Сколько лет Ветхому Завету

Кто написал Библию | Православиум

Рубрика: Основы веры

Кто написал Библию (от греческого — «книги») и что это? Это 77 написанных в разные исторические эпохи книг, объединённых в одну. 50 книг Ветхого Завета (39 каноничных и 11 неканоничных) , 27 — Нового Завета.

Библия уникальна, она собрала в себе все основные литературные сюжеты, все жанры литературы. И вопрос авторства книг Библии всегда занимал как светских учёных, так и простых верующих людей. Изучение любого литературного произведения начинается со знакомства с автором, эпохой, в которой он жил и творил. С христианской точки зрения у Библии один Автор — Бог, но записывали эти книги люди. Для христиан важно понимать, кто были эти люди, через которых Бог открыл Свою волю человечеству.

Библия

В богословии “Завет” — это договор человека с Богом. Ветхий завет состоит из нескольких договоров, заключенных Богом с Адамом, Ноем, Авраамом, Моисеем и Давидом.

Договор с Адамом — это благословение на владение им всей землёю, наставление плодиться и множиться. Ноев завет состоял в обещании Божьем никогда не повторять всемирный потоп и в запрете людям на убийство.

Договор с Моисеем заключался в обещании Господа дать ему многочисленное потомство и наделить его собственной землей взамен на веру и праведность. Моисеев завет — это выведение евреев из Египта и десять заповедей Божьих.

Последний завет это обещание Давиду, что Христос родится в Доме Давидовом, то есть среди потомков царя и пророка.

Новый Завет был заключён Богом со всеми людьми. Взамен на исполнение двух заповедей о любви Он обещает жизнь вечную. Три завета — Авраамов, Моисеев и Давидов — были заключены с еврейским народом. Остальные три — Адамов, Ноев и Новый — со всем человечеством. В Ветхом Завете Бог обещает выполняющим Его заповеди благополучную жизнь на земле. Новый Завет даёт людям шанс на жизнь вечную.

До крестной смерти Христа, Его сошествия в ад и Воскресения попасть в рай после смерти было невозможно. Спаситель буквально разрушил незыблемые прежде законы и открыл нам путь к Царствию Небесному.

Кто написал Библию?

Как появилась Библия? В Ветхом Завете указано авторство большей части книг — книги пророков и судей названы по именам создателей. Пятикнижие приписывалось Моисею за исключением нескольких строк, дописанных позже.

Но в XVIII веке учёные Жан Астрюк и Иоганн Айхгорн предположили, что Танах (еврейская Библия) создана путём слияния двух источников. На эту мысль их натолкнуло повторное изложение некоторых событий и чередование двух разных имён Бога — Яхве и Элохим.

Причём последнее Имя звучит во множественном числе.

Позже учёные пришли к выводу, что Библия — это “лоскутное одеяло” из множества текстов разных авторов разных времён, написанных на древнееврейском и на арамейском языках. Например, книга пророка Иезекииля состоит из трёх разных текстов. Но эти научные данные не делают Библию менее ценным текстом для людей.

Что касается Нового Завета, то там тоже существует немало спорных моментов. Кто-то, например, яростно спорит на тему изначального количества книг в Новом Завете. Единства по этому вопросу в научном сообществе нет. Что свидетельствует о высокой важности текста и той духовной информации которую этот текст несет.

Когда и кем написана Библия — православный взгляд

Кто написал Библию и когда? С точки зрения верующих автором является Бог. Тексты книг переносились на материальный носитель пророками и писателями по Божественному вдохновению.

Когда появилась Библия? Точной даты Ее создания нет. По мере постепенного духовного взросления еврейского народа Господь открывал им всё больше премудрости. Поэтому «соавторов» у Библейских книг множество. Бережность, с которой сохранялись пророческие тексты, свидетельствует о том благоговении, которое на протяжении тысячелетий испытывал народ Израильский перед Создателем. 

Подлинность библейских текстов

Подлинность и древность многих Ветхозаветных и Новозаветных текстов подтверждает археология. В середине XX века в Иудейской пустыне у Мёртвого моря была сделана сенсационная находка. В Кумранских пещерах найдено 190 отрывков рукописей с отрывками из Священного Писания и других религиозных текстов, датируемых I — II веками нашей эры. Это подтвердило древность христианских текстов с исторической точки зрения. 

На каком языке Библия написана? Ветхий Завет — на древнееврейском. Хотя в некоторых местах встречаются отрывки на арамейском, финикийском и других языках. Но из-за того, что оригиналы писались на свитках папируса или пергаменте, которые очень плохо хранятся, до наших дней Библия дошла большей частью в копиях и переводах. 

Большинство новозаветных текстов, которыми мы сейчас располагаем, написаны на греческом.

Библия и наука — есть ли противоречия?

Есть множество публикаций, “разоблачающих” религиозные тексты, представляющих свои версии развития событий и т.п. Строго говоря, большую часть событий научные теории подтверждают, споры ведутся лишь об интерпретации событий.

Археологические свидетельства достоверности библейского повествования имеются. Например, археологи неподалёку от реки Иордан обнаружили развалины города, который многие исследователи считают Содомом. Возраст руин совпадает с историческим периодом, который описывает Библия — 3500 — 1540 гг. до н.э. Город был оставлен в конце бронзового века, что полностью согласуется с библейской историей.

Эпизод о жизни Иакова, которого братья продали в рабство египтянам, подтверждается найденной в одной из египетских гробниц табличкой. Текст на ней повествует о страшном голоде, который был в Египте и ближайших странах.

Фараон раздавал зерно, собранное градоначальниками, взамен получая население в полную собственность. В книге Бытия эти события описываются точно так же. Кроме того, в Египте исследователи нашли скульптуру фараона Тутмоса III, где изображены евреи, строящие храм для фараона.

Этот эпизод доказывает подлинность сведений о египетском рабстве евреев.

Сама себе Библия не противоречит. Да, есть множество повторяющихся мест. Присутствуют на первый взгляд непонятные или абсурдные тексты. Есть странные главы, которые, кажется, зря были вставлены в повествование. Но в том и глубина Священного Писания, что при каждом прочтении оно раскрывает внимательному читателю всё больше смыслов.

