Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси — Православный журнал
Святой равноапостольный Владимир — язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь; князь-завоеватель, обративший Русь в православную веру; прототип былинного персонажа — Владимира Красное Солнышко; святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Мы расскажем о жизни великого князя и о Крещении Руси.
Святой равноапостольный князь Владимир
Князь Владимир I Святославич— внук великой княгини Ольги (прославленная Церковью как равноапостольная святая) и сын великого князя Святослава Игоревича.
Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде; потом, с 978-го и до смерти в 1015 году, в Киеве, столице Киевской Руси.
Именно равноапостольный князь Владимир, во святом крещении Василий, — инициатор Крещения Руси, поворотного события для истории нашей страны. В 988 году христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Сам бывший язычник, князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимир Креститель.
Церковь прославила князя Владимира в лике святых как равноапостольного. Равноапостольные святые — это те, кто своей жизнь послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры среди людей. Цари и князья, просвещавшие свой народ светом Христовым, часто прославляются именно как равноапостольные. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первым правителем Киевской Руси, принявшим христианскую веру.
Когда празднуется память святого равноапостольного Владимира
Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти — 28 июля по новому стилю (15 июля по старому стилю, или по Юлианскому календарю).
Годы правления князя Владимира Святославича
Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 года, он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го (год смерти), в Киеве, столице Киевской Руси.
Князь Владимир — язычник
Будущий креститель Руси родился в браке великого князя Святослава Игоревича с Малушей, которая была родом из древлян. Древляне — то самое племя, которому великая княгиня Ольга жестоко мстила за убийство своего мужа, князя Игоря. По преданию, Малуша была ключницей княгини Ольги.
В 972 году князь Владимир вступил на новгородский престол. В народе он прославился как завоеватель земель. В 980 году он отвоевал Киев у собственного брата — Ярополка. Кроме того, Владимир подчинил и обложил данью многие соседние племена: вятичей, ятвягов, радимичей; защищал границы государства от набегов печенегов. Князь расширил пределы Руси от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.
До принятия святого крещения князь Владимир был язычником. Его бабушка, княгиня Ольга, не передала свою новую веру — христианство — сыну и внуку. Поэтому великому князю Владимиру Святославичу предстояло пройти по ее стопам — обрести Христа после долгих лет греховной жизни и духовных исканий.
В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».
В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Как считают многие исследователи, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера. Уже после принятия христианства и Крещения Руси будущий равноапостольный святой воздвиг на месте гибели мучеников знаменитую Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Крещение князя Владимира Святославича
Многие историки считают, что великий князь Владимирвыбрал православное христианство среди нескольких других религий. Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков.
Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу православия.
Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевского Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.
Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Владимир принял окончательное решение креститься. Чтобы не попасть в подчинение грекам, Владимир Святославич организовал военный поход и взял город Херсонес. А у Византийских императоров Василия и Константина попросил руки царевны Анны. Анна могла выйти замуж только за христианина. В 988 году князь Владимир принял святое крещение с именем Василий. По преданию, выйдя из крещальной купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».
Крещение Руси
Сам термин «Крещение Руси» встречается уже в «Повести временных лет», самой древней из дошедших до нас летописей. Она была написана в начале XII века.
Источник: https://foma.ru/svyatoj-ravnoapostolnyij-knyaz-vladimir-i-kreshhenie-rusi.html
Князь Владимир или его брат Ярополк: кто крестил Русь на самом деле
Историческая традиция связывает крещение Руси с князем Владимиром (978—1015). Русь приняла христианство в его византийской трактовке. Однако существующие иностранные источники и сохранившиеся отрывочные сведения русских летописей позволяют предполагать, что раньше Владимира был крещен его старший брат, великий князь киевский Ярополк Святославич. Причем он принял крещение от католических миссионеров.
Русь в Магдебургской епархии
В источниках сохранилось немало сведений о крещениях русских правителей до Владимира. Были крещены Аскольд и Дир в 860-х, была крещена правительница Ольга около 955 года. Ольга, прозванная русской церковью «равноапостольной», приняла православие, но после этого у нее вышло какое-то недоразумение с византийским императором Константином Багрянородным. Иначе вряд ли она стала бы в 959-м приглашать на Русь учителей веры из Германии.
