Первые каменные храмы на Руси : строительство, архитектура, внутренние элементы
После принятия христианства на Руси люди начали во всех городах строить православные храмы. Строили их, как правило, там, где раньше находились места для поклонения языческим богам (Перун, Дажьбог, Хорс). Потому что люди столетиями привыкали к данным святилищам. Когда хотели поклониться богам, шли к этим местам. Поэтому князь Владимир приказал уничтожить все места для поклонения языческим богам, а вместо них воздвигнуть христианские церкви.
Первые деревянные храмы Киевской Руси
hostingkartinok
Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом.
Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь.
Эта церковь – первый православный храм на Руси .
Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм.
Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие.
Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов.
В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.
Шатровые храмы на Руси
Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.
https://www.youtube.com/watch?v=rJ5AOfyRD38
Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.
Первые каменные храмы на Руси
hostingkartinok
Первый древнерусский каменный храм возвели в Киеве. Его неофициальное название – Десятинная церковь. Это название храм получил после выделения Князем Владимиром десятой части своих доходов на его возведение. К сожалению, этот храм не дошел до наших дней. У него печальная участь.
Несколько раз в результате междоусобных войн он был разграблен и горел, а в 1240 году был сожжен ордой хана Батыя. По другой версии храм рухнул, не выдержав натиска огромного количества людей, которые пытались в нем укрыться.
По некоторым данным в 12 веке храм пережил землетрясение, которые в то время были не редкостью на Поднепровье.
Официальное имя Десятинного храма, первой каменной церкви на Руси – церковь Святой Богородицы. Она была построена около 986-996 годах. Это первый крестово-купольный храм Древней Руси .
Опыт при строительстве крестово-купольных храмов был заимствован у византийцев и используется при строительстве храмов у нас и сегодня. Строили этот храм под наблюдением греческих зодчих.
Уже сейчас доказано, что это творение было одно из самых великолепных и величественных среди храмов, в том числе и византийских тоже. Кстати, храм построили на древних могилах, это доказанный исторический факт.
Характерные черты для древнерусских крестово-купольных храмов:
- Внутри храма стояли 4 столба, которые разделяли его, а на них держался центральный купол-барабан.
- С алтарной стены церкви воздвигались полукруглые апсиды, с противоположной стороны хоры.
Имеется предположение, что изначально храм строился как крестово-купольный, но во время строительства приняли решение, что он будет базиликой. Ведь византийские крестово-купольные каменные храмы были меньших размеров. Масштабность размера и стала причиной изменения первоначального проекта.
hostingkartinok
Первым каменным церквям на Руси основой для возведения кладки послужила плинфа, которую скрепляли специальной смесью. Плинфа – это прародитель кирпича. Внутри храм был украшен фресками, а пол выложен мозаикой. Характерными элементами убранства древнерусских храмов были фрески. Фрагменты фресок дошли и до наших времен.
До разграбления и пожаров, храм был богато украшен церковной утварью, привезенной из Корсуня. Кроме того, в церкви был один основной и два дополнительных алтаря. По приказу князя Владимира в ней установили княжескую усыпальницу. В ней нашли свой покой византийская царевна Анна – супруга Владимира, а через несколько лет в ней похоронили и князя Владимира.
Также здесь, в этом храме находились останки княгини Ольги.
Уже в 17 веке митрополит Петр Могила по своей инициативе организует раскопки, и саркофаги с их останками перезахоронят в Софийском соборе.Сейчас ведутся раскопки, и ученые исследуют останки десятинного храма. Пытаются досконально изучить то, что осталось от этого памятника славянской культуры, но, к сожалению, пока безуспешно.
По некоторым данным Десятинная церковь имела 25 куполов, но проверить и подтвердить это невозможно. К сожалению точной копии этого храма на сегодняшний день воспроизвести не получится.
Помимо Десятинного храма после принятия новой веры были возведены и другие каменные храмы. Многие из них были подобием Десятинного храма.
hostingkartinok
Между 1017 и 1037 годами начали строительство следующего каменного храма – Киевской Софии. Это величественное сооружение должно было показывать величие Киевской Руси. В те времена строительство велось очень быстро – собор построили всего за 3 года. Строили под руководством греческих мастеров-зодчих.
Мозаика храма частично, дошла и до наших дней, и мы можем увидеть остатки былого великолепия. После окончания строительства собор являл собой не только религиозный центр. Здесь князья принимали делегации послов из других стран. При храме была открыта школа, где обучали детей грамоте.
А также здесь Ярослав Мудрый организовал первую библиотеку княжества.
Кстати, так называемые граффити, были популярны и у наших предков. Археологи, исследуя останки различных храмов, находят надписи на их стенах, которые оставляли обычные и знатные люди. Они писали свои имена, просили бога о чем-либо, оставляли слова благодарности, также это были отрывки из святого писания. Граффити писали даже князья, а также члены их семей.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских.
Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов.
Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Источник: https://perstni.com/magazine/history/pervyie-kamennyie-hramyi-na-rusi-stroitelstvo-arhitektura-vnutrennie-elementyi.html
Самые старые православные храмы России и всего мира
Задолго до крещения Владимиром Святославовичем русичей, на Русь стали проникать идеи христианства, а согласно легенде, Андрей Первозванный ещё в I веке поставил крест на горах Киевских.