Проблема авторства книг Нового Завета

Основной аргумент в попытках доказать, что Новый Завет писали отнюдь не те люди, чьи имена указаны в заголовках, это утверждение, что самые ранние христианские рукописи отстоят от евангельских событий на несколько столетий.

Хотя это не может считаться окончательным доводом против подлинности новозаветных книг. Например,  известнейшие тексты античности дошли до нас в списках, которые младше авторов на куда больший срок.

Списки Вергилия отстоят от момента написания оригинала на 400 лет, Горация – на 700 лет, Платона – на 1300 лет, Софокла – на 1400 лет, Эсхила – на 1500 лет, Еврипида – на 1600 лет.

С Евангелием дело обстоит иначе. Самая ранняя дошедшая до нас копия Евангелия от Иоанна всего на 20 лет младше оригинала. Для учёных такое маленькое отстояние является свидетельством удивительной аутентичности текста.

А вот с авторством всё сложнее. Ни в одном из Евангелий не указано имя автора. Только в Евангелии от Иоанна автор называет себя любимым и младшим учеником Христа. Нам известно, что им был именно апостол Иоанн. Остальные Евангелия не дают нам имён людей, написавших их, что создаёт для светской науки множество дискуссионных вопросов. Вопросов, которые не существенны для верующих людей, для которых именно вера и традиция — мерило истинности Священного Писания. 

Источник: https://pravoslavium.ru/kto-napisal-bibliyu/

Кто написал Новый Завет и Библию? История возникновения канона

Вопрос о том, кто написал Библию − Ветхий и Новый Завет — для верующих людей кажется неуместным, поскольку их авторство они безоговорочно приписывают Богу, соглашаясь лишь с тем, что свой великий замысел Он осуществил руками конкретных людей. Не дерзая оспаривать это мнение, попытаемся лишь очертить круг тех избранников Божьих, благодаря которым человечество получило Священное Писание во всем многообразии входящих в него религиозных сочинений.

Что такое Библия?

Прежде чем говорить о том, кто написал книги Нового Завета и Ветхого, именуемые в совокупности своей Библией, или иначе (Священным Писанием), определимся с самим этим термином. По многовековой традиции под словом «Библия», что на древнегреческом языке означает «книги», принято понимать весьма обширное собрание религиозных текстов, признанных священными среди христиан и частично среди иудеев (Новый Завет ими отвергается).

Исторические исследования показали, что создавались они на протяжении 1600 лет (примерно 60 поколений людей) и явились плодом трудов не менее 40 авторов – тех самых избранников Божьих, о которых речь шла выше. Характерно, что в их число вошли представители самых различных социальных слоев, от простых рыбаков до высших государственных сановников и даже царей.

Добавим еще, что Ветхий Завет (по хронологии более ранний, чем Новый) включает в себя 39 канонических книг, признанных священными, и ряд более поздних сочинений, также рекомендуемых для прочтения ввиду их высокой духовной ценности. Новый Завет состоит из 27 книг, написанных уже после завершения земного пути Спасителя, и являющихся боговдохновенными, поскольку созданы, как принято считать, по наитию Божьему.

«Отец Ветхого Завета»

Известно, что первые сочинения, включенные затем в Библию (у иудеев это Танах), начали создаваться древними евреями еще в XIII веке до н. э. Процесс этот шел весьма активно и породил много споров по поводу того, какие из них считать священными, а какие нет.

Разобраться в этом вызвался первосвященник по имени Ездра, живший в V веке до н. э. и вошедший в историю, как «отец иудаизма», поскольку сумел не только систематизировать тексты, но и создать стройную и ясную концепцию самого религиозного учения древних евреев.

Впоследствии его труды были продолжены другими богословами, и в результате сформировался современный иудаизм, входящий в число главных мировых религий.

С появлением христианства собранный и систематизированный им литературный материал, лишь с незначительными изменениями, составил ту часть Священного Писания, которая получила название Ветхого Завета. Таким образом, придерживаясь иного вероучения, а порой и вступая в конфронтацию с иудеями, христиане признают заслуги древнееврейского первосвященника Ездры, считая его «отцом Ветхого Завета». Несмотря на то, что ряд текстов появился уже после его смерти.

В раннюю по хронологии и наиболее обширную часть Священного Писания, именуемую Ветхим Заветом, входят книги, охватывающие своим содержанием период от сотворения Мира до эпохи, предшествующей земному воплощению Сына Божьего − Иисуса Христа. Это и история еврейского народа, и изложение основ нравственного Закона, полученного пророком Моисеем на горе Хорив, и пророчества о явлении в мир Мессии.

Зарождение в I веке христианства, пополнило Священное Писание его вторым по хронологии создания разделом, получившим название Новый Завет. В него вошли 27 книг, на страницах которых Бог открывает людям самого себя и свою волю. Их с известной долей условности принято делить на следующие категории:

  1. Законоположительные, включающие в себя четыре Евангелия – книги содержащие благую весть о явлении в мир Сына Божьего. Их авторами признаны евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
  2. Исторические, описывающие деяния святых апостолов – ближайших учеников и сподвижников Иисуса Христа.
  3. Учительные – составленные на основе текстов апостольских посланий различным раннехристианским общинам и отдельным личностям.
  4. Пророческая книга, носящая название «Откровение Иоанна Богослова», но известная также как «Апокалипсис».

Кто считается автором большинства текстов Нового Завета?

Несмотря на то что христиане всего мира авторство и этой части Священного Писания приписывают Богу, отводя людям лишь роль слепых орудий в Его руках, у исследователей, тем не менее, возникают по этому поводу определенные вопросы, касающиеся прежде всего евангельских текстов.

Дело в том, что ни в одном из них, за исключением «Евангелия от Иоанна», не указывается имя создателя. Эти произведения полностью анонимны, что дало повод считать их некими пересказами апостольских рассказов, а не их личным творением. Сомнения в авторстве Матфея, Луки и Марка впервые были открыто высказаны еще в начале XVIII века, и с тех пор находят все новых и новых сторонников.

Определение периода написания новозаветных текстов

В XX веке были проведены комплексные исследования, целью которых являлось получение как можно большего количества научных данных об авторах Нового Завета. Однако даже современные технические средства, имевшиеся в распоряжении ученых, не дали возможность ответить на поставленные перед ними вопросы.