По просьбе Ольги в 961 году в Киев прибыл епископ Магдебургский Адальберт со свитой. Но тут произошел какой-то конфликт, детали которого не уточняют ни древнерусские, ни зарубежные хроники.
Можно предполагать, что Адальберт начал слишком ревностно крушить идолов и искоренять язычество либо в окружении Ольги взяла верх византийская партия, не желавшая подчинения римской иерархии.
Как бы то ни было, Адальберт со свитой был изгнан из Руси, а кое-кто из его спутников поплатился жизнью за свое христианское рвение.
Тем не менее в 968 году германский император Оттон I поднял статус Магдебургской епархии до уровня архиепископства. Во главе его он поставил того самого Адальберта, «некогда назначенного и посланного в качестве епископа и проповедника к ругам», как гласил документ. Он назначался «архиепископом и митрополитом всего славянского народа недавно обращенного к Богу или подлежащего обращению». Правда, конкретно Русь (Ругия) в составе архиепископства не называлась.
Ярополк де-факто наследовал христианство от Ольги
Время правления киевского князя Святослава, сына Игоря и Ольги, связывают с языческой реакцией. Однако в личности Святослава и его отношении к Ольге и сыновьям вообще много загадочного. Так, учитывая, что Ольга вышла замуж за Игоря еще в 903 году, многие историки считают более вероятным годом рождения Святослава 920-й, как указано в некоторых летописях, использованных Василием Татищевым, а не 942 год, как обычно пишут, основываясь на большинстве списков «Повести временных лет».
Это значит, что Ольга княжила в Киеве, когда Святослав был уже вполне взрослым человеком. С этим перекликается и известие Константина Багрянородного о посольстве Ольги и Святослава в Константинополь. Получается, что Святослав либо был незаконно отстранен своей матерью от наследования трона (как восемьсот лет спустя Павел был отстранен Екатериной II), либо они независимо правили разными частями Руси.
Действительно, в летописях совершенно не упоминается какая-либо государственная деятельность Святослава в столице Древнерусского государства. Доблестного Святослава не оказывается на месте, чтобы защитить Киев от набега печенегов в 968 году.
Он постоянно в каких-то далеких войнах и походах, а в Киеве умершую в 969-м Ольгу заменяет (согласно летописной традиции) внук Ярополк.
Святослав появляется в Киеве только чтобы посадить Ярополка наместником и сразу ускакать на очередную войну за тридевять земель.
Ориентация Ярополка на христианский Запад
Итак, есть основания полагать, что близкие связи, существовавшие между Русью при Ярополке с Германией, в том числе по церковной линии, преемственно продолжили политическую линию Ольги. Татищев сделал выписку из Иоакимовской летописи, каковую летопись большинство историков считает его выдумкой только из-за ее противоречия во многих случаях с «Повестью временных лет»:
«Ярополк же был муж кроткий, любящий христиан, и хотя сам не крестился, из-за народа, однако же никому не запрещал И не был Ярополк любим у людей за то, что дал христианам волю великую».
Что же невозможного в цитированном отрывке? Правда, Татищев утверждает, что Ярополк все-таки сам не крестился.
Никоновская летопись сообщает, что к Ярополку приходили послы от Римского папы. По германским источникам, происходили активные дипломатические контакты между Русью и Германией. В 973 году послы русов посетили конгресс германских князей. Будущий герцог Швабии, Конрад I, выдал замуж за «короля ругов» свою дочь. По мнению многих историков, под «королем ругов» разумеется князь Владимир, но историк Александр Назаренко убедительно показал, что им был Ярополк.
Христианский князь не мог отдать дочь в жены язычнику. Это с большой вероятностью показывает, что Ярополк в то время мог быть крещен, и, скорее всего, с участием немецких миссионеров. Следует ли отвергать свидетельства некоторых русских летописей о том же самом лишь на том основании, что они «не вписываются в мейнстрим»?
