История и краткое содержание Ветхого Завета
Библия — самая распространенная в нашем мире книга. Количество печатных копий этого священного текста сравнимо с количеством людей на планете. Не так-то просто осилить от корки до корки монументальные объемы Нового и Ветхого Заветов. Краткое содержание библейских книг — один из простых способов познакомиться со Священным Писанием.
- Сложности изучения Библии
- Краткое содержание
- Бытие молодого мира
- Первые патриархи. Авраам и Сара
- Приход евреев в Египет
- Скитания в пустыне
- Жизнь после Моисея
- Книги Царств Израильских
- Разделение Израиля
- Пророки двух царств
Сложности изучения Библии
Сотни лет назад Библия была недоступна обычным людям, ее читали и переписывали только в монастырях. В изучении священных текстов простой народ мог полагаться лишь на слова духовных лиц, зачастую вырванные из контекста, приукрашенные и даже искаженные.
Сейчас любой желающий может ознакомиться с главной книгой христианства и составить о ней свое мнение, не полагаясь на пересказы. Библию редко читают в оригинале, тем более что существуют переводы практически на все живые языки. Именно переводы являются причиной многих теологических споров. В процессе многократных переложений начальный смысл глав Писания мог быть утерян или изменен.
Читая Библию, вы неоднократно будете натыкаться на спорные места, смущаться, задумываться, не понимать, задавать вопросы. Особенно много таких моментов в первых книгах, описывающих древнейшие времена с сотворения мира. Толкователи книги склонны объяснять нестыковки религиозными метафорами и убеждены, что их не следует понимать буквально.
Библия, помимо прочего, переполнена повторами и подробнейшими генеалогиями, занимающими порой целые страницы. Дублирующиеся места можно объяснить большим количеством авторов и составителей, работавших над книгой. Генеалогические древа патриархов, вероятно, важны для теологов и богословов, но вряд ли дадут много полезной информации или пищи для размышления простым читателям.
Один из самых известных библеистов, американец Нил Прайор, составил замечательные краткие пересказы Заветов, сохраняющие заложенный авторами смысл, но не отягощенные подробнейшими деталями. Следует, однако, помнить, что доктор теологии полностью поддерживает официальную христианскую концепцию и все библейские «метафоры» толкует в соответствии с ней.
Вам обязательно стоит прочитать о Великом Каноне Андрея Критского.
Краткое содержание
Первые 39 книг Библии описывают события, произошедшие до рождения Христа, и объединяются в Ветхий Завет. Его краткое содержание по главам, представленное ниже, поможет составить общее представление о становлении христианства.
Части Ветхого Завета можно разделить на несколько групп по их тематике:
- Пятикнижие Моисея (Тора) содержит хроники еврейского народа до прихода в Землю Обетованную и устанавливает основные правила религии. В него входят Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
- Исторические книги Иисуса Навина, Судей и четыре Книги Царств повествуют о событиях, случившихся после смерти Моисея и до вавилонского пленения евреев.
- Книги отдельных пророков содержат предсказания и проповеди.
- Писания (Ктувим). Эти главы не имеют четкого порядка следования и не выделяются в особый раздел, располагаясь между другими книгами. Сюда относятся поэтические и наставляющие произведения — Псалтирь, Екклезиаст, Соломоновы Притчи, книга Иова.
Наибольшую важность представляют разделы первой группы, поскольку именно в них сосредоточен основной смысл Ветхого Завета — зарождение религии, ее законы, становление избранного Б+огом еврейского народа.
Бытие молодого мира
Начинается Библия с Бытия, сюжет которого повествует о сотворении мира. Как известно, Господь создал Вселенную, какой мы ее знаем, за 6 дней. Начал он с тверди земной и небесной и великих светил, а закончил ползучими гадами и человеком. Оставшись доволен своим творением, Бог решил денёк отдохнуть и сделал этот выходной непреложным правилом для всех будущих поколений человечества.
В Бытии вы встретитесь с широко известными мифами:
- об Адаме и Еве, сотворенной из его ребра,
- об Эдемском саде и коварном змее-искусителе,
- о древе Познания добра и зла,
- о первом братоубийстве.
Поддавшись сладким обещаниям, первые люди нарушают божественный запрет, вкушают плоды древа познания, чем и навлекают на себя гнев Создателя.
За пределами Рая люди плодятся и размножаются, заселяя пустынный мир, нравы их портятся, а Господне терпение иссякает. Наконец, точка кипения достигнута, вот-вот хлынут на землю воды Великого Потопа, смывая все грехи рода людского вместе с самими людьми.
Благочестивый Ной, предупрежденный Всевышним, в спешке строит ковчег и сгоняет в него каждой твари чистой по семь пар, а каждой нечистой — по две пары. Весь этот зоопарк спасается, а жизнь начинается заново — с обещания Господа никогда больше не устраивать глобальных «чисток».
Но люди нового поколения все так же легкомысленны и тщеславны. Они начинают грандиозную стройку, мечтая воздвигнуть башню, касающуюся небес. Создатель не одобряет проект и взамен внедряет в массы лингвистическое разнообразие. Не понимая, кто что говорит, строители вынуждены бросить работу и разбрестись по земле.
Первые патриархи. Авраам и Сара
Дальше начинается история Авраама и его жены Сары, новых любимцев Господа. Один из самых примечательных эпизодов этой части — жертвоприношение Исаака.
Исаак — долгожданный поздний ребенок, которого родители любили больше жизни. Испытывая веру Авраама, Всевышний требует принести мальчика ему в жертву. Послушный отец уже готов нанести удар, но в последний момент ему позволено заменить сына на барашка. Смысл этого эпизода в том, что истинно верующий никогда не усомнится в Создателе и отдаст ему все, что имеет, по первому требованию.
Примерно в то же время происходит знаменитое уничтожение Содома и Гоморры.
С Авраама начинается история избранного Господом еврейского народа. Его сын Исаак женится на прекрасной Ревекке, у них рождаются два сына. Один из них — Иаков — вырастает, рождает 12 детей и получает от самого Бога имя «Израиль». От двенадцати детей Иакова начинаются двенадцать колен еврейского народа.
Приход евреев в Египет
Бытие заканчивается приходом евреев в Египет. Это очень занимательная история, которая началась с того, что одиннадцать сыновей Иакова-Израиля продали двенадцатого в рабство. Закончилось все хорошо, Иаков мирно почил в чужой стране, в достатке и радости.
Но все резко меняется в следующей книге Ветхого Завета — Исходе. Читая ее, узнаем, что после смерти одного фараона, который евреям благоволил, к власти пришел другой, имевший кардинально противоположные взгляды. Жизнь народа Израиля стала совершенно невыносимой. И вот здесь на сцену выходит сам Моисей, который по легенде собственноручно написал Пятикнижие.
Вместе с братом Аароном, при поддержке Всевышнего, оснащенный волшебным жезлом Моисей творит в Египте беспорядки, убеждая фараона отпустить евреев. Фараон категорически не согласен, только 10 ужасных катастроф убеждают его.
Египетские казни:
- Превращение речных вод в кровь;
- Нашествие жаб;
- Нашествие кровососов;
- Нашествие пёсьих мух;
- Гибель египетского скота;
- Язва;
- Климатические катастрофы;
- Нашествие саранчи;
- Тьма;
- Смерть первенцев.
Отравив воду, уничтожив посевы и скот, убив всех первенцев и собрав все драгоценности, бедные рабы покидают страну и уходят в пустыню в поисках Земли Обетованной.
Скитания в пустыне
40 лет Моисей водил свой народ по пустыне, прежде чем смог добраться до места назначения.
По пути произошло много важных событий, описанных в Исходе, Левите, Числах и Второзаконии. Большая часть этих текстов представляет собой подробные инструкции по устройству Ковчега Завета, святилищ, организации жертвоприношений, уголовному судопроизводству, пошиву одежды для священников и прочим жизненно важным вещам. А Моисей получает скрижали с десятью заповедями.
