Как называется Библия в буддизме

Обряды в буддизме

Как называется Библия в буддизме

Если вас давно интересует, какие есть обряды в буддизме, и какие праздники они отмечают, то в этой статье вы найдете ответ на все главные вопросы. Ритуальная сторона буддизма разнообразна, в его большом количестве обучающих школ обращают особое внимание на основные элементы культа: молитву, церемонии, приношения в монастырь.

Обряды этой культуры, сопутствуют верующих людей с момента рождения и до смерти. Существует множество религиозных обрядов в буддизме, которые во всех странах имеют свой традиционный оттенок.

Обычаи и обряды Буддизма

Буддизм – стоял еще у истоков религии. Но он имеет значительные отличия от других религий, так как в нем, не идет речь о Боге, здесь его вообще нет. Это скорее философская система, которая напрямую связана с особенными обычаями и обрядами. Жизнь религиозного человека складывается с некоторых действий:

  • посещения храмов,
  • медитаций,
  • преклонений,
  • приношений,
  • чтения молитв.

В различных течениях и направлениях, эти действия могут немного отличаться, но суть везде одинакова. Ритуалы бывают ежедневными, еженедельными или календарными, или такими, которые человек выполняет лишь один раз в жизни.

Ритуал при рождении ребенка

Этот ритуал проводиться, когда человек рождается на свет. Приглашают в дом монаха, который ставит знак запрета.  Это значит, что посторонним нельзя заходить к новорожденному на протяжении первого месяца жизни. После чего, лама, стает покровителем ребенка на всю его жизнь.

Свадебную церемонию, проводят, когда буддист находит спутника жизни. Ее  проводят в храме, по всем традициям.  Ламы и монахи читают мантры и поджигают благовония. Молодоженов окутывают специальными гирляндами, белого цвета, с их помощью, они имеют возможность соединиться с монахами, и получить благословение.

Обряд при становлении в монахи

Самое важное событие для юного человека, которого называю неофитом – это день, когда он стает монахом. Для начала ему бреют голову, и одевают в желтую одежду монаха. Затем ему необходимо произносить молитвы, которые сильно напоминают клятву, а лама задает ему вопросы. Именно так проходит посвящение в монахи.

Так же читайте:  Молитва в буддизме

Похоронные обряды

Еще один обряд связанный с молитвами в буддизме называется – похоронным. Этому ритуалу уделяют особое внимание, ведь именно во время смерти, душа находит спасение, если выйдет из круга прерождения.

Но самостоятельно, она этого сделать не может, и для этого, возле тела усопшего читают книгу Бардо Тходол – священное писание, которое известно во всем мире, под названием «Тибетская книга мертвых».

Слова из книги, придают спокойствия душе и описывают, что необходимо сделать для разрыва круга перерождения.

После чтения книги, следует захоронение, которое также проходит по специальным традициям, оно обязательно сопровождается чтением мантр. Народ верит, что это помогает избежать новых жертв в этой семье.

Посещение храмов

Еженедельные обряды в буддизме напрямую связаны с посещением храма, ведь это неотъемлемая часть любого верующего. Службы проводят не только каждую неделю, но и по лунному календарю, ведь буддисты считают, что дни новой и полной луны обладают невероятной силой.

Верующий ходит в моленную, где неотъемлемым атрибутом является – статуя Будды. Здесь обязательно нужно снимать обувь, ставать на колени, кланяться и начинать общение с божественным.

Сопровождения обрядов в буддизме – это звуки молитвенных барабанов, считают, что они помогают донести и усиливают молитву.

Вера сопровождает буддийцев, даже вне храма. Они медитируют, проводят ритуалы у домашнего алтаря и читают священную литературу. Также, у них существует такое понятие как обет –  они сдерживают себя в пище, ведут более аскетичный образ жизни и приближаются к внутренней и внешней гармонии.

Самые важные обряды в буддизме

В буддизме обряды и ритуалы могут менять свое название, в зависимости от региона, но суть остается неизменной. Об этих традициях, могут не знать европейские жители  но монахи показывают к ним ответственное отношение и верят в то, что они действенны.

Так же читайте:  Любовь в буддизме

Рассмотрим самые интересные из них.

  • Мэнгын Засал. Буддисты считают, что каждые 9 лет человек встречает кризис, к примеру, в 9, 18, 27- м году жизни и так дальше. Чтобы его избежать, стоит обратиться к ламам. Собирают 9 камей и проносят монаху, он проводит с ними обряд, читает особые молитвы и освящает. Затем лама советует выбросить эти камни в разные стороны;
  • Тчаптуй. Если человек имеет постоянные неудачи и болезни, считается что у него грязная аура и её нужно очистить с помощью мантры. Берут посудину с водой и читают над ней молитву множество раз. Буддисты уверены, что такая вода наделена целебной силой, которая смоет плохую энергетику.
  • Мандал Шива. Ритуал проводят во время начинаний, например при рождении, или строительстве нового дома. Необходимо сделать подношения богине Зеленой Таре, подарить ей 37-звенную мандалу и читать специальные молитвы.
  • Дзул-хурал. Этот обряд совершают в преддверии зимы. Люди, молятся о прощении перед животными, которым они принесли вред или плохо обращались. Ведь в буддизме считается, что умершие родственники могли перевоплотиться в этих животных. Раскаяние должно освободить от греха, который приводит к плохому перерождению после смерти.
  • Обо. Обряд происходит летом. Гору камней, слаживают на вершине холма или склоне горы. Монахи и верующие, собираются вокруг них и вымаливают помощь у святых духов. На камнях обязательно оставляют жертву – деньги, платки из шелка или пищу, нередко приносят в жертву домашний скот. Особенно сильно молятся во время посухи, так как считается, что дождь посылают «хозяева местности».

Религиозные обряды в буддизме отличаются неповторимостью и многогранием, об этом говорят множественные церемониальные ритуалы, которые учат жить в гармонии с окружающим миром. Они кажутся —  непонятными и таинственными, но самое интересное, что они действительно работают – нужно только поверить.

Так же читайте:  Просветление в буддизме

Смотрите еще видео как проходит поминальный ритуал в Камбоджи:

Обряды в буддизме

Великим постом каждый день (с вечера воскресенья по пятницу) читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, Дух
Читать «Далее» Потрясающая эта история произошла в далёкие уже семидесятые годы двадцатого века в одном из сёл Донбасса. Жила семья: муж, жена
Читать «Далее» Есть хороший анекдот про то, как мужчина спас тонущего мальчика, рискуя жизнью. И мама мальчика нашла героя. И требовательно спросила,
Читать «Далее» А значит, наши почившие сродники ждут, что мы придем в Храм с хлебом и прочими приношениями, напишем записки, помолимся. Говорят
Читать «Далее» У одной Православной москвички случилось большое горе. Пропал ее взрослый сын — пошел отнести что-то другу, да так и не
Читать «Далее» В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные
Читать «Далее» Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье
Читать «Далее» В тот день мы опять поссорились с мужем из-за этих дурацких обоев. Как сейчас помню, было двадцать первое сентября, Рождество
Читать «Далее» Задумывались ли вы о том, почему наши дети не хотят проводить время с нами? Может потому, что когда-то, когда они
Читать «Далее» Даже если вы прекрасный специалист и отличный человек — все равно обойдутся. Погрустят, повспоминают и найдут, кем заменить. Миллиарды людей
Читать «Далее»

Источник: https://tolkovanie.info/obryady-v-buddizme/

Буддийская молитва: каждый день, на русском языке, магическая часть

Как называется Библия в буддизме

Слова особой силы под названием мантра связывают материальное тело и духовную составляющую. Мантра — это буддийская молитва, которая очищает ум, а слогосочетание и вибрация произношения дает почувствовать и пропустить через себя волну вселенской любви и наполниться ощущением единения с ней.

Кому и как молятся буддисты

Одна из древних религий, появление которой пришлось на I век до н. э., буддизм как понятие сформировалось несколько веков назад. Последователи называют ее учение о Будде — Дхармой или Буддхадхармой. Это скорее особая философия жизни, комплекс традиций, система мировоззрения и свод правил, нежели религия.

Вера заключается в словах Будды: жизнь — страдания, и цель жизни — избавление от них. Освобождение наступает при соблюдении всех правил, как завещал великий учитель Будда. Помогают также медитации, созидание, духовность и отказ от познания мира с помощью эмоций и чувств.

