Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.
При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.
Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
- Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
- Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
- контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
- подготовка одежды и других символов священнослужителей;
- своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
- подготовка кадила и разжигание в нем огня;
- поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
- наведение порядка в церкви.
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
- совершать богослужения и другие таинства;
- нести учение людям;
- проводить причащение.
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
- имеет голубую мантию (у епископов красные);
- клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/
«Сейчас наблюдается процесс сближения»: к чему привёл раскол христианской церкви в 1054 году
965 лет назад представители Римской католической церкви предали анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. В ответ на это глава Православной церкви совершил аналогичный шаг в отношении папских легатов. Эти события принято считать поворотным моментом в процессе раскола христианского мира.
Впоследствии было предпринято несколько попыток восстановить единство церкви, но все они завершились провалом. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты, однако религиозные структуры и по сей день далеки от слияния.
По словам экспертов, церковный раскол стал одной из причин, по которым западная и восточная части Европы пошли разными путями в своём развитии.
16 июля 1054 года три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предававшую анафеме константинопольского патриарха и двух его помощников. Это событие часто называют поводом для раскола христианского мира, однако, по словам историков, процесс конфронтации начался значительно раньше.
Путь к расколу
Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.
«По личной инициативе Карла Великого на Западе был отвергнут православный догмат иконопочитания и изменён Символ веры (краткое изложение догматов церкви) путём добавления filioque (в латинском переводе Никео-Константинопольского Символа веры к догмату о Троице, в котором говорится об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, было добавлено «и Сына». — RT)», — пояснил историк.
«Первый явный раскол между Западной и Восточной церквями произошёл в 867 году из-за спора о каноническом подчинении новокрещёной Болгарии. Однако собор в Константинополе в 869—870 годах вновь воссоединил на время Восточную и Западную церкви», — рассказал Олег Ульянов в интервью RT.
Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания константинопольского патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской империи.
- Папа Римский просит помощи у Карла Великого на встрече под Римом
- Wikimedia commons
По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской церкви.
«Римская концепция базируется на определении апостола Петра в Евангелии и утверждает преимущества церквей в зависимости от деятельности апостолов. А Константинополь, как Новый Рим, придерживается политического принципа первенства престолов, согласно которому церковная иерархия полностью подчинена политическому устройству христианской империи и зависит от политической важности церковных кафедр», — рассказал историк.
В Х веке острота конфликта снизилась, однако в XI столетии соперничество вновь стало ожесточённым.
Оформление раскола
В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов.
Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.
На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.
- Интронизация патриарха Михаила Керулариоса
- Wikimedia commons
В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт.
Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире.
Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными.
Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.
Последствия раскола
«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.
На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.
В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.
- Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
- donskoi.org
Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.
В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.
В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.
В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.
«Раскол христианского мира был обусловлен целым рядом богословских, политических и культурных причин. И прежде всего вопросом главенства Папы Римского», — пояснил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.
«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт.
- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
- РИА Новости
- Сергей Пятаков
Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.
В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.
«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.
Источник: https://russian.rt.com/science/article/650444-raskol-hristianstvo-cerkov
Церковная организация в апостольский век
В данном заметке предлагается нормативный схоластический взгляд на происхождение церковной иерархии из апостольского века. Многие вопросы взяты очень поверхностно ввиду краткости формата работы. Некоторые понятия могут изменяться по мере изменения угла зрения на представленный вопрос, в особенности же через понимание окружающей обстановки той эпохи и нашей.
Пашков Виталий. Переславль-Залесский.
Не стоит воспринимать сегодняшние названия чинов церковной иерархии как идентичные по содержанию тем, которые были в апостольский век. Изменения по сути произошли кардинальные и сегодня содержание чинов священной иерархии также претерпело серьёзные изменения в следствие развития внешних институтов Церкви. На это наложились многие исторические особенности существования поместных церквей в том или ином культурном окружении.
Рафаэль Санти. Гобелены. Рисунок к гобелену «Передача ключей»
Ранние христианские источники о церковной иерархии
В данной работе, целью которой является опровержение мнения о «благодатном анархизме» христианской общины апостольского века, я хочу использовать, кроме непосредственно текстов Нового Завета, сочинения мужей апостольских, живших в апостольский период или непосредственно примыкавших к этому времени.
Их сведения об устройстве общин для нас важны тем, что по состоянию управления Церковью непосредственно в апостольское время и во время мужей апостольских, можно судить об основных тенденциях формирования внутренней иерархической структуры общин, подтверждая или корректируя выводы, сделанные на основании апостольских текстов.
Из таковых я привожу двух более всего говорящих о церковной организации: Климент Римский и Игнатий Богоносец. Кроме того, сочинение, несомненно, предшествовавшее им «Учение 12-ти апостолов».
