских архитекторов того времени имела собственные дома, причём им не приходилось получать таких денег, как 100 тысяч рублей, подаренных Николаем I Монферрану после открытия Александровской колонны. Дом на Мойке был куплен, несомненно, за счёт этих средств.

Никаких фактов участия Монферрана в злоупотреблениях неизвестно. Наоборот, многие документы свидетельствуют, хотя и косвенно, о материальных трудностях архитектора именно в период проверкиОльга Чеканова и Александр Ротач, «Огюст Монферран»

Монферрана после проверки отстранили от всех хозяйственных дел.

 В конце января 1822 года комитет сообщил Александру I, что перестройка Исаакиевского собора по чертежам Монферрана технически невозможна, необходима переработка проекта. На тот момент в перестройку собора вложили уже около 5 миллионов рублей. Эти средства ушли на разборку старого здания и укладку новых фундаментов.

Александр I предложил не отказываться от проекта Монферрана, а доработать его.

Проект архитектора Монферрана надлежит токмо исправить, а не совсем переменять, то и должно наружность церкви оставить сколько можно будет ближе к общему виду, какой оная имеет в упомянутом проекте, следственно, надобно сохранить предполагаемые пять глав сего храма и употребить гранитные колонны, приготовляемые для двух портиков, стараясь, впрочем, найти для тех же глав или куполов наилучшие формы и размещение, а для портиков приличное и надежное устроение. Расположение внутренности здания как для благонадежности среднего купола, так и особенно в отношении к лучшему виду и освещению предоставляется на усмотрение Комитетапредложение президента Академии художеств Оленина комитету

При этом император потребовал остановить строительство до тех пор, пока уточнённый проект не будет готов и утверждён.

Попытка номер два

С 1822 года создавался новый проект Исаакиевского собора. В работе принимали участие члены комитета по перестройке храма, которые три месяца прорабатывали в эскизах свои предложения и 25 апреля представили их на специальном заседании.

Участвовал в проектировании и Монферран.

Внешний облик собора приобрёл тот вид, к которому мы привыкли: в центре композиции оказался большой купол, также добавили два восьмиколонных портика с западной и восточной сторон к ранее предусмотренным двум шестнадцатиколонным с южной и северной.

Проект был представлен Александру I на рассмотрение 9 марта 1825 года и утверждён почти через месяц. На всех чертежах Монферран именовался главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

В 1826 году возобновились строительные работы. 48 колонн устанавливали более двух лет: с 20 марта 1828 года по 11 августа 1830 года. Причём большую часть времени занимала подготовка креплений, а установка самих колонн не превышала 40–45 минут.

Ещё более сложным оказалась установка 24 монолитных колонн из гранита по периметру барабана купола. Масса каждой колонны составляет 64 тонны. На установку одной уходило порядка двух часов. Первая колонна заняла своё место 5 ноября 1837 года, в течение двух месяцев были подняты оставшиеся 23.

К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены. До 1858 года проектировались и создавались интерьеры. Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году 30 мая — в день памяти преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра I, когда-то стоявшего у истоков самого первого здания храма Исаакиевского собора.

Источник: https://life.ru/p/957908

Исаакиевский собор в Петербурге – жемчужина российского зодчества

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – православный храм с многовековой историей, «жемчужина» мировой и отечественной архитектуры. Посвящен святому Исаакию Далматскому. Исаакиевский собор, фото которого представлены на нашем сайте, является одним из символов Петербурга. Его золоченный купол и высокий барабан видны еще с Финского залива.

Исаакиевский собор. История создания

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге насчитывает более 300 лет. Над ним трудилось множество именитых архитекторов, живописцев, инженеров, скульпторов, ломщиков гранита и камнерезов.

Исаакиевский собор в Петербурге: начало

В XVII веке берега Невы подвергались частым подтоплениям и не подходили для заселения. Но молодой Петербург должен был расти, поэтому Петр I распорядился возвести здесь Адмиралтейство – центральную верфь страны.

Ее строительством занималось более 10 тысяч человек, которым требовались место для обращения к Богу. Но храмов, куда могли бы ходить люди, рядом не было. В конце 1706 года Петр I приказал найти помещение и переоборудовать его под церковь. Выбор пал на большой амбар, расположенный с западной стороны Адмиралтейства.

Первая Исаакиевская церковь создавалась под руководством графа Апраскина Ф. М., а проектирование шпиля занимался архитектор Х. ван Болес. Храм получился одноэтажным, с небольшой колокольней. Высота Исаакиевского собора была 4-4,5 м. Крыша покрыта восково-битумной водонепроницаемой смесью, которую использовали для пропитки днищ кораблей.