Реальный мир — иллюзия, и если не отстраниться от нее, то страдания будут продолжаться в последующих перерождениях. Изучай священные тексты, соблюдай правило жизни, как предписано, медитируй и стремись к освобождению души — и настанет Просветление.

Изначально в учении молитвы отсутствовали. Но со временем монахи-последователи буддизма стали возносить свои тексты. В них которых они взывали вселенский разум избавить их от страданий, помочь достичь высшей цели и спасти все живое на земле. Позже такие обращения стали называть мантры.

В чем сила священных текстов

Буддийские молитвы — особенные небольшие тексты, предназначение которых — достижение определенной духовной цели. Они представляют собой даже не группу текстов, а комплекс слогов.

Слоги мантры — это символы звуков, наполненные духовностью и гармонией. Само слово можно дословно перевести как «волшебный стих».

Все молитвы буддистов разделяют на типы по способу передачи:

  • текст передается от учителя ученику: ощутив на себе магическую силу мантры, учитель отдает ее наполненной, т. е. со своей энергетикой;
  • текст, который можно читать или прослушивать самостоятельно.

Мантры не переводят на другие языки — читают только в оригинале. При желании можно перевести, чтобы ощутить посыл мантры на русском. Правда искать логику, анализируя ее, не имеет смысла.

Буддийские мантры — это звуковая символика, содержащая высшую энергию. Священность содержится в самих слогах, а не в их значении, и правильном прочтении молитвы.

Как правильно читать молитвы

Работа с молитвой — один из главных моментов в буддизме. Молитвы-мантры — это слоги, образованные в слова, переведенные для прочтения на другие языки, но не переводящиеся по своему значению.

Для достижения эффекта от мантры читать ее нужно в оригинале, и совсем не имеет значения понимание сути словосочетания. Важно пропустить через себя каждый слог, почувствовать его вибрацию. Прочтение осуществляется в виде пения.

Практик пения должен понимать, что звуки мантры — это не только ощутимое ухом произношение, но и магические колебания энергии, которые и дают необходимый эффект для достижения поставленных целей.

Главный способ передачи молитвы — от гуру (лама) к ученику. Это необходимо, чтобы ученик духовно развивался и достиг основной цели — Просветления. Действие проходит в форме инициации. Ученик три раза проговаривает слова молитвы, в точности за учителем, сохраняя манеру, интонацию и силу произношения.

Полученный текст рекомендован к регулярному прочтению — для сохранения и увеличения переданной энергии. Не практикуя чтение молитвы, ученик теряет силу и энергию, полученную в процессе инициации.

Передача мантры возможна не только при физическом контакте. Во время долговременного обучения возможен прием энергетических молитв через медитацию и сон.

Точное прочтение буддийских молитв дает:

  • просветление;
  • саморазвитие;
  • очищение;
  • реализацию себя;
  • достижение поставленных целей.

Действенные мантры

Можно читать и прослушивать любые буддийские мантры, все зависит от поставленных целей. Тексты могут привлекать здоровье, деньги, любовь, успех, удачу и благополучие.

Все буддийские молитвы можно разделить на три группы по содержанию.

Название Характерные признаки группы
Женские Содержат такие слоги, как «тхам» и «сваха».
Мужские В них присутствуют окончания слогов «ум», «пхат».
Общие Заканчиваются на слоги «нахам» и «пахам».

Важное правило — нужно понимать, с какой целью читается та или иная часть слова. Все буддийские молитвы направлены на восстановление гармонии и покоя внутреннего мира. Во время регулярного пения практик познает свое внутреннее состояние и очистится от ненужных мыслей.

Универсальные

Доминирующая мантра в буддизме, направлена на высший уровень просветления:

«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ».

В ней содержатся значения просветления, мудрости, общности Вселенной. Данная молитва Будде является соединением мужского и женского начала. Ее прочтение 100 тысяч раз дает полное просветление. Она проникает своими колебаниями в подсознание, и человек, ощущая их физически, может обрести внутреннюю силу.

Мантра, что воздействует на весь в организм целиком:

«Эг Он Кар Сат Нам Карта Пурк Нирбхо Нирвер Акал Муре Аджуни Сейбхонг Гур Прасад Джап Ад Сач Джугад Сач Хебхи Сач Нанак Хосе Бхи Сач».

Она настраивает и помогает влиять на все внутренние установки. Пение такой мантры проникает глубоко и воздействует на вашу физическую оболочку, а затем на сознание, очищая тело и душу.

Гаятри

Могущественная древняя мантра, содержащая сущность всего:

«ОМ БХУР БХУВАХ СУВАХА ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ».

Ее пение с чистой верой и сосредоточенностью дает очищение сознания и тела, мудрость, спокойствие. Текст способствует устранению блоков, страхов и запретов в подсознании, помогает развитию внутренней духовности.

Мул

Словосочетание равновесия и гармонии тела, сознания и души:

«Эг Он Кар Сат Нам Карта Пурк Нирбхо Нирвер Акал Муре Аджуни Сейбхонг Гур Прасад Джап Ад Сач Джугад Сач Хебхи Сач Нанак Хосе Бхи Сач».

Вибрации текста при прочтении избавляют ум от негативных установок.

Действие мантры происходит поэтапно.

  1. Проникновение и действие на тело, охват каждой составляющей в человеке до клеток в организме.
  2. Всесторонняя работа с сознанием — освобождение ума от лишнего и формирование покоя.
  3. Гармонизация и соединение физического и духовного, понимание себя.

Исцеление

Верно прочитанная молитва поможет справиться с любыми страхами и настроиться на выздоровление. К целительным относится следующий текст:

«Ом Мани Падме Хум».

С помощью данной мантры можно справиться с любым заболеванием, от плохого самочувствия до тяжелого недуга. Пропев ее 1 миллион раз, можно познать способность ясновидения. Для воздействия на работу с болезнью необходимо чтение не менее 100 раз.

Гармония

Мантра духовной гармонии, спокойствия и безмятежности:

«Джайа Джайа Шри Нрисимха».

Освободит от тревоги, страхов и заболеваний.

Денежный поток

Регулярное прочтение такого текста настраивает финансовый поток:

«ОМ ХРИМ КЛИМ ШРИМ НАМАХ».

Развитие духовности

Освобождение сознания и порядок мыслей:

«Ом Свабхава Шуддха: Сарва Дхарма: Свабхава Шуддхо Хам».

Мантра покоя и созидания:

«Саббе Сатта Сукхи Хонту».

Мантра преобразования:

«Ом Самбхара Самбхара Бимана Сара Маха Дзаба Хум Ом Смара Смара Бимана Скара Маха Дзаба Хум».

Прочтение по семь раз каждый день приумножает благодетель воздействия.

Исполнение желаний

Настраивает на исполнение задуманных целей, укрепляет веру в себя и внутренние силы:

«ОМ ТАРЭ ТУТТАРЭ ТУРЭ СВАХА».

Слогосочетание на увеличение и стабильности достатка, исполнение заветных стремлений читают 36 дней подряд:

«ОМ ХРИМ ШРИМ ЛАКШМИ БЙО НАМАХА».

Чтобы мечта сбылась, молятся, повторяя 108 раз:

«ОМ ХРИМ КЛИМ ШРИМ НАМАХ».

Рекомендации для лучшего результата

В современном мире возможна самостоятельная работа с молитвами. Главное не забывать: данная практика имеет правила, и их стоит соблюдать.

  1. Основная рекомендация — регулярность. Необходимо ежедневное прочтение.
  2. Идеальное время суток — утро: чем раньше, тем эффективнее.
  3. Работа с молитвой наиболее плодотворна в одиночестве — это помогает настроить полное восприятие.
  4. Не стоит выбирать большое количество молитв: одна, но прочтенная максимальное количество раз, даст больше положительных результатов.

Источник: https://duhmaga.ru/molitva/buddijskaya.html

Интересные факты о буддизме

Как называется Библия в буддизме

Приблизительно в шестом веке до н.э., в древней Индии зародилась первая и самая древняя  из трех основных мировых религий – буддизм.

Очень быстро, выйдя за рамки государственных и этнических границ, «Учение Просветленного» (так дословно переводится слово «буддизм») распространилось по странам Азии и Дальнего Востока.