Климент Римский был епископом Рима в конце первого столетия и соответственно жил непосредственно в апостольское время. По сообщениям Оригена и Евсевия (Писания мужей стр. 67) он был сотрудником ап. Павла и упомянут им в послании к филиппийцам.
Это для нас важно в том смысле, что он непосредственно черпал предание от апостолов и являлся авторитетным интерпретатором апостольского учения.
Его послание к коринфянам посвящено теме правильного иерархического устройства Церкви в связи с нестроениями в коринфской общине.
Игнатий Антиохийский жил примерно в то же время что и Климент.
Его называют учеником Иоанна Богослова, но также Петра и Павла, что, впрочем, не исключает одно другого, потому как Антиохия была местом трудов апостолов Петра и Павла, а по их смерти Иоанна. Для нас его сообщения важны в том же смысле что и Климентовы.
«Учение двенадцати апостолов» — сочинение апостольского периода, примерно написанное в восьмидесятых годах первого века т.е. написанное до посланий Климента и Игнатия.
Кроме того, приводятся тексты и мысли из богословской и церковно-исторической литературы, помогающие прояснять и анализировать рассматриваемые вопросы. Также используются тексты из сочинений протестантских церковных историков для показания контраста между церковным взглядом на священную иерархию и западным обмирщённым, т.е. таким, который за главные движущие причины событий принимает закономерности мировой истории, а не действие Бога.
О благодатности и харизматичности первохристианской общины.
Христианская вера основана на свидетельстве группы учеников, избранных Самим Иисусом. Эта уникальная проповедь о смерти и воскресении Христа запечатлена даром Духа Святаго в Пятидесятницу: её подлинность основана на живом общении с Христом, совершающемся действием Духа Святаго внутри церковной общины.
Само это приобщение в полноте осуществляется в поместном евхаристическом собрании – экклесии.
Книги Нового Завета и ранние Отцы показывают, что церковные служения определялись своей функцией внутри местной евхаристической общины: под председательством епископа (или «надзирателя» — епископос) пресвитеры (или «старцы») и диаконы («служители», которым вверены социальные функции) стали постоянными и непременными в каждой христианской общине.
Обращаясь к текстам Нового Завета, мы погружаемся в атмосферу харизматической благодатности, проникновенности Духом Божьим первоапостольской общины. В жизни христиан, описанной в Новом Завете, чувствуется коллосальная духовная свобода, являющаяся как бы лейтмотивом Павловых посланий «К свободе призваны вы братья » — Гал. 5, 13.
Общность жизненных интересов, братство и радость спасения во Христе, казалось, являлись единственным средством единения в одних мыслях и одних чувствах первых христиан. И действительно, взаимная братская любовь явилась тем цементирующим веществом, которое связало души и сердца, верующих в Спасителя, по слову Его «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» — Иоанн. 13, 35.
Первоначальная структура иерархии в ранней Церкви.
Роль иерархии как будто неакцентирована в апостольской общине, но это лишь потому, что эта роль естественна для самого характера христианского общества.
Священная иерархия послужила основой возникновения и существования Церкви.
Это видно из того, что первоначально служение евхаристии и харизматические дары были даны 12-ти апостолам на Тайной вечере и в день Пятидесятницы. Эта центральная роль иерархии подтверждается сообщениями мужей апостольских.
Представляется важным указать на то, что в раннехристианской литературе наблюдается определённое развитие понимания роли епископа, пресвитера и диакона в сравнении с книгами Нового Завета.
Образ Христа и епископ.
«Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают всё без него. Такие, мне кажется, не добросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания» — К магнез. гл. 4.
280«Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живёте не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти.
Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» — Траллийцам гл. 2. стр. 286.
«Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви.
Только та евхаристия должна, почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь.
Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твёрдо и несомненно» — Смирнянам гл. 8 стр. 305
Первоначальное смешение ступеней иерархии.
Первоначально структура иерархии в Церкви не была твёрдо определена, особенно это касалось регионального управления. На уровне конкретной общины не было чёткого различия между епископом и пресвитером. В текстах посланий ап. Павла их функции смешиваются (1Тим. 3, 1-7). Епископы в апостольский период были руководителями отдельных общин и часто совсем небольших.
«Вначале епископ стоял во главе одной только общины – как в наше время настоятель прихода, — и такие общины часто были совсем небольшими» — (7, стр. 44)«Ни Новый Завет, ни ранняя христианская традиция и практика не знали какой-либо формально определённой организации Церкви выше уровня местной евхаристической общины. Однако во все времена вера Церкви предполагала твёрдое сознание единства поместных церквей.