Создание храма заняло всего 3 месяца. Освятили его в мае 1707 года именем святого Исаакия Далматского, которого Петр I считал своим покровителем. Государь придавал Исаакиевской церкви большое значение.

В 1712 году здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной, а в 1723 году царь издал указ, согласно которому моряки должны были присягать только в Исакиевом храме.

Церковь прослужила городу больше 10 лет и была разобрана, когда стало ясно, что она очень мала для развивающегося Петербурга.

Вторая Исаакиевская церковь в Петербурге

Второй Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен в 90 метрах к западу от Адмиралтейства по чертежам архитектора Г. И. Маттарнови. Официальная закладка первого камня произошла в августе 1717 года. Храм высотой несколько десятков метров имел куранты, шпиль и небольшой центральный купол.

Архитектор Исаакиевского собора Маттарнови умер в 1719 году, и работы возглавил Н. Ф. Гербель. Через 3 года храм подвели под крышу, а еще через пару лет закончили сооружение купола и двух ярусов колокольни. С этого времени в соборе начали проводить службы. Куранты, шпиль и третий колокольный ярус доделали через 8 лет.

Ширина церкви составляла 17,5 м, высота колокольни – 24 м, сечение стен – 1,5 м. Главной «изюминкой» интерьера являлся золоченый резной иконостас, выполненный из дерева по эскизу И. П. Зарудного.

К сожалению, строительство Исаакиевского собора происходило в неудачном месте. Неукрепленный прибрежный грунт периодически подмывался водами Невы, что вызывало неравномерную осадку и трещины. В мае 1735 года в церковь попала молния, вызвавшая сильный пожар. В процессе ремонтных работ стало ясно, что даже после восстановления храм будет разрушаться из-за постоянной осадки грунта. Собор решили демонтировать, а новый построить подальше от реки.

Третий Исаакиевский собор в Петербурге

Возведение третьего храма началось при Екатерине II. В 1762 году Петербург должна была украсить новая Исаакиевская площадь, а в ее центре возведен собор. Такое предложение вынес архитектор С. И. Чевакинский. После его отставки, строительные работы поручили архитектору А. Ринальди. Закладка здания состоялась в 1768 году, на том месте, где и сегодня находится Исакий храм. Это событие было отмечено выпуском специальной медали.

Новый собор задумывался ярким и пышным. Ринальди планировал создать изящное строение с пятью расписными куполами, высокой трехуровневой колокольней и великолепной мраморной облицовкой. Однако к моменту кончины Екатерины II (1796 г.) Исакий собор в Санкт-Петербурге, фото и эскизы которого были представлены императрице, построили лишь наполовину.

Взошедший на престол Павел I приказал изъять неиспользованный мрамор, а Исаакиевский собор (Википедия это подтверждает) достроить кирпичом. Столь кардинальное решение было вызвано приближающимся юбилеем Петербурга. В результате была уменьшена колокольня, пять легких куполов заменены на один массивный, а мраморная облицовка выполнена лишь до карнизов.

Получившееся приземистое сооружение не соответствовало парадному виду центра Петербурга. С потолка падала штукатурка, а над роскошным мрамором высились несуразные кирпичные стены. Собор был освящен в мае 1802 года, но уже через 7 лет правительство и Синод задумались о его перестройке.

Современный Исаакиевский собор

Конкурс на лучший эскиз нового храма Петербурга был объявлен в 1809 году. Личным пожеланием Александра I стало обязательное использование алтарной части старой церкви. Разработкой первых проектов занимались многие именитые архитекторы, но их предложения были отвергнуты императором, так как все они не планировали использовать уже имеющееся сооружение.

После завершения войны с Бонапартом был организован Комитет по строительным работам, который должен был придать Петербургу представительный облик. В его состав вошли инженеры А. Бетанкур (руководитель), М. Г. Дестрем, П. П. Базен, архитекторы А. А. Модюи, К. И. Росси, А. А. Михайлов и т.д.  По распоряжению императора они должны были выбрать зодчего, способного разработать проект нового Исаакиевского собора. Им стал недавно приехавший в Россию архитектор О. Монферран.

Также, как и других, его очень затрудняло требование об обязательном сохранении трех освященных алтарей предыдущего храма. Архитектор предложил императору 24 проекта, среди которых Александр I выбрал пятиглавый собор в классическом стиле.