Десятинную церковь выстроил Ярополк
Историк Алексей Щавелев в наше время показал, что четкие упоминания двух сохранившихся отрывков поздних летописей о крещении Ярополка могут восходить к одному древнейшему источнику. Несмотря на их некоторую анахроничность, в них нет неразрешимых противоречий с другими известными фактами.
Что Ярослав Мудрый приказал выкопать и окрестить кости Ярополка, может означать то, что последний был крещен католическими миссионерами, а Ярослав решил перекрестить останки дяди по-православному.
Противоречия между двумя центрами христианства становились все непримиримее, и к концу жизни Ярослава в 1054 году привели к окончательному разрыву. Так что перекрещение останков князей становилось важным политическим актом заверения в верности Византии.
А Ярополк, судя по дипломатическим контактам, ориентировался на Запад.
Летописи говорят, что князь Владимир после крещения выстроил в Киеве Десятинную церковь, на содержание которой приказал отдавать десятую долю княжеских доходов.
Но ведь обычая церковной десятины не было в Византии, нет такого православного канона, это как раз западноевропейский обычай! Поэтому есть основания полагать, что Десятинную церковь выстроил его брат Ярополк.
Во время языческой реакции Владимира она могла быть разрушена или осквернена, и приняв христианство, Владимир ее переосвятил, только уже с участием греческого духовенства.
Постоянное пребывание Ярополка с бабушкой Ольгой позволяет предполагать, что он воспитался в духе уважения к христианству, а возможно, что был крещен еще в детстве. Ольга же, как мы знаем, с конца 950-х рассорилась с византийским престолом и стала искать сближения со «Священной Римской империей германской нации».
Крещение правителя в те времена не могло произойти просто так. Крещение киевлян, подобное тому, что описывает летопись в отношении Владимира, могло состояться при Ярополке. Последующая летописная традиция поменяла личные имена у этого действия или предпочла забыть о первом подобном акте как «неканоническом».
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120990-knyaz-vladimir-ili-ego-brat-yaropolk-kt.html
Кто крестил русь владимир или ольга?
» Прочее »
Вопрос знатокам: Княгиню Ольгу?Какое имя ей было дано при крещении?
И что было написано на кресте которым Благословляли Княгиню?
С уважением, Артём
Лучшие ответы
«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет.
Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода! » При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.
Святая была родом из псковских земель и принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий. Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Именно здесь впервые состоялась встреча Ольги с ее будущим супругом — великим князем Игорем. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: у него и княгини Ольги родился сын Святослав.
Однако в 946 году Игорь был убит древлянами, и великая княгиня осталась одна с малолетним сыном.Жестоко отомстив древлянам за мужа, она добилась укрепления власти Киевского великого князя и централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла.. .
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь, чтобы самой посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в учении об истинном Боге.
В Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня «.
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север.
В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем русским народом.
Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.) : «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого.
» ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда то и крестили её царь с патриархом.
Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии» , не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 году. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе.
Также при описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах. Общепринятой датой визита считается 957 год.
Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита) , и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий] , на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой.
В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона.
Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:
«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещенная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»
О крещении в Константинополе говорит и цитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.
Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её вероятно Роман II, соправитель императора Константина, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение.
Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году) , так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св.
Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.
Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Владимир, если не изменяет память. Он пошел войной на Константинополь, взял его и немного пограбил. Чтобы отвязаться от него, византийцы сплавили ему царскую дочь. Она взяла с собой в дорогу нескольких священников, дабы приучить язычников к истинной вере. Владимир сам крестился и приближенных крестил, что не так одиноко было. Иначе свадьбу с, играть не могли. Так и пошло
ЕЕе внук то ли Игорь, то ли Олег. Или Владимир, точно Владимирская Русь.
Ольга крестилась сама, но на Русь не замахнулась. А внучек постарался.