Тем не менее результаты углубленного лингвистического анализа языка, на котором были составлены тексты, позволили со всей очевидностью утверждать, что авторы Евангелий Нового Завета действительно жили в середине или во второй половине I века, что весьма важно, поскольку исключает вероятность более поздних фальсификаций. Были установлены и некоторые стилистические особенности написания произведений, также свидетельствующие об историческом периоде их создания.

Источник: https://FB.ru/article/449103/kto-napisal-novyiy-zavet-i-bibliyu-istoriya-vozniknoveniya-kanona

Ветхий Завет: история Священного Писания, толкование :

По предположениям ученых, Ветхий Завет (первая книга Библии) был написан в XV-IV вв. до нашей эры. Представляет он собой перевод древних священных иудейских текстов, который сами евреи называют Танах. Включает в себя этот сборник целых 39 книг.

Еврейский сборник Танах

Танах представляет собой объединенные записи Торы (Закона), Невиима (Пророков) и Кетубима (Писания). Согласно мнению многих исследователей, соединять воедино эти священные тексты начали еще во времена царя Соломона, а закончили за пару столетий до рождения Иисуса Христа. Считается, что эту работу выполнил Ездра с помощниками. Однако доподлинно об этом ничего не известно.

Разделы Ветхого Завета

Ветхий Завет, хотя и достаточно условно, можно поделить на пять основных частей:

  1. Закон Пятикнижия, или Тора (Бытие – Второзаконие);
  2. Признанные исторически достоверными книги (И. Навина – Есфирь);
  3. Поучающие книги (Иов – Песня Песней);
  4. Пророчества (Исая – Малахия).

Септуагинта

Текст древнего Танаха впервые был переведен на другой язык через некоторое время после изгнания евреев из Вавилона (III-II вв. до нашей эры).

Некоторые представители этого народа не вернулись в Иерусалим, а осели в Александрии и других городах Египта и Греции. Через некоторое время они, переняв социальные традиции местных жителей, практически перестали говорить на родном языке.

Вера же в своего бога у них сохранилась. Поэтому они попросили еврейских ученых сделать перевод Танаха на греческий.

Взялись за эту работу семьдесят старцев. Через некоторое время переведенный Танах увидел свет. Назвали получившуюся книгу «Септуагинта» (что означает «Семьдесят»). Считается, что именно этим переводом Ветхого Завета пользовались апостолы Христа и другие писатели Нового Завета.

С него же Кирилл и Мефодий перевели истории Ветхого Завета на церковнославянский язык. Дело в том, что именно Септуагинту всегда использовали греческие и восточные православные христианские церкви.

Другие направления христианства пользовались более поздними переводами уже с версии на греческом или с еврейского оригинала.

Канонизированная в Европе версия

Источник: https://www.syl.ru/article/154261/new_vethiy-zavet-istoriya-svyaschennogo-pisaniya-tolkovanie

Что такое Ветхий Завет Заповеди Ветхого Завета

Многие люди нашего времени, будучи постоянно погруженными в работу и ежедневные заботы, не имеют времени досконально узнать о том, что такое Ветхий Завет. Конечно же, известно каждому что это Священное Писание, которое является начальным в Библии. Однако о его происхождении, структуре и особенностях осведомлены единицы. Сейчас мы попробуем приоткрыть завесу сакральных тайн и рассмотрим детально, что такое Ветхий Завет, как его трактуют и из чего он складывается.

Общее описание

Ветхим Заветом именуется древнейшая часть христианской Библии. Также это самое старинное еврейское Священное писание (Танах), которое имеет для данного народа очень большое сакральное значение. Ветхий Завет — это можно сказать общие религиозные правила для всех христиан и иудеев. Они в себя включают поучительные рассказы, мифы, неоспоримые догмы и немалую часть реальных событий, то бишь историю, по которой многие исследователи восстанавливали картины прошлого.

Языковой вопрос

Досконально понять, что такое Ветхий Завет можно исходя из того языка, на котором он был изначально составлен. Основная часть книг, которые входят в его состав, были написаны на древнееврейском языке, в период с 13 по 1 век до нашей эры. Некоторые же части книг Даниила и Ездры составлялись во временном промежутке с первого века до новой эры по третий век новой эры.

Эти писания составлены на арамейском языке. Эти данные дают возможность понять, что Святое Писание с самого начала своего существования предназначалось одному этносу — семитскому. Однако позже, когда новая христианская религия нуждалась в определенном фундаменте, именно книги и мифы Ветхого Завета были переведены на древнегреческий язык.

Так появились истоки христианской Библии, которыми мы довольствуемся сегодня.

Каноны Святого Писания

Пожалуй, сегодня каждому известно, что все заповеди Ветхого Завета, его истории, мифы, сказания и прочие разделы в каждой отдельной отрасли христианства имеют совсем различную трактовку. Некоторые части Библии, которые присутствуют, скажем, в католических изданиях, совсем неприемлемы для протестантов, или же отсутствуют в православии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько книг Нового Завета в Библии

Вовсе иным миром представляется Ветхий Завет, который исповедуют иудеи. Танах расшифровывается ими в особо свете, так как религия их и традиции принципиально отличаются от наших. В данном вопросе можно выделить три основных трактата — иудейский, православный и католический.

В некоторых источниках можно также найти четвертый — протестантский, однако он полностью идентичен с иудейским.

Иудейский канон

Самая древняя и по совместительству иудейская версия Святого Письма именуется Танахом. Она состоит из трех частей, которые до сих пор исповедуются евреями на старинном языке. Первая часть — Закон или Тора. Она включает в себя Пятикнижие Моисеево. За ней следуют Пророки или Невиим. Тут свои изложения расписали пророки Ветхого Завета.

Именно исходя из их статуса данный раздел был поделен еще на три части — Ранние пророки, Поздние и Малые. Отметить стоит, что в Невииме также имеется множество исторических хроник, которые правдивы. Третья часть Ветхого Завета — это Писание, или, говоря на родном языке, Ктувим.

Тут находятся рассказы израильских мудрецов, а также сакральная поэзия самых давних лет.