Торжественная закладка первого камня произошла в 1818 году. Сразу после этого выяснилось, что проект Монферрана невозможно реализовать в чистом виде. Мастер собирался сохранить старые пилоны, но их усадка не соответствовала усадке новых. Архитектору пришлось исправить проект и оставить от церкви Ринальди лишь ее восточный алтарь.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге строился в несколько этапов.

Этап I

1818-1827 гг. – демонтаж старого храма и сооружение нового фундамента. Основание собора содержит 10762 сваи, вбивание которых заняло 5 лет. Сегодня такие работы не вызвали бы затруднений, но в XIX веке они произвели на жителей Петербурга неизгладимое впечатление.

Этап II

1828-1830 гг. – монтаж колонны четырех портиков. Сначала Монферран собирался установить лишь два портика, но император настоял на возведении всех четырех. По мнению Александра I они придавали храму большую торжественность и монументальность.

Колонны Исаакиевского собора созданы из гранита, добытого в каменоломнях Финского залива. Доставка камня осуществлялась по специально проложенным рельсам. Монтаж первой колонны был произведен 20 марта 1828 года и стал значимым событием для Петербурга. Под основание 17-метровой конструкции массой 114 тонн заложили свинцовую коробочку с платиновой медалью, на которой изображен Александр I.

Этап III

1830-1836 гг. – установка стен и верхних пилонов. 1837-1841 гг. – сооружение барабана куполов, сводов и четырех колоколен. Особое восхищение вызывает колоннада Исаакиевского собора, состоящая из 24-х элементов, каждый из которых весит 64 тонны.

Архитектор Исаакиевского собора в Петербурге, О. Монферран, предложил сделать главный купол металлическим, значительно сократив вес сооружения. Конструкция состоит из трех частей.

Внутренний свод оббит досками, пропитанным смолой войлоком и покрыт штукатуркой. Опирается на колоннаду. Расписан художником К. П. Брюлловым. Второе перекрытие поддерживает фонарик собора, оформлено в голубом цвете с бронзовыми звездами и лучами.

Третий свод оббит позолоченными железными листами, на которые ушло больше 100 кг золота.

Этап IV

В 1839 году Исаакиевский собор в Питере увенчали крестом. 1841-1858 гг. – оформлялись внутренние убранства.  30 мая 1858 года, в день Исаакия Далматского, состоялось освещение собора. В честь этого события государь Александр II учредил специальную медаль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто создал Церковь Покрова на Нерли

Кто построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?

Помимо О. Монферрана, в создании Исаакиевского собора участвовали архитекторы Н. Е. Ефимов, А. П. Брюллов, А. И. Кракау, А. И. Штакеншнейдер, И. А. Монигетти и другие. Для них эта работа стала университетом настоящего строительно-архитектурного дела. Возведение храма считается практической школой российского зодчества с испытанием новых материалов, конструкций, строительных методов.

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко

После открытия, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, фото которого свидетельствуют о его небывалой красоте, находился на государственном бюджете. Его содержание ежегодно требовало огромных сумм. Штат служащих при храме был самым многочисленным в Петербурге среди других: к примеру, в нем состояло 16 звонарей, работавших в разные смены.

В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.

В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.

Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.

После реконструкции Исаакиевский собор открыли в 1963 году, но верующим его вернули лишь в конце XX века. Маятник Фуко был заменен на серебряного голубя. Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метров. Сегодня это один из самых привлекательных музеев для туристов.

Источник: https://glavguide.com/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/isaakievskiy-sobor-v-peterburge-zhem/

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 января 2017 г. губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сообщил ТАСС, что Исаакиевский собор будет передан в пользование и на содержание Русской православной церкви. При этом градоначальник отметил, что у собора останутся музейные функции.

Исаакиевский собор — один из крупнейших храмов Европы, выдающийся памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади в центре города. С 1990 г. входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»). Является частью государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

История. Первая деревянная церковь

В 1706 г. царь Петр I распорядился построить деревянную церковь для работников петербургского Адмиралтейства. Первый деревянный храм был небольшой срубной постройкой.

Он был перестроен из чертежного амбара шириной в 9 м и длиной 18 м, и увенчан шпилем. Храм был освящен в 1707 г. в честь преподобного Исаакия Далматского — монаха, основателя Далматского монастыря в Константинополе, противника арианской ереси.

Выбор святого был сделан Петром I в связи с тем, что царь сам родился 30 мая (9 июня по новому стилю) — в день памяти святого.

В 1712 г. в этой церкви Петр I венчался с Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной I. С 1723 г. в храме начали приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие адмиралтейства. Все это обеспечило церкви статус одного из важнейших храмов российской столицы.

