Какие храмы есть в Иерусалиме

Православные храмы и монастыри Иерусалима | Израиль10: для самостоятельного туриста

Какие храмы есть в Иерусалиме

Все большее количество людей стремятся посетить христианские святыни. Наибольший интерес у них вызывает Иерусалим, поскольку для всех верующих он является Святой землей.

Внимание туристов приковано не только к основным христианским храмам, построенным в честь Иисуса Христа, но и к монастырям. В них все желающие могут приобщиться к молебнам и поучаствовать в богослужениях.

Получить возможность посетить святые места может любой желающий с помощью туров в Иерусалим, в том числе и тематических.

Православные храмы в Иерусалиме:

  • Свято-Троицкий собор
  • Пещерная церковь успения Богородицы
  • Храм Воскресения Христова
  • Церковь Святой Марии Магдалины
  • Церковь Святого Александра Невского

Последний — самый известный храм Иерусалима, также имеющий название «Церковь Гроба Господня». Среди всех остальных святых мест он выделяется своим местоположением. Считается, что он расположен на месте погребения Христа.

Данный храм разделен между шестью конфессиями, среди которых и греко-православная. Каждая из конфессий имеет свои приделы и время, отведенное для совершения молитв.

В то же время, чтобы избежать конфликтов между членами всех шести конфессий, ключи от храма находятся на хранении у арабско-мусульманской семьи.

Свято-Троицкий собор

Наиболее важный для русской православной культуры храм, отстроенный и освященный в Иерусалиме в XIX веке. Собор построен из белого камня. В его архитектуре использовались неовизантийские элементы и классическая планировка с использованием 5 куполов.

Самая важная реликвия этого храма — икона Благовещения Пресвятой Богородицы. После завершения празднований Благовещения образ Богоматери переносится в Горненский монастырь, что символизирует евангельскую встречу праведной Елизаветы — матери Иоана Предтечии — и Божьей Матери. Также в нем находится икона святителя Николая Чудотворца, почитающаяся святыней этого места.

Ограничения для посещения в зимнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда и четверг — с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00;
  • пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 7:30 до 12:00 и с 16:30 до 19:30;
  • воскресение и праздники — с 8:30 до 13:00.

Ограничения посещения в летнее время:

  • понедельник — выходной;
  • вторник, среда, четверг и пятница — с 9:00 до 13:00;
  • суббота — с 10:00 до 13:00;
  • воскресение — выходной.

Храм находится по адресу: Иерусалим, улица Мунбаз, угол Хешин.

Пещерная церковь успения Богородицы

Эта пещерная церковь находится в Гефсимании у подножия Елеонской горы. Согласно поверьям именно там была погребена Богородица. Как гласят восточнохристианские предания, незадолго до смерти Девы Марии к ней явился архангел Гавриил, известивший ее об этом.

Апостолы были собраны все вместе перед кончиной Богородицы и похоронили ее в гробнице, где уже находились ее родители и муж. И только один из апостолов не смог находиться там. Апостол Фома пришел позже и просил открыть гробницу, где не оказалось тела Девы Марии.

Церковь над местом погребения перестраивали несколько раз. Первое сооружение было воздвигнуто по приказу Елены Равноапостольной, являющейся матерью римского императора Константина. Далее было разрушение храма в 1161 году, после чего сооружение восстановила королева иерусалимская Мелисенда.

По лестнице посетители попадают в храм, который частично является высеченным в скале. Внутри небольшое помещение, в которое можно входить. Вместо гроба там располагается неровный камень, поскольку по преданию именно на него положили тело Богоматери.

Церковь святой Марии Магдалины

Эта церковь располагается в Гефсимании неподалеку от гробницы Девы Марии. Он выполнен из белого камня и представляет собой сооружение в московском стиле русской архитектуры.

Храм строился в честь императрицы Марии Александровны и был освящен в 1888 в честь Святой Марии Магдалины. Главные святыни, хранящиеся в церкви — мощи инокини Варвары и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Также в ней находятся икона Святой равноапостольной Марии Мандалины с частицей ее мощей и чудотворная икона Смоленской Божьей Матери.

Церковь находится на территории Гефсиманского монастыря. Для посетителей вход свободный по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00. Добраться до нее можно на автобусе №99 или пешком от Львиных ворот. Потребуется миновать церковь Святого Стефана, затем Гробницу Богородицы и церковь Всех наций, после чего пройти в первый поворот направо.

Горненский женский монастырь

Монастырь поначалу был лишь монашеской общиной, заложенной вскоре после покупки архимандритом Антонином в 1871 году участка в селении Эйн-Карем. Нынешний статус был получен в 1886 году. Первая церковь на территории монастыря была построена в честь Казанской иконы божьей Матери.

Ключевая достопримечательность монастыря — камень, расположенный рядом с церковью. По преданиям, на нем совершал свои проповеди Иоанн Креститель. Не менее известен собор, строительство которого под влиянием различных факторов протекало практически на протяжении столетия. Процесс завершился в 2007 году, и теперь в храме всех святых проводятся только богослужения по случаю особых торжеств и праздников. А в 2012 году прошло освящение пещерного храма Святого Иоанна Крестителя.

В соответствии со старым уставом, принятым еще при первом архимандрите, паломницы должны были за свои деньги построить себе небольшие дома на территории общины и разбить рядом с ними садики. С тех пор установленный порядок не менялся, и монашки продолжают жить в домиках, а не в кельях.

Все желающие могут посетить Горненский монастырь в любой день совершенно бесплатно.

Поскольку монастырь живет строго по зимнему времени, не переводя часы, богослужения начинаются в разное время в зависимости от сезона:

  • летом богослужения проходят с 7:00 до 16:00;
  • зимой — с 6:00 до 15:00.

Добраться до монастыря можно следующим образом:

  • на автобусах №19 и №27 до остановки «Больница Хадасса» Эйн-Карем;
  • от Центрального автовокзала на трамвае №1 проехать 5 остановок, затем на автобусе №28 4 остановки.

Источник: https://israel10.ru/pravoslavnye-hramy-i-monastyri-ierusalima

Храм Гроба Господня

Какие храмы есть в Иерусалиме

Храм Гроба Господня (или Воскресения Христова) является величайшей святыней христианского мира и важнейшим местом поклонения верующих. Сюда стремятся попасть миллионы паломников и туристов, а ежегодного схождения Благодатного огня, затаив дыхание, ожидают в разных уголках планеты, наблюдая за процессом в прямом эфире.

Древние стены, Константин Павлов

По Османскому договору 1853 года, территория храма четко поделена между шестью христианскими конфессиями: греко-православной, римско-католической, коптской, армянской, эфиопской и сирийской. Контролируемые каждой из церквей участки остались в тех границах, какими они были на момент подписания документа.

Распределены не только главные святыни, приделы, алтари и лестницы, но и установлено время проведения служб, обязанности сторон и правила пользования общими святынями. Сейчас все, даже самые незначительные решения принимаются коллегиально.

Если хотя бы один из глав управляющих конфессий выскажет несогласие или сомнение, то выполнить даже самое безобидное действие в храме будет невозможно.

По причине постоянного возникновения споров, дело нередко доходило до рукопашных схваток, причем происходили они не только в далеком Средневековье, но и в более цивилизованном XXI веке. Сегодня основными храмовыми реликвиями владеют Иерусалимские патриархаты Греко-православной и Армянской апостольской церквей, а также католический монашеский орден францисканцев. В админзданиях религиозного комплекса размещена штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

Франкская капелла, Константин Павлов

Где находится храм Гроба Господня

Сложное культовое сооружение, состоящее из нескольких строений и мест поклонения, располагается на месте, где Иисус Христос, по Священному Писанию, принял мученическую смерть через распятие, был погребен и, согласно предсказаниям, воскрес. Храм находится в Христианском квартале, занимающем северо-западную часть Старого города Иерусалима, на территории Израиля.

Главные святыни

В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон — православный храм в храме;
  • Гроб Господень — погребальное ложе Спасителя и главный алтарь;
  • Голгофа — холм, где распяли Иисуса Христа;
  • Кувуклия — компактная часовня в Ротонде;
  • Камень миропомазания — освященная копия плиты (дл. 5 м, шир. 70 см), на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Голгофа

Одна из двух главных святынь христианского мира. На холме был распят Христос и, по преданию, захоронен Адам. Голгофа находилась за пределами древнего Иерусалима и использовалась как место казни преступников. Считается, что скала сформировалась из их черепов.