Если вы хотите быстро ознакомиться с основными законами, установленными Всевышним для народа Израиля, прочитайте Левит. Левитами называли первосвященников- по имени их предка Левия, сына Иакова.
Немного не дойдя до Израиля, Моисей умирает. Его преемником становится Иисус Навин, история которого будет описана отдельно. Пятикнижие же на этом заканчивается.
Жизнь после Моисея
Бывшие рабы достигли Земли Обетованной, и Господь решил, что они уже достаточно настрадались. Под покровительством Всевышнего начинается борьба еврейского народа за лучшие условия существования. Все противники уничтожаются под корень, Иисус Навин пленных не берет. Стены Иерихона падают от трубного звука, города разрушаются, народы истребляются без остатка.
После Навина начинается четырехсотлетняя карусель притеснений и освобождений, описанная в Книге Судей. Господь то наказывает Израиль за непослушание, то вновь освобождает из-под гнета. Еврейский народ живет не так, как все остальные. Привычных правителей у него нет, но есть временные вожди, призванные Всевышним, чтобы возглавлять повстанческие армии. Одним из Судей был Самсон, длинноволосый силач, знаменитый своим романом с коварной Далилой.
Книги Царств Израильских
Наконец, все двенадцать колен Израиля принимают решение объединиться и выбрать себе царя. Об этом можно прочитать в Книгах Царств. Первым монархом становится Саул, затем трон переходит к его сыну Давиду.
Давид уже в юности был смекалистым малым, о чем свидетельствует миф о его битве с великаном Голиафом. Повзрослев, он стал хорошим правителем, провел множество как чисто религиозных, так и полноценных государственных реформ. Во время его сорокалетнего царствования столицей стал Иерусалим.
Сначала все шло хорошо, но затем правитель согрешил с замужней женщиной и потерял расположение Господа. Тем не менее он остается важной фигурой Ветхого Завета, апостолы в будущем говорят о нем с большим уважением и теплотой. Давидовы Псалмы, составляющие Псалтирь, — это бессмертный памятник христианской поэзии.
После Давида царем становится его сын Соломон. Каждый знает о великой мудрости этого человека, о том, как грамотно он решал споры между людьми. Легенды приписывают ему великий талант, необычные способности и сказочное богатство. Именно Соломону посроил великий Храм Господний. До этого полноценных стационарных храмов у евреев не было, только переносные скинии.
Разделение Израиля
Соломоново правление для евреев стало золотым веком, но сразу после кончины царя единое царство разделилось на два отдельных, что явно свидетельствует о внутренних проблемах.
Но, возможно, новые беды избранного народа были вызваны грехопадением его мудрого правителя. Соломон любил женщин, имел целый гарем, а среди жен его было много язычниц, которым он во всем потакал.
Так или иначе, на юге Святой Земли сформировалась Иудея, собрав два еврейских колена, на севере — Израиль с остальными десятью.
Долго это разделение не продлилось. С огромным войском пришел вавилонский царь Навуходоносор и объединил израильтян и иудеев под своим крылом в качестве рабов. Как всегда, оказавшись в беде, евреи воззвали к Всемогущему и стали соблюдать все его законы. После семидесяти лет их покаяния Бог сжалился, прислал персов, которые разбили вавилонян и позволили рабам вернуться домой.
В этот момент на сцену выходит Ездра, иудейский священник, которого можно считать основателем раввинистического иудаизма. Произошла небольшая религиозная революция, чудесным образом «нашлось» Второзаконие Моисеево, до этого момента неизвестное, оформилась новая духовная дисциплина, главной книгой которой стала Тора (Пятикнижие).
Пророки двух царств
Библия повествует о святых людях, учивших народ истинной вере и предсказывавших будущее. Главными пророками Иудеи считаются Даниил и Исайя, Израиля — Иона, Илия и Елисей. Каждому из них посвящена отдельная книга Священного Писания. Илия — любимый еврейский пророк, имя которого будет постоянно упоминаться в Новом Завете.
Такова история Ветхого Завета. Ее кратко изложенная версия содержит только самые основные моменты. В первоисточнике есть еще много неупомянутых сюжетов и персонажей. Изучение Священного Писания помогает лучше понять суть христианства.
Источник: https://molitva.guru/molitvoslov/istoriya-i-kratkoe-soderzhanie-vethogo-zaveta.html
Ветхий и Новый Завет разница
Ветхий Завет и Новый Завет,в чём разница?Когда мы приходим в церковь, мы следуем тому,что делает Господь. И Он обеспечит нас силой и всем остальным. Все те причины,по которым мы приходим к Иисусу — эгоистичны. Мы приходим,чтобы Бог благословил нас финансово,мы приходим к Нему,чтобы получить исцеление и так далее. Он сказал: Придите ко Мне,и Я дам вам покой.
1 Петра 1:12 Для того
Настоящая истина,это истина,которая существует сейчас для нас. Если есть настоящая истина,значит была и бывшая истина. Ветхий и Новый Завет,в чём разница? Мы должны утвердиться настоящей истине. В том,что Бог делает сейчас. Было время,когда Бог говорил: «Ты должен делать что то». А сейчас Он говорит: «Теперь делай это». Как это объяснить? И мы учимся так,как Бог учит нас сейчас.
Потому что это касается нас. Есть Палестинский завет,который касается земли Израильской. Есть завет Давида,есть другие заветы. Нас волнует завет закона и благодати. Синайский завет — это закон и Новый Завет — благодать. Именно здесь мы видим,как библия разделяется на Ветхий Завет и на Новый Завет. Итак,мы приходим к настоящей истине — к Новому Завету,в котором мы сейчас находимся.
Это Завет Благодати.
Ветхий Завет и Новый Завет,в чём разница
Иеремия 31:31 Вот наступают дни
Кроме того,эти слова повторяются в послании к Евреям 8:8. Бог говорит,что тот завет они нарушили,хотя Он и оставался в союзе с ними. Гсподь говорит,что Новый Завет не похож на завет закона. Новый завет не должен быть таким же,как закон.
Иеремия 31:33 вложу закон Мой во внутренность их
Есть три вещи,которые обещает Бог. Их можно назвать тремя последствиями,потому что Бог сделает это. Бог говорит «Я сделаюЯ вложуБог положит в сердца их мотивацию:
-
Господь производит и хотение и действие по Своему благоволению.
-
Бог говорит: Я буду их Богом
Это серьёзное заявление и вот что оно означает. Если Бог говорит,что Он наш Бог,а мы Его народ,то мы отличаемся от людей этого мира. Например,если ты болен,то Бог говорит,что вы будете счастливыми людьми,здоровыми. После этого Он говорит,что никто не будет учить своего соседа,говоря: познайте Господа.
Потому что все будут знать Его. Но чтобы это случилось,вы должны поверить,что Бог милостив к вашим неправильным поступкам. И что наши грехи и беззакония Он больше не вспомнит. Люди боятся. Если так проповедовать,говорить что грехи людей прощены,благодаря тому,что сделал Христос,то они будут грешить.
Если вы думаете так,то вы расходитесь во взглядах с Библией.
На самом деле вы противоречите тому,что говорит Бог. Он говорит: так как Я милостив к твоей неправедности и больше не вспомню твоих грехов,ты сможешь познать Меня. И Я буду твоим Богом. Я вложу Свои законы в твоё сердце.
Иначе говоря,если вы знаете,что ваши грехи прощены,вы начинаете любить Бога и людей. А любовь — это исполнение закона. Люди говорят,что если учить людей прощению греха,то тем самым мы разрешаем им вести греховный образ жизни. Тогда вы не понимаете Новый Завет.