Вторая Исаакиевская церковь

Из-за малой величины деревянной церкви Петр I решил построить новый, каменный храм. Он был заложен в 1717 г., строился 10 лет, освящен 30 мая (10 июня по новому стилю) 1727 г., уже после смерти царя. Архитекторами были немцы Георг Маттарнови, Николай Гербель. Сразу после освящения собора первая деревянная церковь, успевшая обветшать, была разобрана.

Новый храм был построен в духе петровского барокко, был трехнефным, длиной 60,5 и шириной от 20,5 до 32,4 м. Колокольню украшал шпиль высотой 40 м, который был увенчан флюгером в виде позолоченного ангела.

Вторая церковь располагалась ближе к Неве, на месте, где в настоящее время стоит памятник Петру I. Выбранная площадка оказалась неудачной: река размывала фундамент. Кроме того, в 1735 г. здание выгорело после удара молнии. Храм был отремонтирован в 1742 г., но вскоре выяснилось, что из-за слабости фундамента необходимо построить новую церковь, дальше от Невы, примерно на том же месте, где стояла первая деревянная церковь.

Проект Ринальди

В 1768 г., в царствование Екатерины II (1762-1796), началось строительство третьего Исаакиевского храма по проекту итальянца Антонио Ринальди. Планировалось, что он будет иметь пять куполов, высокую колокольню, полную мраморную облицовку. Макет постройки в настоящее время выставлен в Музее Российской Академии художеств. Второй храм был разобран, однако из-за нехватки средств строительство нового здания шло медленно.

После восшествия на престол в 1796 г. император Павел I (правил до 1801 г.) приказал итальянскому архитектору Винченцо Бренне достроить храм в сжатые сроки и в значительно удешевленном варианте — с одной главой вместо пяти. Храм был освящен 30 мая (11 июня — по новому стилю) 1802 г. Он выглядел приземисто и слишком просто для парадного центра Санкт-Петербурга.

Современный собор

В 1809 г. был объявлен конкурс на перестройку храма. При этом, согласно желанию императора Александра I (правил в 1801-1825 гг.), требовалось сохранить хотя бы часть несущих стен и фундамента храма Ринальди.

В конкурсе участвовали такие именитые архитекторы, как Джакомо Кваренги и Василий Стасов. Однако по предложению инженера-строителя, генерал-инспектора Института Корпуса инженеров путей сообщения Августина Бетанкура, император Александр I поручил строительство французу Огюсту де Монферрану.

В 1818 г. Александр I утвердил проект, назначив Монферрана императорским архитектором.

В 1818 г. началась разборка третьего собора, в 1819 г. он был перезаложен, однако в следующем году строительство остановили, так как обнаружились конструктивные недостатки проекта Монферрана, угрожавшие обрушением. Был объявлен новый конкурс, в котором Монферран участвовал на общих основаниях. Победителем стал архитектор Андрей Михайлов, однако Александр I все равно утвердил новый проект Монферрана.

Строительство собора продолжалось более 30 лет в основном при Николае I (правил в 1825-1855 гг.). При нем же в проект внесли некоторые изменения: в частности, круглое сечение колоколен было заменено на квадратное, расширены портики. Стены третьего собора Ринальди были снесены. Всего на строительство была затрачена очень большая на тот момент сумма — 23 млн 256 тыс. рублей.

Собор был освящен 30 мая (11 июня по новому стилю) 1858 г. Северный алтарь во имя святой Екатерины освятили на следующий день, а южный алтарь, во имя святого Александра Невского, — 7 (19) июля 1858 г.

Описание собора

Собор имеет в плане прямоугольную форму, увенчан одним главным куполом и еще четырьмя — по углам. Позднеклассическая постройка несла в себе черты нового для того времени стиля — эклектики. Высота главного купола — 101,5 м. По бокам собор украшают 112 монолитных гранитных колонн. На внутреннее убранство собора было израсходовано 400 кг золота, 16 т малахита, 500 кг лазурита и 1000 т художественной бронзы.

Внутри собора могут разместиться до 12 тыс. человек (площадь — около 4 тыс. кв м). Оформление здания выполнено художниками и скульпторами Карлом Брюлловым, Федором Бруни, Иваном Витали, Петром Клодтом и др. Храм отделан мрамором, добытым из карьеров близ поселка Рускеала в Карелии.

История собора после открытия

Исаакиевский храм стал кафедральным собором Русской православной церкви, сохранял этот статус до 1922 г. В 1928 г. был закрыт, в 1931 г. в нем был открыт антирелигиозный, затем художественный музей. В 1937 г. собор получил статус памятника.