В апостольские времена единство это выражалось, например, в моральном авторитете первоначальной иерусалимской общины» — (7, стр. 51)
В Деяниях апостольских и посланиях ап. Павла уже даётся определённое представление о степенях иерархии и особенностях каждой степени священства, кроме чёткого различения епископов и пресвитеров. Можно также отметить, что епископы представляли в Церкви как бы принцип монархический, тогда как пресвитеры — коллегиальный, а апостолы – пророческий, харизматический.
Диаконы.
В 6 главе книги Деяний описывается избрание и рукоположение семи диаконов. Показано, что их диаконское достоинство есть не только результат жребия, но также и особенного рукоположения от апостолов, чем установлен преемственный принцип существования для иерархии.«Смотри, как он (писатель) немногословен; не говорит, как были рукоположены, но говорит только, что были рукоположены с молитвою.
На мужа возлагается рука — вот в чем состоит хиротония; но все совершает БогСмотри, как из семи один был предпочтен прочим; потому что хотя хиротония и была общею, однако же, этот стяжал большую благодать. Обрати взор и на то, что до этого времени он не творил чудес, но стал творить чудеса, когда сделался известным (как избранный и рукоположенный), чтобы показать, что одной благодати недостаточно, но необходима и хиротония.
Итак (чрез рукоположение) сообщилось приращение Духа; потому что еще до хиротонии, при избрании, о нем было засвидетельствовано, как исполненном Духа» — (9, гл. 6)Сразу же было показано, что служение диаконов не сводилось к социальным функциям, они также активно проповедовали и даже совершали крещения (Деян: 6, 8-9. 8, 5. 8, 38). Хотя у святых отцов нет единого мнения, что семь диаконов были диаконами именно в смысле степени священнослужения.
Интересно отметить мотивацию апостолов при поставлении диаконов: «не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах» — (Деян. 6, 2)
Это явное подтверждение учительной функции иерархии.
Источник: http://articles.prediger.ru/cerkovnaja-organizacija-v-apostolskij-vek
Что было главной причиной разделения церквей? Разделение христианской церкви на католическую и православную :
Религия – это духовная составляющая жизни, по мнению многих. Сейчас существует множество различных верований, но в центре всегда два направления, которые привлекают больше всего внимания.
Православная и католическая церкви являются самыми обширными и глобальными в религиозном мире. Но когда-то это была одна единая церковь, единая вера.
Почему и как произошло разделение церквей, судить достаточно сложно, ведь до наших дней дошли лишь исторические сведения, но все же из них можно сделать определенные выводы.
Раскол
Официально распад произошел в 1054 году, именно тогда появилось два новых религиозных направления: Западное и Восточное или, как их еще принято называть — Римско-Католическое и Греко-Католическое.
С тех пор считается, что приверженцы восточной религии ортодоксальны и правоверны. Но причина разделения религий начала зарождаться задолго до девятого века и понемногу приводила к большим разногласиям.
Разделение христианской церкви на Западную и Восточную было вполне ожидаемым на почве этих конфликтов.
Разногласия между церквями
Почву для проведения великого раскола прокладывали со всех сторон. Конфликт касался практически всех сфер. Церкви не могли найти согласия ни в обрядах, ни в политике, ни в культуре. Характер проблем был экклезиологическим и богословским, и надеяться на мирное решение вопроса было уже невозможно.
Разногласия в политике
проблема конфликта на политической почве заключалась в антагонизме между императорами Византии и Римскими Папами. Когда церковь только зарождалась и вставала на ноги, весь Рим представлял собой единую империю. Все было едино — политика, культура, и во главе стоял лишь один правитель.
Но с конца третьего века начались политические разногласия. Все еще оставаясь единой империей, Рим разделился на несколько частей.
История разделения церквей напрямую зависит от политики, ведь именно император Константин положил начало расколу, основав новую столицу в восточной стороне Рима, известную в наше время как Константинополь.
Естественно, епископы начали основываться на территориальном положении, и поскольку именно там была основана кафедра апостола Петра, решили, что пора заявить о себе и получить больше власти, стать главенствующей частью всей Церкви. И чем больше времени проходило, тем более амбициозно воспринимали положение епископы. Западную церковь охватила гордыня.
В свою очередь Римские Папы отстаивали права церкви, не зависели от положения политики, и иногда даже выступали против имперского мнения. Но что было главной причиной разделения церквей на политической почве, так это коронация Карла Великого папой Львом Третьим, в то время как византийские приемники трона полностью отказывались признавать правление Карла и в открытую считали его узурпатором. Таким образом, борьба за трон отразилась и на делах духовных.
Разногласия в культуре
Главным камнем преткновения в культурной сфере стало различие языков. Так, на Востоке главным языком был греческий, а на Западе – латынь.
Во времена, когда империя была одной, в обиходе были оба наречия, но начиная с 1450 года языки стали забываться, а после 1600 года в Византии не осталось жителей, способных читать на латыни.