Первые христиане стали возводить и первые храмы на славянских землях. Немногие из них пережили своё время, но есть и такие, которые в перестроенном виде стоят и поныне. Обратимся к великолепию и самобытности древнерусского зодчества и представим самые древние православные храмы православия.
Самые старые православные храмы мира:
Собор Святой Софии. Стамбул
Начнём повествование с главной святыни православия. Первая деревянная церковь на рыночной площади города Византий, впоследствии переименованном в Константинополь, была возведена в период с 324 по 337 годы.
В первые два столетия своего существования церковь неоднократно разрушалась в результате пожаров, и только в правление императора Юстиниана I в 537 году возвели каменную базилику из лучшего мрамора.
В 1453 году после падения Византии собор святой Софии стал мечетью, а в 1935 году древнейший памятник архитектуры стал музеем. На сегодня это самый древний храм православной культуры.
Церковь Иоанна Предтечи. Керчь
В самом центре Керчи стоит храм Иоанна Предтечи. На сегодняшний день это самое старое здание на территории России.
Уникальнейший памятник византийского зодчества возвели в VIII веке, а в XII к основному зданию добавили несколько архитектурных элементов.
Возраст смогли определить по надписи на одной из колонн храма. В архитектурном плане это крестово-купольная церковь, выстроенная в традиционном византийском стиле. В строительстве использована полосатая бело-розовая кладка, с помощью которой византийские зодчие укрепили строение на случай землетрясения.
Свято-Ильинская церковь. Киев
Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Ильинская церковь является первым православным храмом Руси.
Во время раскопок были исследованы остатки древней деревянной постройки, в летописи под 945 годом есть сведения, что в этой церкви освятили русско-византийский договор.
В 1962 году на месте разрушенной деревянной постройки возвели новый однокупольный храм. Во внутреннем убранстве сохранились уникальные росписи и старинные иконы.
Спасо-Преображенский собор. Чернигов
Теперь непосредственно перейдём к памятникам времён Киевской Руси. Пятиглавый храм в старейшем русском городе Чернигове начали возводить в 1033 году, но после смерти Мстислава, зодчие были командированы в Новгород для строительства новгородского храма.
Закончили строительство Спасо-Преображенского собора только в 50-е годы XI столетия. Один из древнейших храмов Руси дошёл до нас в почти первозданном виде.
Сегодня трёхнефный храм является и действующей церковью и музеем. В храме захоронен воспетый в «Слове о полке Игореве» чернигово-северский князь Игорь Святославич.
Софийский собор. Киев
В последние десятилетия не умолкают дискуссии о времени строительства этого шедевра древнерусского зодчества. Дело в том, что одно из граффити церкви гласит, что её заложил князь Владимир около 1011 года.
Скорее всего, собор заложил Владимир, а закончили строительство уникального памятника уже при его сыне — Ярославе в 1037 году.
Постройка сильно пострадала во времена нашествия Батыя, а в период Руины была практически заброшена. Только гетман Мазепа выделил средства, и Софийский собор был реконструирован в стиле украинского барокко. Таким он и дошёл до наших дней.
Святая София. Новгород
Главнейший храм Великого Новгорода многие столетия был духовным и культурным центром Новгородской республики.
Прибыв в Новгород в 1046 году, чтобы проведать сына, Ярослав и Ингигерда (при крещении Ирина) заложили новый храм на месте сгоревшей церкви 989 года. Русским зодчим понадобилось четыре года, чтобы возвести величественный и уникальный собор.
В XII веке храм был расписан фресками, а позже в дополнение к основному алтарю было оформлено ещё два иконостаса. Здание, а вместе с ним уникальнейшие росписи и иконы сильно пострадали в годы Великой Отечественной, но храм был восстановлен, и сегодня радует глаз прихожан и тысячи туристов.
Церковь Покрова на Нерли
Среди живописных русских просторов, где Нерль впадает в Клязьму в середине XII столетия по велению князя Андрея Боголюбского, был возведён величественный белокаменный храм.
В строительстве, если ссылаться на летописи, принимали участие как русские, так и византийские мастера. Покрова стоит на широком заливном лугу, на небольшом пригорке, специально насыпанном для её фундамента.
Сама церковь и её архитектурные особенности отображают строительные и культурные традиции домонгольской Руси. Этот памятник культуры и зодчества по праву входит во всемирное наследие ЮНЕСКО. По мнению редакции TheBiggest.ru, это один из самых красивых храмов в мире.
Спасский собор Андроникова монастыря. Москва
Заложенный в 1357 году, и частично сохранившийся до наших дней, Спасский собор является древнейшим памятником русской архитектуры.
В росписи стен принимали участие великие русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работы сохранились на откосах храмовых окон.
Собор Андроникова монастыря неоднократно перестраивался, и свой современный вид приобрёл уже в 60-е годы прошлого столетия. В ходе археологических раскопок на территории монастыря удалось обнаружить конструктивные детали древнего престола и захоронения.