Кувуклия

Святыня представляет собой часовню небольших размеров с куполом. Внутри нее — два придела: Ангела и Гроба Господня с каменным ложем. В первом находится фрагмент водруженного на постамент камня, отваленного от пещеры Христа Ангелом, и два отверстия в стенах. Через северное Благодатный огонь передается православным, через южное — армянам. С западной стороны Кувуклии — придел коптов.

Часовня отстраивалась несколько раз. Последняя реставрация была проведена в 2016–17 гг. Стены часовни выполнены из бело-желто-розового мрамора, фасад богато декорирован, у Гроба Господня установлены неугасимые свечи и лампады.

Кувуклия находится в совместном пользовании православных греков, армян и католиков.

Кувуклия, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Особое богослужение проводится ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи. Схождение Благодатного огня и его вынос из Кувуклии символизирует воскресшего Христа. В православные храмы других стран огонь доставляют специальными рейсами.

Приделы

На территории комплекса имеется несколько приделов, в том числе:

  • Адама — с главой Адама, на которую во время распятия попала кровь Христа;
  • Тернового венца — с венцом, возложенным в Претории на голову Иисуса;
  • Обретения Животворящего креста — с входом к храму Святой Елены;
  • Разделения риз (Разделиша) — с иконами, изображающими сцены разделения бесшовного хитона (вид одежды) Христа;
  • Марии Магдалины — с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Иисуса.

Под сводами храма Гроба Господня находится 5 станций крестного пути Христа.

Придел Адама, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Описание храма Гроба Господня

Центральный фасад сделан в романском стиле. Изначально здесь располагалось два портала высотой 5 и шириной 3 м. Левый служит до сих пор, а правый был заложен камнем еще в период мусульманского правления Иерусалимом.

С левой стороны от Святой двери можно увидеть колонну с расщелиной, образовавшейся при ударе молнии в момент схождения Благодатного огня в 1580 г. В тот год он не явился к Армянскому патриарху, хитростью заполучившему право проведения литургии Схождения Благодатного огня. Он сошел к православным, оставшимся за стенами храма. С тех пор исключительное право на литургию имеет Греко-православный патриарх. Представители других конфессий имеют возможность присутствовать в Кувуклии.

Трещина в колонне, Константин Павлов

Украшавшие когда-то здание барельефы ныне представлены в одном из музеев Иерусалима. Под окном второго этажа виднеется деревянная лестница. По ней поднимались монахи-армяне, чтобы не проходить к своей части храма по греко-православной территории. И хотя она уже давно не используется по прямому назначению, раритет не убирают, согласно запрету любых изменений без единогласного разрешения.

Справа от входа — капелла Франков, под ней — часовня Марии Египетской, а правее — дверь, ведущая в часовню апостола Иоанна. В северо-восточной части площади есть вход на Голгофу, на востоке расположен монастырь Авраама, на западе — церковь святого Иакова и часовня Жен-мироносиц. К югу от Святого двора находится Гефсиманское подворье, хранящее особую реликвию — плащаницу Богородицы.

Святой двор, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

История главного христианского храма

Святое место за пределами древнего Иерусалима, связанное с Иисусом Христом, почиталось ранними христианами даже после разрушения города римским императором Титом в 70 г. и создания в 135 г. императором Адрианом римской колонии Элия Капитолина в границах нынешнего Старого города. В тот период в числе других строений был возведен храм Венеры, оказавшийся над пещерой Гроба Господня.

https://www.youtube.com/watch?v=rAX7VyUgccg

Первая христианская церковь появилась на предполагаемом месте Голгофы благодаря стараниям матери Константина I Великого — Елене. Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, она решила отправиться из Рима в Иерусалим, уверяя, что имела видение «о закрытых нечестивыми божественных местах, которые ей велено вывести на свет». По преданиям, найти пещеру Гроба Господня, а также обрести Животворящий крест и другие святыни помог Елене местный житель.

Голгофа и Гроб Господень, Yupi666

Построенный при Константине I Великом храм Воскресения освятили в 335 г. Богато украшенный комплекс включал:

  • храм-мавзолей Анастасис с размещенным в центре под шатровым навесом Гробом Господним;
  • Великую базилику с алтарем, обращенным к Анастасису, и криптой (подземное сводчатое помещение), сооруженной на месте обретения Животворящего креста.

Сооружения простояли в неизменном виде почти три века, до захвата Иерусалима персами в 614 г. Существенно поврежденные ими здания удалось восстановить при участии византийского императора к 629 г.

, а через 8 лет город был вынужденно сдан войску Праведного халифата на условии сохранения христианских святынь. Четыре века спустя фатимидский халиф нарушил договор и инициировал разрушение христианских храмов, сопровождавшееся массовыми убийствами верующих.

В результате базилика оказалась безвозвратно утраченной.

Голгофа, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Следующий этап в истории храма Гроба Господня случился в первой половине XI в., после того как византийскому императору Константину VIII удалось в обмен на возведение мечети в Константинополе договориться с очередным мусульманским правителем о восстановлении в Иерусалиме христианской святыни. В тот период было построено несколько отдельных часовен и церковь Воскресения в виде ротонды — сооружения цилиндрической формы, покрытого куполом.

Внешний вид и отделка вновь построенного комплекса разительно отличались от великолепия первого храма. Данную несправедливость исправили крестоносцы в середине XII в. Они возвели величественное здание, объединившее святые места. Его освятили в 1149 г. Также была установлена пятиярусная колокольня, просевшая до современного уровня в результате землетрясения 1545 г.

В конце XII в., после изгнания крестоносцев из Иерусалима, султан Саладин отдал право на хранение ключей от храма Гроба Господня и его открытие/закрытие двум разным мусульманским семьям арабского происхождения.

Это помогло прекратить споры глав христианских конфессий о том, кто же первым должен открывать Святую дверь. Традиция жива до сих пор — представитель мужского пола семьи Джудех хранит ключи, а семьи Нусейбе — открывает/закрывает храм.

Полномочия передаются исключительно по наследству.

Придел Разделиша, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

Во время пожара 1808 г. пострадала Кувуклия и шатер над Анастасисом. Восстановлением занималась многонациональная группа архитекторов. Деревянный купол Ротонды заменили металлическим, придав ему первоначальный образ.

Существенную реконструкцию планировали выполнить в середине прошлого века, но из-за начавшейся Второй мировой войны работы отодвинули на более поздние сроки. Они начались в 1959-м, продолжились в 1990-х и 2010-х. В 2013 г. звонница пополнилась отлитым в России колоколом.

Беспрецедентный шаг главами христианских конфессий был сделан в феврале 2018 г. В знак протеста против решения израильских властей о взимании с церковной недвижимости городского налога и переводе части церковных земель во владение государству, храм Гроба Господня закрыли на неопределенный срок. Вопрос был урегулирован в течение трех дней, после чего святыни вновь открыли для паломников.

Камень миропомазания, Официальный сайт Иерусалимского Патриархата

В храм Гроба Господня организовывается огромное число экскурсий. Тур можно заказать заранее, либо воспользоваться предложениями агентств или частных гидов уже на месте. Многие берут с собой путеводители или аудиогиды.

Службы в Храме

Расписание богослужений можно узнать у ворот Старого города, ведущих в Христианский квартал. На Гробе Господнем литургии служатся поочередно.

Греко-православные службы:

  • по субботам — в 23:00 (зимой) и в полночь (летом);
  • в другие дни — в 23:30 (зимой) и в 00:30 (летом).

С 03:00 литургия совершается армянской церковью, а с 06:00 — католиками.

Божественная литургия в Кафоликоне начинается в 07:00 (зимой) и 08:00 (летом).

Режим работы

Часы посещения храма Гроба Господня:

  • октябрь—февраль — с 04:00 до 19:00;
  • март — с 05:00 до 19:30;
  • апрель—август — с 05:00 до 21:00;
  • сентябрь — с 05:00 — до 20:30.

Уточнить расписание служб и время работы можно на официальном сайте.