Иными словами, чтобы прочитать литературу друг друга, люди искали переводы, в противном случае увлекались разными книгами. И это стало одной из проблем, что было главной причиной разделения церквей.
Восточные жители отдавали предпочтение Аристотелю и Платону, Западные – Сенеке и Цицерону. Что касается богословия, то греки больше чтили Златоуста и других отцов Вселенских Соборов. А вот для римлян проще было понимать блаженного Августина, ведь его речи намного понятнее и написаны более доступно, без лишних утончений и приукрашивания.
Экклезиологические разногласия
Во многих источниках указывается, что было главной причиной разделения церквей. Это политика и культура. Они, несомненно, оказали большое влияние на распад, но все же есть и другие моменты, которые следует учесть. Рим и Константинополь все больше отдалялись друг от друга.
Вся эпоха была направлена на то, чтобы восточные жители слышали учение о Константинопольском патриархе, а западные – о римском епископе. Но несмотря на все усилия римский папа все же считался главой Вселенской церкви и первым в этой иерархии.
И если епископы и патриархи стремились к монархии, то греки предпочитали оставить право голоса за решением всего Собора, то есть коллегии.
Богословские разногласия
С точки зрения божьего учения ответ на вопрос, что было главной причиной разделения церквей, заключался в латинском учении Филиокве. Это схождение Святого Духа от Отца и Сына.
Византийцы сделали главным символом Отца и Сына, то есть дух исходит от них обоих, что привело к серьезным разногласиям. Иными словами конфликт возник на почве того, что Запад изменил священное писание без согласия Соборов.
Кроме того, вопрос об исходящем Духе от Сына считается ересью и по сей день. Ведь все-таки главным считается сам Бог, то есть отец, но никак не Его Сын.
Разногласия в обрядах
Вся история христианства включает в себя множество различных обрядов и различия между ними в разных церквях. Разделение христианской церкви на католическую и православную частично произошло на почве мелких различий в проведении обрядов.
Так, например, в одной церкви ели пресный хлеб, в другой – квасной. Подобные мелочи превращались в серьезную проблему ведь, по мнению одних, другие нарушают понимание Божьего слова.
И это, несомненно, привело к агрессии между представителями Римской и Константинопольской епархий.
Повод для раскола
Многие задаются вопросом, почему и как произошло разделение церквей. Главной движимой силой в данном деле послужили разногласия между столичными первоиерархами. В Риме пост занимал Лев Девятый, в Константинополе — Михаил Керулларий. Долгие годы они не принимали друг друга, воюя каждый за свои убеждения. Это было в самом начале, и пока они правили, все было еще спокойно.
Вопрос стал серьезнее после начала войны, когда политическая и военная поддержка не могла помочь церкви отстоять свое право. Разделение христианской церкви на католическую и православную закончилось после четвертого крестового похода, который состоялся в 1204 году.
Кстати, именно эти походы принесли злобу и разорение, которые и завершили такой сложный и серьезный для истории раскол Церквей.
Источник: https://www.syl.ru/article/305944/chto-byilo-glavnoy-prichinoy-razdeleniya-tserkvey-razdelenie-hristianskoy-tserkvi-na-katolicheskuyu-i-pravoslavnuyu
Иерархия в Православной Церкви — Православный журнал
Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.
Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.
Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.
Звания епископов
Епископ
Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.
Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.
Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.
Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.
Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.
Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.
из белого духовенства
Иерей
Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.
Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.
из черного духовенства
Иеромонах
Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Игумен (греч. ведущий)
в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым
саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.
В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.
Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.
Церковнослужители
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.
Скачать и распечатать:
Источник: https://foma.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoy-tserkvi-infografika.html
Глава православной церкви — структура РПЦ
1001molitva.ru > Словарик > Глава православной церкви — структура РПЦ
У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.
- Кто глава Русской Православной Церкви
- Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
- Структура РПЦ — схема и описание
- Звания епископов
- Звания иереев
- Звания диаконов
- Заключение
Кто глава Русской Православной Церкви
Патриарх Кирилл – это руководитель РПЦ.
Глава РПЦ Патриарх Кирилл
Он руководит церковной жизнью страны, а также Патриарх — начальник Троице-Сергиевой лавры и еще нескольких обителей.
Какова иерархия РПЦ среди священнослужителей
На самом деле церковь имеет довольно сложную структуру и иерархию. Каждый священнослужитель выполняет свою роль и занимает предписанное ему место в этой системе.
Схема православной церкви имеет три уровня, которые были созданы еще в самом начале зарождения христианской религии. Все служители делятся на такие категории:
- Диаконы.
- Священники.
- Епископы.
Помимо этого, они поделены на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» относятся монахи, а к «белому» мирские священнослужители.
Структура РПЦ — схема и описание
В ввиду некоторой сложности церковной структуры, ее стоит рассмотреть более детально, для глубокого понимания алгоритмов работы священников.
Звания епископов
К ним относятся:
- Патриарх: пожизненное главное звание предводителя РПЦ, на данный момент на Руси это Кирилл.
- Викарий: правая рука епископа, его заместитель, но он не имеет своей епархии и не может управлять епархией архиерея.
- Митрополит: наместник, руководящий митрополиями, в том числе и за пределами Российской Федерации.
- Архиепископ: звание старшего епископа, считается почетным титулом.
- Епископ: третья ступень священства в православной иерархии, часто имеет звание архиерея, управляет епархией и назначается Священным синодом.
Заключение
РПЦ имеет одновременно сложную, но логичную организацию. Следует понимать основное правило: её устройство таково, что из «белого» духовенства невозможно попасть в «черное» без монашеского пострига, а также невозможно не будучи монахом занять многие высокие посты в иерархии православной церкви.
Источник: https://1001molitva.ru/slovarik/glava-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
Глава русской православной церкви: кто главный священник россии, схема структуры и иерархия рпц, патриарх, организация христианской церкви
Иерархический принцип и структура должны соблюдаться в любой организации, в том числе и в РПЦ, которая имеет собственную церковную иерархию.
Наверняка каждый человек, посещающий богослужения либо иным образом вовлечённый в деятельность церкви, обращал внимание на то, что каждый священнослужитель имеет определённый чин и статус.
Это выражается в разном цвете одеяния, виде головного убора, наличии либо отсутствии украшений, праве проводить те или иные священнодействия.
Иерархия священнослужителей в РПЦ
Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:
- белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
- чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).
Чины в белом духовенстве
Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.
Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине — обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.
В его обязанности входит:
- Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
- Подготовка одеяний священников;
- Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
- Разжигать огонь в кадиле;
- Подносить полотенце к губам во время причащения;
- Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.
В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.
Псаломщик (иначе — чтец) — ещё один представитель белого низшего духовенства.
Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина.
За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.
Иподиакон — помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь.
При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата.
Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.
Диаконская степень церковников
Диакон — низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача — быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия.
Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается.
Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.
Протодиакон — главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние — орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).
Пресвитерская степень служителей
Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:
- Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
- Проведение причащения;
- Нести заветы православия в людские массы.
Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.
Протоиерей — титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств — епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.
В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии — возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.
Протопресвитер — высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.
Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.
Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.
Чины чёрного духовенства
Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).
Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:
Соответствующий чин белого духовенства | Чин чёрного духовенства | Комментарий |
Алтарник/Псаломщик | Послушник | Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни. |
Иподьякон | Монах (инок) | Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом. |
Диакон | Иеродиакон | Монах в сане диакона. |
Протодиакон | Архидиакон | Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона. |
Иерей | Иеромонах | Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники — через монашеский постриг. |
Протоиерей | Изначально — настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей. | |
Протопресвитер | Архимандрит | Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством. |
Епископская степень священнослужителей
Епископ принадлежит к разряду архиереев.
В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов.
Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.
Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Является руководителем местной церкви — епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.
Митрополит — высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.
Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.
Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.
Патриарх — высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх.
Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях.
Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.
Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом.
Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода.
Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.
Источник: https://achair-city.ru/ikony/glava-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-kto-glavnyj-svyashhennik-rossii-shema-struktury-i-ierarhiya-rpts-patriarh-organizatsiya-hristianskoj-tserkvi.html
Четыре отличия современной церкви от первоапостольской
Последнее время христиане часто говорят, что нам пора вспомнить, какой была первоапостольская церковь. Стыдно признавать, но я тоже люблю поворчать на эту тему. Чем серьезнее мы говорим о первоапостольской церкви, тем понятнее становится, что это – только разговоры, и, на самом деле, мало, кто готов жить по законам первого века: ценности того времени, мягко говоря, немного отличались от наших.
Отношение к остальным христианам
Первым неудобством первого века для современного христианина стало бы буквальное восприятие церкви как семьи. Первые христиане брали на себя активную роль брата, сестры, матери, отца друг для друга и для каждого, кто был частью их общины.
Это не новость для тех, кто хоть раз читал Новый Завет. Новость в том, что мы воспринимаем описание первой церкви, как метафору, надев свои очки ультрасовременного восприятия мира, в которых мы, все такие дальнозоркие, отводим место дедушкам в домах престарелых, а ботаникам-братьям – в отдельных клубах, куда не ступала нога нормального тусовщика.
В первом веке семья не ограничивалась биологическими составляющими, а держалась на посвящении и совместном труде. От родственников не требовалось нравиться – от тебя требовалось любить.
Именно с таким пониманием семьи апостол Павел и Иисус принимал всех верных, как родных. Иисус и Его последователь апостол Павел сместили и расширили взгляд на то, что считалось семьей – теперь семейный круг включал в себя не только кровных родственников, но и людей любой расы или социального статуса – пропускным билетом в семью становилась присяга верности Иисусу Христу.
Бюджет
Многие современные церкви тратят доход от пожертвований на заплаты, арендную плату и прочие вспомогательные материалы. Что же касается благотворительности, то, какую церковь ни возьми, скорее всего, процент на нужды вспоможения будет равен одному или двум. Ну, в крайнем случае, пяти и уж совсем редко – десяти.
В первоапостолькой церкви распределения было обратно пропорциональными. Новый Завет много говорит о помощи неимущим и очень мало (практически никогда) – о зарплатах. И совсем ничего о строительстве храмов. Также в Новом Завете ничего не сказано о десятине, хотя именно эта тема мелькает в проповеди чаще других.
Заповедь жертвовать в Новом Завете упоминается в связи с вспоможением неимущим – в особенности, неимущим за пределами поместной церкви (см послание Римлянам глава 15 стихи 22-29; 1-е послание Коринфянам 16:1-4; 2-е послание Коринфянам главы 8-9).
Когда Павел говорит, что Бог любит доброхотно дающего (2-е послание Коринфянам глава 9 стих 7), он говорит это в контексте ситуации, когда еллинские церкви передавали денежные средства в помощь бедным еврейским верующим, проживающим в Иерусалиме.
Мне кажется, на одну заповедь о помощи Павел потратил больше чернил, чем на все учения об оправдание по вере.
Но не только Павел говорил о помощи бедным.
Сам Иисус говорил, что одним из критериев истинной веры является помощь нищим (см евангелие от Луки глава 12 стих 33 и глава 14 стих 33, евангелие от Матфея глава 19 стихи 16-30); также одним из основных показателей в выборе вечности для праведных и неправедных (евангелие от Матфея глава 25 стихи 31-46). Если мы подойдем к выполнению слов Иисуса серьезно – а сейчас наши бюджетные показатели говорят об обратном – наши поместные церкви несколько видоизменятся.
Показатели силы
Еще одна незнакомая первоапостольской церкви ценность – милитаризм. Милитаризм – это желание поддержания высокого уровня национальной безопасности, то есть армейской боеготовности для агрессивной защиты национальных интересов. И эта ценность является одной из ключевых составляющих американского (и не только, прим. редакции) патриотизма.
Но милитаризм свойствен не только светским кругам. Он также влияет на формирование христианских ценностей. Исследуя корни американского милитаризма, военный историк Эндрю Басевич пришел к выводу, что его родоначальником является евангелическая церковь. После долгого исследования Басевич заявил: «Если бы не поддержка десятков миллионов евангелистов, милитаризм в этой глубоко религиозной стране был бы немыслим».
Ранняя же церковь была без сомнений против милитаризма. Первых христиан абсолютно не прельщал милитаризм римской империи – им был ближе Крест Христов, победивший зло не мечом и копьем, но страданием и любовью. Наиболее часто цитируемым стихом того времени была заповедь Иисуса Христа любить врагов (евангелие от Матфея глава 5 стих 44). Это был «золотой стих» первых веков – что-то сродни тому, как сейчас мы цитируем «Иоанна 3:16».
Сегодня же эта заповедь завалена заметками и толкованиями – ну ведь нельзя любить вообще всех неприятелей. Когда мы сталкиваемся с угрозой, мы думаем не о милости, но о справедливости.
Возможно, христианам и следует служить в армии и уметь защитить невиновного. На эти вопросы нет простого ответа. Но когда церковь становится турбодвигателем машины милитаризма – на защиту и продвижение отечественных интересов – мы внезапно забываем о своих корнях и времени, когда верность Богу становилась для римской империи врагом номер один.
Изучение Библии
Первоапостолькая церковь ценила совместное изучение Библии. Ну уж тут-то нам нечего предъявить, скажете вы. Христиане сегодня держат дома по несколько Библий во всех возможных переводах, всевозможные толкования и самые разные учебники для изучения.
Все так, но это никак не влияет на стремительно растущую христианскую безграмотность. Последнее исследование показало, что шестьдесят процентов возрожденных христиан не могут назвать все десять заповедей, восемьдесят процентов не назовут четыре духовных закона, и двенадцать процентов считают, что Жанна Д’Арк была женой Ноя (в английском языке слово «ковчег» созвучно месту, откуда родом была Жанна, поэтому ее имя в английском звучит, как «Жанна из Ковчега», примечание переводчика).
Первые христиане впитывали Священное Писание как губка, Послания, собранные в Новом Завете, ссылались не только на прямые цитаты из книг Ветхого Завета, но и приводили в пример образы и персонажей, уже знакомые читателю того времени. Например, книга Откровения Иоанна Богослова не содержит ни одной прямой цитаты из Ветхого завета, но упоминает не менее пятиста образов, ранее упомянутых в Священных Писаниях.
Первая церковь буквально воспринимала слова Иисуса: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (евангелие от Матфея глава 4 стих 4). Тем более, что, покинув их, Он заповедал им соблюдать всё, что Он повелел им (глава 28 стих 20).
Поэтому настоятели первых христианских церквей следили за тем, чтобы каждый новообращенный христианин обязательно участвовал в совместном изучении Библии. От каждого новообращенного христианина требовалось глубокое трехлетнее изучение всей Библии, чтобы в дальнейших беседах он мог оперировать этими знаниями, и чтобы они буквально стали частью его сознания.
Совместное изучение было важным еще потому, что до изобретения печатного пресса грамотностью владели далеко не все, возможности изучать Библию дома в одиночку просто не было. И все же первые христиане буквально знали Священное Писание наизусть – даже те, кто не умел читать, слушал и запоминал.
Первые христиане воспринимали Священное Писание, как дар Бога, сотворившего землю, солнце и звезды – этот дар нужно было ценить и знать наизусть. Они бы были в шоке от нашего небрежного отношению к Библии – как можно уметь читать, держать в доме книги Писания, и так небрежно относиться к написанному.
Думается мне, захоти мы сегодня на полном серьезе уподобиться первой церкви, нам придется менять вообще все
Источник: https://www.hristiane.ru/blog/tserkov-uzge-ne-ta
Христианство и православие: в чем разница, основные отличия
Христианство многолико и является одной из трех главных религий мира вместе с буддизмом и исламом. Православные все являются христианами, но не все христиане придерживаются православия. Христианство и православие — в чем разница? Этим вопросом я задалась, когда знакомая мусульманка поинтересовалась отличием православной веры от баптистской. Я обратилась к своему духовному отцу, и он мне объяснил разницу вероисповеданий.
- 1 Христианство
- 2 Православие
- 3 Католицизм
- 4 Протестантизм
- 5 Итог
Христианство
Христианская религия образовалась более 2000 лет назад в Палестине. После воскресения Иисуса Христа в иудейский праздник кущей (пятидесятница) Святой Дух сошел на апостолов в виде языков пламени. Этот день считается днем рождения церкви, так как во Христа уверовало более 3000 человек.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
Однако не всегда церковь была единой и Вселенской, так как в 1054 году произошел раскол на православие и католицизм. На долгие столетия воцарились вражда и взаимные упреки в еретицизме, главы двух церквей предали друг друга анафеме.
Единство внутри православия и католицизма тоже не удержалось, так как от католической ветви откололись протестанты, а у православной церкви появились свои раскольники — староверы. Это были трагические события в истории некогда единой Вселенской церкви, которая не удержала единомыслия по заветам апостола Павла.
Православие
Чем отличается христианство от православия? Православная ветвь христианства официально образовалась в 1054 году, когда Константинопольский Патриарх демонстративно растоптал пресный хлеб для причастия. Конфликт назревал давно и касался обрядовой части богослужений, а также догматов церкви. Противостояние закончилось полным расколом единой церкви на две части — православную и католическую. И только в 1964 году обе церкви примирились и сняли друг с друга взаимные анафемы.
Тем не менее обрядовая часть в православии и католицизме осталась без изменений, и догматы веры тоже. Это касается основополагающих вопросов символа веры и проведения богослужений. Даже на первый взгляд можно заметить существенные различия между католиками и православными во многих вещах:
- одежде священников;
- чину богослужений;
- убранству церкви;
- способу наложения креста;
- звуковому сопровождению литургий.
Православные священники не бреют бороду.
https://www.youtube.com/watch?v=n5AGvtVVYMY
Отличием православия от христианства иных конфессий является восточный стиль богослужений. Православная церковь сохранила традиции восточной пышности, во время богослужений не играют музыкальные инструменты, принято зажигать свечи и кадить кадилом, а крестное знамение кладут справа налево щепоткой пальцев и совершают поясной поклон.
Православные христиане уверены, что их церковь берет начало от распятия и воскресения Спасителя. Крещение Руси произошло в 988 году по Византийской традиции, которая сохраняется и поныне.
Основные положения православия:
- бог приедин в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
- Святой Дух равен богу Отцу;
- Иисус является единородным Сыном бога Отца;
- Сын Божий вочеловечился, принял образ человека;
- воскресение истинно, как и Второе пришествие Христа;
- главой церкви является Иисус Христос, а не Патриарх;
- крещение освобождает человека от грехов;
- верующий человек будет спасен и обретет жизнь вечную.
Православный христианин верит, что после смерти его душа обретет вечное спасение. Всю жизнь верующие посвящают служению богу и выполнению заповедей. Любые испытания воспринимаются безропотно и даже с радостью, ведь уныние и ропот почитаются за смертный грех.
Католицизм
Эта ветвь христианской церкви отличается своим подходом к вероучению и богослужению. Главой римско-католической церкви является Папа Римский, в отличие от православного Патриарха.
Основы вероучения католиков:
- Святой Дух нисходит не только от бога Отца, но и от бога Сына;
- после смерти душа верующего попадает в чистилище, где проходит испытания;
- Папа Римский почитается прямым приемником апостола Петра, все его действия считаются непогрешимыми;
- католики верят, что Дева Мария была вознесена на небеса, не увидев смерти;
- широко развито почитание святых;
- индульгенция (искупление грехов) является отличительной особенностью именно католической церкви;
- причастие совершается пресным хлебом.
Богослужение в католических храмах называется мессой. Неотъемлемой частью костелов и церквей является орган, на котором исполняют боговдохновенную музыку. Если в православных церквях поет смешанный хор на клиросе, то в католических храмах песнопения исполняют только мужчины (хор мальчиков).
Но самым главным отличием католического вероучения от православного является догмат о непорочности Девы Марии.
Католики уверены, что она была зачата непорочно (не имела первородного греха). Православные утверждают, что Богоматерь была обычной смертной женщиной, которую избрал бог для рождения богочеловека.
Также особенностью католического вероучения являются мистические медитации на муки Христа. Это иногда приводит к тому, что у верующих на теле появляются стигматы (раны от гвоздей и тернового венка).
Поминовение усопших проводится на 3, 7 и 30 день. Миропомазание проводится не сразу после крещения, как у православных, а после достижения совершеннолетия. Причащать детей начинают после семи лет, а в православии — с младенчества. Иконостас в католических храмах отсутствует. Все священнослужители дают обет безбрачия.
Протестантизм
В чем разница между христианами протестантами и православными? Это течение возникло внутри католической церкви как протест против авторитета Папы Римского (он считается наместником Иисуса Христа на земле). Многим известна трагическая Варфоломеевская ночь, когда во Франции католики массово вырезали гугенотов (местные протестанты). Эти страшные страницы истории навсегда останутся в памяти людей как пример бесчеловечности и безумия.
Протесты против авторитета Папы Римского прокатились по всей Европе и выливались даже в революции. Гуситские войны в Чехии, лютеранской движение — это всего лишь малое упоминание о широком размахе протеста против догматов католической церкви. Жесткое гонение на протестантов вынудило их бежать из Европы и найти пристанище в Америке.
В чем отличие протестантов от католиков и православных? Они признают только два церковных Таинства — крещение и причастие. Крещение необходимо для присоединения человека к церкви, а причастие способствует укреплению веры. Протестантские священники не пользуются беспрекословным авторитетом, а являются братьями во Христе. В то же время, протестанты признают апостольскую преемственность, но относят ее к духовному действу.
Протестанты не отпевают умерших, не поклоняются святым, не молятся иконам, не возжигают свечи и не кадят кадилом. У них отсутствует Таинство венчания, исповедь и священство. Протестантская община живет как одна семья, помогает нуждающимся и активно проповедует евангелие людям (миссионерство).
Богослужения в протестантских церквях проходят особенным образом. Сначала община прославляет бога песнями и (иногда) танцами. Затем пастор читает проповедь на основе библейских текстов. Заканчивается богослужение тоже прославлением. В последние десятилетия образовалось множество современных евангельских церквей, состоящих из молодежи. Некоторые из них признаны сектами в России, но в Европе и Америке эти движения разрешены официальными властями.
В 1999 году состоялось историческое примирение католической церкви с лютеранским движением. А в 1973 году состоялось евхаристическое единство реформаторских церквей с лютеранскими. XX и XI век стал временем примирения между всеми христианскими течениями, что не может не радовать. Вражда и анафемы ушли в прошлое, христианский мир обрел покой и мир.
Итог
Христианин — это человек, который признает смерть и воскресение богочеловека Иисуса Христа, верует в посмертное существование и вечную жизнь. Однако христианство не однородно по своей структуре и делится на множество различных конфессий. Православие и католицизм являются ведущими христианскими вероучениями, на базе которых были сформированы иные конфессии и течения.
В России от православной ветви откололись староверы, в Европе образовалось значительно больше разных течений и конфигураций под общим названием протестантов. Кровавые расправы над еретиками, ужасавшие народы долгие века, ушли в прошлое. В современном мире между всеми христианскими конфессиями царит мир и согласие, однако, различия в богослужениях и догматах сохранились.
Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/hristianstvo-i-pravoslavie.html