Ветхий Завет и Новый Завет,в чём разница?Вечеря Господня
Иисус в ту ночь,в которую предан был, устроил вечерю Господню. Святое причастие. Он взял чашу и хлеб. Что Он сказал о чаше? Эта чаша — Новый Завет в Моей Крови. Которая проливается ради прощения грехов. Иначе говоря,сегодня мы не живём в сознании греха.(см. Евреям 10 глава) Потому что наши грехи были прощены. Мы живём христианской жизнью. Если мы будем практиковаться в этом, верить в это,то мы будем избавляться от греховной совести.
Потому что одна жертва,которую принёс Иисус,убрала все грехи и мы навеки прощены. Чем больше вы верите в это,тем больше Бог напишет на вашем сердце. Тем больше мы видим чудес Божьих.
Многие думают,что Ветхий Завет не надо читать. Надо. И доставать оттуда нужно благодать Иисуса Христа. Когда Иисус воскрес из мёртвых,то в тот же вечер Он явился одной паре (Луки 24). Почему Иисус явился им в день Своего воскресения?В самый важный день в Своей жизни. Почему Он решил к ним присоединиться,когда они шли по дороге домой?От Иерусалима до Эммауса 11 км. пути.
Они были подавлены,удручены. И тут явился Господь. Но они не узнали Господа. Господь не дал им узнать Себя. Начался диалог (Луки 24:17) Они говорят «мы думалимы думали»,но они не думали согласно Писаний. Вот почему они были грустны. А потом женщины пришли и сказали,что Он воскрес,но они не поверили. И как Иисус осторожно вывел их из этого неверия.
Луки 24:27) И начав от Моисея
Ветхий Завет и Новый Завет,в чём разница?Давид — прообраз Христа
И мы рассказываем о Ветхом завете,чтобы показать в нём Иисуса. Очевидно Иисус рассказал о Давиде. Ведь Иисус родился от рода Давида. Мария была из рода Нафана,сына Давида. В ней текла царская кровь. Иосиф — его крови у Иисуса не было. Иисус родился от Девы. Но Иосиф был Его земным отцом. Наш Господь Иисус,когда говорил Клеопе о Давиде,Он говорил как о Своём прообразе. Впервые мы видим Давида с помазанием. Эта история,которая знакома всем нам.
Эта история о Давиде и Голиафе
Ветхий Завет и Новый Завет,в чём разница?Давид убил Голиафа в долине Эла,которая находится на расстоянии несколько километров от Иерусалима. Но Давид отнёс отрубленную голову Голиафа в Иерусалим. И на этом рассказ заканчивается. Возникает вопрос. Зачем он понёс голову голиафа в Иерусалим?Оказывается,что есть древняя традиция у раввинов,которая говорит,что Давид отнёс голову Голиафа и закопал её в Иерусалиме на горе под название Гилеад.
Интересно,что эта гора стала холмом. И там находился череп Голиафа. Если посмотреть на историю,то мы видим,как со временем меняется название — Голгофа(Гилеада),что значит место черепа. Чьего черепа?Голиафа. Именно здесь висел один из величайших сынов Давида. И когда Он был распят,то уничтожил величайшего Голиафа,врага душ наших.
Ветхий Завет и Новый Завет. Давид и Саул
Давид был помазанным царём,которого избрал Бог. Но он не получил место царя сразу. В то время был другой царь — Саул. Но Бог отошёл от этого царя. Это был царь,который следовал своим путям. На самом деле он привёл Израиль к поражению. Его дух просто блуждал во тьме. Он был законником. Он был постоянно злой и он не слушался Бога. Поэтому Дух Божий оставил его и Он сошёл на Давида.
И тогда он начал преследовать Давида. За ним охотились. Ему приходилось прятаться в пещерах и в пустынях. Возникает вопрос. Где настоящая истина во всей этой истории. Сейчас величайший Сын Давида находится одесную Отца. Мы любим Его,но мир не познал Его. К Давиду начали приходить люди. И эти люди начали приходить к нему в Одолламскую пещеру (1 Царств 22:1,2) К нему собрались все притеснённые и все должники.
Три категории людей:
-
Притеснённые.
-
Должники.
-
Огорчённые душою.
Все они пришли к Давиду. И все они стали убийцами великанов. Они стали храбрыми людьми. А Иисус,величайший из сыновей Давида сказал: Придите ко мне,все труждающиеся и обременённые,и Я успокою вас. И все мы пришли. Все те причины,по которым мы приходим к Иисусу эгоистичны. Мы приходим к Нему,потому что нам что то надо.
2 Царств 3:1 Давид укреплялся, а Саул слабел
Саул постоянно гонялся за Давидом. Но Давид не воевал с Саулом. Он всё более усиливался. Саул ослабевал. Когда то давно Саул был помазанником. А теперь помазанником стал Давид. Мы должны понимать,в чём состоит настоящая истина. И следовать за тем,что Господь делает сейчас,в Новом Завете. Кто сейчас является Помазанником Божьим? Наш Господь Иисус. Вот почему мы должны вкладывать в Него,приходить к Нему.
Таким образом мы следуем актуальным вещам,которые делает Господь. Бог даст вам силу и всё остальное. Над вами могут насмехаться,вас могут гнать,как гнали Его. Даже сегодня Его имя хулят. А так как вы христиане,то люди насмехаются над вами. Но вы не должны стыдиться этого. Были люди,которые стыдились Давида,и они были с Саулом. Когда настало время благословения для Давида,их там не было.
(2 Царств 23:8) Вот имена храбрых у Давида
Исбосеф пришёл в армию Давида будучи в долгах. Дух Давида сошёл на него и он стал сильным. Когда мы следуем за Иисусом,Его Дух сходит на нас,поэтому мы становимся сильными. Давид был убийцей великанов и они стали убийцами великанов. Обратите внимание на следующего человека. Сын Додо. (2 Царств: 9 ,10 стих).
Когда читаешь подобные вещи,вы должны понимать,что это были лишь образы. А сама сущность сейчас у нас. Сегодня мы должны пойти сказать слово и 800 человек не умрут,а получат спасение. А что означает меч? Там написано: его рука прилипла к мечу. Меч — это Слово Божье. Мы должны так обращаться со Словом Божьим,словно мы единое целое с ним. Это значит,что вы любите Библию.
Сегодня мы должны внимательно слушать помазанные проповеди высокого уровня
Следующий человек (2 Царств 23:11) Шамма
Что означает поле засеянное чечевицею? Это означает Духовная пища. Вы готовы отдать врагам филистимлянам пищу? Когда кто то компрометирует себя и начинает говорить,что Библия это не истина. Мы не должны просто стоять и ничего не делать.
Возьмите Слово Божье,воспользуйтесь мечом Духа и скажите своими устами: написано,что всё писание Богодухновенно. Стойте на своём. На кону пища Божьего народа. Он остался (2 Царств: 12 стих),народ побежал,а он остался. Он стал среди поля и сберёг его. И поразил филистимлян. Даровал тогда Господь великую победу.
Даже когда вы стоите на своём,то не вы одерживаете победу. Господь даёт её вам.
Ветхий Завет и Новый Завет. В чём разница
Видите,что было с этими людьми,что следовали за Давидом. Сегодня мы следуем за Господом и Его Дух работает с нами. Он исцеляет больных. Он может изгонять бесов. Господь многомилостив, и Он излучает свет. Если посмотреть в глаза Иисуса,то можно увидеть свет. Свет сходит на вас.
(2 Царств 23:20,21) Ванея,сын Иодая
И если сегодня мы следуем за Божьим помазанием,за величайшим из сыновей Давида,за нашим Господом Иисусом,Его помазание сходит на нас. Тогда мы видим,как спасаются триста человек,1000 человек. В этом списке,в списке храбрых Давида не хватает одного имени.
Там нет имени Иоава,почему? Иоав убил многих врагов. На самом деле он убил большинство из них. Он стоял во главе всех этих мужей. Они следовали за Иоавом. Иоав был генералом.(2 Царств 18: 2) Он был первым,кто вёл воинов. Он был тем,кто захватывал территории для Давида.