Как добраться до храма Гроба Господня в Иерусалиме

Христианский квартал расположен в северо-западной части Старого города. Туда ведут Яффские, Новые и Дамасские ворота. До храма Гроба Господня придется пройтись пешком.

Остановки автобусов:

  • «Mamila/Karib/ Yaffo Gate» (у Яффских ворот) — № 3, 38, 51, 124, 125, 231, 232, 234;
  • «Tsahal Square» (у Новых ворот) — № 38, א83, 298;
  • «Sultan Sulliman/Damascus Gate» (у Дамасских ворот) — № 1, 3, 51, 203, 204, 231, 232, 234.

Маршруты и остановки городских автобусов можно посмотреть на официальном сайте транспортной компании Egged.

Скоростным трамваем можно доехать до Дамасских ворот (ост. «Shkhem Gate/ Damascus Gate») и Новых ворот (ост. «City Hall»).

В Иерусалиме работают мобильные службы такси — Uber, Gett, Yango и т. д.

Храм Гроба Господня в Израиле: видео

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/israel/city/jerusalem/temples/14130

Достопримечательности Иерусалима

Какие храмы есть в Иерусалиме

Иерусалим является одним из древнейших городов на земле. Историки утверждают, что ему более 3000 лет. Столицу Израиля ежегодно посещают тысячи туристов и верующих. Это священный центр трех религий: христианства, мусульманства и иудаизма.

В этом древнем городе расположено множество интересных достопримечательностей, среди которых религиозные сооружения, музеи, парки и уникальные современные постройки. Итак, далее в статье перечислены главные достопримечательности Иерусалима.

Что посмотреть в Иерусалиме?

Главные и самые интересные места города с фото и описанием.

1. Гора Сион

Гора Сион — это важная святыня для верующих всего мира. Она представляет собой холм на юго-западе Иерусалима. По Священным писаниям именно в этом месте была возведена первая церковь. Здесь же происходило Успение Девы Марии, Тайная вечеря, допрос Иисуса Христа и схождение Святого Духа.

Гора Сион почитаема не только у иудеев, но и у мусульман и христиан. На вершине холма расположено сооружение, которое объединяет крупнейшие религии мира. Там расположена горница Тайной Вечери и гробница царя Давида. Крыша здания состоит из остатков от древней мечети.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли заходить в храм Василия Блаженного

В древности на возвышенности располагался город. Для того чтобы уберечь его от незваных гостей, город по всем границам оградили огромными каменными стенами. Их южная часть находилась на самом пике горы. На данный момент это здание является небольшим музеем. В наши дни экскурсии к этой исторической достопримечательности Иерусалима пользуются большим спросом у туристов.

2. Город Давида

Следующая достопримечательность Иерусалима, которую будет интересно посетить – город Давида. Сейчас на его территории находится национальный парк, где можно увидеть руины города Иевиус, который со временем стал Иерусалимом. Иевиус находится с южной стороны Храмовой горы. Город располагался на границе двух государств. Со временем он помог объединить отделенные регионы.

Самой интересной достопримечательностью древнего города является уникальный подземный мир. Здесь присутствуют места археологических раскопок. На окраине Евиуса расположен Гихонский ключ. Легенды гласят, что именно в этом месте был помазан царь Соломон. Во время экскурсии каждый желающий может посетить туннель, с помощью которого был завоеван город. Со временем столица страны была перенесена в Евиус.

3. Золотые ворота

Если Вы не знаете куда стоит сходить в Иерусалиме, постарайтесь не пропустить Золотые ворота. Это одна из главных достопримечательностей города. Согласно святым писаниям именно через Золотые ворота пророк вошел в город. Они являются одними из древнейших в Иерусалиме. У Золотых ворот есть 2 входа. Один из них символизирует покаяние, а второй милосердие.

Их строительство происходило во времена первой римско-иудейской войны. В конце XII века было принято решение открывать ворота 2 раза в год: в день светлой Пасхи и день Входа Христа в город.

После захвата Иерусалима турецкие завоеватели заложили ворота камнями. Такие меры были предприняты султаном для того, чтобы препятствовать возвращению мессии.

Кроме того, внутри оборонительного сооружения были построены церкви, а снаружи разместили кладбище. Как известно, коэнам нельзя через него проходить.

Все эти действия были направлены на то, чтобы пророк не смог войти в город через ворота и известить всех о приходе Мессии. На данный момент Золотые ворота Иерусалима так и остаются закрытыми.

4. Львиные ворота

История этой достопримечательности Иерусалима началась во времена правления султана Сулеймана. Существует множество легенд, которые рассказывают историю появления Львиных ворот. По одной из них султан требовал высокие налоги с жителей города и однажды ему приснился страшный сон. В нем к Сулейману пришли два тигра и хотели его растерзать. Когда он проснулся, то пошел к толкователю снов.

Тот у него спросил, о чем думал султан перед сном. Он ответил, что думал, как поступить с жителями города, которые отказываются платить налоги. Мудрец подумал и ответил, что Бог на него злится, поскольку он неправильно поступает. Сулейман принял решение возвести ворота, для того чтобы защитить город от непрошенных гостей. После установки ворот возле конки установили 4 фигуры леопардов.

Из-за незнания люди стали называть ворота Львиными

5. Мечеть Аль-Акса

Мечеть Аль-Акса относится к крупнейшим святыням мусульман. Ее построили на Храмовой горе. Мечеть способна вмещать до пяти тысяч прихожан.

Изначально мечеть представляла собой небольшое помещение для молитв, которое построил Умар. Вскоре Абдул-Маликон ибн Мерван издал указ об увеличении площади помещения. В 746 году мечеть была разрушена землетрясением. Спустя 34 года достопримечательность вновь отстроили. Однако 1033 году произошло очередное землетрясение, а через 2 года мечеть стали вновь отстраивать по приказу Али аз-Зихира. Этот храм и по сегодняшний день принимает прихожан.

6. Мечеть Купол Скалы

Одной из самых красивых архитектурных достопримечательностей Иерусалима является мечеть Купол Скалы, расположенная на Храмовой горе рядом с мечетью Аль-Акса. Сооружение является визитной карточкой города. С любого места столицы Израиля можно увидеть золотистый купол, диаметр которого составляет 20 метров. На данный момент мечеть не принимает людей. Она является памятником архитектуры. Священное сооружение оберегает гору, с которой пророк вознесся на небеса.

7. Храм Гроба Господня

Побывав в Иерусалиме обязательно нужно посетить Храм Гроба Господня. По Святым писаниям он был построен на том месте, где распяли Иисуса Христа. Здесь ежегодно в день светлой Пасхи проводят церемонию схождения огня.

Эта святыня обладает уникальной архитектурой, которая состоит из: Голгофы, Кувукии, соборной святыни города, церкви Обретения Животворящего Креста и храма Елены.

Следует отметить, что Храм Гроба Господня между собой разделяют 6 конфессий христианской церкви. Каждая из них может молится в установленное время. Из-за постоянного деления конфликты между верующими происходят очень часто.

Именно по этой причине ключи от святыни всегда находятся в одной семье, а право на открытие дверей храма принадлежит другой.

8. Акелдама

Согласно Святым писаниям Акелдама – это участок земли, куплен за деньги, заплаченные Иуде за предательство Христа. Еще с того времени и вплоть до начала XIX века здесь безвозмездно предавали земле странников. На данный момент на территории Акелдамы расположен храм Великого Онуфрия.

Этот участок земли находится в юго-восточной части Иерусалима, а храм Онуфрия Великого расположен в скале. Там располагались специальные похоронные ниши. На данный момент усыпальница христианских паломников разрушена и находится с западной стороны от ворот монастыря. Посетить в Иерусалиме это место будет очень интересно.

9. Гефсиманский сад

Еще одной интересной достопримечательностью Иерусалима является Гефсиманский сад. Верующие почитают его как место, где Иисус Христос провел последнюю ночь перед арестом. Гефсиманский сад расположен в долине Кедрон, которая находится у подножья Елеонской горы.

На данный момент ширина сада составляет 47 метров, а длина 50 метров. В нем растет много старых и экзотических деревьев. Здесь можно увидеть 8 очень древних олив. Исследователи утверждают, что это одни древнейших деревьев на планете. Ученым удалось установить, что самое старое дерево было высажено в 1092 году.