Сегодня численность приверженцев буддизма по всему миру насчитывает, по разным сведениям, от 430 до 1300 млн. человек. Цель буддизма – достижение Просветления — освобождения от страданий, приобретения состояния необусловленного счастья.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где правильно ставить крест на могиле

Представим Вашему вниманию самые важные и интересные факты о буддизме.

Буддизм

— Буддизму 2,5 тысячи лет. Эта религия зародилась на пятьсот лет раньше возникновения христианства и на тысячу с лишним лет раньше ислама.

— Основатель буддизма – Будда Шакьямуни (имя от рождения Сиддхартха Гаутама).

-Буддизм – это не совсем религия в общепринятом ее понимании. Скорее, это философское учение, духовная практика, путь самопознания

— В буддизме нет церкви и священнослужителей. Есть община, формирующаяся в буддийском храме или монастыре. Монахи, составляющие общину, беседуют с мирянами, учат их морали. Никаких исповедей и отпущения грехов – только передача Знания.

Взамен посетители монастыря несут монахам подаяния. Монахи буддийских храмов не могут добывать и готовить для себя еду. Употреблять в пищу они могут только то, что приносят посетители в виде подаяния.

Буддистскими монахами, наряду с мужчинами, могут быть и женщины.

— В буддизме считается несущественным вопрос о наличии или отсутствии Бога. В то же время не требуется и отрицание Бога. Многие адепты учения Будды являются одновременно и приверженцами различных религий.

— Время посещения буддистских храмов не ограничено. Желающие могут посетить его в любое время.

— Ненасилие – принцип буддизма. Но, при необходимости, допустимо принятие мер по предотвращению насилия. Монахи Шаолиня – самый известный пример этому. Нападать воинам Шаолиня запрещено, им можно только защищаться. Созданный за сотни лет боевой комплекс, включает в себя тайные приемы, воздействующие на болевые точки, приемы захватов и освобождения от них.

— Тибет – цитадель буддизма на протяжении тысячелетия.

— Все буддисты — приверженцы 5-ти важных заповедей: не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не пей вина.

— Буддизм еще называют «религией опыта», так как основная его концепция – личная практика, проверка Учения на истинность посредством собственного опыта. Будда призывал учеников не доверять, чьим бы то ни было, словам (включая его собственные слова) и не следовать чужим советам до того времени, пока не выяснится истинность этих слов и советов. «Будьте сами себе путеводным светом» — наказал Будда своим ученикам прежде, чем покинул этот мир.

Будда

Основателем буддизма считается сын раджа маленького индийского княжества по имени Сиддхартха Гаутама. Надеясь на то, что сын станет великим царем (по предсказанию отшельника-провидца), отец всячески ограждал Сиддхартха от всего плохого.

Мальчик рос в роскоши, не имея никакого понятия о человеческих страданиях, болезнях и смерти. Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, он женился. Через несколько лет у него появился сын.

Имея все необходимое для спокойной жизни, Сиддхартха все равно чувствовал, что эти блага не являются самым важным в жизни и не могут быть конечной ее целью.

Все изменилось, когда Гаутаме исполнилось 29 лет. Однажды, выехав за пределы дворца, он увидел четыре зрелища, полностью изменившие его будущую жизнь. Это были: нищий странник, больной человек, разлагающееся тело мертвого бродяги и отшельник.

К принцу пришло осознание всей неизбежности болезней, мучений, старения и смерти. Пришло понимание того, что ни золото, ни власть не способны оградить его от суровых реалий жизни.

Все это подвигло Сиддхартху на то, что на тридцатом году жизни, оставив дом, семью и богатство, он отправился на поиски причин страданий человека и возможностей избавления от этих страданий.

Пять лет самопознания через аскезу, йогу и медитацию привели к тому, что Гаутама достиг нирваны – Пробуждения. Пришло понимание причин человеческих страданий и пути устранения этих причин. Знание это позже получило название: «Четыре Благородные Истины», а Сиддхартху стали называть Буддой (пробудившимся).

Все оставшиеся годы жизни – 45 лет Будда провел, путешествуя по Индии и проповедуя свое Учение.

«Четыре Благородные Истины»

  • Вся человеческая жизнь – страдание.
  • Причина человеческого страдания – желание
  • Избавление от желаний – избавление от страданий.
  • Достижение нирваны возможно, если следовать восьмеричным путем спасения:

правильное понимание – мир полон страданий и скорби;

правильные намерения – четко определенный путь, ограничение стремлений и страстей;

правильная речь – правдивая и доброжелательная, не содержащая скверны;

правильные поступки – совершение только добрых дел, не допуская недобродетельных поступков;

правильный образ жизни – ведение достойной жизни без нанесения вреда всему живому;

правильные усилия – контролирование своих мыслей, настраивая их на добро и изгоняя зло;

правильные помыслы – нужно уяснить то, что зло идет от нашей плоти;

правильная сосредоточенность – постоянные тренировки в достижении сосредоточенности, созерцание и поиск истины.

Напоследок, еще несколько интересных фактов о буддизме:

  • Первая книга, напечатанная типографским способом – буддистский документ «Чикчи», заключающий в себе тексты проповедей Будды и жизнеописания буддистских монахов и проповедников. Напечатана она была в Корее, в 1377г. — за 78 лет до издания известной библии Гутенберга.
  • Женщину, достигшую освобождения и совершенства, в буддизме называют Тарой. Российская императрица Екатерина II за особые заслуги была удостоена чести быть признанной буддистами земным воплощением Белой Тары. С тех пор все правители государства Российского почитались именно в этой ипостаси. В независимости, были это женщины, или мужчины.

Источник: https://KnowWorld.ru/fakty/interesnyie-faktyi-o-buddizme/

Индия и Непал: 4 главных святыни буддизма

Отношение к паломничеству в каждой из трех мировых религий имеет ряд особенностей. Так, например, в исламе оно строго регламентировано – каждый правоверный мусульманин в обязательном порядке должен хотя бы раз совершить путешествие к главным святыням этого вероисповедания, при этом время паломничества в течение года тоже совершенно точно определено.

В христианстве не существует каких-то особых канонов по поводу посещения тех или иных святынь, здесь все, как говорится, исключительно по личному желанию верующего.

Что касается буддизма, то в этом смысле он является чем-то средним — с одной стороны, основоположник этого вероисповедания Будда завещал своим последователям посещать определенные места, связанные с главными вехами его земной жизни, однако, эти завещания являются скорее рекомендациями, чем постулатом, требующим непременного исполнения.

Не обязательно, но все равно — среди многочисленных мировых буддийских центров, которые находятся на Тибете и Шри-Ланке, в Японии и Таиланде, в странах Европы и даже в России, приоритетными все-таки являются те места, о которых в одном из канонов Будда сказал: «После того как я умру, праведные мужи и женщины должны посещать и помнить эти четыре великих места и соответствующе проводить свою жизнь».

Таким образом, буддийские паломники в первую очередь посещают непальский Лумбини – место рождения Будды, и небольшие города в Индии: Бодхгаю, где он получил просветление, Сарнатх, где прошла первая проповедь о четырех благородных истинах буддизма, и, наконец, место кончины Просветленного в Кушинагаре.

Лумбини

Страна: Непал

Округ: Рупандехи

Как добраться: на самолете или автобусе из Катманду, столицы Непала. В первом случае вам нужно долететь до города Бхайрава и пересесть там на автобус до Лумбини, они ходят каждый час. Не обойдется без пересадок, если вы воспользуетесь и наземным путем – в Катманду вам нужно будет сесть на автобус, который идет в Сунаули, пункт перехода непальско-индийской границы, и тоже выйти в Бхайраве, которая находится за несколько остановок до конечной станции.

Итак, Лумбини. В этом небольшом поселении на границе Индии и Непала находится крупный храмовый комплекс, выстроенный на предполагаемом месте рождения Будды. Этот так называемый «Священный сад» занимает огромную территорию, где паломнику предоставляется уникальная возможность увидеть несколько десятков храмов, монастырей, священных ступ (в буддизме так называется место хранения реликвий).

Все они принадлежат разным религиозным школам, течениям и даже нациям, ведь на территории Лумбини свой храм или реликварий может установить любая страна мира, где часть населения исповедует буддизм.

