Как царица Елена нашла Крест Христов
Обычно распинали людей обнаженными, часто обливали тела испражнениями или помоями, чтобы рой мух одолевал несчастных. В распятых нередко кидали камни, умножая кровоточащие раны. Под мучениками на крестах устраивали гнусные представления, которыми унижали достоинство человека.
Казнь на кресте свидетельствовала о полной беспомощности казнимого. В древние времена беспомощных не любили, они становились объектом нападок и унижения.
Почему царица Елена искала орудие казни?
И вот теперь представим женщину, прожившую 80 лет в таком вот восприятии этой казни, которая вдруг полюбила орудие смерти другого человека. Крест!
Для меня всегда стоял вопрос: почему царица Елена, престарелая мать императора Константина, вдруг организовала экспедицию в Элию Капитолину (нынешний Иерусалим) ради одного: найти Крест Христов?! Что именно эту женщину привлекало в такой задаче? Найти орудие казни? Да. Казни Иисуса Христа. Но почему именно орудие казни? Почему не другие артефакты она спешила найти?
Предание и описание Евсевия Кессарийского приоткрывают нам особенности первых письменно зафиксированных раскопок царицы. Она сама не отходила от места раскопок, не только надзирая, но и деятельно участвуя.
Престарелая матрона восседала на курульном месте под большим зонтом весь день, невзирая на палящее солнце. Она с интересом наблюдала за работой нанятых копателей, ободряя их мелкими и легкими, как лепестки, золотыми монетами, которые бросала в мусор, что им надлежало выгрести из брошенной цистерны.
И это заставляло их быстрее выкидывать мусор, чтобы добраться до желаемого золота.
Свидетельства того, что обретенный Крест — Христов
Огромная цистерна, где проводились археологические раскопки, была вырублена при Ироде Великом, когда возводились стены вокруг Иерусалима. Но после строительства вода оказалась не востребована, и цистерна стала засоряться мусором.
Ее местонахождение у Голгофы (традиционного для Иерусалима места казни) определило участь братской могилы для невостребованных казненных тел, которые сбрасывались в цистерну римлянами вместе с патибулумом (перекладиной, к которой пригвождались руки распятых). Т.е.
римляне обычно не вынимали гвозди из рук казненных и хоронили их пригвожденными к перекладине.
Гвозди вынимали только родственники убитых, если им удавалось получить тела мертвецов.
Дело в том, что гвозди были бронзовыми и загибались с обратной стороны дерева. Разогнуть их, чтобы вынуть из деревянной перекладины и из тела, было трудно
В общем, в цистерне за века собралось много костей и патибулумов. Столбы же (статикулум), на которые воздвигали перекладины (патибулум) для распятия, обычно на месте казни стояли постоянно.
Когда Спаситель нес, согласно евангелистам, Свой Крест по Иерусалиму, то речь шла только о верхней перекладине (патибулум), которую по римской традиции тоже называли крукс, т.е. крест.
Его и нашли для царицы Елены в заброшенной цистерне в 326 году от Воплощения Бога Слова. Дело в том, что не только найденная рядом табличка на трех языках “Иисус Назарянин Царь Иудейский” свидетельствовала о настоящем Кресте Господнем, а и то, что из патибулума были вынуты гвозди! Такие перекладины встречались редко, и единственная была возле найденной титулус (таблицы с надписанием). Прочие патибулумы были с гвоздями и останками распятых.
Итак, Крест найден. Принесен царице вместе с титулусом и гвоздями. Дальше епископ Макарий испытывает его вместе с другими крукс на теле покойницы. Та воскресает от прикосновения истинного Древа Животворящего. И это становится поводом для ликования царицы и всей христианской общины. Но вопрос остался открытым: почему для Елены было необходимо найти именно Крест?
Почему именно Его Креста так важно было коснуться?
Боюсь дать исчерпывающий ответ. Но мне видится, что святая Елена, как и древние христиане, видели утверждение веры в жертвенном исповедании. И пламенная проповедь апостола Павла о Кресте была квинтессенцией Христианства того времени.
Для царицы, как и для прочих христиан, было важно коснуться орудия казни их Учителя, как лобзали они орудия казни тех, кто последовал за Учителем. Это был первоисточник их веры. Ведь Господь пострадал для того, чтобы христиане верили и обрели спасение. Орудие казни стало терять значение позора.
Раз Он, Христос, был реально распят и Тело Его было снято с Креста и положено в гробницу, значит дальше события развивались в Евангельском ключе обетования. И царственной старухе важно было незадолго перед смертью коснуться символа ее веры, чтобы не бояться.
Ее исповедание случилось в этом акте обнаружения главнейшего артефакта ее души — она нашла Крест!
Все остальные находки: Гроб, Голгофа, Вертеп Рождества, Темница Христова, — были обнаружены, раскопаны позже. Но прежде епископ Иерусалима воздвигал перед народом Крест, на котором ранее были пригвожденные руки Христовы — Воскресшего затем Спасителя. И народ восклицал великую молитву: “Господи, помилуй!”.
Обнаружение Креста было важно не только для матери императора. С извлечением этой реликвии из грязи веков стало многое меняться. И уже император Константин запрещает в Империи крестную казнь. А Распятие Христово постепенно приобретает смысл прямо противоположный прежнему — позорному. Со временем над Распятием на иконах на титулусе стали писать краткую надпись: “Царь Славы”.
Эта надпись обновила сознание людей в отношении не просто Креста Господня, а самой миссии Принесшего на землю Евангелие. Теперь это не нищий проповедник возвещает невиданные вещи, а Сам Владыка твари царственно зовет с Собой в вечные обители радости Своего Царства. И Крест — лествица в Небо.
Он становится сокровищем каждого христианского сердца, которое не прячут в темных сокровищницах, но жаждут воспользоваться им, чтобы Христова победа была реализована в каждом верном.
Потому праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня в древности праздновался на уровне Пасхи. И царица Елена стала именоваться равноапостольной. Она не многое проповедовала словесно. Но ее проповедью стало многотрудное обретение стержня всякой христианской проповеди — Креста.
архимандрит Алипий (Светличный)
Источник: https://pravlife.org/ru/content/kak-carica-elena-nashla-krest-hristov
Анатомия распятия. Семь ужасающих фактов о казни на кресте
Приближается светлый праздник Пасхи — одно из главных религиозных торжеств, когда христиане всего мира славят воскрешение Спасителя
Это событие стало символом вечной жизни и искупления грехов. Но сегодня, вспоминая библейские сюжеты, мы и представить себе не можем, какие адские муки испытывал ХРИСТОС. Проведенные в разные годы исследования, подкрепленные медицинскими заключениями, подтвердили слова ЦИЦЕРОНА: смерть на кресте — «самая ужасная из всех казней, какие придумали люди».