Следует отметить, что существуют несколько легенд, которые рассказывают об абсолютно разных местах пребывания Иисуса в последнюю ночь перед арестом. Некоторые источники утверждают, что события происходили возле Гробницы Богородицы, другие — рядом с церковью Марии Магдалины. Некоторые источники утверждают, что все события происходили в восточной части.

10. Стена Плача

Стена плача в Иерусалиме – это одно из самых священных мест иудаизма. Она расположена на склоне Храмовой горы. Протяженность стены оставляет более 480 метров. Ее большая часть скрыта за постройками. Основная часть, известная как Западная Стена, имеет длину 55 метров.

Высота этого участка составляет 30 метров. Защитное сооружение состоит из более чем 4 десятков слоев каменных пород, при чем 17 из них находится под землей. Вес каждого камня составляет от 2 до 6 тонн, а некоторые из них намного больше. Самым большим является Западный камень.

Его длина равна 13 метрам, а вес более 500 тонн.

Возле Стены плача всегда можно увидеть молящихся. Одной из традиций является помещение бумажных записок с просьбами в расщелины стены. Она появилась более 300 лет назад.

11. Дамасские ворота

Эти ворота — одни из самых красивых в мире. Они находятся в северо-восточной части города Иерусалима. Самую первую версию Дамасских ворот возвели в I веке до н.э. Современная версия ворот была построена по приказу султана Сулеймана на месте ворот Адриана.

Дамасские ворота находятся между башнями с навесными бойницами. Они позволяют войти в мусульманский квартал. Совершенно недавно для удобства были построены ступени, которые ведут к воротам по направлению вниз.

12. Библейский зоопарк

Также в число лучших достопримечательностей Иерусалима входит Библейский зоопарк. Находится он в западной части города, в районе Малха. Зоопарк основали в 1940 году. На его территории проживают животные, о которых говорится в Святом Писании. Благодаря разведению вымирающих видов зоопарк прославился на весь мир.

Экспозиция зоопарка насчитывает порядка 250 видов животных. На данный момент его площадь составляет 25 гектаров, которую в будущем планируется увеличить до 400 гектаров.

Иерусалимский библейский зоопарк состоит из 2 основных уровней: верхнего и нижнего. По нему можно путешествовать на специальном поезде. Следует заметить, что на всех указателях, которые содержат информацию о животных, написано на английском, арабском и иврите.

13. Израильский музей

Израильский музей представляет собой комплекс музейных сооружений. Располагается эта достопримечательность Иерусалима в квартале Гиват-Рам. Открыли музей в 1965 году. Общая площадь строений составляет порядка 80 000 кв. м. В музее можно увидеть более 500 000 экспонатов. Некоторые из них расположены под открытым небом.

Большую часть Израильского музея занимает крыло, посвященное изобразительному искусству. В нем собраны уникальные экспонаты со всего мира. Здесь можно найти рисунки Пикассо, Шагалла и многих других талантливых художников.

Израильский музей является одним из самых больших музеев в мире. Его вклад в развитие мировой культуры бесценный. Коллекцию музея очень часто показывают на выставках в других государствах.

Источник: https://www.topkurortov.com/dostoprimechatelnosti-ierusalima/

Иерусалим для всех или зачем нужно ехать в святые места

Иерусалим — это историческое сердце христианства, мусульманства и многих других религий, но город будет интересен для посещения не только паломникам, но и обычным туристам. Там есть, что посмотреть, что попробовать и, конечно, что привезти родным в подарок.

Собственно, столицей Израиля Иерусалим стал совсем недавно (в 1949 году), хотя история этого древнего города насчитывает тысячелетия.

Известно, что Иерусалим захватывали, разрушали и отстраивали заново множество раз. Например, в 70-х годах н.э. при подавлении великого иудейского восстания против римлян Иерусалим был полностью превращен в руины. В 132-135 годах н.э.

и само место было переименовано. И только в 325 году римский император Константин I вернул городу название Иерусалим и распорядился о строительстве в городе христианских святых мест, в том числе и Храм Гроба Господня (в 335 году).

Ученые считают, что самая известная улица священного города Виа Долороса — это не что иное, как попытка средневековых монахов оживить Библию. Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Хотя Иисус Христос и не ходил по современной Виа Долороса, в любом случае Иерусалим — это кладезь культурной и исторической информации.

Иерусалим называют городом трех религий: ислама, христианства и иудаизма, так как в одном городе хранятся священные реликвии трех совершенно разных конфессий. Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора.

Предлагаем и вам совершить небольшую видеопрогулку по центру Иерусалима.

Старый город и Крестный путь

Исторически с начала XIX века старый город делят на четыре квартала: Христианский, Мусульманский, Еврейский и Армянский.

В Христианском квартале расположен главный храм — Храм Гроба Господня. Здесь же заканчивается Крестный путь, или Дорога скорби (улица Виа Долороса, ViaDolorosa), которая повторяет путь Христа к месту казни на Голгофе.

На Виа Долороса принято делать девять из четырнадцати остановок плюс еще пять – на территории Храма Гроба Господня:

  • 1. Место вопрошения Понтием Пилатом Иисуса, место суда и вынесения приговора.
  • 2. Второе место, отмеченное аркой Экке Хомо. Здесь, по преданию, Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа, сказал: «Се человек». Это же место взятия Иисусом Креста.
  • 3. Место первого падения.

Четвертая остановка Христа: встреча с Матерью

  • 4. Место встречи Христа с Матерью.
  • 5. Место встречи Христа с Симоном Киринеянином.
  • 6. Место, где святая Вероника вытерла лицо Христа своим покрывалом.
  • 7. Место второго падения.
  • 8. Место встречи с плачущими женщинами.
  • 9. Место третьего падения.

Площадь перед Храмом Гроба Господня

  • 10. Место лишения одежды Христа и её разделение.
  • 11. Место распятия на Кресте.
  • 12. Место смерти.
  • 13. Место снятия Иисуса с Креста.
  • 14. Место положения Иисуса Христа во гроб.

Начало Пути Скорби — Ворота Девы Марии, или Львиные ворота. Через них Иисус вошел в город в Вербное воскресение. Здесь начался его путь к Божьей Славе через страдание.

Имейте ввиду: большая часть «пути» по Виа Долороса проходит по арабскому кварталу, а это значит, что по сути дорога идет через рынок. А для торговцев всякий прохожий — это потенциальный покупатель. По возможности идите путем Христа в утренние часы, тогда путь ваш будет более спокойным и умиротворенным.

Храм Гроба Господня

Храм построен в 335 году, расположен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Это центр христианского паломничества. Здесь также находятся такие святыни, как Камень Помазания, Гроб Господеньи Голгофа.

Храм принадлежит одновременно сразу ШЕСТИ! (греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской) конфессиям. Время служб строго распределено по дням, часам и даже минутам.

Такое деление служило и служит причиной конфликтов, поэтому чтобы снять «напряжение» между конфессиями, ключи от храма с 638 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джудэ. А право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье — Нусейбе.

Права эти на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. Семьи эти очень уважаемы и известны далеко за пределами Израиля.

Внутри Храма, напротив входа, лежит Камень помазания (также известен как Камень миропомазания, Камень умащения) — одна из главных христианских святынь, является 13-й остановкой Крестного пути.
Предметы, прикоснувшиеся к нему, считаются освященными.

Храм Гроба Господня. На первой фотографии Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, находится слева от Камня помазания. В Великую Субботу в ней зажигается Благодатный огонь.

Стена плача

В Еврейском квартале одним из основных священных памятников является Стена Плача — часть каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города. Возле Стены всегда очень шумно: миллионы туристов специально едут в Иерусалим, чтобы помолиться и оставить между камнями записку с просьбой к Всевышнему.

Также внимание туристов и паломников неизменно привлекают руины города времен Ирода, находящиеся здесь же.

Дорога к Стене Плача

Женская и мужская территории разделены: мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины — справа.

Храм погребенья Девы Марии

Будучи в Иерусалиме запланируйте посещение подземной церкви Девы Марии в Гефсимании. Храм находится одновременно в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата и Армянской церкви. Согласно священным текстам, здесь произошло погребение Девы Марии и над ее гробницей была возведена необычная подземная церковь — Успения Пресвятой Богородицы. Храм считается греко-православным, но для обрядов богослужения в церковь имеют доступ и другие христианские направления.