Успенский собор. Москва
Если рассматривать древнейшие храмы Москвы, то первым каменным собором был Успенский, заложенный в далёком 1326 году. Но первое строение пришлось разобрать из-за ветхости и ошибок в проектировании.
В царствование Ивана III в 1471 году было начато строительство нового здания, для постройки которого были приглашены мастера из Италии. В 1479 году храм Успения Пресвятой Богородицы торжественно освятили.
Сегодня культовое здание во дворе московского Кремля является музеем, и лишь иногда с благословения патриарха в стенах собора проводятся богослужения.
Заключение
Как видим, в России и на территории бывшей Киевской Руси сохранилось немало каменных шедевров древней архитектуры. Их монументальные стены помнят этапы становления русского государства, славные и трагические события, выступая ценными свидетелями наравне с летописями и археологическими артефактами.
Редакция TheBiggest.ru просит вас написать в комментариях ваши мысли про старые православные храмы России и всего мира.
Источник: https://TheBiggest.ru/zdaniya-i-sooruzheniya/samye-starye-hramy.html
Первым каменным храмом Древней Руси является какой храм?
Символом православной культуры древней Руси всегда являлись храмы. Красота и величие религии начинаются с центра церковной жизни — православных храмов.
От дерева к камню
Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.
История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.
Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.
Каменное строительство
С Крещением Руси связано каменное строительство. Первым каменным храмом Древней Руси является тот, что был заложен в Киеве константинопольскими зодчими. Историки считают датой этого события 989-й год. До этого тоже были храмы, но деревянной постройки.
Если верить летописям, строительство храма было завершено в 996-м, тогда же было торжественное освящение.
Символ веры и традиции
Отношение верующих к храмам всегда было особым в православии. Зачастую возведение нового храма происходило на пожертвования.
Своими корнями традиция уходит во времена Ветхого завета. По летописям установлено, что первым каменным храмом Древней Руси является церковь Святой Богородицы, или по другому — Десятинная церковь. После Крещения Руси, в первые годы, было начало строительство церковного великолепия по традициям византийской и болгарской архитектуры. Основоположником благородного дела стал князь Владимир, отдававший десятую часть доходов.
До наших дней не удалось сохранить первый каменный храм Древней Руси в первоначальном виде. Он был разрушен монголо-татарами во время захвата Киева. Восстановительные работы начались в XIX веке. Однако проектирование данной церкви существенно отразилось на архитектуре храмов по всей Руси.
Первый каменный храм древней Руси получил свое название от десятины, пожертвованной князем на строительство. Так и закрепилось в истории его определение — Десятинная церковь.
Несомненно, первым каменным храмом Древней Руси является строение, которое можно считать дворцовой церковью. По остаткам кирпичного фундамента историки сделали выводы, что рядом были возведены дворцовые здания. Существенное разрушение не позволяет восстановить их первоначальный архитектурный облик, но по заключению специалистов это были парадные помещения.
Жилые дворцовые помещения были деревянной частью вторых этажей каменных дворцов, либо находились по соседству с первым каменным храмом Древней Руси. Является историческим фактом то, что Киев выделялся среди прочих городов каменно-кирпичной архитектурой. Столицу государства отличало монументальное строительство.
Хорошо прослеживается влияние греческих мастеров в архитектурном проектировании Спасо-Преображенского собора.
Во времена княжества Мстислава и Ярослава страна была разделена. Тогда начался следующий этап строительства. В стольном городе Чернигове строительство началось раньше. Мстислав заложил начало фундамента Спасского собора.
Точная дата начала строительства не прослеживается в письменных источниках. Известно, что в 1036 году стены собора стали по определению «яко на кони стояще рукою досящи», что означает «очень высоки». В истории дата отмечена смертью князя Мстислава.
В Киеве Софийский собор возведен позже черниговского Спасского собора. Анализируя политическую обстановку и некоторые исторические данные, периодом, когда был возведен каменный храм, можно считать 1037 год. Собор Святой Софии отражает стремление повторить византийские образцы. Этот крупнейший храм Киевской Руси взят за образец как крестово-купольное сооружение при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.
В 1073 году заложен Успенский собор киевского Печерского монастыря. Данный храм сыграл весомую роль в развитии русского зодчества.
В «Печерском Патерике» есть запись: «мастери церковнии 4 мужи», — так охарактеризован приезд зодчих для строительства этого здания из Константинополя. На композицию церковного сооружения Киево-Печерского монастыря также повлияла Киевская София.
Непростая история Успенского собора убеждает православных в силе веры – собор, взорванный в 1942 году, был восстановлен в 1990-е гг.
В конце XI века крупный древнерусский город Переяславль приобретает военно-политическое значение. За его стенами Киевская земля и всё Среднее Приднепровье нашли прикрытие от вторжения половцев. На земле этого славного города развернулось строительство «каменного города» — церкви Михаила. По инициативе князя Владимира Мономаха и епископа Ефрема появились врата с надвратной церковью Федора. В 1098 г. на княжеском дворе начинается строительство церкви Богородицы.