Таким образом, сегодня в храмовом комплексе можно увидеть храмы и монастыри Тайланда, Китая, Японии, Германии, Франции. Стоит обратить внимание, что религиозные постройки ранней буддисткой школы Тхеравада находятся в восточной части Лумбини, а западную занимают представители более поздних Махаяны и Ваджраяны. Центром же комплекса является храм, который носит имя Майи Деви, матери Будды.

Около храма можно увидеть священный пруд Пушкарини, где Майя Деви совершила омовение пред появлением на свет своего сына, которому было суждено стать «учителем, которого не бывало на Земле».

Здесь же находится и одна из древних колонн индийского императора Ашоки, который активно способствовал распространению буддизма и устанавливал памятные строения в местах связанных с именем Будды.

Бодхгая

Страна: Индия

Штат: Бахирон

Как добраться: на поезде из Дели, Калькутты или Варанаси, на поезде или автобусе из Патны, столицы штата. В первом случае вам нужно доехать до Гайи, ближайшего к Бодхгае города, где до места назначения можно доехать на автобусе, такси или моторикше. Добраться же до Бодхгаи из Патны будет гораздо проще – прямые поезда и автобусы оттуда ходят несколько раз в день.

Значение Бодхгаи для буддийских паломников чрезвычайно велико – с этим местом связано одно из основополагающих событий этого вероучения.

Именно здесь после трех суток непрерывной медитации Будда впервые достиг просветления, то есть нашел ответы на давно мучившие его вопросы, обрел тем самым свою собственную философию, которую и начал проповедовать.

В Бодхгаю паломники приезжают поклониться священному дереву Бодха, под которым медитировал Будда, своими глазами увидеть Чаукраману — дорожку, полностью вымощенную драгоценными камнями, а также припасть к земле одного из местных дворов, где по приданию была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой во время его длительных медитаций.

Главным храмом Бодхгаи является храм Махабодхи, на стенах которого высечены многочисленные барельефы Просветленного. Внутри храма находится его огромная статуя Просветленного.

Также объектами поклонения являются ступы с реликвиями Будды — в Бодхгае их две больших и несколько поменьше. Также здесь расположена и очередная колонна Ашоки.

Сарнатх

Страна: Индия

Штат: Уттар-Прадеш

Как добраться: на автобусе, такси или велорикше от Варанаси, расстояние между этими городами составляет всего 13 километров.

Сарнатх, место первой проповеди Будды, имеет богатую и довольно драматичную историю.

Сначала здесь был непроходимый лес, считавшийся оленьим заповедником, затем на месте лесной чащи вырос храмовый комплекс, который на протяжении почти 1000 лет был религиозным центром буддизма и прекратил свое существование лишь после вторжения мусульман в Индию. Тогда все религиозные постройки здесь были разрушены, а само место пришло в запустение на долгие 700 лет.

Восстановление Сарнатха началось лишь в конце 19 века и продолжается до сих пор, так как в руинах еще лежит один из самых больших храмов комплекса Мулгандхакути и ступа, построенная на месте встречи Будды и его первых учеников.

Однако не стоит думать, что в Сарнатхе паломники поклоняются только древним развалинам — большинство местных реликвариев все-таки находятся в хорошем состоянии.

Так, например, тут можно лицезреть одну из самых больших ступ в этой местности – ступу Дхамек, здесь также находится еще одна колонна Ашоки — кстати, именно она стала символом Индийской республики и изображена на ее флаге.

Довольно нестандартным строением по форме и содержанию является вихара Мулагандхкути — внешне она похожа на ступу, но в отличие от этих строений, где намертво замурованы те или иные реликвии, внутрь вихары можно вполне свободно зайти, даже несмотря на то, что там хранится одна из главнейших святынь буддизма – кости Будды.

Кстати, эта реликвия выставляется на всеобщее обозрение каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца.

Кушинагар

Страна: Индия

Штат: Уттар-Прадеш

Как добраться: на автобусе из Варанаси. Этот автобус довезет вас до города Горакхпура, где до Кушинагара вам придется взять такси.

С этим небольшим городом связано последнее событие земной жизни Будды – здесь он вошел в махапаринирвану, то есть достиг главной цели своей религиозной и духовной практики – в момент физической смерти он вышел за пределы бесконечной цепи перерождений, обретя тем самым такой же бесконечный покой и счастье.

И как символ этой бесконечности, лишенной страданий, здесь выстроен храм Паринирваны, где находится грандиозная золотого цвета статуя Лежащего Будды.

Также здесь можно увидеть образ Будды из голубого аспидного сланца, который находится в усыпальнице Мата Кунвар.

Одним из главных мест Кушинагара поклонения является ступа Рамбхар, которая предположительно находится там, где кремировали Будду.

Источник: https://www.tour52.ru/Vidy-otdyha/religios/view/231/

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран

Религиозные движения по природе своей имеют три фундаментальных основания, на которых держится вся традиция: учителя, передаваемое ими учение и исповедующие это учение ученики. Другими словами, живая религия возможна только в группе убежденных последователей, исповедующих доктрину, проповеданную основателем. Что касается этой статьи, то речь пойдет о втором столпе — вероучении, точнее его письменном источнике — Священном Писании.

Общие сведения

Священное Писание, к какой бы религиозной традиции оно ни относилось, представляет собой семантическое ядро вероучения. Сакральный миф может приписывать его происхождение богам, пророкам, мессиям и т. д.

В любом случае его появление санкционировано свыше и представляет собой передачу божественного знания — непререкаемой истины, ниспосылаемой из области потустороннего.

Такой взгляд на сакральные тексты делает их в глазах верующих источником откровения и в буквальном смысле словом Божьим.

Однако не все так однозначно — характер каждой отдельно взятой религии накладывает особенный отпечаток на восприятие текста, и священные книги религий мира имеют в интерпретации своих адептов неоднозначное истолкование.

Корпус текстов, признаваемых священными, в рамках традиции обыкновенно принято называть каноном или каноническим сборником. Зачастую ему дается собственное название, как то: Коран — священная книга мусульман, иудейская Тора или христианская Библия.

Тора и Танах — сакральная литература иудаизма

Древнейшей монотеистической религией является иудаизм. Благодаря ему же рождение увидели христианство и ислам. Священная книга иудаизма — Тора — представляет собой сборник из пяти сочинений, приписываемых традицией пророку Моисею. Согласно легенде, основную часть содержания Торы Моисей получил на Синае, лицом к лицу встретившись с Богом.

Дальнейшее развитие иудейского культа привело к появлению и распространению новых текстов, возведенных почитателями в ранг священных и богодухновенных, то есть вдохновленных свыше самим Господом. К таким книгам относится сборник «Кетувим», что значит «Писания», и сборник «Невиим», что переводится как «Пророки».

Соответственно, в первый вошли повествования священной истории и так называемая литература премудрости — антология назидательных притч, псалмов и произведений педагогического характера. Во втором сборнике объединился ряд произведений еврейских пророков. Все они были сведены в единый свод сакральных текстов, называемый «ТаНаХ».

Это слово — аббревиатура, составленная из первых букв слов Тора, Невиим, Кетувим.

Танах по своему составу, с небольшими видоизменениями, тождественен Ветхому Завету христианской традиции.

Новое откровение — новое Писание. Священные книги христиан

Канон Нового Завета христианской церкви сложился к IV веку из массы разнородной литературы. Впрочем, различные течения и юрисдикции до сих пор имеют несколько различных вариантов канона.

В любом случае ядром Нового Завета являются четыре Евангелия, сопровождаемые рядом апостольских посланий. Особняком стоят книги Деяний и Апокалипсис.

Такая структура позволила некоторым комментаторам сопоставить содержательно Новый Завет с Танахом, соотнеся Евангелия с Торой, Апокалипсис с пророками, Деяния с историческими книгами, а литературу премудрости с посланиями апостолов.

Единый сборник из Ветхого и Нового заветов — это христианская священная книга, Библия, что с греческого языка переводится просто «книги».

Откровение нового пророка. Мусульманский канон

Священная книга мусульман называется Кораном. Она не содержит никаких значимых фрагментов из Нового Завета или Танаха, однако в значительной мере пересказывает содержание первого из них. К тому же упоминается в нем и Иса, то есть Иисус, но корреляции с новозаветными писаниями нет. Скорее, напротив, в Коране просматривается полемика и недоверие к христианскому Писанию.