Распятие как способ казни ввели в обиход вавилоняне, не желавшие осквернять землю мертвыми телами казненных преступников. Греки считали это наказание крайне унизительным, а евреи называли повешенных на кресте проклятыми. В Риме в I в. до н.э. распятие широко применялось для наказания рабов, дезертиров и государственных преступников.
Существует немало теорий относительно того, что же в конечном итоге добивало несчастных, которых казнили столь болезненным способом. Наиболее вероятной причиной смерти распятого на кресте считается удушье.
https://www.youtube.com/watch?v=5_aqKGOINlA
Когда распятую за руки и ноги жертву поднимали на крест, под действием веса тела происходило перерастяжение грудной клетки. Несчастному приходилось все время приподниматься на ногах и руках, чтобы обеспечить подвижность диафрагмы. Как только измученные мышцы ослабевали, тело повисало на гвоздях. В легких накапливался углекислый газ, и человек больше не мог сопротивляться удушью.
Ужас 2. Гвозди пробивали оголенные нервы
Пытаясь подтянуться вверх, чтобы вдохнуть, казнимый еще больше травмировал запястья, пробитые четырехгранным гвоздем с зазубринами. Что, кстати, могло привести к заражению крови.
Даже если ослабевший человек переставал бороться за жизнь и висел неподвижно, постоянное соприкосновение нерва с куском металла причиняло невыносимую боль. (Ощущения при лечении зуба без анестезии — цветочки по сравнению с тем, что испытывали распятые.)
Ужас 3. Жертва захлебывалась рвотными массами
Когда несчастный, истерзанный бичеванием, терял 1 — 1,5 литра крови, у него начинал обильно выделяться пот, и жажда одолевала его еще больше. Беднягу мучила тошнота, возникала рвота. В результате человек рисковал захлебнуться собственными рвотными массами.
Ужас 4. Суставы трещали от нагрузки
В тот момент, когда жертве прибивали к балке руки и ставили крест вертикально, вес тела полностью ложился на руки. Этого было достаточно, чтобы вывихнуть оба плечевых сустава. В результате руки смещались за пределы нормального диапазона движения на 15 сантиметров. Движение по кресту вконец срывало кожу с изодранной в клочья спины.
Ужас 5. Отказывали все органы
Невозможность нормально дышать, вызванная давлением на диафрагму, и отток крови в нижнюю часть тела приводили к тому, что практически все жизненно важные органы начинали страдать из-за нехватки кислорода. Когда из-за этого одновременно отказывают все органы, тело распятого превращается в сгусток непрекращающейся боли.
Ужас 6. Перебивали ноги
Если римским палачам казалось, что процесс затянулся и приговоренный долго не умирает, ему дробили молотом бедренную кость. Эта манипуляция окончательно лишала человека возможности двигаться и сопротивляться удушью, и смерть наступала быстрее.
Ужас 7. Разрывалось сердце
Один из палачей «копьем пронзил Иисусу ребра», после чего из грудной клетки потекли «кровь и вода». Возможно, обширное кровоизлияние случилось после того разрыва сердечной стенки, когда кровь смешалась с жидкостью из перикарда — околосердечной сумки. Это может объяснять тот факт, что Христос умер не обычной для распятых смертью от удушения, а от сердечного приступа.
Где посмотреть реликвии
Ряд христианских святынь, относящихся к библейским событиям, связанным с последними днями жизни ИИСУСА ХРИСТА, почитаются особо. Они разбросаны по всему миру, подлинность части вещей оспаривается, а некоторые представлены в нескольких вариациях.
- КРЕСТ, на котором был распят Иисус. Крупные фрагменты хранятся в соборе Святого Петра в Риме (Ватикан), в Нотр-Дам-де-Пари, в монастыре в Цетинье (Черногория), в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция), в Музее императорской резиденции Ховбург (Вена).
- ГВОЗДИ, которыми Иисус был прибит к кресту. До сих пор непонятно, сколько всего было гвоздей. Артефакты представлены в базилике Святого Иерусалимского Креста (Рим), в кафедральном соборе Святого Петра (Трир, Италия), в соборе Рождества Богородицы (Милан), в Музее истории искусств в Вене, в Нотр-Дам-де-Пари, в соборе Дуомо-ди-Монца (Милан), в храме Христа Спасителя (Москва).
- ТИТЛО — дощечка с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский» — в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме.
Увидеть дощечку с надписью «INRI» можно в Риме
- КОПЬЕ, которым римский воин Лонгин проткнул грудную клетку распятого Христа, хранится в храме Эчмиадзин (Ереван, Армения).
- ПЛАТ ВЕРОНИКИ (Вуаль Вероники) — нерукотворное изображение Спасителя, появившееся на платке, который святая Вероника подала Иисусу Христу, когда он нес крест на Голгофу. Хранится в соборе Святого Петра в Риме.
- ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ находится в соборе Нотр-Дам-де-Пари.
- ШИПЫ ИЗ ТЕРНОВОГО ВЕНЦА (около 70): в базилике Святого Иерусалимского Креста в Риме, в церкви Святого Иоанна Крестителя в Венеции, в Музее истории искусств в Вене, в базилике Святителя Николая в Бари (Италия), в сокровищнице кафедрального собора Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо) в итальянской Генуе.
- ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА — хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском Турине.
Собор Иоанна Крестителя в Турине, где хранится знаменитая плащаница
- СВЯТАЯ КРОВЬ ХРИСТОВА — поклониться сосуду с реликвией можно в базилике Святой Крови в Брюгге (Бельгия).
Ужасные мучения Христа
НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Источник: https://www.eg.ru/society/498686/
Как умерли первые двенадцать апостолов?
Недавно, читая на популярном христианском веб-сайте об Апостолах, я случайно наткнулся на список того, как, предположительно, умер каждый апостол. Я помнил, что некоторые из них были убиты довольно жестоко, но все же, я был шокирован некоторыми деталями. Из любопытства я провел собственное исследование на эту тему, о котором вы прочтете ниже.
ОГОВОРКА: Эти смерти описаны довольно детально, поэтому подготовьтесь. Кроме того, многие подробности о смертях апостолов нельзя найти в библейском повествовании или даже на LDS.org. Многие из них исходят из источников, имеющих отдаленное отношение к истории, из апокрифических или не-СПД-источников. Я предоставил ссылки на эти источники, но я не удивлюсь, если одна-две подробности окажутся некорректными. Я вас честно предупредил.