Согласно упоминаниям летописей, вне города нашлись следы небольшой церквушки на реке Льте. К сожалению православных людей и историков, переяславльские памятники не сохранились до настоящего времени.
Значение церкви — от учебы до царского титула
Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.
В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.
Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.
Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.
Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.
Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.
Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.
Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.
Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.
Благословляя на защиту русской земли
Церковь провожала воинов на службу или сражения. Иногда поводом для строительства становилось почтение памяти погибших в сражениях. Такие церкви возводились на полях сражений, в знак признательности воинам за победу.
В мирное время церкви и храмы возводились в честь великих праздников, святых. Например, Вознесение, Христос Спаситель.
Почитая святое – во благо себе
Для верующего человека церковь всегда имела важное значение в жизни. Поэтому к строительству допускались только высококлассные мастера, архитекторы. Базарные территории, сходы и собрания граждан проводились вблизи церквей, о чем свидетельствует карта Древней Руси.
Не обходилось строительство без вложения больших средств. На создание жертвовалось только самое хорошее: материалы, земельный участок. Учитывая то, что церковь строилась на возвышенности или, как говорили предки, «на красном месте», она служила точкой ориентира, по которой составлялась карта Древней Руси, план местности.
Взглядом архитектора
Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.
В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов – сруб.
Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.
Шатровые храмы распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).
Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.
Разрушение и возрождение храмов
На половину века остановился процесс развития древнерусской архитектуры после нашествия монголо-татар. По разным обстоятельствам переходили в Орду мастера, иконописцы и строители, часть церквей и храмов были разрушены.
Уходя от византийских образцов, древнейшие храмы Руси в 12 веке обрели самобытные черты, определив развитие русской архитектуры.
Всё, что нужно знать школьнику о жизни Древней Руси, изложено в учебных материалах за 6 класс. Древняя Русь – история наших предков, становление, сражения, победы нашего государства, о которых должен знать каждый россиянин.
Источник: https://FB.ru/article/160290/pervyim-kamennyim-hramom-drevney-rusi-yavlyaetsya-kakoy-hram
11-12. Древнерусская культура
§ 11—12. Древнерусская культура
Вопросы к пунктам параграфа § 11—12. Древнерусская культура
Вопрос: Как христианская церковь относилась к язычеству?
Христианское духовенство пристально следило за искоренением старой веры и связанных с ней обрядов.
Вопрос: Какие общие черты характерны для христианства Восточной и Западной Европы?
Переплетение языческих пережитков и христианских представлений и праздников встречается у всех народов Европы. Его иногда называют двоеверием.
Вопрос: Какова была потребность в богослужебных книгах в Древней Руси после принятия христианства?
Благодаря принятию христианства Русь приобщилась к письменной культуре Европы. Освоение европейской литературы началось у славян с богослужебных книг, без которых невозможно отправление христианских обрядов.
Вопрос: Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве?
Книжная грамотность в Древнерусском государстве была доступна образованным людям, среди которых можно выделить духовенство, знать, городские жители.
Вопрос: Каким требованиям должен следовать художник — иконописец?
Иконы писали на деревянных досках. Если же изображение наносили красками прямо на стену, по сырой штукатурке, его называли фреской. Фресковая живопись украшает множество древнерусских храмов. Лучшие иконописцы считали за честь получить заказ на роспись храма фресками.
Когда изображения выкладывали разноцветными камнями и кусками цветного стекла (смальты), их называли мозаикой. Среди самых знаменитых памятников древнерусского искусства — мозаичные изображения в киевском храме Святой Софии, выложенные греческими мастерами.
Вопрос: Почему иконописцы не ставили своих имён под созданной работой? (Ответьте на примере жития иконописца Алимпия.)
Бог призывал святых людей, в том числе иконописцев, делать добро без хвастовства, в соответствие с евангелиевыми заповедями. На иконе должен быть изображен лик святого, а не подпись создателя иконы.
Вопрос: Какая страна дала Руси образец храмового строительства?
Византия и столица ее – Царьград (Константинополь).
Вопрос: Где русские князья брали средства на строительство храмов?
Владимир приказал отчислять десятую часть своих доходов, поэтому церковь Успения Пресвятой Богородицы была названа Десятинной.
Вопросы и задания к параграфу § 11—12. Древнерусская культура
Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Модно ли сегодня использовать совет древнерусских книжников по чтению и запоминанию содержания? 2) Согласны ли вы с тем, что книга сдерживает человека и управляет им?
- 1) Я считаю, что совет древнерусских книжников на сегодняшний день является актуальным, потому что современный человек постоянно спешит, да и книгу берет в руки крайне редко. Необходимо читать спокойно и вдумчиво, чтобы ни одной мысли не прошло мимо твоего сознания. Помимо просто прочтения книги необходимо также и понимать, что ты читаешь, ведь порой в книгах заключена большая мудрость и истина.
- 2) Книга может сдержать человека в том случае, если он задумал то, что делать не надо, что опасно и вредно. Управлять книга может человеком в его нравственных поступках и мыслях. Книга может помочь человеку успокоить свои мысли и найти правильное решение в трудной ситуации.
Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы: 1) Опишите её, используя полученные знания, 2) Как искусство мозаики утвердилось в русских храмах? 3) Найдите в дополнительной литературе или Интернете материал и напишите небольшой рассказ на тему «Как мальчик Алимпий стал Иконописцем»
- 1) На иллюстрации изображен Дмитрий Солунский в военной одежде, в плаще, в руках он держит копье и щит, в ножнах у него находится меч, что свидетельствует о том, что мозаика была сделана в XI в., когда было принято изображать его в виде воина. Вокруг его головы виден нимб святого, что характерно для иконописи и изображения святых.
- 2) Мозаика – это выкладывание изображения разноцветными камнями и кусками цветного стекла (смальты). Искусство мозаики пришло на Русскую землю вместе с христианством. Первыми авторами были греческие мастера, которые выложили мозаики в киевском храме Святой Софии. Масштабное строительство храмов и монастырей по всей Руси, их украшение воспитали русских мастеров своего дела.
- 3) Мальчик Алимпий с раннего возраста любил рисовать и делал это в любую свободную минуту, когда не надо было помогать по хозяйству родителям. Однажды в солнечный погожий денек к нему с небес спустился ангел, посланник Божий, и поцеловал его в лоб, награждая юного Алимпия дар к написанию чудесных икон, которые будут украшать самые знаменитые храмы и монастыри по всей Руси. Чтобы получить навыки написания икон, Алимпий отправился к греческим мастерам, расписывающим Печерскую церковь, которые обучили его данному мастерству, удивляясь его дару. Именно в Печерской церкви мальчик увидел настоящее чудо — изображение иконы Пресвятой Богородицы. Увидев ее, он понял, что все свою жизнь он посвятит иконописи.
Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
1) создание первого общерусского свода летописей «Повесть временных лет»; 2) строительство храма Софии Новгородской; 3) первая датированная русская рукописная богослужебная книга Остромирово Евангелие; 4) начало строительства храма Софии Киевской; 5) создание «Изборника Святослава»; 6) строительство храма Успения Пресвятой Богородицы.
- 1) 1113 г.
- 2) 1045 — 1050 гг.
- 3) 1056 — 1057 гг.
- 4) 1037 г.
- 5) 1073 г.
- 6) 996 г.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Способствовало ли принятие христианства расцвету материальной и духовной культуры Древней Руси, смогла ли новая вера быстро изменить народную культуру?
На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Православная культура шаг за шагом проникала в народную жизнь и постепенно вытеснила из нее язычество».
Действительно, на начальном этапе своего проникновения на Русскую землю православие существовало параллельно с язычеством и культурой язычества, но постепенно православие начало становится частью русского народа, что связано со строительством храмов и монастырей, их украшением (иконопись, мозаика, фрески), переводом религиозных текстов, написанием книг (летописи, Остромирово евангелие, «Поучение» Владимира Мономаха и другие.
Монастыри превратились в культурные и просветительские центры, что способствовало привлечению русского народа к догмам православия, его культурным особенностям, а также постепенному отходу от язычества.
Работа с источниками
Вопрос: Рассмотрите изображения четырех храмов Святой Софии в разных городах. Используя информацию учебника и ресурсы Интернета, сравните эти соборы. Три из четырех храмов Святой Софии были заложены при князе Ярославе Мудром. Какой государственный и религиозный смысл скрыт в географическом местонахождение этих храмов
Храм Святой Софии Константинопольской: собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.
Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. София Киевская: представляет собой пятинефный пятиапсидный крестово — купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он окружён двухъярусными галереями.
Сложен из плинфы — широких, тонких кирпичей. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина подкупольного квадрата 7,6 м. Храм Софии Новгородской: представляет собой пятинефный крестово — купольный храм.
Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые.
С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Храм Софии Полоцкой: возведённый в середине XI века в византийском стиле храм был освящён во имя Святой Софии. До нашего времени Софийский собор сохранился в значительно измененном виде, окончательно был перестроен в XVIII веке в стиле виленского барокко.
В таком виде сохранился до нашего времени. Храмы, заложенные при Ярославе Мудром, строились по византийскому образцу на пересечении торговых путей для их популяризации и прославления – в этом скрывается смысл их географического положения.
Вопрос: О каком из четырех храмов говорится в «Слове о Законе и Благодати»? В нем упоминается «Новый Иерусалим» – о каком городе идет речь? Почему для Киева этот город стал образцом для подражания?
В «Слове о Законе и Благодати» говорится о храме Софии Киевской. Новый Иерусалим – это Константинополь (Царьград), который стал образцом для подражания, потому что именно он был первоисточником для принятия православия русскими князьями и народом.
Он стал культурным и просветительским началом для русской культуры. Также Киев подражал ему, чтобы доказать свое величие, чтобы Русь стала равной Византии.
Вопрос: Почему Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием?
Иларион называет князя Владимира Василием, а Ярослава Мудрого Георгием, потому что эти имена они получили при крещении в православную веру, а имена Владимир и Ярослав являются языческими.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что сделало Древнюю Русь неотделимой частью Европы – постоянно растущее военное и политическое могущество или принятие христианства, появление письменного законодательства, строительство городов, рост торговли?