Мусульманская священная книга — Коран — представляет собой сборник откровений, полученных Магометом в различное время от Бога и архангела Гавриила (Джабраэля — в арабской традиции). Откровения эти называются сурами, и располагаются они в тексте не в хронологическом порядке, а по длине — от самых длинных к наиболее коротким.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал Евангелие от Луки

Такова позиция, которую в отношении иудео-христианских писаний занимает ислам: священная книга иудеев — Тора — истинна. Однако время ее руководства прошло, и Завет с Моисеем исчерпан. Так что Тора и весь Танах более неактуальны. Книги христиан — подделка, исказившая первоначальное благовестие пророка Иисуса, восстановленное и продолженное Магометом. Поэтому единственная священная книга — Коран, и другой быть не может.

Книга Мормона и библейское откровение

Еще одной попыткой вывести свое вероучение из Моисеева источника отличился мормонизм. Он признает в качестве священных и Ветхий, и Новый заветы, однако наивысший авторитет приписывает так называемой Книге Мормона.

Адепты этого учения верят, что оригинал их священного текста был написан на золотых пластинах, затем скрыт на холме близ Нью-Йорка, а впоследствии открыт ангелом пророку Джозефу Смиту, жителю Америки XIX века.

Последний выполнил под божественным руководством перевод пластинок на английский язык, после чего те были вновь сокрыты ангелами в неизвестном месте. Священный статус этого произведения признает в настоящее время более 10 миллионов последователей церкви мормонов.

Веды — наследие древних богов

Священные книги религий мира монотеистического толка объединены в единые сборники и собраны в кодексы. Восточные политеистические системы отличает иной подход к сакральным писаниям: они носят независимый друг от друга характер, часто доктринально не связаны и противоречивы. Поэтому на первый взгляд система Священных Писаний дхармических религий может показаться сумбурной или излишне запутанной. Однако это лишь на первый взгляд.

Сакральные тексты индуизма называются Шрути. Последние насчитывают в себе четыре Веды. Каждая из них делится на две части: самхит (гимны) и брахман (наставления ритуального порядка). Это авторитетнейший корпус всякого правоверного индуиста. Кроме Шрути, есть также корпус Смрити — предание.

Смрити является письменным источником и при этом достаточно авторитетным, чтобы быть включенным в число священных книг. В его состав входит 18 пуран и два крупных эпоса — Рамаяна и Махабхарата. Кроме того, в индуизме священными почитаются еще Упанишады.

Эти тексты представляют собой трактаты, мистически истолковывающие брахман.

Драгоценное слово Будды

Принц Сиддхартха много проповедовал, и речи, произнесенные им когда-то, легли в основу канонических священных текстов буддизма — сутр.

Следует сразу оговориться, что не существует такого понятия, как священная книга буддизма, в традиционном монотеистическом понимании. В буддизме нет Бога, а значит, нет богодухновенной литературы. Есть только тексты, написанные просветленными учителями.

Именно это придает им авторитет. В результате буддизм имеет довольно обширный список священных книг, что затрудняет их изучение и систематизацию.

В южном буддизме, преимущественно в традиции тхеравадинов, как сакральная книга буддизма принят так называемый палийский канон — трипитака. Другие буддийские школы с этим не согласны и предлагают свои варианты священной литературы. Наиболее впечатляюще на фоне прочих выглядит школа тибетского буддизма Гелуг: в состав ее священного канона входят сборники Ганджур (речи Будды) и Данджур (комментарии к Ганджуру) общим объемом в 362 тома.

Заключение

Выше были перечислены основные священные книги религий мира — наиболее яркие и актуальные для нашего времени. Разумеется, этим список текстов не ограничивается, как не ограничивается он и списком упомянутых религий. Многие языческие культы вообще не имеют кодифицированного писания, спокойно обходясь устной мифологической традицией.

Другие, хотя и имеют авторитетные культообразующие сочинения, все же не инкриминируют им сакральной сверхъестественной природы.

Некоторые каноны немногочисленных религиозных традиций остались за скобками и не были рассмотрены в данном обзоре, потому что даже кратко осветить священные книги религий мира без исключения может позволить только формат энциклопедии, но никак не небольшой статьи.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/43340-svjaschennye-knigi-religij-mira.html

Кратко о священных книгах буддизма — главные писания учения Будды

Приветствуем всех тех, кому небезынтересен буддизм и его философские принципы.

Как и другие религии, это течение также имеет свои священные писания – книги, в которых изложены основы учения Будды. Правда, сравнивать их с Библией или Кораном не стоит – структура этих трудов несколько иная.

Кроме того, они существуют в различных адаптациях и помимо основного труда «Трипитаки», созданного в V—III вв. до н.э., есть ее китайская и тибетская интерпретации.

Ниже изложено более подробно, как называются эти труды и какого их содержание.

:
Как появились писания
Трипитака (Палийский канон)
Абхидхарма
Китайская Трипитака
Тибетский Кангьюр и Тенгьюр
Трипитака Кореана
Другие буддийские источники
Заключение

Как появились писания

Буддизм – древнейшая из ныне существующих и популярных религий. Но письменная традиция возникла в учении далеко не сразу. Долгое время сведения передавались устно непосредственно от Будды Шакьямуни и его учеников.

В этот период произошло разделение религии на основные течения – Хинаяну, Махаяну и Ваджраяну, а также сформировались основные положения каждого из учений. Это было необходимо «закрепить на бумаге», а потому знания, как слова и учение самого Будды, так и комментарии его учеников и последователей, были сведены в единый письменный труд.

Рассказать кратко о священных книгах буддизма сложно из-за их большого количества и разницы в содержании, но мы попробуем.

Трипитака (Палийский канон)

В переводе с санскрита это название обозначает «Три корзины» – по трем тематическим частям, из которых состоит книга. Под «корзинами» здесь имеются в виду обычные плетеные корзины, в которых хранились свитки с текстами, написанными на пальмовых листьях. Конечно, сегодня книга существует в гораздо более привычном печатном виде, но историческое название сохранилось.

Так как Трипитака написана на языке пали, ее еще также называют Палийским каноном. Она представляет собой не логичное повествование со сквозным сюжетом (или его подобием), а сборник самых разных тематических текстов, и отличается по составу в разных редакциях. Традиционно этот труд делят на три части:

  • Виная-питака – свод монашеских правил, призванных регулировать жизнь религиозной общины. В ней содержатся не только сами наставления и рекомендации, но и история их появления, а также притчи о Будде и его последователях, связанные с этими законами. В этой же части присутствуют указания и рекомендации по проведению священных ритуалов.
  • Сутта-питака – это свод сутр (кратких лаконичных высказываний), приписываемых самому Будде и его ближайшим ученикам. Также эта часть книги содержит джатаки (притчи) о жизни Будды и его земном пути.
  • Абхидхамма-питака – это сборник теоретических трудов и комментариев, упорядочивающих учения и правила, изложенные в двух предыдущих частях. Традиционно считается, что основная часть этих текстов составлена самим Буддой, но большинство историков и теологов склоняются к тому, что написан этот раздел гораздо позднее.

Такова структура главной буддийской книги в Хинаяне. В махаянской и ваджраянской традициях сюда включены также шастры – пояснительные комментарии к каждой сутре, изложенные более поздними носителями учения (последователями Будды).

Период активного создания Трипитаки относится к V—III вв. до н.э. При этом все тексты распространялись исключительно устно. Позже – в III – I вв. до н.э. – происходило разделение религии на основные течения. При этом во многие тексты вносились существенные изменения, а объем книги возрастал за счет комментариев.

В связи с появившейся опасностью утери накопленных знаний было принято решение сохранить их в письменном виде. Задуманное было реализовано на Шри-Ланке примерно в 80 г до н. э. С тех пор в Трипитаку еще неоднократно вносились изменения, а сама священная книга буддизма появлялась и распространялась в разных редакциях.

Так что сегодня весьма непросто понять, какие ее тексты появились в Индии, а какие в Тибете и Китае, а также каковы точные датировки создания этих письменных трудов.

Абхидхарма

Это одно из основополагающих буддийских учений, в основу которого положены знания, частично и несистематически изложенные в третьем сборнике Трипитаки – Абхидхамма-питаке. Как и другие буддийские источники, этот труд формировался на протяжении нескольких столетий, как минимум с III в до н.э. по V в н.э.