1. Симон Петр
Если вы и знаете о каких-то смертях апостолов, то, скорее всего, о смерти Петра. После многочисленных злоключений в Риме, он был распят. Но, чувствуя себя недостойным распятия таким же образом, как и его Спаситель, Петр попросил, чтобы его распяли вверх ногами на перевернутом кресте, что и было сделано.
2. Андрей (брат Петра)
Андрей нечасто упоминается в Библии, а доступной информации об обстоятельствах его смерти еще меньше. Но вот что говорит об этом National Geographic:
Согласно историку религии XV века Дорману Ньюману, Андрей – брат Петра – отправился в Патры в западной Греции в 69 г. н.э., где римский проконсул Эгиат спорил с ним о религии. Эгиат пытался убедить Андрея отказаться от христианства, чтобы не пришлось его пытать и казнить.
Но когда это не сработало, очевидно, он решил предоставить Андрею полный набор жестокого обхождения. Андрея бичевали, а затем привязали к кресту, но не прибили, чтобы он дольше страдал перед смертью.
Андрей оставался живым на протяжении двух дней, в течение которых он проповедовал прохожим.
3. Иоанн Богослов (также Иоанн Возлюбленный)
Традиционное христианское мнение предполагает, что Иоанн Богослов умер от естественных причин на острове Патмос, где он жил в изгнании. Однако, согласно верованиям Святых последних дней, мы полагаемся на 7 раздел Учения и Заветов:
И сказал Господь мне: Иоанн, возлюбленный Мой, что ты желаешь? Ибо, если попросишь, чего пожелаешь, будет дано тебе.
И я сказал Ему: Господи, дай мне власть над смертью, чтобы я мог жить и приводить души к Тебе.
И сказал Господь мне: Истинно, истинно говорю Я тебе, так как ты пожелал это, то будешь пребывать, пока не приду Я во славе Моей, и будешь пророчествовать перед племенами, коленами, языками и народами.
Так что вполне возможно, что Иоанн просто бродит где-то рядом, проповедуя Евангелие, пока мы разговариваем.
4. Иаков (брат Иоанна)
На самом деле, есть отрывок из Библии, который подтверждает эту информацию, он находится в Деяниях 12:1-2:
В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло.
И убил Иакова, брата Иоаннова, мечом.
Вот и все. Ирод был плохим парнем.
5. Варфоломей (также известный как Нафанаил)
О смерти Варфоломея известно очень мало. Некоторые источники просто говорят, что он был замучен, а другие говорят, что с него содрали кожу и обезглавили. Один источник говорит, что кожу с него «сняли ножами» (flayed with knives).
«Flayed» может означать, что кожу просто содрали, но также может означать, что кожа была содрана из-за побоев или избиения хлыстом. И действительно, другая гипотеза предполагает, что из-за тяжелых избиений хлыстом кожа Варфоломея была разодрана «в клочья».
Общее в этих разных теориях то, что, какой бы ни была причина смерти, это было весьма неприятно.
6. Филипп
Люди, похоже, расходятся во мнениях относительно обстоятельств смерти Филиппа. Один источник полагает, что он был повешен, другой полагает, что распят во время его служения в Египте. В те времена люди не были большими поклонниками христианских миссионеров.
7. Фома
Каждый источник, который я нахожу о смерти Фомы, предполагает, что он был где-то заколот копьем во время своего служения в Индии. Кошмар.
8. Матфей (сборщик налогов)
Этот христианский веб-сайт говорит о том, что Матфей «стал миссионером и был арестован в Эфиопии. Именно там он был сожжен на костре или прибит к земле копьями, а затем обезглавлен. Кроме этого известно очень мало, так как Матфей был в очень отдаленном месте в Африке и пошел туда, куда немногие историки или христиане отважились бы пойти».
National Geographic дает немного другую версию, говоря, что, согласно легенде, Матфей был «заколот в спину мечником (в Эфиопии), посланным царем Гертакусом, после того как Матфей порицал нравственность царя».
9. Иаков (не брат Иоанна)
Теория 1: Иаков был распят во время своего служения в Египте (имейте в виду, источником этой информации является Википедия. Так что отнеситесь к ней с долей скептицизма).
Теория 2: Иаков «умер как мученик, и его тело было распилено на куски».
Теория 3: В преклонном возрасте он был избит, побит камнями и добит дубиной по голове.
Теория 4: Иаков проповедовал на стене, когда еврейские религиозные лидеры решили его оттуда сбросить. Очевидно, он выжил, поэтому, подобно третьей теории, они побили его камнями и избили его до смерти дубиной.
10. Иуда (не путать с Иудой Искариотом)
Согласно информации сайта Православной Церкви в Америке, Иуда находился в Армении, когда его распяли и пронзили стрелами через 45 лет (плюс-минус) после смерти Христа.
11. Симон Зилот (не Симон Петр)
Теория 1: Он умер «мирно в Эдессе», в городе, который сейчас находится где-то в современной Турции.
Теория 2: Этот католический веб-сайт также утверждает, что Симон Зилот умер в Эдессе, но был распят. Менее мирная смерть, чем наша первая теория.
Теория 3: Он был миссионером в Африке, а затем в Англии, где он был распят около 74 г. н.э.
12. Иуда Искариот
Библия помогает нам и в этой истории. В отрывке от Матфея 27:3-5 говорится
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам,
Говоря, согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.
И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.
НО Деяния 1: 16-19 дают нам совершенно другую картину его смерти:
Мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови.
Я думаю, что среди СПД мы больше привыкли к теории повешения, но кто знает. В конце концов, это не имеет большого значения.
Теперь вы знаете
Очень интересно узнать больше о том, как умерли эти апостолы, но более важно изучать, что они делали и чему учили на протяжении всей своей жизни. Послания Петра, Евангелия от Матфея и Святого Иоанна и т.д. Вот где много полезного. Если вы не находили времени для изучения жизни этих людей и Учителя, которому они служили, я бы посоветовал вам этим заняться.
Эта статья была написана на английском языке Дэвидом Снеллом и опубликована на сайте mormonhub.com. Перевод Тамары Мартыненко.
Источник: https://verimvohrista.org/%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81-%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8-%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%86%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2
Почему уважающий себя вор рано или поздно набьет себе тюремное тату «Крест» — Политика в Рашке
«Крест» на теле – один из самых древних символов. В уголовном мире каждый уважающий себя вор рано или поздно набьет себе наколку с изображением этого церковного предмета. При этом тату с крестом имеют массу трактовок, поэтому такие наколки считают универсальными.