Храм Девы Марии находится под землей. Вход в него с юга, от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. С потолка свисают сотни лампад тонкой ручной работы.

Современный Иерусалим

Паломники и туристы едут в Иерусалим со всего мира: наибольшее количество туристов в Израиль прибывает из США, второе место по турпотоку занимает Россия. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города. В Новом городе множество отелей на любой вкус, крупных торговых центров и аутентичных ресторанов.

Ресторан Eucalyptus (рядом со старым городом, 14 Khativat Yerushalayim), где готовит харизматичный шеф-повар Moshe Basson. Он даже обычную подачу блюд превращает в увлекательное шоу! Кухня в основном традиционная израильская, есть специализированное меню для веганов и кошерные блюда. Шеф-повар с удовольствием общается с посетителями, ходит от стола к столу, рассказывает об особенностях израильской кухни.

Иерусалимская свеча

Так принято называть связку из 33 свечей — по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Ее необходимо купить заранее перед посещением Храма Гроба Господня. Свечи нужно зажечь от Благодатного огня и потушить там же. После это вы можете подарить связку свечей (только целиком, не разделяя) своим близким и они всегда будут гореть только Благодатным огнем.

Красная нить

Оберег, ставший популярным достаточно недавно, однако, уже приобретший множество поклонников. Не стоит покупать их у уличных торговцев, огромное количество которых вы встретите по пути к Стене Плача. Берут их на месте и только в обмен на пожертвования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется церковь у армян

Тахини, тхина или кунжутная паста

Кунжутная паста или тхина (тахина) считается незаменимым компонентом блюд восточной кухни. Купить можно по всему городу в обычных магазинах. Но поверьте, вы не пожалеете о потраченном времени, если найдете старую фабрику тахини на улице рядом с Виа Долороса, в Старом городе.

Фабрика тахини и Ицках — ее владелец

Семья Аль Джабрини владеет фабрикой уже более 150 лет, а вообще она непрерывно работает вот уже 2 столетия. На производстве используют только традиционные технологии: семена кунжута перетирают на старых базальтовых жерновах. Ицках гордится своим производством. «На современном, — говорит он, — используют жернова из другого камня, который быстро стирается.

Частицы камня попадают в тахини, и более тяжелый по плотности камень осаждает мякоть кунжутной пасты.» Поэтому его тахини, утверждает он, в отличие от произведенного на современных заводах, никогда не расслаивается. Его продукция хранится больше года без холодильника.

Единственный секрет, в нее не должно попасть ничего постороннего, даже капельки воды могут ее испортить.

В тхинный соус можно макать кусочки мяса, свежие овощи или хлеб. Без тахини не получится полноценного хумуса.

Тхинная фабрика Ицкаха

Классическую белую тхину делают из очищенного кунжута.

Бежевую тхину — из неочищенного.

Красная тхина продается редко и купить ее довольно сложно. Семечки кунжута при ее изготволении держат в печке не менее 10 часов.

Черная тхина готовится не из кунжута, а из растения «каца» (на арабском «семечки благословения»). Ее едят мусульмане по ложечке в день, исключительно в религиозных целях.

Еще на фабрике можно приобрести кунжутную халву и виноградный мед (сок, который в течение 10 часов уваривают до консистенции, похожей на мёд).

Кунжутные козинаки

Лакомство, которое придется по вкусу и детям, и взрослым. Кроме того, именно кунжутные козинаки считаются одними из самых полезных, благодаря богатому составу минеральных и биологически полезных веществ.

Рынок в Старом Городе в Иерусалиме

Кунжутное масло

Кунжутное масло хорошо подходит для жарки, его можно нагревать до 400 градусов и хранить до 5 лет.

Халва

Израильская халва нежнее на вкус, чем российская. Готовят ее на оливковом масле. Выбор огромный: халва без сахара, с орехами, ванилью, какао и т.д.

Специи

Источник: https://www.gastronom.ru/text/ierusalim-dlja-vseh-1011273

«Последние времена»: дождемся ли мы Благодатного огня

РИА Новости / Владимир Астапкович

В Иерусалиме из-за коронавируса закрыли храм Гроба Господня. Верующие встревожились: под угрозой срыва церемония Благодатного огня — одного из символов праздника Пасхи для православных. Согласно поверью, если он не сойдет, то это будет знамением скорого наступления конца света. Однако, как удалось выяснить корреспонденту РИА Новости, обряд все же может состояться при определенном сценарии.

«Неужели не сойдет?»

Евгений Одиноков уже больше десяти лет приезжает в аэропорт Внуково накануне Пасхи. Когда с женой, когда с детьми — они занимают место у входа в терминал, пока он ищет, где припарковаться. Ведь здесь за считанные часы до начала ночной пасхальной службы собираются тысячи верующих. Все они трепетно ждут, когда приземлится спецборт из Тель-Авива, а из него вынесут лампадку с Благодатным огнем со Святой земли.

«Нынешняя ситуация, когда страны закрывают границы, меня сильно беспокоит. Израиль ведь тоже не пускает паломников. Неужели мы встретим Пасху без ее символа — Благодатного огня?» — переживает Евгений.

Этим вопросом задаются многие православные. Ведь традиции принесения святыни в российские храмы уже больше четверти века.

И каждую Великую субботу (в этом году — 18 апреля), накануне Пасхи, верующие ждут схождения Благодатного огня: кто-то с надеждой, а кто-то и в страхе.

«Семь лет подряд я ездила в Иерусалим за огнем. И почти каждый раз мне удавалось протолкнуться в храм Гроба Господня — там ведь более десяти тысяч человек! Я вместе с ними молюсь, чтобы огонь сошел. Я в этот момент очень сильно боюсь, ведь если не сойдет, значит, последние времена близко» — говорит уроженка Черновцов Лариса Омельчук.

Но в этом году она останется дома. Израиль ввел жесткие меры по борьбе с коронавирусом: все прибывшие из других стран обязаны отправиться на 14-дневный карантин. Фактически это означает закрытые границы. Сотни тысяч христиан отменили паломнические поездки.

Кроме того, израильские власти запретили массовые мероприятия — можно собираться группами не более десяти человек. Нельзя покидать дома. И ситуация не улучшается: число зараженных в стране уже перевалило за 2000. А премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что полный карантин — вполне реальный сценарий.

У католиков и протестантов Пасха совсем скоро, 12 апреля. У православных — неделю спустя, но уже очевидно, что и тогда улицы Иерусалима будут пустовать.

В непростых условиях лидеры местных христианских церквей — православной Иерусалимской, Армянской апостольской и Римско-католической — решили 26 марта закрыть храм Гроба Господня для паломников. Пока на неделю, но никто не знает, что будет через семь дней. Тем не менее службы в храме, как следует из официального заявления Иерусалимского патриархата, продолжатся.

«В закрытом режиме»

Церемонии, на которой Иерусалимский патриарх молится о схождении Благодатного огня, уже более полутора тысяч лет. И ситуация с коронавирусом не нарушит эту традицию, сообщил источник агентства, близкий к Иерусалимскому патриарху.

«Церемонию можно провести и в закрытом режиме с трансляцией онлайн. Ведь в ней участвуют, по сути, всего три человека: Иерусалимский патриарх, представитель Армянской церкви и настоятель греческой части храма Гроба Господня (ему патриарх передает огонь. — Прим. ред.)», — отмечает собеседник РИА Новости.

Закрытие главного храма христианства, по его словам, не является проблемой. Священнослужители, в отличие от паломников, могут в него заходить и совершать там богослужения.

«Дело в том, что это решение приняли сами религиозные деятели. Ведь со стороны светских властей никаких требований о прекращении служб или закрытии храмов, мечетей и синагог нет. Есть лишь предписание ограничить число присутствующих в молельнях до десяти человек. Но поскольку верующие здесь — народ не всегда послушный, духовенство само закрывает доступ к святыням. Так поступили мусульмане с Храмовой горой, так же сделали и в храме Гроба Господня», — объясняет источник агентства.

«Есть два сценария»

Но вот что не до конца ясно: принесут ли огонь в десятки стран мира, как это происходило на протяжении последней четверти века. Ведь в условиях пандемии авиасообщение ограничено.