На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос главы отражает следующий ответ: «Принятие христианства, усиливающееся политическое влияние, письменное законодательство, рост городов и торговли позволили Древней Руси войти в Европу как равноправному партнеру, наладить династические, экономические, культурные связи с большинством европейских стран».
Действительно, все эти факторы привели к тому, что Древняя Русь стала полноправным членом Европы, ее составной частью.
Принятие православия повлияли на сближение с европейскими династическими домами (Ярослав Мудрый выдал своих дочерей замуж за наследников европейских престолов), письменное законодательство (Русская правда, Устав Владимира Мономаха и другие) усилило влияние правящей верхушки и ослабило противостояние знати и простого народа, военная мощь (отпор половцам) сделала Русь хорошим противником и соратником.
Торговля послужила главным звеном в настраивании дружеских отношений и тесного культурного взаимодействия с Европой и другими государствами
Источник: https://litemove.ru/drevnerusskaya-kultura
Архитектура Древней Руси
Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи. Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.
Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба
Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.
Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.
Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.
Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб.
Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.
Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!
Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».
Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.
В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем.
Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!
В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.
Устройство древнерусского храма
Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!
С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород
Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.
Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.
Как число, так и форма куполов имеют символическое значение. Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы
Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.
Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.
Спасский собор Андроникова монастыря
Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.
Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником
Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.
https://www.youtube.com/watch?v=uKZF4EJPYm4
Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.
В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.
Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.
Золотые Ворота. XII в. Владимир
Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей.
Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.
Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.
Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово
Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.
Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче
Новгородскопсковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат
Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).
Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.
Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.
Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.
Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.
Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель
Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.
В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.
Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.
Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва
От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.
Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/arhitektura_drevnej_rusi.html
Памятники архитектуры Древней Руси
:
Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.
Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.
Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.
Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.
На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.
Церковь Покрова на Нерли
Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.
Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.
Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Десятинная церковь
С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.
Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.
В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.
Золотые ворота
Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.
Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.
Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них — золотые пластины не найдены до сих пор.
По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.
Собор Святой Софии в Новгороде
Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.
Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.
Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.
Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.
Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.
Дмитриевский собор во Владимире
Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное — это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.
Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.
Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.
Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.
Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах — четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.
Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века.
Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок.
Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.
Новгородский кремль
Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.
Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.
Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.
На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер — образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.
Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.
Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.
В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный — выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.
Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.
Источник: https://mostinfo.su/6500-pamyatniki-arhitektury-drevney-rusi.html
Как строили храмы в Киевской Руси
Храм в православных государствах, (в том числе, в Украине и в России) издавна, и по сей день является сосредоточением церковной жизни и религиозной культуры.
Он-лайн журнал ProfDdom.com.ua рассказывает, как же строили храмы на нашей земле
Деревянные храмы
В 988 году при князе Владимире состоялось Крещение Руси, и уже на следующий год из Константинополя в Киев приехали греческие зодчие, которыми и была заложена первая каменная церковь. Именно святой князь Владимир стал первым русским князем-христианином, отдавшим указ, чтобы после крещения народа и земли Киевской Руси, зодчие начали рубить церкви по всем градам.
Так стали появляться деревянные храмы. Но древнейшие летописные источники утверждают, что деревянные храмы на Руси строили задолго до Крещения. Деревянные храмы всегда было легче возводить, чем каменные, так как материал для строительства был более доступным.
Более того, на Руси издавна процветало деревянное зодчество и славянские мастера возводили храмы практически на глаз, не используя точные измерения и сложные архитектурные планы.
Каменные храмы
Однако, после Крещения, стали появляться первые каменные храмы. В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, приехавшими из Константинополя греческими зодчими в Киеве был заложен первый каменный храм — Десятинная церковь.
Эта церковь была воздвигнута святым равноапостольным князем Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Во время строительства Десятинной церкви она была самым большим киевским храмом.
Из летописей до наших дней дошли сведения, что Десятинную церковь называли «мраморной», так как интерьер храма был обильно украшен мрамором. В 996 году постройка Десятинной церкви была завершена и храм был торжественно освящен.
Давняя традиция жертвовать на храм убедила князя Владимира пожертвовать десятину возведенной церкви, после чего ее в летописи запомнили именно, как Десятинную. После постройки первой каменной церкви стали возводиться и другие храмы из камня. Важно, что именно по образу Десятинной церкви возводились последующие главные храмы русских городов и монастырей.
Десятинная церковь в 19-м веке
На каком месте возводились храмы
Вместе с Крещением Руси и началом строительства храмов, началась новая жизнь. Издавна, на месте будущего поселения, а в первую очередь города, зодчие искали специальное место для возведения храма — не всякая земля для этого подходила.
Прежде всего строители искали не болотистую и не слишком сухую землю для строительства. Более того, храм должен был строиться на видном месте, в главной части поселения, чтобы до него мог добраться каждый житель.
Храм строился обязательно на возвышенном, «красном» месте, что означало — на самом красивом.
Итак, в первую очередь возводился храм, а уже после вокруг него начинало расти поселение. Церковь занимала главнейшую роль в жизни русских людей, живших как в городах, так и в селах и деревнях.