Откуда пошло накалывать «крест»
Кресты вырисовывали на земле, высекали на камне, в том числе накалывали на человеческих телах еще в древние времена. Об этом свидетельствуют археологические находки в Южной и Центральной Америке, странах Азии и в Африке. Наши предки рисовали крест в центре заштрихованного круга.
Такой знак обозначал цикличность природы, единство мужского и женского. Как «крест» пришел в уголовную идеологию – неизвестно. Единственно, что можно сказать наверняка, то это то, что тату с крестом стали наносить уголовники конца 19 века.
Каждый преступник, набивая наколку, вкладывал в нее свой определенный смысл.
Тюремное значение тату «Крест»
Интересно, но, несмотря на то, что значений у таких тату много, всех их объединяет библейская история и ее объяснение. Как мы помним, Иисус Христос шел на казнь, неся огромный крест, который являлся орудием пытки. Он был очень тяжелым, однако Сын Божий с достоинством вынес эту тяжесть. Затем его пригвоздили к этому кресту. Позже появилось выражение «Нести свой крест».
В переносном значении оно означает – преодоление трудностей, страданий, горя, боли. У каждого человека своя судьба и свой крест. Это значение использовали зэки, выражая тем самым, что у каждого из них свой путь и своя судьба, какой бы тяжелой она ни была. Кресты на теле зэков означают, что во имя воровской идеи они также отказываются от многого.
Например, иметь семью, дом, бизнес.
«Воровской крест» говорит о том, что его обладатель – фаталист. Он верит в карму, в свой рок и ни капли не боится того, что ждет его после смерти. Крест обычно размещают на самом видном месте – в верхней части груди. Дополнительно с крестом изображена цепь, которой обмотан крест. А сам рисунок выполнен в виде трефовой масти. Хозяином такой татуировки может быть только признанный криминальным обществом вор. Коронованные воры размещают кресты по центру грудной клетки.
Примечательно, но тату «крест» носят не только мужчины, но женщины. Маленькие крестики, расположенные в районе висков, на костяшках пальцев или между грудей обозначают ее место в обществе – она воровка. При нанесении креста на груди этот предмет «украшают» длинными разносторонними лучами или точками.
Крупный металлический крест может быть украшен свастикой. Такая тату поясняет – человек поддерживает фашистские идеи. Возможно, он является членом организованной преступной группы.
Иногда встречаются тату, на которой крест размещен в центре полыхающего пламени. На самом кресте – голова Иисуса Христа. Под ней – библия. Вокруг креста слово «Свобода». Такой наколкой заключенный хочет сказать, что междоусобица преступного мира сожгла до тла и веру, и свободу. Что в современном мире человек не подчиняется божьим уставам, а следует только по зову сердца. Такие тату накалывают на груди или плече.
На телах многих воров в законе можно увидеть распятого на кресте Христа или Деву Марию. Это изображение говорит о преданности своим друзьям. Владелец такой тату сможет отдать свою жизнь ради друга-вора.
Еще один вариант с крестом – изображение распятой женщины. Такое тату – символ превосходства. Наносят такое тату на предплечье, на груди или бедре. Иногда распятая женщина изображена с книгой «уголовный кодекс». Скорее всего, такая наколка означает, что осужденный убил женщину. Встречаются также тату с распятой особой женского пола, а поверх креста надпись «аминь». Этим рисунком зэк хочет показать, что сполна кому-то отомстил – женщине, братве. Такие наколки встречаются у воров-лидеров.
Воровской крест может быть размещен также на спине или затылке – как символ непокорности, бесстрашия, несгибаемой силы воли.
Источник: https://politika-v-rashke.ru/pochemu-uvazhayushhiy-sebya-vor-rano-ili-pozdno-nabet-sebe-tyuremnoe-tatu-krest/
Крест не всегда был символом христиан
Знак креста считается главнейшим символом христианства. Достаточно посмотреть на верхушку любого христианского храма, будь то католическая, лютеранская, англиканская или же православная церковь, и вы обязательно увидите там крест. Однако так было далеко не всегда. Первые христиане крест не почитали. И, напротив, знак креста весьма почитался язычниками.
Знак креста считается главнейшим символом христианства, но так было не всегда.
Изучение археологического прошлого нашей планеты приводит к удивительному выводу: практически во всех культурах древности люди изображали крест. Более того — крест для них был священным знаком.
От сотворения мира
Французский философ Рене Генон считал, что крест обозначал сразу несколько важных понятий древнейших людей: с одной стороны, это был знак четырех направлений, расходящихся из центральной точки, и, само собой, перекресток, единство пространства в широком смысле этого слова, а также единство жизни и смерти, с другой стороны, знак креста обозначал движение солнца по небесному своду, поэтому кроме традиционной формы креста (пересечение двух линий под прямым углом), существовал вращающийся крест, или свастика, — лучи такого креста были загнуты в левую или правую сторону, в зависимости от направления движения. Свастика была широко распространена в Древнем мире, но прочнее всего закрепилась в Индии. Простыми, то есть крестами без заломов, в этой стране было принято покрывать ноги и руки богов и богинь. Такой же простой крест почитали и жители другого континента — Америки. И когда там в начале XVI столетия появились конкистадоры, они были немало удивлены, что местные язычники почитают их христианский символ. Но индейцы были, конечно же, не христианами. Хотя крест для них был священным символом. Более того, индейцы верили, что знак креста способен изгонять кровожадных духов, отнимающих детские жизни, и потому индейские младенцы спали в изножьях крестов. А лоб ребенка зачастую тоже украшал нарисованный краской крест! Представляете себе разочарование испанских миссионеров, когда они поняли, что хоть индейцы и поклоняются кресту, но в Христа не верят? Если бы этим миссионерам удалось чудом перенестись за тысячелетия до нашей эры, они были бы не менее удивлены, видя, как священными крестами украшаются жилища, одежда и посуда людей каменного века! А если бы такую любовь древних к изображению крестов увидели первые христиане, они были бы этим и возмущены, и шокированы.
Плохой знак
Крест в первые века христианства считался дурным знаком, совсем не священным символом. Изображать его считалось кощунством, насмешкой над страданиями Иисуса.
Право же, для них крест символизировал орудие смерти их Бога — и как можно было поклоняться предмету, на котором Иисус умер в страшных мучениях? Вместо креста они любили рисовать совсем другие священные знаки: рыб, обозначавших христианскую веру, кораблик, символизирующий церковь Христову, якорь, имеющий несколько значений — надежду, крепость в вере, милосердие, а также агнца, изображавшего самого Иисуса, и голубя — символ Святого Духа.