Александрийский канон

После того как в Александрии Танах был переведен на древнегреческий язык, появилась новая версия будущей Библии — Септуагинта. По своей структуре, порядку расположения книг и прочим моментам она принципиально отличалась от исходной версии, потому иудеи и не приняли ее, создав в то время целый фронт религиозного противостояния.

Итак, первая часть — Пятикнижие, или Второзаконие, чаще всего именуется как Бытие. Часть вторая — исторические книги. Преимущественно тут собраны рассказы Иисуса Навина. Третья часть Септуагинты — это поэтические книги. Это своеобразные сказания Ветхого Завета, которые весьма поучительные и несут в себе множество морали.

Они включают в себя писания Иова, книги Соломоновых притчей и Кингу Екклесиастов. Последний раздел четвертый, включает в себя пророчества — Малахии и Исайи. Тут также необходимо выделить, что именно в православном Ветхом Завете насчитывается 39 канонических книг и 11 неканонических.

Глядя же на Завет через католическую призму, можно увидеть только 46 канонических книг.

Пересмотрим еще раз иудейских пророков

На самом деле имена тех персонажей, которые составляли Святые Писания, ставшие основой одновременно двух религий, давно на слуху у каждого человека. Но для того, чтобы быть более конкретными, мы составим список самых «главных» из них — или ранних, а после рассмотрим остальных — поздних и малых.

Основные пророки Ветхого Завета — это бесспорно Исаия, Иеремия, Изекииль и Даниил. Поздними являются Иона, Иоиль, Осия, Амос, Аввакум, Софония, Наум, Михей, Аггей, Малахия, Захария, Авдий. В целом пророки в своих книгах утверждали, что любые морально-этнические ценности всегда должны быть выше культурных.

Что самое главное — их учения были и остаются основой иудаизма, а также они стали фундаментом христианства во всех его формах.

Библия — это сказка?

С детства нам всем известно, что даже в простейшей сказке имеется своя мораль, учение, то, что необходимо почерпнуть что пригодится в жизни. Именно из таких рассказов, которые в огромной степени учат нас жить в соответствии с Законами Бога, состоит почти половина Библии.

Мифы Ветхого Завета — это поучительные истории, которые передавались в письменном виде из поколения в поколение. Они полезны и детям и взрослым, потому читать их рекомендуют как можно чаще. Среди самых знаменитых из таковых можно выделить рассказ «Юдифь и Олоферн». Также полезным является повесть о Сусанне и лживых старцах.

У каждого явно на слуху знаменитый «Суд Соломона», а также небольшой рассказик «Давид и Голиаф».

Интересная история Скрижалей

По преданию, заповеди Ветхого Завета были даны Моисею самим Господом на горе Синай. Они были выточены на скрижалях — каменных табличках, которые, как многие утверждают, и стали первой версией Библии. Молния ударила в камень, расколов его на две части. На каждой из них были высечены десять слов, которые и стали основой библейских законов. Кратко перечислим их ниже:

  • Я — Господь твой.
  • Не делай себе кумира.
  • Не упоминай имя Господа всуе.
  • Шесть дней работай, а на седьмой — ничего не делай.
  • Почитай отца и мать своих.
  • Не убей.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не укради.
  • Не солги.
  • Не желай дома ближнего своего.

Заключение

Кратко мы разобрались с тем, что такое Ветхий Завет. Мы узнали, кем и когда он был составлен, из каких страниц складывается и чему может научить каждого из нас. Заметить стоит, что данное Святое Писание неспроста является одним из величайших во всем мире. В нем заключено практически все, что может помочь человеку стать лучше даже в наше время, что поможет выйти из затруднительной ситуации.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43349-chto-takoe-vethij-zavet.html

Ветхий завет, что такое, краткое содержание, сколько книг, кто написал, структура, чем заканчивается ветхий завет, отличие от нового завета, на каком языке написан

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Ветхий Завет, библейский термин, имеющий двоякое значение:

1. Договор

Во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения.

Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию — быть носителем истинной религии среди языческого мира.

Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна — «от реки Египетской до реки Евфрата». Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора.

Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их — и выражением этого завета было синайское законодательство.

Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество [1].

Иегова, Царь всей земли, становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать.

В случае соблюдения договора Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия.

Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть «теократия», и ветхий завет в этом смысле есть синоним теократии, или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего сама история библейская до Р.Х. часто называется «историей ветхого завета».

Строгими блюстителями завета были пророки, которые своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных мира сего.

Только благодаря пророкам в сознании народа наконец настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени, когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным «Царством Божиим» и ветхий завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу.

2. Собрание священных книг

Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения.

О составе и названиях этих книг — см. статью Библия.

Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития.

Сначала является литература историческая с ее почти эпической простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа.

Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости с ее практической мудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью.

Само название Ветхого Завета явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о «чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3, 14). Слово «завет» составляет перевод греческого греч. διαθήκη, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum.

Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. е. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается (бл. Августин Иппонийский).

Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются «историей Ветхого Завета» [2].

Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Fürst, «Geschichte der bibl.

Literatur.» (1867 и 1870); Nöldeke, «Geschichte der ältest. Literatur» и др.

Использованные материалы

Источник: https://achair-city.ru/ikony/vethij-zavet-chto-takoe-kratkoe-soderzhanie-skolko-knig-kto-napisal-struktura-chem-zakanchivaetsya-vethij-zavet-otlichie-ot-novogo-zaveta-na-kakom-yazyke-napisan.html

Ветхий завет

Многие люди задаются вопросом: Кто или что такое Бог? Ответить на него можно с помощью Библии, которая начинается с Ветхого завета.

Эта книга является сакральным достоянием многих народов. В течение не одного столетия, была написана разными авторами.

  • Что такое Ветхий завет?
  • Краткое содержание
  • Сколько книг в Ветхом завете? Структура и авторы
  • Разница между Новым и Ветхим заветом
  • Пророческие книги Ветхого завета

Что такое Ветхий завет?

Ветхий завет является началом христианской Библии. В ней собраны различные рассказы, описаны мифы и догмы. Однако в неё вложено немало и настоящих историй, с помощью которых удалось рассмотреть жизнь прошлого.

Эта книга является сборником религиозных правил для христианского народа и иудеев.