В Фонде Андрея Первозванного, который еще с начала 1990-х занимается принесением огня в пределы Русской православной церкви, уточнили, что сейчас прорабатываются различные варианты доставки святыни в 18-й раз.»Мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы Благодатный огонь оказался в России. Мы постоянно на связи по этому вопросу с уполномоченными государственными органами.

А наши сотрудники и представители фонда в Израиле оперативно корректируют возможные сценарии принесения огня», — заверил РИА Новости директор фонда Владимир Бушуев.

Неизвестно, какой будет ситуация к 18 апреля. Возможно, в храме разрешат собраться большему числу людей. Организаторы доставки святыни исходят из того, что службы Страстной недели и Пасхи в Иерусалиме не отменят.

Саму церемонию будут транслировать по телевидению — «сейчас решаются технические вопросы».

Не исключено, что руководство фонда, либо его представители в Израиле смогут участвовать в церемонии и, как и прежде, доставят Благодатный огонь в Россию.

«Если введенные властями Израиля ограничения сохранятся, официальный представитель фонда получит лампады с Благодатным огнем от священноначалия Иерусалимской церкви для скорейшего принесения в Москву», — подчеркивает Бушуев.

«Стороны приложат все усилия»

Благодатный огонь в Россию обычно доставляют спецбортом. В этом году, по всей видимости, будет иначе.

Формально Израиль не закрывал воздушное пространство, объясняет РИА Новости израильский юрист Эли Гервиц.

«Действующее сегодня правило отправлять на 14-дневный карантин прибывающих в Израиль распространяется не на самолеты, а на пассажиров. То есть воздушный транспорт может приземляться в Бен-Гурионе (основной аэропорт страны. — Прим. ред.)», — поясняет он.

Другое дело, что спецборта подчиняются особым правилам. В частности, подчеркивает юрист, их прилет нужно согласовывать заранее с властями.

«Но, принимая во внимание особые отношения между Израилем и Россией, а также то уважение, с которым в этих странах относятся к религии вообще и к христианству в частности, могу предположить, что стороны приложат все усилия для решения вопроса доставки Благодатного огня», — заключает собеседник агентства.

Источник: https://news.rambler.ru/community/43938440-poslednie-vremena-blizko-dozhdetsya-li-rossiya-blagodatnogo-ognya/

Храм Соломона и Храм Ирода в Иерусалиме

Считается, что законы о постройке Скинии были даны Богом Моисею на горе Синай около XIII века до н. э. По представлению древних иудеев, храм — точка соприкосновения земли с небом и изначально необходимый компонент мироздания — представляет собой вершину всех мыслимых совершенств, безусловную ценность. При этом большинство толкователей сходятся на том, что не Богу нужен храм, а людям.

Руины Иерусалимского храма возле мечети Аль-Аксы на Храмовой горе.

Святая святых

И Первый, и Второй Иудейские храмы были построены по образцу Скинии — походного храма иудеев (изначально — шатер, палатка).

Строительство стационарного каменного храма Соломона, потрясшего своим великолепием Восток, стало возможно в Золотой век евреев, вскоре после занятия ими Иерусалима в 1000 г. до н.э. и образования Израильского царства. Царь Давид (годы правления 1005-965 до н.э.

) выкупил гору и начал подготовительные работы над проектом: собрал немалую часть средств, разработал подробный план здания, пристроек и трех окружавших храм дворов, а сами строительные работы завещал своему сыну Соломону. На строительство пошли огромные средства, в том числе щедрые дары библейской царицы Савской (из аравийской Шабы.

Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем, промышленником (построил предприятие по выплавке меди возле рудника долины Вади-эль-Араба) и торговцем (в частности, занимался посреднической торговлей лошадьми и колесницами между Египтом и Азией, снаряжал экспедиции за золотом и благовониями в овеянную легендами страну Офир / Пунт). По преданию, царь Соломон (правил в 965-928 гг. до н.э.

) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвертый год своего правления, в 480 г. после Исхода евреев из Египта. Строительство храма длилось 7 лет: с 967 по 960 гг. до н.э. Храм доминировал над всеми окружающими постройками, в том числе над царским парадным дворцом, летним дворцом и дворцом дочери египетского фараона, которую Соломон взял в жены. Весь дворцово-храмовый комплекс строили 16 лет.

После падения Северного Израильского царства и разрушения ассирийцами храмов в Дане и в Вефиле Иерусалимский храм превратился в центральное святилище всех израильских колен, а после ликвидации языческих культов в 662 г. он приобрел статус главного национально-религиозного центра.

Реконструкция храма Соломона.

Здание храма окружало три двора. Примыкал к храму окруженный низкой оградой, позволявшей народу видеть священнодействие, Двор священников с медным жертвенником в виде распустившейся лилии на двенадцати волах. За оградой был Двор народа. За ним — Двор язычников, окруженный каменной стеной с четырьмя входами. Предположительно там же располагалось царское место.

Главной частью храма Соломона были Святилище и Святая святых (кубическое пространство ниже Святилища на 5 м, образовывавших комнату для хранения священных вещей. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а в Святая святых свет попадал только во время богослужений в открытые двери. В Святилище находились золотой кадильный алтарь, десять светильников и десять трапез предложения.

Святая святых содержала в себе Ковчег завета — главную святыню иудеев, с каменными Скрижалями Закона, полученного Моисеем от Бога на Синайской горе. Изначально там же хранились и другие священные реликвии — жезл Аарона и чаши с манной, но к тому моменту уже были утеряны. Сам Ковчег был утерян во время полного разрушения первого Иерусалимского храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э.

Иерусалим был сожжен, его стены срыты, выжившие в осаде жители угнаны в рабство

План Храма Соломона.

Крушение символа национальной независимости

Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.

Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм.

После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров.

Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г.

Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Храм Ирода тех времен, когда здесь проповедовал Иисус Христос (реконструкция конца XIX в.).

Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана.

Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу.

После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.

План Храма Ирода.

Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов.

Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен.

Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • От древнего храма стараниями римлян практически ничего не осталось, кроме священной для иудеев Стены Плача (Западной).
  • На месте Иерусалимского храма сейчас стоит исламское святилище Купол Скалы.

Интересные факты

Сразу после смерти Соломона Израильское царство распалось на Иудейское Южное и Северное царства.

Когда Соломон официально запросил царя Хирама Тирского помочь в строительстве нового храма рабочими и материалами, тот отвечал: «Итак я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирама моего мастера каменщика, сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезать всякую резьбу, и исполнять все, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего».

При реконструкционных работах, проводимых царем Иродом, тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части храма, куда разрешено входить только священникам. Строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Гапахи. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в храме не прекращались.

Название Стена Плача, или Стена Стенаний придумано не евреями (для них она просто Западная стена), а арабами, наблюдающими стенающих об утраченном храме паломников-иудеев.

Общие сведения

От Второго Иерусалимского храма сохранилась только западная стена — Стена Плача.

Местонахождение: на месте мечети Купола Скалы (Куббат-ас-Сахра) на Храмовой горе Иерусалима.

Строительство Первого Иерусалимского храма (Соломона): с 967 по 960 гг. до н.э. Разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э.

Строительство Второго Иерусалимского храма (Ирода): с 22 или 19 г. до н.э. до 64 г. н.э.

Первая иудейская война: 63-70 гг. н.э.

Разрушен римлянами: в 70 г. н.э.

Римская колония Иудея: 6-135 гг. н.э.

Вторая Иудейская война: 132-136 гг. н.э.

Этнический состав: иудеи.

Языки: древнееврейский, арамейские.

Религия:иудаизм.

ЦИФРЫ

Площадь платформы храма Ирода: 14 га.

Размеры храма Ирода: высота 47 м, длина 485 м, ширина 280 м.

Святилище храма Ирода: 8 сажен длины, 4 сажени ширины, 13 сажен и 6 вершков высоты.

Дворов вокруг храма: 3.

Высота Стены Плача: 19 м (отрытая часть), предположительно всего 32 м.

Длина Стены Плача: 57 м (отрытого фундамента Западной стены).

Вес каменных блоков: до 100 т.

Источник: https://mirchudes.net/architecture/609-hram-solomona-i-hram-iroda-v-ierusalime.html

Храм Гроба Господня в Иерусалиме: полный обзор и интересные факты из истории

Храм Гроба Господня (храм Воскресенья Христова) – иерусалимский храм, комплекс построек, возведенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа, главная святыня, а с IV века место паломничества христиан всего мира.