В те времена кресты были популярны у их нехристианских соседей. Народы Междуречья знаком креста помечали своего бога солнца, египтяне считали крест с кольцом в навершии символом жизни. А для христиан крест был символом убийства. Более того, в древнем еврейском алфавите имелась заимствованная у финикийцев буква «тав», которая часто рисовалась в виде простого креста.
По одной из версий, этим знаком было принято помечать скот и рабов, отсюда пошло выражение «ставить тавро». Сами понимаете, не слишком это был для последователей Христа приятный символ.
И только когда христианство из Палестины распространилось по Европе, то есть по землям, где жили язычники, считавшие крест своим священным символом, византийский император Константин не побоялся сделать знак креста священным и для христианства. Произошло это достопамятное событие в IV веке.
Священным символом для христиан стал так называемый латинский крест — нижняя часть длиннее верхней. Это было графическое изображение орудия смерти Иисуса — креста для казни преступников в Римской империи. Такая форма казни появилась в Риме после завоевания Карфагена: преступников либо подвешивали к перекладине, либо привязывали на столбах, где они долго и мучительно умирали. Такая участь, например, постигла взятых в плен восставших рабов под предводительством Спартака.
Крест для казни выглядел просто: столб с поперечной перекладиной. Гвоздей на распятие обычно не тратили — преступников привязывали. Очевидно, именно так, без использования гвоздей, казнили и Иисуса. Но предание сохранило раны от гвоздей, поэтому в христианской традиции фигурка Христа на латинском кресте изображалась с пригвожденными к кресту руками и ногами. Причем у православных ступни фигуры помещались рядом друг с другом, у католиков они были скрещенными.
Ирландская церковь соединила древний языческий крест в кольце с латинским. Равносторонний крест был характерен для христиан Греции (в Риме был популярен латинский).
Разные варианты греческого креста взяли на вооружение восточные церкви — грузинская (болнисский крест), сербская (сербский крест с четырьмя огнивами и балканский крест), коптская (коптский крест с тремя лучами на каждой стороне — они символизируют Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа). Равносторонними также являются многие кресты монашеских и рыцарско-монашеских орденов: восьмиконечный (с вырезами) мальтийский крест (крест ордена госпитальеров), тамплиерский крест с расширяющимися концами (крест ордена тамплиеров).
Разновидностью латинского креста является византийский — он лапчатый, нижняя часть, как у латинского, удлиненная. От него незначительно отличается черный тевтонский крест (крест Тевтонского ордена) — стороны имеют небольшие вырезы. У грузинского креста Святой Нины боковая перекладина изображается скошенной от центра вниз. А францисканцы взяли своим символом тау-крест, то есть крест, не имеющий верхнего выступа, крест в форме буквы «тау».
В православной церкви за основу был взят латинский крест, но с дополнениями: появились еще одна, меньшего размера, верхняя перекладина и косая нижняя. Верхняя символизировала табличку, прибитую к кресту Иисуса с надписью «Иисус Назаретянин, царь иудейский (ИНЦИ)», а нижняя — коромысло весов, или «мерило праведности».
Некоторые носильные православные кресты на сторонах имели трехлепестковые выпуклости, а справа и слева от основной перекладины находились буквы ИС и ХС — то есть Иисус Христос. Особую форму имел крест в православном древнем Новгороде — он напоминает по форме крест тамплиеров, но нижняя часть у него удлинена, а равновеликие стороны заключены в круг.
Существуют также кресты особой формы — крест Святого Петра и крест Святого Андрея. Эти формы связаны с тем, каким образом оба страдальца были распяты: Андрея казнили на косом кресте (в виде буквы X), Петра — на перевернутом (то есть вниз головой).
Андреевский крест стал символом моряков, а вот кресту Святого Петра повезло гораздо меньше — его своим символом избрали сатанисты.
Отрицающие святыню
Но некоторые христианские церкви и секты изображения креста не признают. Как и первые христиане, они тоже считают его орудием пытки и мученической смерти. Не приняли этого символа болгарские богомилы и средневековые катары (альбигойцы), которые отказывались надевать на шею такое нечестивое изображение.
Одной из причин церковных обвинений этих добрых христиан в ереси как раз и был отказ от почитания ими креста. Не признают креста также мормоны, иеговисты и молокане. У иеговистов претензии к священному христианскому символу особые: мало того что для них такое почитание равно идолопоклонству — они вообще не верят, что Иисус был распят на кресте.
По их мнению, во времена Римской империи преступников все же казнили на столбах. Сатанисты используют в своих ритуалах перевернутый крест и перевернутую фигурку Иисуса, но вместо почитания выказывают непочтение — плюют на крест, топчут его ногами, выкрикивают богохульства и совершают иные отвратительные для верующих действия.
Впрочем, для жителей Европы и Америки эпоха поголовной христианизации даром не прошла. Крест и сегодня является самым распространенным украшением, и его носят модницы и модники, не задумывающиеся ни на минуту о священном смысле этого символа.
Источник: https://mirchudes.net/facts/422-krest.html
Казнь — распятия на кресте. Что пришлось испытать Иисусу Христу?
Вид казни распятие на кресте примечателен тем, что подверженный наказанию человек очень долго оставался в сознании, испытывая при этом невыносимые муки.
Когда мы читаем в Евангелии историю о распятии на кресте Иисуса Христа или просто смотрим картинку с распятием, мы на самом деле очень мало представляем, какой была эта казнь и что происходило с человеком, висевшем на кресте.
Эта статья проливает свет на муки крестного распятия.
Итак, распятие на кресте было изобретено персами в 300 г. до н.э., и усовершенствовано римлянами в 100 г. до н.э.
Распятие на кресте — 55 фактов:
- Это самая болезненная смерть, когда-либо изобретенная человеком, термин «мучение» тут актуален, как никогда.
- Это наказание было, в первую очередь, для самых злобных мужчин-преступников.
- Иисус был раздет донага, Его одежда поделена между римскими воинами.
«Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий»
(Псалом 21 стих 19, Библия). - Распятие на кресте гарантировало Иисусу ужасную, медленную, мучительную смерть.
- Колени Иисуса были согнуты под углом около 45 градусов. Он был вынужден нести собственный вес мышцами бедра, что не является анатомически правильным положением, которое можно сохранять более чем на несколько минут без судорог в мышцах бёдер и голени.
- Весь вес Иисуса давил на Его ноги с гвоздями, пробитыми через них. Поскольку мышцы ног Иисуса быстро уставали, вес Его тела должен был быть перенесен на Его запястья, руки и плечи.
- Через несколько минут после того, как Его положили на Крест, плечи Иисуса были вывихнуты. Минуты спустя локти и запястья Спасителя также оказались вывихнутыми.