Собор практически не пострадал во время Великой Отечественной войны, в 1948 г. в нем снова открыли музей. В 1950-х гг. на крыше была открыта смотровая площадка, под куполом установлен маятник Фуко (демонтирован в 1986 г.).

В 1963-1969 гг. собор был филиалом Государственного музея истории Ленинграда, затем стал самостоятельным музеем. В состав музея «Исаакиевский собор», кроме самого собора, входят петербургские храмы Спаса-на-Крови (с 1971 г.), Сампсониевский собор (1984 г.) и здание Серебряных рядов на Невском проспекте. Также в состав музея в 2004-2015 гг. входил Смольный собор.

17 июня 1990 г. патриарх Алексий II провел первое с 1928 г. богослужение в Исаакиевском соборе. В июне 1991 г. была зарегистрирована община храма, которая совершает богослужения по согласованию с дирекцией музея.

Храм является памятником архитектуры федерального значения.

Музей

Здание собора управляется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор». Учреждение подчиняется комитету по культуре и комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга. Собственником здания собора с 2012 г. является Санкт-Петербург. До этого оно находилось в федеральной собственности, передача была осуществлена в соответствии с распоряжением правительства РФ от 10 сентября 2010 г.

В 2015 г. Исаакиевский собор посетили 3 млн 700 тыс. человек. Кроме того, на богослужения в соборе (вход в это время бесплатный) пришли 11 тыс. 226 прихожан. Всего в музее «Исаакиевский собор» работают около 400 человек. Музей выпускает сборник научных трудов «Кафедра».

Выручка музея от оказания платных услуг в 2015 г. составила 728 млн 393 тыс. рублей. Ежегодные налоговые отчисления в бюджет города составляют от 50 до 70 млн рублей. Музей полностью находится на самоокупаемости за счет платного входа, не получая дотаций из городского или федерального бюджета.

В музее регулярно проходят концерты.

Дирекцию музея возглавляет Николай Буров.

Официальный сайт музея — http://www.cathedral.ru/

Источник: https://tass.ru/info/3932397

Исаакиевский собор — Православный журнал

История Петербурга знает четыре Исааки­евских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич  родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.

Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.

100 лет в лесах

Фото Alex Florstein Fedorov_Wikimedia Commons_CC-BY-SA-4.0

В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.

Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.

Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.

Фото Untalented Guy/Flickr/CC BY-ND 2.0

На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.

Внутреннее убранство

Фото Ximeg/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0

В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.

В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.

Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.

В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квад­ратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.

Святыни

Тихвинская икона Божией Матери. Фото www.cathedral.ru

В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери.

Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг.

В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.

XX век

С 1858 по 1924 год собор был главным, кафед­ральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.

Фото маятника: Михаил Блохин и Николай Науменков /Фотохроника ТАСС

В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.

Как проехать:

Санкт-Петербург, м. Невский проспект

Подготовил Кирилл Баглай

Источник: https://foma.ru/isaakievskiy-sobor.html

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Исаакиевский собор всего лишь на четыре года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, как и славный город на Неве, он обязан Петру Великому. Сегодня храм — один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира. Однако его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте.

Первый и второй храмы при Петре

Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Данная дата стала определяющей для имени собора. В этот день 1706 году Петр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи. Спустя год ее освятили в честь Исаакия Далматского – святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной.

Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.

Третий храм – памятник “архи-нелепости”

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах.

Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна. Прямо каламбур получился. Так и было. Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”. Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему Софийский собор назвали именно так

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу. Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства. В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания рсокошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка.

С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Советское время, годы войны

Строительство храма, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком: «Господи, силою твоею возвеселится царь». Так, он был утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.

Завершилось царское время, и советские люди отдали дань своей эпохе, сделав Исаакиевский собор музейным памятником. С 1948 года храм стал музеем “Исаакиевский собор”.

В годы Великой Отечественной войны собору не удалось избежать бомбёжек. Хотя он сумел спасти в блокадное дни свои экспонаты и еще очень многие другие, перевезенные сюда из музеев Ленинграда и области.

К 1960-му Исаакий отреставрировали. На куполе была организована смотровая площадка. Вид с нее открывался на весь исторический центр мегаполиса. Внутри храма стоял маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Позже его демонтировали.

Жизнь собора после союза и сейчас

Службы в Исаакиевском соборе возобновили в 90-м прошлого века, сейчас они постоянно проходят. Его “выгодное местоположение” — между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов — позволяет оценить достоинства оного ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии. Собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать. Он был и остаётся высотной доминантой центральной части города, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.