Но почему его имени нет здесь? Потому что Дух Святой не смотрит на то,что делают люди.
Бог искал людей,чьё сердце направлено к Давиду
Можно быть в царстве,когда ваше сердце направлено к царству. Но ваше сердце не стремится к сердцу Царя. Вы можете захватывать территории во имя Иисуса,и при этом не иметь сердца,стремящегося к Иисусу. Есть люди,которые служат Господу ради своего имени.
А кто то служит потому,что имеет прибыль. В то время Давид становился всё популярней и популярней. Всё сильней и сильней. Они решили,что им выгоднее быть с ним. Есть люди,которые приходят в церковь,просто для того,чтобы обрести нужные связи. Но их сердце никогда не стремилось к Господу.
Большинство не были таковыми. Иоав,это одно имя.
Ветхий Завет и Новый Завет
(Рим. 16:12)Приветствуйте Трифену
Интересно,что Пирседу называют возлюбленной,а Трифену и Трифосу нет. И при этом говорит: которая много потрудилась о Господе.
Итак,первые двое трудились. И Павел заметил это по водительству Духа Святого. А Персиду он называет возлюбленной. И она много трудилась. Персида много трудилась о Господе. Бог ясно выделяет,когда вопрос касается нас. Он знает,почему вы делаете это. Даже за чашку холодной воды,которую вы дали во имя Иисуса,можно получить награду.
Хочется сказать спасибо за то,что вы являетесь частью Евангелия Благодати в последние дни. Это Новый Завет, о котором пророчествовал Иеремия. Он сказал,что Бог в последние дни соберёт Израиль со всех концов земли. И это послание,которое мы проповедуем в последние дни. Вот наше послание — Господь наша праведность. Больше не будут бояться,не будут отчаиваться,не будут жить в недостатке. Богу вся слава и хвала. Аминь.
Источник: https://myverasite.ru/iz-propovedej/vethij-i-novyj-zavet.html
Ветхий Завет и Новый Завет: отличия и сходства
Каждый верующий человек знает, что Библия — это священное Писание из Нового и Ветхого Завета. Слово «Ветхий» многих людей приводит в смущение. Обозначение этого слова можно расшифровать, как старый и ненужный. Но является ли «ненужным» Ветхий Завет. И есть ли различия между Новым и Ветхим Заветом? Именно эти вопросы меня заинтересовали. На них я нашла ответы и хочу поделиться и с вами.
Когда был написан Ветхий и Новый Завет?
Само название Ветхий Завет указывает на то, что он был написан гораздо раньше Нового Завета. И это действительно так. Священные книги писались не только в разные годы, но и в разные эпохи. Считается, что первые священные Писания, относящиеся к Ветхому Завету, были написаны еще в 13 веке до нашей эры. В то время, когда Новый Завет был написан в 3 столетии нашей эры.
Срок написания книг и является одним из различий священных Писаний.
Что описывает Ветхий Завет?
Первая часть священного Писания состоят из 4 больших подглав. Начинается Ветхий Завет с Пятикнижия, в иудаизме оно названо Торой. Пятикнижие посвящено Закону Моисея.
Само Пятикнижие состоит из 5 глав, они описывают события, которые происходили до того, как мир был сотворен. Последующие книги посвящены истории иудейского народа.
Завет в состав Ветхого Завета входит раздел, в который включены 5 книг (Иова, Притчи, Псалтырь, Екклесиаст, Песня Песней). Завершается священная книга Писанием пророков.
Что описывает Новый Завет?
Основные события Нового Завета посвящены рождению, учениям и смерти Иисуса Христа. Эта часть священного Писания полностью посвящена христианской вере.
В Новом Завете описано гораздо меньше событий, чем в Ветхом Завете. По объему эта священная книга существеннее меньше первой.
Новый Завет состоит из 4 подразделов:
- Канонические Евангелия, где описывается Рождество, жизнь, учения, мучения, Страсти и Воскресение Иисуса.
- Церковная книга. Раздел Нового Завета полностью посвящен истории церкви.
- Послания апостолов. Сюда включены послания Петра, Иоанна, Павла, Иуды, Иакова (всего 21 послание).
- Откровение.
Различия между Ветхим и Новым Заветом
Если вчитываться в описание Ветхого и Нового Завета, то можно сильно удивиться. Главное отличие священных Писаний в содержании. Суть Ветхого Завета в том, что человек должен защищать сам себя, отвечать на обиду и защищаться от врагов всеми возможными способами. В Новом Завете описывается то, как важно любить и чтить Бога, что нельзя грешить и нужно уметь прощать врагов.
В Новом Завете указывается, что Бог поможет людям избавиться от зла, вражды и несчастий. Пройдя через многочисленные муки, они будут жить счастливо и дружно с другими людьми. Но подобная «участь» уготована лишь тем, кто является христианином и чтит религию.
В Ветхом Завете отсутствует понятие Отца Небесного, который будет всех защищать и хранить. В святом Писании Бог описывается в виде жестокого, ревнивого и злого существа, который призывает отвечать местью за причиненную обиду и боль. Бог в Ветхом Завете призывает верующих к жертвоприношению, а Новом Завете подобное действие описано, как великий грех («не убий»).
Отличие Ветхого и Нового Завета в том, что священные Писания имеют совершенно разный смысл. В Ветхом Завете людей призывают приносить живых существ в жертву, в Новом же Завете — защищать и прощать.
Если ли сходство в священных Писаниях?
Так как общий сборник Ветхого и Нового Завета назван Библией, значит, между священными Писаниями существуют и определенные сходства. В чем же они едины?
- Писания пророков. И в Ветхом, и в Новом Завете описываются события, которые предсказывают, что в будущем должно произойти с миром и людьми.
- Ссылки в Новом Завете на Ветхий Завет. Новый Завет является неким дополнением Ветхого Завета. В священных Писаниях подтверждаются ранее описываемые пророчества и события.
Верующие уверены, если бы в Ветхом Завете были описаны все священные события, не был бы написан Новый Завет. Таким образом, священные Писания и есть единое целое, что объединено в священную книгу — Библию.
Заключение
- События Ветхого и Нового Заветов описываются по-разному. В священных Писаниях существует много различий, но есть и сходство, которое доказывает, что книги являются составляющими частями Библии.
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.
Источник: https://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/vethij-zavet-i-novyj/
История создания Библии. Мир Ветхого Завета. Часть 3
«Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, книга святая, книга вечной истины, вечной жизни — Евангелие”.
В.Г. Белинский.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Так как мы начали новую серию статей «Открывая Священное Писание», хотелось бы глубже окунуться в саму историю создания Библии, Ветхого и Нового Заветов. Эта книга настолько весома и актуальна сегодня, что многие до сих пор поражаются данному факту. Вы спросите, чем же манит Библия? Ответ простой – своей уникальностью.
Скорее всего, у каждого на полке в шкафу стоит Библия. Но мало кто знает ее историю написания. Сегодня мы хотим поделиться историческими фактами о возникновения Библии.
Священное Писание – это уникальная книга, которая
- Создавалась на протяжении 1600 лет
- 60 поколений принимали участие в ее написании
- Более чем 40 авторов из всех слоев населения, включая царей, философов, крестьян, поэтов, рыбаков, государственных деятелей.
Среди них:
- Моисей – политический деятель
- Петр – рыбак
- Амос – пастух
- Иисус Навин – военачальник
- Неемия – виночерпий
- Даниил – премьер – министр
- Лука – врач
- Соломон – царь
- Матфей – сборщик налогов
- Павел – раввин
- Писалась в различных местах:
- Моисеем – в пустыне
- Иеремией – в темнице
- Даниилом – на склоне холма и во дворце
- Павлом – в тюрьме
- Лукой – во время путешествий
- Иоанном – на острове Патмос
- Другими авторами – во время военных действий
- Создавалась книга, как и в военное время, так и в мирное.
- Писалась в разных настроениях:
Одни писали ее в радости, другие пребывали в горе и печали.
- Писалась на трех континентах: Азия, Африка, Европа
- 3 языка написания: Иврит, арамейский и греческий.
- Тематика Библии включает в себя сотни тем.
- Целость Библии
По числу переводов Слову Божьему нет равных. По данным Британской энциклопедии «к 1966 году полный текст Библии был опубликован на 240 языках и диалектах. Отдельные книги Писания – еще на 739 языках, что в сумме составляет 979 переводов».
Библия переведена почти на все языки мира
В промежутке между 1950 и 1960 годами над переводами Библии трудились 3000 переводчиков.
Библия претерпевала гонения и самую нещадную критику в свой адрес. Ее сжигали, запрещали, объявляли вне закона от времени правления римских императоров до нынешних времен.
Вольтер
Сидней Коллетт в своем труде «Все о Библии» пишет: «Вольтер, знаменитый французский антирелигиозник, умерший в 1778 году, говорил, что через 100 лет после него христианство будет сметено с лица земли и уйдет в историю.
Что же случилось на самом деле? В историю ушел Вольтер, а популярность Библии растет по всему миру, и Священное Писание приносит благословение повсюду, куда оно попадает.
Кто – то верно отметил, что «скорее можно остановить плечом горящее колесо солнца на его огненном пути, чем прекратить шествие Библии».
Но через 50 лет после смерти Вольтера Женевское библейское общество приступило к печатанию Библии на его собственном печатном станке в его же доме. Вот такая насмешка истории!
Библия, конечно же, всегда превышала уникальность чьих – либо произведений из мировой литературы. В книге «Величайшие произведения английской классики» К.
Макафи писал: «Если бы все экземпляры Библии в каком – нибудь крупном городе были уничтожены, эту Книгу можно было бы в значительной мере восстановить за счет цитат на полках городской публичной библиотеки.
Существуют монографии по практически всем крупным писателям, посвященные тому насколько на этих писателей повлияла Библия».
Историками Йельского университета было замечено, что такое пристальное внимание как к Иисусу не порождала такого объема произведений среди стольких народов, и на стольких языках. И с каждым годом популярность к такому виду искусства набирает силу.
Канон Ветхого завета
Слово «канон» имеет большое количество значений. Это и «тростник», и «стандарт», и «список». Но по отношению к Священному Писанию, «канон» обозначает «официально принятый список книг».
Ветхий Завет содержит в себе три канона.
- Иудейский канон
- Христианский канон
- Протестантский канон
Ветхий Завет привлекает человеческий взор во всем мире. Миллионы людей обращаются к нему в поисках найти истоки христианства, иудейства и магометанства. Ученые весьма пристально рассматривают Ветхий Завет для того, чтобы лучше понять культуру Ближнего Востока в дохристианские времена.
Во всемирной литературе Ветхий Завет занимает особую нишу. Ни одна книга не сравниться с ней. Она была признана и государственными деятелями, и слугами, учеными и студентами, богатыми и нищими.
В составлении Ветхозаветного Канона различаются четыре стадии:
- – авторитетные изречения
- – документы
- – собрание Писаний
- – утвержденный Канон.
Авторитетные изречения.
Принцип каноничности для израильского народа начался с момента получения ими закона через Моисея на горе Синай. Бог дал веские слова, люди обязались повиноваться им, и Моисей записал их (Исх.24:3-4).
Авторитетные документы
Во Второзаконии сказано, что Моисей «вписал в книгу все слова закона сего до конца» и повелел левитам «возьмите сию книгу закона, и положите ее одесную ковчега завета и она там будет свидетельством против тебя”. Авторитет этой книги подтвердил Иисус Навин “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; поучайся в ней день и ночь” (И.Нав. 1.8).
Авторитетные собрания Писаний
Традиционное деление еврейских Священных Писаний на три части: Закон, Пророки и Писания, указывают как на стадии составления Канона, так и на различие тем.
Первые пять Книг Моисея, также называемые “Законом” (“Торой”) или Пятикнижием, как считают некоторые авторы, были закончены в их настоящей форме в царствование Давида. Возможно, что этот процесс продолжался еще несколько веков до царствования Ездры.
Пророки обычно делились на две группы:
1. Ранние:
- исторические книги Иисуса Навина
- 1-4 Книги Царств
- исторические книги Судей
2. Поздние:
- Исаия
- Иеремия
- Иезекииль
- пророки, включенные в книгу Двенадцати.
Как продолжение истории завета Бога с Израилем книги Ранних Пророков глубоко почитались народом Завета. Названия книг, которые связывали их с великими израильскими вождями. особенно с Иисусом Навином и Самуилом, повышали репутацию Писания.
Ситуация со Священным Писанием еще более сложна из-за различного характера включенных в него книг. Псалмы, Притчи, книга Иова – это поэтические и благочестивые книги. Пять книг, написанные на отдельных свитках, читались отдельно на ежегодных праздниках :
Песнь Песней – на Пасху
книга Руфи – на Пятидесятницу
Плач Иеремии – на разрушение Иерусалима в 586 г.
книга Екклесиаста – в праздник кущей
книга Есфири – на пурим.
Мир Ветхого Завета
Несмотря на такую длинную историю, Библия всегда остается самой актуальной книгой данного времени
Ветхий Завет содержит в себе 39 книг. Эти книги можно разбить на три группы:
- Первые 17 – от Бытия до Есфири – передают историческое развитие событий Израиля до 5 века до н.э.
- Пять книг: Иова, Псалтырь, Притчи, Екклесиаста, Песни Песней Соломона – классифицируются как литература мудрости и поэтические сочинения.
- Остальные 17 книг передают изречения пророков, которые произносят Слово Божье.
Распределение книг в Ветхом Завете было историческим делом. Порядок следования книг менялся в течение нескольких столетий после завершения Ветхого Завета.
За тот промежуток времени пока создавался Завет (а это не много не мало – почти 1000 лет), над ним работало около 30 авторов. Авторство некоторых книг неизвестно. Оригинальным языком написания Ветхого Завета был древнееврейский язык.
Техника Письма
В ветхозаветные времена стандартной формой сохранения Священного Писания были свитки. Рукописи Мертвого моря показывают природу древних свитков и методы письма.
Пергамент – альтернатива папирусу
Для написания текста использовался пергамент (специально обработанная кожа животных). Средний свиток пергамента с текстом составлял 9 м в длину и 25 см в ширину.
Отличительная черта древних текстов: писались тексты только при помощи согласных букв, в непрерывном порядке и почти без разделения на слова.
Свиток Исаии, например, состоит из семнадцати сшитых вместе листов и представляет собой полосу в 24 фута длиной. Для аккуратности письма писцы проводили горизонтальные и вертикальные линии.
Свиток – “тяжелые” знания
Однако ранние библейские документы, очевидно писались на папирусе, который для этих целей изготавливался в Египте.
Хотя официальные документы писались на папирусе, для более кратких писаний использовались и многие другие материалы, такие как, деревянные дощечки, воск или глина и кусочки битых горшков (остраки).
Непрочность папируса едва ли оставляет надежду найти папирусовые свитки в Израиле и Иордане, где климат, в противоположность Египту, слишком влажный, чтобы они могли сохраниться до нашего времени.
До 1488 года, когда первая древнееврейская Библия появилась в печати в Италии, все копии делались вручную.
Эпоха Ренессанса оказала большое влияние на перевод и распространение Святого Писания. Падение Константинополя дало новый толчок, который стал мотивацией переезда многих греческих ученых в Западную Европу.
Наряду с этим появилось дикое желание сделать Библию доступной для любого верующего. Как следствие, появились переводы Писания на родные языки. В 1522 году Мартин Лютер внес свою лепту в перевод Библии.
Таким образом, Библия начала появляться на английском, французском, итальянском и немецком языках.
В своей полноте Ветхий Завет может быть понят только как священная история. Для полного понимания его содержания и значения нельзя обойтись без принятий естественных исторических и сверхъестественных фактов Библии.
Записанный человеком под водительством Бога, Ветхий завет был принят как полностью заслуживающий доверия.
Слова авторов Библии, при правильном толковании их в рамках текста, безошибочно учат истине.
«В этой святейшей Книге — тайна всех тайн. Счастливы те, кто в состоянии открыть двери Библии и решительно идти по ее путям».
Байрон.
Текст подготовила Анна Позднякова.
Серия статей “Открывая Священное Писание”:
Источник: http://obodrenie.info/opening-the-scriptures-holy-bible/the-history-of-the-bible-world-of-the-old-testament/
Ветхий Завет
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием.
В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь.
Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны.
Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно.
Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
История возникновения ветхозаветных книг
Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).
Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу.
Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.
) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон.
Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн).
Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.
Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12).
При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем.
Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.
Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.
Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности.
Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия.
Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.
Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги.
Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников.
В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими.
Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн.
пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)
Ветхий Завет: ответы священников
- Почему были истреблены ханаанские народы?
- Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
- Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
- В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
- Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
- От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
- Почему Бог дал закон только израильскому народу?
- Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
- Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
- Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?
Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать
Источник: https://www.pravmir.ru/vetxij-zavet/
Должен ли христианин прочитать весь Ветхий Завет?
сайт Горловской и Славянской епархии
Зачем читать Ветхий Завет, если ветхозаветный закон уже отменён? Как приступать к его чтению? Читать всё по порядку — или начать с какой-то определённой книги? Что делать, если непонятно, трудно, неинтересно? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.
Зачем читать?
Ветхий Завет составляет большую часть Библии, и христианину очень важно ознакомиться с его содержанием. Зачем его читать? Как учат нас святые отцы, Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается. Надо попытаться прочитать Ветхий Завет через призму Нового.
Если это удастся, мы увидим, что Ветхий Завет готовил человечество к принятию Сына Божия, это было его главной задачей. Когда Господь наш Иисус Христос беседовал с законоучителями своего времени, Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
То есть Ветхий Завет говорит нам о Христе, и именно потому нам стоит прочесть его. Он ведёт нас к Нему.
Второй аспект: Ветхий Завет — часть Священного Писания, то есть он был написан через избранных мужей Духом Святым, это наша духовная пища, которая благодатно воздействует на нашу душу, насыщая её Словом Божьим. По этой причине читать его и нужно: это полезно и назидательно. Неслучайно духовенству и мирянам благословляется читать Священное Писание ежедневно. Изучением Ветхого Завета можно украсить многодневные посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский.
Какие сложности могут возникнуть с чтением Ветхого Завета?
Он писался много тысяч лет подряд, в разных исторических и культурных условиях, представителями разных народностей. Разобраться во всех нюансах — это труд, и нелёгкий. Думаю, целой жизни не хватит, чтобы изучить его досконально. Как бы я рекомендовал изучать его? — с точки зрения Священной истории. У нас есть её замечательные изложения: «Библейская история Ветхого Завета» А. П.
Лопухина и «Священная история Ветхого Завета» протопресвитера Михаила Богословского, которые можно найти не только в печатном, но и в электронном виде. Эти книги помогут ознакомиться с историей Ветхого Завета. Для начала этого будет достаточно.
Почему для начала? — потому, что если взяться читать всё подряд, можно заблудиться, как в дремучем лесу, так что изучать ветхозаветные книги надо последовательно.
С чего начать?
Думаю, начинать чтение лучше с Книги Бытия, повествующей о сотворении мира. Она написана в довольно простой повествовательной форме. Рекомендую также книгу Исход — о том, как евреи покинули Египет и блуждали по пустыне. А вот следующие книги — Левит, Числа и Второзаконие — сложнее, в них рассказывается, какие религиозные нормы и правила были установлены для евреев — например, закон об обрезании, разделении животных на чистых и нечистых и так далее.
На эти правила сегодня можно не обращать внимания, потому что мы живём в новозаветное время, когда изменился формат отношений Бога и человека. В Ветхом Завете было предсказано, что наступят новозаветные времена. Один из пророков говорил, что Господь положит Новый Завет между людьми, и закон будет написан не на камне, а на сердце. Часть установлений, в том числе и религиозных, утеряли значение.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что новый Завет отстоит от Ветхого как небо от земли.
Ветхий Закон может испугать своей жестокостью
Люди могут ужаснуться, читая о взятии Иерихона или других городов Ханаанских. Есть упоминания, когда Господь повелевал уничтожить всех поголовно, вплоть до скота.
Откуда такая жестокость? Мы не должны делать ошибку, пытаясь наше современное мировоззрение, моральные и нравственные нормы переносить на ветхозаветное время. Народ тогда был очень жестокий, и истребление какого-то другого народа — по нашим меркам геноцид — было в порядке вещей.
В те времена выживали по законам джунглей, и этому не стоит удивляться. Очень полезно взглянуть на события тех времён глазами современника и осознать, насколько Христос смягчил наши сердца.
На какие места Ветхого Завета нужно обратить внимание?
Я бы рекомендовал обязательно почитать пророка Исаию, которого называют ветхозаветным евангелистом. Он предсказывал страдания Спасителя — больше в Ветхом Завете нет пророчеств о том, как Христос будет искупать Своими страстями род человеческий. Невероятно, но 53-я глава книги Исаии буквально описывает страдания Христа на Голгофе. Эту книгу нужно прочесть непременно, возможно — даже в первую очередь.
Можно также прочесть Книгу Царств, но в ней очень сложно разобраться: когда древний Израиль разделился на Иудею и собственно Израиль, там в одно и то же время правили цари с одинаковыми именами. Но если нам это удастся, то мы увидим, что Господь вёл Свой народ и не оставлял людей. Вообще, история Ветхого Завета — это история уникального времени воздействия Духа Святого на сердце человеческое. Такой синергии сегодня мы уже не наблюдаем, Господь сказал всё через Сына Своего.
Сейчас Священное Писание уже не пишется. В этом — уникальность Ветхого Завета.
Как читать?
Я бы рекомендовал читать Ветхий Завет блоками. Целенаправленно изучать какую-то одну книгу с параллельными комментариями. Надо искать информацию о том, в какое время, кем и для кого она была написана — то есть важно погрузиться в контекст. Можно читать и по главе, но важно помнить: для системного изучения, а не прочтения, лучше искать дополнительные сведения, чтоб понять всё более полно.
Такую информацию в настоящее время проще всего найти в интернете — в нашем распоряжении множество хороших фундаментальных сайтов, например, Азбука веры, Богослов.ру, Предание.ру и многие другие. Надо зайти в раздел «Библеистика» и читать всё, что есть по теме. Вам также может помочь «Толковая Библия» А. П.
Лопухина, по которой так хорошо изучать Священное Писание (и которой, к слову, с той же целью очень активно пользуются сектанты).
Не будем забывать и о творениях святых отцов: у каждого из них есть толкования на те или иные книги Ветхого Завета. Святые Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, Афанасий Великий — можно смело читать всё, что они писали. Например, прекраснейшее и пространнейшее толкование на Шестоднев есть у святого Василия Великого, на Псалтирь — у святых Афанасия Великого и Феодорита Кирского.
Всё это поможет более полно ознакомиться с текстами Ветхого Завета. Главное — избежать буквализма и формализма. Воплощать в жизнь правила Ветхого Завета будет ошибкой. Апостолы на Иерусалимском соборе в 51 году постановили, что не надо держаться ветхозаветных норм. Да, мы не вкушаем кровь, идоложертвенное, удавленное и воздерживаемся от блуда. Все остальные нормы для нас неактуальны.
Библия — это феноменальное явление в мировой культуре. Книги, написанные в разные времена, разными людьми, в абсолютно разных условиях, были собраны под одной обложкой и говорят об одном и том же. Перед нами удивительное единение Духа Божия и человеческой души. Наша задача — изучать Книгу книг поэтапно, по мере нашего духовного роста. Надо только не лениться, и тогда и Ветхий Завет, и вся Библия явят нам свои сокровища.
Записала Екатерина Щербакова
Источник: https://pravlife.org/ru/content/dolzhen-li-hristianin-prochitat-ves-vethiy-zavet
Что такое Ветхий Завет Заповеди Ветхого Завета
Многие люди нашего времени, будучи постоянно погруженными в работу и ежедневные заботы, не имеют времени досконально узнать о том, что такое Ветхий Завет. Конечно же, известно каждому что это Священное Писание, которое является начальным в Библии. Однако о его происхождении, структуре и особенностях осведомлены единицы. Сейчас мы попробуем приоткрыть завесу сакральных тайн и рассмотрим детально, что такое Ветхий Завет, как его трактуют и из чего он складывается.
Общее описание
Ветхим Заветом именуется древнейшая часть христианской Библии. Также это самое старинное еврейское Священное писание (Танах), которое имеет для данного народа очень большое сакральное значение. Ветхий Завет — это можно сказать общие религиозные правила для всех христиан и иудеев. Они в себя включают поучительные рассказы, мифы, неоспоримые догмы и немалую часть реальных событий, то бишь историю, по которой многие исследователи восстанавливали картины прошлого.
Языковой вопрос
Досконально понять, что такое Ветхий Завет можно исходя из того языка, на котором он был изначально составлен. Основная часть книг, которые входят в его состав, были написаны на древнееврейском языке, в период с 13 по 1 век до нашей эры. Некоторые же части книг Даниила и Ездры составлялись во временном промежутке с первого века до новой эры по третий век новой эры.
Эти писания составлены на арамейском языке. Эти данные дают возможность понять, что Святое Писание с самого начала своего существования предназначалось одному этносу — семитскому. Однако позже, когда новая христианская религия нуждалась в определенном фундаменте, именно книги и мифы Ветхого Завета были переведены на древнегреческий язык.
Так появились истоки христианской Библии, которыми мы довольствуемся сегодня.
Каноны Святого Писания
Пожалуй, сегодня каждому известно, что все заповеди Ветхого Завета, его истории, мифы, сказания и прочие разделы в каждой отдельной отрасли христианства имеют совсем различную трактовку. Некоторые части Библии, которые присутствуют, скажем, в католических изданиях, совсем неприемлемы для протестантов, или же отсутствуют в православии.
Вовсе иным миром представляется Ветхий Завет, который исповедуют иудеи. Танах расшифровывается ими в особо свете, так как религия их и традиции принципиально отличаются от наших. В данном вопросе можно выделить три основных трактата — иудейский, православный и католический.
В некоторых источниках можно также найти четвертый — протестантский, однако он полностью идентичен с иудейским.
Иудейский канон
Самая древняя и по совместительству иудейская версия Святого Письма именуется Танахом. Она состоит из трех частей, которые до сих пор исповедуются евреями на старинном языке. Первая часть — Закон или Тора. Она включает в себя Пятикнижие Моисеево. За ней следуют Пророки или Невиим. Тут свои изложения расписали пророки Ветхого Завета.
Именно исходя из их статуса данный раздел был поделен еще на три части — Ранние пророки, Поздние и Малые. Отметить стоит, что в Невииме также имеется множество исторических хроник, которые правдивы. Третья часть Ветхого Завета — это Писание, или, говоря на родном языке, Ктувим.
Тут находятся рассказы израильских мудрецов, а также сакральная поэзия самых давних лет.
Александрийский канон
После того как в Александрии Танах был переведен на древнегреческий язык, появилась новая версия будущей Библии — Септуагинта. По своей структуре, порядку расположения книг и прочим моментам она принципиально отличалась от исходной версии, потому иудеи и не приняли ее, создав в то время целый фронт религиозного противостояния.
Итак, первая часть — Пятикнижие, или Второзаконие, чаще всего именуется как Бытие. Часть вторая — исторические книги. Преимущественно тут собраны рассказы Иисуса Навина. Третья часть Септуагинты — это поэтические книги. Это своеобразные сказания Ветхого Завета, которые весьма поучительные и несут в себе множество морали.
Они включают в себя писания Иова, книги Соломоновых притчей и Кингу Екклесиастов. Последний раздел четвертый, включает в себя пророчества — Малахии и Исайи. Тут также необходимо выделить, что именно в православном Ветхом Завете насчитывается 39 канонических книг и 11 неканонических.
Глядя же на Завет через католическую призму, можно увидеть только 46 канонических книг.
Пересмотрим еще раз иудейских пророков
На самом деле имена тех персонажей, которые составляли Святые Писания, ставшие основой одновременно двух религий, давно на слуху у каждого человека. Но для того, чтобы быть более конкретными, мы составим список самых «главных» из них — или ранних, а после рассмотрим остальных — поздних и малых.
Основные пророки Ветхого Завета — это бесспорно Исаия, Иеремия, Изекииль и Даниил. Поздними являются Иона, Иоиль, Осия, Амос, Аввакум, Софония, Наум, Михей, Аггей, Малахия, Захария, Авдий. В целом пророки в своих книгах утверждали, что любые морально-этнические ценности всегда должны быть выше культурных.
Что самое главное — их учения были и остаются основой иудаизма, а также они стали фундаментом христианства во всех его формах.
Библия — это сказка?
С детства нам всем известно, что даже в простейшей сказке имеется своя мораль, учение, то, что необходимо почерпнуть что пригодится в жизни. Именно из таких рассказов, которые в огромной степени учат нас жить в соответствии с Законами Бога, состоит почти половина Библии.
Мифы Ветхого Завета — это поучительные истории, которые передавались в письменном виде из поколения в поколение. Они полезны и детям и взрослым, потому читать их рекомендуют как можно чаще. Среди самых знаменитых из таковых можно выделить рассказ «Юдифь и Олоферн». Также полезным является повесть о Сусанне и лживых старцах.
У каждого явно на слуху знаменитый «Суд Соломона», а также небольшой рассказик «Давид и Голиаф».
Интересная история Скрижалей
По преданию, заповеди Ветхого Завета были даны Моисею самим Господом на горе Синай. Они были выточены на скрижалях — каменных табличках, которые, как многие утверждают, и стали первой версией Библии. Молния ударила в камень, расколов его на две части. На каждой из них были высечены десять слов, которые и стали основой библейских законов. Кратко перечислим их ниже:
- Я — Господь твой.
- Не делай себе кумира.
- Не упоминай имя Господа всуе.
- Шесть дней работай, а на седьмой — ничего не делай.
- Почитай отца и мать своих.
- Не убей.
- Не прелюбодействуй.
- Не укради.
- Не солги.
- Не желай дома ближнего своего.
Что такое Ветхий Завет. Заповеди Ветхого Завета
Многие люди нашего времени, будучи постоянно погруженными в работу и ежедневные заботы, не имеют времени досконально узнать о том, что такое Ветхий Завет. Конечно же, известно каждому что это Священное Писание, которое является начальным в Библии. Однако о его происхождении, структуре и особенностях осведомлены единицы. Сейчас мы попробуем приоткрыть завесу сакральных тайн и рассмотрим детально, что такое Ветхий Завет, как его трактуют и из чего он складывается.
Библия – это сказка?
С детства нам всем известно, что даже в простейшей сказке имеется своя мораль, учение, то, что необходимо почерпнуть что пригодится в жизни. Именно из таких рассказов, которые в огромной степени учат нас жить в соответствии с Законами Бога, состоит почти половина Библии.
Мифы Ветхого Завета – это поучительные истории, которые передавались в письменном виде из поколения в поколение. Они полезны и детям и взрослым, потому читать их рекомендуют как можно чаще. Среди самых знаменитых из таковых можно выделить рассказ «Юдифь и Олоферн». Также полезным является повесть о Сусанне и лживых старцах.
У каждого явно на слуху знаменитый «Суд Соломона», а также небольшой рассказик «Давид и Голиаф».
Ветхий Завет и Новый Завет: описание, содержание, сходства и различия :
Всякий мало-мальски образованный христианин скажет, из чего слагается Библия, священное Писание: из Ветхого и Нового Завета. Какое между ними сходство и каково отличие? Это предстоит нам выяснить в нашей статье. Само слово «ветхий» в русском языке подразумевает не только «старый», но и «ненужный». И как тут не вспомнить пассаж из Евангелий о том, что не пришивают новую заплату к старой рубахе? Обветшалую одежду принято выбрасывать.
А новое молодое вино способно разорвать старые мехи. Так почему же Ветхий Завет до сих пор является составной частью Библии? Не пора ли его сдать в утиль, сделать памятником письменного творчества древнего еврейского народа? Читая Ветхий Завет, невольно поражаешься аморальности Иеговы: по рекам проливаемой крови эту книгу можно сравнить с каким-нибудь современным триллером. Заповеди Христа на этом фоне выглядят абсолютной противоположностью.
В чем загадка комплекса Библии? Давайте разбираться.
Время написания
Само название — Ветхий Завет и Новый Завет – указывает на то, что составные части Святого Писания были созданы в разные эпохи. Причем священная книга иудеев формировалась в срок поистине эпический. Библеисты указывают, что наиболее древние фрагменты относятся к тринадцатому веку до нашей эры, а самые новые – к 3 ст. до н. э.
События, описанные в Новом Завете, связаны с рождением, учением и смертью Иисуса Христа. Эта часть Библии была создана в течение полувека. Написана она на койне. Этот вариант греческого наречия в эллинистическую эпоху служил в Средиземноморье языком межнационального общения, как латынь в Средневековье или английский в современную эпоху.
Ветхий Завет у иудеев называется Танах.
Описание Ветхого Завета
Эта первая часть Библии состоит из четырех больших разделов. Предваряет Ветхий Завет Пятикнижие, которое в иудаизме называется Торой. В этом разделе изложен Закон Моисеев. Как видно из названия, Тора состоит из пяти книг (от Бытия до Второзакония). В них излагаются события, произошедшие от сотворения мира до прихода иудеев в Моав.
Двенадцать последующих книг (от Иисуса Навина до Есфири) повествуют об истории еврейского народа. Далее следует раздел, который условно можно назвать поэтическим. В него входят пять книг: Иова, Псалтырь, Притчи, Екклесиаст и Песня Песней. И завершает Танах писания пророков. В этом разделе 17 книг (от Исайи до Малахии).
Напомним, что Ветхий Завет и Новый Завет, то есть полная Библия христиан включает также одиннадцать неканонических книг (Товит, Сирах и другие).
Описание Нового Завета
Танах одинаково почитаем всеми «верующими Книги». А вот вторая часть Библии является источником веры только для христиан. Если сравнивать священные книги Ветхого и Нового Завета, то по объему последний значительно уступает первому. Он также состоит из четырех разделов. Вначале идут четыре канонических Евангелия, описывающие Рождество, учение, Страсти и Воскресение Иисуса Христа.
Второй раздел посвящен истории Церкви. Он состоит лишь из одной книги – Деяний. Потом идут послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла. Всего таких писем включено в Библию двадцать одно. И завершает Новый Завет Откровение. К слову, существует не только четыре Евангелия. Имеются и другие, написанные апостолами (Иудой, Фомой).
Но эти Евангелия Церкви не включают в канон и называют апокрифами.
Ветхий Завет и Новый Завет: различия
Как мы уже упоминали, изучение Библии ставит читателя в тупик: неужели обе части Библии говорят об одном и том же Боге? В книге «Исход» Бог внушает иудеям обокрасть египтян, он требует жертвоприношений (в том числе и человеческих – см. Быт.22:2).
Как не вяжется все это с Нагорной проповедью Христа: не убий, не укради, не прелюбодействуй. И если Ветхий Завет говорит «око за око» (Левит, 24:20), то Новый – «любите ваших врагов, проклинающих вас благословляйте» (Матф.5, Лук. 6). Различия между двумя частями Библии сразу же бросаются в глаза.
Давайте конкретизируем их, сопоставив книги Ветхого и Нового Заветов.
Главный посыл двух частей Библии
Особое внимание в Торе уделяется обетованию, которое Иегова дал Моисею. Бог обещал ему и народу израилевому землю, где они поселятся. Пророки предсказывали приход Мессии. Он должен будет воздвигнуть новое царство, которое вовек не разрушится. Новый Завет особое внимание придает приходу Христа как Спасителя.
Христиане верят, что Сын Божий вновь придет, чтобы судить живых и мертвых. В Ветхом Завете нет понятия «Отца Небесного». Бог, которого описывает первая часть Святого Писания, зол, ревнив и жесток. Он требует жертвоприношений животных. Но, как мудро заметил апостол Павел, «кровь козлов и тельцов не смывает грехи» (Евр. 10:4).
Вторая часть Библии говорит не о физическом родстве, а о духовном. Иисус говорит: «Кто исполняет Мои заповеди, тот Мне и мать, и брат». Поэтому христианство – мировая религия, поскольку обращает свою проповедь на всех людей. Иудеи уделяют большое значение святым местам.
Если сравнивать Ветхий Завет и Новый Завет, Бог Израиля избрал себе Иерусалим, чтобы там ему приносили жертвы. Истинные христиане не имеют нужды боготворить какие-то места, поскольку Отец Небесный существует в Царствии.
Сходство Ветхого и Нового Заветов
Почему же существует общий сборник святых текстов, называемый Библией? Ветхий и Новый Завет, вместе с многочисленными отличиями, имеют и немало общих посылов к читателю. Во-первых, это писания пророков. Еще до прихода Иисуса на землю, ясновидцы, вдохновляемые Богом, пытались предуготовить своих одноплеменников к прибытию Мессии.
Не забываем, что апостолы распространяли учение Христа в иудейской среде. Поэтому им важно было показать родословную Сына Божия (он должен был «восстать из колена Давидова»), признать, что они новой верой не ломают Закон, но дополняют его. В Новом Завете есть немало ссылок на Ветхий. Земная биография Сына Божия часто подтверждает сказанные ранее пророчества.
Однако христианство предлагало людям большее. Апостол Павел прямо говорит об этом в Послании к евреям: «Если первый завет был бы без недостатка, тогда не нужно было искать другого».
Когда к Христу пришел человек и спросил, что делать, чтобы достичь жизни вечной, Тот сказал: «Ты знаешь Закон (Моисеев), что там написано?» И когда человек перечислил иудейские заповеди, Сын Божий сказал: «Правильно говоришь. Только нужно еще, чтобы ты роздал имущество свое, взял на плечи крест добрых дел и следовал за Мною».
Все ли христианские течения принимали книги Священного Писания (Ветхого и Нового Завета)
Разница между двумя частями Библии настолько разительна, что некоторые конфессии отбрасывали определенные тексты как не соответствующие христианской морали. Это было и в античные времена, и в эпоху Средневековья.
Например, диссидентские христианские течения во Франции, Бельгии и Италии, которых верующие называли Добрыми Людьми, а католические оппоненты – еретиками-катарами, поначалу (с Х по XII век) не принимали кодекса Ветхого Завета (кроме Псалмов).
Они говорили, что в их противниках, представителях великих церквей, живет «дух Илии», тогда как они сами движимы Духом Святым.
Источник: https://www.syl.ru/article/321567/vethiy-zavet-i-novyiy-zavet-opisanie-soderjanie-shodstva-i-razlichiya