ОЛЬГА -первая княгиня которая стала христианкой, но крещение Руси поизошло при её внуке Владимире
крестил Русь внук Ольги Владимир. Причем насильно: приказал сгонять в реку простых русичей и проводить над ними обряд крещения. А дело было осенью — вода холодная. Языческие идолы (Перун и иже с ним) уничтожались, и принимались карательные меры к непослушным жителям Руси.
user email=»[email protected] » nick=»Фаина»
Так вообще Русь крестил византийский священник. А Владимир предложил это ему сделать
При Ольге Русь не крестилась, была крещена сама Ольга. Ну и кто-то из ее приближенных. Это разные вещи.
Вопрос о крещении Руси. Ну, всем известно, что Русь была крещена Владимиром Святославовичем Крестителем в 989 г. от Рождества Христова по византийскому обряду. Менее известно, что историки насчитывают три крупных крещения Руси. Первый раз Русь была крещена при Аскольде, киевском кагане, в 860 г. История этого крещения довольно интересна. В этом самом 860 г.
русы во главе с Аскольдом совершают морской поход на Византию, который многие историки считают и самым удачным из всех. Не будем останавливаться на рассматривании политических и экономических выгодах, приобретенных Русью в результате этого похода. Нам здесь интересно следующее. Аскольд, придя к Византии как враг и осадив Константинополь, назад возвратился ее другом, союзником и более того, единоверцем.
Считается, что причиной этого послужило произошедшее во время осады чудо, сильно его потрясшее. Домой Аскольд вернулся христианином. Произошло это в конце июня. Осенью этого же года по просьбе князя Византия направляет на Русь святых Кирилла и Мефодия, начавших активную просветительскую деятельность среди славян, в 863 г. создавших славянскую азбуку. Второе крещение Руси состоялось в 957 г.
Во время своего визита в Византию в Константинополе приняла святое крещение княгиня Ольга. Крестным отцом ее стал сам император Константин Багрянородный.
Ну и третье крещение уже и есть общеизвестное крещение Владимира Великого. Итак, было три крещения. Почему же тогда официальная дата крещения Руси – 989 г. , а не 860? Может создаться впечатление, что первые два крещения несправедливо забыты, что они как бы не «считаются» . Но это не так.
Дело в том, что только третье крещение есть официальное крещение Руси, крещение, произошедшее на государственном уровне. Христианство официально стало русской государственной религией. Первые два крещения были именно что неофициальным, частным делом правителей русских, и оставалось личным делом каждого.
Никого креститься не принуждали, христианство было просто одной из бытовавших тогда на Руси религий. Да, строились церкви, да множилась христианская община. Но позиция власти была при этом следующая: хотите, креститесь, не хотите, коснейте в язычестве. Это дело ваше.
Ни Аскольд, ни Ольга не заявляли народу как Владимир, что «кто друг мне, тот завтра в семь ноль-ноль чтоб был у Днепра с крестом и полотенцем. Креститься будем» . Поэтому 860 г. должно считать не датой крещения Руси, а дата появления христианства на Руси. Хотя официально Русь уже в это время числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриархата.
Патриарх Фотий пишет в 866 г. , что «Россы, славные жестокостью, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Римской империей, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению».
Потому что правила от имени Игоря, а он был верен традициям своего отца-иноземца Рюрика
Верно. На Ольгу сильно влияла Византия, но русский народ еще не был готов к крещению
время не пришло, но она подготовила почву для Владимира
Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kto-krestil-rus-vladimir-ili-olga
Княгиня Ольга
Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.
Портрет княгини Ольги
Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.
Детство и юность
Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.
Княгиня Ольга в молодости
Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.
Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.
Правление
В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.
Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.
Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.
В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.
«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год
Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.
Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.
Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.
Княгиня Ольга
В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.
Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.
За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.
Святая княгиня Ольга
Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.
Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.
Храм княгини Ольги в Киеве
В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.
Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.
Личная жизнь
Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.
Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович
Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.
Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.
Смерть
Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.
Памятник княгине Ольге в Киеве
Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.
В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.