Последние 5 стояний Крестного пути Иисуса на место казни находятся под сводами храма Гроба Господня, который расположен в Старом городе Иерусалиме, в Христианском квартале. Комплекс построек культового сооружения – штаб-квартира Иерусалимской православной церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Валентина по церковному

Взгляд сквозь века

Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа ранние христиане хранили и почитали. Во времена императора Константина Великого, когда христианство в Риме заимело статус государственной религии, на месте Голгофы появилась первая христианская церковь.

В 325 году мать Константина I, 80-летняя Елена, после сновидения, в котором ей повелевалось «отправиться из Рима в Иерусалим и вывести на свет места, закрытые нечестивыми», начала поиски пещеры Гроба Господня. Найти пещеру и обрести Животворящий Крест помог Елене местный житель. На месте находок заложен первый храм Гроба Господня, который торжественно освятили 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина и духовенства из разных стран.

В начале XI века храм Воскресенья Христова уничтожили по приказу египетского халифа Аль-Хаким-Амруллаха. На реконструкцию святыни по указанию византийского правителя Константина Мономаха потребовалось полвека. На долю храма выпали погромы, пожары и природные катаклизмы.

Пожар 1808 года переменил внешность храма, землетрясения 1545 и 1927 годов серьезно его разрушили. В начале XX века здание укрепили стальными конструкциями и украсили новыми фресками. В таком виде храм Гроба Господня по сей день.

Комплекс храма Гроба Господня

Храм Воскресения Христова огромен и величественен. Приделы, связанные с моментами распятия Христа, хранят атмосферу святости. В комплекс храма Гроба Господня входят:

  • Кафоликон – православный храм в храме.
  • Гроб Господень – погребальное место Спасителя и главный алтарь.
  • Голгофа – холм, где распяли Иисуса Христа.
  • Кувуклия – часовня в Ротонде.
  • Камень миропомазания – освященная копия плиты, на которую был уложен снятый с креста Иисус.

Храм разделен между 6 конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены приделы и часы для молитв.

Во избежание раздоров между конфессиями по традиции ключи от главного входа с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право каждый день открывать этими ключами вход – семье Нусейба. Девять веков привилегия передается от отца к сыну.

Приделы комплекса:

  1. Придел Адама с его главой, на которую во время распятия стекла пречистая кровь Спасителя, пролившись сквозь расселину в скале, омыла грех Адама. Поэтому на Голгофе внизу распятия изображается череп.
  2. Придел Тернового Венца с венцом, возложенным в Претории на главу Иисуса Христа. Под престолом – часть камня, на котором сидел Господь, когда возлагали ему венец.
  3. Придел обретения Животворящего Креста с входом в храм святой Елены. На месте обретения Креста – греческий престол. Здесь сохранены огромные обломки природных скал в том виде, в каком они остались после землетрясения во время распятия Христа. В память о событии обретения Креста в Православной церкви установлен праздник Воздвижение Креста Господня 27 сентября.
  4. Придел Разделения Риз с иконами, изображающими сцены разделения хитона Христа после казни. По обычаю того времени распявшие Христа делили его одежды, бросая жребий.
  5. Придел Марии Магдалины с отмеченным мраморным кругом местом явления воскресшего Христа.

Внутреннее убранство храма

Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:

  • Алтарь Гвоздей.
  • Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
  • Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
  • Южный придел Голгофы.
  • Престол Магдалины.
  • Часовня обретения Животворящего Креста.
  • Францинканский монастырь.

Армянам принадлежат:

  • Храм святой Елены.
  • 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
  • Престол Жен-мироносиц.
  • Придел Трех Марий.
  • Часовня Вардана.
  • Могила Иосифа Аримафейского.

Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.

Эфиопы владеют:

  • Церковью Четырех апостольских животных.
  • Монастырем на вершине храма святой Елены.

Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.

Внешнее оформление

Благолепие храма соответствует его высокому назначению. Главный фасад выполнен в романовском стиле. Первоначально вход украшало мраморное панно с изображением захоронения Спасителя и Входом Господним в Иерусалим. Вход в храм с двумя большими дверьми. Во времена мусульманского правления вторая дверь закрыта кирпичной кладкой.

Левую часть портала украшает колонна из белого мрамора – Колонна Благодатного Огня, расколотая молнией во время первого схождения Благодатного Огня в 1634 году в праздник Великой Субботы. В этот день православные и армянские христиане спорили о праве первыми провести службу. Во время их препирательства грозовая туча разразилась сильнейшей молнией, расколов колонну и породив Священный Огонь.

Голгофа – место казней

Голгофа – холм, где во время жизни Христа казнили преступников, предавая распятию – самой позорной смерти. В переводе Голгофа обозначает «лобное место». В утесе Голгофы, в небольшой пещере, стерегли преступников, приводимых на казнь. Здесь, сидя на камне, ожидал распятия Христос, поэтому место называется Темница Христова.

На площади перед Голгофой собравшийся народ наблюдал за казнью преступника. В лощину возле скалы бросали тела и кресты распинаемых, куда повергли и Крест Господень, засыпав землей и камнями. По указанию святой Елены раскопали и обнаружили пещеру, в которой погребли Иисуса Христа, Животворящий Крест Господень, 4 гвоздя и табличку с надписью: «INRI» (аббревиатура Иисус Назарянин Царь Иудейский).

По преданию, святая Елена обнаружила три креста. Чтобы определить настоящий, кресты поочередно прикладывали к гробу недавно умершей женщины. Когда прикоснулись настоящим, свершилось чудо воскрешения. На месте находки заложили храм Гроба Господня. Кресты разбойников обозначены черными кругами на мраморном помосте Голгофы.

Кафоликон

Кафоликон – греческий придел, самая большая по площади и красивая часть храма Воскресения Христова, кафедральный собор. Внутренние размеры 22,3 метра в длину и 13,7 в ширину. Над Кафоликоном возвышается большой купол (Ротонда), украшенный разноцветной мозаикой. На куполе – необычайной красоты крест.

Резной иконостас украшают иконы в золотых окладах. Над центром храма висит огромное паникадило (светильник) с византийской символикой. Недалеко от входа в Кафоликон – Пуп Земли (ваза Омфал).

Ваза Омфал – каменная чаша в форме цветка из желтого мрамора, украшенная резьбой. В центре чаши – шар, символизирующий Землю и центр христианского мира. Для христиан символический центр Земли навсегда связан с местом вознесения Христа.

Доступ к чаше паломникам запрещен, за ее сохранностью следят монахи из местных обителей. Чаша настолько легкая, что пришлось сковать цепью, чтобы постоянно не сдвигалась.

Кувуклия – «опочивальня Господа»

Кувуклия в переводе с греческого языка обозначает «опочивальня», то есть «опочивальня Господа». Здесь устроена часовня, малая церковь, где находится главная православная Гроб Господень.

Внутреннее убранство часовни торжественно: отделка из желтого и розового мрамора с украшениями по стенам и куполом посредине. По периметру (8 на 6 метров) – неугасимые свечи, лампады и вазы с живыми цветами. На стенах – тексты Пасхальных песнопений. По карнизам – драгоценные старинные иконы. Внутри – два придела: придел Ангела и придел Гроба Господня с каменным ложем.

Придел Ангела, благовестника радостного Воскресения Христова, хранит фрагмент отваленного от Гроба Христа камня, который возвышается на пьедестале в мраморной вазе.15 лампад в 3 ряда освещают слева изображение Жен-мироносиц, а справа – простирающего к ним руку архангела Гавриила. Надпись по-гречески вверху портала гласит: «Что ищете живого среди мертвых? Он воскрес»!

Вход в придел Гроба Господня – низкий и узкий, высота 112 см и ширина 72 см. Пещера также мала – одновременно перед гробом могут стоять только три человека. Верх Гроба покрывает мраморная доска, служащая во время Литургии жертвенником, на котором готовятся Святые Дары для Евхаристии. Ввиду особого благоговения к святыне молящиеся выходят из пещеры спиной вперед и лицом к гробу.

Здесь, в маленькой пещере, бездыханный и безжизненный, лежал тот, кто дает жизнь всему творению, кто был создателем всего мира. Здесь Христос одержал победу над дьяволом, добро восторжествовало над злом, здесь Христос воскрес.

В великую пятницу совершается Чин погребения Плащаницы. Покрытую лепестками роз плащаницу 6 архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания. Камень Помазания – место, где праведный Иосиф с Никодимом положили бездыханное тело Иисуса, снятое с креста, помазали благовониями и обвили Плащаницей. После литии у Камня плащаницу торжественно переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь Кафоликона.

Схождение Благодатного Огня

С древних времен и до настоящего времени в Великую Субботу на Гробе Господнем паломники участвуют в чине нерукотворного сошествия Огня на Гроб Господень, на свечи верующих и потушенные лампады.

Благодатным называется особый огонь, который выносится из храма Гроба Господня при проведении торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального Воскресения.

Эта церемония – символ воскрешения Иисуса Христа. Само действо происходит в часовне, после чего от вынесенной лучины паломники зажигают свои связки свечей, в которых ровно 33 – по числу прожитых земных лет Христа.

В XVI веке армяне в Великую Субботу не пустили на церемонию Схождения Огня в храм Воскресения православного Патриарха. Тогда Огонь изошел из колонны, где стоял Патриарх. Теперь верующие лобызают эту рассеченную и обожженную колонну – свидетельницу истинности православного вероучения.

Между Кулуквией и Камнем Помазания на полу – мраморный круг, огражденный железным решетчатым колпаком. Здесь стояла Божья Матерь, когда Христа сняли с Креста и обвили плащаницей.

Гроб Господень свободно доступен для любого паломника, когда он открыт и не совершается служба на Гробе. Наилучшие дни для посещений – те, которые не совпадают с большими христианскими праздниками.

(67 4,69 из 5)

Источник: https://ArchitectureGuru.ru/church-of-the-holy-sepulcher-in-jerusalem/

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. В Иерусалиме из-за коронавируса закрыли храм Гроба Господня. Верующие встревожились: под угрозой срыва церемония Благодатного огня — одного из символов праздника Пасхи для православных. Согласно поверью, если он не сойдет, то это будет знамением скорого наступления конца света. Однако, как удалось выяснить корреспонденту РИА Новости, обряд все же может состояться при определенном сценарии.

«Неужели не сойдет?»

Евгений Одиноков уже больше десяти лет приезжает в аэропорт Внуково накануне Пасхи. Когда с женой, когда с детьми — они занимают место у входа в терминал, пока он ищет, где припарковаться. Ведь здесь за считанные часы до начала ночной пасхальной службы собираются тысячи верующих. Все они трепетно ждут, когда приземлится спецборт из Тель-Авива, а из него вынесут лампадку с Благодатным огнем со Святой земли.

«Нынешняя ситуация, когда страны закрывают границы, меня сильно беспокоит. Израиль ведь тоже не пускает паломников. Неужели мы встретим Пасху без ее символа — Благодатного огня?» — переживает Евгений.

Этим вопросом задаются многие православные. Ведь традиции принесения святыни в российские храмы уже больше четверти века. И каждую Великую субботу (в этом году — 18 апреля), накануне Пасхи, верующие ждут схождения Благодатного огня: кто-то с надеждой, а кто-то и в страхе.

«Семь лет подряд я ездила в Иерусалим за огнем. И почти каждый раз мне удавалось протолкнуться в храм Гроба Господня — там ведь более десяти тысяч человек! Я вместе с ними молюсь, чтобы огонь сошел. Я в этот момент очень сильно боюсь, ведь если не сойдет, значит, последние времена близко» — говорит уроженка Черновцов Лариса Омельчук.

Но в этом году она останется дома. Израиль ввел жесткие меры по борьбе с коронавирусом: все прибывшие из других стран обязаны отправиться на 14-дневный карантин. Фактически это означает закрытые границы. Сотни тысяч христиан отменили паломнические поездки.

Кроме того, израильские власти запретили массовые мероприятия — можно собираться группами не более десяти человек. Нельзя покидать дома. И ситуация не улучшается: число зараженных в стране уже перевалило за 2000. А премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что полный карантин — вполне реальный сценарий.

У католиков и протестантов Пасха совсем скоро, 12 апреля. У православных — неделю спустя, но уже очевидно, что и тогда улицы Иерусалима будут пустовать.

В непростых условиях лидеры местных христианских церквей — православной Иерусалимской, Армянской апостольской и Римско-католической — решили 26 марта закрыть храм Гроба Господня для паломников. Пока на неделю, но никто не знает, что будет через семь дней. Тем не менее службы в храме, как следует из официального заявления Иерусалимского патриархата, продолжатся.

«В закрытом режиме»

Церемонии, на которой Иерусалимский патриарх молится о схождении Благодатного огня, уже более полутора тысяч лет. И ситуация с коронавирусом не нарушит эту традицию, сообщил источник агентства, близкий к Иерусалимскому патриарху.

«Церемонию можно провести и в закрытом режиме с трансляцией онлайн. Ведь в ней участвуют, по сути, всего три человека: Иерусалимский патриарх, представитель Армянской церкви и настоятель греческой части храма Гроба Господня (ему патриарх передает огонь. — Прим. ред.)», — отмечает собеседник РИА Новости.

Закрытие главного храма христианства, по его словам, не является проблемой. Священнослужители, в отличие от паломников, могут в него заходить и совершать там богослужения.

«Дело в том, что это решение приняли сами религиозные деятели. Ведь со стороны светских властей никаких требований о прекращении служб или закрытии храмов, мечетей и синагог нет. Есть лишь предписание ограничить число присутствующих в молельнях до десяти человек. Но поскольку верующие здесь — народ не всегда послушный, духовенство само закрывает доступ к святыням. Так поступили мусульмане с Храмовой горой, так же сделали и в храме Гроба Господня», — объясняет источник агентства.

«Есть два сценария»

Но вот что не до конца ясно: принесут ли огонь в десятки стран мира, как это происходило на протяжении последней четверти века. Ведь в условиях пандемии авиасообщение ограничено.

В Фонде Андрея Первозванного, который еще с начала 1990-х занимается принесением огня в пределы Русской православной церкви, уточнили, что сейчас прорабатываются различные варианты доставки святыни в 18-й раз.

«Мы делаем все возможное и невозможное для того, чтобы Благодатный огонь оказался в России. Мы постоянно на связи по этому вопросу с уполномоченными государственными органами. А наши сотрудники и представители фонда в Израиле оперативно корректируют возможные сценарии принесения огня», — заверил РИА Новости директор фонда Владимир Бушуев.

Неизвестно, какой будет ситуация к 18 апреля. Возможно, в храме разрешат собраться большему числу людей. Организаторы доставки святыни исходят из того, что службы Страстной недели и Пасхи в Иерусалиме не отменят. Саму церемонию будут транслировать по телевидению — «сейчас решаются технические вопросы».

Не исключено, что руководство фонда, либо его представители в Израиле смогут участвовать в церемонии и, как и прежде, доставят Благодатный огонь в Россию.

«Если введенные властями Израиля ограничения сохранятся, официальный представитель фонда получит лампады с Благодатным огнем от священноначалия Иерусалимской церкви для скорейшего принесения в Москву», — подчеркивает Бушуев.

«Стороны приложат все усилия»

Благодатный огонь в Россию обычно доставляют спецбортом. В этом году, по всей видимости, будет иначе.

Формально Израиль не закрывал воздушное пространство, объясняет РИА Новости израильский юрист Эли Гервиц.

«Действующее сегодня правило отправлять на 14-дневный карантин прибывающих в Израиль распространяется не на самолеты, а на пассажиров. То есть воздушный транспорт может приземляться в Бен-Гурионе (основной аэропорт страны. — Прим. ред.)», — поясняет он.

Другое дело, что спецборта подчиняются особым правилам. В частности, подчеркивает юрист, их прилет нужно согласовывать заранее с властями.

«Но, принимая во внимание особые отношения между Израилем и Россией, а также то уважение, с которым в этих странах относятся к религии вообще и к христианству в частности, могу предположить, что стороны приложат все усилия для решения вопроса доставки Благодатного огня», — заключает собеседник агентства.

Источник: https://ria.ru/20200327/1569209153.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий
Как приняли христианство в Армении

Закрыть