Бытие

Начинается Ветхий завет с Бытия, в сюжете которого рассказано о создании человеческого мира. Так Бог создал нынешний мир всего за шесть дней, начиная с земли и небес и закончив людьми и прочими гадами. После усердной работы, он решил отдохнуть. Это правило легло в основу выходных в настоящее время. Господь был доволен своим творением.

Также в Бытии встречаются Адам и Ева, которые встретили в Эдемском саду змея. Первые люди были готовы нарушить Закон Божий, ради сладкой роскоши. Этим действием они вызывают гнев у их Создателя.

Пустынный мир начинает заполняться. Нравы новых обитателей портятся. У Господа кончается терпение.

Случается Великий Потоп. Он был вызван для того, чтобы стереть все грехи. В это время, Ной возводит корабль, собирая туда каждой чистой твари по 7 пар, а не чистой — 2.

Всё начинается заново. Создатель обещает больше не проводить подобных очистительных мероприятий. Новое население также обладает подлостью, их разум легкомыслен.

Многие наслышаны, но не все знают подробности предательства Иуды.

Авраам и Сара

Следом идёт рассказ о новых любимцах Господа – Аврааме и его супруге Саре. Спустя долгое время появляется ребёнок Исаак. Дитя было смыслом жизни для родителей.

Однако Бог пытается проверить веру Авраама и просит убить своего сына. Отец соглашается. В последний момент перед убийством, Господь разрешает заменить младенца бараном.

мысль, которую несёт данная часть, содержится в том, что только истинный верующий способен принести в жертву самое сокровенное. Проходит время, Исаак женится на девушке Ревекке. У них рождаются два сына. Одному из них, Бог дает имя Израиль. От его двенадцати детей начинается происхождение еврейского народа.

Попутно с этим временем рассказывается о ликвидации Содома и Гоморры.

Конец Бытия

Заканчивается Бытие тем, что евреи пришли в Египет. Там сыновья Иакова продают своего брата в рабство. После смерти правителя, приходит другой фараон.

Жизнь евреев становится тяжкой. В этот период приходит Моисей и начинает творить беспорядки. Евреи испортили воду, убили домашний скот, забрали богатства и ушли с земли.

Пустыня

Затем начинаются скитания по пустыне продолжительностью в сорок лет. Главной задачей Моисея было привести свой народ в Израиль. Не дойдя до него, Моисей умирает.

Приходит Иисус. После достижения новой земли, Господь сжалился, решив, что евреи сильно страдали. Начинается война за наилучшие условия.

Каждый оппонент Иисуса был поражен. Противников в плен он не брал. Затем 400 лет Создатель то наказывает Израиль, то отпускает его от муки. Евреи живут под властвованием Бога и временных правителей. Одним из них был Соломон.

Царство Израильское

Евреи решаются назначить правителя. Выбор падает на монаха Саула. Затем на престол приходит его сын Давид. В юности он успешно побеждает в битве с Голиафом. Он являлся хорошим царем.

Проводил большое количество реформ, сделал столицей евреев Иерусалим.  Доверие Господа пропало, после того, как Давид согрешил с девушкой, которая была замужем. Эта персона остается важной в Ветхом завете.

Деление Израиля

После того, как закончилось Соломоновское правление, пришёл царь Вавилона Навуходоносор.

Он взял весь еврейский народ в рабство. После чего, они начали молиться Господу. Спустя семь лет он сжалился и послал персов разбить вавилонского царя. Появляется Ездра, основатель иудаизма.

Пророки двух царств

В Библии рассказывается о великих людях, которые давали предсказания на будущее. Их называли пророками. Иудейский народ считал, что главными были Даниил и Исайя, Израиль, Елисей. На их истории и заканчивается Ветхий завет.

Сколько книг в Ветхом завете? Структура и авторы

В Ветхий завет входит 39 первых книг Библии. Написаны они были разными авторами в течение многих столетий.

Структуру данного сборника можно представить следующим образом:

  1. Пятикнижие Моисея. В этой части описаны происхождение мира, походы евреев до Земли Обетованной. Также формируются основные религиозные правила.
  2. Книги Иисуса, Судей и Царств рассказывают о смерти Моисея и жизни после него до прихода царя Вавилона.
  3. Пророки и их книги. Часть о предсказаниях.
  4. По Ветхому завету без определенного положения разбросаны проповеди. Они не объединены в один раздел. К ним можно отнести Псалтирь и книгу Иовы.

Разница между Новым и Ветхим заветом

Главным различием двух данных частей является то, что в Ветхом завете, Создатель зол и груб по отношению к евреям. Он требует жертвоприношения. Главной мыслью являлась фраза «око за око».

В Новом завете Бог говорит своим людям о том, что нужно любить своих врагов и благословлять проклинающих.

Пророческие книги Ветхого завета

К ним относятся 5 больших книг, в которые включены: Плачи Иеремии, Иезекиился и Даниила. Также книги Исаии и Иеремеи.

К пророческим относятся и малые книги Осии, Амоса, Авдии, Иоиля, Михея. К ним присоединились Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захарий и Малахия.

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/vethij-zavet.html

Должен ли христианин прочитать весь Ветхий Завет?

сайт Горловской и Славянской епархии

Зачем читать Ветхий Завет, если ветхозаветный закон уже отменён? Как приступать к его чтению? Читать всё по порядку — или начать с какой-то определённой книги? Что делать, если непонятно, трудно, неинтересно? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.

Зачем читать?

Ветхий Завет составляет большую часть Библии, и христианину очень важно ознакомиться с его содержанием. Зачем его читать? Как учат нас святые отцы, Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается. Надо попытаться прочитать Ветхий Завет через призму Нового.

Если это удастся, мы увидим, что Ветхий Завет готовил человечество к принятию Сына Божия, это было его главной задачей. Когда Господь наш Иисус Христос беседовал с законоучителями своего времени, Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

То есть Ветхий Завет говорит нам о Христе, и именно потому нам стоит прочесть его. Он ведёт нас к Нему.

Второй аспект: Ветхий Завет — часть Священного Писания, то есть он был написан через избранных мужей Духом Святым, это наша духовная пища, которая благодатно воздействует на нашу душу, насыщая её Словом Божьим. По этой причине читать его и нужно: это полезно и назидательно. Неслучайно духовенству и мирянам благословляется читать Священное Писание ежедневно. Изучением Ветхого Завета можно украсить многодневные посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году была написана первая Библия

Какие сложности могут возникнуть с чтением Ветхого Завета?