Сохранились переводы на языке пали и китайском, но первоисточник, созданный на санскрите, был утерян. В этой книге содержится информация о мироустройстве и природе всего сущего в том виде, в каком по традиции Будда донес ее до одного из своих главных учеников – манаха Шарипутры.

Китайская Трипитака

Это вариант главного буддийского труда, известный в Китае, Вьетнаме, Японии. Как более поздний перевод, он несколько отличается от первоисточника, а также других «изданий», в частности, тибетского, о котором ниже.

Китайский вариант содержит меньше информации по тантрическим практикам, чем тибетский или палийский каноны. Но он ценен тем, что в него включены переводы некоторых текстов, которых нет в классической Трипитаке.

Считается, что это единственная информация, дошедшая к нам из письменного первоисточника (протографа), который появился раньше палийского канона и послужил для него основой.

Тибетский Кангьюр и Тенгьюр

Вариант буддийского «Священного писания», распространенный в Тибете, отличается своей структурой. Он состоит из двух основных частей: Ганджура (или Кангьюра) и Данджура (или Тенгьюра). Первая часть – это свод разнообразных буддийских текстов, взятых из различных первоисточников (а не только из Палийского канона). Вторая – комментарии к Кангьюру.

Отличие тибетской Трипитаки от других аналогов в том, что она содержит большое количество практической информации по медитациям и тантре. Кроме того, Кангьюр и Тенгьюр считаются в ламаизме не просто сборником догматических правил, но и священными сами по себе, как, например, Библия в христианстве и Коран в исламе.

Трипитака Кореана

В Корее существует собственный свод религиозных правил, известный также как Пхальман тэджангён. Он был создан в 1087 году и представляет собой свод из более чем шести с половиной тысяч томов, представленных в форме деревянных табличек с нанесенными на них китайскими иероглифами.

Первоначальное «издание» этого труда дошло до нас лишь фрагментарно. Оно было практически полностью уничтожено в период Монгольского нашествия – в 1232 году. Но полностью сохранился более поздний вариант, созданный с 1236 по 1251 годы. На сегодняшний день он является самым полным из древних сводов буддийских канонов.

Другие буддийские источники

Свои каноны существуют и в других странах. Они отличаются от первоначального текста и имеют свои особенности. В частности широко известны и распространены тайский и сингальский каноны, которые по своему содержанию близки к палийскому.

А вот, например, бирманский вариант Трипитаки содержит так называемые «Вопросы Милинды». По сути это большой сборник комментариев к основному тексту со множеством исторических фактов и отсылок.

В целом список буддийских трудов достаточно объемен. Практически в каждом регионе имеются свои вариации главной книги – Трипитаки. Сказать однозначно, какая из них главная и «самая правильная», точно невозможно. Тем более, что многие современные ученые, а также уважаемые буддисты относятся к этим трудам совсем неоднозначно.

Это неудивительно, ведь появились они намного позже жизни самого Будды и содержат в себе помимо изначального учения множество комментариев и дополнений.

Редакция и период создания большинства книг исчисляется сотнями лет. Считается, что даже самые древние редакции Трипитаки не являются первоисточником учения Будды, которое долгое время передавалось устно, а протограф (первый вариант письменного текста) был безвозвратно утерян.

Священная книга буддизма: название и короткое описание

Учение Будды — одно из самых актуальных философско-практических учений в современном мире.

Не привязываясь к каким-либо догмам, слепому верованию или крайнему фанатизму, Учение Будды чётко и понятно объясняет: в чём причины страданий, как их можно устранить, какие для этого существуют реальные практические инструменты.

Учение, которое дал Будда, основано в первую очередь на его личном опыте, который он пережил, прикладывая к себе усилия, испытывая аскезы, практикуя йогу и медитацию. И Будда к тому же призывал и остальных не слепо верить тому, что он говорит, а проверять всё на личном опыте.

Будда Шакьямуни покинул наш мир; существует несколько версий того, куда дальше идёт его путь: ушёл ли он в Махапаринирвану или же продолжил перевоплощаться, путешествуя по мирам сансары и наставляя живых существ в Дхарме. Обе версии одинаково вероятны и имеют право на существование. Но поскольку Учитель покинул мир, то в практике его Учения нам остаётся лишь ориентироваться на те тексты, которые остались после ухода Будды.

Священные тексты буддизма

На какие же тексты следует опираться последователям Учения? Важно снова напомнить, что Будда призывал не верить слепо его Учению и вообще всему, что он говорил. Это, однако, не означает, что не нужно даже изучать то, что предлагают нам тексты.

Речь идёт лишь о том, что всю полученную информацию нужно проверять на личном опыте. Как говорил Будда, «Если палец указывает на луну — смотри на луну, а не на палец».

И священные тексты буддизма — это и есть тот самый «палец», который указывает на «луну».

Священная книга буддизма: название

В каждой духовной традиции есть своя основа в виде каких-то Писаний. В христианстве это Библия, в исламе — Коран, в иудаизме — Тора, в индуизме — Веды. Как же называется священная книга буддизма?

«Трипитака» — важное понятие в буддизме. Трипитака — это свод священных текстов, «три корзины» в буддизме. «Корзинами» разделы Трипитаки названы не случайно. Дело в том, что тексты в древности записывались на пальмовых листьях, и свитки эти хранились в прямом смысле слова в корзинах. Отсюда и пошло название.

Итак, три корзины в буддизме — это три раздела текстов:

  • Винайя-питака;
  • Сутра-питака;
  • Абхидхарма-питака.

Первая корзина Трипитаки — Винайя-питака — состоит из текстов, в которых содержатся предписания для общины монахов — Сангхи. Само название «Винайя» переводится, как `Устав`. Винайя-питака содержит в себе правила для монашеской общины: 227 правил для бхикшу и 250 правил для бхикшуни. Также Винайя-питака содержит в себе различные наставления, рекомендации, притчи из жизни Будды, которые призваны сделать жизнь монахов гармоничной и эффективной для движения по пути духовного развития.

Вторая корзина Трипитаки — Сутра-питака. По самому названию этого раздела понятно, что он содержит в себе сутры — главные тексты буддизма, в которых описываются проповеди Будды, его жизнь и различные истории, которые происходили с ним и его монашеской общиной.

Также Сутра-питака включает в себя Джатаки — воспоминания о прошлых жизнях Будды.

Когда Будда достиг Просветления, ему сразу открылась память обо всех его прошлых воплощениях, и он рассказывал эти истории монахам, чтобы показать им, как чётко и неумолимо действует закон кармы.

Для более глубокого понимания закона кармы, рекомендуется ознакомиться с Джатаками. Сутра-питака содержит в себе более 10 000 сутр, некоторые из них принадлежат описаниям проповедей и жизни Будды, некоторые посвящены его ближайшим ученикам.

Третья корзина Трипитаки — Абхидхарма-питака.

Абхидхарма-питака включает в себя несколько принципиально иных, чем в первых двух корзинах, текстов. Абхидхарма-питака содержит философские трактаты, которые составлены уже не на основе проповедей Будды, а являются как бы «комментариями» к его Учению.

Таким образом, тексты Абхидхарма-питаки — это глубокий анализ Учения Будды, который позволяет объяснить современным людям аспекты Учения более понятным языком. Происхождение текстов датируется временами царя Ашоки, который был преданным последователем Учения Будды. Царь Ашока — уникальный правитель.

Вдохновившись Учением Будды, он смог совместить в себе как качества правителя и воина, так и достойного последователя Учения.