В церковь люди собирались на богослужения в воскресные и другие дни, и обязательно народ ходил в церковь на великие церковные праздники. Там же, в церквях, крестили детей, венчали новобрачных и отпевали умерших родственников.
Более того, в храмах служились благодарственные и просительные молебны, около храма собирались народные собрания.
Архитектура и строительство храмов Древней Руси
Основной тип строительства православного храма — крестово-купольный. Именно этот тип храма господствовал в архитектуре Древней Руси. Именно такого типа была возведена первая каменная церковь — Десятинная. С самых древних времен и по сей день, строятся и восстанавливаются храмы и соборы по строительным проектам кресто-купольных храмов.
Техника строительства каменных кресто-купольных храмов были позаимствованы зодчими Древней Руси у Византии. Первые храмы после Крещения Руси возводили приглашенные мастера и их работы положили начало традции — строить храмы под влиянием византийской архитектуры.
Однако, вскоре, когда русские зодчие сами стали возводить каменные храмы, к византийскому стилю прибавился и свой, традиционно русский, местный стиль, который так и остался навсегда в православных храмах.
Так как храмы в Киевской Руси играли важнейшую роль для православных людей, то для украшения храмов собиралось всё самое наилучшее. Храмы украшались золотом и драгоценными камнями. Одним из самых ценных элементов каждого храма были иконы, которые писали талантливые иконописцы. От византийских строителей древние мастера переняли кладку из плинфы.
И до XV века при строительстве храмов преимущественно использовалась плинфа. Плинфа – обожженный кирпич, с приблизительно равными сторонами. Его размер обычно составлял длину и ширину 40х40 см. Толщина кирпича составляла 2,5–4 см, а сам кирпич был светло-розового цвета.
Обычно плинфы скреплялись толстым слоем раствора, благодаря чему здание выглядело полосатым.
Растворы, которые использовались для строительства храма, соединяющие ряды плинфы, представляли собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Известно, что из плинфы строили больше на юге России, а на севере, ближе к Киеву, предпочитали камень. Позже, уже конце XV века появился новый материал — кирпич.
Это формовочные кирпичи, напоминающие современные. Так как такой кирпич был дешевле и куда доступнее камня, он получил широкое распространение для строительства храмов. Кирпич обжигался строителями, на нём ставили специальный знак, обозначавший классификацию кирпичей для укладки в определенное место постройки.
Между тем деревянные храмы также не переставали строить. Однако архитектура деревянных храмов тоже поменялась. По всей Руси начали строить однокупольные храмы, возводящиеся строителями на мощном, массивном квадрате. Каждый храм возводился разное количество времени. Самый простой храм мог возводиться около года, а на более сложные — могло уйти более шести лет. Всё зависело от количества мастеров, строящих храм.
Деревянные храмы строили быстрее, так как на в Киевской Руси, издавна, было развито деревянное зодчество. На возведение каменных и кирпичных храмов требовалось больше времени, так, например, Десятинную церковь строили около семи лет. Другие храмы с более сложной конструкцией и дорогими материалами могли возводиться более десяти лет. Небольшой храм возводили строители и мастера, которых было не менее 10–12 человек.
На строительство больших храмов приглашалось куда больше мастеров, порядка тридцати.
Кому посвящали храмы
Храмы в Древней Руси посвящали Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице, а также многочисленным святым. Более того, многие храмы посвящались великим церковным праздникам — Покрову и Успению Пресвятой Богородицы, Вознесению Господню и многим другим. Вскоре, на Древней Руси появилась традиция воздвигать храмы-памятники на местах, где произошли особо важные, памятные события — ратные победы, великие битвы или кончины тех, кто положил жизнь за свою веру и Отечество.
Источник: http://ProfiDom.com.ua/stati/shkola-remonta-stroitelstvo/15219-kak-stroili-khramy-v-kievskoj-rusi
МОСКВА, 7 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Знаменитый храм Покрова на Нерли полон загадок. Историкам известно, что его построил князь Андрей Боголюбский в XII веке. Однако о точной дате и о том, зачем церковь возвели именно на этом месте, спорят до сих пор. О белых пятнах в истории шедевра древнерусского зодчества — в материале РИА Новости.
Противоречивые сведения
Этот храм поражал красотой даже завоевателей Древней Руси. По одной из легенд, хан Батый был настолько впечатлен увиденным, что распорядился выставить тут охрану. И правда, церковь на Нерли — один из немногих сохранившихся до наших дней памятников домонгольского периода.
Об одном из самых известных русских храмов мы знаем очень мало. Хрестоматийная версия говорит, что строительство на этом месте Андрей Боголюбский начал в 1165 году, когда умер его сын Изяслав. В память о княжиче и воздвигли церковь, причем в рекордно короткие для того времени сроки — всего за несколько месяцев.
«Сей же Великий князь Андрей был объят печалью великой о скончавшемся сыне и скорбел. Начал возводить церковь во имя честнаго Покрова Пресвятой Богородицы на устье реки Нерли из собранных и вывезенных за два года из Булгарии камней для строительства во Владимире собора Успения Богородицы и других церквей. Эти же камни по повелению (князя. — Прим. ред.) были отложены, и с помощью Богородицы оную церковь за одно лето построили», — гласит житие Андрея Боголюбского.