- Результатом этих вывихов является то, что Его руки должны были быть на 9 дюймов (23см) длиннее, чем обычно.
- Кроме того, в Псалме 21 стих 15 было исполнено пророчество: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались». Данный пророческий псалом очень точно передает чувства Иисуса Христа на кресте.
- После того, как были вывихнуты запястья Иисуса, локти и плечи, вес Его тела через руки вызвал давление на мышцы грудной клетки.
- Это заставило Его грудную клетку вытянуться вверх и наружу, в самом неестественном состоянии. Его грудная клетка постоянно находилась в состоянии максимального вдоха.
- Чтобы выдохнуть, Иисус должен был опереться на пробитые гвоздями ноги и поднять собственное тело, позволив грудной клетке двигаться вниз и внутрь, чтобы выпустить воздух из легких.
- Его легкие находились в состоянии покоя с постоянным максимальным вдохом. Распятие — катастрофа с точки зрения медицины.
- Проблема заключалась в том, что Иисус не мог свободно опереться на ноги, потому что мышцы Его ног, согнутые под углом 45 градусов, затекли и чрезвычайно болели, постоянно находясь в судорогах и в анатомически невероятно неправильном положении.
- 1В отличие от всех голливудских фильмов о Распятии, жертва была чрезвычайно активна. Распятая жертва была физиологически вынуждена передвигаться вверх и вниз по кресту, на расстояние около 12 дюймов (30 см.) чтобы дышать.
- Процесс дыхания вызывал мучительную боль, смешанную с абсолютным ужасом удушья.
- Поскольку распятие продолжалось 6 часов, Иисус все меньше и меньше мог переносить свой вес на ноги, так как Его бедра и другие мышцы ног всё более и более слабели. Увеличивалось смещение Его запястий, локтей и плеч, а дальнейшее поднятие Его грудной клетки делало Его дыхание все труднее и труднее. Через несколько минут после распятия Иисус стал страдать сильной одышкой.
- Его движения вверх и вниз на Кресте, чтобы дышать, доставляли мучительную боль Его запястьям, Его ступням и вывихнутым локтям и плечам.
- Движения становились менее частыми по мере того, как Иисус становился все более изможденным, но ужас неминуемой смерти от удушья заставлял Его продолжать прилагать усилия, чтобы дышать.
- У мышц ног Иисуса развилась мучительная судорога от давления при попытках поднять собственное тело, чтобы выдохнуть.
- Боль от двух раздробленных срединных нервов в Его запястьях буквально взрывалась при каждом движении.
- Иисус был весь покрыт кровью и потом.
- Кровь была результатом бичевания, которое чуть не убило Его, а пот — результатом Его попыток выдохнуть. К тому же, Он был совершенно наг, а вожди иудеев, толпы и воры по обе стороны креста издевались, ругались и смеялись над Ним. Кроме того, это наблюдала собственная мать Иисуса. Представьте Его эмоциональное унижение.
- Физически тело Иисуса переживало целую серию ведущих к смерти истязаний.
- Из-за того, что Иисус не мог поддерживать адекватную вентиляцию легких, Он находился в состоянии гиповентиляции.
- Уровень кислорода в крови Иисуса начал падать, у Него развилась гипоксия. Кроме того, из-за ограниченных дыхательных движений уровень углекислого газа в крови (СО2) начал повышаться, это состояние называется гиперкритическим.
- Рост уровня СО2 заставлял Его сердце биться быстрее, чтобы увеличить приток кислорода и удалить СО2.
- Дыхательный центр в мозгу Иисуса посылал срочные сообщения в Его легкие — дышать быстрее. Он начал тяжело дышать, судорожно хрипеть.
- Физиологические рефлексы Иисуса требовали от него более глубокого дыхания, и Он невольно двигался вверх и вниз по Кресту гораздо быстрее, несмотря на мучительную боль. Мучительные движения спонтанно начинались несколько раз в минуту, к радости толпы, которая издевалась над Ним с римскими солдатами и синедрионом.
«Я же червь (красное размазанное пятно), а не человек, поношение у людей и презрение в народе. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему».
(Псалтирь 21 стихи7-9) - Однако, из-за пригвождения Иисуса к Кресту и Его увеличивающегося истощения, Он не может больше обеспечивать кислородом своё тело.
- Гипоксия (недостаток кислорода) и Гиперкапния (обилие СО2) заставляли Его сердце биться все быстрее и быстрее, теперь у Него развилась Тахикардия.
- Сердце Иисуса билось все быстрее и быстрее, его частота пульса, вероятно, составляла около 220 уд/мин.
- Иисус ничего не пил в течение 15 часов, начиная с 6 вечера предыдущего вечера. Напомним, что Он пережил бичевание, которое чуть не убило Его.
- Он истекал кровью по всему телу из-за бичевания, тернового венца, гвоздей в запястьях и ногах, а также множественными рваными ранами, полученными Им при избиениях и падениях.
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.»
(Библия, Книга пророка Исаии 53 стихи 5,7) - Иисус уже был очень обезвожен, Его кровяное давление упало до минимума.
- Его артериальное давление было, вероятно, около 80/50.
- Он был в шоке первой степени, с гиповолемией (низкий уровень крови), тахикардией (чрезмерно быстрый пульс), тахипноэей (чрезмерно быстрым дыханием) и гипергидрозом (чрезмерным потоотделением).
- Около полудня сердце Иисуса, вероятно, начало «пробуксовывать».
- Легкие Иисуса, вероятно, начали заполняться легочным отеком.
- Это только усугубляло его дыхание, которое было уже сильно усложнено.
- Иисус переживает сердечную и дыхательную недостаточность.
- Иисус сказал: «Я жажду», потому что Его тело вопило о жидкости.
«Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной.»
(Псалтирь 21:16) - Иисус остро нуждался в внутривенном вливании крови и плазмы, чтобы спасти Свою жизнь.
- Иисус не мог дышать должным образом и медленно задыхался.
- На этом этапе у Иисуса, вероятно, развилось нарушение кровообращения (Haemopericardium).
- Плазма и кровь собрались в пространстве вокруг Его сердца, называемого перикардом. «сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей.» (Псалтирь 21:15)
- Эта жидкость вокруг Его сердца вызвала сердечную тампонаду (что мешало сердцу Иисуса биться правильно).
- Из-за возрастающих физиологических потребностей сердца и развития Haemopericardium, Иисус, вероятно, в конечном итоге, получил разрыв сердца. Его сердце буквально лопнуло. Скорее всего, это стало причиной Его смерти.
- Чтобы замедлить процесс смерти, солдаты установили на Крест небольшой деревянный уступ, который позволил бы Иисусу «привилегированно» нести свой вес на кресте.
- Результатом этого было то, что на кресте могли умирать до девяти дней.
- Когда римляне хотели ускорить смерть, они просто ломали ноги жертвам, заставив жертву удушиться в считанные минуты.
- В три часа дня Иисус сказал: «Свершилось». В тот момент Он испустил Свой Дух и умер.
- Когда солдаты пришли к Иисусу сломать Ему ноги, Он уже был мертв. Ни одна из частей Его тела не была сломлена во исполнение пророчеств.
- Иисус умирал в течении шести часов, после самых мучительных и ужасающих пыток, когда-либо изобретенных.
- Он умер, чтобы простые люди, такие как вы и я, могли быть участниками Царства Небесного.
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.»
(2 к Коринфянам 5:21)
Что пришлось испытать Иисусу Христу?
Все, вышеописанные факты о казне на кресте, Иисус Христос претерпел совершенно добровольно и с единственной целью — спасти по возможности каждого человека от последствия греха — вечной духовной смерти или вечного отделения человека от Бога!
Поэтому пока мы живы у нас есть шанс оценить то, что сделал Христос и дать свой ответ!
- ТЕГИ
- вопросы
- Иисус
- крест
- тело
Источник: https://bible-help.ru/kazn-raspyatiya-na-kreste/
Что означает крест святого Петра
Христианская культура породила огромное количество символов. Некоторые из них активно используются и знакомы практически каждому человеку.
Другие, напротив, однажды появившись в церкви, со временем потеряли свою популярность и не столь актуальны в контексте современной культуры, существуя лишь на задворках исторической и культурологической памяти христианского сообщества.
Один из таких символов — перевернутый крест, то есть крест, у которого поперечная перекладина опущена ниже середины вертикальной черты. Это так называемый крест святого Петра. Фото его размещено ниже. Многие с ним знакомы, однако далеко не у каждого он ассоциируется с новозаветной религией.
Легенда о распятии апостола Петра
Своим появлением в лоне церкви перевернутый крест обязан преданию о первоверховном апостоле Петре. Если быть точнее, то это касается его смерти, которая, согласно тому же преданию, имела место быть в Риме в 65 или в 67 годах. Если верить католическому вероучению, Петр был главой апостолов и исполнял роль наместника Христа на земле после вознесения последнего на небеса.
Поэтому он отправился с проповедью благой вести в Рим, чтобы свидетельствовать там о Сыне Божием перед императором и народом вечного города. Обратив там немалое число язычников и иудеев в христианство, Петр тем самым нажил себе врагов среди тех, кто не откликнулся на его проповедь. В числе прочих им оказался и тогдашний лидер Римской империи — император Нерон.
Существует версия, что последний невзлюбил апостола за то, что тот обратил ко Христу двух его жен, которые с того момента стали сторониться Нерона. Правда это или нет, но Петр угодил под суд и ему был вынесен смертный приговор через распятие. У князя апостолов была возможность избежать наказания. Он даже пытался воспользоваться ею, удалившись из Рима.
Церковные легенды рассказывают о том, что на пути он встретил Иисуса Христа, направляющегося к Риму, и спросил его, куда тот держит путь. Христос ответил, что идет в Рим, поскольку Петр бежит из него. После этого незадачливый апостол пошел обратно, чтобы встретить свою судьбу.
Когда Петра уже приготовили к казни, он обратился с просьбой к палачам, чтобы его распяли вверх ногами, мотивируя это тем, что не достоин быть казненным, как его божественный учитель. Римские палачи исполнили его просьбу, перевернув крест, к которому был пригвожден апостол. Поэтому-то он известен, как крест святого Петра.
Церковное значение символа
В христианской иконографии и скульптуре редко можно встретить перевернутый крест. Тем не менее иногда он все-таки встречается, причем как в католической, так и в православной традиции. Разумеется, в католичестве его значение несколько выше, поскольку именно в этой ветви христианства постулируется особенная, исключительная роль апостола Петра и его преемников в лице Римских Пап.
Православие же нивелирует первоверховное достоинство апостола Петра до уровня первенства чести, тогда как католики буквально понимают слова Иисуса Христа о том, что Петр — камень, на котором будет созиждена христианская церковь. Отсюда проистекает особое внимание приверженцев Римского престола ко всему, что связано с этим апостолом. История о распятии вниз головой также не стала исключением.
Таким образом, перевернутый крест, то есть крест святого Петра — символ не просто апостола, но и его власти, а значит власти римского епископа и института папства вообще.
Но и в этом значении он употребляется достаточно редко. Бывает даже, что сами католики порою недоумевают, когда встречают крест святого Петра среди церковной атрибутики или в качестве символики на богослужебной утвари.
Мистическое истолкование перевернутого креста в эзотерике
Западная оккультная традиция, базирующаяся на синтезе христианства, каббалы и целого ряда религиозных элементов иных традиций также не обошла стороной крест святого Петра. Что означает он, однако, внятно сказано не было до сей поры никем. Чаще всего с ним связывают практики, призванные очистить душу от тех или иных греховных состояний. Но особого успеха поиски скрытого смысла этого символа не дали, в отличие, скажем, от еврейской гексаграммы или языческой пентаграммы.
Тенденции сатанинской интерпретации
Оставшись за рамками интересов католиков и оккультистов, крест святого Петра, однако, стал чрезвычайно популярен среди приверженцев дьявола. Каждый сатанист непременно носит на себе или имеет дома перевернутый крест, называемый в таких случаях опрокинутым.
Смысл этого вполне очевиден: поскольку сатанизм — это не самостоятельная религия, а культ, основывающийся на противодействии христианскому Богу, то и символы его, и практика берут начало в христианстве.
Так, главные «добродетели» сатанизма — это грехи христианской этики, литургия или так называемая черная месса дьяволопоклонников, это искаженное христианское богослужение.
В соответствии с этим же принципом, крест, будучи основным христианским символом, стал в перевернутом виде, наряду с перевернутой пентаграммой, основным символом сатанизма. В таком качестве последователи князя тьмы в некоторых объединениях используют крест святого Петра как жертвенник, размещая не нем обнаженную девушку, с которой затем происходит ритуальное сношение.
Крест апостола Петра и перевернутое распятие
В христианстве в целом к сатанинской интерпретации перевернутого креста не относятся всерьез. По крайней мере, это касается людей, знающих его настоящее происхождение. Действительно же оскорбительным для христиан является перевернутое распятие.
То есть не просто опрокинутый крест, а крест с изображением распятого Христа. В таком случае это действительно считается попранием религиозного символа и богохульством.
На практике, особенно среди приверженцев дьяволопоклоннических культов, разница между крестом и распятием затушевывается, что часто приводит к неверным интерпретациям и предвзятым выводам.
Конспирологические теории
Например, это касается различных теорий, подозревающих Ватикан и католическую церковь вообще в пособничестве сатанизму, служении антихристу и продаже своей христианской идентичности дьяволу.
Крест святого Петра, значение которого в католической церкви однозначно и освящено традицией, вдруг начинает использоваться как доказательство причастности папского окружения к тайному заговору с целью утвердить власть антихриста и тому подобных вымыслов.
К сожалению, недостатка в подобного рода недобросовестных теориях никогда не было и вряд ли будет.
Источник: https://religiya.temaretik.com/1730409233965910108/chto-oznachaet-krest-svyatogo-petra/
МОСКВА, 27 сен — РИА Новости, Алексей Михеев. В пятницу православный мир отмечает праздник Крестовоздвижения. В IV веке в этот день нашли деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа.
Несколько столетий реликвия путешествовала по миру, а потом исчезла. Однако ее частицы хранятся во многих христианских храмах от Парижа до Владивостока.
Что случилось с главной святыней христианского мира, правда ли, что Бог Сам вырастил для нее дерево и о чем нужно помнить в праздник — в материале РИА Новости.
Три дерева
Согласно некоторым греческим текстам, Христа распяли на кресте, сделанном из трех частей, причем каждая была из особой породы дерева: кипарисовый столб, сосновая перекладина и подножие из кедра.
О происхождении «древ Креста Господня» есть несколько преданий. В любимой книге средневекового Запада, «Золотой легенде», составленной монахом Иаковом Ворагинским, говорится, что когда Адам умирал, его сын Сиф пошел к вратам рая за неким «маслом прощения», которое спасло бы отца.
Но архангел Михаил дал ему только сухую ветвь от древа познания Добра и Зла (с которого Адам с Евой взяли яблоко). «Если сможешь оживить сей плод, то быть ему исцеленным», — якобы сказал ангел. Сиф вложил ветвь в уста уже умершего отца — и из нее проросло дерево, которое стояло тысячи лет.
Крест Христов сделали из его остатков.
По другой средневековой легенде, ветки трех деревьев — как символ Троицы — ангел дал Моисею. А еще одно предание гласит, что когда Троица явилась к Аврааму в образах трех ангелов, они оставили ему три посоха, велев посадить их в долине у Иерусалима. Сейчас на этом месте — старейший в городе монастырь Святого Креста.
После распятия Иисуса Христа и двух разбойников орудия казни исчезли. Нашли их лишь три столетия спустя.
Армянские цветы
«Первые упоминания о Древе Креста относятся к IV веку, когда после прихода на византийский императорский трон Константина начался поиск христианских святынь. Этим занялась мать императора, святая равноапостольная Елена, которая примерно в 326 году находит, не без чуда, конечно же, этот Крест.
И с этого момента где-то до начала VII века он находится в храме Воскресения Христова в Иерусалиме (знаменитый «храм Гроба Господня» — центр христианского мира. — Прим. ред.
), тому есть много свидетельств», — рассказывает кандидат богословия, преподаватель Московской духовной академии и настоятель храма святых Кирилла и Мефодия при МГУ протоиерей Иоанн Лапидус.
Упомянутое чудо описывают многие церковные источники. Иерусалимский епископ Макарий поднес к умирающей женщине все три креста, которые нашла царица Елена. И после прикосновения к одному из них умирающая исцелилась. Согласно армянской легенде, крест Христа еще и процвел: на нем появились цветы. Именно поэтому знаменитые армянские кресты-хачкары украшены растительным узором.
Но к началу VII века Византия, по словам эксперта Московской духовной академии, «переживает не совсем хорошее время». Император Фока оставил очень тяжелое наследство: разоренные границы, кризис во всех сферах, обессиленная армия, терпящая поражения от персов.
И его преемник император Ираклий в ужасе наблюдает за тем, что персы творят со святынями. В 613 году пал Дамаск, еще через год персидские войска заняли Иерусалим. Захватчики увели из города тысячи пленных и забрали главную христианскую реликвию — Крест Господень.
Сопровождавший его патриарх Захария так и умер в персидском плену.
Исчезновение святыни
«В 628 году император Ираклий, набравшись сил, захватывает Персию и возвращает Крест. По совету патриарха Модеста, он надевает самое простое платье и пешком вносит святыню в Иерусалим. Но радость православных была недолгой. Через десять лет Иерусалим захватили уже арабы», — продолжает отец Иоанн.
Следующий патриарх — Софроний — заключил соглашение о святынях с правителем-халифом, но многое все равно было утрачено. Исчез и Крест. Есть мнение, что в преддверии нашествия арабов его разобрали на части.
Сохранилось немало свидетельств о принесении частиц Креста на Крит, в Антиохию, Эдессу, Константинополь. «В общем, с VII века все говорит о разделении Древа Господня. Позже, в эпоху крестовых походов, частицы Креста привезли в Европу.
Сейчас их много и у нас, и с уверенностью можно говорить об их подлинности», — отмечает священник.
«Я думаю, его так понемногу и растащили по всему свету. Ведь каждый хотел иметь частичку такой святыни. Особенно в те времена, когда путешествовать к святым местам было трудно, долго и очень небезопасно», — соглашается кандидат богословия, завкафедрой библейских и богословских дисциплин Калужской духовной семинарии протоиерей Дмитрий Моисеев.
«Не завидовать соседу»
Православная Церковь установила празднования в честь Креста Господня дважды в году — на Крестопоклонной неделе во время Великого поста и ровно через полгода.
«Сегодня, в день праздника, мы напоминаем о словах Христа: «Кто хочет идти за Мной, отвергни себя, возьми крест свой и иди». Говорим о крестоношении как об определенном типе духовности, когда человек не бунтует, не ниспровергает все вокруг, а с миром воспринимает тяготы.
Все, что посылает Господь, делается для его душевной пользы и служит его спасению», — подчеркивает отец Иоанн Лапидус.
Крест в православном понимании, напоминает священник, является «орудием человеческого спасения», «инструментом», которым был разрушен ад.
«Очень важно увидеть в своей жизни ту «зону ответственности», где нам тяжело, трудно, с чем мы, может быть, внутренне не согласны. Это и есть тот самый крест, что возлагает на нас Бог. И нужно нести его с честью, без всхлипываний «а почему, а за что, а почему это случилось не у соседа, быть мужественными и преодолевать скорби без ропота»,— заключает настоятель университетского храма святых Кирилла и Мефодия.
Источник: https://ria.ru/20190927/1559181587.html