Память
- Ольгинская улица в Киеве
- Свято-Ольгинский собор в Киеве
Кино
- 1981 – балет «Ольга»
- 1983 – фильм «Легенда о княгине Ольге»
- 1994 – мультфильм «Страницы Российской истории. Земля предков»
- 2005 – фильм «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой»
- 2005 – фильм «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко»
- 2006 – «Князь Владимир»
Литература
- 2000 – «Аз Бога ведаю!» Алексеев С. Т.
- 2002 – «Ольга, королева русов». Борис Васильев
- 2009 — «Княгиня Ольга». Алексей Карпов
- 2015 — «Ольга, лесная княгиня». Елизавета Дворецкая
- 2016 — «Властью единые». Олег Панус
Источник: https://24smi.org/celebrity/46760-kniaginia-olga.html
Киевская княгиня Ольга. Ее история, крещение и как это повлияло на будущее народа
Киевская княгиня Ольга правила Русью 15 лет. За эти годы она провела ряд реформ, укрепивших государство. Ольга еще до Крещения Руси приняла христианство и стала первой русской святой и одной из шести женщин, которых причислили к лику святых равноапостольных. Какой была эта женщина?
Н. А. Бруни Святая великая княгиня Ольга
Происхождение княгини Ольги
Мы читаем о великой княгине Ольге в «Повести временных лет». Великий князь Киевский Игорь Рюрикович взял себе в жены невесту из Пскова. Происходила она из рода Изборских князей. Это была одна из забытых древнерусских княжеских династий. Летопись пишет: «И привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Ольга была варяжского происхождения, и имя ее звучало на варяжский манер — Хельга. Русские люди переделали его в Ольга, или Вольга.
«И управляла княгиня Ольга не как женщина, но как сильный и разумный муж»
В летописных свидетельствах о княгине Ольге (890-969) немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни. Родилась Ольга близ Пскова. Год ее рождения неизвестен. В летописях имя Ольги впервые появляется в повествовании о ее свадьбе с киевским князем Игорем.
После свадьбы имя будущей просветительницы Руси упоминается в очередной раз только через несколько десятилетий, в русско-византийском договоре 944 года. А еще через год Игорь погибает от рук древлян и Ольга становится правительницей Руси. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола Святослава, которому на тот момент было всего три года.
Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове сватов — звать замуж за своего князя Мала. Княгиня не пошла на эту сделку с совестью. Двадцать сватов были закопаны живьем в той ладье, на которой приплыли. Следующую делегацию, состоявшую из древлянской знати, сожгли в бане.
Затем Ольга отправилась на могилу мужа справить тризну. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о пяти тысячах убитых. Апофеозом мести княгини Ольги за убийство мужа был военный поход на древлян и сожжение Искоростеня. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю.
Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Сергий Круглов, русский поэт, публицист, православный священник:
«И как к этому ко всему относиться? Здесь нужно понимать два момента. Во-первых, совершая эти поступки, Ольга была еще язычницей, не христианкой. А мы знаем, как сильно крещение может изменить человека. Случаются и кардинальные перемены – об этом свидетельствует пример князя Владимира.
Когда он крестился, то совершенно переменил свою жизнь. Мы и по себе это знаем, как меняется жизнь после того как мы проходим через таинственные воды крещения вслед за Христом и возрождаемся к новой жизни. Действительно, если человек с верой преступает к этому таинтву, то его жизнь меняется.
А во-вторых, то, что Ольга так себя повела, по языческим меркам было вполне закономерно. Вспомним книги Ветхого Завета: как там вынуждены были поступать люди. Вспомним мерки, с которыми к ним подступал Бог и которые им предъявляла окружающая жизнь.
Иными словами, про Ольгу можно сказать, что это шекспировская фигура – настолько большого масштаба, что нам, современным людям, многое в ней непонятно. Мы живем совсем в других условиях. В том числе, на нас сильно повлияли соображения политкорректности.
Мы боимся порой лишний раз пошевелить пальцем или сказать слово в социальных сетях, потому что нас за это уже называют извергами. А в то время жизнь была совсем другая. И если люди уровня княгини Ольги совершали такие поступки, это считалось добродетелью, в тогдашнем ее понимании.
Поэтому для нас некорректно подходить со своими мерками и судить о тех событиях со своей колокольни. Тем более, что судить кого-то – это нарушение заповеди. Княгиня Ольга делала все то, что она почитала своим долгом».
Создательница государствености Руси
Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.
Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век
После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов.
И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость.
При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».
Русь росла, а христианство укреплялось
Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве
Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Ко времени правления Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян как от кочевников с востока, так и от нападений с запада. Чужеземные купцы устремлялись на Русь с товарами. Скандинавы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Она пришла к тому же выводу, к которому через несколько десятилетий придет князь Владимир: государству нужна религия, которая объединит разрозненные части в единое целое и удержит это целое от распада.
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Целями этого путешествия были и религиозное паломничество, и дипломатическая миссия, и демонстрация военного могущества Руси. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником был император Константин Багрянородный.
В Киев Ольга вернулась с иконами и богослужебными книгами. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог она воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. В городах строились храмы.
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве.
Она учила своих внуков и весь народ христианской вере
Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые возненавидели святую Ольгу. Ревнители языческой старины с надеждой смотрели на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. Святой Ольге пришлось смириться с происходящим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Святослав препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына.
Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 11 июля 969 года княгиня Ольга отошла в мир иной.
Спустя 19 лет посеянные ею семена взошли: ее внук, святой равноапостольный князь Владимир, крестил Русь.
Фото на обложке: «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Эскиз В. И. Сурикова, 1915
INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник: https://www.invictory.org/articles/history/6351-kievskaya-knyaginya-olga-ee-istoriya-kreshhenie-i-kak-eto-povliyalo-na-budushhee-naroda
Крещение княгини Ольги
Будущему живописцу и академику Ивану Акимову ещё не было 10 лет, когда он, осиротев, написал письмо в Академию художеств, приложил рисунки и попросил взять его на обучение за казённый счёт.
Учился успешно, получив образование, отправился в путешествие по Европе, вернувшись в Россию, продолжил писать и стал преподавателем в той же императорской академии, которую впоследствии несколько лет возглавлял.
К старости большую часть времени уделял ученикам, а после смерти всё нажитое и заработанное передал опять же в академию, на поддержку малообеспеченных студентов.
Акимов Иван Акимович. Крещение княгини Ольги в Константинополе. («Дилетант»)
Собор Святой Софии — один из шедевров византийских архитекторов, возведённый по приказу императора Юстиниана I в VI веке. Новый храм должен был превзойти все построенные к тому моменту здания в мире.
Работы велись пять лет, в них участвовали десятки тысяч рабочих, а затраты, похоже, были сопоставимы с годовым бюджетом государства. После падения Константинополя в 1453 году собор по воле султана Мехмеда II был трансформирован в мечеть, к ней пристроили минареты.
Сейчас архитектурный комплекс превращён в музей, службы там не проводятся.
Таинство крещения
Христианство стало появляться на Руси уже в IX веке, к середине следующего столетия стали возводиться первые храмы — при желании священника для таинства крещения можно было найти и в стольном граде.
Визит Ольги в Константинополь и её крещение не ускорили процесс христианизации. Язычники к новой вере и её приверженцам относились издевательски. Князь Святослав отклонял просьбы матери креститься. Однако увещевания Ольги всё же не были напрасны.
В 988 году Русь крестил её внук Владимир.
Фрагмент картины «Крещение княгини Ольги в Константинополе». («Дилетант»)
Год крещения Ольги и количество её поездок в Константинополь на протяжении многих лет остаются предметом спора среди историков. Если верить «Повести временных лет», то крещение состоялось в 955 году.
Патриархом тогда был сын византийского императора Романа I Лакапина Феофилакт, которого называют одним из слабейших управленцев Восточной церковью той эпохи.
Патриархом он стал в 13 лет, а жизнь его оборвалась, когда ему не было и 40, в результате несчастного случая: Феофилакт погиб, упав с лошади.