В этом отрывке историки нашли два противоречия. Во-первых, сын Великого князя Изяслав Андреевич скончался в сентябре 1165 года, вскоре после похода с отцом в Волжскую Булгарию. А осенью и зимой каменные сооружения тогда не строили.
Появилась версия, что храм возвели за три летних месяца 1166-го. Это соотносится с тем фактом, что Андрей Боголюбский, одержав победу над булгарами, привез вместе с трофеями и стройматериал. Однако анализ известняка, из которого построена церковь, показал, что его доставили вовсе не с Волги. И это вторая неувязка.
«Камень добывали недалеко от Москвы. Материал отличается исключительной белизной, волжский же известняк в основном имеет серо-коричневый оттенок», — пишет в своем исследовании российский историк Сергей Заграевский.
Две церкви
Как только в житии Андрея Боголюбского заходит речь о строительстве храма Покрова на Нерли, тут же упоминается и владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы.
«В тексте говорится, что камни были «отлагаемы» на месте будущей Покровской церкви еще при возведении Успенского собора. Получается, что Андрей в 1158 году (когда заложили фундамент во Владимире) уже знал, что в 1165 году его сын уйдет из жизни и в память о нем будет построен храм», — поясняет Заграевский.
Косвенную подсказку специалистам дает «Краткий владимирский летописец» — хроника, составленная в IX-XIII веках. Из нее следует, что Андрей Боголюбский в это время был занят еще одной стройкой.
«И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и сотвори Боголюбивый град, и спом осыпа, и постави две церкви камены», — гласит летопись.
Храм, который можно назвать парой Покровскому, «поставили» в только что отстроенной летней резиденции князя Андрея — Боголюбове — и освятили во имя Рождества Богородицы.
Сообщение владимирского хрониста подтверждает Первая новгородская летопись. Правда, там говорится, что церкви возвели просто «в честь Богоматери», а не одного из богородичных праздников.
Принято считать, что храм на Нерли — первый освященный в честь Покрова. В календаре Русской церкви эта дата появилась по инициативе Андрея Боголюбского в XII веке. Она напоминает о событии, произошедшем в Константинополе двумя столетиями ранее: Богородица явилась юродивому Андрею во время осады византийской столицы, после чего иноземные захватчики разбежались.
Вот только непонятно, когда именно на Руси стали праздновать этот день. По одной из версий, православные не знали о нем до 1164 года — именно тогда он впервые упоминается в летописях.
«С другой стороны, в Константинополе отмечали много богородичных праздников. Предположительно, среди них был и Покров. Андрей Боголюбский мог принести его оттуда. Каким образом? Возможно, он сам побывал в византийской столице. Ведь первые 30 лет его жизни окутаны тайной, так что всякое может быть», — предполагает историк Алексей Пичугин.
А вместе с новой датой церковного календаря будущий Великий князь Владимирский привез на Русь строителей храма на Нерли. Считается, что их ему лично дал знаменитый правитель Священной Римской империи Фридрих Барбаросса.
Монастырь или дворец
Впрочем, историкам до сих пор неясно, почему зодчие немецкого императора построили храм при впадении Нерли в Клязьму. Логично было бы возвести его в самом Боголюбове, расположенном в полутора километрах, а не на равнине, открытой весеннему половодью.
Ученые предположили, что это была «парадная церковь» при въезде в пределы Владимиро-Суздальского княжества, на что указывает небольшая вместимость здания — всего 20 человек. В то же время храм построили на одном из самых оживленных торговых путей Руси того времени.
Как удалось выяснить исследователям, сооружение окружала еще и богато украшенная галерея с колоннами. А само строение, оказывается, стояло на насыпном холме квадратной формы.
«В верхней части одной из наружных стен можно увидеть дверь. Явно к ней была пристроена какая-то башенка, которая могла вести на хоры, где традиционно во время службы молился князь. Возможно, это была целая система галерей», — допускает Алексей Пичугин.
Некоторые специалисты полагают, что храм находился в центре предельно компактного княжеского замка. В XII веке такие строения были широко распространены на Руси. Самое известное из них — Любечский детинец, возведенный киевским князем Владимиром Мономахом.
Другие же историки обращают внимание на тот факт, что во времена Андрея Боголюбского берега Клязьмы не были защищены от набегов булгар, поэтому возводить здесь княжеский дворец, пусть и укрепленный, опасно. Да и зачем, если неподалеку — хорошо укрепленный город Боголюбов.
«Более правдоподобная версия — там был монастырь. Правда, никаких следов монашеской деятельности в XII веке мы не находим. Не исключено, что обитель возникла столетиями позже», — предполагает Пичугин.
Однако доказать это сложно. У специалистов мало археологических данных — последние раскопки у храма проводились еще в послевоенные годы.
«Возможно, когда-нибудь проведут детальные изыскания на этом месте, найдут следы построек и артефакты, которые позволят по-новому взглянуть на историю храма Покрова на Нерли», — надеется историк.
Источник: https://ria.ru/20200307/1568271511.html