Источник: https://peterburg.center/maps/istoriya-isaakievskogo-sobora-v-sankt-peterburge.html

Исаакиевский собор — История музеев

Первый храм в честь святого Исаакия Долматского заложили в Петербурге еще при Петре, в 1707 году. Покровителя выбрали не случайно — здание начали строить в день рождения царя, который совпал с днем чествования святого. Церковь возвели деревянную, одноэтажную, но с небольшой колокольней. В 1712 в ней венчались Петр I и Екатерина Алексеевна. Долго церквушка не простояла — Петербург стремительно рос, и здание стало мало.

Первая Исаакиевская церковь. (pinterest.com)

В 1717 заложили первый камень в основание новой церкви. Создание проекта было поручено немецкому архитектору Маттарнови. Новое здание очень напоминало Петропавловский собор — та же форма, та же архитектура, та же колокольня с курантами. Шпиль украшал флюгель с позолоченным ангелом, держащим в руках крест.

Вторая церковь в честь святого Исаакия напоминала Петропавловский собор

Но церковь ждала незавидная судьба. В нее дважды ударяла молния, а после восстановления выяснили, что место строительства (современный остров Новая Голландия) было выбрано неудачно. Вода из Невы и «Адмиралтейского дома» подмывала фундамент — здание вот-вот должно было обрушиться. Старую церковь решили разобрать, а новую возвести где-нибудь подальше от воды.

Каменные стены на мраморном основании

Третий Исаакиевский собор не могли построить на протяжении нескольких десятилетий. Поначалу пришлось сменить архитектора — Поначалу пришлось сменить архитектора — назначенный на место руководителя Чевакинский передал свой пост Ринальди. В 1768 году заложили храм. Итальянский зодчий намеревался возвести высокий собор с колокольней и пятью куполами. Стены облицовывались мрамором. Со смертью Екатерины II Ринальди был вынужден уехать из России, оставив храм недостроенным.

Третий Исаакиевский собор получился приземистым и нелепым

Взошедший на престол Павел I приказал архитектору Бренна срочно достроить собор. Ему пришлось сильно исказить проект Ринальди, отказавшись от четырех малых куполов. К тому же весь мрамор для облицовки собора Павел I использовал для строительства резиденции в Михайловском. Так что храм получился приземистым и нелепым — на мраморном основании покоились кирпичные стены. Современники потешались и сочиняли эпиграммы.

Третий Исаакиевский собор. (pinterest.com)

Дело всей жизни Огюста Монферрана

В начале XIX века было решено построить новый собор — на это раз такой, который простоял бы века. Конкурс выиграл проект зодчего Огюста Монферрана. Строительство началось в 1818 году и затянулось на 40 лет. По легенде, Монферрану предсказали, что его жизнь закончится, как только он достроит храм.

На позолоту купола Исаакия ушло больше 100 килограммов золота

Совпадение или нет, но спустя месяц после освящения Исаакия архитектор умер. Но строительство замедляли не только суеверия французского зодчего. Как оказалось, в Петербурге непросто найти место, подходящее для возведения такого тяжелого здания. Фундамент укладывали почти на болоте — пришлось забить в землю 11 тысяч свай и укрепить их гранитными блоками.

Сложности при строительстве

Особую сложность представляла собой установка 48 монолитных гранитных колонн, весом по 114 тонн каждая. Монферран решил проблему неординарно: он приказал установить колонны еще до строительства стен. В 1822 году на глазах царской семьи и изумленной публики была поднята первая колонна. Лишь спустя 8 лет была установлена последняя колонна, и тогда началось возведение стен.

В конце строительства на собор был поднят огромный сферический купол. Его позолота продержалась без обновления больше полутора веков. Дело в том, что при золочении использовали так называемый огневой метод: на медные листы наносили сплав золота и ртути, а затем нагревали листы и выпаривали ртуть.

До революции Исаакий находился в подчинении Министерства двора

Таким образом золото надолго закреплялось на меди. Но ядовитые пары ртути отравляли рабочих — в общей сложности при позолоте купола погибли около 60 человек.

Убранство Исаакиевского собора. (pinterest.com)

Все четыре варианта Исаакиевского собора строились на деньги, выделяемые из казны. До революции храм был государственной собственностью и находился в подчинении Министерства императорского двора. Расходы были немалые — на одну только позолоту купола ушло больше 100 килограммов золота.