Он писался много тысяч лет подряд, в разных исторических и культурных условиях, представителями разных народностей. Разобраться во всех нюансах — это труд, и нелёгкий. Думаю, целой жизни не хватит, чтобы изучить его досконально. Как бы я рекомендовал изучать его? — с точки зрения Священной истории. У нас есть её замечательные изложения: «Библейская история Ветхого Завета» А. П.

Лопухина и «Священная история Ветхого Завета» протопресвитера Михаила Богословского, которые можно найти не только в печатном, но и в электронном виде. Эти книги помогут ознакомиться с историей Ветхого Завета. Для начала этого будет достаточно.

Почему для начала? — потому, что если взяться читать всё подряд, можно заблудиться, как в дремучем лесу, так что изучать ветхозаветные книги надо последовательно.

С чего начать?

Думаю, начинать чтение лучше с Книги Бытия, повествующей о сотворении мира. Она написана в довольно простой повествовательной форме. Рекомендую также книгу Исход — о том, как евреи покинули Египет и блуждали по пустыне. А вот следующие книги — Левит, Числа и Второзаконие — сложнее, в них рассказывается, какие религиозные нормы и правила были установлены для евреев — например, закон об обрезании, разделении животных на чистых и нечистых и так далее.

На эти правила сегодня можно не обращать внимания, потому что мы живём в новозаветное время, когда изменился формат отношений Бога и человека. В Ветхом Завете было предсказано, что наступят новозаветные времена. Один из пророков говорил, что Господь положит Новый Завет между людьми, и закон будет написан не на камне, а на сердце. Часть установлений, в том числе и религиозных, утеряли значение.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что новый Завет отстоит от Ветхого как небо от земли.

Ветхий Закон может испугать своей жестокостью

Люди могут ужаснуться, читая о взятии Иерихона или других городов Ханаанских. Есть упоминания, когда Господь повелевал уничтожить всех поголовно, вплоть до скота.

Откуда такая жестокость? Мы не должны делать ошибку, пытаясь наше современное мировоззрение, моральные и нравственные нормы переносить на ветхозаветное время. Народ тогда был очень жестокий, и истребление какого-то другого народа — по нашим меркам геноцид — было в порядке вещей.

В те времена выживали по законам джунглей, и этому не стоит удивляться. Очень полезно взглянуть на события тех времён глазами современника и осознать, насколько Христос смягчил наши сердца.

На какие места Ветхого Завета нужно обратить внимание?

Я бы рекомендовал обязательно почитать пророка Исаию, которого называют ветхозаветным евангелистом. Он предсказывал страдания Спасителя — больше в Ветхом Завете нет пророчеств о том, как Христос будет искупать Своими страстями род человеческий. Невероятно, но 53-я глава книги Исаии буквально описывает страдания Христа на Голгофе. Эту книгу нужно прочесть непременно, возможно — даже в первую очередь.

Можно также прочесть Книгу Царств, но в ней очень сложно разобраться: когда древний Израиль разделился на Иудею и собственно Израиль, там в одно и то же время правили цари с одинаковыми именами. Но если нам это удастся, то мы увидим, что Господь вёл Свой народ и не оставлял людей. Вообще, история Ветхого Завета — это история уникального времени воздействия Духа Святого на сердце человеческое. Такой синергии сегодня мы уже не наблюдаем, Господь сказал всё через Сына Своего.

Сейчас Священное Писание уже не пишется. В этом — уникальность Ветхого Завета.

Как читать?

Я бы рекомендовал читать Ветхий Завет блоками. Целенаправленно изучать какую-то одну книгу с параллельными комментариями. Надо искать информацию о том, в какое время, кем и для кого она была написана — то есть важно погрузиться в контекст. Можно читать и по главе, но важно помнить: для системного изучения, а не прочтения, лучше искать дополнительные сведения, чтоб понять всё более полно.

Такую информацию в настоящее время проще всего найти в интернете — в нашем распоряжении множество хороших фундаментальных сайтов, например, Азбука веры, Богослов.ру, Предание.ру и многие другие. Надо зайти в раздел «Библеистика» и читать всё, что есть по теме. Вам также может помочь «Толковая Библия» А. П.

Лопухина, по которой так хорошо изучать Священное Писание (и которой, к слову, с той же целью очень активно пользуются сектанты).

Не будем забывать и о творениях святых отцов: у каждого из них есть толкования на те или иные книги Ветхого Завета. Святые Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, Афанасий Великий — можно смело читать всё, что они писали. Например, прекраснейшее и пространнейшее толкование на Шестоднев есть у святого Василия Великого, на Псалтирь — у святых Афанасия Великого и Феодорита Кирского.

Всё это поможет более полно ознакомиться с текстами Ветхого Завета. Главное — избежать буквализма и формализма. Воплощать в жизнь правила Ветхого Завета будет ошибкой. Апостолы на Иерусалимском соборе в 51 году постановили, что не надо держаться ветхозаветных норм. Да, мы не вкушаем кровь, идоложертвенное, удавленное и воздерживаемся от блуда. Все остальные нормы для нас неактуальны.

Библия — это феноменальное явление в мировой культуре. Книги, написанные в разные времена, разными людьми, в абсолютно разных условиях, были собраны под одной обложкой и говорят об одном и том же. Перед нами удивительное единение Духа Божия и человеческой души. Наша задача — изучать Книгу книг поэтапно, по мере нашего духовного роста. Надо только не лениться, и тогда и Ветхий Завет, и вся Библия явят нам свои сокровища.

Записала Екатерина Щербакова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/dolzhen-li-hristianin-prochitat-ves-vethiy-zavet

Ветхий Завет

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием.

В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.

Первоначальный вид и язык Священного Писания

Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь.

Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны.

Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно.

Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.

Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.

История возникновения ветхозаветных книг

Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).

Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу.

Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.

) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон.

Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн).

Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.

Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12).

При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем.

Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.

Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.

Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности.

Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия.

Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.

Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:

1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.

3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.

4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги.

Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников.

В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.

(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими.

Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн.

пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)

Ветхий Завет: ответы священников

  • Почему были истреблены ханаанские народы?
  • Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
  • Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
  • В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
  • Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
  • От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
  • Почему Бог дал закон только израильскому народу?
  • Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
  • Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
  • Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?

Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать

Источник: https://www.pravmir.ru/vetxij-zavet/

Ветхий завет — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Ветхий Завет, библейский термин, имеющий двоякое значение:

1. Договор

Во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения.

Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию — быть носителем истинной религии среди языческого мира.

Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна — «от реки Египетской до реки Евфрата». Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта.

При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их — и выражением этого завета было синайское законодательство.

Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество [1].

Иегова, Царь всей земли, становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать.

В случае соблюдения договора Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть «теократия», и ветхий завет в этом смысле есть синоним теократии, или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего сама история библейская до Р.Х. часто называется «историей ветхого завета». Строгими блюстителями завета были пророки, которые своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных мира сего. Только благодаря пророкам в сознании народа наконец настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени, когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным «Царством Божиим» и ветхий завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется место рождения Христа

2. Собрание священных книг

Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг — см. статью Библия. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития.

Сначала является литература историческая с ее почти эпической простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа.

Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости с ее практической мудростью и горькими разочарованиями в жизни.

С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью.

Само название Ветхого Завета явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о «чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3, 14). Слово «завет» составляет перевод греческого греч. διαθήκη, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum.

Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. е. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается (бл. Августин Иппонийский).

Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются «историей Ветхого Завета» [2].

Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Fürst, «Geschichte der bibl.

Literatur.» (1867 и 1870); Nöldeke, «Geschichte der ältest. Literatur» и др.

Почему в Библии 2 завета, Ветхий и Новый Завет?

Когда берешь в руки Библию, сразу можно заменить, что в ней две книги. Ветхий Завет более толстая часть и Новый по сравнению с ним тоньше в три раза.

В своей Библии первую страницу Нового Завета я выделил зеленой лентой.  Во-первых удобно видеть разницу в информации. Во-вторых помнить, в чем отличие двух заветов.

Сегодня мы будем рассуждать о Завете с Богом. Некоторые думают, что заветов два в Библии

Для примера приведу отрывки, где мы можем встретить «завет» — союз, договор, обещание или наказ (другими словами).

Есть завет между человеком и человеком:

16 Так заключил Ионафан завет с домом Давида [и сказал]: да взыщет Господь с врагов Давида!
(1Цар.20:16)

Между народом и человеком:

3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
(2Цар.5:3)

Между Богом, царем и народом:

17 И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом.
(4Цар.11:17)

Господом и народом:

3 заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим [от себя] всех жен и [детей], рожденных ими, — и да будет по закону!
(Ездр.10:3)

И даже с глазами человека:

1 Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице.
(Иов.31:1)

Как мы видим — есть много заветов в Писании. Мы же будем заострять наше внимание только на Ветхом и Новом Заветах, хотя в Святом Писании их много.

цель моего рассуждения — понять, как мы спасаемся и спасаемся ли мы заветом?

Почему в Библии 2 завета, Ветхий и Новый Завет?

Первый Завет между Богом и Адамом

Первая заповедь Бога.

Вот, что мы встречаем уже в первой книге Ветхого завета:

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

(Быт.2:16,17)

Когда человек создает, например, бритву, то определяет ей определенную роль в своем мире, назначение. Бритва будет остригать волосы и есть инструкция по эксплуатации, чтобы не порезаться.

Второй мой пример перенесем на детей.

Маленький ребенок оставлен в безопасной комнате, где ему комфортно и удобно.
Розетки заделаны от пальцев и единственным указом родителей — не вынимать заглушки, а то может ударить током.

Бог переживает за нас, как мы переживаем за своих детей.

Историю с Адамом мы все знаем и помним, чем она закончилась

15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
(Быт.3:15) — проклятие змея и пророчество.

Наш младенец из примера, так же поступил: вытащил из розетки заглушку и его ударил ток.

Завет с Ноем

Шло время, человечество развивалось и росло, но и возрастал грех, что повлекло за собой очередной крах — потоп. Был лишь один человек, который шел путем праведным — Ной.

18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
(Быт.6:18)

Бог определил 120 лет на строительство ковчега и каждый человек, кто видел труд Ноя и слышал его проповедь мог раскаяться.

(Наш ребенок, так же рос и попал в первый класс школы, где помимо него было еще 30 одноклассников. До конца года нужно было учить предметы и получать оценки. К огорчению учителя только один из класса получил 5 и перешел во второй класс, отметившись яркой грамотой.)

Отличительным явлением завета с Ноем стала радуга:

12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;

(Быт.9:12-14)

Завет с Авраамом

Следующий герой нашего повествования — Авраам. Авраам поверил Богу и последовал за обещанием Всемогущего.

18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата:
(Быт.15:18)

Он покинул свою родину и последовал за Голосом Бога через пустыню, горы в землю обетованную. Авраам следовал за Богом и верил Ему. Вот знамение завета:

10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; 11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.

(Быт.17:10,11)

Статья по теме: Завет Бога с Авраамом

(В нашем примере мы смело можем говорить о юноше, который встал перед выбором будущей профессии. И его призывает учитель последовать за ним и стать студентом, не бросать обучения. Зачетка, становиться его гордостью на пять лет.)

Завет с Моисеем

Последним героем из Ветхого Завета будет Моисей.

Мы пропускаем с вами значительный кусок истории, где потомки Авраама по причине голода стали жить в Египте, где через несколько поколений превратился в народ рабов. Истории до появления в Библии Моисея великолепны — по глубине, мудрости и столь же трепетные, что без слез не обойтись. Очень советую вам с ними ознакомиться.

Бог выводит народ из плена египетского и направляет в землю обещанную Аврааму, их ждет годы странствий по пустыне, горам, где не смотря на все сложности Бог не покидал Свой народ и давал воду, еду, свет.

Вот завет и знамение:

8 И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих.
(Исх.24:8) — завет

28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
(Исх.34:28) — знамение

(Наш юноша получает образование строителя. Его первой и ответственной работой будет строительство здания. У него есть инструкция, чертежи и место, где предстоит построить великолепный дом. Даны все инструменты, много помощников и даже есть под рукой сотовый телефон, чтобы задать вопрос своему учителю, когда будет очень сложно. Да, главное — если что-то сделать не по инструкции, то здание нужно разрушить и начать все заново.)

Начиная с Моисея мы можем увидеть инструкции по медицине, морали, этике и главное — Заповеди Бога.

Заветы человеку дополнялись по мере того, как рос сам человек (человечество/народ). От младенца до мальчика, от мальчика до юноши, от юноши до мужчины.

И тут главный вопрос, зачем нужен еще один Завет?

Юноша, что рос и развивался параллельно повествованию из Библии, мой пример, в котором я хочу проиллюстрировать схожесть завета Бога с ростом человека.

Нельзя заставить маленького ребенка строить дом, а взрослого юношу оберегать от того, чтобы он не засовывал в розетку пальцы. Всему свое время.

Из истории Ветхого Завета мы видим, как народ то уходил от Бога, то возвращался. Никто не мог выполнить все, что требовалось в Законе:

10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.(Иак.2:10)

И не была все еще раскрыта великая тайна, хотя пророки и цари желали узнать, но мир еще не был готов к ней. Все пророчества в Ветхом Завете говорили об этом человеке — Сын Бога, Спаситель.

22 И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает] [никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

(Лук.10:22-24)

(Наш юноша, как ни старался, дальше фундамента и деревянных опор у него ничего не получалось, обязательно один камень оставался то лишним, то его не хватало. Он настолько погрузился в основы строительства, что знал каждый гвоздик, каждый метр дерева и его узоры.
Лишь одно он пропустил, что строить он должен был лишь фундамент.)

Все, что было до Нового Завета лишь тень:

1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
(Евр.10:1)

Закон не может сделать человека совершенным, как бы человек не гордился своими поступками и делами. Все, что было написано в Ветхом Завете показывает лишь тень, а сам образ, тело открывается только в Новом Завете.

Статья по теме:
— Заветы. Уроки.

Новый Завет в хронологии моего изучения получается пятым. Можно уже сделать вывод, что в Библии не два Завета.

Что же сделал Иисус, что за Новый Завет?

Ветхий Завет как каркас для фундамента, а любовь Бога — бетон, который заполнил подготовленный деревянный короб. Все дерево сломали, а бетон остался. Теперь дом, который стоит на таком фундаменте олицетворяет Церковь Бога.

Вступив в нее, человеку уже не надо возвращаться к строительству из дерева (Ветхий Завет), спасение дает только Новый Завет.

Ветхий завет потерял свою силу.

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; (Кол.2:14)

Иисус взял закон, перед всем народом прошел все пункты инструкции ни разу не нарушив ее. И когда все было готово — открыл только одну дверь к Богу.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
(Иоан.10:9)

Христос выполнил закон, заплатив за это своей жизнью:

26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Матф.26:26-28) — символы Нового Завета.

Юноша из примера больше не будет строить каркас из дерева и бояться снова разрушить его из-за одной ошибки.

Спасение не по делам закона, уже 2000 лет время для «мужчины» — время благодати.

19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. 20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, 21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

(Рим.5:19-21)

Духовные образы, подтверждающие важность крови Иисуса — вы можете найти в Адаме, Ное, Аврааме и Моисее.

Источник: https://bible-help.ru/pochemu-v-biblii-dva-zaveta-vetxij-i-novyj-zavet/

Почему люди в Библии жили так долго?

Нам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.

Сколько жили первые люди, согласно Библии?

В 5 главе Бытия дается родословие Адама, из которого следует, что люди в то время жили более 700 лет.

  • Адам – 930 лет
  • Сиф – 912
  • Енос – 905
  • Каинан – 909
  • Малелеил – 895
  • Иаред — 962
  • Енох – 365
  • Мафусал -969
  • Ламех – 777

Варианты толкования долголетия в Библии

Чаще всего комментаторы Библии, в первую очередь, обращают внимание на долгие лета Мафусала и пытаются по-своему интерпретировать этот факт.

Одни пытаются толковать удивительное долголетие Мафусала, исходя их позиций науки, говоря, что у ранних людей была лучше диета, или аргументируя тем, что купол с водяным паром защищал землю от радиации до Потопа.

Другие приводят теологические причины: изначально люди жили вечно, но Адам и Ева привнесли в мир грех, его влияние возрастало с каждым поколением, что постепенно сокращало человеческую жизнь, особенно после Потопа.

Некоторые полагают, что столь внушительный возраст Мафусаила является результатом неправильного перевода, который преобразовал «месяцы» в «годы». Если использовать данный подход, то можно получить более правдоподобные 969 лунных месяцев или 78½ лет, однако тот же расчет, примененный к Еноху, привел бы к тому, что он стал отцом Мафусаила. в возрасте 5 лет.

Эллен Беннет утверждает, что числа из Бытия даны с десятыми долями года, что дает нам 93 (не 930 лет) гожа жизни Адама. 96,9 лет для Мафусаила, 91,0 для Каинана, 95,0 для Ноя и т.д.

Конечно, гораздо разумнее сделать вывод, что Ной жил 50 лет, а не 500 лет, прежде чем он взял жену и родил Сима, Хама и Иафета.

Существует также вероятность того, что возраст представляет собой не продолжительность жизни человека, а период правления династии. Согласно этой интерпретации, династия, из которой происходил Мафусаил, былы правящей в течение 969 лет.

Клаус Вестерманн утверждает, что подобное долголетие – всего лишь художественный прием, благодаря которому создается впечатление далекого прошлого.

В книге «Вечно молодые: история долголетия» Люциан Бойя утверждает, что библейские мотивы долголетия имеют первоисточником месопотамские легенды, согласно которым древние правители правили тысячи лет. Рассказы о правителях, которые жили в течение тысячелетий, можно найти как в индийской, так и в китайской мифологии. Поэтому можно сказать, что Библия сравнительно «сдержана» в отношении долголетия.

Следует также отметить, что продолжительность жизни персонажей Библии после Потопа постепенно уменьшающуюся. Сыновья Ноя жили от 400 до 500 лет, в то время как Авраам умер в 175 лет, Моисей умер в 120 лет, а Давид умер в 70 лет – и этот возраст уже характеризуется как почтенный.

Источник: http://bibliya-online.ru/pochemu-lyudi-v-biblii-zhili-tak-dolgo/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий