Крестово-купольный храм — описание, строение и схема
Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.
Внутреннее устройство
Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.
Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.
В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.
В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.
Наружный внешний вид
Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. у, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.
Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.
Вход может устраиваться с паперти, площадки возле храма или через разные пристройки — гульбище, крыльцо. Чтобы христиане не теснились, к главному зданию пристраиваются трапезные.
Помимо этого, в составе конструкции могут находиться звонницы и колокольни.
Конструкция иконостаса
Иконостас напоминает экран, который демонстрирует христианам божественную жизнь — возник в крестово-купольных храмах Древней Руси относительно поздно, в XV столетии. До этого использовались маленькие колоннады или невысокие алтарные заграждения в форме балюстрад.
Иконостас имеет нескольких ярусов. Если рассматривать сверху вниз, то они упорядочены с учетом событий, которые произошли в священной истории:
- Праотеческий (верхний) ряд посвящается тем, кто проживал до первого Закона Божьего, который был поведан Моисею (Адам, Ева, Ной, Авраам, Каин, Авель).
- Ниже описание тех, кто жил во времена Ветхого Завета, то есть от Моисея до Иисуса (Даниил, Соломон, Давид).
- Следующий ярус — праздничный. Символика рассказывает о жизни Иисуса на земле и отображается в литургической истории (праздники, которые посвящены основным событиям Спасителя: Сретение, Крещение, Рождество).
- Самый главный ярус — тот, где находится Деисус. Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица в молитве за людей стоят рядом с Христом, за ними расположены великомученики и апостолы.
- Нижний ярус — местный. Тут находятся лики Богородицы и Иисуса, а также устанавливают образы местных чтимых священнослужителей и икону, во имя которой произошло создание храма.
Специальный проход в середине иконостаса — двустворчатые Царские ворота, символизируют вход в рай.
Росписи и мозаики
Горизонтальная ось церкви обозначает духовный путь праведника, а вертикальная — отображает сакральное устройство мира. Сверху купола основного барабана устанавливается лик Христа Вседержителя. С XVII столетия было использование другой иконографии — «Отечество»: со Святым Духом, Богом, Сыном Божьим.
Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.
Строительство в Древней Руси
Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.
В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.
Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.
После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.
К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.
Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.
Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.
К примеру, восьмерик на четверике и шатровые перекрытия.
Изменения после монголов
В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.
Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.
Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.
Центрические сооружения
Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.
Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.
Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия).
Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом.
Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.
Архитектура Закавказья
Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.
В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.
Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.
Помещение представляет собой трехнефную конструкцию с рядами столбов. Это здание вытянуто с запада на восток и не установлено на тетраконах.
Примеры древнерусских церквей
Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.
На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:
- Георгиевский собор Юрьева монастыря (1118−1129) и храм Св. Софии (1044−1051) непосредственно в Новгороде.
- Георгиевская церковь (приблизительно 1170 г.) в Старой Ладоге.
- Спасо-Преображенский храм Мирожского монастыря (1137−1157) в Пскове.
- Церковь Михаила Архангела (1190−1195) в Смоленске.
Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:
- Успенский собор (1159−1161) во Владимире.
- Спасо-Преображенский собор (1153−1158) в Переславле-Залесском.
- Дмитриевский собор (1195−1198) во Владимире.
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1159−1164) в Боголюбово.
Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.
На Руси не все разновидности такого строительства получили популярность, но сооружения различных периодов Древней Руси создают свою уникальную вариацию храма крестово-купольного типа.
Источник: https://nauka.club/kulturologiya/krestovo-kupolnyy-khram.html
Крестово-купольная система. Архитектурные элементы
Определение 1
Крестово-купольный храм – архитектурный тип христианского храма, который был сформирован в Византии и Восточных христианских странах с V по VIII века.
Крестово-купольный храм стал господствующим в архитектуре Византии в IX веке и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основного архитектурного облика храма.
Классический облик крестово-купольного храма состоит из прямоугольного объема, центральная часть которого делится четырьмя столбами на девять ячеек. В качестве перекрытий используются крестообразные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой располагается барабан с куполом, опирающийся на подпружные арки.
Основные составляющие крестово-купольных храмов
Наиболее простым вариантом крестово-купольного храма является сооружение с одним ядром.
С увеличением длины здания в западном направлении, что может потребовать удлинение и свода центрального нефа сооружения, создаются шести- и восьмистолпные варианты сооружений с крестово-купольной структурой.
С увеличением длины здания в южную и северные стороны сооружение становится пятинефным и имеет уже более сложную композицию. В западной части крестово-купольных сооружений нередко предусматривают хоры, которые имеют опору в виде крайних западных столбов.
- Курсовая работа 450 руб.
- Реферат 280 руб.
- Контрольная работа 220 руб.
Организация пространства четырех- и шестистолпных крестово-купольных сооружений может быть изначально усложнена за счет пониженных притворов, расположенных по сторонам света. В результате таких модификаций сооружение в плане приобретает крестообразную форму. По такой схеме был построен Георгиевский собор (Юрьев-Польский) и собор Рождества богородицы (Суздаль).
Рисунок 1. Собор Антониева монастыря в Новгороде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как правило, крестово-купольные храмы оснащаются одним, тремя или пятью световыми барабанами. От их количества зависит интенсивность и качество воздухообмена всего крестово-купольного сооружения.
В связи с тем, что четырехстолпные крестово-купольные храмы имеют обычно небольшие размеры, пятиглавые встречаются среди них довольно редко. Первые шестистолпные храмы имели один либо три световых барабана, например:
- Георгиевский собор Юрьева монастыря;
- собор Антониева монастыря в Новгороде;
- Борисоглебский собор в Чернигове.
Примечательно, что более поздние крестово-купольные сооружения имеют пять световых барабанов и по-прежнему являются шестистолпными (Софийский собор в Вологде, Архангельский собор Московского Кремля).
Надо сказать, что организация внутреннего пространства наиболее простого четырехстолпного крестово-купольного сооружения довольно сложна. В первую очередь обращает на себя внимание разница высотных отметок различных частей здания.
Самым высоким является подкупольное пространство, самым низким – помещения под хорами. Во-вторых, внутренний объем такого здания подразумевает деление на несколько вертикальных ячеек.
При этом крестообразное помещение в плане с куполом на световом барабане выделяется как центр композиции, а угловые части храма отделяются столбами и имеют второстепенное значение.
Важнейшую роль в воздухообмене играет центральное пространственное звено крестово-купольного храма, в то же время на пониженных объемах он является менее интенсивным. Надо сказать, что при малом притоке воздушных масс в пониженных частях сооружения (особенно в юго-западном и северо-западном углах здания) непременно образуются невентилируемые застойные зоны.
Крестово-купольные храмы Закавказья
В архитектуре Армении крестово-купольные сооружения получили распространение в VI-VII веках. В эти времена были построены соборы в Эчмиадзине, Мрене, Цроми и т.д. В этих зданиях произошли довольно важные видоизменения в сравнении с предыдущими постройками религиозного характера: стены рукавов креста стали преобразовываться в тонкие столбы. В этой связи исчезают угловые помещения крестово-купольных храмов.
Они соединяются с подкупольным пространством. Таким образом получается уравновешенный и цельный интерьер сооружения, который состоит из трех нефов, отделенных друг от друга тонкими столбами. Трехчастный алтарь сливается с пространством храма, теперь он состоит из примыкающих к наосу апсид.
Помимо прочего, собор Эчмиадзина имеет еще одну характерную особенность: к стенам сооружения со всех сторон примыкают апсиды, служащие полукруглыми в плане дополнениями ветвей креста.
Рисунок 2. Светицховели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известно, что в Армении и Грузии получили широкое распространение крестово-купольные сооружения, напоминающие в плане трех- или четырехлистник. Специалисты позднее назовут из соответственно триконхами и тетраконхами. Примечательно, что интерьер таких храмов не разделяется на нефы и не расчленяется столбами. Цельное пространство в данном случае имеет форму креста в плане.
Данный крест образуется при помощи четырех апсид, которые сходятся к подкупольному пространству. Угловые помещения полностью отделяются от основного внутреннего объема. Западная ветвь креста нередко остается прямоугольной (как в храмах триконхах). Внешне такие здания всё же сохраняют прямоугольную форму. Это происходит потому, что полукружья апсид входят в плоскости фасадов, которые завершаются треугольными фронтонами.
Но благодаря глубоким нишам, которые прорезают фасад по бокам от апсид, их форма приобретает видимость отчасти и снаружи здания.
Среди крестово-купольных сооружений Грузии также есть уникальные образцы. Например, главный собор Грузии – Светицховели – был построен в 1029 году. Это сооружение представляет собой трехнефный храм с рядами столбов в интерьере.
В отличие от собора Эчмиадзина данное здание имеет вытянутые пропорции в направлении с запада на восток, в нем также нет аллюзии на тетраконах. Также интересные особенности имеют столбы, воспринимающие нагрузку от купола.
С внутренней стороны эти столбы имеют большее количество уступов, что создает впечатление обхода подкупольного квадрата.
Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/krestovo-kupolnaya_sistema_arhitekturnye_elementy/
Крестово-купольный храм — описание, строение и схема — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады
Крестово-купольный храм — тип христианской архитектуры, возникший и в странах Востока, и в Византии в 5−8 столетии. Был принят православными в качестве основного вида собора. В классическом варианте это конструкция прямоугольной формы, где центр разделяется четырьмя столбами на девять отделений.
Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.
Крестово-купольная система: история развития и самые известные храмы мира
Древняя христианская Византия стала родоначальницей строительства крестово-купольных храмов, откуда эта архитектурная система начала распространяться по всему миру. На Руси она стала основополагающей. Так появилось русское каменное зодчество, которое активно развивалось до 16-го столетия. Позже в России начали массово строить бесстолпные храмы.
Крестово-купольная система базируется на прямоугольном объеме, который образуют стены храма. Внутренняя часть здания оборудована четырьмя свободностоящими столбами. Они держат световой барабан и купол. Квадрат в центре окружен четырьмя прямоугольными концами (каждый из них направлен в определенную сторону света), над которыми находятся цилиндрические своды. Завершением восточного конца служит полукруглая апсида с алтарем. Для перекрытия угловых помещений используют разные по форме своды.
Как сформировалась крестово-купольная система?
Большинство древнейших храмов по своему архитектурному устройству были базиликами. В 5-м столетии началось строительство центрических церквей с куполами. Было время, когда такая система использовалась для возведения мартирий и крещален – религиозных сооружений, построенных в местах основных событий Евангелия или могил мучеников. Самым знаменитым мартирием считают ротонду иерусалимского Гроба Господня.
Крестово-купольная система формировалась на протяжении 5-8-х столетий с постепенным преобладанием центрических религиозных сооружений. Византийская религиозная архитектура сделала купол важным конструктивным элементом, как и крестообразные интерьеры.
Перед приобретением крестово-купольным храмом идеальной формы строили разные центрические здания, в которых переосмысливалось, какой вид должен иметь христианский храм. Мартирии стали архитектурной основой для их строительства.
Параллельно происходила композиционная трансформация базилик, у которых появился купол.
>> Какую роль играли Генеральные штаты в политической жизни Франции?
Базилика с куполом
Крестово-купольная система преимущественно была создана путем изменения внешнего вида базилики с существенным сохранением ее структуры. В 4-м столетии в Константинополе завершили строительство храма Апостолов в виде соединенных в форме креста базилик.
Данное религиозное сооружение послужило образцом для последующего возведения многих европейских зданий 6-го столетия, например, эфесского храма Иоанна Богослова, у которого была удлинена западная часть. Внутри он состоял из квадратных ячеек, а над ними возвышались шесть куполов.
Совместить базилику с куполом древние зодчие пытались с 5-го столетия. Подобными переходными сооружениями можно назвать:
- базилику в греческом городе Филиппы;
- храм в Мартирополе (современный Сильван, Турция);
- несколько египетских монастырских церквей.
Строительство храма в монастыре Алахан завершилось в 5-м столетии. Это трехнефная базилика, которую покрывает деревянный купол в виде пирамиды. В западной части здания стояли разделительные каменные столбы, а бока от купола восточного помещения отделяли аркады на небольших колоннах. Подобные оригинальные конструкции сформировали поперечное движение внутри храмов, после чего был образован подкупольный крест. В 6-м столетии началось массовое строительство подобных сооружений.
Софийский собор и другие храмы
Отдельно стоит сказать о константинопольском Софийском соборе, построенном в первой половине 6-го века путем совмещения плана базилики и купола над огромным внутренним пространством. Средний неф перекрыт центральным куполом.
Опорами для основной конструкции служат полукупола, поэтому она выделяется продольной ориентацией. Двухъярусные аркады отделяют основное пространство от хора и боковых неф. Сверху боковые стены с окнами оборудованы люнетами.
Между этими конструкциями происходит формирование поперечной переклички, но без креста.
>> Женевская конференция 1954 года: эхо европейского колониализма
Примерно в это же время завершилось строительство церкви Св. Ирины в Константинополе, которая поначалу по своей структуре напоминала Софийский собор, но с хорами на боковых нефах. В 8-м столетии в храме провели реконструкцию и его интерьер изменился, а сама церковь стала крестово-купольной. Строители разобрали аркады на вторых ярусах.
Купол храма держался на арках, которые были связаны с боковыми сводами в форме цилиндров. По новой композиции получился крест, каждую сторону которого завершали четыре разводящихся свода. Такие храмы строились и позже.
Малоазийская церковь в Дере-Азгы, построенная в 9-м столетии, обладает нижним ярусом с тремя нефами, а подкупольное пространство оборудовано боковыми аркадами.
Источник: http://rrepetitor.ru/world/krestovo-kupolnaya-sistema-istoriya-razvitiya-i-samye-izvestnye-hramy-mira/