Источник: https://diletant.media/articles/34807928/

Строительство Исаакиевского собора

Адрес: Исаакиевская площадь, 4, Санкт-Петербург

Исаакиевский собор является одной из главных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Этот уникальный памятник русской архитектуры XIX века построен духе русского классицизма. Первое, что бросается в глаза, глядя на него, это огромные размеры. Здание является по истине грандиозным: длина 111 м, ширина 98м, а высота 101,5 м. Храм строился 40 лет и застал трех царей великой российской империи: Александра I, Николая I и Александра II.

Варианты Исаакиевских соборов

Судьба великого храма Исаакия Далматского непростая. Он несколько раз перестраивался по многим причинам: плохое расположение, неустойчивый грунт, пожар, некрасивый внешний вид.

Первый вариант

Рисунок первой Исаакиевской церкви. 1707 г

Первая Исаакиевская церковь была перестроена в 1706 году из большого амбара находящегося на территории строительства Адмиралтейства. Строительством руководил граф Апраксин Ф. М.

В ней очень нуждались местные строители и рабочие (около 10 тысяч человек), так как по близости не было других церквей заняло всего 3 месяца. Церковь была полностью деревянная, одноэтажная с колокольный на крыше и куполом над алтарем высотой 4-4,5 метра.

Храм был освящен в день рождения Петра Великого 30 мая 1707 года (по юлианскому календарю) в честь его небесного покровителя — византийского монаха Исаакия Далматского. Отсюда и название, соответствующее.

Пётр I придавал очень высокое значение этой церкви: здесь произошло его венчание с Екатериной Алексеевной (второй женой) в 1712 году, а также все моряки были обязаны присягать на службу именно здесь. Спустя 10 лет, было решено разобрать этот и построить другой Исаакиевский храм, который бы больше соответствовал так быстро и динамично развивающемуся молодому Петербургу.

Второй вариант

Чертеж второй Исаакиевской церкви. 1717 г

Строительство нового Исаакиевского храма решили начать в 20 метрах от реки Невы, на месте, где сейчас расположена статуя «Медного всадника». Такое решение впоследствии оказалось роковым В отличие от первого, второй собор был задуман в стиле петровского барокко и строился 10 лет.

В начале церковь задумывалась по чертежам архитектора Маттарнови Г. И., который в 1719 году умирает и работы возглавляет Гербель Н. Ф. Из-за неудачного расположения вблизи Невы, храм постоянно давал усадку и стены его разрушались. И строительство решили поручить другому архитектору Гаэтано Киавери.

Внешне, новый собор был очень схож с Петропавловской крепостью.

Из-за постоянных подмываний фундамента Невой, ремонтные работы обходились дорого государственной казне, а также «Божье знамение» выражавшееся в ударившей молнии в собор и пожар (1735 г.) были последней каплей для решения разобрать храм в 1760 году и возвести новый.

Третий вариант

Екатерина II одобрила указ о строительстве третьей церкви в 1766 году. Архитектором был назначен придворный зодчий А. Ринальди. По его замыслу собор должен был представлять собой внушительное строение с пятью куполами, облицованное мрамором.

Третий Исаакиевский собор, изначально, должен был быть таким по проекту А. Ринальди

Но в 1796 году планы резко изменились. Екатерина II умирает, а А. Ринальди заболевает и отбывает к себе на родину. Дальнейшая судьба храма перешла в руки к сыну императрицы Павлу 1. Павел 1 назначил архитектором В. Бренне. В условиях отсутствия достаточного финансирования, проект храма был значительно упрощен, а заготовленный мрамор вообще отправили на возведение михайловского замка.

Неудачный вариант третьего Исаакиевского собора

В итоге всех преобразований получился нелепый собор с неправильным пропорциями, маленькой главой, мраморным основанием и кирпичными стенами. Храм сильно выбивался из общего ансамбля парадного Петербурга, сильно разрушался, и спустя 7 лет после его освящения в 1802 году, правительство решило, что будет проще построить новый Исаакиевский собор, чем постоянно реставрировать нынешний.

Четвертый вариант

Современный Исаакиевский собор 1809 г (конкурс на строительство), с 1818 (началось строительство по проекту Монферрана

Александр I решает сделать новый четвертый собор главным украшением, главной доминантой города и объявляет  на его строительство. В конкурсе участвовали знаменитейшие архитекторы, такие как Дж.

Кваренги, А. Захаров и А. Воронихин. Но ни один из проект не заинтересовал императора. Внимание Александра 1 привлёк неизвестный начинающий французский архитектор О. Монферран. Именно он рискнул выполнить пожелание императора и оставить в проекте уже существующую алтарную часть предыдущего храма.

Из 24 проектов, представленных императору, был выбран пятиглавый в классическом стиле. При строительстве возникало очень много технических проблем, потому что Монферран, прежде всего, был художником. В будущем он получил прозвище «рисовальщик». Но в строительстве собора ему всегда помогал опытный инженер А. Бетанкур.

Строительство началось в 1818 году и продолжалось 40 лет. Включает в себя 4 этапа строительства:

1 этап  строительства. Устройство фундамента.
1818-1828

Демонтаж предыдущего храма и устройство свайного фундамента. Строительство фундамента было нелегкой задачей. Самым сложным моментом стало соединение фундаментов предыдущего храма с новым. Для основания четвёртого Исаакиевского собора было использовано около 12 тыс. свай. Это не считая 12 тыс. свай, погруженных под предыдущий третий собор. (В общей сложности под Исаакиевским собором их примерно 24 тыс.).

Для устройства свайного основания использовались 6,5 метровые просмоленные сосновые сваи диаметром 26-28 см. Сваи погружены на расстоянии равном их диаметру. Забивка осуществлялась при помощи тяжёлой чугунной бабы. Всего делали 10 ударов по каждой свае. Затем, останавливали работу насосов, котлован заполнялся до нужной отметки, по уровню которой все сваи спиливались вровень.

Поверх свай сооружили сплошную фундаментную подушку из гранитных блоков и бутового камня с утрамбованным щебнем. В общем, на строительство фундамента ушло 5 лет.

2 этап строительства. Установка колонн.
1828-1830

Строительство лесов для установки колонн

Второй этап строительства — установка огромных 17-ти метровых колонн из розового гранита массой 115 тонн и диаметром 1,85. Для этого Бетанкур разработал оригинальный проект лесов. В первой половине ХIХ века такое событие было знаменательным, и на установку первой колонны (20 марта 1828 г.) приехала посмотреть императорская семья. Всего, по проекту 48 колонн (16 — в северном и южном портиках, 8 – в восточном и западном)

Транспортировка колонн с судна Строительная площадка для обработки и полировки колонн

По легенде, под самую первую установленную колонну положили свинцовую коробочку с платиновой медалью с изображением Александра I.

Монолиты для колонн транспортировались к месту строительства на специально сконструированных плоскодонных судах из каменоломни Пютерлакс под Выборгом. А с пристани их доставляли на строительную площадку по рельсовому пути для окончательной обработки и полировки.

Каменоломня Пютерлакс под Выборгом

«Колонны входят в число самых гигантских в мире, уступая по размерам только Александровской колонне, обелиску святого Петра в Риме и Помпейской колонне»

Всего в соборе насчитывается 112 монолитных колонн

3 этап. Установка стен и верхней колоннады.
1830-1836

М. Н. Воробьёв. «Подъем колонны на Исаакиевский собор». 1838 год

После установки колонн начали возводить стены, толщиной от 2,5 до 5 метров. Причем в стенах была предусмотрена вентиляция и окна-галереи для естественного освещения храма. После облицовки стен мрамором и устройства перекрытий, приступили к поднятию на высоту 43 метров колонн по 64 тонны каждая! А это, ни много, ни мало высота 14-этажного дома.

4 этап. Строительство купола

Затем приступили к устройству купола Исаакия из облегченной конструкции металла (сплав чугуна, железа, бронзы и меди), состоящий из 3-х частей.

Архитектор привел веские доводы и доказал, что таким образом «купол будет стоить на два миллиона менее, нежели построенный иным способом, и будет окончен в три года вместо шести»

Монтаж купола

Причем внутренний купол состоит из глиняных горшков, замоналиченных между собой легким раствором цемянки. Данный способ значительно облегчает конструкцию купола и придает ему хорошие акустические свойства. Внешний диаметр купола составляет 26 метров, обшитый листами из позолоченной меди. В те времена медь золотилась с применением ртути (амальгамой) и больше 100 рабочих умерли от ее паров.

После открытия, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, фото которогосвидетельствуют о его небывалой красоте, находился на государственном бюджете.Его содержание ежегодно требовало огромных сумм.

Штат служащих при храме былсамым многочисленным в Петербурге среди других: к примеру, в нем состояло 16звонарей, работавших в разные смены. В соборе крестили членов императорской семьи,храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, снего долго не снимали строительные леса.

Официальная версия гласила, что храмтребует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если лесаубрать, то дому Романовых придет конец.

Источник: https://arch-simple.ru/history/stroitelstvo-isaakievskogo-sobora-sobor-prepodobnogo-isaakiya-dalmatskogo.html/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Как нужно правильно креститься

Закрыть