Какие же из текстов рекомендуются для знакомства с Учением Будды? Существует несколько важных сутр, которые дают понимание об основе Учения Будды:

  • Сутра запуска Колеса Дхармы. Короткая сутра, в которой описывается первая проповедь Будды. Именно эта проповедь и положила начало его Учению. Очень важно прочитать, понять суть и глубинно поразмышлять над тем, что там написано.
  • Сутра Сердца. Сутра содержит в себе проповедь бодхисаттвы Авалокитешвары в виде ответов на вопросы ближайшего ученика Будды — Шарипутры. Сутра даёт понятие о важной концепции буддизма — Шуньяте (‘пустотности’).
  • Алмазная сутра. Важная сутра, содержит в себе учение о Пути Бодхисаттвы, а также о мироустройстве, сущности нирваны, сансары и так далее.
  • Сутра о Цветке лотоса чудесной Дхармы. Одна из базовых сутр Махаяны. Более подробно раскрывает идею о Пути Бодхисаттвы, «уловках», особенностях пути духовного совершенствования и о том пути, который прошёл сам Будда.
  • Сутра о карме. Короткая сутра, где Будда рассказывает по просьбе своего ученика Ананды о том, как работает закон кармы.
  • Вималакирти-сутра. Содержит наставления бодхисаттвы Вималакирти.
  • Сутра основных обетов бодхисаттвы Кшитигарбхи. Сутра содержит в себе наставления бодхисаттвы Кшитигарбхи и даёт более глубокий взгляд на Путь Бодхисаттвы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько раз упоминается имя Бога в Библии

Изучая священные тексты буддизма, можно постичь совершенную мудрость, которую дал миру Будда Шакьямуни и его последователи. В изучении священных текстов есть и ещё один важный плюс — чтение писаний очищает наше сознание.

В современном мире наше сознание постоянно подвергается атаке деструктивной информации, которая влияет на нас, даже если мы этого не осознаём. И чтобы очистить свой внутренний мир, полезно читать священные тексты.

Есть мнение, что во время чтения мы усваиваем только 3 % информации, и с этой точки зрения, каждый текст, чтобы усвоить его полностью, нужно прочитать не менее 33-х раз. В любом случае это будет очень полезный опыт.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/svyashchennaya-kniga-buddizma/

Священная книга и тексты религии «Буддизм»

Буддизм – это сложное религиозно-философское течение, состоящее из множества ответвлений. Споры относительно канона священных текстов ведутся между различными конфессиями уже много сотен лет. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос, какие же именно тексты составляют священную книгу буддизма, сегодня практически невозможно. Такой определенности, как со священным писанием у христиан, здесь нет и в помине.

Следует понимать, что буддизм не является религией, а значит, не подразумевает безрассудного преклонения перед неким божественным существом. Будда – не бог, а человек, достигший абсолютного просветления. Стать Буддой может практически любой человек, долженствующим образом изменивший свое сознание. Следовательно, священным может почитаться почти любое руководство к действию от того, кто достиг некоторых успехов на пути просветления, а не какая-то определенная книга.

Истоки буддизма

В V в до н. э. началась история буддизма. Сиддхартха Гуатама, индийский принц, всю жизнь прожил в роскоши и довольстве. Но однажды он увидел людей, которые страдали и испытывали нужду. Это произвело на него такое впечатление, что он отрекся от всего, что имел, и начал жизнь скитальца. Со временем он постиг принципы, по которым действует все сущее и достиг просветления. Вокруг него начали собираться ученики и последователи, называвшие своего учителя Будда Шакьямуни.

Учение самого первого Будды было устным. Скорее всего, никакой четкой структуры у него не было. К Будде обращались жаждущие просветления люди, и он наставлял их собственным примером, рассказывая о том, как нужно мыслить в определенных ситуациях, чтобы в итоге сделать правильный выбор. В этом и была суть буддизма – указать человеку нужное направление, идти по которому будет он сам.

Первая запись учения Будды

Первые записи буддистских учений появились спустя три сотни лет после смерти физического тела Будды. Они были сделаны со слов трех наиболее приближенных учеников Шакьямуни. Соответственно, в них уже содержались сведения, искаженные субъективизмом восприятия.

Сегодня эти тексты известны нам, как «Типитака» или же «Трипитака». В переводе с древнеиндийского это означало «Три корзины мудрости». Название в данном случае не носило метафорического характера.

В те времена записи велись на пальмовых листах, которые обычно хранились в корзинах, поэтому слово «книга» к этим записям применимо с трудом.

Первый вариант «Типитаки» был написан на разговорном индийском языке пали. Это, якобы, было пожеланием самого Будды, который не хотел, чтобы его учение записывалось на мертвом санскрите, непонятном абсолютному большинству людей. Однако со временем пали перестал быть общепринятым языком. Появилось множество наречий и диалектов. Перевести книгу на все из них не представлялось возможным, и, в конце концов, она была переведена на санскрит.

Но до наших дней не дошел даже санскритский вариант. Все буддийские тексты и писания того времени были уничтожены мусульманами в XIII веке вместе с монастырями. Остались только переводы на различные языки и диалекты, о точности и полноте которых сейчас судить невозможно.

Существующие на сегодняшний день версии Трипитаки не могут быть безоговорочно приняты, как безусловно соответствующие даже санскритскому канону. Тем не менее, во всех версиях прослеживается следующее разделение текстов:

  1. Виная-питака. Тексты, составляющие эту книгу, представляют собой 227 правил, по которым жила община монахов во времена Будды. Соблюдение этих правил является чем-то вроде первой ступени на пути к просветлению, непременным атрибутом буддизма. Отказ от привычного уклада и принятие нового, ломающего представления о том, какой должна быть жизнь;
  2. Суттана-питака. Писание, содержащее самую суть учения Будды. Проповеди, поучения и прочее. Шакьямуни не декларировал строгих постулатов. Обычно он отвечал человеку так, чтобы тот извлек из его слов ответ, правильный именно для него, для его уровня развития. Эта особенность учения Будды отразилась в текстах, составивших «вторую корзину». Помимо этих сутр (то есть, трактатов) здесь содержатся свидетельства о последних годах жизни Шакьямуни;
  3. Абхидхамма-питака. Книга (на самом деле она включает в себя не один том), постижение которой возможно только после первых двух. Все, что до сего момента должно было восприняться на веру, теперь объясняется подробным образом. Третья ступень просветления подразумевает философский анализ всех предшествующих текстов. Здесь также присутствуют рассказы о предыдущих земных воплощениях Шакьямуни.

Составить впечатление об объеме канонической Трипитаки довольно сложно. В различных изданиях на разных языках она занимает от 55 до 220 томов. Это – поистине грандиозное писание.

Разногласия среди буддистов

Сохранилось несколько версий Трипитаки: палийская, китайская и тибетская – самые, на сегодняшний день, распространенные. Последние две приняты направлением махаяны, но даже они несколько различны по содержанию. Палийская, которой придерживаются буддисты тхеравады на Шри-Ланке, в свою очередь, отличается от махаянских.

Но это – не единственный повод для разногласий. Многие ставят под сомнение достоверность Абхидхаммы-питака, самой спорной из трех книг.  Ее чрезмерно декларативный характер, навязчивое описание картины мира не были восприняты некоторыми буддистами. Но «официально» Абхидхамма-питака все же входит в канон.

Другие тексты буддистов

Различными версиями Трипитаки не исчерпываются все разногласия среди буддистов. Практически у каждого направления есть свои тексты, также считающиеся священными и прозвучавшими изначально из уст Будды, но бытуют эти тексты, как правило, только среди представителей одного направления.

Праджняпарамита-сутры (поучения о совершенной мудрости) – это наиболее наглядный пример такого рода апокрифов. Признают эти сутры только последователи махаянской традиции. Считается, что тексты были написаны непосредственно Буддой Шакьямуни, но, поскольку люди не были готовы принять столь сложные и переворачивающие все мировоззрение поучения, они были спрятаны «до лучших времен». С наступлением этих времен мудрец Нагарджуна извлек сутры из тайника и явил их миру.

Примечательно, что все буддийские сутры общепринято считаются записями проповедей Будды. Однако если приверженцы махаяны охотно причисляют их к канону, то тхеравадины в этом отношении более консервативны и считают священной только Трипитаку. С их точки зрения, канонический текст – это главная книга, а все остальное – необязательные дополнения.

Но даже махаяне, лояльно относящиеся ко всем сутрам, отмечают некоторые противоречия между ними. Отсюда возникла необходимость классификации сутр. Их разделили на две категории: нитартха и нейартха. Первые – сутры, не требующие расшифровки.

Здесь находятся прямые высказывания Будды, не несущие метафорической нагрузки. Вторую же группу составляют сутры, содержащие иносказания. Будда обращался с подобными речами к людям, не готовым сразу принять его мудрость.

Интерпретируя проповеди учителя, люди сами выходили на путь просветления.

Впрочем, проблема на этом не иссякла. Отсутствие в буддизме какой-либо иерархии и подчиненности (кроме системы «учитель – ученик») обусловила множество разночтений. Так, сутры, относящиеся у махаян к нитартхам, представителями других направлений причисляются к нейартхам и наоборот. Проблема восприятия и интерпретации текстов стоит в буддизме чрезвычайно остро.

«Апокрифы» махаян

Стоит упомянуть еще несколько текстов, считающихся священными у махаян. Это так называемая «Алмазная сутра». В ней оговаривается спорный для буддистов момент относительно того, что бодхисаттвы периодически возвращаются в круговорот сансары для того чтобы помочь некоторым людям вырваться оттуда.

Другой «апокриф», почитаемый последователями  Махаяны – «Лотосова сутра». Считается, что это – последнее учение Будды, можно сказать, его завещание. В этой сутре говорится о том, что, хотя и существует множество путей к просветлению – все они, по сути, являют собой воплощения одного и того же пути. Пути, встать на который способен каждый человек, будь у него на то желание. А уж довести его до конца должен учитель – бодхисаттва.

Кроме перечисленного, глубоким уважением буддистов пользуется «Тибетская Книга Мертвых», представляющая собой описание всех стадий смерти человека, вплоть до его очередного возрождения в Сансаре. Традиционно эта книга читается над одром умирающего буддиста, чтобы он не смалодушничал и не убоялся смерти, а остался верен своим принципам. Ведь цель буддистов – вырваться из Сансары и достичь Нирваны. А страх перед смертью сводит на нет все усилия.

Просветление достижимо!

Безусловно, буддизм не является жестко регламентированной религиозной доктриной. Идеалы свободы и равенства занимают здесь господствующие позиции. Поэтому любые попытки заявить о превалировании каких-либо буддийских текстов над другими априори не имеет ничего общего с учением Будды.

Конечная цель – просветление и Нирвана. А будет ли она достигнута с помощью каких-либо определенных текстов или вовсе без оных – не так уж важно. Не стоит забывать, что сам Будда достиг своей цели без всякого писания, просто постигая жизнь.

А значит, повторить его путь, в теории, способен каждый.

Источник: https://yogarossia.ru/buddhism/filosofiya-buddisma/svyashhennaya-kniga-i-teksty-religii-buddizm.html

Как называется священная книга буддизма

Каждое духовное учение имеет собственные священные книги, в которых записаны основы вероисповедания. Однако с буддизмом всё обстоит не так просто, потому что это духовное учение разделяется на несколько направлений, которые значительно отличаются друг от друга. Взять хотя бы религию Бон, которая тоже относит себя к буддизму, но не признается Далай-ламой. Иногда создается устойчивое впечатление, что различные направления в буддизме — это разные религии.

Мой друг совершил недавно паломничество в королевство Мустанг (Непал) и привез невероятные впечатления о религии Бон, которая существовала в Тибете задолго до рождения Гаутамы Сиддхартха — основателя буддизма. Сегодня я расскажу вам, какая священная книга буддизма является основной и как она называется. Чтобы не было путаницы в этом вопросе, мы также рассмотрим коротко все известные буддийские источники.

Различные направления в буддизме

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона.

Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android) Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Если вы будете общаться с представителем религии Бон, то услышите о существовании множества духов. Триллионы духов обитают на земле, в каждом предмете обитает отдельная духовная сущность. Ученые считают, что Бон относится к шаманизму, так как именно для него характерно тесное «сотрудничество» с духами.

Однако несведущего человека легко введут в заблуждение чтение мантр и монастыри представителей религии Бон, которые трудно отличить от классического буддизма, основанного Гаутамой Буддой. Потому что слово «будда» переводится как «пробудившийся», а таковыми себя именуют абсолютно все в Тибете — и представители религии Бон в том числе.

Рассматривая вопрос о буддизме, стоит упомянуть и о направлении дзен, которое отличается от классического эпатажностью и смелым подходом к пониманию основополагающих буддийских истин. Некоторые исследователи не без основания полагают, что различия в буддизме чем-то похожи на различия в христианстве. Например, протестантское направление и православие можно рассматривать как совершенно разные религии, хотя у них единый Бог — Иисус Христос. Нечто подобное происходит и в буддизме.

Трипитака — священная книга буддизма

Классический буддизм признаёт священной Трипитаку — свод буддийских канонов, написанных уже после смерти Гаутамы Будды.

На заметку! Существует три распространенных варианта Трипитаки, которые относятся к индийской, китайской и тибетской традиции.

Наибольшей популярностью пользуется палийский (индийский) вариант — Типитака. Именно он сохранился полностью. Книга состоит из трех разделов:

  1. Винайя-питака;
  2. Сутра-питака;
  3. Абхидхарма-питака.

Трипитака в переводе обозначает — 3 корзины. Раньше священные тексты хранились в корзинах из пальмовых листьев, отсюда и характерное название. Однако некоторые исследователи полагают, что название относится не к корзине: так на древнем санскрите называли собрание чего-либо или коллекцию.

О чем повествует священное писание буддизма? В первой книге записан свод правил, регламентирующий жизнь монашеской общины. Это подробная инструкция, следование которой должно быть неукоснительным. В Винайя-питаке записано 500 правил, по которым живут монахи и монахини. Цель этой книги — сохранение гармонии и порядка в разнородной духовной общине.

Сутра-питака повествует о жизни Гаутамы Будды. Она состоит из 10 000 сутр, авторство которых приписано самому основателю буддизма и его ближайшим ученикам.

Третий раздел Трипитаки представляет собой систематизацию буддийского учения — Дхармы, философский анализ и различные умозаключения. Это теоретическая научная база буддизма, в которой нет свода правил и наставлений.

На заметку! Впервые Трипитака была записана буддийскими монахами Шри-Ланки на подготовленных пальмовых листьях.

Долгие годы учение Гаутамы Будды передавалось из уст в уста, как было принято в индуистской традиции. Но в связи с угрозой утраты знаний, на первом буддийском собрании было принято решение увековечить священные истины в книге.

Трипитака остается единственным полным каноном буддийских истин. Последующие направления и течения буддизма не оставили после себя письменных памятников, заслуживающих внимания.

Тибетская версия

Издание на тибетском языке состоит из двух частей — Гарджура и Данджура. Ганджур основан на изложении буддийских истин (канона), а Данджур их комментирует. Тибетская версия Трипитаки уделяет большое значение практическому подходу к учению, в ней много информации по медитативной практике и тантре. Ламы рассматривают тибетский вариант Трипитаки как священный свод правил.

Корейская версия

У корейцев существует свой особенный свод правил, который они именуют — Пхальман тэджангён. Этот канон был записан на 6 500 деревянных табличках, датируемых 1087 годом. Однако во времена монгольского нашествия таблички были уничтожены почти полностью, поэтому до наших дней дошел более поздний вариант Трипитаки, датируемый 1251 годом. Этот канон считается наиболее полным из всех сохранившихся древних вариантов.

На этих версиях священные книги не заканчиваются, ведь в каждой местности был свой вариант Трипитаки, отличный от других. Это легко объяснить отсутствием почтовой связи и быстрых коммуникаций между странами. Но к 18 веку ситуация изменилась: наконец был создан единый канон, который увековечили на каменных скрижалях.

Унифицированный текст Трипитаки

В 1780 г. в Бирме состоялся буддийский собор, на котором 2,5 тысячи монахов приняли решение унифицировать текст Трипитаки. Была проделана большая работа по сверке разрозненных текстов трех различных традиций — индуистской, китайской и тибетской.

В результате унифицированный текст записали на 729 мраморных плитах, дабы увековечить истину в единстве. Для каждой мраморной плиты с записанным священным текстом был создан отдельный миниатюрный храм.

Собрание мини-храмов (ступ) составляет храмовый комплекс под названием Куто-до Пайя.

Этот комплекс является священным местом для большинства последователей буддизма.  Он находится в Мьянме (Бирма),  в городе Мандалай. Храмовый комплекс считается самой большой каменной книгой в мире, ведь на ее прочтение потребуется 450 дней. На постройку храмового комплекса ушло 8 лет, так как за день на камне высекали всего 10 строк священного текста.

Через некоторое время рядом с храмовым комплексом построили книжный комплекс Садамани Пайя, в котором были увековечены в камне комментарии к Трипитаке на бирманском языке.

В 1900 году Трипитаку напечатали на бумаге, в результате получилось 38 томов, каждый из которых содержит по 400 страниц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий