В каком городе крестили князя Владимира

Князь Владимир: житие, иконы, молитвы

Великий киевский равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, креститель Руси — память 15 (28) июля в 2020 году. Житие, биография и молитва — в статье.

Князь Владимир I Святославич

Владимир I Святославич (др.-рус. Володимеръ Свѧтославичь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Владимир Святой стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный.

Память равноапостольного князя Владимира Святого — 28 июля в 2020 году

И на берег вышел, душой возрожден,Владимир для новой державы,И в Русь милосердия внес он закон —Дела стародавних, далеких времен,Преданья невянущей славы!..(А.К. Толстой)

Креститель Руси — князь Владимир Святой

Карпов А. Ю. — историк, писатель, член Союза писателей России, автор книг в серии «ЖЗЛ»: «Владимир Святой», «Ярослав Мудрый», «Юрий Долгорукий»

Святой князь Владимир

Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.

Владимир родился около 962 года. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабу, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Здесь и родился будущий великий святой. Вскоре Владимира отобрали у матери. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

Летом 969 года, незадолго до своего окончательного отъезда на Дунай, князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу — Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. «Абы пошел кто к вам?» — насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, Добрыни, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком сделался новгородским князем.

Вскоре Святослав погиб (это произошло весной 972 года), и его сыновья стали княжить в своих землях совершенно самостоятельно. Около 977 года между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный этим известием Владимир бежал из Новгорода «за море», надо полагать, к варягам, в скандинавские земли или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде (захваченном к тому времени наместниками Ярополка).

Так началась война между Владимиром и его братом. Успех в войне сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. Ярополк бежал в город Родню (в устье реки Рось, притока Днепра), который также был осажден войсками Владимира. В окружении Ярополка нашелся предатель, некий Блуд; Владимир вступил с ним в переговоры, и Блуд уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. «Сбылась-де мечта твоя. Веду к тебе Ярополка.

Приготовься убить его» — такие слова передал Блуд Владимиру.

И Владимир решился на братоубийство. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху». Следовавший за князем Блуд проворно затворил двери, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. С этого злодейского убийства и начинается киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.

Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла его предложение вступить в брак.

Захватив Полоцк, Владимир обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц: «300 в Вышгороде, да 300 в Белгороде, да 200 на Берестовом, в сельце». Но и наложницы не могли удовлетворить его.

«Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец.

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись. Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах.

В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам.

В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т. н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде.

Языческая реформа Владимира (установление языческого пантеона) свидетельствует о том, что князь стремится внести что-то новое и в прежние верования.

Представительство в пантеоне Владимира божеств разных этнических групп Русской земли (славянских, финно-угорских, балтийских племен, остатков прежнего иранского населения), их подчинение княжескому богу Перуну и введение единого для всей страны государственного культа Перуна — все это должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Однако эта языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры, что называется, совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о крещении киевского князя. Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон.

Затем в Киев явился и греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал «добрых и смысленных мужей» и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили, как поклоняются Богу разные народы.

Вернувшись в Киев, «мужи» рассказали о красоте византийского богослужения: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах».

Посоветовавшись с боярами и «старцами градскими» (представителями городского самоуправления), Владимир соглашается с тем, что византийская вера лучше всех остальных.

Источник: https://www.pravmir.ru/svyatoj-knyaz-vladimir-zhitie-ikony-molitvy/

Князь Владимир: как сын язычника крестил Русь и сделал её Святой

15 июля 1932 года епископ Николай (Велимировичем) в Белграде произнес проповедь о святом князе Владимире. На ней владыка сказал о том, что святой князь Владимир — это основоположник святительства и святости в русском народе.

Благодаря святому Владимиру Русь приняла православную веру и сама стала Святой. За это князь почитается среди всех славянских народов как Владимир Креститель. В народе же его называли Владимир Красно Солнышко, так как он освещал жизнь русичей как яркое Солнце на небе.

Владимир I Святославович — это древнерусский князь. Известен под именами Владимир I, Владимир Первый, Владимир Святой, Владимир Великий. В церковной истории его называют Владимир Креститель, так как при нём произошло Крещение Руси.

Он внук великой княгини Ольги, прославляемой Церковью в качестве равноапостольной святой, и сын великого князя Святослава Игоревича. Жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.

Князь Владимир. Миниатюра Радзивилловской летописи. Святой равноапостольный князь Владимир — это воин, выдающийся государственный деятель, креститель Руси

Князь Владимир принял христианство по греческому обряду и сделал его государственной религией Киевской Руси. В крещении принял имя Василий. Некоторые источники отождествляют его с легендарным киевским князем Владимиром Красное Солнышко, героем былин и сказаний.

Почитается в русском православии и католичестве. Православные почитают его как равноапостольного святого. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. День памяти святого в русском православии празднуется 15 (28) июля.

Родился святой от рабыни Малуши, отец Владимира — киевский князь Святослав Игоревич, его бабка равноапостольная княгиня Ольга

Биография святого князя Владимира Святославовича интересна и необычна. Дело в том, что будущий киевский князь и Креститель Руси родился от брака киевского князя Святослава Игоревича и ключницы Малуши, его наложницы.

Она происходила родом из города Любич и служила раздатчицей милости у княгини Ольги, бабки Владимира. Необходимо при этом отметить, что сын рабыни по языческим обычаям мог наследовать отцу и поэтому Владимир считался полноправным наследником Святослав Игоревича.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какого числа в этом году Крещение

«Князь Святослав». Владимир Киреев. 2011 год. Святой равноапостольный князь Владимир родился от Малуши, наложницы своего отца князя Святослава Игоревича

Имя святого означает «владеющий миром». Год его рождения неизвестен, при этом отец Владимира Святослав родился в 942 году, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977 года. Основываясь на этих двух датах, историки выводят год рождения с точностью до нескольких лет.

Это 960 год. Место рождения, согласно Никоновской и Устюжской летописи, — село Будутино или Будятино. Сюда княгиня Ольга, разгневавшись за нарушение заповеди «не прелюбодействуй», сослала Малушу.

Мать князя Владимира Святославовича — ключница Малуша, наложница его отца Святослава.

Летописи ничего не говорят о том, как сложилась в дальнейшем судьба Малуши. Малолетнего же Владимира отправили в Киев под присмотр княгини Ольги. Воспитание мальчика поручили его дяде по матери воеводе Добрыни. Это считалось на Руси обычным делом, и многие князья доверяли воспитание наследников старшим дружинникам.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Болгарская икона. Князь Владимир Святославович воспитывался под присмотром своей бабки, княгини Ольги

Согласно «Повести временных лет» Владимир считался третьим по старшинству среди сыновей Святослава после Ярополка и Олега. Именно поэтому он занял княжеский стол в Новгороде. Здесь его наставником и воеводой стал всё тот же Добрыня.

Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде, куда бежал от преследований на Родине. Покровительствовал ему правивший Новгородом в то время князь Владимир.

Князь Владимир захватил киевский стол в междоусобной войне

В 972 году князь Святополк погиб и Киевом стал управлять Ярополк. Через пять лет разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братом Олегом. Дело в том, что в 975 году сын воеводы князя Олега Свенельда Лют отправился в древлянские земли на охоту, где его и убил Олег.

В ответ, по призыву Свенельда, Ярополк начал войну с братом. В результате во время похода Ярослава Олег погиб. Князь новгородский Владимир, узнав об этом, бежал в варяжские земли. Здесь он набрал полки, он вернулся из Новгорода, выгнав из него посадника Ярополка.

Сваты Владимира Святославовича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа).

Месть князя Владимира Рогнеде и её семье связанна с тем, что она непочтительно отозвалась о матери князя Малуше, назвав её рабыней и отказавшись выйти замуж за её сына — самого князя Владимира

После этого Владимир захватил Полоцк. Перешедший ранее на строну Киева.

При этом он уничтожил семью правителя княжества Рогволда, при этом по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду, дочь Рогволда, на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев.

Княжну Рогнеду ранее просватали за Ярополка и Владимир насильно взял её в жёны. При этом причиной мести со стороны Владимира стал отказ выйти замуж за сына рабыни. Слова Рогнеды о том, что она не желает в знак замужества по древнеславянскому обычаю «разуть раба» сильно унизили Владимира и Добрыню, так как намекали на статус матери Владимира (сестры Добрыни).

После этого Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, в котором заперся Ярополк. Далее он бежал в городок Родень, где киевского князя убили варяги. Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Летопись говорит о том, что Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру), написанному во второй половине XI века, это случилось 11 июня 978 года.

Равноапостольный князь Владимир пытался провести религиозную реформу

История говорит о том, что став новым киевским князем Владимир принял меры к реформации языческого культа. Для этого он воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Смеарга и Мокоши.

Велеса в пантеон не включили. Некоторые историки утверждают, что в этот период шли гонения на христианскую церковь, по крайней мере, первые христианские мученики на Руси — варяги Фёдор и Иоанн погиби именно в это время в Киеве.

Князь Владимир перед языческим капищем. Справа – идол Перуна.

Захватив киевский княжеский стол, Владимир Святославович провёл религиозную реформу, установив пантеон языческих идолов

Кроме того, Повесть временных лет говорит о том, что в годы правления как язычник, князь Владимир имел 800 наложниц, не считая жён. После крещения его жены получили свободу от супружеских обязанностей. При этом стоит отметить, что князь предложил Рогнеде избрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Крещению Руси предшествовало личное крещение князя Владимира. Крестились также дети и его жёны

Жизнь князя Владимира известна нам из летописей. Они говорят о том, что решив крестить Русь он провёл «испытание вер» или «выбор вер». Для этого святой князь . Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений, а именно ислама (болгар), иудаизма, католицизма (немцев) и православных греков.

Каждый из проповедников описывал ему достоинства своей веры, но после беседы с «греческим философом» князь остановился на православии.

Выбор веры. Сергей Исаев. 2014 год. Летописи утверждают, что святой равноапостольный князь Владимир пригласил в Киев проповедников всех известных в то время религий, чтобы выбрать из них самую достойную

Также летописи утверждают, что Владимир отправил в Константинополь, столицу Византии десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Посланцы настолько поразились Константинопольской Софией, а именно, великолепной архитектурой храма, ангельским пением хора, красотой богослужения, что они вернулись в Киев со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».

Летописи говорят о том, что решение о крещении русского государства «по закону греческому» принято в 987 году князем Владимиром на совете бояр. При этом крещению Руси предшествовало крещение самого князя Владимира.

Дело в том, что в это время византийские императоры Василий II и Константин заключили с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки, который в августе 987 года провозгласил себя императором.

Крещение князя Владимира. В.М. Васнецов. 1890 год. Святое Крещение князь Владимир принял сразу же после осады Корсуни и перед женитьбой на царевне Анне

«Весной или летом 988 года русский 6-тысячный отряд прибыл в Константинополь и, обеспечив в решающих сражениях у Хрисополя и Абидоса 13 апреля 989 года перевес в пользу Василия II, спас его трон» — так говорит об этой помощи армянский историк Стефан Таронский.

В это же время для подавления внутреннего мятежа против императора в это же время Владимир осадил Корсунь (Херсонес в Крыму). Примерно в это же время он принял святое крещение вместе с дружиной, получив в христианстве имя Василий в честь императора Василия II, своего союзника.

Там где святой князь крестил народ, крещение прошло мирно

Существуют разные мнения, где принял крещение князь Владимир. В качестве возможных мест называют Корсунь (общепринятая версия), Киев и Василев. Дело в том, что «Повесть временных лет» говорит о том, что сведения об этом утеряны ещё в древние времена.

В любом случае это произошло это примерно в одно время с женитьбой на дочери византийского императора царевне Анне, которая согласилась выйти замуж только за христианина, т.е. в 987-988 году. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».

Источник: https://hranitel.club/1126-knyaz-vladimir

Святой равноапостольный Великий князь Владимир

Этот святой известен всему миру как креститель Руси. Только благодаря ему наш народ принял православную веру. Это – огромная заслуга с его стороны, неутомимый труд покрыл множество его прежних грехов, совершенных в язычестве. Многих смущает, что человек, считающийся святым, убивал, вступал в преступную связь и т.д. Но как сказал апостол, «любовь покроет множество грехов». А у него была любовь к русскому народу и к Богу Истинному.

Происхождение Великого князя Владимира

Князь Владимир был внебрачным сыном князя Святослава и внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Матерью его была ключница Малуша, сестра Добрыни. За грех прелюбодеяния, совершенный сыном, Ольга не взлюбила Малушу и отправила ее беременную в дальнее село Будятино, находившееся в ее волости. Там и появился на свет Владимир примерно в 960 году.

Дальнейшая жизнь Малуши неизвестна, а малолетний Владимир был отправлен к бабушке на воспитание в Киев. Возможно, Ольга воспитывала внука в вере и заповедях Христовых. Но основным воспитателем его был дядя – Добрыня.

Начало правления

Князем киевским после смерти Святослава стал Ярополк, его законный сын. В те годы была междоусобная борьба между сыновьями Святослава. В результате ее князь Олег был убит. Владимир в страхе бежал за море. Вернулся оттуда с войском и прогнал Ярополка.

Затем он захватил Полоцк. Владимир хотел взять в жены дочь князя Полоцкого Рогнеду. Но она отказала ему, назвав его сыном рабыни. Тогда по совету Добрыни он отомстил ей: изнасиловал ее на глазах ее родителей, а затем убил их и ее братьев. Рогнеду же насильно взял в жены.

Позже она пыталась отомстить Владимиру, совершила попытку убить его. Князь успел увернуться, но пообещал прийти к ней и убить ее. Когда он пришел, то его встретил малолетний сын Рогнеды. Он еле волочил большой меч, пытаясь защитить свою мать.

Владимир, рассмеявшись, ушел, оставив Рогнеду в живых.

После похода на Полоцк Владимир пошел на Киев, где прятался Ярополк. Приказав своим воинам убить брата, а его беременную жену (бывшую монахиню) взял себе в наложницы.

Владимир стал князем киевским в 980 году. Конечно, жизнь языческого князя была далека от заповедей Христа. Он поставил везде идолов, поклонялся им, завел множество наложниц, число которых было просто поразительным. Но душа его тяготилась этим, жаждала чего-то большего, истинного.

Принятия православия князем Владимиром

Тогда князь решил обратиться в веру, но какую именно принять, еще не знал.

 Он созвал всех представителей вероисповедания:

  • ислама;
  • иудаизма;
  • католичества.

Но ни одно вероисповедание ему не подходило. И только после беседы с греческим философом он остановился на православии. Князь послал своих подданных в разные храмы различных вероисповеданий. Их впечатления были поразительными после посещения греческого храма. Они ощущали себя как на небе во время службы. Тогда князь твердо решил креститься в православную веру. Этому способствовало также та мысль, что его бабушка-княгиня Ольга избрала из всех религий именно православие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как на английском с Рождеством

По другой версии решение принять православие возникло у князя после намерения жениться на греческой царевне Анне. Та отказалась выходить за некрещеного. Есть предание, что незадолго до крещения Владимир ослеп.

Анна, услышав об этом, повелела ему быстрее принять крещение. После совершения Таинства, в котором князь принял имя Василий, зрение вернулось к нему.

Поэтому в тропаре Владимир называется «вторым Павлом», если сравнивать с апостолом, который тоже ослеп перед принятием веры.

После принятия православия жизнь князя изменилась полностью. Он отпустил всех своих бывших жен и наложниц. Рогнеде было предложено выбрать мужа, но она приняла монашество.

Владимир повенчался с Анной и имел одну жену до конца своей жизни. Он раскаялся в своих прежних грехах.

Крещение народа

Прибыв на родину, князь решил обратить в православную веру сначала своих сыновей. Затем бояр и приближенных. Для этого в Россию специально приехали священники. Они также обходили дома, призывая жителей к Таинству крещения. Кто-то соглашался, кто-то отказывался.

Тогда князь велел разрушить все идолы, изрубить или сжечь их. Некоторых бросали в реку. Неразумный народ бежал, плача, за своими кумирами по берегу. Владимир издал указ всему народу прийти на реку и принять крещение. Кто откажется, да будет враг князю.

Испугавшись такого повеления, весь народ с женами и детьми прибыл утром на Днепр. Самые закоренелые язычники, нежелающие принять православие, удалились из Киева. Это был переломный момент в истории нашего государства. Произошло это в 988 году. Священники стояли в реке и крестили всех по очереди.

Перемены на Руси

После этого на Руси произошло чудесное перерождение. Начали строиться православные храмы. На горе, где раньше стоял главный идол, и приносились ему жертвы, выстроили храм в честь святого Василия, имя которого носил князь. На месте мученической кончины Федора и Иоанна построили храм Успения Пресвятой Богородицы.

Киевская митрополия стала относиться к Константинопольскому патриархату.

После крещения киевлян православие приняли в других русских городах:

  • в Пскове;
  • в Смоленске;
  • в Полоцке;
  • в Чернигове и др.

После принятия православия характер князя полностью изменился. Он стал намного добрее, покладистей. Народ стал за это его звать «Красное солнышко». После литургии князь устраивал богатые угощения для простого народа. Он перестал воевать, стал миролюбивым. Народ тоже менялся с князем вместе. По всей Руси распространялась письменность, все больше людей становились грамотными.

Чудо спасения от печенегов

Однажды Владимир чуть не погиб. Он построил новый город Василев, а на него напали печенеги. Князь спрятался под мостом и молился Богу об избавлении от врагов. В благодарность он обещал построить новый храм в честь праздника дня. Так и произошло, когда печенеги оставили его в живых, проехав мимо моста и не заметив князя. Поскольку тогда был праздник Преображения Господня, то в Василеве был построен храм в честь этого праздника.

Были построены князем другие новые города:

  • Владимир;
  • Переяславль;
  • Белгород.

Правление сыновей князя

В новых городах он поставил княжить своих сыновей. Киевский престол он завещал любимому сыну Борису. Старший сын, Святополк, воспротивился воле отца и устроил заговор против него. Он был раскрыт, и Святополка было приказано заточить в темницу. Владимир решил идти войной против него, но этому помешала его кончина. После его смерти Святополк «окаянный» приведет в исполнение свой коварный план, убьет своих братьев Бориса и Глеба.

Скончался князь 28 июля (по новому стилю) 1015 года. Этот день принято считать днем памяти святого князя Владимира. Тело его было положено в Десятинной церкви. Она была разрушена монголами, саркофаги Владимира и его супруги Анны тоже были осквернены. На сей момент местонахождение мощей святого неизвестно.

Канонизация равноапостольного Великого князя Владимира

Точная дата канонизации святого неизвестна, но в четырнадцатом веке он уже почитался как святой. В 19 –м веке в Киеве был воздвигнут памятник князю. Святой Владимир почитается и в католичестве. По всей Руси и на Украине множество храмов воздвигнуто в его честь. Заслуга этого святого для русского народа велика.

Протоиерей Андрей Ткачев о равноапостольном Великом князе Владимире

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/ravnoapostolnyy-vladimir/

Владимир креститель руси: биография святого равноапостольного владимира великого красное солнышко, результаты правления, реформы, история жизни, религиозная деятельность

Годы правления: 980 — 1015

Из биографии.

Исторический портрет Владимира начнём с того, что Владимир пришёл к власти в результате победы в первой феодальной борьбе между сыновьями князя Святослава: Владимиром, Ярополком и Олегом.

В годы его правления завершился процесс формирования государства Киевская Русь.

Некоторые интересные факты биографии Владимира.

  • При Владимире были построены многие километры оборонительных линий вокруг Киева. Их называли «Змиевыми валами», потому что, по легенде, здесь происходили битвы русских богатырей с огромным змием, который повадился на славянские земли. Здесь же были возведены сторожевые башни. Если враг подходил к Киеву, то зажигались сигнальные огни — так сообщали о приближении врага.
  • Владимир провёл языческую реформу в 980 г. Оставлены 6 богов: Перун — бог войны и грозы, Хорс- бог солнечного света, Симаргл- бог подземного мира, Стрибог- бог ветра, Дажьбог – бог плодородия и света, Макошь- богиня плодородия и покровительница рода.
  • Интересен факт принятия христианства. Владимир решил жениться на византийской принцессе Анне — сестре императора Василия 2. Но тот был против брака, так как Владимир был внебрачным сыном Святослава и ключницы рабыни Миклуши. По договору князь Владимир обязался помочь Василию подавить бунт — после чего и должно было состояться бракосочетание. Император не выполнил своего обещания. Тогда князь захватил оплот Византии — город Херсонес (Корсунь). Император согласился на брак, но при условии принятия Владимиром христианства.
  • Крещение Руси проходило очень тяжело. Не хотели люди забывать своих богов, которым поклонялись ещё их предки. Особенно взбунтовался Новгород. Его крестили «огнём и мечом»: Путята (киевский тысяцкий) — мечом, а Добрыня (дядя Владимира, воевода в Новгороде)– огнём, когда с воинами поджёг дома новгородцев, чтобы отвлечь их от сопротивления.
  • После принятия христианства необходимо было строить церкви, храмы. Князь Владимир ввёл налог- десятину , то есть взимание десятой части доходов на развитие и укрепление церкви. Так была построена Десятинная церковь — первая церковь после принятия христианства.

Принятие христианства

Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.
Язычество приводило к изоляции Руси, так как её считали варварской страной Возрос международный авторитет Руси.
Язычество мешало укреплению государственности Усилилась власть князя.
Нужна была религия с одним богом, чтобы сплотить народ, усилить власть князя Большую роль в стране стала играть церковь, сплачивая народ и укрепляя княжескую власть.
Социальное неравенство требовало и появления новой идеологии, чтобы оправдать богатых и как-то утешить бедных надеждой на счастливую жизнь в раю. Развитие культуры, письменности, образования. Появились христианские законы — не убий, не укради и многие другие, которые способствовали формированию нравственных принципов.
Однако христианство способствовало усилению эксплуатации, осуждая протесты, преследуя инакомыслящих.

1. Внутренняя политика Владимира Красное Солнышко

  • Дальнейшее укрепление Древнерусского государства:

— 980 г- проведена первая религиозная реформа,  языческая реформа, провозглашение  Перуна верховным божеством.

— 988г – принято христианство. Усилилась власть князя под именем единого Бога.

Принятие христианства привело к обретению духовного стержня, церковь стала огромной силой, объединяющей народ.

— 988- завершилась административная реформа: своих сыновей Владимир поставил наместниками в города.

— проведена судебная реформа, принят « Устав земляной», свод норм устного обычного права.

— военная реформа: вместо наёмников-варягов князю служат «мужи лучшие» из славян, Владимир укрепил южные границы системой «Змиевы Валы» — это сплошная стена из земляной насыпи, земляные окопы, сторожевые заставы.

  • Расширение территории Руси:

— присоединение новых восточнославянских племён: были укрощены вятичи в 981-982 г., подчинены  радимичи   и хорваты в 984 г.

  • Строительство новых городов, укрепление и украшение столицы:

— в Киеве строили  новую крепость, укрепляли  город земляными валами, украшали т архитектурными сооружениями.

— были построены города :   Белгород, Переяславль, Владимир — на — Клязьме и другие.

— просветители Кирилл и Мефодий создали  славянскую азбуку

— переводились  книги с греческого языка, началось распространение грамотности

— введён специальный налог на развитие культуры и архитектуры- десятина. В 986-989 г. построена первая церковь – Десятинная (Успения Богородицы)

— развитие иконописи, а также фресковой живописи — изображения на сырой штукатурке.

— христианство объединило восточных славян в один народ — русский.

— началось масштабное каменное строительство.

2. Внешняя политика Владимира Красное Солнышко

  • Усиление международного авторитета Руси:

— с принятием христианства страну перестали считать варварской, стали воспринимать как цивилизованное государство

— Владимир ввёл династические браки, сам женат на сестре византийского императора- Анне.

  • Военные столкновения и мирные переговоры с зарубежными странами:

— вёлась  борьба с печенегами

— покорено  Полоцкого княжество

— проведён поход в Волжскую Булгарию

— были первые столкновения с Польшей захвачены Червень, Перемышль

—  985г – поход против Дунайской Болгарии и мирный договор с ней.

— дипломатические контакты со странами: в Киев приезжали послы Папы римского, посольство Руси ездило в Германию, Рим. Мирные договоры с Чехией, Византией, Венгрией, Польшей.

Итоги деятельности Владимира:

  • Значительно укрепилась власть князя с приятием единой религии
  • Происходило формирование единой идеологии, национального самосознания.
  • Завершился процесс формирования государственной территории Руси — были присоединены все восточнославянские земли.
  • Произошло значительное развитие культуры.
  • Усилился международный авторитет Руси.

Хронология жизни и деятельности Владимира

980 Языческая реформа
981-982 Подчинил вятичей
984 Подчинил радимичей и хорватов
985 Поход против Дунайской Болгарии, мирный договор с ней.
988 Принятие христианства
989-996 В Киеве построена Десятинная церковь (первая)- Успения Богородицы.
989 Храм Святой Софии в г.Новгороде.
992, 995 Битвы с печенегами
1010 Основание г. Владимира.

Владимир Святой с крестом в руках  изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде, открытом в 1862 году. Автор — скульптор Микешин М.О.

Народ выразил так своё уважение к этому правителю Киевской Руси.

Память о Владимире Святом на Руси

  • Много былин сложено о периоде княжения Владимира. Именно в его правление прославились былинные богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
  • В 1782г. Екатерина Вторая учредила Императорский орден Святого Владимира 4-х степеней.
  • Много памятников Владимиру: в Киеве, Белгороде, во Владимире, в Коростене и даже в Лондоне.
  • В честь Владимира назван залив в Японском море.
  • Карпов А.Ю. написал роман «Владимир Святой» в 1997г.
  • Сняты фильмы о Владимире: в 1993 г. « Владимир Святой», режиссёр Ю.Тимошевский, в 2006г. мультфильм « Князь Владимир».
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как крестятся православные христиане

На сайте можно найти и другие портреты исторических деятелей.

Источник: https://achair-city.ru/molitvy/vladimir-krestitel-rusi-biografiya-svyatogo-ravnoapostolnogo-vladimira-velikogo-krasnoe-solnyshko-rezultaty-pravleniya-reformy-istoriya-zhizni-religioznaya-deyatelnost.html

Что в реальности делал князь Владимир в сакральном Крыму

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира

Когда Владимир Путин объявил, что крещение князя Владимира в Херсонесе делает Крым и Севастополь для русских не менее сакральным местом, чем Храмовая гора для евреев, многим такой поворот исторический мысли показался новым и неожиданным.

Однако в околоисторической литературе и публицистике сравнения Херсонеса с Иерусалимом попадаются уже давно, а в последние годы особенно часто.

Поэтому здесь было бы интересно обратиться к реальным историческим источникам и постараться понять, чем же на самом деле занимался в Крыму князь Владимир Красно Солнышко, сколько в этом было сакрального и насколько его действия оказались важны для истории Руси и Византии. 

Трижды крещенные

Итак, в двух словах сюжет таков. Киевский князь Владимир явился под Херсонес (Корсунь), осадил и взял город, потребовав в жены сестру византийского императора Василия Анну.

Анну он получил в обмен на обещание креститься, крестился там же в Крыму, потом вернулся в Киев, сбросил языческих идолов в Днепр, разорил капища, и Русь стала христианской.

Это, конечно, не единственная трактовка произошедших событий, и поскольку детали хронологии фактически полностью утеряны, есть еще масса альтернативных версий.

Тем не менее сравнению Херсонеса с Храмовой горой несколько мешают исторические обстоятельства, реальность которых трудно оспаривать. В первую очередь поход Владимира был обыкновенным грабительским походом – русы неоднократно появлялись у стен Константинополя с аналогичными намерениями.

Владимир поступил мудрее и прибрал к рукам то, что плохо и ближе лежало – византийская армия во главе с императором только что была полностью разгромлена болгарами, и грекам было не до Тавриды. «Корсунь разорен бысть от Руси», – говорит нам Тверская летопись. Правда, в последнее время историки, основываясь на результатах археологических раскопок, начали минимизировать ущерб, который русская армия нанесла городу.

Но сложно поверить в то, что армия язычников во главе со своим женолюбивым вождем ни с того ни с сего отказалась бы от грабежа и насилия, тем более что Херсонес оказал сопротивление.

Но больше всего в истории с Херсонесом и Крещением Руси поражает то, что по этому поводу хранят молчание византийские историки. А кому, как не им, стоило бы расписать в подробностях столь знаменательные для империи события: потерю форпоста в Крыму (простите, Тавриде, – до тюркского Крыма оставалась еще несколько сотен лет), выдачу замуж сестры басилевса, обретение единоверцев в лице могущественных северных соседей и, наконец, союз с ними. 

Михаил Пселл в своей «Хронографии» описывает борьбу императора Василия против мятежных военачальников Варды Фоки и Варды Склира – именно на этот период приходится Крещение Руси. Но византийский летописец лишь в одном месте упоминает «тавро-скифов», как греки именовали русских.

«Царь Василий порицал неблагодарных ромеев и, поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавро-скифских воинов, задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска», – вот, собственно, и все, ни тебе Анны, ни тебе Херсонеса, ни тем более Владимира.

Возможно, в Царьграде не прочувствовали всей сакральности момента, потому что, по мнению греков, можно сказать, монополизировавших тогда православие, Крещение Руси состоялось намного раньше – в середине IX века, когда присланный из Константинополя епископ крестил киевских князей Аскольда и Дира.

Патриарх Фотий в «Окружном послании» от 867 года информирует нас: «Ибо не только этот народ (болгары) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере, что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды». Собственно, в IX веке, согласно византийским источникам, появилась и «епархия Росия».

Если к этому добавить то, что бабка Владимира – княгиня Ольга – тоже официально крестилась, да не где-то, а в Святой Софии в присутствии императора Романа, то можно представить недоумение греков, когда речь вновь зашла о крещении «северных варваров».

Сколько можно, каждые сто лет, что ли, их крестить? Получается, для тех, кто крестил Русь, никакой сакральности в истории с Херсонесом не было и быть не могло, а Владимира в Константинополе, скорее всего, расценивали как варвара и пройдоху, отказавшегося от веры своей бабки.

Требование же креститься греки могли выдвинуть, чтобы застраховать сестру императора от участи наложницы, коих киевский князь зело любил – одной из них, например, стала беременная вдова его брата Ярополка, которого воины Ясного Солнышка предательски прикончили.

Плюс у греков был трезвый расчет – им надо было не только вернуть хоть и изрядно пограбленный, но все еще важный для империи Херсонес, но и получить ту самую армию «тавро-скифов», с помощью которой в итоге император Василий одолел мятежников. Причем, по наиболее распространенной версии, Владимир предоставил своих воинов уже после взятия и разграбления Херсонеса, поставив условием опять-таки присылку ему новой жены.

Странные союзники

Что же касается разговоров про включение Руси при Крещении в сферу влияния Византии, то тут, пожалуй, можно говорить только о культурном и религиозном пространстве и вряд ли о настоящем союзничестве. Принятие Христа не помешало Ярославу Мудрому отправить армию и флот на захват Константинополя в 1043 году – как раз когда вспыхнул крупный мятеж полководца Георгия Маниака и трон под императором Константином Мономахом шатался.

Да и все последующие годы Киевская Русь, а потом ее наследники вплоть до падения Константинополя в 1453 году не особенно рвались помогать Византии в ее бесконечной борьбе с внешними и внутренними врагами. Конечно, своих проблем хватало, да и край неблизкий, но разве это помеха, когда речь идет о сакральности? Ричард Львиное Сердце ездил из Англии аж в Иерусалим, чтобы воевать за Гроб Господень, хотя у него дома тоже было все не слава богу. 

Русские же правители, покуда враги отщипывали от Византии куски, в том числе и Херсонес (разграбленный татарами, литовцами и присвоенный генуэзцами), делили между собой ярлыки на княжение и наслаждались сакральностью. Последними же защитниками Константинополя, города, откуда эта сакральность пришла, были почему-то наряду с греками как раз итальянцы. Потомки Дмитрия Донского в это время как раз дрались за великокняжеский престол.

И наконец, последнее. Сторонники сакральности Херсонеса забывают о том, что массовое Крещение Руси началось с Киева, где была возведена и первая официальная церковь, Десятинная. Если в мире и найдется место более сакральное для русских православных, чем она, то его уже точно нужно искать не в Крыму, а где-то в Палестине. 

Часто встречается утверждение, что раз крестился князь, то это автоматически означает и крещение всех его подданных. Но тут мы опять возвращаемся к Аскольду, Диру и Ольге.

Принятие последней православия не помешало, например, появлению годы спустя первых христианских мучеников – уже в правление Владимира Феодор Варяг и сын его Иоанн были растерзаны язычниками в Киеве.

Да и после Херсонеса прошло еще немало лет, покуда христианство было принято на Руси – кое-где, как в Новгороде, не обошлось при этом без кровопролития. Хотя, с другой стороны, почему бы и нет. Если Крым наш, то делать с ним можно все, что захочется.

Источник: https://republic.ru/posts/l/1193505

Великий князь Владимир I Святославич — Исторический портрет

» Владимир Святославич

Владимир Святославич
Портрет из «Царского титулярника» XVII векаКнязь Владимир I Великий — сын князя Святослава Игоревича и Малуши, рабыни-наложницы княгини Ольги, при котором произошло Крещение Руси. Также известен под прозвищами «Святой», «Креститель», ассоциируется с персонажем фольклора «Владимир Красное Солнышко».

Был назначен отцом новгородским князем в 970 году. В 978 или 980 году захватил киевский престол после убийства брата Ярополка в междоусобной войне.

В 988 году взял византийский город Херсонес и поребовал у византийского императора его сестру себе в жёны. В качестве условия женитьбы принял христианство по греческому обряду, после чего сделал его государственной религией Киевской Руси.

За время правления имел большое количество детей от разных жен, что предопределило вторую междоусобицу на Руси после его смерти в 1015 году.

Начало правления — междоусобица Святославичей

Началом первой междоусобицы на Руси, возникшей через 5 лет после смерти князя Святослава Игоревича, стало убийство Олегом Святославичем сына киевского воеводы Свенельда во время охоты. Свенельд воспользовался влиянием на молодого князя Ярополка и решил отомстить убийце сына.

Узнав о гибели Олега во время столкновения с войсками Ярополка при городе Овруче, Владимир бежал «за море» и вернулся на следующий год с наёмным войском варягов. Найдя среди советников Ярополка предателя в лице воеводы Блуда, Владимир хитростью выманил брата из осаждённой крепости Родень на переговоры и приказал убить, после чего занял Киев и начал править единовластно.

По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова это случилось 11 июня 978 года.

Убийство Ярополка
. Худ. Б. А. Чориков.

Краткая характеристика внутренней политики

После победы в междоусобице и захвата Киева, Владимир подавлял восстания племен вятичей и радимичей, старался централизировать княжескую власть. «Языческая» реформа не смогла решить этот вопрос и в 988 году князь осуществил кардинальный слом — провел крещение Руси.

Греческая культура стала проникать в жизнь восточных славян — строились храмы, открывались школы, впервые начинается чеканка монет. Недовольные политикой князя мигрируют в северном и северо-восточном направлениях.

Накопленные противоречия не позволили князю осуществить последнюю из задуманных реформ — вместо наследования по старшинству Владимир хотел назначить одного из любимых младших сыновей правителем Киева, но умер и старшие наследники развязяли междоусобицу.

Источник: https://xn--80apmdfm0a.xn--p1acf/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%B9/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ангел Божий